Варианты развития личности человека…: VIKENT.RU
Классификация вариантов развития личности по В. Н. Козыреву
Главный врач психиатрической больницы имени Алексеева (бывш. им. Кащенко) профессор В.Н. Козырев приводит четыре возможных варианта развития личности:
«1. У человека много и творческого, и патологического потенциала. Он непременно реализуется в одарённую личность.
2. При малых творческой и патологической потенциях — будет нормальным, даже посредственным.
3. Если у человека много патологического, но мало творческого потенциала, он станет психически больным,
4. Если патологии мало, а творчества много — человек реализует свои способности на высоком уровне, но гением не станет.
В любом из нас заложено намного больше, чем мы можем реализовать. А иногда случается, что гениальный человек оказывается вне сферы творчества. Но гениальность всё равно даёт о себе знать. Как у Ломоносова. Впрочем, здесь возникает один нюанс. Пусть вы человек одарённый, имеете большой и творческий и патологический потенциалы, но, не имея способности к развитию заложенной одарённости, не станете тем, чем можете стать. Бывает так: вы воспитываете двоих детей, учите их, работаете с ними — один в результате окажется Эйнштейном, а другой дворником. Потому что один ребёнок умел развивать свои способности, а другой (имея тот же «наследственный набор») — увы, нет. Лермонтов — пожалуйста, классический пример. В 27 лет настолько подняться выше своих одногодков, получив не самое высокое образование, — это свидетельствует о том, что поэт, «впитывая» мир по-своему, имел способность развивать свои способности.
Говоря о «наследственном наборе» (наличии творческого и патологического), мы, конечно, подразумеваем мозг. Сознание и подсознание. Сознание и сверхсознание («сверх-я» — по Фрейду): это то, что напичкано всякими табу, законами и правилами. Сознание тормозит подсознание (где и «хранятся» наши творческий и патологический потенциалы). Но иногда этот «тормоз» можно снять. Ведь вы встречались с людьми, которые только, что называется, до первой рюмки не умеют ни петь, ни танцевать, ни общаться на английском. Такого же эффекта «снятия тормоза» можно добиться не только с помощью алкоголя, наркотиков (между прочим, многие художники, музыканты и артисты используют их), сна (Пушкин писал стихи во сне, а Менделеев увидел во сне свою таблицу), гипноза и… психопатологии. Всё перечисленное и можно назвать пусковым моментом, подавляющим действие сознательного барьера. Есть ещё один стимулятор», который можно получить при жизни, — прогрессивный паралич (заболевание сифилитического характера), которым страдали Врубель, Мопассан и Гёте.
Кто знает, сколько гениев было б сегодня, если бы ученые смогли ответить на вопрос: возможно ли вводить человека намеренно в патологическое состояние? Никто не ответит: стал бы Достоевский Достоевским, если бы он жил в наше время и его лечили бы от эпилепсии? Вроде понятно: расстройства следует лечить (и лечат!), а вдруг вместе с болезнью «лечат» и гениальность?».
Непомнящий Н.Н., Люди-феномены, М., «АиФ-Принт», 2001 г., с. 247-248.
Классификация теорий гениальности по Анне Анастази
10 основных законов развития личности
Время чтения 6 минут
Психология личностного роста и развития – объёмный раздел науки, включающий в себя личностное развитие в психологии, а также законы развития личности и механизмы развития личности в психологии. Становление процесса личностного развития человека начинается с самого рождения и отталкивается от его непосредственной природы и уровня восприимчивости.
<<Оглавление>>
Психология личностного роста через мотивацию
“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются. Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство. Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.
Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.
Начнём с того, что “личностный рост” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.
Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.
Путь в психологии развития личности
Природа человека и путь к личностному самовоспитанию
Природа человека имеет свою классификацию в психологии:
- Безусловно позитивная;
- Условно позитивная;
- Нейтральная;
- Повреждённая.
Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.
Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.
Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.
Истоки психологии личностного роста
Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.
Психология личностного роста в современном мире
Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.
В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.
Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.
Личностное развитие в психологии
Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.
Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.
В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком.
Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.
Механизмы развития личности в психологии
Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.
Если смотреть более углублённо, то
Присвоение
Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.
Обособление
Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.
Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).
Идентификация
Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.
Законы развития личности
Психология личностного роста – процесс довольно сложный, и несёт в себе свои закономерности и законы развития личности. Без них было бы сложно составить программы обучения для детей и подростков, чья личность только формируется. Также законы развития личности помогают квалифицированным психоаналитикам лучше понимать своих пациентов и более эффективно им помогать в процессе их становления и саморазвития.
К законам развития личности можно отнести:
- Наличие психологических изменений у индивидуума.
- Взаимосвязь между разными сферами развития и их направлениями.
- Возникновение специфических особенностей развития.
- Отличия в развитии по временным рамкам и прочим критериям (разное развитие между сверстниками).
- Формирование четких взглядов и личных убеждений.
- Развитие определённых психологических характеристик (сенситивность).
- Обработка и изучение/осознание различных сфер жизни.
- Пластичность развития личности (компенсация развития одной личностной составляющей другой).
- Противоречие между индивидуумом и окружающим его миром.
- Постоянный прогресс в личностном развитии.
Психология развития личности и здоровье
Психологическое состояние и стабильность чистоты разума человека являются важными показателями его здоровья. Именно поэтому, психология личностного роста или развития личности так важна при создании полноценного здорового человека.
Если вернуться к типам природы человека, то можно сделать соответствующий вывод, что при наличии у него позитивной природы – он полностью психологически здоров. Если же человеческая природа повреждена, то её восстановления до уровня позитивной будет считаться полным психологическим выздоровлением индивидуума. То есть в данном случае, такие манипуляции наврятли сможет осуществить даже самый опытный коуч на тренингах личностного роста. Здесь понадобиться профессиональная длительная работа с психологом, и только специалист данного профиля способен помощь в данном случае.
ВАЖНО! Психика человека – тонкий и чувствительный инструмент, не занимайтесь самолечением, в случае возникновения каких-либо проблем и серьёзных переживаний, влияющих на ваше эмоциональное и психическое состояние – незамедлительно обратитесь к специалисту.
Оставайтесь здоровыми и не бойтесь достигать новых личностных высот саморазвития!
что это такое и какие есть стадии?
В отличие от других живых существ, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, на его поведение влияют особенности анатомии, физиологии, психики. С другой – он подчиняется законам общества. Если в первом случае речь идет о становлении человека, как индивидуума, то во втором имеет место развитие личности. В чем же отличие этих процессов? Что такое личность? Почему она формируется в социуме? Какие этапы проходит в своем совершенствовании? Много ли уровней становления личности бывает? Какие механизмы запускают данный процесс? Рассмотрим эту тему.
Что такое развитие личности?
Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:
- Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
- Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
- Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.
Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».
К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.
Пройти тест на тип личности
Уровни развития личности.
Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:
- Выживание – сохранение физической целостности;
- Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
- Управление – способность отвечать за себя и других;
- Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
- Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
- Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
- Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.
Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.
Пройти тест на эмпатию
Стадии развития личности.
Большинство проходит одни и те же закономерные этапы становления. Они обусловлены физиологическими и психическими особенностями. Каждый возраст отличается своими задачами и жизненными уроками.
Полное описание этих процессов включает теория личностного развития, сформулированная американским психологом Эриком Эриксоном, и включающая описание нормальных и нежелательных вариантов событий. Согласно этому учению, можно выделить следующие основополагающие постулаты:
- Этапы развития личности идентичны у всех;
- Совершенствование не прекращается от рождения и до смерти;
- Развитие личности тесно связано с этапами жизни;
- Переходы между различными этапами связаны с личностными кризисами;
- Во время кризиса ослабевает самоидентификация человека;
- Нет гарантии в благополучном прохождении каждой из стадий;
- Социум не антагонист для человека в его совершенствовании;
- Формирование индивидуальности предполагает прохождение восьми этапов.
Психология развития личности тесно связана с протеканием физиологических процессов в организме, которые отличаются в каждом конкретном возрасте. В психотерапевтической практике принято выделять такие стадии развития личности:
- Оральная фаза – первый период жизни младенца, выстраивающий систему доверия и недоверия;
- Творческая фаза – дошкольный период жизни, когда ребенок уже сам начинает придумывать себе занятия, не просто подражая другим;
- Латентная фаза – охватывает возраст от 6 до 11 лет, проявляется в растущем интересе к новому;
- Подростковая фаза – период с 12 до 18 лет, когда происходит кардинальная переоценка ценностей;
- Начало зрелости – время близости или одиночества, поиск партнера для формирования семьи;
- Зрелый возраст – период размышлений над будущим новых поколений, финальная стадия социализации личности;
- Старость – баланс между мудростью, осмыслением жизни, чувством удовлетворения от пройденного пути.
Каждый этап развития личности привносит что-то новое в ее самоидентификацию, даже если физическое или психическое совершенствование остановлено, в силу физиологических особенностей конкретного возраста. В этом заключается феномен развития личности, не зависящий от состояния организма в целом. Сила или ум могут быть улучшены до определенных показателей, пока не наступит старение. Личностное развитие не останавливается и в глубокой старости. Чтобы этот процесс не прекращался, должны быть факторы, стимулирующие совершенствование.
Движущие силы развития личности.
Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:
- Обособление – принятие своей индивидуальности;
- Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
- Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.
Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.
После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.
Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.
Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.
Пройти тест на самооценку
Развитие человека, как личности | 4 совета для личностного развития
Содержание статьи
Развитие человека, как личности. С момента рождения человек пребывает в постоянном росте и развитии. Со временем формируется его тело и усовершенствуется психика. Жизнь складывается из сложного пути самопознания, включающего знакомство с индивидуальными особенностями и личными способностями, развитием необходимых качеств и талантов, изначально заложенных природой.
Ключ к развитию — самопознание
Психология личностного роста – древняя наука. Ее суть — самопознание человека, без которого немыслимо развитие и человеческая жизнь в целом.
Если человек не стремится понять себя и разобраться в том, какой он в действительности есть — он опустошается и деградирует как личность. Становится механическим существом, имеющим реакцию только на раздражители, проявлявшиеся извне.
2 стадии развития человека, как личности
Любая личность проходит два шага развития, взаимодополняющих друг друга.
Стадия 1
Придя в этот мир, человек динамично его изучает. Это происходит путем самовосприятия через отношение окружающих людей. Младенец, чувствует себя частью мамы, воспринимает ее эмоции и чувства как свои собственные. Каждый раздражитель, несущий эмоциональные или физические изменения вызывает соответствующую реакцию. Проявляются нормы функционализма. Однако в них нашли свое отражение не все психические процессы, имеющие место в жизни человека.
Стадия 2
Постепенно личность перестает обращать внимание на суждения окружающих и начинает осознано воспринимать себя. Делая самоанализ, индивид определяет свои слабые и сильные стороны, перестает реагировать на мнение окружающих так остро и категорично, как это делал раньше. Человек начинает понимать, что в нем заложен бесконечный потенциал, который можно продуктивно проявить, лучше познав себя.
Индивидуальное развитие человека
Вывод: к личностному росту и развитию ведет изучение взаимосвязи познания себя самого и других людей. Именно это и является главной целью изучения психологии развития человека.
На пути узнавания себя как личности, нельзя сдаваться и очень важно проявлять качества, которые помогают раскрыть индивидуальные способности.
4 главных совета для личностного развития
Развитию личности могут помочь созданные на протяжении многих лет советы. Вот они:
Козырь в рукаве
Для каждого человека очень важно понять себя и определить свой главный дар, свои основные таланты и индивидуальные достоинства. Именно это и следует развивать в течение всей жизни, отбросив все, что не приносит удовлетворения. Это является залогом успеха. Дело, которым занимаются с любовью — источник радости и финансовых доходов;
Холодный рассудок
Четкое понимание всего, что происходит — играют немаловажную роль в развитии человека, как личности. Это позволяет правильно видеть ситуацию и не совершать непродуманных поступков;
Власть над эмоциями
Чтобы одержать победу над низкими наклонностями и обстоятельствами — необходимо контролировать эмоции. Власть над собой значительно увеличит силу духа;
Стремление к совершенству
На пути саморазвития обязательным условием является борьба с собственными недостатками и желание стать совершенным. Очень часто одно только понимание своих отрицательных качеств и принятие их помогает измениться в лучшую сторону
Подводя итог
Не зная своей индивидуальности, человек не может полностью владеть собой. Психология личностного развития играет большую роль в жизни человека, помогая раскрывать новые грани.
Развитие личности: как это сделать?
Любой человек – это личность. Каждый человек рождается со своим неповторимым набором черт характера, внутренними и внешними данными, предрасположенностями. Но чтобы оставаться личностью нужно постоянно развивать эту самую личность. А как?
Личность – это человек, непохожий на других, яркий, развивающийся, уникальный, и тем самым очень интересный и привлекательный. Такого человека быстро запоминают. О нём говорят, его обсуждают. С ним могут соглашаться или не соглашаться, но он в любом случае будет замечен. Вместе с тем свою личность можно утратить. И жить весьма серо. В лучшем случае. А в худшем – утратив личность можно утратить и психическое здоровье, а то и жизнь. Но как же развивать себя, как прокачать свою личность? С чего начать это увлекательное путешествие под названием Саморазвитие?
Для начала отметим важный момент: саморазвитие – это процесс постоянный и бесконечный. Остановившись на минуту на самом деле вы немедленно начнёте двигаться назад. Здесь только два направления — вверх и вниз. Эволюция или деградация. Поэтому вступив на этот путь помните: только вперёд и ни шагу назад! Но как же начать идти по дороге развития личности?
- Определите свои слабые стороны. Можете спрашивать у тех, кому вы доверяете. Напишите в свой блокнот все те качества, которые вам в себе не нравятся. Вы капризны? Пессимистичны? Много ноете? Упрямы? Не развиваетесь интеллектуально? Тратите время зря? Ленивы? Пишите всё! Честно и откровенно. Вы это делаете для личного пользования, никому сей список зачитывать не нужно будет. Это то, за чем нужно следить постоянно, искоренять и не давать себе поблажек.
- Определите свои приоритеты. Что вам важнее? Прокачать навык общения, чтобы обзавестись друзьями? Или стать более трудолюбивым, чтобы наконец-то получить повышение на работе? Стать активным путешественником или научиться быть отменной домохозяйкой?
- При этом надо ориентироваться на многовекторность. Если женщина хочет стать чемпионкой мира по бодибилдингу, то во время занятий она может либо слушать музыку, либо слушать аудиокниги с полезной и интересной информацией или художественной литературой. Тем самым разрушая стереотип о том, что спортсмен обязательно не очень умный. Совмещайте разные сферы между собой, чтобы за одну единицу времени развивать сразу несколько направлений. Только совмещайте с умом!
- Идите к своей цели маленькими, но ровными шагами. Не прыгая с идеи на идею, не распыляя своё внимание на всё подряд. Если цель — накопить миллион, то каждый день откладывайте небольшую сумму, просчитайте, сколько времени на этот миллион уйдёт и не отступайте, не сдавайтесь! Если цель развить интеллект, накопить знания — определите, сколько книг в месяц вы будете читать. И читайте везде, где можете: в пробке, в очереди к врачу, перед сном, в ванне. Каждый день хоть немного, но читайте.
- Кстати о знаниях. Изучайте новое, развивайте интеллект. НО! Важно эти знания всё же использовать в жизни. Конечно, здорово, если вы выучили немецкий язык самостоятельно. Но эти знания улетучатся и затеряются в глубинах мозга, если вы не найдёте им применения. Например, можно общаться в интернете с носителями языка. И новых друзей заведёте, будет повод посетить другую страну.
- И да, касаемо друзей. Окружение нужно почистить. Если от кого-то дистанцироваться невозможно, то нужно выбрать максимально безопасный для вас вариант взаимодействия. Скорее всего, потребуется помощь психолога. А так оцените трезвым взглядом, нет ли рядом с вами тех, кто бы буквально тянул вас вниз, стягивал бы вашу энергию, блокировал бы ваше стремление к развитию. Нет ли нытиков, пессимистов и капитальных неудачников. Важно учесть, это могут быть и родные, даже мама или брат, сестра, бабушка! Придётся ставить блок на попытки сдвинуть вас с намеченной тропинки к успешной сильной личности. Стремитесь окружать себя положительными примерами, чтобы постоянно видеть, к чему путь лежит.
- Повышайте свою полезность. Полезность для себя, для ваших близких , для людей и мира в целом. Это не значит, что нужно срочно бежать придумывать лекарство от всех видов рака (хотя почему бы и нет?). Но учитесь слышать других людей, чтобы помочь им. Если не можете помочь, попробуйте научиться такому, что позволит помочь. Учитесь слышать себя, но не уходить в эгоизм. То, что вы стремитесь совершенствовать себя – уже хорошее начало для того, чтобы быть полезными себе.
- Понимание полноты жизни. Это ощущение, это знание, этот образ жизни…Учитесь осознанности, быть в моменте здесь и сейчас. Не надо ударяться в крайности и видеть мир или как серое и плохое, или как нечто яркое и непонятное. Уважайте время, а время – это жизнь. Ваша жизнь. И если её не чувствовать, ею не наслаждаться, то можно ли считать себя морально живым?
- Из предыдущего пункта вытекает следующий – овладейте языком тела. Это и улыбка, и осанка, и поза при свидании, и то, как вы стоите на светофоре. Это ваша походка, положение головы, ваша мимика, ваша речь в целом. Это то, как вы себя преподносите, как заявляете себя миру. Тем же мир ответит вам.
- Стиль. Обязательно пересмотрите свой стиль. Не слишком ли много мрачного или наоборот, вычурности? По размеру ли вещи? Идут ли они вам? Лучше иметь пять вещей, но которые действительно отличного качества и комбинируются между собой, нежели целый шкаф дешёвых тряпок. Которые ещё и не идут вам. Если не уверены в своём чувстве стиля, обратитесь к тем, кто в этом разбирается. Из знакомых или же из стилистов. Пусть подберут вам причёску, подскажут в макияже, помогут подобрать гардероб, духи и аксессуары. Этот пункт важен, так как он будет закреплять ваши положительные привычки и изменения.
- И последнее. Это ответственность и самостоятельность. Примите тот факт, что за вашу жизнь ответственен не кто-либо другой, а только вы. Что жертвой обстоятельств вы стали только потому, что сами допустили ряд ошибок (крайние ситуации не берём, конечно. Но и сосулька свалилась на голову потому, что человек пошёл под крышей, не глядя наверх). И также осознайте, что только вы можете всё изменить в ту сторону, в которую вам надо. И меняйте сами, не ждите, что кто-то сделает это за вас.
Вот список начальных шагов для развития личности. Это каркас, на который закрепятся дальше следующие шаги. Теперь же главное начать действовать и не сдаваться! Да, будут моменты застоя, но это накопление перед последующим рывком вверх. Такие моменты иллюзорного застоя надо пережить, ведь впереди цель. Впереди то будущее, которое вы строите сами! Достойное будущее достойной личности. И оно ближе, чем кажется. Я верю в вас, дорогие мои! И желаю успеха в этом иногда нелёгком, но таком прекрасном и интересном деле, как саморазвитие!
Быстрая регистрация и авторизация!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт одним кликом, с помощью ваших аккаунтов в социальных сетях и популярных сервисах! Узнайте о преимуществах регистрации!
Вступайте в наши группы в социальных сетях!
Следите за обновлениями и новыми публикациями, подписавшись на наши группы и страницы в социальных сетях!
Поделитесь публикацией в социальных сетях!
Если вам понравилась публикация, то поделитесь ссылкой на неё в ваших социальных сетях!
Личностное развитие — Психологос
Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»
Личностное развитие, рост и развитие личности — самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком.
Не всегда понятно, что с человеком происходило — был ли это собственно рост, было это развитие, трансформация или формирование, но в некоторых случаях можно сказать: личностное развитие произошло. Имеется в виду, что произошло укрепление стержня и увеличение потенциала личности, способности человека жить внутренне богаче и лучше управлять своей жизнью.
«Что такое личностный рост? Если у человека становится больше: — интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, — возможности анализировать — отличать одно от другого, — возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, — понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, — внутренней свободы и независимости, — ответственности, взятой на себя добровольно, — любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно. Синонимы: душевно, духовно» — писал В.Л. Леви.
Книга «Куда жить. Человек в цепях свободы». Отметим, что те показали, которые отметил В.Л. Леви, могут быть следствием не собственно личностного роста, а могут быть результатом развития и формирования личности.
Основные характеристики личностного развития — его этапы, направленность, активность, уровни и масштаб.
Этапы. Одним из важнейших результатов развития личности является социализация. При этом, развиваясь, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему.
Направленность. Есть направленность личности, а есть направленность личностного развития: это разные вещи. Предположим, сейчас ребенок всей душой устремлен к компьютерным играм и другим развлечениям — это актуальная направленность его личности. Но направленность его личностного роста все равно идет к взрослению, и через несколько лет одни увлечения уступят место другим. Направленность личностного роста — направление развития человека в соответствии с его природными задатками. Впрочем, всегда трудно отличить, что в развитии человека от его биологической природы, а что формируется в результате социальных влияний, и, видимо, в большинстве случаев корректнее говорить не узко о направленности личностного роста, а шире: о направленности личностного роста и развития. Вопросов здесь много: направление роста и развития личности — всегда одно и тоже, либо это могут быть разные направления? У роста и развития личности есть только направление, либо есть и вершины развития (например, Просветление)? Если вдруг вершины есть, сколько их?
Активность. Личностный рост и развитие имеет не только свою направленность, но и свою энергию, большую или меньшую активность. В отличии от естественной личности, в основе развития которой лежит пассивный личностный рост, развивающаяся личность практикует активный личностный рост. В пассивном (естественном) личностном росте интеллект и психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека. Жизнь идет — растет попа, растут волосы, потихоньку развивается интеллект и постепенно в процессе жизни естественно формируется психологическая культура. В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели — после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки. Активный личностный рост — переходная форма к процессу развития личности, поскольку сочетает в себе природную, идущую изнутри человека направленность и использование человеком внешних средств для развития самого себя.
Уровень развития личности. Основной показатель уровня развития личности — развитость авторской позиции, способность человека самому определять свою жизнь, жить самостоятельно и быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности. Конкретные показатели уровня развития личности — развитие интеллекта, владение эмоциями и способность владеть собой, развитие инициативы и ответственности, уровень культуры, возвышение мотивов и многое другое.
Масштаб. Личностный рост имеет разные масштабы: он может быть улучшениями внутри личностной нормы, а может быть выходом за нее. Человек был больной, постепенно выздоровел и вернулся к норме. В психологической метафоре это не личностный рост, а выздоровление, удачная психотерапия. Здоровый человек пошел на фитнес и убрал животик: в метафоре это личностный рост, но внутри нормы. Он среди лучших, но все-таки не спортсмен. Если же человек занялся спортом и по показателям стал существенно выделяться, стал отличным от большинства, в метафоре это личностный рост, поднимающийся над рамками нормы.
Формирование и развитие личности
В психологии существуют разные подходы к пониманию законов формирования и развития личности. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развитие, значения общества для развития личности, закономерностей и этапов развития, роли в этом процессе кризисов развития и других вопросов.
Каждый тип теорий личности имеет свое представление о формировании и развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей. Согласно теории черт, все черты личности формируются прижизненно, процесс их преобразования подчиняется небиологическим законам. Теория социального научения представляет формирование и развитие личности, как выработку определенных способов межличностного взаимодействия. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют формирование и развитие личности как процесс становления «Я».
Интегративная концепция формирования и развитие личности
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. Интегративная концепция развития принимает во внимание системное формирование и взаимозвисимое преобразование всех тех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория американского психолога Э. Эриксона.
В своих взглядах на развитие Э. Эриксон придерживался эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца жизни. Становление личности Эриксон понимал как смену этапов, на каждом из которых происходит изменение внутреннего мира человека и его отношений с окружающими людьми. На каждом этапе личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся в виде заметных следов в течение всей жизни. Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, могут возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.
Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
- Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
- Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
- Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
- Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
- Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
- Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
- Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
- Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Стадии развития
Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.
На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия ( от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.
Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.
Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).
Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.
На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).
Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.
Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.
Восьмая стадия (свыше 60 лет) — завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.
Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.