Связь психологии с другими отраслями знаний – Связь психологии с другими науками – краткое описание по отраслям

Содержание

Связь психологии с другими отраслями научных знаний — Мегаобучалка

 

Современная психология занимает особое место в системе научного знания, она находится на стыке ряда наук и занимает промежуточное положение между общественными науками с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Тем не менее близость к этим наукам и даже наличие многих совместно разрабатываемых отраслей ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы и пути изучения этого предмета. В центре внимания психологии всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только тогда, когда они служат человеку, когда они возникают и развиваются как человеческая теория и практика.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, связанных с различными областями практики. Классифицировать эти многочисленные отрасли можно по-разному, например, по тому, как участвует и развивается психика в деятельности. Данный подход позволяет выделить три основания для классификации:

1) участие психики в обеспечении конкретных видов деятельности;

2) психологические аспекты развития человека;

3) отношение человека к обществу.

По первому основанию можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности, психологические аспекты научной организации труда, проблемы психических состояний человека в трудовой деятельности, вопросы профессионального самоопределения, отбора и обучения. Она включает в себя ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки.

К ним относятся:

инженерная психология, изучающая процессы информационного взаимодействия в системах «человек-машина»;

авиационная психология, исследующая психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов;



космическая психология, изучающая особенности деятельности человека в условиях невесомости, пространственной дезориентации, социальной изоляции, нервно-психического напряжения при чрезмерных перегрузках организма и т.д.

Педагогическая психология занимается проблемами изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует процессы формирования у учащихся мышления, усвоения ими знаний, умений и навыков. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология ученического коллектива, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми и т.д.

Медицинская психологияизучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую связь психических явления с физиологическими структурами мозга; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психику человека; психотерапию, изучающую и использующую методы и средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающую системы мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье людей.

Юридическая психологияисследует психологические проблемы, связанные с реализацией правовой системы государства. Она подразделяется на судебную психологию, изучающую психологические особенности поведения участников уголовного процесса; криминальную психологию, исследующую психологические особенности личности преступника; исправительно-трудовую психологию, изучающую психологические проблемы и особенности заключенных, отбывающих наказания.

Военная психологияисследует поведение человека в условиях боевых действий, проблемы взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой.

Психология спортарассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, вопросы их подготовки, проблемы организации и проведения соревнований.

Психология торговлиизучает психологические условия и проблемы рекламы, спроса, обслуживания клиентов, формирования тенденций и направлений моды.

Психология управленияизучает психологические факторы, определяющие особенности поведения людей в организациях, проблемы взаимодействия руководителей с подчиненными, вопросы создания оптимального психологического климата.

Психология научного творчества

исследует особенности творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, закономерности и методы творческой деятельности (эвристики).

Психология художественного творчестваисследует психологические условия создания и восприятия произведений литературы и искусства.

Классификация отраслей психологии по второму основанию (принципу развития) позволяет выделить ряд других ее ветвей.

Возрастная психологияизучает онтогенез различных психических процессов и свойств личности развивающегося человека. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Психология аномального развитияили специальная психология изучает особенности развития психики при различных отклонениях. Она подразделяется на патопсихологию, исследующую отклонения развития психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологию, изучающую патологии психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию, связанную с проблемами формирования психики ребенка при серьезных дефектах слуха; тифлопсихологию, занимающуюся проблемами психологии слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психологияисследует филогенетические формы психической жизни, сопоставляет психику человека и животных, устанавливает характер и причины сходств и различий в их поведении. Разделами сравнительной психологии является зоопсихология, изучающая психику животных и этология, исследующая врожденные механизмы поведения животных.

Психофизиологияизучает физиологические основы, закономерности и механизмы организации психики и сознания.

Дифференциальная психологияисследует индивидуальные психофизиологические различия между людьми.

Общая психологияизучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания, психические. Эмоциональные и волевые процессы и состояния человека.

Классификация ветвей психологии по третьему основанию ˗ психологическим аспектам отношений личности и общества – позволяет выделить еще один ряд отраслей психологической науки, которые объединены понятием социальная психология.

Социальная психологияизучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных социальных группах (как организованных, так и неорганизованных). Она включает в себя три основные ветви:

˗ социальную психологию больших групп,изучающуюпроблемы массовой коммуникации, закономерности моды, слухов, общественных настроений, психологию классов, наций, религии;

˗ социальную психологию малых групп,

исследующую проблемы психологической совместимости, лидерства, сплоченности и взаимоотношений в коллективах организаций, семье и т.п.;

˗ социальную психологию личности, занимающуюся вопросами взаимодействия личности и социальных групп (проблемами изучения направленности личности, ее самооценки, устойчивости и внушаемости, коллективизма и индивидуализма).

На основании вышеизложенного можно делать вывод о том, что для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологического знания на различные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования ˗ факты, закономерности и механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате чего происходит стыковка психологии со смежными науками (с техническими — через инженерную психологию, с педагогикой — через возрастную и педагогическую психологию, с общественными и социальными науками — через социальную психологию, с естественными науками — через психофизиологию и сравнительную психологию и т.д.).

 

megaobuchalka.ru

Связь психологии с другими науками

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других — науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Связь психологи с другими науками

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и за­кономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и дея­тельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становле­ния общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изу­ченные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкрет­ных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершен­ствовать их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы от­ражения объективной действительности, конкретизировать причин­ную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез­ни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

 

Основные исторические этапы развития психологической науки Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.  

studfile.net

Вопрос 2. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» — понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических явлений, то есть таких, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. В дальнейшем, область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

Отрасли психологии: Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Т. о., для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

Связь психологии с другими науками. Связь психологии с философией: Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные.

Связь психологии с медициной: Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. 

Взаимосвязь с общественными науками: Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследования процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предмет­ной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.

Взаимосвязь с педагогикой: И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возни­кают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.

studfile.net

1.11. Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний

Комментарии

Взаимосвязи социальной психоло­гии с другими отраслями научных зна­ний прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, со­циология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методоло­гически точно и теоретически пра­вильно подходить к пониманию сущ­ности социально-психологических явлений и процессов и специфики об­щественного сознания, их происхож­дения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология позволяет со­циальной психологии более точно по­нять и методологически правильно ос­мыслить психологические особеннос­ти личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществ­ляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают со­циальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная пси­хика людей в условиях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрыва­ют социальным психологам сущность и своеобразие функционирования эко­номических процессов в обществе, по­казывают им, как они влияют на обще­ственные отношения и на проявление в них социальной психики и обществен­ного сознания людей.

Культурология, этнология, ис­следуя особенности культурного и этнического развития различных этни­ческих общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлеж­ности на специфику проявления соци­ально-психологических феноменов.

Педагогические науки предостав­ляют социальной психологии инфор­мацию об основных направлениях обу­чения и воспитания людей, позволяю­щую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обес­печению этих процессов.

С другой стороны, социальная психология, изучая условия и специ­фику формирования, развития и функ­ционирования общественной психики и сознания людей, позволяет есте­ственным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действи­тельности, экономических и соци­альных отношений.

Исследуя закономерности формиро­вания и развития социально-психоло­гических явлений и процессов в свое­образных общественно-исторических условиях, социальная психология ока­зывает определенную помощь и исто­рическим, экономическим и полити­ческим наукам.

Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функ­ционирования социально-психологи­ческих особенностей людей служит те­оретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.

1.12. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Комментарии

1-й этап. Родоначальниками накоп­ления социально-психологических зна­ний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппок­рат, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанав­ливали определенные психологические закономерности социального поведе­ния индивидов, выявляли мотивы объе­динения их в группы и т.д.

2-й этап. В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н.Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Дани­левский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоот­ношениями и традициями, накаплива­ли и обобщали результаты немногочис­ленных исследований закономерностей уже известных социально-психологи­ческих явлений и процессов — обще­ния и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. В середине XIX века за рубежом появились три социально-пси­хологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психоло­гии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального по­ведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превра­щения социальной психологии в само­стоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических ос-

нов социальной психологии. На это перенацеливаются усилия представи­телей основных школ психологичес­кой науки на Западе: сначала бихевио­ризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и инте-ракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

Огромный импульс развитию соци­ально-психологических исследований и применению их результатов на прак­тике придавали войны и военные кон­фликты, которыми изобиловал XX век и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с пред­отвращением и профилактикой отри­цательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социаль­ной дезорганизации и дезинтеграции, социальных конфликтов и т.д.), затра­гивающих все стороны жизни и дея­тельности людей.

4-й этап. В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно на­чинает превращаться в сугубо экспе­риментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и раз­рабатывающую специфические мето­дики изучения социально-психологи­ческих феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и дея­тельности людей.

Внутри социальной психологии начи­нают зарождаться и в 60-90-е годы наи­более продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, по­литическая психология, психология уп­равления, конфликтология и др. К сожа­лению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причи­нам практически не развивалась.

studfile.net

Связь психологии с другими науками

Возрастная психология

Онтогенез психических процессов и качеств личности в различные периоды жизни

Детская психология

Развитие ребенка от рождения до 11 лет

Психология подростка и юности

Развитие детей 11-17 лет

Психология взрослого

Развитие человека ранней, средней и поздней зрелости

Геронтопсихология

Особенности пожилых людей и старости

Педагогическая психология

Психологические закономерности обучения и воспитания человека

Психология обучения

Основы дидактики, методик, программированного обучения

Психология воспитания

Основы воспитания, психологию ученического коллектива

Психология учителя

Закономерности преподавания наук и формирования педагогических особенностей

Психология познания

Психологические познавательные процессы

Социальная психология

Взаимодействие людей в коллективе, взаимоотношения

Психология личности (дифференциальная психология)

Характер, индивидуальные различия, способности

Психология труда

Психологические особенности трудовой деятельности, научной организации труда (НОТ)

Экономическая психология

Психологические механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения и производственных отношений

Политическая психология

Субъективно-мотивационные компоненты политики

Психология торговли

Условия воздействия рекламы, вопросы спроса, обслуживания и моды

Психология творчества

Особенности творческой личности, активизацию интуиции

Космическая психология

Деятельность человека в условиях невесомости, чрезмерных перегрузок организма

Авиационная психология

Закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов

Инженерная психология

Деятельность оператора в автоматизированных системах управления, в системах «человек-машина»

Медицинская психология

Психологические аспекты деятельности врача и поведения больного

Нейропсихология

Соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами

Психофармакология

Влияние лекарств на психику

Психотерапия

Психическое воздействие лечения на больных

Психогигиена

Система мероприятий для обеспечения психического здоровья людей

Специальная психология

Отклонения в развитии психики

Юридическая психология

Психологические вопросы реализации прав человека

Судебная психология

Психология свидетельских показаний, поведение обвиняемого, требования к допросу

Криминальная психология

Поведение и формирование личности преступника, мотивы преступления

Зоопсихология

Психику и поведение животных

Сравнительная психология

Сопоставление психики животных и человека

studfile.net

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ. СВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ.

Структуру большинства современных наук можно представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений — отдельные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п.

Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. 0бщая психологияфундамент всех остальных ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология.

Психика человека изучается такими отраслями психологии, как:

Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза.

социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

— педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

дифференциальная психология изучает индивидуально- психологические различия между людьми.

психодиагностика — отрасль психологии, разрабатывающая методы и средства выявления и измерения психологических особенностей человека, изучающая возможности применения этих средств на практике.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:

психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Среди отраслей психологии особое место занимает парапсихология, исследующая психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследованияфакты, закономерности, механизмы психики.

Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.).

students-library.com

Связь психологии с другими науками.

метки: Психический, Наука, Человек, Психика, Изучение, Предмет, Процесс, Явление

Лекция № 1 Психология МЛД 2ой курс

Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии.

Психология — наука о психике

В дословном переводе психология — наука о душе (рsyche — душа, logos — понятие, учение), таким образом, психология — наука о психике и психических явлениях.

Что же такое психика? Ученые-материалисты определяют ее как особую форму отражения окружающего мира, свойственную высокоорганизованной материи. Здесь следует отметить, что психика возникает там, где есть достаточно сложно организованная нервная система, а это означает, что психические явления характерны, не только для человека, но и для животных. Более того, наука не исключает того, что со временем искусственно могут быть созданы достаточно сложные компьютерные системы, в которых могут возникнуть психические явления.

Особенность психологии, определяющая ее трудности — это не материальность психических явлений, в результате которого они не доступны непосредственному изучению. Психику нельзя увидеть, услышать, попробовать на вкус или на ощупь.Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми

При ее изучении не помогут ни сверхмощный микроскоп, ни самые чувствительные методы химического анализа. Мы можем исследовать психику лишь косвенно, делая те или иные выводы о психических явлениях только по внешним, материальным признакам их проявлений. В этом сложность психологии как науки, но этим она и увлекательна.

Предмет психологиименялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

2 стр., 797 слов

Особенности психологии как науки

… науки. Значение психологии как науки и практики. Психология – это наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления различных психических явлений. Предмет научной психологии – изучение психики. Психика …

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей, психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние

Структура психологии.

Современная структура психологической науки состоит из ряда относительно самостоятельных научных дисциплин, или отраслей: Общая психология, Психофизиология, Возрастная психология, Педагогическая психология, Медицинская психология, Социальная психология, Психодиагностика, Психотерапия и др.

Существуют также отрасли психологии, связанные с определенными областями человеческой деятельности: военная психология, спортивная психология, инженерная психология, юридическая психология, космическая психология и т. д.

Связь психологии с другими науками.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Естествознаниетесно связано с психологией. Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории. Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекци и и психотерапии).

6 стр., 2521 слов

Принцип единства сознания и деятельности. Усманова Диана Ахматжановна

… — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии. Введение этого принципа ставило теоретические и методологические …

На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия». Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Методологические принципы современной психологии.

Методология — это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод — это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретно научный метод — применение общенаучной методики для специальной конкретной науки.

К методологическим принципам психологии относятся: принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма; принцип развития; принцип историзма.

Принцип активности. Этот принцип выражается в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения. Кроме того, одной из важнейших особенностей проявления активности психического отражения является возможность предвосхищения будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т. д. Некоторые психологические теории строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому, человек представляет собой особого рода «машину», которая пассивно откликается на воздействия внешней среды.

Принцип единства сознания и деятельности. Деятельность и сознание не два разных аспекта, они образуют ораническое целое. В этом принципе утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознание без деятельности. Через деятельность стало можно изучать сознание. По определению Рубенштейна сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика оказываются внутренней характеристикой деятельности. Принцип единства сознания и деятельности — выражается в том, что сознание и все психические свойства человека не только проявляются в его деятельности, но и формируются в ней. Как отмечал Рубинштейн, психические свойства личности, ее способности и характерологические черты являются и предпосылкой и одновременно результатом поведения личности. С одной стороны — деятельность является основным условием психического развития ребенка. Кроме того, существует проблема профессиональной деформации личности, когда выполнение профессиональной деятельности длительное время приводит к изменению определенных личностных черт. С другой стороны, сознание «отвечает» за постановку цели деятельности и поведения, т. е. обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

Курс «Психология развития человека в образовании» Темы практических занятий 1. Пренатальное развитие; младенчество Психологические предпосылки благополучной беременности и родов Как подготовиться к … диагностика Адаптация ребенка к обучению в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми …

Принцип детерминизма Детерминизм в переводе обусловленность. Принцип детерминизма означает что психики определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания законом общественного развития. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений их сущности. Второй этап реализации детерминизма связан с идеей о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой, внешнему миру противостоит восприятие не просто человека наделенного сознанием, а человека деятельного активного и преобразующего объективную действительность. Принцип детерменизма в теории и практики психологии реализовывался путем решения вопроса о соотношении обучения и развития.

11 стр., 5033 слов

Индивидуальные качества и стиль деятельности человека

… понимания сложного образа поведения и характера человека. Заключение В современной отечественной психологии деятельность используется как объяснительный принцип и как психологическая категория. В … называемые импульсивными. Импульсивные действия обнаруживают тип нервно-психической деятельности человека, степень сознательного управления своим поведением. Как правило, по мере взросления, …

Принцип развития. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов. При этом развитие понимается не только как рост, но и как изменение Содержание психического развития — это борьба между старыми отживающими формами психики и проявляющимися новыми формами. Таким образом, суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики является ее развитие.

Принцип историзма. Согласно этому принципу, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.

Принцип системности. Система — совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое.

Методы психологии

Традиционно методы исследования подразделяют на основные и вспомогательные. В психологии, как и в любой науке, к основным методам относят: наблюдение и эксперимент, а к вспомогательным — тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности и т. п.

Наблюдение заключается в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.

13 стр., 6400 слов

Управление человеком и управление группой

… социальной деятельности. 5.5. – организация (производственно-социальное управление). … в настоящее время профессора психологии Школы последипломного образования, университета … контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и … влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия … что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность …

Житейские наблюдения составляют бесценный личный опыт каждого человека, который он может рационально использовать в своей реальной жизни и деятельности. Однако в житейских наблюдениях велика доля случайности. Чтобы стать научным методом, наблюдение не должно ограничиваться простой регистрацией фактов. Научное наблюдение предполагает четко поставленную цель, подробно разработанный план, исходную гипотезу, которая в ходе наблюдения подтверждается или опровергается. К недостаткам метода наблюдения относят то обстоятельство, что нельзя повторно произвести с достаточной точностью условия, в которых велось наблюдение, а также невозможность их варьирования.

Экспериментом называют метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Экспериментатор сам вызывает изучаемое явление, а не ждет, когда оно спонтанно проявит себя. Он может варьировать количественные соотношения отдельных факторов и получать данные, допускающие математическую обработку.

Существенное отличие метода наблюдения от метода эксперимента состоит в том, что эксперимент предполагает организованное и контролируемое воздействие на исследуемое качество психической реальности, тогда как наблюдение это категорически запрещает и ориентирует исследователя на пассивное присутствие.

Основной задачей психологии как науки является изучение объек-тивных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

… темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.   Б.М. Теплов даёт следующее определение темперамента: « Темпераментом называется … при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом:   Среди меланхоликоввстречаются такие незаурядные …

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с определенными трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной методологии человек не может быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти из этого терминологического противоречия можно обозначить объект общей психологии как процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Психология управления — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности, психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.

Развитие управленческих кадров, способных эффективно осуществлять деятельность в условиях рыночной экономики, являющееся актуальной проблемой для современной России, невозможно без активизации научных исследований в области психологии управления.

Медицинская психология рассматривает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

Знания и умения мед. работников среднего звена помогают им выявлять психологические проблемы пациента и устанавливать с ними психологический контакт, разрабатывать программу индивидуального ухода и оказывать моральную поддержку при проведении лечения. От их профессионализма, чуткости зависит создание в отделении располагающего к выздоровлению психологического климата, который играет немаловажную роль в успехе лечения. Профессиональная подготовка медсестер и фельдшеров, которые непосредственно и по времени больше, чем врач общаются с больными, позволяет раньше диагностировать заболевание и эффективнее проводить лечение. Врач может назначить прекрасное лечение, но если нет контакта между медсестрой и пациентом, успеха будет мало. В заключении хотелось бы сказать, что даже полностью усвоив программу медицинского вуза, колледжа или училища, можно не стать хорошим медицинским работником, ибо знающий медицинский работник и хороший медицинский работник не одно и&n

forpsy.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *