Развитие мышления: способы тренировки мозга
Мышление можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.
Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:
Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.
Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие
Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:
- Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
- При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
- Проведите несколько мысленных экспериментов: представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
- Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
- Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?
Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.
Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот здесь.
Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие
- Понятие – когда предметы группируются по признакам;
- Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
- Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.
Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:
- Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
- Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
- Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
- Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
- Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.
Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.
Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие
Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает левое полушарие головного мозга.
Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и решение головоломок, лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:
- Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
- Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
- Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
- Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.
В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный курс по развитию мышления.
Логическое мышление и упражнения на его развитие
Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и грамотному выстраиванию речи и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.
Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), ведение споров и тренировку интуиции.
Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:
- Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
- Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, что это за текст. Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
- Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.
Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.
Творческое мышление и упражнения на его развитие
Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность быстро переключаться с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.
Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:
- Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
- Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
- Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
- Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
- Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
- Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.
Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их здесь и здесь).
А теперь давайте поговорим об упражнениях:
- Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
- Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
- Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
- Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
- Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
- Вспомните какую-нибудь поговорку или изречение, и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
- Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
- Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
- Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
- Составьте список 100 своих жизненных целей.
- Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.
Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – синектику и мозговой штурм. Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.
В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по этой ссылке.
В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!
4brain.ru
Развитие мышления: приемы, методы, упражнения
Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?
Можно ли развить мышление взрослого человека
Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.
Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.
Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.
Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.
Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.
Развитие абстрактно-логического мышления
Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.
Что развивать
Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:
- Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
- Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
- Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
- Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.
Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.
Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.
Как развивать
Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.
Упражнения по развитию логического мышления
Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.
Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.
Упражнение «Логические цепочки»
Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.
Вариант 1
Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:
- оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
- и рыба, и бутылка связаны с водой;
- если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
- у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
- оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.
Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).
Вариант 2
Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:
- Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
- В номере одного из южных курортов случается пожар.
Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.
Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.
Упражнение «Составление предложений»
Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.
А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.
Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».
Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.
Упражнение «Я скажу по-другому»
Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».
А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?
Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.
Образное мышление и его развитие
Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.
«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.
Что развивать
Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:
- образную память;
- операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
- воображение, как способность создавать новые образы;
- комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
- видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
- умение фантазировать.
Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.
Упражнение «Воссоздание образов»
Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.
Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.
Теперь перейдем к более сложным заданиям.
Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.
Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.
Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.
Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.
Упражнения «Фантастические образы»
Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.
Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.
Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?
Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?
Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».
psychologist.tips
Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития
Добрый день, дорогие читатели! Ни для кого не секрет, что чем лучше развито у человека словесно-логическое мышление, тем эффективнее и продуктивнее он учится и работает, познает новое, ориентируется в окружающем мире. Каждый может развивать свое мышление. А какие существуют для этого способы – я расскажу вам в этой статье.
Виды мышления
Мышление начинает формироваться с рождения, но у многих это развитие останавливается по разным причинам. Бывает, что достигнув определенного уровня, оно замедляется или вовсе останавливается. Но при желании этот процесс можно ускорить или заново запустить.
Различают такие виды мышления:
Как правило, каждый из нас обладает несколькими его видами, но только одним – лучше всего. Сегодня поговорим о развитии словесно-логического мышления.
Суть словесно-логического (абстрактного) мышления
Любое мышление может быть точным (когда точно понимаем, о чем мы думаем) и абстрактным (обобщенным). Иными словами, человек рассматривает картину не в деталях, а в общих чертах. Он может догадываться, предполагать, обобщать информацию и делать соответствующие выводы.
Главные особенности человека, который мыслит абстрактно:
- легко оценивает и сравнивает абсолютно разные по характеристикам и назначению явления и предметы;
- классифицирует и разделяет знания;
- непрерывно анализирует происходящее;
- выделяет частные события из целого;
- извлекает значимое и отсекает маловажные детали и события;
- классифицирует предметы и явления по определенным признакам;
- находит точки соприкосновения между общим и частным.
Стоит отметить, что возраст никаким образом не влияет на способность мыслить. Можно тренировать как мышление ребенка, так и взрослого человека. Эффективность таких тренировок также никак не зависит от возраста. Существуют простые и действенные методики тренировок.
ТОП 10 упражнений, которые развивают мышление ребенка
- Подобрать как можно больше предметов, похожих на придуманное слово. К примеру, можно выбрать те, которые имеют такую же форму. К «земле» подбираем «мяч», «яблоко», «воздушный шар».
- Перечислить предметы, которые объединяются каким-либо свойством. Нужно назвать его. Примеры: чашка, блюдце, кастрюля – посуда; яблоко, абрикос, груша – фрукты; шапка, рубашка, шорты– одежда.
- Из перечня слов необходимо исключить то, которое не подходит ко всем остальным. Яблоко, суп, карандаш, хлеб. (Хлеб)
- Придумать связное предложение с произвольными тремя словами. Например, солнце, ананас, покупка. У нас сегодня необычная покупка – ананас, похожий на солнце. Видим, что слова по падежам не меняются. Это – лучший вариант ответа. Если будет тяжело, можно склонять слова или уменьшать их количество.
- Имеем ряд слов, все из которых кроме одного начинаются или заканчиваются на одну и ту же букву. Необходимо найти это слово.
- Придумать как можно больше предметов одного цвета или одинаковой формы. Видоизмененным заданием будет подбор предметов, имеющих похожий вкус, запах и т.п.
- Угадать загаданное слово по признакам. Холодный, пушистый, зимний. (Снег)
- Взять отрывок из любого рассказа. Придумать к нему начало и логическое завершение в деталях.
- Несколько простых словосочетаний: «холодный ветер», «вкусный ужин», «деловое пальто», «огромные проценты» прочитать сначала в правильном, а потом в обратном порядке.
- Найти как можно больше отличий межу самолетом и кораблем, яблоком и картошкой и т.п.
Занимаясь с ребенком, помните, что формирование мышления начинается в раннем возрасте. Возьмите за привычку регулярно задавать малышу какие-то из приведенных выше задачек. Совсем скоро вы сможете заметить, что какие-то упражнения вызывают у малыша восторг. Преподнесите все это в игровой форме. Для ребенка это будет и увлекательно, и полезно одновременно.
ТОП 10 упражнений, которые развивают мышление взрослого человека
- Разгадывайте кроссворды и шарады.
- Произносите слова и целые предложения в обратном порядке.
- Из выбранного отрывка текста придумайте кусочек, по смыслу противоположно отличающийся от исходного.
- К выбранным словам придумайте как можно больше характеристик.
- Командное упражнение: член одной команды осуществляет какое-то действие, а другая команда ищет его причину. К примеру, кто-то выпил воду, разгадкой этого действия будет «возникновение жажды».
- Развивайте левую руку, если вы правша, а правую – если левша. Можно начать с самого простого – держание ложки или вилки.
- Командное упражнение. Члены одной команды произвольными словами описывают какой-то детский стих или мультик, который всем знаком. При этом имена людей и клички животных нужно пропускать. Противоположная команда должна догадаться, о каком стихе или песне идет речь.
- По перечисленным свойствам, цвету, форме, запаху, сфере использования, нужно догадаться, о каком предмете идет речь.
- Без слов нужно показать предмет, а участники игры должны догадаться, о чем идет речь.
- Нужно придумать первое слово – начало ассоциативного ряда, а после этого подобрать к нему как можно больше ассоциаций. К примеру, белый – снег – зима – холод – Рождество и т.д.
Эти упражнения имеют разный уровень сложности. Если вы чувствуете, что задание вам не под силу, начните с более легкого. Чем чаще и усерднее вы будете заниматься, тем более развитым будет ваше мышление. К тому же многие из перечисленных выше командных развлечений могут стать хорошим вариантом досуга с друзьями и близкими.
Периодические тренировки внимания и ассоциативного мышления наилучшим образом сказываются на развитии фантазии и воображения, а также дают возможность улучшить память, творческую деятельность в любой сфере и в целом значительно повысить качество жизни.
Преимущества личности с развитым абстрактным мышлением
Как правило, эти люди имеют способности к таким наукам, как математика, физика, астрономия. Им легко учиться в школах и ВУЗах. Они могут:
- легко запоминать большие объемы информации;
- абстрагироваться и моделировать нестандартные ситуации;
- даже в запутанных ситуациях принимать нестандартные решения;
- быстро адаптироваться в незнакомых условиях.
Словесно-логическое мышление позволяет людям, у которых оно развито, строить ассоциативные ряды, связанные с услышанными определениями.
Главные положительные особенности такого мышления – это неограниченность в пространстве и времени. Т.е. этот вид обобщенного мышления наделяет человека безграничными возможностями.
При правильном подходе и регулярных тренировках можно добиться поставленных перед собой задач и оптимальной результативности практически в любой сфере:
- наука;
- творчество;
- интеллектуальные виды спорта;
- карьера;
- обучение и т.д.
Рекомендация для всех
И для детей и для взрослы, будет очень полезно тренировать своё мышление в игровой форме. Благо, в современном мире есть интернет. Я вам настоятельно рекомендую, присмотреться к программам викиум. Там представлено множество упражнений в игровой форме, с описанием к каждому упражнению. Т.е. вы можете выбрать упражнения именно на тот тип мышления, который нужно «подкачать». Вся статистика записывается в личный кабинет и с течением времени вы сможете легко отследить свой прогресс.
Заключение
Рекомендую, также прочитать статью с рекомендациями о том, как найти вещь которую забыл куда положил. Ведь согласитесь, что у вас были такие ситации, когда ну никак не удается вспомнить, где же лежат ключи и т.п.?
Кстати, тренируя постоянно свой мозг, вы будете намного реже забывать вещи или какие то важные события.
До свидания, дорогие читатели! Будьте внимательны к себе, живите интересной и насыщенной жизнью! До новых встреч на страницах блога!
qvilon.ru
Как развить мышление — Психология человека
Думать – самая трудная из работ. Видимо, поэтому так мало людей ею занимаются.
Генри Форд
Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.
Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.
Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.
Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.
Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.
Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.
Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.
Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.
Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.
И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.
Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.
Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.
psichel.ru
5 советов, как его развить
В повседневной жизни каждому человеку ежедневно приходится применять логическое мышление. Использование логики и построение цепочек взаимосвязи требуется, как и в карьерных вопросах, так и во время обычных бытовых занятий, например, посещения супермаркета или составления маршрутов. Одни справляются с этим легко и непринужденно, другие же испытывают определенные затруднения при поиске ответов даже для самых элементарных логических задач, скорость и правильность решения которых зависят в первую очередь от того, насколько хорошо развито логическое мышление человека. Эта статья расскажет о том, что же такое логика, а также ознакомить с методами и способами, как развить логическое мышление взрослому человеку.
Суть понятия «логическое мышление»
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет.
Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает – она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях , поскольку они помогают этому процессу
Джон Стюарт Милль
Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION — лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..
Для начала разберем отдельно две составляющие понятия логического мышления – логику и мышление человека.
Что же такое логика? В переводе с греческого языка логикой называют «науку об истинном мышлении» и «способность к рассуждению». В общепринятом смысле логикой принято называть науку о способах и законах интеллектуальной деятельности человека. Логика – это изучение методов достижения истины, пользуясь опытом и знаниями, полученными ранее.
Мышлением принято считать психический процесс, во время которого идет обработка полученной ранее информации, установление межпредметных связей. Благодаря объективности и правильности мышления, человек имеет возможность получать представление об истинном положении вещей.
В совокупности получаем определение, что такое логическое мышление человека. Это – мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации.
Области и сферы использования логики
Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.
Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.
Для чего нужно развивать умение логически мыслить:
- Четко, в доступной форме излагать все свои мысли и доводы
- Быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации
- Исправлять свои ошибки, избегать совершения новых промахов
- Развитие навыков построения объективных связей помогает добиться успехов в карьере или учебе
- Творческий подход в решении задач порой бывает более продуктивным, чем общепринятые стандарты
Структура логического мышления
Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.
Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.
- Образно-логическое мышление. В основе данного вида мышления лежит визуализация задач и наглядный поиск решения. Проще говоря, образный вид по-другому можно назвать свойством воображения.
- Абстрактно-логическое мышление. Логические конструкции содержат абстрактные модели, то есть несуществующие в природе, нереальные предметы. Чтобы досконально овладеть данным видом мышления, индивиду необходимо уметь абстрагироваться от материального.
- Словесно-логическое мышление. Проявляется с помощью использования речевых конструкций. Для успешного вербального мышления необходимо не только построение строгих логических цепочек, но и грамотная связная речь.
Когда закладывается логическое мышление
Лишь немногие люди мыслят логически. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью
Дейл Карнеги
Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7 – 8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.
Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.
Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.
Способы развития логического мышления
Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
- Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:
- Шахматы
- Шашки
- Нарды
- «Монополия» («Большой бизнес»)
- «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»)
- Карточные игры («Манчкин», «Уно»)
2. Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:
- Ребусы
- Графические головоломки
- Текстовые задачи
- Загадки
- Анаграммы
- Паззлы
- Кубик Рубика
- Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов)
Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.
3. Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
4. Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
5. Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.
Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.
Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.
5 полезных советов, как развить логику
Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:
- Научитесь писать правой рукой, если вы – левша. И наоборот. Это упражнение способствует развитию навыков менее задействованного полушария мозга.
- Постоянная смена видов деятельности. На один вид тратьте ровно час, после истечения времени переходите к другой занятости. Быстрая смена вида работы поможет ускорить адаптационные мыслительные навыки.
- Читайте детективные романы. И старайтесь самостоятельно угадать преступника. Тем самым вы отлично поработаете над развитием собственной дедукции.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе способны улучшить не только логическое, а и все остальные виды мышления.
- Давайте объяснения своим действиям. Подвергайте анализу все, что вы делаете, просчитывайте варианты: что будет, если бросить дело незаконченным, каким вырисовывается окончательный итог работы и т. п.
Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику
Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек. Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует. Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.
Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.
Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.
Так же вам может быть интересно:
zazama.ru
Развитие образного мышления у взрослых — Викиум.ру
Психологи продолжают спорить о том, какие именно когнитивные механизмы лежат в основе образного мышления человека. Когда мы произносим или слышим слова «слон», «улица» или «лицо друга», то образы всплывают в нашем сознании благодаря зрительной памяти. А что помогает нам конструировать образы таких понятий как «скорость», «контакт, «доброта»? Ведь за этими словами нет конкретной картинки. Но если мы попробуем «нарисовать» смысл этого слова, то, хотя у каждого будут свои рисунки, тем не менее, с подобной задачей можно справиться.
Образное мышление помогает нам:
- расширять наш ассоциативный ряд,
- «увидеть» проблему или задачу как картинку,
- достроить ее недостающие элементы,
- преобразовать картинку согласно изменившимся условиям или нашим представлениям.
Словом, образное мышление – это инструмент, который дает нам дополнительные возможности для решения проблем и задач.
Такие живые мысленные образы
Есть ли отличия у образов, которые мы выстраиваем в своем мозгу и реальных объектов, которые эти самые образы породили? Вопрос, который интересует не только ученых, но и, скажем, следователей, расспрашивающих свидетелей происшествия. Вспоминая, мы добавляем в наши образы что-то свое, лишнее, а что-то, напротив, упускаем. Если постараться специально оживить в своем сознании образы, то можно понять, насколько сильным является ваше образное мышление.
Попробуйте выполнить это несложное упражнение: Последовательно представляйте себе следующие образные картины и оценивайте их яркость по 10-балльной шкале (1 – очень слабый образ, 2 – слабый образ, 3 – яркий образ. 4 – очень яркий образ):
- Автомобиль, стоящий на паркинге супермаркета.
- Тот же автомобиль, двигающийся по горному серпантину.
- Тот же автомобиль, двигающийся с места.
- Тот же автомобиль, но перевернутый вверх колесами.
- Тот же автомобиль, вернувшийся в нормальное положение.
- Тот же автомобиль, обгоняющий другую машину.
- Он же – на берегу моря.
- Этот автомобиль, удаляющийся и постепенно исчезающий из вида.
- Он же, мчащийся на высокой скорости.
- Он, же осторожно едущий в темноте с включенными фарами.
Если все образы были яркими, то в сумме у вас должно получиться 40 баллов. Если у вас получилось меньше 20 баллов, то стоит задуматься над тем, как развить образное мышление.
С чем связан у вас образ «Шампанского»?
У детей образное мышление развивается очень активно, благодаря сюжетно-ролевым играм и детским фантазиям. А возможно ли развитие образного мышления у взрослых? Не поздно ли говорить о тренировках мозга для лиц от 20 лет и старше? Ответ положительный, потому что в этот период и до 50-60 лет у взрослых развивается, так называемый, текучий интеллект, который позволяет мозгу гибко перестраиваться под новые структуры и образы.
Вот одно из полезных упражнений. Для этого упражнения надо представить себя… в разных профессиональных ролях. Любое явление профессионалы исследуют в зависимости от своего профессионального интереса. Итак, попробуйте исследовать с разных точек зрения, например, «Шампанское»:
- Вы – сомелье, и вас интересует, прежде всего, вкусовые и ароматические качества этого напитка. Представьте себе вкусы разных сортов «Шампанского», которые вам доводилось пробовать. Вспомните их ароматы. Сравните, найдите отличия.
- Вы занимаетесь рекламой и продвижением «Шампанского». Представьте, как выглядят его бутылки, этикетки на них, описание на этих наклейках. Сравните, найдите отличия.
- Вы – художник, который хочет нарисовать шампанское, плещущееся и посверкивающее в красивом бокале. Как будет выглядеть эта картинка на новогоднем столе? А в погребке у производителей шампанского? А на дегустации, на ярмарке вин?
- И, наконец, самое, пожалуй, сложное задание. Вы создаете шампанское из разных слагаемых, смешивая несколько разных сортов вина. Представьте, как вы черпаете из разных источников и смешиваете эти ингредиенты, и как на ваших глазах рождается купаж – прообраз будущего напитка.
Подобные упражнения можно проделывать с разными объектами, как простыми (росток, пробившийся из земли), так и посложнее (корабль). Каждый раз, меняя позицию, вы по-другому конструируете образ. Предмет остается один и тот же, но его образы, рожденные в вашем мозгу, разные. Полезная тренировка мозга!
С Викиум вы сможете развить образное мышление онлайн
Законы пространственных структур
Эксперименты в области когнитивной психологии, показали, что лучше всего воспроизводятся (а, значит, дольше хранятся в памяти и легче вспоминаются) взаимосвязанные образы. Вот почему так популярны советы мнемотехников, типа «Хотите вспомнить, что вам нужно опустить письмо, проходя мимо почтового ящика? Соедините в памяти ящик и письмо, представьте яркую картинку, как вы опускаете в ящик письмо. И ваш мозг доделает дальше все работу: когда вы увидите ящик, ваш мозг напомнит вам про письмо».
Поэтому, используя картинки, развивающие образное мышление, взрослые тренируют у себя не только способность конструировать образы, но и образную память.
Упражнения на развитие ассоциативного образного ряда использовались, например, в психоанализе. Психоаналитик предлагал клиенту прочесть в книге любое слово и потом, пассивно следуя за своим бессознательным, описывать всплывающие образы.
Попробуйте и вы запускать время от времени свободный ассоциативный ряд. Отталкиваясь от, все равно, какого образа (лицо прохожего, слово в книге, цветочный аромат или звуки музыки), позвольте своему мозгу генерировать зрительные образы и структуры по своему усмотрению. Пассивно следуйте за этим рядом, делая приятные образы ярче, а неприятные – приглушеннее.
Постепенно вмешивайтесь в процесс и манипулируйте образами по своему усмотрению –
- увеличивайте и уменьшайте,
- приближайте и отодвигайте,
- раскрашивайте и меняйте форму…
Такое упражнение с фантазиями послужит для мозга полезной тренировкой.
На службе творческой мысли
Образное мышление – инструмент, позволяющий нам мысленно конструировать несуществующую реальность или, иначе, быть креативными, творческими личностями. Поэтому ответ на вопрос, как развить образное мышление у взрослых, это еще и ответ на вопрос о развитии творческих способностей. Наш мозг охотно продуцирует стереотипы – так ему намного легче воспринимать мир. В результате мы окружаем себя стереотипами. Причем с самого детства. Посмотрите, например, как дети рисуют дом или новогоднюю елку. Даже они используют штампы вместо живых образов. А уж взрослые и подавно предпочитают оперировать образами-шаблонами. Как же развивать и поддерживать в этих условиях творческие способности и их основу – образное мышление?
Одним из приемов творчества является прием агглютинации – мысленного соединения вместе частей, заимствованных из разных образов. Именно так появились когда-то Змей Горыныч (тело змеи + крылья птицы) и избушка на курьих ножках. Этот принцип сегодня вышагнул за пределы фантастики и используется, в частности в бионике – науке, создающей технические устройства на основе принципов, заимствованных у природы (так, идею подводной лодки «подсказали» дельфины).
Один из проективных тестов может быть использован для развития навыков агглютинации. Вот его задание: «Нарисуйте рисунок несуществующего животного». Попробуйте выполнить это задание. Через некоторое время вернитесь к нему и сделайте абсолютно другой рисунок. Старайтесь каждый раз увеличивать количество образов животных. У которых вы «заимствуете» те или иные части: крылья орла, лапы лягушки, уши и хобот слона, чешуя рыбы…
Если, конечно, вам интересно развивать и тренировать свое творческое мышление.
blog.wikium.ru
Как взрослому человеку развить мышление — Блог
Мышление – это способность человека устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, анализировать и синтезировать. Человеку на современном этапе развития цивилизации свойственна дискретная форма мышления. Она подразумевает следующее: при любом методе мышления рассуждения базируются на противопоставлениях. Положительно – отрицательно, далеко – близко, равно – не равно, да – нет.
В основе логики дискретного мышления лежит принцип выбора одного из двух возможных вариантов. В этом случае даже многоступенчатость подхода не устраняет его недостатки. Альтернативой является метод интегрального мышления, который может в корне изменить ваше собственное мышление и, как следствие, общие подходы к вопросам интеллектуального развития.
По некоторым классификациям представителей этого метода, различают 3 формы мышления:
- творческое или креативное,
- ассоциативное или алгоритмическое,
- примитивное или шаблонное.
Упражнения для развития логического и ассоциативного мышления у взрослых:
- Придумайте максимальное количество синонимов к какому-нибудь слову.
- Придумайте два слова, например, КАНАВА и ТРЕСКА. Теперь необходимо найти слова, в которых каждое следующее будет начинаться с двух последних букв предыдущего, пока не подберёте слово, оканчивающееся на две буквы, с которых начинается второе из придуманных в самом начале слов. Например: канава – варево – волос – осетр – треска.
- Попросите кого-нибудь придумать анаграммы и постарайтесь составить из них предложения.
- Попробуйте написать несколько слов цифрами, которые соответствуют номеру каждой буквы в алфавите.
- Придумайте длинное слово и постарайтесь составить из него как можно больше других слов.
- Хорошо развивать мышление помогает частое решение логических задач.
Тренироваться нужно по 10-15 минут в день.
Воспользуйтесь возможностью развивать мышление комплексно с помощью специализированной программы для развития мышления на Битрейнике.
b-trainika.com