Вербальные признаки манипуляции – ., ., . —

ВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ | Мещанова

ББК 76.006.5

УДК 316.773.+81’42+659.1

А. С. Мещанова

A. Meshanova

г. Костанай, КГУ им. А. Байтурсынова

Kostanay, KSU

Аннотация: В статье предпринята попытка анализа вербальных приемов и установки факторов, влияющих на специфику манипулирования в рекламе.

Ключевые слова: реклама; коммуникация; манипулирование; визуализация; вербальное воздействие.

Abstract: The article attempts to analyze verbal techniques and installation factors affecting the specificity of manipulation in advertising.

Keywords: advertising; communication; manipulation; visualization; verbal impact.

В последние десятилетия язык предстает не только средством общения и передачи информации, но и прежде всего средством согласованной совместной деятельности. Одной из главных сторон коммуникативного процесса при таком понимании языка является воздействие в его специфическом проявлении, а именно — манипулировании. Стратегии последнего наиболее явно проявляются в рекламных текстах, где функция воздействия оказывается доминирующей, а языковое манипулирование в сочетании с архетипическими сюжетами практикуется довольно часто и играет важную роль. Лингвистическое манипулирование представляет собой ситуативно значимое варьирование сознательно и целенаправленно отобранных семантически эффектных языковых средств. И оно наиболее полно реализуется в рекламе-обращении, имеющем и использующем специфический корпус невербальных и вербальных знаков, т. е. манипулятивных компонентов, призванных на основе возникающих ассоциаций давать волю воображению, вызывать и даже навязывать необходимые образы и чувства, привлекать внимание целевой аудитории с дальнейшим постижением правдивости / ложности предлагаемой рекламной информации [1].

По мнению Ермаковой, манипулятивным речевым актом принято называть высказывание такого рода, «… когда говорящий, вербально сообщая одно, желает достичь какой-либо цели, никак не обозначенной словесно» [2, c. 27].

Важным признаком наличия манипулирования является ситуация, когда один субъект рассматривает другого как средство или помеху своей деятельности. Это суждение отражает ситуацию, сложившуюся в рекламе, поскольку рекламодателя (манипулятора) интересуют только данные о продающей силе рекламы, называемой эффективностью. По мнению И. Имшинецкой, «… манипулирование востребовано сегодня как никогда, так как конфликт между интересами рекламодателя-манипулятора (навязать свое) и потребителя (купить лучшее) обостряется вследствие усиления обострения конкурентной борьбы. Манипуляция же по природе своей призвана сглаживать этот конфликт, создавая иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом» [4, c. 56].

Задачей манипулирования в рекламе является стимулирование у потребителя желания приобрести продукт. Для того чтобы создать рекламу с долгосрочной перспективой, необходимо учитывать несколько путей повышения к ней интереса. Первый — убеждение в надежности предприятия или организации, представляющей данный продукт, также создание его безупречного образа. Второй — повышение внимания к самой рекламе, представляя товар в наилучшем свете, увеличивая тем самым количество потенциальных покупателей. Вследствие этого возникает вопрос: в какой мере реклама носит информативный характер, а в какой мере происходит психологическое навязывание товара.

На первый план коммуникативной стратегии манипулирования выходит адресат, его выгода и положительный результат от использования рекламируемого товара или услуги. «Конечной целью любой речевой стратегии являются коррекция модели мира адресата и что в рамках коммуникативной стратегии выбираются определенные социальные и психологические параметры, определяются необходимые изменения в их значениях и способы достижения этих изменений» [3, c. 74–79].

При анализе механизма вербального воздействия важно учитывать следующий факт. Исследователи установили, что способ восприятия человеком окружающей реальности зависит от ведущего фактора: визуального, аудиального, кинестетического.

Когда срытые возможности языка используются говорящим для того, чтобы навязать следующему определенные представления о действительности, отношение к ней, эмоциональную реакцию или намерение, не совпадающее с тем, какое слушающий мог бы сформировать самостоятельно, принято говорить о языковом манипулировании — «использовании особенностей языка и принципов его употребления с целью скрытого воздействия на адресата в нужном для говорящего направлении; скрытого — значит, неосознаваемого адресатом» [6, c. 122].

Существуют некоторые классические модели воздействия рекламного сообщения на потенциального покупателя, которые включают такие стадии, как привлечение внимания, формирование интереса к рекламируемому продукту и желания им обладать, наконец, совершение адресатом обращения того действия, на которое реклама и нацелена. Реклама считается эффективной тогда, когда достигнута конечная стадия воздействия рекламного обращения — действие, при этом каждый предыдущий процесс является необходимой предпосылкой возникновения следующего. Характер рекламы определяет характер действия. В случае с коммерческой рекламой это покупка товара, заказ услуги; политической — отданный за кандидата голос на выборах; социальной — усыновление ребенка или отказ от курения. Все данные этапы функционирования рекламы осуществляются посредством взаимодействия различных языковых приемов.

Даже несмотря на понимание потребителем стремлений адресанта реализовать объект рекламирования (товар или услугу) и получить от этого выгоду, он не осознает используемую для этого глобальную коммуникативную стратегию. Адресат обращает внимание на наиболее важную для него информацию, адекватную его потребностям (в самосохранении, любви, выгоде, заботе), что и является одним из видов стратегического манипулирования.

Традиционным и широко употребительным манипулятивным компонентом в рекламе является эмоционально-оценочная лексика. Поскольку она обладает высоким прагматическим потенциалом, то в рекламном обращении с ее помощью создается «мягкое, спокойное», ненапористое давление на адресата. Исследованный нами лингвистический материал выявил достаточно большой корпус имен прилагательных, которые сами по себе оценочными не являются, но в рекламном тексте получают мелиоративные коннотации (хороший, лучший, улучшенный; блестящий, блистательный, великолепный, роскошный, невероятный и др.): «Самые современные технологии — Роскошные волосы для роскошных женщин»; «Мы знаем легкий путь к красоте…». Очень часто в рекламном тексте встречаются собственно «лучшие» лексемы: наилучший; превосходный, самый подходящий, самый желательный, самый выгодный и т. д. Например: «Предлагаем лучшие процедуры в лучшем салоне красоты (реклама салона „Время красоты“). Оценочная лексика в современном рекламном дискурсе используется рекламистами мастерски, ведь именно от нее зависит успешность рекламы: „Самый женский фитнес-клуб „Ой, ляля““; „Мгновенное омоложение“; „Красивая фигура ручной работы, специальные зимние цены“ и т. п.

Еще одним манипулятивным инструментом в рекламном тексте становится метафора. Мы солидарны с мнением Ю Н. Караулова, что „… метафора — не только и даже не столько образное речевое средство, а ключ к пониманию человеческого мышления“, поскольку наша понятийная система нередко носит метафорический характер. В данном случае адресант навязывает оценку обозначаемого явления: цены, например, характеризуются как „действительно, безумно, невероятно низкие“; метафора, давая новую жизнь старому, обычному признаку в слове, необычно представляет информацию и способствует тем самым акцентированию на ней внимания адресата: „Альпен голд“. Настоящее золото Альп!»; «„Баунти“. Райское наслаждение». Как правило, в рекламном дискурсе преобладает образная метафора, которая приписывает субъекту признак, характерный для другого класса объектов или относящийся к иному аспекту данного же класса: сердце твоей машины, крик моды, восторг до кончиков волос, праздник вкуса и т. д. Так, в рекламах с доминирующим архетипом «Анимус» часто употребляются метафоры, характеризующие «детали войны»: «Миранда. Взрыв вкуса»; «Мобильная связь — оружие вашего бизнеса!» и др. [5, с. 3].

На данный период времени существует огромное число как вербальных, так и невербальных средств привлечения внимания к рекламной коммуникации. Но необходимо учитывать тот факт, что любая коммуникация, в том числе и рекламная, для должного эффекта обязана быть ориентирована на объект воздействия, учитывая его индивидуальные интересы и потребности. К какому бы сегменту рынка потребитель ни относился, восприятие рекламного сообщения всегда индивидуально. Оно зависит от субъективной интерпретации, от смысла, который реципиент вкладывает в услышанную или увиденную информацию.

В качестве примера вербальной манипуляции рекламы хотелось бы рассмотреть прием «ссылки на авторитет». Этот способ популярен у нас в Казахстане и заключается в том, что рекламодатель, опираясь на мнение ассоциации стоматологов Казахстана, рекомендующей жвачки, союза дерматологов Казахстана увеличивает уровень доверия в глазах потребителей. Причина проста: знания человека об окружающем мире ограничены, поэтому он вынужден прислушиваться к мнению более компетентных в той или иной сфере людей. В связи с этим реклама предоставляет слово всевозможным экспертам лабораторий, манипулирующих приборами неясного рядовому потребителю происхождения и предназначения.

