Правила и техники НЛП для начинающих
Если вы хотя бы немного интересуетесь психологией, то о нейролингвистическом программировании (НЛП), наверное, тоже слышали. В статье мы постараемся объяснить три базовых правила НЛП и приведем несколько техник, которые помогут вам проверить действие системы в жизни. Не нужно никому платить и что-либо покупать: просто прочтите статью и проверьте НЛП в действии.
- Три базовых правила НЛП
Прежде, чем перейти к практическим техникам, рассмотрим три правила нейролингвистического программирования, на которых строятся все учебные материалы, курсы, техники и методики изучения. Освоив три правила, вам будет гораздо проще и понятнее в дальнейшем.
- Сознание влияет на тело, и наоборот.
В этом постулате НЛП схоже с духовными практиками. Вы должны понять, что ваше сознание напрямую влияет на физическое здоровье и благополучие, и наоборот. Приведем простой пример. Допустим, вы едете в тесном общественном транспорте. Вам становится некомфортно, портится настроение. Это простой пример влияния тела на сознание.
Когда вы смотрите хороший фильм, общаетесь с интересными и приятными людьми, танцуете под любимую музыку – у вас улучшается настроение и самочувствие, физическое состояние. Достаточно вспомнить про эффект плацебо: еще в двадцатом веке ученые обнаружили, что фокус-группа больных гриппом, которые получали сахарные пустышки вместо медикаментов, выздоравливали не хуже, чем те, которые получали обычные таблетки. Сила нашей мысли – безгранична. Нужно просто настроиться на правильную волну.
Человек, который освоил НЛП, может воздействовать не только на других, но и способен менять физическое состояние организма и напрямую влиять на свое здоровье.
- Объективный мир – субъективен
Сложная формулировка, за которой скрывается очень простой постулат – все мы видим мир по-разному. Стараясь быть максимально объективными, мы все равно накладываем свой субъективный опыт на восприятие той или иной ситуации. В философии это называется взаимоотношением терминов «объективная реальность и субъективная действительность». При этом, объективную реальность можно оценить только извне, и так как мы все живем в этом мире и в социуме, то объективным опытом не владеем.
Главная задача НЛП – научить смотреть на мир через призму субъективного другого человека. Так вы поймете намерения его действий и сможете сделать коммуникацию более эффективной. Стараться быть объективным – бессмысленно, так как это нереально.
- За каждым действием скрывается позитивное намерение
Все, что мы делаем, мы делаем с каким-либо положительным намерением. Апологеты НЛП считают, что каждый человек действует из каких-либо позитивных, но эгоистичных побуждений. Даже бескорыстно помогая другим, мы хотим признания или создания репутации «хорошего человека». Мы бегаем для здоровья, а злимся – для того, чтобы удовлетворить свои желания и так далее.
Это совершенно нормально. В рамках НЛП вы должны научиться понимать, какие позитивные намерения лежат в основе поступков окружающих вас людей.
- Приемы НЛП для начинающих
Нейролингвистическое программирование – глубокая наука, осваивать которую можно практически всю жизнь. Однако, мы обещали вам несколько простых приемов, применить которые вы сможете уже сейчас. Ниже – несколько несложных упражнений, которые дадут результат с минимальными усилиями.
- Техника формирования цели SMARTEF
Это даже не техника, а шаблон, модель или трафарет построения целей правильно. Знаете ли вы, что большая часть успеха задуманного зависит от правильно сформулированной цели. Возможно, вашим желаниям суждено было бы сбыться при одном простом условии – Вселенная, да и вы сами должны понимать, чего именно хотите.
Строить цель по технике SMARTEF очень просто. Для этого она должна отвечать таким требованиям:
- Конкретность. Цель должна быть не расплывчатой, а конкретной. Хотите новый автомобиль? Сразу представляйте его в цвете, определенной модели, комплектации и модификации. А еще лучше – сходите в автосалон и выбирайте ваш автомобиль.
- Измеримость. Представьте себе момент, когда вы уже достигли цели. Когда это произойдет, сколько времени, денег или сил вы потратите на ее достижение, насколько будете довольны?
- Привлекательность. Мы уже писали, что мы делаем все из позитивных побуждений. Найдите свое – то, которое питает эта цель. Реализованные желания должны принести нам пользу.
Реализм. Нет смысла мечтать о том, чтобы полететь на Плутон в ближайшие 10 лет. Цель должна быть достижимой, вы должны четко представлять все ресурсы и инструменты, которые понадобятся для ее достижения.
- Временные рамки. Цели без срока никогда не реализуются. Всегда ставьте временные рамки: новая работа к маю, путешествие по Европе этой осенью и так далее.
- Экологичность. Параметр, который показывает, что вы приобретете (вторичные выгоды) после достижения цели, и что можете потерять, если не достигнете желаемого результата. Это своего рода риск-менеджмент.
- Положительная формулировка в настоящем. Важно говорить и представлять цель такой, которая уже реализовалась. При этом, формулировка цели должна быть только положительной. Допустим: вместо «не хочу болеть» нужно представлять «я здоров».
- Техника НЛП от Уолта Диснея
Неожиданно увидеть здесь именно одного из наиболее известных мировых мультипликаторов? Его методика творчества была взята специалистами по НЛП в качестве эффективного инструмента для достижения целей и правильной постановки задач.
Реалист сразу же начинает считать, сколько ресурсов, времени и сил понадобится вам для того, чтобы удовлетворить внутреннего мечтателя. Если фильтр реалиста не пройден, то цель нужно переработать.
Последний внутренний фильтр – критик. Он должен выявить слабые стороны в плане и идее еще до этапа его выполнения. По своему существу он противоположен мечтателю и оценивает реалиста и его предложения по достижению цели.
- Работа с текущими ситуациями и воспоминаниями
В НЛП можно работать не только для улучшения будущего, но и для корректировки наших шаблонов мышления и поведения по отношению к тем ситуациям, которые уже произошли. Сейчас речь пойдет о том негативе, который мешает нам расслабиться, о негативных воспоминаниях.
Интересный факт, но в НЛП принято многие вещи трактовать буквально. Допустим, выражение «пробелы в памяти» или «белое пятно» помогло сформировать специалистам интересную технику работы с воспоминаниями. Если вы хотите что-то забыть, представьте ситуацию в своей голове и постепенно высветляйте его, буквально до «белого пятна». Просто попробуйте – негатив уйдет гораздо быстрее. А если хотите что-то быстрее вспомнить – постарайтесь в голове наполнить картинку яркими красками или «затемнить» ее.
Второй метод уменьшения негативных эмоций и воспоминаний – техника моделирования будущего. Это простое упражнение, которое называется «50 лет спустя». Суть его проста – просто представьте, насколько важна будет эта ситуация через 20, 50 лет? Как правило, все переживания по этому поводу просто уходят. Не верите – просто попробуйте!
Мы постарались собрать те упражнения и техники НЛП, которые вы можете применить уже сейчас и увидеть результат. Просто попробуйте – никаких дополнительных ресурсов не потребуется. Но если Вы захотите большего – углубиться в эту тему поможет наш специалист. Успехов!
как научиться, тренинги, полное практическое руководство
.
Сегодня НЛП — один из самых популярных способов воздействия на человеческое сознание. Благодаря нейролингвистическому программированию удается понять причины многих психологических расстройств и эффективно их устранить. Метод способствует глубокому осознанию своей сущности, пониманию основ общения с окружающими.
Изменение субмодальности
Элементы, составляющие полную картину человеческого восприятия реального мира, называются субмодальностями. Начать изучение НЛП лучше с субмодальностей. Смена некоторых элементов, составляющих основу восприятия мира, позволяет преобразовать свои реакции на определенные события из жизни, провести эффективную переоценку ценностей и своих поступков, сменить поведенческую линию. Техника смены субмодальностей позволяет изменить отношение человека к определенным событиям, людям.
Следуя полному практическому руководству НЛП, нужно действовать по схеме.
- Определяем ситуацию или личность, которые вызывают негативные ощущения.
- Определяем ситуацию или личность, вызывающую положительные эмоции.
- Находим отличия между ситуациями и субмодальностями.
- Производим замену субмодальности первого случая на субмодальность второго.
Разбираясь в вопросах касательно общения с окружающими, можно определить множество нюансов. Эффективные формы общения с одними людьми будут полностью неэффективны в общении с другими. Чтобы исправить ситуацию с общением в лучшую сторону, используют приемы репрезентации. Практика обучения НЛП подразумевает использование различных приемов и техник, позволяющих эффективно улучшить коммуникативные особенности человека.
Важно понимать особенности функционирования человеческого организма. Принимая информационный поток, поступающий извне, индивид всегда использует органы чувств. В нашем теле находится множество чувствительных нервных рецепторов, позволяющих получать и предоставлять информацию. Весь человеческий опыт складывается из следующих модальностей:
- зрительных;
- слуховых;
- вкусовых;
- обонятельных;
- тактильных.
Существуют и другие, но их роль в восприятии информации вторичная. Эти модальности называют системой репрезентации. Получив информацию, рецепторы передают ее в мозг, который обрабатывает и посылает назад определенные эмоции.
У каждого индивида есть собственная карта восприятия, которая никогда не будет истиной, а только отражением субмодальностей определенного индивида. Зная о наличии карты, можно влиять на восприятие информации человеком, с которым общаетесь в этот момент при помощи НЛП.
Моделирование правильной постановки цели
Практическая психология НЛП для начинающих включает моделирование целей по SMARTEF технологии. Это позволяет многократно увеличить вероятности реализации.
Упражнения нейролингвистического программирования подразумевают постановку четкой цели, которая должна быть:
- измеримой;
- манящей;
- реальной;
- ограниченной временем, на достижение;
- полезной;
- положительной.
Стратегии творчества Уолта Диснея
НЛП самостоятельно можно учить по системе американского мультипликатора Уолта Диснея. Суть методики заключается в трех-этапном подходе к любому вопросу:
- мечта;
- реальность;
- критика.
Техника называется имаджениринг. Каждая из 3-х сторон восприятия позволяет внести коррективы в поиск решения проблемы. Главной функцией мечты является решение проблемы на начальном этапе. Человек должен увидеть структуру своего плана и мысленно воссоздать макет цели.
Реальность заключается в поиске настоящих способов достичь цели. Реальные инструменты помогут превратить абстрактную цель в нечто материальное. Реальность заставляет совершать переход от мысли к активным действиям.
Критика проводит оценку реальных действий. Прием позволяет найти слабые стороны в собственном плане и быстро его скорректировать. Критическая оценка позволяет увидеть вторичные выгоды от выполнения/невыполнения плана.
Работа на логических уровнях
Учебники НЛП описывают несколько степеней принятия реальности индивидом, от чего зависит то, как он ее проживает. Все реальности располагаются параллельно и взаимодействуют друг с другом. Человеку полезно осознавать реальные события на всех уровнях. Это дает возможность понимать свои внутренние побуждения и моделировать реакции относительно определенных событий, людей, восприятия информации.
Важно осознать, что уровни логики, располагающиеся на самой верхушке, не могут функционировать без нижних, т. к. воплощаются за их счет. Низшие уровни подчиняются высшим. Формирование целей и осознание проблем приходит на нижних уровнях. Но, исходя из системы управления на уровнях, решать проблемные моменты следует на высших уровнях. Лучшим методом решения проблем является нахождение их истоков.
Проработка логических степеней является одной из самых эффективных методик взаимодействия жизненных установок с индуцированными целями. Все, чего хочет достичь человек, должно находиться в полной гармонии с высшими уровнями, т. е. соответствовать понятиям, убеждениям, личным ценностям и восприятию мира.
Техника «взмах»
Одна из техник НЛП гипноза получила название «взмах». Позволяет за короткий срок сменить восприятие и деструктивный тип мышления на конструктивный. В результате работы с техникой, индивид получает возможность сменить восприятие собственного образа. Применяется в самых разных сферах жизни. Позволяет эффективно устранить вредные привычки, скорректировать проблемное поведение у подростков.
Техника состоит в освоении умений управления собственным сознанием. Изначально определяется контекстная ситуация – момент, который нужно изменить. Далее определяются факторы запуска, т. е. реакции, вызывающие рвение реагировать стандартным способом. Этот этап считается самым важным, т. к. часто может проявляться неосознанно.
Затем создайте образ в подсознании, которого хотели бы достичь. На следующем этапе сделайте взмах – смените привычную модель восприятия на созданный положительный образ. Эффективность методики состоит в быстрой смене негативной картинки на положительную. Как только пройдете этап взмаха, проверьте приспособленность образа к реальности, его работоспособность и подстройку к будущему.
Генератор новой поведенческой реакции
Прием НЛП, позволяющий быстро справиться с автоматическими реакциями на определенные события. Методика позволяет устранить проблемы с самооценкой, обрести положительный опыт и перестроить свою поведенческую линию. Техника состоит из нескольких этапов, которые нужно пройти, чтобы достичь успеха.
Определите проблему. Примите ее, проживите. Представьте все до самых мелких подробностей. Лучше заниматься этим в тихой, спокойной обстановке, чтобы вас никто не отвлекал. Примите удобное положение и закройте глаза.
Проживайте ту же ситуацию, только смотрите на нее, как посторонний человек. Представьте свою реакцию, производимую, как будто другим человеком. Проанализируйте со стороны, что можно изменить, решите, почему вы поступаете так.
Теперь представьте все ту же картину. Теперь ваша модель поведения изменена. Прокрутите со стороны эту модель, решите, насколько правильно вы поступаете теперь. Новый результат должен приносить вам удовлетворение. Если этого не происходит, меняйте модель поведения еще раз.
Суть методики в построении нового эффективного модуля, который станет новым шаблоном реагирования на определенную ситуацию. Закрепите его, доведите до автоматизма.
Рефрейминг
Часто происходит так, что проблемы не уходят очень долго и причин явных для этого нет. Главной проблемой в такой ситуации становится собственное подсознание, которое адаптировалось жить с проблемой и считает ее нормой. Подсознательно человек считает, что нынешнее положение самое удовлетворительное, поэтому ничего не меняет. Изменить такой настрой помогает шестишаговый рефрейминг.
Пошаговая инструкция по рефреймингу
Основная работа проводится в медитативном состоянии. В этот момент сознание наиболее восприимчиво к информированию, в отличие от стандартного состояния, когда субличности блокируют правильное восприятие.
- Прилягте на пол. Закройте глаза. Расслабьте тело. Напрягайте и расслабляйте их поочередно, начиная с верхнего плечевого пояса и шеи. Тело тяжелеет, как будто вдавливается в пол. Глаза закрыты. Мыслей в голове нет, а, если приходят, их нужно постараться прогнать. Концентрируйтесь на дыхании. Дышите медленно, размеренно.
- Представьте большой белый экран.
- Когда белый экран будет перед вами, спросите у сознания о готовности к сотрудничеству. На экране будут отражаться ответы сознания.
- Получив положительный ответ, можете задать любой вопрос, подразумевающий ответы да/нет.
- Постарайтесь узнать у подсознания, какие выгодные моменты оно видит в проблемной ситуации, которую не желает решать. Постарайтесь найти другой метод удовлетворять потребность подсознания.
