Старшие подростки: Подростковый возраст — Википедия – Вы точно человек?

Содержание

Подростковый возраст — Википедия

Запросы «Подросток» и «Отрочество» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Подросток и Отрочество.

Подростко́вый во́зраст[1] — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Бразильские подростки

Культурно-историческая природа подросткового возраста[править | править код]

Подростковый возраст как отдельно рассматриваемая стадия в развитии человека существовал не всегда.

Филипп Ариес пришёл к выводу, что в Европе до XIX века отсутствовало понятие той возрастной категории, которую сегодня принято называть отрочеством. Ариес полагал, что это понятие появляется лишь в конце XIX века, когда юность становится основной темой в литературе, к ней проявляют внимание моралисты и политики[2].

Причиной возникновения подросткового возраста стала необходимость этапа подготовки к взрослому возрасту. Социальная и технологическая организация общества настолько усложнилась, что для успешного вхождения в мир взрослых необходим ещё один возрастной период

[3][уточнить].

Периодизация подросткового возраста[править | править код]

Советский психолог Д. Б. Эльконин[4] выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).

Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12[5] до 17[5] лет).

Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), подростки — лица в возрасте 10—19 лет (ранний подростковый возраст — 10—14 лет; поздний подростковый возраст — 15—19 лет)

[6]. По данным ООН, на 2011 год в мире насчитывалось более миллиарда подростков[7].

Распространённое сейчас слово тинейджер[8] происходит от англ. teen — составной части в названиях чисел от 13 до 19, и англ. age — возраст, то есть тинейджер — буквально, лицо в возрасте 13—19 лет.

Задачи развития в подростковом возрасте[править | править код]

Подростковый возраст[9] полон противоречий. Д. Б. Эльконин выделял возникающее у подростков чувство взрослости и тенденцию к взрослости. Однако желание быть взрослым вызывает сопротивление со стороны окружающих. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать.

[4]

Также существует разрыв между половым созреванием и социокультурным развитием. По множеству психологических и физиологических характеристик подросток соизмерим, но не равен взрослому[10].

В этот период перед подростком стоит задача самосознания и самоопределения в системе ценностей и отношений между людьми.

Р. Хевигхерст выделяет следующие направления развития:[11]

  1. В связи с половым созреванием и физическими изменениями подростку необходимо построить новый телесный образ «Я», сформировать полоролевую идентичность;
  2. Важно развить навыки межличностного общения, вхождения в группу сверстников;
  3. Построить новые отношения в семье на основе эмоциональной независимости и автономии при сохранении материальной и психологической поддержки
  4. Развитие абстрактного мышления;
  5. Формирование системы ценностей и жизненной философии;
  6. Самоопределение в области образования и профессии;
  7. Подготовка к семейной жизни.

Физические изменения и половое созревание[править | править код]

В 12—17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации. К 12—15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции — первый признак полового созревания юношей.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я»[2].

Психическое развитие в подростковом возрасте[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.[4]:42

Социальная ситуация развития[править | править код]

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей

[10]. Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок[12]. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым[13].

Ведущая деятельность[править | править код]

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития[13].В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.[4]

Новообразования[править | править код]

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью[14].

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании.[4]:18

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счёте позволит ему жить самостоятельно.

[14]

Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.[12][15][16]

Подростковые страхи[править | править код]

У подростков имеются детские (возрастные) страхи. Детский психолог А. И. Захаров отмечал, что по данным специального опроса среди подростков в возрасте 10—12 лет абсолютно преобладали природные страхи, а затем доминировали социальные страхи (их пик пришёлся на возраст 15 лет)

[17]. Выделяют 5 видов социальных страхов у подростков в возрасте от 10—11 лет до 15 лет (или в возрасте от 11—12 лет до 16—17 лет)[18]:

  1. Страх «быть не собой», то есть стать кем-то другим;
  2. Страх провала, осуждения, наказания. Причина — перфекционизм или максимализм подростка, который склонен из единичного факта делать общие выводы без учёта индивидуальных особенностей человека и наклеивать «ярлык» «поражения» или «успеха» вне зависимости от затраченных усилий;
  3. Страх физических уродств. Подросток очень сильно переживает из-за постоянных изменений своей внешности в связи с половым созреванием и гормональными всплесками;
  4. Страх одиночества;
  5. Страх бесперспективности и невозможности самореализации.

Исследование, проведённое среди подростков в возрасте 13—14 лет (Костромская область) показало, что на возникновение социального страха у них большое влияние оказывает такой фактор, как место проживания (город или сельская местность)[19]. У городских подростков небольшой по численности жителей Костромы гораздо чаще встречались гелотофобия, страхи буллинга и одиночества, чем у их ровесников из малокомплектных сельских школ[19]. Зато сельские подростки Костромской области намного чаще испытывали страхи осуждения, общения с незнакомыми людьми и наказания[20].

Страх будущей самостоятельной жизни силён у российских подростков, воспитывавшихся в детском доме. Исследование, которое проводилось в детском доме № 4 города Комсомольск-на-Амуре показало, что воспитанники подросткового возраста боятся повторения судьбы своих «неблагополучных» родителей

[21].

Подростковый возраст в различных концепциях развития[править | править код]

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон в своей концепции выделяет подростковый возраст как ключевой в развитии эго-идентичности. По мнению автора, идентичность — это чувство непрерывной самотождественности, целостности, последовательности и уникальности собственной личности.

Молодые люди в период подросткового возраста осуществляют выбор в некоторых жизненных сферах: профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, принятие определённой гендерной и социальной роли. Они активно ищут и экспериментируют, формируя некую целостность, которую Эриксон назвал «первой истинной идентичностью»

[22].

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Ж. Пиаже выделяет в этом возрасте стадию формальных операций. Постепенно умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Подросток может оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. В этом возрасте развивается логическое мышление[15].

Концепция Л. И. Божович[править | править код]

По мнению Л. И. Божович, все прежние отношения ребёнка к миру и к самому себе перестраиваются. У подростка развивается самосознание и самоопределение.

Формирование самосознания происходит через анализ подростком своей деятельности и своих поступков, в первую очередь анализ учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками.

К концу школы происходит самоопределение подростка, связано оно в первую очередь с выбором профессии. Самоопределение основывается на сложившихся интересах и стремлениях, с учётом возможностей и внешних обстоятельств, опирается на мировоззрение подростка[14].

Авторы доклада ЮНИСЕФ «Положение детей в мире» (2011) отмечают[23], что подростковый возраст — важный этап развития человека. Ведь именно во втором десятилетии жизни ярко проявляются бедность и неравенство. У молодых людей из бедных слоев общества меньше шансов на получение образования. Они чаще подвергаются насилию. Они привлекаются к тяжёлому труду, их принуждают к ранним бракам. В развивающемся мире у девушек вероятность выйти замуж в возрасте до 18 лет в три раза выше, чем в развитых странах. Ранние браки сопровождаются высокой материнской и детской смертностью, а также нищетой и бедностью. Большинство сегодняшних подростков — 88 % — живут в развивающихся странах. Многие из них сталкиваются с огромными трудностями.

Согласно отчёту Всемирной организации здравоохранения о состоянии здоровья подростков в разных странах мира[24], молодые люди из этой возрастной категории чаще всего сталкиваются с депрессиями, именно поэтому третьей наиболее распространённой причиной смерти подростков является суицид, который опережают только ДТП и ВИЧ/СПИД. Депрессия также является ведущей причиной подростковой заболеваемости и нетрудоспособности. В отчёте отдельно отмечается, что в тех странах, где наиболее развит Интернет, выявлена прямая связь между самоубийствами подростков и так называемым кибербуллингом — жёсткой травлей в интернете, которая регулярно уносит жизни все большего числа школьников и студентов[источник не указан 22 дня].

  1. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  2. 1 2 I. Отрочество: исторический подход / Кле М. Психология подростка // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И.. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 103—140.
  3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.
  4. 1 2 3 4 5 Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.
  5. 1 2 Большой толковый словарь русского языка подросток // / С. А. Кузнецов. — 1-е. — СПб.: Норинт, 1998.
  6. ↑ Возрастные границы отрочества и юности не жестки
  7. ↑ Информационный центр ООН в Москве — Пресс-бюллетень Архивировано 20 сентября 2012 года.
  8. ↑ ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» | Словари | Проверка слова
  9. ↑ Портрет современного подростка XXI века (на материалах СМИ) (неопр.). www.metodichka.org. Дата обращения 29 января 2017.
  10. 1 2 Л. С. Выготский. Педология подростка. — Москва, 1929.
  11. R. J. Havighurst. Developmental tasks and education. — 3rd. — New York: Longman, 1953.
  12. 1 2 А. А. Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319—396. — 656 с.
  13. 1 2 Л. Ф. Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359—390. — 460 с.
  14. 1 2 3 Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
  15. 1 2 Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
  16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е издание. — Спб: Питер, 2012. — С. 492—556. — 940 с.
  17. ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 90 — 91
  18. ↑ Петрова М. В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — С. 712
  19. 1 2 Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 149—150, 152
  20. ↑ Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 2. — С. 154
  21. ↑ Опевалова Е. В., Ишутинова Т. М. Страхи и опасения воспитанников детского дома // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. — 2007. — № 1. — С. 118—119
  22. Э. Эриксон. Идентичность: юность и кризис. — 1968.
  23. ↑ Положение детей в мире. 2011 // ЮНИСЕФ, 2011
  24. ↑ Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков. Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья. // Отчёт ВОЗ, 2009—2010.

описание, порядок определения, психологические аспекты

Стенли Холл говорил о нем, что это период бури и натиска. — говорил о нем Стенли Холл. Ж-Ж. Руссо называл его периодом бурь и страстей, процессом «рождения во взрослую жизнь». Для Л.С. Выготского он был переломным, критическим, переходным. Родители и учителя считают, что он трудный, невыносимый, кошмарный. И это все он — подростковый возраст. Когда его ждать? Как к нему подготовиться, понять и пережить?

Когда подросток стал проблемой

Подростковый возраст как самостоятельный и обособленный период человеческой жизни — это относительно современное явление. Исследования антропологов и культурологов описывают гармоничное и бесконфликтное протекание процесса взросления в примитивных культурах, а также в эпоху допромышленного развития цивилизации. Дети с ранних лет были включены в трудовую и повседневную бытовую жизнь окружающих. Имели обязанности, физически выполнимые в их возрасте, несли ответственность за результат перед семьей, племенем.

После окончания младенчества прекращалось жесткое разделение форм поведения на детское и взрослое. Таким образом человек с ранних лет приобретал навыки и знания, необходимые в дальнейшей жизни. В таких условиях обучение способам взрослого поведения происходило плавно. К возрасту полового созревания ребенок был полностью готов к выполнению требований самостоятельной зрелой жизни. Только с середины 17 века стали выделять особый период в жизни человека — подростковый возраст в качестве нового социального явления.

Юридические границы подросткового возраста

Кто и когда определил эти границы

Все основные направления и школы зарубежной психологии не обошли своим вниманием вопрос о том, каковы возрастные границы подросткового возраста. С.Холл первым из психологов дал научное обоснование этого явления. Он считал, что возрастные границы подросткового возраста составляют период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет). Его последователи выделяли в этом диапазоне уже два периода — от 11-13 лет и до 17-20 лет. До сих пор не удалось выработать единый подход к определению четких возрастных границ этого периода. Несмотря на то, что в английском языке под определение подросток попадают только лица в возрасте 13-19 лет, в зарубежной психологии преобладает определение adolescence — взросление с диапазоном от 12-14 до 25 лет.

Границы подросткового возраста в отечественной психологии

В России проблемы, связанные с данным возрастом, первыми исследовали Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Основной причиной особенностей данного периода они считали кардинальную смену интересов и ведущей деятельности.

Исходя из этого, общий возрастной период от 11 до 17 лет подразделяют на два: первый от 11 до 15 лет, и старший подростковый возраст в границах 15-17 лет.

Интересы, свойственные подросткам в это время, следующие:

  • К собственной личности.
  • Тяга к противодействию, сопротивлению.
  • Интерес к романтике, героизму, риску.
  • Установка на большие масштабы, глобализацию интересов

Границы подросткового возраста по Выготскому отмечены кризисами 13 и 17 лет, которые отделяют детство от подросткового периода и юношеского соответственно. Именно в это время подросткам свойственно совершать неординарные поступки.

Подростковый возраст по Выготскому границы

Взгляд со стороны

Медицинская наука по-другому отвечает на вопрос о том, каковы границы подросткового возраста. В возрастной физиологии установлены следующие этапы взросления и их нормы.

мальчики (лет)девочки (лет)
1 этапот 10-13 до 12-14от 8-10 до 9-12
2 этапот 12-14 до 13-16от 9-12 до 10-12
3 этапот 13-16 до 15-17от 10-13 до 11-14
4 этапот 15-17 до 17-18от 11-14 до 15-16

Первый этап — начало усиленного роста костной и мышечной тканей. Появление признаков полового формирования.

Второй этап — основным признаком являются скачки роста (прибавка достигает до 8 см в год) и увеличение массы тела (до 8 кг в год). Продолжается развитие вторичных половых признаков: набухание груди и молочных желез (у мальчиков впоследствии пропадает), слабая пигментация, начало роста пениса.

Третий этап — максимальная активность тестостерона и эстрогена приводит к бурному половому формированию. Активный рост волос на теле (согласно мужскому и женскому типу), ломка голоса, первые эякуляции у мальчиков и менструации у девочек

Четвертый этап — окончательное формирование репродуктивной системы.

Особенности физиологического взросления

Интенсивная перестройка эндокринной системы знаменует собой с точки зрения медицины начало подросткового возраста. Окончание этого периода — достижение половой зрелости.

В это непростое время ребенок постоянно приспосабливается, адаптируется к физическим и физиологическим изменениям, которые происходят в его организме с необычайной скоростью. Новые пропорции тела лежат в основе неуклюжести, подростковой угловатости. Это не прибавляет молодой личности уверенности в себе. У мальчиков во время смены тембра голоса иногда случаются срывы на высоких нотах, что также может переживаться ребенком болезненно.

Сроки формирования вторичных половых признаков имеют большой индивидуальный разброс в рамках общей возрастной нормы, что приводит к переживаниям и непринятию своего тела. Бурное развитие вызывает проблемы в работе сердца, легких, кровеносной системы, что приводит к перепадам мышечного и сосудистого тонуса, а также физического состояния и настроения. Эмоциональная нестабильность усиливается новым для подрастающей личности чувством сексуального возбуждения. Все это усугубляет сложность и противоречивость подросткового возраста.

Возрастные границы подросткового возраста составляют

С точки зрения закона

Юридические правовые нормы для юношей и девушек в Российской Федерации регулируются Гражданским Уголовным Кодексами РФ.

Согласно им, юридические границы подросткового возраста установлены в пределах от 14 до 18 лет. Данная категория граждан РФ называется несовершеннолетними.

Некоторые правовые нормы касаются и ребят от 6 до 14 лет. Это малолетние несовершеннолетние.

Права и обязанности

Как зафиксировано в нормативных документах:

Малолетние несовершеннолетние имеют такие права:

  • Совершать мелкие бытовые сделки (покупки).
  • Распоряжаться по собственному усмотрению средствами, предоставленными законными представителя с их согласия.
  • С 10 лет мнению и действия ребенка придается юридический смысл.

Несовершеннолетние имеют такие права:

  • Быть авторами произведений искусства, литературных и научных работ.
  • С 14 лет устраиваться на работу с согласия родителей.
  • С 15 лет самостоятельно устраиваться на работу.
  • С 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью
  • Распоряжаться своим заработком и доходами по своему усмотрению
  • имеют право открывать счет в банке, распоряжаться вкладом по своему усмотрению.
  • с 16 лет появляется полная административная и юридическая ответственность.
  • с 16 лет возможна юридическая эмансипация (признание полной дееспособности по решению суда или органов опеки).
Возрастные границы подросткового возраста

Что говорят психологи

Почему в современном мире так остро, а зачастую и болезненно переживается короткий (относительно к общей продолжительности жизни) подростковый период?

Л.С, Выготский отмечал три линии взросления человека в онтогенезе. Эти векторы развития имеют начальную и финальную точки своего направления. Вот три вида созревания:

  • Органическое.
  • Половое (составляющая часть органического созревания, но настолько важная, что выделена в особое направление).
  • Социальное.

В примитивных культурах и до 17-18 веков финальные точки полового и социального взросления совпадали. Это фиксировалось ритуалами инициации и традициями общежития, которые способствовали началу самостоятельной взрослой жизни, такими как военная служба, обучение ремеслу вне семейного клана (ученичество), создание собственной семьи. Позже (через пару лет) завершалось органическое взросление.

Как вы теперь определите границу подросткового возраста? Вследствие развития общества и усложнения социального взаимодействия окончательные точки взросления сильно разошлись во времени. Сначала завершается половое созревание, затем органическое. Развитие социальной самостоятельности сейчас очень растянуто во времени. Начавшись в 13 лет, оно часто не заканчивается и в 25.

Определите границу подросткового возраста

Почему с ними так сложно

В границах подросткового возраста возникает новая особенность психологического развития человека — чувство взрослости. В рамках этого новообразования ребенок стремится к полной самостоятельности.

На начальном этапе пути своей новой жизни ребенок прибегает к демонстративным проявлениям взрослости. Появляется желание быть независимым в выборе одежды, самостоятельным в выборе друзей и развлечений. У юного человека возникает потребность сопротивляться временным рамкам режима, установленного родителями и учителями. Нередко подростки используют атрибуты взрослой жизни, запрещенные детям — курение, алкоголь, ненормативная лексика, пытаясь тем самым расширить возрастные границы подросткового возраста.

Окружающие часто называют младший подростковый возраст детством. Поэтому они не только не помогают повзрослевшей личности утвердиться, но и усиливают контроль, свое давление. Это приводит к обострению конфликта, начинается дистанцирование от родителей в психологическом и эмоциональном плане.

Семья или улица

Важным и определяющим становится влияние сверстников. От них во многом зависит представление подростка о себе, своей значимости и ценности. В этот период начинает формироваться статус «Я — концепция». Если раньше в оценке себя ребенок ориентировался на мнение взрослых, то с 11-12 лет проявляется интерес к собственному внутреннему миру. В это время происходят первые опыты рефлексии и самопознания. Понять, какой он есть на самом деле — главная составляющая сложной внутренней работы подростка.

Оценки при этом очень пристрастны и не всегда соответствуют действительности. Непринятие своей внешности — это только вершина айсберга проблем, которые пытается решить подросток, формируя образ «реальный Я». Существует и образ «Я идеальный», который складывается под влиянием окружения: сверстников, СМИ, значимых взрослых. Несовпадение данных образов приводит к переживаниям, девиантному поведению. Задача родителей состоит в том, чтобы сблизить эти образы, мягко их корректируя.

Каковы границы подросткового возраста

Быть или казаться

Пытаясь всеми силами казаться взрослыми, дети младшего подросткового возраста еще не готовы и не могут быть таковыми в полной мере. В сложных ситуациях, когда необходимо нести ответственность за свои поступки и решения, они желают получить защиту и опеку взрослых. Чуткий и мудрый родитель никогда не будет использовать эту уязвимость ребенка в качестве способа подавить его самостоятельность. Защитив и решив проблему, правильный родитель постарается подсказать, как действовать в следующий раз, чтобы решить ситуацию без помощи взрослых.

В начале жизненного пути

В старшем подростковом возрасте остро встают вопросы жизненных перспектив, профессионального самоопределения, нравственных ориентиров. Основное влияние на формирование данных критериев личности оказывает семья. Сознательно, а чаще неосознанно, пишется сценарий будущей жизни. В этот период подросток пытается отстоять свою социальную независимость, так как от него могут потребовать одновременно беспрекословного подчинения и принятия ответственного решения. Он чувствует себя «на двух стульях»: голосовать можно, но жениться нельзя, работать можно, но купить алкоголь нельзя. Атрибуты взрослой жизни перемежаются с ограничениями, характерными для детства.

Старший подростковый возраст границы

Взрослый, но еще ребенок

Три совета для родителей:

  1. Если вы запутались в возрастных границах подросткового возраста, внимательно относитесь к своему ребенку. Все эти нормы весьма условны и имеют большие индивидуальные расхождения.
  2. Если вы считаете, что развитие вашего ребенка не соответствует этапам, описанным в статье, еще раз прочтите пункт 1.
  3. Если вы сравниваете своего ребенка с другими (детьми друзей, коллег, одноклассниками), снова перечитайте пункт 1.

Зная и понимая особенности подросткового возраста в современном мире, можно немного ослабить «бури и страсти», сопровождающие взросление. Однако вряд ли получится их полностью избежать.

Статья: Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст и его особенности.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются «критическими периодами детства».

Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества.

Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом «бури и натиска», описал 3 типа развития отрочества:

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее проявления в подростковом возрасте.

Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое понятие «серьезная игра». Примером «серьезной игры» могут служить занятия спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).

В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса «Кто я» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

  1. Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит теперь вне её.
  2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
  3. Подросток начинает вести дневник.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о себе как «не о ребенке». Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными «взрослыми умениями» – социальная и интеллектуальная взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.

Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения у подростков стали актуальной проблемой.

Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Переходный период, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком

Какой возраст считается переходным

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа : ранний, средний и поздний.

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понять , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются первые волоски на лобке.

В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.

Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами. 

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.

Каковы особенности детей переходного возраста

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях .

Их очень смущают пристальные взгляды

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Они принимают невыгодные решения под влиянием компании

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

14 лет называют самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

У них ухудшается память

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Их не мотивируют наказания

Нейропсихологи установили , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Они находятся в поиске себя

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.

Читайте также 🧒👧👦

Возрастная периодизация — Википедия

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:[3]

  • Раннее детство
  • Детство
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста[11]:

Возрастные периоды у детей
  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

Материал на тему: Родительское собрание Тема: Возрастные особенности старших подростков (8-9 классы)

Родительское собрание

Тема: Возрастные особенности старших подростков (8-9 классы)

Цель собрания: Ознакомить родителей  с возрастными особенностями девятиклассников

Задачи:  1. Донести до родителей проблемы, волнующие ребят в

                   подростковом возрасте.

               2. Расширить знания родителей о психологических особенностях старших

                 подростков

              3. Ознакомить родителей с советами социального педагога.

Ход собрания

1. Выступление классного руководителя

Здравствуйте уважаемые родители!  Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться с особенностями старших подростков, чтобы  избежать  трудностей, помочь им, а значит и нам самим в решении жизненно важных вопросов.

Юношеский возраст длится с 14-15 до 18-20 лет. Эта граница очень условна, зависит от личностных особенностей человека. В одном классе за партой могут сидеть и подростки и юноши. Чем они отличаются друг от друга? Подростки более эмоциональны, импульсивны, а юноша сдержан, сам в себе, своих мыслях и раздумьях, так как в этом возрасте появляются такие чувства как первая любовь, чувство одиночества.

 Какие проблемы волнуют ребят в этом возрасте:

  • положение в семье, отношение с родителями.
  • развитие внутреннего мира, самосознания.
  • переживание и поиск любви.
  • выбор профессии и социальное положение

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие:

  • потребность в самопознании
  • в самооценке
  • в самоопределении
  • в самовоспитании
  • в психологической и эмоциональной независимости
  • в достижении определённого статуса

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст уникален и своеобразен, поэтому родитель, как никто другой, может помочь подростку. Может быть, поэтому именно родители подростков чаще всего обращаются за помощью к  специалистам: школьному психологу, социальному педагогу, детскому врачу.

Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения в своём ребёнке, нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности. И в то же время сами подростки кричат о боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и  в то же время стремятся к нему, мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения.

Таким образом, родители хотят получить помощь самим себе, но не видят необходимости в оказании помощи своему ребёнку и своей роли в этом. Поэтому первоочередная задача родителей – переориентироваться от стремления получения помощи к оказанию помощи своему ребёнку в достаточно сложный для него период. Как это можно сделать? Каким образом её оказывать, и какие основные направления помощи подростку избрать?

Для подростка важно абсолютное принятие самого себя. Но для него так же важно и  принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Однако известно, что в подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счёт быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т. п.

Это может сопровождаться снижением самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Поэтому особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями через удовлетворение потребности в любви и принятии. Соответственно, перед родителями встаёт задача полного удовлетворения этой потребности, причём для этого иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым в отношении маленьких детей: обильным словесным и тактильным поглаживаниям.

Для подросткового возраста характерно причудливое сочетание черт детскости и взрослости. После относительного «затишья» наступает пора бурных изменений, связанных с физическим созреванием, интеллектуальным и личностным становлением. Взаимопонимание между взрослыми и подростками легко нарушается. Подростку необходимы время и место для осмысления себя, своего места в мире — без определенной внутренней работы взрослость не достигается, но никакие специалисты не скажут точно, в какое время и как происходит эта внутренняя деятельность — это очень индивидуально. Одним из путей внутреннего развития является общение со сверстниками. Однако родителям очень трудно признать, что приятели для сына или дочери важнее, чем они сами.

      Нередко все несемейные влияния воспринимаются как угрожающие развитию, если не здоровью ребенка. Родители буквально приходят в ужас от увлечений детей: музыки, танцев, сленга, от «висения» на телефоне, в перспективе они видят только наркотики, проституцию или другие неприятности и пытаются оградить детей от возможных несчастий, налагая на все запреты. Другие родители, напротив, очень ярко помнят тяжесть запретов своих родителей — и позволяют детям все. Каждая семья вынуждена искать свой, приемлемый для ее членов, баланс между уровнем доверия к ребенку, его здравомыслию, способности отвечать за себя и степенью контроля за тем, что он делает. Что можно посоветовать родителям подростков — в любом случае не терять контакт с ребенком. Детям нужна самостоятельность, но без поддержки и опыта взрослых им не обойтись. Очень важно в этот период ваше уважительное отношение к ребенку (подростки очень чувствительны) при четком понимании, что этот  неузнаваемо изменившийся человек — ваш ребенок, и ему необходимы его родители. Можно ожидать, что ребенок будет вас понимать без усилий с вашей стороны — но можно и не дождаться.

 Родителей обижает стремление подростков к отделению, самостоятельности, независимости, тем более что часто это проявляется в нелепой, утрированной форме. Родителей можно понять, но закон развития таков: чтобы стать взрослым, подросток должен отделиться от родителей, сначала — психологически, а затем — территориально и материально.

Внутренний мир подростка очень хрупок, является для него некоторым интимным таинством. Отсюда вытекает выраженная защита подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых. Подросток должен иметь возможность говорить с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе думать по ряду вопросу по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями.

Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Главная задача родителей – способствовать становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности.

 Я хочу предложить вам набор правил общения с подростком

  1. Не вмешивайтесь в дела подростка, если видите, что он должен справиться сам.
  2. Помогите подростку, когда он хочет вашей помощи.
  3. Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и оставляйте их для самостоятельного решения.
  4. Позвольте своему ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
  5. Не стесняйтесь сказать подростку о своих отрицательных переживаниях, вызванных его поведением.
  6. Говорите о своих переживаниях, а не о его поведении, говорите от первого лица.
  7. Помните, что это еще в некоторой степени ребенок, и не требуйте от него невозможного.
  8. Не приписывайте эмоциональные проблемы своего ребенка, но демонстрируйте их активное слушание и понимание.

 

Таким образом, подростки очень нуждаются в общении с друзьями, в любви и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании.

Подросток не мыслит себя вне общения со сверстниками, друзьями. Дружба значит для него много: она позволяет помериться силами- физическими и духовными- с равными себе, оценить себя и других, ощутить свою индивидуальность. Подросток, как в зеркало, смотрится в оценку значимых людей, корректирует представление о себе. Поэтому оценка и положительная эмоциональная поддержка родителей и педагогов приобретают для него первостепенное значение.

В 9 классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать- продолжить обучение в школе, пойти учиться в училище или лицей.

Уважаемые родители! Если у кого-то есть вопросы ко мне, вы можете их задать.

3. Заключение:

Классный руководитель:

Подводя итоги, ещё раз отметим, что подростковый возраст представляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребёнком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния из-за того, что поздно что-либо изменить.

Я бы хотела раздать вам памятки, в которых содержатся некоторые советы. Я думаю, они помогут вам в воспитании ваших детей.

Памятка:

Из конструктивных советов можно выделить следующие:

  • помогайте подростку приобретать жизненный опыт.
  •  развивайте нравственные и коммуникативные качества, которые помогли бы ему переключиться со своей личности на окружающих людей.
  • помогайте подростку осознать свои актуальные потребности, для этого ставьте вместе с ним цели, помогающие ему достичь заветных желаний.
  • учите добиваться этих желаний.
  • помните, что подростки прислушиваются к вам только в том случае, если ваш интерес к их проблемам будет искренним, внимание_ неподдельным.
  • не забывайте: самым действенным средством влияния на подростка является оценка значимой группы сверстников.
  • и конечно же, подростковый возраст ни в коем случае нельзя рассматривать только как подготовку к взрослой жизни, он ценен сам по себе, впрочем, как и любой период человеческой жизни.

Разрешите закончить наш лекторий следующими словами:

«Возьмите полную чашу терпения,

влейте в неё полное сердце любви,

добавьте две горсти щедрости,

посыпьте добротой, плесните

немного юмора и добавьте как можно больше веры.

И предложите всё это своим детям

И окружающим вас людям!

Используемая литература:

   

1.  Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. //

     Педагогика. 1995.№4.

 2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. « Психологический справочник учителя». 

Подростковый кризис — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Подростковый кризис (от др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) — возрастной кризис, возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому. В периодизациях отечественных психологов[1] приходится на возраст 13 лет, однако может варьироваться в зависимости от длительности периода подростничества[2].

Согласно некоторым концепциям (учению Д. Б. Эльконина и др.) существует два подростковых кризиса, большой — при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и малый — при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому, в то время как в других концепциях указывается на непрерывность кризиса в подростковом возрасте.

Симптомами подросткового возраста являются[3]:

  • снижение учебной мотивации;
  • стремление быть взрослым, настаивание на новых правах;
  • конфликт с родителями и учителями;
  • протестное поведение.

Одна из характеристик подросткового кризиса — чувство взрослости.

Виды взрослости:

  1. Подражание внешним признакам взрослости. Подросток сравнивает себя со взрослыми и понимает, что ничем от них не отличается. Он начинает требовать, чтобы его не считали маленьким, претендует на наличие тех же прав. Ребенок стремится походить на взрослых, зачастую используя лишь внешние признаки «взрослости» — употребление спиртных напитков, курение, специфический лексикон, мода в одежде и т. д.[4]
  2. Социальная зрелость. Характеризуется участием в делах взрослых, всевозможной помощью им. Зачастую наблюдается в семьях, где подросток вынужден занять позицию взрослого. Забота о близких и помощь им становится основной жизненной ценностью подростка.
  3. Интеллектуальная взрослость. Выражается в стремлении что-то знать и уметь. Данное стремление мотивирует подростка на саморазвитие, познавательную деятельность за пределами школьной программы.

По мнению Л. С. Выготского, основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что половое развитие, социо-культурное развитие и окончание общеорганического роста не совпадают. В ходе исторического и культурного развития человечества границы периода детства были несколько расширены, вследствие этого возник подростковый возраст как переходный между детством и взрослостью.

Л. И. Божович весь подростковый возраст считает критическим, так как на данной стадии развития у ребенка возникают потребности, которые он не может удовлетворить в силу своей недостаточной социальной зрелости. Источником депривации этих потребностей могут быть не только внешние запреты, но и внутренние запреты самого подростка. Внутренние противоречия, по Божович, и есть основная характеристика подросткового кризиса.

Эрик Эриксон определял подростковый кризис с точки зрения кризиса идентичности, периода, в котором человек ищет свое место в мире, свою роль и предназначение.[5]

  1. Л.С. Выготский. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984.. — 1984.
  2. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — 2004.
  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — 2000.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология. — 1995.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — 1996.
  • Бурменская Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. — МПСИ Москва-Воронеж, 2005. — 656 с.
  • Выготский Л. С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Часть 2. Проблема возраста.
  • Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте, 2004.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000 г.
  • Фролов Ю. И. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М., 1997.
  • Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.. — 1996.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *