Формы общения обществознание – Урок обществознания в 8-м классе «Базовые компоненты общения. Виды и формы общения»

содержание, формы и культура общения, конфликтные ситуации

 

Общение – неотъемлемая часть человеческой жизни, сопровождающая человека от самого рождения и до его кончины.

Понятие общения

Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее используемым в фундаментальной науке является следующее:

Общение является процессом установления и поддержания прямого, опосредованного или непосредственного разными средствами контакта между людьми. Говоря о непосредственном общении, мы можем вспомнить свой последний разговор с другом на перемене или с родителями дома.

Упоминая опосредованное – последний телефонный разговор или голубиную почту средних веков, когда общение осуществлялось не только через письменную форму, но и посредством птицы-почтальона.

Составляющие общения

Как и у любого процесса, у общения имеются необходимые составляющие:

1. Контакт (вербальный или невербальный) – т.к. даже зная, что с неким человеком на другом конце страны вы будете говорить на одном языке и на одну тему, но не имея с ним какого-либо контакта, пообщаться вам не удастся.

2. Общий язык (в том числе и жесты) – т.к. если вы, желая пообщаться с иностранцем на злободневные, интересующие вас темы, не сможете найти общий язык, общение не наладится.

3. Общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) – т.е. общий запас знаний о мире. Говоря об общности тезаурусов, можно вспомнить попытки общения колонизаторов с народами Африки. Культура, образ жизни и представления о мире у участников общения были совершенно разными и контакт налажен не был.

Формы общения

Кроме трех необходимых составляющих мы можем говорить и о формах общения. Формы общения определяются по характеру и содержанию информации, которой собеседники обмениваются между собой. Таким образом, можно выделить следующие формы общения:

• служебное (деловое). Пример: официальные переговоры о предстоящей сделке
• повседневное (бытовое). Пример: разговор матери и ребенка о том, как прошел его день в школе.
• Убеждающее. Пример: предвыборная речь кандидата в депутаты.
• Ритуальное. Пример: общение между служителями храма во время проведения церемонии.
• межкультурное (межэтническое). Пример: коммуникация представителя восточной цивилизации с представителем западной.

Культура общения

Культурой же общения мы называем социальное явление, которое отличается и характеризуется нормативностью этого самого общения. Социальные нормы – это правила поведения, определяемые социальными группами и ожидаемые в реальном поведении участников этих групп.

При помощи этих правил социум избавляется от тяжелой надобности регулировать схожие случаи поведения в индивидуальном порядке. Подобные эталоны поведения нужны не только самому социуму, но и отдельной личности, более того, их возникновение стало реальным только с приходом осознания человеком своего отношения к остальным людям, к их личности и индивидуальности. Как следствие, социальная жизнь практически не может существовать без норм общения.

Лексика и особенности языка, элементы искусства, ритуалы, правила вежливости и этикет, игры и прочее – все эти социальные явления типизируют общение и формируют различные человеческие, как духовные, так и физические, качества, превращая их в привычки, которые можно назвать массовыми.

Формирование культуры общения

Но как формируется культура общения? Кто помогает нам освоить ее азы? Ответ на этот вопрос двойственен. С одной стороны, главным институтом усвоения социальных норм является семья, то есть взрослые партнеры человека по общению. Именно взрослые дают ребенку основные представления о социальных нормах, табу, социальных ролях, которыми ребенок затем пользуется, входя во взрослую жизнь.

Общение со взрослыми более официально и уважительно, более табуировано, более подвержено нормам вежливости и этикета. В то же время, сверстники, которые принимают в жизни ребенка ощутимое участие, тоже привносят свой вклад в его культуру общения. С друзьями он более открыт, более активно проходит социализацию, сверстники помогают ребенку формировать свою Я-концепцию: представление о самом себе и оценку самого себя, сравнение себя с другими, определение своих слабых и сильных сторон.

Конфликтные ситуации

Однако, даже с учетом культуры общения и многочисленных норм, коммуникация, как правило, не обходится без конфликтов и конфликтных ситуаций. 

Конфликтные ситуации — это представления некоего человека Н об имеющемся (реальном или воображаемом) противоречии, о самом себе – Н- о своих мнениях, возможностях и т.п., об оппоненте — его мнениях и возможностях, а также о том, что думает и предполагает оппонент о представлениях человека Н.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Симпатия и антипатия: сотрудничество и соперничество, взаимопонимание
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМалая группа: многообразие малых групп и групповой эгоизм

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Конспект урока по обществознанию на тему «Общение»

ТЕМА УРОКА: «Общение»

Учитель: Викулина Людмила Валентиновна

8 класс

ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;
• познакомить с элементами культуры общения людей;
• научить элементарным приемам различных форм общения;
• развитие умения работать в группе, актуализировать знания;
• воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Основные термины и понятия темы

общение, ритуал, межкультурное общение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— личностные
-Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию.

-Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
— предметные
-Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения.

-Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении.

-Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами
— метапредметные
• Познавательные УУД:
-Развиваем умения работать в группе.

-На основе анализа объектов делать выводы.

-Обобщать и классифицировать по признакам.
• Регулятивные УУД:
-Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

-Прогнозировать предстоящую работу.

-Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа.

-Исследование реальных связей и зависимостей.
• Коммуникативные УУД:
-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ» )

Виды совместной деятельности

Работа в парах, взаимооценка, взаимопроверка.

Используемые виды оценивания

Формирующее оценивание на протяжении всего урока в виде самооценки, взаимооценки выполненных заданий, рефлексия в конце урока

Межпредметные связи

история, философия

Формы работы

урок-практикум с применением информационных технологий

Ход урока

Эпиграф: Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения. А. де Сент – Экзюпери (на доске)

1. Организационный момент.

Знакомство с темой урока.(3 мин)

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем обсуждать тему, которая касается каждого из нас.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

3. Создание мотивации.
Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
— Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
— Да, водицы испить.
— Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:
— Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?
— Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»

Мы с вами живем среди людей. Наше время — время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.

2Что такое общение. Общение – это очень многоплановое понятие:
• Человек читает книгу – это общение,
• Смотрит спектакль …
• Говорит по телефону…
• Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Ребята приведите свои примеры общения?
Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:
Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
3. Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова — современный российский психолог и писательница.
Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.

Вопросы и задания:
1.Как автор фрагмента оценивает значение общения в жизни человека? Согласны ли вы с подобной оценкой? Если да, то чем? Что можете возразить автору?
2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?
3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?
4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?
Учитель подводит итог

4.Виды общения
Игра «Слепой, немой, глухой»

Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,
« немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?
Запись на доске и в тетради:
Виды общения
(в зависимости от средств передачи информации)
Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)
(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)

В науке выделяют такие виды общения

Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.
Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?
(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)
Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

5.Формы общения.
Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.
Задание 1: Деловое/ служебное
Задание 2:Повседневное/бытовое
Задание 3.Убеждающее
Задание 4:Ритуальное
Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.

Форма общения Характерны черты
Деловое Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.
Повседневное Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями.
Убеждающее Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д.
Ритуальное Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают.

Деловое общение

Повседневное общение

Убеждающее общение

Ритуальное общение

6.Закрепление. Игра в парах. Каждая пара показывает один из видов общения . а остальные должны догадаться, что это за общение.

1 пара: Сцена делового общения. Общение двух директоров.

2 пара: Повседневное общение. Общение мамы и сына.

3 пара: Убеждающее: Общение ученика и учителя.

4 пара: Ритуальное общение.

7. Культура общения.

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
• Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
• Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
• Уступчивость.
Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.
• В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.
«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»
Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

• М.М. Рощин:
«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.»

7. А теперь мы с вами проведём творческий конкурс
Составим 2 букета «Законов общения»,
1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.
2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.
( ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.
Что помогает общению:

1. Выслушай мнение другого с пониманием.
2. Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
3. Искренне цените и хвалите достоинства людей.
4. Доброжелательность.
5. Любовь к людям.
6. Сопереживание – это очень важно.
7. Творить добро.
8. Честность
9. Чувство юмора.
10. Вежливость
11. Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:
1. Зависть
2. Недисциплинированность,
3. Злобность.
4. Жестокость.
5. Неуважение собеседника
6. Национализм.
7. Хамство.
8. Замкнутость.
9. Эгоизм (себялюбие).
10. конфликтность.
11. Пессимизм. и др.)

Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Цель: закрепление нового знания
Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания
Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)
Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?
Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…
Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..
В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….

9.ИТОГ УРОКА.

Составление синквейна на тему «Общение».
1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка — целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение
Образец синквейна:
1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить буклет на тему «Общение»

1 пара: Сцена делового общения. Общение двух директоров.

2 пара: Повседневное общение. Общение мамы и сына.

3 пара: Убеждающее: Общение ученика и учителя.

4 пара: Ритуальное общение.

infourok.ru

1.2. Понятие общения. Общение и деятельность. Общение и коммуникация

Потребность
в общении – одна из важнейших потребностей
человека. Психологи относят потребность
в общении к числу важнейших условий
формирования личности. В связи с этим
потребность в общении рассматривается
как следствие взаимодействия личности
и социокультурной среды. В современной
психологии общение часто рассматривается
как синоним понятия «взаимодействие»,
которое используется для характеристики
всего многообразия природных и социальных
явлений.

Общение
представляет собой сложное полифункциональное
явление, в основе которого лежит обмен
деятельностью и ее результатами, а также
информацией, опытом, умениями и навыками.

Общение
– это информационное и предметное
взаимодействие, в процессе которого
реализуются, проявляются и формируются
межличностные взаимоотношения.

В
отечественной психологии принимается
идея единства общения и деятельности.
Такой вывод логически вытекает из
понимания общения как реальности
человеческих отношений, предполагающего,
что любые формы общения включены в
специфические формы совместной
деятельности: люди не просто общаются,
они общаются в процессе выполнения ими
различных функций в деятельности.

В
науке сложилась устойчивая традиция
связывать понятие «общение» с категорией
«деятельность». При этом общение
рассматривается лишь как форма, вид
деятельности. Констатируется, что любые
формы общения есть специфические формы
совместной деятельности людей. Собственно
общение определяется как процесс,
который порождается потребностями в
совместной деятельности.

В
ряде психологических концепций существует
тенденция к противопоставлению общения
и деятельности. В противовес этому в
отечественной психологии принимается
идея единства общения и деятельности.
Такой вывод логически вытекает из
понимания общения как реальности
человеческих отношений, предполагающего,
что любые формы общения включены в
специфические формы совместной
деятельности, «по поводу» нее. Таким
образом, общается всегда деятельный
человек: его деятельность неизбежно
пересекается с деятельностью других
людей. Именно общение формирует общность
индивидов, выполняющих совместную
деятельность. Но, естественно, люди
общаются не только по поводу той
деятельности, с которой они связаны.
Ради выделения двух возможных поводов
общения в литературе разводятся понятия
«ролевого» и «личностного» общения.
При некоторых обстоятельствах личностное
общение по форме может выглядеть как
ролевое, деловое, «предметно-проблемное».
Когда говорят о коммуникации в узком
смысле слова, то прежде всего имеют в
виду тот факт, что в ходе совместной
деятельности люди обмениваются между
собой различными представлениями,
идеями, интересами, настроениями,
чувствами, установками и пр. Все это
можно рассматривать как информацию, и
тогда сам процесс коммуникации может
быть понят как процесс обмена информацией.

Однако
такой подход нельзя рассматривать как
методологически корректный, потому что
в нем опускаются некоторые важнейшие
характеристики именно человеческой
коммуникации, которая не сводится только
к процессу передачи информации. Не
говоря уже о том, что при таком подходе
фиксируется в основном лишь одно
направление потока информации, а именно
от коммуникатора к реципиенту (введение
понятия «обратная связь» не изменяет
сути дела). Здесь есть и еще одно
существенное упущение. При всяком
рассмотрении человеческой коммуникации
с точки зрения теории информации
фиксируется лишь формальная сторона
дела: как информация передается, в то
время как в условиях человеческого
общения информация не только передается,
но и формируется, уточняется, развивается.

Общение
– это многоплановый процесс установления
и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями в совместной
деятельности. Общение – одна из важнейших
сфер жизнедеятельности личности. В
процессе взаимодействия у людей возникают
и формируются межличностные отношения,
происходит обмен мыслями, чувствами,
переживаниями.

С
другой стороны категория общения может
рассматриваться с точки зрения ее
самостоятельности и несводимости к
деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В.
Занков, А. А. Реан). В этом случае
процесс общения оказывается для человека
не только средством, но и целью. Очевидно,
любой человек может вспомнить множество
повседневных ситуаций, когда общение
состоялось, хотя и не было вызвано
потребностью в совместной деятельности.

Идея
автономности и самоценности общения
может быть также обоснована теоретической
концепцией о структуре фундаментальных
потребностей человека (А. Маслоу). Как
известно, гуманистическая психология
относит потребности в общении в разряд
основных.

Человек
– существо социальное, его жизнь и
развитие невозможны без общения и
взаимодействия с другими людьми.
Коммуникация – это всегда процесс
двустороннего обмена информацией,
ведущей к взаимному пониманию. Согласно
учению немецкого социолога М. Вебера,
единицей анализа человеческих общностей
является социальное действие. Но общение
не только информационное взаимодействие,
оно сопровождается обменом эмоциональных
состояний, при этом возникает,
устанавливается эмоциональный контакт
и удовлетворяются потребности в общении.

Социальное
взаимодействие анализируется на двух
уровнях: микро- и макро. Взаимодействие
людей друг с другом, в парах, в малых
группах или межличностная интеракция
– явление микроуровня.

Макровзаимодействие
связано с крупными общественными
структурами, основными институтами
общества: семьей, религией, экономикой.

Нужно
иметь в виду, что любая организация
(предприятие, вуз) представляет собой
особую структуру взаимоотношений между
людьми, и ее развитие, и успех во все
большей степени определяется качеством
информации и коммуникации. Исследования
социологов показали, что 50–90 % времени
современного руководителя приходится
на коммуникацию – общение.

Можно
выделить разнообразные формы межличностного
взаимодействия: привязанность, дружба,
любовь, соревнование, уход,
времяпрепровождение, игра, социальное
влияние, конфликты, подчинение, ритуальное
взаимодействие и др.

Вне
какой-либо непосредственной деятельности
общение невозможно. Поэтому общение
выступает как средство реализации
деятельности и как ее непременное
условие.

Общение
– один из основных факторов, формирующих
личность. Это универсальное явление
общественной жизни, так как оно охватывает
все ее стороны. По мнению известного
психолога Б. Д. Парыгина, общение –
«сложный и многогранный процесс, который
может выступать в одно и то же время и
как процесс взаимодействия индивидов,
и как информационный процесс, и как
отношение людей друг к другу, и как
процесс их взаимовлияния друг на друга,
и как процесс сопереживания и взаимного
понимания друг друга».

Общение
необходимо отличать от коммуникации,
хотя эти понятия часто используются
как синонимы. Коммуникация – это любая
связь, взаимодействие двух систем.
Содержанием коммуникации является
обмен информацией. Если рассматривать
общение как информа­ционный процесс,
то оно формально ничем не отличается
от процесса коммуникации. Но обмен
информацией – это лишь одна сторона
общения. Общение же – это связь между
людьми, в результате которой происходит
влияние одной личности на другую. Для
понимания природы общения необходимо
рассмотреть, как соотносятся понятия
«общение» и «отношения». Общественные
отношения – устойчивые связи индивидов
как членов объективно существующих
социальных групп воспроизводятся,
изменяются и порождаются в общении и
только через общение, люди вступают в
те или иные отношения. В свою очередь
общественные отношения определяют как
содержание, так и внешние формы общения.

studfiles.net

10. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения.

Особенности
речевого поведения педагога

Общение – сложный многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями
в совместной деятельности.

На
протяжении всей жизни человек вовлечен
в процесс общения. В зависимости от
возраста, пола, рода занятий, целей и
т.д. тот или иной вид общения играет
ведущую роль. Любое общение с любым
человеком подчиняется своим сложным
закономерностям объективного и
субъективного характера. Знание этих
закономерностей является непременным
условием эффективности как самого
общения, так и любой деятельности людей.
Кроме того, существует ряд профессиональных
видов деятельности, в которых процесс
общения играет ведущую роль.

Проблема
общения, рассматриваемая в качестве
одной из основных психологических
категорий, представляет собой неоднозначно
интерпретируемое понятие. В научной
литературе существует множество
определений общения, что связано со
сложностью и многогранностью данного
феномена. Психологов и философов
интересуют различные стороны его
проявления (информационный обмен,
психологическое взаимодействие и
взаимовлияние, взаимопонимание и
взаимоотношение). Большое внимание
уделяется рассмотрению общения как
информационного процесса – приема и
передачи информации. Важным направлением
в реализации информационного аспекта
общения является рассмотрение вопросов
понимания людьми друг друга, восприятие
человека человеком.

В самом общем виде общение можно
рассматривать как форму жизнедеятельности.
Оно выступает в качестве одного из
важнейших условий выявления и раскрытия
лучших сторон личности, формирования
ее сознания и самосознания, стимулятора
ее развития. Общаясь с другими людьми,
анализируя отношение других людей к
себе, рефлексируя, человек обнаруживает
потребность в самосовершенствовании
и реализует ее в процессе самовоспитания.

Структура общения

Изучение общения показывает сложность,
разнообразие, много-уровневость
проявлений и функций этого феномена,
что, в свою очередь, требует выделения
отдельных его составляющих, описания
структуры.

В своей структуре Г.М. Андреева выделяет
три взаимосвязанные стороны общения:
коммуникативную, интерактивную и
перцептивную.

Коммуникативная.
Выявление специфики информационного
про­цесса между людьми как активными
субъектами (с учетом отношений между
партнерами, их установок и намерений).

Интерактивная.
Взаимодействие парт­неров при
организации и выполнении совместной
деятельности.

Перцептивная.
Формирование образа другого человека,
за счет соотнесения физических
характеристик с психологическими
свойствами и особенностями поведения.

Конечно,
в реальности все три стороны общения
взаимосвязаны, проявляются почти
одновременно в процессе общения и
выделяются для удобства научного,
экспериментального исследования, но
эта условность не означает, что выделение
этих трех компонентов общения – лишь
умозрительные построения.

Функции общения

Эмотивная.
Возбуждение
в партнере нужных эмоциональных
переживаний, а также изменение с его
помощью своих переживаний и состояний.

Информационная.
Обмен сообщениями, мнениями, замыслами,
решениями и т.д.

Контактная.
Установление
контакта как состояния обоюдной
готовности к приему и передаче сообщений,
и поддержанию взаимосвязи в виде
постоянной взаимоориентированности.

Понимания.
Адекватное
восприятие и понимание смысла сообщения
и взаимное понимание намерений, установок,
переживаний, состояний.

Координационная.
Взаимное ориентирование и согласование
действий при организации совместной
деятельности.

Побудительная.
Стимуляция активности партнера для
направления его на выполнение определенных
действий.

Установления
отношений.

Осознание и фиксация своего места в
системе ролевых, статусных, деловых,
межличностных и прочих связей сообщества,
в котором действует индивид.

Оказания
влияния.

Изменение состояния, поведения,
личностно-смысло- вых образований
партнера.

studfiles.net

материал к уроку по обществознанию на тему Общение

Тема урока: Общение

Класс: 6

Цель урока: создание условий для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, умело применять на практике и строить межличностные отношения на основе дружбы.

Задачи:

1. Совершенствовать умения и навыки учащихся, полученных на уроках обществознания по теме: «Общение»; раскрыть роль общения в личностных отношениях; содействовать просвещению учащихся в вопросах умения строить свои отношения с окружающими людьми на принципах толерантности, принятия другого человека, его мнения, мыслей, чувств.

2. Способствовать развитию коммуникативных, интеллектуальных, творческих способностей учащихся и умений общаться с одноклассниками и взрослыми, способствовать формированию представлений о том, что помогает человеку общаться с другими людьми.

3. Формировать способности у учащихся к коллективной работе в группе, воспитывать стремление к получению знаний и чувство ответственности за совместную работу.

 Планируемые результаты:

·         Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей

·         деятельности;

·         Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

·         Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: практикум

Элементы используемых технологий: здоровьесберегающие, информационные, игровые, метод проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, разноуровневое обучение.

 Структура урока:

1.     Организация занятия

2.     Актуализация субъектного опыта обучающихся

3.     Мотивация и целеполагание на изучение нового материала

4.     Усвоение новых знаний и способов действий

5.     Обобщение и закрепление новых знаний и способов деятельности

6.     Рефлексия

Учитель приветствует учеников.

Предлагаю вашему вниманию карточки с заданиями.

1 Изобразить отрывок из басни А.Крылова “Ворона и лисица”.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; 
На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, 
Да позадумалась, а сыр во рту держала. 
На ту беду, Лиса близехонько бежала; 
Вдруг сырный дух Лису остановил: 
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, 
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; 
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит 
И говорит так сладко, чуть дыша: 
“Голубушка, как хороша! 
Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! 
Какие перышки! какой носок! 
И, верно, ангельский быть должен голосок! 
Спой, светик, не стыдись! 
Что ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица, 
Ведь ты б у нас была царь-птица!” 
Вещуньина* с похвал вскружилась голова, 
От радости в зобу дыханье сперло, – 
И на приветливы Лисицыны слова 
Ворона каркнула во все воронье горло: 
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

2). группа: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

3) сообщите одноклассникам свое настроение с помощью рисунка.

Скажите все ли было легко определить в тех действиях которые мы сейчас видели.

Чего нам не хватало?

Совершенно верно ОБЩЕНИЯ

А легко ли общаться не зная имен, конечно нет

Предлагаю познакомиться (раздаю листочки  стикеры)

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери

“Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”

А КАК СЧИТАТЕ ВЫ.

Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (тема урока “Общение”.)

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им ,

 что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?

Ученики отвечают на вопрос учителя.

Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели.

Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

План урока:

1.     Понятие общения.
2. Способы общения. 
3. Правила общения.

Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение”  Предлагаю учащимся подобрать ассоциации к слову общение.

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.

Слайд  на две части 1 слова без изменения окончания. 2 слова с измененяемым окончанием

Предлагаю составить определения Общения

Учитель: Вы дали свою трактовку понятия «общение». Предлагаю обратиться за помощью к словарям.

(Работают в группах со словарями: 1группа – словарь Ожегова, 2 группа – Даля, 4 группа — Энциклопедический словарь)

 

“Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести”.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.

Даю определения вербального и невербального общения

Вербальное общение — процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств.Вербальное общение — одно из основных средств межличностных коммуникаций.

Вербальное общение выполняет следующие функции:

1. Обмен информацией между людьми.

2. Организация взаимодействия между людьми.

3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

На карточках у вас задание показывающее определенные виды общения

1 Позвонить мама и построить диалог так чтобы не сразу было понятно кто и с кем общается.

2. Вызвать скорую помощь так чтобы не сразу было понятно кто и с кем общается.

3 Вы не довольны обедом в столовой, так чтобы не сразу было понятно .

Какие бывают виды общения.

Виды общения.

Непосредственное общение – это общение «лицом к лицу», когда общающиеся люди лично контактируют друг с другом.

Опосредованное общение – это общение через посредство других людей, а также с помощью различных средств связи.

Межличностное общение – это общение между отдельными членами 

Межгрупповое общение — предполагает взаимодействие двух групп.

Давайте вернемся к ситуациям разыгранные одноклассниками и попытаемся определить

Верно ли было построенное общение в диалогах и какие ошибки были допущены.

Например, даже при плохой погоде принято говорить  Доброе утро, а на вопрос: Как дела? независимо от самочувствия следует отвечать Хорошо, спасибо.

Составить памятку по общению с друзьями, и т.д

Защита.

Итак теперь давайте определим на сколько доступно для вас мы разобрали данную тему.

Читаю определение и спрашиваю о чем речь.

Приважу примеры ситуаций и т.д

Теперь я надеюсь вы сможете приобретенными навыками поделиться  ими.

На лестнице выстраиваю.»Волшебной лестнице знаний”:

 

 

infourok.ru

Виды общения в обществе — I-Goddess.RU

Все аспекты нашей жизни связаны с общением. Оно необходимо нам при обучении, получении материальных благ, для духовного удовольствия и т. д. При этом общение подразумевает не только разговорную речь. Не менее часто общение может быть косвенным, а также через посредников. Исходя из целей и процесса, выделяют различные виды общения.

Для начала стоит определить, что общение — это процесс непосредственного взаимодействия между людьми с целью обмена какой-либо информацией. Отсюда можно выделить две основные категории общения:

  • вербальная — устная и письменная речь;
  • невербальная — мимика, жесты, эмоции, прикосновения;

К слову, специальные жесты используемые людьми с ограничениями слуха и речи, относятся к вербальному общению, поскольку имеют четкую формулировку информации.

Помимо этого, общение классифицируют в зависимости от его целевого назначения, где также его можно разделить на две категории:

  • биологическое — направленное на обеспечение жизнедеятельности (например, покупка продуктов или посещение врача);
  • социальное — необходимое для морального удовлетворения и личностного развития (дружба, обучение, творчество);

В свою очередь с развитием общества и появлению новых сфер деятельности человека появляются и новые классификации социального общения между людьми. Так, например, с появлением торговли и принципов распределения благ, человек выделил принципы делового общения, которые затрагивают экономические и профессиональные точки соприкосновения людей. Также появилось материальное общение, которое выражено в обмене не информацией, а предметами.

Помимо этого в категорию социального общения можно включить когнитивное, направленное на обмен общей информацией для развития, и кондиционное общение на духовном уровне, куда входит моральная поддержка, сочувствие и т. д.

Говоря о видах общения, стоит сказать и способах обмена информацией. Последний может осуществляться напрямую при личной встрече, через посредников (например, переговоры послов государств) или с помощью вспомогательных средств (продуктов творчества, средств массовой информации).

При этом стоит сказать, что в зависимости от количества участников общения, также выделяют: межличностное, массовое или групповое, а также общение между индивидом и группой людей (писатель посредством книги общается с читателями).

Материалы по теме общения:

Основные понятия:

Детали:

А также:

Похожие записи

www.i-goddess.ru

Урок обществознания на тему «Общение»

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока:  формирование коммуникативных умений и определение роли общения в жизни человека и общества.

Задачи урока:

  Образовательная — разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы,  сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.

  Развивающая — включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать развитию у них коммуникативных умений.

  Воспитательная — воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

                        Ф.И. Тютчев.

Никакой драмы, ничего волнующего

нет ни в чём, кроме человеческих

взаимоотношений.

           Антуан де Сент-Экзюпери.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Изучение нового материала.
  • Закрепление изученного материала. Творческое задание.
  • Подведение итогов.
  • Рефлексия

Оборудование:  Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, доска, мел, план-конспект, мультимедиа оборудование.

Основные понятия:  общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.

      Словарь.

Общение  — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Общение с помощью слов и звуков – (речевое) вербальное.

Общение с помощью мимики и жестов – (неречевое) невербальное.

Ход занятия.

Игра “На острове”

Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.

Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие — вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.

— Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?

—  Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

— Попробуйте сформулировать цель урока.

Ученики называют тему, цель.

 Вопросы:

1. Для чего человек общается?

2. Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?

Вопросы и задания:

— Назовите, как мы определим, что происходит невербальное общение, через что? (поза, жесты, мимика, взгляд).                             

— А как определить, что происходит вербальное общение, через что? (речь, интонация, темп речи, темп голоса).

— Можно определить при общении, в каком настроении находится человек?

А теперь я предложу вам выполнить пару заданий.

Задание 1. Закончить предложения:

1. У меня повышается настроение от общения с людьми, которые …

2. У меня бывает плохое настроение от общения с людьми, которые …

3. Когда я общаюсь с человеком, который мне нравиться, я испытываю чувства…

Задание 2 (двое учащихся могут работать у доски, затем – вместе проверить).

Из предложенного спискаулыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседникавыбери навыки вербального и невербального общения. (2 столбика)

Навыки вербального общения                           Навыки невербального общения

Объяснение учителя.

Формы общения: (работа с текстом учебника)

  • Повседневное
  • Межкультурное
  • Убеждающее
  • Деловое
  • Ритуальное

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.
Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

• Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

• Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

• Уступчивость.

• В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Что помогает общению:

1. Выслушай мнение другого с пониманием.

2. Не обвиняй людей, а попытайся их понять.

3. Искренне цените и хвалите достоинства людей.

4. Доброжелательность.

5. Любовь к людям.

6. Сопереживание – это очень важно.

7. Творить добро.

8. Честность

9. Чувство юмора.

10. Вежливость

11. Терпимость толерантность. и др.


Что мешает общению:

1. Зависть

2. Недисциплинированность,

3. Злобность.

4. Жестокость.

5. Неуважение собеседника

6. Национализм.

7. Хамство.

8. Замкнутость.

9. Эгоизм (себялюбие).

10. конфликтность.

11. Пессимизм. и др.)

Подведение итогов.

Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.        

В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.

 Рефлексия

Был ли для вас урок поучительным?

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Пригодиться ли вам данное знание в жизни?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке.

 Домашнее задание.

  1. Параграф 8, стр. 62 – практикум.
  2. Сформулируйте несколько золотых правил общения разных видов.

 


Просмотр содержимого документа

«урок обществознания на тему «Общение» »

Тема урока: Общение.

Класс: 8

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: формирование коммуникативных умений и определение роли общения в жизни человека и общества.

Задачи урока:

Образовательная — разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы, сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.

Развивающая — включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать развитию у них коммуникативных умений.

Воспитательная — воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Ф.И. Тютчев.

Никакой драмы, ничего волнующего

нет ни в чём, кроме человеческих

взаимоотношений.

Антуан де Сент-Экзюпери.

План урока:

  • Организационный момент.

  • Изучение нового материала.

  • Закрепление изученного материала. Творческое задание.

  • Подведение итогов.

  • Рефлексия

Оборудование: Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, доска, мел, план-конспект, мультимедиа оборудование.

Основные понятия: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.

Словарь.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Общение с помощью слов и звуков – (речевое) вербальное.

Общение с помощью мимики и жестов – (неречевое) невербальное.

Ход занятия.

Игра “На острове”

Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.

Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие — вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.

— Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?

— Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

— Попробуйте сформулировать цель урока.

Ученики называют тему, цель.

Вопросы:

1. Для чего человек общается?

2. Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?

Вопросы и задания:

— Назовите, как мы определим, что происходит невербальное общение, через что? (поза, жесты, мимика, взгляд).

— А как определить, что происходит вербальное общение, через что? (речь, интонация, темп речи, темп голоса).

— Можно определить при общении, в каком настроении находится человек?

А теперь я предложу вам выполнить пару заданий.

Задание 1. Закончить предложения:

1. У меня повышается настроение от общения с людьми, которые …

2. У меня бывает плохое настроение от общения с людьми, которые …

3. Когда я общаюсь с человеком, который мне нравиться, я испытываю чувства…

Задание 2 (двое учащихся могут работать у доски, затем – вместе проверить).

Из предложенного спискаулыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседникавыбери навыки вербального и невербального общения.

Навыки вербального общения

Навыки невербального общения

Объяснение учителя.

Формы общения: (работа с текстом учебника)

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
• Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
• Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
• Уступчивость.
• В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Что помогает общению:

1. Выслушай мнение другого с пониманием.
2. Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
3. Искренне цените и хвалите достоинства людей.
4. Доброжелательность.
5. Любовь к людям.
6. Сопереживание – это очень важно.
7. Творить добро.
8. Честность
9. Чувство юмора.
10. Вежливость
11. Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:
1. Зависть
2. Недисциплинированность,
3. Злобность.
4. Жестокость.
5. Неуважение собеседника
6. Национализм.
7. Хамство.
8. Замкнутость.
9. Эгоизм (себялюбие).
10. конфликтность.
11. Пессимизм. и др.)

Подведение итогов.

Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.

В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.

Рефлексия

Был ли для вас урок поучительным?

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Пригодиться ли вам данное знание в жизни?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке.

Домашнее задание.

  1. Параграф 8, стр. 62 – практикум.

  2. Сформулируйте несколько золотых правил общения разных видов.

5

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о