- Расслабьтесь, полежите немного. Позвольте своему сознанию обработать полученную информацию. Посчитайте от 1 до 10 и откройте глаза.
Самостоятельная работа позволяет улучшить состояние и решить многие проблемы. Более эффективной процедура будет, если пациент в момент рефрейминга находится под гипнотическим воздействием. Для этого можно воспользоваться услугами психолога гипнолога.
Модерация личной истории
Эта техника эффективна в случаях, когда проблема возникает в связи с событиями прошлого. Модерация личной истории позволяет быстро устранить негативные установки, избавиться от предрассудков, изменить стереотипный тип мышления.
Определите ситуацию и свое состояние. На эти 2 элемента установите якорь. Он нужен, чтобы привести подсознание к началу – истокам проблемы, понять, когда ощущение возникло впервые. После того, как ситуации определены, отпустите якорь и сделайте возврат к первой ситуации. Вам нужно осознать, какие ресурсы были затребованы для решения ситуации. Найдите ресурс и установите якорь на него. Затем снова вернитесь в первую ситуацию и примените ресурс. В качестве якорей используйте звучные фразы.
Заключительная часть
Существует огромное количество техник НЛП, которые позволяют быстро избавиться от многих проблем, смоделировать поведение и улучшить свое самочувствие. Все они базируются на высоком уровне самоконтроля собственного сознания. Некоторые техники: репрезентация, позволяют улучшить коммуникативные навыки и эффективно преподносить информацию окружающим.
как научиться, тренинги, полное практическое руководство
.
Сравнительно новая система НЛП постоянно дополняется новыми методиками, помогающими работать над собой, позволяющими научиться управлять вербальными и невербальными приемами коммуникации. Неудивительно, что так много людей хотят узнать, как научиться нейролингвистическому программированию. Освоить подобные техники несложно. Главное — уделять этому достаточное количество времени.
Суть нейролингвистического программирования
НЛП — одно из самых обсуждаемых направлений современной практической психологии. Это объясняется множеством причин:
- Методы, которые использует нейролингвистическое программирование, вмещают в себя несколько смежных дисциплин: языкознание, психотерапию, программирование и психологию. НЛП – сравнительно новое направление, которое нацелено на активное практическое применение.
- Эффективность и польза этих приёмов осуждаются некоторыми представителями академического сообщества, и это подогревает интерес к этой дисциплине.
- Обучение и тренинг НЛП позволяет человеку освоить базовые навыки, которые включают в себя полный спектр упражнений, в т. ч. и гипноз.
- НЛП изучает материалы и позитивный опыт гипнотерапии, гештальтпсихологии и лингвистики для дальнейшего использования этих знаний.
НЛП — не полноценная наука, а только теоретические и практические знания, которые из-за характерных особенностей получения не считаются подтверждёнными научным сообществом. Создатели изначально не планировали разрабатывать полную теорию. Целью было формирование общедоступных и простых техник влияния, основанных на сложных методах и приёмах психологов-практиков.
Области применения навыков НЛП
НЛП помогает человеку научиться наблюдать за окружающими, анализировать мотивы поступков. Обладая этими умениями, он может строить крепкие взаимоотношения и эффективно влиять на людей, как это делают мастера общения и психологи.
Вопрос изучения НЛП актуален в современное время, т. к. сфера его применения обширна. В НЛП входят следующие направления:
- Искусство ораторское, актёрское и сценическое.
- Психотерапия и гипноз.
- Управление.
- Журналистика.
- Литература.
- Юриспруденция.
Одна из главных особенностей НЛП в том, что оно даёт практическое руководство по овладению коммуникативными навыками, которые необходимы людям, работающим в социальных сферах. Эти уроки помогают саморазвитию и самосовершенствованию.
Человек меняется эмоционально, достигает гибкости в поведении с окружающими. Новые техники, тренинги по НЛП позволяют сохранять здоровую психологическую форму, лечить фобии, поддерживать высокие показатели умственной деятельности и работоспособности.
Этапы обучения техникам НЛП
Принцип обучения предполагает, что без основательной теоретической базы знаний человек не сможет получить необходимую информацию и использовать приёмы и методы на практике.
Каждый волен выбирать для себя удобный метод обучения: самоучители для начинающих (библиотеки и книжные магазины, по желанию клиента предложат много учебной литературы) или же тренинг-центры.
Современная методика изучения теории НЛП, которую предлагают эти организации, состоит из трёх этапов:
- «Практик» — человек, самостоятельно или вместе с группой на тренингах изучающий базовые навыки нейролингвистического программирования, со временем их совершенствует и применяет на практике.
- «Мастер» — более детальное и обширное изучение как основных, так и дополнительных техник НЛП.
- «Тренер» — этот этап наступает после завершения обучения, и человек самостоятельно работает с аудиторией уже в качестве преподавателя.
Прежде чем останавливать выбор на конкретном тренинге, нужно пройти небольшое тестирование. Оно покажет, какие теоретические знания есть у человека, можно ли начать курс обучения.
5 основных уроков НЛП
Сейчас полноценное обучение НЛП проводится и в режиме онлайн. Если у человека есть желание, но нет возможности посещать курсы, можно записаться на онлайн-уроки. Один такой курс вмещает в себе все ключевые понятия и приёмы, изучение которых лежит в основе освоения более продвинутых концепций. Он также поможет начать практическое применение усвоенных навыков. Пять основных уроков описаны ниже.
Метамодель программирования
В 2018 году одной из самых доступных концепций программирования является метамодель, которая также известна под названием модель языка. Упражнения, которые используют для развития навыка, помогают понять смысл речи собеседника.
Это большая проблема, когда человек, высказывая свои мысли, часто путается в словах, не передавая того, что он в действительности хотел бы рассказать. Что-то неумышленно искажается, иное просто упускается из вида.
Человек не сможет правильно понять оппонента, если тот будет некорректно объясняться. Первый урок был разработан совместно с психоаналитиками и психотерапевтами.
Они сформулировали ряд специализированных направлений, помогающих постигнуть глубину человеческой мысли. Модель языка в НЛП поможет понимать собеседника, а иногда менять его восприятие через использование определённых техник психотерапии.
Позиции восприятия и фрейминг
Этот урок знакомит с двумя нужными и полезными упражнениями (техниками). Первое позволяет работать с 5 позициями репрезентации и восприятия. Фрейминг помогает обрамлять свои мысли в конкретные формулы. Это дает возможность следить за своей речью и править ее, совершенствуя свои коммуникативные способности. Обе модели упражнений активно воздействуют на речевые способности, делая их более активными и гибкими.
Репрезентативные системы
Этот урок также знакомит с лингвистическими системами, но рассматривает их с точки зрения понимания нейропроцесов, т. е. того, какое воздействие они имеют на психику. Во время этого занятия разбирают, что такое органы чувств, как они могут влиять на интерпретацию получаемого человеком опыта.
Калибровка, постройка, раппорт
Также как речь важны и естественные процессы организма. Они сопровождают абсолютно все моменты коммуникации и взаимодействия людей. Всем хорошо известно, что невербальные приёмы так же активно используются, как и вербальные.
Этот урок предполагает упражнения, которые позволяют человеку научиться влиять на физиологическую сторону во время коммуникации. Это поможет быть хорошим, удобным собеседником во время построения диалога с разными людьми.
Якорение, результативность
Здесь рассматриваются те техники программирования, которые направлены на повышение эффективности человека и нервных процессов в его организме. В рамках НЛП появились такие популярные и востребованные методы улучшения, как SMART. Этот урок помогает изучить на практике основные модели, необходимые для управления эмоциональным состоянием и мотивацией.
Чтобы во время уроков успешно освоить базовые техники, человеку необходимо:
- Изучать теоретические данные. Важно, чтобы ученик запоминал не только ход действий и их последовательность, но и полноценное описание, все факты, относящиеся к технике НЛП.
- Тренироваться самостоятельно. Так практикуются ранее выученные приёмы и методы.
- Применять практически, но аккуратно. Делается это, чтобы не испортить отношения с окружающими.
Постоянное использование техник позволит усовершенствовать навык и полностью овладеть НЛП.
Применение знаний на практике учит человека самостоятельно создавать новые, удобные для себя и не менее успешные приёмы, а также повышает уровень внимательности в беседе.
Принципы или пресуппозиции
Во время создания техник НЛП разработчики тщательно изучили и объединили уже известный материал в одну структуру. Она была названа «Системой Пресуппозиций». В лингвистическом программировании они выступают в роли инструментов, которые облегчают результаты применяемых методов. Основные пресуппозиции НЛП:
- Не бывает поражений, есть только обратная связь. Этот принцип был создан на основе материалов Эшби. Программирование нельзя рассматривать в рамках двух основных понятий «неудачи» и «успеха». Любые отрицательные результаты — не повод для разочарования, а необходимая и важная информация, определяющая степень эффективности тех или иных действий человека.
- Карта не есть территория. В топографии даже самая подробная карта не даёт максимально точных показаний действительности. Слова тоже не всегда 100% отображают наш опыт, хотя являются его репрезентацией. Нейролингвистическое программирование предполагает два уровня явлений, внешнюю и внутреннюю реальность. Техники работают с убеждениями и индивидуальным восприятием реальности, это и есть карта. Человек, у которого хорошо развита гибкость в общении, имеет больше влияния на окружающий мир и систему. Он в состоянии выбирать больше вариантов решения ситуации, т. к. в его коммуникативном арсенале есть конкретный набор инструментов для этого.
- Поведение и личность – разные понятия. Человек сам по себе представляет нечто большее, чем то, как он ведёт себя в социуме. В жизненных ситуациях он проявляет себя особым образом, совершает поступки, иногда они продиктованы чьим-то влиянием, иногда сделаны и вовсе не намеренно. Человеческое поведение не отображает личность.
- Тело и разум имеют прочную связь. Неизбежно их влияние друг на друга. Это происходит по физиологическим причинам. В человеческом теле заложено более 100 миллиардов нейронов, большая часть которых расположена в головном мозге. Каждая нервная клетка соединена в одно целое, это доказывает взаимосвязь разума и тела.
- В основе поведения лежит позитивное намерение. Этот принцип вписал в свою систему Сатир. Суть этой пресуппозиции в том, что даже негативные действия в программировании рассматриваются как неосознанное положительное намерение.
Эти принципы (пресуппозиции) часто упоминаются в учебной литературе.
Заключение
НЛП ориентируется на разработку приёмов и прикладных техник, которые помогают направлять и исправлять человеческое поведение. Освоить их несложно. Нужно уделять этому достаточное количество времени, постоянно практиковать новые техники и отмечать полученные результаты. Пусть они не будут сразу высокими, но мало-помалу удастся достичь желаемого и полностью освоить НЛП на уровне «тренера».
что же это такое простыми словами?
В этой статье я расскажу про НЛП – что это такое. Каким надо быть мужчиной, чтобы влюбить в себя девушку? Как вести себя девушке, чтобы привлечь к себе мужчину? — Так думают одинокие мужчина и девушка, проходящие друг мимо друга каждый день по пути на работу. Они бы понравились друг другу, если присмотреться и подумать, но…
Как заставить подчиненных работать хорошо? И как сделать так, чтобы руководитель отпустил в отпуск, дал премию или повысил в должности? — Это мысли людей, работающих в одной фирме. Они делают «все возможное», чтобы получить желаемое. Но желаемое «незаслуженно» достается другим.
Давайте же разберемся, почему кому-то везет, а у кого-то привычка быть неудачником. Судьба ли ставит нас в заранее уготованные рамки, или есть что-то, зависящее от нас? И если что-то есть, то как нам научиться этим пользоваться и управлять. Мы же тоже хотим быть успешными!
Содержание статьи:
Нейролингвистическое программирование – что это такое?
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это система техник и практик психологического характера, направленных на моделирование нужных субъективных реакций человека на внешние (объективные) факторы.
Название методики указывает на способы воздействия и восприятия информации (сигналов): нейро – нервы и передача по ним сигналов от органов чувств в головной мозг; лингвистический – языковой, словесный; программирование – задание программы (реакции и поведения).
Создатели данной системы – американцы Джон Гриндер и Ричард Бендлер, основывались на том, что каждый человек, получая сигналы внешней среды, воспроизводит в себе присущие лишь ему субъективные реакции (зрительные и слуховые образы, телесные и вкусовые ощущения и прочие), побуждающие его к каким-то действиям.
Внешние раздражители как бы проходят через призму знаний и взглядов человека, его убеждений и верований. И преломляясь под их воздействием, создают собственную уникальную картину реальности.
Основной идеей создателей было придумать эффективную методику, позволяющую копировать паттерны (схемы) поведения успешных в какой-либо области известных людей. Большую роль сыграло их изучение и анализ взаимодействия с клиентами успешных психотерапевтов, например, Милтона Эриксона (откроется в новой вкладке).
Д. Гриндер и Р. Бендлер внимательнейшим образом рассматривали влияние слов, интонаций, мимики и жестов (прикосновений) Эриксона на его пациентов и характер их изменений (излечения).
НЛП: правила для начинающих
В нейролингвистическом программировании особое значение придается выработанной или заученной мозгом человека привычке определенным образом реагировать на определенные явления. Привычки эти у всех у нас формируются с самого рождения. На нас оказывают влияние родительские установки, а также приобретенные жизненный опыт и убеждения.
Для возможности осуществления эффективных изменений, необходимо сначала подробнейшим образом установить механизм запуска мозгом тех или иных реакций на конкретную ситуацию.
Другими словами, надо понять, что человек чувствует — видит, слышит, обоняет или осязает в момент наступления интересующей ситуации. Непосредственно перед тем, как среагировать на нее определенным образом.
В психологии внешние раздражители связывают с сенсорными системами их восприятия – модальностями. Всего их различают пять основных – зрительная, слуховая, осязательная (кинестетическая), обонятельная и вкусовая. В соответствии с органами чувств человека. У каждой модальности есть свои субмодальности.
Например, у зрительной модальности могут быть следующие субмодальности: яркий, бледный, далекий, близкий, цветной, монохромный.
95% времени в работе с клиентом практикующего НЛП-ера занимает изучение картинки или образа, всплывающего у человека, при мысленном погружении его в «рабочую» ситуацию. Считается, что для того, чтобы изменить что-то, нужно точно знать как «оно выглядит» в голове человека. И только 5% времени требуется на то, чтобы это изменить. Ведь мозг учится быстро!
Но самое важное, что нужно усвоить практикующим нейролингвистическое программирование, — это необходимость проверки желаемых изменений на экологичность (безопасность) для человека.
Прежде чем менять убеждения человека и его системы реакций на ситуации, надо убедиться, что изменения не навредят его личности и принесут только пользу.
Основные техники НЛП
Наш мозг точно знает, что нам чувствовать и как действовать в определенных ситуациях. Так как ситуации в большинстве своем для нас типичные (более или менее стандартные), то и привычки реагировать на них, ко взрослому возрасту, вырабатываются тоже стандартные.
При этом, каждый раз неосознанно действуя каким-то определенным образом, мы всегда получаем один и тот же результат. А как иначе?! И далеко не всегда этот результат нам нравится.
Следовательно, чтобы изменить нашу реальность, нам надо изменить или скорректировать наши внутренние реакции на внешние факторы. И в НЛП существует множество различных техник, позволяющих успешно делать это. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них.
1. Редактирование субмодальностей
Выше мы уже рассмотрели, что такое субмодальности. Данная техника предполагает произвольное изменение субмодальностей с целью получения нужного качества (нужного образа).
Например: какая-то неприятная ситуация вызывает внутренний образ, характеризующийся маленькой тусклой черно-белой картинкой. При «добавлении» в образ яркости, цвета или приближении его, та же ситуация перестает казаться такой неприятной.
2. Взмах
Данная техника позволяет очень быстро изменить отношение к какой-то ситуации (реакцию на нее) с помощью многократной резкой смены мысленного образа.
Например: образ, характеризующийся негативными (для данной ситуации) субмодальностями, «одним взмахом» сменяем на образ с позитивными субмодальностями. Проделывается это несколько раз подряд с небольшими интервалами для достижения лучшего эффекта.
3. Быстрое лечение фобий
Техника, при которой происходит наблюдение за ситуацией и, вызывающей страх (фобию), и самим собой сначала как бы со стороны (диссоциативно), а затем прокрутка этой же ситуации в обратную сторону, только с ощущением личного присутствия самого себя в ней (ассоциативное участие).
Например: у человека клаустрофобия (боится ездить в лифте). Ему надо, как бы со стороны, увидеть себя входящим в лифт и поднимающимся на последний этаж высокого дома. Затем представить (почувствовать) себя, находящемся на верхнем этаже этого дома, и спускающимся в лифте вниз – как при просмотре кинопленки с обратной перемоткой.
4. Линия времени
Эта техника использует возможности изменения (переноса) событий или ситуаций по временной линии человека – его субъективном представлении о пространственном расположении прошлого, настоящего и будущего. Также возможно и изменение самой временной линии.
Например: человек вспоминает какое-нибудь радостное событие и видит его образ только в той части его временной линии, где «находится» его прошлое. Такой человек не способен испытывать радость в настоящем. Если «передвинуть» временную линию, то радостные события станут происходить и в настоящем и видеться в будущем.
5. Техника якоря (якорение)
Если человеку, переживающему определенное состояние, несколько раз показать какой-нибудь необычный, но не бросающийся в глаза, жест (сигнал, прикосновение и пр.), то в дальнейшем, при демонстрации ему этого жеста, человек может входить в то же самое состояние. Это может быть и кинестетический и визуальный и аудиальный и любой другой сигнал, в зависимости от ситуации.
Так, например, на нас действует музыка – мы слышим мелодию и как-будто «улетаем» в состояние или ситуацию, где мы слышали ее, испытывая какие-то яркие эмоции. В данном случае мелодия – наш «якорь».
Зачем становиться НЛПером?
Нейролингвистическое программирование не является официальной наукой и не получило широкого признания в научной среде. Много скептиков из мира ученых считают НЛП псевдонаукой или даже мошенничеством.
Проведенные в лабораториях практические эксперименты показали не совсем те результаты, которые провозглашались создателями методики. В то же время и говорить о полном отсутствии результата тоже было бы не правильно.
Как и в случае с гипнозом, медитацией и другими практиками, многое здесь зависит от мотивации человека, его веры в то, что он делает и в положительный результат.
В любом случае, если у Вас есть какие-то фобии, страхи, надоевшие вам вредные привычки, патологическая неспособность познакомиться с девушкой, привлечь мужчину или иметь хорошие взаимоотношения с коллегами на работе, изучение принципов и возможностей нейролингвистического программирования может стать полезным для Вас и привнести качественные изменения в Вашу жизнь.
Как научиться нейролингвистическому программированию?
Во-первых, следует понимать, что каждый из нас более или менее неосознанно прямо или косвенно ежедневно сталкивается с НЛП в повседневной жизни. Люди всегда пытаются манипулировать друг другом, чтобы получить желаемое или заставить других что-то сделать. У кого-то это получается легко и непринужденно, а кто-то бессмысленно «бьется об стену».
Наши привычки и фобии – типичный пример неосознанного нейролингвистического программирования. Мы запрограммировали (научили) себя бояться чего-то или делать что-то бесполезное.
Научиться нейролингвистическому программированию можно как самостоятельно, почитав многочисленные книжки основателей методики НЛП или других авторов, и освоив основные несложные техники. Можно также пойти на обучающие курсы, которых тоже много, особенно в крупных городах.
Как и во всем остальном, результат обучения сильно зависит от мотивации и уверенности в эффективности (действенности) предмета изучения. Многие начинают обучаться после того, как испробуют метод на себе и получат необходимые изменения. Я, например, пришел к этому именно таким путем.
Где применить НЛП в реальной жизни?
Нейролингвистическое программирование может применяться практически в любых сферах нашей жизни, где мы желаем, чтобы окружающие люди делали то, что нам нужно, или где мы сами хотим быть такими же успешными в чем-либо, как кто-то другой. И, следовательно, НЛП может пригодиться:
- в отношениях
- во взаимодействии с людьми
- в работе
- в спорте
- в бизнесе
- в инвестициях
- в отдыхе
- в создании и ведении бренда
Кроме того, НЛП может помочь избавиться от собственных фобий и вредных привычек.
Хотите избавиться от страхов? Зайдите сюда (тут безопасно).
Одним из главных принципов при создании системы НЛП являлось использование только того, что реально работает, а все неработающее отбрасывалось, как ненужное. Изучались паттерны поведения, стиль одежды и общения успешных людей.
Предполагается, что копирование их привычек и манер, позволит и другим людям стать если и не такими же успешными, то хотя бы немного успешнее, чем сейчас.
Однако, копируя кого-либо, не следует забывать и про трудный путь, который пришлось пройти человеку, чтобы стать очень успешным в своем деле, его навыки и большой опыт, который невозможно получить за один день.
Так что, тем, кто решит освоить НЛП, успехов и терпения! Всем удачи, здоровья и счастья!
Заключение
Надеюсь, теперь Вам понятно, что такое НЛП простыми словами. Если вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям, оцените ее или оставить свой комментарий.
Если у Вас есть фобии, трудности в общении с представителями другого пола, проблемы в отношениях с родственниками, а также частые проблемы со здоровьем, с которыми не получается справиться самостоятельно, запишитесь на сеанс.
Нейролингвистическое программирование — техники, примеры, приемы
Нейролингвистическое программирование – это специфическое направление практической психологии и психотерапии, базирующееся на процессе копирования осознанных либо неосознанных вербальных и невербальных типов поведения субъектов, добившихся в определенной сфере успеха. Нейро представляет собой уклад человеческого мышления, мировоззрение, стереотипы, зародившиеся вследствие контакта со средой и социумом. Последователи нейролингвистического программирования убеждены, что ключ к деловой успешности, в первый черед, находится в самом индивиде, а изучение образа мышления, позволяет раскрыть внутренние ресурсы индивида. Лингвистическое представляет язык человека, то есть являет неотъемлемую часть человеческого существования. Изначально люди не задумываются о значимости речи в социальной среде. Обучение пониманию речевых структур и управлению языковыми конструкциями играет стержневую роль в современном мире, в котором все больше ценится способность к коммуникативному взаимодействию.
Программирование являет собой понимание того, что индивид сам управляет собственной жизнью посредством стратегий сродни компьютеру, который использует специальные программы для достижения поставленных целей. Постигая стратегии, через которые субъекты регулируют собственную жизнь, они обеспечивают выбор для себя: продолжать действовать либо пытаться развить свой потенциал и личную эффективность. По сути метод нейролингвистического программирования является исследованием собственной мыслительной деятельности, поведенческих реакций и речевого потенциала, с помощью которых человек может выстроить целый набор эффективных стратегий, способствующих принятию решений, построению взаимоотношений, новым начинаниям и свершениям, управлению группами индивидов, созданию гармонии в своем существовании. Человек во всем, чтобы он не совершал, использует стратегии. Однако, чаще, такие стратегии обитают вне его сознания. Зачастую субъекты просто не осознают, почему они поступают именно таким образом, а не иным.
Техники нейролингвистического программирования
Основоположниками нейролингвистического программирования считаются Р. Бендлер, Д. Гриндер и М. Эриксон. Изначально нейролингвистическое программирование человека (НЛП) применялось в психиатрии для его избавления от различных боязней и фобий, для избавления от стресса, преодоления всевозможных житейских трудностей и повышения уверенности в собственном потенциале. По мере развития, данное направление приобретало все новых приверженцев, которые привносили что-то свежее и открывали иные области применения нейролингвистического программирования. Кроме того, описанная методика впитывала в себя действенные психотехники, применяемые в реальной жизни.
Лечение нейролингвистическим программированием получило сегодня широкое распространение. Данную технику, впрочем, как и большинство иной информации, можно использовать во благо себе и окружению либо во вред. Будет ли применение данного направления на пользу либо во вред зависит от цели использования, от того кто именно практикует методику и каким образом. Поэтому необходимо брать всегда ответственность за следствия применения любых техник нейролингвистического программирования на себя.
Негативные моменты использования описанной психотехники можно проследить в современной рекламе. Вся рекламная пропаганда построена на методах нейролингвистического программирования. С первого взгляда, в этом нет ничего плохого. Однако есть одно существенное «но».
Техники нейролингвистического программирования, используемые в рекламных целях, базируются на обхождении логического сознательного барьера и сопоставлении, проводимом индивидом в ходе принятия решения о приобретении товара. Каждый субъект воспринимает и осваивает информацию, поступающую из окружающего мира, неодинаково. Такие каналы восприятия называются также модальностями либо репрезентативными системами. Зачастую в литературе, описывающей различные техники нейролингвистического программирования, выделяют три канала перцепции, а именно зрительный или визуальный, слуховой или аудиальный, чувственный или кинестический.
Для визуалистов важными являются визуальные образы, цвета, картины. В их речи чаще можно услышать следующие слова: «видеть», «смутный», «темный», «яркий» и т.п. Большинство представителей сильной части населения визулисты.
К группе аудиалистов относится большинство прекрасных фемин. Аудиалисты мыслят слуховыми образами и звуками, а в разговоре чаще употребляют следующие слова: «слышать», «громкий», «благозвучный», «шумный», «звучать» и т.п.
Мышление кинестетического типа индивидов основывается на внутренних ощущениях, прикосновениях, переживаниях, которые выражают такими словами, как: «чувствовать», «мягкий», «ощущать», «трогать», «теплый», «гладкий» и т.п.
Необходимо понимать, что, если индивид осознает лишь один из вышеприведенных каналов перцепции, то зачастую все его боязни и страдания скапливаются в другом канале восприятия. Например, когда субъект кинестетик, редко использующий зрительный канал перцепции, картины, представляемые им, будут исключительно устрашающими. Он на бессознательном уровне избегает использования этой системы с целью собственной защиты. При помощи манипуляций с модальностями можно приподнять свой настрой и общее самочувствие.
Технология нейролингвистического программирования позволяет оздоровить психику человека, изменить его отношение к негативным событиям либо трагичным ситуациям, ранее произошедшим в жизни, вскрыть и заживить прошлые душевные раны, препятствующие получать удовольствие индивиду от жизни.
Кроме того, нейролингвистическое программирование способствует:
— обретению контроля над собственными страхами и фобиями;
— изменению отношения к жизни;
— повышению самооценки и уверенности в собственном потенциале;
— пониманию и определению стратегических целей ближайшего будущего, а также долгосрочных планов;
— укреплению или обучению навыкам коммуникативного взаимодействия с социумом;
— выстраиванию здоровых и прочных взаимоотношений с окружением;
— раскрытию потенциала и эффективному его использованию.
Всякая ситуация формируется определенным образом. Ниже представлено формирование события на примере ревности. Любое явление воспринимается последовательно через три канала (репрезентативной системы). Вначале происходит зрительное восприятие, затем слуховое, окончательный этап – зарождение чувства. То есть каждое событие можно представить в виде следующей формулы: В→А→К. Таким образом, на начальном этапе, ревнующий индивид, представляет сцены измены его партнера, то есть происходит визуализация. И чем ярче фантазия, тем отчетливее будут картинки. На следующем этапе ревнитель начинает слышать ласковые слова изменщика, охи и вздохи, то есть совершается аудиализация. Третий этап знаменуется зарождением непосредственно чувства ревности. Другими словами, в голове ревнителя возникает конкретная негативная ситуация. Описанная закономерность характерна для любых событий.
При помощи нейролингвистического программирования можно внести изменения в цепь событий, способствующих прекращению нанесению травм собственной психике. Таким образом, на начальном этапе совершается визуализация неприятных для субъекта моментов, которые могут быть либо надуманными, либо реальными.
Нейролингвистическое программирование предполагает вмешательство в процесс второго этапа. Необходимо представить, что все зрительные образы действий, зародившиеся на начальном этапе, совершаются под любую глупую и смешную мелодию, чьи-то веселые выкрики. Вследствие чего на третьем этапе появится совершенно другое чувство вместо ревности.
Метод нейролингвистического программирования, равно как и иные виды психотерапии имеют ряд ограничений. Не рекомендуется, в первый черед, применять нейролингвистическое программирование в политике, так как большинство манипулятивных технологий хорошо известны в политическом сообществе, и попытка использовать их, моментально вскрывает истинные мотивы. Если человек поставил цель перед собой сделать карьеру в законодательной сфере, то применив техники нейролингвистического программирования, он столкнется либо с полным игнорированием и дальнейшем изгнанием, либо с подобным злобным и целеустремленным ответным воздействием.
Во-вторых, методы данного направления не используются в «большом» бизнесе, в связи с вышеперечисленными причинами. В-третьих, техники данного направления не рекомендуется применять в юриспруденции.
На различных этапах формирования данного направления приверженцы программирования пытались дать ему максимально точное определение.
Нейролингвистическое программирование – это:
— наука, изучающая и постигающая мозговыми кодами;
— анализ и воспроизведение совершенного человеческого поведения;
— шаблон, построенный на понимании стандартов коммуникативного взаимодействия и стереотипов мыслительной деятельности;
— ученье и методология создания нужных приемов;
— технология копирования человеческого поведения;
— набор приемов, критерием ценности которых считается их эффективность.
Приемы нейролингвистического программирования используются для совершенствования собственной жизни и черт характера людей, улучшения взаимоотношений, карьерного роста, профессиональной реализации и т.п.
Нейролингвистическое программирование человека используется в следующих областях. Изначально главной сферой применения программирования было коммуникативное взаимодействие индивидов. Согласно концепции данного направления человеческий опыт состоит из их ощущений и характерных особенностей.
В теории нейролингвистического программирования не существует четких границ познаваемого. Кроме того, считается, что оптимальнее изучать опыт человеческих субъектов, чем что-либо иное. Вследствие чего зародилось несколько сфер применения программирования: фобии, погружение в транс, управление болевыми ощущениями, тренинг персонала, исследования духовных переживаний, изучение поведенческих реакций субъектов, совершенствование коммуникативных навыков, копирование поведения некоторых известных лиц для понимания модели поведения в определенных ситуациях.
Технология нейролингвистического программирования предполагает использование множество различных упражнений, например, упражнение под названием «Засветить пленку». Заключается оно в следующем. У каждого индивида в жизни были негативные моменты, отпечатанные в памяти в виде четкой картинки. Такие воспоминания обладают разрушительным влиянием на человека. Чтобы избавиться от них, нужно доставая из памяти негативную картинку с каждым разом делать ее все светлее, до того момента, пока изображение не исчезнет.
Описанная техника может использоваться и наоборот. Например, человек забыл важную часть событий, которую необходимо восстановить. С этой целью рекомендуется, представляя событие, с каждым разом все более сгущать краски, то есть делать образ более темным. В этом случае из подсознания «вылезают» забытые фрагменты. Таким образом, индивид получает доступ к изображению, на котором какой-то его элемент был им упущен.
Еще одно действенное и популярное упражнение нейролингвистического программирования называется «Двадцать лет спустя». Для снижения интенсивности переживаний рекомендуется представить неприятное событие, либо место, человека таким, каким это все станет двадцать лет спустя.
Лечение нейролингвистическим программированием чаще применяется при алкоголизме и для ликвидации фобий. Стержневым моментом данного направления считается достижение раппорта (то есть установления доверительных отношений), нужного для упрочения самоуверенности, формирования сочувствия, участливости, сопереживания и совершенствования коммуникативных навыков. Раппорт можно установить при помощи имитации поведенческих реакций других людей, а именно, копирование жестов, поз, мимики, взглядов, интонации, ритма речи, частоты дыхания.
Сторонники данного направления применяют раппорт с целью облегчения контактов с социальным окружением. Движения глаз, взгляды людей предоставляют значимые данные собеседникам, содержащие в себе информацию о предпочтениях индивида получать сведения через слух или ощущения, визуально.
Одним из приемов изменения установок является предположение, базирующееся на том, что они отвечают действительности. Тренер дает установку либо просит ученика вести таким образом, «как если бы» итог был уже реальным или неминуемым. Предустановки, широко применяемые в программировании человека, содержат в себе убеждение, что всякое поведение всегда характеризуется наличием положительных целей (осознанных либо нет) и является оптимальным выбором, допустимым в данный период. Нежелательный результат – это обратная связь, а не провал. Отрицательный результат – это шанс действовать по-иному при следующей возможности. Поскольку индивид люди обладают всем необходимым им внутренним потенциалом.
Психология нейролингвистического программирования заключается в модифицировании внутреннего состояния, отношения к проблемной ситуации или неприемлемого поведения с целью достижения необходимых результатов.
Приемы нейролингвистического программирования содержат поиск мотивов, являющихся фундаментом нежелательного поведенческого реагирования, и формирование иных способов достижения аналогичных целей.
В нейролингвистическом программировании побудительный мотив, связанный с конкретным эмоциональным настроем либо физиологическим состоянием, именуют «якорем». Для вырабатывания «якорей» стараются спровоцировать позитивный творческий настрой, который связывают с любым простым побудителем (стимулом), например, с прикосновением или жестом. Впоследствии такой «якорь» можно применять с целью создания нужного состояния при необходимости.
Таким образом, психология нейролингвистического программирования заключается в помощи индивиду в самореализации. Данное направление способствует приобретению эффективного контроля над собственными мыслями, чувствами, поведением, позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, трансформировать бесполезные установки и более пластично реагировать на события. Данное направление помогает осознать индивидуальную мотивацию, сформировать более позитивные установки, определить стратегические цели, полностью вскрыть свой потенциал, добиться жизненной успешности.
Нейролингвистическое программирование направлено на изучение функционирования личности и предлагает механизмы для понимания опыта и программирования поведения. Оно применяется в ходе терапевтических консультаций, спорте, исполнительском искусстве, рекламной и коммерческой сфере, для улучшения перспектив и оптимизации результатов.
Примеры нейролингвистического программирования
Сегодня данное направление нашло широкое применение во всевозможных различных сферах жизни людей. Эффективность техник подтверждена работой продавцов и менеджеров во всем мире. Раньше руководители были ориентированы на качество и количество произведенной персоналом работы. Сегодня на первый план выходит умение начальства устанавливать контакты и поддерживать гармоничные взаимоотношения в коллективе, начиная от руководителей среднего звена и заканчивая простыми подчиненными. Поскольку именно от корпоративной культуры зависят показатели прибыли, именно от согласованной работы в компании зависит ее конкурентоспособность. В реалиях современного рынка навыки нейролингвистического программирования являются крайне актуальными и довольно важными.
Сегодня самым ценной чертой успешного управленца считаются умения работать с коллективом, которые необходимо постоянно совершенствовать путем улучшения коммуникативных навыков. Хорошему руководителю необходимо всегда помнить о таких важных управленческих элементах, как умение влиять на массы, в частности на персонал, способность мотивировать на достижение поставленных результатов. В этом не последним значением обладает внутренняя харизма руководящего лица, его обаяние.
Начальственный состав нового поколения понимает, что количество знаний о поведении собственных работников непосредственно сказывается на налаживании общего языка с коллективом.
Методики, предлагаемые НЛП, часто применяются в целях достижения новых перспектив развития бизнеса, увеличения продаж, привлечения клиентов и инвесторов.
Нейролингвистическое программирование способно создать принципиально «новых» руководителей, умеющих грамотно управлять персоналом и организацией в целом, взаимодействовать с потенциальными клиентами и потребителями услуг.
Применение данного направления в бизнесе обусловлено его технологиями, которые способствуют более полному и точному сбору информации и качественному управлению ею, путем произведения очень быстрых изменений в мыслительном оперировании людей.
Техники нейролингвистического программирования чаще применяются в сфере продаж товаров и услуг. Для эффективности продаж необходимо придерживаться двух параметров – качества и уровня. Уровнем называется количество всех приобретенных услуг либо товаров, а качеством – объем конкретно каждого приобретения. Уровень продаж легко увеличивается при помощи рекламной компании. А техники данного направления способны приумножить результативность рекламной компании.
В рекламе зачастую технологии программирования применяются с целью решения таких задач: определение аудитории, применение методов новизны для выработки непосредственно рекламных идей, анализ эффективности таких рекламных идей.
Определение аудитории – это выявление объектов внимания и конкретных стратегий мыслительного функционирования, свойственных рассматриваемой целевой аудитории. Данные действия позволяют формировать комфортные для определенной аудитории сообщения.
Регулирование настроя покупателя, вызов состояния абсолютного доверия, уважения, интереса являются инструментами данного направления, позволяющими существенно приумножить качество всех продаж.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
НЛП техники, меняющие жизнь
НЛП содержит в себе множество замечательных техник и методов, для решения самых разных проблем, в этой же статье будут приведены несколько наиболее распространенных и очень эффективных техник, применяя которые вы сможете изменить свою жизнь к лучшему. Вы можете с пользой для себя применять эти техники, даже понятия не имея, что такое нейролингвистическое программирование.
НЛП техника №1: Изменение убеждений.
У каждого из нас есть множество ограничивающих убеждений, которые мешают нам достигать того, чего мы хотели бы достичь, быть тем, кем мы хотели бы быть, и получать то, чего мы хотели бы получать. Ограничивающие убеждения подобно ситу, через которое вы пропускаете свою реальность – то, во что вы верите, проходит через это сито, то, что вы считаете невозможным, застревает в нём, и не позволяет вам жить полноценной жизнью.
Убеждения формируются со временем, в повторяющихся ситуациях и обстоятельствах, так, замечая негативные аспекты нашей жизни раз за разом, вы развиваете убеждение, говорящее о том, что так и должно быть. Замечая позитивные обстоятельства своей жизни, вы также формируете убеждения, на этот раз позитивного характера, которые позволяют вам попадать в позитивные ситуации снова и снова. Однако вам следует помнить, что ситуации не могут быть плохими или хорошими, только вы делаете их такими, заостряя своё внимание на чём-то одном.
Чтобы изменить ограничивающие убеждения, вам необходимо переосмыслить ситуацию и собрать как можно больше положительных фактов об этой ситуации, а также прорабатывать каждый негативный факт на предмет достоверности. Другой способ заключается в регулярном и достаточно частом повторении позитивного утверждения, с полным сосредоточением на этом утверждении. Это чрезвычайно эффективное упражнение, поскольку оно позволяет повторяемому убеждению залечь в подсознании, но для этого должно пройти около 30 дней.
НЛП техника №2: Якорение.
Якорение – один из основных инструментов нейролингвистического программирования, и используется оно для множества целей. Суть якорения состоит в том, что вы связываете определённое действие, обстоятельство, ситуацию или место с каким-либо эмоциональным состоянием, с целью дальнейшего его воспроизведения. Интересно то, что вы можете вызывать нужное эмоциональное состояние не только у себя, но и у других людей. Методика достаточно проста, нужно лишь придерживаться следующих шагов:
- 1. Определите состояние, которое вы желаете испытать.
- 2. Вспомните ситуацию, в которой вы испытывали нужные чувства.
- 3. Начав интенсивно испытывать эти чувства, почешите своё левое плечо. (В действительности это может быть любая часть вашего тела, и не обязательно почёсывание, можете просто погладить себя, или ущипнуть).
- 4. Делайте так несколько раз, прикасаясь к точно тому же месту и точно таким же образом, когда испытываете нужные чувства.
- 5. В любой ситуации, когда вам необходимо будет вызвать нужное состояние, просто прикоснитесь к той части тела, к которой производили привязку чувств или эмоций в той же манере, как делали это прежде.
Работа с другим человеком почти идентична, я бы сказал даже проще, чем с самим собой, поскольку пытаясь запрограммировать себя, вы будете знать, что делаете это. Для работы с другим человеком вам придётся либо ждать появления необходимого эмоционального состояния, либо вызвать его самому, рассказывая историю или анекдот. Но, сразу же после прикосновения, вам следует сказать что-либо несвязанное с прикосновением, дабы он не обратил своего внимания на ваши действия. В случае успешного программирования, через несколько минут вы можете вызвать те же чувства одним лишь прикосновением.
НЛП техника №3: Раппорт.
Иногда взаимоотношения с человеком ну никак не клеятся, тут уж ничего не поделаешь. Но что если вы заинтересованы в этих отношениях? Как построить взаимопонимание с другим человеком? В этом вам поможет мощная техника НЛП под названием Раппорт. Существует как минимум три способа создания раппорта: вы можете следить за способом дыхания человека, вы можете едва заметно – только лишь на бессознательном уровне, зеркалить язык тела человека, или использовать в своём разговоре с ним «подобные» используемым им слова.
Разберём подробнее третий метод. Итак, ваша цель заключается в оценке основного чувственного восприятия человека, в частности в наблюдении за тем, какие слова он использует в своей речи. Из трёх основных органов чувств его слова могут упираться на визуальное восприятие, звуковое, кинестетическое.
Визуальное восприятие:
- «Я представляю, что ты имеешь в виду»
- «Мне ясно виден результат»
- «Большой»
- «Тёмный»
- «Живописный»
- «Яркий»
- «Блестящий»
- И т.д.
Звуковое восприятие:
- «Я услышал тебя»
- «Как бы нам с грохотом не развалиться»
- «Шумный»
- «Громкий»
- «Тихий»
- «Шелестящий»
- И т.д.
Кинестетическое восприятие:
- «Я чувствую, что ты прав»
- «У меня странное предчувствие»
- «Мягкий»
- «Тёплый»
- «Холодный»
- «Влажный»
- «Нежный»
- И т.д.
Суть метода состоит в том, что, стараясь использовать в своём разговоре слова с упором на чувственное восприятие, которое доминирует в речи собеседника, вы становитесь для него более понятным – говорите на одном языке. Кстати сказать, присутствующие в речи упоминания вкуса, запаха или образов незначительны, и часто растворяются в лексиконе без явного преимущества. Намного реже встречаются люди, в которых органично сочетаются разные виды чувственного восприятия. Вы сможете узнать об этом методе подробнее в другой статье раздела об НЛП.
НЛП техника №4: Диссоциация.
Метод диссоциации позволяет устранить негативную реакцию на тот или иной аспект вашей жизни, в результате вы перестанете реагировать на него как прежде, что защитит вас от возможного стресса или депрессии. Эта техника может с таким же успехом применяться и для лечения фобий, так, человек видит ситуацию в качестве стороннего наблюдателя, что позволяет ему произвести объективную оценку, и избавиться от преувеличений.
Для практики этой техники следуйте шагам:
- 1. Определите, о какой эмоции вы хотели бы избавиться?
- 2. Увидьте себя в проблемной ситуации, но присутствуйте там только в качестве зрителя.
- 3. Проиграйте эту ситуацию в обратном направлении, быстро перемотайте вперёд, затем, снова воспроизведите с конца.
- 4. Снова воспроизведя ситуацию с конца, добавьте в не смешную музыку (вы сможете, используйте своё воображение).
- 5. Вашим следующим шагом должно быть проверочное воспроизведение ситуации в своём разуме от первого лица (так, будто вы на самом деле там). Если эмоции, которые вы желаете устранить не прошли, повторяйте упражнение.
Переходя в режим просмотра проблемной ситуации от второго лица, а также просматривая её с конца, вы как бы отстраняетесь от ситуации, лишаете её эмоциональной поддержки.
НЛП техника №5: Рефрейм содержания.
Столь же мощный, как и предыдущие техники, рефрейм содержания позволяет вам избавиться от чувства беспомощности, злобы или любого другого негативного отношения к ситуации прошлого, и приобрести позитивные чувства по отношению к ней. Ваша задача состоит в помещении ситуации в другую рамку или фрейм. Метод требует частичного анализа.
- 1. Выберите негативную ситуацию или обстоятельство, отношение к которой вы хотите изменить.
- 2. Старайтесь ответить на вопросы:
- А. Какие хорошие стороны есть у этой ситуации?
- Б. Что вы приобрели благодаря этой ситуации?
- В. Могло ли стать всё намного хуже, чем было?
- Г. Как будет выглядеть эта ситуации спустя пять или десять лет?
- 3. Продолжайте перебирать в голове позитивные стороны ситуации, до тех пор, пока у неё не пропадёт негативный окрас.
Приведу простой пример: «Уволили с работы» это плохо, но: «Это повод найти что-то лучше», или: «Зато теперь я могу заняться тем, что мне нравится». Продолжая искать позитивные аспекты ситуации, вы очищаете свой разум от негативных эмоций, что позволяет вам находить правильные решения для будущего. С другой стороны, если вы продолжаете сосредотачиваться на негативных аспектах ситуации, это влечёт за собой возникновение новых проблем и неудач.
На нашем сайте вы найдёте описание массу других техник нейролингвистического программирования, которые помогут вам в достижении желаемых результатов в вашей жизни. Все они довольно интересны и столь же действенны, однако, прежде чем перейти к изучению других техник НЛП, постарайтесь с успехом применить эти.
Ещё статьи об НЛП: