Вербальные и невербальные средства общения – Вербальные и невербальные средства общения

Средства общения: вербальные и невербальные

Поделись с друзьями

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

1. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический (слова) и синтаксический (предложения). Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

2. Невербальная коммуникация:

А) Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

Б) Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

В) Тактильная система (такесика) ( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Г) Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.

Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее

знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Главные формы невербальных знаковых систем: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

students-library.com

Вербальные и невербальные средства общения — Мегаобучалка

Особенности коммуникационного процесса в организации.

Коммуникативные барьеры.

В процессе коммуникации, происходят ситуация, когда информация, которую передает отправитель сообщения, «не доходит» до получателя информации, или если «доходит» то может быть воспринята неправильно. Это происходит в результате коммуникационных барьеров.

 

Коммуникативными барьерами называют препятствия и помехи, нарушающие процесс передачи информации и снижающие его эффективность.

1.Личностные барьеры – процессы и явления, обусловленные индивидуальными характеристиками отправителя и получателя информации. Наиболее распространенными барьерами данного типа выступают: психологическая несовместимость индивидов из-за различий темперамента, характера, уровня образования, интересов, а также пола, возраста, профессионального и жизненного опыта; неумение слушать собеседника и/или оппонировать ему; негативное психическое состояние обоих или одного из собеседников.

2.Организационные барьеры – ситуации, отражающие недостатки и ошибки в управлении фирмой (громоздкость структуры, избыточность управленческих звеньев, неопределенность полномочий и ответственности, крайний централизм, демократизм или либерализм в управлении), а также негативное влияние факторов внешней среды (конкурентов, государства).

3.Культурные барьеры – факторы более широкого контекста, формирующиеся исторически и связанные с национальной самобытностью, традициями и нормами поведения в отдельных странах и регионах; их незнание или игнорирование (например, специфика организации быта, брака и семьи, религиозного культа, гостевой этикета) может осложнить коммуникацию, а в некоторых случаях и привести к разрыву деловых отношений.

4.Физические барьеры – помехи, создаваемые людьми, предметами или явлениями (например, шум, заглушающий речь, значительная дистанция или препятствия между участниками общения, стихийные бедствия или другие чрезвычайные ситуации).



5.Языковые барьеры – помехи лексико-грамматического характера (недостаточный словарный запас, неадекватность стиля речи, сокращения и аббревиатуры, речевые ошибки).

6.Семантические барьеры – нарушения коммуникаций, вызванные непониманием или недопониманием смысла информации вследствие использования профессиональных терминов, фразеологизмов, жаргонизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок.

7.Временные барьеры – искажения информации, возникающие из-за дефицита времени или кажущейся отправителю простоты вопроса, что приводит к ее частичному (фрагментарному) восприятию

8. информационные перегрузки персонала, а также сокрытие информации должностными лицами и нежелание информировать подчиненных.

 

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение.

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько видов: говорение – слушание и письмо – чтение. Выражается и письменная, и устная речь посредством языка – специальной системы знаков. Чтобы научиться эффективно общаться и использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов является умение разговаривать еще и в психологическом смысле. Слишком часто у людей возникают различные психологические барьеры или боязнь устанавливать контакты с другими людьми. Для успешного взаимодействия с обществом их нужно вовремя выявлять и преодолевать.

Невербальное общение — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.

Средства невербального общения:

· Мимика — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[13]

· Жестикуляция — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

· Язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела.

· Визуальный контакт

 

megaobuchalka.ru

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ


⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 64Следующая ⇒

Общение—понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жес­тов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальности стороны тесно связаны между собой и не существуют изоли­рованно друг от друга.

В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербаль­ные и невербальные средства общения.

Вербальные средства общения используют в качестве знаковой системы че­ловеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообще­ния. Более того, посредством речи участники общения особым способом воз-112

действуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определенного изменения поведения.

Помимо произнесения слов вербальное общение предполагает:

□ восприятие и понимание;

□ реакцию на речь окружающих;

□ умение соблюдать очередность в разговоре;

□ способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих по­требностей — социальных, эмоциональных и материальных;

□ способность выражать свои желания — сначала жестами, позже отдель­ными словами, затем словосочетаниями;

П способность болесточно выражать свои мысли с помощью граммати­чески правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т. п.;

□ способность отчетливо произносить самые разные звуки — разрабаты­вает артикуляцию;

□ способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожи­дая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность скла­дывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Большинство детей самостоятельно справляется с языковыми трудностя­ми, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возмож­ностям ребенка, к уровню его развития и своей реакцией на его речь показыва­ют ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки всту­пить в контакт или поддержать его.

В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребен­ку и молодому человеку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходи­мо следить за тем, что умственно отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, и внимание к тому, что он пыта­ется выразить, и реакция на эти попытки.

Большинство людей с серьезными психическими нарушениями могут на­учиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, их учат невербальным средствам общения.

Можно выделить четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему. Это кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение.

Кинетика — система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантоми­мику. Эта система предстает как свойство общей моторики различных частей тела (рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — мимику, позы — панто­мимику). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмо­циональные реакции.

Паралингвистика — система знаков, представляющая собой также «добав­ки» к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его диапа­зон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например, по­кашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Проксемика — это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.

Визуальное общение — специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представ­ляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций об­щения.

Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем является начальным этапом общения. Реальные основания для понимания другого че­ловека по его внешности и элементам поведения действительно есть. Это дос­товерно установлено психологическими исследованиями. В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям и к людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в дан­ной ситуации.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов — все это имеет определенное социально-перцептив­ное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характе­ристиках. Внешний облик человека, тесно связанный с манерой держаться, с языком поз и жестов является важнейшим фактором неречевого воздействия. Выражение лица — это своего рода визитная карточка внутреннего мира че­ловека. Посредством одной только мимики можно расположить партнера к общению или оттолкнуть его.

Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движение рта, движения лица в области носа, также определяется степенью подвижности этих частей лица. Первое и глав­ное, что отражается в мимике человека, — это эмоции. Причем важно отме­тить большие «способности» людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний — одна из основных функций лицевой мимики, при этом основную информативную нагрузку не­сут брови и область вокруг рта (губы). Например, «до предела» поднятые брови оцениваются как выражение сильного недоверия к партнеру; наполовину под­нятые — удивление, чуть-чуть нахмуренные — задумчивости, сосредоточенно­сти; сильно нахмуренные — гнева.

Обсуждая информацию, которую можно прочесть с «лица человека», необ­ходимо сказать о роли направления взгляда. Взгляд — очень важный показатель в общении, он связан с формированием высказывания и трудностью этого про­цесса. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше. Когда трудность преодолевается — больше. Во­обще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — толь-

ко чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Наибольшей силой эмоционального воздействия обладает улыбка. Она спо­собна без слов выражать радость и удовольствие от общения и, следовательно, может усиливать стремление собеседников к общению, улучшать их взаимо­отношения.

Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для других, достаточно осознаваемы и контролируемы. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформатив­ным, а тело выступает в качестве главного источника информации для партнера.

Поэтому в общении важно знать о том, какую информацию можно полу­чить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движе­ния, так как жесты, позы, стиль поведения таят в себе очень много информа­ции. Многочисленными исследованиями, проведенными в последние 30 лет, показано, что практически все люди умеют хорошо «читать» позы и жесты, хотя далеко не всегда понимают, как они это делают.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно мно­го. Прежде всего, важно количество жестикуляций. Несмотря на то что нор­мальное количество жестов различно у разных народов и разных культур (боль­ше на юге и меньше на севере), их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности. Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь более полно­го понимания между партнерами, особенно если оно почему-либо затруднено.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «напо­леоновская» поза — стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упира­ются в подбородок, и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики и даже страха перед партнером. «Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психоло­гического комфорта. Имеются ясно читаемые позы раздумья (поза роденовс-кого мыслителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указатель­ный палец вытянут вдоль виска). Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя наклоняется вперед к собеседнику, если же он не очень заинтересован, то откидывается назад.

Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном со­стоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаб­лен, спокоен, он будет находиться в свободной непринужденной позе. Позы, как правило, являются неосознанным средством выражения психических со­стояний.

Значение и смысл поз (также, как и остальных элементов поведения) могут быть понятны любому человеку. Вряд ли нужно специальное обучение, чтобы понять: если человек весь как-то скрючен, зажат, напряжен, то ему скорее пло­хо, чем хорошо. Если в движениях и позах чувствуется необыкновенная лег­кость, он раскрепощен, свободен, — вероятно, у него хорошее настроение.

Может быть понято и значение общего рисунка походки — моментов встава­ния, усаживания, то есть значение стиля передвижения и изменения поз.

Походка, например, является одним из важнейших ключей к пониманию внут­реннего состояния человека. Походка строго индивидуальна, поэтому так узнава­ема. Вместе с тем в походке хорошо видны многие характеристики человека.

По походке наблюдатель довольно легко может распознать эмоциональное состояние ее владельца: гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем са­мая «тяжелая» походка при гневе, самая большая длина шага — при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они «висят», а если он счастлив — он «летит», у него более частые и легкие шаги.

Умение читать информацию, которую несут в себе жесты, движения, позы, важно, поскольку оно позволяет лучше понимать состояние собеседника и кон­тролировать внешнее проявление переживаний.

Для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных осо­бенностей говорящего необходимо также знание звуковых особенностей речи: громкости и высоты звука, темпа, ритма речи, назализации, пауз, интонации. Важно помнить, что между тем, что мы говорим, и тем, как мы говорим, суще­ствуют расхождения. Люди больше будут доверять тону голоса, чем смыслу слов.

Итак, за последнее время проведено много исследований, посвященных выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями чело­века, и тем, как они выражаются внешне. На их основе можно сделать следую­щие выводы: информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически все­ми людьми, в том числе и людьми с нарушением интеллекта. Поэтому родите­лям и педагогам, работающим с «особыми» людьми, следует обращать внима­ние на развитие не только вербального, но и невербального общения.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Вербальные и невербальные средства коммуникации

Содержание

1. Вербальные и невербальные средства коммуникации

2. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность

Список литературы

Вербальная коммуникация.

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.

Чтобы вас поняли, мы иметь хорошую дикцию. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано.

Совершенствование навыков письменной речи.

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.

Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики — большое достижение человечества), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.

Денотаты и коннотации.

Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие «отец» как «родитель мужского пола». Это определение и является денотатом данного слова. Понятие «коммунизм» определяется как «общественный строй с общественной собственностью на средства производства».

Ассертивность.

Ассертивностью называют способность человека отстаивать свои права. Имеется «тройственный принцип», который заключается в следующем: оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердость не позволит оппоненту манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность не позволит вам оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцировать на это. Ваше дружелюбие даст понять вашим оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.

Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта, наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуется в таких случаях использовать «я — утверждения» вместо «ты — утверждений», то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например, мать может сказать своему ребенку: «Меня огорчает, что ты не хочешь делиться игрушками с братом». Это будет лучше, чем заявить: «Жадный мальчишка, почему ты никогда не даешь свои игрушки брату?» После того как вы поделитесь чувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный способ ее разрешения. Так, мать может добавить: «Если ты разрешишь брату поиграть с твоим телефоном, то он, может быть, даст тебе свой грузовик».

Структура речевой коммуникации.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это — социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.

Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.

Поведение коммуникантов в процессе общения преследует определенные цели (см. Лекцию Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.

Коммуникативной целью будем называть стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию — это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивид) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются регламентированные обществом коммуникативные конвенции.

Коммуникативное намерение (задача) — тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства). Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели.

Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстах и результатах их употреблений — так и коммуникативный опыт понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.

Невербальная коммуникация.

Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % — позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая

mirznanii.com

Вербальное и невербальное общение

Общение между людьми может быть вербальное (речевое) и невербальное (неречевое). Ежедневно человек разговаривает со многими людьми, используя для этого оба варианта. При помощи слов каждый может спросить что-либо, выразить свое мнение, договориться, поспорить и т.д. Речь помогает человеку поделиться знаниями, рассказать о своих мыслях, завести знакомства, наладить контакты и т.д. Но все это сопровождается невербальным общением, которому, по мнению многих психологов, необходимо уделить особое внимание. К этому варианту общения относятся: поза, мимика, интонация, жесты, взгляд и т.д.

Подробная информация

Вербальный и невербальный язык общения существуют вместе и помогают выразиться не только словесно, а и эмоционально. Каждый народ на земле имеет свои определенные жесты, которые в разных культурах могут обозначать совершенно противоположные вещи. Но, несмотря на это, их можно разделить на несколько групп, которые выражают приветствие, запрет, недоверие, одобрение или оскорбление. Также можно выделить:

  • иллюстрирующие жесты – указания, отмашки и др.;
  • регулирующие жесты – кивки, махи головой и др.;
  • жесты-эмблемы – сжатые руки, обозначающие приветствие и т.п.;
  • адаптирующие жесты – прикасания, поглаживания, перебирание предметов и др.;
  • жесты-аффекторы – выражают эмоции;
  • микро жесты – покраснение лица, подергивание губ и т.п.

Еще одно значимое средство вербального и невербального общения – мимика. Благодаря ей человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда вы не видите лицо собеседника, то теряете до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все, потому что вы не видели мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и т.п.

Кроме этого вербальные и невербальные способы общения обязательно должны учитывать позу человека. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации.

Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным:

  1. Если взгляд фиксируется возле лба собеседника, то он подразумевает серьезную беседу и называется деловым.
  2. Если взгляд собеседника располагается между линией глаз и губ, то такой вариант называется светским.
  3. Если взгляд собеседника остановился в зоне груди, шеи или губ, то, скорее всего, он означает сексуальную заинтересованность и называется интимным.
  4. Если собеседник смотрит на вас искоса, то это означает, что он подозрительно к вам относиться.

Даже учитывая значительное отличие вербального и невербального общения, можно сделать вывод, что человек не сможет получить все необходимое и желаемое, если будет пользоваться только одним из вариантов. Как говориться, одними жестами невозможно выразить всю информацию, а слова без мимики и жестов являются совершенно пустыми.

Психологи утверждают, что при знакомстве человек больше всего обращает внимание на невербальное общение, и если, к примеру, мимика его не устраивает, то чтобы собеседник не сказал, для него это уже будет неважно.

Особенности вербального и невербального общения

Во время беседы человек использует ум и логику, чтобы понять поступающую информацию, а вот для восприятия невербального общения нужна интуиция. Зачастую многим людям словами можно солгать, а вот эмоции, то есть мимику и жесты, скрыть практически невозможно.

 

kak-bog.ru

Вербальные и невербальные средства общения и коммуникации, их особенности

Когда люди контактируют друг с другом, они пользуются вербальным и невербальным способами общения. Что же это такое? Вербальным общением называют нашу речь, информацию, передаваемую через органы слуха. Этот вид общения не вызывает доверия, поскольку люди могут как говорить правду, так и лгать. А вот невербальный способ общения (язык мимики и жестов) достаточно надёжный, ему можно довериться на 99%. 

В чем заключается суть вербального общения?

Вербальные средства общения

Осуществление вербального общения происходит при помощи слов. К вербальным средствам коммуникации относят человеческую речь. В зависимости от того, какие намерения имеют коммуниканты (рассказать какую-либо информацию, выразить личное мнение, побудить к какому-нибудь действию, договориться о чем-то) возникают различные речевые тексты.

Система языка реализуется как в устной, так и в письменной речи.

Итак, языком называют систему знаков и способов их соединения, служащую орудием для того, чтобы выразить мысли и чувства людей. Язык — важнейшее средство человеческого общения.

 

Невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства коммуникации не могут существовать друг без друга, ведь только вместе они способны в полной мере выразить нашу мысль, то есть не только словесно, но и эмоционально. У каждого народа есть собственные жесты, означающие в разных культурах противоположные вещи. Тем не менее, их можно поделить на группы, выражающие согласие, запрет, приветствие. Также не стоит забывать об:

1) иллюстрирующих жестах – указаниях, отмашках;

2) регулирующих жестах – кивках, махах головой;

3) жестах-эмблемах – сжатых руках, обозначающих приветствие и т.п.;

4) адаптирующих жестах – прикасаниях, поглаживаниях, перебираниях предметов;

5) жестах-аффекторах, выражающих эмоции;

6) микрожестах – покраснениях лица, подергиваниях губ.

Еще одним значимым средством вербального и невербального языка является мимика. С помощью мимики человек может подтвердить или опровергнуть слова, которые были сказаны.

Психологи говорят, что если один собеседник не видит лица другого, то он теряет 15% нужной информации. В данном случае стоит упомянуть о популярном в настоящее время варианте общения — социальных сетях, чатах. Можно неправильно понять человека, с которым переписываетесь, только потому, что вы не видели его мимику лица во время написания сообщения. Благодаря ей, можно многое узнать об эмоциональном состоянии человека.

Также стоит обращать внимание на позу человека во время вербальной и невербальной речи. К примеру, если собеседник на протяжении разговора скрещивает руки или ноги, то это свидетельствует о его попытках закрыться от вас, потому что вы не вызываете доверия или же он просто боится. Из этого следует, что наблюдая за позой человека, можно узнать для себя скрытую информацию.

Особого внимания требует взгляд, он бывает самым разнообразным:

1. Если взгляд зафиксирован около лба собеседника, то предстоит серьезная беседа. Такой вариант называется деловым.

2. Если взгляд находится между линией глаз и губ, то он называется светским.

3. Если взгляд остановлен в области декольте, шеи либо губ, то он зачастую означает сексуальный интерес и называется интимным.

4. Если собеседник смотрит на вас искоса, то это говорит о его недоверии к вам.

Вербальное общение значительно отличается от невербального, однако, вместе они дают больше информации, чем по-отдельности. Пользуясь только одним способом общения, невозможно добиться от собеседника полной информации.

Во время разговора человек пользуется умом и логикой для того, чтобы поступающая информация была понята. А для того, чтобы воспринять невербальное общение нужно использовать интуицию. Очень часто у людей получается солгать словами, а вот мимика и жесты выдают любую ложь, главное — уметь их читать.

webdiana.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *