Восприятие это в психологии определение: Восприятие. Что такое «Восприятие»? Понятие и определение термина «Восприятие» – Глоссарий

Содержание

3. Восприятие. Психология: конспект лекций

3. Восприятие

1. Понятие о восприятии. Виды восприятия.

2. Свойства восприятия.

1. Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в какой-либо образ.

Такой процесс называется восприятием.

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой.

Например, мы видим вдалеке человека, и по мере его приближения начинаем различать цвет волос, особенности прически, строение носа и т. д., т. е. выделяем отдельные черты внешнего облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.

Следует отметить, что нельзя сводить восприятие к простой сумме ощущений, точно так же как при слиянии двух газов водорода и кислорода получается новое вещество – вода.

В восприятии большое значение имеет личный опыт человека, особенности двигательных реакций.

Так в одном эксперименте испытуемый надевал очки, которые искажали форму и расположение предметов, однако вскоре происходила адаптация, и человек переставал замечать эти искажения.

Ученые объясняют этот факт тем, что люди в процессе эксперимента имели возможность передвижения, те же из них, кто сидел на стуле, приспосабливались с большим трудом либо не приспосабливались вовсе.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим.

Чаще всего выделяются такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное.

Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

Такие сложные виды восприятия имеют двойное название, например, при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие.

2. В основе классификации лежит объект восприятия. Выделяются следующие виды:

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений;

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах, минутах, часах, сутках и т. д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному. Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно.

Когда же мы попадаем в ситуацию томительного ожидания, то течение времени замедляется, минуты кажутся часами.

Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время.

Однако не все так однозначно.

Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.

Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.

Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.

Теперь остановимся на восприятии пространства.

Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).

Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери.

Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях.

Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело.

Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери.

Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.

Таким образом, благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире.

2. Выделяют следующие свойства восприятия: предметность, избирательность, осмысленность, иллюзии, константность.

Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, например: из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, человеческую речь, шум мотора и т. д.

Избирательность проявляется в возможности выделения именно тех предметов, явлений, ситуаций, которые в данный момент крайне важны и необходимы.

Избирательность выражается в выделении объекта из фона. Объектом восприятия принято считать то, что находится в центре внимания, а все, что его окружает, – это фон.

Закон избирательности часто используется как в животном мире, так и в человеческом социуме.

С этим связано наличие у животных покровительственной окраски, их способности сливаться с окружающим (например, смена цвета у хамелеона).

У бабочки на крыльях во время полета виден пестрый рисунок, что делает их трудно опознаваемыми для птиц на фоне пестрого луга.

В военном деле широко используется маскировочная окраска или ткань, помогающая слиться с фоном и не быть замеченным.

Осмысленность связана с личным опытом каждого индивидуума, при этом большое значение имеют возраст, профессиональная деятельность, психические особенности человека.

Например, люди по-разному воспринимают лес в зависимости от профессии: лесовод – как предмет заботы и охраны, охотник – как место для охоты, туристы – как место отдыха, работник лесной промышленности – как объект для производства.

Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все определенным, заранее заданным образом.

В жизни человека роль установок очень существенна. Они возникают, как правило, неосознанно и действуют как предубеждения.

Интересный факт отмечал американский этнограф Б. Малиновский. Он изучал жизнь одного первобытного племени и обратил внимание на то, как похожи на своего отца и, соответственно, друг на друга пять сыновей вождя племени.

Сказав об этом туземцам, ученый встретил полное непонимание, даже негодование с их стороны.

Этнограф был поражен такой странной реакцией, но в дальнейшем оказалось, что в племени существовало давнее табу, которое запрещало находить такое сходство, в результате люди не видели того, что им видеть не полагалось.

Иллюзии – это искаженное восприятие. В практической жизни наше восприятие иногда не отражает точной картины происходящего.

Так, например, весло, погруженное в воду, кажется преломленным.

Много иллюзий связано с восприятием пространства, особенно перспективы: находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими, параллельно идущие рельсы – сходящимися и т. п.

Распространены также иллюзии контраста: белое на черном кажется еще белее; человек будет казаться выше, если рядом находится человек маленького роста и наоборот; звезды кажутся более яркими в безлунную ночь.

Зная особенности нашего иллюзорного восприятия, можно правильно использовать это в быту.

Женщине, склонной к полноте, не следует надевать платье с поперечными полосами, а худой – с продольными.

Комната, стены которой оклеены синими обоями, будет казаться более просторной, нежели помещение с красными стенами.

Задрапированная черным бархатом задняя часть сцены создает у зрителя иллюзию бездонной глубины.

Константность – постоянство восприятия, его неизменность. Если человек высокого роста будет находиться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким.

Предметы, которые мы воспринимаем под разными углами зрения, остаются узнаваемыми, хотя их изображения на сетчатке различаются.

Если бы человек не владел этим качеством, то его ориентировка в пространстве была бы невозможна.

Итак, восприятие обладает целым рядом свойств, которые проявляются и находят применение в практической жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

 10 болезней, меняющих восприятие реальности — примеры

* By submitting the completed data in the registration form, I confirm that I am a healthcare worker of the Russian Federation and give specific, informed and conscious consent to the processing of personal data to the Personal Data Operator Pfizer Innovations LLC (hereinafter referred to as the “Operator”) registered at the address: St. Moscow, Presnenskaya embankment, house 10, 22nd floor.

I grant the Operator the right to carry out the following actions with my personal data, as well as information about my hobbies and interests (including by analyzing my profiles on social networks): collecting, recording, systematizing, accumulating, storing, updating (updating, changing) , extraction, use, transfer (access, provision), deletion and destruction, by automated and (or) partially automated (mixed) processing of personal data.

Consent is granted with the right to transfer personal data to affiliated persons of Pfizer Innovations LLC, including Pfizer LLC (Moscow, Presnenskaya naberezhnaya, 10, 22nd floor), and with the right to order the processing of personal data, incl. h. LLC «Redox» (Moscow, Volgogradskiy prospect, house 42, building 42A, floor 3, room 3) and LLC «Supernova» (Moscow, Varshavskoe shosse, house 132), which processes and stores personal data.

The processing of my personal data is carried out for the purpose of registering on the Operator’s website www.pfizerprofi.ru to provide me with access to information resources of the Pfizer company, as well as to interact with me by providing information through any communication channels, including mail, SMS, e-mail, telephone and other communication channels.

This consent is valid for 10 (ten) years.

I have been informed about the right to receive information regarding the processing of my personal data, in accordance with the Federal Law of July 27, 2006 No. 152-FZ «On Personal Data».

This consent can be revoked by me at any time by contacting the address of the Operator-Pfizer Innovations LLC or by phone. 8 495 287 5000.

*Отправляя заполненные данные в регистрационной форме, я подтверждаю, что являюсь работником здравоохранения Российской Федерации и даю конкретное, информированное и сознательное согласие на обработку персональных данных Оператору персональных данных ООО «Пфайзер Инновации» (далее «Оператор»), зарегистрированному по адресу: г. Москва, Пресненская набережная, дом 10, 22 этаж.

Я предоставляю Оператору право осуществлять с моими персональными данными, а также сведениями о моих хобби и увлечениях (в том числе с помощью анализа моих профилей в социальных сетях) следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), удаление и уничтожение, путем автоматизированной и (или) частично автоматизированной (смешанной) обработки персональных данных.

Согласие предоставляется с правом передачи персональных данных аффилированным лицам ООО «Пфайзер Инновации», в т. ч. ООО «Пфайзер» (г. Москва, Пресненская набережная, дом 10, 22 этаж), и с правом поручения обработки персональных данных, в т.ч. ООО «Редокс», (г. Москва, Волгоградский проспект, дом 42, корпус 42А, этаж 3, ком. 3) и ООО «Супернова» (г. Москва, Варшавское шоссе, дом 132), осуществляющим обработку и хранение персональных данных.

Обработка моих персональных данных осуществляется с целью регистрации на сайте Оператора www.pfizerprofi.ru для предоставления мне доступа к информационным ресурсам компании Пфайзер, а также для взаимодействия со мной путем предоставления информации через любые каналы коммуникации, включая почту, SMS, электронную почту, телефон и иные каналы коммуникации.

Срок действия данного согласия — 10 (десять)лет.

Я проинформирован (-а) о праве на получение информации, касающейся обработки моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Данное согласие может быть отозвано мною в любой момент посредством обращения по адресу нахождения Оператора-ООО «Пфайзер Инновации» или по тел. 8 495 287 5000.

Восприятие эмоций оказалось зависимо от индивидуального опыта

Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019

Восприятие эмоций оказалось не универсальным — оно зависит от того, какие концепты эмоциональных состояний существуют у каждого человека, причем как на перцептивном, так и на нейрокогнитивном уровне. К такому выводу пришли американские ученые, которые попросили добровольцев оценить шесть базовых эмоций по внешним признакам, а также по ощущениям, которые с ними связаны, а затем проследили за тем, как различные эмоции активируют зоны мозга, которые отвечают за их восприятие. Статья с описанием работы опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Выражение эмоций — очень важный с эволюционной точки зрения навык, который помогает человеку не только обозначать свое собственное состояние, но и распознавать, что чувствует другой: это, с одной стороны, значительно облегчает коммуникацию, а с с другой — позволяет эффективнее добиваться собственных целей. Несмотря на некоторые культурные различия в эмоциональном восприятии (представители западных культур выражают эмоции интенсивнее, чем те, кто относится к восточной культуре, из-за чего восприятие, например, ярости, для последних может быть осложнено), эмоции считаются достаточно универсальной категорией: это значит, что у большинства психически здоровых людей не возникает проблем с тем, чтобы различить выражение радости и печали.

При этом на эмоциональное восприятие могут влиять и индивидуальные характеристики (например, опыт) человека; другими словами, то, как он или она определит какую-то эмоцию, зависит от того, что именно для него эта эмоция значит. Данных, подтверждающих это влияние, однако, до сих пор не было достаточно.

Психологи из Нью-Йоркского университета под руководством Джонатана Фримена (Jonathan Freeman) провели исследование, в котором приняли участие 40 добровольцев: 20 американцев и 20 японцев. Каждому участнику необходимо было оценить фотографии лиц с выражением шести базовых эмоций: грусти, радости, страха, отвращения, удивления и злости.

Исследователи предположили, что оценить представление об эмоциях людей можно по тому, какие эмоции для них оказываются схожими. Для этого они попросили участников ответить на вопросы о том, какие физиологические и психологические ощущения для них связаны с каждой из шести эмоций (например, для каких эмоций характерен плач, а для каких — учащенное сердцебиение). После этого участникам показывали лица людей и просили определить выраженные на них эмоции: на выбор из шести возможных или из двух. Наконец, с помощью фМРТ эксперимента ученые проследили за тем, как зоны мозга, отвечающие за эмоциональное восприятие, активируются для разных эмоций. Таким образом, исследователи проследили за тем, какие эмоции схожи на трех разных уровнях: индивидуальном концептуальном, перцептивном и нейрокогнитивном. В дополнение они оценили и культурные различия, которые влияют на восприятие эмоций на каждом из рассмотренных уровней.

Ученые обнаружили значимые культурные различия в эмоциональном восприятии: процент несоответствия между изображенной (то есть той, которая подразумевалась) и названной эмоцией среди японцев составлял 18,125 процента, а у американцев равнялся 6,875 процентам. Японцы, например, достаточно часто путали выражения удивления и страха, а также злости и отвращения. Это подтвердило уже известные данные о том, что представители восточных культур в целом менее точно категоризуют эмоции по сравнению с представителями культур западных.

Матрица корреляций между оценками изображенной и названной эмоции для японцев и американцев. Чем ближе цвет к белому, тем выше корреляция

Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019

Что касается поведенческих тестов и опросов (определение эмоции и оценка связанных с ними состояний), то здесь ученые обнаружили, что то, каким образом участник концептуализирует определенную эмоцию, коррелирует с тем, как именно он ее воспринимает: другими словами, если страх и удивление для человека связаны одними ощущениями и реакциями, то и внешнее их выражение на чужом лице будет на него похожим. При этом сама способность правильно называть определенные эмоции (в случае, если выбор состоял из двух вариантов) не зависел от того, способны ли участники правильно называть эмоции в принципе в случае, если им нужно было сделать выбор из всех шести возможных вариантов.

Матрица корреляций для концептуального восприятия и восприятия по внешним признакам — в зависимости от задания

Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019

Наконец, ученые рассмотрели паттерны активности головного мозга в ответ на определенные эмоции: сосредоточились они на правой веретенообразной извилине — области мозга, которая вовлечена в оценку выражений лиц. Проанализировав данные, ученые обнаружили корреляцию между концептуальным и нейрокогнитивным восприятием эмоций: те эмоции, которые одинаково воспринимались на индивидуальном уровне, также схожим образом активировали и веретенообразную извилину.

Матрица корреляций для активности веретенообразной извилины в сравнении с матрицей корреляций концептуального восприятия

Jonathan Freeman et al. / PNAS, 2019

Авторы работы пришли к выводу, что восприятие эмоций не является универсальной категорией. Более того, оно, пусть и зависит от культурных различий, в первую очередь завязано на индивидуальном восприятии. Другими словами, исследователям удалось подтвердить гипотезу о том, что эмоция — это не единая общепринятая категория, а скорее концепт, который во многом отражает индивидуальное восприятие и, более того, строится на его основе.

Эмоциональное восприятие может зависеть и от внешних факторов. Например, в прошлом году ученые показали, что то, насколько точно человек может распознать эмоцию на лице другого, зависит от того, в каком месте находится объект в его поле зрения. При этом положительные эмоции одинаково хорошо считываются вне зависимости от того, находится ли человек в центре поля зрения смотрящего или же на периферии.

Елизавета Ивтушок

Приложение — Коммерсантъ Наука (117995)

Вряд ли хотя бы половина читателей этой статьи правильно ответит на вопрос, сколько налогов они перечисляют государству, как изменился уровень бедности в мире, откуда приезжают мигранты в Россию, какое место они занимают в распределении доходов.

В мире легкого доступа к информации большинство людей не в ладах с фактами. Это во многом объясняется когнитивными ограничениями. Картина мира, на которую мы опираемся в своих ежедневных решениях, далека от статистической. Но — хорошая новость — эти отклонения подчиняются закономерностям, поэтому их можно предсказывать. Психологи уже давно стараются объяснить происхождение противоречащих статистике взглядов на мир. Ограниченное внимание заставляет нас избирательно воспринимать и запоминать информацию. Свойство оценивать вероятности, исходя из той информации, которую легко «достать» из нашей памяти, психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски назвали эвристикой доступности (availability heuristic). Средства массовой информации и новостная лента социальных сетей борются за внимание читателей броскими заголовками и эмоциональными историями, укрепляя наши заблуждения.

Представителей общественных наук интересуют не столько когнитивные механизмы, приводящие к распространению ложных убеждений, сколько измерение последствий, к которым приводят эти ошибки. Другими словами — насколько изменились бы взгляды и действия людей, если бы они принимали решения, исходя из фактов. Для этого надо «очистить» эффект ошибочного восприятия (misperception) от остальных факторов.

Рабочей лошадкой таких исследований становятся опросные эксперименты — ими все чаще пользуются экономисты, социологи и политологи. Опросные эксперименты удачно сочетают большой размер выборки, как в социологических опросах, с контролируемым рандомизированным воздействием, как в лабораторных условиях. Такие эксперименты легко проводить онлайн, с визуализацией данных и поясняющей анимацией. Общий принцип их таков: исследователи собирают опросные данные по какой-то общественной проблеме, при этом случайным образом подсовывают респондентам статистические факты, исправляя их изначальные ошибки. Разница в ответах тех, кто получил дозу факт-чекинга, и остальных — контрольной группы — можно интерпретировать как эффект ошибочных суждений.

Подобные исследования важны потому, что ошибочные суждения потенциально могут повлиять на расклад политических сил. Если люди поддерживают ту или иную политическую платформу, исходя из ложных убеждений, мифы начинают формировать реальность.

Яркие примеры того, как распространенные ошибки усиливают и без того важные проблемы,— отношение к неравенству и к мигрантам.

Мы плохо знаем общество, в котором живем

Во всем мире люди переоценивают долю мигрантов в населении (см. рисунок). В некоторых случаях масштаб искажения реальности достигает двух с половиной раз. Кроме того, сам образ мигрантов подвержен искажениям — как правило, переоценивается доля мигрантов из неблагополучных регионов, а также их считают менее образованными и квалифицированными, чем они есть на самом деле.

Международная группа ученых (Алексис Григорьеф, Кристофер Рот и Диего Убфаль) весной 2018 года провела большой опросный эксперимент, в котором респондентам из США, Канады и десятка европейских стран, включая Россию, случайным образом предоставляли истинную информацию о доле мигрантов в населении. Даже такая простая коррекция заметно улучшает отношение к мигрантам, снижая поддержку антимиграционных настроений.

Согласно исследованию Владимира Гимпельсона и Дэниела Трейзмана, из 29 стран, попавших в выборку, только в пяти более половины опрошенных респондентов смогли довольно точно указать уровень неравенства в обществе. Это значит, что в большинстве стран средний избиратель смутно представляет распределение доходов в обществе. Почти везде люди в основном переоценивают уровень неравенства — им кажется, что разрывы между богатыми и бедными больше, чем они есть на самом деле. Например, семь из десяти россиян считают себя относительно беднее своего истинного места в шкале распределения доходов. Все это раздувает спрос на перераспределение — прогрессивное налогообложение и социальную помощь, которая увеличивает присутствие государства в экономике и потенциально сдерживает ее рост.

Мы плохо знаем друг друга

Порой люди ошибочно воспринимают взгляды и убеждения своего окружения — тогда возникает феномен коллективного невежества. Как в сказке о голом короле, каждый человек в отдельности думает что-то одно, но, неправильно предсказывая мнение остальных, подстраивается своим публичным поведением под ложную норму. В основе этого боязнь стигмы, общественного осуждения за действия или мнения, которые ошибочно считаются маргинальными.

Насколько этот механизм ответственен за устойчивость социальных обычаев? В странах Ближнего Востока гендерное неравенство выражено в очень низком участии женщин в рабочей силе (female labor force participation). Например, в Саудовской Аравии только 15% женщин старше 15 лет получают заработную плату на формальном рынке труда. Для этого им приходится получать разрешение мужа или отца (легальные ограничения при этом практически отсутствуют). Мужчины зачастую запрещают своим женам работать и заставляют сосредоточиваться на домашнем хозяйстве. Это повышает финансовую зависимость женщин, воспроизводя гендерное неравенство.

Интересный факт состоит в том, что, согласно опросам, не менее трех четвертей мужчин в Саудовской Аравии соглашаются с утверждением «женщина может работать вне дома, если она желает того». Исследователи сконструировали эксперимент, участниками которого стали 500 арабских мужчин до 35 лет. В каждой экспериментальной сессии участвовало по 30 человек, живших в одном городе. Каждого из участников спрашивали, согласен ли он с тем, что жена имеет право выбирать себе работу, а затем просили угадать, какой процент других участников согласится с этим утверждением, предлагая денежный приз за самый точный ответ. Результаты действительно указали на восприятие ложной нормы — 75% участников недооценивали индивидуальную готовность своих соседей предоставить жене свободу выбора работы.

Следующим шагом экспериментаторов стал рандомизированный факт-чекинг — половине случайно отобранных участников сообщали истинную долю респондентов в их сессии, разделявших идеи гендерного равенства. После этого каждому участнику предлагали сделать выбор между денежным призом в виде подарочной карты и бесплатной установкой мобильного приложения поиска работы для женщин. В контрольной группе установку приложения выбирали 23% участников, а в группе, получившей коррекцию информации, уже 32% (что равно 36-процентному относительному приросту). Наибольший эффект факт-чекинг оказал на тех, кто изначально сильнее всех недооценивал прогрессивные взгляды окружающих: они устанавливали приложение в два с половиной раза чаще по сравнению с базовым уровнем.

Интересно, что коррекция ошибок в эксперименте, судя по всему, имела долгосрочные последствия. Спустя несколько месяцев авторы вышли на связь со всеми участниками: в семьях, попавших в группу факт-чекинга, жены значимо чаще имели работу вне дома и были записаны на уроки вождения. Эти результаты показывают, что месяцы и годы жизни женщин в мусульманских странах проходят взаперти, быть может, просто из-за ложно воспринятой социальной нормы, когда некому сказать, что король голый.

В эпоху постправды и альтернативных фактов политики могут осознанно искажать информацию для получения поддержки в надежде, что, даже если избиратели доберутся до истины, «осадочек останется». Фейковая информация уже стала неотъемлемой чертой выборов даже в самых развитых демократиях. У исследователей пока нет универсальных рецептов, как защитить общество от подобного манипулирования. Информированность и критическое восприятие информации из высшей математики будут постепенно превращаться в повседневные нормы гигиены — только так общество сможет обезопасить себя от собственных ошибок.

Владимир Иванов, научный сотрудник экономического факультета МГУ


Зрительное восприятие | Понятия и категории

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ — форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имею: врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей ин формации о пространстве, полученной также о: слуховой, вестибулярной, кожно-мышечных сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное вое приятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения, другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечиваете) врожденными операциями, но их окончательное оформление происходит в приобретаемо», в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие — это основа восприятия движения, и оно также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложные операции зрительного восприятия — операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и в онтогенезе формируются достаточно поздно. Их основой выступает восприятие пространственных группировок как объединения однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле

Микрогенез. Построение зрительного образ; объекта начинается с пространственной и временной локализации предмета восприятия. За тем происходит выделение в нем частных особенностей (признаков).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 208.

Литература:

Кравков С. В Глаз и его работа. М.; Л , 1950; Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М Процесс, 1970; Восприятие. Механизмы и модели: Переводы / Под ред. Н. Ю. Атексеенко. М. Мир, 1974; Motivations- und Informationsver arbeitungstheorien. Bern, 1985; Глезер В. Д. Зре ние и мышление. Л.: Наука, 1985.

Ведущая модальность: определение и терминология

Разные люди по-разному описывают одни и те же ситуации. Это происходит, в том числе, и потому, что и окружающий мир выглядит для нас по-разному. Для каждого из нас характерно восприятие ситуации по разным так называемым «каналам». Эти «каналы» принято называть «ведущие модальности». Модальность – это преобладающая система восприятия человеком окружающего мира. Основные модальности бывают трёх видов: аудиальная, визуальная и кинестетическая.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: также существует дискретная модальность, которая включает в себя получение информации о мире путём логических выводов из уже имеющейся информации. Данный вид модальности встречается значительно реже остальных, поэтому его включение  в структуру занятия оставляется на выбор преподавателя или слушателей.

Ведущая модальность

Виды модальностей

Аудиальная модальность

Визуальная модальность

Кинестетическая модальность
восприятие мира через слуховые ощущениявосприятие мира через зрение; ориентация на увиденноевосприятие мира через собственные телесные ощущения

Для аудиальной модальности характерно восприятие мира через слуховые ощущения, то есть человек главным образом ориентируется на то, что он услышал.

Для визуальной главное – зрение,  то, что человек видит.

При кинестетической модальности человек воспринимает мир сквозь призму телесных ощущений.

В жизни очень редко можно встретить «чистого» визуала, кинестетика или аудиала. Чаще встречаются люди со смешанным типом модальностей, но  ведущая модальность есть всегда. Вполне может быть, что в какой-то ситуации другая модальность может на время заменить ведущую и стать главной. Но, в большинстве ситуаций, именно через призму ведущей модальности человек воспринимает мир.

Определить преобладающую у человека модальность  можно благодаря речи собеседника, по его словам, как и что он говорит. Одну и ту же информацию люди озвучивают по-разному.  Необходимо обратить внимание на употребляемые человеком слова. Это позволит в дальнейшем общении (уже определив ведущую модальность) говорить с человеком «на одном языке», что поможет вашему собеседнику быстрее «принять» от вас информацию. В результате – действия вашего собеседника будут более продуктивны (особенно важно при общении руководителя с подчиненным; при оказании поддержки и помощи кому-либо).

Взаимный перевод языка модальностей

Визуальная системаАудиальная системаКинестетическая система
Перспектива, точка зренияКомментарий, мнениеНаправленность, уклон, стойка
ОсветитьОбговоритьПрочувствовать
Высматривать, выслеживатьВыслушивать, подслушиватьДобиваться, упорствовать, держаться
ПоказатьОбъяснитьРаскидать, вытащить, рассортировать
Сиять, лучиться, искритьсяЗвучать, резонироватьДрожать, вибрировать
Быть пустым, чистымБыть оглушенным, безмолвнымОнеметь, замереть
ТусклыйОднозвучный, приглушенныйВялый, дряблый, безвкусный
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глазаГромкий, оглушительныйПрилипчивый, упорный, поразительный
Присматриваться, приглядыватьсяПрислушиватьсяБеспокоиться, волноваться
Упускать из видуНе услышатьНе почувствовать, пропустить
Выставить на вид, проявитьПровозгласить, оглашатьВыдвигать вперед, выставлять
ОсматриватьВслушиватьсяВчувствоваться
Сделать обзор, просмотреть, обозретьОбговорить, проговоритьПройтись по …, прогнать
ПоказатьРассказатьПровести
ВообразитьПрипомнить  звучаниеУхватить, охватить
Выглядеть знакомымСогласовываться с чем-либо, быть созвучнымСостыковываться, соприкасаться
УказатьНамекнутьКоснуться
СлепойГлухойБесчувственный
Давайте рассмотримДавайте обговоримДавайте прикинем

Определить, какая ведущая модальность у человека – это полезно не только для работы с пострадавшими в зоне ЧС, но и в повседневной жизни, общаясь со своими знакомыми и коллегами, а также для лучшего установления контакта с едва знакомыми людьми.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: далее проводится упражнение, направленное на отработку навыка определения ведущей модальности. (Раздаточный материал – Приложении 8).

Упражнение «Ведущая модальность»

Цель: отработка навыка определения ведущей модальности.

Инструкция

Для определения ведущей модальности в группе –  зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.

Тексты для определения ведущих модальностей

1текст

Представьте себе, что вы идете на прием к стоматологу. На улице дождь. Большие крупные капли дождя попадают вам на лицо, шею, руки. Кожа становится прохладной, ощущается дискомфорт. Ноги промокли, и вы чувствуете неприятную сырость. Перед входом в кабинет, у вас от страха подкашиваются и тяжелеют ноги, каждая мышца моментально начинает каменеть. Вы в кресле. Вам трудно дышать. Усилием воли вы открываете рот, который совсем неудобно держать открытым – устают челюсти, трудно сглатывать слюну. Дыхание учащается, беспокойство переполняет вас, и вы, всеми фибрами души, ожидаете скорейшего окончания процедуры.

2 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и  бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.

3 текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися  золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ: в заключение этой части необходимо провести опрос. Приблизительные вопросы для обсуждения:

– Что группа узнала о модальностях?

–  Существует ли необходимость их определения?  Для чего?

–  Может ли это пригодиться в работе? Для чего?

После обсуждения ведущий подводит итоги вышесказанного.

Источники:

  • Василюк Ф. Е, Психология переживания (М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984г.).
  • Осухова Н.Г. Психологическая помощь и трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  • Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб.: Речь, 2005.
  • Пособие «Экстренная психологическая помощь», ГУ «ЦЭПП МЧС России». Москва «Издательство НЦ ЭНАО». 2001.
  • Методические рекомендации по «Первоначальной подготовки спасателей МЧС России». ГУ «ЦЭПП МЧС России», 2009.

Восприятие — известные психологи, восприятие и внимание

Область психологии, связанная с функционированием сенсорных систем и интерпретацией информации из внешнего мира.

Психологи определили два основных способа, которыми люди воспринимают окружающую среду . Один из них включает так называемую обработку «сверху вниз». В этом режиме то, что воспринимается, зависит от таких факторов, как ожидания и знания.То есть сенсорные события интерпретируются на основе комбинации того, что происходит во внешнем мире, и существующих мыслей, опыта и ожиданий. Когда восприятие основано на том, что ожидается, это называется перцептивным набором, предрасположенностью к переживанию события определенным образом. Один из примеров такой предрасположенности — слышать потенциально тревожных слов или фраз, когда рок-музыка проигрывается задом наперед. Хотя большинство людей не улавливают такие слова или фразы, когда они впервые слушают обратные звуки (когда у них нет перцептивного набора), эти же люди будут слышать их довольно четко, если им затем скажут, к чему прислушиваться.Психологи считают, что в этом процессе задействован перцептивный набор, потому что восприятие тревожного сообщения не происходит до тех пор, пока человек не настроен его услышать.

Мотивация также может влиять на восприятие события. На спортивных соревнованиях один и тот же эпизод может быть интерпретирован совершенно противоположным образом болельщиками двух разных команд. В этом случае люди интерпретируют эпизод непредвзято, но их субъективность окрашивает их восприятие.Альтернативный подход — обработка «снизу вверх», которая меньше полагается на то, что уже известно или ожидается, и больше на природу внешнего стимула. Если нет предвзятых представлений о том, чего ожидать, сигналы, присутствующие в стимуле, используются в большей степени. Одна часть этого процесса называется анализом характеристик, который включает в себя получение элементарных сигналов в ситуации и попытку соединить их вместе, чтобы создать значимый стимул. Когда дети слушают изначально незнакомый набор звуков, например «Клятву верности», они часто слышат слова и фразы, которые взрослые (использующие нисходящую обработку) не слышат.Таким образом, фраза «одна неделимая нация» может быть услышана ребенком как «одна обнаженная личность». Ребенок слышал правильное количество слогов, некоторые ключевые звуки и ритм фразы, но слишком многие черты неясны, что приводит к неточному восприятию. В целом многие психологи пришли к выводу, что способности восприятия зависят как от внешних стимулов, так и от ожиданий и знаний.

Большая часть исследований восприятия включала зрение по двум основным причинам.Во-первых, психологи признают, что это чувство доминирует над большей частью человеческого восприятия, и, во-вторых, его легче изучить, чем слух (слух) или второстепенные чувства, такие как вкус , запах , прикосновение и баланс. Другое исследование восприятия изучало то, как люди обращают внимание на окружающий мир и учатся игнорировать информацию, которая не имеет отношения к их потребностям в любой данный момент.

В сфере зрения несколько областей особенно привлекли внимание психологов: восприятие глубины , восприятие формы, постоянство восприятия и организация восприятия.Когда визуальная сцена содержит информацию, которая включает противоречивую информацию о глубине, форме и организации, результатом является визуальная иллюзия, обычно называемая оптической иллюзией. Такие иллюзии могут возникать, когда доступно слишком мало информации, чтобы произвести точную интерпретацию стимула; когда опыт приводит к формулированию конкретной интерпретации; или когда сенсорные системы обрабатывают информацию последовательным, но неточным образом. Иллюзии совершенно нормальны, в отличие от иллюзий, которые могут отражать ненормальные психологические процессы.

Другой аспект восприятия, который психологи интенсивно изучают, — это внимание. Часто люди могут выборочно уделять внимание различным аспектам своего мира и отключать других. Например, в шумной, многолюдной комнате человек может понять одного говорящего, обратив свое внимание на местоположение говорящего и сконцентрировавшись на частоте (высоте) голоса говорящего; человек также может использовать смысл разговора, чтобы помочь сосредоточиться и игнорировать несущественную речь.Однако в некоторых случаях кажется, что мы не способны игнорировать информацию. Одним из распространенных примеров является «феномен коктейльной вечеринки». Если что-то удерживает наше внимание, но человек в пределах слышимости произносит наше имя, наше внимание быстро переключается на этого человека. Когда мы воспринимаем важный для нас стимул (например, наше имя), наше внимание переключается. Одним из известных примеров неспособности игнорировать информацию является эффект Струпа. Если слова напечатаны цветными чернилами, обычно легко указать цвет чернил.Однако, если слова представляют собой названия цветов (например, «КРАСНЫЙ»), которые отображаются чернилами другого цвета (например, слово «КРАСНЫЙ» зелеными чернилами), нам трудно назвать цвет чернил, потому что мы склонны читать слово вместо того, чтобы обращать внимание на цвет чернил. Опытным читателям этот процесс кажется полностью автоматическим.

Исследование перцептивных способностей маленьких детей затруднено из-за недостаточных коммуникативных навыков. При рождении младенцы могут четко видеть предметы только тогда, когда они находятся на расстоянии около 20 см от глаза, но зрение вдаль улучшается в течение первого месяца.Младенцы также обладают восприятием глубины и имеют примерно цветового зрения . Точно так же младенцы могут улавливать звуки речи вскоре после рождения и могут определять источник звуков в окружающей среде, а также запах и вкус. В течение нескольких дней после рождения младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, могут отличать молоко своей матери от молока другой матери, а также отдавать предпочтение запахам, которые нравятся взрослым, и более негативно реагировать на запахи, которые взрослым не нравятся.

восприятие


восприятие

Слово восприятие относится к тому, что тело способно воспринимать, то есть информацию, которую организм способен отличать от внешнего мира.Согласно Oxford English Dictionary , восприятие это процесс осознания или осознания вещи или вещей в целом; Штат сознавая; сознание; понимание. Процесс понимания становится опосредованным опыт, поскольку он требует использования органов чувств для обработки данные. Чтобы объект был воспринимаемым, он должен быть понятен разум через взаимодействие зрения, звука, вкуса, прикоснуться и понюхать. Чтобы быть воспринятым, ощущение должно пройти через тело через одну из орган чувств, то есть глаз, ухо, нос, рот или кожа.К интерпретировать это ощущение называется восприятием. Воспринимаемое — это то, что может быть интерпретируется телом.

Нынешняя форма восприятия явно связана с ее первоначальным латинским значением как «действие овладения, понимания разумом или чувствами »[1]. Восприятие — это то, что позволяет нам чтобы понять мир через опыт наших чувств и сбор данных, но остается вопрос, как мы воспринимаем и что это значит для понимать.Кроме того, что делает объект воспринимаемым? Мы актеры восприятия или действует на нас?

Таким образом, воспринимать что-либо означает не понимать что-либо, а скорее удерживать это восприятие. как правда. Аристотель признает это в ранних формах теорий восприятия. Он утверждает что «есть две отличительные особенности, по которым мы характеризуем душу (1) локальное движение и (2) мышление, понимание и восприятие »[2]. Группы Аристотеля понимание и восприятие вместе в соответствии с общими предположениями его предшественников, которые, «все смотрят на мышление как на телесный процесс, подобный восприятию, и считают, что подобное понимается а также воспринимаются подобными. Они не могут избежать дилеммы: либо все, что кажется, правда (и есть некоторые, кто с этим согласен), или ошибка — это контакт с непохожим: это и есть противоположность познанию подобного подобным То, что восприятие и понимание не тождественны, есть поэтому очевидно; ибо первое универсально для животных мир, последний встречается лишь в небольшой его части »[3].Восприятие относится к наиболее немедленную реакцию, которую мы можем создать, используя наши чувства; само восприятие непрерывно, это необработанные данные, которые входят в наши умы, чтобы быть обрабатывается мыслью и действием.

Томас Рид исследовал эти теории непосредственности и ее связи к восприятию. «Если поэтому мы уделяем внимание тому действию нашего ума, которое мы называем восприятием внешнего чувственного объекта мы найдем его в следующих трех вещах: во-первых, некоторое представление или представление о воспринимаемом объекте; Во-вторых, сильное и непреодолимое убеждение и вера в его нынешнее существование; и, в-третьих, это убеждение и вера являются непосредственными, а не эффект рассуждения »4.Объект ощущается и распознается как существующий в его непосредственной близости. форма, создавая мгновенный опыт объекта, потому что «не в результате цепочки рассуждений и аргументации мы стали убеждены в существовании того, что мы воспринимаем; мы не просим аргументов в пользу существования объект, но мы его воспринимаем; восприятие повелевает нашей верой на основании собственного авторитета, и презирает основывать свой авторитет на каких бы то ни было рассуждениях »[5]. Видеть во многих отношениях веря. Чтобы поверить в объект, нужно осознать его существование, но восприятие того, что происходит немедленно.Однако это не означает, что любое восприятие всегда неопосредованно.

Когда восприятие связывается с ощущением, функцией самого мозга, переживанием чувства создают связь с переживаниями мозга, связывая чувства с непосредственным. Рид использует пример запаха розы. Хотя запах розы — это всего лишь восприятие, он становится сенсацией, когда мы понимаем, что это хороший запах. Запах в этом случае становится среда для наших ощущений и удовольствия, вместо того, чтобы существовать независимо от нас самих.Восприятие опирается только на обоняние, в то время как ощущение полагается на интерпретацию этот запах. Восприятие становится просто средством доступа к среде. Пока восприятие поскольку сам по себе является непосредственным, он может транскрибировать медиафайлы для того, чтобы для стимулирования нашего мозга.

Взгляды Канта на восприятие вращаются вокруг идеи априорных истин или истин, которые не исходят из опыта, а скорее из самого мозга. Априорные истины лишены чувственного ввод, а, скорее, самые основные и чисто логические мысли человека.Истины, которые распространяются знания и опыт — истины апостериорные. Посторонние истины требуют сенсорного входные и апостериорные знания не могут быть получены независимо от органов чувств. [6]

Одна из важнейших идей философии Канта — это представление о том, как мы понимаем Космос. Пока его нет, мы воспринимаем его как есть и поймите, что это есть. Таким образом, пространство и время являются априорными истинами, что означает, что мы осознаем они сами того не зная. «Обычно проводится различие между тем, что сразу становится известным и что является просто выводом Поскольку мы должны постоянно использовать вывод, и поэтому в конце полностью привыкнув к нему, мы перестаем обращать внимание на это различие и относимся к как немедленно воспринимаемое то, что на самом деле только предполагалось »[7].Вывод полагается на восприятие; Кант считает, что многие вещи, которые мы принимаем за непосредственные истинно опосредованы, и поэтому не может быть истинного «непосредственного восприятия» [8].

Джеймс Дж. Гибсон также исследовал связь чувств с ощущение и восприятие. Он пишет: «Но дело в том, что есть два разных значения к глаголу чувствовать, во-первых, что-то обнаруживать, а во-вторых, иметь ощущение »[9]. Таким образом, восприятие в рамках этой модели относится к органам чувств, а не к восприятию. ощутимое.Гибсон, однако, не считает, что чувства являются ключом к восприятию. «Теория сбора информации требует систем восприятия, не чувства »[10]. Эти системы восприятия, как Гибсон описывает «активную» модель чувств в сравнении с «пассивной». Гибсон полагается на когнитивные принимать информацию из нашего окружения. Ощущение как таковое связано напрямую и не может быть отделено от того, что воспринимается. Хотя эти утверждения могут противоречить более ранней работе в области, они приводят к важным вопросам в изучении восприятия в отношении посредничество: играем ли мы активную или пассивную роль в нашем восприятии? Что заставляет СМИ влиять наше восприятие? Какие качества восприятия актуальны в СМИ?

Джон Дьюи исследует роль восприятия в Art as Experience .Для него восприятие становится посредником между идеей художника и его пониманием. «Действие и его последствия должны быть объединены в восприятии. Эти отношения и придают смысл; к понять, что это цель всего разума »[11]. Для Дьюи искусство — это не то, что может быть пережитым в пассиве, этого не происходит, скорее, это требует действия. Восприятие в своей самой основной форме относится к чувствам и тому, что ощущается, но помимо этого, это интерпретация ума.Дьюи продолжает: «Опыт ограничен всеми причинами. которые мешают восприятию отношений между переживаемым и деланием. Может быть вмешательство из-за чрезмерного действия или излишка со стороны восприимчивости, прохождение. Неуравновешенность с обеих сторон размывает восприятие отношений и оставляет опыт. частичное и искаженное, с скудным или ложным смыслом »[12]. В этом смысле восприятие — это не только то, что мы видим, и это не то, что мы понимаем, чтобы увидеть, но это баланс между видением и понимание одновременно.Как показал Кант, недостаточно просто переживать, но скорее должен быть набор основополагающих истин, которые позволяют нам переживать. «Делаю или изготовление является художественным, когда воспринимаемый результат такой природы, что его качества как воспринимаемые контролировали вопрос производства. Акт производства, направленный намеренно производить что-то, что доставляет удовольствие в непосредственном переживании восприятия обладает качествами, которых нет у спонтанной или неконтролируемой деятельности »[13].Здесь Дьюи продолжает исследовать восприятие искусства как собственного материала. требует специфики. Искусство само по себе воспринимается как искусство, потому что оно возникло из-за мысль за этим. Эстетические оценки приходят после этого первоначального восприятия: «как производство должен вбирать в себя качества продукта, как они воспринимаются и регулироваться ими, и т. д. другая сторона, видение, слушание, дегустация, становится эстетической, когда соотносится с определенным образом деятельности определяет то, что воспринимается »[14].Таким образом, восприятие искусства требует некоторой формы активная роль. Это может быть распространено на любую среду, так как для того, чтобы понять среду, мы должны использовать восприятие в качестве посредника, которое само по себе является непосредственным, но связывает наше понимание.

Среда, в данном случае, потому что «воспринимаемая форма» идеи для Дьюи. Материалы — это лишь один аспект любого произведения искусства; восприятие идеи в произведение искусства составляет наиболее важный элемент изображения, так как любое изображение представление идеи в такой же степени, как и изображения.

Именно это определение восприятия по отношению к значению произведения беспокоило Уолтера. Бенджамин в его основополагающем эссе «Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства». Согласно Бенджамину, восприятие может измениться с течением времени, а вместе с тем и искажаться. «В течение долгих периодов истории способ чувственного восприятия человека меняется вместе со всем образом существования человечества. Способ, которым человеческое чувственное восприятие организована, среда, в которой она осуществляется, определяется не только природой, но и моими исторические обстоятельства »[15].Через ауру Бенджамин считал, что предметы остаются на расстоянии, что есть что-то по своей сути мистическое и особенное о них. Однако при воспроизведении предметы и изображения теряют свою ауру и таким образом, они становятся слишком легко воспринимаемыми, оставляя людей открытыми для манипуляций. У Бенджамина теории, восприятие искусства было опасным, предполагая, что восприятие само по себе что-то неконтролируемое. Учитывая набор существующих истин, наше восприятие может быть изменено на их основе.

Искусство, таким образом, может быть чем-то, что обманывает наше восприятие так, как это не может сделать даже реальность. Когда наши чувства что-то интерпретируют, есть понимание между зритель (или свидетель) и отношение к воспринимаемому объекту. Субъект находится под контролем восприятия и интерпретирует информацию так, как это делают другие. Реальность набор стандартов, формирующих наше восприятие; пространство и время — это фиксированная система, которая создает границы области возможного.У искусства есть способ скрыть истину внутри себя. реальность, несмотря на то, что она исходит из воображаемого. Таким образом, истина нашего восприятия может быть скомпрометированным. Художники давно искали способы дезориентировать зрителя и умеют делать поэтому, принимая то, что мы считаем правдой, основываясь на нашем предыдущем опыте, и изменяя это. M.C. Гравюры Эшера были известны тем, что дезориентируют пространство, объединяя плоскости, в то время как современные художники Джеймс Террелл может превратить трехмерное пространство в двухмерное пространство, используя поля света.То, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем на вкус и ощущаем, может быть преобразовано ранее существовавшие ожидания.

Фрейд обсуждал способы, которыми восприятие синхронизируется с его триадной структурой мозга: эго, суперэго и ид. Восприятие — это то, что воспринимается и распознается как воспринимается, когда проходит через уровни бессознательного и предсознательного. Именно в этом система, которую мы, как субъекты, способны воспринимать. Это не одна функция мозга в сама по себе, а скорее сложная система, которая позволяет нам.

Восприятие не представляет собой нечто фиксированное или постоянное, а скорее имеет элементы, которые закреплены в системе сменных элементов. Есть непосредственность к тому, что мы воспринимаем, но то, что мы воспринимаем, редко бывает непосредственным. Наш опыт и культура учреждения влияют на наши мысли, но без них у нас не было бы возможности попробовать при понимании. Создается впечатление, что восприятие — это слияние сознательного и бессознательная, активная и пассивная роль.У объектов есть способность влиять, но с этим, тоже дезориентирует. Восприятие — это не истина, а скорее вера, которая становится опосредованной. понимание.

Крис Ак
Зима 2007

Определение восприятия по Merriam-Webster

пер · цеп · ция | \ pər-ˈsep-shən \ 3а : осознание элементов окружающей среды через физические ощущения восприятие цвета

б : физическое ощущение, интерпретируемое в свете опыта.

б : способность к пониманию

Определение восприятия движения в психологии.

Примеры восприятия движения в следующих темах:

  • Восприятие движения

    • Движение Восприятие — это процесс определения скорости и направления элементов в сцене на основе визуального ввода.
    • Движение Восприятие происходит двумя способами, которые обычно называют движением первого порядка восприятие и движением второго порядка восприятие .
    • Движение первого порядка Восприятие происходит через специализированные нейроны, расположенные в сетчатке, которые отслеживают движение по яркости.
    • Однако этот тип движения восприятие ограничено.
    • Из-за движения первого порядка восприятие световые импульсы воспринимаются как непрерывное движение.
  • Полушария и доли головного мозга

    • Другие области затылочной доли специализированы для различных зрительных задач, таких как зрительно-пространственная обработка, цветовое различение и движение восприятие .
  • Восприятие глубины, расстояния и размера

    • Восприятие глубины, размера и расстояния достигается с помощью как монокулярных, так и бинокулярных сигналов.
    • На самом деле, восприятие , и зрение намного сложнее, чем это.
    • Глубина Восприятие — это визуальная способность воспринимать мир в трех измерениях в сочетании со способностью определять, насколько далеко находится объект.
    • Глубина Восприятие , размер и расстояние определяются как с помощью монокулярных (один глаз), так и бинокулярных (два глаза) сигналов.
    • Иллюзия Эббингауза иллюстрирует, как восприятие размера изменяется из-за относительных размеров других объектов.
  • Видение: визуальная система, глаз и цветовое зрение

    • Все зрение основано на восприятии электромагнитных лучей.
    • Цветовое зрение является важнейшим компонентом человеческого зрения и играет важную роль как в восприятии , так и в общении.
    • Глубина восприятие относится к нашей способности видеть мир в трех измерениях.
    • Хотя восприятие глубины часто приписывается бинокулярному зрению (зрение двумя глазами), оно также во многом зависит от монокулярных сигналов (сигналов только одного глаза) для правильного функционирования.
    • Эти сигналы варьируются от конвергенции наших глаз и аккомодации линзы до оптического потока и движения .
  • Социальное восприятие

    • Социальное восприятие — это вид восприятия , который позволяет человеку понимать других людей, социальные и невербальные сигналы в их окружении.
    • Эти представления могут влиять на поведение и отношения человека.
    • Социальное восприятие других людей сравнивается с восприятием себя , чтобы дать человеку лучшее понимание того, в каком положении он находится в обществе.
    • В то время как наиболее упрощенный взгляд на восприятие общества включает восприятие одним человеком другого, он также может относиться к восприятию человека группы , восприятию группой индивидуума или восприятию группой другая группа.
    • Опишите, как восприятие связано с процессом социального познания.
  • Введение в процесс восприятия

    • Восприятие — это набор бессознательных процессов, которым мы подвергаемся, чтобы понять стимулы и ощущения, с которыми мы сталкиваемся.
    • Все стадии процесса восприятия часто происходят бессознательно и менее чем за секунду.
    • Таким образом, первый шаг восприятия — это (обычно бессознательное, но иногда преднамеренное) решение о том, на что обратить внимание.
    • Неоднозначный стимул может быть преобразован в множество восприятий , воспринимаемых случайным образом, по одному, в так называемом «мультистабильном восприятии ».
    • Ваза Рубина — популярная оптическая иллюзия, используемая для иллюстрации различий в восприятии стимулов.
  • Влияние культуры на восприятие

    • Однако на наше восприятие наших эмоций влияет культура.
    • Две теории социального восприятия — теория атрибуции и теория социального сравнения.
    • Мотивационные факторы также влияют на восприятие как положительно, так и отрицательно.
    • Чувства, которые мы испытываем, влияют на наши восприятия мест, ситуаций, людей, предметов и т. Д.
    • Определите примеры того, как эмоции, цели и культура влияют на наше восприятие
  • Бессознательное восприятие и влияние на поведение

    • Наш мозг принимает больше информации, чем мы осознаем, что влияет на наше восприятие и поведение.
    • Восприятие — это процесс, с помощью которого разум выбирает, организует и интерпретирует ощущения.
    • Это влияет на наше поведение, потому что восприятие позволяет нам оценивать ситуации и выбирать подходящие реакции.
    • Следовательно, большая часть нашего восприятия основана на бессознательных процессах.
    • Состояние гипнотического транса — это пример бессознательного восприятия , влияющего на поведение.
  • Введение в социальную психологию и социальное восприятие

    • Социальная психология фокусируется на важности индивидуальных или социальных влияний на восприятие человеком мира вокруг него.
    • Социальные Восприятие позволяет людям делать суждения и формировать впечатления о других людях.
    • Социальные Восприятие может влиять на поведение и отношения человека.
    • Сюда входят такие области, как социальное восприятие , социальное взаимодействие и социальное влияние (включая доверие, власть и убеждение).
    • Существует большой интерес к тому, как восприятие и мысли, а также социальные сигналы влияют на индивидуальное поведение в этой области.
  • Бессознательное восприятие

    • Мы сталкиваемся с большим количеством стимулов, чем можем уделить внимание; бессознательное восприятие помогает мозгу обрабатывать все стимулы, а не только те, которые мы принимаем сознательно.
    • Бессознательное восприятие включает обработку сенсорных входов, которые не выбраны для сознательного восприятия .
    • В ряде исследований изучалось, как бессознательные стимулы влияют на восприятие человека .

определение и объяснение социального восприятия

Что такое социальное восприятие?

Социальное восприятие относится к способности делать точные интерпретации и выводы о других людях, исходя из их общего внешнего вида, вербальных и невербальных моделей общения. Такие вещи, как мимика, тон голоса, жесты рук, положение тела или движения, — все это вопросы, которые люди с более высоким уровнем социального восприятия выбирают, чтобы понять, что другие люди думают, чувствуют или, вероятно, будут делать дальше.(Аронсон и др., 2010)

Было обнаружено, что наличие в команде хотя бы одного человека с более высоким уровнем социального восприятия увеличивает вероятность лучшей работы команды и команды, развивающей коллективный интеллект. (Чикерсал, Прерна и др., 2017)

Назад к энциклопедии терминов Oxford Review

Возможно, вам понравится статья: Коллективный разум

Список литературы

Аронсон, Эллиот; Уилсон, Тимоти Д.; Акерт, Робин М. (2010). Социальная психология седьмое издание. Река Аппер Сэдл, Нью-Джерси: Pearson Education, Inc., стр. 83–115. ISBN 0-13-814478-8.

Chikersal, Prerna, et al. (2017) «Глубокие структуры сотрудничества: физиологические корреляты коллективного разума и группового удовлетворения». Труды 20-й конференции ACM по совместной работе с компьютерной поддержкой и социальным вычислениям (CSCW 2017). 2017.

Гвен М. Виттенбаум, Гарольд Стассер и Кэрол Дж. Мерри. (1996). Молчаливая координация в ожидании завершения задачи в небольшой группе.Журнал экспериментальной социальной психологии 32, 2: 129–152.

Анита Уильямс Вулли и Ишани Аггарвал. Коллективный разум и групповое обучение. В Справочнике по групповому и организационному обучению, Линда Арготе и Дж. М. Левин (ред.). Издательство Оксфордского университета, Лондон, Великобритания.

Как люди решают, каких лидеров мы хотим

Будьте в высшей степени хорошо информированными

Получайте самые последние брифинги разведывательной разведки, брифинги по видео-исследованиям, инфографику и многое другое, отправляемые непосредственно вам по мере их публикации

Будьте самым впечатляюще хорошо информированным и актуальным человеком…

Успех! Теперь проверьте свою электронную почту, чтобы убедиться, что мы правильно ее поняли. Если вы не получите электронное письмо в течение следующих 4-5 минут, что-то пошло не так: 1. Проверьте папку нежелательной почты на всякий случай 🙁 2. Если и ее там нет, возможно, вы случайно ошиблись в адресе электронной почты (такое случается). Сделайте еще одну попытку. Большое спасибо

Нравится то, что вы видите? Помогите нам распространить информацию

Форма и восприятие формы | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательная | Развивающий | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клиническая | Образовательная | Промышленное | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принимать решение · Учусь · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Мышление — Познавательные процессы Познание — Контур Индекс


Восприятие формы и формы — это аспект восприятия и касается процессов, участвующих в различении форм с помощью органов чувств. Восприятие формы — это способность человеческого разума и чувств воспринимать формы физических объектов и очертания, наблюдаемые в окружающей среде. Это сложный психический процесс, изучаемый неврологами.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Синонима
  • 3 Неврология восприятия формы
  • 4 См. Также
  • 5 ресурсов

Восприятие формы — одно из основных визуальных различений, приобретенных людьми в детстве.Ребенку с плохим восприятием формы с большой вероятностью будет поставлен диагноз «неспособность к обучению», поскольку почти вся учебная деятельность требует определенного типа восприятия формы, а главное — способности читать. Ребенку, которому трудно воспринимать форму букв, слогов или слов, будет сложно выучить алфавит или научиться читать. Распознавание букв — самый важный навык на ранних этапах чтения.

  • Восприятие объекта
  • Перцептивная группировка
  • Восприятие поверхности
  • Восприятие фигуры и фона

Неврология восприятия формы [править | править источник]

  • Амодальное восприятие
  • Обнаружение края
  • Эдмунд Б.Delabarre
  • Рисунок заземления
  • Гештальт-психология
  • Иллюзорные контуры
  • Параллакс движения
  • Распознавание объекта
  • Дискриминация по образцу
  • Форма
  • Внешний вид
  • Что такое восприятие формы?
  • Гештальт-принципы восприятия формы
  • «Восприятие формы», Стивен Гроссберг, факультет когнитивных и нейронных систем, Бостонский университет,
  • Восприятие зрительной формы, Питер У.Це и Ховард К. Хьюз, Дартмутский университет,
  • Видение: восприятие формы, Донлад Д. Хоффман и Маниш Сингх, Калифорнийский университет — Ирвин
v · d · e Познавательные процессы
Познание

Осведомленность · Когнитивный диссонанс · Понимание · Сознание · Воображение · Интуиция

Восприятие

Амодальное восприятие · Цветовое восприятие · Глубинное восприятие · Визуальное восприятие · Восприятие формы · Тактильное восприятие · Речевое восприятие · Восприятие как интерпретация · Восприятие Числовое значение восприятие · Гармоническое восприятие · Социальное восприятие

Память

Кодирование · Хранение · Вызов · Консолидация памяти

Другое

Внимание · Высшая нервная деятельность · Намерение · Обучение (память) · Умственная усталость · Набор (психология) · Мышление · Волеизъявление


((enWP | Восприятие формы}}

Значение, определение, природа и значение

Прочтите эту статью, чтобы узнать о значении, природе и важности восприятия.

Значение и определение восприятия:

«Восприятие — это процесс, посредством которого информация из внешней среды выбирается, принимается, организуется и интерпретируется, чтобы сделать ее значимой для вас. Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям ».

Ниже приводится несколько определений восприятия, данных разными авторами:

«Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл окружающей их среде.”

По словам Джозефа Рейца, «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей его среде — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Изучение этих непрерывных процессов показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных: объекты или события, которые воспринимаются, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие ».

Простыми словами мы можем сказать, что восприятие — это акт видения того, что можно увидеть.Но на то, что видно, влияют воспринимающий, объект и его окружение. Смысл восприятия подчеркивает все эти три момента.

Природа восприятия:

Восприятие было объяснено Аджитом Сингхом следующим образом:

«Восприятие относится к интерпретации сенсорных данных. Другими словами, ощущение включает в себя обнаружение наличия стимула, тогда как восприятие включает понимание того, что означает стимул. Например, когда мы что-то видим, визуальный стимул — это световая энергия, отраженная от внешнего мира, и глаз становится датчиком.Этот визуальный образ внешнего объекта становится восприятием, когда он интерпретируется в зрительной коре головного мозга. Таким образом, зрительное восприятие означает интерпретацию изображения внешнего мира, проецируемого на сетчатку глаза, и построение модели трехмерного мира ».

Из приведенного выше объяснения становится ясно, что восприятие — это нечто большее, чем ощущение. Он коррелирует, объединяет и охватывает различные ощущения и информацию от многих органов тела, с помощью которых человек идентифицирует вещи и объекты, к которым относятся ощущения.

Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими характеристиками человека, тогда как ощущение возникает только с физиологическими особенностями. Таким образом, восприятие — это не просто то, что человек видит глазами, это гораздо более сложный процесс, с помощью которого человек выборочно поглощает или ассимилирует стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринимаемую информацию определенным образом, а затем интерпретирует информацию, чтобы сделать оценка того, что происходит в окружающей среде.

Восприятие — это субъективный процесс, поэтому разные люди могут воспринимать одну и ту же среду по-разному в зависимости от того, какие конкретные аспекты ситуации они выбирают для выборочного восприятия, как они организуют эту информацию и каким образом они интерпретируют ее, чтобы получить представление о происходящем. ситуация.

Важность восприятия:

(i) Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам по-разному. Все, что мы видим или чувствуем, не обязательно то же самое, что есть на самом деле.Это потому, что мы слышим не то, что на самом деле сказано, а то, что мы воспринимаем как сказанное. Когда мы что-то покупаем, это не потому, что это лучшее, а потому, что мы считаем это лучшим. Таким образом, именно благодаря восприятию мы можем выяснить, почему один человек находит работу удовлетворительной, а другой может быть ею не удовлетворен.

(ii) Если люди ведут себя на основе своего восприятия, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, понимая их нынешнее восприятие окружающей среды.Один человек может рассматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, которые видит другой зритель.

(iii) С помощью восприятия можно определить потребности различных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности. Подобно зеркалам в парке развлечений, они искажают мир в зависимости от своего напряжения.

(iv) Восприятие очень важно для менеджера, который хочет избежать ошибок при общении с людьми и событиями на рабочем месте.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *