Любовь это в литературе определение – ЛЮБОВЬ это что такое ЛЮБОВЬ: определение — Психология.НЭС

Содержание

определение любви, научное объяснение, мнение философов и цитаты о любви. Что такое любовь?

О том, что такое любовь, знает каждый человек. Однако, если задать этот вопрос разным людям, ответы будут совершенно различными. Почему так? И есть ли единственно верное и правильно определение любви – об этом и хочется поговорить.

Наука

Итак, что же такое любовь? Определение любви попытались дать многие умы человечества на протяжении всей истории земной цивилизации. Именно поэтому стоит данное понятие рассматривать с различных точек зрения. И начать свой анализ хочется именно с научной сферы. Интересным для многих окажется тот факт, что существует особая химия любви. Ученые доказали: когда человек влюбляется, его организм вырабатывает такое количество гормонов, которое сродни с наркотическим или алкогольным опьянением. При этом мозг получает сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек находится в состоянии влюбленности. Однако это только одна сторона такого вот состояния, и рассматривать любовь только как химию – это просто преступление.

Интересные факты

Разбираемся далее, что же такое любовь. Определение любви пытались дать многие научные деятели, все их выводы можно оформить в несколько довольно-таки занимательных научных фактов о любви:

  1. Любовь – это наркотик. Доказательство тому – томография головы влюбленного человека. У него активизируются те же участки мозга, что и у человека, который употребил кокаин и находится в состоянии эйфории.
  2. Любовь – это способ выживания. Ученые доказали, что человеческая любовь – это несколько видоизмененная форма увлечения у животных. Т. е. человеку проще найти для жизни одного партнера, а не постоянно добиваться новых для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
  3. Любовь слепа. Это утверждение имеет и научное доказательство. Немецкий исследователь выяснил, что зоны мозга, отвечающие за рациональные решения и негативные эмоции у влюбленного человека просто отключаются.
  4. Любовь – это зависимость. Ученые говорят, что лечить от любви нужно также, как и от наркотической зависимости: убрать из поля зрения «больного» все раздражающие его факторы: фотографии, подарки, любые напоминания об объекте вожделения.
  5. Излечение от любви. Так как во время влюбленности у человека довольно-таки серьезно падает уровень такого гормона, как серотонин, медики предлагают компенсировать его медикаментозно, дабы иметь возможность избежать преступлений на почве данного чувства (как показывает статистика, их количество за последнее всремя существенно возросло). Однако, если «переборщить» с данным гормоном, человек не будет влюбляться, а влечение останется, что чревато беспорядочными половыми связями.
  6. Мужчины любят глазами. Это утверждение известно многим людям, однако далеко не все знают, что оно имеет также и научное доказательство. Во время влюбленности у парней активизируется зона коры больших полушарий, которая отвечает за зрительный фактор. Интересным окажется тот факт, что у женщин активной становится зона, отвечающая за память: дама запоминает поведение партнера, чтобы потом его анализировать и сделать выводы: стоит ли быть с таким человеком дальше.

Словари

Итак, как небольшой вывод, хочется привести несколько разъяснений, что такое любовь. Научное объяснение, формулировки:

  1. Это сильное сердечное чувство, эмоциональное влечение.
  2. Сексуальное притяжение, влечение.
  3. Сильные положительные эмоции.
  4. Душевная близость, нежное отношение.

А в общем можно сказать о том, что любовь с научной точки зрения – это чистейшая химия.

Искусство

Интересным окажется и тот факт, что можно посмотреть любовь. Фото, картины – они отлично иллюстрируют данное чувство. Однако для искусства этого не достаточно. О том, что же такое любовь, размышляли также и многие писатели. Она воспета в стихах, песнях, обязательно фигурирует на страницах прозаических рассказов и романов. Различные цитаты о любви стали уже настолько известными, что люди порой даже не знают, кто это сказал и из какого произведения они взяты.

  1. Борис Пастернак: «Любовь – это высокая болезнь».
  2. Стендаль, «О любви»: «Любовь похожа на лихорадку, она может появиться и угаснуть без малейшего чувства воли человека».
  3. Харуки Мураками, «Кафка на пляже»: «Каждый человек, который влюбляется, находится в поиске чего-то, чего ему не достает».
  4. «Физиология брака» Оноре де Бальзака: «Настоящая привязанность слепа. Не стоит судить тех людей, которых любишь».
  5. Шекспир, «Сон в летнюю ночь»: «Купидонов поэтому и изображают слепыми, потому что влюбленный смотрит не глазами, а сердцем».
  6. Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»: «Что есть ад? Сожаление о том, что нельзя еще больше любить».

И таких высказываний можно привести еще огромное количество. Что касается нюансов, все они будут различны, однако единая линия у них все же будет присутствовать.

Философы: Эрих Фромм

Свои труды на данную тематику также имеют и философы. О любви они говорили много, подавая информацию с самых различных точек зрения. Сейчас хочется уделить внимание Эриху Фромму и его труду «Искусство любить». Какие же интересные выводы данный философ сделал в своей работе. Так, по его мнению, любовь – это не просто сентиментальное чувство, которое может возникнуть в человеке. Этого мало, недостаточно. Для того чтобы любовь развивалась, развиваться и нравственно расти должен сам человек. Первый шаг, который каждый должен сделать – надо осознать, что любовь – это искусство, сродни искусству жить. И чтобы понять любовь во всей полноте, каждый человек должен воспринимать ее как нечто большее, нежели данность. Также философ говорит о том, что помимо любви существует и некая иная форма отношений, симбиотическое единство. Оно есть двух видов:

  1. Пассивное – это в некоей степени мазохизм, когда человек подчиняет себя воле другого, становится его неотъемлемой частью. В таком случае он теряет свою индивидуальность.
  2. Активное – это садизм, когда один человек подчиняет себе волю другого человека, делая его своей неотъемлемой частью.

Однако зрелая любовь – это противоположность данным формам отношений. Это объединение двух людей при сохранении своей личности, индивидуальности, целостности. По мнению Эриха Фромма, любовь – это некая сила, которая рушит стены, помогая человеку воссоединиться с другим человеком. Настоящая зрелая любовь – это парадокс: два человека становятся одним целым, при этом оставаясь двумя личностями. Важные нюансы любви, по мнению автора:

  1. Если человек любит, он будет отдавать (самого себя, свою жизнь).
  2. Человек полностью заинтересован в жизни своего партнера.
  3. Партнеры обязательно должны уважать друг друга.

Фромм об объектах любви

Изучаем дальше любовь. Определение любви, а именно разных ее видов, также дает данный философ в своем труде «Искусство любить».

  1. Братская любовь – фундаментальна, основа остальных типов. Это уважение, забота, ответственность.
  2. Материнская любовь – первая любовь в жизни каждого человека. Сущность ее, по мнению автора, должна предполагать желание женщины, чтобы ребенок в дальнейшем от нее отделился.
  3. Эротическая любовь – полное плотское единство с одним человеком.
  4. Любовь к себе. Автор пишет, что не нужно это путать с эгоизмом, это разные понятия. Только полюбив себя, человек сможет стать любимым и кем-то иным.
  5. Любовь к Богу, религиозная форма любви.

Философ Карл Юнг

Какие еще философы о любви говорили? Так, почему бы не обратиться к трудам Карла Гюстава Юнга, который в то же время являлся великим психиатром и при этом еще и учеником Зигмунда Фрейда? Главная и любимая его фраза: «Ничто не возможно без любви», — из которой уже можно сделать много выводов. Согласно мнению автора, любовь является мощнейшим всепобеждающим фактором в жизни человека. Так, рассматривать данную тему невозможно без двух архетипов, которые присущи каждому человеку: Анима и Анимус. Это так называемая персонификация несознательного начала представителя противоположного пола в психике каждого отдельно взятого человека. Эти половинки и притягиваются в людях. Что же по Юнгу любовь? Определение любви, которое дает автор: скрытые в человеке черты находятся в другом человеке и они же и притягивают его, возбуждая чувство любви.

Антропология о любви

Определение слова «любовь» попробовала также дать такая наука, как антропология. Особого внимание заслуживает труд американской ученой Хелен Фишер «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Тут она выделила три основополагающих кита данного чувства: привязанность (ощущение безопасности и спокойствия), романтика (наиболее мощный стимулятор возникновения любви) и вожделение (удовлетворение естественных потребностей).

Религия

Обязательно стоит упомянуть и о том, что существует также религиозное определение любви. В библии о данном чувстве сказано довольно много.

  1. Прит. 10:12: «… любовь человека покрывает все его грехи…»
  2. Песнь Песней, 8:6-7: «… крепка, как смерть любовь; люта она, как преисподняя; ее стрелы – огненные; пламень ее весьма сильный. Реки и большие воды не зальют ее».
  3. 1 Пет., 4:8 «… Имейте любовь друг к другу, потому что именно она покрывает все грехи».
  4. 1 Иоан. 4:7-8,18: «… любовь от Бога, всяк, кто любит, рожден от Бога и знает Бога».
  5. 2 Иоан. 6 «… любовь состоит в том, чтобы все поступали по заповедям Божьим».

Это далеко не все цитаты о любви, которые можно найти в главной книге человечества, однако они в полной мере отражают настрой и определение данного чувства согласно религиозным канонам.

Психология

Изучаем далее такое понятие, как любовь. Определение любви также можно найти и в психологии. Так, ученые данной области науки выделяют три основных фактора, на которых основывается данное чувство:

  1. Страсть. Влечение, возбуждение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Дружба, единение. Эмоциональная сторона.
  3. Обязательства. Готовность решать проблемы пары, забота. Это моральный аспект данного чувства.

Любовь по-гречески

Тема любви затрагивалась всеми народами и культурами. На данном этапе хочется рассказать о том, какие же виды любви выделяли древние греки.

  1. Агапэ. Это не просто любовь, а больше сострадание. Высший тип, когда человек может отдать всего себя, не ожидая ничего взамен.
  2. Эрос – страсть. Однако это далеко не всегда телесная страсть она может быть также и духовной. Эрос по своей природе – восторжение, влюбленность.
  3. Филиа, или же сыновья, — братская любовь. Более спокойное чувство, главное тут – духовность.
  4. Сторгэ – это больше как привязанность. Чаще всего это супружеская любовь.

Эти четыре типа любви являются и сегодня основными, однако в современном мире возникают и иные их подтипы. Интересным может оказаться такой тип, как маниа – это безумие, любовь-одержимость.

Бытовой уровень

Как уж и было сказано выше, для каждого человека любовь – это что-то свое, особенное. Каждый понимает ее по-своему, в этом нет ничего плохого. Как же можно охарактеризовать любовь по-простому, не обращаясь к мнениям научных деятелей, писателей или философов?

  1. Любовь – это желание делать для любимого человека что-то хорошее, постоянно радовать его.
  2. «Какая тут любовь, если я надышаться без него не могу» (х/ф «Любовь и голуби»). Любовь – это желание всегда быть вместе с любимым человеком, если не физически, то хотя бы душевно.
  3. Любовь – это постоянно думать о том, хорошо ли любимому человеку: тепло ли ему, покушал ли он, все ли у него в порядке.
  4. Любовь – это больше отдавать, нежели получать, совершенно не задумываясь об этом.

Любить – значить прощать, стараться быть лучше, не обращать внимания на недостатки. Любовь – это постоянная работа не только над отношениями, но и над собой. Это труд, который может быть вознагражден только через года.

fb.ru

Что такое любовь своими словами ❤️ Честное определение ⚡️ ASOME.ru 🍿 Крутой Блог

Что такое любовь? ❤ Самый частый у уже стандартный вопрос, на который у каждого человека своё мнение. Любовь бывает разной и у каждого она своя, особенная и неповторимая. Если говорить в классическом смысле, про любовь между мужчиной и женщиной, то у меня есть чёткое и простое определение.

Что значит любить человека

Любовь — это невероятно сильное притяжение между людьми, целый набор чувств, с бесконечным спектром цветов, вкусов и оттенков, и, конечно же, огромная симпатия. В начале отношений, в самом их разгаре может быть такой набор симптомов:

  • В голове любимый человек, все мысли только о ней / о нём
  • Считаешь минут до встречи
  • Когда видитесь, то время просто пролетает
  • Хочется каждую секунду быть вместе
  • Бежишь к телефону, чтобы проверить не от него / неё ли смс или звонок
  • Висение на телефоне, бесконечные звонки и всё те же смс сообщения
  • Ждёшь «онлайн» в соц сетях (ВКонтакте)
  • Утро начинается не с душа, а с узнавания того, как поживает вторая половинка (возлюбленная / возлюбленный)

Да много всего… двумя словами даже и не опишешь, но всё примерно так.

asome.ru

определение с точки зрения науки и не только

Как же можно объяснить с точки зрения химии и физики столь важное биологическое явление, как первая любовь? (Альберт Эйнштейн)

Во время ставшего уже любимым праздника всех влюбленных – Дня святого Валентина – так хочется поговорить о любви! И раз уж вы заглянули в эту рубрику – значит, девушка вы серьезная; вот и давайте поговорим о любви серьезно. Можно ли по-настоящему определить, что такое любовь? Так, чтобы сказать – и сразу все четко встало на свои места, все стало ясно и понятно. Сразу скажем, что найти единое определение любви у нас вряд ли получится. Истинный и глубинный смысл любви очень тяжело передать словами. Человеческая любовь – это бесконечная история в открытой книге жизненного опыта. Можно попробовать посмотреть с научной точки зрения, что такое любовь: определение ей пытались дать философы и психологи, химики и филологи, даже математики пытались рассчитать формулу любви. Дать точное определение, что такое любовь, не смогла ни одна наука, ведь каждая из них изучает только один какой-то аспект этого явления. А любовь – это многогранное чувство, которое объединяет физические, умственные, эмоциональные и духовные проявления у человека.

Попытку дать точное определение, что такое любовь, делали все художники и поэты во все времена. У всех получалось по-разному. Каждый из нас точно знает, когда любит, что это любовь. И все же это чувство остается для всех загадкой во всех отношениях. Дать окончательное определение любви пока не смог никто. Те ученые, которые сумеют найти точную формулировку, сделают большой вклад в наш мир и общество. А пока точнее всех определили сущность разных типов любви только древние греки. Но – обо всем по порядку!

Заглянем в словарь

Начнем с самого доступного – посмотрим, какое определение этому чувству дается в разных словарях. Итак, любовь (и все, что с ней связано) – это:

  1. Сильное сердечное чувство, глубокое эмоциональное влечение. «Любовь с первого взгляда», «Муки любви».
  2. Сильные положительные эмоции, удовольствие. «Он любит свою работу», «Я люблю готовить».
  3. Обозначение душевной близости, нежного отношения. «Любимый муж»
  4. Любой объект теплой привязанности или преданности. «Театр был её настоящей любовью», «Я люблю французскую кухню».
  5. Глубокое чувство сексуального желания, притяжения. «Она была его первой любовью», «Она любит своего мужа».
  6. Половой акт. «Они занимались любовью», «У него несколько месяцев не было любви».

Это далеко не все определения любви. Их может быть очень много, потому что в современном мире употребление этого слова слегка искажено, а местами и совсем извращено. Например, в некоторых странах никто никогда не сказал бы: «Я люблю яблоко!» Там существуют более подходящие для такой ситуации слова. Не сказали бы так и древние греки.

Четыре типа любви по-гречески

Древние греки разделяли любовь на четыре основных типа: агапэ, эрос, филиа и сторгэ.

  • Агапэ – любовь-сострадание. Высший тип любви. Это безусловная любовь с самыми глубокими чувствами, когда любящий человек отдает всего себя, не ожидая ничего взамен. Такая любовь – для другого и ради другого, она полна самоотречения и жертвенности. Все мировые религии считают такую любовь высшим земным чувством человека.
  • Эрос – страстная любовь. В основе ее лежит, конечно, сексуальная страсть, но страсть может быть не только телесной, но и духовной (например, бывают страстные любители футбола). Эрос – это восторженная, бурная влюбленность, но страсть здесь пылает не столько для другого, сколько для себя, в ней очень много эгоцентризма. (Кстати, вам не кажется, что именно бог страстной любви Эрос придумал фразу «заниматься любовью»?)
  • Филиа – сыновья любовь, любовь-дружба (как между родителями и детьми). Это более спокойное, более духовное чувство. Здесь любовь проявляется через лояльность по отношению к семье, друзьям и обществу; как правило, при филиа происходит совместное использование духовных ресурсов при взаимном ожидании чего-то взамен. В учении Платона о любви филиа возводится на высшую ступень. Ну, Платону виднее!
  • Сторгэ – супружеская любовь, любовь-нежность, которая является следствием взаимной привязанности. Она полна внимания любящих людей друг к другу.

Позже стали выделять и другие разновидности типов любви. Среди них есть один интересный тип, о котором стоило бы упомянуть: Маниа – любовь-безумие, любовь-одержимость (греческое слово «маниа» означало безумие, влечение, страсть). Эта любовь базируется на длительном эмоциональном экстазе, одержимости чувствами, переоценке значимости этой любви. Безумие от богов – так называли греки эту любовь. Симптомы такой любви увековечили Платон и Сафо – сердечный жар, потеря сна и интереса к еде, смятение и боль мятущейся души.

Интересно, что после греков очень долгое время никто толком и не пытался исследовать любовь. И только в двадцатом веке психологи и представители других наук обратили свое внимание на пробелы в этой области знаний. И попытались их восполнить.

Точка зрения антропологии на любовь

Профессор антропологии доктор Хелен Фишер (США) занималась изучением природы этого чувства более тридцати двух лет. Не так давно она издала книгу «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Вот так вот. На молекулы разложила! И к какому же выводу она пришла? Фишер считает, что любовь может быть разделена на три составляющих: вожделение, романтика и привязанность. Эти три составляющих могут происходить в любом порядке и в любой комбинации. Вы можете влюбиться в кого-то до того, как станете с ним спать. Можете быть глубоко привязанной к кому-то, а потом полюбить. А можете сначала иметь сексуальные отношения, потом влюбиться, а позже сильно привязаться к этому человеку.

Итак, похоть, вожделение… Жажда сексуального удовлетворения, которую может почувствовать человек, заставляет его действовать. Влюбившись, он сосредотачивает все внимание на объекте своих чувств, одержимо думает только о нем. Он не только жаждет обладать любимым человеком; он получает высокую мотивацию, чтобы завоевать этого человека. Возможно, это покажется нелогичным, но когда дела обстоят совсем плохо, притяжение к отвергающей стороне только усиливается. В этом состоянии мозг управляется дофамином – гормоном «предвкушения счастья», и отверженный влюбленный усиленно продолжает свои попытки добиться взаимности.

Романтическая любовь является гораздо более мощным стимулятором нервной системы, чем сексуальное влечение. Во всем мире, в любом уголке земного шара люди живут ради любви, совершают поступки ради любви, умирают сами или убивают других ради любви. О любви поют песни, рисуют картины, снимают кино. Любовь порой превращается в помешательство, которое способно принести и радость, и боль одновременно. И все это время в мозгу влюбленного человека происходят химические реакции, которые и управляют этим процессом. И длительность этих реакций не бесконечна. Романтической любви предназначено быть временной, иначе люди не выдерживали бы такого напряжения и умирали от нервного истощения, или попадали бы на лечение в психиатрические клиники. Романтическая любовь призвана сфокусировать внимание пары друг на друге, чтобы стимулировать размножение. Но как только рождается ребенок, включается механизм, который помогает вместе растить малыша – появляется чувство привязанности.

Привязанность дает ощущение спокойствия и безопасности. Это, в отличие от романтической любви, долгосрочное чувство, и продлиться оно может до самой смерти партнеров. Здесь «замешаны» уже совсем другие гормоны – вазопрессин и окситоцин, которые ответственны за чувство спокойствия и даже за чувство единения после полового акта. Доказано, что окситоцин делает мужчин более восприимчивым к положительно окрашенным словам. Так что, стоит взять на заметку: когда вы сидите рядышком, держась за руки, или когда вы делаете мужу массаж, или смотрите ему в глаза, ласково говоря ему, какой он хороший, — вы тем самым способствуете выработке окситоцина в мозгу любимого. А окситоцин тут же начинает воздействовать на мозг суженого, и вот уже из него веревки можно вить… Химия! Мы вот в большинстве своем всё шумим, кулаком по столу стучим, требуем чего-то; а ласковые жены не только мусор сами не выносят, но и в шубках щеголяют. Так-то!

А теперь о любви с точки зрения психологии

Психологи склонны выделять в любви три аспекта:

  1. Страсть. В основе страсти лежит возбуждение, физическое влечение, сексуальное поведение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Это эмоциональный аспект любви — близость, единение, тепло дружбы.
  3. Обязательства. Моральная сторона любви. Это означает готовность пары решать все проблемы вместе.

Существует множество комбинаций, которые становятся характерными для той или иной любви. Есть страсть и дружба, но очень мало обязательств? Тогда это «страстная любовь». Вы вроде вместе, но не чувствуете страсть или дружеское тепло? Это «пустая», бесперспективная любовь. Вообще, вариантов может быть много. Конечно, любая из нас хотела бы иметь настоящую любовь с «полным пакетом»: со страстью, близостью и обязательствами. Это, конечно, идеал, но не стоит безоговорочно ратовать только за него. В нашей жизни большую роль играют компромиссы. А гоняясь за идеалом, можно упустить свое счастье.

Ну вот, вроде все просто и понятно. Но как узнать настоящую любовь? Как не принять за нее простую влюбленность, увлечение или банальную похоть? Давайте попробуем вывести свое, женское определение настоящей любви.

Любовь – это когда хочется делать для человека что-то хорошее. Просто так. И тебе хорошо только от того, что получилось сделать что-то приятное и полезное для него.

Любовь – это когда невозможно дышать, если его нет рядом. А как только он появляется в поле твоего зрения, в твоем животе как будто бабочки начинают танцевать!

Любовь – это когда еда невкусная, веселые игры – неинтересные, ежедневные дела – бессмысленные… Единственное, что имеет смысл – это сидеть в кресле и глупо улыбаться, мечтая о нем.

Любовь – это когда ты не можешь не думать о том, какой он необыкновенный, ни на кого непохожий, даже если ты… неимоверно зла на него!

Любовь – это когда для него не существует никаких других женщин, кроме тебя. Ну, разве что еще его мама…

Любовь – это когда навсегда. Только с ним. На всю жизнь. Настоящая любовь преодолеет все препятствия и выдержит испытание временем. И даже если такое не всегда возможно, каждая из нас предпочитает думать именно так. Как в сонете Шекспира:

Любовь — уж не любовь,

Когда меняет цвет в малейшем измененье

И отлетает прочь при первом охлажденье.

Ну а чтобы вы в мечтах о настоящей любви совсем уж от земли не оторвались, мы хотим дать вам несколько советов.

Советы и предупреждения

  • Вы не сможете любить других, пока не научитесь любить себя.
  • Не забывайте: если вы чувствуете любовь к кому-то, это вовсе не означает, что он тоже должен вас любить.
  • Не стоит влюбляться в человека, который непостоянен в своих чувствах – то горяч, то холоден. Такой человек заставит вас плакать гораздо чаще, чем улыбаться. Найдите в себе силы положить этому конец; вы еще найдете более достойного человека, способного на здоровые отношения.
  • Помните о том, что у любви есть разные «уровни». Два человека, которые любят друг друга, имеют право на выбор, какими именно будут их отношения. Но любовь сама по себе — не выбор: вы не можете решать, с какой силой вы будете любить.
  • Иногда безоглядная любовь порабощает. Не пытайтесь отдать свою жизнь на алтарь служения любимому человеку. Не теряйте себя, полностью растворяясь в нем. Лучше становитесь еще лучше ради любимого, развивайтесь, узнавайте что-то новое для себя. Пусть ему будет интересно с вами! Безусловная любовь не означает, что только вы должны заботиться о любимом человеке. Она означает, что вы должны сбалансировать ваши отношения таким образом, чтобы и ваша жизнь изменилась к лучшему.
  • Рискнем заявить, что по-настоящему любят тогда, когда любовь не только берут, но и дают ее. Неважно, как много любви вы даете кому-то, важно, чтобы он всегда хотел отдать вам еще больше.
  • Это еще не любовь, если о ней только говорят. Чтобы выразить любовь, недостаточно сказать «я тебя люблю»; лучше открывать свою любовь не словами, а делами и поступками. «Действия говорят громче, чем слова», — утверждает восточная поговорка. Действия влияют на чувства больше, чем разговоры. Даже если кто-то просто помахал вам рукой, искренне улыбнувшись при этом, это способно заставить ваше сердце екнуть и бешено заколотиться.

Прошли столетия, но люди пока так и не смогли дать точное определение этому чувству. Быть может, потому, что для разных людей любовь бывает разная? Для кого-то это страдание, а для кого-то – крылья за спиной; для кого-то любовь – возможность самовыражения, а для кого-то – тихий семейный уют. Любовь приносит счастье, любовь может стать причиной горя. Она может привести даже к войне! Но в одном любовь неизменна – она вечна, и она заставляет человека быть человеком!

jlady.ru

ЛЮБОВЬ — это… Что такое ЛЮБОВЬ?

  • любовь — Любовь …   Словарь синонимов русского языка

  • ЛЮБОВЬ — это эгоизм вдвоем. Перефразированная Жермена де Сталь Любовь это взаимное святотатство. Кароль Ижиковский Любовь это попытка мужчины удовлетвориться одной единственной женщиной. Поль Жеральди Любовь это краткий промежуток времени, когда лицо… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… …   Философская энциклопедия

  • Любовь —  Любовь  ♦ Amour    «Любить значит радоваться», – утверждает Аристотель («Евдемова этика», VII, 2). Но в чем различие между радостью и любовью? В том, что любовь, как учит Спиноза, «есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней [или, добавил бы …   Философский словарь Спонвиля

  • любовь — (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо… …   Словарь синонимов

  • любовь — 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). ; 2) и …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии,… …   Толковый словарь Ушакова

  • Любовь — ови, жен. Слав.Производные: Люба; Любава; Любаня; Любаха; Любаша; Любуся; Люся; Буся; Любуша.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз., где появилось как калька с греч. имени Charis. От charis любовь.)Именины: 30 сент. Словарь личных имён. Любовь… …   Словарь личных имен

  • ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного… …   Современная энциклопедия

  • ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного восхождения; …   Большой Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    ЛЮБОВЬ это что такое ЛЮБОВЬ: определение — Философия.НЭС

    Любовь

    содержание изначальной интуиции о первопринципе всякого бытия, и, в частности, человеческого бытия. Любовь здесь понимается онтологически, как принцип консубстанциальности бытия, через который раскрывается все его содержание. Этот принцип уже предполагает становление в инобытии, энергии, направленные на себя (составляющие самобытие) и на инобытие (воля, познавательная интенция). Любовь антиномична, предполагает единство с другим и различие с ним — живое тождество, благодаря которому содержит в себе принцип оформления через другого.

    Оцените определение:

    Источник: Диалектика человеческого бытия: глоссарий

    ЛЮБОВЬ

    в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни», по В. Соловьеву. Любить — отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви — эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение. В философии В. Соловьева высшее проявление любви это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви — увековечить любимого, спасти его от смерти и плена. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной).

    Оцените определение:

    Источник: Тематический философский словарь

    Любовь

    Любовь — это слово, охватывающее разнообразные чувства; я употребляю его преднамеренно, поскольку хочу охватить их все. Любовь как эмоция — я говорю именно о ней, ибо любовь «из принципа» не кажется мне подлинной — находится между двумя полюсами: с одной стороны, чистое очарование созерцания, а с другой — чистая доброжелательность.

    Моя позиция, однако, в действительности состоит не во враждебности к моральным нормам; она, в сущности, выражена святым Павлом в отрывке о милосердии. Я не всегда нахожу себя в согласии с этим апостолом, но в этом вопросе я чувствую совершенно то же, что и он — а именно, что никакое повиновение моральным нормам не может заменить любви, и что там, где есть подлинная любовь, она сможет, при помощи разума, создать такие моральные нормы, какие необходимы.

    Оцените определение:

    Источник: Философский словарь разума, материи, морали

    Любовь

    Высшая Идея, Бог есть Любовь, пространство спасения души из любого состояния, положения ее и из любой ситуации. Существует как среда, состояние и Поток Бесконечного Источника, из которого каждый человек может взять столько любви, сколько захочет и сможет. Как научиться это делать, говорит Этика. Высший Смысл Жизни.

    Человеческое отношение к любви может выражаться по-разному в зависимости от предмета и качества связи между ними: примиряюсь – не примиряюсь, нравится – не нравится, уважаю – не уважаю, терплю – не терплю и так далее.

    Страстная телесная или чувственная любовь людей иногда уступает свое место любви возвышенной, боготворящей, когда человек боится нарушить внутреннее равновесие души другого человека, соблюдающего высокие этические принципы.

    Для человека любить означает нести высшую ответственность перед Богом за сохранение любви.

    terme.ru

    Что такое: Любовь | Любовь это | Значение слова: Любовь | Понятие: Любовь

    «Любить значит радоваться», — утверждает Аристотель («Евдемова этика», VII, 2). Но в чем различие между радостью и любовью? В том, что любовь, как учит Спиноза, «есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины» («Этика», часть III, Определение аффектов, 6). Любить значит не просто радоваться, но радоваться чему-то. Еще точнее будет сказать, что любить значит радоваться чему-то или наслаждаться чем-то (можно ведь любить какое-нибудь блюдо или вино). Всякая любовь есть радость или наслаждение. Но всякая радость и всякое наслаждение, стоит доискаться до их причины, суть любовь. Что значит любить Моцарта? Это значит наслаждаться его музыкой или испытывать радость при мысли, что такая музыка существует. Что значит любить тот или иной пейзаж? Это значит наслаждаться его видом или радоваться, что он есть. Любить себя значит служить самому себе источником радости. Любить друзей — радоваться тому, что они есть. Если добавить к этому, что все, происходящее в нас, имеет свою причину, а удовольствие без радости не может с полным основанием именоваться любовью (телесные наслаждения, не сопровождающиеся душевным подъемом, мало радуют: так бывает, например, при сексуальной связи без любви — хотя бы без любви к самому процессу), тогда можно придти к определению, объединяющему и мысль Аристотеля, и мысль Спинозы: нет радости, кроме любви, и нет любви, помимо радости.

    Определение Любви Платона

    Любовь, поясняет Платон в «Пире», это желание, а желание — это нехватка чего-либо. Объектом желания или любви человека является то, «чего налицо нет, чего он не имеет, что не есть он сам и в чем испытывает нужду». На основе этого определения легче легкого понять, что такое несчастье. Разве можно быть счастливым в любви, если мы способны любить только то, чего у нас нет и нехватку чего мы испытываем? Из этого следует, что любовь существует только в виде той пустоты, которая и делает любовь возможной. Счастливой любви не бывает, а любовь, по определению, это и есть вечная нехватка того, что только и может сделать ее счастливой.

    Удовлетворение нехватки в чем бы то ни было в принципе невозможно?

    Нет. Жизнь не настолько жестока к нам. Удовлетворение любой потребности ликвидирует самую эту потребность, а следовательно, ликвидирует и любовь (ибо любовь и есть потребность). В результате остается выбор из двух возможностей: либо мы любим то, чем не владеем, и страдаем от этого; либо мы получаем что-то и в тот же миг перестаем в нем нуждаться, а значит, теряем способность любить (ведь любовь есть стремление к удовлетворению нужды в чем-то). Любовь, таким образом, усиливается на фоне неудовлетворенности и угасает на фоне удовлетворенности. Особенно ярко это проявляется на примере любовных взаимоотношений. Если мы чувствуем всепоглощающую тоску (страсть) от того, что предмет нашей любви не с нами, нам кажется, что обладание этим предметом сделает нас счастливыми. Этого не произошло? Значит, несчастье нам обеспечено, во всяком случае на протяжении какого-то времени. Это случилось и продолжается? Мы больше не страдаем от отсутствия предмета своей любви, но вместе с тоской по нему тускнеет и наше счастье. Разве можно тосковать по тому, кто постоянно рядом, кто делит с нами всю нашу жизнь, кто каждое утро, каждый день и каждый вечер здесь, с тобой, такой привычный и знакомый? Разве страсть способна оказаться сильнее счастья? И разве может счастье подчинить себе страсть? «Вообразите себе Изольду, превратившуюся в госпожу Тристан!» — восклицал Дени де Ружмон. Она перестала бы быть Изольдой — или влюбленной Изольдой. Разве это возможно — страстно любить то, что стало повседневностью? Какой «фильтр» способен предохранить любовь от привычки, скуки и пресыщения?

    Сердечное непостоянство

    Быть счастливым, сказал Платон много раньше Канта, значит обладать желаемым. Но из этого следует, что счастье невозможно, потому что нельзя желать того, что у тебя уже есть. Желать можно лишь того, чего ты лишен. Такой гениальный ученик Платона, как Шопенгауэр, делает из этого следующий вывод: «Вот так и вся наша жизнь, подобно маятнику, беспрестанно колеблется вправо-влево, между страданием и скукой». Мы страдаем, когда вожделеем того, чего у нас нет; но стоит нам заполучить желаемое, нас одолевает скука, и мы начинаем понимать, что не способны любить его по-прежнему… Пруст называл это явление сердечным непостоянством и говорил о двух полюсах, между которыми разрывается любовь. Встречи и разлуки с Альбертиной… Когда ее нет, он жестоко страдает и чувствует, что готов на все, лишь бы она снова пришла. Когда она возвращается, он испытывает скуку или начинает мечтать о других женщинах — он снова готов на все, лишь бы она ушла… Мы любим того или ту, кто не с нами, и называем это чувство несчастной любовью. Мы делим свою жизнь с тем или с той, по ком больше не тоскуем, мы любим его или ее все меньше и меньше и называем это семейной жизнью.

    Оба определения любви обладают одними и теми же достоинствами и страдают одними и теми же недостатками. Определение Аристотеля и Спинозы бессильно против несчастной любви и никак не объясняет, почему любовь приносит страдания и тревоги. Определение Платона буксует перед счастливой любовью: оно прекрасно объясняет, почему любовь чревата страданиями и разочарованием, но пасует перед существованием счастливых пар, доказывающих, что можно радоваться не отсутствию партнера (это и в самом деле невозможно), а его присутствию, что бывает разделенная и объединяющая любовь. Каждая счастливая пара являет собой живое опровержение платонизма.

    В том, что любовь может быть омрачена тревогой или страданием, никакой загадки нет. Спиноза довольно подробно комментирует это («Этика», часть III, теоремы 19 и 21, включая доказательство). Любить значит трястись от страха — но не потому, что любовь пугает, а потому, что жизнь хрупка. Но, хоть она и хрупка, это еще не причина, чтобы отказываться жить и любить.

    Любовь между мужчиной и женщиной

    Любовь между мужчиной и женщиной действительно часто начинается с ощущения, что тебе не хватает именно этого человека, причем эта нехватка носит не столько физиологический (одного чувства обездоленности мало, чтобы человек почувствовал себя влюбленным), сколько психологический характер. «Ineedyou», поется в знаменитой песне Beatles, что означает: я тебя люблю, я тебя хочу, мне тебя не хватает, ты мне нужен (нужна). Любовь, в момент своего зарождения, почти всегда говорит в пользу теории Платона. Греки называли такую любовь словом eros — это любовь, переживающая нехватку своего предмета, любовь, желающая брать, стремящаяся завладеть своим предметом и продолжать им владеть, это страстная и собственническая любовь. По сути это любовь к себе (возлюбленный любит предмет своей любви в той же мере, в какой волк любит ягненка, пишет Платон в «Федре»), а если и не к себе, а к другому человеку, то лишь постольку, поскольку именно этого человека нам не хватает, поскольку мы нуждаемся (или думаем, что нуждаемся) именно в нем. Вот почему эта любовь так сильна, так агрессивна и возникает так легко. Схоластики называли такую любовь вожделением, понимая под этим своекорыстное чувство: вожделеть значит любить кого-то ради собственного блага. Так младенец хватает материнскую грудь. Так грубый и нетерпеливый любовник набрасывается на возлюбленную. Так пылкий влюбленный не в силах сдерживать возбуждение. Но испытывать вожделение доступно каждому. И мечтать доступно каждому. А что же происходит, когда вожделеть больше не нужно? Когда мечта теряет актуальность, потому что тот, о ком мечтаешь, всегда рядом? Когда тайна уступает место прозрачности, а то и мути? Многие люди не в состоянии простить другому человеку того, что он всего лишь тот, кто он есть, а не существовавшее в их воображении чудесное существо. И тогда они говорят: «Я его (ее) разлюбил(а)», и в этом признании нельзя не уловить горького привкуса истины. «Мы любим кого-то за то, чего в нем нет, и бросаем его за то, что он такой, какой есть», — сказал Гензбур. Но не все же истории любви заканчиваются разлукой! И далеко не все семейные пары живут, преодолевая скуку или погрязнув в притворстве. Есть люди, научившиеся любить другого человека таким, какой он есть, вернее сказать, таким, каким он позволяет себя узнать и продолжать узнавать в беспрерывно меняющейся повседневности, и умеющие радоваться тому, что этот человек рядом, что он существует и отвечает тебе взаимной любовью. Эта радость тем больше, чем яснее сознание того, что больше не надо тосковать по отсутствующему возлюбленному, потому что разлуке с ним пришел конец, а если и приходится с ним расставаться, то ты знаешь, что скоро будет новая встреча, которая подарит новую нежность и новое наслаждение, и это повторение не только не разрушает желание, но делает его еще сильнее. Древние греки называли любовь, не омраченную тоской по недоступному, словом philia, которое можно перевести как «дружба», но в широком значении, включающем отношение к родным и близким людям, — именно в таком значении понимал его Аристотель. Монтень в этой связи говорил о «супружеской дружбе», имея в виду разделенную любовь, способную приносить радость обоим супругам, вселять в душу каждого из них ощущение счастья и благоденствия. Одним из компонентов этого чувства является эротическое влечение, и это прекрасно известно любой влюбленной паре. Истина тела и души волнует их куда больше, чем самая смелая мечта. Присутствие любимого — его тела, его желания, его взгляда — по силе воздействия не может сравниться с тоской по его отсутствию. Удовольствие гораздо приятнее, чем тоска! Лучше любить, чем мечтать. Лучше радоваться тому, что есть, и наслаждаться любовью, чем тосковать и страдать по тому, чего нет.

    Вместе с тем не стоит рассматривать понятия eros и philia как взаимоисключающие. Они представляют собой не два отдельных мира и не две отдельные сущности, а скорее два полюса одного и того же пространства, два момента одного и того же процесса. Вернемся к примеру с ребенком, тянущимся к материнской груди. Его любовь — это eros, то есть любовь, которая берет, и, подчеркнем, с этого чувства начинается всякая любовь. Теперь посмотрим на мать. Ее любовь — это philia, то есть любовь, которая отдает, защищает и радуется тому, что способна отдавать и защищать. Но каждому понятно, что и мать когда-то была младенцем, и она когда-то умела только брать. Так же и ребенок — он должен научиться не только брать, но и отдавать. Поэтому мы говорим, что eros первичен, и таким он остается всегда. Но из самой его сущности понемногу начинает выступать philia, являющаяся своего рода его продолжением. Даже если прав Фрейд, утверждающий, что в основе любой любви лежит сексуальность, это еще не значит, что любовь целиком и полностью сводится к сексуальности. Все мы начинаем с любви к себе, и в этом схоласты не ошибались, но это не только не мешает, но, напротив, способствует тому, что в дальнейшем мы иногда становимся способными полюбить кого-то другого. Сначала тоска по тому, чего нет, потом — радость разделенной любви. Сначала любовь-вожделение (любовь к другому ради собственного блага), потом — любовь-благожелательность (любовь к другому ради его блага). Сначала любовь, которая берет, потом — любовь, которая отдает. В том, что вторая никогда до конца не вытесняет первую, каждый может убедиться на собственном опыте. Но это нисколько не затемняет для нас понимание любви как пути от одной к другой. Можно сказать, что любовь и есть этот путь, которым мы идем по жизни.

    Любовь-благожелательность не свободна от любви-вожделения, philia от eros’а, а любовь как таковая от эгоизма и влечения. Можно ли пойти дальше? Именно к этому призывает Евангелие. Любить своего ближнего значит любить любого человека — не того, который тебе нравится, а того, который существует рядом с тобой. Не того, который добр к тебе, а даже и того, который причиняет тебе зло. Возлюбить своего врага по определению означает выйти за рамки дружбы, во всяком случае в ее эгоистическом понимании (у Монтеня: «Потому, что он это он, и потому, что я это я»), а может быть, выйти и за рамки логики (для древних греков подобное толкование дружбы выглядело бы откровенным противоречием или просто-напросто безумием: разве можно быть другом своему врагу?). Первохристиане, пытаясь найти выражение для подобной любви, отвергли и philia и eros и изобрели неологизм agape (от греческого agapan — любить, дорожить), который римляне перевели на латынь как caritas — милосердие. Милосердие — это благожелательность без вожделения, радость без эгоизма (своего рода дружба, освободившаяся от эго), это безбрежная любовь, чистая и бескорыстная (Фенелон), не претендующая на обладание и не ведающая тоски, любовь без притязания (Симона Вейль), ничего не ожидающая для себя, не нуждающаяся во взаимности, не соизмеряющая себя с ценностью своего предмета, любовь-самоотдача, любовь-доверие. Это та любовь, которой нас любит Бог и которая и есть для нас Бог («о Theos agape estin», читаем в Евангелии от Иоанна). Нетрудно понять, сколь велика ценность этой любви, во всяком случае в той мере, в какой мы способны ее себе вообразить, и насколько она выше нас. Способны ли мы на такую любовь? Это не должно мешать нам к ней стремиться, трудиться над собой и иногда, возможно, к ней немного приближаться. Чем дальше отходим мы от эгоизма, то есть от себя, тем ближе подходим к Богу. Возможно, в этом и состоит сущность милосердия как бесконечной и беспредметной радости, как мог бы назвать ее Альтюссер.

    Таким образом, мы начинаем с ощущения нехватки чего-то или кого-то и движемся ко все более полной и все более свободной радости. Вот почему общим элементом всех трех видов любви — или самой любви как таковой либо ее ближайшим родовым понятием — является радость. Мысль о том, что мы можем получить в свое владение то, чего нам не хватает (eros), должна наполнять нас фантастическим ощущением счастья, равно как и обладание тем, что мы воспринимаем как благо (philia), равно как и простое умение радоваться тому, что есть (agape).

    Можно, конечно, и вовсе ничего не любить (Фрейд называет такое состояние меланхолией, «потерей способности любить»). Тогда приходишь к выводу, что жизнь не имеет ни вкуса, ни смысла. Для кого-то это означает прощание с жизнью — люди кончают самоубийством только в результате любовного краха или утраты способности испытывать любовь. Всякое самоубийство, даже оправданное, есть крах, как справедливо отмечает Спиноза. Поэтому нельзя осуждать самоубийство (никто не застрахован от краха), как нельзя и восхвалять самоубийство. Крах — не поражение и не победа.

    Стоит ли жизнь того, чтобы жить?

    На этот вопрос нельзя ответить в абсолютной форме. Ничто не имеет ценности само по себе. Та или иная вещь обретает ценность только благодаря радости, которую она нам приносит или вызывает в нас. Жизнь имеет ценность только для того, кто любит жизнь. Любовь имеет ценность только для того, кто любит любить. Любовь к жизни и любовь к любви неразрывно связаны между собой. И не только потому, что любить может только живой человек, но главным образом потому, что только любовь заставляет почувствовать вкус к жизни и дать силы продолжать жить, ибо одной храбрости тут мало.

    Именно любовь заставляет нас жить, делая жизнь любезной сердцу. Любовь — действительно наше спасение, и потому не стоит жалеть усилий ради спасения любви.

    Похожие слова:

    www.phildic.ru

    Любовь | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

    ЛЮБОВЬ — понятие, широко используемое в философии для  решения проблем онтологии,  гносеологии, антропологии, этики,  эстетики. В общепринятом смысле любовь — это чувство, которое переживают и понимают как  влечение, привязанность, страсть. Это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ни  разуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональное  отношение к человеку, предмету,  знанию, деятельности, природе,  отечеству. Мы можем приближаться к пониманию любви, но выразить в полном знании то, что есть  любовь, нам не дано. Любовь  одухотворяет человека и  окружающий его мир, влечет к добру и стимулирует творчество. В  совершенных своих проявлениях она бескорыстна, поднимается до  самопожертвования, до альтруизма. Всеобъемлющей силой предстает она изначально в сознании  людей. В мифологии древнего мира любовь является одной из  первоначальных божественных сил. Силой любви порождается  космос из хаоса. И в Библии Бог  творит по любви и является в  любящем как дух Божий, как  снизошедшая на него благодать,  нравственно очищающая,  возвышающая. Понятие любви-эроса в древнегреческой философии как движущая сила становления, формирования, изменения и  жизни всего сущего. Многозначное учение о любви создает Платон. Он различает любовь плотскую,  Афродиту земную, и любовь  идеальную, духовную, Афродиту  небесную. Первая служит  удовлетворению страстей, вторая является  движущей силой познания.  Любовь-эрос — это еще и основа  нашего стремления к нравственному  совершенству, наконец — это  побудительная сила не только божьего  творения, но и человеческого влечения к творчеству прекрасного. В религиозной философии  Средневековья понятие любовь  приобретает ярко выраженную этическую окраску. Здесь любовь —  сверхприродная трансцендентная сила Божья, направляющая наше  существование к миру и согласию,  блаженству и вечности. За теологической формой выражения здесь скрыто большое гуманистическое  содержание: апология человека как  существа, предназначенного к моральному совершенству и поэтому достойного любви. Христианская теология  исповедует не только аскетическую любовь к Богу, но и бескорыстную любовь к человеку. Это  всечеловеческая любовь, которая доступна  каждому и обнимает всех.  По-христиански понимаемая любовь неотделима от самозабвения,  самопожертвования, альтруизма, выражаемого  заповедью: возлюби не только ближнего, но и врага своего. Философия Возрождения  воскрешает теорию любви Платона,  дополняя ее идеями христианского благоверия и гедонизма. Она  утверждает чувственную любовь, но  преимущественно в ее эстетической форме. Любовь — это прежде всего Божественная космическая сила, все одухотворяющая и  объединяющая в гармоническое  целое. В противоположность любви сострадающей она отстаивает любовь наслаждающую. Эпоха Просвещения  реабилитирует естественное чувство любви, определяя его как  свойство человеческой натуры. Для  просветителей любовь — отношение к тому, что доставляет  удовольствие целесообразностью и  пользой. Просветители рассуждают здраво: естественная любовь  добродетельна, если она разумна и разборчива. Сжигающая  человека любовная страсть  противоестественна, измена  противозаконна, а верность поддерживает гражданский порядок. И вот уже И.Кант приравнивает любовь к долгу. Немецкие романтики  поэтизируют любовь, но больше не к человеку,- а к человечеству.  Наконец, Л.Фейербах объявляет  любовь родовым свойством  человека, и главным образом потому, что она служит основой общения и сотрудничества. Просветители готовили идейную почву для  литературы, музыки, живописи,  которая стала открывать интимные глубины человеческой души. Вместе с тем был психоанализ З.Фрейда, в котором любовь  предстает в виде иррационального  сексуального влечения и именно в таком виде сублимируется в творческой деятельности людей. Особое место в истории  размышлений о любви занимает русская  религиозная философия XIX —  начала XX вв., которую представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой, В.  Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев и др. Рассуждая о любви, они не  противопоставляют тело душе, напротив, считают, что лишь в согласии с  естественными влечениями  человеческой натуры формируется наша  полноценная культура. В. Соловьев  считал, что в любви одна половина  человеческого рода преодолевает свою односторонность, дополняя ее  другой до гармонического целого.  Любить Бога — значит любить  человека, не противляться злу насилием, проповедовал Л. Толстой. Вторя ему, Н. Бердяев писал, что в любви к человеку мы обретаем любовь к  Богу, веру в торжество истины,  добра и красоты. Человек —  зримый образ подобия Божьего.  Любовь образует личность, — так думал В. Розанов. Отдаваясь  другому, человек в любви находит собственное «Я». Еще одна мысль В. Розанова заслуживает пристального внимания. Она  отражает суть многих философских исканий в России. Любить, по мнению В. Розанова, — это жить не по формальному закону, а по совести. Красота спасет мир, — утверждал Ф. Достоевский, — потому что она пробуждает  любовь. А где любовь, там и жизнь, там грех и страдание, раскаяние и возрождение для сострадания и сочувствия ближнему. Как видим, в философии любовь — понятие, многогранно характеризующее мир человеческого  существования, помогающее осознать, как жить в согласии с этим миром, а значит, и с самим собой.

    platona.net

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о