12.Восприятие, его виды и типы.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
Зрительные, осязательные, вкусовые, обаятельные.
2.в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения
Свойства восприятия:
1.предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
2.целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
3.структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
4.константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
5.осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;
6.апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни; 7.активность; 8.адекватность.
Типы восприй: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к
определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и
проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)
Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и
неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные
– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.
Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без
реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –
аффективные, вербальные, передолические).
13.Особенности восприятия.
Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир.
Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств, остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.
Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.
Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.
В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.
Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности. Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.Учителю следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся и в процессе обучения и воспитания формировать у них умения как можно более объективно отражать окружающий мир.
studfiles.net
Свойства восприятия в психологии: их структурность и примеры
Свойства восприятия в психологии или что такое перцепция, иллюзия и селективность. Воспринимаем мир таким какой он есть на самом деле!
Познавательный процесс, который основывает индивидуальную картину мировоззрения называется восприятием. Это свойство отражает явление или объект в целости только после того, как произойдёт побуждение рецепторов. Одним из биологических функций психики является восприятие, которое трансформирует и принимает данные. Перцепция вырабатывает нераздельность отражения объекта, которая инициирует анализ через совместность ощущений.Нацумэ Сосэки
↑
Восприятие является более значимым, чем передача нейронных побуждений в предназначенные участки мозга. Для того чтобы произошло понимание и представление о предмете, личность должна передать сенсорную информацию в определённую часть мозга, а именно – ощутить.
Свойства перцепции в психологии делятся на 7 подгрупп. Они являют собой:
- структурность,
константность,
осмысленность,
апперцептивное,
избирательность,
атрибуция,
предметность.
Свойствами восприятия являются:
- Структурность – эта подгруппа сильно связана с целостностью, ведь форма и цвет в совокупности отображает предмет.
- Константность (постоянство) – это неизменность формы и цвета объекта или явления даже при изменённых физических условиях.
- Осмысленность (понимание) – это форма человеческого подсознания распределять предметы или явления на присущие им категории. Осмысление включает в себя несколько подвидов:
• Организация – это подгруппа, в которой объект опознаётся за некоторыми комплексами свойств.
• Распределение объектов и явлений подсознательно на категории. - Апперцептивное — это функция, которая влияет на процесс восприятия из-за получения предыдущих навыков.
- Избирательность – это вид перцепции, которая выделяет некоторых объектов или явлений из-за их преимуществ над другими.
- Предметность – личности набирают полный набор ощущений, которые совокупляют их в образы.
- Атрибуция – это явление, когда человек приписывает некие нехарактерные особенности себе, или же другому человеку. Определение толкует поведение человека по его намерениям, поступкам, выражениям эмоций, некоторых качествах индивида, которые позже будут приписаны партнёру.
Свойства образа восприятия делятся на две категории:
- Внешние:
• Указывают на размер.
• Усиление (как в эмоциональном плане, так и в физическом).
• Контраст (когда идёт противоречие с окружающей средой).
• Перемещение.
• Периодичность.
• Новшество и различимость. - Внутренние:
• Регулировка рецепции – это преднамеренность увидеть что-нибудь, что соответствует минувшему опыту. Необходимость и объяснение – это функция, когда личность способна увидеть то, что считает важным или нужным для неё.
Свойства восприятия в психологии различают три принципа селективности восприятия:
- Резонанс – необходимость и значимость подобранных потребностей человека усваивается быстрее, нежели неподобранных.
- Защита – намного хуже воспринимается то, что препятствует ожиданиям человека.
Настороженность – то, что может нанести вред психике личности, узнается быстрее всего.
Свойства восприятия в психологии могут быть ошибочными, так сказать, это видоизмененная перцепция окружающей среды и предметов. Такое нарушение может наблюдаться как у психически больного человека, так и вполне здорового. Свойства восприятия в психологии иллюзий здоровым человеком могут оказаться совершенно разными. Физиологический и физический обман, а также иллюзия невнимательности может возникнуть у любой личности, которая не имеет проблем с психологическим здоровьем.
Основными свойствами восприятия иллюзий являются:
psymod.ru
3.2. Классификация основных видов восприятия
Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или явления.
Наблюдаются проявления сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие.
При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятии. В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике. Восприятие различается по видам также и в зависимости от воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства, времени, движений, предмета, речи, музыки, восприятии человека человеком.
Физиологические основы восприятия. Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетическои деятельностью мозговых звеньев анализаторов.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний. Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным сигналом, определяет понимание первосигнальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с активностью личности.
Таким образом, физиологической основой восприятия является условнорефлекторная деятельность, обусловливающая целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая сигнальная система способствует осознанности и осмысленности отражаемых предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.
Восприятие объемности и удаленности предметов. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Эту функцию только в полной мере можно реализовать при бинокулярном зрении.
При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов.
В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов – распознать, далеко ли от вас идет человек.
Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную удлиняет. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.
Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхищение увиденного, различные дефекты зрения.
Восприятие времени. Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире.
Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И.П.Павлов и его последователи, являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека.
Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, время тянется медленно.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает.
При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.
Особенности слухового восприятие. Слуховое восприятие очень важно для человека, поскольку естественная речь существует именно в звуковой форме. С помощью речевых звуков люди общаются между собой. Кроме того, большое значение человеческой культуре и в жизни каждого человека имеет музыка. С помощью слуха люди получают много другой информации природного и технического происхождения.
Динамика, протяженность во времени – специфический признак слухового образа, звука без длительности не существует. Поэтому слуховое восприятие сукцессивно, то есть развернуто во времени, последовательно.
Слуховой образ, формирующийся при восприятии звучания, включает в себя и собственно звук, и образ объекта – источника звука. Он не так конкретен, как зрительный образ. Звуковые волны содержат полную информацию о пространственном положении и звуковых свойствах объекта. Для естественных звуков источник и объект совпадают, но при звукозаписи они разделены Объект восприятия – звук (например, пение птицы), а источником может быть магнитофон. Но незнакомые звуки должны быть «опредмечены», чтобы с ними можно было иметь дело, т.е. чтобы можно было их понять, запомнить и для чего-либо использовать. Предметная отнесенность звука обеспечивает возможность адекватного представления об окружающей действительности и ориентацию в акустическом пространстве. По уровню искажения предметного содержания образа, возникающего при прослушивании записи, судят о ее качестве и степени искаженности.
У звукового образа, как и у всякого другого, 3 главных функции: когнитивная, коммуникативная и регулятивная.
Когнитивная, то есть познавательная функция состоит в сообщении той или иной информации. Природные звуки для человека, в основном, когнитивны – «природа информирует, а не ведет беседы».
Коммуникативная функция звуков состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом. Она особенно важна, так как звуковая речь для человека – основное средство общения. Речевой звук несет не только собственно словесный (вербальный) смысла, но и передает дополнительную информацию с помощью интонации, громкости и т.п.
Регуляторнаяфункция состоит во влиянии звука на настроение, ритма движений и т.п.
Предметность и целостность слухового восприятия. Слуховой поток – последовательность звуков, воспринимаемая как целое, поскольку она имеет внутреннюю согласованность и неразрывность (мелодии, слова, знакомые природные или технические звуки и т.д.). На воспринимаемые характеристики каждого звука влияют предшествующие, совпадающие и последующие звуки. Слуховая система способна решать, какие звуки принадлежат одному источнику, а какие – разным, т.е. различать слуховые потоки. Для разделения звуковой последовательности на потоки требуется время, поскольку сначала все текущие звуки анализируются вместе, пока не наберется информация для альтернативного решения.
Для идентификации звука человек должен быть информирован о том, каким событиям соответствуют звуки. Для незнакомых звуков человек ищет аналоги для опредмечивания и наименования. Для естественных звуков человек ищет эталон-прототип. Адекватное опознание и воспоминание естественных звуков связано с воcстановлением зрительного образа источника и словесного аналога, который зависит от родного языка, так, например, утка говорит русскому «Кря-кря», а англичанину «Дак-дак»
Восприятие звука включает моторный компонент – «пропевание» или «повторение» звуков. При любом слуховом восприятии происходит микронапряжение мышц гортани и языка. Если эти напряжения затруднены, затрудняется и нарушается восприятие звуков.
Восприятие других модальностей. Тактильноевосприятие (осязание) происходит при мягком контакте поверхности тела человека с внешними объектами. Максимальную тактильную чувствительность имеют подушечки пальцев и губы. Тактильно может восприниматься размер и форма предмета, а также температура и свойства поверхностей. Может выделяться фигура и фон, строится целостный образ объекта, подобно тому, как это происходит при зрительном восприятии. Тактильное восприятие происходит при активном ощупывании предмета или при «рисовании» заостренным движущимся предметом по поверхности кожи. При этом возможно узнавание весьма сложных конфигураций (букв, предметов и т.п.), если человеку были известны ранее их зрительные аналоги.
Зрение и тактильная чувствительность дают информацию о внешнем пространстве: зрение – в целом, тактильная – о конкретном предмете, вступившем в контакт. Есть перенос опыта между разными рецепторами – в детстве «глаз учится у руки», предметы, которые подробно изучаются сначала тактильно (на ощупь), опознается зрительно гораздо лучше.
Обоняние – восприятие запахов, происходит при контакте молекул вещества со слизистой носа. У человека развито относительно слабо. Каждый из различаемых запахов связывается с его источником, запахи даже не имеют собственных названий, а называются по источникам или вкусовым аналогам (лимонный, цветочный, горьковатый и т.п.). Запахи различаются также по силе. Поворачивая голову в сторону более сильного запаха, человек может определить направление на источник запаха, т.е. локализовать его в пространстве. Запаха не достаточно для построения строго определенного предметного образа, он скорее характеризует фон, но запах (в том числе слабый, сознательно почти не ощущаемый) оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.
Восприятие сигналов от внутренних органов, интероцепция – в норме на сознательном уровне отсутствует, хотя поток этих сигналов весьма велик, поскольку он обеспечивает регуляцию работы жизненно важных частей организма. Эти сигналы переходят порог только при сбоях и затруднениях в работе органов, о состоянии которых они сигнализируют и субъективно оцениваются как неприятные или болевые. Их источник может быть довольно неопределенным, но всегда локализуется внутри тела человека. Интероцепция вызывает сильные, как правило, отрицательные эмоции и резко снижает чувствительность ко всем иным, особенно внешним, сигналам. Специальная концентрация внимания на интероцепции может обеспечить ее восприятие в норме, но при этом восприятие внешних сигналов неизбежно ослабеет.
Восприятие времени и ритма. Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений. В восприятии времени участвуют различные анализаторы, но главным образом кинестетический и слуховой. Восприятие текущего времени происходит благодаря тому, что в организме имеется множество ритмических процессов, своеобразные «биочасы». Их протекание может изменяться под влиянием некоторых химических веществ, а также режима освещения.
Восприятие ритма – восприятие серии сходных объектов как групп стимулов, построенных по одному образцу и повторяющихся в определенной последовательности. Восприятие ритма сопровождается двигательными реакциями, которые воспроизводят его в той или иной форме.
Ритм играет огромную роль в культуре, причем не только в музыке, но и в литературе и в изобразительном искусстве. Один из крупнейших российских антропологов, Я.Я.Рогинский обратил внимание на то, что ритмические рисунки встречаются на самых ранних предметах, изготовленных первобытными людьми. Он считал, что чувство ритма развито у людей больше, чем у каких-либо животных и играет большую роль в происхождении искусства.
Время – одна из основных категорий в физике, но специальные исследования показали, что психологическое время заметно отличается от физического и даже физиологического. Субъективное время дано человеку в переживании. При этом единицы отсчета собственного психологического времени задаются соотношение между воспринимаемыми событиями, а не ходом астрономического времени. Субъективное время протекает неравномерно, оно зависит от психологического состояния воспринимающегося субъекта. Интересная деятельность, наполненная важными и приятными событиями, хорошее настроение субъективно ускоряют время, скучная или бессмысленная, пустая деятельность, фрустрация (тревога, страх), подавленность субъективно замедляют течение времени. В воспоминаниях время течет быстрее, чем в реальной действительности.
studfiles.net
Восприятие — Страница 3 из 9
ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.
Рис. 6.2. Виды восприятия по форме существования материи
Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.
Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).
Таблица 6.1.
Разновидность восприятия пространства | За счет каких механизмов осуществляется |
Восприятие расстояния до предметов | В основном осуществляется посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По степени напряжения соответствующих мышц глаза и изменению изображения на сетчатке мозг оценивает расстояние до предметов. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета. Другой механизм, помогающий человеку правильно оценивать расстояние до удаленных предметов, — линейная перспектива (по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается). Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Еще один механизм — воздушная перспектива. Он заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, искажаются под влиянием слоев воздуха. Поэтому сильно удаленные предметы кажутся нами более светлыми и размытыми, чем расположенные ближе |
Восприятие формы, объемности и величины предметов | Сложный синтетический процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Чаще всего осуществляется с помощью зрительного анализатора, но к этому процессу может подключаться и тактильный анализатор, который помогает человеку преодолеть некоторые зрительные иллюзии |
Восприятие объемности пространства | В темноте этот вид восприятия может использовать также слух: так человек может примерно определить размеры помещения по эху, а глубину колодца — по звуку брошенного в него камня |
В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной — рис. 6.3).
Рис. 6.3. Вертикально-горизонтальная иллюзия Вундта
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).
Таблица 6.2.
Характеристика восприятия движения | Критерии оценки |
Форма движения | Прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, зигзагообразное и т. д. |
Характер движения | Сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, скручивание и т. д. |
Направление движения | Направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад и т. д. |
Скорость движения | Быстрая или медленная и т. д. |
Ускорение движения | Равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое и т. д. |
Амплитуда движения | Полная, неполная, широкая. ограниченная и т. д. |
Продолжительность движения | Краткое, длительное и т. д. |
При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека. С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.
Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени. В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.
Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).
В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.
По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).
Рис. 6.4. Виды восприятия по ведущей модальности
Рис. 6.5. Виды восприятия по степени волевого контроля
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9pro-psixology.ru
Свойства и виды восприятия
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность.
1. Предметность восприятия — ϶ᴛᴏ способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора несвязанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность восприятия не является врожденным свойством. Возникновение и развитие этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.
2. Целостность это свойство восприятия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дает всегда целостный образ предмета͵ а не отдельные его характеристики. Способность целостного зрительного восприятия предметов также не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания.
3. Константность восприятия. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, к примеру, люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, постоянно работающие на высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.
4. Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. К примеру, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, в случае если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
5. Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
6. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро…). Т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос ʼʼчто это такое?ʼʼ.
Помимо вышеперечисленных свойств восприятия выделяют и другие, к примеру апперцепцию. Под апперцепцией восприятия понимают зависимость восприятия от жизненного опыта человека, выраженного в его знаниях, привычках, установках и др.
Виды восприятия. Учитывая зависимость отналичия цели восприятие разделяют на непреднамеренное и преднамеренное.
Непреднамеренное восприятие должна быть вызвано нетипичными особенностями окружающих предметов (яркость, необычность), или соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и принято называть непроизвольным. Идя, к примеру, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, к примеру, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно должна быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение — ϶ᴛᴏ произвольное планомерное восприятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.
Учитывая зависимость отформы отражения восприятие делится на:
Восприятие движения. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект). Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объёма и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.
Восприятие времени. Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы. Самыми популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем физиологические процессы. Такими ʼʼбиологическими часамиʼʼ назывались сердечный ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие прежде всего на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь ʼʼзаставляютʼʼ время течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас и течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его.
Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвычайно варьирует исходя из душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5 минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные промежутки вспоминаются как уменьшенные.
Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение – ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего – после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название временной перспективы.
Нарушения восприятия бывают следующие:
1. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией.
2. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением либо с депрессией (при депрессии возможно временное отсутствие восприимчивости вплоть до уровня анестезии). Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.
3. К нарушениям восприятия относится также (Зейгарник Б.) агнозия – затрудненность узнавания предметов, звуков, цветов, изображений. Агнозии бывают разной степени выраженности, к примеру человек может узнавать предметы, но не узнает модели этих предметов или их изображения на рисунке, либо не узнает формы предметов и т. п.
К нарушениям восприятия относятся разнообразные ʼʼобманы чувствʼʼ.
Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т. п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами.
От галлюцинаций следует отличать иллюзии, то есть ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Οʜᴎ могут вызываться физическими, физиологическими и психическими причинами. Физические – восприятие ложки в стакане чая, воды (поломана). Физиологические – если надавить сбоку на глазные яблоки, то предмет раздваивается. Психологические – искажения вследствие контраста. Обязательное наличие подлинного объекта͵ хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.
Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.
Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.
Показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.
Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (к примеру, вертикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные линии, хотя фактически длина их одинакова).
referatwork.ru