АКТИВНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ, деятельность как форма активности личности, Активность, Основные характеристики активности
12 Деятельность как форма активности личностиі
121 Активностьть
Основные характеристики активности
Общей характеристикой живых существ является их активность. Именно активность обеспечивает поддержание жизненно важных связей всех существ с окружающим миромм.
Источником активности живых организмов являются потребности, благодаря которым все живое действует определенным образом и в определенном направлении . Потребность — это состояние живого существа, отражает ее зависимость от условий существования и вызывает активность в отношении этих условий.
Активность человека существенно отличается от активности животных. Проявления активности в поведении животного обусловлены прежде естественной организацией (строение тела и органов, инстинкты), которая якобы определяет есть ряд предметов, которые могут стать объектами потребностей. Процесс удовлетворения потребностей животных обеспечивает наиболее полное приспособление их к среде. Например: врожденная программа поведения насекомых (пчел), птица ов (синица, ремез), млекопитающих (бобр, белка, медведь) предусматривает определенные строительные нужды, а также материал для их обеспечения: воск, природные материалы, определенные породы д.рев.
Источник активности человека — его потребности. Потребности человека формируются в обществе в процессе воспитания. Природные вещи являются не только предметами, удовлетворяющие биологическую потребность (например, в пище). По вспом мощью орудий труда человек может видоизменять предмет соответствии с собственными потребностями. Поэтому удовлетворение потребностей у человека — активный, целенаправленный процесс овладения определенной формой деятельности, определение а общественным развитиемтком.
ли понятие активность и деятельность тождественными, или они имеют качественные отличия?
Принципиальное отличие активности и деятельности заключается в том, что деятельность исходит из потребности в предмете, а активность — из потребности в деятельности. Активность не только качественно присуща самой деятельной ностиі
(например — труда), но и придает ей определенного»окраску»Активность определяет деятельность и является движущей силой, источником пробуждения у человека ее»потенциалов»uot;потенціалів».
Активность вроде предшествует деятельности во времени: до начала деятельности мы еще не можем что-то изменить, передумать, улучшить, ведь это можно сделать в процессе самой деятельности. До начала деятельности мы актив вно выбираем, что именно желательно, свободно планируем, думаем, с помощью каких способов и какими средствами чего-то добиться. Активность не только предшествует деятельности, но и»сопровождает»его в течение всего об этом су. Нельзя представить оптимальной деятельности, лишенной активностиої активності.
расчете свои силы, время, возможности для достижения той или иной цели, с помощью активности мы мобилизуем свои способности, преодолеваем инерцию»Личностно окрашена»деятельность осуществляется не только более конструктивно, но и в определенном направлении, с определенной ориентацией (на других, на себя и т.д.). Активность вроде»наполняет»деятельность, придает ей особую личностной значимости. Человек в такой ситуации делает все желающиетуації робить усе охоче.
Где искать источники, причины возникновения»настоящей», действующего активности, почему она снижается?нижується?
Ответить на этот вопрос можно только определив, как именно жизненные ценности, потребности человека соотносятся с общественными требованиями и нормами. А потребности человека и нормы часто заходят между собой в спорного ность. Если в процессе деятельности достигается предмет удовлетворения потребности, появляется чувство как личностного, так и социального»насыщения», то довольной,»насыщенной»предметом активности быть не м оже, потому что это уже не будет активность. Что же движет активностью, если не предмет? способна к контролю за своей активностью. Однако активность, сводится (со стороны субъекта) только к контролю, не может привести к выбору конструктивных способов деятельности за активность человек стремится создать такие условия своей деятельности, достичь таких уровня и качества ее осуществления, чтобы она соответствовала попыткой, намерениям, критериям. Именно такие условия преодоления трудностей, достижения высокого ров ния качества деятельности приносят человеку удовольствие (а не только результат деятельностиільки результат діяльності).
Получая удовольствие от характера деятельности, а не только от ее результата, личность благодаря активности не попадает в полную зависимость от социальных требований и установок, а приобретает новые способностей ей решать социально-психологические противоречия, утверждается в правильности своей позиции, убеждается в ее адекватности жизненно.
Итак основным свойством активности является принадлежность ее человеку, субъекту, вне которого она не может существовать соответствии субъекту активности присущи все характеристики субъекта деятельности (психические, моральные, социальные, профессиональные и т.п.), но только более личностно окрашенные.
Активность возникает как жизненный произведение личности, осознающей, что все необходимое от общества она получит благодаря своей деятельности (труда), которой она обменивается с другими людьми.
Активность порождается потребностью в деятельности, является на высшем сравнению с деятельностью уровне, ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями. Но
Если беспредметная деятельность является социально бесперспективной, то беспредметная активность — явление социально опасное, социально нежелательное бездействующих, не направлена ??активность социально и личностно»при иречена», так как не имеет своей цели, своего предмета и не приносит удовольствиязадоволення.
Активность (как и деятельность) осуществляется на протяжении всей жизни человека, поэтому имеет продолжительный, однако неравномерный характер. Периоды повышения и снижения активности не всегда соответствуют»биологическом»возраста человека, его возможностям. Часто бывает так, что в старости человек еще активно работает, а молодой человек кажется старой из-за неспособности (нежелания) найти свое место в жизниісце в житті.
Активность может иметь и различную направленность — на конкретных достижениях (материальные блага, карьеру и т.п.) или на высокие духовные ценности.
Приобщение к активности таких психологических особенностей, как мотивы личности, ее направленность, способности, ценностные ориентации, определяет психологическую характеристику активности.
Из внутренних характеристик личности важную роль в ее росте играют мотивы . Однако мотив большей степени связан с деятельностью, рассматривается как побуждение к ней. Если в структуре человеческой деятельности личностном мотива отводится определенное место, то какое же соотношение мотива и активности? ь определенные ценностные места. Соотношение активности и мотивов может приобретать или гармоничного, или противоречивый характер. И если противоречия (борьба) мотивов на этапе формирования активности способствуют ее росту, то на этапе реализации активности такая борьба превращается в ее тормозовльмо.
Активная человек (в различных формах) пытается снять личностную неопределенность, незавершенность (при деятельности), и здесь ее чрезмерная саморегулирования становится своеобразным тормозом активности. Однако са аморегуляция человека не ограничивается контрольными функциями. В процессе саморегулирования личность считается не только на степень активности, но и на собственное состояние, возможности, всю совокупность мотивеів.
Активность личности может быть деформированной из-за потери ею роли субъекта деятельности. Только при наличии указанного качества, по способности личности выступить полноправным субъектом деятельности возм лива настоящая гармоничная активностьь.
uchebnikirus.com
Активность личности — Психологос
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Подходы к определению понятия активности личности
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).
Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.
Активность и деятельность, соотнесение понятий
Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
- форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
- личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
- деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
- качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В. Н. Кругликов, 1998).
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.
www.psychologos.ru
Психология деятельности Понятие «активность» Понятие и общая
Психология деятельности Понятие «активность» Понятие и общая характеристика Структура деятельности Виды деятельности Приемы деятельности
Понятие «активность» В психологическом словаре, выпущенном активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. А. Н. Леонтьев. Активность личности проявляется в избирательности, селективности отражения, через формирование личностных и функциональных критериев оценки информации, через механизмы уподобления и т. д. С. Л. Рубинштейн исследовал активность личности как проявление «субъективности» на основе известного принципа преломления внешнего через внутреннее
Понятие «активность» М. И. Лисина выделяет следующие формы активности человека: психическая активность, умственная активность, интеллектуальная активность, познавательная активность. А. М. Матюшкин выделяет два вида активности адаптивную (обеспечивают приспособление) продуктивную (составляют основу возникновения и становления различных психических новообразований, непосредственно не необходимых для адаптации)
1) Большом психологическом словаре деятельность понимается как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. 2) С. Л. Рубинштейн. Деятельность — процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру — к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь. 3) А. Н. Леонтьев. Деятельность — не всякий процесс, а только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.
4) Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Т. о. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество. Впервые теорию деятельности или деятельностный подход предложил С. Л. Рубинштейном в 1934 году. В своем главном труде «Основы общей психологии» он высказал мысль о единстве сознания и внешнего поведения. Другое направление деятельностного подхода было создано А. Н. Леонтьевым в конце 30 -х – начале 40 -х годов, и содержит представления о структуре деятельности, ее компонентах и основных ступенях филогенетического развития. В труде «Проблемы развития психики»
Главные отличия деятельности человека от активности животных: 1) Деятельность человека носит продуктивный, творческий характер. Активность животных имеет потребительскую основу, которая ничего не производит и не создает. 2) Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей не существуют как таковые. 3) Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет в них самих. 4) Человеческая деятельность в ее разнообразных формах есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. 5) Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. Активность животных изначально задана, генетически обусловлена.
Психологическая структура деятельности — целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность (В. Д. Шадриков). Подходы к определению структуры деятельности 1) Классическая структура: цель, средство, результат. 2) Исходные компоненты структуры деятельности – мотивы, потребности (источники активности человека), цель, задача, действия, операции, контроль, оценка.
Более детально: Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, материальными, социальными, духовными. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чем – то необходимом для нормального существования. Цель — это образ желаемого результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель — это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Задача — цель, данная в определенных условиях. Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Действие – часть деятельности, которая имеет вполне самостоятельную, осознанную человеком цель (В структуре познавательной деятельности можно назвать получение книги, ее чтение). Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Каждое действие состоит из системы движений, или операций. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели. Операция – способ осуществления действия. Сколько существует различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности (Е. Климов).
4) В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка; 5) В схеме В. В. Давыдова — потребность, мотив, задача, способ действия. 6) Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества. 7) В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка.
Виды деятельности 1) Первая классификация видов деятельности в отечественной психологии была предложена С. Л. Рубинштейном. Он выделил три вида деятельности: игру, учение, труд. 2) Б. Г. Ананьев предложил свою, по его мнению, более психологичную классификацию деятельностей, в которую вошли труд, познание и общение. 3) Третья классификация видов деятельности предложена М. С. Коганом. Опираясь, прежде всего, на психологическое содержание субъектно-объектных отношений, автор выделяет 4 вида деятельностей: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную.
Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. При общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией (непосредственное общение). Игра рассматривается С. Л. Рубинштейном как первичная форма включения человека в социум, как средство его развития и подготовки к учению, а в дальнейшем – и к труду. Игра – дитя труда, отмечает С. Л. Рубинштейн. Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство какого – либо материального продукта или идеального (кроме конструирования) продукта. Игры носят характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существуют различные типы игр: Индивидуальные – род деятельности, когда игрой занят только один человек. Групповые – включают несколько индивидов Предметные игры – включение в игровую деятельность каких либо предметов. Сюжетные игры – разворачиваются по определенному сценарию. Ролевые игры – поведение ребенка ограничено определенной ролью, которую в игре он берет на себя.
Труд – создание предметов материальной и духовной культуры, построение общества. Трудовая деятельность – это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда, которые приводят к повышению производительности труда, развитию науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Учебная деятельность (учение)– это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных ЗУН. Учение организованно, и осуществляется в специальных образовательных учреждениях. Это средство психологического развития индивида.
Приемы деятельности Навыки, привычки и умения 1. Навыки – автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Виды навыков: — перцептивные – это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. — интеллектуальные – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели. — двигательные – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
2. Привычки – это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности. Привычки фиксируют потребность сделать что-то. Невозможность совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, отрицательные эмоции. Привычки – непродуктивный элемент деятельности. Пути формирования привычек: через подражание; в результате многократного повторения действия; через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ. 3. Навык и привычка тесно связаны с умением. Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Умение – основа мастерства.
present5.com
1. Понятие деятельности в психологии
Существует множество эмпирических и феноменологических оснований для описания и характеристики различных видов деятельности человека:
Индивидуальная и совместная, творческая и рутинная.
Игровая, учебная, трудовая (производственная).
Деятельность по преобразованию предметов физического мира и деятельность по преобразованию сознания и поведения других людей (деятельность общения).
Внешняя (предметно-практическая) и «внутренняя» (умственная) деятельность.
В отечественной психологии термин «деятельность» фиксирует теоретическое понятие:
Деятельность– это подчиненная определенному мотиву целенаправленная активность субъекта, обеспечивающая удовлетворение каких-либо потребностей.
2. А.Н. Леонтьев
Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности
1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки?
Психология– наука о порождении и функционировании вдеятельностииндивида психического отражения реальности – «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организациюдеятельности(поведения).
2. Что представляет собой деятельность в контексте психологического анализа?
Деятельностьэто единица жизни, опосредованная психическим «образом мира» (психической ориентировкой, психическим отражением), которая представляет системный процесс: а) имеющий сложную функциональную структуру, б) развивающийся на основе «внутренних» и «внешних» факторов и условий («движущих противоречий»), в) порождающий и развивающий психику – «образ мира».
Анализ человеческой деятельности может иметь:
Исполнительно-технологический (непсихологический) характер, когда деятельность анализируется на основе внешне наблюдаемых результатов (продуктов) и способов их получения: а) деятельностькак система действий, обеспечивающих получение определенных конечных результатов; б)действия, как системы операций, обеспечивающих получение конкретных результатов; в)операции, как способы и приемы выполнения действий в разных условиях.
Смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотивусубъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектомцелям– в качестве действия или системы действий; в) по отношению кспособам психической ориентировки, планирования и исполнения действия в конкретных предметных условиях – как система операций.
4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности?
Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов:
Потребность– внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
Потребность переживается в форме органических (физиологических) и эмоциональных (психических) состояний.
Исходно потребности запускают ненаправленное поисковое поведение, которое обеспечивает обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности.
Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей, в последующем начинают направлять активность организма, преобразуясь в мотивы.
Мотив– «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), который служит удовлетворению потребности и на который направляется жизненная активность (деятельность) субъекта.
Развитие предметного содержания потребностей и мотивов в процессах реализации действий деятельностей – есть процесс развития потребностно-мотивационной сферы субъекта.
В человеческом обществе мотивы формируются и развиваются через производство новых предметов и овладение способами их использования в разделенных с другими людьми действиях.
Мотивы в деятельности человека выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять разные потребности; одна и та же потребность может удовлетворяться через разные мотивы (предметы).
Осознаваемыецели,которые достигаются посредствомдействий, благодаря чему реализуется процесс деятельности.
Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознаваемой цели и включает ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части.
Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл.
По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг к другу.
Автоматизированные способы ориентировки, планирования, исполнения, контроляи коррекциив составе целенаправленных действий– операции.
Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации, контроля и коррекции целенаправленного действия.
Следует условно различать технологические, исполнительные операции и психические, операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.
Используемые операции зависят от: а) внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализации действий.
studfiles.net
Содержание и структура деятельности в психологии
Каждое живое существо каким-то образом взаимодействует с окружающим миром. В процессе взаимодействия появляется два элемента: субъект, который целенаправленно влияет на окружающую среду, и объект, который становится предметом удовлетворения потребностей субъекта. Если говорить о деятельности людей, то ее можно определить как сознательно направленную активность на достижение поставленной одной цели или многих целей. Как обычно, цель, с одной стороны, связана с интересами и потребностями, которые требуют удовлетворения, а с другой – с требованиями общества к человеку.
Общее понятие деятельности
Человеческая деятельность имеет ряд собственных характеристик. Во-первых, как уже упоминалось, для деятельности людей свойственна сознательность (люди осознают цели, методы и средства, чтобы их достичь, и прогнозируют результаты). Научная психология заявляет, что без осознания человеком цели нельзя говорить о деятельности, ведь это просто будет активность. Импульсивное поведение подвержено эмоциям и потребностям и характерно для животных. Во-вторых, сложно представить себе деятельность человека без изготовления, использования и последующего хранения орудия труда. В-третьих, вопросы психологии деятельности касаются и общественного характера, ведь именно общество или группа воспитывает, показывает человеку, что и как нужно делать. Благодаря такому виду взаимодействия человек налаживает связи с другими людьми, имеет с ними разного типа отношения.
Изучение психологии деятельности в рамках исследований советских психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.) показало, что характер протекания и развития разных процессов в психике зависит от особенностей деятельности носителя сознания, его мотивационной сферы. Также результаты экспериментов А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина говорят о том, что внутреннее идеальное действие формируется на базе внешнего материального через последовательные изменения последнего. Этот процесс был назван интериоризацией.
Отличия между активностью и деятельностью
Активность – это общая характеристика для всех живых существ независимо от уровня организации и развития. Ведь именно она помогает поддерживать жизненно значимые связи всех существ с окружающей средой. Стоит отметить, что источник такой активности – это потребности, которые стимулируют живой организм действовать, чтобы их удовлетворить. Человеческие потребности и потребности животных имеют и сходство, и различие. Базовые физические потребности свойственны обоим, а вот другие высшие – характерны только для человека, ведь они проявляются под действием общественного воспитания.
Вопросы психологии рассматривают и отличия между активностью и деятельностью. Основная отличительная черта заключается в том, что деятельность обусловлена потребностью в предмете, а активность – потребностью в самой деятельности. Также активность первоначальна по отношению к деятельности. Ведь первая проявляется и в наших мыслях, планах, фантазиях, а вот вторая связана с предметами, средствами. Следует обратить внимание на то, что активность является сопроводительным элементом в течение всего процесса деятельности. Активность обеспечивает расчет сил, времени, возможностей, мобилизацию способностей, преодоление инерции, активирует все, что поможет достичь результата. Деятельность — очень важное и значимое в жизни человека понятие. Психология выделяет некую структурную организацию этого феномена.
Деятельность и ее компонентная структура
Структура деятельности в психологии имеет существенное обоснование в результате многих теоретических и эмпирических исследований. Главная детерминанта человеческой деятельности – это потребность. Отечественная психология выделяет группу элементов, которые будут описаны ниже.
Первый элемент этой схемы – потребность. Ее определяют как состояние жгучей неудовлетворенности, которое стимулирует активность, направленную на поиск объекта, что утолит это состояние. Потребности человека подвержены влиянию не только природы и физиологии, но и социализации и воспитания. Исходя из этих данных, литература по психологии предоставляет две классификации:
- Виды потребностей зависимо от предмета – материальные и духовные.
- Виды потребностей зависимо от происхождения – природные и культурные.
Ученые отмечают, что потребность – это как толчок, чтобы человек мог проявить свою активность. Но не только этим феноменом руководствуется человек. Важное место занимает понятие мотива.
Если у человека есть потребность в новых знаниях, то посетить занятие по психологии он может в силу растущего мотива. Психологи интерпретируют это понятие в терминах побуждения к деятельности, что связано с желанием удовлетворить потребность, и которое имеет четкое направление. У потребности нет четкого видения, нет предмета, а вот мотив – конкретное ее выражение. Мотивы, их совокупности и виды рассматривает психология. Кратко она делит мотивы на осознанные и неосознанные. Первые можно выразить с помощью слов, вторые – нет, ведь они являются вытесненными. Следует отметить, что не стоит отождествлять мотив с целью, потому что часто бывает, что различные мотивы объединены одной целью, и различные цели объединены одним мотивом.
Цель научная психология определяет как конечный результат деятельности, который существует в воображении человека и которого он хочет добиться. Выражение цели можно наблюдать как в материальной, так и в психической плоскости. Цель, в свою очередь, делится на конкретные задачи, которые помогают достигнуть желаемого результата.Итак, минимальный компонент деятельности, который выполняет конкретную задачу – это действие.
Вот из таких элементов состоит структура деятельности в психологии. Схема, изображенная ниже, поможет визуально воспринять информацию:
Потребность – Мотив – Цель – Действие – Результат.
Типы деятельности
Ученные обсуждают деятельность как внешнее физическое и внутреннее психическое понятие. Психология в связи с этим выделяет следующие действия, которые обеспечивают внутренне-психическую деятельность: перцептивный процесс (восприятие), мыслительный процесс, мнемический процесс (память), имажитивный процесс (воображение). Вот такая внутренняя деятельность готовит внешние действия. Благодаря им можно создать план, продумать все аспекты достижения цели и вообразить конечный результат. Плюс ко всему с помощью памяти человек не будет повторять совершенных ранее ошибок.
Структура деятельности в психологии, а именно внутренней, имеет две главные черты. Во-первых, по строению она такая же, как внешняя, отличия в форме протекания: операции и действия происходят с воображаемыми объектами, а не с реальными, соответственно, результат деятельности тоже мысленный. Во-вторых, внутренняя деятельность сформировалась от внешней в процессе интериоризации. Например, сначала дети читают вслух и лишь через некоторое время происходит переход во внутреннюю речь.
А вот внешняя деятельность продуцирует внешние предметные действия, а именно моторные (позы, перемещения в пространстве), движения выразительности (мимика и пантомимика), жесты, движения, связанные с речью (голосовые связки).
Противоположным процессом интериоризации считается процесс экстериоризации. Он заключается в том, что внешние действия порождаются в результате трансформации внутренних структур, которые сформировались на базе интериоризации.
Операция, контроль, оценка: что это такое
Структура деятельности в психологии содержит в себе несколько компонентов, а самый конкретный, который осуществляется в окружающей среде – это операция. Ученые-теоретики определили операцию как способ выполнять те или иные действия в зависимости от ситуации. Операция обеспечивает технический аспект действия, ведь его можно выполнить разными операциями или с помощью разных способов.
Результат деятельности, когда он достигнут, проходит этапы оценки и контроля. Контроль сопоставляет полученный результат с первоначальным образом и целью. Оценка выявляет степень совпадения результата и цели. Оценка – это как бы последний этап контроля. Положительная оценка говорит об удовлетворенности и положительности деятельности в целом, а негативная — наоборот. Если результат не нравится, то с помощью контроля можно отправить его на доработку по возможности.
Деятельность: формы
Отечественная психология разработала классификацию форм деятельности. Сюда принадлежит игра, учебная деятельность и трудовая деятельность. Рассмотрим все по порядку.
Игра – это ведущая деятельность для детей, ведь благодаря ей они имитируют жизнь взрослых, свой воображаемый мир, учатся и развиваются. Игра не даст ребенку каких-то материальных ценностей, и продуктом ее не станут материальные блага, но она отвечает всем параметрам потребностей детей. Для игры характерна свобода, обособленность, непродуктивность. Она обеспечивает социализацию ребенка, развивает его коммуникативность, гедонистичность, познавательность и креативность. Также имеет компенсаторные функции. Игра имеет свои подвиды. Это предметная игра, сюжетно-ролевая, игра с правилами. Ребенок, проходя определенный этап развития, начинает играть в другие игры. В такой форме деятельности дитя может выражать свои эмоции, чувства, родителям это служит огромнейшей подсказкой. Также если у ребенка есть травматический опыт, лучше все разрешить его с помощью игры.Следующая форма деятельности, которую осваивает человек по мере взросления – это учебная деятельность. С ее помощью люди получают обобщенные теоретические знания, овладевают предметными и познавательными действиями. Учение обеспечивает социальную функцию, процесс включения молодого индивида в систему общественных ценностей и общества как такового. В процессе учебной деятельности можно развить свои способности, кристаллизировать свои знания. Ребенок учится дисциплине, формирует волю.
Ученые считают, что наивысшим проявлением деятельности является труд. Трудовая деятельность предусматривает воздействие на природу с помощью орудий труда и использование ее в собственных потребительских целях. Труд характеризуется осознанностью, энергозатратностью, общепризнанностью и целесообразностью. После окончания университета или другого заведения или, вообще, сразу после школы человек начинает свой профессиональный путь. Психологическая структура профессиональной деятельности имеет следующие компоненты:Сознательная Цель – Предмет труда – Средство Труда – Используемая Технология – Трудовая Операция.
Теории психологии деятельности
Теория деятельности выступает одной из главных методологических основ для проведения исследований психики и сознания. В ее рамках деятельность изучается как феномен, который опосредствует все психические явления и процессы. Такой научный взгляд встретил критику у зарубежных психологов. Литература по психологии деятельности относится к 20-м годам ХХ века и продолжает развиваться сейчас.
В этом направлении есть две интерпретации. Первая описана С. Л. Рубинштейном, который стал разработчиком принципа единства сознания и деятельности. Вторую сотворил известный ученый А. Н. Леонтьев, который обозначил вопрос об общности структуры внешней и внутренней психической деятельности.
Теория деятельности С. Л. Рубинштейна
Этот ученый изучает психику путем раскрытия ее значимых и объективных отношений через деятельность. Рубинштейн утверждает, что не стоит воспринимать внутреннюю деятельность психики как такую, что формируется через трансформацию внешней. Детерминизм заключается в том, что внутренние условия становятся опосредствованным элементом внешних причин. Сознание и деятельность – это не две формы выражения единства, а две инстанции, что создают неделимое единство.
Теория деятельности А. Н. Леонтьева
Психолог-исследователь считает психику одной из форм предметной деятельности. Леонтьев является сторонником теории интериоризации и утверждает, что внутренняя деятельность формируется в результате перехода внешних действий во внутренние психические. Ученый разделяет деятельность и сознание по типу процесса формирования образа и самого образа. Сформулировав такую теорию, как структура деятельности в психологии, Леонтьев выдал свои собрания сочинений еще в 1920-х годах. Работал исследователь под началом Л. С. Выготского, изучая мнемические процессы, которые трактовал в русле предметной деятельности. В 30-х годах ХХ века возглавил Харьковскую школу деятельности и продолжил свои теоретические и экспериментальные разработки в этой проблеме. В течение семи лет с 1956 по 1963 год Леонтьев проводил эксперименты. Результатами стало то, что он доказал возможность формирования звуковысотного слуха у людей с не очень хорошим слухом в музыке на основе адекватного действия. Его предложение о рассмотрении деятельности как совокупности действий и операций было принято положительно в научном психологическом мире. Также Леонтьев изучал, как возникла и развивалась психика в процессе эволюционного периода, как возникало сознание в процессе развития человека, соотношение деятельности и сознания, возрастное развитие психики и сознания, мотивационную и смысловую сферу, методологию и историю психологии.
Теория деятельности Л. С. Выготского
Использовал теорию деятельности, чтобы объяснить особенности психики людей и Лев Семенович. Он разработал теорию высших психических функций и был приверженцем теории интериоризации.
Высшими психическими функциями ученый называл познавательные процессы, которые активированы в нашей психике. Он считал, что раньше, когда общество было примитивным, высшими психическими функциями были отношения между людьми. Но в процессе эволюции происходила интериоризация этих отношений, они трансформировались в психические явления. Главная характеристика ВПФ – это опосредствованность с помощью определенных символов и знаков. Еще до возникновения речи люди общались, передавали знания и информацию с помощью знаков. Это означает, что наши психические процессы работали на знаковой системе. Но если начать расшифровывать слово, то можно обнаружить, что оно тоже определенный знак.
Высшие психические функции расположены в лобных долях коры головного мозга. Можно выделить несколько этапов генезиса ВПФ:
- Форма отношений между людьми – интерпсихический процесс.
- Интериоризация.
- И собственно, высшая психическая функция – интрапсихический процесс.
Теории деятельности уже стали и еще станут фундаментом для многих психологических исследований на отечественном пространстве.
fb.ru
психология деятельности
Психология деятельности – это один из важных разделов общей психологии. Данный раздел изучает поведение человека на рабочем месте, а также его индивидуальные и групповые свойства. Психология деятельности является отличным помощником для любого руководителя. Поскольку только с помощью нее можно понять многие процессы и правильно отрегулировать поведение работников на рабочих местах. Кроме этого психология деятельности оказывает влияние на деятельность организаций в целом. Сюда смело можно отнести и найм рабочего персонала, и оценочные критерии всех действий организации. Еще основными предметами изучения психологии деятельности являются личность и организация обучения или правильное поведение работника в его трудовой деятельности. Например, выполняете вы изготовление пластиковых карточек — это достаточно сложный технологический процесс в котором каждый работник должен четко понимать поставленные перед ним задачи и то, как его труд влияет на результат работы компании вцелом.
Основой для развития психологии деятельности стала теория, названная психологией человеческого фактора. Эта теория занимается изучением отношений между рабочей средой и работниками. Здесь делается уклон скорее на влияние рабочей среды на человека и как улучшить рабочие факторы, чтобы повысить уровень производства. Теория «психология человеческого фактора» нацелена на получение работниками полной удовлетворенности от их деятельности.
Структура деятельности
Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат
Мотивы – это те внутренние цели, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.
Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты.По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.
Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели). Выделяют практические (предметные) и умственные действия.
Освоение деятельности. Навыки и уменияПри осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяют простые и сложные навыки.
Виды навыков
Простые. Несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания.
Сложные. Усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.
а) двигательный. Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.
б) перцептивный. Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.
в) интеллектуальный. Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее проблемы.
Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.
Этапы формирования навыка
Аналитический. Вычленение отдельных элементов действия и овладение ими.
Синтетический. Объединение элементов в целостное действие.
Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости.
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.
Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния..
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.
Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.
Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
studfiles.net