Установки личности – —

Содержание

Установки личности.

Установки— это ощущения, чувства и убеждения, в значительной мере определяю­щие восприятие работниками внешней среды, побуждающие их к планированию опре­делœенных действий и поступкам. Установки формируют образ мысли, воздействую­щий на наше отношение к реальности, подобно тому, как оконная рама ограничивает возможности обзора. Из своего окна мы можем увидеть происходящие на улице собы­тия, но размер и форма рамы не позволяют нам оценить картину в целом. Вместе с тем, наше восприятие зависит от цвета и качества оконного стекла, точно так же как эмо­циональная ʼʼокраскаʼʼ наших установок влияет на оценку рабочей среды. ОП исходит из того, что информация о характере установок работников в отношении труда, карье­ры и организации имеет жизненно важное значение для современных менеджеров.

Установка личности — ϶ᴛᴏ занятая её позиция, настрой на определённое поведение. Наши ценности и позиции формируются под влиянием ценностей и позиций других людей, окружающего мира.

Правильное понимание установок для управления человеком в организации важно по нескольким причинам. В первую очередь, установки помогают человеку приспосабливаться к его рабочему окружению. Во-вторых, установки помогают защитить образ «Я», существующий у каждого человека. В-третьих, установки — ϶ᴛᴏ основа, дающая человеку возможность выражать свои ценностные ориентации. В-четвёртых, установки позволяют предсказать поведение человека на рабочем месте.

Для того, чтобы установки человека играли более эффективную роль в предсказании его поведения, крайне важно свести до минимума влияние окружающей среды.

Социализация личности предполагает изменение её установок. При этом в данном процессе есть два важных препятствия: эскалация приверженности и отсутствие достаточной информации.

1) Эскалация приверженности — ϶ᴛᴏ тенденция настаивать на ошибочном образе действий, уже после принятия неверного решения и уже когда очевидность ошибки ясна даже самому субъекту. Здесь уместна поговорка «защищать честь мундира».

2) Отсутствие нужной информации. Здесь люди просто не видят достаточных причин для изменения установок. В случае если работник не знает, что его поведение, к примеру, снижает производительность труда, то он может остаться с такой установкой нужнолго.

Имеется много способов преодоления препятствий в изменении установок (это схематически представлено на Рис.2.4.):

Воздействие страхом. Эффективность страха при изменении установок зависит от его силы. Незначительный страх сотрудник может игнорировать, а большой страх будет мешать ему воспринимать какие-либо убеждения. Нужен умеренный страх.

Устранение несоответствий между установками и поведением. В случае если человек, устраиваясь на работу, сделал ошибочный, как ему сначала кажется, выбор, то это не нужнолго. Подсознательно, его выбор начнёт влиять на установки. Человек попытается изменить свои установки в соответствие со сделанным выбором.

Рис.2.4. Способы преодоления препятствий в изменении установок.

Влияние друзей. Для человека важно, что думают о его установках близкие ему люди. Под воздействием их мнения, человек может корректировать свои установки.

Привлечение к сотрудничеству. В случае если работнику не нравится его организация и он имеет отрицательную установку на отношение к труду, его нужно пригласить к совместной работе по изменению ситуации. В совместном труде с коллегами, сотрудник может изменить свою отрицательную установку.

Предоставление информации. Получая дополнительную информацию о ситуации или другом человеке, индивид может изменить мнение, а следовательно и установку.

Влияние собственных поступков. Поведение влияет на установки, а установки на поведение. Мы отстаиваем то, во что верим и верим в то, что отстаиваем. Используя вывод социальных психологов о влиянии поступков на установки для управления организационным поведением, нужно помнить, что он относится как к хорошим, так и к плохим поступкам.

Изменение установки, путём трансформации утверждения в убеждение. Когда на говорящего не оказывают влияния со стороны, то его утверждения со временем становятся убеждениями.

referatwork.ru

Установки личности | Психологическая энциклопедия 1vc0

Установки личности — возникшее на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность индивида к определенной реакции в типичной ситуации. Установки личности лежат в основе целостности и последовательности личности индивида, объединяют его сознательную и подсознательную сферы, определяют меру возможного поведения человека в различных жизненных ситуациях, «норму его реакций».

Установка — высокообобщенное состояние готовности к определенному способу поведения; наиболее константная, устойчивая основа поведения человека. Различаются два вида установок: 1) общая, возникающая на основе больших классов явлений, и 2) дифференцированная (фиксированная) — по отношению к индивидуализированным объектам.

Установки — поведенческие стереотипы, стабилизирующие поведение индивида, освобождающие его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщившихся в опыте данного индивида) ситуациях. В связи с этим в ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) возникает инертность поведения, недостаточность учета изменений в обстановке.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. С этой точки зрения различают смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки — определяют личностный смысл определенных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к определенному, значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, определяют взаимодействие субъекта со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операциональные установки — обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенным способом, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цель, мотив, решение, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, устойчиво стереотипными компонентами.

Наряду с так называемыми обобщенными установками в поведении человека постоянно возникают ситуативные установки — временные психические образования, проявляющиеся в избирательной направленности индивида на определенные средства реализации цели.

Все привычные, импульсивные действия человека — проявление его установочной стереотипизации. Многие поведенческие акты человека связаны с его малоосознаваемыми и неосознаваемыми побуждениями.

wiki.1vc0.ru

Установки и их разновидности.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Есть и неосознанные побуждения — определенные установки личности.
Установка личности — это неосознанное человеком состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установка проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Структура установки:

1. Когнитивная подструктура — образ того, что готов познать и воспринять человек.

2. Эмоциональнооценочная подструктура — это комплекс симпатий и антипатий к объекту установки.

3. Поведенческая подструктура — готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки.

Виды социальных установок:

1. Социальная установка на объект — готовность индивида вести себя конкретным образом.

2. Ситуативная установка — готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях.

3. Перцептивная установка — готовность видеть то, что человек хочет видеть.

4.Парциальные или частные установки.

5.Общие или генерализованные установки.

Виды установок по их модальности:

1. Позитивная или положительная установка — явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием.

2. Негативная или отрицательная установка — явления, события и свойства предметов воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

3. Нейтральная (адекватная) установка — установка на то, что у каждого человека есть положительные и отрицательные качества.

4. Амбивалентные социальные установки — готовность вести себя положительно и отрицательно.

Формы направленности личности:влечение. Желание.Стремление.Намерение. Убеждения.Мировоззрения. Интерес.Склонность.

Влечение — это примитивная, биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потребность. Влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо опреде­ленному. Желание имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием своей потребности и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Стремление — определенное побуждение к деятельности.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида: то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из значимых характеристик мировоз­зрения человека — системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются идеалы и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждениеявляется высшей формой направленности. Убеждение — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Мировоззрение— осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — показатель зрелости личности. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Выделяют непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. В зависимости от содержания и объектов выделяют интеллектуальные интересы, эстетические, политические и другие. Интересы бывают широкие и узкие. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Широта и содержание интересов могут служить одной из характеристик личности.

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность — проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности — интерес к определенному виду деятельности; стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Склонность — предпосылка к развитию определенных способностей.




Похожие статьи:

poznayka.org

Психологические установки: понятие, виды, методы, примеры. Манипуляция как вид психологического воздействия

Психологические установки сопровождают нас повсюду. Определенным посылом наделены фильмы и телепередачи. Специалисты также работают с каждым клиентом через эти самые установки. Давайте же разберемся что это такое и для чего нужно. Итак, начали.

Определение

Давайте разберемся с понятием психологической установки. Так называют программу поведения, которая заложена у человека в подсознании. Индивид не осознает этот факт или прослеживает тенденцию уже после совершения поступков.

Установки формируются в зависимости от того, что мы видим чаще всего. При этом задействована не только самооценка, но и оценка окружающих людей.

Существует несколько видов психологических установок. О них и поговорим.

Виды установок

Нет такого человека, который не имел бы в подсознании модели поведения. Психологи условно делят психологические установки на четыре типа:

  1. Я хороший и ты хороший. Это самая эффективная установка, благодаря которой человек понимает, что чаще всего причиной каких-то неблаговидных поступков окружающих людей является недомыслие, а не спланированное желание напакостить. Если человек имеет такую установку, то он адекватно оценивает себя и ждет того же от других. Они не тратят время на выискивание недостатков в себе или окружающих, а сотрудничают конструктивно.
  2. Я хороший, а ты плохой. Такая установка характерна для тех, кто может самоутвердиться только за счет окружающих. Эти люди в собственных проблемах обвиняют окружающих, пытаются выместить раздражение из-за того, что не получается задуманного. Человек с такой установкой способен возвыситься в собственных глазах только после того как унизит других людей.
  3. Я плохой, а ты хороший. Чаще всего установку можно обнаружить у тех людей, которые имеют низкую самооценку или страдают комплексом неполноценности. Они стремятся отдалиться от людей, не входят в близкий контакт или, наоборот, выбирают сильную личность и «присасываются» к ней. Для людей с такой установкой характерна хроническая депрессия.
  4. Я плохой и ты плохой. Самая патовая установка. Из-за подобных мыслей человек перестает радоваться жизни, интересоваться людьми, его постоянными спутниками становятся безнадежность и тоска. Таких людей отличает легкая раздражительность, непредсказуемость и склонность к депрессиям в тяжелой форме. Они не видят выхода из ситуации, а потому не могут изменить свое мировоззрение.

Конечно, в чистом виде установки встречаются редко, но случается и такое. Как правило, у человека в голове смесь из всех установок, но есть одна, которая занимает доминантную позицию.

По этой причине важно работать над собой и постоянно совершенствоваться.

Структура установки

Хоть мы и дали определение, установка в психологии — это не только набор слов, тут кроется глубинный смысл. Из чего же состоит установка?

  • когнитивный фактор;
  • чувственный образ или эффективный компонент;
  • поведенческий компонент или действия, которые относятся к объекту оценивания.

Многие ученые трактуют это понятие следующим образом: установка в психологии — это конкретное состояние, которое присуще целому объекту. Что это значит? Речь идет о том, что это состояние определяет психологическую и физическую организацию человека или поведение в той или иной ситуации. Сюда же относится готовность что-либо сделать, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Психологи считают, что установка отражает психологическое состояние и внешнее ощущение человека. При этом именно она является своеобразным связующим звеном, которое соединяет отдельные состояния индивида и его функции.

Бытует мнение, что психологическая установка бывает двух видов — фиксированная и первичная. Это не значит, что они строго фиксированы, одна с легкостью перетекает в другую, но собственные функции сохраняются у каждой.

Рассмотрим каждый вид.

Фиксированная установка

Такое психологическое состояние относится к элементарным установкам. Так называются специфические реакции на актуальную ситуацию. Сюда же относится восприятие меняющейся окружающей среды.

Элементарная установка возникает на основе опыта и потребностей самого человека. То есть поведение в той или иной ситуации продиктовано уже имеющимся опытом.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу. При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому. Об этом важно знать каждому.

Теория Узнадзе

Теория установки Узнадзе заключается в следующем: он называет установкой целостное состояние, которое предопределяет и предвосхищает сознательное поведение.

Он считает, что установка появляется в тот момент, когда организм начинает контактировать с окружающей средой. Ситуация взаимодействует с потребностью и они удовлетворяются. Получается, что установка может возникнуть в двух случаях:

  1. Если присутствует актуальная потребность.
  2. Если возникает ситуация реализации этой потребности.

Как видите, теория установки Узнадзе довольно проста. Теперь поговорим о барьере в психологии.

Психологический барьер

Подражание детей

Что же это такое? Таким барьером называют состояние, которое проявляется в виде неадекватной пассивности. Она препятствует выполнению каких-либо действий. Обусловлено это тем, что у человека усилены отрицательные установки и переживания, а также очень низкая самооценка. В социальном поведении психологический барьер представляет собой коммуникативный барьер, который проявляется низко развитой эмпатией, жестокостью.

Проблему барьеров можно решить, только если человек готов действовать и воспринимать новую информацию, изменять свое мышление и отношение к событиям.

Положительные установки

Как проявляются положительные психологические установки? Человек прежде всего оценивает хорошие стороны окружающих. С этой установкой люди верят в дружбу, любовь, верность, преданность и прочее.

Можно сказать, что если у человека положительная установка, то он проживет счастливую жизнь. Ведь то, как мы относимся к окружающим, возвращается нам обратно.

Можно работать над собой и развить положительную установку. В этом случае придется много потрудиться, но результат того стоит.

Отрицательные установки

Кроме положительных, есть еще и негативные психологические установки. В этом случае человек все воспринимает в черных тонах. Все люди плохие, поэтому не стоит тратить на них свое время.

На самом деле такое мышление ведет к саморазрушению и отсутствию возможности радоваться жизни. И действительно, что хорошего, если вокруг люди, сплошь состоящие из недостатков?

Человек, который мыслит таким образом загоняет себя в могилу, так как мироощущение напрямую связано с нашим здоровьем. Негативные установки становятся благодатной почвой для депрессии, от которой очень сложно избавиться.

Ученые доказали, что существуют несколько методов психологической установки или воздействия. О них и поговорим.

Методы воздействия

Существует множество способов повлиять на человека. Психологическое влияние достигает своей цели как при работе с одним человеком, так и с группой лиц.

Рассмотрим основные виды воздействия, и как они работают.

Виды влияния

Методы психологического воздействия отличаются в зависимости от того, какую цель преследует человек. Выделяют ненаправленное и направленное воздействие. К первому можно отнести заражение и подражание, второй же подразумевает убеждение и внушение.

Поговорим про каждый вид подробнее.

Убеждение

Воздействие на сознание

Метод психологического воздействия, который направлен на снятие страха у человека. Убеждение помогает устранить препятствия на пути к мышлению человека. Цель психологической установки — воздействовать на личность путем обращения к внутренним взглядам и удовлетворить свои потребности через других людей.

Реализуется убеждение посредством разговора с человеком. Тот, кому нужно изменить чьи-то взгляды, как правило, начинает разговор первым и приводит логичные доводы во время беседы. Убеждение лучше всего работает во время споров, дискуссий или обсуждений.

Заражение

Является наиболее простым приемом, который позволяет оказывать влияние на человека. Обычно применяется в местах массового скопления людей, например, на концертах или стадионах. Заражение быстро развивается, особенно это заметно в тех коллективах, где отсутствует сплоченность. Отличительной чертой является стихийность. В процессе выступления оратором передается публике настроение. Причем не так важно, что он говорит, гораздо важнее как. Если провести заражение хотят сразу два человека, то получится это только у того, кто эмоционально сильнее.

Внушение

Тактики воздействия

Прием психологической манипуляции, когда человека заставляют изменить поведение, мышление или отношение к какой-то ситуации. Из всех видов воздействия внушение считается самым опасным и не зря.

Внушение работает, когда у собеседника снижается желание критиковать ситуацию. Человек просто принимает ее за данность и начинает действовать исходя из нее. Но для того чтобы что-то внушить, нужно выстроить доверительные отношения. Внушение может быть как со стороны, так и сама личность может что-либо внушить себе.

Ярким примером этого метода является реклама или средства массовой информации.

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

Дополнительные способы влияния

Все перечисленные приемы — это неокончательный набор. Существуют приемы, которые вписываются в понятие психологической установки, и ими активно пользуются. Рассмотрим подробнее о чем речь.

Благосклонность

Мода как прием убеждения

Как правило, этим способом активно пользуются продавцы. Они рассказывают о положительных качествах товара, внешних достоинствах и прочих моментах, которые повлияют на отношение покупателя к продукту.

Сотрудник магазина использует еще и технику подражания, чтобы завоевать расположение покупателя. В итоге это приносит положительные плоды. Если первое впечатление о сотруднике осталось хорошее, то большая вероятность того, что покупатель уйдет не с пустыми руками.

Проявление благосклонности позволяет добиться успеха в том случае, если инициатор обладает высокими коммуникативными качествами и умеет ими пользоваться.

Просьба

Как влиять на поведение человека? Попросить его о чем-то. Главное, делать это ненавязчиво и спокойно, хотя все зависит от того, какие отношения сложились между людьми. Добиться своего помогает ласковость голоса, улыбка, спокойный тон разговора, открытость и искренность.

Если вы не хотите выполнять чью-то просьбу, то научитесь спокойно говорить «нет». Тогда не возникнет конфликтных ситуаций, и отношения не испортятся.

Самопродвижение

Такой тип влияния позволяет показать себя с лучшей стороны. Если у человека есть чувство собственной значимости, то он незамедлительно воспользуется способом. Личность открыто демонстрирует профессионализм и квалификацию по какому-то вопросу. Техника используется при важных переговорах, презентациях, публичных выступлениях и собеседованиях. Ее целью является выполнение собственных задач путем демонстрации преимуществ по отношению к другим кандидатам.

Принуждение

Способы манипулирования

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление. Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия.

Нападение

Это скорее форма разрядки для человека, которая, к сожалению, имеет негативные последствия для жертвы. Обычно нападают те люди, у которых напряженная работа или жизнь, и им необходим выброс негативной энергии. В ход идет все — от оскорблений и до насмешек в адрес жертвы или членов ее семьи.

Не исключено, что нападающий получает удовлетворение от подавленности и эмоциональной боли жертвы, ведь он навязывает свое мнение человеку, тем самым внушая ему определенную установку.

Аргументация

Тактика самопродвижения

Используется для того, чтобы один человек смог переубедить другого в неправильности мыслей. А также спикер, аргументируя ситуацию, пытается повлиять на решение человека.

Наиболее ярким примером такой тактики будет преподаватель в вузе или школе. Он хочет объяснить учащемуся сделанные им ошибки, для этого приводит массу аргументов.

Аргументацией пользуются и рекламщики. Сначала они рекламируют услугу или товар, а потом приводят аргументы в пользу покупки. Человек под впечатлением рекламы идет в магазин и покупает тот или иной товар.

Манипуляция

Манипуляцией называют скрытое влияние на поведение другого человека. Инициатор использует определенные фразы, с помощью которых пытается повлиять на решение собеседника. Чаще всего делается это из корысти, а отнюдь не из добрых побуждений.

Манипуляция — самый сложный вид воздействия. Для того чтобы его успешно применять нужно обладать многими качествами, например, умением убеждать, расположить к себе человека и прочими.

Заключение

Принуждение человека

Как видите, способов влияния на человека очень много. Одни мы используем намеренно, а другие применяются неосознанно. Но все вместе они формируют индивидуальное отношение к какому-либо вопросу или ситуации.

Конечно, глупо ждать, что взгляды и убеждения в течение жизни не изменятся. Мы живем в обществе, и хотим того или нет, но меняемся сами со временем. Как вы уже убедились, даже реклама накладывает отпечаток на сознание человека. Что уж говорить о ситуациях, когда собеседник пытается намеренно изменить убеждения другого человека.

Успешность применения методов психологического воздействия зависит не только от личных качеств инициатора. В большей степени на результат повлияет и то, насколько человек подвержен внушению. Люди с романтическим складом характера легко позволят другому изменить свои убеждения. А вот те, кто имеет стабильные взгляды и не обременен комплексами, вряд ли так просто уступят. Способам манипуляции учатся годами и даже не для того, чтобы владеть ими в совершенстве, а чтобы иметь хоть немного знаний на эту тему.

На первый взгляд кажется, что никому верить нельзя, но это не так. Чем дружелюбнее вы относитесь к людям, тем лучше они будут относиться к вам.

psychbook.ru

5. Социальные установки личности

  1. Понятие установки в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Структура социальной установки личности.

  3. Диспозиционная концепция социальной установки В.А. Ядова.

Проблема установки в социальной психологии занимает, действительно, важнейшее место, так как именно формирование многочисленных установок личности позволяет определить, как усвоенный в процессе социализации общественный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Именно через установку возможно решение вопроса о регуляции поведения и деятельности человека.

Становление понятия социальная установка следует рассматривать в развитии двух традиций: отечественной общей психологии и западной социальной психологии.

Дмитрий Николаевич Узнадзе и его ученики рассматривают установку как первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения. Установка — то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма. Так, мышление (а также творческая фантазия, труд и др.) возникает в ситуации затруднения актов поведения, вызванных определенной установкой, когда усложнение ситуации вызывает необходимость сделать специальным объектом исследования это затруднение.

Виды установок: диффузная, моторная, сенсорная, умственная, социальная — готовность к восприятию и к действию в определенном ключе.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского аттитюд. Для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке – «set». Изучение аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия исследований, идущих не в русле развития идей установки («set») и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии. Современная ситуация в американских исследованиях по проблематике аттитюда характеризуется обилием мини-теорий (Шихирев) и отсутствием какой-либо обобщающей теоретической концепции.

Термин «аттитюд», предложили в 1918 году американцы социолог и социальный психолог Уильям Айзек Томас и крупнейший социолог XX века Флориан Витольд Знанецкий. Позже было выработано множество определений этого понятия, уже через 10-12 лет их было более 100, но всеми исследователями понимание аттитюда включало следующее: аттитюд – психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Установки – это оценивающее отношение так как они содержат позитивную или негативную реакцию на что-либо. Это состояние формируется на основе предшествующего опыта, оно обязательно оказывает направляющее и динамическое влияние на поведение человека.

Аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.

Позднее, в 1942 году Брюстер М. Смит находит в структуре аттитюда три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный). По его мнению, социальная установка — не что иное, как осознание, оценка и готовность действовать.

Аффективный компонент установок – предрассудки. Суть предрассудков заключается в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее, термин «предрассудки» практически всегда используется для обозначения негативных тенденций. Гордон Оллпорт в своем классическом труде «Природа предрассудков» назвал предрассудки «антипатией, основанной на ошибочном и негибком обобщении»

Наиболее основательно изучены расовые и гендерные предрассудки.

Благодаря мобильности людей и миграционным процессам, которыми были отмечены два последних столетия, расы, населяющие мир, перемешались, и их взаимоотношения порой бывают враждебными, а порой — дружескими. Однако опросы и сегодня выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее, проводят свободное время в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя исключенными из «социальных контактов». (Об этом сообщили 24% американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6% американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство — белые, а меньшинство — цветные. В баскетбольных командах НБА белые игроки (а в данном случае именно они и составляют меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих товарищей по команде.

Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. Во Франции, Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам — представителям национальных меньшинств и их дискриминации по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным расизмом», или «культурным расизмом».

Когнитивный компонент установок представляют стереотипы. Термин взят из полиграфии – стереотип дословно означает отпечаток. Выдающийся журналист УолтерЛипманн, который в 1922 году первым вел термин стереотип и описал различие между реальностью стереотипами, называл их «маленькими картинками, которые мы носим в своих головах».

Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, более того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут, тем не менее, считать их умными и хорошо воспитанными.

Причинами возникновения стереотипов обычно является недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

Стереотипы — это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений.

Согласно гендерным стереотипам мужчины и женщины различаются своими социально-психологическими характеристиками. Большинство людей придерживаются того мнения, что мужчинам присущи такие качества, как независимость, самостоятельность, эмоциональная сдержанность, деловитость и профессионализм, а женщинам — мягкость, эмоциональность, нерешительность, беспомощность, зависимость. Оценка всех этих качеств, входящих в тендерные стереотипы, неоднозначна и зависит от мировоззренческих и установочных позиций человека.

Действительно, среднестатистические мужчина и женщина несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Однако индивидуальные различия между мужчинами и женщинами варьируются в широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу». Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны;

Менее заметным, но, возможно, не менее сильным является эффект осознания человеком того, что другие придерживаются негативных предубеждений и стереотипов относительно группы, к которой он или она принадлежит. Клод Стил и Джошуа Аронсон выдвинули гипотезу, что угроза стереотипа— страх подтвердить негативные стереотипы других затрудняет для человека выполнение задачи на уровне своих настоящих возможностей. В серии экспериментов, предпринятых для проверки этой идеи, студентам предлагали ответить на трудные вопросы, взятые из устного раздела выпускного экзамена. Чернокожие студенты справлялись с задачей хуже, чем позволяли им их способности, но только если их расовая принадлежность делалась хорошо заметной и они были убеждены, что плохой ответ подтвердит культурный стереотип о более низком интеллекте людей черной расы по сравнению с белыми.

Поведенческий компонент установки проявляется в дискриминации. Под дискриминацией обычно называют несправедливое обращение с другими людьми, основанное на их принадлежности к группе. Предубеждение и дискриминация — это процессы, которые происходят на индивидуальном уровне. Когда схожие процессы происходят на групповом или организационном уровне, их называют различными «-измами» и институциональной дискриминацией.

Джейн Элиот — американская педагог и антирасист, стала всемирно известной после изобретенного ею психологического эксперимента, показывающего беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации. 5 апреля 1968 года она начала урок с того, что спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это — быть негром и они согласились. Элиот разделила учеников на две группы — детей со светлыми, голубыми глазами поместила в привилегированную группу, а детей с темными, карими глазами сделала притесняемой кастой. В день эксперимента голубоглазым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ланч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими — голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной — они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями. И снова повторилась та же ситуация — ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. В 14:30 Джейн прекратила эксперимент — позволила голубоглазым снять с шеи ленты и дети бросились с плачем в объятья друг друга.

Далее Джейн провела еще серию подобных экспериментов в последующих годах с другими детьми. Ее опыты вызвали бурные споры среди педагогов и психологов и вывели понимание расовой проблемы на новый уровень. Эксперимент показал, что отсталость, неуспешность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп вызваны не изначальным происхождением, а притеснением их со стороны доминирующей расы.

Расизм, сексизм, эйджизм — вот лишь несколько примеров из множества предвзятых мыслей и чувств, которых большие группы людей могут таить по отношению к другим группам, основываясь на их биологических, социологических или психологических характеристиках

Институциональная дискриминация — это дискриминация, которая имеет место на уровне большой группы, общества, организации или института. Это неравные или несправедливые модели поведения или предпочтительное отношение к людям со стороны большой группы или организации исключительно на основании принадлежности к группе. Данные паттерны могут быть или не быть сознательными и преднамеренными. Мы ежедневно встречаемся с сообщениями о подобной институциональной дискриминации, происходящей в системе образования, коммерческих и производственных организациях, правовой и судебной системах, профессиональном спорте.

Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях. Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Еще одно затруднение возникло по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Ричарда Лапьера в 1934 г.

Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда.

Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Оказалось, реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом. Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.

Таким образом, установка является психологическим механизмом регуляции как бессознательной, так и осознанной активности субъекта, она “обслуживает” и простейшие, и сложнейшие формы социального поведения. Механизм “срабатывания” социальной установки зависит не только от потребностей, ситуации, их удовлетворения, но и мотивации совершения конкретного поступка личностью или группой людей. Это зависит от так называемой диспозиции, в которой оказывается субъект деятельности.

Ленинградский социолог В.А. Ядов, разработал свою оригинальную диспозиционную концепцию социальной установки.

Диспозиция (или предиспозиция) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин «диспозиция» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.

В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена. Смена и закрепление (фиксирование) социальной установки также обусловлены соответствующими отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются.

Следовательно, общий механизм образования фиксированной установки на том или ином ее уровне описывается формулой П —> Д <— С,

где П — потребность, Д — диспозиция, С — ситуация или условия деятельности.

И потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Что касается потребностей, то выделение в них потребностей первого (низшего) уровня как психофизиологических или витальных, а также более возвышенных, социальных — общепринято.

В.А. Ядов в рамках своей концепции структурировал потребности по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности. Эти уровни включения человека в различные сферы социального общения можно обозначить как

первичное включение в ближайшее семейное окружение,

в многочисленные так называемые контактные коллективы или малые группы,

в ту или иную сферу трудовой деятельности,

включение через все эти каналы, а также и многие другие в целостную социально-классовую систему через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Основанием классификации служит здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.

Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру.

За основание структуризации принимается длительность времени, в течение которого сохраняется основные характеристики данных условий, (т.е. ситуацию деятельности можно принять как устойчивую или неизменную).

Низший уровень такой структуры образуют предметные ситуации, особенность которых в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной такой «предметной ситуации» в другую.

Следующий уровень — условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравненно больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.

Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере — в сферах труда, досуга, семейной жизни (в быту).

Наконец, максимальная устойчивость во временном отношении (и по сравнению с указанными выше) свойственна общим социальным условиям жизнедеятельности человека, которые составляют основные особенности (экономические, политические, культурные) социальной «ситуации» его активности.

Иными словами, социальная обстановка претерпевает существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека; условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты.

Обратимся теперь к центральному члену нашей схемы П —> Д <— С, т.е. к диспозициям личности, эти диспозиционные образования также формируются в некоторую иерархию.

1. К низшему ее уровню относятся, по-видимому, элементарные фиксированныеустановки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживание «за» или «против») и неосознаваемы (отсут­ствуют когнитивные компоненты). Согласно Д.Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка «лежит в основе этих сознательных процессов».

2. Второй уровень диспозиционной структуры — социальные фиксированные установки, точнее — система социальных установок. В отличие от элементарных поведенческих готовностей социальная установка обладает сложной структурой. Она содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный и собственно поведенческий. Иными словами, это «аттитюд» или «отношение». Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).

3. Следующий диспозиционный уровень — общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. С некоторым упрощением можно полагать, что данные установки формируются на основе сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу. В этом смысле направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, в сферу досуга, на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Предполагается, что социальные установки этого уровня также содержат три компонента: когнитивный, эмоциональный (оценочный) и поведенческий. Притом когнитивные образования таких диспозиций намного сложнее, чем образования низшего уровня. Вместе с тем общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации.

4. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Система ценностных ориентации является идеологической по своей сущности. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализацияобщесоциальных, социально-классовых условий жизнедеятельности) и в соответствии с общесоциальными условиями, которые дают возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.

Целесообразность включения в регуляцию деятельности определенного диспозиционного образования, фиксированного в прошлом опыте, непосредственно зависит

  • от потребностей соответствующего витального или социального уровня и

  • от уровня ситуации или условий деятельности.

Для регуляции поведения на уровне элементарного поведенческого акта в некоторой предметной ситуации может оказаться адекватной та или иная элементарная фиксированная установка; для регуляции социально значимого поступка в данных обстоятельствах ведущие диспозиции скорее всего извлекаются из системы фиксированных социальных установок; в случае регуляции деятельности в определенной социальной сфере «ответственность» за общую готовность несут базовые социальные установки, направленность интересов личности, а в регуляции социальной деятельности личности в целом доминирующее значение приобретают ее ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной иерархии.

Однако в определенных условиях относительно элементарный поведенческий акт может регулироваться диспозицией более высокого уровня, как это имеет место в случае, если данному поступку в силу сложившихся обстоятельств придается необычное социальное значение.

Исходя из представлений о диспозиционной регуляции поведения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, отражающие основные свойства диспозиционной структуры, образуют как бы относительно самостоятельные подсистемы в рамках общей диспозиционной иерархии. Основанием к такому предположению служат экспериментальные данные исследований «аттитюд».

Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности.

Теперь, с точки зрения диспозиционной регуляции поведения легко объясняется парадокс Лапьера: случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Так, ценностная ориентация на престиж заведения диктовала отрицательный ответ относительно обслуживания цветных. И та же самая ориентация предполагает соблюдение принятых правил обслуживания, если клиент, что называется, «стоит на пороге».

Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании.

studfile.net

Сила психологической установки — Психология жизни

Что такое психологическая установка личности?

Каждая мысль, которая проносится у нас в голове, каждая фраза, которую мы мысленно повторяем про себя, каждое наше высказывание или суждение о самом себе, – это наши психологические установки.

Психологические установки могут быть длительными или кратковременными.

Установки зависят от нашего настроения, самочувствия, отношения к себе или к чему-то, от наших убеждений, принципов, мировоззрения и даже от наших желаний. Так, если вы хотите сегодня изменить свою жизнь, то вы можете использовать ту или иную психологическую установку.

 

Существуют также психологические установки личности, которые способствуют ее саморазвитию.

Каждая психологическая установка – это команда, отданная вашему мозгу

Психологические установки влияют на ваш образ мышления и концентрируют ваше внимание на исполнении того или иного желания.  Установка на успех

Психологические установки формируются как бессознательно, так и осознанно

Когда у вас сформировалось какое — либо представление о себе, вы стремитесь – совершенно бессознательно – общаться с теми людьми, читать те книги, смотреть те фильмы, которые подтверждают ваши убеждения. Можно и осознанно использовать возможности психологических установок, чтобы изменить свой образ мышления. Меняйте минус на плюс

Формирование психологической установки личности

Этот процесс включает в себя проговаривание своих желаемых представлений о себе. Примерно, как в фильме «Самая обаятельная и привлекательная».

Желая стать обаятельной и привлекательной вы как бы убеждаете себя, что это так и есть благодаря регулярным повторениям определенной фразы. Эти фразы называются аффирмации, или психологические установки. Как научиться любить и уважать себя?


Вы даете определенное задание себе и своему мозгу стать таким каким хотите стать. Или таким, каким представляете себя

При формировании психологических установок важно, чтобы они не содержали в себе заданий, которые вы не в состоянии выполнить. Или таких, которые вам, по вашей природе, совсем не соответствуют. Апатия и лень. Что делать, если ничего не хочется делать?

Одной из функций психологических установок является развитие гармоничной личности, поэтому так важно выбирать аффирмации, которые не противоречат вашему внутреннему «Я».

 

Следите за тем, чтобы вы находились в хорошем настроении, когда проговариваете ту или иную аффирмацию. Если вы устали, или в плохом настроении, используйте ту установку, которая более соответствует вашему состоянию.  Правильные аффирмации

При проговаривании аффирмаций очень важно, то что вы чувствуете в этот момент. Каждая установка, которую вы произносите, должна вызывать в вашей душе приятное ощущение. И после произнесения установки вы должны почувствовать себя лучше.

Выберите одну или две установки. Не используйте все время одни и те же, а регулярно меняйте их, чтобы вы могли почувствовать, какие аффирмации вызывают у вас приятные ощущения и наиболее соответствуют стоящим перед вами целям. Пошаговая система достижения любых целей

Вы можете создать свою личную психологическую установку, а можете воспользоваться общими.

Примерные психологические установки личности

  • «Мои действия согласуются с моими мыслями»
  • «Я живу в согласии с природой и самим собой»
  • «Я полон творческих идей, которые приносят людям радость и счастье».

• Я преисполнен уверенности в себе и верю в свои силы.
• Все события, происходящие в моей жизни, идут мне на пользу.
• Я полон сил и энергии.

• Я обязательно достигну всех своих целей.
• Моя внутренняя сила и уверенность в себе растут с каждым днем.
• Я успешен во всем.
• Я радуюсь всем событиям, которые могут научить меня чему-нибудь новому.

 

 

Другие психологические установки

  • Я помню о ценностях, которые для меня важны.
  • Я знаю, чего хочу и как этого добиться.
  • Я принимаю решения уверенно.
  • Я счастлив и успешен в работе и личной жизни.
  • Я сам создаю положительные события в своей жизни.

• Я ясно и отчетливо слышу свой внутренний голос.
• Я благодарен судьбе и счастлив, что живу.

При выборе установки руководствуйтесь интуицией. Ведь та аффирмация, что вызывает приятное чувство является правильной для вас. От чего зависит счастье?

Проговаривайте психологическую установку в течение пяти минут снова и снова. Прочувствуйте ее положительное воздействие на вашу личность, как она способствует реализации ваших возможностей.

Подходящую для себя установку проговаривайте в течение дня настолько часто, насколько это возможно. Повторяйте ее перед тем, как лечь спать и утром сразу после пробуждения. Просто улыбнитесь и мысленно произнесите одну из психологических установок несколько раз.

 

Психологические установки или аффирмации?

Аффирмации – одно из лучших и действенных методов борьбы с нерешительность и сомнениями. Прибегайте к установкам особенно тогда, когда вас начинают одолевать негативные мысли.

Сомнения ведь тоже всего лишь мысли. Сомнения приобретают силу и власть над вами, только когда вы концентрируетесь на них. Так же как и аффирмацции.

Не стоит бороться с сомнениями. Лучше отбросьте сомнение в сторону так как будто оно не имеет к вам никакого отношения. Вместо сомнений проговорите несколько раз свою любимую психологическую установку и улыбнитесь. Положительный психологический настрой

Человек сам решает, какие мысли допускать, а какие отбрасывать. При помощи психологической установки вы по сути управляете своей жизнью.

psylive.com.ua

23. Психологические установки и их виды. Психология личности

23. Психологические установки и их виды

Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества человека. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы.

Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание – сложное динамическое свойство. Его возможные проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонаций до сознательного мотивированного подражания.

Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И наконец третий уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное сознательное словесное выражение своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет положительных результатов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *