Саморегуляция в психологии это – Саморегуляция, что это такое и её роль в сфере психологии

Психологическая саморегуляция

Практическая работа №7. Психологическая саморегуляция
Направления деятельности практического психолога в области профессиональной психологии в настоящее время достаточно обширны и охватывают широкий круг прикладных задач. К наиболее динамично развивающимся в последнее десятилетие направлениям относится разработка тренинговых программ психологической коррекции.
При проведении тренингов психологической саморегуляции решаются следующие задачи:
1. оптимизация функционального состояния во время рабочего дня для того, чтобы обеспечить и поддержать высокую работоспособность профессионала в течение как можно более продолжительного периода деятельности;
2. формирование системы комплексных мер поддержания профессионального здоровья.







К первому направлению относится:
— устранение эффектов утомления, естественным образом, накапливающихся в процессе работы;
— купирование стрессовых симптомов, дезорганизующих деятельность профессионала и препятствующих выполнению деятельности в оптимальном режиме;
— снятие чрезмерного эмоционального напряжения и восстановление оптимального эмоционального фона деятельности.
Во втором случае тренинговые программы психологической саморегуляции могут быть использованы в составе психопрофилактических и психокор-рекционных программ, предназначенных для:
— коррекции состояния хронического стресса профессиональной и иной этиологии;
— профилактики возникновения синдрома профессионального выгорания или купирования таких его проявлений, как эмоциональное истощение и негативная установка по отношению к людям, с которыми профессионал контактирует в процессе работы;
— коррекции профессиональных неврозов и страхов, проявляющихся, в частности, в отказах от выполнения профессиональных заданий;
— разработки программ психиатрической и психологической помощи при лечении посттравматических стрессовых расстройств и кризисных состояний у профессионалов, труд которых протекает в опасных и экстремальных условиях деятельности.

1. Общая характеристика методов психологической саморегуляции

К группе методов психологической (психической) саморегуляции состояния, применяемых в профессионально-прикладной практике, относятся:
— нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация;
— аутогенная тренировка;
— идеомоторная тренировка;
— сенсорная репродукция.
Данные методы имеют общие черты содержательного и организационного характера, на основании которых они объединяются в общую группу. Особенностями всех методов психологической саморегуляции являются:
1. выделение состояния человека в качестве объекта воздействия;
2. направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния;
3. доминирование активной установки субъекта на изменение субъекта на изменение своего состояния (принятие человеком активной позиции в отношении возможностей управления для эффективного обучения навыкам психологической саморегуляции).
Обучение навыкам психологической саморегуляции организовано как последовательность сеансов, составляющих цикл обучения.
Изменение функционального состояния в процессе сеанса психологической саморегуляции проходит этапы:
1. исходное фоновое состояние трансформируется при помощи приемов психологической саморегуляции в специфическое состояние сниженного бодрствования, часто называемого состоянием релаксации;
2. переход от состояния релаксации к итоговому функциональному состоянию. Итоговое функциональное состояние может быть различным в зависимости от условий и конкретной задачи применения психологической саморегуляции (состояние бодрствования, состояние мобилизации, предсонное состояние и т.д.).

1.1. Методика «Нервно-мышечная релаксация»
Возникновение нервно-мышечной релаксации связано с именем Э. Дже-кобсона, установившего существование прямой зависимости между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и различными формами отрицательного эмоционального возбуждения. Суть предложенного метода «прогрессивной», или активной, нервно-мышечной релаксации и последующего расслабления основных мышечных групп вследствие чего уменьшается эмоциональное напряжение. Иными словами Мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую.
Метод нервно-мышечной релаксации представляет собой систему упражнений по произвольному расслаблению различных групп поперечно-полосатых групп мышц. Принцип построения упражнений прост и заключается в достижении и переживании контрастных ощущений напряжения и расслабления мышц: каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Непосредственным эффектом выполнения упражнений является снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиление кровенаполнения сосудов данной области и, как результат, возникновение ощущений тепла и тяжести.
Основные предпосылки занятий нервно-мышечной релаксацией состоят в следующем: стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.
При ослаблении напряжения мышц можно достигнуть значительного уменьшения переживания беспокойства, тревоги, других проявлений повышенного возбуждения.
Ощущения расслабления мышц легче достигнуть и почувствовать при сравнении с напряжением.
Использование приемов релаксации — мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие. Однако это активно вырабатываемый навык требует упорной тренировки. Ошибка большинства людей, начинающих заниматься релаксацией, состоит в том, что они стремятся форсировать овладение этой процедурой. Но для того, чтобы добиться успеха, нужна практика и терпение. И тем не менее неужели ваше здоровье и хорошее самочувствие не стоят 15 минут ежедневных занятий.

1.2. Методика «Аутогенная тренировка»
Основанием для метода аутогенной тренировки служит использование приемов самовнушения. Реализация самовнушений происходит путем повторения вербальных формулировок в виде самоприказов — так называемых формул самовнушения — и оперирования ими в соответствии с заранее заданной целью. Родоначальником данного метода является немецкий психиатр и психотерапевт И. Г. Шульц, который к началу 30-х годов 20-го века обобщил результаты собственных исследований по созданию нового метода лечения на базе использования самовнушения. Оригинальная методика аутогенной тренировки не нашла широкого распространения в профессионально-прикладной сфере, и сейчас в профессиональной психологии применяются разнообразные модификации метода аутогенной тренировки.
Разработка прикладных методик аутогенной тренировки идет по двум направлениям: по линии модификации классического варианта аутогенной тренировки и по линии расширения набора соответствующих приемов саморегуляции. В рамках первого направления модификации проявляются прежде всего в изменении содержания и состава упражнений аутогенной тренировки — формул самовнушения. Модификация аутогенной тренировки в рамках второго направления в настоящее время привела к своеобразной потере специфичности метода: фактически сейчас термин «аутогенная тренировка» является обобщающим названием не только для всех техник, основанных на принципе самовоздействия при помощи формул самовнушения, но и для методик, включающих и иные, неспецифичные по отношению к аутогенным тренировкам, приемы психологической саморегуляции. ПОЭТОМУ часто специалисты, разрабатывающие новые варианты aутoгенных тренировок, предпочитают не пользоваться термином «аутогенная» тренировка», а предлагают оригинальные названия, например: психорегулирующая тренировка, эмоционально-волевая тренировка и т. д.
В качестве примеров могут быть предложены следующие методики аутогенных тренировок: психорегулирующая тренировка в варианте Л. Д. Гиссена (1973) и модификация аутогенной тренировки А. Б. Леоновой и А. С. Кузнецова (1993). Психорегулирующая тренировка является одним из вариантов аутотренинга, активно используемого в России с начала 1970-х годов в практике спорта высших достижений. Методика Леоновой, входящая в состав комплексной программы обучения приемам психологической саморегуляции и специально разработанная в профессионально-прикладных целях, в настоящее время получила широкое распространение и используется для оптимизации функциональных состояний персонала во время рабочих перерывов.

1.3. Методика «Идеомоторная тренировка»
До недавнего времени идеомоторная тренировка как метод психологической саморегуляции в сфере оптимизации функционального состояния работающего человека не применялась. Это связано с тем, что самостоятельное использование данной техники невозможно в силу специфики метода. Основу идеомоторной тренировки составляет сходный эффект реального и воображаемого движения, но только в том случае, если воображаемый двигательный акт был ранее освоен в реальности. Приемами идеомоторной тренировки являются упражнения по мысленному воспроизведению освоенных ранее двигательных актов — образы движения, при этом интенсивное повторение мысленно выполненного движения способствует стабилизации и закреплению навыков.
Вместе с тем идеомоторную тренировку можно использовать в тех случаях, когда тренинг психологической саморегуляции включает метод нервно-мышечной релаксации: двигательные релаксационные упражнения нервно-мышечной релаксации могут быть трансформированы в их мысленное воспроизведение.

1.4. Методика «Сенсорная репродукция»
Данный метод основан на оперировании образными представлениями целостных ситуаций, которые ассоциируются у занимающихся с отдыхом, расслаблением и возможностью последующей активизации своего состояния. В отличие от идеомоторной тренировки, сенсорная репродукция может быть использована как самостоятельный метод психологической саморегуляции. При этом важным является правило, согласно которому не следует забывать, что вызывание мысленных образов направлено прежде всего не на тренировку воображения (хотя этот момент, безусловно, тоже важен), а подчинено задаче формирования требуемых состояний. Поэтому допустимо использовать образы таких частных элементов мысленно воспроизводимой ситуации, которые ведут к возникновению ощущений релаксации и активизации, соответственно, на начальном и завершающем этапах сеанса сенсорной репродукции.

2. Формы организации обучения навыкам психологической саморегуляции

Существует три основные формы организации занятий по овладению навыками психологической саморегуляции:
— индивидуальные самостоятельные занятия;
— занятия под непосредственным руководством методиста (групповые либо индивидуальные) — гетеротренинг;
— занятия в группах с использованием аудиозаписей сеансов.
Самостоятельные индивидуальные занятия по освоению психологической
саморегуляции — традиционная форма организации обучения. Тексты сеансов могут быть разучены либо с «листа», либо при помощи воспроизводящей аппаратуры. В отношении занятий с использованием аудиозаписей иногда высказывается мнение, что данная форма проведения занятий (при необходимой стандартизации программ) минимизирует фактор воздействия личности и квалификации ведущего, а также увеличивает количество занимающихся при групповых формах тренингов.
Вместе с тем контроль со стороны ведущего за процессом овладения навыками саморегуляции очень важен. Смысл организации групповых занятий психологической саморегуляции и связанных с этим дополнительных затрат, состоит как раз в том, чтобы занимающиеся имели возможность непосредственно обращаться к ведущему до начала сеанса и после его окончания. В противном случае нецелесообразно использовать групповую форму занятий ауто-тренинговой тренировки, так как в принципе каждый человек способен заниматься подобными методами самостоятельно наедине с собой.
Целевая направленность прямого общения с ведущим двоякая. Во-первых, занимающиеся получают индивидуальные консультации по поводу возникающих у них во время сеанса переживаний, ощущений и т.п. Во-вторых, сам ведущий собирает необходимую информацию об особенностях процесса усвоения навыков психологической саморегуляции от каждого человека в отдельности и от группы в целом, причем такую информацию, которую трудно получить при помощи стандартизованных методов сбора данных. Последний аспект особенно важен для возможного (а иногда и обязательного) введения некоторых изменений в тексты сеансов с целью достижения большего эффекта индивидуализации занятий и облегчения процесса обучения.

3. Построение сеанса психологической саморегуляции

Сеанс тренинга психологической саморегуляции включает три части, вне зависимости от того, какой именно метод используется. Первая часть связана с формированием состояния релаксации: осуществляется переход от фонового функционального состояния к релаксационному состоянию. Эта часть сеанса обозначается иногда как «вход в состояние релаксации», или просто «вход». Вторая часть — пребывание в состоянии релаксации. Третья часть — «выход» -предполагает переход от состояния релаксации к целевому функциональному состоянию. Трансформация релаксационного состояния может осуществляться как в сторону снижения уровня бодрствования (засыпание), так и в сторону необходимой мобилизации организма и формирования желаемой степени оптимальности функционального состояния.
Продолжительность сеанса психологической саморегуляции может быть различной: от 45-30 до 1-2 мин. Самыми продолжительными являются сеансы нервно-мышечной релаксации, самыми короткими сеансы аутогенной тренировки на стадии хорошо сформированного навыка. Временная развертка сеанса выглядит следующим образом: в начале обучения по любой методике первая и третья часть занимают большую долю времени сеанса, вторая часть существенно короче. По мере усвоения навыка психологической саморегуляции длительность «входа» и «Выхода» существенно сокращается. В результате уменьшается общее время сеанса и происходит перераспределение временных соотношений: большая доля времени сеанса выделяется для пребывания в состоянии релаксации.
Формирование и переживание состояния релаксации является главным фактором, обеспечивающим достижение эффектов оптимизации функционального состояния, поскольку существует две особенности данного состояния:
1) восстановительные процессы на Физиологическом и психологическом уровнях протекают в этом состоянии более интенсивно, чем в условиях пассивного отдыха;
2) в состоянии релаксации увеличивается восприимчивость к внушающим воздействиям, в том числе и к самовнушению.
Таким образом, путем формирования состояния релаксации можно решить две самостоятельные задачи по изменению актуального состояния человека:
1) добиться снятия неблагоприятных последствий воздействия рабочей нагрузки и восстановить истраченные физиологические и психологические ресурсы организма (эффект успокоения и восстановления):
2) использовать повышенную самовнушаемость для «самонастройки» на нужное целевое функциональное состояние и программы предстоящей деятельности (эффект программируемое).
При этом чем больше времени отводится на пребывание в состоянии релаксации, тем более выражен результат оптимизации функционального состояния.
Уменьшение продолжительности сеанса возможно за счет видоизменения упражнений психологической саморегуляции: укрупнения блоков упражнений, сокращения числа повторений каждого упражнения до минимума, сокращения количества упражнений. Например, методика психорегулирующей тренировки предполагает полный комплекс упражнений и сокращенные варианты. Приведем несколько сокращенных вариантов успокаивающего занятия психорегули-рующей тренировки (Л. Д. Гиссен, 1973).
Существует ряд особенностей построения сеанса в случае организации обучения психологической саморегуляции по типу гетеротренинга. В текст сеанса помимо специфичных для каждого метода психологической саморегуляции упражнений включаются так называемые «комментарии ведущего». Комментарии ведущего представляет собой текст, который используется для описания релаксационных и активизационных эффектов, а также для разъяснения нюансов выполнения некоторых упражнений.
Примерами сеансов гетеротренинга служат тексты сеансов нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, идеомоторной тренировки и сенсорной репродукции. Текст методики психорегулирующей тренировки, напротив, представляет собой вариант сеансов аутогенной тренировки без включения комментариев ведущего.
4. Принципы разработки тренинговых программ по обучению навыкам психологической саморегуляции
Существует два основных подхода к разработке тренингов психологической саморегуляции. Первый подход предполагает использование какой-либо одной техники психологической саморегуляции в течение всего периода обучения саморегуляции состояния: это могут быть и техники нервно-мышечной релаксации, и модификации аутогенной тренировки, и техники сенсорной репродукции. Наиболее распространено использование вариантов аутогенной тренировки.
Тренинги аутогенной тренировки проходят два основных этапа. На первом (начальном) этапе сеансы строятся по кумулятивному принципу: в сеанс включаются изученные ранее упражнения (формулы самовнушения) и добавляются новые. Обычно рекомендуется приступать к новым формулам лишь тогда, когда предыдущие хорошо усвоены. На следующем (завершающем) этапе от сеанса к сеансу происходит сокращение количества формул самовнушения с целью освоения эффекта ускоренного управления состоянием: достижения столь же глубокого расслабления за более короткое время и, если требуется более интенсивной мобилизации.
Тренинг нервно-мышечной релаксации и идеомоторной тренировки включает три основных этапа. На первом из них во время каждого сеанса прорабатывается вся последовательность упражнений с целью формирования навыков произвольного расслабления отдельных мышечных групп. Затем упражнения объединяются в целостные комплексы, обеспечивая расслабление либо всего тела, либо отдельных его участков (по желанию). Цель заключительного этапа состоит в усвоении так называемою «навыка отдыха», позволяющего произвольно вызывать необходимую релаксацию в тех жизненных ситуациях, когда требуется быстро снять или уменьшить степень острых аффективных переживаний, перенапряжения: при этом тренировка может проводиться как в состоянии покоя, так и включаться в процессе выполнения деятельности, не затрагивая при этом мышц, участвующих в реализации соответствующих двигательных актов.
Специфика применения сенсорной репродукции заключается в том, что программа тренинга обычно включает сеансы на разные темы — сюжеты мысленно воспроизводимых ситуаций на каждом занятии могут быть разными. Это связано с тем, что существует большой разброс индивидуальных предпочтений в выборе места отдыха, пусть даже и мысленного. Сюжет релаксации и восстановления сил, идеально подходящий для одного человека, может совершенно не устраивать другого. Типичный пример — отдых на берегу моря: для кого-то это оптимальная ситуация, для кого-то невозможная даже в мыслях, так как пребывание в жарком климате запрещено по состоянию здоровья, и такому человеку представить себя лежащим на морском пляже бывает по меньшей мере неуютно. Поэтому ведущим тренинги рекомендуется подбирать или составлять сеансы сенсорной репродукции на разные темы, чтобы каждый занимающийся смог выбрать для себя наиболее подходящий сюжет.
Более современным и эффективным является второй подход к построению тренингов психологической саморегуляции — составление комплексных программ по обучению навыкам психологической саморегуляции путем подбора нескольких методов психологической саморегуляции. Данный подход позволяет ознакомить занимающихся с разными техниками психологической саморегуляции. Тем самым по окончании цикла обучения занимающиеся могут выбрать для дальнейшего самостоятельного использования ту методику, которая им больше подходит либо в плане эффекта оптимизации функционального состояния, либо по временным затратам, либо ту, которая больше нравиться. Кроме того, построение тренингового цикла психологической саморегуляции с включением разных методов позволяет уменьшить общее время тренинга.







Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите методы профилактики функциональных состояний.
2. Определите особенности каждого метода.
3. Каковы возможности и ограничения каждого метода?

www.vashpsixolog.ru

Психическая саморегуляция | Meddoc

Психическая саморегуляция (ПСР) — это целенаправленное психическое самовоздействие, регулирующее психическую деятельность, а через нее — всестороннюю деятельность организма: его процессов, реакций и состояний.


Возможности ПСР

  • снижение эмоционального и мышечного напряжения;
  • сглаживание выраженных стрессовых реакций;
  • избавление от чувства тревоги, беспокойства, страха, дискоординации в деятельности внутренних органов;
  • улучшение настроения;
  • развитие уверенности в себе, в своих силах;
  • нормализация и оптимизация умственной и физической работоспособности;
  • повышение устойчивости к действию стресс-факторов;
  • в случае возникновения напряженной ситуации активизация необходимых резервов.

Психическая саморегуляция помогает выработать навыки управления вниманием, оперирования чувственными образами, регуляции мышечного тонуса и ритма дыхания, а также словесного самовнушения. Владение ПСР помогает осуществлять целенаправленное программирование своего состояния как в ходе выполнения упражнений, так и на определенное заданное время после ее завершения.

В первую очередь для этого необходимо освоить вхождение в так называемое состояние релаксации (от лат. relaxatio — «уменьшение напряжения», «расслабление»), а затем на его основе научиться аутогенному погружению. Благодаря этим техникам создаются благоприятные условия для полноценного отдыха, усиления восстановительных процессов и выработки навыков произвольной регуляции ряда вегетативных и психических функций.

В процессе освоения психической саморегуляцией состояние релаксации претерпевает закономерные изменения не только количественного, но и качественного характера. На начальном этапе освоения методики возникает состояние, которому свойственны ощущения тепла, покоя, внутренней безмятежности, тяжести во всем теле, отвлечение от внешних раздражителей, отсутствие чувства тревоги и беспокойства. Более глубокие стадии аутогенного погружения сопровождаются ощущением легкости, невесомости тела, внутренней свободы, изменением чувства времени, упрощением внутреннего диалога и навязчивых мыслей, спонтанному возникновению позитивных внутренних образов, воспоминаний и переживаний. Наглядно это можно показать следующим образом.

Положительные сдвиги в протекании физиологических и, прежде всего, нейрогуморальных процессов, наблюдаемые во время аутогенных тренировок, являются обратной копией ответа организма на стрессовую ситуацию. С этой точки зрения релаксационное состояние — это энергетический антипод стресса.

Общебиологическое значение состояния релаксации (аутогенного погружения) заключается в том, что измененный режим работы головного мозга сопровождается также изменением его биохимии — образованием в структурах головного мозга высокоактивных нейрохимических веществ (нейропептидов, энкефалинов, эндорфинов), которые нетоксичны и обладают выраженными лечебными свойствами стимулирующего, седативного и обезболивающего действия.

Неверно расценивать состояние релаксации как пассивное, бездеятельное. По мнению всемирно известного американского психотерапевта Милтона Эриксона, «это состояние сознательного покоя при активной бессознательной деятельности». Иначе говоря, в этих особых состояниях сознания активизируются врожденные процессы саморегуляции, самокоррекции, заглушенные нашей повседневной деятельностью. Именно этим объясняется спонтанное возникновение позитивных внутренних образов и переживаний, отражающих на уровне сознания происходящие процессы саморегуляции.

Представьте себе плывущие низкие давящие темные облака (ваши мысли), ветер, поднимающий пыль и мусор (ваши эмоции), да еще где-то «мило» каркают вороны (чьи-то мнения о нас, которые мы зачем-то вобрали в себя).

Кроме того, в процессе освоения психической саморегуляции происходит активное формирование таких личностных качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, целеустремленность, обеспечивающие выработку адекватных внутренних средств, направленных на преодоление трудных ситуаций и сопутствующих им состояний.

Достижение состояния внутреннего покоя позволяет перейти к следующему, более сложному уровню задач ПСР: активизации восстановительных процессов и мобилизации внутренних ресурсов, необходимых для перехода к высокой активности и работоспособности.

В ходе освоения методик ПСР появляется возможность достичь состояния релаксации не только во время занятия, но и «на выходе», то есть получать отсроченное оптимизирующее воздействие. Для этого используются специальные формулировки самовнушения, так называемые формулы цели, задающие нужную ориентацию дальнейшему развитию состояния.

Применение методик ПСР возможно практически на всех этапах: для профилактики возникновения каких-либо нарушений и заболеваний, в качестве вспомогательного средства в лечении уже имеющихся расстройств, для реабилитации (восстановления) после перенесенного заболевания.

Основные результаты применения методик ПСР:

  • защита от повреждающего стрессового воздействия;
  • активизация восстановительных процессов;
  • повышение адаптивных возможностей организма;
  • усиление мобилизационных способностей в различных стрессовых ситуациях.

Наиболее известные методики саморегуляции — аутогенная тренировка, прогрессирующая мышечная релаксация, различные варианты медитации и т. п.

Здоровый человек — тот, у кого развиты механизмы саморегуляции, то есть он может самостоятельно регулировать свое психическое и физическое состояние, не позволяя стрессовым реакциям переходить в негативные состояния дистресса.

meddoc.com.ua

1. Психическая саморегуляция

Усталость,
стрессы, связанные с проблемами в семье
и на работе, в личной жизни, отрицательно
влияют на самочувствие, на настроение
и на работоспособность человека. Для
того, чтобы избавиться от негативных
последствий переутомления и
нервно-эмоционального перенапряжения
и привести в норму свое психическое и
физическое состояние, в повседневной
жизни чаще всего используются:

1.
Сон

Часто
сон помогает не только снять усталость,
отдохнуть, но также и как бы «заспать»
те или иные переживания. Повышенная
сонливость некоторых людей в те жизненные
периоды, которые сопряжены со стрессами
и высокой эмоциональной нагрузкой, –
явление весьма распространенное.

2.
Водные процедуры

Горячий
душ успокаивает, помогает расслабиться.
Холодный или контрастный душ, помогают
взбодриться, преодолеть вялость и
чувство усталости.

3.
Хобби

Для
многих людей занятие любимым делом в
свободное от работы время будь то марки,
вязание, футбол или музыка – является
лучшим способом снять напряжение и
восстановить силы.

4.
Физические упражнения и спорт

Активный
отдых и занятия спортом это довольно
распространенный способ борьбы со
стрессами и с той усталостью, которая
накапливается после рабочей недели.

5.
Смена обстановки

Для
многих людей, смена обстановки, которая
происходит во время отпуска, когда они
уезжают отдыхать, на дачу, на курорт,
едут в туристическую поездку, является
наилучшим способом восстановить
необходимый запас физических и душевных
сил.

Хотя
перечисленные выше методы психической
саморегуляции достаточно легки и
общедоступны, однако у них есть один
недостаток требуется довольно много
времени для того, чтобы добиться
требуемого результата. Не для всех
ситуаций эти методы одинаково эффективны.
Например, горячий или холодный душ не
избавит человека от переживаний,
связанных с неприятностями на работе
или в личной жизни.

Аутогенная
тренировка позволяет быстро, без
посторонней помощи за 5–10 минут добиться
необходимого результата восстановления
работоспособности, улучшения настроения,
повышения концентрации внимания и др.,
не ожидая, пока усталость, тревога или
какое-либо иное неблагоприятное душевное
или физическое состояние само собой
пройдет.

Методы
аутогенной тренировки универсальны,
они позволяют человеку индивидуально
подобрать адекватную реакцию для
воздействия на свой организм, когда
необходимо устранить возникающие
проблемы, связанные с тем или иным
неблагоприятным физическим или
психологическим состоянием.

Три основных вида саморегуляции:

     
1-
усиление двигательной активности при
сильном эмоциональном состоянии.
Взволнованный человек не находит себе
места, беспрестанно двигается, «изливает
душу» в разговоре с посторонним
человеком;
2- при подавленном эмоциональном
состоянии, привлекая поток нервных
импульсов от рецепторов расположенных
в мышцах (при физическом напряжении и
физических нагрузках вообще), воздействие
на органы чувств, рецепторы кожи (музыка,
свет, холодный душ, массаж и т.д.) мы
добиваемся тонизирования головного
мозга;
3- использование привычных
сигналов, сочетавшихся ранее с определённым
уровнем бодрствования и потому вызывающих
его привычным образом. Например, когда
дружественный микроклимат, взаимопонимание,
то и работа делается намного продуктивнее.

Теперь,
более подробно рассмотрим вышеуказанные
виды саморегуляции. Для этого мы
воспользуемся понятиями Инь и Ян (Инь
— наружное, а Ян — внутреннее).

            Первый
вид саморегуляции
 осуществляется
посредством «Отреагирования». Это
означает, что при сильном и внезапном
воздействии (сообщение радости или
дурное известие), чакра разума настолько
сильно начинает продуцировать психическую
энергию, что она не может быть срочно
уравновешена собственными системами
мозга и поэтому, через нервную систему
большая часть энергии будет отводиться
на двигательные и речевые реакции. Ян
— внутреннее, активировало Инь — внешнее.
Если эти внезапные и сильные «выплески
энергии» в виде сильных эмоций, человек
не выводит через движения, голос, то
избыточная энергия соответствующей
эмоциональной реакции скапливается
внутри  полевой форму жизни, застаивается
и вызывает сильное внутреннее напряжение,
которое в физическом теле выражается
в повышении кровяного давления, учащения
дыхание (а следовательно в усиленном
вымывании углекислоты из организма и
далее развитию болезней, как описывает
Бутейко  /Бутейко
описал заключительную стадию развития
огромного количества заболеваний,
связав её с недостатком углекислоты.
Но сам недостаток  углекислоты им
был описан неверно. Он возникает не от
неправильного дыхания,  а от
неправильного мышления, зажимании
эмоций внутри организма и развития
соответствующего напряжения, которое
уже усиливает частоту дыхания, а 
следовательно  и  вымывание
углекислоты  из организма. Я описал
причину, Бутейко — следствие этой
причины./
).
Вот так «эмоциональный мусор» (яд
империл) формируясь из соответствующих
эмоций и скапливаясь в соответствующих
местах организма, вызывает  перерождение
тканей
 из-за
понижения метаболических процессов,
извращения структуры полевой формы
жизни. Ян не превращаясь в Инь по
естественному типу реакций, подавляет
сам себя и всё равно превращается в Инь,
но уже по патологическому типу реакций.

           
Американский
учёный Е.Джейкобсон исследовал состояния
организма, связанные с полным расслаблением
мышц с целью изучения возможности
диагностики человеческих эмоций по
характеру распределения напряжённых
групп мышц. Ему удалось установить, что
при эмоциональных реакциях у здоровых
и больных людей всегда выявляется  напряжение
скелетной мускулатуры с различной,
строго определённой для каждой эмоции
локализацией.

           
У
человека, получившим в течении рабочего
дня массу эмоциональных впечатлений
неприятного характера и подавивших их,
в организме накапливается множество
невыведенной энергии, которая вызывает
напряжение мышц (так называемое
«остаточное напряжение»). Ложась
в постель, такой человек не может
расслабиться, а невыведенная информационная
часть эмоций постоянно «всплывает»
в виде той или иной картины, действия,
многократно прокручиваясь. В результате
человек не может заснуть, ворочается,
страдает, не отдыхая во сне. Вот некоторые
причины бессонницы, ослабления организма,
предрасположения к разнообразным
патологическим состояниям, ранней
старости, импотенции.

Рис. Результат
игнорирования первого вида саморегуляции:

слева-
нормальный выход энергии во время
эмоционального всплеска: включаются
голосовые и двигательные рефлексы,
выводящие «эмоциональный мусор»;
в результате организм чист и здоров;   
справа-«зажимание» эмоции и застой
энергии в полевой форме человека;
уплотнение и застой энергии вызывают
усиление сердцебиения; учащения ритма
дыхания, вымывания углекислоты из 
организма, понижение активности всех
ферментативных систем; в результате
человек становится хроническим больным
с массой заболеваний, поэтому многим
людям далеко  недостаточно правильно
очищать, питать и тренировать собственный
организм, надо ещё правильно мыслить и
правильно поддерживать общее эмоциональное
состояние, то есть соблюдать культуру
мышления — быть по-настоящему человеком
разумным.

 Так
депрессивные состояния сопровождаются
напряжением дыхательной мускулатуры
( а далее может развиться астма), эмоции
страха вызывают напряжение мышц речи
двигательного аппарата (что может
привести к раку гортани) и затылочных
мышц.

    ощущения. 

            В
настоящее время, почти каждый человек
страдает от нервозов, ибо мы эмоционально
зажаты, скованы в их проявлениях из-за
неправильного воспитания, предрассудков
и т.п. Например, когда в Средние Века
многие отношения между мужчинами и
женщинами стали считаться порочными и
преследоваться возникло множество
психозов на этой почве. Эмоциональная
энергия скапливаясь в организме разрушает
полевую форму жизни, что выражается в
общем снижении энергетики и пассивности.
Поэтому нет ничего удивительного, что
человек страдающий неврозом ощущает
утомление и общую слабость.
  
Зажатость эмоций и мыслей внутри
организма приводит к тому, что они
постоянно проектируются  умом в виде
определённых картин, состояний,
мыслительных процессов. Другими словами,
определённой эмоциональной энергии
настолько много в организме, что она
вытесняет другие, полностью «загружая»
собой ум. Не выведенные эмоциональные
энергии вызывают повышение мышечного
тонуса соответствующих участков теле
и в этих местах наблюдается твёрдость,
окаменелость. Если человеку удаётся
расслабить именно те мышцы, которые при
соответствующих мыслительных ассоциациях
бывают непроизвольно напряжены, его
состояние значительно улучшается (что
означает освобождение от застоявшейся
энергии). Таким образом, с помощью
расслабления, а лучше физической нагрузки
особого типа, можно выводить «эмоциональный
мусор» и устранять свойственный
невротикам негативный фон и добиваться
стабильного улучшения здоровья без
лекарств (невротикам на заметку). Видите,
как всё просто с неврозами — бичом нашего
времени, если знать механизм их
образования, а на его основе разработать
профилактические программы нейтрализующие
их.

            Рекомендации: лица
с выраженной «Питта» конституцией
«заводящиеся с пол-оборота» должны
знать этот механизм разрушения организма
и контролировать себя, либо  сбрасывать
эмоции на боксёрский мешок. Положительная
сторона этого явления заключается в
том, что обездвиженные болезнью люди,
могут путём «взвинчивания»
собственного эмоционального состояния
(например как Ю. Власов), заряжать себя
энергетически, что ускоряет их
выздоровление. Например, умственно
представляя, что вы сильно напрягаетесь
выполняя воображаемое физическое
упражнение, вы этим энергетически
подпитываете мышцы, нервную систему,
весь организм.
           
Что ещё следует знать при этом виде
саморегуляции, это то, что вы давая выход
энергии наружу  понижаете  психическую
деятельности, успокаиваетесь и
расслабляетесь.

СаморегуляцияЧеловека

Следовательно,
деятельность состоит из ряда действий
относительно завершенных элементов
деятельности, направленных на достижение
промежуточной осознаваемой цели.
Действия могут быть как внешними,
выполняемых с помощью двигательного
аппарата и органов чувств, так и
внутренними, выполняемых в уме. Под
целью понимают образ конечного результата
деятельности. Многие действия человека
со временем становятся автоматическими,
они называются звич-ками. Привычки
бывают полезными (аккуратность,
организованность) и вредными (курение,
употребление алкоголя, наркотиков).
Если человек умеет управлять привычками,
он может управлять своим поведением.
Избавление от вредных привычек требует
от человека определенных волевых усилий
и выполнения ряда правил:

1.
Сформулировать для себя твердое и
бесповоротное решение — действовать
в намеченных направлениях. Принятое
решение сформулирует в головном мозге
необходимый энергетический центр,
который будет обеспечивать последующую
деятельность по реализации решения.

2.
Избегать условий, в которых проявляются
старые привычки. Создать благоприятные
условия для формирования новых,
позитивных, привычек.

3.
Не отступать от соблюдения новых навыков,
пока они не закрепятся. Постоянная
тренировка является самым главным
условием для формирования новых привычек.

Каждая
практическая деятельность человека
имеет свои мотивы. Механизм управления
мотивацией создается тогда, когда
формируется сама личность с ее содержанием
жизни. Без этого мотивы иметь неустойчивый,
ситуационный, характер и поведение
человека характеризоваться импульсивностью,
непредвиденность и непоследовательностью.

Полезно
усвоить некоторые принципы отношения
к жизни, которые благоприятно влияют
на мотивационную саморегуляцию. К ним
относятся: I) умение отличить главное
от второстепенного, 2) сохранение
внутреннего спокойствия в различных
ситуациях, 3) эмоциональная зрелость и
устойчивость, 4) знание средств влияния
на события, 5) умение подходить к проблеме
с разных точек зрения, 6) готовность к
любым неожиданным событиям, 7) восприятие
действительности такой, какая она есть,
а не такой, которую хотелось бы видеть,
8) стремление искать новые, содержательнее
мотивы жизнедеятельности, 9) развитие
наблюдательности, 10) умение видеть
перспективу жизненных событий, 11 )
попытка понять других, 12) умение выбирать
положительный опыт из событий, которые
произошли.

Приведенные
принципы отношения к жизни могут помочь
человеку в сложных жизненных ситуациях.
При достаточном развитии сознания
человек из объекта внешних воздействий
превращается в субъект управления своим
поведением. Активность личности, которая
направлена на усовершенствование своих
физических, моральных, трудовых,
эстетических и других качеств, называется
самовоспитанием. Это свободная направлена
деятельность человека, проявление ее
самореализации, самовыражения, причем
происходит она не принудительно, а по
собственному сознательным выбором.
Самовоспитание собой систему действий,
которые обусловлены социальными и
индивидуальными ориентирами, интересами,
целью, условиями жизни человека. Иными
словами, самовоспитания является
самоуправления лица, с намерением
изменить себя. Оно будет эффективным,
когда будут определены его задачи. Чтобы
определить задачи самовоспитания,
необходимо иметь четкое представление
о себе, то есть обладать самоанализом.
Способность анализировать и изучать
черты своей личности необходимо умение
наблюдать за своими переживаниями,
сконцентрироваться на себе и на причинах,
вызывающих различные психические
состояния, конкретные действия, радость,
тревогу или страх. Однако нередко люди
приписывают себе несуществующие
качества, защищаясь от внутреннего
конфликта между своим «я» и самооценкой.

Поэтому
при определении задач самовоспитания
важно ориентироваться не только на то,
каким себя считает субъект, но и на том,
каким видят его другие люди. Мнения
других людей помогут личности изменить
искаженное представление о себе, а затем
составить программу самовоспитания,
принимая решение, какие из личных качеств
требуют развития, а какие нужно изменить.
Успех самовоспитания зависит от того,
насколько человек владеет методами
самовоспитания. Под этим понимают методы
и подходы, которыми пользуется человек,
чтобы действовать на свое сознание,
чувства, волю с целью реализации программы
самовоспитания. Основными методами
являются самопознание, самооценка,
самоубеждения, самопоривняння,
самозобовьязання, самоуправление,
самопримушування, самовнушение,
самоотчет, самоконтроль, самопокарання
и др.

В
жизни людей часто возникают напряженные
ситуации. Они могут быть вызваны сложными
моментами в трудовой деятельности,
тяжелыми условиями жизни, ухудшением
здоровья и др. Напряженные ситуации
приводят к стрессам — неспецифических
реакций организма на ситуацию, которая
требует большей или меньшей функциональной
перестройки организма и соответствующей
адаптации. Следует заметить, что любая
жизненная ситуация вызывает стресс, но
не каждый из них является критической.
Критические ситуации приводят к стрессам,
которые переживаются, как горе, несчастье.
Такие стрессы истощают силы человека
и сопровождаются нарушением адаптации,
препятствующий саморегуляции личности.

studfiles.net

психическая саморегуляция — это… Что такое психическая саморегуляция?



психическая саморегуляция

(от психо… и лат. regulare – приводить в порядок) – система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. П.с. может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др.


* * *
(от греч. psychikos – душевный и лат. regulare – приводить в порядок) – система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управления своей психикой. П. с. может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и некоторыми др. способами (Н. И. Конюхов). П. с. выступает важным и эффективным средством профилактики и завершения конфликтов. Она позволяет рационализировать оценку конфликтной ситуации, минимизировать негативные эмоции, являющиеся необходимым условием конфликтного противодействия. Наличие первичных навыков П. с. – одно из профессионально важных качеств конфликтолога.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • психическая совместимость

Смотреть что такое «психическая саморегуляция» в других словарях:

  • Психическая саморегуляция — Один из уровней регуляции активности человека с использованием психических средств отражения и моделирования реальности. В узком смысле П. с. рассматривается как целенаправленное и произвольное изменение самим субъектом отдельных… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (психическая) САМОРЕГУЛЯЦИЯ — (англ. psychological self regulation) в широком смысле означает один из уровней регуляции активности живых существ, для которых характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности. При такой трактовке понятие П. с.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • САМОРЕГУЛЯЦИЯ — (от лат. regulare приводить в порядок, налаживать) целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • саморегуляция — (от лат. rеgulare приводить в порядок, налаживать) целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая С. является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее …   Большая психологическая энциклопедия

  • Саморегуляция психическая — метод психопрофилактики и психогигиены, связанный с произвольным управлением психическими, психофизилогическими процессами. С.п. может реализовываться разными психическими средствами (чувственные образы, представления, понятия и др.). Общие… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • САМОРЕГУЛЯЦИЯ — – понятие, использованное ранее в биологии и общей теории систем, получило широкое применение в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Понятие С. связано с новой парадигмой… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Кандыба, Виктор Михайлович — Виктор Михайлович Кандыба русский писатель, гипнотизёр, член Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизёров, президент Всемирной ассоциации нетрадиционной медицины при ЮНЕКО, президент Ассоциации народной медицины СССР. Книги В. М. Кандыбы… …   Википедия

  • Виктор Кандыба — Виктор Михайлович Кандыба русский писатель, гипнотизёр, член Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизёров, президент Всемирной ассоциации нетрадиционной медицины при ЮНЕКО, президент Ассоциации народной медицины СССР. Книги В. М. Кандыбы… …   Википедия

  • Виктор Михайлович Кандыба — русский писатель, гипнотизёр, член Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизёров, президент Всемирной ассоциации нетрадиционной медицины при ЮНЕКО, президент Ассоциации народной медицины СССР. Книги В. М. Кандыбы Виктор Кандыба автор более… …   Википедия

  • Кандыба, Виктор — Виктор Михайлович Кандыба русский писатель, гипнотизёр, член Всемирной ассоциации профессиональных гипнотизёров, президент Всемирной ассоциации нетрадиционной медицины при ЮНЕКО, президент Ассоциации народной медицины СССР. Книги В. М. Кандыбы… …   Википедия

Книги

  • Психическая саморегуляция. Первая и вторая ступени. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры, Решетников М.М., В данном учебном пособии рассматривается история происхождения и развития аутогенной тренировки, определяется значение и место данного метода в современной психотерапии и психопрофилактике,… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Авторский учебник Издатель: ЮРАЙТ, Производитель: ЮРАЙТ, Подробнее  Купить за 1151 грн (только Украина)
  • Психическая саморегуляция. Первая и вторая ступени. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры, Решетников М.М., В данном учебном пособии рассматривается история происхождения и развития аутогенной тренировки, определяется значение и место данного метода в современной психотерапии и психопрофилактике,… Категория: Учебники: доп. пособия Серия: Авторский учебник Издатель: Юрайт, Подробнее  Купить за 890 руб
  • Иллюстрированный китайский ЦИГУН, Юу Гонбао, Эта книга посвящена китайскому цигуну. Цигун — это сгусток китайской народной мудрости. Это и терапия, и гимнастика, и философское гармоничное отношение к миру, и психическая саморегуляция…… Категория: Медитация Издатель: Феникс, Подробнее  Купить за 640 руб

Другие книги по запросу «психическая саморегуляция» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Психологическая саморегуляция

1. Психическая саморегуляция

Усталость, стрессы, связанные с проблемами в семье и на работе, в личной жизни, отрицательно влияют на самочувствие, на настроение и на работоспособность человека. Для того, чтобы избавиться от негативных последствий переутомления и нервно-эмоционального перенапряжения и привести в норму свое психическое и физическое состояние, в повседневной жизни чаще всего используются:

1. Сон

Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания. Повышенная сонливость некоторых людей в те жизненные периоды, которые сопряжены со стрессами и высокой эмоциональной нагрузкой, – явление весьма распространенное.

2. Водные процедуры

Горячий душ успокаивает, помогает расслабиться. Холодный или контрастный душ, помогают взбодриться, преодолеть вялость и чувство усталости.

3. Хобби

Для многих людей занятие любимым делом в свободное от работы время будь то марки, вязание, футбол или музыка – является лучшим способом снять напряжение и восстановить силы.

4. Физические упражнения и спорт

Активный отдых и занятия спортом это довольно распространенный способ борьбы со стрессами и с той усталостью, которая накапливается после рабочей недели.

5. Смена обстановки

Для многих людей, смена обстановки, которая происходит во время отпуска, когда они уезжают отдыхать, на дачу, на курорт, едут в туристическую поездку, является наилучшим способом восстановить необходимый запас физических и душевных сил.

Хотя перечисленные выше методы психической саморегуляции достаточно легки и общедоступны, однако у них есть один недостаток требуется довольно много времени для того, чтобы добиться требуемого результата. Не для всех ситуаций эти методы одинаково эффективны. Например, горячий или холодный душ не избавит человека от переживаний, связанных с неприятностями на работе или в личной жизни.

Аутогенная тренировка позволяет быстро, без посторонней помощи за 5–10 минут добиться необходимого результата восстановления работоспособности, улучшения настроения, повышения концентрации внимания и др., не ожидая, пока усталость, тревога или какое-либо иное неблагоприятное душевное или физическое состояние само собой пройдет.

Методы аутогенной тренировки универсальны, они позволяют человеку индивидуально подобрать адекватную реакцию для воздействия на свой организм, когда необходимо устранить возникающие проблемы, связанные с тем или иным неблагоприятным физическим или психологическим состоянием.

2. Аутогенная тренировка Шульца

В 1932 году немецкий психиатр Йоган Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния. Кое-что Шульц заимствовал у йогов, а также из работ Вогта, Куэ, Джекобсона. Шульц считал (а большинство «специалистов» и до сих пар считают), что все трансовые состояния сводятся к явлению, которое английский хирург Брэйд в 1843 г. назвал гипнозом. То есть Шульц считал, что в основе всего многообразия трансовых состояний лежат следующие факторы: 1) мышечная релаксация; 2) чувство психологического покоя и сонливости; 3) искусство внушения или самовнушения и 4) развитое воображение. Поэтому Шульц создал свой метод, объединив рекомендации многих предшественников. Метод Шульца со временем стал классическим, широко распространился по всему миру. В настоящее время существует около двухсот модификаций метода Шульца, но все они, все до одного, уступают той, которую предложил сам автор.

Врач объясняет пациенту в предварительной беседе физиологические основы метода и эффект, ожидаемый от выполнения того или иного упражнения. Разъясняется, что расслабление мышц будет пациентом субъективно ощущаться как чувство тяжести, а следующее за расслаблением мышц – расширение сосудов – приведет к возникновению чувства приятного тепла. Пациенту рекомендуется расслабить пояс и воротник и сесть или лечь в положение, удобное для сна и закрыть глаза. Стараться не реагировать на какие-либо помехи, которые по мере тренированности мешать не будут совсем. Положение тела должно исключать какое-либо мышечное напряжение. Наиболее удобными для занятий Шульц считал одну из следующих поз:

1. Положение сидя. Занимающийся садится на стул в позе кучера – голова слегка опущена вперед, кисти и предплечья лежат свободно на поверхности бедер ладонями вниз.

2. Положение полусидя. Занимающийся сидит в удобном кресле, облокотившись и откинув голову назад – на мягкую спинку кресла. Все тело расслаблено, ноги свободно расставлены или слегка вытянуты.

3. Положение лежа. Тренирующийся ложится удобно на спину. Голова – на низкой подушке. Руки слегка согнуты в локтях и мягко лежат ладонями вниз вдоль туловища.

Заняв удобную позу, тренирующийся начинает вызывать в себе аутогенный трансовый фон в следующей последовательности:

1. Вызывание ощущения тяжести. Тренирующийся мысленно повторяет несколько раз формулу: «Моя правая рука очень тяжелая» (у левши – левая). Добившись ощущения тяжести в правой руке, тренирующийся вызывает это ощущение в другой руке, затем в обеих руках одновременно, в обеих ногах, затем в обеих руках и ногах одновременно, потом во всем теле.

2. Вызывание ощущения тепла. Добившись четкого ощущения тяжести, повторяют несколько раз следующую формулу: «Моя правая (левая) рука теплая». Далее ощущение тепла вызывается в той же последовательности, что и ощущение тяжести.

3. Овладение ритмом сердечной деятельности. Мысленно повторяется несколько раз формула: «Сердце бьется спокойно и ровно».

4. Овладение ритмом дыхания. Формула «Дышу совершенно спокойно».

5. Вызывание ощущения тепла в районе солнечного сплетения. Формула: «Мое солнечное сплетение теплое, совсем теплое».

6. Вызывание прохлады в области лба формула: «Мой лоб приятно прохладен».

Вся тренировка начинается и заканчивается формулой: «Я совершенно спокоен». Эта формула постоянно произносится в каждом упражнении.

В конце сеанса, чтобы вывести себя из состояния покоя и расслабления, рекомендуется сделать резкие разгибательные движения руками, сопровождая эти движения резким выдохом, и затем широко открыть глаза. Шульц старался индивидуальные занятия сочетать с групповыми по 30–70 человек в группе. Первые шесть упражнений Шульц называл низшей ступенью тренировки, а затем занимающийся осваивал высшую ступень:

1. Воспитание устойчивого внимания. Тренирующийся при закрытых глазах отводит глазные яблоки вверх и как бы смотрит в одну точку, расположенную чуть выше междубровья.

2. Развитие способности к визуализации представлений. Тренирующийся вызывает на мысленном экране представление какого-либо однотонного цвета или конкретного образа какого-либо предмета. Длительность этого упражнения 30–60 минут и рекомендуется его делать только после шести месяцев занятий аутогенной тренировкой.

3. Вызывание состояния интенсивного погружения. Тренирующийся задается темой (например, «счастье») и добивается грезоподобного состояния, когда на мысленном экране возникают (как во сне) зрительные образы, отражающие заданную тему.

4. Вызывание состояния глубокого погружения. Тренирующийся учится вести внутренний диалог, расщепляя сознание на «Я» и «наблюдателя Я». В этом диалоге «наблюдатель» задается вопросом, а «Я» отвечает потоком мысленных картин (в аутотренинге это называется «ответ бессознательного).

После Шульца многие ученые, не понимая роль воображения в саморегуляции (из-за отсутствия личного глубокого трансового опыта) неправильно усовершенствовали его метод, выбросив главное – постепенное достижение способности к визуализации, а резко сократив время занятий, осваивали только первую степень. Поэтому сокращенная аутогенная тренировка, будучи лишенной своего главного секрета – развитого воображения, стала малоэффективной и так и не нашла в мировой практике широкого применения ни в медицине, ни в спорте, ни на производстве.

3. Самовнушение по Э. Куэ

Внушение старо как мир. Словесное воздействие на психику больных использовали с лечебной целью Платон, Аристотель, Гиппократ. Долгое время внушение было окружено ореолом таинственности, загадочности и мистического страха. В настоящее время выяснена физиологическая основа механизмов внушения и самовнушения.

Как пишет большой знаток знахарства в слаборазвитых странах Г. Райт, «психологическое порабощение одних людей другими старо, как мир. На земле всегда были люди, жаждавшие власти. Но искусная, хорошо продуманная практика овладения человеческим сознанием, контроля над ним, практика превращения этого сознания в глину, из которой можно вылепить все, что угодно, – это вклад, котором

mirznanii.com

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — это… Что такое САМОРЕГУЛЯЦИЯ?

– понятие, использованное ранее в биологии и общей теории систем, получило широкое применение в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Понятие С. связано с новой парадигмой психологической науки, заключающейся в преодолении структурной, статической методологии и переходе к методологии функциональной.

С. – индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т. д., компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней.

С. – поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. С. имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни. В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами С. могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т. д.), волевые и др.



Структура С. характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть различные формы как чувственные, так и понятийные. Возможности С. ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал С. складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.

Произвольная С. осуществляет направленность психических и личностных свойств и способностей на решение встающих перед субъектом задач и преобразует качества психических образований, процессов в составе профессиональных способностей, а также использует все психические возможности в качестве средств обеспечения оптимального осуществления профессиональной деятельности. В этом последнем смысле С. становится предметом акмеологии.


* * *
— свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.


* * *
– управление собой, способность действовать преимущественно на основе своих убеждений и ценностей, а не руководствуясь некими внешними ограничениями, побуждениями или выработанными воспитанием навыками. С позиций экзистенциальной психологии — это оптимальный способ функционирования человека, признак его зрелости, экзистенциальной преданности, с точки зрения бихевиоризма – это не более чем иллюзия, самообман, никакой свободой выбора и самостоятельностью человек на самом деле не обладает, поскольку его активность определяется преимущественно внешней или внутренней стимуляцией. Синоним: Саморуководство.


* * *
процесс управления собственным психологическим и физиологическим состоянием, а также поступками.


* * *

(от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.


* * *
(…от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — в общем случае воздействие на систему, осуществляемое с целью выдерживания требуемых показателей ее работы, но реализуемое посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой в соответствий с законами ее организации. Простейшим случаем С. является такой, когда система отвечает на внешние изменения детерминированной программой действий. Такой тип С. реализуется в технических системах (напр., автопилот), а также в инстинктивном поведении животных. В человеческом же организме С. осуществляется по принципу самоорганизующихся систем, т. е. с учетом научения, приобретенного в прошлом опыте. Поэтому здесь существенную роль играет механизм памяти, который выполняет функции как хранения наследственных кодов С, так и накопления, обобщения и систематизации опыта, приобретенного в процессе развития. Причиной; порождающей С. в организме человека, является его функциональная направленность. Такой причиной может быть цель, подкрепленная соответствующими мотивами и стимулами и порождающая направленное поведение человека под контролем сознания. Побудителем направленного реагирования могут служить также отклонения физиологических показателей организма от нормы или отклонения от сложившихся в процессе деятельности психических установок, вызывающих неосознанную С. Указанная направленность С. в организме человека обеспечивается благодаря антиэнтропийному (уменьшающему энтропию) характеру ее процессов, позволяющему воспроизводить необходимые для ее сохранения маловероятные состояния организма. Важнейшим элементом С. является обратная связь. Благодаря способности человека к опережающему отражению в основе С. лежит не только модель уже свершившегося, но и модель потребного и ожидаемого будущего. Причем вероятностный характер последней побуждает человека к активному приспособлению к среде с целью поиска и извлечения из нее дополнительной информации, необходимой для поддержания и развития процессов С. Эта активность организма усиливается возможностями полифинального (множественного) выбора, требующего от человека непрерывного индивидуального опыта и обогащения его общественным опытом (М. А. Котик). Из проведенного рассмотрения следует, что в организме человека протекают разнообразные процессы С. как на физиологическом, так и на психическом уровне. Каждому из них присущи свои качественно специфические энергетические и информационные проявления, которые находятся в сложной и неразрывной взаимосвязи. Процессы С. протекают также в тесном единстве с процессами самоконтроля и являются одним из механизмов высокой надежности деятельности человека. О С. часто говорят и в связи со способностями человека сознательно изменять свое состояние. К числу основных методов С. в этом плане относятся: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, приемы сенсорного репродуцирования образов, самогипноз. В качестве дополнительных приемов, способствующих овладению методами С, используются суггестия (внушение), светомузыкальные воздействия, различные виды производственной гимнастики. Многие из этих методов широко используются на производстве в практике работы кабинетов психологической разгрузки.


* * *
(от лат. regulаre – приводить в порядок, налаживать) – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая С. является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в т. ч. рефлексии субъекта. Психическая С. осуществляется в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. При всем разнообразии проявлений С. имеет следующую структуру: принятая субъектом цель его произвольной активности, модель значимых условий деятельности, программа исполнительских действий, критерии успешности деятельности, информация о реально достигнутых результатах, оценка соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекции деятельности. С. представляет собой замкнутый контур регулирования и является информационным процессом, носителями которого выступают различные психические формы отражения действительности. С. выступает механизмом, определяющим поведение человека в конфликтных ситуациях. В конфликтологии С. в широком смысле представляет собой процесс адаптации поведения и деятельности человека к особенностям конкретной ситуации, в которой он находится. Одним из важных видов С. является психическая С. как сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей психики, прежде всего психических состояний. От эффективности механизмов С. зависит степень конструктивности поведения личности в конфликтах. С. психики лежит в основе психического здоровья.




Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

psychology_pedagogy.academic.ru

Саморегуляция в психологии. Теоретические аспекты саморегуляции человека.

В этой статье мы рассмотрим такое понятие в психологии, как саморегуляция, а также изучим теоретические аспекты саморегуляции человека. Проблема саморегуляции человека является одной из центральных в психологии. Это связано с тем, что от способности человека к регулированию своих психических и физических процессов зависит не только деятельность человека, но и его существование в целом.

В последнее время появились различные подходы к изучению саморегуляции человека. При этом формируются различные определения данного понятия.

Например, Бояринцев В.П. предполагает, что саморегуляцию стоит рассматривать как атрибут всеобщей материи. По мнению автора, понятие «саморегуляция» отражает биологическую (природную) характеристику человека как индивида, а понятие саморегулирования отражает социальную характеристику человека как личности. [4]

Необходимо отметить, что термин «саморегуляция» основательно закрепился в физиологии, теории систем и связан с такими понятиями, как равновесие, норма, адаптация, гомеостаз. К. Бернар впервые, с научной точки зрения, обратил внимание на то, что образование постоянной внутренней среды помогает организму противостоять значительным колебаниям условий внешней среды. Это позволяет организму от пассивной адаптации к изменениям внешней среды перейти к активной регуляции постоянства своей внутренней среды. [3]

Идеи К. Бернара о регуляции поведения получили свое дальнейшее развитие в работах И.М. Сеченова и Ч. Шеррингтона. Они утверждали, что саморегуляция связанна с сознанием человека и не нуждается в наличии особого психического образования. Осуществление саморегуляции происходит через работу определенных нервных центров, связанных с сознательным отражением. При этом реакции рефлекторных дуг, по мнению Ч. Шеррингтона, управляются механизмами, деятельность которых связанна с сознанием. «Этими высшими центрами тот или иной рефлекс может быть остановлен, запущен или модифицирован в его реакции с таким разнообразием и с очевидной независимостью от внешних раздражителей, что будет наивным прийти к заключению о существовании самопроизвольного внутреннего процесса». [9]

Интересную идею высказал уважаемый русский физиолог И.П. Павлов. Он определил человека как саморегулирующуюся систему, которая сама себя направляет, поддерживает, воспитывает и даже совершенствует. [8] Это положение было развито П.К. Анохиным в теории функциональных систем. С точки зрения этой теории, функциональные системы представляют собой динамические, саморегулирующиеся организации, взаимодействие которых позволяет достигнуть полезных результатов, и носят приспособительный характер для организма. [1] В свою очередь Л.В. Выгодский обращал внимание на то, что психика человека участвует в регуляции поведения, которая отличается высшими формами активного приспособления природы к своим потребностям, в противоположность пассивному приспособлению животных к среде. [5]

Суждения о саморегуляции как адаптивной, уравновешивающей форме функционирования живых организмов сужают область ее познания до сферы изучения биологической природы. Однако саморегуляция присутствует и в протекании психических процессов. 

Существуют и другие подходы, где проблема саморегуляции сводится к изучению сознательного управления человеком собственными действиями и поведением. С данной точки зрения саморегуляция может включать в себя только планирование действий, поступков, волевые усилия и самоконтроль.

Однако многочисленные исследования показывают, что любая более или менее сложная деятельность человека регулируется единством осознаваемых и неосознаваемых психических феноменов.

В.Е. Клочко отмечает, что исследование саморегуляции должно проводиться в соотнесении осознаваемого и неосознаваемого, произвольного и непроизвольного, т.е. в системе целостного психического саморегулирования. Автор считает, что саморегуляция – это проявление целостной работы психики как системы многоуровневой, при этом осознанное регулирование является высшим уровнем в системе регуляции. [7]

Существенный вклад в решение проблемы психической саморегуляции внесли такие ученые, как А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и др.

М.Я. Басов, предпринимая попытки раскрыть понятие саморегуляции, предлагает рассматривать его в двух смыслах. Первый наиболее широкий, связан с общей установкой личности и общим направлением ее активности. Другой, затрагивающий регуляцию в собственном смысле слова, касается структуры процесса и способов ее организации. [2]

В.К. Калин в своих работах выделяет такое понятие как произвольная регуляция, под которым понимает сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и концентрирования этой активности в нужном направлении, то есть целенаправленное создание такой организации психических функций, которая обеспечивала бы наибольшую эффективность действий. По его мнению, саморегуляция – это проявление самосубъектных отношений, т.е. активности, направленной не на внешний мир или других людей, а на самого себя. [6]

Подводя итоги статьи, можно сказать, что в научной литературе существуют различные определения саморегуляции, что затрудняет исследование данного процесса. Для оптимизации дальнейшего исследования данного понятия, под психической саморегуляцией мы понимаем сознательное воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания.

Таким образом, в этой статье мы раскрыли теоретические аспекты саморегуляции человека, и дали определение психическому саморегулированию. В следующей статье мы изучим основные психологические аспекты саморегуляции человека.

Литература:

  1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. – М., 1968
  2. Басов М.Я. Общие основы педологии. – М., 1928
  3. Бернар К. Введение к изучению опытной медицины – СПб, 1866
  4. Бояринцев В.П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности – М., 1988
  5. Выгодский Л.В. Собрание сочинений. Т. 6. Научное наследство – М., 1984
  6. Калин В.К. Воля, эмоции, интеллект. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых – Симферополь, 1983
  7. Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование – М., 1987
  8. Павлов, И.П. Избранные труды – М., 1949
  9. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы – Л., 1969

world-psychology.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о