Когнитивный что это – Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений

Содержание

Когнитивный диссонанс и когнитивные искажения. Что такое когнитивный?

Дамы и Господа! За этими стенами вас никогда не коснется когнитивный диссонанс! Поэтому вам совершенно незачем знать, что это такое.
Виктор Пелевин. «Generation П»

Когнитивный — это значит познавательный, связанный с мышлением, работой мозга. Слово происходит от латинского слова cognitio — познание. Пример употребления: «При приеме алкоголя когнитивные способности снижаются — человек хуже соображает».

Когнитивная система человека — это мозг и органы чувств, с помощью которых мы познаем себя и мир вокруг.

Когнитивная психология — это направление в психологии, изучающее с опорой на эксперименты познавательные процессы: восприятие, внимание, мышление, память, речь. Оно возникло в 1950-60-е годы, отчасти как ответ бихевиоризму и психоанализу.

Что такое когнитивный диссонанс?

Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, который вызывают у человека противоречащие друг другу знания, установки и действия. Например, обман со стороны человека, которому мы привыкли доверять, провоцирует у нас шок и недоумение: как такое вообще может быть, может быть, это ошибка?

Термин «когнитивный диссонанс» придумал в 1957 году американский психолог Леон Фестингер. Человек стремится к связному, упорядоченному восприятию мира (консонансу), объяснял Фестингер. Поэтому мы страдаем, когда возникают очевидные противоречия, и стремимся избавиться от когнитивного диссонанса, избегаем ситуаций, где он возникает.

К примеру, курильщик хорошо знает, что табак вреден, но при этом продолжает курить. Это создает когнитивный диссонанс. А избавиться от него можно по-разному: либо бросить курить, либо убедить себя, что сигареты не так уж вредны, либо просто игнорировать неприятную информацию.

Фестингер делал из своей теории оптимистичный вывод: ощутив когнитивный диссонанс и разобравшись в его причинах, человек может измениться в лучшую сторону, поменять свое восприятие и поведение.

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не способен обрабатывать всю поступающую извне информацию, поэтому стремится упростить картину, объясняет нобелевский лауреат Даниел Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро». Поэтому легкое и понятное кажется нам правильным, а сложное и запутанное — ошибочным. Но в реальности, конечно, истина может быть сложной, а заблуждение — простым и «очевидным».

Ученые насчитывают десятки когнитивных искажений, вот лишь несколько примеров:

  • Ошибка атрибуции — стремление оправдывать собственные ошибки, но осуждать чужие промахи. Если кто-то опоздал на встречу, то мы считаем, что это непунктуальный человек. А если опоздали мы сами, то у нас, безусловно, были уважительные причины задержаться.

  • Генерализация частностей — стремление делать выводы на основе единичных событий. Если кто-то из близких человека погиб в авиакатастрофе, то этот человек начинает бояться самолетов, хотя шанс попасть в катастрофу остается минимальным.

  • Феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, что вещь, о которой человек недавно узнал, начинает попадаться ему повсюду. Например, вы прочли, что в этом сезоне модны белые брюки — и они сразу начинают бросаться вам в глаза на улице здесь и там.

  • Селективное восприятие — стремление верить только тем фактам, которые отвечают сложившимся ожиданиям. Если вы уверены, что коллега желает вам зла, то все его ошибки воспринимаются как намеренные, а все одолжения — как лицемерие.

  • Подчинение авторитету — готовность сходу согласиться, что наделенный властью человек прав, даже если его неправота очевидна. Страшные последствия этого искажения продемонстрировал печально известный эксперимент Милгрэма.

  • Эффект ореола — стремление по первому впечатлению судить о человеке или явлении и в дальнейшем. Например, если вы сначала узнали о новом знакомом что-то хорошее, то впоследствии даже отрицательные его черты будете оправдывать.

  • Эффект фрейминга — склонность по-разному реагировать на одну и ту же информацию, изложенную разными словами. Например, покупатели лучше отнесутся к «лекарству, эффективному в 50% случаев», чем к «лекарству, бесполезному в половине случаев» — хотя речь идет об одном и том же.

Эти «ментальные ловушки» появились в процессе эволюции, поскольку помогали человеку быстро принимать решения в критических ситуациях и не тратить время на второстепенные задачи. От когнитивных искажений нельзя избавиться, как нельзя перестать видеть оптическую иллюзию, объясняет Канеман.

Но можно сознавать, что эти искажения существуют, и не доверять слепо своему «здравому смыслу». Не спешите с оценками и суждениями, перепроверяйте важные факты, сравнивайте информацию из независимых источников и верьте статистике больше, чем частностям, советует в связи с этим Канеман.

Читайте подробнее: Эффект якоря и эффект гориллы. 6 психологических ошибок, которые нами управляю

www.anews.com

это… Что такое когнитивистика, когнитивный?

Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова «когнитивный» само по себе и что значат связанные с ним термины?

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие). Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

Когнитивный процесс и когниция

Когнитивный процесс — это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.

Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.

В свою очередь когниция — это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.

Когнитивная графика

В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

Когнитивная психология

Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

fb.ru

когнитивный — это… Что такое когнитивный?



познавательный

(Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов)

Синонимы:
  • инь и ян
  • копулятивный

Смотреть что такое «когнитивный» в других словарях:

  • КОГНИТИВНЫЙ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • КОГНИТИВНЫЙ —         (от лат. cognitio знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 …   Философская энциклопедия

  • когнитивный — прил., кол во синонимов: 3 • познаваемый (15) • познавательный (2) • умственный (25) …   Словарь синонимов

  • когнитивный  — Познавательный [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология …   Справочник технического переводчика

  • когнитивный — прил. Связанный с изучением сознания и мышления. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • когнитивный — познавательный …   Толковый переводоведческий словарь

  • когнитивный — когнит ивный …   Русский орфографический словарь

  • когнитивный — прил. познавательный …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • когнитивный — …   Орфографический словарь русского языка

  • когнитивный — ая, ое. [от лат. cōgnitio знание, познание]. Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный. К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания). К. система… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Когнитивный подход, На протяжении тысячелетий философии разгадывали загадку человеческого познания. В последнее столетие познание стало исследоваться также и представителями специальных наук, а 30 лет тому назад… Категория: Кино Издатель: Канон +, Реабилитация, Производитель: Канон +, Реабилитация, Подробнее  Купить за 1116 грн (только Украина)
  • Когнитивный синтаксис русского языка. Учебное пособие, Норман Борис Юстинович, Когнитивное направление — одно из самых популярных в современной лингвистике. Оно изучает язык как средство познания мира; его инструменты — это мыслительные категории, концепты, метафоры.… Категория: Языкознание. Лингвистика Издатель: Флинта, Подробнее  Купить за 437 руб
  • Когнитивный синтаксис русского языка. Учебное пособие, Б. Ю. Норман, … Категория: Языкознание Издатель: ФЛИНТА, Подробнее  Купить за 200 руб электронная книга
Другие книги по запросу «когнитивный» >>

dic.academic.ru

Когнитивность — это… Что такое Когнитивность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

Нерешённые проблемы когнитивной теории

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.
  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

Когнитивность — Психологос

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?

Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?

Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?

Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?

Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

www.psychologos.ru

Когнитивное — это… Что такое Когнитивное?

  • Когнитивное развитие — (от англ. Cognitive development)  развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и… …   Википедия

  • Когнитивное картирование — метод, позволяющий выявить в политических текстах структуру рассуждения (что чему способствует/препятствует, что из чего следует и т.п.) и на основании этого делать выводы о мышлении автора текста и его видении политической ситуации. Фактически… …   Википедия

  • Когнитивное отражение информационно-обменных процессов в мышлении оператора — Когнитивное отражение информационно обменных процессов: когнитивное (познавательное) семантическое отражение в мышлении оператора информационных представлений технических сущностей, содержащихся в информационно обменных процессах… Источник:… …   Официальная терминология

  • когнитивное радио — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN cognitive radio …   Справочник технического переводчика

  • Когнитивное религиоведение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • когнитивное отражение информационно-обменных процессов — 3.19 когнитивное отражение информационно обменных процессов: Когнитивное (познавательное) семантическое отражение в мышлении оператора информационных представлений технических сущностей, содержащихся в информационно обменных процессах. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Когнитивное искажение — Когнитивные искажения  это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах …   Википедия

  • КОГНИТИВНОЕ СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ — См. когнитивное крушение …   Толковый словарь по психологии

  • Когнитивное развитие — это развитие человека от состояния, при котором мышление осуществляет незначительный контроль за деятельностью, своей и чужой, к состоянию, при котором непосредственно в деятельности и в процессах отражения мира и осознания его используют сложные …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ — важнейшая составляющая процесса научного познания, основанная на понимании последнего как принципиально межсубъектного процесса, как диалога между Я и не Я (Другой). Любой мыслительный акт всегда имеет двойную интенциональность (направленность на …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • estestvoznanie.academic.ru

    Когнитивный диссонанс — что это такое простыми словами? Когнитивный диссонанс это… (узнай, чтобы не смотреть Википедию)

    Каждый человек, по сути своей, стремится жить в мире с самим собой, формируя на протяжении жизни свой «космос»: свои взгляды, мировоззрения, свою философию и убеждения. Это как строительство своей крепости, в которой чувствуешь себя безопасно, и правым во всех своих действиях.

    Но порой эту крепость хотят расшатать некие силы, которые приходят в нашу жизнь в виде действий других людей или какой-то непонятной и новой информации, никак не согласующейся с нашим внутренним пониманием вещей.

    Именно в этот момент начинается некий внутренний конфликт и ступор, который каждый из нас пытается преодолеть или решить. И это самое состояние на умном научном языке носит название — когнитивный диссонанс.

    Для примера, я говорю вам слово: монашки. И вы уже имеете представление о том, кто это, как они выглядят, какие действия присущи и какие не присущи этой категории людей. А теперь посмотрите на картинку и впадите в состояние когнитивного диссонанса.

    Получилось? Думаю, да. Как видим наши представления отнюдь не состыковались с реальностью, отображенной на картинке.

    Само понятие когнитивного диссонанса в 1957 году ввел психолог из Америки Леон Фестингер. Его теория должна была объяснить как порождаются ситуации конфликта внутри самой личности в процессе  познания, которые вызываются какими — либо событиями или поступками других людей. В теории когнитивного диссонанса есть две  основных гипотезы:

    • Человек, испытывающий диссонанс, находится в состоянии психологического дискомфорта, что побуждает его к действиям убрать несоответствие внутренних убеждений и вновь узнанной информации.
    • Чтобы не испытывать данный дискомфорт, человек станет избегать ситуаций, которые могут усугубить данное состояние.

    Когнитивный диссонанс — это внутренняя разбалансировка

    В обыденной жизни, люди не задумываются над тем, на сколько сложно бывает порой человеку, находящемуся в состоянии такой  внутренней разбалансировки, недооценивается сама роль когнитивного диссонанса. А человек, находящийся в таком положении, дабы не усугубить свое состояние на время отказывается от своих установок и принимает какое-либо решение как бы в стороне от своего мировозрения, что вызывает несоответствие между тем, что человек делает и что на самом деле он думает.

    Впоследствии данного опыта, у личности могут поменятся какие-то внутренние установки, чтобы уменьшать напряженность и впоследствии оправдать свои действия, ошибки или решения.

    Причиной появления когнитивного диссонанса могут стать различные условия, это может быть спровоцировано и  столкновением с другой культурой, и с какой-то новой ситуацией, которая вразрез идет с опытом из прошлого, так же это может быть мнение какого-то человека, несоответствующее мнению большинства или же логическое несоответствие вещей или фактов.

    В зависимости от условий, в которых протекает когнитивный диссонанс он может как усиливаться, так и уменьшаться.

    Примеры из жизни

    Например, вы помогаете человеку, которому ваша помощь и не особо-то нужна, вроде как степень дискомфорта минимальна, но если к данной ситуации еще и прибавятся подавляющие над вами срочные дела, то степень его усилится в разы. Интенсивность диссонанса прямопропорциональна важности выбора, который стоит в эту минуту перед человеком, а само состояние внутреннего конфликта всегда мотивирует личность на его устранение. И чтобы выбраться из этого состояния, человек может поменять свои убеждения, либо изменить тактику действий или же просто критически оценить поступившую информацию, и не дать ей оказать влияние на его жизнь.

    Например рассмотрим ситуацию, когда некая девушка «в теле», вдруг осознает необходимость обретения стройной красивой фигуры и задается целью как раз заполучить себе новое тело. Чтобы дойти до намеченной цели необходимо свершение многих дел, это и походы на тренировки, и пересмотр рациона, с соблюдением диет и правильный режим. Если внутренний конфликт желания стройной фигуры и необходимости свершения постоянных действий дойдет до пикового уровня, то чтобы избежать внутреннего конфликта начнется поиск необходимых причин: нет времени на хождение в спортзал, да и денег особо нет, да и самочувствие ухудшается от диеты, да и тело как тело и так сойдет…Все сведется к тому, чтобы избежать внутренних противоречий и вернуть «мир» внутри себя.

    Как избежать это состояние?

    Чтобы избежать состояние когнитивного диссонанса, можно проигнорировать информацию, которая касается данной проблемы, но вразрез идет к тем заданиям , которые уже имеются. Если же избежать диссонанса не удалось, можно сгладить его действия тем, что принять в свою систему убеждений, новые аспекты, заменив старые. На деле получится необходимость поиска информации, которая оправдает наши действия и мысли и игнорирование старых знаний, которые опровергают наши поступки. Но данный путь — это может быть путь к неврозу и психологическим расстройствам.

    Если вы читали Карлоса Кастанеду, то возможно, вы сейчас вспомнили, как Дон Хуан рассказывал о том, как современный человек смотрит на этот мир. По его представлению, человек находится в мыльном пузыре своих иллюзий и сквозь замочную скважину пытается разглядеть этот мир, видя при этом лишь малую долю действительности и по большей части лишь свое отражение. Поэтому так важно в жизни расширять свое сознание и разрешать событиям, явлениям и новой информации входить в вашу жизнь безболезненно. Дать место для всего нового и не отрицать что-то, что не стыкуется с системой ваших ценностей.

    Причины возникновения

    Почему вообще возникает такое явление, как когнитивный диссонанс? Все просто, мы на столько убеждены в своей правоте и неоспоримости наших взглядов, что все должно быть только так, как мы представляем себе и никак иначе.

    Многие люди считают, что их мнение — это истина и неподвергают свои мысли ни каким опровержениям или сомнениям.

    Они считают, что все делают правильно и все должно быть так, как они хотят. Но жизнь на столько многообразна и диктует свое, сталкивая их как упертых ослов с их же крепостей, что полеты с этих отвесных стен порой меняют не только мысли человека, но и саму жизнь. И как правило, самые стойкие убеждения, ломаются самой жизнью, призывая к осмыслению многогранности мира и множеству путей.

    Когнитивный диссонанс присущ всем людям, но его понимание и осознание может дать нам раскрытие новых идей, мыслей, а так же переосмысление своих покрытых паутиной устоев, это как глоток чистого воздуха в непрерывно скользящем потоке жизни.

    Могли бы вы вспомнить состояние внутреннего конфликта? С чем это было связано и чему вас научило?

    Напишите вашу ситуацию, которую вы можете отнести к когнитивному диссонансу, из вышесказанного. Форма комментариев, ждёт вас ниже…

    Автор публикации

    не в сети 4 месяца

    Tansha

    0 Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 27-05-2016

    leadinlife.info

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *