Возрастные кризисы кратко: Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология – Возрастные особенности развития. Понятие о кризисах и стабильных периодах. Их особенности

Содержание

Возрастные кризисы в психологии: таблица, особенности и характеристика

Фото 1848Психология выделяет несколько этапов взросления человека. Каждый из них имеет характерные отличия. Переходы между отдельными этапами проходят не бесследно. Возрастные кризисы в психологии — промежуточные периоды, когда человек переходит от одного возраста к другому. Они характеризуются серьезными психологическими изменениями, депрессиями, стрессами.

Понятие и суть

Возрастной кризис — особый этап развития личности, который при неблагоприятном развитии может стать негативным переломом в жизни. Впервые этот термин ввел Выготский. Для каждого возраста в психологии есть ряд норм, на которые обращают внимание специалисты при обследовании отдельных людей. При наличии отклонений от норм разрабатывается методика их исправления.

Считается, что возрастные кризисы необходимы для изменения психики человека, но многие психологи с этим не согласны. Мнение ученых по этому поводу разделилось на 2 типа:

  1. Эриксон, Выготский, Фрейд считали, что возрастные кризисы — неотъемлемый этап развития человека.
  2. Запорожец, Рубинштейн предполагали, что возрастные кризисы возникают индивидуально у каждого человека.

Большинство кризисных ситуаций случается не только на фоне взросления, но и под действием окружающих факторов.

Основные виды

Таблица возрастных кризисов в психологии:

НазваниеПериодОписание
НоворожденностиС 0 до 12 месяцевОбусловлен резкими изменениями в жизни малыша. Меняется окружающая обстановка, питание. Кризис помогает ребенку привыкнуть к новым жизненным условиям.
1 годаВ 1 годВозникает на фоне увеличения потребностей ребенка, роста его возможностей. Главное достижение переходного периода — развитие речи.
3 летВ 3 годаСложный период в жизни ребенка. Малыш начинает осознавать личное Я, отделяется от взрослых, старается установить с ними серьезные отношения.
7 летМожет начаться не только в 7, но и в 6, 8 летРебенок открывает новую социальную позицию — он становится школьником. Происходит переоценка ценностей, меняются взгляды, появляется множество новых знакомств.
ПубертатныйС 11 до 16 летОбуславливается половым созреванием. Активируется выработка различных гормонов, происходит активное физиологическое и физическое развитие. Эмоциональный фон становится нестабильным. Чаще пубертатный кризис затягивается на долгие месяцы, может привести к развитию психологических нарушений.
ЮностиС 16 до 18 летПосле окончания школы подросток переходит к взрослой жизни. Некоторых пугает взросление, они ищут любые способы продолжения обучения. Малая часть бывших учеников отправляется на работу, чтобы опробовать что-то новое.
МолодостиС 20 до 30 летОбуславливается становлением человека в обществе. Он находит работу, меняет жилье, начинает любовные отношения.
ЗрелостиС 33 до 35 летПроисходит анализ собственных достижений, успехов за прошедшие этапы жизни. Характер кризиса зависит от того, чего добился человек за сознательную жизнь.
Среднего возрастаС 45 до 55 летВ этом возрасте у человека кончается запас сил, ослабевает здоровье, возрастает разрыв с детьми. Этот период часто сопровождается затяжными депрессиями.
Поздней зрелостиС 55 до 65 летСостояние стабилизируется, человек начинает больше думать о духовном, не обращает внимание на физическое положение. Постепенно субъект прекращает работать, занимается анализом прошедших лет.
Ранней старостиС 66 до 67 летНа этом жизненном этапе возникает кризис связанный с переживаниями за прожитую жизнь. Если он смог добиться больших высот, кризисная ситуация не доставит много негативных переживаний.
Фото 1849

Кризис трех лет

Последний вид — кризис старости. Человек смиряется с приближающейся смертью, не обращает внимания на здоровье.

Структура и фазы

Изучая психологию личностей, Выготский выделил 3 фазы возрастных кризисов:

  1. Предкритическая фаза. Человека беспокоят сомнения, связанные с непризнанием изменения окружающих условий. Индивид представляет себе приятное возможное будущее, но не знает, как его добиться.
  2. Критический этап. Противоречие между реальностью и ее сознательным принятием достигает максимального пика. Человек старается приблизиться к увиденным идеалам, но чаще его внутренних ресурсов не хватает чтобы достичь необходимой цели.
  3. Посткритическая фаза. Противоречия ослабляются, субъект начинает строить гармоничные отношения с окружающим миром.

Фазы развиваются последовательно. На их протекание воздействуют окружающие факторы, обучение, воспитание.

Фото 1850Возможные последствия

Возрастные кризисы могут привести к развитию депрессий, стресса. Из-за этого ухудшается психологическое, физическое состояние человека. Нарушается гормональный фон, ухудшается аппетит, сон. Если не принять никаких мер по улучшению состояния, личность может замкнуться в себе, потерять интерес к жизни.

Особенности преодоления

Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
  2. Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
  3. Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
  4. Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
  5. Отказаться от вредных привычек.
  6. Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
  7. Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
  8. Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
  9. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.

Когда требуется помощь психолога?

Обратиться за помощью к психологу нужно, если общее психологическое состояние не улучшается длительное время. Психолог должен провести ряд тестов, чтобы определить, почему индивид не может справиться с кризисной ситуацией. После выполнения диагностики, подбирается курс для восстановления общего состояния.

Психология выделяет несколько этапов взросления индивида. Каждый из них имеет характерные особенности. Между отдельными возрастными этапами есть промежутки, которые отличаются нестабильностью. Их называют возрастными кризисами. Каждый из них обуславливается изменением психики, восприятием окружающего мира. Если кризис не проходит самостоятельно, вызывает развитие депрессий и стрессов, нужно обратиться за помощью к опытному психологу.

Возрастные кризисы у детей – таблица и описание

Психолог Светлана Мерченко о том, как помочь ребенку преодолеть сложные возрастные периоды

фото_Мерченко.png""

Досье КС

Светлана Мерченко

Город: Новосибирск

Практикующий псифхолог, специалист в области детско-родительских отношений, психолог организации усыновителей «День аиста», бизнес-тренер, многодетная ­мама

Про кризисы развития детей слышали, пожалуй, все современные родители. То и дело кто‑то вздыхает: «У нас кризис трех лет» или «У нас подростковый возраст». Что же это значит? Возрастные кризисы — это такие периоды в развитии человека, при которых происходят резкие психические изменения. Еще вчера ваш школьник был вполне себе милым и покладистым, а сегодня вдруг стал спорить, противоречить, расстраиваться по пустякам, утрированно реагировать на любые замечания в свой адрес, и вы понимаете — вот оно, началось! Здравствуй, подростковый возраст! Однако проходит какое‑то время — год, два, три, и вы замечаете, что ребенок вернулся «в свои берега». Но при этом стал другим, более независимым, ответственным, самостоятельным. Кризис миновал, а результаты его ­­остались. Возрастные кризисы встречаются на всем протяжении процесса взросления: как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, поэтому особенно важно знать их отличительные черты и значение.

«Штормовые» периоды

О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного. Но оставим тонкости профессионалам — родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые ­­периоды. В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:
ВозрастПредмет конфликтаБлизкое окружениеИсход кризиса
0—1 годСтоит ли доверять этому миру?

+

Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение

+

Доверие к людям, позитивное отношение к себе

Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота»

Недоверие к людям, недоверие к себе
2—3 годаМогу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?)

+

Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях

+

Автономия, стремление управлять собой

Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания

Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность
4—5 летМогу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой?

+

Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание

+

Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола

Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика

Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу
6—11 летМогу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

+

Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания

+

Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей

Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания

Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями
12—18 летКто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции?

+

Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир

+

Идентичность, внутренняя целостность

Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем. Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Кризис 2–3 лет

«Самостоятельность или неуверенность?»

Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача — научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное ­время.

Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» — это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями. Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень ­мало.

Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом ­периоде.

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть ­счастливыми.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения. Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка. Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение. Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому. Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности. В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Всё можно исправить

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь. Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё ­возможное».

Возрастные кризисы в психологии – особенности и характеристика

Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития. Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека. На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.

Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.

Следует понимать, что кризис – это не только изменение психической деятельности человека, но и его жизненные обстоятельства, которые возникают в данный период. Нередко образ жизни человека меняется под влиянием возрастного кризиса.

Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни. Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д. Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.

Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.

В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть. Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов. А мужчины могут работать за гроши.

Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?

Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и уверенности в себе. Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса. К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы. Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в кризисе.

Маленький кусочек счастья можно получить от простого сравнения себя с другими людьми. Но здесь есть и опасность, что вы начнете себя сравнивать с теми, кто, по вашему мнению, более успешен, нежели вы. Посмотрите на тех людей, которые живут хуже, чем вы. Конечно, звучит немного эгоистично, но и это может доставить удовольствие – понимание того, что вы живете не так уж и плохо.

Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории. Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать. Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже. У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста. При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.

Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.

Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.

Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.

перейти наверх

Возрастные кризисы в психологии

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

перейти наверх

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

  1. Первый кризис наступает с рождения до года – период развития базового доверия к миру. Здесь ребенок громким криком требует к себе внимания и заботы со стороны близких. Вот почему родители должны к нему бежать по первому зову, что не является баловством или прихотью, а становится потребностью данного возраста. В противном случае, если ребенок не будет получать всей заботы и любви по первому крику, он разовьет недоверие к миру.
  2. Второй возрастной кризис наступает в возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок постепенно старается все делать сам. Он пробует свои силы, повторяет за взрослыми, постепенно обретает автономию и независимость от них. Здесь ребенку нужно помогать и поощрять. Именно в этом возрасте он становится капризным, упрямым, истеричным, что связано с его желанием быть самостоятельным. Ребенку также нужно устанавливать границы (что делать можно и нельзя), иначе он вырастет тираном. Не ограждайте его от экспериментов и познания собственного тела, ведь именно на данном этапе ребенок начинает изучать свои половые органы и понимать разницу между полами.
  3. Третий возрастной кризис наступает в возрасте от 3 до 6 лет – когда ребенок обучается трудолюбию, начинает выполнять всю домашнюю работу. Именно в данный период ребенка нужно всему обучать, начиная с элементарного. Нужно позволять ему все делать самостоятельно, под присмотром родителей, совершая ошибки и исправляя их, не будучи при этом наказанным. Также в данном возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, в чем его следует поощрять, поскольку таким образом он обучается социальной жизни во всех ее планах.
  4. Четвертый возрастной кризис наступает от 6 до 12 лет – когда ребенок легко и быстро усваивает знания и навыки, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь. Вот почему в данный период его следует обучать, образовывать и позволять посещать все кружки, которыми ему хочется заниматься. В этот период он получит тот опыт и навыки, которые будет использовать всю жизнь.
  5. Пятый этап называется «подростковым» и знаменуется сложностями общения родителей и детей. Это связано с тем, что у детей меняется отношение к себе и взрослым, что должны учитывать родители. Ребенок на данном этапе занимается самоидентификацией: кто он, чем он должен заниматься, какую роль выполняет в данной жизни? Нередко подросток здесь входить в различные неформальные группировки, меняет свой имидж и пробует новые модели поведения. Родители уже перестают быть авторитетами для детей, что является нормальным. Что могут сделать родители?
  • Начать уважать желания ребенка и разговаривать с ним на равных. Если вам что-то не нравится, то намекните или мягко скажите об этом, чтобы ребенок подумал и сам решил, слушаться ли вас.
  • Становиться для него примером. Если он не видит в вас авторитета, тогда предложите ему вариант достойного человека, с которого он будет брать пример (желательно, его пола). В противном случае ребенок сам найдет, на кого ему ровняться.
  • Помогать ребенку в поиске самого себя и своего смысла жизни. Не назидать, а позволять увлекаться не только учебой, но и своими интересами.
  1. Шестой кризис наступает в 20-25 лет – когда человек полностью отдаляется (отщепляется) от родителей. Начинается самостоятельная жизнь, которой родители не должны мешать. На данном этапе человек обучается общению с противоположным полом и построению с ним отношений. Если этого не происходит, значит, не пройден предыдущий этап. Также человек нарабатывает новых друзей, вливается в рабочую жизнь, где сталкивается с новыми людьми и коллективом. Очень важно, чтобы человек умел брать на себя ответственность и преодолевать все трудности. Если под натиском проблем человек бежит к родителям, значит, он еще не прошел какой-то предыдущий этап. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда он должен соответствовать чужим ожиданиям и быть самим собой. Нужно прекратить угождать окружающим и начать жить своей жизнью, быть самим собой, идти своим путем. Если человек не может оградиться от общественного мнения, тогда он продолжает быть инфантильным (ребенком).
  2. Седьмой этап начинается с 25 лет и длится до 35-45 лет. Здесь человек начинает устраивать свою семью, развивать карьеру, находить друзей, которые будут его уважать, все это развивать, усиливать и делать стабильным в своей жизни.
  3. Восьмым кризисом называется «кризис среднего возраста», который начинается в 40 лет (плюс-минус 5 лет) – когда у человека все стабильно, наработано, организованно, однако он начинает понимать, что все это бессмысленно, его не радует. Здесь человек начинает оглядываться назад, чтобы понять, почему он несчастлив. Он сделал все так, как говорили ему родственники, друзья и общество в целом, однако он до сих пор несчастлив. Если человек понимает, что раньше он жил не так, как ему хотелось бы, тогда он все это разрушает. Если же человек более-менее доволен своей жизнью, тогда он лишь ставит новые цели, к которым будет стремиться, имея все то, что у него уже есть.
  4. Следующий кризис тоже становится переломным, он начинается в 50-55 лет – когда человек выбирает, будет он дальше жить или стареть. Общество говорит человеку о том, что он уже теряет свою значимость. Человек стареет, поэтому уже больше не нужен, поскольку есть более молодые и перспективные люди. И здесь человек решает, будет он дальше бороться, жить, развиваться или начнет стареть, думать о смерти, готовиться к пенсионному возрасту.
  5. Последним становится кризис от 65 лет – когда человек обладает большим опытом, знаниями, навыками. Чем он будет заниматься дальше? В зависимости от принятого решения, человек либо начинает делиться своими знаниями, обучать молодых, либо начинает болеть, становиться обузой для близких, требовать их внимания, как маленький ребенок.
перейти наверх

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

перейти наверх

Итог

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Кризис одного года — Википедия

Кризис одного года (Кризис первого года жизни) — один из нормативных возрастных кризисов, завершающий младенческий период развития. Кризис не имеет чётких временных границ, примерная длительность — от нескольких месяцев до полугода. Длительность, выраженность и интенсивность протекания кризиса являются индивидуальными.

Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, кризис одного года относится к числу «малых кризисов», то есть возникает на рубеже двух периодов (младенчества и раннего детства), относящихся к одной эпохе (эпоха раннего детства). Кризис одного года связан с противоречием между возрастными новообразованиями, возникшими в конце периода младенчества и социальной ситуацией развития младенческого возраста.

В исследовании С. Ю. Мещериковой[1] были отмечены следующие симптомы кризиса одного года:

  • «Трудновоспитуемость» — ребёнок перестает слушаться, проявляет упрямство, настырность, требует повышенного внимания.
  • Резкое увеличение положительных и отрицательных новоприобретений — ребёнок овладевает большим числом умений в игре и самообслуживании, проявляет попытки самостоятельных действий там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление), также начинает отказываться от выполнения обычных повседневных действий, которые раньше спокойно выполнял.
  • Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия.
  • Повышенная капризность.

К концу периода младенчества ребёнок обыкновенно уже умеет передвигаться в пространстве (ползать или ходить), понимать обращенную к нему речь, произносить первые слова, манипулировать с предметами, у него появляются аффективно заряженные представления, которые Л. И. Божович назвала «мотивирующими представлениями».

Ходьба[править | править код]

Именно с появлением возможности автономно передвигаться в пространстве Л. С. Выготский связывает изменение отношения ребёнка к окружающему миру. Умение ходить совершенствуется, и ребёнок вскоре может передвигаться по всему доступному пространству, манипулировать со всеми предметами, которые оказываются в зоне его доступа. Особую притягательность приобретают предметы, которыми пользуется взрослый человек. Ходьба или ползание позволяют ребёнку самостоятельно приблизиться к интересующему его объекту, не дожидаясь родительского сопровождения. Такое расширение возможностей ребёнка приводит к увеличению количества ситуаций, опасных для него, ситуаций, вызывающих беспокойство родителей. Как следствие, появляются запреты. Запрет или неудовлетворение желания вызывают дискомфорт, приводящий к сосредоточению ребёнка на состоянии стремления и ребёнок начинает «чувствовать» собственное желание, то есть происходит субъективация стремления. Однако запреты, адресованные годовалому ребёнку, редко достигают своей цели. Наиболее частым их результатом являются так называемые гипобулические реакции (Кречмер). Это тенденция, направленная против запретов. Эти реакции связаны с аффектами и волей и выражаются в форме протеста, а при неправильном воспитании перерастают в гипобулические припадки, когда происходит некоторая регрессия поведения: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет)[2].

Автономная речь[править | править код]

По мнению Л. С. Выготского, начало и конец кризиса одного года знаменуется появлением и исчезновением автономной речи. Л. С. Выготский считает автономную речь основным новообразованием кризиса одного года, которое исчезает в конце этого периода, уступая место социальной речи. Автономная речь отличается от обычной человеческой речи: 1) фонетически, 2) семантически (одно и то же «слово» автономной речи может иметь несколько разных смыслов, которые организованы по принципу комплексов), 3) она аграмматична, 4) она ситуативна (речь ребёнка понятна только близким людям, постоянно общающимся с ребёнком). Через этап автономной речи происходит переход от безъязычного к языковому общению. Её возникновение объясняется потребностью в общении, сформировавшейся в младенческом возрасте. Однако в период кризиса одного года непонимание со стороны взрослых, вызванное своеобразием детской речи также может вести к появлению гипобулических реакций. Л. С. Выготский считает, что именно возникновение автономной детской речи вызывает изменение отношения ребёнка к среде, а значит и переход к новой социальной ситуации развития[3].

Мотивирующие представления[править | править код]

Л. И. Божович выделяла ещё одно важное новообразование, относящееся к началу второго года жизни ребёнка. Если до того ребёнок был полностью зависим от предметов, попадающих в поле его восприятия, то теперь он начинает действовать не только под влиянием непосредственных впечатлений, но также под влиянием образов, которые сохранились в его памяти. Л. И. Божович называет их мотивирующими представлениями. Они аффективно заряжены (привлекают ребёнка или отталкивают) и побуждают поведение ребёнка. Таким образом он действует уже не только и не столько под влиянием того, что он непосредственно видит в данным момент, сколько под влиянием собственных аффективно заряженных представлений, образов памяти. В частности, это означает, что ребёнка уже нельзя отвлечь от понравившегося ему предмета или действия простым переключением его внимания на что-то другое. Это ещё один источник гипобулических реакций[4].

Представление о себе[править | править код]

Со второго полугодия жизни развитие манипулятивной деятельности приводит к тому что ребёнок начинает более четко воспринимать результаты своих действий и себя как действующее начало. Одним из показателей наличия образа себя у ребёнка является узнавание им себя в зеркале. В исследовании Н. Н. Авдеевой[1] ребёнку незаметно ставили пятно краской на лбу или надевали ватную повязку на ухо. Если ребёнок поставленный в таком виде перед зеркалом пытался стереть пятно или снять повязку, то есть демонстрировал поведение направленное на себя, а не на свое отражение в зеркале, то делался вывод, что ребёнок узнал себя в зеркале. На качественные особенности образа себя влияет характер общения ребёнка со взрослым: опыт личностно-ориентированного общения со взрослым и наличие положительного эмоционального самоощущения приводят к успешному формированию устойчивого образа себя. Переживание ребёнком себя как действующего начала формируется как в общении со взрослым, так и в предметных действиях. Ребёнок переживает себя как активное действующее начало, в результате чего возникает характерное для кризиса одного года стремление самостоятельно совершать действия, копирующие поведение взрослого[1].

Все вышеперечисленные новообразования приводят к ещё одному крайне важному изменению в жизни ребёнка. В период кризиса одного года исчерпывает себя та социальная ситуация развития, которая сформировалась в младенческом возрасте. Если раньше взрослый был для ребёнка посредником в его взаимодействиях с миром, то теперь ребёнку уже не нужно это посредничество. ребёнок хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, то есть происходит своеобразная эмансипация от взрослого. Но без взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Поэтому к концу кризиса одного года и началу следующего периода — периода раннего детства — формируется новая социальная ситуация развития, в которой взрослый выступает не как посредник, а как помощник, носитель социальных способов действия с предметами, смыслов деятельности[5].

В советской и российской психологии кризис описывается как позитивное явление в развитии ребёнка, связанное с существенными преобразованиями его личности и самосознания. Внешне заметными являются в основном негативные проявления кризиса, но при этом происходят глубокие качественные изменения. При этом кризис не является одномоментным явлением, это период, не имеющий четких временных границ, его длительность зависит в том числе от социальных условий, окружающих ребёнка, от его отношений со взрослым и готовности взрослого перестроить это отношение согласно изменившимся потребностям ребёнка.

Е. Н. Корнеева в своей книге «Детские капризы» советует родителям, чьи дети переживают кризис одного года, следующее[6]:

  • вместо чрезмерного количества запретов — организовать безопасную среду для ребёнка, которую от мог бы исследовать без угрозы для себя;
  • вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться — переключить его внимание на что-то другое;
  • стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами;
  • действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.
  • Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  • Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие — М.: Издательский дом высшей школы экономики. — 2012.
  • Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318—340.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспекты лекций. М., 2005. — с. 166—167.
  • Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.
  • Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров — М.: Юрайт, 2013. — с. 268—270.
  • Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  • Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник — Москва: Гардарики. — 2005. — с. 177—181.
  • Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — с. 47.
  1. 1 2 3 Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: ВЛАДОС, 2006. — с. 138—143
  2. ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 318.
  3. ↑ Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4.- с. 319—340.
  4. ↑ Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1979. — Т. 4. — С. 23-25.
  5. ↑ Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М. : Академия, 2000. — c. 145—147
  6. ↑ Корнеева Е. Н. Детские капризы. — Ярославль: Академия развития, 2002. — с. 45-48.

1. Сущность возрастного кризиса

1.1. Понятие о возрастном кризисе

Возрастные кризисы — это особые, относительно не­продолжительные по времени (до года) возрастные пе­риоды, характеризующиеся резкими психическими из­менениями. Возрастные кризисы возникают при пе­реходе от одной возрастной ступени к другой, свя­заны с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его дея­тельности и сознания.

В отечественной психологии термин «возрастные кри­зисы» введен Л.С. Выготским и определен как целост­ное изменение личности человека, регулярно возника­ющее при смене стабильных периодов.

По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обуслов­лен возникновением основных новообразований пред­шествующего стабильного периода, которые приво­дят к разрушению одной социальной ситуации раз­вития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зави­сят от индивидуальных особенностей, социальных и мик­росоциальных условий.

Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, ре­зультат неправильного воспитания. Но Л.С. Выготский подчеркивал, что никто из исследователей не может от­рицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиа­лектически настроенные авторы признают необходи­мость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кри­зисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не бу­дет полноценно развиваться дальше.

Л.И. Божович понимала под кризисами переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знамену­ют собой завершение предыдущего этапа развития и на­чало последующего. Каждое системное ново­образование, возникая в ответ на потребности ребенка, включает аффективный компонент и потому несет в себе побудительную силу. Именно поэтому центральное для данного возраста системное новообразование, являюще­еся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хологического развития ребенка в соответствующий пе­риод, не остается нейтральным по отношению к даль­нейшему развитию, а становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. Это и дает право рассматривать кризисы в качестве перелом­ных этапов онтогенетического развития личности, ана­лиз которых позволит вскрыть психологическую сущ­ность этого процесса.

Все эти особенности детей, переживающих крити­ческий период, говорят об их фрустрированности. Фрустрация же, как известно, возникает в ответ на депривацию каких-то существенных для человека по­требностей. Поэтому можно сделать вывод, что на сты­ке двух возрастов такую реакцию дают дети, у кото­рых не удовлетворяются или даже активно подавля­ются те новые потребности, которые появляются в кон­це каждого этапа психического развития вместе с цен­тральным, т. е. личностным, новообразованием соот­ветствующего возраста. При этом Л.И. Божович под­черкивала, что следует различать фрустрацию потреб­ности, связанную с ее насильственным подавлением социальными требованиями (от кого бы они не исходи­ли — от окружающих людей или от самого субъекта), и те случаи, когда потребность не удовлетворяется в результате отсутствия у субъекта соответствующих способов ее удовлетворения. Противоречие между субъектом и его возможностями не является конфликтом, оно выступает в качестве основной движущей силы психического развития.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; пубертат-ный кризис; кризис семнадцати лет; кризис трид­цати лет; кризис сорока лет; пенсионный кризис; кризис смерти. Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и опи­сан кризис семи лет (7-й год в жизни ребенка — пере­ходный между дошкольным и отроческим периодом). Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в вос­питательном отношении. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, на­строения и т. д. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограничен­ный коротким промежутком времени, личность ребен­ка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребе­нок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строп­тивость, упрямство, негативизм, капризность, своево­лие. Внутренние и внешние конфликты часто сопровож­дают весь период.

Еще позже был изучен кризис тринадцати лет, кото­рый описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Как показывает самое название, негативное содержание периода выступает на первый план и при поверхностном наблюдении кажется исчер­пывающим весь смысл развития в этот период. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармо­ничность во внутреннем строении личности, свертыва­ние и отмирание прежде установившейся системы ин­тересов, негативный, протестующий характер поведе­ния позволяют характеризовать этот период как ста­дию такой дезориентировки во внутренних и внешних отношениях, когда человеческое «Я» и мир разделены более, чем в иные периоды.

Сравнительно недавно было теоретически осознано то положение, что хорошо изученный с фактической стороны переход от младенческого возраста к раннему детству, совершающийся около одного года жизни, представляет собой в сущности тоже критический пе­риод со своими отличительными чертами, знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы развития. Чтобы получить законченную цепь крити­ческих возрастов, Л.С. Выготский предложил вклю­чить в нее в качестве начального звена тот, пожалуй, самый своеобразный из всех периодов детского разви­тия, который носит название новорожденности. Этот хорошо изученный период стоит особняком в системе других возрастов и является по своей природе, пожа­луй, самым ярким и несомненным кризисом в разви­тии ребенка. Скачкообразная смена условий развития в акте рождения, когда новорожденный быстро попа­дает в совершенно новую среду, которая меняет весь строй его жизни, характеризует начальный период вне-утробного развития. Кризис новорожденности отделя­ет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис трех лет — переход от ран­него детства к дошкольному возрасту. Кризис семи лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту. Таким образом, раскрывается закономерная картина: критические пе­риоды перемежают стабильные и являются перелом­ными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектичес­кий процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революцион­ным путем.

К.Н. Поливанова дала следующее определение по­нятию «возрастной кризис»: это преобразование соци­альной ситуации развития, при котором старая соци­альная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержа­ние возрастного кризиса состоит в том, что происхо­дит субъективация новообразования предшествующе­го стабильного периода, т. е. превращение новообразо­вания стабильного периода в субъектную способность индивида.

Таким образом, возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно пережива­ет человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, принятие новых соци­альных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функций) могут иметь непродолжительный характер, иногда ос­таваясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут быть достаточно затяжны­ми, длительными.

Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных социобиологи­ческих особенностей: характера, эмоционально-мотивационной сферы и др. На­чало кризисного периода знаменуется конфликтом меж­ду желаемым и доступным, т. е. рассогласованием реф­лексивных моделей (представления человека о собствен­ной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и др.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация пре­жней ведущей деятельности в новых возрастных усло­виях затруднена, невозможна, возрастная детерминан­та исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий. Человек при этом становится все более реактивным, неустойчивым, отвечает на слабые раздра­жители неадекватно интенсивными реакциями, что при­водит к существенным изменениям в поведении, появ­лении трудновоспитуемости.

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.

Психологи говорят о нескольких основных кризисах раннего детского возраста: кризис 1 года, 3 лет, 7 лет.

Кризис 1года связан с серьезной перестройкой физиологии малыша. Учеными доказано, что мозг ребенка за этот период времени осваивает столько материала, сколько взрослый человек мог бы освоить не менее чем за 60 лет. Каждая минута первых трех лет жизни на вес золота в плане обучения и познания.

Кризис 3 лет.Малыш все еще продолжает активно исследовать окружающий мир, но большой и важной его частью становятся социальные контакты. Каждый контакт уникален и не всегда понятен ребенку. Уже есть возможность что-то делать самому. Нужно помочь ребенку: научиться анализировать окружающий мир, разбираться в особенностях взаимодействия с другими людьми, понимать собственные эмоции, а значит, и регулировать их. Обсуждайте с ребенком события, которые значимы для него, говорите об эмоциях, спрашивайте, что чувствовал малыш в тот или иной момент.

Кризис 6-7 лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником.

Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье. Однако теперь оказывается, что школа — это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи. К этому прибавляются и социальные сложности. Учитель уже не склонен так много уделять внимания тебе одному, как это было до школы в семье; твои одноклассники — все люди со своими характерами и особенностями, возникает еще и сложный психологически момент оценочности, и, неизбежно, сравнения с другими детьми в классе. Быстро накапливается утомление от непривычной нагрузки. Все это может вызвать разного рода сложности. Проявляются они у всех по-разному. У кого-то в виде перевозбуждения, у кого-то апатии, снижения работоспособности, эмоционального тонуса. Человечек вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе. Тут от нас, взрослых, опять понадобится терпение, понимание и поддержка.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.

Ранняя зрелость.

В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет ( усл.)

Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.

Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.

Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)

Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.

Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.

Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм . Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)

Признаки эмоционального сгорания:

1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.

2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.

3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.

Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.

Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.

Кризис середины жизни (усл. около 40 лет).

С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).

Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).

В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.

Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.

Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.

Психология поздней зрелости (55-60 лет)

Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.

Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.

Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.

Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.

В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.

Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.

Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.

Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:

1) старость как продолжение активной жизни;

2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.

3) недовольство своей жизнью -депрессия.

4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).

Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о