Что не относится к типу семейного воспитания – стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка

Содержание

Типы семейного воспитания ребенка. Типы семей, семейных отношений и семейного воспитания :: SYL.ru

Семья — это основная ценность любого человека. Все ее члены прочно связаны между собой множественными обязательствами и обещаниями, все это делает семью не только источником удовлетворения разных потребностей, но и своеобразным голосом совести, к которому необходимо прислушиваться в любой ситуации. Еще большее значение имеет эта ячейка общества для детей, ведь именно здесь формируются и оттачиваются все основные грани растущей личности. Типы семейного воспитания играют в этом процессе ключевую роль. В зависимости от них выстраиваются и заполняются физические, эмоциональные, интеллектуальные и иные аспекты развития ребенка. Сегодня мы рассмотрим типы семейного воспитания и их характеристики, а также обсудим ошибки, которые могут привести к роковым последствиям.

Структура и описание семьи с точки зрения психологии

Современные психологи и педагоги уделяют большое значение воспитанию ребенка в семье. Эта тема волновала умы специалистов еще в древние времена и на сегодняшний день накопилась достаточно обширная база, позволяющая классифицировать типы семейных отношений и семейного воспитания. Однако в первую очередь психолог либо психиатр, работающий с ребенком, проводит анализ семьи. Уже по его результатам можно работать по выявлению типов семейного воспитания в конкретно взятой ячейке общества, а также выдать ряд рекомендаций.

Самая развернутая схема анализа принадлежит психиатру Личко. Ею пользуются многие специалисты, так как она дает наиболее полное представление о типах семьи и стилях семейного воспитания. Итак, Личко предлагает проводить анализ по следующим характеристикам:

  • Структура семьи. Здесь необходимо учитывать такие факторы как полноценная семья, неполная, а также варианты с отчимом либо мачехой.
  • Функциональные особенности. Эта характеристика включает в себя множество нюансов. К примеру, насколько гармонична семья. Ведь в случае выявления дисгармонии будет наблюдаться несоблюдение интересов и неудовлетворенность всех членов этой ячейки общества, ведущих к множественным проблемам. По данному пункту специалисты всегда работают максимально глубоко.
  • Партнерство родителей.
  • Уровень конфликтности и просчет рисков развода.
  • Оценка эмоциональной связи между членами семьи.

Сложив в единую картину показатели по всем перечисленным пунктам, опытный специалист сможет определить тип семьи и семейного воспитания. Причем стоит иметь в виду, что на сегодняшний день психологи и педагоги используют разную классификацию, основываясь на работах тех или иных авторов. Большинство современных специалистов ссылаются на типологию, созданную Дианой Баумринд в середине двадцатого века. О ней мы поговорим немного позже.

Классификация семьи

Диагностика типа семейного воспитания невозможна без определения варианта семьи, в которой растет ребенок. Современная наука выделяет три типа:

  • традиционная семья;
  • детоцентрическая;
  • супружеская.

В данной типологии традиционная семья подразумевает формирование четкой вертикали власти. У детей воспитывается уважение к старшему поколению и подчинению требованиям. В подобной семье ребенок быстро учится вписываться в предложенные условия и четко понимает свое место в сложившейся структуре. Однако это лишает взрослеющую личность гибкости и инициативности, что в дальнейшем плохо сказывается при построении собственных семейных отношений.

Детоцентрическая семья ориентирована на счастье своего ребенка. Родители делают все, чтобы ненаглядное чадо испытывало только позитивные эмоции. Взаимодействие в семье осуществляется снизу вверх, то есть, отталкиваясь от желаний, настроений и потребностей ребенка. Обычно подобное отношение значительно поднимает самооценку маленькому человеку, но лишает его способности контактировать с другими людьми в обществе. Таким детям очень тяжело пройти адаптационный период в школе, они постоянно конфликтуют со сверстниками и педагогами, а также воспринимают окружающий мир в черных тонах.

Основа супружеской семьи — это доверие. Здесь вместо вертикали выстраивается горизонталь взаимодействия, где всегда в равной степени учитываются интересы всех членов семьи. Причем с каждым пройденным этапом взросления ребенок получает большее количество прав. В такой среде дети вырастают гармонично развитыми, уверенными в своих силах, самостоятельными и эмоционально устойчивыми. Однако, несмотря на высокую адаптивность, ребенок из супружеской семьи плохо приспосабливается к условиям, требующим беспрекословного подчинения. Ему всегда будет некомфортно вписываться в вертикаль власти, что может существенно затормозить его карьерный рост во взрослой и самостоятельной жизни.

Классификация типов семейного воспитания

Американка по происхождению Диана Баумринд всю свою жизнь посвятила семейной психологии. Она успела провести наблюдение над большим количеством разных семей и сумела выделить три стиля и типа семейного воспитания. Под этой формулировкой она понимала совокупность методик, отношений и средств воздействия, которые родители применяют в ежедневном общении со своими детьми.

Согласно наблюдениям Баумринд, можно выделить следующие стили:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • попустительский.

Каждый из перечисленных типов семейного воспитания накладывает на личность ребенка определенный и четко читаемый отпечаток, который влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Авторитарный стиль

С самого рождения родители принимают все решения за своего ребенка. Они настаивают на беспрекословном подчинении и держат под контролем каждый шаг своего чада. Самостоятельность ребенка постоянно ограничивается, ему никогда не объясняют причины тех или иных требований, а малейшее нарушение установленных правил жестко карается моральным давлением, словесным порицанием и даже физическим воздействием. В подростковом периоде это приводит к частым и тяжелым конфликтным ситуациям.

Большинство детей, воспитанных в авторитарном стиле, не имеют собственного внутреннего механизма контроля своих поступков. Они действуют, только соизмеряя свои проступки с наказанием, которое может последовать за действиями. Если в какой-то момент наказание не наступает, то этот ребенок может превратиться в антисоциальную и даже опасную личность.

Обычно данный тип семейного воспитания ребенка приводит к формированию зависимой или агрессивной личности.

Авторитетный тип воспитания

Его еще часто называют демократическим, ведь он считается наиболее правильным из всех с точки зрения психологии. В этом случае родители пользуются большим авторитетом у своих детей, но власть используют только в самых крайних случаях. Все решения в семье принимаются совместно с ребенком, в нем развивается ответственность, соразмерная возрасту.

При таком стиле воспитания между родителями и детьми формируются теплые и доверительные отношения, в которых всегда найдется место доброму совету. Ребенок, выросший в такой среде, независимо от пола, выйдет во взрослую жизнь гармоничной личностью.

Попустительский стиль

Влияние типов семейного воспитания на формирование личности трудно переоценить, поэтому любой перегиб в ту или иную сторону негативно сказывается на воспитательном процессе и самом ребенке. К примеру, при попустительском стиле родители практически не руководят своим чадом. Оно не знает отказов, запретов и каких-либо ограничений. Такие дети полностью игнорируют просьбы и потребности родителей, при этом не испытывают к ним эмоциональной привязки так как подсознательно воспринимают вседозволенность в качестве равнодушия.

В подростковом возрасте в такой семье могут возникать очень серьезные проблемы. Дети, нуждающиеся во внимании и тепле, могут связаться с дурной компанией или начать принимать наркотики. Одновременно с этим они испытывают сложности в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми, которые отказываются потакать их капризам. В будущем такие дети с трудом находят себе спутника жизни и не могут выстроить крепких семейных отношений.

Другие типы семейного воспитания и их характеристика

Как оказалось, трех стилей воспитания оказалось недостаточно, чтобы охватить все нюансы и типы семей. Поэтому в дальнейшем возникла типология, дополняющая научные труды Дианы Баумринд:

  • хаотический стиль;
  • опекающий.

Для первого типа семейного воспитания характерно отсутствие определенного стиля родительского поведения как такового. Один день взрослые ведут себя авторитарно, а на другой вдруг становятся либералами. Это вызывает большие проблемы в формировании личности ребенка, ведь он всегда внутренне стремится к стабильности и нуждается в четких ориентирах. Особенно тяжело это сказывается на подростках, они начинают бунтовать, испытывая тревожность и неуверенность. В некоторых случаях хаотический стиль воспитания может спровоцировать подростковую агрессию и неуправляемость.

Опекающий тип заставляет родителей постоянно находиться в контакте со своим ребенком. Они в курсе всех событий в его жизни и мгновенно решают любую возникающую проблему. Однако это часто приводит к тому, что дети переоценивают свою значимость параллельно тому, что ощущают себя беспомощными и неприспособленными к жизни. Это провоцирует начало внутреннего психологического конфликта, который может вылиться в серьезные комплексы и проблемы.

Типология Джеймса Майкла Болдуина

Стоит заметить, что многие практикующие психологи в своей работе часто использовали собственные типологии стилей воспитания. К примеру, Д.М. Болдуин выделял всего лишь два стиля, впрочем, не исключая и не опровергая работы своих коллег. Психолог описал следующие типы воспитания:

  • демократический;
  • контролирующий.

Первый тип подразумевает очень тесную связь между родителями и детьми на всех уровнях. Ребенок мягко направляется взрослыми и всегда может рассчитывать на их поддержку. При этом родители всегда включают свое чадо во все семейные дела, он является полноценным членом семьи, несущим свою долю ответственности и имеющим право на удовлетворение собственных потребностей.

Контролирующий тип характеризуется четкими ограничениями в поведении ребенка, причины которых ему всегда подробно объясняются. На этой почве между родителями и детьми не возникают конфликты, ведь все запреты введены на постоянной основе и понятны. Интересно, что понимание сути запретов поддерживает взаимопонимание между всеми членами семьи.

Неправильные стили воспитания

Типология, приведенная в предыдущих разделах нашей статьи, не исключает определенных ошибок и перегибов в воспитании ребенка. Но сейчас мы перечислим типы неправильного семейного воспитания, которые негативно влияют на формирование характера ребенка:

  • неприятие;
  • гиперсоциализирующий тип;
  • эгоцентрический тип.

Стиль воспитания, характеризующийся неприятием, может сочетать в себе различные стили, перечисленные в начале статьи. Ведь в первую очередь родители не принимают определенные особенности характера своего ребенка. Это может касаться черт характера, умственных способностей или умения выражать свои эмоции. Некая отверженность сопровождается жестким контролем, который навязывает ребенку определенный сценарий поведения. Он преподносится как единственно верный и возможный. Также губительно для психики ребенка и недостаток контроля при подобном ошибочном стиле воспитания. Ведь он не ощущает поддержки родителей, осознает их неприятие, но не видит готового плана действий.

Гиперсоциализирующий тип воспитания связан с постоянной тревогой родителей за свое чадо. Они испытывают беспокойство по поводу его здоровья, эмоционального состояния, социального статуса или, например, оценок в школе. При этом к ребенку всегда предъявляют завышенные требования, независимо от его реальных возможностей.

Эгоцентрический тип воспитания создает в семье кумира. Все взрослые и даже другие дети, если они есть, должны существовать ради одного единственного ребенка. Внимание всех всегда приковано к его персоне, при этом интересы остальных членов семьи не учитываются при принятии важных решений и в повседневных делах.

Классификация нарушений

Не всегда в семье родителям удается на протяжении всей жизни ребенка придерживаться определенного типа воспитания. Они часто допускают ошибки, которые попадают под пристальное внимание психологов и подвергаются четкой классификации. Типы нарушений семейного воспитания можно кратко изложить в следующем списке:

  • связывание;
  • отвержение;
  • делегирование.

Связывание характеризуется регламентированным и стереотипным общением, складывающимся между родителями и детьми. Взрослые довольно жестко комментируют все действия ребенка, что лишает их инициативы. В итоге они полностью отказываются от принятия решений, становятся инфантильными и социально неадаптированными. Это существенно замедляет их эмоциональное развитие.

Отвержение заставляет ребенка отказаться от своих желаний, потребностей и характера в целом. Отношения с родителями убеждают его в несостоятельности всех своих действий и их неправильности. В случае с маленькими детьми это может привести к аутизму.

При делегировании родители осознанно или нет, но переносят на своих детей собственные амбиции и рухнувшие надежды. Победы ребенка, не связанные с родительскими амбициями, полностью игнорируются, и он превращается в марионетку. Психологи утверждают, что подобное нарушение в воспитании может оказывать влияние даже на взрослую и уже сформировавшуюся личность. Такие молодые люди всегда живут, ориентируясь на одобрение или порицание родителей. Эту связь практически невозможно разорвать.

Конечно, очень сложно вырастить ребенка, не совершив ошибок и не допустив досадных промахов. Каждый родитель мечтает стать самым лучшим для своих детей, поэтому готов делать все возможное, чтобы добиться признания. Как советуют психологи, не стоит бояться ошибок, главное — это успеть их вовремя исправить.

www.syl.ru

4 типа семейного воспитания ребенка


Большинство взрослых психологических травм и проблем имеют корни в детстве. Детские психологи ещё полвека назад всерьёз задумались о связи поведения родителей и психического развития ребёнка. Дети могут расти в похожих бытовых и финансовых условиях, в одной среде, но в дальнейшей жизни не проявляют общих черт поведения. Напротив, схожие человеческие качества и идентичные черты поведения выявляются у людей, чьё детство проходило в абсолютно разных условиях. Однако в этом противоречии учёные установили чёткую связь между способами и стилями в воспитании ребёнка и его дальнейшим развитием.

Американский психолог Диана Баумринд в 60-е годы прошлого века начала изучение стилей семейного воспитания. В её исследовании было задействовано более сотни дошкольников и их родителей. Наблюдения привели к открытию трёх стратегий воспитания. Эти базовые модели отношений между родителями и детьми играют большую роль в формировании личности ребёнка: потакающий (либеральный), тоталитарный (авторитарный) и основанный на личном примере (авторитетный).

В дальнейшем эту систему категорий Баумринд дополнили психологи Элеонор Маккоби и Джон Мартин. Они вывели два базовых измерения, один из которых определяет уровень родительского контроля и требований, а другой базируется на принятии и отвержении. На пересечении этих измерений появился новый, четвёртый стиль — пренебрегающий (индифферентный).

При этом нужно учитывать, что родительские стили воспитания могут отличаться в пределах одной семьи по отношению к разным детям. Это зависит от темперамента отпрысков, их возраста, пола и так далее.

Типы семейного воспитания

В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:

1. Авторитетный стиль

Здесь воспитание ребёнка базируется на атмосфере тепла, доверительности, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей. Родители поощряют ребёнка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учётом интересов и потребностей детей. Ребёнка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, самостоятельно принимать решения, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.

Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко даётся учёба, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других поддаются дурному влиянию.

2. Авторитарный стиль

Для этой стратегии воспитания характерен контроль над ребёнком на фоне высоких требований, жёстких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя приведениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного исполнения. В таких семьях дети управляемы и послушны. Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей. При облегчённой версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.

Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило всё это происходит на фоне низкой самооценки.

3. Либеральный стиль

Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей. В таких семьях нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты. При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму.

При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учёбе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме.

4. Индифферентный стиль

При этом стиле семейного воспитания уровень вовлечённости родителей в жизнь детей самый минимальный. В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам. Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.

Как известно, равнодушие страшнее ненависти, поэтому индифферентный тип воспитания даже опаснее авторитарно-директивного. Ребёнок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще других оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более остальных предрасположен к неврозу и депрессии.

Развитие не должно стать для ребёнка тяжкой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребёнку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь. Лучшее, что могут дать любящие мама и папа — самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением. Задача родителей состоит не в том, чтобы загнать ребёнка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решения: стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно

ritty.ru

Лекция №15 Воспитание

Лекция № 15

Психология семьи

  1. Семья. Виды
    семей.

  2. Типы и стили
    семейного воспитания.

  3. Содержание
    семейного воспитания.

  4. Роль семьи в
    воспитании и развитии личности.

1.
Семья. Виды семей

Первые требования к личности человека
и его поведению, как результату семейного
воспитания, мы находим уже в библейских
заповедях: не укради, будь почтительным
к старшим.

Семья
особая
интимная группа, социальное объединение,
общность, члены которой связаны брачными
или родственными узами, общностью
быта, осуществляющая воспроизводство
населения и преемственность
семейных поколений, социализацию детей
и поддержку
существования членов семьи, несущих
взаимную моральную
ответственность.

В основе семейного воспитания был
заложен авторитет родителей, их дела и
поступки, семейные традиции. Именно
родители – первые воспитатели – имеют
самое сильное влияние на детей.

В зависимости от количества детей семьи
бывают:

—  многодетные,

—  малодетные,

—  однодетные,

—  бездетные.

По составу:

—  однопоколенные (супруги),

—  двухпоколенные (родители + дети),

—  межпоколенные (родители + дети
+ родители родителей).

В последнее время достаточно распространены
неполные семьи.

Отмечено, что семейные обстоятельства,
в которых выросли дети, накладывают
отпечаток на всю их жизнь и даже
предопределяют судьбу.

Успешность воспитания во многом зависит
от единства и согласованности
воспитательного влияния семьи и
учебно-воспитательных учреждений.

Действенным стимулирующим фактором
развития учащихся является создание
трудовой атмосферы в семье. Дети
должны вносить посильный
вклад в создание благополучия семьи.

Родители должны учитывать возрастные
и индивидуальные особенности детей,
относиться к ним (несмотря на возраст)
уважительно.

Формирование правильных взаимоотношений
между детьми, детьми и взрослыми –
важная задача родителей.

2.Типы
и стили семейного воспитания

Сколько семей, столько особенностей
воспитания, и, тем не менее, можно выделить
типичные модели отношений межу взрослыми
и детьми в семьях. В основу анализа
положено видоизменение отношений как
одной из фундаментальных характеристик
межличностных отношений. Отношения
определяются по степени напряженности
и последствиям негативного влияния на
воспитание детей.

Семьи, уважающие детей.Детей в таких
семьях любят. Родители знают, чем они
интересуются, что их беспокоит. Уважают
их мнения, переживания, стараются
тактично помочь. Развивают интересы
детей. Это наиболее благополучные для
воспитания семьи. Дети в них растут
счастливыми, инициативными, независимыми,
дружелюбными. Родители и дети испытывают
устойчивую потребность во взаимном
общении. Их отношения характеризуются
общей нравственной атмосферой семьи –
порядочностью, откровенностью, взаимным
доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи.Отношения между
взрослыми и детьми нормальные, но
существует определенная дистанция,
которую родители и дети стараются не
нарушать. Дети знают свое место в семье,
повинуются родителям. Родители сами
решают, что нужно детям. Дети растут
послушными, вежливыми, дружелюбными,
но недостаточно инициативными. Часто
не имеют собственного мнения, зависимы
от других. Родители вникают в заботы и
интересы детей, и дети делятся с ними
своими проблемами. Внешне отношения
благополучны, но некоторые глубинные,
сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные семьи.Главное внимание уделяется материальному
благополучию. Детей в таких семьях с
раннего возраста приучают смотреть на
жизнь прагматически, во всем видеть
свою выгоду. Их заставляют хорошо
учиться, но с единственной целью – чтобы
поступить в вуз. Духовный мир родителей
и детей обеднен. Интересы детей не
учитываются, поощряется только «выгодная»
инициативность. Дети рано взрослеют,
хотя это нельзя назвать социализацией
в полном смысле слова. Отношения с
родителями, лишенные духовной основы,
могут развиваться непредсказуемо.
Родители стараются вникать в интересы
и заботы детей. Дети это понимают. Но
чаще всего не принимают. Суть в том, что
высокие помыслы родителей в этом случае
зачастую разбиваются о низкую
педагогическую культуру осуществления.
Мечтая и надеясь предостеречь детей от
опасностей, осчастливить их, обеспечить
будущее, родители фактически обрекают
своих питомцев на неправомерные
ограничения и даже страдания.

Враждебные семьи.Детям в таких
семьях плохо: неуважение к ним, недоверие,
слежка, телесные наказания. Дети растут
скрытными, недружелюбными, плохо
относятся к родителям, не ладят между
собой и со сверстниками, не любят школу,
могут уходить из семьи. Механизм отношений
здесь такой. Поведение, жизненные
стремления детей вызывают в семье
конфликты, и при этом правы (скорее
правы) родители. Такого рода ситуации
обычно связаны с возрастными особенностями
детей, когда они еще не могут оценить
опыта родителей, их усилий на благо
семьи. Справедливые огорчения родителей
вызывают односторонние увлечения детей
во вред учебе, основным занятиям, а в
некоторых случаях – с аморальными
поступками.

Важно, чтобы родители в таких ситуациях
стремились разобраться в мотивах
поведения детей, проявляли достаточное
уважение к их доводам и аргументам. Ведь
дети, будучи не правы, искренне убеждены,
что правы именно они, что родители не
хотят или не способны их понять. При
всей правоте родителей им полезно знать,
что существуют психологические барьеры
общения: недостаточное знание общающимися
друг друга, неприемлемые навыки общения,
взаимного восприятия, различие характеров,
противоборствующих желаний, отрицательные
эмоции.

Антисоциальные семьи.Это скорее
не семьи, а временные пристанища для
детей, которых здесь не ждали, не любят,
не приемлют. Родители, как правило, ведут
аморальный образ жизни: конфликтуют,
угрожают друг другу и детям, пьянствуют,
воруют, дерутся. Влияние таких семей
крайне негативное, в 30% случаев ведет к
антиобщественным поступкам. Дети из
таких семей обычно берутся под опеку
государства.

В современной практике семейного
воспитания довольно определенно
выделяются три стиля (вида) отношений:
авторитарное, демократическое и
попустительское отношение родителей
к своим детям.

Авторитарный стиль родителей
в отношениях с детьми характеризуется
строгостью, требовательностью,
безапелляционностью.

Угрозы, понукания, принуждение – главные
средства авторитарного стиля. У детей
он вызывает чувство страха, незащищенности.
Психологи утверждают, что это ведет к
внутреннему сопротивлению, проявляющемуся
внешне в грубости, лживости, лицемерии.
Родительские требования вызывают либо
протест и агрессивность, либо обычную
апатию и пассивность.

Либеральный стильпредполагает
всепрощенчество, терпимость в отношениях
с детьми.

Источником либерального стиля является
чрезмерная родительская любовь. Дети
растут недисциплинированными,
безответственными. Попустительский
тип отношения А.С. Макаренко называет
«авторитетом любви». Суть его заключается
в потакании ребенку, в погоне за детской
привязанностью путем проявления
чрезмерной ласки, вседозволенности. В
своем стремлении завоевать ребенка
родители не замечают, что воспитывают
эгоиста, человека лицемерного,
расчетливого, умеющего «подыгрываться»
к людям. Это, можно сказать, социально
опасный способ отношений с детьми.

Демократический стильхарактеризуется
гибкостью.

Родители, при демократическом стиле
общения, мотивируя свои поступки и
требования, прислушиваются к мнению
детей, уважают их позицию, развивают
самостоятельность суждений. В результате
дети лучше понимают родителей, растут
разумно послушными, инициативными, с
развитым чувством собственного
достоинства. Они видят в родителях
образец гражданственности, трудолюбия,
честности и желания воспитать детей
такими, какими являются сами.

3.
Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье определяется
генеральной целью демократического
общества. Семья обязана формировать
физически и психически здоровую,
нравственную, интеллектуально развитую
личность, готовую к предстоящей трудовой,
общественной и семейной жизни. Составными
компонентами содержания семейного
воспитания являются известные направления
– физическое, нравственное, интеллектуальное,
эстетическое, трудовое воспитание. Они
дополняются патриотическим, экономическим,
экологическим, политическим, половым
образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи
выступает сегодня на первый план. Больше
никто не сомневается в том, что приоритет
здоровья не может быть заменен никаким
другим. Физическое воспитание в семье
основывается на здоровом образе жизни
и включает правильную организацию
распорядка дня, занятия спортом,
закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает
заинтересованное участие родителей в
обогащении детей знаниями, формировании
потребности их приобретения и постоянного
обновления. Развитие познавательных
интересов, способностей, наклонностей
и задатков ставится в центр родительской
заботы.

Нравственное воспитание в семье является
стержнем отношений, формирующих личность.
Здесь на первый план выступает воспитание
непреходящих моральных ценностей –
любви и уважения, доброты и порядочности,
честности, справедливости, совести,
достоинства, долга. В семье формируются
и другие нравственные качества: разумные
потребности, дисциплинированность,
ответственность, самостоятельность,
бережливость.

Эстетическое воспитание в семье призвано
развивать таланты и дарования детей
или как минимум давать им представление
о прекрасном в окружающей жизни. Это
особенно важно теперь, когда прежние
эстетические ориентиры подвергаются
сомнению, появилось множество ложных
ценностей, сбивающих и детей, и родителей
с толку, разрушающих их внутренний мир,
заложен­ную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей в семье
закладывает основу их будущей праведной
жизни. У человека, не приученного
трудиться, путь один – поиск «легкой»
жизни. Оканчивается он, как правило,
плохо. Если родители хотят видеть своего
ребенка на этом пути, они могут позволить
себе роскошь устраниться от трудового
воспитания.

Для родителей семейное воспитание –
процесс сознательного формирования
физических и духовных качеств своих
детей. Каждый отец и каждая мать должны
хорошо понимать, что они хотят воспитать
в ребенке. Этим определяется сознательный
характер семейного воспитания и
требование разумного, взвешенного
подхода к решению воспитательных задач.

4.
Роль семьи в воспитании и развитии
личности

Пути (способы), с
помощью которых осуществляется
целенаправленное педагогическое влияние
родителей на сознание и поведение детей,
не отличаются от общих методов воспитания,
но имеют свою специфику:

—  влияние на ребенка – индивидуальное,
основанное на конретных поступках и
приспособленное к личности;

—  выбор методов зависит от
педагогической культуры родите­лей:
понимания цели воспитания, родительской
роли, представлений о ценностях, стиля
отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания
несут на себе яркий отпечаток личности
их родителей и неотделимы от них. Сколько
родителей – столько разновидностей
методов. Например, убеждение у одних
родителей – мягкое внушение, у других
– угроза, крик. Когда в семье отношения
с детьми близкие, теплые, дружеские,
главный метод – поощрение. При холодных,
отчужденных отношениях, естественно,
превалируют строгость и наказание.
Методы очень зависят от установленных
родителями воспитательных приоритетов:
одни хотят воспитать послушание –
поэтому методы нацелены на то, чтобы
ребенок безотказно выполнял требования
взрослых; другие считают более важным
учить самостоятельному мышлению,
проявлению инициативы и обычно находят
для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы
семейного воспитания: убеждение
(объяснение, внушение, совет), личный
пример, поощрение (похвала, подарки,
интересная для детей перспектива),
наказание (лишение удовольствий, отказ
от дружбы, телесные наказания). В некоторых
семьях, по совету педагогов, создаются
и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения
воспитательных задач в семье. Среди них
– слово, фольклор, родительский авторитет,
труд, учение, природа, домашний быт,
национальные обычаи, традиции, общественное
мнение, духовный и моральный климат
семьи, пресса, радио, телевидение, режим
дня, литература, музеи и выставки, игры
и игрушки, демонстрации, физкультура,
спорт, праздники, символы, атрибуты,
реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского
воспитания опирается на ряд общих
условий:

  1. Знание родителями своих детей, их
    положительных и отрицательных качеств:
    что читают, чем интересуются, какие
    поручения выполняют, какие трудности
    испытывают, какие отношения складываются
    с одноклассниками и педагогами, со
    взрослыми и с более младшими по возрасту,
    что более всего ценят в людях и т. д.

  2. Личный опыт родителей, их авторитет,
    характер отношений в семье, стремление
    воспитывать личным примером также
    сказываются на выборе методов. Эта
    группа родителей обычно выбирает
    наглядные методы, сравнительно чаще
    использует приучение.

  3. Если родители отдают предпочтение
    совместной деятельности, то обычно
    превалируют практические методы.
    Интенсивное общение во время совместного
    труда, просмотров телепередач, походов,
    прогулок дает хорошие результаты: дети
    более откровенны, и это помогает
    родителям лучше понять их. Нет совместной
    деятельности – нет и повода, и возможности
    для общения

  4. Педагогическая культура родителей
    оказывает решающее влияние на выбор
    методов, средств, форм воспитания.

studfiles.net

Типы семейного воспитания

Сколько
семей, столько особенностей воспитания,
и тем не менее можно выделить типичные
модели отношений межу взрослыми и детьми
в семьях. В основу анализа положено
видоизменение отношений как одной из
фундаментальных характеристик
межличностных отношений. Отношения
определяются по степени напряженности
и последствиям негативного влияния на
воспитание детей.

Семьи,
уважающие детей. Детей в таких семьях
любят. Родители знают, чем они интересуются,
что их беспокоит. Уважают их мнения,
переживания, стараются тактично помочь.
Развивают интересы детей. Это наиболее
благополучные для воспитания семьи.
Дети в них растут счастливыми,
инициативными, независимыми, дружелюбными.
Родители и дети испытывают устойчивую
потребность во взаимном общении. Их
отношения характеризуются общей
нравственной атмосферой семьи —
порядочностью, откровенностью, взаимным
доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые
семьи. Отношения между взрослыми и
детьми нормальные, но существует
определенная дистанция, которую родители
и дети стараются не нарушать. Дети знают
свое место в семье, повинуются родителям.
Родители решают, что нужно детям. Дети
растут послушными, вежливыми, дружелюбными,
но недостаточно инициативными. Часто
не имеют собственного мнения, зависимы
от других. Родители вникают в заботы и
интересы детей, и дети делятся с ними
своими проблемами. Внешне отношения
благополучны, но некоторые глубинные,
сокровенные связи могут нарушаться.

Материально-ориентированные
семьи. Главное внимание уделяется
материальному благополучию. Детей в
таких семьях с раннего возраста приучают
смотреть на жизнь прагматически, во
всем видеть свою выгоду. Их заставляют
хорошо учиться, но с единственной целью
— чтобы поступить в вуз. Духовный мир
родителей и детей обеднен. Интересы
детей не учитываются, поощряется только
«выгодная» инициативность. Дети рано
взрослеют, хотя это нельзя назвать
социализацией в полном смысле слова.
Отношения с родителями, лишенные духовной
основы, могут развиваться непредсказуемо.

Родители
стараются вникать в интересы и заботы
детей. Дети это понимают. Но чаще всего
не принимают. Суть в том, что высокие
помыслы родителей в этом случае зачастую
разбиваются о низкую педагогическую
культуру осуществления. Мечтая и надеясь
предостеречь детей от опасностей,
осчастливить их, обеспечить будущее,
родители фактически обрекают своих
питомцев на неправомерные ограничения
и даже страдания.

Враждебные
семьи. Детям в таких семьях плохо:
неуважение к ним, недоверие, слежка,
телесные наказания. Дети растут скрытными,
недружелюбными, плохо относятся к
родителям, не ладят между собой и со
сверстниками, не любят школу, могут
уходить из семьи. Механизм отношений
здесь такой. Поведение, жизненные
стремления детей вызывают в семье
конфликты, и при этом правы (скорее
правы) родители. Такого рода ситуации
обычно связаны с возрастными особенностями
детей, когда они еще не могут оценить
опыта родителей, их усилий на благо
семьи. Справедливые огорчения родителей
вызывают односторонние увлечения детей
во вред учебе, основным занятиям, а в
некоторых случаях — с аморальными
поступками.

Важно,
чтобы родители в таких ситуациях
стремились разобраться в мотивах
поведения детей, проявляли достаточное
уважение к их доводам и аргументам. Ведь
дети, будучи неправы, искренне убеждены,
что правы именно они, что родители не
хотят или не способны их понять. При
всей правоте родителей им полезно знать,
что существуют психологические барьеры
общения: недостаточное знание общающимися
друг друга, неприемлемые навыки общения,
взаимного восприятия, различие характеров,
противоборствующих желаний, отрицательные
эмоции.

Антисоциальные
семьи. Это скорее не семьи, а временные
пристанища для детей, которых здесь не
ждали, не любят, не приемлют. Родители,
как правило, ведут аморальный образ
жизни: конфликтуют, угрожают друг другу
и детям, пьянствуют, воруют, дерутся.
Влияние таких семей крайне негативное,
в 30% случаев ведет к антиобщественным
поступкам. Дети из таких семей обычно
берутся под опеку государства.

Что
происходит в таких семьях, нетрудно
понять. Родители, как правило, занимают
конфликтную позицию. Конфликтные
ситуации могут вызываться личными
недостатками родителей, которые не
имеют или не считают нужным подавлять
их в себе, в своих отношениях друг с
другом и с детьми. Это проявляется в
нервозности, вспыльчивости, нетерпимости
к иному мнению. Особенно болезненно
реагируют дети на тягу родителей к
сомнительным развлечениям, водке.

Острые
конфликты могут возникать из-за
эмоциональной глу-. хоты родителей. Дети
всех возрастов особенно ранимы в минуты
тонких эмоциональных переживаний,
душевного подъема, возвышенных
устремлений, непонятных взрослым.
Непонимание и непринятие таких переживаний
взрослыми ведет к обоюдному отчуждению.
Обе стороны утрачивают способность
слушать и понимать друг друга.

На
фоне новых возможностей самореализации
личности в условиях демократических
свобод современные подростки и
старшеклассники пристальнее оценивают
масштабы личности своих родителей,
особенно отцов. Сегодня «кризис отцовства»
острю проявляется в формах неполных
семей, пьянства, отрешенности отца от
семьи. На то существуют и объективные
и субъективные причины, но детям от них
не легче. Исследования Г. А. Филатовой
показали, что в среднем 80% из них лояльно
относятся к матери и только 20% — к отцу:
«отец пьет много», не заботится о семье»,
«не хочет помогать материально».

studfiles.net

4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания

В
психолого-педагогической литературе
выделяют различные
типы семей (см. схему 75).

По
количеству детей

Многодетные,
малодетные, однодетные, бездетные
семьи

По
числу поколений

Однопоколенные
(только супруги), двухпоколенные
(родители и их дети), межпоколенные
(дети, родители, родители родителей)
семьи

По
признаку полноты

Полные,
неполные (один из родителей), а также
вне­брачные семьи

По
характеру взаимоотношений

Идеальные,
средние, негативные (скандально-раздражительные)
семьи

По
устойчивости семейных отношений

Гармоничные,
распадающиеся, распавшиеся, неполные
семьи

По
уровню благополучия

Благополучные,
псевдоблагополучные, неблагополучные
семьи

По
месту жительства

Городские,
сельские семьи

Схема
75

У
учителей принято деление семей на
благополучные и неблагополучные.
Благополучие или неблагополу­чие
семьи определяется обычно по анкетным
данным: есть ли родители, каково их
образование, где работают, каково
материальное положение семьи и т. п. В
этом случае «благополучие» может носить
только видимый ха­рактер, а на самом
деле семья может быть противоречивой
(псевдоблагополучной). Неблагополучными
принято считать те семьи, в которых
обнаруживаются дефекты
воспитания
(проявляется
в психическом нездоровьи, эмоциональном
напряжении ребенка и т. п.).

Особенности
сельской
семьи

размеренность ее жизни, подчиненность
ритмам природы; нелегкие условия
сельскохозяйственного труда в домашнем
и подсобном хозяйстве; прочные родственные
связи, связи с соседями, социальный
контроль за жизнью семьи. Исследователи
(А.
В. Мудрик и другие)
пришли
к выводу, что в социализации подрастающего
поколения сельская семья играет большую
роль, чем городская. Городская
семья
не
однородна (количество жителей, этническая
структура, географическое положение
города, занятость населения и т. п.). В
малых городах уклад семейной жизни
близок к сельскому. В крупных городах
характер общения старшего и младшего
поколений изменяется. На социализацию
личности оказывают большое влияние
окружающая среда (школа, производство,
вуз, культурные центры и т. п.), широкий
круг общения.

Наиболее
распространенной в современных условиях
является нуклеарная
семья,
состоящая
из мужа, жены и одного-двух детей. Функции
воспитания и обучения детей такая семья
обычно разделяет с другими учреждениями
образования (детский сад, школа и др.).
В такой семье, как правило, жена также
занята на производстве, а потому
хозяйственные проблемы берут на себя
в равной степени все члены семьи.

Молодая
семья

это супружеская пара с детьми или без
них. Возраст супругов при этом не более
30 лет. Многие из молодых семей живут с
родителями.

Неполная
семья

семья с одним родителем — также довольно
распространенное явление. Такая семья
является результатом развода, смерти
или долгого отсутствия одного из
родителей, а также гражданского брака
(ребенок
рожден
вне брака). Растет число несовершеннолетних
мам. Такие семьи обычно нуждаются в
особой социальной защите
и
помощи
государства.

Практически
в семье любого типа могут наблюдаться
ошибки в
воспитании
детей. В семейной
педагогике вслед за
детским
психиатром М.
И. Буяновым
выделяют несколько типов
неправильного воспитания в семье (см.
таблицу 23).

Таблица
23


п/п

Тип
неправильного (ошибочного)
воспитания

Краткая
характеристика

1.

Безнадзорность,
бесконтрольность
(гипоопека)

Встречается
при излишней занятости родителей
своими делами. Родители не уделяют
должного внимания детям, которые
предоставлены самим себе. Такая
ситуация вызывает у детей чувство
обиды и одиночества. Нередко это
приводит к различным нарушениям
личностного развитая и проявлениям
девиантного поведения подростка

2.

Гиперопека

Вся
жизнь ребенка находится под неустанным
надзором. Ребенок ограничен
многочисленными запретами, вынужден
без конца вы­слушивать и выполнять
строгие приказания родителей. Результат
такого воспитания — нерешительная,
безынициативная, боязливая, неуверенная
в себе личность. Вместе с тем в
подростковом возрасте это может
вылиться в «бунт» против родительского
диктата («Дру­гим все дозволено, а
мне?»). В этом случае подросток может
специ­ально нарушать запреты, убегать
из дома и т. п.

3.

«Кумир
семьи»

Разновидность
гиперопеки. В семье принято восхищаться
любыми проявлениями ребенка. Жизнь
семьи, на первый взгляд, полностью
подчинена ребенку (причинами этого
могут быть соперничество взрослых в
семье или отсутствие истинного единства
в семье; во втором случае семью
объединяет общая забота о ребенке).
Ребенок привыкает быть в центре
внимания, его просьбы немедленно
вы­полняются. В такой атмосфере
ребенок вырастает изнеженным,
ка­призным, эгоцентричным. Повзрослев,
он не в состоянии оценить свои
возможности, преодолеть эгоцентризм.
Он не находит понимания и в группе
сверстников. Переживание этих трудностей
приводит к возникновению истероидной
акцентуации характера. Если же ребенок
не всеобщий, а чей-то личный кумир
(«маменькин сынок», «папенькина дочка»,
«бабушкино сокровище»), то он чувствует
особое отношение одного из родных и
остро ощущает холодность другого

4.

«Золушка»

Реализуется
в обстановке эмоциональной отверженности,
холодности, безразличия. Ребенок
чувствует, что мать и отец не любят
его, тяготятся им, хотя окружающим
может казаться, что родители достаточно
внимательны и добры к нему. Нередко
при этом из ребенка делают безотказного
исполнителя домашних обязанностей,
а все лучшее (поощрения и прочее)
достаются другим членам семьи, взрослым
или детям. Такая ситуация способствует
появлению неврозов, чрезмерной
чувствительности к невзгодам или
озлобленности ребенка. Он вырастает
приниженным, неуверенным в себе,
несамостоятельным, завистливым

5.

«Жесткое
воспитание»

За
малейшую провинность ребенка сурово
наказывают, и он растет в постоянном
страхе. Нередко родители действуют
методами физи­ческого наказания,
вызывающими у ребенка физические,
психиче­ские, нравственные страдания.
Результатом такого воспитания, как
известно, являются жестокость, грубость,
лживость, озлобленность, мстительность,
агрессивность, приспособленчество,
угодничество и другие личностные и
поведенческие нарушения развития

6.

Воспитание

в условиях повышенной моральной
ответственности

С
малых лет ребенку внушается мысль,
что он должен оправдать многочисленные
честолюбивые надежды родителей или
же на него возлагаются непосильные
для его возраста заботы и обязанности.
В итоге у ребенка могут появиться
навязчивые страхи, постоянная тревога
за благополучие близких.

В
практике семейного воспитания выделяются
три основных стиля
(вида) семейных отношений (см. схему 76).

Наибольшие
издержки развития наблюдаются у детей
из неполных семей и детей, лишенных по
тем или иным причинам семьи. Явлением
современной жизни является рост
количества социальных сирот — детей,
осиротевших при живых родителях. Причины
распространения социального сиротства:
рост
числа детей, рож­денных вне брака;
социальная дезорганизация семей;
материальные и жилищные трудности
родителей; нездо­ровые отношения в
семье, деградация личности взрослых;
врожденные психические и физические
аномалии детей и другие.

Мировая
практика организации детских сиротских
учреждений предложила идею воспитания
таких детей в семье или в условиях,
максимально приближенных к семейным.
Идею австрийского педагога-гуманиста
Германа Гмайнера (1919—1986) «SOS-Киндердорф»
(«SOS-детская
деревня») стали воплощать в жизнь во
многих странах мира, в том числе и в
нашей стране. Детские
дома семейного типа

это государственные учреждения, основой
которых является семейная пара или
одинокая женщина, принявшая на воспитание
от пяти до восьми детей. На средства
фонда Г.
Гмайнера «SOS-Киндердорф-Интернациональ»
построены, например, Кобринская и
Боровлянская детские деревни, в которых
воплощены основные идеи педагогической
системы Г.
Гмайнера.

Другими
законодательно установленными формами
устройства детей, лишенных родительского
попечения, являются дом ребенка, детский
дом, школа-интернат, усыновление, опека,
попечительство, приемная семья,
международное усыновление.

Стили
семейных отношений

Авторитарный
стиль
отношений
родителей
к детям характеризуется
строгостью, требова­тельностью,
безапелляционностью. Угрозы, понукания,
принуждение — главные атрибуты этого
стиля. У детей он вызывает чувство
страха, незащищенности. Родительские
требования могут вызывать или протест
и агрессивность, или апатию и пассивность.
Разновидностями такого стиля отношений
родителей к ребенку являются «авторитет
подавления» и «авторитет расстояния
и чванства» (А.
С Макаренко).
В
первом случае — это деспотические
отношения, основными чертами которого
выступают жестокость и «террор». Во
втором случае родители в результате
сложившихся обстоятельств или «в
целях воспитания» стараются быть
подальше от детей, поручив воспитание
другим людям (бабушкам, няням и др.)

Попустительский
(либеральный) стиль
предполагает
всепрощение, терпимость в отношениях
с детьми. Источником этого стиля
является чрезмерная родительская
любовь. Суть такого «авторитета любви»
(А.
С Макаренко)
заклю­чается
в погоне за детской привязанностью
путем про­явления чрезмерной ласки,
вседозволенности. При этом воспитывается
человек эгои­стичный, лицемерный,
рас­четливый, умеющий под­страиваться
к людям

Демократичный
стиль
ха­рактеризуется
гибкостью. Родители мотивируют
свои требования и поступки, при­слушиваются
к мнению детей, уважают их позицию,
развивают самостоятельность мыслей
и поступков. Это наиболее благоприятный
вариант взаимоотношений родителей и
детей, при котором они испытывают
потребность в общении друг с другом,
проявляют доверие, откровенность.
Важно, что родители умеют понять мир
ребенка, его возрастные потребности
и интересы

Схема
76

studfiles.net

1. Типы семейного воспитания. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие

1. Типы семейного воспитания

Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать – дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.

Гипопротекция ( гипоопека ) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. (Например, мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты.) Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания.

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.

Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы. Акцентуированным характерам свойственна повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.

Таблица 3 Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера

Продолжение табл. 3

Окончание табл. 3

Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый». Так, например, в работе А.Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий. Эмоционально-отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А. Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

? сотрудничество;

? псевдосотрудничество;

? изоляция;

? соперничество.

Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.

Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.

При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.

Автор подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.

По мнению В.И. Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.

Тип А. Непринятие ( эмоциональное отвержение ). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики – тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.

? Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его.

? Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.

? В качестве дисциплинарных мер используются угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи.

? Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи.

? В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Типы семейного воспитания | Psylist.net

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

  • Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
  • Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
  • Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни спец

psylist.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о