Взрослость – Взрослость: молодость и зрелость

Взрослость — это… Что такое Взрослость?

Взро́слый — человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.

Жизнь человека (онтогенез)
Период, этап — представители
Получение жизнеспособности,
0—2 дня
Оплодотворение, зачатие, зачаточный период — зигота
от 2 днейЗародышевый период, эмбриональный период — зародыш, эмбрион
C 8—10-й недели развития
и до рождения
Внутриутробный период, пренатальный период — плод
9 месяцевРождение
До конца первого месяца
после рождения
Период новорождённости — новорождённый
До 1—1,5 летМладенчество — младенец, малыш/малышка, дитя
От 1,5 до 4—6 лет
(С 3 лет — начало боязни темноты,
До 3—4 лет — выработка
социоадаптационных рефлексов
(испражнения),
В 3 года — самоосознавание,
До 5—6 лет — импритинг,
непроизвольное запоминание)
Дошкольничество, начало детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок
От 5 до 10 лет]]
(окончание боязни темноты)
Младший школьный возраст, середина детства — дошкольник, мальчик, девочка, ребёнок
До начала полового созреванияДопубертат, препубертат — ребёнок
Половое созреваниеПубертат, пубертатный период
11—12 летПодростковый период, отрочество, младшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер
13—15 летПодростковый период, отрочество, старшеподростковый период — подросток, отрок, отроковица, тинейджер
16-20 лет (до окончания
полового созревания)
Юность — юноша, девушка, молодёжь, молодые люди
18-21 летСовершеннолетие — совершеннолетний, молодёжь, молодые люди, юноша, девушка
До образования семьихолостяк, не замужем
Образование семьиБрачный союз — женатый, замужняя, семейный, семейная, продолжение рода
До появления симптомов утраты
способностей к продолжению рода
Зрелость — женщина, мужчина, взрослый
Утрата способностей к
продолжению рода
Старость — старик, пенсионер, пожилой человек, долгожитель
Утрата жизнеспособности
(рекорд — к 122 годам)
Смерть — покойник
Человек разумный

dic.academic.ru

4 Психология взрослости

Взрослость является самым продолжительным периодом жизни человека, в течение которого она достигает наивысшего уровня в развитии Я-концепции, гармонии в себе и во взаимодействии с миром, в познании и реализации своих возможностей и, самоутверждается в профессии, обществе, обустраивает семейную жизнь, проявляет заботу не только о себе, но и о своих близких Неизбежны становятся для него и разнообразные возрастные кризисы, вызванные ослаблением психофизических функций, снижением возможностей, изменением ведущих видов деятельности, а также социального статуса Однако, несмотря немало переживаний и неприятных открытий, она обогащается жизненно евой мудростью, находит себе достойное место и выбирает адекватные роли в новых реалиях своего бытия, благоразумно и зрело смотрит в вечностьть.

Взрослость как этап онтогенеза

Взрослость является наименее изученным периодом онтогенеза, для которого характерны высокий уровень развития духовных, интеллектуальных, творческих и физических способностей человека На этом этапе возникают специфические осо обливости Я-концепции, побудительной и эмоциональной сфер личности, изменяется способ жизнедеятельности (создание семьи, семейные, родительские функции, карьера, творческие достижения и т.д.).

Общая характеристика взрослости

Индивидуальное развитие взрослого человека является продолжением онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой Взрослость — неоднородный возрастной период, который начинается после юности и продолжается до конца я жизнь В этом возрасте продолжается психическое и личностное развитие человека, поиск своей идентичности (на основе профессии и образа жизни), расширяются ее возможности как субъекта деятельности, познания я, общение На взрослого человека возлагается ответственность не только за реализацию собственного жизненного призвания, но и за судьбу других людей Она должна решать множество сложных социальных задач, преодолевать профессиональные и личностные испытания, переживать потери, которые часто угрожают психическому здоровью личностиості.

Мощным является стремление взрослого человека ко все большей независимости от родителей, других взрослых в принятии решений, даже если это связано с риском для собственного благополучия Она ищет близости с па артнером противоположного пола, осознавая, что интимность требует взаимного доверия, поддержки, начинает семейную жизнья.

достижения социальной зрелости является предпосылкой самостоятельности взрослого человека на работе и в семье, реализации его способностей и желаний Она способна критически оценить жизнь, принимая решение о правильности в выбранного жизненного пути или искать новую идентичностьь.

Развитие личности взрослого человека происходит по следующим направлениям:

а) рост самостоятельности человека, его свободы и ответственности, развитие индивидуальности (неповторимости), творческого отношения к действительности и собственного жизненного пути;

б) усиление социально-духовной интегрированности человека, социальной ответственности, обогащение форм его жизнедеятельности

В истории возрастной психологии основные характеристики взрослости служили эталонами для оценки качеств личности в предыдущие возрастные периоды, представляли уровень психического и особистисногого развития ку, к которому должны постепенно приближаться детство, подростковый возраст и юность Взрослость рассматривалась как стабильный период Например, французский психолог Отто Клапаред (1899-1992) характеризовал зрелым ость (взрослость) как состояние психической \»окаменелости\», когда прекращается процесс развития По мнению американского психолога Уильяма Джеймса (1842-1910), после 25 лет взрослые не могут создавать новые идеи Подобной позиции придерживался Ж Пиаже, утверждая, что развитие интеллекта человека останавливается на пороге взрослости Психологические характеристики взрослого человека использовали как эталоны и при обнаружении и инволюционных процессов (потери или упрощения функций) в период старения С возникновением в конце XIX — начале XX вна початку XX ст.

геронтологии— науки, изучающей проблемы старения человека, — данные о молодых людях использовали для определения величины снижения функций или их сохранение в общем инволюционном процессе

Психология взрослых как самостоятельная отрасль психологии начала формироваться в 30-е годы XX века, однако активный ее развитие наметился лишь в последние годы Поэтому концептуальная основа и практическая база психики взрослого человека находятся на стадии формирования Наиболее серьезное исследовано развитие познавательной сферы и интеллекта взрослого человека, не выясненными остаются многие тайны становления личности на разных этапах взрослости

Период взрослости является самым большим из всех периодов развития личности человека. Он начинается в 20-25 лет и заканчивается в 60-65 лет, а это более сорока лет жизни.

Этапы периода взрослости:

-ранняя взрослость;

— средняя взрослость.

Некоторые специалисты выделяют три или четыре периода. Их начало (возраст) варьируется у каждого автора.

Зрелостью называю период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности. Это расцвет его индивидуальности.

Происходит его становление в индивидуальном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализует себя в новых социальных ролях (семейных, профессиональных).

Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями. Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.

Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная). Мышление отличается гибкостью и подвижностью. Процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.

В эмоциональной сфере также присутствуют особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознано подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.

Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций. Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются. Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности Я-концепции. Человек реально оценивает себя как личность. Самооценка становится обобщенной.

Как и любой биографический этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста, человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В свое работе он находит источник получения морального удовлетворения, раскрытия своих способностей.

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами является обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей ВО многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную, негативную.

В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

Кризис 40 – это своего рода повтор кризиса 30 лет, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Дети становятся самостоятельными и меньше нуждаются в родителях. Семьи, которые держались на взаимоотношениях с детьми, как правило, распадаются. Люди постепенно начинают терять близких, друзей, родственников. Происходит становление новой Я-концепции. Семья и профессиональное становление (новообразования молодости) претерпевают изменения. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности. Психическим новообразование зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

По мнению, Клапаред, человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого ему трудно подняться. Он оттачивает свое мастерство. Но постепенно желания и возможности человека затухают. Это объясняется отсутствием желания у человека расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно чтобы в это время он нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели. Задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.

ЗРЕЛОСТЬ,КАК ЭТАП ОНТОГЕНЕЗА.

Зрелость – это уровень психическигармоничной развитости личности, обеспечивающий ее эффективную включенность в социальные отношения.

Зрелость – основной период онтогенеза от завершения юности до начала периода старения. Основными чертами зрелой социализированной личности являются: чувство социальной ответственности, стремление к социальной самореализации, наиболее эффективному использованию своих возможностей в основных видах деятельности социальной общении, утверждение своего «Я» в многообразных социальных связях; расцвет духовных и физических сил человека. Различают анатомо-физиологическую, психическую и социальную зрелость индивида.

Социальная зрелость – итоговый уровень социализации индивида, интернализация (присвоение) им базовых социальных ценностей и образцов социально значимого поведения, его способность к исполнению социальных ролей и активному участию в жизнедеятельности социума. Наиболее ответственный период в жизни человека. Ответственность за его развитие лежит прежде всего на самой личности, его жизненной позиции, жизненной направленности, устремлениях.

6————————————————

ЗАДАНИЕ 7Психология личности учителя

Психология личности и профессиональной деятельности учителяс учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества. Не ставя своей задачей рассмотреть общение учителей и учащихся во всем его многообразии (это не позволяют рамки учебника — во-первых; исчерпывающую информацию по этим проблемам можно получить из огромного арсенала литературных, психологических источников — во-вторых), остановимся на характеристике стиля педагогического руководства и его влияния на формирование личности школьника. Под стилем педагогического руководства понимается «совокупность устойчивых способов взаимодействия учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения» [67, с. 238]. Для управления их поведением учитель использует наиболее часто убеждение, требование, внушение. Убеждение направлено на то, чтобы развивать мотивы нормативного поведения ученика через совместный анализ фактов и зависимостей. Некоторые исследователи выделяют «нормативную функцию общения» [67, с. 236], благодаря которой дети осваивают нормы морали «через знание нравственных основ поведения, примеры соответствующих действий и регулирование способов взаимодействия и взаимоотношений» (там же). Требование обычно выражается в категоричных формах — приказаниях, запрещениях, распоряжениях. Заметим, что по эмоциональному тону оно может быть как агрессивным, подавляющим (в форме принуждения), так и теплым, доброжелательным (в форме побуждения). Внушение выражается в формах наставления, увещания, напоминания, предостережения, осуждения, укора или упрека. Эмоциональный тон (доброжелательный или агрессивный) выражается у учителя по-разному: в содержании, в интонациях голоса, в мимике и пантомимике. В современной психолого-педагогической литературе существуют различные классификации стилей педагогического руководства. Чаще всего выделяют три основные разновидности: авторитарный стиль, демократический и «либеральный» (в качестве синонимов можно встретить обозначения «либерально-попустительский»  и   «непоследовательно-противоречивый»). В.А. Кан-Калик [19, с. 96-105] подробно анализирует следующие стили педагогического общения: на основе увлеченности.

Психология личности и профессиональной деятельности учителяПостоянная и напряженная работа учителя по рефлексии, самопознанию, самообразованию и самосовершенствованию будет более эффективной, успешной, если в ее основе наряду со стремлением стать мастером своего дела будет иметь место и такой мотив, как стремление педагога максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности и способности. Его специальность — это профессия увлеченных работой с людьми и самим собой. Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личност-ному и профессиональному развитию в процессе обучения в любых его формах (подробнее см.: [1,   15,   17,   19, 32, 55, 65, 67]). Концепцияпрофессионального развития учителя, разработанная Л.М. Митиной1, в качестве объекта развития рассматривает интегральные характеристики личности: педагогическую направленность, педагогическую компетентность, эмоциональную гибкость. Так, характеризуяпедагогическую направленность, выделяют три ее составляющие: 1) направленность на ребенка, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности; 2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании; 3) направленность на все более глубокое овладение учебным предметом,    который   преподает  учитель. П р и рассмотрениипедагогической компетентности наряду с необходимостью овладения широким кругом знаний, умений и навыков выделяется задача формирования у учителя способности отстаивать собственную личностную позицию. Обстоятельно характеризуя «коммуникативную», а внутри нее «конфликтную» компетентность, автор не только формулирует задачу формирования у учителя конструктивного отношения к конфликтам, овладения способами их анализа и разрешения, но и представляет (в заключительной части книги) технологии реализации этой задачи.Эмоциональная гибкость понимается к а к оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности, отзывчивости и эмоциональной устойчивости учителя. Педагог с самого начала берет на себя функции максимальной эмоциональной защиты учащихся, их эмоциональной поддержки. (Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.200 с.)

ЧАСТЬ ПАПКИ №2

Вариативная составляющая самостоятельная работа

Задание 1 …………………………..реферат

Задание 2

Доработка конспекта лекции с применением дополнительной литературы

задание 3 Обзор Интернет-сайтов по вопросам возрастной и педагогической психологии

Самостоятельная работа для подготовки к экзамену

Задание1.

(Составления конспекта-схемы «Методы возрастной и педагогической психологии»)

СМОТРИ ТЕТРАДЬ,А ВДРУГ ЧТО НАЙДЕШЬ :Ъ

ЗАДАНИЕ 2

studfile.net

взрослость — это… Что такое взрослость?

  • взрослость — зрелость, великовозрастность Словарь русских синонимов. взрослость сущ. • зрелость • возмужалость Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • взрослость — ВЗРОСЛЫЙ, ая, ое; взросел и взросл, взросла, взросло. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • взрослость — см. зрелость. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Взрослость — ж. отвлеч. сущ. по прил. взрослый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Взрослость — Взрослый человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему… …   Википедия

  • взрослость — взр ослость, и …   Русский орфографический словарь

  • зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. Хронологические рамки периода З. достаточно условны и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗРЕЛОСТЬ, ВЗРОСЛОСТЬ — период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, проявления развитого чувства ответственности, потребности в заботе о других людях, способности к активному участию в жизни общества; наступает между… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Зрелость (взрослость) — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся завершением формирования когнитивной сферы личности, относительной стабильностью отношения к социальному окружению, активной трудовой (профессиональной) деятельностью, способностью… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Зрелость (взрослость) — возраст между молодостью и старостью; период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных,интеллектуальных и физических способностей личности …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • all_words.academic.ru

    почему сегодня не модно быть взрослым?

    В современном мире все больше встречается инфантильных людей. Они отличаются незрелым отношением к жизни, детским поведением. Подростковый максимализм несвоевременно проявляется во взрослом мужчине, а в молодой женщине — наивность и неорганизованность маленькой девочки. Почему так происходит, и откуда взялась мода на инфантильность?

    Что такое инфантилизм?

    Инфантилизм – это несоответствие биологического возраста человека и его психологической зрелости. Инфантильный человек боится принимать самостоятельные решения, он нуждается в опеке со стороны окружающих, склонен к неумеренным эгоистическим проявлениям.

    Инфантильность женская и мужская отличается между собой. Мужчина-ребенок бежит от ответственности. Он не хочет детей, боится серьезных отношений, часто продолжает жить с мамой. Он увлечен подростковыми играми, на работе избегает серьезных заданий и очень боится неодобрений. Его жизнь так и строится на детских представлениях, где он получает либо похвалу, либо наказание.

    Женский инфантилизм проявляется в «болезни принцессы». Такие девушки ищут принца из сказки, который смог бы обеспечить их жизнь, создав комфортные условия существования. Этот образ всячески пропагандируется в модных журналах, пабликах, телевизионных программах, сериалах и кино.

    Откуда берется инфантильность?

    • Неправильное воспитание

    Предпосылки инфантильного поведения формируются у ребенка в возрасте 10-12 лет. Корни этого недуга могут лежать глубже. Стремление родителей оградить детей от проблем приводит к несамостоятельности ребенка. Когда малышу 5, они завязывают шнурки и застегивают куртку, ведь так быстрее и проще, не нужно ждать, пока медлительное и неловкое чадо разберется с завязками и молниями на одежде. В 7 лет мама дорешивает за непутевого сына задачки по математике. В 12 она домывает посуду за безответственным дитятей, а в 14 решает проблемы с учителями. И этого мало! В 17 лет сынуля идет учиться на инженера, потому что так решили любящие родители. О какой взрослости речь? Осталось только невесту выбрать, чтобы с одних заботливых рук ответственность за уже взрослого мальчика переложить на другие.

    • Ранний отказ от детства
    • Судьба вундеркинда

    Это вторая крайность воспитания. Родители из лучших побуждений с ранних лет нагружают чадо кучей задач: он в детском саду уже читает, пишет, считает, изучает иностранный язык, а еще поет и танцует. Каким должен быть график малыша, чтобы все это успеть? Для здорового развития психики ребенку нужны игры и общение со сверстниками, которых его лишают. В игровой форме закладываются будущие модели поведения и представление о социальных ролях.

    В школе маленькому вундеркинду опять не до игрушек. Уроки, кружки, секции – где уж тут с парнями мяч во дворе погонять? Во взрослую жизнь молодой человек выходит с библиотекой теоретических знаний в голове, но полным отсутствием практических навыков. Он не знает, как общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, не может принять жестоких законов мира, не умеет адаптироваться к изменяющимся условиям. Он потерян. Часто у такого ребенка наблюдается комплекс отличника, которой мешает влиться в коллектив и не дает ориентироваться в реальности.

    • Недетская ответственность

    Роль взрослого берут на себя дети с завышенными требованиями к себе. В сложных условиях жизни это решение оказывается единственным выходом. Если в доме некому позаботиться о ребенке, он делает это сам. Такое явление наблюдается в трудных семьях, где дети предоставлены сами себе, а иногда и несут ответственность за младших сестер и братьев. Они решают бытовые вопросы, сами постигают «житейскую мудрость». Но это поведение нельзя назвать взрослым, ведь психологически ребенок еще не зрел и не воспринимает действительность достаточно осознанно. Максималистские взгляды он несет во взрослую жизнь.

    • Способ выделиться

    Некоторые дети занимают «взрослую» позицию, как единственный способ самореализации в детском коллективе. Они будто возвышаются над всеми остальными. Подавляя в себе качества, свойственные подросткам в период созревания, они сталкиваются с их бурными проявлениями в уже взрослом возрасте. Детское поведение оправдывается погоней за упущенными возможностями.

    • Позднее социальное взросление

    Молодежь постиндустриального общества долго зависит от старшего поколения. Школьные годы сменяются институтом, а родителя все так же содержат дитя.

    Живя под присмотром папы и мамы, молодые люди не ощущают всю ответственность взрослой жизни: крыша над головой есть, еда тоже, а главное, никаких усилий для этого проявлять не нужно. Можно продолжать наслаждаться беззаботной жизнью.

    Что такое взрослость?

    Для ответа на вопрос, почему сегодня взрослость не в моде, нужно понять, что же такое взрослое поведение. Критерии взрослости:

    Она проявляется в умении контролировать свои потребности. Желания играют важную роль в жизни людей, но взрослость начинается с того момента, когда человек понимает, какие из его стремлений, потребностей и влечений уместны, а какие нет. Разумность заключается в умении управлять эмоциями и чувствами, а также в способности адаптироваться к меняющимся условиям.

    Рядом с понятием «разумность» идет определение «зрелость». Оно непостоянно и зависит от умения индивида соответствовать тем жизненным условиям, в которых он находится. Если в 25 человек достиг зрелости, это не значит, что в 35 он с ней не расстанется.

    • Самостоятельность

    Умение бороться с беспомощностью определяет уровень взрослости. В жизни встречается множество трудностей и непростых задач, которые нужно решать, не надеясь на помощь извне.

    • Ответственность

    Перекладывание ответственности на чужие плечи или волю событий говорит о психологической незрелости человека.

    • Осознание социальной роли

    Понимание своего места и значения в общественной жизни – неотъемлемая часть взросления. С годами положение в обществе меняется, усложняются роли и требования. То, что общество прощает незрелому подростку, для взрослого сопровождается неодобрением со стороны окружающих. Как инфантильный человек воспитает ребенка? Чему он его научит? Адаптация будущего поколения во взрослом мире зависит от воспитания. Но если родитель сам не понимает своей роли в судьбе отпрыска, то картина рисуется печальная.

    Взрослое поведение – это тяжелый труд, но он открывает новые возможности.

    Инфантильный человек никогда не перейдет на новый уровень, не познает семейного счастья, настоящей любви.

    Он останется в рамках детского восприятия, не узнав, что такое ответственность, и каковы ее плоды.

    Почему не модно взрослеть?

    Мода на инфантильность родилась из неумения жить по-взрослому. Общество 21 века лояльно относится к любым проявлениям «необычности», к ним же относится и детское поведение взрослого индивида. Но одно дело, когда инфантильность открыто проявляется в ребячестве, а другое, когда она становится проблемой в жизни.

    Сегодня позже выходят замуж и заводят детей. Частое оправдание «не нагулялись». Психологически новое поколение не готово принимать реальность и взрослеть в 18-20 лет. Бывшие школьники все еще дети, они не наигрались. Во многом виновато воспитание. Модное на сегодняшний день раннее развитие отбирает у детей счастливые годы игры. Их же отнимают социальные сети и интернет. Современные юноши и девушки далеки от реальности, им нужно время на адаптацию. А когда она начинается? С момента самостоятельной жизни и способности самому заботиться о собственном благополучии.

    Становясь взрослым, человек берет ответственность за собственные поступки. Но это тяжкий труд: следить за поведением, отвечать за действия и слова, придерживаться социального статуса и положения. Взрослость диктует новые роли, гораздо более сложные, чем были раньше. В детстве невыполненные уроки грозили неодобрением со стороны учителя или родителей, плохой оценкой и, возможно, небольшим наказанием. У жизни штрафные санкции серьезнее. Ругать некому. Человек, совершая ошибку, сталкивается с последствиями напрямик. Они воздействуют на его жизнь, заводят в трудные ситуации, решать которые инфантильный индивид не может. Современная школьная система воспитывает детей таким образом, что они боятся ошибок. Это стремление к «правильности» мешает адаптации в реальной жизни. Взрослость – это понимание причинно-следственной связи, а не высчитывание несуществующей оценки. Но перестроиться на новую систему восприятия человеку сложно, проще оставаться в мире инфантильной беззаботности.

    Мода на детское поведение – это оправдание печальной реальности, где мужчины и женщины не умеют быть взрослыми. И проблема эта куда глобальнее, чем кажется на первый взгляд.

    sunmag.me

    Взрослый человек — Психологос

    Фильм «Ликвидация»

    Фильм «Жизнь прекрасна»

    Князь Гвидо к услугам Принцессы… — и, заметим, это два вполне по-настоящему взрослых человека. Взрослость радости — не помеха!
    скачать видео

    Сегодня «быть Взрослым» не модно. Под влиянием пропаганды от многих горе-психологов понятия «эффективность, включать голову, разумность, большие цели» воспринимаются как часть тоскливого мира взрослости, исключающего радость, легкость и веселый смех. Статьи «Практика умного чтения для взрослых людей» и «Как правильно вам читать выбранные вами книги?», где я рассказываю, в чем состоится взрослое отношение к чтению, вызывает у людей возражения и протест.

    Вот типовое письмо: «Николай Иванович, а разве плохо позволять себе быть ребенком? Внутреннего ребенка нужно беречь и выпускать на волю. Чтоб не захирел. Разве нет? А если сильно взрослых дяденек и тетенек, которые живут в духоте только Взрослости, это будет раздражать или они меня не будут воспринимать, так это только мне лучше. Я не задохнусь в их унылом мире только контроля и только целей!»

    Свой ответ я сформулировал таким образом:

    ​»Роли Взрослый, Родитель и Ребенок мне одинаково близки. Соглашусь, что быть только Взрослым — бедновато, при этом характеризовать мир Взрослости как «унылость и духота» — мне странно, у меня все бодрее и светлее. Может быть, потому, что я всегда взрослый, а быть ребенком — для меня просто стиль, оттенок — но не содержание? Я люблю музыку, она часто звучит рядом со мной и у меня в душе, но чтобы я когда-то ходил слушать музыку саму по себе? Никогда. В этом нет ни нужды, ни цели, ни интереса. Так же и с «быть ребенком» — я всегда все делаю весело, легко и бодро, как ребенок, но я всегда во взрослых делах, с утра до вечера, 16 часов ежедневно. И пока окружающие моей жизни завидуют, а не я им!».

    А теперь можно разбираться неторопясь…

    Взрослость — это не паспортный, а психологический возраст человека, определенный уровень и тип развития личности. Далеко не каждый взрослый человек — человек взрослый. Человек-ребенок – к сожалению, типаж знакомый.

    Многие взрослые дяди и тетя — те же самые дети и подростки. Только уже толстые и лысые. Кто-то из них открыто устраивает себе второе детство, кто-то об этом тайно мечтает…

    Каковы черты личности взрослого человека? Взрослость начинается с самостоятельности, усиливается личностной зрелостью и укрепляется душевным здоровьем.

    Невротизация личности и другие проявления душевного нездоровья, к сожалению, быстро уничтожают черты взрослости у вполне взрослых людей.

    Взрослость, взрослый человек — это особый образ жизни, особый способ мышления и стиль речи.

    Взрослый человек — человек думающий. Это — не частая черта человека. Действовать бездумно, импульсивно — легче и привычнее.

    Взрослый человек руководствуется разумом, а не чувствами. Взрослый — это логика и реализм, спокойный анализ и объективные оценки происходящего. Человек, как взрослый человек, не интересуется ни страхами, ни надеждами: он взвешивает за и против, считает риски и принимает оптимальное при имеющейся информации решение.

    Подумал — сделал. Принял решение — выполнил.

    Взрослость мужчины определяется в первую очередь его ответственностью, взрослость женщины — ее заботливостью. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими оливковыми рощами. В нашей культуре говорится похоже: «Мужчина должен посадить дерево, построить дом и родить сына». Взрослый человек — тот, кто себя обеспечивает плюс содержит уже не только себя, но и свою семью, воспитывает детей и поддерживает родителей. Критерий качества взрослости и смысл взрослости — насколько теплая и крепкая семья, защищены родители, воспитаны и подготовлены к жизни и счастливы дети.

    Взрослого человека можно отличить от ребенка не только по его способу мышления и образу жизни, по его поступкам и словам, но уже и по манере держаться и говорить — по имиджу. Взрослый человек уважает себя, держится уверенно и с достоинством.

    Во взрослости есть свои краски, свои оттенки. Если люди, взрослые только внешне, которые выполняют свои взрослые обязанности по нужде, в роли страдальца и мученика. В отличие от этого, внутренне взрослый человек выбирает быть взрослым, хочет быть взрослым, для него естественно быть взрослым — по душе, по склонности, по ценностной направленности. Такой взрослый, внутренне зрелый человек перестает судорожно искать на кого можно опереться или на кого можно скинуть ответственность — он добровольно берет на себя ответственность и сам является опорой и себе, и другим.

    При этом взрослый человек совершенно не обязательно похож на скучного робота. Умение своевременно пользоваться нужными личностными ролями, в том числе ролями Родителя и Ребенка — вполне взрослая черта. Игривость, непосредственность, веселость — качества детские, но они могут совсем не мешать взрослым решениям. Внутренняя свобода – достойное качество настоящего взрослого человека.

    Воспитание взрослости

    Чтобы наши дети (а иногда уже и совсем взрослые) становились взрослыми, важно замечать ситуации, в которых дети проявляют самостоятельность/ответственность, создавать ситуации, когда самостоятельность/ответственность возможна и им по силам, создавать ситуации, когда самостоятельность и ответственность престижна и становится привлекательной, создавать ситуации, когда самостоятельность/ответственность обязательна и просто вынуждена. Смотри Воспитание взрослости

    Статус, авторитет, влияние

    www.psychologos.ru

    Взрослость.

    Ты увидишь, что ещё и не начал по-настоящему жить, а твоя жизнь уже уходит и появится ощущение, что ты захвачен другими и вовсе не принадлежишь себе. Взрослость мало зависит от возраста. Когда мы взрослеем?

    Взрослость мало зависит от возраста. Когда мы взрослеем? Многие никогда.

    Взрослость – это психологическая зрелость, осознание своей роли в роду человеческом. Мы не можем повзрослеть, не научившись преодолевать экзистенциальный страх. Не взяв ответственность за себя и других.

    Я говорю об ответственности, в первую очередь, за себя, ибо ты – это та часть человечества, которую ты знаешь лучше всего.

    Или, по меньшей мере, эта часть доступна тебе больше, чем другие. Если, не познав себя, ты заводишь семью, например, ты неизбежно столкнёшься с непредвиденными и часто неразрешимыми трудностями. Ты обнаружишь, что супруг(а) стал(а) тебя раздражать, едва спал накал страсти. Ты услышишь свой крик в детской комнате, где недавно твоё дитя так радовало тебя.

    Ты увидишь, что ты ещё и не начал(а) по-настоящему жить, а твоя жизнь уже уходит – в растущие фрустрации. У тебя появится ощущение, что ты захвачен(а) другими и вовсе не принадлежишь себе. А ведь тебе дана жизнь для открытий, чтобы ты мог(ла) прожить её по-своему, привнеся то, чего ещё не было.

    Если же ты знаешь как заботиться о себе – не только в физическом, но и в метафизическом смысле – тебе легче понять и принять других. Ибо в каждом из нас, по сути, заложен весь мир; всё знание поколений, которое проклёвывается в нас через интуицию почти постоянно.

    Эгоизм, даже если объясняется самовыживанием – форма существования весьма примитивная. Если ты принял(а) это как образ мышления, эгоизм будет застопоривать тебя – не пускать на более высокий уровень сознания. Тогда биологические потребности будут превалировать в твоей жизни точно так же, как и в животном мире. Подобный тип самовыражения не даёт полноценной жизни. Да и продолжительность жизни животных короче. Мы, люди, отличаемся от животных тем, что способны осознавать и трансформировать себя. Это не значит, что я отрицаю нашу биологическую базу. Мы просто имеем возможность не подчиняться только биологии, что недоступно животным. Сколько видов спорта изобретено людьми на суше и на воде, сколько технологических новшеств помогает нам получить максимум от атлетики. Или употребление пищи – какая изысканная кухня существует у каждой нации! Какая посуда! Мы изобретаем для себя и для других. Эгоизм же узок и, в конце концов, саморазрушителен. Он работает лишь короткий срок. А дальше что – развод с обществом, потому что оно не потворствует тебе во всём?

    Альтруизм – это то, к чему пришли люди в процессе эволюции с целью выживания рода. Никто не сказал это лучше гениальной Марины Цветаевой: «До сих пор человечество живо круговою порукой добра .»

    Альтруизм для отдельной личности – это забота о большом земном племени, которое породило её. Сколько жизней безвестных героинь и героев было отдано для нашего нынешнего комфорта. Сколько поколений отравлялось ядовитыми грибами, пока не были отобраны съедобные и даже необходимые для иммунной системы. Сколько мостов рухнуло, прежде чем мы научились преодолевать широкие реки.

    Сколько трав было перепробовано, пока мы не нашли целебные. Сколько домов снесло ураганом, прежде чем был построен небоскрёб на рессорах.


    Сколько летательных аппаратов разбилось, пока мы не освоили полёт?!

    С точки зрения эгоиста – похвально пользоваться людьми и обманывать их с корыстной целью. Эгоист считает альтруистов безумцами, которые не додумались до его хитросплетений. То есть ставит всё с ног на голову, ибо именно эгоизм переходит с годами в психическое заболевание. В этом отношении беспокоит меня предельно «индивидуализированное» общество наподобие США, где торжествуeт мнениe, что социальный эксперимент с бесплатным медицинским обслуживанием и бесплатным образованием не выдержал давления капитализма. С моей точки зрения, это печально не только для России, которая выбирается из клоаки. Это потеря для Америки также. Если когда-то на время победили нацисты – это не значит, что фашизм был прав.

    Я не за возвращение к коммунальным квартирам, кои прославились своими склоками. Я лишь хочу отметить, что сами Соединённые Штаты подчас кажутся гигантской «коммуналкой». Всё обнажено, всё на виду, как помойка, вынесенная наружу.

    И как бы не прятались по своим конурам и виллам её обитатели, суть их обнажается при малейшем конфликте. Где ты ещё найдёшь развод столь враждебный и безобразный, как в США? То есть духовная связь между людьми, дружба и уважение, поставленные рядом с долларом, превращаются в пыль.

    Так называемый «индивидуализм» оборачивается элементарным жестоким эгоизмом. В постоянном кровавом соперничестве, зависти и ревности, столь свойственным, увы, американцам, – я вижу незрелость обсуждаемого общества и его членов. В самые дурные времена – как сейчас в связи с войной в Ираке – патриархальная церковь поднимает голову. Хотя кто ушёл дальше от Христа, чем католические служители, совращающие детей, – однако, Ватикан покрывал их десятилетиями?!

    Христос повзрослел рано и в 33 года потерял жизнь, защищая истину. Ещё раньше повзрослела Жанна Д`Арк – в 19 лет и тоже, увы, поплатилась жизнью за свои принципы. «Священнослужители», надругавшись над Жанной, потом объявили её святой. Но кто объявил их «святыми»? И чему научились эти голословы кроме возведения в титулы – лицемерью и запудриванию мозгов следующих поколений? Однако, мы можем найти в истории и зрелые личности, которые прожили до 90 лет и остались сами собою.

    Леонардо да Винчи, например, несомненно нашёл необходимый баланс. Ведь наш духовный рост неограничен, и Леонардо взрослел всю свою долгую жизнь. Для этого требуется лишь неустанное проникновение в сферы науки, в сферы космоса и в сферы своей собственной черепной коробки.

    Я сама стала взрослой совсем недавно, когда отказалась принимать подачки от «сильных мира сего».

    Если за тобой ухаживают, а ты принимаешь это, то невольно попадаешь в долг. За мной ухаживали многие, называя меня «хорошенькой». А затем один из них изнасиловал меня. Ухаживатели считают, что ты даёшь им право требовать с тебя уступок в твоих принципах и твоей свободе. Стало быть, это лишь видимость безопасности. Твоя независимость стоит намного дороже, чем ужин в дорогом ресторане или даже бриллианты.

    Умение защищаться от «защитников» и есть взрослость. Теперь я предпочитаю платить заранее, а не впоследствии. По крайней мере, таким образом я могу контролировать свои ресурсы.

    Зрелые люди в совсем разных областях деятельности имеют сходные черты. Они знают свои возможности и «невозможности». Именно это дало Майе Плисецкой танцевать на сцене Нью-Йорка в 70 лет. Это же дало силу Джоане Риверс после самоубийства мужа привлечь отчуждённую дочь к своему делу и объединиться с ней в команду. И оставаться при этом красавицей в 65 лет. Это же можно сказать о Тине Тёрнер, которую бил муж, а теперь она в 63 года отказывается от свадьбы с молодым любовником. Ибо Тина обрела себя в борьбе за свой талант и своё творчество. Всё остальное теперь второстепенно для неё. А посмотрите на Йоко Оно, которая справила своё 70-летие в мини-юбке на сцене ночного клуба, где она поёт последние 4 года. И поверьте, мини-юбка смотрелась на ней лучше, чем на иной 20-летней девушке. Список людей подобного рода удлиняется в 21-ом веке.

    Становится больше тех, кто отказывается от ложных канонов возраста. Восхитительные Зигфрид и Рой, великолепная Аманда Лир, удивительные Хулио Иглесиас, Мирей Матье, Гурченко и Шер, которая выглядит лучше, чем она была в 19.

    Лена Хорн, которая поёт секси в 80 лет! Дерзание и самоотдача этих людей делают их практически бессмертными.

    Взрослость – это не отказ от детства – скорее наоборот. Оставайтесь как дети, не в их беспомощности, а в их бесстрашии. Оставайтесь как дети, не в их несамостоятельности, а в их любознательности. Оставайтесь как дети, не в их капризности, а в их отзывчивости. Это помогает расти в любом возрасте.

    mensby.com

    Взрослость Взрослый человек | Что такое Взрослость Взрослый человек

       Взрослость  (Взрослый человек) как качество личности – способность, не утратив связь с детскостью, быть при этом ответственной, зрелой личностью.  

        Девушка пошла искупаться в бассейне. Пока она купалась, с неё слетели плавки от купальника. Она хватает первую попавшуюся табличку, прикрывает все свои прелести и бежит в отель. Вдруг все окружающие начинают смеяться. — Ничего смешного! — говорит девушка. Добегает до раздевалки и там, в зеркале  читает надпись на табличке: «Только для взрослых. Глубина от 2 до 5 метро».

        Взрослый — это  когда идёшь в мороз по улице без шапки и понимаешь, что ты дебил.

      — Мне грустно, и я не знаю почему. — Ты же взрослый человек. — Ах да, точно.

         Воспитывать, менять взрослого человека нерезультативно, а в большинстве случаев вообще бесполезно. У родителей, воспитателей есть время для воспитания – до 14 лет, то есть до тех пор, пока не включится собственная карма человека. До 5 лет за ребёнка кармически отвечает мать, а до 14 лет – отец, затем всю последующую жизнь он отвечает за свои поступки сам. Относительно кармы он стал взрослым, что означает, прежде всего, стал ответственным.

        Можно быть великовозрастным и в то же время невзрослым. Возраст и взрослость – далеко не синонимы. С позиций гражданского и уголовного права человек считается взрослым в зависимости от возраста, но с  позиций человековедения, психологии взрослость всегда связана с ответственностью, чувством долга, зрелостью личности.

         К примеру, можно ли назвать взрослой  девушку с её дурью, тараканами в голове и чудовищными рифмами, которая поёт: — Забирай меня скорей, увози за сто морей и целуй меня везде — 18 мне уже.  Далее: — Ты сегодня взрослее стала и  учёбу ты прогуляла.

         Взрослость – это когда к голосу разума прислушиваются больше, чем к голосам ненасытных желаний и чувств.

         Взрослость благостна, если она не теряет связь с детскостью. Детскость как качество личности –  способность проявлять сходство с ребёнком в искренности, открытости, естественности, непосредственности, доверчивости и наивности.  Взрослый человек, не утративший связи с детскостью, и в  годы зрелости может вести себя как в детстве.

        — А как узнать, что малыш уже стал взрослым мужчиной — интересуется мамаша у врача. — Очень просто, — отвечает врач. — Если при виде лужи он обходит её стороной, а не прыгает в неё обеими ногами, значит, он стал уже взрослым.

          В отличие от инфантильности —  склонности во взрослом состоянии проявлять незрелость развития, сохранять миропонимание, мировосприятие, характер, манеры, поведение и т.п., свойственные ребенку, взрослый человек, дружащий с детскостью, способен в зрелые годы проявить лучшие качества личности, присущие ребёнку.

         Что больше всего притягивает в людях? Искренность. Ребёнок искренен, и это обстоятельство притягивает к нему самое суровое сердце.  Далеко не всякий взрослый способен на искренность, непосредственность, доверчивость, а, тем более, наивность. Для этого нужно иметь чистое сознание и доброе сердце. Максим Горький писал: «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее».

         Анекдоты в тему.

         Лето, жара, электричка. В вагоне тишина. Студенты, дачники, бабульки-пенсионерки. Семья. Мама, папа, сын. Сын хочет в туалет, о чём громко сообщает маме. Мама переадресует проблему папе. Папа отрывается от газеты и ведет сына в тамбур. Пассажиры опять засыпают. Через пару минут из тамбура появляется радостный сынок. Следом папаша. Сын, топая по проходу, громко сообщает: — Мама, мама! Я пописал… Пауза… — И папа тоже! Пассажиры в ауте от смеха.

        Маленький сын вбегает в комнату к маме и горько плачет. Мама: — Сына, почему ты плачешь??? Сын, сквозь слезы: — Мы с папой были на рыбалке, папа поймал большую рыбу, а когда вытягивал удочку, леска оборвалась, и рыба уплыла. Мама, улыбаясь: — Ну, так, а что тут плакать, сына?! Ты уже взрослый мальчик и должен понимать, что в таких ситуациях надо не плакать, а смеяться! — Так я и засмеялся!!!

          Всякая чрезмерность пагубна. В зрелой, гармоничной личности всегда присутствует и взрослость и детскость. Чрезмерная взрослость выглядит непривлекательно.

         В этом контексте прав был Антуан де Сент-Экзюпери: «На этом свете меня огорчает только одно — то, что нужно становиться взрослым. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

          Потеряв связь с детскостью, человек становится сухим, чрезмерно серьёзным, чёрствым и очень жёстким.

       Нельзя считать взрослым того, кто не может говорить и слушать о жизни и смерти.

       Философ Вячеслав Рузов в одной из лекций обращается к аудитории: «Если нам не кажется это скучным, и нам не кажется это опасным – значит мы взрослые люди. Все могут здесь говорить и слушать о жизни и смерти? Никто не боится? Значит мы взрослые? Не боитесь – хорошо. Да. Не бойтесь. Если мы уходим от этой темы, значит, наше сознание остановилось на уровне 5-летнего ребенка, буквально так определяется. Если мы не можем говорить об этой теме. Поэтому, человек может быть развит как угодно, у него может быть несколько высших образований, может быть, Бог знает, какими знаниями обладает, но если он не может спокойно говорить на эту тему – сознание считается детским».

    Петр Ковалев
    Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

    podskazki.info

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *