КУЛЬТ это что такое КУЛЬТ: определение — Философия.НЭС
Культ
от лат. cultus – почитание) – 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).
Оцените определение:
Источник: Словарь по культурологии
Культ
от лат. cultus – уход, почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии (телодвижения, чтение или пение и т.п.), выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо; чрезмерное возвеличивание кого-либо, чего-либо (культ личности, культ творчества, культ наживы, культ праздности и т. д.).
Оцените определение:
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
КУЛЬТ
— 1) ответ человека на открытие Высшей реальности, на встречу с Богом, форма поклонения Богу, средство сохранения и обновления взаимоотношений с Высшим, оживления веры и актуализации изначального духовного опыта встречи; это также средство вовлечения в этот опыт других людей, свидетельство общиной опыта встречи и поклонения Высшему, что и превращает культ в факт общественного значения. Культ — средоточие служения Высшему, вокруг культа развертываются все прочие формы религиозной жизни и деятельности. С библейской точки зрения служение Богу в виде культа — это осуществление призвания народа Божия свидетельствовать миру единого Бога и Его правду. Средоточие христианского культа — Евхаристия, священная трапеза Нового Завета. 2) В последнее время термином «культы» или «нетрадиционные культы» стали обозначать новые религиозные группы, остающиеся в стороне от исторически сложившихся церквей, конфессий и деноминаций. Для них характерны экстатичность личной и/или групповой духовной жизни, работа над изменением сознания, нередко с оккультным уклоном, синкретизм доктрин, наличие харизматического лидера, уход от проблем окружающей жизни в свой особый закрытый мир, безразличие к требованиям общества, специфический образ жизни без серьезной этики, размытость организационной структуры (часто в форме «консультант-клиент») или, напротив, что реже, крайняя жесткость управления в т.н. «тоталитарных сектах». Обычно в такие культы вовлекаются люди из среднего класса, пришедшие в состояние психического и духовного кризиса и ищущие выхода из него путем контакта со сверхъестественным, но минуя религиозную практику мировых религий, особенно там, где они ослаблены. Оппоненты обвиняют организаторов этих культы в «промывке мозгов» и «контроле сознания» у своих приверженцев, в изоляционизме и обмане, жестком авторитаризме, сексуальной распущенности, финансовой и иной эксплуатации членов групп и пр.
Оцените определение:
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
Культ
от латинского cultus, что значит и возделывание, и уход, и образование и воспитание (т. е. все значения культуры). В этом смысле «культура» — это культ античной образованности, определенный образ жизни. Но есть еще одно важно
terme.ru
Что такое культ: виды, особенности приверженцев, разоблачение
Изначально слово «культ» было чисто религиозным понятием, но в современном мире существует понятие культа еды, культа личности, культа потребительства, культа разума, культа денег, культа предков. Возводить в культ стали буквально все. Что же это такое, опасно ли, и если да, то чем именно? Давайте разберемся.
Что такое культ
Культ – поклонение чему-либо или кому-либо, слепая вера, безусловное подчинение, восхваление. Например, культом является поклонение богу, иконам. Но в то же время культовой может стать музыкальная группа, например, в 60-х годах таким объектом поклонения и обожания стала группа Битлз. А в СССР был культ Ленина.
С латинского культ можно перевести как «образ жизни, культура». То есть это не столько приверженность кому-то или чему-то, сколько пристрастие к идее, мышлению личности, ее ценностям, жизненным тезисам. Для людей, участвующих в культе, это действительно становится образом жизни, философией, мировоззрением.
Объектом культа может стать личность, материальные блага, моральная ценность, идея, социальное явление. Африканские племена до сих пор верят в силу природных явлений и в высшие силы, устраивают обряды, тематические танцы.
Изучением культов занимаются историки, социологи, психологи, религиоведы, культурологи. Это сложный феномен, расположенный на стыке нескольких наук.
Виды культов
Мы уже сказали кратко о том, что становится объектом поклонения, но давайте рассмотрим подробнее популярные виды культов: религиозный, культ личности, культ разума, культ материальных ценностей и положения в обществе.
Религиозный культ
Это вера и поклонение божествам, высшим силам, священным предметам или животным. Приверженцы религиозного культа поклоняются своему богу, иконам, мощам, предметам-посредникам между людьми и богами. Религиозный культ всегда наделен обрядами, традициями, церемониями. В широком смысле культом можно назвать любую существующую религию, но в узком смысле речь идет только о сектах.
Культ личности
Это явление возникает чаще в политической сфере или в рамках какой-то субкультуры. Проще говоря, это следование за вождем, преувеличение значимости и уникальности какой-то личности. Возникает при авторитаризме и тоталитаризме.
Однако встречается и неполитический культ личности, например, в свое время были культовыми Алан Чумак или Анатолий Кашпировский. Не всегда культовым становится положительный персонаж. Объектом культа личности становится лидер, а они, как мы знаем, бывают и деструктивными.
Культ разума
Возник как противовес религиозному культу. Иногда его отождествляют с атеизмом. Под культом разума подразумевается поклонение научному знанию. Его приверженцы всему стараются найти научное и логическое объяснение, одержимы экспериментами и образованием, не признают религию.
Культ материальных ценностей, положения в обществе
К этому типу относятся существующие в нашем обществе культ денег, культ красоты, культ молодости, культ потребления. Его противник – культ духовного развития, моральных ценностей отречения от материальных благ.
Деструктивные и конструктивные культы
В основном речь идет о сектах, но встречаются и другие деструктивные культы, например, криминальной направленности. Среди молодежи сейчас модно деструктивное и асоциальное движение АУЕ (арестантский уклад един), всегда был популярен сатанизм и подобные этому поклонения.
Деструктивные культы пропагандируют образ жизни, противоречащий существующему укладу общества, его нормам, системам. Кроме этого, деструктивные культы меняют сознание личности, подчиняя его себе и используя во благо организации, лидерам культа, подавляют индивидуальность человека.
К этим же культам относится псевдонаучный культ, например, современное увлечение эзотерикой. На мой взгляд, это уже стало культом. Но я не могу сказать, что такое увлечение положительно отражается на развитии личности. Появилось много псевдотренеров с курсами личностного роста и прочих шарлатанов. Впрочем, они были всегда.
Особенности приверженцев
Американский психолог Стивен Хассен 25 лет изучал культы. Вот как автор охарактеризовал их: «Прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы».
Из этого мы можем сделать вывод, что приверженцы обладают следующими психологическими особенностями:
- внушаемость;
- слабая сила воли;
- неуверенность в себе;
- склонность к зависимому положению, подчинению;
- мышление жертвы;
- низкий уровень интеллекта, узкий кругозор;
- пассивная жизненная позиция;
- неопределенность, отсутствие личных планов;
- личностная незрелость, отсутствие стойкого мировоззрения, убеждений, ценностей.
Культ – это секта. Во главе стоит один человек, группа людей или организация. В любом случае приверженцы в данном контексте становятся пешками в чьей-то игре. Конечно, с этим нужно бороться.
Разоблачение
Главное отличие культа – его идеи не поддаются критической оценке. Лидеры запрещают приверженцам мыслить иначе, оспаривать навязываемые им идеи.
Лидеры называют себя по-разному: старейшина, гуру, наставник, учитель, пророк. Они якобы наставляют людей на путь истинный, но при этом полностью блокируют самостоятельность «учеников». Они просто говорят, что делать, как думать, чтобы быть счастливым. Правда, спорный вопрос, становится ли от этого человек счастливым. Чаще нет.
Культ контролирует сознание приверженца. Контролируется предоставляемая информация, личное время, поведение, эмоции и чувства.
Разоблачить или хотя бы заподозрить культ можно по следующему плану:
- Информация не предоставляется полностью? Существует что-то доступное только особо посвященным людям? Информация зависит от уровня посвящения?
- Организация делит мир на хорошее и плохое, черное и белое, притом плохое и черное – это все, что находится за ее пределами?
- Лидеры запрещают остальным участникам общаться с теми, кто вышел из общества? Ушедших считают неудачниками, грешниками или предателями? Активным участникам нельзя спрашивать у других, почему те ушли?
- Организация не разрешает читать другую литературу, в том числе оппозиционную? Лидеры сами выдают книги для расширения кругозора, исключают их критическое обсуждение и полемику?
- Собрания, молитвы, проповеди, чтение литературы занимает все время приверженца? Лидеры организации контролируют соблюдение идей, поощряют доносительство на других участников?
- Культивируется идея страха (потерять спасение, мыслить свободно, подвергнуться злу извне)? Стимулируется ли в участниках чувство вины на основе личного несовершенства, невозможности достижения идеала?
- Навязывается ли идея о том, что причастность к группе и подчинение лучше и безопаснее личных решений, мнений?
Больше половины утвердительных ответов означает, что вы имеете дело с культом. Чем больше положительных ответов, тем вероятнее это.
Но это больше относится к религиозным культам и культу личности. Что касается обширных феноменов типа культа денег или культа еды, то заметить его проще. И бороться с ним на частном уровне просто. Ведь напрямую никто не запрещает вести себя иначе, читать другую литературу, не смотреть телевизор, заниматься саморазвитием с помощью книг.
В данном случае каждый человек сам выбирает, насколько хочет участвовать в потребительских отношениях. Хоть с одержимыми людьми и бывает сложно выстраивать отношения, но опять же в жизни мы сами выбираем, с кем жить, кого любить. Можно вместе хотя бы в своем узком кругу не участвовать в культе потребительства.
Послесловие
На мой взгляд, большинство культов носят негативный характер, остальные – нейтральный. Положительных культов я практически не вижу. Каждый из них лишает человека самостоятельности, стопорит развитие.
К полезным поклонениям можно отнести, например, культ здорового образа жизни или культ образования. Но все хорошо в меру, а чрезмерная увлеченность превращается в одержимость. Человек оказывается заложником идеи, она становится целью, а не средством. Из-за культов возникают войны, противоречия, личностная тревожность, комплексы.
Культ – это игнорирование, подавление индивидуальности, заложенных в человеке способностей, особенностей. Это стремление уравнять всех людей, притом сделать их похожими на некий один идеал. При этом акцент ставится на негативное отношение к себе, несостоятельность, а не на любовь и принятие, раскрытие личностного потенциала.
Культ — это… Что такое Культ?
религиозный (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком смысле — исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными элементами К. являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церковная организация). В более узком смысле под К. понимают только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие, сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае в понятие К.Историческим формам религии соответствуют и характерные для них типы культовых комплексов: тотемический К., погребальный К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., культ племенного бога и др. Можно выделять виды К. по его объектам: К. солнца, К. неба, К. воды, К. животных (зоолатрия), К. растений, К. огня, К. предков, К. царя и т. д. Если для исторически ранних форм К. характерна непосредственная связь с определенными сферами общественной жизни (земледельческий К., культ царской власти), то более поздним религиям свойственно многообразие К., непосредственно ориентированных на мифологические объекты (К. богочеловека), жреческие функции (К. первосвященника) или ритуализированные ценности (К. страдания). Направленность, структура и значение К. существенно отличаются в различных исторических и региональных типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные для ряда эстетических, этических и философских систем прошлого черты, как «К. силы», «К. успеха», «К. человека», «К. разума» и др.
Первоначальные формы К. несомненно представляли собой непосредственные магические действия; так, жесты адорации (воздевание рук, поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магических телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.) вошли впоследствии в состав К. многих религий; и в современной Индии религиозные пляски в храмах служат обычной формой К. Молитвы — одно из важных проявлений К. — развились из колдовских заклинаний — заговоров. Жертвоприношения, как один из существенных элементов К., имеют более сложное происхождение. Они возникли частью из первобытных охотничьих трапез, частью из общественного запрета пользоваться плодами до определенного момента, когда этот запрет в торжественной форме снимался, частью из суеверного обычая кормить покойников.
Употребление различных священных предметов и изображений в К. — икон, церковных сосудов и др. утвари — восходит своими истоками к Фетишизму, когда люди приписывали неодушевлённым предметам и изображениям сверхъестественную силу. Например, в христианском или буддистском К. разным материальным предметам приписывается таинственная сила (чудотворные иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.).С. А. Токарев.
dic.academic.ru
КУЛЬТ — это… Что такое КУЛЬТ?
культ — культ, а … Русский орфографический словарь
культ — культ/ … Морфемно-орфографический словарь
Культ — Культ почитание, поклонение. Культ разделяют на: Религиозный культ религиозное почитание каких либо предметов (таких как икона, священные предметы или скульптуры, напр., Здудичский каменный крест), святых отцов, бога или богов;… … Википедия
КУЛЬТ — (лат. cultur, этим. см. культура). У древних: форма общественного богослужения; религиозная обрядность вообще. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУЛЬТ 1) форма обществен. богослужения; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
КУЛЬТ — р е л и г и о з н ы й (лат. cultus, от colo – возделываю, почитаю) – религ. почитание каких либо предметов или сверхъестеств. существ, обрядовая сторона религии. В широком смысле в понятие К. включаются все виды действий, связанных с религ. магич … Философская энциклопедия
культ — КУЛЬТ, культа, муж. (лат. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова
КУЛЬТ — КУЛЬТ, культа, муж. (лат. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова
культ — КУЛЬТ, культа, муж. (лат. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова
культ — а; м. [лат. cultus] 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды. К. Диониса в древней Греции. Служители культа (духовенство). 2. кого чего. Поклонение кому , чему л., почитание кого , чего л. К. личности. К. разума. К.… … Энциклопедический словарь
Культ — (от лат. cultus – уход, почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии (телодвижения, чтение или пение и т.п.), выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на … Энциклопедия культурологии
dic.academic.ru
КУЛЬТ — это… Что такое КУЛЬТ?
КУЛЬТ (лат. cultus, обычно выводят от сою — почитать, возделывать или, по Флоренскому, от colère, вращать — “круговорот, хоровод, обращение вокруг святой реальности”) — поклонение святыням, каковыми становятся коллективно значимые и принятые данной общностью идеальные ценности, трансцендентный смысл которых символически выражен в зримой форме литургического хорового строя, ритуальных жестов, обрядов, магических формул и разного рода вещественных фетишей, от тотема-животного в архаических родовых группах до икон и абстрактных сакральных знаков развитых мировых религий. Многочисленными этно-антропологическими исследованиями установлено, что именно культ составлял суть первичных элементов первобытного мышления — “пралогических коллективных представлений” (ЛевиБрюль), содержанием которых является не рациональнопрактическое осмысление реальности, но совместное знание, со-знание потусторонних, фантастических идеалов и устремлений. Для одних символическим выражением святой идеальной ценности (Богом) становился волк со всеми его волчьими повадками и соответствующий атрибутикой (архаический Аполлон). Для других — кроткий Агнец (так называли Христа в ранней церкви). Или бык — Зевс. В культе Зевса фети.шистскому почитанию и возделыванию подлежало все “бычье”, напр., изготовленное в виде рогов двулезвийное орудие — священный двойной топор-лабрис. Этому топору молились, оттачивали, выделывали и всячески украшали его, но не смели использовать такой формы орудие ни для каких прагматических бытовых нужд — табу. Бычий лабрис был когдато для прагреков столь же священным предметом культа, каковым и сегодня для верующих во Христа является крест — символ беспредельной самоотверженности Бога-Агнца, что является в христианстве наивысшей целью-ценностью. Как возникает конкретный культ сам по себе, в силу причин естественных или как плод откровения свыше — этот вопрос остается дискуссионным. Сегодня ясно одно: решить проблему происхождения первокульта значит вскрыть механизм генезиса человеческого сознания вообще. Все идеальные произведения автономного “Я”, механизм производства которых был вскрыт Кантом в “Критике чистого разума”, сами по себе остаются лишь индивидуально значимыми. Такого рода чисто субъективные построения в современной психологии называются “аутистическим мышлением”, всестороннее экспериментальное исследование которого оказалось делом первостепенной важности, поскольку удалось доказать, что именно с такого “мышления” начинается умственное развитие каждого нормального ребенка (Пиаже), ау взрослых людей оно иногда проявляется в ходе деструкции их сознания, как тяжкое заболевание — шизофрения (Блейлер). Вполне вероятно, что именно с чистого аутизма (с произвола воображения — Кант) начинается психика человека (проявления такой психики обнаруживаются и у животных). Но эта психика еще не сознательный разум, оперирующий устойчивыми символами и знаками с твердыми правилами смыслового их сочетания. Чтобы стать со-знанием и, соответственно, систематическим разумом, свободное воображения “Я” должно фетишизировать и утвердить в качестве априорных максим категорического императива те символические выражения некоторых из своих субъективных идеальных произведений, которые каким-то образом оказались понятными сразу многим. Другими словами, чтобы стать действительно продуктивным, безграничное воображение каждого “Я” должно было ограничиться чем-то конкретным, подчинившись диктату культа. И неважно, что оказывается при этом опорной точкой общей ценностно-познавательной ориентации: волк или бык; дюйм или сантиметр, “частица” или “волна” у современных физиков, которые, как правило, уже не прибегают к культовой фетишизации отправных представлений своих взаимоисключающих теорий. Но для начала — аитропогенетически — необходимо было что-то освятить в качестве общей ценностной максимы-аксиомы. Только собственной субъективной волей такого дела свершить нельзя. Кант понимал это и потому оставил открытым главный вопрос: как возможен категорический императив? Очевидно, что он невозможен, если под нравственной “максимой” (напр., абсолютный запрет полового влечения сына к матери), волевым путем утверждаемой как “закон природы” (в данном случае закон нейрофизиологический), не подразумевается культ (здесь — антропогенный тотемический культ экзогамии). Кант, стремясь остаться на чисто научных позициях, не счел возможным прибегнуть к культу как фундаментальному фактору, объясняющему происхождение человеческого разума. Поэтому он в рамках концепции автономной воли только вскрыл механизм “аутистического мышления”. Функция культа — производство коллективного представления (прототипа понятия), т. е. организация своего рода согласия множества “автономных воль” на фетишистское закрепление сходных идеальных конструктов и совместимых целей в качестве общих непререкаемых императивов. В перспективе культ ведет к самоограничению аутистической воли “Я”, к “вытеснению” (Фрейд) из целевой моторики всех самобытных душевных движений “Эго”, т. е. всего того, чего нельзя представить себе отстранение, со-знательно, как свое-чужое “Суперэго”. При этом самобытные, невыразимые общезначимо-объективными средствами побуждения “автономной воли” не исчезают бесследно. В человеческой психике они составляют сферу бессознательного, которое остается у каждого живым источником творчества новых ценностей. Но в рамках подавляющего господства архаических тотальных культов бессознательное обычно способно проявлять себя лишь в сновидениях или психоневрозах. Ослабление первобытного фетишизма с тенденцией превращения культа в культуру обычно ведет к творческому взлету в самых многообразных его проявлениях. Но и при этом общезначимая, т. е. ценностно-культовая аксиоматика, остается для большинства членов данной культурной общности объективным критерием расчленения всего .мыслимого и сущего на добро и зло, должное и запретное, красивое и безобразное. В природе самой по себе, в “мире божьем” нет ни добра ни ала. Но — “вкусили они от древа познания и познали, что есть добро и есть зло”. Такова библейская формула первородного греха смертного. От “безвинных” животных люди принципиально отличаются тем, что посредством культового фетишизма обретают возможность превращать свои изменчиво-произвольные аутистические представления в устойчиво-объективные идеальные цели-понятия. Тем самым они получают способность самовольно оценивать и, исходя из своей самодельной аксиоматики (магической, а затем и логической, математической), по-своему познавать и практически перестраивать всю “негодную” данность, т. е. весь “божий мир”, стремясь исправить его, привести в соответствие со своими разными в разных конфессиях и культурах коллективными фантастическими идеалами. Это — бунт против “божьего мира”, который грозит катастрофой всему мирозданию и потому, по библейской версии, — “смертный грех”. Есть основания предполагать, что все понятия, которыми оперирует человеческое мышление, в конечном счете можно вывести из ценностно-культовых источников, хотя, конечно, между современными научными понятиями (такими, как квант, радиоволны) и первородными культовыми фетишами — дистанция огромного размера. Принципиальная разница между ними заключается не только в их содержании, но в их интенции и в способе их построения.Каждый культ по-своему выполняет свою функцию организации совместной человеческой жизни. Задаваться вопросом, какой из многочисленных культов единственно “истинный”, столь же бессмысленно, как спрашивать, какой из многих известных нам языков является подлинным. Разные культы с различными коллективными фетишами порождают и разные типы совместной ценностной ориентации — разные типы культов.
Ю. М. Бородой
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
dic.academic.ru
КУЛЬТ это что такое КУЛЬТ: определение — Социология.НЭС
КУЛЬТ
от лат. cultus — почитание) — англ. cult; нем. Kult. 1. Преклонение, возвеличение, обожествление к.-л. или ч.-л. 2. Неформальная религиозная группа, часто медитативной природы.
Оцените определение:
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Культ
религиозное верование, находящееся в основном вне религиозно-культурных традиций данного общества. Культ личности – частный пример обожествления конкретного человека.
Оцените определение:
Источник: Словарь справочник по социальной работе
КУЛЬТ
CULT) В антропологии понятием культа обозначаются верования и практика определенной группы по отношению к одному или нескольким божествам. Использование этого термина в социологии часто связано с рассмотрением типологий «церковь-секта». Под культом понимается небольшая гибкая группа, религиозные верования которой характеризуются индивидуализмом, синкретизмом и зачастую эзотеризмом. Хотя предполагается, что религиозные секты подчеркивают коллективизм, а культы — частный, индивидуальный опыт, на практике трудно провести различие такого рода между религиозными группами. Распространенность культов, часто основывающихся на восточных религиозных идеях, в западных индустриальных обществах заставляет задуматься над характером и степенью секуляризации этих обществ. См. также: Новые религиозные движения; Секта; Секуляризация; Церковь. Лит.: Heelas (1996)
Оцените определение:
Источник: Социологический словарь
КУЛЬТ
cult) — 1. Как в развитых, так и в менее развитых обществах — самый неофициальный и часто видоизменяющийся тип религиозной организации (движения), отличающийся от других форм (см. Церковно-сектантская типология) отклонением от доминирующих ортодоксальностей внутри общин, в которых действует. Концентрируясь на преданности к фигуре харизматического лидера (см. Харизма и харизматический авторитет), культы способны объединять элементы различных религий (синкретизм) или, подобно сектам, от которых не всегда четко отличаются, отъединяться и функционировать рядом с единой более формально организованной религией, что довольно часто встречается в доиндустриальных или переходных обществах, выполняя специализированные функции, включая магические обряды. И в слаборазвитых, и высокоразвитых обществах характерной чертой культов является то, что они привлекают индивидуумов, делающих персональный положительный выбор, тогда как большинство господствующ
voluntary.ru
культ — это… Что такое культ?
культ — культ, а … Русский орфографический словарь
культ — культ/ … Морфемно-орфографический словарь
Культ — Культ почитание, поклонение. Культ разделяют на: Религиозный культ религиозное почитание каких либо предметов (таких как икона, священные предметы или скульптуры, напр., Здудичский каменный крест), святых отцов, бога или богов;… … Википедия
КУЛЬТ — (лат. cultur, этим. см. культура). У древних: форма общественного богослужения; религиозная обрядность вообще. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУЛЬТ 1) форма обществен. богослужения; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
КУЛЬТ — р е л и г и о з н ы й (лат. cultus, от colo – возделываю, почитаю) – религ. почитание каких либо предметов или сверхъестеств. существ, обрядовая сторона религии. В широком смысле в понятие К. включаются все виды действий, связанных с религ. магич … Философская энциклопедия
КУЛЬТ — КУЛЬТ, культа, муж. (лат. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова
культ — КУЛЬТ, культа, муж. (лат. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова
КУЛЬТ — КУЛЬТ, культа, муж. (лат. cultus) (книжн.). 1. Религиозное служение божеству. Культ Диониса в древней Греции. || Совокупность религиозных обрядностей. Православный культ. 2. Восхищенное поклонение, почитание. Культ Пушкина у русских поэтов. ❖… … Толковый словарь Ушакова
культ — а; м. [лат. cultus] 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим религиозные обряды. К. Диониса в древней Греции. Служители культа (духовенство). 2. кого чего. Поклонение кому , чему л., почитание кого , чего л. К. личности. К. разума. К.… … Энциклопедический словарь
Культ — (от лат. cultus – уход, почитание) 1) один из обязательных элементов любой религии (телодвижения, чтение или пение и т.п.), выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на … Энциклопедия культурологии
dic.academic.ru