Светское общение примеры – какие бывают, что мы о них знаем

Содержание

Какие бывают виды общения в психологии?

Значительную роль в жизни людей играет общение друг с другом. Благодаря общению можно выразить свои чувства, мысли и эмоции. В психологии различают несколько основных видов общения. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Примитивный вид общения

Собеседника расценивают как востребованный или, наоборот, мешающий объект. Например, если человек нужен в определенной ситуации, то с ним охотно ведут беседу, а если наоборот, то не желают с ним общаться или разговаривают в грубой форме. Пример примитивного вида общения — это разговор с человеком, который находится в алкогольном опьянении. Ограниченный словарный запас и ускоренный темп речи являются особенностями этого вида. Гражданину, столкнувшемуся с примитивным типом общения следует поддержать нейтральную обстановку и не вступать в конфликт с собеседником.

Манипулятивный вид общения

Общение этого типа умышленно сориентировано на получение выгоды в результате разговора.

Собеседник пользуется различными способами: ложь, запугивание или, наоборот, пытается продемонстрировать лестную доброту. Такой вид общения широко распространен среди менеджеров и продавцов, которые намерены любыми способами и ухищрениями продать никому не нужный товар. Они могут с улыбкой рассказывать про то, как другие покупатели остались довольными, хотя на самом деле все выглядит иначе.

Вид делового общения

Это такое общение, в процессе которого собеседники учитывают возраст, положение в обществе, особенности характера и даже настроение. Но при всем этом, заинтересованность в деле или проекте намного важнее вышеперечисленного. Уровень делового общения нужен в основном в рабочей обстановке или в тех ситуациях, когда необходимо держать профессиональную дистанцию с собеседником. Такой вид общения рассчитан на взаимное уважение и серьезные беседы.

Формально-ролевой вид общения

Такое общение можно наблюдать, например, при разговоре доктора и больного. В такой ситуации средства и содержание беседы регламентированы. Вместо знания личности собеседника, обе стороны ограничиваются знанием его социальной роли.

Игровой вид общения

Один из самых популярных видов общения. Его можно наблюдать среди компании сверстников. Уровень игрового общения предполагает неформальность беседы. Здесь уместны всевозможные шутки и несерьезные темы разговора. Собеседники в процессе такой беседы, например, дают советы друг другу, рассказывают жизненные истории, признаются в любви, планируют и обсуждают, как провести выходные и прочее. От такого вида общения, как правило, остаются только положительные и позитивные эмоции.

Светский вид общения

Принцип этого вида общения заключается в том, что человек произносит не то, что на самом деле желает высказать, а то, что по эстетическим правилам необходимо сказать в той или иной ситуации. Главные принципы светского общения, это — вежливость, согласие и симпатии.

Духовный вид общения

Этот вид иначе называют межличностным, к примеру, можно взять разговор друзей. Подразумевается общение на различные темы, когда свои мысли, чувства и эмоции можно выразить не только с помощью разговора, но и жестами, интонацией, выражением лица и прочими манипуляциями.

Это общение возможно только в том случае, если собеседник отчетливо представляет себе образ другого участника беседы и хорошо знаком с ним лично, так как при таком разговоре необходимо знать интересы собеседника и предвидеть его реакцию в различных ситуациях. Духовный вид общения также предполагает открытие своей личности и своего духовного мира другому участнику беседы. Такие разговоры проходят в дружелюбной обстановке, и отношения между собеседниками основываются на доверии друг к другу.

Отличительной чертой этого вида общения являются сопутствующие факты, располагающие к доверительному разговору. Это — размеренность и неспешность речи. Вид духовного общения можно наблюдать при общении с родителями и близкими родственниками, между мужем и женой и пр.

«Контакт масок»

Абсолютно все люди, сами не замечая того, используют этот вид общения. Пример: при встрече со знакомыми улыбаются, даже может не желая этого. Если человек не желает раскрывать свою сущность перед другим участником беседы, выражать свое реальное отношение к нему, откровенничать, то практически всегда он как бы «надевает маску», скрывающую истинное отношение к собеседнику. Ведь часто бывают ситуации, когда приходится вести себя культурно и вежливо с тем человеком, который очень неприятен. Скорее всего, каждый человек может вспомнить какую-либо жизненную ситуацию, когда ему приходилось «надевать маску».

В различных жизненных ситуациях люди пользуются практически всеми видами общения. Важно помнить, что в общении нужно уметь не только говорить, но и слушать.

xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai

Виды межличностного общения: контакт масок, деловое общение

В зависимости от ситуации, лица вступающие в диалог прибегают к использованию тех или иных видов межличностного общения. Кроме стратегий общения в психологии выделяют виды общения, отражающие многообразие необходимых техник для контактов между людьми.

Контакт масок

Контакт масок представляет собой формальное общение, без интереса к собеседнику. Тип межличностного общения, не дающий возможности узнать собеседника, понять его состояние, раскрыть особенности его личности. Поверхностное общение, используется в любом возрасте, в процессе общения с малознакомыми людьми.

Набор масок, используемых при примитивном общении:

  • вежливое обращение или ответы на вопросы собеседника;
  • иногда строгость;
  • если нужно — безразличие;
  • маска скромности;
  • проявление участия;
  • проявление внимания.




Маска включает в себя набор выражений лица, жестов. Стандартные, заученные фразы, — все, что помогает скрыть свои настоящие чувства и эмоции к собеседнику. Например, поездка в автобусе, где случайный словоохотливый попутчик желает общения, второй пассажир не хочет общаться. В данной ситуации возникает контакт масок, один говорит, другой вежливо кивает, вообще не слушая его.

Психология общения масок позволяет поддерживать беседу, не вызывая негативных эмоций ни у себя, ни у собеседника. Иногда общение через маску полезно, дает возможность не задевать друг друга. Если и дальше люди продолжают общаться через маску, они становятся не интересны друг другу, такое общение не может продолжаться долго.

Психология примитивного общения

Примитивное общение заключается в извлечении выгод для себя из собеседника. Если что-то нужно от человека — вступление с ним в активный контакт, например, путем открытой просьбы, а получив свое, потеря интереса к собеседнику. Свои истинные чувства не скрываются. Как Масяня в мультфильме:    » Дять, а дять, купи девушке мороженного». А получив свое, также открыто говорила грубости: «А теперь проваливай!»

Примитивное общение — это использование другого человека на элементарном уровне. Люди, которые ценят свои отношения с другими людьми крайне редко, а порой и вовсе, не прибегают к подобным уловкам.

Особенности формально-ролевого общения

Формально-ролевое общение — общение с четко заданными формами, определенными социальными ролями, известными каждой стороне, без учета личности собеседника. Например, покупка в магазине. Сценарий общения один с разными покупателями — общение в рамках товара. Если спросить о здоровье продавца — такое общение не будет стандартным, здесь переход в межличностное общение.

Используемые роли в данном типе общения:

  • учитель — ученик;
  • мама — ребенок;
  • требовательный папа — задиристый ребенок;
  • модная девочка.

Психология делового общения

Психология и этика делового общения заключаются в общении, опирающем только на деловые качества партнера. Деловые качества друг друга партнеры, как правило, изучают и понимают правильно, от их направленности зависит скорость и качество решения поставленных задач.

Правила делового общения заключаются в том, чтобы как можно быстрее решить поставленную текущею задачу:

  • каждый работает с задачей на своем участке;
  • не приветствуется многословие — общение конкретное по делу;
  • желательно говорить только правду, нельзя утаивать информацию;
  • не общайся на отвлеченные темы, ищи решение для конкретной задачи;
  • выражайся ясно, не используй «вычурных слов»;
  • слушай внимательно, не приветствуется повторение более двух — трех раз;
  • умей приспособиться к партнеру.

Стороны общения в психологии при деловом общении могут хорошо знать деловые качества партнера и совсем не знать о его личности, не знать об его увлечениях, хобби. Несомненно, деловые качества важны, но для понимания человека важны и личностные характеристики. При случайном сближении может так оказаться, что найдется ряд общих интересов.

Духовное или межличностное общение

Духовное общение, иногда его называют межличностное общение, общение между друзьями, близкими людьми. Такое общение людей подразумевает родство душ. Здесь все известно о другом человеке, общение строится на общих интересах, на взаимной симпатии, на помощи друг другу. При таком типе общения комфортно даже помолчать вместе.

Психология манипулятивного общения

Манипулятивное общение — общение с целью извлечения выгод из собеседника, но в отличие от примитивного общения, манипулятор не говорит прямо о своих намерениях, а использует разные приемы для достижения своей цели:

  • лесть;
  • запугивание;
  • обман;
  • демонстрация заботы, доброты;
  • имитацию порядочности.

Это все приемы нечестной игры, цель которой запутать, пустить пыль в глаза, ради получения своей выгоды, даже в ущерб желаниям другой стороны.

Важно научиться распознавать манипулятора и противостоять ему в его корыстных и нечистых стремлениях.

Особенности светского общения

Особенность светского общения в его беспредметности, общение, но по сути ни о чем. Говорят не то что думают, свои основные мысли и желания не выражают. Даже, если предпринять попытку выразить и поговорить по существу дела, такого спорщика не поймут и могут попросить удалиться из общества. Данный тип общения используется на приемах, презентациях, на отдыхе, при поверхностных знакомствах.

В светских кругах существуют определенные негласные правила, которых придерживаются:

  • вежливый тон, тактичность при вопросах и ответах;
  • одобрение, согласие;
  • симпатия, улыбка, приветствие друг друга.

Таким образом, можно сказать о многообразии типов межличностного общения в психологии, цель которых сделать общение эффективным в той или иной ситуации.



steps-parents.ru

2.Виды общения. «Кодексы» делового и светского общения.

  1. Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения в отечественной психологии

В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков крут и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов.

Субъект — субъектный подход к проблеме общения преодолевает одностороннее понимание общения как формы или вида деятельности. В свое время Б.Ломов и его сотрудники сделали вывод о необходимости формулирования нового методологического принципа — принципа общения как субъект — субъектного взаимодействия, основываясь на котором, общение является особой самостоятельной формой активности субъекта.

Современная психологическая наука изучает две основные формы общения: в одном случае — это способ организации деятельности, в другом — удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте.

То есть в процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами людей. Общение, таким образом, толкуется как форма взаимодействия субъектов, которая мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или неприязни).

Одновременно под совместной деятельностью понимаются ситуации, при которых межличностное общение людей подчиняется общей цели — решению конкретного задания.

Идею о самостоятельности и первоочередной важности категории «общение» проводит М. Бобнева, в частности, отмечая: если раньше в психологии предполагалось, что психика формируется прежде всего на основе предметной деятельности, а формирование высших функций определяется в основном использованием знаковых средств и языка, то теперь становится очевидным тот факт, что для человека исходной ситуация общения и в развитии психики решающая роль должна принадлежать общению и взаимодействию людей.

Кроме субъект — субъектного подхода к изучению природы общения, который еще в психологической литературе называют диалогическим (партнер по общению остается для собеседника значимой, уникальной, неповторимой личностью), имеют место и другие подходы.

Моносубъективный подход опирается на представление о том, что человек в этом мире практически одинок, и общение для него является эпизодом в его жизни. При этом другой человек в жизни человека не играет заметной роли.

Согласно с полииндивидным подходом, индивид не просто один в этом мире, а один из многих других. И влияние одного человека на другого основывается на учете психики последнего.

Интерсубъективный подход имеет своим основанием согласие, которое означает одинаковое понимание людьми ситуации. Общаясь, люди уступают друг другу в разговоре, приспосабливаются друг к другу, строя межличностные связи.

Выделяют следующие виды общения:

1) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в неко—торых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5) Духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативное™ — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации — «не ври»; 4) принцип целесообразности — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять нужную мысль»;

7) «умей учесть

индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой — на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную ситуацию общения. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

В деловом общении предметом общения является дело.

Дело

Собеседник 1 / \^ Собеседник 2

Особенности делового общения заключаются в том, что

— партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

— общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

— основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь раз бираться в людях и на этой основе строить свои взаимоот-

ношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Можно выделить виды общения: общение непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное). К формам опосредованного общения можно отнести рекламу, наглядную информацию, или, например, меню в ресторане, несущие основную информационную нагрузку.

3.Структура и функции общения.

Структура общения. Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Однако это раскрытие в каждой из сторон процесса общения имеет свою специфику.

Так, коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми.

studfile.net

10 секретов светской беседы – Психология – Домашний

Тест. Как вы общаетесь с окружающими?

Взаимопонимание — вещь очень тонкая, и здесь важно не только вести диалог, но и уметь выслушать собеседника. Как ни парадоксально, это дано не каждому, но при желании общению можно научиться. Хотите узнать, умеете ли вы найти общий язык с окружающими? Пройдите тест.

Анна Зайцева

Читать далее

Искусство поддержать беседу может пригодиться в самых неожиданных ситуациях. При первом знакомстве, на светской вечеринке, на собеседовании и даже деловых переговорах, которые проходят в неформальной обстановке. Казалось бы, что может быть проще, чем болтать о всякой чепухе. Но многих из нас почему-то именно это простое занятие ввергает в настоящий ступор. И пока мы цепенеем, неловко молчим, судорожно выдумываем несмешные шутки, все внимание к себе привлекают те, кто держится в легкой и непринужденной манере. Как же научиться вести светскую беседу?


1. Расслабьтесь


Помните, как в кино, когда главный герой в волнительной обстановке начинает неуклюже складывать руки, судорожно забрасывать ногу на ногу, поправлять волосы или убирать невидимые ворсинки с пиджака, пытаясь всем своим видом показать, что он совершенно и полностью расслаблен. Чтобы не стать королем таких комедий, научитесь расслабляться по-настоящему. Одним помогает пара глубоких вдохов, другим – пара бокалов вина. Вот только с последним средством лучше не переусердствовать.

2. Лиха беда начало


С чего начать? Не о погоде же говорить… Хотя у привычки говорить с незнакомыми людьми о погоде есть вполне разумное объяснение. Психологи говорят, что начинать разговор проще всего с нейтральных тем, которые связаны с окружающей действительностью. А это обычно – погода или место, где проводится мероприятие. Осмотритесь по сторонам, прокомментируйте интерьер, звучащую музыку, а может быть даже кого-то из гостей, кто особенно привлекает к себе всеобщее внимание. 

3. Держите дистанцию


Пора вспомнить школьные уроки этики. Первый контакт должен устанавливаться глазами. У каждого человека есть личная зона, в которую незнакомцу лучше не вторгаться. Во время разговора держитесь от собеседника примерно на расстоянии вытянутой руки. И лучше воздержаться от прикосновений, одобрительных похлопываний по плечу и прочих вторжений в личное пространство, которые вы можете позволить себе в общении с друзьями и близкими.

4. Домашнее задание


Ну что же, погоду и чудный вечер в лиловом закате обсудили, что же дальше? Частенько люди застревают на начальной стадии разговора. Если никто не может развить диалог дальше, начинаются неловкие длинные паузы, в ход идут несмешные шутки, но они положение только лишь усугубляют. О чем говорить потом, после погоды? К этому этапу стоит заранее подготовиться. Если вы идете на выставку картин, то не лишним было бы потратить хотя бы 30 минут на изучение предмета выставки. Несколько малоизвестных фактов можно преподнести собеседнику вместе с фразой: «А вы слышали, что…» и продолжение разговора не заставит себя ждать. За фактами обычно следует обмен мнениями и впечатлениями. Таким образом с собеседником можно найти много общего.

5. В поисках общего


Кстати, именно поиски общих тем, общих интересов, привычек и пристрастий – главный ключ для установления хорошего первого впечатления. Вспомните, как легко находят контакт молодые мамы или футбольные болельщики одного клуба, а уж с какой легкостью вычисляют друг друга в незнакомой компании два офицера ВДВ! Людям нравятся совпадения, и мы гораздо комфортней чувствуем себя в компании таких же, как говорится, «своих» людей.

6. Во избежание конфликта


Начиная беседу, следует помнить, что есть определенный список запретных тем. Ведь в любой большой компании всегда найдутся как сторонники, так и противники, скажем, того или иного хоккейного клуба, игровых автоматов, православного поста и т.д. Поэтому, чтобы не попасть впросак и не вызвать яростный спор, плавно переходящий в мордобой, чтобы не оказаться в центре скандала и не испортить себе вечер, лучше избегать таких тем, как политика, религия, реформы, война и тому подобное.

7. Техника светской ищейки


Представьте себя ненадолго истинным сыщиком. Тщательно прислушиваясь к каждому слову вашего собеседника, ищите явные улики, которые укажут вам на его любимые темы разговора. Учуяв верный след, вы с легкостью распутаете клубок разговора, развивая ниточки любимых тем собеседника.

8. Ни дня без новости


Возьмите за правило – не выходить из дома без свежих новостей. Интернет-пространство сегодня позволяет быть хорошо подкованным собеседником практически в любой области. Только отправляясь на поиски новостей, ходите на проверенные сайты, чтобы вести были правдивые, а не выдуманные. А вот сплетни лучше оставить дома.

9. Не забивайте эфир


Некоторые из нас так ужасно боятся «потопить» разговор молчанием, что начинают безостановочно комментировать все, что видят и слышат. А некоторые в своей бесцеремонной яркости заходят еще дальше – начинают «стрелять» шутками как из пулемета. Но от болтунов обычно быстро устают, а бесконечные шутки и остроты в малознакомой компании могут выглядеть неуместно и глупо. Зато благодарного слушателя любят почти все незнакомцы. Так что учитывайте это и умейте сохранить тонкий баланс между молчанием и болтанием.

10. Меняем направление


Бывает и так, что не вы, а вам кто-то навязывает свое общество и темы для разговора. В течение 5 минут еще можно выдержать рассказы о глубоком смысле большой кляксы на белом листе, но если градус терпения зашкаливает, то возникает необходимость мягко избавиться от неприятного собеседника. В таком случае для ухода прекрасно подойдет фраза: «Извините, мне нужно найти одного человека». Но можно воспользоваться и другим приемом – переломить ход истории и мягко перевести разговор на интересную вам тему. Тогда назойливый собеседник может и сам уйти.

Генератор светских бесед


Недавно на интернет-просторах появился шуточный генератор светских бесед или самый настоящий генератор бреда, как его еще называют. Вводишь в окошко любое слово и программка выдает бессвязную тираду ерунды с добавлением введенного слова. Шутка, конечно, но в каждой шутке сами знаете, что есть.

Если вы чувствуете, что велеречивый говорун – это не про вас, и блистать на публике красноречивыми высокопарными рассуждениями вам не дано, то возможно вас утешит следующая мысль: зачастую часами трепать языками на светских раутах могут пустые сплетники, которые изысканно вливаются в любую компанию и так же изысканно и молниеносно эти самые компании меняют. В то время как многие истинно яркие личности частенько тушуются на публике. Великие ученые, писатели и даже государственные деятели не раз ощущали себя маленькими детьми, когда нужно было непринужденно болтать о ерунде в светском обществе. 

А вообще, наверное, главный секрет обаяния применительно к любой ситуации кроется лишь в одном – в естественности. Освободить свой разум от предрассудков и стереотипов – единственный путь быть интересной личностью вне зависимости от компании и общества.

domashniy.ru

Центр Мир психологии | Консультация психолога по скайпу

Оглавление

  1. Научное обоснование понятия «Психология общения»
  2. Как строится процесс общения
  3. Содержание общения
  4. Цель общения
  5. Средства общения
  6. Виды общения
  7. Техника и приемы общения
  8. Развития общения

Научное обоснование понятие Психология общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Кратко о видах  общения:

Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

А теперь  подробно рассмотрим процесс общения

Понятие и виды общения

 Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальной участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдение одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитывая на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержание является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, главным образом формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

Выделенные виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организационные качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности, выступает в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитыванию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же качается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Техника и приемы общения

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказываний, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражения лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил Зигмунд Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

Развитие общения

Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:

Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала – это сведения о биологических, внутренних состояниях организма; затем – информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знаний о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общение в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже в дошкольном возрасте.

Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее целевой аспект общения.

Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).

Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер.

Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например, в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.

Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч. Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:

Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения – примитивная мимика и элементарная жестикуляция.

Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования остальных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.

Возраст от 8-10 месяцев до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.

Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения – пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Поделитесь своим мнением о прочитанном, нам интересно:

 


Комментарии для сайта Cackle

world-of-psychology.ru

Виды общения в психологии — обзор типов, примеры

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.

  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

( Пока оценок нет )

psihter.ru

55 Приведите примеры видов общения

Можно выделить несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:

1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.

2) При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же.

3) В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника.

4) При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты.

5) Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям.

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. 

7) Суть светского общения — в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем.

55 Взаимоотношения людей в группе

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, поведение и социальный статус каждого члена которой во многом обусловлены деятельностью и существованием других ее членов.Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями

Люди, входящие в группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Положение индивида в группе в соответствии с его деловыми и личностными качествами определяется: – статусом, т. е. положением человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии; – престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств; – системой групповых ожиданий – совокупностью мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе; – групповыми нормами. Взаимоотношения отдельных членов в группах очень сложны и многообразны. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке. В любой группе выделяется руководитель, лидер, т. е. член группы, осуществляемый руководство  Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о