Схема хочу могу надо – Как выбрать дело по душе, используя формулу «Хочу, могу, надо»

Как выбрать дело по душе, используя формулу «Хочу, могу, надо»

Многие молодые специалисты в начале своего карьерного пути задаются вопросом: чего я хочу, что я могу делать, и что требуется социуму? Но, к сожалению, никто не знает, что для вас лучше, чем вы сами, поэтому ответ следует искать внутри себя. Для достижения успеха необходимо выбрать именно ту профессию, где воедино сольются три основополагающих фактора: хочу, могу, надо. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Английская журналистка Кэтрин Уайтхорн еще в прошлом веке дала совет по этому поводу, который актуален и по сей день:

  • «Займись чем-нибудь, что тебе приносит удовольствие, а потом найди кого-нибудь, кто готов тебе за это платить».

Под понятием «ХОЧУ» подразумевается вид деятельности по душе, род занятий, от которого вас невозможно будет оторвать. То есть что вы делаете по собственному желанию и вас не надо заставлять — это ваши хобби, увлечения, интересы, которые приносят чувство удовлетворения. Также в эту категорию попадают ваши эмоциональные желания – желание общаться с людьми, помогать другим людям, творить. На этом этапе важно не поддаться уговорам родителей, которые будут навязывать вам свое мнение. Важно, чтобы их «хочу» не стало вашим, проведите четкую границу между вашими желаниями, и желаниями других людей.

Категория «МОГУ» — это иная категория, где следует учитывать навыки занятий не тех, что вам нравятся, а тех, что у вас получаются, то есть то, что вы можете делать лучше других. У каждого человека свои способности. Различают четыре основных категории способностей человека:

  • художественная группа – сюда относятся люди, имеющие художественные, музыкальные или литературные данные;
  • мыслительная группа – категория людей, способных анализировать информацию, делать правильные выводы, расчеты;
  • промежуточная группа – для людей, имеющих примерно в равной степени мыслительные и художественные наклонности.

При выборе профессии из категории «могу» следует учитывать разную степень развития способностей:

  • гениальность – высшая степень, гении создают нечто принципиально новое, делая переворот своим открытием;
  • талант – это выдающиеся способности, отличительная черта самостоятельность и оригинальность исполнения;
  • одаренность – сочетание высокоразвитых способностей различных видов деятельности.

Но не стоит путать понятия «могу» и «сделаю». К примеру, любовь к животным не сделает из вас хорошего ветеринара, а потребность в общении и окружении людьми, еще не гарантия того, что вы станете успешным менеджером.

В понятие «НАДО» заложен принцип востребованности обществом и социумом тех или иных профессий. Используя эту формулу, следует быть крайне рассудительным, так как, выбрав профессию по душе, есть риск остаться безработным, так как ваша желаемая профессия не пользуется спросом у работодателей. Согласитесь, космонавтов или моделей нам надо намного меньше, чем количество ребят, которые мечтают ими стать. А выбрав профессию из разряда «надо», можно, даже добившись определенных карьерных успехов, не получить чувство морального удовлетворения и всю жизнь сожалеть о своем выборе.

Сочетание категорий «хочу» и «могу» способно удовлетворить ваши желания и душевные порывы, профессия по душе удовлетворит ваши амбиции, но не сможет прокормить, если вы не найдете потребителя своих услуг — работодателя. Несмотря на то, что у вас получается делать что-то лучше, чем другие, это не значит, что за это кто-то заплатит. Поэтому такой род деятельности не сможет стать базовым в вашей жизни и надолго вас не хватит. Желание быть востребованным обществом рано или поздно возьмет верх.

Если в выборе будущей профессии вы будете учитывать только две формулы «могу» и «надо», то лишитесь возможности получать удовольствие от работы. Да, вы, конечно, сможете хорошо выполнять работу, сможете удачно трудоустроиться. Но принесет ли вам это чувство морального удовлетворения? Ведь профессию вы выбираете не на один год, а на всю жизнь. Рано или поздно такая работа начнет вас раздражать, и вы все равно задумаетесь о том, чего же все-таки хотите. После, в лучшем случае, последует новый выбор профессии, обучение, поиск работы – но на все это уйдет много времени, в худшем – вы так и будете продолжать заниматься нелюбимым делом. Но не стоит относиться к такой работе как к вашему последнему пристанищу. Любая работа подразумевает смену должностей, мест работы, трудовых обязанностей. И, возможно, со временем вы и в такой работе найдете определенную степень удовлетворения.

Выбор из двух категорий «хочу» и «надо» выглядит весьма заманчиво. Вы планируете осуществить свою мечту, и она является востребованной обществом. Казалось бы, что еще надо для успеха человека? Стоит учитывать, не все, что вы хотите, вы можете осуществить. Отсутствие определенных навыков, способностей не сделают вас успешным человеком в той или иной сфере. Вы не сможете высоко подняться по карьерной лестнице и, скорее всего, так и останетесь стоять у подножья своей мечты и неоправданных ожиданий.

Идеальная формула успеха — это сочетание всех трех компонетов формулы «Хочу, могу, надо».

Так, и сфера деятельности по душе, и делаете вы то, что умеете, и это будет востребовано обществом и приносить хороший доход. Если интересы и способности зачастую совпадают, к примеру, вам нравится рисовать и у вас это хорошо получается, то добиться признания от общества уже гораздо сложнее. Поэтому чрезвычайно важно искать себя в различных сферах деятельности, искать дело/занятие по душе и соотносить это с биржей труда, пытаясь предугадать, полезным ли будет тот или иной род занятий обществу, сколько вам будут платить и есть ли в этом случае возможность сделать успешную карьеру.

Стоит понимать, что ни один из параметров, описанных выше, не является ни ведущим, ни основополагающим. Что важнее и значимее — можете определить только вы сами. Также стоит понимать разницу понятий должность, профессия и специализация. Не стоит забывать также, что потребности общества склонны к переменам: то, что сегодня пользуется спросом, завтра вполне может отойти на второй план.

Рейтинг: 3.22 (Проcмотров: 4448)

Читайте раздел Вне течений на портале эзотерики naturalworld.guru.

naturalworld.guru

Урок «Профориентационный тренинг 2»

Занятие 2.

Основы альтернативного выбора (схема выбора «хочу – могу – надо»).

Мир профессий

Задачи:

• анализ факторов профессионального выбора;

• создание схемы альтернативного выбора;

• расширение знаний о мире профессий;

• знакомство с понятиями «рынок труда», «предмет труда», «престижность профессий»;

• информирование об условиях эффективного устного выступления;

• отработка умения вступать в контакт, выступать перед аудиторией.

Формы работы:

– групповая работа;

– работа в мини-группах;

– обсуждение итогов работы;

– моделирование устного выступления.

Ход занятия

  1. Составление схемы выбора профессии по Климову «Хочу, могу, надо».

Цель: активизация мышления участников, погружение в профориентационную тематику, информирование об основных факторах выбора профессии; применение этих факторов к ситуации выбора профессионального образования.

Индивидуальное задание каждому: составить перечень факторов, значимых для выбора профессии. Обсуждение факторов в мини-группах. Классификация факторов по группам (основание классификации определяют самостоятельно, или задаются ведущим).

Групповая дискуссия.

Материалы: доска, мел, плакат со схемой выбора «Хочу, могу, надо».

Инструкция: участники садятся полукругом, так, чтобы всем было видно доску.

1) Составление списка факторов выбора.

2) Распределение всех факторов, которые были названы на три группы.

3) Подведение итогов, информирование об основах выбора профессии.

1. Вопрос ведущего: «Как вы думаете, как вам кажется, на что ориентируется человек, выбирая ту или иную профессию?» Школьники называют факторы выбора, которые записываются ведущим на правой стороне доски. Примерные ответы: способности, интерес, знания, умения, заработная плата, удаленность от дома места учебы, хорошие условия работы, талант, желание и т. д. Если какой-то из важных факторов не назван, педагог помогает, задавая вопрос (например: почему лишь немногие люди, умеющие плести кружева, идут получать эту профессию? Ответ: мало возможностей, чтобы найти работу, низкая востребованность).

2. Ребятам предлагается разложить все факторы, которые были названы, на группы. В конечном варианте должны остаться три группы соответствующие трем факторам «хочу», «могу», «надо».

3. Педагог подводит итог: только что мы с вами самостоятельно вывели схему выбора профессии. Она состоит из трех факторов: «хочу, могу, надо» (рисует на доске схему выбора профессии). Фактор «хочу» – это наши желания, интересы, склонности. Он не является менее значимым, чем другие факторы, так как наши склонности часто говорят нам о том, что мы предрасположены к какой-либо деятельности. Фактор «могу» – это наши способности, таланты, материальные, транспортные, психические (особенности мышления, памяти и т.д.) возможности. Фактор «надо» – востребованность профессии на рынке труда, ее «полезность» для отдельных групп людей и общества в целом.

Медицинские противопоказания: вы знаете, что при поступлении на некоторые виды работ требуется пройти ряд испытаний. Как вы думаете, для чего это делается? Представьте себе оператора на атомной станции, который долго не может оставаться сосредоточенным или ветеринара, у которого аллергия на шерсть.

4. Вопрос ведущего: как вы думаете, всегда ли человек выбирает профессию, учитывая все эти факторы? Как правило, участники отвечают: «Нет». Участникам предлагается обсудить, что будет, если один из факторов выпадет: – если совпадает «хочу» и «надо», но отсутствует фактор «могу». Каковы последствия такого выбора? Сможет ли человек быть специалистом в своей области? – если совпадает «хочу» и «могу», но профессия не востребована. Какие трудности будут у человека в этом случае? – если выпадает «хочу». Представьте себе человека, который выбрал нужную профессию и у него есть способности к ней, но работать ему скучно и не интересно, будет ли такой человек счастлив в профессиональном плане? Слово ведущего: «Таким образом, необходимо, чтобы при выборе профессии все три фактора согласовались, то есть не отсутствовал ни один из них». (Ведущий вывешивает плакат с вопросами и схемой на магнитную доску, либо рядом с рабочей доской.)

Выбирая профессию, необходимо задать себе три вопроса:

1) Хочу ли я связать свою жизнь с этой профессией?

2) Хватит ли у меня способностей, возможностей, чтобы получить эту профессию и работать?

3) Где я смогу работать после учебы? Эти же факторы следует учитывать и при выборе соответствующего пути профессионального образования.

  1. Информационный блок: «предмет труда».

Цель: информирование о сферах труда и предмете труда. (Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159с.)

Материалы: доска.

Инструкция: участники садятся полукругом, так, чтобы всем было видно доску. Ведущий рассказывает о предмете труда и записывает их виды на доске. Слово ведущего: «Предмет труда это то, с чем или с кем человек имеет дело в процессе работы. Выделяют пять предметов труда: человек, техника, знак, художественный образ, природа. Каждому из них соответствует определенный тип профессий. Один работает преимущественно с людьми (обучает, воспитывает, управляет). Это профессии типа «человек – человек». Другие работают с техникой, механизмами, устройствами, различными материалами. Этот тип называется «человек – техника». Есть люди, преимущественно занятые в процессе своей работы с различными чертежами, знаками, таблицами, схемами, программами. Это профессии типа «человек – знак». Особенно одаренные художественными способностями каждодневно имеют дело с построением образов, композиций, произведений искусства – «человек – художественный образ». А если человек работает с животными, микроорганизмами, с почвой, словом, с природой, то его тип профессий называется «человек – природа». Таким образом, существует пять предметов труда и соответствующих им пять сфер деятельности.

  1. Игра «Аукцион».

Цель: расширение знаний участников о мире профессий.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Ход работы:

1. Распределение на группы.

2. «Аукцион» профессий по четырем типам («человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-техника»).

3. Слово ведущего.

4. Поиск вариантов профессий, совмещающих разные предметы труда.

5. Обсуждение результатов.

1. Ведущий распределяет школьников на 3 группы с помощью «компота» (он просит рассчитаться участников по порядку, но вместо цифр они называют фрукты. Например: «яблоко», «груша», «слива». «Яблоки» идут в одну группу, «груши» – во вторую и т.д.).

2. Каждой группе нужно написать как можно больше профессий по четырем типам («человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ», «человек-техника»). На эту работу дается 3 минуты. Та группа, у которой большее количество вариантов в названной ведущим колонке, зачитывает профессии, другие группы называют те профессии, которые не были озвучены. Педагог дополняет число профессий (см. список в Приложении). Возникает вопрос об отнесении многих современных профессий к разным типам.

3. Слово ведущего: «Некоторые профессии можно отнести к разным типам, так как это профессии смешанного типа, каких сейчас очень много. Вообще, сейчас наиболее востребованы специалисты, имеющие смежные профессии, или которым легко переучиться на близкую к их специальности профессию.

4. А теперь давайте попробуем найти профессии, в которых бы предметы труда из разных сфер деятельности совмещались. Участники из разных подгрупп называют варианты, ведущий корректирует ответы. Например: предметы труда «ч-ч» (клиент) и «ч-з» (знаковый материал) совмещаются в сфере деятельности программиста-консультанта. Такому человеку необходимо быть профессионалом в области программирования и уметь общаться с людьми.

5. Вопросы для обсуждения: – Какие новые профессии вы открыли для себя? – Что вам дают знания о мире профессий?

IV. Список престижных профессий.

Цель: развести внешнюю и внутреннюю сторону профессии, познакомиться с понятием «престижной» профессии.

Инструкция: Участники садятся полукругом, так, чтобы всем было видно доску.

Ход работы:

1. Составление списка престижных профессий.

2. Составление списка «показателей» престижности профессии.

3. Ранжирование «показателей» престижности профессии.

4. Определите «плюсы» и «минусы» престижной профессии (по выбору из списка). Вывод – в престижных профессиях есть свои плюсы и свои минусы, как и в каждой профессии.

5. Информирование о современном состоянии на региональном рынке труда.

1. Вопрос ведущего: «Давайте вспомним, какие профессии сейчас являются престижными или модными?» Профессии, которые называют ученики, записываются на доске.

2. Вопрос ведущего: «Как вы думаете, почему именно эти профессии являются престижными?» На доске записываются «показатели» престижности профессий (например: высокая заработная плата, интересная работа, предполагает общественную известность, хорошие условия труда). Как правило, школьники не называют «возможность сделать карьеру». Здесь можно просто привести пример: если дворник станет лучше всех мести мусор, изменится ли его должность? Нельзя стать старшим дворником. То есть, возможность продвигаться, достигать более высоких уровней в профессии для нас тоже очень важно. Иногда не называются «условия труда». Здесь можно задать вопрос: «Какие условия отличают профессию пожарника, зооинженера, программиста в престижной фирме?»

3. Затем школьникам предлагается проранжировать эти показатели. Результаты могут быть разными, и если школьники останавливаются на одном варианте (например: главное – это «интересность» профессии и условия, в которых приходится работать, а заработная плата всегда ниже по значимости), то можно привести пример, опровергающий этот взгляд.

4. Одни работают в условиях вредного производства, другие под землей, третьи – в теплом и светлом помещении, но не имеют возможности общаться с людьми. У кого-то интересная профессия, но низкооплачиваемая или в ней нет возможности в карьерном росте. В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Вам необходимо как бы «примерить профессию» на себя. Таким образом, престижность – это всего лишь внешняя сторона профессии. Профессия может быть интересной или высокооплачиваемой, но есть еще внутренняя сторона, которая зачастую выпускается из виду и не является привлекательной – это условия труда или возможности продвижения. Прежде чем остановиться на какой либо профессии, ответьте на несколько вопросов: – Интересна ли для вас профессия по своему содержанию? – Устраивает ли вас заработная плата? – Есть ли возможности для продвижения в этой профессии? – Насколько вам подходят условия труда?

5. Информирование о современном состоянии на региональном рынке труда.

Цель: сформировать у школьников представление об основных особенностях современного рынка труда.

V. Рефлексия.

Вопросы:

  1. Понравился/не понравился ли Вам тренинг?

  2. Чем именно?

  3. Что нового и полезного для себя узнали?

Педагог-психолог: Сагандыкова Айгерим Сабитовна

infourok.ru

Профориентационная работа. «Хочу, могу, умею»

Тема занятия: «Выбор профессии – дело серьезное или хочу, могу, надо»

Цель занятия: выявить уровень информированности учащихся в профессиональной сфере.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о различных профессиях.

  2. Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту.

  3. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Ход занятия

I.Приветствие.

(Настрой на работу «Дерево достижений»).

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый – проявят активность. Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II.Беседа.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, 40 тыс. дорог – именно столько существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию человек, выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На слайде даны четыре слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. (слайд)

Вопрос: Как вы объясните различия между этими словами? (ответы детей)

( далее слайд с определениями понятий, которые дает учитель)

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

III.Упражнение:

Определите на слух, о какой профессии идет речь:

( задание и ответы на слайдах).

    • Эту профессию называли ремеслом в ранге искусств: душно, жарко, но работают по тем же законам, что и художники. От их изделий взгляд не оторвать, а попробуешь — пальчики оближешь». (повар)

    • Их рабочим местом был низенький верстак, излюбленными инструментами – молоток и деревянные шпильки. В средневековье они орудовали шилом, иглой да промасленными нитками. Сейчас их осталось мало, но их изделия пользуются большим успехом.(сапожник)

    • Они создают истинные шедевры искусства, используя ткани, кружева, стразы, ленты. И все модницы света благодарны им за эту работу.(модельер)

    • Они учат буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На все смотреть и все запоминать.(учитель)

И как лечиться, он говорит. (врач)

IV.Мини –лекция «Формула профессии».

Вопрос: Что получится, по вашему мнению, если сложить три слова, которые являются темой нашего сегодняшнего занятия: хочу, могу, надо. Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  • Хочу (ответы детей) – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.

  • Могу ( ответы детей) — это все, что мне по силам, по способностям.

  • Надо (ответы детей) – это все, что нужно для общества, страны.

Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает свои личные устремления (хочу), свои возможно (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Все многообразие профессий российский психолог Климов сгруппировал в пять групп исходя из того, с чем, с каким предметом имеет дело специалист прямо и непосредственно.

Классификация профессий (схема на слайде)

Вопрос: Назовите профессии, относящиеся к каждому типу (ответы детей).

Действительно есть много профессий на Земле. Сделать правильный выбор — нелёгкая и ответственная задача. Но среди огромного многообразия профессий, одной из главных является профессия учителя, которая относится к типу человек-человек. Образования нет без учителя, с именем которого всегда связывались победы и поражения. Он олицетворял на Руси мудрость, которая жила в общественном сознании и оказывала огромное духовно-нравственное влияние на всё общество. Учитель гражданин и профессионал. Ему дано право быть духовным наставником, ведущим в будущее.

Вопрос: Можно ли назвать учителя инженером человеческих душ? Утвердительным ответом на данный вопрос служат примеры из истории отечественного образования и современной педагогической науки и практики:

  • Дмитрий Донской перед началом Куликовской битвы отправляется в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому за советом. Мудрый Учитель и духовный наставник благословляет Дмитрия и его воинство на битву и предсказывает победу…

  • В 1859 году в своём имении Ясная Поляна Л. Н. Толстой устраивает школу для крестьянских детей. Он пишет для них учебные книги. В воспоминаниях его учеников есть такие строки: «Он как бы доставал что-то глубокое в душе ученика».

  • Первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин в своей книге «Дорога в космос» много слов благодарности посвящает своим учителям. Он пишет, что без них он никогда бы не узнал о работах Циолковского и не достиг таких высот.

Сегодня кадровый потенциал учителя интенсивно стареет. Особенно в сельской школе. Этому есть ряд причин, как субъективных, так и объективных.

Вопрос: Какие причины вы можете назвать? (низкий престиж работы, невысокая заработная плата учителя, слабая социальная защищенность). А среди вас есть те учащиеся, которые хотели бы стать учителем? (пример из жизни).

В школе работает много учителей. Но есть первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семью. Родители доверяют ему самое дорогое, что у них есть,- своих детей. От первого учителя зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Первый учитель определяет жизненный путь ребенка. Поэтому в школу идут работать, искренни преданные своей профессии, любящие детей люди.

Поэтому для поднятия престижа профессии учителя, предании ему подобающего социального статуса государством предпринимается множество мер. Главным, из которых является национальный проект «Образование», позволяющий лучшим учителям и школам принять участие в Программе и стать обладателями президентских Грантов.

Вопрос: Как связан этот год с профессией учителя? (2010 год был объявлен президентом РФ Д. А. Медведевым «Годом Учителя».)

Вопрос: Какими качествами должен обладать человек, выбирающий профессии учителя? (ответы детей).

Чтобы стать учителем надо:

  • Обладать способностью воздействовать на человека с целью обучения и воспитания;

  • Умением организовывать детский коллектив;

  • Любить детей;

  • Быть честным, справедливым и доброжелательным.

Для закрепления: Упражнение( если останется время):
« Найди профессию»

  • Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

  • Примечания.
    1) Инженер, конструктор, юрист, кассир, дрессировщик, учитель, слесарь, врач – профессии.
    2) Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности.
    3) Учитель начальных классов и учитель физкультуры – это разные специальности одной профессии – учительской.
    4) Терапевт и хирург – специальности профессии врача.
    • Почему дворник и курьер – не профессии? (Потому что не требуют обучения.)
    V.Заключительное слово.

Выбор профессии это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Соотношение между «хочу» и «могу» в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

VI.Подведение итогов занятия.

  1. Что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем занятии?

  2. Что нужно знать и чему учиться, чтобы правильно выбрать профессию?

Я хотела бы закончить наше занятие словами одного из величайших учителей, педагога-практика, теоретика, ученого Василия Александровича Сухомлинского:

«Человеку, у которого нет любимого труда, никакие сокровища не помогут»
(В. А. Сухомлинский)

(Пожелания удачи учащимся в выборе правильного пути)

infourok.ru

Классный час «ХОЧУ – МОГУ – НАДО»

ХОЧУ – МОГУ – НАДО

Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

Эзоп

Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.

Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста — в сценарии).

Оформление:

Крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов « = осознанный выбор профессии»;

Написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация, должность;

Листочки,

Цифры

Картинки со словами Да, Нет, Не знаю

План классного часа:

  • Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

  • Игра «Визитка».

  • Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

  • Мини-лекция «Формула профессии».

  • Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

  • Тестирование.

  • Заключительное слово.

  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Главная задача — найти востребованную специальность.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог — именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы.)

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.

Профессия — это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация — это уровень профессионального мастерства.

Должность — это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Упражнение «Линия». Уч-ся предлагается встать в одну линию от 0 до 10. Ноль (0) означает «Много думаю о своей будущей профессии», 100- «Не думаю о своей профессии». Обсуждение.

Упражнение «Выбор». В кабинете развешиваются таблички «Да», «Нет», «Не знаю». Уч-ся зачитываются вопросы, и они встают возле ответов — да, нет, не знаю.

— Я точно знаю — кем буду.

— Я уже выбрал себе профессию.

— Я выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

— Я выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

— Я прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

— Я выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

— Я выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии» Делимся на 4 группы

Земля

Вода

Воздух

Огонь

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа — «Самые забытые профессии».

Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа — «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Мини-лекция «Формула профессии»

Скажите, пожалуйста, что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  1. хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

  2. могу — это все, что мне по силам, по способностям;

  3. надо — это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Игра «Самая-самая». Отгадать профессии:

— самая сладкая;

— самая денежная;

— самая человечная;

— самая детская;

— самая серьезная;

— самая волосатая;

— самая вкусная.

Ответы по группам.

Игра «Профессия на букву»

. Назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы — К, П, Э, А. Ответы команд.

И на последок небольшой тест Тестирование

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие. Время выполнения — 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово

Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия)

Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Что узнали о себе нового?

Что понравилось? (не понравилось)

Что показалось интересным?

infourok.ru

Тема: «Хочу – могу — надо»

Тема: «Хочу – могу — надо»

(предпрофильная подготовка учащихся).

«Истинное сокровище для

людей – умение трудиться».

Эзоп.

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16 % молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача – помочь ребятам найти востребованную специальность.

Цели: — расширить представление о различных профессиях; — формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; — побуждать к поиску информации о профессиях; — к осознанному профессиональному выбору.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии.

Оформление:

справа осталось место для слов «=осознанный выбор профессии»;

  • написать на доске слова: профессия, специальность, квалификация,

должность;

  1. Врач 3-й категории хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

  2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

  3. Инженер — механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

  4. Токарь – карусельщик 6-ого разряда, бригадир 3-й бригады.

  5. Повар – кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.

    • картинки, фотографии (процессы труда, люди различных профессий).

План

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

  1. Игра «Визитка».

  2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

  3. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

  4. Мини-лекция «Формула профессии».

  5. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

  6. Тестирование.

  7. Заключительное слово.

  8. Подведение итогов (рефлексия).

Ход

Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».

. Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

(Дети дают ответы).

Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

  • Профессия – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

  • Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

  • Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

  • Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

Игра «Визитка».

Учитель: после родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержаться и профессиональные характеристики, взятые мною из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.

(Учитель читает профессиональные характеристики с доски, дети дают ответы).

В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своём деле».

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Учитель:

ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т.п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).

Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвёртая группа – «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб — дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк – подводник, лётчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на весь мир, на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Учитель. Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своём выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, если бы начинать сначала, то, наверное, пошёл бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своём выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

— «Давят» родители.

— Идут за модой.

— Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

— Выбирают «за компанию».

— Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

— Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

— Подражают героям кино и телесериалов.

Учитель. Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выборе профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как, же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии».

Учитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: a*b=S)? (Площадь классной комнаты).

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечёркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предложения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трёх слов названия классного часа: «Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии»).

Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:

— хочу + могу + надо;

— хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

— могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

— надо – это всё, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Учитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй, сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

Ученик 2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.

Учитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между – «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Тестирование.

Учитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения — 30 с.

(Дети рисуют фигурки).

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание).

А теперь слушайте ключ к тексту.

Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумавший свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово.

Учитель: выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия).

Учитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?

Примерные ответы детей:

— Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.

— Открыл, что, оказывается, у меня тип учёного, это очень странно.

— Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

— Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.

— Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

— Главное открытие – разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю всё это и у своих родителей.

4


kopilkaurokov.ru

Аксиология: счастье. Хочу — могу — надо. | Мир Бога

Аксиология – это теория о ценностях, а счастье, является самой большой ценностью.

«Все без исключения стремятся обрести счастье и избежать неудач. От незначительных эпизодов в жизни одного человека до событий исторического значения — все по сути своей служит выражением наших непрекращающихся усилий стать более счастливыми».

                                                                                            Божественный Принцип

Всё что мы делаем в жизни, мы делаем для того, чтобы быть счастливыми. В зависимости от того, как мы понимаем счастье, так мы и живём. Если мы думаем, что счастье – это миг чувственного наслаждения, тогда именно за этими разнообразными наслаждениями мы и гоняемся, а вся наша жизнь превращается в гедонизм.

Если считаем, что счастье – это понятие, связанное с социальным и душевным благополучием, то и строим мы свою жизнь так, чтобы иметь социальный статус и стабильность, быть не хуже других, чётко представлять себе, чего мы хотим, и шаг за шагом реализовывать свои цели.

Если считаем счастье, некой сверх целью, пришедшей к нам свыше, тогда вся наша жизнь, тесно переплетается с поиском предназначения, универсальных законов и основ бытия.

Даже понятие и главное практика любви, в каждом отдельном случае будут сильно отличаться друг от друга, в зависимости от нашего понимания счастья.

Для выбора профессии, часто нам предлагают формулу: «хочу – могу – надо». Где «хочу» – это то, что я люблю делать, «могу» — уровень моих способностей и знаний, а «надо» — то за что хорошо заплатят. Если соединить все три составляющих, тогда можно найти работу, которая будет приносить мне моральное удовлетворение, финансовую стабильность и будет соответствовать моим способностям.  Однако, эту формулу можно применять не только к работе, но и к другим сферам жизни и к счастью в целом.

Аристотель говорил, что наше предназначение находится на пересечении наших талантов и потребностей мира. Тем самым он задействовал, две составляющих формулы «хочу — могу – надо» из трёх. Наши таланты – это то, что я «могу», а потребности мира – это то, что «надо». Если добавить ещё и страстное желание, что-либо сделать, тогда и будет настоящее счастье.

Есть люди, которые руководствуются только тем, что «надо». Это люди, чувства долга. Есть люди, которые руководствуются только тем, что «хочу». Удел таких людей погоня за чувственными удовольствиями, которые всегда временны, изменчивы и множественны.

Мне в детстве постоянно, говорили, нет такого слова «не могу», есть только «не хочу» и «надо». Однако, очевидно есть такие вещи, которые нам сложнее делать, из-за отсутствия определённых навыков, способностей и талантов в определённой области. Я, половину своей жизни потратил на волейбол, и очевидно, что, в этой игре, рост имеет значение и нападающему  с ростом 1,5 метра будет очень непросто приносить очки своей команде. С другой стороны, большое дерево громко падает, и человеку с ростом 2,20 явно будет не просто заниматься греко-римской борьбой.  

«Надо» — это, то, что необходимо для мира во всём мире и то, что соответствует воле Бога: любовь к людям, любовь к природе, то, что приносит пользу общему благу. «Могу» — это то, что соответствует моим физическим и душевным особенностям. Каждый человек уникален и неповторим, как в плане своей внешности, так и в плане своего характера. Кто-то человек типа «зимы» — медленный, задумчивый, трудный на подъём, очень глубокий; а кто-то человек типа «весны» — очень быстрый, жизнерадостный, полный идей и вдохновения и часто поверхностный. Кто-то человек типа «осени» — стремящийся, прежде всего к результатам и конкретным плодам, а кто-то человек типа «лета» — обожающий сам процесс. Есть множество разных типов характеров, сформированных уникальным жизненным опытом, уникальным социальным окружением, уникальным воспитанием, уникальными талантами, данными от Бога. В зависимости от всего этого и формируется «могу». А «хочу» — это то, что мне нравиться делать то, что я делаю со страстью то, что меня полностью захватывает и поглощает.

Можно сказать что «хочу», «могу» и «надо» — это три дороги, которые встречаясь в одной точке, помогают нам не только стать счастливыми, но и творить чудеса, а также реализовать заложенный в нас Богом потенциал и сделать то, ради, чего Он нас предназначил.

www.mirboga.ru

Формула выбора профессии Хочу Могу Надо 1. Как выбрать профессию

Транскрипт

1 Формула выбора профессии Выбор профессии — это уравнение с несколькими неизвестными. Существует так называемая «формула выбора профессии»: Хочу — это ваши интересы, склонности, желания, мечты. Могу — это ваши психофизиологические возможности, здоровье, способности, то есть профессиональная пригодность. Надо — это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность вашей профессии. Главное суметь совместить свои хочу, могу и надо, тогда профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: интересна и привлекательна для вас; соответствует вашим способностям; пользуется спросом на рынке труда. 1. Как выбрать профессию Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора, — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии и биологии или посещаешь кружок «Юный физик» и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы. Если это так, то ты — счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, «кем быть» и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает социальную и психологическую зрелость молодого человека. Хуже, если ему пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе «как бы нравится» история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми. Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли для себя в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели привить им любовь к каким-либо учебным предметам, а таланты еще «зарыты в землю». Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут они определиться, чем хотелось бы заниматься — потому что из всего, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог — и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах деятельности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив — он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудоребенок — во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженераконструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, 1

2 есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, отвечающие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы и где ты добьешься наибольшего успеха. Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. Итак, для того чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ответить на них практически невозможно) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь, — скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек — не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, а также избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна. Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать на себя ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) — исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес. Запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес — вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика — ведь в школе ты не изучал ничего подобного… Для того чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессии. Задавай взрослым вопросы об их профессиональной деятельности, как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная профессия, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, — это лишь ее название… Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии, а вуза или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность «радиоэлектроника»). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируй данные вместе с друзьями и родственниками. И помни: окончательный выбор только за тобой, ведь выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции для тебя) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (польза обществу). 2. Что влияет на выбор профессии Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По методике Е. А. Климова можно выделить 8 факторов выбора. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. 2

3 Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь. Позиция учителей, школьных педагогов. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями. 3. Психофизиологические особенности профессиональной ориентации Проблема профессионального отбора специалистов, сформировавшаяся на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики, относится к разряду крупных научно-практических проблем, связанных со всесторонним учетом физических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей и возможностей (ограничений) подростка, желающего «вписаться» в контур системы «человек — деятельность — среда». Теория профотбора базируется, прежде всего, на теоретических основах вышеперечисленных и других научных дисциплин. Условно различают следующие виды профессионального отбора: медицинский социально-психологический, образовательный и психофизиологический. Среди них психофизиологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Ценно то, что психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих профессий обладают достаточно высокой прогностичностью. Разработанная система профессионального психофизиологического отбора руководствуется определенными принципами, среди которых важнейшими считаются принцип научной обоснованности, комплексности, динамичности, активности, практичности и принцип группировки специальностей. Психофизиологический отбор, являясь составной частью профессионального отбора, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей. Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развития, строения организма, состояния здоровья. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами. 3

4 Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой профессий. Основными задачами профессионального психофизиологического отбора являются: прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения ее надежности и эффективности, особенно в экстремальных условиях; прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки; снижение текучести кадров и производственного травматизма; повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья. Рациональное проведение психофизиологического отбора базируется на надежной научной основе, поскольку вопрос правильного выбора профессии и успешной деятельности на конкретном рабочем посту имеет не только общественное, но и личное значение, так как обеспечивает сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний у работающих. Это относится к категориям специалистов, деятельность которых сопряжена с высоким нервно-эмоциональным напряжением, повышенными требованиями к анализаторным системам, памяти, вниманию, нервно-психической устойчивости, правильности выполнения сложных и ответственных задач при дефиците времени и в экстремальной обстановке. Ведь назначение на работу лиц, не обладающих должными качествами центральной нервной системы и анализаторов, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья и функциональном нарушении центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Но не следует считать, что выделение части лиц с профессиональной непригодностью лишает их профессиональной деятельности. Не пригодные к одной специальности, они могут войти в группу с высокой пригодностью к обучению и работе по другой специальности. К настоящему времени существует достаточное число исследований в области профессионального отбора, однако теоретические и методологические принципы отнюдь не единообразны, они весьма различны в зависимости от специфики каждого конкретного исследования. Вопросы изучения организации свойств нервной системы и относительной роли их в психофизиологических проявлениях индивидуальности представляют первостепенную важность при профотборе. Учение И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов, два типа нервных процессов: сильный и слабый. Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Например, люди с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, просиживать долгое время перед пультом управления и быть при этом готовыми к экстренным непредвиденным действиям, сохраняют выдержку и самообладание. Это касается таких специальностей, как диспетчер аэропорта, оператор энергосистемы, оператор поточной линии, аппаратчик химических производств и др. Людям со слабым типом присуща малая выносливость нервной системы. Но этот недостаток компенсируется такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что дает преимущества при овладении профессиями, которые предъявляют повышенные требования к мышечносуставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Это касается прежде всего профессий часовой и радиоэлектронной промышленности, где предполагается точная работа с мелкими деталями. 4

5 Установлена обратная зависимость между силой нервной системы и ее чувствительностью. Сейчас факт высокой чувствительности и реактивности слабых не вызывает никакого сомнения. Слабые имеют преимущество перед сильными в однообразной монотонной работе. Сильные лучше справляются с физической работой динамического характера. Помимо традиционных типологических свойств существуют и другие, в частности, лабильность, которая определяет способность человека выполнять движения с большей или меньшей частотой. Следовательно, для диагноза из существующих свойств нервной системы предполагается определение трех показателей: по отношению к возбуждению, по отношению к торможению и уравновешенности по данному свойству. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что психофизиологический срез в системе профориентации должен носить не случайный, а систематический характер. Сведения о психофизиологических особенностях подростка, полученные в результате профдиагностики, помогут педагогическим коллективам рекомендовать ученику те профессии, которые наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервной системы. 4. Формула выбора профессии Что следует учитывать при выборе профессии? Благодаря чему человек может достигнуть успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовольствие? Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот какие были получены результаты. Профессия должна быть: престижной; хорошо оплачиваемой; интересной; с хорошими условиями труда; чтобы ее легко было приобрести; соответствовать желанию родителей; можно было бы учиться и работать с друзьями; востребована на рынке труда. Как видим, на первое место большинство выпускников поставили престижность профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. К примеру, престижной считалась профессия инженера. Но изменилась экономическая ситуация, и на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Но что будет с ними лет через десять, пока никто не знает. На второе место молодые люди ставят желание приобрести хорошо оплачиваемую профессию, не зная, наверное, того, что оплачивается не профессия, а должность. А вот третье требование, которое называют выпускники, «должна быть интересной» — одно из наиболее веских для выбора профессии. На четвертом месте стоят условия труда. Требование существенное, но условия тоже связаны не столько с профессией, сколько с местом работы. И чем выше будет ваша квалификация, тем больше шансов выбрать себе рабочее место по душе. Пятое требование к будущей профессии — доступность обучения, то есть выбирают профессию, которую легче получить. Иногда это оправдано, если только не ограничивает возможности профессионального выбора. Шестое место занимает не очень удачное требование к профессии, связанное с желаниями родителей. К сожалению, родители зачастую недостаточно знают мир профессий, да и в ваших профессиональных возможностях ориентируются слабо. Седьмое требование еще менее основательно для выбора профессии. Это — желание 5

6 учиться за компанию, то есть, вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями ваших друзей, а не с собственными. И на последнем месте стоит возможность трудоустройства после окончания профессионального учебного заведения. Таким образом, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства — и вовсе на восьмое. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора. Что же такое профессиональная пригодность? Это ваше здоровье, психофизиологические особенности вашего организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация. Если вы сумеете совместить свои хочу, могу и надо, то профессиональный выбор будет удачным. 6


docplayer.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *