Сверхкомпенсация в психологии это: Сверхкомпенсация | Мир Психологии

Содержание

Сверхкомпенсация | Мир Психологии

СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ

 

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Сверхкомпенсация

  1. модель поведения, при которой компенсация имеющегося недостатка, реального или воображаемого, происходит путем переориентации деятельности на достижение цели, которая является мало- либо вовсе недоступной как раз из-за этого недостатка. Например, пациент со страхом высоты становится скалолазом, уделяя этому занятию слишком много времени и придавая ему несоразмерно большое значение в своей жизни. Этим термином обозначают также тенденцию психиатрических пациентов заниматься чем-либо, что им противопоказано;
  2. приложение слишком больших усилий к чему-либо с тем, чтобы прямолинейным образом, минуя обходные варианты поведения, преодолеть некую проблему, например, превозмочь какой-то свой недуг (по русской пословице: «заставь дурака богу молиться, он лоб себе расшибет»).

Ср. Гиперкомпенсация.

Психомоторика: cловарь-справочник. Дудьев В.П.

Сверхкомпенсация (от лат. compensatio — уравновешивание, уравнивание; compensare — уравновешивать; возмещать) — процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий «со стороны последнего защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать не посредственную опасность» (Л.С. Выготский, 1995; С.83).

Учение о сверхкомпенсации имеет фундаментальное значение, служит психологическим базисом для теории и практики воспитания ребенка с отклонением в развитии.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Сверхкомпенсация — термин, используемый с несколько меньшей степенью точности, чем корневое слово – компенсация. Основная идея состоит в том, что серхкомпенсаторное поведение – это больше, чем действительно требуется, чтобы преодолеть или убрать некоторые препятствия.

Путаница с термином Сверхкомпенсация исходит из того факта, что некоторые авторы используют его с отчетливо положительной коннотацией (подразумевая, что посредством экстраординарных усилий человек достигает больших высот, несмотря на, или, возможно, из-за, изначальный недостаток), в то время как другие используют его для обозначения своего рода отрицательной чрезмерной реакции (подразумевая, что индивид, так или иначе допускает патологические и вредные излишества).

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

9. Теория сверхкомпенсации Адлера, ее анализ Выготский

А. Ад­лер в своей теории сверхкомпенсации считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в самом дефекте сочетаются как отрицательные, так и положительные потенции: не­полноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему. Человек либо начинает беречь свой слабый орган, усили­вая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме. Например, ребенок со слабым зрением может натренировать себя в искусстве рассматривания, ребенок, прикованный к постели из-за болезни лег­ких, — развить разные способы дыхания. Мы часто мо­жем видеть детей, которые преодолели эти трудности и в процессе их преодоления развили необыкновенно по­лезные возможности». Борьбу неполноценного организма с внешним ми­ром сопровождают повышенные заболеваемость и смерт­ность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов — например почки — другой парный орган принимает на себя его функции и компенсаторно Развивается. Компенсацию непарного неполноценного органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психиче­скую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического раз­вития. Сверхкомпенсация развивает предчувствие и пред­видение, а также их действующие факторы — память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из непол­ноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант. Л.С. Выготский выявил в ней противоречия. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, отмечал он, следовательно, всякий дефект есть благо. На самом деле сверхкомпенсация — только один из двух полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в полную асоци-альность психологической позиции. Неудавшаяся компен­сация проявляется в болезни, вызываемой защитной борь­бой, т.е. направляет по ложному пути.Современное понимание компенсации строится в
ди-алектико-материсишстическом
русле. Компенсация дефек­та рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них яв­ляются деятельность и социальные отношения, в кото­рые вступает человек в процессе жизни с недугом.Человек — существо биосоциальное, для его разви­тия в равной мере важны биологические и социальные факторы. И в компенсаторных процессах задействованы и те и другие, но на разных уровнях их соотношение различно, ведущая роль принадлежит социальным фак­торам.

10. Компенсация отклонений как процесса. Компенсация и коррекция.

Коррекция представляет собой процесс исправления различных измененных функций человека. Коррекция подразумевает конкретный метод воздействия на человека с целью исправления аномальных дефектов. Процесс коррекции относится к внешним воздействиям. Методы коррекции используются в случаях различных нарушений функции человека, т. е. восполнение утраченной по каким-либо причинам функции организма.

Компенсация – это процесс замещения отсутствующих или полностью утраченных функций, на основе существующих нормально развитые функции организма. Компенсация утраченных или отсутствующих функций проводится под контролем ВНД. Все компенсационные процессы проводятся в пять этапов:

1) определение пораженной или частично утраченной функции путем сопоставления с нормальным действием другого аналогичного органа, нарушение функций может быть следствием расстройства деятельности самого органа, побочными последствиями травматичных ситуаций;

2) проведение оценки степени нарушения функций;

3) создание индивидуальной программы для проведения компенсации;

4) проведение контроля над процессом реализации компенсации;

5) при восстановлении поврежденной или частично утраченной функции процесс компенсации приостанавливается.

Коррекция и компенсация взаимно дополняют друг друга во многих процессах, основанных на психологии, но они имеют разные назначения.

Коррекция используется в психолого-педагогических и лечебных целях, которые предназначены для преодоления многих недостатков психического и физического развития человека. Компенсация представляет собой сложный процесс, направленный на восстановление или замещение утраченных способностей.

Если коррекция может изменить и подстроить способности человека к существующим условиям жизни, то компенсация не всегда дает полноценное возмещение утерянных функций.

Компенсация может остаться на незавершенной стадии и лишь частично восполнить функции. При сбалансированном использовании обоих процессов высока вероятность восполнения потерянных способностей. Например, при нарушениях опорно-двигательного аппарата одновременная коррекция на психологическом уровне и компенсация отсутствующих органов дает более высокий результат осознания возможности дальнейшего развития. При этом снижается уровень торможения процессов компенсации и коррекции, так как осознанное приятие собственных недостатков не является преградой к дальнейшему развитию. Оба процесса взаимосвязаны и неотделимы.

Учение о сверхкомпенсации А. Адлера » СтудИзба

Учение о сверхкомпенсации А.

Адлера.

По мнению Адлера, стремясь самоутвердиться среди других, индивид пытается преодолеть свою реальную или мнимую «неполноценность» путем стимуляции собственных способностей, Адлер выделял различные виды компенсации и соответствующие им «стили жизни»:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2.  Сверхкомпенсация, которая означает односторонне приспособление к жизни в результат чрезмерного развития какой-то одной черты или способности, формирующей личность.

3.  Уход в болезнь.

В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации «нормальными способами». Он «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу, что и становится причиной невроза. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации Адлер провозгласил движущими силами психического развития и доминирующими мотивами человеческой деятельности и поведения. Из этого следовало, что лежащее в основе человеческого поведения стремление к личному превосходству над другими определяет всю психику индивида, хотя сам индивид, как правило, не осознает наличие данного стремления.

Определенная переоценка Адлером места и роли «комплекса неполноценности» в структуре человека и его поведения ныне признается не только противниками, но и сторонниками его учения.

Ведущим мотивом, направляющим все действия индивида, Адлер считал некий внутренний план, ориентированный на достижение конечной цели — обеспечение развития личности и благополучия человечества, который дислоцируется в бессознательных слоях человеческой души. Эта новация Адлера — попытка социологизации бессознательного — сыграла в дальнейшем определенную роль в эволюции психологических подходов и версий западной социологии и психологии.

Адлер разработал довольно подробную программу изменения человека и общества. Согласно данному проекту, в общих чертах спасение человечества от психологической и экономической катастрофы предполагает коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие, а также переход от индифферентного и патологического потребления к здоровому, максимальную децентрализацию промышленности и политики, осуществление индустриальной и политической демократии соучастия и замену бюрократического способа управления гуманистическим,

Адлер не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие человека в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуют довольно строгие и устойчивые закономерности.

Но он не абсолютизирует роль случайности в развитии мира. В отличие от тех ученых, для которых только случай является причиной возникновения того или иного явления. А.Адлер признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой случайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мир человека.

Специфика психоаналитического учения Адлера состоит в том, что во внимание принимается только психологическое значение внешнего мира. Все другие составляющие не являются предметом осмысления, не входят в остов психоаналитического учения. Другая его особенность заключается в том, что основным объектом исследования у Адлера становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия.

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание на выявлении причины действий человека, то А. Адлер считал, что для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, «бессознательный жизненный план», при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность Согласно учению Адлера, индивид, стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, актуализирует свои творческие потенции. Адлер называет «вездесущее человеческое чувство неполноценности»: «…противоположность органической недостаточности из желаний, фантазий, снов, т.е. психических стремлений к компенсации, столь всеобъемлюща, что можно вывести основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. Психоанализ является научным методом, требующим известных технических приемов. Он стремится преодолеть расстройство психики посредством не сознания, а бессознательного. Кооперация — сотрудничество с другим, действования в качестве ценного, вносящего свой вклад члена общества.

Психотерапия — это упражнение в кооперации и проверка кооперации. Она может быть успешной, только если вы заинтересованы в другом.

Социальные отношения — прямое выражение чувства общественного.

Разум — это интеллект, содержащий общественное чувство и таким образом ограниченный тем, что общественно полезно.

Как можно увидеть из перечисленных понятий, на первом месте у Адлера стояло понятие «социальности», и все понятия объединены именно этим.

Компенсаторные механизмы | Блог 4brain

Испытывали ли вы когда-нибудь чувство неполноценности? Как вы с ним справлялись? Оно отравило вашу жизнь или стало двигателем при движении к целям? В статье мы обсудим, что такое реальная компенсация, сверхкомпенсация и псевдокомпенсация, и научимся их различать. А чтобы больше погрузиться в эту тему, узнать свои сильные и слабые стороны, приходите на нашу онлайн-программу «Самопознание».

Что такое компенсаторные механизмы?

Компенсаторные механизмы в психологии – это механизмы, направленные на восполнение, уравновешивание и возмещение чего-либо, но при этом не объясняющиеся в полной мере принципом гомеостаза. При компенсации утраченная психическая функция заменяется более приемлемой для человека способностью.

Впервые компенсаторные механизмы были рассмотрены психоаналитиками. Альфред Адлер считал, что неполноценность и её компенсация – это нормальное состояние человека. Он активно разрабатывал тему компенсаторных механизмов и выделял 3 вида неполноценности:

  • Физиологическая неполноценность. Отсутствие частей тела, зрения, слуха и т.д.
  • Социально-культурная неполноценность. Сюда входят неравенство социальных ролей, возрастные, половые, политические и экономические различия, вызывающие чувство неполноценности индивида.
  • Изначальная неполноценность человека. Это биологическая неполноценность человека вообще. По Адлеру, именно из стремления преодолеть эту неполноценность появились язык, техника, религия, мораль, наука, искусство, социальная организация и другие проявления культуры.

Зигмунд Фрейд критиковал подход Адлера, указывая, что далеко не все люди, которые чем-то ограничены, испытывают чувство неполноценности. Люди, лишённые зрения или слуха, могут быть даже излишне самоуверенными, люди с ампутированными конечностями могут чувствовать себя полноценными членами общества, не испытывая никаких притеснений. Фрейд утверждал, что людей, склонных к нарциссизму, встретить гораздо легче, чем тех, кто испытывает комплекс неполноценности.

На эту критику Адлер отвечал, что «комплекс неполноценности» – это только идея, способ объяснить некоторые психологические процессы. Речь не идёт о фактической полноценности, т.к. её критерии относительны и могут отличаться в различных культурах.

Неполноценность – это чувство, дающее нам приток сил и побуждающее к действию. Если человек ощущает себя неполноценным, он стремится к компенсации. Говоря о компенсации, Адлер использовал 3 термина: реальная компенсация, сверхкомпенсация и псевдокомпенсация. Рассмотрим каждое из них.

1

Реальная компенсация

Реальная компенсация – это адаптация к условиям жизни. Несмотря на то, что ранее человек испытывал неполноценность, сейчас он отлично приспособлен ко всем жизненным ситуациям. Условиями реальной компенсации Адлер называл:

  • стремление к превосходству;
  • стремление к власти;
  • упорство;
  • социальное чувство (интерес к людям, общественным процессам и т.д. – это побуждает индивида включиться в процесс компенсации).

Адлер был убеждён, что реальной компенсации достигает большинство индивидов, испытывавших чувство неполноценности.

2

Сверхкомпенсация

Сверхкомпенсация – это усиленное внимание к слабому органу или способности, его/её усиленные тренировки, либо развитие других органов и способностей, которые, при наличии благоприятных условий, приводят к выдающемуся результату. Например, человек, которому трудно общаться с людьми, может компенсировать свою социальную неловкость успехами в изучении какой-либо науки. Из-за сверхкомпенсации изначально неполноценный человек может стать гением.

3

Псевдокомпенсация

Псевдокомпенсация – это своего рода шантаж, при котором компенсация достигается не за счет развития, а за счёт других людей. Адлер выделял три ситуации, которые располагают к возникновению псевдокомпенсации:

  • наличие таких физиологических недостатков, которые приводят к недомоганию и психологической перегрузке;
  • гиперопека, чрезмерная забота и атмосфера всепрощения способствуют формированию у индивида нездорового эгоизма, капризности, неспособности к сотрудничеству, нетерпимости, желания брать, ничего не отдавая взамен;
  • пренебрежение, недостаток любви, отсутствие душевной близости и откровенных разговоров о проблемах приводят к недоверию людям, неспособности любить и дружить.

При этом псевдокомпенсация осуществляется следующими способами:

  • Уход в болезнь. Человек любой промах оправдывает своей неполноценностью, он ожидает, что, даже если она никак не повлияла, ему должны сделать поблажку. Это помогает избегать проблем. Также уход в болезнь позволяет индивиду манипулировать другими людьми, давить им на чувство жалости. Он пользуется сочувствием других ради самоутверждения и достижения своих целей.
  • Уход в слабость. Это осознанный выбор пути жертвы. Такие люди намеренно выбирают себе самое худшее, гасят свои амбиции, не пытаются ничего добиться. Их слабость и беспомощность – источник чувства морального превосходства.
  • Комплекс превосходства. Чтобы убежать от чувства неполноценности, человек начинает культивировать в себе ощущение незаменимости.
  • Лень. Индивид с комплексом неполноценности просто отказывается что-либо делать, чтобы избежать трудностей.
  • Самореклама. Люди, страдающие от собственной неполноценности, начинают стремиться обратить на себя внимание окружающих, они пытаются показать себя с лучшей стороны, вызвать одобрение и получить положительную стимуляцию. Это приводит к сильной зависимости от чужого мнения.

Таким образом, от выбора способа компенсации зависит весь жизненный путь человека. Если он с детства будет заниматься псевдокомпенсацией, он обречён на жалкое существование. Если же он направит свою энергию на сверхкомпенсацию, он сможет стать выдающимся человеком.

Поэтому полезно проанализировать свою жизнь и задать себе несколько вопросов:

  • Испытывал ли я когда-нибудь чувство неполноценности? Испытываю ли я его сейчас?
  • К какому способу компенсации я прибегал ранее и прибегаю сейчас?
  • Удовлетворяет ли меня мой способ компенсации? Не стоит ли попытаться изменить свою модель поведения?

Итого

Давайте подведём итоги:

  • испытывать чувство неполноценности – это нормально;
  • избавиться от чувства неполноценности можно путем реальной компенсации, сверхкомпенсации или псевдокомпенсации;
  • реальная компенсация – это адаптация к условиям жизни;
  • сверхкомпенсация – это достижение выдающихся успехов, обусловленное стремлением избавиться от чувства неполноценности;
  • псевдокомпенсация – это избавление от чувства неполноценности за счет манипуляции окружающими.

Как видите, даже комплекс неполноценности не является непреодолимой преградой на пути к жизненным достижениям. Главное – правильно с ним справляться.

Желаем успехов!

Лев Выготский (Выгодский) — Дефект и сверхкомпенсация читать онлайн бесплатно

Лев Выготский

Дефект и сверхкомпенсация

В тех системах психологии, которые в центр ставят понятие целостной личности, идея сверхкомпенсации играет доминирующую роль. «Что меня не губит, делает меня сильнее», – формулирует эту идею В. Штерн, указывая, что из слабости возникает сила, из недостатков – способности (W. Stern, 1923. С. 145). Широко распространенное и очень влиятельное в Европе и Америке психологическое направление, созданное школой австрийского психиатра Адлера и называющее себя индивидуальной психологией, т. е. психологией личности, развило эту идею в целую систему, в законченное учение о психике. Сверхкомпенсация не есть какое-либо редкое или исключительное явление в жизни организма. Примеров ее можно привести бесконечное множество. Это, скорее, в высшей степени общая и широчайше распространенная черта органических процессов, связанная с основными законами живой материи. Правда, мы до сих пор не имеем сколько-нибудь исчерпывающей и всеохватывающей биологической теории сверхкомпенсации, но в ряде отдельных областей органической жизни эти явления изучены столь основательно, практическое использование их столь значительно, что мы с полным правом можем говорить о сверхкомпенсации как о научно установленном фундаментальном факте в жизни организма.

Мы прививаем здоровому ребенку оспенный яд. Ребенок переносит легкую болезнь и по выздоровлении становится на много лет защищенным против оспы. Его организм приобрел иммунитет, т. е. не только справился с легким заболеванием, которое мы вызвали прививкой, но вышел из этой болезни более здоровым, чем был до нее. Организм сумел выработать противоядие в гораздо больших размерах, чем требовалось дозой внесенного в него яда. Если мы теперь сравним нашего ребенка с другими, не испытавшими прививки, то увидим, что он в отношении этой страшной болезни является сверхздоровым: он не только не болеет сейчас, как другие здоровые дети, но он и не может заболеть, он останется здоровым и тогда, когда яд снова попадет ему в кровь.

Вот этот, с первого взгляда парадоксальный органический процесс, превращающий болезнь в сверхздоровье, слабость в силу, отравление в иммунитет, и носит название сверхкомпенсации[1]. Сущность ее сводится к следующему: всякое повреждение или вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность. Организм представляет относительно замкнутую и внутренне связанную систему органов, обладающую большим запасом потенциальной энергии, скрытых сил. Он действует в минуты опасности как единое целое, мобилизуя скрытые запасы накопленных сил, сосредоточивая в месте опасности с большей расточительностью гораздо большие дозы противоядия, чем доза грозящего ему яда. Таким путем организм не только компенсирует причиненный ему вред, но всегда вырабатывает излишек, перевес над опасностью, приводящий его в более высокое состояние защищенности, чем то, которое у него было до возникновения опасности. К месту, в которое проникла зараза, белые кровяные шарики устремляются в гораздо большем количестве, чем нужно для того, чтобы справиться с заразой. Это и есть сверхкомпенсация. Если лечат туберкулезного больного, впрыскивая ему туберкулин, т. е. туберкулезный яд, то рассчитывают на сверхкомпенсацию организма. Это несоответствие раздражения и реакции, неравенство действия и противодействия в организме, излишек противоядия, прививка сверхздоровья через болезнь, поднятие на высшую ступень через преодоление опасности важны для медицины и педагогики, для лечения и воспитания. И в психологии это явление получило широкое применение, когда стали изучать психику не изолированно от организма, как отрешенную от тела душу, а в системе организма, как его своеобразную и высшую функцию. Оказалось, что в системе личности сверхкомпенсация играет не меньшую роль. Достаточно обратиться к современной психотехнике. Согласно ее взгляду, такая важнейшая в процессе воспитания личности функция, как упражнение, в сущности сводится к явлениям сверхкомпенсации. Адлер обратил внимание на то, что неполноценные органы, функционирование которых затруднено или нарушено вследствие дефектов, необходимо вступают в борьбу, в конфликт с внешним миром, к которому они должны приспособиться. Эту борьбу сопровождает повышенное заболевание и смертность, но борьба же таит в себе повышенные возможности сверхкомпенсации (A. Adler, 1927). Подобно тому как в случае заболевания или удаления одного из парных органов (почки, легкого) другой член пары принимает на себя его функции и компенсаторно развивается, подобно этому компенсацию непарного неполноценного органа принимает на себя центральная нервная система, утончая и совершенствуя работу органа. Психический аппарат создает над таким органом психическую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

«Ощущение дефективности органов является для индивида постоянным стимулом к развитию его психики», – цитирует Адлер О. Рюле (1926. С. 10).

Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, и она становится главной движущей силой психического развития. Сверхкомпенсация, «развивая психические явления предчувствия и предвидения, а также их действующие факторы вроде памяти, интуиции, внимательности, чувствительности, интереса – словом, все психические моменты в усиленной степени» (Там же. С. 11), приводит к сознанию сверхздоровья в больном организме, к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант. Страдавший недостатками речи Демосфен становится величайшим оратором Греции. Про него рассказывают, что он овладел своим великим искусством, специально увеличивая свой природный дефект, усиливая и умножая препятствия. Он упражнялся в произнесении речи, наполняя рот камешками и стараясь преодолеть шум морских волн, заглушающих его голос. «Se non e vero, e ben trovato» («если это и неверно, то хорошо выдумано»), как говорит итальянская пословица. Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий, затруднение функции есть стимул к ее повышению. Примером могут служить также Л. Бетховен, А. С. Суворов. Заика К. Демулен был выдающимся оратором; слепоглухонемая Е. Келлер – известной писательницей, проповедницей оптимизма.

Два обстоятельства заставляют нас с особым вниманием взглянуть на это учение. Во-первых, его связывают часто, особенно в кругах немецкой социал-демократии, с учением К. Маркса; во-вторых, оно внутренне связано с педагогикой, с теорией и практикой воспитания. Мы оставим в стороне вопрос о том, насколько соединимо учение индивидуальной психологии с марксизмом; этот вопрос потребовал бы для разрешения особого исследования. Укажем только, что попытка синтеза Маркса и Адлера, попытки включить учение о личности в контекст философской и социологической системы диалектического материализма делались, и попытаемся понять, какие основания могли побудить к сближению двух рядов идей.


Альфред Адлер

Альфред Адлер основатель психологического направления, индивидуальной психологии. Именно развивая свои идеи, он окончательно разошелся с Фрейдом и смог стать самостоятельным и оригинальным мыслителем. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности.

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенцинге (Австрия). Он с раннего детства мечтал стать врачом-офтальмологом и позже, по окончании медицинского факультета Венского университета, начал карьеру врача. Однако вскоре его интересы переключаются на психиатрию и неврологию. В 1902 г. после прочтения знаменитого «Толкования сновидений» Адлер становится одним из членов кружка, организованного Фрейдом. Но вскоре Адлер начал развивать такие идеи, которые шли вразрез с основными идеями Фрейда.

В 1911 г. Альфред Адлер вышел из психоаналитического общества с группой единомышленников, тем самым разорвав свои связи с Фрейдом. Затем он организовывает свою группу, которая получила название «Общество свободных психоаналитических исследований», затем измененное на «Ассоциация индивидуальной психологии». В 1912 г. выходит его работа «О нервном характере». В том же году он основывает «Журнал индивидуальной психологии». По окончании Первой мировой войны Адлера начали волновать вопросы образования, и он основывает первую воспитательную клинику в Венской системе школьного образования. Особое значение придавал работе с учителями, потому что именно они оказывают влияние на формирование личности ребенка.

С приходом к власти нацистов деятельность его последователей в Германии приостанавливается. В Австрии после аншлюса в 1938 г. закрывается его клиника. Он начинает ездить по Европе и выступает с лекциями во многих учебных заведениях. В апреле 1937 г. он переносит сердечный приступ, а 28 мая того же года, находясь в шотландском городе Абердин, куда он приехал для чтения лекций, умирает от повторного приступа.

Адлер отрицал положение Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в поведении человека. Инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют человека от последнего. Он считал, что самая важная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, — это чувство общности и сплоченности с другими людьми, стимулирующее различные социальные контакты.

Однако Адлер не полностью опровергал теорию Фрейда. Он соглашался, что человек имеет некоторую внутреннюю природу, присущую ему одному, которая оказывает влияние на формирование его личности. Фрейд при этом придавал решающее значение факторам сексуальным, Адлер же подчеркивал роль общественных интересов.

В то же время Альфред Адлер — единственный психолог, который считал важнейшей тенденцией в развитии личности – стремление сохранить свою индивидуальность в целостности без каких бы то ни было изменений, и развивать ее. Мысль о целостности и уникальности личности — неоценимый вклад Адлера в развитие психологии. Также его огромной заслугой является то, что он ввел в психологию понятие «творческое Я».

«Творческое Я» Альфреда Адлера представляет собой индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить каждому человеку осуществление его уникального стиля жизни.

Свою теорию личности Альфред Адлер хорошо структурировал и объяснил. Она основывается на нескольких положениях, в частности на фиктивном финализме, на стремлении к превосходству, на чувстве неполноценности, на чувстве общности, на стиле жизни и «творческом Я». Идею фиктивного финализма он заимствовал у немецкого ученого Ганса Файгингера. Она означает, что все люди в жизни ориентируются посредством конструкций, которые систематизируют реальность, организуя поведение каждого человека.

Также Адлер развивал идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не на опыт прошлого Конечная цель может быть слишком идеальной, и ее нельзя реализовать, но, тем не менее, она оказывается тем стимулом, который заставляет человека действовать. Вполне здоровый человек может освободиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле. Для людей же с более тонко организованной нервной системой эта задача часто оказывается невыполнимой.

Адлер утверждал, что стиль жизни определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности — стержень, на котором держится вся конструкция стиля. Хотя это чувство и врожденное, оно может остаться неразвитым. Следствие этого — вызывающее поведение, неврозы и конфликты.

Чтобы развить это чувство общности, с самого рождения ребенка важно окружить его вниманием и заботой, дать почувствовать ему, что он любимый и желанный. У брошенных и отверженных детей это чувство практически не развивается. Слабо развито оно также и у слишком избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему собственных представлений, которая создается каждым человеком, и неадекватность этой системы препятствует росту человека как личности и провоцирует развитие неврозов и депрессии.

По Адлеру, человек сам является творцом своей личности, формируя свой жизненный стиль. Творческое «Я» — это своеобразный фермент, который факты окружающей действительности трансформирует в личность человека — единую, динамичную, индивидуальную и обладающую уникальным стилем. «Творческое Я» — это смысл жизни человека. Таким образом, для Адлера процессы формирования стиля жизни являются актами творчества, которые придают человеку уникальность и возможность управлять своей судьбой.

Адлер подчеркивал, основываясь на богатом личном опыте, что люди не пешки, а сознательные целостные личности, которые самостоятельно создают свою жизнь. Если чувство общности определяет направление жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Эти чувства стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, — компенсация.

Адлер выделял четыре вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (уход в болезнь). Соединение этих видов дало возможность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей. Он считал, что развитое чувство общности позволяет детям с неполной компенсацией меньше чувствовать свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей. Это особенно важно при сильно выраженных физических недостатках, которые часто не дают возможности полной компенсации и тем самым могут остановить личностный рост ребенка.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит к мнимой компенсации, при которой ребенок, а позже — взрослый человек начинает спекулировать своим недостатком, стараясь изо всех сил, чтобы его приласкали и пожалели. Такой вид компенсации останавливает личностный рост, формируя эгоистическую личность.

В случае сверхкомпенсации человек старается принести пользу людям при помощи своих знаний и умений. Его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Для Альфреда Адлера таким примером сверхкомпенсации служили Демосфен и Франклин Рузвельт. Если у человека не развито чувство общности, то в случае сверхкомпенсации формируется невротический комплекс доминирования и власти. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них эту власть и потому становятся подозрительными, жестокими и мстительными. Для Адлера примерами такой личности были Наполеон и Гитлер.

Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах и преодолеть трудности, является умение сотрудничать с другими людьми. Адлер считал, что, если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, способным на безрассудные поступки. Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека и оказала огромное влияние на психотерапию и психологию личности.

Произведения:

Альманах Института коррекционной педагогики — Альманах № 39

Л. С. Выготский / Источник: Впервые опубликовано в сб. «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей», под ред. Л.С. Выготского. 1924. № 1. С. 112-120.

Основополагающая статья Л.С. Выготского, в которой с позиций культурно-исторической психологии рассматриваются причины нарушений в развитии, механизмы симптомообразования, компенсации и сверхкомпенсации, принципы обучения слепых, глухих и умственно отсталых детей. Обосновывается представление о социальной природе аномального развития, формулируются основы теории социальной компенсации, анализируются недостатки современных Л.С. Выготскому школ для слепых, глухих и умственно отсталых детей, обосновывается необходимость их кардинальной перестройки Читать статью   Ключевые словаспециальная педагогика, тифлопедагогика, тифлопсихология, сурдопедагогика, сурдопсихология, олигофренопедагогика, теория компенсации и сверхкомпенации, первичный дефект, вторичный дефект, социальный вывих

А.Р. Лурия / Источник: Лурия А. Р. Дефектология и психология // Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Этюды по истории поведения. – М., 1993. – С. 205-211.

Статья выдающегося отечественного психолога посвящена проблеме компенсации и сверхкомпенсации дефекта – одной из центральных проблем как классической дефектологии, так и современных специальной психологии и коррекционной педагогики. В статье представлены и объяснены с позиций культурно исторической психологии Л.С. Выготского основные феномены компенсации дефекта при слепоте, глухоте, слепоглухоте, ряде физических дефектов и особенностей человека Читать статью   Ключевые словакомпенсация и сверхкомпенсация, теория Л.С. Выготского, психологические системы, тифлопсихология, сурдопсихология, психология моды, психология протезирования, шрифт Брайля , дактилология

Е.Л. Гончарова

В статье рассматриваются положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, на которых базируется современная культурно-историческая традиция в отечественной дефектологии. Рассматриваются вклад и судьба идей Л.С. Выготского в становление и развитие специальной психологии и педагогики на различных этапах развития отечественной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Читать статью   Ключевые словадефектология, специальная психология, Л.С. Выготский, специальное и инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья, теория социальной компенсации, первичные и вторичные нарушения, обходные пути в развитии и обучении, психолого-педагогическое сопровождение

О.И. Кукушкина

Впервые рассматривается становление и развитие культурно-исторической традиции в отечественной коррекционной педагогике. Представлены современные исследования, развивающие культурно-историческую традицию (1992-2019 гг.) в коррекционной педагогике, их вклад в развитие системы специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Читать статью   Ключевые словаЛ. С. Выготский, культурно-историческая традиция, коррекционная педагогика, дети с ОВЗ, специальное образование, инклюзивное образование, обучение и развитие, обходные пути обучения, специальная дидактика, особые образовательные потребности

Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина

Статья раскрывает историческое значение термина «ребенок с особыми образовательными потребностями», показывает связь его содержания с представлениями о социальной природе нарушений в развитии у детей и теорией социальной компенсации Л.С. Выготского, рассматривает современное понимание и перспективы развития категории «дети с особыми образовательными потребностями» в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике Читать статью   Ключевые словаДети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушениями в развитии», Children with Special Needs», Л.С. Выготский, коррекционная педагогика и специальная психология, специальное и инклюзивное образование, варианты развития, аутизм, особые образовательные потребности аутичных детей

О. С. Никольская, Е.Р. Баенская

В статье представлены основы эмоционально-смыслового подхода к психологической коррекции детского аутизма, целью которого является максимально возможная нормализация психического развития ребенка. Как ведущее в формировании детского аутизма рассматривается нарушение развития аффективной сферы, препятствующее становлению активных и осмысленных отношений ребенка с окружением. Раскрыто понимание детского аутизма как искаженного психического развития. Показывается, что основным условием продвижения ребенка с аутизмом в психическом и социальном развитии является вовлечение его в эмоциональный контакт с близкими взрослыми, в совместно-разделенное переживание и осмысление происходящего. Описаны последовательные шаги коррекционной работы. Читать статью   Ключевые словадетский аутизм, нарушение развития аффективной сферы, искаженное психическое развитие, эмоционально-смысловой подход к коррекции детского аутизма, совместно-разделенное переживание

Т. К. Королевская

Статья о выдающемся отечественном сурдопедагогике — Валентине Яковлевне Стаценко, ушедшей из жизни в 2019 году. Читать статью   Ключевые слова

4 способа, которыми люди чрезмерно компенсируют социальную тревогу

Источник: Николета Ионеску / Shutterstock

Социальная тревога возникает, когда социальные ситуации вызывают чувство незащищенности и неполноценности. Когда мы боимся, что другие будут судить и оценивать нас в негативном свете, мы реагируем застенчивыми и внутренне озабоченными. Эта последовательность часто происходит быстро и вне нашего понимания. Прежде чем мы это узнаем, мы пытаемся сдержать самосознание, маскируя наши воспринимаемые недостатки.

Когда мы не осознаем свою социальную тревогу, механизмы, которые мы используем для ее предотвращения, могут на самом деле усугубить ее и заставить нас осуждать себя еще более жестко после события. Вот четыре признака того, что способы, которыми вы справляетесь со своим социальным беспокойством, могут на самом деле держать вас вдали и оторвать от других:

1. Жизнь партии

Вместо того, чтобы вести содержательные беседы с другими и замедляться, чтобы слышать и быть услышанными, вы доминируете на мероприятии, будучи экстраординарным.Очень общительный, очень пьяный, очень глупый. Как бы то ни было, это не ваше истинное «я», а фасад, который вы надеваете, чтобы другие не видели вас настоящего. Конечно, люди могут думать, что вы веселый и веселый, но со временем вам становится утомительно постоянно работать в социальной ситуации. Со временем вы можете обнаружить, что избегаете событий, потому что у вас просто не хватает энергии. Кроме того, трудно поддерживать близкие отношения, потому что вы никогда не позволяете людям узнать вас настоящего.Отбросьте «забавный» образ или, по крайней мере, уменьшите его. Постарайтесь поговорить с людьми и относиться к ним серьезно во время следующей социальной встречи, даже если только на время.

2. Акционер

Некоторые так озабочены: «О чем я говорю?» «Что, если будет неловкая тишина?» «Что, если я их утомлю?» — что они превратят эту тревогу в постоянную болтовню. Этот человек рассказывает о своей плохо воспитанной собаке, о своей психически неполноценной маме, о своих токсичных романтических отношениях. Нет ничего запретного.Человек, который слушает, может быть настолько ошеломлен, что не сможет осознать все это, и снова не сможет познать или испытать настоящего вас. В следующий раз, когда вы обнаружите, что беспокоитесь о том, «О чем говорить?» сделай глубокий вдох. Напомните себе, что вы не единственный, кто придумывает, что сказать. Человек, с которым вы разговариваете, тоже несет определенную ответственность. И еще несколько неловких тишин — это нормально. Молчание дает нам время, чтобы по-настоящему понять человека и ситуацию, чтобы мы не заполняли пространство пустым шумом.

3. Отстраненный, таинственный образ

Парень или девушка в углу, не особо говорящие или особо щедрые в общении, привлекают внимание. Иногда люди упорно трудятся, чтобы привести эти типы из их оболочки. Их расстояние создает загадку, заставляя некоторых стараться изо всех сил. Однако отстраненный таинственный тип заперт в клетке собственного изготовления. Они не могут делиться, быть открытыми или задавать вопросы, потому что тревога их парализует. Они стоят на месте и позволяют другим делать работу, потому что тогда они в безопасности, и им никогда не придется выставлять себя напоказ и рисковать быть осужденными.Если вы отстраненный и загадочный тип, признайте, что всю работу делают другие. В конце концов, они сдадутся. Вам нужна связь, поэтому начните с маленьких шагов. Когда вы чувствуете себя замороженным, заставьте себя смотреть в глаза и задавать вопросы другим. Отражайте то, что вы слышите, как говорят другие.

4. Жилой дом

Вместо того, чтобы сидеть с неловкостью и тревогой из-за незнания людей или ощущения дискомфорта в новинку в ситуации, аккомодатор чрезмерно функционирует.Они соглашаются или добровольно делают слишком много. Житель добровольно принимает гостей, водит, регистрирует всех, делает бронирование, помогает людям сесть в машину, таскает кошельки, помогает урегулировать драму, управлять оплатой счета…. Если вы приспособитесь, о вас никто ничего не знает, кроме того, что вы чрезвычайно полезны. Каким бы великодушным ни было быть полезным, этого недостаточно для налаживания хороших отношений с другими. В следующий раз обратите внимание, когда у вас есть постоянное желание быть полезным или делать больше.Вместо того, чтобы удовлетворять побуждение, делайте вдох и выдох. Позвольте этому пройти, чтобы вы могли видеть, что еще есть, чем еще вы хотите поделиться или испытать о себе в присутствии других.

Все эти стили, как правило, уводят нас от того, что действительно создает значимую связь и заставляет других хотеть быть рядом с нами: присутствовать и приносить свое настоящее «я» за стол. Прежде чем войти в следующую социальную ситуацию, подумайте о своем социальном беспокойстве и о том, как оно может проявляться способами, которые пагубно влияют на ваши социальные цели.Отбросьте фасад. Приветствуйте беспокойство. Терпеть это; не действуй в соответствии с этим. Скажите себе: «Если я дам ему время, этот тревожный момент пройдет». Вместо того, чтобы пытаться быть идеальным, просто присутствуйте, даже если это означает, что вы немного беспокоитесь. В своей книге Be Calm я предлагаю проверенные стратегии, позволяющие мгновенно избавиться от беспокойства.

LinkedIn Изображение предоставлено: Pressmaster / Shutterstock

нарциссов: мастера сверхкомпенсации | Психология сегодня

Источник: Фотограф и дата не указаны / pxhere CCO public domain

Сейчас существует консенсус в отношении того, что нарциссы скрывают как от себя, так и от других недостатки в своей самооценке.И они обычно чрезмерно компенсируют свое лежащее в основе чувство неполноценности, демонстрируя миру расчетливую манипулятивность, которая слишком легко может обмануть окружающих, соблазнить их поверить в то, что говорит им нарцисс, или показать их как олицетворение сущностной истины их бытия. .

Если чрезмерная самоуверенность нарцисса — фальшивка, если это всего лишь маска, скрывающая тревожные сомнения в себе, которыми они, вероятно, страдали с детства, она все еще имеет решающее значение для его системы защиты. И их различные механизмы защиты огромны, во многом определяя их личность. Но то обстоятельство, что их эго накачивается искусственно, выдает то, насколько они гневливы перед лицом критики.

На самом деле, все, что угрожает их потребности чувствовать превосходство, может привести к их яростному проецированию на других того, в чем их вполне законно обвиняли. Даже благонамеренное предложение может спровоцировать их и получить резкий отпор, потому что они воспринимают это как намекающее на то, что другой человек не думает, что он что-то сделал достаточно хорошо.

Причина, по которой нарциссы в конечном итоге исчерпывают свою систему поддержки, заключается в том, что со временем те, кого они стали жертвами, не могут не признать, что их использовали. Потому что отношения нарцисса с ними всегда руководствовались личными интересами, а их жертвы не испытывали к ним подлинного интереса. Если нарцисс господствует над ними, то это потому, что нарциссисты всегда ищут то, что в литературе известно как «нарциссическая поставка», имея в виду людей, которые молчаливо согласились служить им и которым они, несомненно, могут чувствовать себя лучше.

Что заставляет нарциссов больше — компенсировать — vs. компенсировать их хронические тревоги и неуверенность в том, что в глубине души они верят, что для того, чтобы все было в порядке, они должны быть на больше, чем на , чем нормально. И другие тоже так считают. Это объясняет, почему они так часто лгут о себе, хвастаясь вещами, которых они обычно не достигли, но, возможно, сыграли незначительную роль в помощи кому-то еще в достижении.

Любопытно, что некоторые нарциссы, если они особенно талантливы или одарены, и внутренне стремятся проявить себя, внесли большой вклад в искусство, науку и культуру в целом.Так что мы, конечно, не хотим, чтобы они все ушли. В конце концов, мы могли бы очень скучать по нашим Пикассо, Бетховенам, Джорджу Гершвинсу, Томасу Вольфсу и так далее.

Грандиозное хвастовство нарцисса — бессознательно созданное для того, чтобы укрепить их фальшивую, самовлюблённую идентичность и сохранить в себе скрытую неуверенность, — может, как отмечает здесь Престин Ни, иметь отношение к их «физической привлекательности, материальному (трофейному) имуществу. социальная популярность, увлекательный образ жизни, достижения, отмеченные значками заслуг, ассоциации с высоким статусом или другие достойные зависти атрибуты.[И что их хрупкое эго] усиливается не за счет позитивного подтверждения [своего характера], а за счет подавления других ».

Все это означает, что жертвы нарцисса регулярно очерняются ими и платят высокую цену за невольную связь с таким разрозненным человеком. Но это то, чего стоит, пусть даже неосознанно, принять роль, на которую они были делегированы, как нарциссический источник.

Что особенно поразительно здесь, так это то, что, по большей части не обладая развитой совестью, они полагаются на совесть своей жертвы, чтобы получить от нее то, что они хотят.Снова обращаясь к Престону Ни, хитроумно внушая чувство вины ничего не подозревающим жертвам, они могут эмоционально подкупить их, чтобы «добиться благосклонности, уступок, жертв и / или обязательств».

Так что вряд ли эти жертвы — после того, как им удалось вырваться из лап нарцисса или даже были ими отвергнуты — задавались вопросом: «Что случилось со мной? Я никогда раньше не чувствовал себя так плохо ».

DSM-5, руководство, в котором перечислены различные критерии диагностики нарциссического расстройства личности, описывает нарцисса как «часто завидующего другим или верящего в то, что другие завидуют ему или ей.И здесь их чрезмерная компенсация за неизлечимые психические раны прошлого принимает форму дисконтирования счастья или благополучия других, чтобы они не были вынуждены признать, что у кого-то это лучше — или получилось лучше — чем у них.

Отрицая или отрицая истинное положение вещей, их негодование более или менее нейтрализуется или превращается в праведный гнев. Для них гораздо лучше видеть мир несправедливым, чем признавать, что они не выше других или не живут лучше.

С экзистенциальной точки зрения трагично, что, хотя нарциссы могут успешно скрывать преследующие воспоминания и неуверенность с помощью своих сверхкомпенсирующих защит, эти механизмы самозащиты исключают любой шанс, что они когда-нибудь выйдут за их пределы. Рост и изменения требуют определенной открытости к опыту и, особенно в интимных отношениях, готовности позволить себе быть уязвимым. И те, чьи защитные положил их прямо в этой личности беспорядком категории упорно отказываются бросить вызов самим себе.

Бросить вызов другим — еще один способ понять межличностные разветвления того, как они справляются с реальностью — имеет для них цену, которая, наконец, может быть даже выше, чем цена, которую платят те, от которых они неоднократно становились жертвами.

© 2020 Леон Ф. Зельцер, Ph.D. Все права защищены.

Компенсация / сверхкомпенсация | АдлерПедия

Примечание. Номера страниц в круглых скобках являются цитатами из Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое изложение отрывков из его трудов. (Х. Л. и Р. Р. Ансбахеры, ред.). © 1964, Harper & Row, Publishers, Inc. Используется с разрешения Perseus Books Group.

В раннем опыте врача Адлер начал использовать эти термины для описания феномена движения живых существ, сохраняющих часто повышенную активность под бременем инвалидности или повреждения органа; и сопутствующее преувеличенное, часто превосходящее развитие другого органа или системы органов. Многие из его пациентов приехали к нему из близлежащего венского парка развлечений Пратер с элементами цирка.Адлер особо отметил беспокойство акробатов и других исполнителей по поводу физической слабости или инвалидности и соответствующее внимание, которое они уделяли уходу за собой и физической подготовке. Он пришел к выводу, что в ответ на ощущаемую неполноценность органа организм в целом пытается компенсировать слабость конкретного органа. Это дало ему мост от изучения физических процессов к пониманию психологических процессов.

В самом раннем медико-психологическом тексте Адлера ( Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации, , 1907/1917) он упоминал компенсаторную деятельность, опосредованную тем, что он назвал «психической надстройкой» (стр.41). Все чаще по мере того, как влияние мнения и амбиций — независимо от органической структуры — становилось для него более ясным, он отходил от биологического детерминизма, обращая свое внимание на компенсацию, имеющую тенденцию к чрезмерной компенсации (примером которой является классическая история Демосфена, заикающегося, который Благодаря амбициям и усилиям стал великим оратором). Принимая во внимание влияние культурных и социальных предубеждений и предрассудков, особенно в том, что касается идей мужского превосходства и женской неполноценности, его мышление перешло в дальнейшее роковое осознание, от строгого физикализма к социально-психологическим факторам и к различным способам борьбы людей за компенсировать предполагаемые представления о неполноценности.Он заметил, что чем сильнее выражено чувство неполноценности, тем интенсивнее компенсирующее стремление. Это привело к его дальнейшему постулату, что единственная истинная компенсация таких чувств — это развитие чувства общности. [См. Феминизм; Исторический контекст: Адлер в свое время; Мужской протест.]

Как и в случае органической компенсации, эффективность психологической компенсации связана с повышенной активностью и вызывает поразительные, часто превосходные и новые психологические явления (стр.98).

Вся осанка, идентифицирующие жесты, игра детей и их желания, их мечты и любимые сказки, мысли об их будущем выборе профессии — все указывает на то, что тенденция компенсации работает, готовясь к будущей роли (стр. 99)

Социальный интерес [чувство общности] — это истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей отдельных людей (стр. 154).

© Гриффит, Дж., И Пауэрс Р. Л. (2007). Лексикон адлерианской психологии: 106 терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера (2-е изд.). Порт Таунсенд, Вашингтон: Adlerian Psychology Associates (стр. 12).

Определения понятий используются с разрешения Джейн Гриффит. Исчерпывающий список понятий и определений можно найти в книге «Лексикон адлеровской психологии: 106 терминов, связанных с индивидуальной психологией Альфреда Адлера» Джейн Гриффит и Роберта Л.Силы, доступные для покупки на Amazon.com.

Номер ссылки

Адлер А. (1917). Исследование неполноценности органа и его психической компенсации. Нью-Йорк: нервные и психические заболевания. (Оригинальная работа опубликована в 1907 г.)

Подробнее

определение сверхкомпенсации в Медицинском словаре

Дополнительный анализ (данные не показаны) показал, что дальнейшее увеличение порога (например, до 81%) не приведет к еще более высокой общей сверхкомпенсации: хотя группа 1% с трехлетними расходами ниже 80%, но не ниже 79% все еще с чрезмерной компенсацией, группа 1% с трехлетними расходами ниже 81%, но не ниже 80% получает недостаточную компенсацию. На слушании по доказательствам заместитель комиссара рассмотрел мнения врачей, а также собственное свидетельство Бордо о том, что она начала использовать свою недоминантную левую руку во всех своих повседневных делах после травмы правого плеча, что она никогда не испытывала боли в левом. плеча до травмы правого плеча и что боль в левом плече была вызвана чрезмерной компенсацией. Обработка данных (до и после чрезмерной компенсации углеводов) проводилась с помощью описательной статистики, с использованием t-критерия Стьюдента для зависимых переменных, путем сопоставления данных с пакет Software Prism.ANRE также отвечает за анализ возможности сверхкомпенсации за одну или несколько лицензированных технологий и за предложение мер по сокращению количества зеленых сертификатов для новых бенефициаров посредством публичного отчета. Она сказала: «Я поручила своим должностным лицам ввести меры по дальнейшему изучению оценок и оценщиков для предотвращения чрезмерной компенсации «. Рекомендуется для съемок на открытом воздухе, чтобы избежать чрезмерной компенсации из-за этой функции. Фотоэлектрическая промышленность призвала к» индивидуальному механизму поддержки конкретных технологий «для возобновляемых источников энергии, утверждая, что это лучший способ избежать сверхкомпенсация.Ассоциация также заявила, что помощь в виде зеленых тарифов должна оставаться приемлемой для малых установок для всех технологий мощностью ниже пяти мегаватт. Однако в 2005 году исполнительная власть отменила эти меры, заявив, что эта государственная помощь (займы, гарантии, предоставление доступная земля по выгодным ценам) привела к несовместимой сверхкомпенсации, потому что схема социального жилья в Нидерландах не нацелена на «группу социально незащищенных лиц». В ветроэнергетике экономия составляет 47 миллионов евро при тех же условиях.«В условиях сокращения количества зеленых сертификатов в соответствии с предлагаемыми мерами, инвестиции в мощности по производству возобновляемой энергии остаются стимулирующими для инвесторов, поскольку поддержка ветровой энергии, на которую приходится более 80 процентов от общего производства возобновляемой энергии в Румынии. , близка к уровням поддержки во Франции, Германии, Греции, Болгарии, Испании и т. д. «, — говорится в законопроекте. Возобновляемая энергия получает второй удар. Правительство упомянуло чрезмерную компенсацию — более высокую отдачу от инвестиций из-за падения цен на оборудование — в качестве одной из основных причин. для сокращения стимулов.- Контрактное обязательство между государственной властью и внутренней организацией (как в Положении о транспорте 2007 года: продолжительность оказания услуг, точные обязательства коммунального предприятия, компенсация, расчет сверхкомпенсации) нельзя обойти, если «либерализация публичных рынков» не является фарсом. ! Ревность, негодование, протекционизм, чрезмерная компенсация, раскаяние, проблемы с самооценкой, повышенная или пониженная духовность, изоляция, депрессия, неадаптивное поведение — это лишь некоторые из проявлений, которые проявляют братья и сестры.Ключевые слова: не практикующие юридические лица (NPE), патентные тролли, задержка, лицензионные соглашения, ставка роялти, сверхкомпенсация.

Как «сверхкомпенсация» может иметь неприятные последствия — Новости — Insight — News & Insight

Предположим, что совершенно незнакомый человек по неосторожности врезается в вас и сбивает ваш планшетный компьютер с землей, нанося ущерб в 100 фунтов стерлингов, но предлагает выплатить вам 1000 фунтов стерлингов за потерю и неприятности. Можно сказать, приятный жест, способный вызвать у жертвы восхищение и доверие к преступнику.

Но исследование, проведенное группой, в которую входил Дэвид Де Кремер, профессор бизнес-школы Кембриджа Джадж и новый председатель КПМГ в области управленческих исследований, обнаруживает, что такая сверхкомпенсация обычно имеет неприятные последствия: по сравнению с компенсацией, равной потерям, сверхкомпенсация не дает никаких преимуществ в укреплении доверия и сотрудничество в будущем и «даже вызывает негативные последствия», такие как подозрение и чувство вины, потенциально разрушая любые будущие отношения между двумя людьми.

В блоге на веб-сайте Harvard Business Review недавно было опубликовано исследование What Money Can’t Buy: Psychology of Financial Overcompensation , опубликованное в Journal of Economic Psychology.

«Финансовый кризис послужил огромным вдохновением для этого исследования, так как мы хотели рассмотреть вопросы компенсации и извинений», — говорит профессор Де Кремер, который присоединился к Cambridge Judge этим летом после преподавания в последние годы в Лондонской школе бизнеса, Китай, Европа. Международная школа бизнеса в Шанхае и Роттердамская школа менеджмента Университета Эразмус в Нидерландах.

Мы обнаружили, что люди предпочитают равную компенсацию, чтобы компенсировать свои денежные потери. Если сверхкомпенсация действительно велика, люди считают это неискренним, слишком хорошим, чтобы быть правдой.

Чрезмерная компенсация может помочь восстановить сотрудничество, но не более чем равная компенсация, как показало исследование, и ведет к снижению уровня доверия к преступнику, поскольку люди естественным образом склонны оценивать «моральную ориентацию» человека, обеспечивающего сверхкомпенсацию, более низким.

В некоторых случаях, когда пострадавшее лицо испытывает серьезные финансовые затруднения — например, после объявления банкротства — чрезмерная компенсация со стороны правонарушителя может быть истинным сигналом доброжелательности по отношению к другой стороне и, таким образом, рассматриваться как искреннее «приложить все усилия», но такие ситуации довольно редки, — говорит профессор Де Кремер.

Профессор Дэвид Де Кремер

Исследователи сосредоточились на взаимодействии между двумя незнакомцами, потому что их больше всего интересовали противоречия между экономическими и психологическими мотивами в том, как люди компенсируют людям, которым они причинили вред; с незнакомцами не существует прошлого образца взаимодействия, который мог бы повлиять на доверие и сотрудничество в будущем. В исследовании приняли участие студенты разных специальностей из Гентского университета в Бельгии.

Авторы исследования — Тесса Хасеветс, Ален Ван Хиль и Крис Рейндерс Фолмер с факультета психологии развития, личности и социальной психологии Гентского университета и профессор Де Кремер.

В настоящее время авторы готовят дополнительное исследование к своему исследованию сверхкомпенсации, в котором рассматриваются действия, предпринятые банками с целью восстановления доверия после финансового кризиса, включая меры по связям с общественностью, и могут ли они иметь неприятные последствия так же, как и финансовые сверхкомпенсации.

мужчин чрезмерно компенсируют, когда их мужественность находится под угрозой, исследование Корнелла показывает


Согласно исследованию, проведенному исследователем Корнельского университета, если мужчина будет угрожать мужественности, он станет более мачо.

«Я обнаружил, что если вы сделаете мужчин более неуверенными в своей мужественности, они будут проявлять больше гомофобии, будут больше поддерживать войну в Ираке и будут с большей готовностью покупать внедорожник, а не другой тип автомобиля», — сказал Робб Виллер, социолог. докторант в Корнелле. Виллер представляет свои выводы 15 августа на 100-м ежегодном собрании Американской социологической ассоциации в Филадельфии.

«Мужская сверхкомпенсация — это идея о том, что мужчины, которые не уверены в своей мужественности, будут вести себя исключительно по-мужски в качестве компенсации.Я хотел проверить эту идею, а также выяснить, может ли сверхкомпенсация помочь объяснить некоторые отношения, такие как поддержка войны и враждебность по отношению к гомосексуалистам », — сказал Виллер. Осенью 2004 года

Виллер провел опрос по гендерной идентичности среди студентов Корнельского университета мужского и женского пола. Участники были случайным образом распределены для получения отзывов о том, что их ответы указывают на мужскую или женскую идентичность. В то время как ответы женщин не изменились независимо от полученных ими отзывов, на реакцию мужчин «эта обратная связь сильно повлияла», — сказал Виллер.

«Мужчины, которым угрожает маскулинность, также сообщали о том, что чувствуют себя более стыдно, виноватыми, расстроенными и враждебными, чем мужчины, подтвержденные мужественностью», — говорится в отчете Виллера «Передержание гендера: проверка тезиса о мужской сверхкомпенсации».

«Тезис о мужской сверхкомпенсации уходит корнями в фрейдистскую психологию, но он стал общепризнанной идеей, которую, как мне казалось, следует эмпирически проверить и оценить», — сказал Виллер.

Он расспрашивал участников об их политических взглядах, в том числе о том, что они думают о запрете однополых браков и о своей поддержке действий президента Буша в войне в Ираке.

«Я обнаружил, что если вы сделаете мужчин более неуверенными в своей мужественности, они будут проявлять больше гомофобии, будут больше поддерживать войну в Ираке и будут с большей готовностью покупать внедорожник, а не другой тип автомобиля», — сказал Робб Виллер, социолог. докторант в Корнелле. Виллер представляет свои выводы 15 августа на 100-м ежегодном собрании Американской социологической ассоциации в Филадельфии.

«Я создавал композиции из ответов испытуемых на эти и другие вопросы», — сказал он.«Я также дал испытуемым виньетка о покупке автомобиля, представленная как часть исследования покупки нового автомобиля».

участников с угрозой маскулинности также проявили больший интерес к покупке внедорожника. «По другим типам автомобилей повышения не было», — сказал Виллер.

По его словам, исследование дало «предсказанные результаты». «Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, существует ли мужская сверхкомпенсация и где. Но суть не в том, чтобы предположить, что это единственные факторы, которые могут объяснить такое поведение. Точно так же может быть множество других форм поведения, которые могут усилиться, когда мужчины обеспокоены уровнем своей мужественности ».

В отдельном исследовании Виллер подтвердил, что поддержка войны в Ираке, гомофобия и интерес к покупке внедорожника участники исследования считали мужскими.

Виллер сказал, что он и его коллега планируют дополнительное исследование отношения субъектов к насилию по отношению к женщинам, используя тот же метод для манипулирования мужской незащищенностью.

«Я планирую еще одно продолжение исследования, которое включает в себя взятие образцов тестостерона у участников, чтобы увидеть, являются ли уровни тестостерона опосредующим фактором в этом процессе», — добавил он.

В исследовании приняли участие 111 студентов Корнельского университета, и оно финансировалось факультетом социологии Корнелла.

мужчин чрезмерно компенсируют мужское начало — ScienceDaily

ИТАКА, штат Нью-Йорк. По данным исследования, проведенного исследователем Корнельского университета, мужчинам угрожает мужественность, и он станет более мачо.

«Я обнаружил, что если вы сделаете мужчин более неуверенными в своей мужественности, они будут проявлять больше гомофобии, будут больше поддерживать войну в Ираке и будут более охотно покупать внедорожник, а не другой тип автомобиля», — сказал Робб Виллер, докторант социологии из Корнелла. . Виллер представляет свои выводы 15 августа на 100-м ежегодном собрании Американской социологической ассоциации в Филадельфии.

«Мужская сверхкомпенсация — это идея о том, что мужчины, которые не уверены в своей мужественности, будут вести себя в качестве компенсации исключительно по-мужски.Я хотел проверить эту идею, а также исследовать, может ли сверхкомпенсация помочь объяснить некоторые отношения, такие как поддержка войны и враждебность по отношению к гомосексуалистам », — сказал Виллер. Осенью 2004 года

Виллер провел опрос по гендерной идентичности среди студентов Корнельского университета мужского и женского пола. Участники были случайным образом распределены для получения отзывов о том, что их ответы указывают на мужскую или женскую идентичность. В то время как ответы женщин не изменились независимо от полученных ими отзывов, на реакцию мужчин «эта обратная связь сильно повлияла», — сказал Виллер.

«Мужчины, которым угрожает маскулинность, также сообщали о том, что чувствуют себя более стыдно, виноватыми, расстроенными и враждебными, чем мужчины, подтвержденные мужественностью», — говорится в отчете Виллера «Передержание гендера: проверка тезиса о сверхкомпенсации мужественности».

«Тезис о мужской сверхкомпенсации уходит своими корнями в фрейдовскую психологию, но он стал общепризнанной идеей, что Ифельта следует эмпирически проверять и оценивать», — сказал Виллер.

Он расспрашивал испытуемых об их политических взглядах, в том числе об их отношении к запрету однополых браков и их поддержке действий президента Буша в войне в Ираке.

«Я создал составные части из ответов испытуемых на эти и другие вопросы», — сказал он. «Я также дал испытуемым виньетка о покупке автомобиля, представленная как часть исследования покупки нового автомобиля».

участников, которым угрожала маскулинность, также проявили больший интерес к покупке внедорожника. «На другие типы автомобилей повышения не было», — сказал Виллер.

По его словам, исследование дало «предсказанные результаты». «Целью исследования было выяснить, существует ли мужская сверхкомпенсация и где.Но дело не в том, чтобы предположить, что это единственные факторы, которые могут объяснить такое поведение. Точно так же может существовать множество других форм поведения, которые могут усилиться, когда мужчины обеспокоены уровнем своей мужественности ».

В отдельном исследовании Виллер подтвердил, что поддержка войны в Ираке, гомофобия и интерес к покупке внедорожника участниками исследования считались мужскими.

Виллер сказал, что он и его коллега планируют дополнительное исследование отношения субъектов к насилию в отношении женщин, используя тот же метод для манипулирования мужской незащищенностью.

«Я планирую еще одно продолжение исследования, в котором будут взяты образцы тестостерона у участников, чтобы увидеть, являются ли уровни тестостерона опосредующим фактором в этом процессе», — добавил он.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *