Вербальное общение это в психологии: Вербальное общение — Психология

Содержание

Вербальное общение — Психология

Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.

Распространено мнение, что вербальное общение сильно уступает по значимости невербальному, что основной массив информации между людьми передается через интонации, выражение лица, позы и жесты, — но это не вполне так. Это в достаточно мере справедливо для межличностного и аффилиативного общения, когда люди знакомятся и ссорятся, когда делятся своими чувствами и выражают их, когда в общении развлекаются, когда устраивают в общении треп. А вот в деловом общении ситуация меняется, и если распоряжение руководителя — это в первую очередь содержание, а не интонации, это то ЧТО сказано, а не КАК.

Важнейшее требование к вербальному общению — это ясность содержания, изложение мысли таким образом, чтобы вас могли понять. Надо признать, что это не всегда просто: мало кто умеет излагать свои мысли четко и ясно, сразу формулируя главное, что он (или она) хочет сказать. А в это же время, когда один человек говорит неясно, другой (обычным образом) слушает его невнимательно, отвлекаясь, думая о своем или понимая его сквозь призму своих эмоций и предубеждений…

В такой ситуации иногда приходится просто удивляться, что люди еще хоть как-то понимают друг друга.

Чему стоит учиться, чтобы наше вербальное общение было более качественным?

Просто перечислим эти умения, навыки и техники, которые так радуют нас в умелыхкоммуникаторах:

  • Умение говорить тезисами, четко формулируя основную мысль;
  • Умение внимательно слушать, поддерживая собеседника и слыша то, что он говорит, не отвлекаясь на свое. Хороший критерий — способность дословно повторить то, что только что собеседник сказал. У вас это получается?
  • Умение слышать, умение понимать сказанное. Иногда собеседник говорит путано, начиная с конца, сбоку и отвлекаясь на лишнее и пропуская важное, и понять его сложно. В этой ситуации приходится большую часть интеллектуальной работы проделывать за него, наводить порядок в том, что он говорит, искать главное и помогать собеседнику понять его собственные мысли.
  • Отличное умение — внутренний переводчик, способность переводить слова собеседника в нужную нам сторону. Чаще всего помогает позитивный переводчик, умение понимать лучшие намерения собеседника.

Вербальное общение — Всё о человеческом общении

Вербальное или речевое общение — это средство, связанный с использованием языка.

Иными словами, речевое общение — это коммуникативный акт. С помощью речи передаются информация, мысли, чувства.

Культура речевого общения охватывает две составляющие: культуру говорения и культуру слушания.

Об одном человеке говорят, что он говорит, как поет, о другой — что она умеет не только слушать, но и слышать. Что при этом имеется в виду?

Рассмотрим характеристику «говорения».

Это механизмы построения высказываний соответствии с индивидуальными особенностями человека, что говорит. Это и особенности использованной лексики, и владение грамматикой, и богатство ассоциаций, и производительность или стереотипность речи, его динамичность, проявление с помощью слов определенного отношения к собеседнику.

Конструируя высказывания, мы стимулируем другого человека к созданию внутреннего образа, подобного тому, что ему передается. При этом происходит решение конкретных коммуникативных задач в целях речи и особенностей ситуации.

Высказывания конструируются соответствии с грамматическими правилами, а с точки зрения психологии они несут в себе убеждающего воздействия.

Большое значение для эффекта убеждающего воздействия имеют характер ситуации и личность отправителя. Если установка отправителю информации положительная, то и отношение к его высказывания, скорее всего, также будет положительным, если отрицательный — то и отношение будет отрицательным.

Если отправителя отношение нейтральное, но его высказывания вызывают отрицательные эмоции, то переданная им информация будет восприниматься как таковая, не заслуживает доверия.

Ученые определяют несколько порядков построения сообщений: кульминационный порядок (сильные аргументы приводятся в конце), антикульминацийний порядок (обратный, когда, наоборот, сообщение начинается с сильного аргумента) и размещение сильных аргументов внутри сообщения.

Например, преподаватель хочет подчеркнуть, почему студентам лучше не пропускать занятия по культуре общения. Для этого он может построить предложение со срединным порядком сообщения, «В собранном виде материал нигде не напечатан, поэтому вам нельзя пропускать занятия по культуре общения, так как придется много работать самостоятельно».

Кульминационный порядок сообщения таков: «В собранном виде материал нигде не напечатан и придется много работать самостоятельно, поэтому вам нельзя пропускать занятия по культуре общения **. Антикульминацийний порядок уведомления:»

Вам нельзя пропускать занятия по культуре общения, так как в собранном виде материал нигде не напечатан и придется много работать самостоятельно «.

Какая форма изложения эффективнее?

Оказалось, что кульминационный и обратный порядок дают лучшие результаты, чем срединный (с небольшим перевесом первого над вторым).

Однако в таком случае важно учитывать содержательную сторону сообщения и установки слушателей.

Если они не очень заинтересованы предметом сообщения, то весомые аргументы надо выложить с самого начала. Это лучший способ пробудить интерес и внимание людей.

Если они очень заинтересованы темой разговора, то интересные аргументы следует подать конце сообщения, потому ослабление аргументации может несколько разочаровать слушателей .

Важными характеристиками вербального средства общения, в частности говорения, является диалог и монолог.Монологическая речь — это такое, когда говорит один человек, а остальные слушают, воспринимают и ее сообщения.

Диалогическим называют речи между двумя или несколькими собеседниками, которые меняются ролями.

Монолог будто предусматривает реакции собеседника. Высказывания здесь более развернутые, сознательно подбираются слова и выстраиваются предложения, определенную роль играют мимика и жесты. Во время монолога имеет место неравенство по обмену информацией.

Здесь доминирует один, например, менеджер. Он одновременно является источником информации, задает вопросы, контролирует и оценивает ответы. Однако такое взаимодействие предполагает лишь поверхностное, отчасти понимания и принятия другого участника общения.

Диалог иногда (даже специалисты по менеджменту) называют особой, более высокой формой общения людей [305].

Во время диалога происходит обмен мнениями, больше учитывается чужое слово, позиции собеседников являются равноправными. Высказывания употребляются более свернуты, а жестов меньше. Для того чтобы сделать шаг к диалогу, менеджер должен исходить из следующего постулата — не отстаивать свои взгляды, а находить путь к совместному рассмотрению проблемы.

Чаще всего мешают начать диалог следующие причины: недостаточное владение темой обсуждения; предмет беседы не интересует собеседника; собеседников отвлекают посторонние мысли, которые искажают смысл информации; разное культурный и интеллектуальный уровень собеседников, они принадлежат к разным профессиональных групп, между собеседниками существует различие в статусе, одна сторона относится к другой враждебно; собеседники имеют ограниченное время для разговора и др..

Для того чтобы обычное общение трансформировалось в диалог, следует отказываться от суждений и оценок как своего мнения, и мнений других, и совместно искать решение проблемы. Тогда диалог станет движением в направлении поиска. Конечно, наиболее эффективным может быть общение, в котором используются как диалог, так и монолог. Есть еще полилог, когда в акте общения задействовано много человек. Именно в такой форме, например, происходит общение преподавателя со студентами на семинарском занятии. Использует полилог менеджер, проводя совещание или собрание, «мозговой штурм» или дискуссию.

Язык и речь тесно связаны между собой.

Есть речи без языка и нет языка без речи. Язык — это средство или орудие общения между людьми, а речь — это акт употребления человеком языка для общения. Языковеды изучают язык как знаковую систему, которая используется для общения, а психологи — речевые акты, связанные с поведением людей.

Язык является универсальным средством передачи информации о природе и о всех сторонах бытия человека и человеческого общества, а также о себе самой. Видимо поэтому еще античные поэты (в частности, Гесиод) утверждали, что язык является ценным сокровищем человек. Она объединяет людей больше, чем классовая, партийная, религиозно-конфессиональная принадлежность, больше, чем история народа, а иногда даже больше, чем этническое происхождение. «Кто языке думает, тот к тому народу принадлежит», — писал В. Даль — сын датчанина и немки, который родился и рос в Украину, а затем стал великим русским ученым, создателем знаменитого толкового словаря русского языка.

Язык — это общественное явление и главное средство общения людей, выражение их мыслей и чувств.

С помощью языка мы получаем знания, сохраняем их в нашей памяти, передаем их другим людям и используем по мере необходимости в нашей жизни [21, с. 12]. Психологи выделяют следующие функции языка в общении: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, воображение), 3) средства передачи информации.

Язык необходим для того, чтобы вещание было понятным и благодаря этому эффективным, а речь, в свою очередь, необходимо для того, чтобы благодаря языку передавалась информация. Исторически факт речи всегда предшествует языку. Представим себе группу людей, разговаривают. В этой группе есть дети, взрослые и старики, мужчины и женщины, люди из разных краев и местностей, жители городов и сел, специалисты разного профиля, люди с разными образованием и воспитанием. Они принимают тот же язык, но у каждого свое вещание.

Сколько людей, столько и образцов речи.

Особенности речи каждого не столь значительны, чтобы они мешали взаимопониманию.Все их образцы речи, взятые в совокупности, и есть их язык в разных ее проявлениях и реализациях. Поэтому можно сделать вывод, что язык — это совокупность правил, по которым происходит вещание, строится речевое сообщение.

Люди говорят не для того, чтобы воспроизводить язык и демонстрировать свои речевые способности, а для того, чтобы передать информацию или повлиять на других участников коммуникативного акта [152]. Язык является необходимым условием как существование самого народа, так и его культуры в целом [151].

Каждая, даже не очень образованный, человек пользуется родным языком, но это так называемая бытовая разговорная речь. От нее отличается речь научной и художественной литературы, официальных документов, язык газет и журналов. Это — так называемая литературная речь.

Она опирается на принятые в общественной практике людей правила произношения, употребления слов, грамматических форм, построения словосочетаний и предложений — то есть на нормы литературного языка. Это совокупность общепринятых правил реализации языковой системы, которые закрепляются в процессе общественной коммуникации. Владение нормами литературного языка, умение пользоваться всеми ее средствами зависимости от условий общения, цели и содержания речи составляет культуру речи [82].

Культура речи является одним из главных показателей культуры человека вообще, широты и глубины его знаний и мыслей. Свои особенности имеют как письменная, так и устная речь. Последняя отличается более короткими предложениями, имеет эмоциональную окраску.

Слово отражает внутреннюю культуру человека, является ее характеристикой.

Пауло Коэльо в книге «Пятая гора» пишет: «Из всех видов смертоносного оружия, которые способен придумать человек, самое страшное, самое сильное — слово. Кинжалы и копья оставляют следы крови, стрелы видны на расстоянии. Яд можно найти заранее и избежать смерти.

Слово же уничтожает незаметно «[155].Поэтому менеджеру следует всегда думать прежде всего о том, чтобы сказанное им слово не обидел другого человека, не унизило ее достоинства. К тому же важно заботиться о том, чтобы не допускать неправильного употребления слов, ошибок в их говоре, неправильной построения предложений. Марк Твен когда-то сказал, что разница между правильным и почти правильно сказанным словом, как между молнией и светлячком.

Есть недостатки речи, которые мешают установлению контакта между людьми: когда слова звучат нечетко, будто во рту «каша», а когда человек все время покашливает или злоупотребляет словами-паразитами. Неправильно поставлен акцент, использование жаргонизмов, смешения слов, близких по звучанию, но разных по значению и др..могут стать причиной того, что партнер по общению не понимать вас и не захочет больше иметь с вами дело.Чистота языка не только является признаком образованности человека, но она является одной из коммуникативных качеств речи.

Для того чтобы быть успешным в своей деятельности, менеджеру следует постоянно контролировать себя, чтобы избавляться тех или иных недостатков в речи. Известный американский менеджер Ли Якокка писал, что от культуры речи нередко зависит успех бизнеса [407].

Нередко бывает, что из-за опрометчиво сказанное слово претендент не получает желаемого места работы, а перспективный работник — повышение по службе. Есть много примеров того, что известные политики, понимая значение культуры речи, специально учились грамотно говорить.

Язык менеджера всегда должна соответствовать ситуации, культурном и профессиональному уровню своих собеседников.

Нецелесообразно употреблять, например, профессионализмы, если они не будут понятны другое.Усложняют язык канцеляризмы и штампы, а повторение тех же слов делает речь скучной. Время, если употреблять пословицы, поговорки, афоризмы, шутки (конечно, уместно), то это вызывает интерес и желание общаться в дальнейшем.

Исчезновение любого языка является огромной потерей для всей мировой культуры, потому теряется одно из средств познания, один из аспектов мировоззрения. Только за последние 500 лет в мире в результате войн, эпидемий, геноцида и ассимиляции исчезло несколько тысяч языков.

Однако есть примеры того, что языки могут возродиться: например, иврит. Этот язык более двух тысяч лет считалась мертвой, а ныне нем говорят примерно 5 млн человек. Наша украинский язык — это лишь одна из шести тысяч существующих на земном шаре [21]. Она имеет сложную историю развития, особенно в советские времена. Надо исправлять положение и вернуть Украину родной язык, ее естественный престиж, воспитывать в обществе культуру речи как средство общения народа, залог подъема культуры страны в целом. О ее сохранности и культуру следует заботиться каждому из нас, в том числе и менеджерам, которые все время общаются с другими людьми.

В последнее время в связи с расширением связей Украины с другими государствами, появился тяга к изучению иностранных языков. Однако при всем положительном это привело также и к не всегда оправданному употребления слов иноязычного происхождения вместо использования украинских слов. В Украине появились даже названия украинских предприятий и организаций английском языке. В центре Киева можно увидеть вывески, объявления, сделанные иностранными языками.

Конечно, проникновения слов иноязычного происхождения в украинский язык с распространением международных связей продолжаться, но надо учить, любить и хранить родной язык как средство общения и существования народа.

Люди разных культур часто пользуются в общении теми же понятиями, но вкладывают в них разный смысл.Например, слово «контракт» легко переводится с одного языка на другой. Но для менеджера из Германии, Великобритании, скандинавских стран — это документ, которого следует строго придерживаться. Японец смотрит на него только как на предварительную договоренность, которую можно изменить.

Менеджер — Ю-ноамериканець вообще считает, что договор — это идеал, которого достичь трудно, а заключается он лишь для того, чтобы предотвратить споре. Для японца слово «хай» — это простая передача информации о том, что он вас внимательно слушает (а не согласие с вами). Для арабов «нет» может означать туманно выраженное согласие, а прямое «да» — отказ или простую вежливость. Изучая иностранные языки, менеджеру следует обращать особое внимание на такой друг подтекст, имеют слова в других деловых культурах.

Культура речи — понятие не только лингвистическое и психологическое, но и этическое, и лучше проявляется в речевом этикете.

Это сложная система языковых знаков, опирающийся на моральные правила и требования и указывает на отношение как к другим людям, так и к себе [345, 346]. Речевой этикет формировался не одним поколением людей, и в нем, как в зеркале, отражается менталитет народа.

Он является непременной составляющей профессионализма менеджеров и всех тех, кому приходится решать через общение свои деловые проблемы. Люди, как правило, негативно реагируют на нарушение выработанных обществом правил этикета, в том числе и речевого.

В богатом языковом арсенале украинского народа выработалась и закрепилась, например, целая система словесных приветствий: «доброе утро», «доброго здоровья», «здравствуйте», «добрый вечер в вашем доме», «до свидания» и другие.Есть короткие, но удивительно теплые слова «спасибо», «пожалуйста», «очень приятно» и др.. Употребление таких слов (да еще и с доброжелательной, искренней улыбкой) помогает установить первый контакт с спивроз * заказчиком, настроить себя и его на продолжение отношений.

Соблюдение подобных правил является необходимым инструментом для поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины в организации и установлению доброжелательных отношений с клиентами и партнерами по бизнесу.

Наиболее распространенной ошибкой у людей, еще не имеющие опыта делового общения, является стремление говорить самим как можно больше. Но опытные менеджеры исходят из того, что надо давать возможность другому говорить, и он сам скажет о том, что его волнует. Культура слушания имеет не меньшее значение, чем культура говорения. Неумение слушать нередко является основной причиной неэффективного общения, недоразумений и даже конфликтов. Например, к одному офиса позвонил его руководитель и передал секретарше, что он находится в банке по важному вопросу и, пожалуй, опоздает.

Поскольку он назначил на 17-часов совещание, то следует найти заместителя и передать ему, чтобы тот сам провел ее. Но секретарша сразу не нашла заместителя и, идя на перерыв, попросила передать эту информацию заведующего канцелярией. И куда-то спешила и поручила это сделать своему инспектору. В конце концов информация дошла до заместителя, но он понял ее так: руководителя нет и неизвестно, когда он будет. Вот в таком искаженном виде дошла информация к исполнителю том, что одни люди плохо слушают других. Исследования ученых свидетельствуют, что высокой культурой слушания обладают лишь некоторые из тех людей, общающихся.

Говорят, что природа дала человеку два уха и один язык, тем самым определив, что надо больше слушать, чем говорить. Слушать — значит адекватно воспринимать сообщения, анализировать состояние собеседника и причины, почему он так говорит.

Почему мы не умеем время выслушать и понять партнера по общению?

Потому что наше внимание не стабильна, она колеблется. Так называемые думы искажают содержание сообщений. Наше эмоциональное состояние также отвлекает внимание от того, о чем говорит собеседник, и мы отключаемся. Зафиксировано даже феномен «перцептивного искажения». Оказалось, что люди способны менять или вообще не воспринимать ту информацию, которая им кажется опасной, тревожит, вызывает чувство неуверенности, не соответствует представлению о себе или о ту картину мира, которая для них является надежной. Если человек не хочет, то может не слышать критику в свой адрес или не запомнить чью-то просьбу, выполнить которую трудно.

По исследованиям ученых только 10% людей умеют по-настоящему слушать других. Аналитики из Гарвардского университета изучали способность людей слушать других. Согласно полученным ими данным, сразу после завершения разговора средне-статистический респондент помнил лишь 50% из того, что сказал его собеседник (хотя он был уверен в том, что слушал очень внимательно). Через восемь часов после разговора человек забывал треть прослушанной информации.

Через два месяца в памяти осталось лишь 23% из того, что было прослушано. Бывает так, что и менеджер, которого преследует собственное мнение, глубоко не вникает в доводы другого (подчиненного, клиента, партнера по бизнесу), и как результат — оскорбленная человек и не решенное дело.

Специалисты подчеркивают, что активному слушанию следует учиться так же, как учатся писать и читать.Американский психолог И. Атватер дает советы по эффективному слушания собеседника, среди них такие [14]:

• покажите собеседнику своими действиями, что вам интересно его слушать;

• дайте ему время, чтобы он полностью смог выразить свое мнение;

• во время говорения собеседника, кивком головы или иным жестом (можно и словом) покажите свою заинтересованность в том, что он говорит;

• старайтесь понять истинный подтекст сказанного;

• повторите основные мысли, высказанные собеседником, для того чтобы показать, что вы его правильно поняли;

• не делайте поспешных выводов.

А слушать и слышать — это то же самое? Нет.

Мы можем слушать голос собеседника, но не прислушиваться к тому, что он говорит. Как-то по телеканале показали сцену: сидят рядом на скамейке юноша, слушает музыку по плейер, и старый дедушка. Между ними начался разговор такого содержания. Дед: Что ты делаешь внучек? Юноша: Группу слушаю. Дед Группу? Неужели у тебя группа? Вот у меня группа, так ногу свело. Юноша: Дед, невэке ты знаешь такую группу? А еще какую группу ты знаешь? Дед: Ой, сынок, разве только ноги, я уже давно не могу поднять руки вверх. Так они сидели и говорили: дед о своих болезнях, а юноша о российских музыкальные группы «Ногу свело» и «Руки вверх». Они вроде слышали друг друга, но не слушали, что говорит каждый из них. Иногда менеджер сталкивается с таким явлением, когда проводит обсуждение какой-то проблемы. Вроде в обсуждении принимают участие все присутствующие, даже рассмотрели альтернативные варианты решения. Однако после обсуждения ситуация не изменилась. А произошло это из-за того, что люди вроде слушали, не слышали, потому что они сосредоточены на своих целях.

Слушание — это активная деятельность, своеобразная работа, ей предшествует желание услышать, интерес к собеседнику.

То, как человек реагирует на сообщение другого, зависит от уровня его нравственности, ее культуры.Слушать партнера и осуществлять вербальный обратной связи можно по-разному. Психологи различают следующие типы реакций человека на говорение собеседника: оценка, толкование, поддержку, уточнение, чуткость и понимание [131]. Чаще всего имеем дело с оценкой и обратной связью, реже — с толкованием (интерпретацией). Уточнение, поддержка и понимание встречаются очень редко.

Рассматривая природу слушания, психологи выделяют два его вида: нерефлексивное и рефлексивное [14].Нерефлексивное является внимательное слушание практически без языкового вмешательства. Нередко именно это помогает людям выразить свои чувства. Иногда такое слушание называют минимальной поддержкой. Рефлексивное слушание предполагает регулярное использование обратной связи с тем, чтобы добиться большей точности в понимании собеседника. Для этого чаще всего употребляются задаваемые уточненной-ния.

Они помогают выявить значения, «закодированы» в словах-сообщениях. Чтобы слушание было эффективным, соответствовало высокому уровню культуры общения, оценочные суждения и интерпретации желательно свести к минимуму или лучше вовсе ими не пользоваться. Иначе мы начинаем вроде «измерять» мысли, чувства собеседника своими мерками, сопоставлять их со своими ценностями. Одновременно партнер по общению обращается к нам чаще совсем с другим желанию. Из всех человеческих качеств умение слушать труднее.

Следовательно, эффективность использования вербального средства общения зависит от следующих факторов:

• ситуативных — определенная ситуация может способствовать или мешать вербальном влияния и восприятию информации;

• субъективных: психологическое состояние собеседников может совпадать или нет; эмоциональное восприятие собеседника накладывается на высказанную им информацию; какие-то имеющиеся условия отвлекают от восприятия информации и мешают влиятельные; может иметь место неодинакова информированность собеседников или разное их интеллектуальный уровень; результаты общения могут не совпадать с ожиданиями собеседников;

• недостатков речи и языка; плохой дикции; отсутствии логики в высказываниях; неточной передачи информации.

Готовясь к общению по важным вопросам с подчиненным, клиентом или партнером и пытаясь повлиять на него, менеджеру следует помнить, что его способности грамотно говорить и внимательно слушать тесно связаны не только с результатами конкретного акта общения, но и с успехом в бизнесе .

Что такое вербальный контакт? —

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.

Что означает вербальный контакт?

Вербальный контакт – это способ обмена информацией, свойственный только человеку (вторая знаковая система), когда для передачи сообщения используется слова и речь.

Что такое вербальное и невербальное общение?

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Что такое вербальное восприятие информации?

Вербальное означает «словесное», т. е. восприятие речи человека. Обычно такое восприятие преобладает при телефонном разговоре. При непосредственном же общение подключается еще и «невербальное» (восприятие позы, жестов, мимики, пантомимики, запахов и тд) . А если невербальное, то это уже жесты, мимика..4 окт. 2010 г.

Что такое вербальное мышление?

ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Мышление, основой которого являются слова. Использование в мышлении лексических единиц иностранного языка достигается в результате систематической практики в иностранном языке …

Что относят к вербальным средствам общения?

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Что такое вербальное насилие?

Вербальное насилие – это метод контролирования другого человека, который встречается в любом типе человеческих отношений (вербальное, или словесное – это и «матерные» слова в том числе, и просто грубые и оскорбительные слова).

Что значит слово невербальный?

Невербальное общение (язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо

Что такое вербальный тест?

Вербальный тест — это методика оценки интеллектуальных способностей воспринимать и анализировать текстовую информацию, отвечать на вопросы или утверждения.20 февр. 2018 г.

Какие виды общения?

Виды общения

  • Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами.

Ещё

Что такое Такесика в психологии?

Такесика — невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением.

Психология общения — тест 5

Главная / Гуманитарные и социальные науки / Психология общения / Тест 5 Упражнение 1:
Номер 1
К вербальному общению относятся:

Ответ:

&nbsp(1) речь&nbsp

&nbsp(2) письмо&nbsp

&nbsp(3) внутреннее общение&nbsp

&nbsp(4) жесты&nbsp

&nbsp(5) мимика&nbsp



Номер 2
К вербальным средствам общения относится?

Ответ:

&nbsp(1) Память&nbsp

&nbsp(2) Мышление&nbsp

&nbsp(3) Человеческая речь&nbsp



Упражнение 2:
Номер 1
Что значит «вербальное общение»?

Ответ:

&nbsp(1) Словесное общение&nbsp

&nbsp(2) Общение прикосновениями&nbsp

&nbsp(3) Общение жестами&nbsp

&nbsp(4) Любое общение&nbsp



Упражнение 3:
Номер 1
На сколько процентов вербальное общение работает на аудиторию?

Ответ:

&nbsp(1) 70 %&nbsp

&nbsp(2) 20 %&nbsp

&nbsp(3) 30 %&nbsp

&nbsp(4) 50 %&nbsp



Номер 2
Какой процент общения приходится на вербальное?

Ответ:

&nbsp(1) 15&nbsp

&nbsp(2) 20&nbsp

&nbsp(3) 25&nbsp

&nbsp(4) 30&nbsp



Упражнение 4:
Номер 1
Люди, как правило, слышат друг друга на

Ответ:

&nbsp(1) 10%&nbsp

&nbsp(2) 30%&nbsp

&nbsp(3) 50%&nbsp

&nbsp(4) 100%&nbsp



Упражнение 5:
Номер 1
Что из перечисленного не относится к вербальному общению?

Ответ:

&nbsp(1) Внутренняя речь&nbsp

&nbsp(2) Письмо&nbsp

&nbsp(3) Жестикуляция&nbsp

&nbsp(4) Диалог&nbsp



Номер 2
Что не входит в понятие «вербальное общение»?

Ответ:

&nbsp(1) Прикосновения &nbsp

&nbsp(2) Внутренняя речь&nbsp

&nbsp(3) Подвижность&nbsp

&nbsp(4) Жесты&nbsp

&nbsp(5) Речь&nbsp



Номер 3
Что не входит в типы вербального общения? 

Ответ:

&nbsp(1) Речь&nbsp

&nbsp(2) Внутреннее общение&nbsp

&nbsp(3) Запахи&nbsp

&nbsp(4) Мимика&nbsp



Упражнение 6:
Номер 1
Сколько примерно слов произносит современный человек за день?

Ответ:

&nbsp(1) 30 тысяч&nbsp

&nbsp(2) 35 тысяч&nbsp

&nbsp(3) 40 тысяч&nbsp

&nbsp(4) 45 тысяч&nbsp



Номер 2
Принцип вежливости подразумевает выражение в речи:

Ответ:

&nbsp(1) Гнев&nbsp

&nbsp(2) Согласия&nbsp

&nbsp(3) Унижение&nbsp

&nbsp(4) Тактичности&nbsp



Вербальное общение, что делает его эффективным

Общение — одна из главных особенностей человека, мало найдется людей, кому бы не требовалась хотя бы маленькая толика внимания, обращенной к тебе речи, да хотя бы раз в год пришедшей открытки. А вербальное общение, как тема нашего сегодняшнего поста, это общение самое простое для нашего менталитета, общение с помощью речи, слов.

В отличие от невербального общения (общения с помощью мимики, жестов, положений тела, выражений лица,особенными интонациями, взглядом), вербалика более понятна. Не нужно иметь семь пядей во лбу, что разговаривать с другими. Правда, то что вы выскажетесь, вовсе не означает что вас тут же поймут. И поймут правильно. А так как мы все в своей жизни стремимся к взаимопониманию, то стоит все же разобраться, что такое вербальное общение? И почему оно так важно для человека?

Что лежит на поверхности? Наши ошибки. Если  у нас неясная запутанная речь, логически не выстроенная или мы склонны ходить по кругу, вновь и вновь повторяясь, то нас просто перестанут слушать, и соответственно, понимать. В лучшем случае внимание слушателя будет рассеянно, и он будет выхватывать из речи лишь куски. Вряд ли с таким отвлечением вы сможете кого-то убедить…

К вербальному общению относим  мы и то, что вы сейчас читаете — письменную речь. Правда, она больше монологическая, вещаю сейчас только я, но позже я буду иметь возможность получить ответную реакцию, ответные реплики после опубликования данной статьи, в комментариях. Тогда может возникнуть и диалог — другая разновидность вербального общения.

Диалог, с моей точки зрения, более совершенная форма вербалики, постоянно обмениваясь мнениями, мы на ранних стадиях способны заметить, что мы чего-то не поняли и сообщить об этом собеседнику. И стать более эффективным, как слушателем, так и собеседником.

Что делает вербальное общение эффективным?

  • Надо быть по настоящему заинтересованным в общении и не жалеть времени на предварительную подготовку спича. Это позволит говорить не столько много, сколько четко, структурированно и по делу.
  • Уважение к собеседнику, обращение личностностное — по имени.
  • Комбинировать вербальное общение с невербальным, отзеркаливая мимику, жесты своего визави.
  • Постоянно давать собеседнику обратную связь, изредка повторяя слова партнера, в ключевых моментах переспрашивая, правильно ли вы поняли.
  • Стиль вашего спича желательно должен соответствовать стилю партнера, его субкультуре.
  • Не стоит агрессивно навязывать свое мнение, перебивать, хамить, это явно сыграет против вас.

Если же все же не следовать этим правилам эффективного вербального общения, вполне возможны недопонимание, разочарования, а то и открытые конфликты. Может быть такое и в рамках семьи, и в деловом общении, в бизнесе. Где-то теряются деньги, где-то треплются нервы, но сути этого не меняет, нам надо по-настоящему учиться вербально общаться, понимать других людей, уважать альтернативные мнения. Причем, в независимости от возраста. Это нужно и детям, и молодежи, и старшему поколению.

1 187

Особенности вербального и невербального типов общения


Подборка по базе: Узлы и устройства средств вычислительной техники 8305-8308_ Комб, Гомеопатические лекарственные формы особенности технологии — Stu, 3. Особенности местной анестезии в стоматологической практике.pd, СРС Тема 1.2. Особенности семейного воспитания.docx, Облачные (удаленные) хранилища. Особенности изъятия цифровых док, Организация перевозок в международном сообщении и их особенност, Тема 2.19 Особенности тушения пожаров в сельской местности.doc, ВКР. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕНСКОГО КОЛЛЕКТИВА_ ТЕОРЕТИЧЕ, курсовая работа_экономическое содержание предпринимательства вид, СИТУАЦИОННЫЕ ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЧАСТНОМУ КУРСУ (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ).

Федеральное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центральная государственная медицинская академия»

Управления делами Президента РФ

ИТОГОВАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности вербального и невербального типов общения»

Выполнил: Волкова Светлана Валиджановна_______________

(ФИО)

Оценка______________

Подпись_____________

Москва 2021

Содержание

Введение

Актуальность. Коммуникация — важнейший компонент жизни каждого человека. Именно процесс коммуницирования помогает выстроить отношения между людьми из разных социальных групп и сообществ. Благодаря разговорам, возникает психологический контакт между людьми, происходит обмен сведениями, опытом и результатами работы.

С позиции обществознания, общение — это не что иное, как способ передачи данных от одного человека другому. Но с точки зрения психологии, коммуникация является главным условием для эффективного развития общества в целом и личности в частности. Коммуникация может быть:

— формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.

— неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

Поведение людей можно разделить на два типа: вербальное и невербальное. Вербальный — значит словесный. Контакт между людьми происходит через речевое общение, подразумевает разговор или переписку.

Вербальное общение осуществляется на осознанном уровне. Невербальный это неречевой тип общения. Взаимодействие происходит через язык тела, мимику, жестикуляцию, интонацию, тембр, прикосновения и дистанцию между собеседниками. Обе категории могут, как существовать отдельно, так и прекрасно дополнять друг друга.

Цель работы – рассмотреть особенности вербального и невербального типов общения.

1. Общение и его виды

1.1 Сущность и содержание общения

Общение – это акт передачи значений от одного объекта или группы к другому посредством использования взаимно понятных знаков, символов и семиотических правил. В каждом сообщении участвует как минимум один отправитель, сообщение и получатель. Общение имеет фундаментальное значение для существования и выживания людей и организаций.

Существует два преобладающих типа общения:


  • вербальное общение;

  • невербальное общение.

Хотя большинство из нас знает о вербальном общении и использует его на регулярной основе, невербальное общение чаще всего не является преднамеренным и может предоставить значительную информацию как о людях, так и о ситуациях. Вербальное общение помогает нам информировать и убеждать других, в то время как невербальные сигналы могут повысить доверие, ясность и добавить интерес к общению, если они поданы правильно.

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни.

Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека [7].

В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью — первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители — Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

В психологии принят тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Это следует из понимания общения как реальности человеческих отношений. Любая форма общения — это особая форма совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения различных социальных функций, но всегда общаются в какой-то деятельности, даже в процессе «бездействия». Таким образом, активный человек всегда общается: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение видов деятельности создает определенное отношение этого активного человека не только к объекту своей деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения с деятельностью констатируют психологи. Однако природа этих отношений понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельные взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального существования человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенный аспект деятельности: он включен в любую деятельность, есть ее элемент. При этом сама деятельность может рассматриваться как условие и основа общения [4].

В психологии установлено, что общение — это сложный и многогранный процесс, это образование, в котором можно выделить отдельные стороны, т.е. описать его структуру.

В психологии нет общепринятого определения общения. Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные аспекты (функции) общения.

Коммуникация — это сложный и многогранный процесс, который может действовать одновременно как процесс взаимодействия между людьми, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимопонимания друг друга.

Основными, фундаментальными функциями коммуникации являются коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникационная функция обеспечивает обмен информацией между людьми. Для того, чтобы это произошло, важно заранее сообщить, какой материал будет передаваться. Так как собеседнику это может показаться трудным, и понимания добиться не удастся. При этом учитываются его индивидуальные особенности, сфера деятельности, интересы и так далее [1].

Чтобы понять, насколько успешным был процесс общения, нужно получить от партнера так называемую «обратную связь». То есть он должен поделиться своими впечатлениями, эмоциями или мыслями, возникшими в ответ на ваши слова.

Интерактивная функция влияет на всех участников общения, только кроме того, она использует действия. Благодаря этой функции взаимодействие становится более активным, расширенным и оказывает большее влияние, если используется в разговоре, хотя бывают случаи, когда действия намного красноречивее слов. Это помогает привлечь на свою сторону других, добиться расположения противоположного пола и так далее.

Перцептивная функция общения. В переводе с английского — восприятие. Он включает в себя все чувства, а также память, воображение, внимание и даже волю. Это действительно уникальный и достаточно сложный процесс. Человеку приходится одновременно обрабатывать большой объем информации, потому что, помимо того, что он слышит, он помнит то, что было ранее известно о теме разговора и личности собеседника.

Он также отслеживает невербальные выражения говорящего, чтобы увидеть, лжет он или нет, и какие чувства он испытывает в данный момент. После этого он анализирует весь полученный материал, и только после этого можно сказать, что он понял сказанное.

1.2 Понятие вербального общения

Вербальное общение – это любое общение с использованием слов для обмена информацией с другими. Многие люди ошибочно полагают, что вербальное общение относится только к устному общению. Однако вербальное общение связано с языком, как письменным, так и устным. Оно включает в себя устные слова, письменные сообщения и язык жестов, а также всю закодированную информацию, относящуюся к определенной языковой системе. Стороны, участвующие в устном общении, выражают свои чувства, мысли, идеи и мнения и выражают их в форме речей, дискуссий, презентаций и бесед.

Эффективность вербального общения зависит от тона говорящего, четкости голоса, скорости произнесения, языка тела и выбора слов. При устном общении обмен сообщениями происходит очень быстро, что приводит к быстрой обратной связи, поскольку отправитель и получатель одновременно отправляют и получают сообщения.

Успех вербального общения зависит не только от речевых способностей человека, но и от навыков слушания. От того, насколько эффективно человек слушает предмет, зависит эффективность общения. Устное общение применимо как в формальных, так и в неформальных ситуациях.

Область вербального общения можно разделить на несколько составляющих:


  • Семантика (словарь).

  • Прагматический (социальное использование языка).

  • Синтаксис (грамматика) [5].

Типы вербального общения:

  • Внутриличностное общение (это общение исключительно личное и ограничено только нами самими. Оно включает в себя безмолвные разговоры, которые мы ведем с самими собой).

  • Межличностное общение (происходит между двумя людьми и, таким образом, является разговором один на один.

  • Общение в малых группах (происходит, когда задействовано более двух человек).

  • Публичное общение (имеет место, когда один человек обращается к большому скоплению людей).

Что нужно знать о вербальном общении:

  1. Вербальное общение – это использование правильных слов и языка для передачи сообщения.

  2. Вербальное общение отличается по своей природе. Отчетливость означает, что сообщения имеют четкое начало и конец и выражаются линейно.

  3. Вербальное общение используется осознанно. Осознанное общение означает, что мы думаем о нашем вербальном общении, прежде чем общаться.

  4. Вербальное общение предназначено исключительно для пользователей определенного диалекта языка.

  5. При вербальном общении сообщение легко передается и понимается получателем.

  6. При вербальном общении физическое присутствие отправителя и получателя сообщения не обязательно.

  7. При вербальном общении обмен сообщениями происходит очень быстро, что приводит к быстрой обратной связи.

  8. Вербальное общение использует единственный канал связи – человеческий голос, который произносит по одному слову за раз.

  9. Вербальное общение – это структурированное общение, поскольку оно имеет грамматические правила.

  10. Вербальное общение используется для информирования, передачи знаний или может использоваться в качестве средства убеждения.

  11. Вербальные стимулы интерпретируются левым полушарием мозга, которое помогает анализировать и рассуждать.

1.3 Понятие невербального общения

Невербальное общение – это использование языка тела для передачи информации о своих эмоциях, потребностях, намерениях, отношениях и мыслях. Невербальное общение происходит без использования устного или письменного слова. Вместо письменных или устных слов оно полагается на различные невербальные сигналы, такие как физические движения, задачи, цвета, знаки, символы, диаграмму сигналов, чтобы выразить чувства, отношения или информацию. Хотя в невербальном общении слово не используется, оно может более точно передать многие человеческие чувства, чем вербальные методы общения.

Невербальное человеческое общение включает в себя множество различных частей тела и может быть сознательным или подсознательным. Некоторые формы невербального общения, такие как рукопожатие или кивок головой, являются сознательными действиями, предназначенными для передачи чего-то преднамеренного. Некоторые формы невербального общения, такие как нервное подергивание руки или дрожь в голосе, подсознательно выявляют эмоциональные состояния, которыми общающийся может не захотеть делиться.

Невербальное общение играет важную роль в нашей жизни, поскольку оно может улучшить способность человека общаться, вовлекать и устанавливать значимые взаимодействия в повседневной жизни. Лучшее понимание этого типа общения может привести людей к развитию более крепких отношений с другими. 

Невербальное общение, которое часто называют языком тела, может принимать разные формы и может интерпретироваться по-разному разными людьми, особенно в разных культурах. Даже отсутствие таких невербальных сигналов может иметь значение и само по себе является формой невербального общения [1].

Типы невербального общения:


  • Зрительный контакт.

  • Выражения лица.

  • Жесты.

  • Осанка и ориентация тела.

  • Движение тела.

  • Язык тела.

  • Пространство и расстояние.

  • Близость.

  • Паралингвистический.

  • Юмор.

  • Прикосновение.

  • Тишина.

  • Индивидуальный внешний вид.

  • Символ.

  • Визуальная связь.

Что нужно знать о невербальном общении:

  1. Невербальное общение – это использование языка тела для передачи сообщения.

  2. Невербальное общение является непрерывным, т.е. постоянным движением и связано с окружением.

  3. Невербальное общение используется подсознательно. Подсознательное общение означает, что мы не думаем обо всех невербальных сообщениях, которые передаем.

  4. Невербальное общение универсально и признано во всех культурах. Например, люди вокруг распознают и используют такие выражения, как улыбки, хмурые взгляды и указывание пальцем на объект.

  5. При невербальном общении получатель может легко пропустить либо часть сообщения, либо все сообщение целиком.

  6. При невербальном общении необходимо физическое присутствие общающихся сторон.

  7. Невербальное общение основано больше на понимании, которое требует времени и, следовательно, является медленным по сравнению с вербальным общением.

  8. Невербальное общение использует несколько каналов коммуникации, включая все тело, мимику и тон голоса.

  9. Невербальное общение не структурировано; у него нет определенных закономерностей.

  10. Невербальное общение, такое как прикосновение и зрительный контакт, выражает близость и эмоции.

  11. Невербальное общение интерпретируется правым полушарием мозга. Эти интерпретации включают пространственную, графическую и гештальтную деятельность мозга и вызывают реакции [3].

2. Общее и различие между вербальным и невербальным общением

2.1 Разница между вербальным и невербальным общением

Главное различие между вербальным и невербальным общением состоит в том, что вербальное общение является любым общением с использованием слов для обмена информацией с другими,  тогда как невербальное общение является использованием языка тела для передачи информации об эмоциях, потребностях, намерениях, отношениях и мыслях (табл. 1).

Таблица 1 — Разница между вербальным и невербальным общением


ОСНОВА СРАВНЕНИЯ

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Описание

Вербальное общение – это использование правильных слов и языка для передачи сообщения.

Невербальное общение – это использование языка тела для передачи сообщения.

Коммуникация

Сообщения имеют четкое начало и конец и выражаются линейно.

Невербальное общение является непрерывным, т.е. постоянным движением и связано с контекстом.

Природа

Вербальное общение используется сознательно.

Невербальное общение используется подсознательно.

Использование

Вербальное общение предназначено исключительно для пользователей определенного диалекта языка.

Невербальное общение универсально и признано во всех культурах.

Ясность

При устном общении сообщение легко передается и понимается получателем.

При невербальном общении получатель может легко пропустить либо часть сообщения, либо все сообщение целиком.

Скорость

Вербальное общение происходит быстро по сравнению с невербальным общением.

Невербальное общение сравнительно медленнее.

Канал связи

Оно использует единственный канал связи – человеческий голос, который говорит последовательно по одному слову.

Оно использует несколько каналов связи, включая все тело, мимику и тон голоса.

Физическое присутствие вовлеченных сторон

Физическое присутствие отправителя и получателя сообщения не обязательно.

Необходимо физическое присутствие общающихся сторон.

Структура

Вербальное общение – это структурированное общение, поскольку оно имеет грамматические правила.

Невербальное общение не структурировано; у него нет определенных закономерностей.

Важность

Вербальное общение используется для информирования, передачи знаний или может использоваться в качестве средства убеждения.

Невербальное общение, такое как прикосновение и зрительный контакт, выражает близость и эмоции.

Интерпретация

Вербальные стимулы интерпретируются левым полушарием мозга.

Невербальные коммуникации интерпретируются правым полушарием мозга.

Преимущества вербального общения:


  • Экономия времени в общении.

  • Быстро получают обратную связь.

  • Это гибкий и более надежный способ общения.

  • Это мощное средство убеждения и контроля.

  • Это более дешевый способ общения.

  • Меньше шансов двусмысленности или искажения информации.

  • Это помогает улучшить отношения между вовлеченными сторонами [6].

Недостатки вербального общения:

  • Эта форма общения не подходит для длинных сообщений.

  • Исправление ошибок становится проблемой при вербальном общении.

  • В случае языкового барьера высока вероятность того, что вербальное общение будет неправильно понято.

  • Во время разговора закрадывается много не относящейся к делу информации, что приводит к потере времени.

  • Это неудобно, поскольку вызывает беспокойство передача длинных сообщений. Получатель может забыть ранее сказанные важные моменты, что может привести к неэффективному общению.

  • Искажение смысла также характерно для вербального общения.

  • Оно не обеспечивает постоянную запись, если она не записана с использованием современных средств хранения.

Преимущества невербального общения:

  • Невербальное общение помогает нам выражать свои чувства и передавать сообщения без слов.

  • Невербальные сигналы дополняют словесное сообщение, усиливая его значение.

  • Безграмотным это очень помогает.

  • Оно может быть очень привлекательным, поскольку основано на изображении, графике и знаках.

  • Невербальное общение универсально; его используют во всем мире.

  • Все невербальные сигналы имеют почти мгновенный эффект, поскольку получатели быстро их воспринимают.

  • Жесты и выражения лица могут использоваться для повторения или подчеркивания определенного момента.

Недостатки невербального общения:

  • Существует большая вероятность искажения сообщения, потому что невербальные символы и подсказки различаются по значению от культуры к культуре, от страны к стране и от региона к региону.

  • Невербальное общение неэффективно, когда общающиеся стороны находятся близко или рядом друг с другом.

  • Невербальное общение довольно расплывчатое и неточное.

  • Невозможно долгое невербальное общение, т.к. необходимы объяснения.

  • Сложны для понимания и требуют много повторений.

  • Невербальное общение не является предпочтением для многих людей. Многие люди не предпочитают общаться с другими посредством невербального общения.

  • Невербальное общение не подчиняется никаким правилам, формальностям или структуре, в отличие от вербального общения.

2.2 Связь вербального и невербального общения


Люди могут общаться на разных уровнях. Их классификацию и систематизацию осуществил психиатр Добрович А.Б.

Специалист выделил семь основных уровней:

1. Примитив. Его особенность в том, что собеседник не рассматривается как отдельная единица, а оценивается как объект, с позиции «полезно — бесполезно». Если предмет полезный, то во время разговора выбирается доминирующая позиция, а если предмет бесполезен, то стараются как можно скорее прекратить разговор. 2. Манипулятивное. На этом уровне собеседник идентифицируется как игрушка, которую нужно контролировать. Здесь есть все признаки инструментального общения, при котором сам факт разговора не является потребностью, а преследует какую-то другую цель, кроме получения удовольствия от самого процесса разговора.

3. Стандартизированный. На этом этапе люди общаются формально, не вникая в суть и чужие проблемы.

4. Обычный. В этом случае люди относятся друг к другу уважительно, открыто, искренне, даже если они противники. Нет понятия «доминирование», но есть понятие «быть на равных». По определению, это нормальное цивилизованное общение между людьми. 5. Игры. На этом этапе могут общаться только друзья, мужчины и женщины, которые находятся на начальной стадии отношений, и люди, которые важны друг для друга. Обычно партнеры демонстрируют свои лучшие качества, стараются относиться друг к другу галантно, тактично и доброжелательно [2]. 6. Бизнес. К этому этапу общения переходят люди, долгое время работающие бок о бок, или супружеские пары, пережившие период страсти и бурной любви. На этом уровне нет ролевой составляющей, нет игры, но есть уважение, доверие и лояльность. 7. Духовное. Самый высокий уровень характеризуется свободой выражения и полным принятием себя и собеседника. Добраться до этого уровня могут только искренне любящие люди или родственные души. Вы можете постоянно взаимодействовать с разными людьми на разном уровне или продвигаться со временем вверх, постепенно переходя от примитивного уровня к духовному или, наоборот, вниз. Вербальное и невербальное взаимодействие являются неотъемлемыми частями друг друга. Только сочетание этих форм общения дает нам полное представление о полученной информации. Чтобы эффективно взаимодействовать с другими, вам необходимо обладать навыками в обеих этих областях. Вербальное и невербальное общение дает вам представление о человеке через несколько минут после начала общения. Уровень владения устной и письменной речью расскажет вам о культуре и уровне интеллекта человека. Жесты и мимика расскажут о вашем эмоциональном состоянии и отношении к ситуации. Для публичного выступления недостаточно хорошо подготовить выступление. Спикер должен уметь влиять на публику. Существуют определенные приемы построения речи, позволяющие заинтересовать аудиторию.

Но одних слов недостаточно. Оратор должен уметь держаться на публике, делать определенные жесты, совершать движения, привлекающие внимание и соблазняющие интонацией голоса.

Важнейшими знаниями высшего руководства любой компании являются вербальные и невербальные средства делового общения. Во многих странах не только директора компаний, но и рядовые менеджеры должны знать, как ведет себя человек в момент обычного общения, на собеседовании и при принятии важных решений [5]. Используя жесты во время разговора, человек может попытаться объяснить то, что трудно передать словами. Собеседник чаще всего прекрасно понимает, что ему хотели донести. Пытаясь разговаривать с иностранцами, не имея достаточного словарного запаса, люди повышают тембр голоса и активно жестикулируют при общении.

На уроках математики, объясняя функцию, лектор может сопровождать слова рисунком в воздухе, для него это способ визуализировать слова, для аудитории — небольшая помощь в понимании.


Заключение

Вербальное поведение передается посредством речи. Язык и слова — главные инструменты, используемые в разговоре. Вербальное общение осуществляется на одном понятном всем контактирующим языке. Суть в том, что одни дают информацию, а другие получают. Чтобы полностью усвоить и понять то, что хочет сказать собеседник, нужно внимательно слушать человека, задавать уточняющие вопросы. Вербальное взаимодействие подразделяют на несколько стилей.

Прямой контакт не допускает недосказанностей, обмана, утайки информации и завуалирования. Непрямое позволяет общаться с помощью намеков, обходить некоторые темы стороной, скрывать намерения. Краткий стиль обеспечивает деловой разговор, минимальный контакт и максимальную информативность. Характеризуется сдержанностью и лаконичностью. Искусный стиль подразумевает меньшую содержательность и частое использование экспрессивных слов.

Невербальный язык — древнейшая форма контактирования людей. Включает в себя поведение человека и способность к интерпретированию информации, полученной от мимики, телодвижений, национальных привычек и особенностей партнера.

Порой невербальное поведение дает даже больше информации о человеке, чем выясняется из беседы с ним. Чаще люди невербальное поведение не контролируют. Один человек неосознанно выдает себя через движения, мимику, жесты, а второй машинально ловит эти изменения, анализирует происходящее, сопоставляет с речью рассказчика.

К примеру, он убедительно соврал. Услышавший правдоподобную ложь может не засомневаться в словах рассказчика, но он неосознанно понимает, что в сказанном присутствует подвох. На эту догадку его способно натолкнуть то, что солгавший собеседник странно себя ведет, покраснел, занервничал

Невербальные каналы коммуникации Невербальные каналы состоят из двух групп — поведения и факторов, никак с ним не связанных: стиль одежды, окружающая обстановка, время. Невербальное поведение составляют: мимика; жесты; движения тела; расстояние между собеседниками; взгляд, зрительный контакт; прикосновения; интонация; голос и его тембр; темп речи; смех.

Жестикуляция и применяемые позы отображают характер, настрой, воспитанность, темперамент, уверенность. У представителей разных культур их смысл отличается. Жесты показывают приветствие, согласие или несогласие, раздражение, воодушевление. Открытые и закрытые жесты показывают степень доверия и открытости человека. Позы сигнализируют о состоянии человека, будущих действиях. Расслабленно сидящий человек выражает спокойствие. Собеседник, подергивающий ногами, стучащий руками и постоянно посматривающий на время показывает, что в напряжении и ожидании.

Мимика отображает на лице все наши эмоции. Человек улавливает и анализирует даже едва заметные движения мышц лица. Одинаковые движения лицевых мышц говорят о разном настрое в зависимости от ситуации. Улыбка выражает как позитив, так и превосходство, сдвинутые брови — непонимание или гнев.

Список использованной литературы


  1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 192 c.

  2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2016. — 576 c.

  3. Коноваленко М.Ю. Психология общения: Учебник для СПО / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 468 c.

  4. Корягина Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 437 c.

  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб.пос. — СПб.: Питер, 2015. – 390 с.

  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Учеб.для вузов. — М.: Владос, 2015. – 410 с.

  7. Яременко С.Н. Общение и понимание. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2016. – 416 с.

Понятие и сущность вербальной коммуникации


Лекция №24. Психология общения. Вербальное общение
План:

  1. Понятие и сущность вербальной коммуникации

  2. Психологические приемы вербальной коммуникации

  3. Правила и приемы вербального речевого воздействия

Дополните предложение:



  1. Общение, при котором люди находятся в прямом контакте, это (прямое общение)

  2. Общение, при котором происходит обмен информацией, но непосредственного контакта нет, это (косвенное общение)

  3. Сторона общения, отвечающая за обмен информацией и ее понимание, это (коммуникативная сторона)

  4. Сторона общения, отвечающая за форму взаимодействия партнеров при осуществлении совместной деятельности, это (интерактивная сторона общения)

  5. Сторона общения, отвечающая за восприятие одного партнера по общению другим, это (перцептивная сторона общения)

Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть из них носят особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: «Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду». Эти слова достаточно точно передают как автономный характер передачи информации по визуальному каналу, так и то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным. Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос Александра Лебедя стал его важной характеристикой. Шамкающая речь Л. Брежнева уничтожала любые усилия пропагандистов.

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную, или словесную форму.

Вербальная коммуникация воздействует на человека на многих уровнях, а не только с помощью содержания. «Успех многих политиков, актеров, деловых людей связан с тембром голоса», — пишет Мэри Спиллейн. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Психология вербального общения

Человеческое общение отличается как точностью, так и гибкостью (Krauss, 2002). Следуя общему набору знаков и правил, значение может передаваться от одного объекта к другому. При этом человеческое общение позволяет сформулировать «неограниченное количество значимых новых сообщений, не привязанных к непосредственному настоящему» (Krauss, 2002, p.1). Человеческий язык, в частности, позволяет ссылаться и думать как о конкретных объектах, так и об абстракциях, прошлых событиях и опытах, удаленных как в пространстве, так и во времени или существующих только в воображении (Keates, 1996).То же самое и с визуальной коммуникацией. Однако, несмотря на их сходство, карты не похожи на язык. Его элементы не похожи на слова, но представляют собой независимые ассоциативные символы со ссылкой, зафиксированной по соглашению, но не с помощью единственной или однозначной ссылки (Bertin, 1974; Langer, 1953; Wood, 2010; MacEachren, 1982). В то же время люди постоянно реагируют на окружающую среду и стимулы в ней, реагируя по-разному в зависимости от типа и характеристик стимулов, которым они подвергаются (Russell, 1980; Russell & Feldman Barrett, 1999).Применение этой точки зрения к картографии показывает, что выбор способа изображения и выражения данных повлияет на восприятие и интерпретацию карты (Monmonier, 1996). Таким образом, картографические элементы и их визуальные параметры (например, форма, цвет, оттенок, размер, текстура и ориентация) должны быть тщательно отобраны, чтобы адекватно представлять и соответствовать конкретному аспекту передаваемой информации (Bertin, 1974). Разнообразие методов, доступных для представления информации посредством картографических представлений, позволяет создавать совершенно разные результаты, созданные на основе одного набора данных (Thompson, Lindsay, & Gaillard, 2011).И все же, хотя карта может быть разработана для передачи единственного интересующего набора данных, она не передает единого универсального сообщения (Thompson et al., 2011). Чендлер даже утверждает, что «изменение формы означающего при сохранении одного и того же означаемого может порождать разные коннотации. Изменения стиля или тона могут иметь разные коннотации, например, при использовании разных шрифтов для одного и того же текста или при переходе от резкого фокуса к мягкому при съемке фотографии »(Chandler, 2007, стр.143).В картографии семиотические правила (Bertin, 1974) обеспечивают основу для адекватного выбора типа визуальных переменных в соответствии с характеристиками передаваемой информации, например, когда представлять информацию по форме, цвету или размеру. Эти правила, однако, не проводят дополнительных различий в пределах каждого типа визуальной переменной, например, в отношении влияния различных означающих на картах на ассоциации и интерпретации читателей карты, такие как эффект отображения информации определенной формой или цветом.Другими словами, хотя семиотика обеспечивает общий набор знаков и правил, она не рассматривает, как выбор или состав графических переменных может привести к различным коннотациям, интерпретациям или суждениям. Недавние исследования в области картографии начали эмпирически изучать такое влияние проектных решений на реакцию читателя карты. Полученные данные подтверждают мнение о том, что изменения в стилях визуальных карт могут влиять на реакцию читателей карты, например, в сторону изменения эмоциональных реакций, доверия, симпатий, отзыва, эффективности и результативности (Fabrikant, Christophe, Papastefanou, & Maggi, 2012; Garlandini & Fabrikant , 2009; Jenny et al., 2018; Muehlenhaus, 2012). Однако эмпирических данных по-прежнему мало. Таким образом, это исследование посвящено дальнейшему раскрытию влияния визуальных переменных на реакцию читателя карты. Следуя утверждению Чендлера (Chandler, 2007), проверяется, приведет ли изменение означающего на карте при сохранении одного и того же означаемого к разным ответам на карту. Среди наиболее часто используемых визуальных обозначений в тематических картографических изображениях геометрические фигуры (например, круг, треугольники, квадраты) являются обычным средством обозначения пространственно-временных явлений.Тем не менее, их значение и влияние на интерпретацию карт не исследовались. Таким образом, данное исследование сосредоточено на двух глубоких вопросах: во-первых, какими уникальными качествами обладают геометрические формы? ответы на карту? Мы утверждаем, что выбор означающего имеет значение, например, выбор круглой формы (в отличие от секстанта) может повлиять на реакцию зрителя карты из-за присущих ему качеств.На рисунке 1 показан набор показателей, использованных в эмпирических исследованиях настоящего исследования. Были разработаны и проведены эмпирические исследования для определения конкретных качеств основных геометрических форм (например, качества активации, активности и валентности) с точки зрения пользователя, а также для выявления и количественной оценки (несхожести) стимулов геометрической формы, обычно используемых в визуальная коммуникация и, в частности, в тематических картографических изображениях. Концепция сходства имеет решающее значение для теорий когнитивных наук, раскрывая часть когнитивных структур стимулов и их взаимосвязь.На втором этапе этого исследования были проведены дополнительные эмпирические исследования, чтобы проверить влияние ранее определенных качеств формы и (несходства) на интерпретацию карты и суждения, связанные с картой. Текущие результаты убедительно подтверждают идею о том, что даже простые геометрические формы обладают определенными качествами, влияя на коннотации карты, ассоциации и суждения. Раскрывая скрытые коммуникативные эффекты и когнитивные структуры графических переменных, это исследование указывает на важные последствия в контексте картографии и за ее пределами.В исследованиях и на практике особенно полезно правильно различать стимулы, чтобы сделать осознанный выбор. Это исследование направлено на то, чтобы способствовать более целостному пониманию влияния дизайнерских решений и способствовать более эффективному обмену сообщениями путем преднамеренного применения визуальных переменных с различными качествами.

Психология вербального общения

Результаты листинга Психология вербального общения

Психология вербального общения

5 часов назад Психология из Вербальное общение Роберт М.Krauss Columbia University Примечание. Это неотредактированная версия статьи, которая появится в следующем выпуске Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук (под редакцией Н. Смелзера и П. Балтеса). планируется к публикации в 2002 году.

Размер файла: 74KB

Количество страниц: 13