Вербальный и невербальный язык: Вербальные и невербальные средства общения – понятие, способы и виды, роль в жизни человека общения.

Содержание

понятие, способы и виды, роль в жизни человека общения.

Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.

Вербальное и невербальное общение

Что такое вербальное общение

Под вербальным общением понимается привычный нам звуковой язык.

Человеческая членораздельная речь – особая информационная система, недоступная большинству животных, но ставшая основным средством общения для людей. Понятия «язык» и «речь» кажутся синонимами, хотя наука их всё-таки разграничивает. Язык – это конкретный набор знаков и правил их согласования и сочетания. А речь – сама способность передавать информацию звуковым (и письменным) способом, а также конкретное звучащее «произведение» (разговор, выступление и др.).

Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.

Что такое невербальное общение

Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей.

При этом «внеречевое общение» зачастую происходит неосознанно для одного или всех участников коммуникации. «Язык тела» способен выдавать даже то, что мы бы не хотели обнаруживать в себе. И реакция на невербальное сообщение тоже нередко происходит неосознанно. Между тем есть смысл научиться распознавать внеречевые сигналы, чтобы сделать процесс общения более эффективным.

Чаще всего оба средства общения задействованы одновременно. Многие люди при разговоре склонны жестикулировать, подкрепляя руками и гримасами свои слова и уточняя их смысл. В некоторых культурах жестикуляция считается дурным тоном, однако даже там полностью избавиться от этой «вредной привычки» не удаётся.

Способы невербального общения

Наиболее востребованными невербальными инструментами общения являются жесты и мимика. Руки и лицо – наиболее «эмоциональные» части тела, и наиболее подвижные, вследствие чего они обладают большей выразительностью при разговоре. Выражение эмоций – пожалуй, главное содержание «разговора» при жестикулировании. Вербальное общение далеко не всегда способно передавать эмоциональную составляющую информации, причём в разных «звуковых» языках эта способность различается. В этом случае подключаются руки и лицо. Особенно если разговор ведётся «горячими» и чувственными людьми.

Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.

Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.

Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы:

  • Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения.
  • Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае.
  • Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны.
  • Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.

Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться. Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников. Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре, напирать – отсюда, видимо, и происходит слово «наезд».

Визуальный контакт – тоже важный источник информации. Зрение для человека является главным органом чувств, с его помощью мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен. Поэтому долгий зрительный контакт означает восхищение собеседником, если взгляд при этом спокойный. Пристальный взгляд с приподнятыми бровями означает ожидание. А навязчивый, пристальный взгляд с несколько тревожным выражением означает возмущение. Если же человек «закатывает» глаза, отводит в сторону, всячески избегает зрительного контакта, то это означает, что собеседник ему неприятен.

Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд корпусом, рука при этом немного касается щеки. Критичность выражается характерным жестом: одна рука находится у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. При недоверии собеседник прикрывает рот ладонью. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты. При неодобрении человек «стряхивает ворсинки», расправляет одежду или отряхивает её, движения его судорожные, неспокойные.

Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.

Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.

Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали.

Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости. Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые. Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.

Роль и важность средств общения для человека

Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.

Роль

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла. Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы.

Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.

Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.

Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.

Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.

У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Смотреть видео

НЛП для начинающих — 22. Вербальная и невербальная коммуникация

22. Вербальная и невербальная коммуникация

Всё наше общение можно разделить на две части: что мы говорим и пишем — вербальную, и язык поз, интонаций, движений — невербальную. При помощи слов мы передаём содержание, а при помощи невербалики — форму, контекст. Понятно, что слова, сказанные с другой интонацией и выражением лица, могут иметь совершенно другое значение.
– Мариванна, а Вовочка меня дурой назвал.
– Вовочка, встань, три раза скажи, что Маша не дура, и извинись.
– Маша не дура. Маша не дура! Маша не дура?!! Извини-и-и-те…
Так что смысл сообщения получается: Слова + Невербалика = Смысл.

Невербалика и содержание создают смысл

И самое главное. Если посчитать объём информации, то невербально передаётся 5/6, а словами только 1/6 его часть. Но в нашей культуре обычно учат больше обращать внимание на что сказано, а не то, как сказано. Да, при помощи языка мы можем передавать точные вещи, типа того, что завтра снег с дождем и температура около нуля. Но людей чаще волнует отношение: нравится – не нравится, хорошо – плохо, верит – не верит, любит – не любит. А это уже, в первую очередь, область невербалики. Потому что конкретные слова могут быть истолкованы любым способом. Простое слово «Да», в зависимости от интонации, мимики и прочих телодвижений может обозначать:
— Да, конечно.
— Я подумаю.
— Да! Да! Да!
— Как вы могли обо мне такое подумать!
— Ни за что.
— Скорее всего нет, но у вас есть шанс переубедить меня.
Люди по большей части животные. Набор человеческих генов на 98% совпадает с генетическим набором какого-нибудь шимпанзе. Невербальному взаимодействию миллионы лет, и язык по сравнению с ним младенец, который только вылез из пеленок. Всяческим животным, птицам и даже насекомым нужно было как-то общаться, определять кто главнее и как относиться друг к другу. Если вы считаете, что птички по утрам, а коты по ночам, поют для общей гармонизации окружающей среды – вы глубоко ошибаетесь. Они общаются. Один другому сообщает, кто он и как к этому другому относится.

Если посмотреть на человеческое общение, то обнаружится, что большая часть его сводится к выявлению рангов, взаимному поглаживанию, сообщению об одобрении или неодобрении, а не к передаче «полезной» информации.

Но контекст может передаваться не только при помощи невербалики. Например, меняя строение фразы, добавляя разные частицы, мы можем тоже влиять на форму содержания:
— Вы сможете.
— А вы сможете ли…
Так что в результате форма содержания — невербалика плюс построение фраз — даёт 93%, а содержание занимает почётное второе место с 7%.

Соотношение формы содержания и содержания при общении.

Вот именно поэтому НЛП преимущественно занимается работой с формой содержания. И невербалика там занимает очень весомое место.
Всю невербалику можно условно можно разделить на две большие части: это то, что мы передаем телом (Язык Тела) и Голос. В Язык Тела входят: движения, мимика, позы, частота дыхания, покраснение кожи, напряжение мышц. К Голосу относится изменение его характеристик: звонкость, громкость, направление, мелодичность, интонации.

Учтите, что Голос (в смысле умение издавать звуки) появился именно как средство коммуникации. Поэтому при помощи Голоса хорошо передавать эмоции, отношения, состояния. Так же он ориентирован на интонационное оформление речи: мы можем понять является ли данное предложение повествовательным, вопросительным или восклицательным преимущественно по интонациям. В тексте обычно пытаются передать все эти невербальные штучки при помощи разных знаков препинания. А в Интернете и прочих электронных коммуникациях для улучшения понимания используют смайлики: 🙂  😉  🙁  О_о 

Приблизительное соотношение: Язык Тела — половина, Голос — треть, Слова — шестая часть информации.

Соотношение языка тела, голоса и слов при общении.

Понятно, что это  только приблизительные ориентиры. Например, во время телефонного разговора Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.
Учтите, что важное отличие невербального общения от вербального состоит в том, что информация передается даже когда собеседник не говорит. Например, «хороший слушатель». Скорее всего это человек, который невербально поддерживает собеседника в то время, как он говорит: кивает головой, улыбается, вздыхает, покачивает головой, поддакивает. В НЛП это называется «активным слушанием».

При чем совершенно не обязательно слушает то, что ему говорят. Он может только делать вид. А потом про него говорят, что он «хороший собеседник».

Так что, если хотите, чтобы вас воспринимали как «хорошего собеседника» научитесь слушать – то есть невербально поддерживать говорящего. Самому говорить при этом не обязательно. Можете сделать простенький эксперимент: когда рядом о чем то спорят, во время речи одного кивайте, как будто соглашаетесь, улыбайтесь, делайте вид, что довольны. А когда будет говорить другой оппонент – хмурьтесь, кивайте отрицательно, всем видом выражайте возмущение. Скорее всего тот, кого вы поддерживаете, начнет «побеждать» в споре, возможно даже начнет обращаться к вам за подтверждением своих слов.
Есть старая студенческая находка: если вы хотите, чтобы лектор вас запомнил, садитесь поближе, внимательно смотрите на него и согласно кивайте в такт его словам. Через какое-то время он будет говорить преимущественно вам, по крайне мере постоянно будет обращать на вас внимание.
То же самое может касаться и начальства – попробуйте во время выступления начальника согласно кивать (лучше даже незаметно) – через какое-то время речь пойдет в вашу сторону. Не удивляйтесь, что при регулярной «поддержке» начальства может внезапно выяснится, что вы очень хороший работник, достойный повышения.

Правда, это только в том случае, если кто-нибудь не кивает лучше вас – тогда повысят его 🙂

Это только небольшие примеры того, как можно пользоваться невербальным общением, какие возможности оно прибавляет при небольших «затратах». Но это только крохотная часть этих возможностей. Человек, который хорошо умеет общаться невербально (как «слушать», так и «говорить») – это и хороший собеседник, и лучший гость, и первый кандидат на повышение. В нашем обществе ваше социальное (и прочее) положение в первую очередь определяется вашими взаимоотношениями с окружающими, а при помощи чего и как устанавливаются эти взаимоотношения, я думаю вы уже догадались

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Наши книги:: Структура коммуникации

Вебинар:: Воздействие в коммуникации

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка

Вербальный и невербальный способ общения – это то, из чего складывается ежедневное существование человека, причем не важно, находится ли он в обществе людей или читает книгу либо работает перед экраном монитора. Это способность выражать свои мысли и понимать мысли и чувства других, возможность учиться и передавать знания будущим поколениям.

Содержание статьи:

Что такое вербальное общение?

Под вербальной коммуникацией подразумевается использование слов для устной или письменной речи. Из слов формируется язык, суть которого — дать возможность каждому человеку высказаться, раскрыть свои мысли и чувства.

Функции языка

Функции, которыми наделен язык, имеют важнейшее значение, как для развития индивида, так и общества в целом:

  • Язык каждой народности самобытен и отвечает их потребностям. Чем больше уникальных слов в языке, тем более разносторонне развивается конкретное общество.
  • Владение родным языком – это способность четко складывать мысли в слова и из них формировать предложения так, чтобы собеседник мог понять, что говорящий хочет донести до слушателей.
    Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка
  • Общение между людьми невозможно без устной или письменной речи.
  • Язык позволяет рассказать о своих эмоциях. Для этого используются такие инструменты человеческого голоса, как интонация, дикция, скорость произнесения слов, тембр.
  • Язык необходим для дальнейшего развития общества. Нет другого способа сохранить и передать информацию и знания будущим поколениям, кроме как через устную и письменную речь.

Формы языка

Под вербальными способами ведения коммуникации понимается:

  • Способность человека говорить, что является результатом мозговой деятельности. Это одно из отличий, в части коммуникаций, человека в обществе от животного в природе.
  • Возможность излагать мысли письменно. Написанный текст, как и речь, может быть эмоционально окрашен с помощью знаков пунктуации. Для акцента на важных вещах при использовании письменной коммуникации в интернете, распространено включение в текст картинок «эмодзи». Эмодзи не только передают настроение человека, но в некоторых случаях способны совсем заменить слова.
  • Восприятие прочитанной информации. Коммуникация это не только взаимодействие между собой нескольких собеседников. Автор книги делится с читателями мыслями, знаниями, учит чему-то, вызывает у читающего разный спектр эмоций, поэтому это также относится к способу общения между людьми.
  • Возможность человека слышать речь, музыку, звуки. Это заставляет его отвечать, вести диалог, реагировать.

Характеристики голоса

Голос и его особенности, характерные для каждого человека, непосредственно оказывают влияние на собеседников и результат коммуникации. Тембр и высота голоса способны влиять на отношение слушающего, как к говорящему человеку, так и к предмету разговора.

Например, звонкий голос человека, подсознательно ассоциируется с молодостью и неопытностью. Обладателям высоких и звонких голосов порой сложно доносить до аудитории свое экспертное мнение. Слишком высокий и резкий голос вызывает состояние тревоги.

Низкий голос помогает владельцу отстаивать свое мнение, так как ассоциируется с уверенностью и опытностью.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка

Если человек говорит тихо, то людям сложно распознавать речь, поэтому донести мысль таким голосом сложно. Громкий голос воспринимается людьми, как агрессия. Если повышение уровня звука происходит в процессе разговора, то указывает на то, что человек больше не может себя контролировать.

Какие секреты скрывает женский голос?

Приятный женский голос способен открывать сердца мужчин, двери к карьерному росту, повышать продажи и многое другое. Причем имеет значение не только тембр, но и манера разговаривать, а также красота самой речи. Специалисты выяснили, что приятный женский голос оказывает влияние и на мужчин, и на женщин.

Этим с успехом пользуются производители рекламы. В рекламе, рассчитанной на дам, приятный женский голос за кадром вызывает доверие к товару или услуге с последующим желанием его приобрести. Женский голос в рекламе для мужчин, «заставляет» поверить слушателя, что покупка товара не связана с рекламой, а собственное желание мужчины.

Что такое невербальное общение?

По мнению психологов, человек при общении до 70% информации передает собеседнику или получает от него за счет невербальных сигналов.

Виды невербальных средств

Человек устроен таким образом, что он не может полностью контролировать собственный «язык тела». Сдерживать невербальные импульсы возможно только непродолжительное время. Например, оратор, выступающий перед аудиторией, может казаться ярким и уверенным в себе человеком, однако в жизни быть тихим и стеснительным.

Вербальное и невербальное общение – это 2 половины одного целого, роль которых в жизни каждого человека дополнять друг друга, поскольку не всегда слова могут точно передать мысль.

Смысл сказанного может кардинально поменяться, в зависимости от тона или выражения лица собеседника.

Невербальные знаки человек может считывать интуитивно. Поэтому так часто возникает ситуация, когда после или во время общения появляется недоверие к собеседнику без видимых на то причин. Это происходит потому, что мозг улавливает не только слова, но и весь спектр невербальных сигналов. Проблема только в том, что происходит это на неосознанном, инстинктивном уровне.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка

Изучение «языка тела» позволяет выявлять ложь в речи собеседника, находить скрытые мотивы и истинные чувства. Невербальные средства подразделяются на несколько видов.

Кинетические

В эту группу относятся жесты человека, выражение лица и мимические сигналы, особенности походки, поза, в которой пребывает человек, и движения тела во время коммуникации. Распознавание кинетических сигналов осложнено тем, что во многих странах или культурах присутствует слишком яркая жестикуляция, либо, наоборот, не принято показывать свой темперамент.

Также манера вести себя складывается из особенностей характера человека, его воспитания, существующих комплексов. Все это доказывает, что невозможно пытаться «читать» человека, основываясь только на каком-то одном виде невербальных знаков.

Тактильные

К этому виду относятся разного рода прикосновения, начиная от банального рукопожатия, до поцелуев, поглаживания, ободряющих похлопываний по плечу. По тактильным сигналам, даже человек, который совсем не знаком с понятием «язык тела», часто может безошибочно определить характер личных отношений или статус собеседника в разговоре и в жизни.

Зрительные

Значение зрительного контакта сложно переоценить при разговоре. Имеет значение, способен ли собеседник смотреть в глаза или старается отвести взгляд, куда именно он смотрит и как.

Пространственные

Этот вид невербального контакта особенно важен при ведении деловых переговоров. Следует обращать внимание на то, какое место в пространстве занял собеседник, как повернуто его тело – к говорящему или нет, как положение тела изменяется в процессе разговора.

Околовербальные

Вербальное и невербальное общение часто тесно связано друг с другом. Околовербальный вид сигналов относится к речи, а точнее к изменению скорости произнесения слов, наличию длинных или наоборот слишком коротких пауз между словами и предложениями.

Значение некоторых поз и жестов

Изучение «языка жестов» позволяет контролировать собственные движения в важных ситуациях, а также понять какие эмоции намерено или не специально скрывает собеседник. Чтобы правильно сделать вывод, следует учитывать все виды невербальных сигналов и сравнивать их с тем, какие слова произносит собеседник. В этом случае можно будет сказать, что анализ поведения проводится точно.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка

К распространенным жестам относятся:

Действие, жестЗначение
Снять или расстегнуть пиджакЧеловек спокоен и настроен дружелюбно.
Руки скрещены за спиной либо находятся в карманахНапряжение или попытка скрыть свое чувство вины за проступок, слова, мысли.
Пальцы сжаты в кулакиЧеловек готов обороняться.
Голова незначительно наклонена на бокВнимательный и заинтересованный слушатель.
Подбородок лежит на ладони, при этом указательный палец смотрит вверх, остальные согнуты у губКритический взгляд на ситуацию, проблему или обсуждаемую тему.
Касание, чесание подбородкаЧеловек пытается принять правильное решение.
Ладонь закрывает рот у говорящегоЧеловек лжет.
Все пуговицы пиджака застегнутыЧеловек хочет сохранить дистанцию.
Хождение по комнате туда-обратноНеобходимость принятия трудного решения.

Жесты рук при разговоре

Вербальное и невербальное общение, при понимании того, как работают эти психологические механизмы, может дать много полезной информации, показать, насколько слова, произносимые человеком, правдивы или сомнительны.

Часто именно жесты рук могут много рассказать о собеседнике, к тому же они более понятные и их проще научиться «читать»:

  • Если кисти «смотрят» на собеседника ладонями вверх, то можно говорить об открытости и заинтересованности говорящего.
  • Когда ладони находятся на уровне груди и ладони повернуты «к себе», то таким образом говорящий подсознательно показывает, что его слова идут от сердца, и он старается найти взаимопонимание с собеседником или аудиторией.
  • Кончики большого и указательного пальца сомкнуты, образуя букву «о», остальные пальцы выпрямлены. Положение пальцев похоже на знак «О’кей», но отличается тем, что ладонь смотрит вверх. Если говорящий складывает так пальцы, это говорит о его логичности и педантичности.
  • Вариация положения направленных вверх кистей – когда пальцы немного согнуты. Такой человек стремится доминировать и пытается стать лидером в разговоре, в споре, на переговорах.
  • Положение, при котором руки локтями лежат на столе, а пальцы сцеплены и находятся на уровне лица, показывает, что человек недоволен происходящим, но старается не показывать свое негативное отношение.
  • Переплетенные пальцы рук, когда они лежат на столе, или на коленях перед собой, если человек стоит, указывает на разочарование.

Положение ног при общении

По положению ног можно достаточно уверенно говорить о самообладании человека:

  • Если в положении стоя, у человека ступни находятся вместе и ноги прижаты одна к другой, то это указывает на внимательного слушателя. Это классическая поза, в которой стоят сотрудники перед руководителем.
  • Если человек стоит, широко расставив ноги, то можно говорить, что он уверен в себе.
  • Когда стоя, слушатель или говорящий согнул в колене одну ногу и развернул стопу, то это значит, что он принял решение идти. А в какую сторону, укажет стопа. Если она «смотрит» по направлению к двери, значит человек хочет закончить разговор и уйти. Если по направлению к другому собеседнику, то готов продолжить общение с ним.
    Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка
  • Выставленная вперед правая нога, когда человек сидит, показывает его интерес к собеседнику и общению, и, наоборот, отставленная нога назад, говорит о его неготовности продолжать дальше разговор. Для левшей правило работает, но с левой ногой.

Вариации скрещенных ног

Обычную позу нога на ногу можно интерпретировать как нервозность или готовность человека обороняться. Однако этот тот случай, когда одного взгляда на положение ног не достаточно, а нужно анализировать все невербальные сигналы в совокупности. Поскольку также скрещивают ноги люди, которым холодно, неудобно сидеть или при необходимости долго находиться в одном положении.

Поза «замок», представляет собой скрещенные ноги, когда щиколотка одной лежит на колене другой ноги, указывает на готовность человека соревноваться, желание занять лидерское положение. Такая поза пришла из Америки, где очень распространена среди мужчин и некоторых женщин. Поэтому указанная расшифровка не распространяется на американцев.

Вариация позы «замок», когда верхнюю ногу сидящий еще захватывает руками, говорит о том, что человек имеет свое мнение на вопрос, которое не собирается менять.

Если человек стоит со скрещенными руками и ногами, это указывает на то, что ему малознакома обстановка или люди, и он психологически старается дистанцироваться от всех. По мере того, как человек будет осваиваться, его поза будет принимать более расслабленное положение.

«Женская» поза – в положении сидя ступня одной ноги, цепляется за голень другой. Если женщина так сидит всегда, то это указывает на ее скромность. В остальных случаях поза указывает на состоянии обороны, готовность отстаивать свое мнение и нежелание идти на уступки.

Мимика

Вербальное и невербальное общение без возможности видеть лицо собеседника теряет до 20% информационного фона. Поэтому отслеживание мимики собеседника необходимо, чтобы правильно сделать вывод о том, что чувствует или думает человек.

Наиболее информативны — губы и брови каждого человека. Эти части лица меньше всего получается контролировать. Также много можно сказать по взгляду.

Считается, что если человек прячет глаза, то он лжет или хочет что-то утаить. Когда слишком долго смотрит в глаза собеседнику, то это верный признак интереса. Если взгляд задерживается менее чем на 5 секунд, то это значит, что человеку собеседник совсем не интересен. При расшифровке мимики нельзя забывать о национальных и культурных особенностях разных людей.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка

Например, в Японии не принято долго и прямо смотреть в глаза, поэтому японцы смотрят на нижнюю часть лица собеседника. Также многое может зависеть от ситуации, в которой находится человек. На деловой встрече взгляд, сфокусированный в лобной зоне, говорит о высокой концентрации и серьезном подходе.

Для того чтобы расположить к себе человека, следует переводить взгляд по условному треугольнику, образованному глазами и ртом. Когда собеседник смотрит, скосив глаза, и при этом его брови подняты или на губах улыбка, то можно уверенно говорить, что он заинтересован в разговоре.

Тот же самый скошенный взгляд, но вместе с нахмуренными бровями и плотно сжатыми губами уже скажет о том, что человек собеседнику не доверяет.

Пантомимика

Сказать о характере, страхах, самочувствии человека может его походка, манера держать тело в пространстве, моторика. Когда человек ступает «тяжело», то с большой уверенностью можно сказать, что он сдерживает гнев. «Летящая» походка принадлежит открытым и радостным людям.

Размашисто шагают люди, которые гордятся собой. И наоборот, у неуверенного человека, походка будет вялая, голова опущена, плечи сгорблены, взгляд устремлен под ноги. Если человек быстро ходит, то он уверен в себе, знает, что хочет и как этого достичь. Привычка держать руки в карманах указывает на человека, критически оценивающего других, что порой может доходить до морального давления людей.

Различия между видами общения

Вербальные и невербальные коммуникации, несмотря на прочную взаимосвязь, имеют существенные отличия. Вербальное общение в отличие от невербального человеку проще контролировать и оно более осознанно. В тоже время невербальные проявления часто совершаются автоматически. Человеку не просто специально планировать, какие жесты он будет производить во время разговора.

Одни и те же невербальные проявления в разных ситуациях могут означать разное. Это может зависеть от национальных особенностей людей, личных привычек человека и ситуации.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенкаВербальное и невербальное общение — разница на фото.

Например, зевание это одновременно может значить, что человеку скучно и что нет притока свежего воздуха в помещении. Поэтому обращая внимание на невербальные признаки, следует оценивать их в комплексе с другими видами коммуникаций.

Психологические навыки вербального и невербального общения для развития ребенка. Примеры для родителей

Вербальное и невербальное общение в деле развития детей имеет первостепенное значение, позволяющее раскрыть способности и характер ребенка, избавить от робости и придать уверенности в себе. От манеры разговаривать с малышом будет зависеть, как быстро ребенок станет говорить, как хорошо будет понимать родителя или воспитателя и запоминать информацию.

Основные правила, на которые следует обращать внимание взрослому при разговоре с ребенком, следующие:

  • Говорить нужно спокойным негромким голосом. Слишком тихий или громкий голос будет вызывать у ребенка напряжение и, соответственно, информация будет усваиваться сложнее
  • Хорошая дикция – залог того, что ребенок будет правильно понимать речь взрослого. Если имеют место особенности в речи родителя, которые могут помешать правильному восприятию его слов, то нужно следить, чтобы слова произносились разборчиво. Например, этого можно достичь, говоря медленнее.
  • Чем меньше ребенок, тем ниже должна быть скорость речи у взрослого, чтобы он мог понимать, что ему говорят.
  • Разговаривая с ребенком нужно уделять внимание интонации. Логические ударения покажут ребенку, на что, из того, что он слышит от взрослого, нужно обратить особое внимание. Психологические паузы и интонационное выделение речи позволяют сделать речь или рассказ ярким и запоминающимся.

С детьми важно играть в игры, в которых тренируется вербальные и невербальные способы общения между собой и взрослыми. Движения под музыку позволяют развивать гибкость, пантомимику, способствуют самовыражению. Ребенок учится слушать и слышать музыку.

Специалисты рекомендуют в течение дня делать перерывы в занятиях ребенка для недолгой зарядки. Даже 5 минут физических упражнений снимут излишнее эмоциональное напряжение. С дошкольниками следует играть в игры, в которых нужно описать событие, действие или предмет без использования речи.

Вербальное и невербальное общение. Психология, для развития ребенка

Также эффективны занятия, в ходе которых нужно рассказать известную сказку с разной эмоциональной окраской: радостно, грустно, испуганно, печально, гневно. Ребенка можно попросить без использования слов показать каких-либо людей: бабушку (старость), золушку (скромность), царя (властность), разбойника (злость).

В группе с несколькими детьми можно поиграть в игру о еде. Ведущий должен называть продукт или блюдо, а остальные – эмоционально показывать свое отношение к этой еде.

Игры, направленные на развитие невербальных способов коммуникации у детей, применяются на совершенствование моторики, эмоций, учат сопереживанию и сочувствию. Такие игры эффективны при лечении деток с проблемами в неврологии и помогают осуществлять психологическую коррекцию.

Знания в области вербального и невербального общения полезны для людей совершенно различных сфер деятельности. Умение распознать истинные желания, страхи, потребности собеседника позволяет грамотно выстраивать межличностное общение, полезное и выгодное для всех сторон.

Автор: Воробьева Надежда

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о вербальном и невербальном общении

14 советов, которые улучшат ваши навыки невербальной коммуникации:

Языки и взаимодействие культур: вербальная и невербальная коммуникация

Языки и взаимодействие культур: вербальная и невербальная коммуникация

Общение – важный процесс в жизнедеятельности общества. Общение дало толчок развитию человечества. Коммуникация – одно из составляющих существования человека. Невозможно представить жизнь человека без общения с окружающими его людьми. Главной целью коммуникации является передача информации. Передача информации — процесс переноса информации от её источника к потребителю.

Взаимодействие между людьми может происходить вербально и невербально. Знание взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации очень важно во многих профессиях и умение пользоваться им может сыграть решающую роль в определенных ситуациях.

Вербальное общение – общение посредством использования человеческой речи как знаковой системы, то есть использует систему фонетических знаков, которые включают в себя два принципа – лексический и синтаксический. При передаче информации в вербальной форме лучше всего сохраняется смысл текста, а потому, речь – самый универсальны способ коммуникации.

Вербальная коммуникация издавна являлась способом накопления и передачи социального опыта. Она осуществляется при помощи слова. Каждое слово имеет свое значение, которое возникло с развитием общества. Степень владения языком, богатство языкового высказывания определяют возможности и эффективность общения человека.

Функции языка в процессе коммуникации:

1. Коммуникативная. Функция обмена информацией

2. Апеллятивная. Функция воздействия, призыва

3. Экспрессивная. Функция, отражающая выразительность речи

4. Волюнтативная. Функция воздействия на собеседника

Виды вербального общения

В вербальной речи выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим людям, с помощью нее человек высказывает свои идеи, мнение и воспринимает идеи, мнения окружающих. В свою очередь, внутренняя речь – речь, в форме которой человек размышляет.

И внешняя, и внутренняя речь взаимосвязаны, это легко проследить. Человек, прежде чем озвучить какую- либо идею размышляет над ней, то есть, он использует внутреннюю речь для формирования мысли.

Внешняя речь делится на устную и письменную. В письменной речи передача информации опосредована текстом. Основная цель письменной речи – закрепление устной информации. Устная речь – это речь, направленная на кого-либо, она выражается с помощью звука, собеседник воспринимает ее через слуховой канал.

Устная речь имеет следующие виды: диалогический и монологический. Диалогическая речь – форма речи, состоящая из обмена высказываниями на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие. Монологическая речь – форма речи, не связанная с речью собеседника в содержательном и структурном смысле. Имеет более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге.

Устная и письменная речь воспринимаются по-разному. Письменная речь предполагает зрительное восприятие. Устная речь воспринимается на слух, поэтому для лучшего ее восприятия она должна быть построена упрощенным способом.

Очень в важно в вербальной коммуникации – умение заинтересовать и удержать внимание аудитории. Например, во время выступления перед слушателями желательно не использовать текст, так как он отвлекает коммуникатора от аудитории. При передаче информации важен визуальный контакт, благодаря ему можно заинтересовать аудиторию, также он позволяет оценить реакцию на произнесенные слова.

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация – это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых средств, представленных в какой- либо знаковой форме. Средства невербального общения выполняют функцию дополнения и замещения речи, передает эмоциональное состояние коммуникантов. Информация считывается с тела человека.

Функции невербальной коммуникации:

Белинская Е. П. считает, что для невербальной коммуникации характерны функции:

Функция построения образа собеседника. Характеризует состояние собеседника во время общения.

Коммуникативная. Установление понимания между собеседниками.

Функция социальной стратификации. Способ установления статусно – ролевых отношений.

Инструменты невербального общения:

Мимика — изображение с помощью лицевых мышц различных чувств.

Жестикуляция — выражение чувств, при помощи различных жестов, имеющих определенное значение.

Визуальный контакт – обмен взглядами во время коммуникации. Ученые считают, что взгляд – важнейший элемент невербального общения. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо [Гесс «Выразительные глаза].

Язык тела – позы и движения различных частей тела, имеющие определенные значения. С их помощью передаются мысли, эмоции. Наука о языке тела — кинесика.

Основные коммуникационные жесты

В основном коммуникационные жесты не отличаются в определенных областях, но различия все же имеются. Например, кивок головы в России и во многих странах Европы означает согласие, в Болгарии, Греции и Индии – несогласие, покачивание же головой в этих странах означает одобрение.

Также интересно, как знакомятся в разных странах. В Лапландии, приветствуя друг друга, трутся носами. Жители Андаманских островов на прощанье дуют на ладонь собеседника.

Язык жестов состоит из слов, предложений, этим он похож на любой другой язык. Каждый жест предполагает какое- либо слово, а оно, в свою очередь, может иметь несколько значений. Полностью понять слово становится возможным лишь в контексте, наряду со значением других слов текста. Благодаря этим невербальным сигналам можно понять, о чем на самом деле думает человек, интересно ли ему ваше общество имеет ли смысл продолжать беседу.

Основные жесты и передаваемая через них информация

(по Алану Пизу)

Раскрытые руки. Этот жест означает желание установить контакт, ассоциируется с доверчивостью. Его использование будет особенно удачным для расположения собеседника, так как свидетельствует об искренности открытые ладони поощряют слушателя.

Прикрытый рот, прикосновение рук к лицу. Главным образом, эти жесты выдают ложь. В детстве дети непроизвольно прикрывают рот рукой в попытке солгать. С возрастом у людей возрастают навыки, они делают жесты более незаметными. Однако, эти же жесты могут означать сомнение, неуверенность, потому делая вывод нужно рассматривать движения в совокупности с другими.

Потирание века. Во многих случаях означает желание скрыться от взгляда человека, которого он обманывает, либо попытку скрыться от обмана, лжи.

Почесывание, потирание уха. То же самое, что и затыкание детьми ушей – нежелание выслушивать собеседника. Коммуникант хочет отгородиться от ваших слов.

Пожимание плечами. Означает, что человек не понимает или не знает суть разговора.

Почесывание шеи. Говорит о сомнении, неуверенности.

Оттягивание воротничка. Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в мышцах лица и шеи, и для того чтобы успокоить ощущение, требуется почесать это место. Жест используется, когда человек злится или расстроен, он оттягивает воротник, чтобы охладить шею воздухом.

Пальцы во рту. Моррис считает, что человек кладет в рот пальцы, когда сильно подавлен. Это бессознательная попытка вернуться в безопасное детство, младенчество , когда ребенок сосал молоко матери. Жест обозначает необходимость поддержки со стороны окружающих.

Подпирание ладонью щеки и подбородка. Признак того, что слушателю скучно. Рассказику следует поменять тему, либо по-другому заинтересовать собеседника.

Подпирание щеки сжатыми в кулак пальцами, указательный опирается в висок. Это оценочная поза, кроме этого, она может означать критическую оценку происходящего.

Поглаживание подбородка. Человек старается найти решение задачи.

Руки на груди. Человек пытается отгородиться от окружающего мира. Он нервничает, либо принимает защитную позу, так как чувствует опасность. Ученые выяснили, что люди, воспринимающие информацию со скрещенными на груди руками, воспринимают меньше информации, чем расслабленные.

Перекрещивание ног. Жест, скрывающий негатив.

Кивок головой. Как говорилось ранее, в России и в некоторых странах Европы- согласие, в Греции, Болгарии и Индии – несогласие. Для того чтобы узнать, обманывает ли вас собеседник, стоит лишь проследить – покачивает ли человек головой отрицательно, когда говорит, что согласен. Сигнал говорит о том, что человек сознательно вас обманывает.

Наклоненная в сторону голова. Интерес к происходящему.

Заложенные за голову руки. Самоуверенность. Человек считает, что знает все.

Вербальные и невербальные средства передачи информации

По данным исследований ученых 87 % процентов информации воспринимается через зрительные рецепторы, 9% через слуховые, 4% через другие органы чувств. Таким образом, можно сделать вывод, что лучше будет воспринята та информация, которая передается и через невербальные, и через вербальные средства информации.

Используя средства передачи информации по отдельности, следует учитывать их сильные и слабые стороны. Так, к примеру, невербальные средства передачи информации дают нам представление о душевном состоянии собеседника. Наблюдая за его позой, жестами, мимикой, мы можем понять, как он относится к происходящему, услышанному. Кроме этого, у нас есть шанс понять намерения собеседника.

При передаче информации жесты, мимика должны быть согласованными с произносимыми словами, в том случае, если произойдет обратное, это резко бросится в глаза собеседнику и он может усомниться в ваших словах. Например, вы говорите, что согласны с мнением собеседника, но в тот же момент держите руки скрещенными на груди, это вызовет диссонанс и недоверие слушающего.

Таким образом мы разобрались в видах коммуникации, а именно – вербальной и невербальной, рассмотрели их типы/виды, функции. И самое главное – узнали аспекты взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации очень важно в коммуникации, благодаря ему общение становится более информативным.

Способы невербального общения

Чтобы создать целостный образ о процессе общения, учитываются невербальные (не словесные) способы взаимодействия партнеров. Более половины данных о человеке можно получить просто при наблюдении за его поведением, это значит, что сперва мы видим и слышим человека, только потом у нас формируется представление о нем. Ученые обнаружили и зарегистрировали более тысяч невербальных знаков и сигналов. А. Мейерабином было установлено, что слова передают только 7% информации, звуковые средства (включая тон голоса, интонацию звука) – 38%, а невербальные средства – 55%.

Невербальное общение является общением с использованием паралингвистических способов передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы). Основными видами невербального общения являются визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (рис. 1). 

 Способы невербального общения
Рис. 1. – Виды невербальных средств общения

Невербальные проявления при общении

Появляется интересны вопрос, а можно ли обмануть собственное тело? На самом деле, нельзя, потому что совпадения между жестами будут отсутствовать. К примеру, раскрытые ладони говорят о честности, но, если обманщик раскроет вам свои объятия и улыбнётся, говоря при этом ложь, микросигналы его организма отразят его тайные мысли. Это может проявиться суженными зрачками, поднятой бровью, искривленными  уголками рта. Такие сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.

Лицо используют в разы чаще, чем какую-нибудь другую часть тела, чтобы скрыть ложные высказывания. Человек улыбается, кивает головой, подмигивает, чтобы скрыть неправду, но, к несчастью для обманщика, тело использует знаки, которые говорят истинную правду, и наблюдательный человек быстро заметит несоответствие между сигналами, которые считает с лица и тела, и словами. Поэтому изучение выражения лица можно назвать искусством.

На невербальных средствах общения оставляют след конкретные социально-культурные условия, поэтому не существует общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны необходимо изучать так же, как и вербальный.

Например, во Франции жест «О’Кей» значит «ноль» или «ничего», в Японии им обозначают «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна его используют для обозначения гомосексуальности мужчины.

В Америке, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец используют в трёх значениях. Обычно его используют при «голосовании» на дороге. Во втором случае его используют как «всё в порядке», но если большой палец резко выбросить вверх, это будет расцениваться как оскорбительный знак, который значит нецензурное ругательство. Некоторые страны, например, Греция, этот жест используют в значении «заткнись», поэтому можете представить себе, как будет выглядеть русский турист, который пытается поймать попутную машину на греческой дороге.

Наиболее распространённые жесты

Рассмотрим жесты, которые встречаются чаще всего вне зависимости от культуры. 

Рукопожатия

С помощью поворота ладони в разные стороны можно придать жесту властное, покорное или равное значение. Во время властного рукопожатия рука должна захватывать руку другого человека так, чтобы ладонь была развернута вниз. Таким образом, это будет сообщением человеку, что оппонент хочет быть главным в процессе общения с ним.

Закладывание рук за спину

Некоторым людям привычно ходить с высоко поднятой головой, вздёрнутым подбородком и с заложенными за спину руками. Это показатель уверенности

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *