Рисунок семьи методика – МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ». (для детей от 3 до 10-11 лет).

Проективная методика «Рисунок семьи»

Методика «Рисунок семьи»

Суть методики:

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так,
как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.

Интерпретация результатов методики

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто, чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

2. На рисунке отсутствует сам автор.

Трудности в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье». Ребенок «отторгается» от семьи: «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»

3. На рисунке — вымышленный член семьи.

Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит, родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.

4. Размер изображенных персонажей показывает их значимость для ребенка. Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.

5. Размер ребенка на листе.

Если ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей.

6. Место расположения ребенка на рисунке отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.

7. Расстояние между изображенными свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов (мебель, вазы), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.

8. Последовательность изображения членов семьи.

Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).

9. Расположение фигур на листе.

Внимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи

10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность.

Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.

11. Части тела. Голова.

Это — важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость — в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает большой.

Глаза.

Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).

Уши.

Это — орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

Рот.

На рисунке рот — «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки — человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.

Шея.

Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).

Руки.

Функция рук — цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения

Ноги.

Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая — в семье

12. Цветовая гамма рисунка — индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым
для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с
заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в углу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

14. Солнце на рисунке — символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем — то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом.

15. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается

infourok.ru

Методика — Кинетический рисунок семьи

Кинетический рисунок семьи

Выявляет особенности внутренних отношений, особенности отношений в семье, место, которое занимает ребёнок в ней, его отношение к членам семьи.

Оборудование: прямоугольный лист белой бумаги, простой карандаш, резинка (можно ещё 6 цветных карандашей, но не обязательно).

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

При индивидуальном обследовании время 30 минут. При групповом – 30-40 минут.

Дополнительные инструкции: «Нарисуй свою семью как ты её представляешь».

При индивидуальном тестировании обратить внимание:

1)последовательность рисования деталей;

2)паузы более 15 сек;

3)стирание деталей;

4)спонтанные комментарии;

5)эмоциональные реакции и их связь с изображаемым материалом.

Предполагаемые вопросы: «Кого ты нарисовал?», «Кто это?», «Что они делают?», «Кто из них наиболее симпатичен тебе?».

Обработка результатов: обратить внимание на:

1)общий размер рисунка;

2)количество нарисованных членов семьи;

3)соответствующие размеры членов семьи;

4)расстояние между членами семьи;

5)наличие каких-либо предметов;

6)наличие животных;

7)вид изображения (схематический, эстетический, реалистический, в интерьере, пейзаж…)

8)степень проявления положительных эмоций, 1-3 балла

9)степень проявления отрицательных эмоций, 1-3 балла

Анализ структуры рисунка семьи:

Искажение реального состава – эмоциональный конфликт,

недовольство семейной ситуацией. Крайний вариант –

вообще нет людей – тревога, связанная с семьёй.

Люди не связанные с семьёй – чувство отверженности,

покинутости, аутизм, чувство небезопастночти,

тревожности.

Отказ от рисования – защитное избегание.

Не нарисованы какие-либо члены семьи – с ними у ребёнка

эмоциональный конфликт.

Не нарисованы братья, сёстры – конкуренция.

Если вместо реальной семьи нарисованы животные – ощущение

отверженности, стремление к тёплым эмоциональным

контактам, фрустрация.

Нарисовал только себя либо не нарисовал себя – нет

чуваства семейности.

Увеличение состава семьи – неудовлетворённость потребности

в семье.

Ребёнок своего возраста (не из семьи) – потребность в

равноправных отношениях.

-||- более младшего возраста – потребность в руководстве.

Чужие взрослые – в семье нет человека, с которым ребёнок

мог бы установить тёплый эмоциональный контакт.

Присутствие посторонних – разрозненность семьи.

Расположение членов семьи.

Если они все объединены каким-либо делом – благополучие в семье.

Если наоборот – разобщённость, низкий уровень положительной эмоциональной связи.

Если семья нарисована в ограниченном пространстве – обратить внимание, потребность объединить семью.

Сам отдельно – отчуждённость, негативное отношение к семье

Отделяет папу, который его бьёт – негативное отношение к нему.

Отделения объектами, деления на клеточки, ячейки — слабость эмоциональных связей между членами семьи.

Анализ особенностей нарисованных фигур.

Присутствие деталей головы (лица)

Количество цветов (если с цветными карандашами)

Подробный рисунок (детали) – хорошие эмоциональное отношение к этому человеку

Использование разнообразных цветов – положительное отношение

Отсутствие важных частей тела (рек, ног) – агрессивное отношение

Размеры членов семьи, их соотношение с фигурами других. Для ребёнка величина фигуры является средством с помощью которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование, если ребёнок рисует себя больше папы или мамы – эгоцентричность ребёнка; наоборот (значительно меньше, напр., сестры, брата…) – чувство собственной незначительности, ненужности или вариант эгоцентричности (чтоб пожалели). Чрезчюр большие фигуры обычно рисуют импульсивные, уверенные в себе дети, склонные к доминированию). Чрезчур маленькие фигуры – связано с тревожностью и чувством небезопастности.

Особенности рисования отдельных частей тела – механизмы связанные с чувственным содержанием.

РУКИ – основное средство взаимодействия.

Руки вверх, большие длинные пальцы – враждебность к окружающим. Возможно ребёнок слабый, пассивный, тогда – стремление властвовать над другими

Сам без рук (если ещё и меньше всех) – подавленность, незначительность.

ГОЛОВА – процесс общения.

Смазанное лицо – конфликт по отношению к этому человеку. Обратить внимание на выражение лица.

Зубы – склонность покричать

Сам ребёнок и один из членов семьи отделены – пытается показать своё единство с этим человеком.

Обратить внимание на последовательность рисования. Обычно начинает рисовать с мамы или папы.

Если начинает с постороннего человека – привязанность к этому человеку.

Последней нарисовал маму – негативное отношение к ней.

infourok.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК-ТЕСТ «Моя семья». ДИАГНОСТИКА И ИНТЕРПРИТАЦИЯ

Тест «Моя семья»

Может использоваться для детей с 4-5 лет. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание

Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали. Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью».

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО! Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

  1. Ощущение от рисунка
  2. Последовательность рисования членов семьи, кто первый, кто последний
  3. Графическое изображение:

— кто выделен нажимом или цветом – этот член семьи в данный момент более значим

4. пропущен ли кто-то из членов семьи (с этим человек тяжелые эмоциональные отношения)

5. размер членов семьи

6. Стирает ли?

7. Исправляет ли?

8. Добавляет ли комментарии

9 Если рисует себя и какую-то часть тела выделяет (значит испытывает эмоциональное напряжение в этой части тела

10. если разделение между членами семьи (столбы, травка, деревья и пр.)

11. паузы между рисованием членов семьи: более 15 сек

12. если просим рисовать семью, а рисует других – травма, избегание

13. если увеличивает кол-во членов семьи – неудовлетворенность, нехватка общения

14. все за руки на рисунке – благополучие в семье

15. обратить внимание у кого не прорисовано лицо – эмоциональное отвергаемое отношение

16. большая голова – по мнению ребенка, самый умный в семье

17. то, что зачеркивает – вызывает тревогу

18. можно попросить сочинить сказку по рисунку (для терапии)

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; депрессия.

Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.

Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.

Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.

Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку.

Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.

2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.

3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.

4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.

5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.

6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.

7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.

8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.

9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.

10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы.

Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.

11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.

12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.

14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.

8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.

9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.

12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.

13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.

14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.

Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.

Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.

Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.

Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.

2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.

3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.

4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.

5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.



Протокол исследования

по проективной методике «Рисунок семьи»

Ребенок________________________________Группа_________________________

Выделяемые признаки.

Содержание действий и

поступков ребенка

Отметка о наличии признаков

Выводы

1.

Реальное количество членов семьи ребенка.

Нарушение межличностных отношений.

2.

Наличие изолированных членов семьи, кто именно.

3.

Последовательность изображения фигур и предметов.

Значимость, эмоциональная близость

4.

Расстояние между изображенными фигурами членов семьи.

Эмоциональная общность. Конфликтные отношения, недостаток эмоционального контакта, неудовлетворенность.

5.

Наличие барьеров, ограничений, рамок в рисунке.

6.

Преобладание людей, предметов. Наличие животных.

7.

Совместная деятельность членов семьи на рисунке.

Психологическое спокойствие.

8.

Изображение членов семьи со спины, в профиль.

Враждебность в семейной ситуации.

9.

Наличие агрессивных поз (руки в стороны, пальцы растопырены).

Враждебность.

10.

Размер изображений фигур (очень маленькие, очень большие).

Тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Значимость.

11.

Особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные).

Тревожность, нежелание видеть что-либо.

12.

Особенности изображения ног (отсутствие ног или ступней, примитивное их изображение).

Низкая бытовая ориентация, уход от реальности.

13.

Особенности изображения рук (отсутствие рук, ладоней, чрезмерное их преувеличение у какого-либо члена семьи).

Проблемы в общении с членами семьи.

14.

Особенности изображения ушей (отсутствие, очень маленькие).

Нежелание слушать, слабое вербальное восприятие.

15.

Декорирование (особо четкое прорисовывание деталей).

Значимость объекта.

16.

Украшательство (изображение необязательных деталей).

Демонстративность.

17.

Наличие линии основания под изображением фигур.

Тревожность.

18.

Частые стирания деталей, фигур изображенных людей.

Негативные или позитивные переживания по отношению к объекту.

19.

Перерисовывание с лучшим или худшим результатом.

Показатель положительного или негативного отношения к объекту.

20.

Возвращение к доработкам уже нарисованных фигур, деталей.

Показатель значимости объекта.

21.

Самоисправления.

Показатель тревожности.

22.

Особенности штриховки (размашистая, жесткая, насыщенная).

Тревожность.

23.

Особенности изображения линий (слабая, прерывистая, с сильным нажимом).

24.

Неравномерный нажим карандашом.

Эмоциональная неустойчивость.

25.

Зачеркивание изображений.

Показатель эмоционального отношения к объекту.

26.

Пауза более 15 сек (в начале, середине работы).

Эмоциональное отношение к объекту, проблемная сфера.

27.

Спонтанные комментарии ребенка в процессе работы.

28.

Эмоциональные реакции на какой-либо объект.

29.

Степень аккуратности исполнения работы.

Беседа с ребенком по рисунку

1. Кто изображен на твоем рисунке?______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что они делают?_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто из них самый счастливый и почему?_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кому грустно и почему?_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Методика «Кинетический рисунок семьи»

Её цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье…

Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Тест КРС состоит из 2 частей:

  • рисование своей семьи,
  • беседа после рисования.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи.
  2. Где работают или учатся члены семьи.
  3. Как в семье распределяются домашние обязанности.
  4. Каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.

Формальными особенностями рисунка считается:

  • качество линии рисующего,
  • положение объектов рисунка на бумаге,
  • стирание рисунка или его отдельных частей,
  • затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются:

  • изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке,
  • их взаимодействие и расположение,
  • отношение вещей и людей на рисунке.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи.

Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание.

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях.

Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку.

В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.

Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

4. Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация
  2. Тревожность
  3. Конфликтность в семье
  4. Чувство неполноценности
  5. Враждебность в семейной ситуации.
Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи

















































СимптомокомплексСимптомБалл
1. Благоприятная семейная ситуация1. Общая деятельность всех членов семьи0,2
2. Преобладание людей на рисунке0,1
3. Преобладание всех членов семьи0,2
4. Отсутствие изолированных членов семьи0,2
5. Отсутствие штриховки0,1
6. Хорошее качество линии0,1
7. Отсутствие показателей враждебности0,2
8. Адекватное распределение людей на листе0,1
9. Другие возможные признаки0,1
2. Тревожность1. Штриховка0,1,2
2. Линия основания – пол3
3. Линия над рисунком0,1
4. Линия с сильным нажимом0,1
5. Стирание0,1
6. Преувеличенное внимание к деталям0,1,2
7. Преобладание вещей0,1
8. Двойные или прерывистые линии0,1
9. Подчеркивание отдельных деталей0,1
10. Другие возможные признаки0,1
3. Конфликтность в семье1. Барьеры между фигурами0,2
2. Стирание отдельных фигур0,1
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур2
4. Выделение отдельных фигур0,2
5. Изоляция отдельных фигур0,2
6. Неадекватная величина отдельных фигур0,2
7. Несоответствие вербального описания и рисунка0,2
8. Преобладание вещей0,1
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи0,1
10. Член семьи, стоящий за спиной0,2
11. Другие возможные признаки0,1
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации1. Автор рисунка непропорционально маленький0,2
2. Расположение фигур на нижней части листа0,2
3. Линия слабая, прерывистая0,1
4. Изоляция автора от других0,2
5. Маленькие фигуры0,1
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора0,1
7. Отсутствие автора0,2
8. Автор стоит спиной0,1
9. Другие возможные признаки0,1
5. Враждебность в семейной ситуации1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа0,2
2. Агрессивная позиция фигуры0,1
3. Зачеркнутая фигура0,2
4. Деформированная фигура0,2
5. Обратный профиль0,1
6. Руки раскинуты в стороны0,1
7. Пальцы длинные, подчеркнутые0,1
8. Другие возможные признаки0,1

опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Методическая разработка на тему: Методика «Рисунок семьи».

                            Методика «Рисунок семьи».

 Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла сразу у ряда исследователей: Вульф (1947), Маховер (1949), Хьюлс (1951). Затем разработки продолжались: Норманн (1964). У нас: Захаров (1982) – в клинике,  Хоментаускас (1982, 1984), Венгер А.Л. (2002).

Диагностическая процедура

Материалы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик, простой карандаш. Инструкция: нарисуй свою семью так, как ты ее представляешь. Если ребенок задал вопрос: «А бабушку рисовать надо?» — не отвечайте, а лучше скажите: «Рисуй, как тебе хочется».

После рисования – беседа: Кто здесь нарисован? Где они  находятся? Чем занимаются? Им весело или скучно? Почему? Кто из них самый счастливый, несчастный,  почему? Кто самый хороший или плохой?  Кого позовешь на помощь, если случится беда? и т.д.

Для интерпретации надо знать возраст ребенка, состав семьи, возраст братьев и сестер, насколько возможно иметь сведения о поведении в семье, детском саду, школе.

Интерпретация

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части: анализ характера и процесса рисования, анализ структуры рисунка, анализ особенностей фигур.

В рисунке семьи случайностей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Отговорки типа «а брата я просто забыл нарисовать» или «Сестренка у меня не поместилась» должны потерять для Вас значение.

I. Анализ характера и процесса рисования.

           Правило 1. Пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И также как и в реальной жизни человек стремиться занять  столько места собой и продуктами творчества, сколько, по его мнению, он заслуживает. Иными словами, если кто-то мало значит для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализуя лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть.

Поэтому крупные изображения рисуют импульсивные и уверенные в себе дети, склонные к доминированию; маленькие фигуры указывают на наличие тревожности, чувства небезопасности, неуверенности. Уверенные в себе дети размещают изображение в центре листа или чуть выше, занимая все пространство, неуверенные – рисуют внизу, в углу, сбоку листа. Уверенные, сильные, четкие линии обычны у детей с высокой самооценкой; слабые, робкие, прерывистые, незаметные линии – у неуверенных в себе детей.

        Правило 2.  Фигуры членов семьи рисуются, начиная от более значимых к менее значимым персонажам. В норме русской культуры рисуется сначала мать. Если первая фигура схематична, недекорирована – это обозначает слабую эмоциональную связь или отсутствие эмоциональной близости с испытуемым.

        1) Если мать рисуется последней, то это отражает негативное отношение к ней;

        2) Если ребёнок рисует сначала себя – эгоцентризм;

        3) Возвращение к рисованию отдельных членов семьи указывает на их когнитивную и эмоциональную значимость;

        4) Паузы при рисовании отдельных членов семьи обозначают конфликтное отношение к данным персонажам;

          5) Рисование сначала фона отражает стремление отодвинуть во времени рисование своей семьи, что указывает на неблагополучную семейную ситуацию.

       Правило 3. Стирание нарисованного анализируется по результату. Если изображение улучшается, то отмечается позитивное отношение к персонажу, если ухудшается (грязь, дырки от стирания) – негативное.

       Правило 4.  Спонтанные комментарии –  это средство ослабления внутреннего напряжения. Они часто выдают эмоционально заряженные места. Исследователем обязательно фиксируются.

II.Анализ структуры рисунка.

Правило 5. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.  

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

1) наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок воспринимает как запретные;

2)полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим  на рисунке персонажем;

Увеличение состава семьи может быть  связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье.  Если ребенок изображает:

1) своего сверстника, то это может означать  потребность в равнопартнерском общении,

2) младших  детей, то может означать  желание занять охраняющую, руководящую позицию,

3) постороннего взрослого  говорит о   неудовлетворенной  потребности ребенка в близких эмоциональных контактах в кругу семьи;

Правило 6. Если на рисунке отсутствует сам автор, то можно строить гипотезу в двух направлениях:

1) либо это свидетельствует о  чувстве отверженности, покинутости: «меня здесь не замечают».

2) либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми.

Правило 7. Если ребенок  рисует только себя, это может говорить:

1) при позитивной концентрации на рисунке о несформированности чувства общности в семье, либо эгоцентризме,

         2) при негативной – о чувстве отверженности, покинутости.     

          Правило 8. Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлетворяет в рисунке. Если встретились с таким персонажем, необходимо подробно расспросить ребенка о нем.

Правило 9. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, по мнению ребенка, хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

Для ребенка на рисунке  самый главный в семье – телевизор (рис1).

                       Рис.1

Правило 10. Расстояние между персонажами однозначно связано с дистанцией психологической.

1) Если персонажи помещаются в тесное, замкнутое пространство, можно предположить о желании ребенка сплотить разобщенную семью;

2) Персонажи, которые на рисунке изображены по отношению к фигуре ребенка ближе всего, отличаются эмоциональной близостью, значимостью в реальной жизни.  Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, в тесном психологическом контакте не пребывают;

3) Отделение члена семьи (иногда в рамочку), может говорить о  слабости межперсональных связей с данным членом семьи, о  негативном отношении к нему.

          Правило 11.  Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи,  не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. По расположению фигур и по сходству их декорированности выделяются группировки внутри семьи.

          Например,  на рис.2  для ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте с бабушкой.

         

                       Рис. 2

III. Анализ особенностей собственно фигур.

        Правило 12. Величина фигуры на рисунке выражает   его субъективную значимость для ребенка (т.е. какое место отношения с этим персонажем занимает данный предмет в душе ребенка). Если:

        1) самыми большими рисуют отца, мать, то они занимают в душе ребенка наибольшее значение (но это  необязательно может быть  симпатия).

        2) дети равны по величине с родителями – эгоцентризм или (и) соревнование за любовь с другим родителем;

        3) дети имеют значительно меньшие размеры, то это может говорить о незначительности, ненужности; потребности в опеке, заботе;

          Правило 13.  Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо:

1) с сильным нажимом,

2) сильно заштрихован,

3) контур несколько раз обведен,

4)персонаж обведен тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы  не решается его изобразить.

           Например, на рис.3 наибольшую тревожность ребенка вызывает бабушка.

                                                                     Рис.3

        Правило 14. Анализ отдельных частей тела связан с их функциями.

        Руки – средство воздействия на мир, физического контроля поведения других. Если:

                1) ребенок рисует  у себя высоко поднятые руки с длинными пальцами, широкие плечи и другие атрибуты силы, — это может свидетельствовать о явной или подавленной агрессии, или компенсаторном механизме (слабости).

                2) ребенок забывает  руки  нарисовать у себя, можно предположить о наличии  чувства бессилия, чрезмерности контроля со стороны окружающих.

                3) рисует у других длинные руки с длинными пальцами, это свидетельствует об  агрессивности, могущественности этого члена семьи, его манипулятивности другими.

Голова – центр локализации «Я» — интеллектуальной и чувственной деятельности. Если пропускаются детали головы, особенно глаза, рот или штрихует все лицо, то это может свидетельствовать:

— о нарушении в общении;

— о наличии конфликтов в  отношениях с данным человеком, враждебное отношение к нему.

Глаза – Это «орган» отражения эмоционального состояния: выражения радости или печали, просьбы  эмоциональной поддержки.

Иногда персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные. Персонажи с глазами «точечками или щелочками» часто несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости. Изображения глаз в виде пустых кружков указывают на проблемы в общении.

         Рот – орган вербального влияния.  Персонаж с большим и(или)  заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанным с  осуждением и словесным воздействием. Персонаж вообще безо рта или ртом «точечкой» не имеет возможностей словесно влиять на других людей. Прорисовка зубов говорит

— о вербальной агрессии, направленной на себя или другого;

— отражает чувство страха, враждебность нарисованного персонажа  к ребенку.

        Уши –  орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем  все остальные должен слушаться других. Персонаж, изображенный без ушей, может игнорировать обращения к нему.         

        Детализация, декорированность головы говорит об  озабоченности  внешним видом, стремлением компенсировать недостатки.  

        Ноги. Чем больше площадь опоры ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Неуверенные дети часто рисуют фигуры с крошечными ножками.  

     Правило 15. «Жесткие», роботоподобные фигуры, как правило, рисуют  эмоционально-незрелые дети или, которые имеют напряженные отношения с членами семье.  

       Правило 16.  Изображение большого количества мелких деталей, предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке.

       Правило 17. Изображение большого количества предметов, относящихся к одной  и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость данной деятельности для семьи. Например, обилие на рисунке  мягкой мебели означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.

nsportal.ru

Рисуночная методика «Моя семья»

Цель: диагностика внутрисемейных
отношений.

Материал: стандартный лист
бумаги (формат А4), набор цветных
карандашей, стиральная резинка.

Инструкция: “Пожалуйста, нарисуй
свою семью”. На все уточняющие вопросы
следует отвечать без каких-либо указаний,
например: “Можешь рисовать, как хочешь”.

Ход работы: При индивидуальном
обследовании время выполнения задания
обычно длится около 30 мин (при групповом
выполнении теста время чаще ограничивается
в пределах 15-30 мин).

Когда дети отговариваются тем, что они
не умеют рисовать, необходимо успокоить
их, сказать, что здесь не важна красота
рисунка.

Во время рисования делайте вид, что
занимаетесь своими делами (например,
написанием чего-либо), но незаметно для
ребенка наблюдайте за тем, как он рисует,
что рисует, где рисует… Записывайте
все спонтанные высказывания ребенка,
следите за его мимикой, жестами, а также
фиксируйте последовательность рисования,
паузы более 15 сек. и стирание деталей.

После того как рисунок закончен, с
ребенком проводится беседа. Обычно
задаются следующие вопросы:

  • Скажи, кто тут нарисован?

  • Где они находятся?

  • Что они делают?

  • Им весело или скучно (грустно)? Почему?

  • Кто из нарисованных людей самый
    счастливый? Почему?

  • Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса призваны вызвать
ребенка на открытое обсуждение чувств.
Если он не отвечает на них или отвечает
формально, не следует настаивать на
явном ответе.

При опросе исследователь должен
попытаться выяснить у ребенка смысл
нарисованного: чувства к отдельным
членам семьи, почему он не нарисовал
кого-нибудь из членов семьи (если так
произошло).

Следует избегать прямых вопросов, не
настаивать на ответе, так как это может
инициировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются вопросы
проективного характера (например: “Если
бы вместо птички был нарисован человек,
то кто бы это был?”, “Кто бы выиграл в
соревнованиях между братом и тобой?”,
“Кого мама позовет идти с собой в … ?”
и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения
6 ситуаций: три из них должны вызвать
негативные чувства к членам семьи, 3 —
позитивные:

  1. Представь себе, что ты имеешь два билета
    в цирк. Кого бы ты взял с собой?

  2. Представь, что вся твоя семья идет в
    гости, но один из вас должен остаться
    дома. Кто он?

  3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь
    платье для куклы), и тебе не везет (не
    получается). Кого ты позовешь на помощь?

  4. Ты имеешь … билетов (на один меньше чем
    членов семьи) в театр. Кто останется
    дома? (Почему?)

  5. Представь себе, что ты попал на необитаемый
    остров. С кем бы ты хотел жить там?

  6. Ты получил в подарок интересную игру.
    Вся семья села играть. Но вас одним
    человеком больше, чем надо. Кто не будет
    играть?

Для анализа детского рисунка семьи
также надо знать:

  • Возраст обследуемого ребенка.

  • Состав его семьи, возраст братьев и
    сестер.

  • Сведения о поведении ребенка в семье,
    детском саду и школе.

На практике для удобства анализа и
оценки результатов проведения теста
“Рисунок семьи” используются различные
табличные методики, сгруппированные
по симптомо-комплексам.

studfiles.net

Методика «Моя семья»: цель, анализ, интерпретация результатов

Понять своего ребенка бывает непросто. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит в их голове. Рисуночная методика «Моя семья» помогает проанализировать отношения ребенка с родителями, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Цель теста

Перед тем как вы попросите своего ребенка нарисовать семью и приступите к интерпретации результатов, нужно точно понять, что может дать вам эта методика. Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. Также получится его психологическое состояние здоровья. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

Задание

В тихой и спокойной обстановке предложите ребенку нарисовать его семью. Дайте ему листочек А4 и разноцветные карандаши. Кроме семьи можно изображать и другие объекты по желанию. При этом не следует пристально смотреть за тем, что малыш будет делать. Наблюдайте за ним со стороны. Очень важно заметить последовательность, в которой он будет рисовать. По окончании можно также задать вопросы по рисунку.

Рисуночная методика «Моя семья» помогает выявить самые различные проблемы, а поэтому каждая деталь, каждая нарисованная палочка и точечка очень важны. Стоит обратить внимание на то, как расположены люди на рисунке, каким цветом они раскрашены. Немаловажно проанализировать и размер каждого члена семьи.

Выполнение задания

Если ребенок живет в спокойной и дружной обстановке, он сразу же примется рисовать задание. И начнет он именно с членов семьи. Если же малыш начал рисовать дополняющие детали, то это означает, что он чувствует себя некомфортно и неуверенно. Вероятно, в семье сейчас не самый лучший период, и ему совсем не хочется там находиться. Если кого-то он и вовсе забыл нарисовать, значит, с этим человеком у маленького художника нет контакта. Если же на рисунке присутствуют посторонние люди – ребенку не хватает заботы и любви. Наиболее сложный случай, если самого художника нет на изображении. Это означает, что ребенок не чувствует себя членом семьи. Он не связан с нею эмоционально.

Перед тем как приступить к расшифровке рисуночной методики «Моя семья», обязательно спросите ребенка о том, что нарисовано. Без маленького художника толковать изображение будет очень сложно. Например, девочка нарисовала следующий рисунок.

На нем есть только сама художница. А из взрослых – никого. Она объяснила, что родители в доме с маленькой сестричкой. Такой рисунок – это настоящий крик о помощи. Ребенок не чувствует себя нужным и важным. Скорее всего, с появлением сестры родители стали уделять ей меньше внимания и заботы. Темные деревья, дымарь и дым из трубы свидетельствуют о депрессивном состоянии девочки.

В данном случае методика «Моя семья» помогла выявить, что ребенок закрыт от общения. Девочка чувствует себя одинокой и ненужной. То, что она нарисовала себя над домом, говорит о том, что она всеми силами пытается обратить на себя внимание. Девочка словно взывает к родителям: «Вот же я, посмотрите на меня!», но ее никто не слышит. Возможно, в последнее время такой ребенок станет еще более непослушным и капризным. И все это только способ привлечь внимание близких.

Последовательность

Очень важно обратить внимание на то, кого маленький художник нарисовал первым. Именно этого человека он любит большего всего, именно с ним у него налажен контакт. Если же первым он нарисовал свой образ, значит, считает себя самым лучшим в этой семье. Если при этом фигура еще и большого размера — возможно, ребенок растет эгоистом.

Последнее место в рисунке отведено человеку, с которым малыш плохо ладит. Если ребенку кажется, что его отвергают, последним он нарисует себя. Иногда на детском рисунке семьи малыш изображает всех и сразу. Он рисует три головы, три туловища, каждому руки, ноги, глаза. В таком случае это будет означать, что он не выделяет никого и для него все равны. Но такое бывает крайне редко.

Размер фигур

Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи. Не следует путать с предыдущим пунктом. Ведь последовательность означает чувства ребенка к членам семьи, а вот размер указывает на влияние нарисованной фигуры. Так, в семье, где даже мама побаивается папу, ребенок нарисует его больше всех.

Дети, которые купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. И наоборот, если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.

Часто детский рисунок семьи помогает выявить и проблемы в отношениях родителей. Например, если папа постоянно обижает маму, ребенок нарисует агрессора большим и злым, а жертву — маленькой и обиженной. Очень важно обратить внимание, какое место при этом выберет себе ребенок. Если он будет такого же размера, что и папа, значит, он согласен с его действиями, а если как мама — значит, он жалеет ее.

Расстояние между фигурами

В интерпретации методики «Моя семья» важная часть уделяется и расположению объектов на рисунке. Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения. Множество посторонних объектов между членами семьи также говорит о конфликтах, недопонимании, ссорах. Между этими людьми в реальной жизни есть барьеры, которые мешают нормальным отношениям.

Часто такие пробелы в рисунке дети заполняют различными животными. Тревожный сигнал, если таковые в вашем доме не живут. Кошечки и собаки – не что иное, как внимание. Если его не хватает, ребенок включает в «свою семью» новых членов, которые уж точно будут его любить и с ним играть.

Ребенок нарисовал только себя

В интерпретации методики «Моя семья» этот случай считается достаточно тяжелым. Ребенок, который разделяет себя и своих родителей, на самом деле очень одинок. Он не ощущает себя членом семьи. При этом различным образом малыш может объяснять ее отсутствие. В примере выше девочка сказала, что родители находятся в доме. Иногда дети говорят, что мама и папа на работе или еще где-то. Но все указывает на то, что между ребенком и родителями нет прочной эмоциональной связи.

Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Подобная ситуация считается абсолютно противоположной. Ребенок считает себя самым главным в семье. Все остальные для него – пустое место. В таком случае в рисунке будет преобладать много ярких цветов. Да и сама фигура художника будет радостной и счастливой.

Прорисовка лица и других частей тела

В рисуночных тестах важна каждая деталь. То, как ребенок рисует себя и родителей, очень важно. Для начала посмотрите, все ли части тела есть у членов семьи и каких они размеров.

Так, например, отсутствие ушей говорит о том, что эта фигура никого не слышит кроме себя или, возможно, не хочет слышать. В семьях, где между родителями постоянные ссоры и конфликты, дети часто изображают себя без ушей. Таким образом они показывают, что не хотят постоянно этого слышать. Большие уши, наоборот, указывают, что этот персонаж всех и во всем слушает, не имеет своего мнения.

Рот – это символ нападения. Им выражают весь спектр эмоций, от злости до счастья. Того, кто нарисован с большим и грозным ртом, ребенок сильно боится. Если же художник присвоил себе такой, значит, у него проявляются деспотические задатки. Отсутствие рта или точка вместо него говорит о замкнутости.

Шея отвечает за контроль чувствами. Если у нарисованной фигуры ее нет, значит, в понятии ребенка именно этот человек не умеет управлять своими эмоциями.

Руки в рисуночных тестах символизируют силу характера и взаимодействие с другими членами семьи. Если у кого-то на рисунке и вовсе они отсутствуют, значит, ребенок считает, что этот человек не может изменить ситуацию. Длина рук и детальная прорисовка кистей говорит об общительности. А вот короткие могут быть символом слабохарактерности.

Ноги отвечают за положение человека в обществе. Большая площадь опоры ног говорит о том, что эта фигура — уверенная в себе и сильная личность. Ножки-палочки, повисшие в воздухе, – неуверенность в себе и в своих силах.

Цветовая гамма

При проведении теста «Моя семья» ребенку предлагают использовать цветные карандаши или фломастеры. Это необходимо, чтобы детально изучить палитру чувств, которая излучается ребенком, когда он вспоминает о близких и родных. Любимых родственников он раскрасит яркими и красочными цветами. И наоборот, люди, которые вызывают у него страх или другие неприятные чувства, будут «одеты» в черные, коричневые и ярко-красные цвета. Часто дети пытаются оправдаться и говорят, что фигура нарисована так, потому что это ее любимый цвет. Но на самом деле подсознательно ребенок считает совершенно по-другому.

Чаще всего самыми красивыми дети изображают матерей. Они одеты в яркие платья, имеют неимоверные прически. Неестественный цвет волос (синий, розовый) также говорит о любви к матери. Чем больше ребенок привязан к тому или иному члену семьи, тем красочнее он его изобразит.

Бывает и наоборот, весь рисунок достаточно невзрачный, и только какая-то деталь выделена цветом. Это неспроста. Обратите внимание на нее. Именно эта деталь на данный момент больше всего близка вашему ребенку. В семье, где малыш чувствует себя одиноким, часто яркие цвета достаются котикам, собачкам или каким-то предметам: качелям, машинам.

В тесте «Моя семья» особое внимание следует уделить черному цвету. Чем больше его на рисунке, тем депрессивнее чувствует себя ребенок. Если любимого родственника малыш рисует черным, значит, между ними существует явная проблема.

Типы воспитания по рисункам

Проективная методика «Моя семья» позволяет точно определить, по какому принципу воспитывают ребенка в семье. В психологии выделяют 5 основных типов. Рассмотрим каждый из них и узнаем, как определить его при помощи рисуночной методики «Моя семья».

  • Кумир. Если ребенка в семье боготворят, тогда он начнет рисунок с себя. Причем фигура будет находиться прямо в центре листа. Родители же будут наблюдать за своим кумиром со стороны и любоваться ним. Скорей всего, ребенок будет нарисован красочным и значительно больше, нежели все остальные члены семьи.
  • Гипоопека. Этот тип воспитания выражается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не слишком много уделяют ему внимания. Ребенок растет вроде бы и в семье, но с другой стороны, он не чувствует заботы и любви. Такой тип воспитания юный художник может изображать по-разному. Очень часто на листе бумаге он рисует только себя. Выполняя анализ методики «Моя семья» и задавая ребенку наводящие вопросы, можно получить ответ, что родители на работе или ушли в гости. Но на самом деле это самые обыденные версии. В глубине души ребенок не воспринимает себя и родителей как одну семью.

  • Проявления ревности, или «как Золушка». Этот тип воспитания встречается в семьях, где несколько детей. Чаще всего один из них считает себя кумиром, а другой, наоборот, лишен внимания и заботы. Родители выделяют его брата и сестру, и он чувствует себя одиноким и никому не нужным. В рисунке это все также проявляется. Брат или сестра будут нарисованы первыми. Возле них родители. Чаще всего их взгляд также обращен на второго ребенка. Сам же художник рисует себя маленьким и невзрачным где-то в уголке. Если вы получили такие результаты методики «Моя семья», следует обязательно пересмотреть ваши семейные взаимоотношения. Ребенок должен чувствовать себя важным и нужным.
  • Воспитание «в культе болезни». Очень часто родители слишком опекают своих чад. Такое воспитание приводит к тому, что ребенок всего боится, закрывается в себе. Рисунок, который будет показывать такой тип воспитания, пронизан эгоцентризмом. Маленький художник будет находиться в центре, а вокруг него все члены семьи, которые стараются ему угодить. Достаточно часто на рисунке взрослые держат такого ребенка за руки или очень крепко обнимают. Это символизирует их гиперопеку. Методика «Моя семья» для младших школьников позволяет определить, кто именно слишком заботится о малыше. Этот человек будет находиться на рисунке к нему ближе всего. Кроме того, и сами фигуры ребенка и человека, который его опекает, будут очень похожи между собой (одинаковые глаза, руки, губы, цвет одежды). Чем больше похожи родители и ребенок на рисунке, тем больше они опекают его.
  • «Ежовые рукавицы». Этот тип воспитания подразумевает, что кто-то из родителей, а может, и оба часто наказывают и ругают ребенка. Юный художник обязательно изобразит это на рисунке. Агрессор будет выглядеть злым, взъерошенным, раскрашенным в темные оттенки, с большим ртом. Методика «Моя семья» для дошкольников помогает понять и отношение ребенка к этому члену семьи. Если он рисует его слишком напряженно, сильно придавливает карандаш, делает грубые штрихи, значит, он чувствует злость по отношению к этому человеку. Если малыш боится агрессора, он нарисует его очень тоненькими кривыми линиями.

Примеры расшифровки рисуночного теста «Моя семья»

Изначально может показаться, что толковать результаты теста очень сложно. Множество мелких деталей просто сбивают с толку. На самом деле, немного приноровившись, вы сможете с легкостью расшифровать рисунок своего ребенка.

Рисунок № 1 со стороны кажется весьма положительным. Первым ребенок нарисовал себя, затем папу, старшую на два года сестру, а также маму. Следует обратить внимание, что самый маленький на рисунке сам художник. Мама, папа и сестра – все почти одного роста. Скорее всего, малыш лучше всего взаимодействует с папой, так как нарисовал себя рядом. А вот с мамой и сестрой отношения у него складываются непросто. Во-первых, они дальше всего к нему стоят, а во-вторых, раскрашены в яркие и холодные цвета.

Второй рисунок нарисовала девочка 11 лет. С первого взгляда кажется, что семья очень дружная, ведь все держатся за руки. Но в данном случае это показывает, что родители слишком опекают своих детей. Кроме того, сестра отвернулась от художницы, вероятно, в их отношениях не все так гладко, как кажется.

Третье изображение явно демонстрирует принцип воспитания «кумир». Здесь юная художница изобразила себя очень большой и красочной. Родители на ее фоне выглядят совсем невзрачно.

Четвертый рисунок явно указывает на семейные конфликты и неприятности. Между мамой и папой расположена бабушка. Видимо, именно она является источником ссор и конфликтов (во всяком случае, так думает художник). Маленький рост бабушки указывает на то, что ребенок не считает ее авторитетом. Между тем дети очень дружны и знают свое место в семье.

На последнем, пятом рисунке можно увидеть дружную семью, где дети подражают своими родителям. Об этом свидетельствует цвет одежды. Папины руки намного короче и прижаты к телу, что говорит о том, что он бесхарактерный, и, скорее всего, именно мама является в доме главной.

Подводя итог, можно сказать, что цель методики «Моя семья» – выявить проблемы и общее психоэмоциональное состояние в определенной ячейке общества. Очень важно, чтобы ребенок выполнял это задание в спокойной обстановке. Перед этим не должно быть ссор и конфликтов. Тест можно проводить много раз. Допустим, вы выявили конкретные проблемы, постарались их решить. Через месяц рекомендуется повторить тест. Таким образом, можно отслеживать динамику изменений в семье, состояние ребенка, его переживания и проблемы.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о