Библиографический список

1. Галямов, А. Р. Вербальные и невербальные способы манипулирования в рекламном дискурсе / А. Р. Гаалямов. — http://www.referun.com/n/verbalnye-i-neverbalnye-sposoby-manipulirovaniya-v-reklamnom-diskurse.

2. Ермакова, О. П. К построению типологии коммуникативных неудач / О. П. Ермакова, Е. А. Земская // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. — М., 1993. — С. 27–43.

3. Иссерс, О. С. Речевое воздействие в аспекте когнитивных категорий / О. С. Иссерс // Вестник Омского университета. — 1999. — № 1. — С. 74–79.

4. Имшинецкая, И. Лаборатория рекламы, маркетинга и PR / И. Имшинецкая. — 2009. — № 4 (65). — С. 80

5. Степанова, Е. В. Мотивированность коммуникативных стратегий манипулирования в рекламе / Е. В. Степанова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. — 2009. — №. 1(9). — С. 155–160.

6. Ягодкина, М. В. Реклама в коммуникационном процессе : учебное пособие / М. В. Ягодкина, А. П. Иванова, М. М. Сластушинская. — СПб. : Питер, 2014. — 304 с.

journals.susu.ru

Осознайте, что Вами управляют или стоп, манипуляция!

Главный признак

Главным признаком этого является чувство неудобства, внутренней борьбы: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть».

Нарушение этикета

Анализ ситуаций скрытого управления показывает, что почти всякий раз можно обнаружить нарушение управляющим субъектом какого-либо из правил этики. Например, манипулятор обращается к вам в неудобный для вас момент. При этом может извиняться, что да, он понимает, что вам некогда, но он отнимет «несколько секунд». То, что вы действительно торопитесь, он усугубляет еще и тем, что ограничивает время на принятие вами решения под маркой заботы о вашем времени (если бы заботился, не врывался бы в ваш распорядок), он навязывает манипулятивно темп разговора.

Таким образом, почувствовав некое неудобство, следует сразу спросить себя, почему оно возникло. Нарушение правил этики — неоспоримый признак манипулирования. Пресекайте подобные нарушения.

Внезапные чувства

Другими признаками могут быть вдруг возникшие чувства вины или опасности. А также что вы кому-то вдруг оказываетесь «должны» или зависимы от какого-то обстоятельства.

Осознание опасности

Все это должно не просто насторожить, а мобилизовать вас для отпора. Возможные его виды будут описаны нами далее, а пока достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!» — или что-то в этом роде, но обязательно содержащее слово «манипуляция».

Именно оно, как показал опыт, действует отрезвляюще — вы осознаете, что это игра с вами, нарушение вашей независимости, насилие над вашей личностью. Перед вами кукловод, желающий сделать из вас марионетку, послушную его замыслам.

Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и защититься.

С целью облегчить процесс осознания опасности приведем еще ряд признаков манипуляций.

Невербальные признаки манипуляции

Манипулятора легко могут выдать жесты, говорящие о его неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности — жестикуляция левой рукой .

Кроме того, можно наблюдать определенную необычность в поведении манипулятора (излишнюю возбужденность или показное безразличие).

Вербальные признаки манипуляции

Анализ высказываний манипуляторов показывает, что в них присутствуют следующие моменты.

  • «Плата» адресата перевешивает его выигрыш.

  • Элементы принуждения.

  • Подготовительная преамбула перед непринуждающими словами манипулятора.

Жертвы родом из детства

Многое из того, что позволяет манипулировать нами, заложено в нас с детства. Взрослые воспитывали нас так, чтобы иметь возможность контролировать наше поведение, дабы и в дальнейшем можно было «воспитывать» нас. Но, как говорится, «благими намерениями вымощен путь в ад». Известно, что чаще именно непослушные дети добиваются большего в своей последующей взрослой жизни. Они самостоятельнее, независимее, не боятся взять на себя ответственность, быть осуждаемыми, пойти против мнения окружающих.

Чувство вины

Одно из средств управления ребенком и манипулирования взрослым — создание чувства вины. Традиционно прививается сознание, что человек должен действовать по неким правилам, нарушение которых вменяется ему в вину.

Перечислим наиболее опасные из них. Опасные в смысле их использования для манипулирования нами.

  • Вы должны реагировать на то, что вам говорят, отвечать на поставленные вопросы. Воспитывали нас так: «Ты что, не слышишь (глухой)?», «Отвечай, когда тебя спрашивают!» Поэтому требуется определенное психологическое усилие, чтобы пропустить мимо ушей какое-либо высказывание собеседника.

  • Вы должны стремиться улучшить себя, работать над собой.
    В частности, должны стараться «быть хорошим», выглядеть достойно в соответствии со взглядами окружающих: быть аккуратными во всем, не нарушать правил и т.д.

  • Вы должны придерживаться принятого решения. (Детям прививается: «Первое слово дороже второго».) В результате изменить мнение — это чуть ли не поражение. Отражением этого привитого нам стереотипа служит наше нежелание менять свое мнение, что особенно свойственно руководителям, поскольку для них проблема авторитета является особенно актуальной. В науке признание своих взглядов ошибочными приравнивается к подвигу.

  • Вы должны быть понятливы. Непонятливость осуждается: «Сколько раз можно повторять!», «Ты что, русского языка не понимаешь?»
    Когда руководитель, дав задание подчиненному, спрашивает его: «Поняли?», практически не бывает случаев отрицательных ответов: «Нет, не понял». Хотя нередко во рту начальника «каша», трудно разобрать слова. Бывает «каша» и в мыслях — непонятно конкретно, что именно имеется в виду.
    Мы воспитаны так: не понимаешь, значит глупый. Поэтому требуется известное мужество сказать: «Не понял». Этим, в частности, можно объяснить, что студенты не привыкли задавать вопросы на лекции.

  • Вы не должны ошибаться. А если ошиблись — осознавать свою вину. Но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Вероятность ошибки присутствует в любых наших действиях. Поэтому драматизировать ошибки — средство манипуляции.
    Замечательно сказал Уинстон Черчилль: «Успех — это переход от одной неудачи к другой со все большим энтузиазмом».

  • Вы должны быть логичным. Следовательно, вы предсказуемы, а значит — управляемы.

Как защититься от чувства вины

Человек, неукоснительно выполняющий перечисленные выше предписания, является носителем мишеней для управления им. Поэтому сформулируем правила, защищающие от возникновения чувства вины и, следовательно, от манипулирования.

Вы не должны:

отвечать, если вам не хочется;

стремиться всегда выглядеть привлекательным;

быть рабом ранее сказанных вами слов;

разбираться во всем.

Вы имеете право:

на ошибку;

быть непонятливым или чего-то не знать;

быть нелогичным;

сказать «я не хочу»;

воспринимать себя таким, каков вы есть, не насиловать себя.

Ощущение зависимости

Определенная зависимость индивида от общества — одно из непременных условий существования самого общества. «Моя свобода ограничена кончиком вашего носа» — то есть действуя, я не должен задеть интересы других людей.

  • С детства нам прививается зависимость от мнения окружающих (конформизм), привычка сообразовывать свои действия с их оценкой.

  • Мы воспитаны так, что необходимо добиваться расположения окружающих. Поэтому затрудняемся сказать «нет», чтобы кого-то не обидеть. А сказав «да», ненавидим себя за безволие.
    Заметим, что люди, с которыми мы общаемся, могут менять отношение к нам, но мы ведь все равно делаем свое дело.
    Интеллигентный посетитель, мой знакомый, которого плохо обслужил официант или продавец, не хочет на него жаловаться, объясняя, что не желает доставлять им неприятности.
    На это можно возразить: «Из того, что вы говорите, вытекает, что официант пригласил вас бесплатно поесть и делает вам подарок плохим обслуживанием». Или: «Похоже, что продавец пожертвовал на милосердие весь свой заработок, когда продал вам этот велосипед, в котором из десяти деталей работают четыре. Это так?» «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но мне кажется, что в этой ситуации либо официант, либо вы должны испытывать неудобство. Кого бы вы предпочли — себя или его?»

    Мы намеренно привели довольно простую ситуацию из сферы обслуживания. Но она интересна тем, что в общении родных и знакомых имеет место та же альтернатива, но манипуляция проходит легче потому, что вместо плохого работника в роли манипулятора выступает близкий нам человек.

  • Воспитатели привили нам с детства взгляд, что мы не должны расстраивать окружающих, особенно близких. Когда мы чем-то раздражали взрослых или детей постарше, они, чтобы установить контроль над нашим поведением, говорили нам: «Если ты не прекратишь это (подразумевается: если ты и дальше будешь меня нервировать), Баба-Яга заберет тебя» (подразумевается: «Я не буду тебя больше любить и не защищу от нее»). Если вам говорят: «Я тебе это припомню», вы чувствуете себя беззащитным, как в детстве, когда вам для ощущения счастья были необходимы расположение и дружба всех вокруг.
    И теперь, уже будучи взрослыми, мы бываем беззащитны перед этой манипуляцией, если сразу верим тому, на что они намекают, говоря: «Ты вспомнишь об этом», «Ты пожалеешь о том, что это сделал». Подобные высказывания используют тогда, когда знают, что мы боимся этого. Впрочем, это могут быть даже и не слова: красноречивый взгляд, не менее выразительное молчание или стремительные перемещения супруги перед глазами «обидевшего» ее супруга. Сюда относится также и швыряние на стол тарелки во время трапезы.

Как защититься от зависимости

Результатом нашего рассмотрения являются следующие правила.

Вы имеете право:

сказать «нет» всякий раз, когда вам это хочется;

быть судьей самому себе;

не зависеть от того, как к вам относятся другие;

не оправдываться за свои поступки и намерения.

Проиллюстрируем действенность этих правил ситуацией делового взаимодействия.

Психолог написал книгу, ее приняло издательство. Редактор произвел правку, со многими местами которой автор был не согласен. Он написал обстоятельные, аргументированные возражения по каждому спорному пункту, доказав, что редактор не разбирается в психологии. В издательстве согласились с этим, редактора заменили. Все это, включая повторное редактирование, отняло много времени, выход книги задержался. Отношения испортились.

Когда подобное приключилось с одной из следующих книг психолога, он поинтересовался у издателя: в случае спора, чье слово окончательное — автора или редактора. Узнав, что автора, спорить не стал, а просто зачеркнул все те правки, с которыми был не согласен. Книга вышла без задержек, редактор получил причитающуюся ему плату. Все довольны.

Ответственны ли вы?

Если вы уверенный в себе человек, вам нет нужды объяснять свое поведение другим, чтобы они решали: правильно оно или неправильно, корректно или некорректно и т.п. Конечно, люди всегда имеют право сделать вам замечание, если им не нравится то, что вы делаете. Вы же в свою очередь имеете право проигнорировать их замечания или найти компромисс, или, пощадив их чувства, с уважением отнестись к их пожеланиям и полностью изменить свое поведение.Зависимость от мнения других людей формируется на основе детского представления, которое звучит так: вы должны объяснять свое поведение, другим людям, потому что вы несете перед ними ответственность за свои действия. Вы должны оправдываться за свои поступки перед ними.

Каждый из нас является кузнецом своего счастья, полностью отвечает за свое благополучие и успех в жизни.

Мы можем помогать другим достичь благополучия, но отвечать за них мы не в состоянии.

Если вы не пользуетесь своим правом отвечать только за себя, то другие люди воспользуются этим и будут навешивать на вас еще и свои проблемы. Подобный тип манипуляции основан на детском представлении о миропорядке. Якобы есть некие предписания, необходимые для управления жизнью. Вы должны пожертвовать своими личными ценностями и не дать разрушиться этой системе предписаний. Если система когда-то не срабатывает, должны приспособиться или измениться вы, а не система. Если возникают какие-то проблемы с системой — это ваши проблемы; система за них ответственности не несет.

Наше обычное общение с людьми изобилует примерами такого рода манипуляций. Мужья и жены манипулируют друг другом, говоря: «Если ты не прекратишь раздражать меня, нам придется развестись». Подобное утверждение вызывает ощущение вины, так как подразумевается, что брак важнее личного счастья каждого из супругов.

Вот чисто наше российско-белорусско-украинское: будто родители должны содержать детей до пенсии. Не указывается даже чьей — родителей или отпрыска. Иждивенчество в чистом виде, позволяющее манипулировать родителями, паразитировать на родительских чувствах.

Как не принять на себя чужую ответственность

Сформулируем ответ в виде следующих правил.

Вы имеете право:

не оправдываться, не объяснять и не извиняться за свое поведение;

сказать: «Меня это не волнует», «Мне это неинтересно», «Поговорим о другом», «Это твои проблемы».

Проиллюстрируем действенность этих правил.

Случай первый.

Жена обращается к мужу:

— Давай в отпуск махнем к морю.

— Езжайте с дочкой, если хотите. Я не поеду.

— Почему?

— Я не люблю жару, плохо ее переношу, ты же знаешь.

— Не обязательно жариться на солнце, можно расположиться под навесом.

— Там жарко не только на пляже, а с утра до вечера. А это не только неприятно, но и вредно. Загорать в нашем возрасте не рекомендуется.

— Но ведь морской воздух и купание очень полезны для здоровья!

— Вот и езжайте. А я поживу на даче, мне там очень нравится.

— Но ведь не случайно люди уезжают в отпуск: перемена обстановки, климата очень способствует отдыху. Люди едут за здоровьем.

— Перемена климата здоровью вредит — это доказано. Молодые это еще не чувствуют, а люди в возрасте должны об этом помнить. Переезд — стресс, жара — стресс, отсутствие привычного нам комфорта — тоже стресс. Большая перемена обстановки — дача. Полное отвлечение от города, тишина, свежий воздух, 100-процентное высыпание, обилие овощей и фруктов, самых полезных — из нашей полосы. После «южного отдыха» впору идти на отдых, а надо — на работу.

— Нет, ты меня не убедил. Получается, что ты умнее всех. Весь цвет общества устремляется к морю.

— У каждого свои резоны. Мне 59 лет. Почти всю жизнь я делал не то, что хотел, а то, «как все», «как нужно». Хватит. Хочу жить так, как хочу. Я буду отдыхать на даче. Приглашаю и тебя. Это мое слово последнее.

Обратим внимание, что никакие самые убедительные резоны не убеждали собеседницу. Но стоило только высказаться в соответствии с правилом «не оправдываться», как спор оказался исчерпанным.

Второй сюжет. Как-то по телевизору показали американский фильм о начале творческого пути Майкла Джексона в детском ансамбле, организованном его отцом из пятерых своих детей. Запомнился, в частности, такой эпизод. Джексон-старший возвращается с работы. День получки. Благодушно настроенный товарищ по работе спрашивает Джексона-старшего: «А ты что невесел, ведь деньги в кармане?» На что тот уныло отвечает: «Тебе хорошо, у тебя всего лишь двое детей, а у меня их семеро! Попробуй, прокорми». Но тот продолжает веселиться: «А кто тебе велел столько их настрогать! О чем ты думал?!»

В общем — «это твои проблемы». Для американцев с их эгоизмом и индивидуализмом чужие переживания мало что значат. Для славянской души сопереживание — более знакомая вещь, и нам выпалить «это твои проблемы» труднее, чем им. Это требует усилия, поскольку не отвечает нашим традициям. Впрочем, молодые люди, насмотревшись американских фильмов, говорят так с удивительной для старшего поколения легкостью. 

Непосредственно защита

Рассмотренные нами первая и вторая стадии защиты можно назвать предзащитой, так как они носят либо профилактический (не давать информации), либо предварительный (молча принять решение — осознать, что вами собираются управлять) характер.

Теперь настал черед перейти непосредственно к защите. Он подразделяется на активную и пассивную. Начнем с более простой — с защиты пассивной.

Шейнов В.П. «Скрытое управление человеком»

источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

lichnorastu.ru

Психологическое манипулирование.

 Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда нам приходилось делать далеко не то, что хотелось бы, причем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся жертвами чьей-то манипуляции. Нашими действиями исподтишка руководят. Манипуляции стали столь обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы перестаем их замечать.

Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей. Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество).

Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них).

Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – чувство собственного достоинства, чувство собственности, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная  квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и др.

Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.

Причины манипуляции:

  1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)

  2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)

  3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)

  4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.

  5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

Типы манипулятивных систем. Существуют следующие типы манипулятивных систем:

  1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов (угрожает, заставляет, шантажирует, внушает, что для вас гораздо лучше будет ему уступить)

  2. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. Он преднамеренно демонстрирует свою слабость, неумение справиться с проблемой, он бьет на вашу жалость.

  3. Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов. Он демонстрирует, что ему уже ничего не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно его оскорбленное самолюбие. Для того чтобы его не обидеть, ему уступают.

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение бывает письменным и устным.

Функции вербального общения:

  1. Обмен информацией между людьми.

  2. Организация взаимодействия между людьми.

  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Виды вербального общения:

  1. Открытое – закрытое;

  2. Монологическое – диалогическое;

  3. Ролевое – личностное

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.

Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.

Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:

  • когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;

  • когда они говорят о личных трудностях;

  • когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.

Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.

Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное  взаимодействие.

Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее  внимание, чем даже крик. Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Форма изложения своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.

Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.

Общение осуществляется по следующим каналам: речевому (вербальному – от латинского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному).

        2.Наши представления о невербальном общении находят отражение во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «сияют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли», «окаменели». Гнев и злость описывается такими словами, как «лопнуть» от злости. Нервничающие люди «кусают губы».

Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:

1.Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.

2.Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой (невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности).

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

3.Средства невербального общения: поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд), направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Насчитывается около 1000 устойчивых поз. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, другие – закрепляются. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

— во время разговора говорящий наклоняется – говорит о внимании;

— разваливается на стуле, в кресле – неудобно с ним общаться;

— женщины предпочитают разговаривать склоняясь в сторону собеседника;

— мужчины предпочитают положение лицом к лицу;

— скрещенные руки или ноги – защитная установка;

— открытая поза – установка доверия;

— сидят, подбоченившись – неповиновение или готовность к работе;

— кивание головой – согласие или дает разрешение собеседнику продолжить разговор;

— руки, заведенные за голову – превосходство.

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Жесты можно разделить на:

-коммуникативные: жесты приветствия, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.;

— модальные жесты (выражающие оценку и отношение): жесты одобрения, неудовлетворения, доверия, недоверия, растерянности и т.п.;

— описательные жесты: имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать,  противоречие между жестами и смыслом высказывания является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, отражающим внутреннее состояние человека. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10% информации.

Мимикой выражаются шесть основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, страдание, удивление, презрение.

studfiles.net

1. Вступление

1.Вступление.

2.2 Разновидности манипуляторов.

Речевая манипуляция наиболее интересна с точки зрения речевого процесса протекающего между людьми. Речевая коммуникация — процесс подачи информации в одностороннем порядке с целью донести ее до адресата, в связи с этим, нередко используют речевую манипуляцию, в основном чтобы выдать результат принятия решения противоположной стороной за их собственное. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций.

Коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%). Для специалиста по связям с общественностью важно понимать, какие способы межличностной коммуникации ведут к достижению поставленных целей в общении:

  • Убеждение – сознательное воздействие на другого человека с целю изменения их суждения, отношения, намерения или решения. Средства такого вида влияния: получение согласия на каждом шаге аргументации, предъявление адресату четко сформулированных аргументов в приемлемом ему темпе и в понятных для него терминах.

  • Самопродвижение – открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации, чтобы быть оцененным по достоинству, благодаря этому получить преимущества при отборе кандидатов (реальная демонстрация своих возможностей, предъявление своих сертификатов и дипломов).

  • Внушение – сознательное воздействие на человека, направленное на изменение его состояния, отношение к чему-либо и т. д. (личный магнетизм или авторитет, отчетливая и размеренная речь, выбор наиболее внушаемых партнеров).

  • Заражение – передача своего состояния или отношения дрегому человеку. Передаваться и усваиваться то состояние может как произвольно, так и непроизвольно (интригующее вовлечение партнеров в выполнение действия, прикосновение и телесный контакт и т. д.).

  • Пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого произведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным (публичная известность, демонстрация высоких образцов мастерства, явление примера доблести, милосердия)

  • . Формирование благосклонности – развитие у адресата положительного отношения к себе (проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывание благоприятных суждений об адресате, оказание ему услуги).

  • Просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия (ясные и вежливые формулировки, проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям).

  • Принуждение – требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами (объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений)

  • Деструктивная критика – субъективно принуждение переживается: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны инициатора или обстоятельств (высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение, осмеяние его дел и поступков). Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человек «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя (наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений, запугивание возможными последствиями).

  • Игнорирование – умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях игнорирование выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером (демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей», невербальное поведение, указанное на то, что присутствие партнера не замечается, молчание или отсутствующий взгляд в ответ на вопрос).

  • Манипуляция – скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне и признавал себя ответственным за них (нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании, резкое ускорение или, наоборот, замедление темпа беседы, введение в заблуждение, замаскированные под малозначительные и случайные высказывания, оговорки и клевета).

  • studfiles.net

    Что такое невербальная коммуникация и как она связана с манипуляцией сознанием?

    Манипуляция и невербальное общение

    Невербальное влияние

    Мы поговорим о том, какое влияние на людей оказывают невербальные и паравербальные характеристики речи, такие, например,  как взгляд, тон и темп голоса и другие.

    Некоторых людей уже давно интересует вопрос влияния на людей с помощью невербальных и паравербальных компонентов речи. Дело в том, что слова, как правило, затрагивают сознательную, рациональную часть нашего восприятия. А когда мы осознаем поступающую к нам информацию, мы в основном противимся ее влиянию на наше поведение.

    Невербальные и паравербальные компоненты общения, во многих случаях воспринимаются людьми неосознанно. А то, что не осознается – оказывает на нас влияние и является ничем иным как манипуляцией сознанием.

    Слова нашего собеседника побуждают нас к критическому осмыслению услышанного, поэтому манипулирующий рискует нарваться на контраргументы. Но сообщения передаваемые, например, взглядом или тембром голоса относятся к чувственной категории восприятия, поэтому обычно не воспринимаются сознательно. В то время как человек пытается вслушиваться в слова песни, в его подсознание проникает ее ритм.

     

    Невербальное сообщение это вся информация, кроме слов, поступающая от одного человека к другому в процессе общения (Harper, 1978).

    Существуют два канала передачи невербальной информации:

    1. Паралингвистический канал — это канал передачи всех прочих слышимых характеристик речи, кроме слов и предложений, например: скорость речи, ее громкость, тембр. Сюда относится также и модуляция голоса. Согласитесь, что есть разница в звучании предложений: ”Хорошая девочка” и ”Хор-о-о-о-шая девочка” .

    2. Визуальный канал восприятия, который служит для передачи видимых компонентов сообщения: жестов, позы, мимики, имиджа.

    А теперь, дабы попытаться представить, какое влияние на нас могут оказывать паравербальные компоненты речи, давайте вспомним людей, которые оказывали на нас наиболее сильное убеждающее или очаровывающее воздействие. Таких людей несложно припомнить среди политиков и других влиятельных людей.

    Скорее всего, это были люди энергичные и эмоционально вовлеченные в беседу (В. В. Жириновский?). А может быть, у этих людей был свой собственный стиль подачи информации (М.С. Горбачев?), или они умело пользовались интонацией речи (В.В. Путин?).

    Обратите внимание на то, сколь различны по стилистике передачи сообщений каждый из упомянутых политических деятелей. А еще стоит обратить внимание на то, кого из политических деятелей выбирают пародисты в качестве объекта своих шуток. Не будь у них особенного причудливого стиля, они не становились бы объектами юмористического имитирования.

    Давайте припомним и других знаменитых людей и попробуем проиграть в памяти их выступления перед публикой. Это поможет нам в очередной раз на примере манипулятивного влияния осознать и прочувствовать банальную и примитивную, на первый взгляд, мысль: “то, как мы говорим, также способно влиять на людей, как и то, что мы говорим”.

     

    Манипуляция сознанием посредством громкости речи

    Человек, обладающий способностью манипулировать людьми, так или иначе, обладает лидерскими качествами. И одним из таких качеств, относящихся к характеристикам речи, является громкость голоса.

    Такая характеристика как громкость речи, была в свое время объектом исследований, посвященных влиянию. С одной стороны никто не любит людей говорящих на грани вздорного крика, с другой – никто не обратит внимания на человека еле-еле бубнящего себе под нос.

    В ходе исследований, проводимых среди контрольных групп испытуемых, ученые пришли к выводам, что наиболее оптимальным для влияния, считается голос, громкость которого выше среднего. Это значит, что в компании людей наиболее влиятельно выглядит тот человек, чей голос громче других, однако такой голос не должен быть неприятным и срывающимся на откровенный крик. Тот человек, который говорит чуть более громко и отчетливо чем другие в своей группе, обращает на себя большее внимание других людей.

    Вот как выглядел научный эксперимент, подтвердивший вышеупомянутое утверждение.

    По условиям опыта социальных психологов, испытуемым давали прослушать пятиминутную запись разговора, в котором голоса участников звучали из разных динамиков. Голос собеседника А проигрывался с громкостью 75 децибел, а голос собеседника Б – 70 децибел. Эта разница незначительна и едва заметна, однако испытуемые больше внимания обращали на голос собеседника А, и приписывали ему больше влиятельности в разговоре. При этом никакого значения не имело кто и что говорил, потому что когда громкость речи каждого из участников разговора была изменена ( А – 70 дБ, Б – 75 дБ ), собеседник Б уже воспринимался как более убедительный.

    Таким образом, управляя такой характеристикой речи как громкость, можно манипулировать вниманием других людей.

     

    studfiles.net

    Читать книгу Манипулирование и защита от манипуляций Виктора Шейнова : онлайн чтение

    Текущая страница: 9 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

    2. Защита от манипулирования

    Пытаюсь подчинить себе обстоятельства, а не подчиняюсь им.

    Гораций

    Об актуальности поиска защиты от манипулирования свидетельствует результат, полученный мной в процессе разработки опросника «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий» [58].

    Для доказательства надежности и действенности этого теста было протестировано более 1500 респондентов, и оказалось, что ни один из них (!) не был полностью защищен от манипуляций. Пройти этот тест, причем абсолютно бесплатно, можно на сайте www.sheinov.com.

    В последующих главах приводится трехступенчатая универсальная система защиты от любых манипулятивных воздействий.

    Глава 5. Универсальный алгоритм защиты
    Модель противодействия манипулированию

    Управление – это искусство, защита – это техника.

    Инициатор манипулирования (как и любого скрытого управления), безусловно, обладает немалыми преимуществами, хотя бы уже в силу того, что у него есть возможность подготовиться и ему принадлежит первый ход. Однако потенциальной «жертве» манипуляции, обладающей способностью вовремя распознать угрозу, эти преимущества – внезапность, высокий темп, спланированное выгодное распределение позиций – достаточно легко нейтрализовать. Ведь акт манипулирования, нацеленный на точный и продолжительный эффект, является произведением искусства – искусства управлять людьми. В этом спектакле тонко сбалансированы самые различные элементы, иногда в довольно причудливом сочетании. Тогда как защита от манипуляции – это в значительной степени техника. А техникой, как известно, овладеть легче, чем искусством. В силу этого изучение манипуляций дает больше преимуществ защищающимся от них, чем нападающей стороне.

    Универсальная схема защиты

    При всем громадном многообразии манипуляций они строятся по одной универсальной модели, представленной в разделе «Модель манипуляции» главы 2. Знание этой модели позволяет выстроить надежную защиту от любой манипуляции. Действительно, осуществить защиту можно, следуя приводимой ниже универсальной блок-схеме (рис. 4).

    Рис. 4. Блок-схема противодействия манипулированию

    Рассмотрим подробно каждый блок этой модели.

    Первая ступень защиты от манипуляций

    Об отстраненности

    Поскольку первым шагом при манипулировании является получение информации об адресате, очевидно, что прежде всего необходимо по возможности не давать манипулятору такой информации.

    Этому можно поучиться у англичан. Многое в их национальном характере и традициях защищает представителей этой нации от манипуляций. К примеру, невозмутимость, умение скрывать свои чувства. В случае неудачи – установка «хорошая мина при плохой игре». Названные качества настолько привычны в восприятии англичан, что стали мишенью для многочисленных анекдотов.

    Разумеется, то, что у англичан вошло в традиции и национальные привычки, не является лишь их достоянием. Многие разумные люди следуют похожим установкам. Вот что писал выдающийся немецкий философ Артур Шопенгауэр: «Между людьми всегда должна быть дистанция. В противном случае мы будем напоминать дикобразов, пытающихся в обнимку согреться в холодную зимнюю ночь. Намерения-то у них “теплые”, а вот последствия – уколы друг друга и боль».

    В деловом мире предусмотрены соответствующие защитные процедуры: отстранения, позволяющие получить информацию самим прежде, чем дать ее; «Без доклада не входить», «Часы приема», «Прием по предварительной записи», «Пришлите ваши предложения (вопросы)» вместо личной встречи и т. п.

    Этика как средство защиты

    Поставить человека в состояние дискомфорта – это значит облегчить управление им. Правила этики, напротив, предписывают создавать удобства для партнера. Следовательно, эти правила направлены и на защиту человека от манипулирования.

    Например, рекомендуется не акцентировать внимания на промахах партнера, «не замечать» его оплошностей (манипулятор же, напротив, ищет ошибки адресата и даже «организует» их, чтобы создать чувство вины или ущербности). Принято не задавать назойливых вопросов, не выпытывать, не домогаться ответов и т. п. Нежелание сообщать свое мнение по «скользкому» вопросу формулируется просто: «Без комментариев».

    Не показывайте своих слабостей

    Ценимая в славянской культуре личная скромность также способствует защите от манипулирования. Скромный человек не любит говорить о себе, а значит, не дает о себе информацию. Скромность – это антипод хвастовства. Хвастун сам демонстрирует окружающим свою слабость и является легкой добычей для манипуляторов.

    Еще одна человеческая слабость – любопытство, в частности желание узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость уже много веков успешно эксплуатируют гадалки, провидцы, хироманты и прочие. И в наш, казалось бы, просвещенный век те же цыганки постоянно находят желающих погадать.

    Другая человеческая слабость – жажда острых ощущений, которая реализуется в азартных играх. Этой слабости подвержен в основном сильный пол. Не случайно нахрапистое племя наперсточников и продолжателей их дела зазывает попытать счастья именно мужчин. А для персонала казино действует инструкция: если мужчина начинает крупно играть, то его жену (если таковая рядом) следует отлучить от него, например, бесплатным угощением и выпивкой в буфете – только бы не охладила его азарт своей рассудительностью.

    Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется манипуляторами. Хрестоматийным примером этого является сюжет из басни Крылова «Ворона и Лисица».

    Итак, мы видим, что знание психологии человека, его слабостей делает его удобным объектом манипуляции. Поэтому первый рубеж защиты от манипулирования – не показывайте свои слабости!

    Учитесь говорить «нет»

    Человек, затрудняющийся или стесняющийся сказать «нет», – легкая добыча для манипулятора. Не бойтесь риска: лучше иногда оказаться неправым, чем испытывать постоянные сомнения.

    Сомнений будет меньше, если не выступать «адвокатом» собеседника. Если он чем-то не понравился – говорите решительное «нет». Наше подсознание, интуиция подсказывают нам подчас наилучшие решения. А питается подсознание «эффектом мелочей». Человек узнается по мелочам: крупное он при желании может скрыть, а за мелочами не уследить. Это и помогает распознать тех, кто недостоин нашего доверия.

    Непредсказуемость

    «Когда ты непредсказуем, ты неуязвим» – таким должен быть девиз желающего защититься от манипуляции. Если адресат ведет себя так, что его нельзя «просчитать», то манипулятору не к чему будет подстраиваться – гораздо труднее воспользоваться ключами, если замки постоянно меняются.

    Но в нашей культуре непредсказуемость не поощряется. Мы находимся под властью, с одной стороны, стандартов поведения, переживаний или мышления, а с другой – ожиданий и требований окружающих людей. И все же, чтобы лишить манипулятора этой мишени воздействия, будьте непредсказуемы!

    Шекспир, как великий драматург, был, конечно, и великим психологом. В его произведениях можно встретить немало примеров манипуляций (некоторые мы уже рассмотрели), но здесь естественно привести примеры успешной защиты от них. Например, то, что Гамлет притворялся сумасшедшим, на самом деле было его защитой от манипулирования. Сумасшедшие непредсказуемы, и, действительно, дядя-убийца терялся в догадках относительно намерений принца Датского. Когда же дядя подослал к нему «друзей», Гамлет защитил себя с помощью контрманипуляции (ее рассмотрим позже).

    Первая ступень защиты от манипуляций может значительно уменьшить вероятность попадания под скрытое управление, включая и манипулирование, но не устраняет ее полностью.

    Вторая ступень защиты от манипуляций

    Признаки манипуляции

    Главным признаком манипуляции является чувство неудобства, внутреннего разлада: вам не хочется что-то делать, говорить, а отказать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть».

    Нарушение этикета

    Анализ ситуаций, связанных с манипулированием, показывает, что почти всякий раз можно обнаружить нарушение инициатором какого-либо из правил этикета. Например, он обращается к вам в неудобный для вас момент. При этом манипулятор может извиняться, мол, да, он понимает, что вам некогда, но он отнимет «несколько секунд». Под прикрытием заботы о вашем времени собеседник навязывает ускоренный темп разговора, отводя вам таким образом ограниченное время на принятие решения. Если в подобных ситуациях вы ощущаете некое неудобство, следует сразу спросить себя, почему оно возникло. Нарушение этикета – неоспоримый признак манипулирования. Пресекайте такие нарушения.

    Внезапные чувства

    Другим признаком того, что вами манипулируют, может быть вдруг возникшее чувство вины или опасности. Или вы чувствуете, что кому-то вдруг оказываетесь «должны», или зависимы от какого-то обстоятельства, чего не было до встречи с потенциальным манипулятором.

    Осознание опасности

    Все это должно не просто насторожить, а мобилизовать вас для отпора. О том, как следует давать отпор манипулятору в таких ситуациях, вы узнаете далее, а пока достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!»

    Именно слово «манипуляция», как показал опыт, действует отрезвляюще – вы осознаете, что имеет место игра с вами, нарушение вашей независимости, насилие над вашей личностью. Перед вами кукловод, желающий сделать из вас марионетку, подчиненную его замыслам.

    Невербальные признаки манипуляции

    Манипулятора легко могут выдать жесты, говорящие о его неискренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в частности жестикуляция левой рукой. Кроме того, можно наблюдать определенную необычность в поведении манипулятора (излишнюю возбужденность или показное безразличие).

    Вербальные признаки манипуляции

    Анализ высказываний манипуляторов показывает присутствие в них следующих моментов:

    ♦ ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата;

    ♦ «плата» адресата перевешивает его выигрыш;

    ♦ присутствуют элементы скрытого принуждения;

    ♦ наличие подготовительной преамбулы перед побуждающими словами манипулятора;

    ♦ конструкция обращения и/или его темп предполагают дефицит времени, отпущенного адресату на принятие решения.

    Жертвы родом из детства

    Многое из того, что позволяет манипулировать нами, заложено в нас в детстве. Взрослые воспитывали нас так, чтобы можно было контролировать наше поведение.

    Но, как говорится, «благими намерениями вымощен путь в ад». Известно, что чаще именно непослушные дети добиваются большего в своей последующей взрослой жизни. Они самостоятельнее, независимее, не боятся взять на себя ответственность. Не боятся быть осуждаемыми, пойти против мнения окружающих. Так что будем осторожнее в вопросах воспитания наших детей.

    Чувство вины

    Одно из средств управления ребенком и манипулирования взрослым – создание чувства вины. Традиционно прививается идея, что человек должен действовать по неким правилам, нарушение которых вменяется ему в вину.

    Перечислим наиболее опасные из этих правил – опасные в том смысле, что они используются в качестве мишеней для манипулирования людьми.

    1. «Вы должны реагировать на то, что вам говорят». «Ты что, не слышишь, глухой?», «Отвечай, когда тебя спрашивают!» – так многих из нас воспитывали.

    Поэтому требуется определенное психологическое усилие, чтобы пропустить мимо ушей какое-либо высказывание собеседника, не отвечать на него.

    2. «Вы должны стремиться улучшить себя», работать над собой.

    В частности, следует стараться «быть хорошим», выглядеть достойно в соответствии со взглядами окружающих: быть аккуратным во всем, не нарушать правил и т. д.

    3. «Вы должны придерживаться принятого решения». Детям прививается: «Первое слово дороже второго». В результате изменить мнение – это почти поражение.

    Особенно это проявляется у руководителей, поскольку у них больше возможностей придерживаться раз принятого решения. А такое нормальное явление, как осознание и последующее добровольное признание ученым своих взглядов ошибочными, приравнивается к научному подвигу.

    4. «Вы должны быть понятливы». Непонятливость осуждается: «Сколько раз можно повторять!», «Ты что, русского языка не понимаешь?»

    Когда руководитель, дав задание подчиненному, спрашивает его: «Поняли?» – практически не бывает случаев ответа: «Нет, не понял». Хотя нередко во рту начальника такая «каша», что трудно разобрать слова. Бывает «каша» и в мыслях – непонятно конкретно, что именно имеется в виду.

    Мы воспитаны так, что если не понимаешь, значит, глупый, тупой. Поэтому требуется известное мужество, чтобы сказать: «Не понял». Этим, в частности, можно объяснить, что студенты очень редко задают вопросы на лекциях. Поэтому преподавателю, любящему свой предмет, приходится прикладывать немалые усилия, чтобы студенты задавали вопросы: ведь только с их помощью можно глубже изучить предмет.

    5. «Вы не должны ошибаться». Но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Вероятность ошибки присутствует в любых наших действиях. Поэтому драматизировать ошибки других – манипулятивный прием.

    Замечательно сказал Уинстон Черчилль: «Успех – это переход от одной неудачи к другой со все большим энтузиазмом». Добавим: неудача – это всего лишь источник информации для корректировки дальнейших действий в нужном направлении.

    6. «Вы должны быть логичным». Следовательно, предсказуемым, а значит – управляемым.

    Как защититься от чувства вины

    Человек, неукоснительно выполняющий перечисленные выше предписания, является легкой добычей для манипуляторов, поскольку каждое из них создает мишень для воздействия.

    Поэтому сформулируем правила, позволяющие защититься от возникновения чувства вины и, следовательно, от манипулирования этим чувством.

    Вы не обязаны:

    ♦ отвечать, если вам не хочется;

    ♦ стремиться всегда быть привлекательным;

    ♦ быть рабом ранее сказанных вами слов;

    ♦ разбираться во всем.

    Вы имеете право:

    ♦ на ошибку;

    ♦ быть непонятливым или чего-то не знать;

    ♦ быть нелогичным;

    ♦ сказать «Я не хочу»;

    ♦ воспринимать себя таким, каков вы есть, не насиловать себя.

    Ощущение зависимости

    Определенная зависимость индивида от общества – одно из непременных условий существования самого общества. «Моя свобода (махать руками) ограничена кончиком вашего носа» (Гегель) – то есть, действуя, я не должен задевать интересы других людей.

    1. С детства нам прививается зависимость от мнения окружающих (конформизм), привычка сообразовывать свои действия с их оценкой. Ларошфуко по этому поводу выразился остроумно: «Все, что мне нравится, – либо аморально, либо от этого полнеют».

    2. Воспитанием в нас заложено, что необходимо добиваться расположения окружающих. Поэтому мы затрудняемся сказать «нет», чтобы кого-то не обидеть. А сказав «да», ненавидим себя за безволие.

    Интеллигентный посетитель, мой знакомый, которого плохо обслужил официант или продавец, не хочет на него жаловаться, объясняя, что не желает доставлять им неприятности.

    На это можно возразить: «Из того, что ты говоришь, вытекает, что официант пригласил тебя бесплатно поесть и делает тебе подарок плохим обслуживанием». Или: «Похоже, что продавец пожертвовал на милосердие весь свой заработок, когда продал вам этот велосипед, в котором из десяти деталей работают только четыре. Это так?» Или так: «Поправьте меня, если я ошибаюсь, но мне кажется, что в этой ситуации либо официант (продавец), либо вы должны испытывать неудобство. Кого бы вы предпочли – себя или его?»

    Такие ситуации из сферы обслуживания имеют аналоги и в общении родных и знакомых. Имеет место та же манипуляция, но она проходит успешнее потому, что вместо плохого работника в роли манипулятора выступает близкий нам человек, то есть действует фоновый фактор – близость.

    3. Воспитатели с детства привили нам установку, что мы не должны расстраивать окружающих, особенно близких. Когда мы чем-то раздражали взрослых или детей постарше, они, чтобы установить контроль над нашим поведением, говорили нам: «Если ты не прекратишь это (подразумевается: если ты и дальше будешь меня нервировать), Баба-Яга заберет тебя» (подразумевается: «Я не буду тебя больше любить и не защищу от нее»). Если вам говорят: «Я тебе это припомню», вы чувствуете себя беззащитным, как в детстве, когда вам для ощущения безопасности были необходимы покровительство и дружба всех вокруг.

    И теперь, уже будучи взрослыми, мы бываем беззащитны перед этой манипуляцией, если сразу верим тому, на что манипулятор намекает, говоря: «Ты пожалеешь о том, что это сделал», «Ты вспомнишь об этом».

    Подобные высказывания используют тогда, когда знают, что мы их боимся. Впрочем, манипулятор может обойтись и без слов. Испепеляющий взгляд, не менее выразительное молчание, стремительные перемещения женщины перед глазами «обидевшего» ее супруга или швыряние на стол тарелки с едой во время трапезы будут иметь тот же эффект.

    Как защититься от зависимости

    Вы имеете право:

    ♦ сказать «нет» всякий раз, когда вам этого хочется;

    ♦ быть судьей самому себе;

    ♦ не зависеть от того, как к вам относятся другие;

    ♦ не оправдываться за свои поступки и намерения.

    Проиллюстрируем действенность этих правил ситуацией делового взаимодействия.

    Я написал книгу по психологии менеджмента, ее приняло издательство. Редактор произвел правку, но со многими предложенными изменениями я был не согласен. Написал обстоятельные, аргументированные возражения по каждому спорному пункту, доказав, что редактор не разбирается в психологии. В издательстве согласились с этим, редактора заменили. Все это, включая повторное редактирование, отняло много времени, выход книги задержался. Отношения испортились.

    Когда подобное приключилось с одной из следующих моих книг, поинтересовался у издателя: чье мнение в случае спора окончательное – автора или редактора. Узнав, что решающее – мое, спорить не стал, а просто зачеркнул все те правки, с которыми был не согласен. Книга вышла без задержки, редактор получил причитающуюся ему плату. Все остались довольны.

    Как не принять на себя чужую ответственность?

    Сформулируем ответ на этот вопрос в виде следующих правил.

    Вы имеете право:

    ♦ не объяснять свое поведение и не извиняться за него;

    ♦ сказать: «Меня это не волнует», «Мне это неинтересно», «Поговорим о другом», «Это твои проблемы».

    Проиллюстрируем действенность этих правил.

    Жена обращается к мужу:

    – Давай в отпуск махнем к морю.

    – Езжайте с дочкой, если хотите. Я не поеду.

    – Почему?

    – Я не люблю жару, плохо ее переношу, ты же знаешь.

    – Не обязательно жариться на солнце, можно расположиться под навесом.

    – Там жарко не только на пляже, а духота с утра до вечера. А это не только неприятно, но и вредно. А уж загорать в нашем возрасте и вовсе опасно.

    – Но ведь морской воздух и купание очень полезны для здоровья!

    – Вот и езжайте. А я поживу на даче, мне там очень нравится.

    – Но ведь не случайно люди уезжают в отпуск: перемена обстановки, климата очень способствует отдыху. Люди едут за здоровьем.

    – Перемена климата здоровью вредит, это доказано. Молодые это еще не чувствуют, а люди в возрасте должны об этом помнить. Переезд, дорога – стресс, жара – стресс, отсутствие комфорта, к которому мы привыкли дома, – тоже стресс. Наилучшая перемена обстановки – дача. Полное отвлечение от города, тишина, свежий воздух, стопроцентное высыпание, обилие овощей и фруктов, самых полезных – из нашей полосы. После «южного отдыха» впору идти на отдых, а надо – на работу.

    – Нет, ты меня не убедил. Получается, что ты умнее всех. Весь цвет общества устремляется к морю…

    – У каждого свои резоны: кто «погулять», кто позагорать, кто для престижа. Мне 59 лет. Почти всю жизнь я делал не то, что хотел, а то, «как все», «как нужно». Хватит. Хочу жить так, как хочу. Я буду отдыхать на даче. Приглашаю и тебя. Выбирай.

    Обратим внимание, что даже самые веские доводы не убеждали собеседницу. Но стоило только высказаться в соответствии с правилом «не оправдываться», как вопрос оказался исчерпанным.

    Глава 6. Пассивная защита
    Когда и как применять пассивную защиту

    Пассивную защиту рекомендуется применять в следующих случаях:

    ♦ когда вы не знаете, как поступить;

    ♦ когда не хотите (или не можете) портить отношения с манипулятором.

    Единственное, что нужно для применения пассивной защиты, – проявить выдержку. О том, что способствует этому, – в конце этого раздела.

    Пассивная защита может осуществляться в следующих формах.

    1. Никак не реагируйте на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не расслышали, не обратили внимания, не поняли.

    Обычно в разговоре это сделать нетрудно. Однако история знает случаи, когда подобное отсутствие реакции было нелегким и небезопасным, и только находчивость выручала выдающихся людей.

    Британский адмирал Нельсон, получив через сигнальщика приказ командующего эскадрой выводить свой корабль из сражения, будучи не согласен с ним, изрек: «Я иногда могу быть слепым и не увидеть». Намекнув тем самым на то, что один глаз у него незрячий, он приложил подзорную трубу именно к своему невидящему глазу.

    Действительно, иногда достаточно ответить на манипуляцию уверенным молчанием. Представьте теперь, какое огромное напряжение может испытывать манипулятор в ожидании ответа на свой «ход»! Однако и держать паузу адресату тоже непросто. Для этого нужно иметь большую выдержку (о том, как ее развить, читайте далее). При этом адресат должен смотреть на манипулятора. Хорошо, если на его лице будет легкая философская улыбка. Если паузу держать невыносимо трудно, можно начать мысленный счет: «Один, два, три, четыре…» Считать надо настолько медленно, насколько это получится.

    Что же происходит с манипулятором во время паузы? Взгляд манипулятора на ситуацию начинает постепенно меняться. Он понимает, что нарвался на некую «глыбу». Его манипуляция, как морская волна, разбивается об эту скалу.

    2. Делайте вид, что «туповаты», «не поняли», о чем речь.

    Когда в Китае на дороге встречались процессии двух мандаринов, им предстояла долгая и сложная церемония взаимных приветствий. Если времени на это не было, то высылались вперед представители обеих сторон, и они по обоюдному согласию договаривались, что обе свиты сделают вид, что не замечают друг друга. И процессии с носилками расходились по узенькой дорожке, а сановники свиты прикрывали лица веером [21].

    Начальник цеха сообщает пожилому мастеру, что по распределению в их цех прибывает молодой специалист и нужно обеспечить его работой. Мастер, понимая, куда клонит начальник, молчит. Начальник цеха говорит далее, что в пожилом возрасте трудно выполнять все возрастающие нагрузки. Мастер продолжает молчать, всем видом показывая обиду – ведь его неоднократно поощряли как лучшего по профессии.

    Наконец начальник прямо заявляет, что место надо освободить для молодого специалиста. Но, учитывая заслуги мастера, его не отправят на пенсию, а предоставят должность с меньшей ответственностью.

    Как явствует из описания, осуществлена пассивная защита: сначала с помощью молчания мастер вынудил начальника озвучить уже принятое им решение. А затем с помощью того же молчания («взял паузу – держи») выдавил из руководителя обещание, компенсирующее потерю должности.

    Мишенью воздействия мастер избрал психический автоматизм: мы привыкли, что нам отвечают. Отсутствие ответа создает дискомфорт, и, стремясь уйти от него, говорящий идет на уступки. Приманки в данном случае не нужны – не мастер, а начальник цеха заинтересован в продолжении разговора. В нахождении конструктивного решения заинтересованы они оба. В результате достигнут компромисс.

    3. Заговорите совсем о другом, переведите общение в другую плоскость.

    – Послушайте, Рабинович, говорят, вас вчера в лесу поймал Кац и надавал по шее…

    – Чушь! Тоже мне лес – пара деревьев…

    4. «Соглашайтесь» с предложением манипулятора, обуславливая тем, что это не зависит от вас, – так в дальнейшем при желании вы сможете «отыграть назад» (например, получение разрешения руководства, выяснение неких «деталей»).

    5. Уступите в малом, сохранив главное.

    В качестве иллюстрации подойдет басня Эзопа «Дуб и Тростник».

    Дуб и Тростник спорили, кто сильней. Подул сильнейший ветер, Тростник дрогнул и пригнулся и оттого остался цел, а Дуб же встретил ветер всей грудью и оттого был выворочен с корнем.

    Эзоп выводит мораль: с сильнейшим не надо спорить (а мы добавим: того, кто не умеет временно отступить, скорее ждет поражение).

    6. Переспросите, повторив просьбу манипулятора, но с вопросительной интонацией, требуя тем самым продолжить его речь. Это заставляет манипулятора разъяснять свою просьбу, что дает адресату время для обдумывания, как с минимальными потерями выйти из ситуации.

    7. «Мне нужно посоветоваться/подумать».

    Опытные манипуляторы стараются отсечь эту возможность. Например, на презентации (где «убалтывают» посетителей отдать свои деньги, ввязавшись в сомнительное предприятие) приглашают только вместе с супругой (супругом), чтобы не было возможности отбиться словами «Мне нужно посоветоваться с супругой».

    8. «У меня нет полномочий». Прием – отговорка. Не так часто (если мы, конечно, не какие-нибудь ответственные работники) нас наделяют полномочиями. «Я не уполномочен» звучит грубовато и как вызов, а вот «У меня нет полномочий» звучит с определенной долей юмора, что смягчает удар. Замечено, что к такому приему часто прибегают люди старшего поколения. Видимо, люди были более вымуштрованными – без полномочий «ни гу-гу» [19].

    9. По возможности избегайте любых дел с потенциальными манипуляторами. Опасно здесь то, что нередко мишенью для манипулирования служат дружеские отношения (или то, что выдается за дружбу).

    Однажды композитора Россини спросили, есть ли у него друзья, и если есть, то кто они.

    – О да! Конечно есть, – ответил он и первыми назвал миллионеров Ротшильда и Моргана.

    По здравом размышлении его собеседник предположил, что маэстро выбирает себе богатых друзей, чтобы иметь возможность в случае необходимости занимать у них деньги. Россини весело возразил:

    – Наоборот, я называю их друзьями как раз за то, что они никогда не берут у меня денег взаймы.

    10. Пассивной защитой могут стать и ответы, вызывающие улыбку.

    В качестве примера приведем афоризмы от известного политика:

    • «Я сначала это не говорил, вы бы меня сочли за идиота. Но это так».

    • «Я далеко от мысли».

    • «Вот сижу я в седле премьером, и только ветер в ушах».

    • «У кого чешутся руки, чешите в другом месте».

    • «Совет министров – не тот орган, где можно работать языком».

    • «Мы не пойдем ни на какие там хотелки, кто хочет больше, но здесь так не бывает».

    • «Прошу любить нового министра финансов. Михаил Борисович готов к любви».

    • «Это призрак коммунизма бродит где-то там в Европе, а у нас почему-то останавливается».

    • «Нам никто не помешает перевыполнять наши законы».

    Этими приемами, разумеется, не исчерпываются способы пассивной защиты.

    В силе этих и иных приемов мы убедимся на примерах этого раздела. А пока обратим внимание на следующее важное обстоятельство. В отличие от описываемых далее активных методов, используя пассивные методы, адресат не дает понять, что разгадал тайные намерения манипулятора. А поскольку последние направлены против намеченной жертвы – адресата, то предание их огласке могло бы привести к конфликту.

    iknigi.net

    Манипуляция сознанием

    Варианты вербальных манипуляций людьми

    Кто хочет управлять людьми? Хотите ли Вы власти над поведением людьми?…
    Складывается впечатление, что в нашем современном обществе тот, кто не может манипулировать сознанием людей — тот  проиграл…
    В итоге, в ходе общения применяется все… запугивание, беспочвенные требования, сарказм и насмешки…

    Если бы манипуляции могли оставлять шрамы на теле, то по всей планете люди бы постоянно ходили забинтованными…. Шутка!… Но в этом есть доля правды.

    Наше общество поощряет людей которые умеют управлять другими и не всегда это управление идет по взаимовыгодному согласию.
    Чтобы защитить себя, возможно пригодится знание об основных приемах манипуляций.
    Помните, любая манипуляция проходит тогда, когда вы на нее реагируете эмоционально. Главная задача в общении с «манипуляторами» отделить свои чувства от реальных слов которые вы слышите.
    И все же для общего понимания ситуации некоторые общие приемы манипуляирования:  

    Обвинение

    Манипулятор убеждает партнера, что тот является причиной беспокойств («это все из-за тебя!», «посмотри, что ты наделал!», «если бы не ты…»).
    Как отвечать (попробуйте адаптировать ответы под свою ситуацию)  ? — задайте уточняющий вопрос или отделите себя от ситуации. «Что конкретно из-за меня?» или «Да, получилось не очень хорошо, я готов исправить…»

    Отрицание

    Манипулятор не считается с реальностью партнера («я не желаю слушать твои бредни», «опять ты за то же самое»).
    Как отвечать? — «Судя по всему, ты не очень хочешь договариваться ( решать ситуацию…) или «Ты не очень хочешь замечатьто, что происходит и реагировать по ситуации…»

    Обесценивание

    Манипулятор не считается с чувствами партнера («не понимаю, что тебя могло так задеть?», «тебе только так кажется»).
    Как отвечать? — «Вижу тебе трудно принять или понять, что другие могут быть тобой ранены или уязвлены»

    Избегание

    Манипулятор избегает какого-либо ответа или решения проблемы («давай лучше обсудим…», «я не в настроении говорить об этом сейчас»).
    Как отвечать? — «Дорогой, как ты думаешь, сколько можно избегать ситуации? Давай вместе подумаем. что можно сделать…»

    Противоречие

    Манипулятор противоречит любым мыслям и предложениям партнера («я уже перехотел/передумал»).
    Как отвечать? — «Мне жаль что ты выбираешь этот путь…, я предлагаю подумать, что более важно обидеться или все же решить…»

    Насмешки

    Манипулятор уверяет, что он просто пошутил и обвиняет партнера в отсутствии чувства юмора («уже и пошутить нельзя»).
    Как отвечать? Используйте приемы Психологического айкидо — «Да, с другом тебе явно не повезло, совершенно не понимаю твоих шуток…»

    Доминирование

    Ссылаясь на некомпетентность партнера, манипулятор указывает ему, что делать, а что нет («я знаю лучше тебя», «что ты можешь понимать в свои годы»).
    Как отвечать? —  «Да, действительно Вы старше, поэтому и обращаюсь за помощью» или «Да, у меня нет понимания этого вопроса, надеюсь у меня будет хороший учитель»  и еще  «Я вижу Вы человек щедрый и как настоящий профессионал сможете передать свои знания»

    Отказ

    Отказ от общения также может быть рассмотрен как скрытое манипулирование. Манипулятор дистанцируется от отношений, оставляя свою жертву в подавленном состоянии и обещая возобновить общение только в том случае, если жертва пойдет на условия манипулятора. Такое общение воспринимается как угроза будущему развитию отношений или получению результата. По большому счету при таком отказе в общении у человека возникает тревога. Справиться с тревогой помогут навыки получения недостающей информации. 
    Пример возможного поведения — Постарайтесь прояснить что происходит… по фактам.

    Возможные причины скрытого манипулирования

    Существует версия что у какой-то части «людей манипуляторов» нестабильная самооценка, зачастую они воспитывались в созависимых семьях, где потребности родителей стояли выше их собственных. Впоследствии манипуляторы вовлекаются в созависимые отношения и пытаются регулировать самооценку за счет своих партнеров, вымещая на них все отрицательные эмоции. Созависимая жертва пытается заслужить любовь и расположение покровителя, принимая вину на себя и приспосабливая свою реальность под требования манипулятора. Замкнутый круг вербальной манипуляции.

    1. Нарастание напряжения. На этой стадии манипулятор становится очень критичным, ревнивым и требовательным. Он начинает придираться к своей жертве, постоянно критикуя ее действия и внешний вид. Это помогает ему ограничить свободу жертвы и вселить в нее неуверенность в себе. На этой стадии жертва пытается приспособиться к манипулятору и угодить ему всеми возможными способами во имя сохранения мира. Но напряжение нарастает и запускает вторую стадию.

    2. Стадия вербальной агрессии. Основная потасовка происходит именно на этом этапе, и обычно ее запускает настолько «тривиальное и незначительное событие», что впоследствии участники даже не могут вспомнить, из-за чего все началось и из-за чего они ругались. Здесь манипулятор дает волю своей злобе и полностью развязывает свой язык. Высказывается все, что только можно высказать, крики и оскорбления не успевают сменять друг друга.

    3. Стадия раскаяния. Как только напряжение снято и ситуация более-менее устаканивается, наступает время раскаяний и сожалений. Именно тут манипулятор клятвенно обещает, что «этого больше никогда не повторится» и задабривает партнера другими сладкими обещаниями, лишь бы вернуть утраченное доверие. Медовый месяц продолжается до тех пор, пока напряжение снова не начнет нарастать. Со временем цикл повторяется все чаще и обычно с большей интенсивностью.

    Тест на вербальную манипуляцию

    Вербальную жестокость, также как и манипулирование, сложно распознать, так как данное поведение отрицается и рационализируется.
    Если вы считаете, что являетесь жертвой вербальных манипуляций, то вполне вероятно, что в отношениях ваш партнер часто:

    — жестоко насмехается над вами, а затем уверяет, что пошутил
    — угрожает вам разрывом отношений
    — провоцирует у вас вспышки гнева, и затем удивляется: «не понимаю, что я такого сказал или сделал?»
    — манипулирует вами с помощью лжи
    — постоянно обещает, что «это больше никогда не повторится»
    — постоянно критикует то, как вы одеваетесь, говорите и ведете себя
    -угрожает причинить вам страдания
    — унижает вас наедине или в присутствии посторонних
    — игнорирует ваши чувства

    Цитата/афоризм

    Тацит: «Оскорбления, встреченные презрительным молчанием, умолкают; раздражаться же по их поводу — значит отчасти признать их значительность».
    У.Шекспир: «Не вдавайтесь и в извинениях в такие же крайности, как в оскорблениях».

    Анекдот

    Если муж и жена всегда взаимовежливы, то и семейные ссоры никогда не
    перерастают в громкие скандалы, а сводятся к спокойному, неторопливому
    обмену оскорблениями.

    masterskayarosta.ru

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *