Социальная направленность это – Типы социальной направленности — психология

Содержание

Социальная направленность государства

Социальная направленность государства призвана ограничивать своекорыстные интересы и поползновения тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве, силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».

Согласно определению МОТ социальная защита как комплекс мер включает:

  • стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
  • предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизма социального страхования;
  • предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;
  • доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя государственные пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь. При этом основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство, поскольку оно охватывает все население и имеет более низкие административные расходы, нежели системы с участием частных институтов. Поскольку система социальной защиты затрагивает интересы всего населения, особое значение имеет обеспечение населения достоверной и полной информацией по ее основным сферам и направлениям.

В качестве механизма социальной политики, в том числе социальной защиты, важная роль принадлежит государственным социальным стандартам (ГСС), то есть устанавливаемым государством нормам и нормативам, обеспечивающим реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан, а также порядок предоставления этих прав, служащих одновременно ориентирами для социальной и экономической политики социального государства.

В настоящее время в практической работе при формировании бюджетов различных уровней применяются социальные нормативы и нормы по широкому кругу показателей. Значительная часть законодательно установленных и закрепленных другими нормативно-правовыми актами социальных нормативов и норм определяют государственные гарантии и регулируют деятельность отраслей социально-культурной сферы: науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по важнейшим направлениям социальной политики.

Большинство этих нормативов и норм является обязательствами государства перед различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных нормативов и норм пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов.

Многие социальные государства Европы на законодательной основе обеспечивают доступ своим гражданам к социальным правам, изложенным в принятой ими Европейской социальной хартии, и следуют модели социальной политики, обеспечивающей, по их определению, здоровый ум, здоровый дух в здоровом теле, гарантируя:

  • право на жилье, налагающее на государство обязательство гарантировать всем доступ к нормальному жилью по разумным ценам;
  • право на охрану здоровья для всего населения, что требует от государства обеспечить доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого и проведения политики предупреждения болезней и опасностей на рабочем месте и несчастных случаев;
  • право на образование, предусматривающее, что государство должно организовать такую подготовку, которая обеспечит всеобщий доступ к рынку труда, а доступ к высшему образованию – исключительно на основе личных способностей;
  • право на работу, что обязывает государство проводить социальную и экономическую политику, гарантирующую полную занятость, обеспечивать свободу создания профсоюзов и организаций работодателей для защиты своих экономических и социальных интересов;
  • право на социальную защиту и, значит, на социальное страхование, социальную помощь и услуги, защиту от бедности и социального отчуждения, а также осуществление особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста;
  • право на свободу передвижения и воссоединения семей;
  • право на исключение дискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов и др.

На конференции Совета Европы (14–15 ноября 2002 г.) по доступу к социальным правам показана цена пренебрежения государства к социальным правам своих граждан, в результате чего:

  • растет нищета и отчужденность в обществе;
  • снижается экономический рост, так как разрушается главная (человеческая) производительная сила;
  • население болеет, стареет и умирает;
  • падают нравственность, культура, теряются моральные ценности в обществе;
  • уменьшается человеческий потенциал;
  • уничтожается гражданское общество;
  • расслаивается общество, растет неравенство в нем и почва для экстремизма;
  • теряется легитимность самого государства.

Многие европейские социальные государства, присоединившиеся к Социальной хартии и неуклонно соблюдающие ее требования, добились высокого уровня жизни, большого экономического роста, стали высококонкурентоспособными.

В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка).

Минимальный размер оплаты труда по мере приближения его к уровню, обеспечивающему воспроизводство рабочей силы, станет исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, а также другим критериям оценки трудового вклада работника, учитываемым в процессе заключения коллективных договоров между работниками и работодателями.

Должна повышаться, совершенствоваться и выравниваться по отношению к труженикам производственных отраслей заработная плата работников социальной сферы, которые не являются частью совокупного работника единого народно-хозяйствен­ного комплекса.

Государственные социальные стандарты в области обеспечения занятости и помощи безработным предусматривают установление:

  • порядка определения страхового взноса по страхованию на случай безработицы;
  • размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;
  • правил поиска новых рабочих мест;
  • порядка переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.

investobserver.info

4 Направленность личности

Вопросы:

1.Понятие
направленности личности, ее виды и
формы.

2.Мотив
и мотивация личности.

1.Понятие направленности личности, ее виды и формы

Ведущий
компонент структуры личности –
направленность
– система устойчивых мотивов, доминирующих
потребностей, интересов, склонностей,
убеждений, идеалов, мировоззрения,
определяющих поведение личности в
изменяющихся внешних условиях.

Направленность
оказывает организующее влияние на
компоненты структуры личности, на
психические состояния и познавательные,
эмоциональные, волевые психические
процессы.

Направленность
наряду с доминирующими мотивами имеет
различные формы
протекания
:
ценностные ориентации, привязанности,
симпатии (антипатии), вкусы, склонности.
Она проявляется не только в различных
формах, но и в различных сферах
жизнедеятельности человека.

Специалисты
выделяют несколько ключевых видов
направленности
,
которые охватывают основные сферы жизни
человека:

Личная
направленность
.
Эта направленность выстраивается на
мотивах личного благополучия, стремления
к победе, первенству. Такой человек мало
интересуется другими людьми и их
чувствами, все, что его интересует –
осуществить свои потребности и желания.
Чаще всего, им свойственны такие черт
характера, как концентрирование на
себе, попытки навязывать свою волю
другим, тенденция делать поспешные и
неоправданные виды о других.

Направленность
на взаимные действия
.
В этом случае речь идет о личности,
поступки которой определяются потребностью
в общении, стремлением поддерживать
хорошие отношения с людьми. Этому
человеку интересны совместные проекты,
взаимоотношения. Обычно этот тип людей
избегает прямого решения проблем,
уступает давлению группы, отказывается
от высказывания идей и не стремится
руководить.

    Деловая
направленность
.
Такая личность легко увлекается процессом
деятельности, стремится к познанию,
овладению новыми навыками. Этот человек
обязательно выскажет свою точку зрения,
если она важна для решения задачи. Обычно
такой тип людей помогает других
сформулировать идею, поддерживает
группу, легко излагает свои мысли, может
руководить, если того требует решение
задачи.

    Эмоциональная
направленность

личности. Такой человек направлен на
чувства и переживания. Такая направленность
может соответствовать потребности в
славе, и потребности в помощи другим, и
интересу к борьбе и первенству. Кроме
этого, такие люди нередко любят решать
разного рода сложные интеллектуальные
задачи.

    Социальная
направленность

личности. Этот тип склонен к служению
отечеству, развитию науки и т.д., стремится
максимально реализовать себя, поскольку
это принесет пользу его стране. Такие
люди могут быть направлены по
интеллектуальному типу (на открытия,
достижения), по предприимчивому типу
(из таких людей получаются прекрасные
бизнесмены) и т.д.

Существуют
и дополнительные аспекты направленности:

1)Уровень
значимости общественных ценностей для
личности.

2)Целеустремлённость
личности, которая зависит от разнообразия
потребностей личности, круга интересов
и т.д.

3)Цельность
личности, которая зависит от степени
устойчивости отношений, а также
последовательности и принципиальности.

Такие
особенности дополнительно характеризуют
общую направленность личности и придают
определенные черты характеру.

Направленность
личности всегда социально обусловлена
и формируется в процессе воспитания.
На направленность большое влияние
оказывают свойства личности, которые
проявляются в следующих формах:

Влечение
– наиболее примитивная, биологическая
форма направленности. С психологической
точки зрения влечение является психическим
состоянием, выражающим недифференцированную,
неосознанную или недостаточно осознанную
потребность. Обычно влечение является
преходящим явлением, поскольку
представленная в нем потребность либо
угасает, либо осознаётся, превращаясь
в желание.

Желание
– осознанная потребность и влечение к
чему-либо определённому. Желание, будучи
достаточно осознанным, имеет побуждающую
силу, проясняет цели будущего действия
и построение плана этого действия.

Стремление
– желание, подкреплённое волей,
определённое побуждение к деятельности.

Интерес
– специфическая форма проявления
познавательной потребности человека.
Интерес обеспечивает направленность
личности на осознание смысла и целей
деятельности, тем самым способствует
ориентировке личности в окружающей
действительности. Различают: 1)
непосредственный интерес, вызываемый
наглядной привлекательностью объекта;
2) опосредованный интерес к объекту как
средству достижения целей деятельности.

В
динамике интерес порождает склонность.
Интерес – это сравнительно пассивное
созерцание объекта интереса, склонность
– активное созерцание, стремление
связать свою деятельность или свою
жизнь с этим объектом. Основой склонности
является глубокая устойчивая потребность
индивида в той или иной деятельности.

Идеал
– конкретизируемая в образе или
представлении предметная цель; то, к
чему человек стремится, на что ориентируется
в отдалённой перспективе.

Мировоззрение
– модель (картина) мира. Целостное
мировоззрение позволяет рассматривать
мир как сложную систему причинно-следственных
связей и позволяет человеку планировать
свою деятельность.

Убеждение
– система мотивов личности, побуждающих
её поступать в соответствии со своими
взглядами, принципами, мировоззрением.
В основе убеждений лежат осознанные
потребности, которые побуждают личность
действовать, формируют её мотивацию и
деятельность.

studfiles.net

Социальная направленность бизнеса

Андрей Красовский — генеральный директор компании Global Position — лидера Северо-Западного региона по интеграции систем монитогринга транспорта написал колонку на тему социального предпринимательства.

Социальные предприниматели обладают особым складом ума: они видят возможности там, где другие люди видят проблемыДжей Диз

Стратегия развития бизнеса напрямую зависит от его взаимодействия с обществом и государством. Есть модели, которые заточены только на экономическую составляющую, выраженную во вложении средств, уплате налогов и получении прибыли. Существуют компании, которые заточены исключительно на социальной значимости и не ставят первичной задачей заработок. Но сегодня все чаще можно встретить совмещение экономической и социальной составляющей.

Понятие социального предпринимательства в России пока отсутствует. Попробуем дать общее определение. Социально-направленный бизнес строит свою деятельность вокруг решения какой-то социально значимой проблемы: возрождение культурных традиций, работа с малообеспеченными слоями населения, обеспечение безопасности детей и пожилых людей, экология, просвещение и образование, поиск лекарств от тяжелых заболеваний и так далее.

Можно с уверенностью говорить о тренде социальной ответственности компаний, который становится критерием выбора потенциальными клиентами. Важно найти эту составляющую в бизнесе и продвигать ее. В дальнейшем подобные проекты помогут аудитории сделать выбор в пользу вас. По статистике, прежде чем остановиться на компании, современный пользователь в 80% случаев просматривает в интернете ее участие в общественно значимых мероприятиях и благотворительности. Например, McDonald’s или Walmart, которые давно ассоциируются у покупателей с помощью детям.

Существует несколько способов формирования такой ниши:

  • Ваш продукт напрямую решает социальную проблему, улучшает жизнь людей, способствует их комфорту и безопасности. Например, технологичные решения для пансионата слабовидящих, где пациенты и персонал смогут удаленно общаться и подавать сигналы SOS.
  • Участие в благотворительности: создание фондов или регулярные пожертвования. Также клиенты и партнеры компании могут постоянно принимать участие в благотворительных акциях и жертвовать средства на осуществление социально значимых проектов.
  • Продукты и услуги компании можно интегрировать в социальную систему города или страны: например, разработка систем контроля для автопарков может иметь большое значение в осуществлении мониторинга пробок и аварийных ситуаций с участием общественного транспорта, машин скорой помощи и пожарных бригад.

С чего начинается социально-направленный бизнес

Для начала необходимо определить социальную проблему, которую ваша компания будет решать через реализацию товаров или услуг населению. Это станет отправной точкой вашей стратегии. Сегодня мало иметь просто хороший продукт. Необходима миссия, общий вектор, куда вы планируете двигаться, наивысшая цель, если хотите.

Основные критерии социальной проблемы:

  • Прибыль компании является не целью, а средством решения какой-то социальной боли. Например, ваш товар помогает людям с ограниченными возможностями или способствует спасению животных. Например, модный в последнее время экомех — это бизнес, целью которого является решение проблемы истребления ценных пушных зверей через реализацию красивых и качественных изделий из искусственного меха;
  • Социальная миссия, которая оформлена в четкие и конкретные цели и задачи, которые вы доносите до своих пользователей через медиа. Это должна быть яркая и понятная стратегия. Например, сеть ресторанов «В темноте» реализует миссию: предоставление рабочих мест для слабовидящих людей;
  • Использование технологий и инноваций для решения социальных проблем. Без этого невозможно эффективное предпринимательство. Мало просто заявить о том, что вы помогаете, необходимо придумать какое-то новое, ранее не используемое решение. Например, детские площадки с мониторами и подсветкой, которые помогают решить проблему безопасности и развития детей;
  • Тиражируемость: ваша идея должна быть легкой для применения в любом регионе страны. Не бойтесь того, что вас начнут копировать. Во-первых, это значит, что модель эффективна. Во-вторых, больше шансов для решения социальной проблемы. В третьих, конкурентная среда — это всегда хороший знак для развития бизнеса;
  • Устойчивая финансовая модель — это то, что отличает социально-направленный бизнес от благотворительности. Целью подобных компаний является получение прибыли от реализации товаров и услуг, направленных на решение социальных проблем. Важно найти баланс между помощью и высшей целью и финансовой стабильностью и окупаемостью бизнес-модели.

Кто был первым?

Более 30 лет назад успешный менеджер Уильям Дрейтон создал компанию «Ашока: новаторы для общества» (Ashoka: Innovators for the Public). Основная миссия компании была очень непопулярна во времена правления Рейгана в США — защита окружающей среды. Стартовый капитал фирмы составлял всего 60 000 долларов.

В 2000-х годах портфель достиг десятков миллионов долларов. Основная цель — инвестиционная поддержка малых проектов для решения проблем окружающей среды по всему миру. В настоящее время организация имеет филиалы в 60 странах мира и поддерживает более 1 800 стипендиатов в области социального предпринимательства.

Основные функции, которые несет социальное предпринимательство

Рабочие места для людей с ограниченными возможностями

Одной из главных целей создания социально-направленных компаний является предоставление возможностей для людей. которые не могут работать в обычном режиме. Примером служит «Школа фермера», которая помогает людям из интернатов и детских домов реализовать себя в сельском хозяйстве. Смысл бизнеса простой: молодежь обучают и трудоустраивают в фермы. Здесь они пробуют себя как инженеры и инноваторы. Ведь компания занимается не только фермерством, но и созданием новых решений для более эффективного и, главное, экологичного сельского хозяйства;

Помощь в решении глобальных проблем экологии

Египетская компания Sekem была создана для разработки инновационных решений в биодинамическом сельском хозяйстве. В те годы Египет переживал сильнейший кризис, во многих участках царил голод. Эти методы основаны на положении, что органическая культивация укрепляет плодородные структуры почвы, позволяет расширить растительное биоразнообразие и не производит неперерабатываемых отходов.

Все продукты, полученные с использованием этих методов, можно продать, пустить на переработку или повторно использовать в процессе культивации — таким образом создается устойчивое хозяйство. Позже на базе компании была организована Египетская биодинамическая ассоциация (Egyptian Biodinamic Association — ABDA), оказывающая консалтинговые услуги компаниям, которые решили работать в сфере биодинамического сельского хозяйства;

Создание комфортной атмосферы для потребителей

Это направление получило большую популярность в сфере медицины. По всему миру появляются частные роддома, где женщинам предлагают роды в домашней обстановке, бассейнах, с музыкой и доулами. Родоначальником этих компаний стал акушер-гинеколог Мишель Оден, который в своей работе активно продвигал идею положительного отношения к родам и беременности.

В Ростове-на-Дону в 2008 году была организована стоматологическая клиника «Бобренок», где главной целью было создание такой обстановки, чтобы дети не боялись похода к врачу. Там были установлены телевизоры, звучала приятная музыка, вокруг располагались игрушки и реализовывалось соответствующее отношение персонала. Регулярно врачи клиники устраивали профилактические дни для детей из малоимущих семей;

Создание новых пространств в качестве альтернативы государственным учреждениям

В Санкт-Петербурге существуют альтернативные школы («Апельсин») и детские сады («Садики Надежды Самойловой»), где дети получают индивидуальное отношение. Именно в подобных учреждениях могут учиться ребята с ограниченными возможностями. Для них создаются отдельные планы развития, а в школах отсутствует система оценок. Таким образом, бизнес помогает решить проблему инклюзивных учреждений по всей стране, которые сегодня, как никогда, актуальны.

Приоритетные задачи развития социального предпринимательства в России

Создание нормативной базы

На сегодняшний момент в России не существует соответствующих нормативных актов, которые определяют термин социального предпринимательства и регулируют работы подобных компаний. Также нет четких критериев, по которым государство может оказывать финансовую поддержку на начальном этапе, так как социальный бизнес, так или иначе, не направлен на получение одной лишь прибыли.

Информационная поддержка

Для привлечения внимания к социальным проектам и компаниям, которые реализуют инновационные решения в области обеспечения комфортной жизни и безопасности людей, необходимо привлекать федеральные СМИ и заниматься просвещением. По статистике люди активнее покупают товары и услуги в тех компаниях, где есть четкая идея и миссия. Из двух предложений человек наверняка выберет социально-направленное. К сожалению, многие просто не знают о существовании подобных кейсов.

Масштабирование социально-направленного бизнеса

Сегодня большинство таких компаний находится в крупных городах страны. Расширение в регионы дает большие возможности для распространения идеи социального предпринимательства. Опять же через бизнес-решения есть возможность не только реализовать товары и услуги, но и улучшить жизнь людей в небольших городах.

Реализация комплексного подхода к социально-направленному бизнесу позволит изменить и отношение коммерческих предприятий к социальной ответственности. Может случиться «цепная реакция», когда предприниматели начнут пересматривать стратегии развития и направлять основной вектор к людям, для решения их болей и проблем. Это выведет бизнес на совершенно новый уровень, когда во главе угла будет стоять не прибыль, а помощь людям и решение глобальных человеческих задач, таких как экология, здоровье, сохранение ресурсов.

© Андрей Красовский, BBF.ru

bbf.ru

Социальная направленность личности | PSYERA

Одна из важнейших психологических характеристик зрелой личности — ее ценностные ориентации (ЦО). Фактически это проблема смысла человеческого существования. Подходя к смыслу жизни как к необходимости ее психологической оправданности, А. Н Леонтьев отмечал:

«…ведущий мотив − цель возвышается до истинно человеческого и не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом… такие жизненные мотивы… способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» (1975, с. 221).

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Таким образом, развитие ценностных ориентации тесно связано с развитием направленности личности. С. Л. Рубинштейн указывал:

«В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личного и общественно значимого» (1976, с. 365). И далее: «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» (там же, с. 366).

В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ЦО как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения учащихся, их отношения к окружающей действительности (Н. А. Волкова, 1984; В. Д. Ермоленко, 1984; Б. С. Круглов, 1983, 1987; А. С. Шаров, 1986). В этих исследованиях установлено, что ЦО личности можно изучать с точки зрения выявления их психологической сущности, причин возникновения, механизмов формирования и рассматривать как  определенный результат личностного развития, как итог взаимодействия субъективных и объективных детерминант этого развития. В первом случае основным предметом исследования становятся психические процессы, обусловливающие возникновение у человека той или иной системы ценностей и ЦО личности (Г Е Залесский, 1971; Б С. Круглов, 1978; Формирование личности ., 1987), во втором — содержание этой системы, ее иерархическая структура, регуляторная функция в социальном поведении (В. А. Ядов, 1975; А. Г. Здравомыслов, 1986).

Оба подхода к исследованию ЦО в равной мере могут быть использованы при изучении возрастных и индивидуальных особенностей формирования личности. Однако если в первом в центр нашего внимания ставится генезис собственно психологического механизма данного свойства, структурного компонента личности, то во втором на передний план выдвигается оценка развития личности с точки зрения ее нравственных, социально значимых качеств. Именно последнее в наибольшей степени, как нам кажется, может характеризовать готовность личности к нахождению места для себя, для своей системы ценностей в системе ценностных координат общества. В зависимости от того, на какие ценности ориентируется школьник (к чему в жизни он стремится, что в этой жизни он хочет создать или получить, в чем видит личностную ценность общения, своей деятельности и т д.), мы можем говорить о его социальной и гражданской зрелости. Иными словами, о личностной зрелости старшеклассников мы можем судить по тому, насколько содержательная сторона ЦО, характерная для этого возрастного периода, будет соответствовать интересам общества.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимозависимости. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное.

С этих позиций в процессе выявления особенностей ЦО учащихся как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра степень сформированности иерархической структуры ЦО и содержание ЦО (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т. п. Нетрудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь яри достаточно высоком уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально−психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ЦО, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ЦО личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других и т. п., можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ЦО может также показать, в какой степени выявленные ЦО учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны целям воспитания.

psyera.ru

Направленность личности — определение, виды, структура

Мотивация

Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни. Все сферы, в которых человек действует, представляют для него значительную ценность. Если убрать хотя бы одну из них, личность не сможет полноценно развиваться и двигаться вперед.

Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям. Что такое направленность? Это осознанно осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи.

Виды направленности личности

Психологи говорят о наличии нескольких направленностей, которые определяют то, как человек ведет себя в разных ситуациях. Каждый из видов затрагивает какую-то одну сферу деятельности, поэтому ее нельзя назвать хорошей или плохой.

Личная направленность

Характеризуется стремлением к собственной самореализации, воплощением в жизнь личностных целей и стремлений.  Таких людей нередко называют эгоистичными, поскольку они с виду мало заботятся о других, а больше думают о себе, выстраивают в голове конструктивные планы и осмысленно двигаются к их осуществлению. Черты характера, свойственные таким людям: уверенность в себе, целеустремленность, умение сосредоточиваться на важной проблеме, организованность, ответственность за выполняемые действия. Люди представленной направленности никогда не станут обвинять других в собственных неудачах. Они не ждут помощи от окружающих, а предпочитают все брать в свои руки. Иногда у них вырабатывается так называемое стремление к одиночеству и возникают сложности передоверить свои дела кому бы то ни было. Такая трудность продиктована образом жизни личности, ее волевым характером (читать статью «Сила характера«). Это по своей сути невероятно сильные личности, которые способны идти вперед, опираясь лишь на собственную поддержку, рассчитывая на свои силы.

Направленность на других людей

Характеризуется повышенной потребностью в общении, одобрении со стороны других людей. Такая личность слишком сильно ориентируется на мнение окружающих, поэтому не способна выстраивать собственные планы и воплощать в жизнь индивидуальные стремления и мечты. Прежде чем предпринять какое-либо действие, человек будет мысленно или вслух согласовывать свои поступки с мнением общества. Ему страшно выйти за рамки того, что в социуме считается приемлемым или нормальным, потому собственное мнение он, чаще всего, не высказывает.

Направленность на других людей сопровождается так же большим желанием участвовать в общественной жизни, выполнять получения по просьбе родственников, друзей и коллег. Таких людей очень любят в коллективах – они безотказные, легко уживаются практически с любым человеком, готовы в нужный момент прийти на помощь. Здоровый психологический климат в коллективе и дома для них является основополагающим компонентом.

Деловая направленность

Характеризуется высокими требованиями к собственной личности, умением организовывать дела таким образом, чтобы в выигрышном положении оказывался как сам индивид, так и социум, в котором он живет. Такого человека отличает деловой подход ко всему, что его окружает. Он не обязательно стремится заниматься бизнесом или развивать собственное дело. Умение находить выгоду в разных ситуациях (причем, не только для себя, но и для людей) ставит личность в выгодное положение перед коллегами и друзьями. Как правило, это компанейский человек, который очень любит общество других людей, однако, в то же время, достаточно свободолюбивый и всегда играет по своим правилам.

Эмоциональная направленность личности

Характеризуется склонностью переживать по всякому поводу. Такой человек, чаще всего, отзывчив и неравнодушен к печалям других людей. Способность к сопереживанию у него развита в достаточно большой степени, поэтому к нему часто обращаются за советом те, кто в данный момент в этом сильно нуждается. Люди данного типа отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, у них часто меняется настроение. Любой незначительный случай может вывести их из состояния душевного равновесия и породить массу тревожных переживаний.

Кроме сказанного, они прекрасно разбираются в искусстве, в частности в музыке и литературе, так как обладают яркой, уникальной способностью чувствовать переживания и настроения вымышленных персонажей.

Социальная направленность личности

Характеризуется повышенной внимательностью к внешнему миру, людям. Такие личности всегда замечают, что происходит вокруг них, вникают в суть социальных и политических изменений. Как правило, люди этого типа не могут жить вне общества. Они могут быть как руководителями, так и подчиненными, главное, что их деятельность развивается внутри социума.

Структура направленности личности

К чему бы ни стремился человек, он, так или иначе, проходит несколько ступеней для осуществления желаемого. Любая деятельность происходит вследствие сильной мотивации, а она, в свою очередь, формируется благодаря следующим структурным компонентам, которые и определяют направленность личности.

  • Влечение помогает «нащупать» начальный момент выстраивания деятельности, определить мотивы и предпочтения личности. На данном этапе нет движения к цели, поскольку сама потребность еще так явно не осознается.
  • Желание – это осознанная потребность. Она возникает, когда индивид уже четко себе представляет, что он хочет сделать, какой цели достичь. Еще не выстроены пути достижения желаемого, но саму потребность можно назвать зрелой.
  • Стремление формируется посредством активизации волевого элемента. На данном этапе личность не просто осознает свою потребность, но начинает прикладывать первые усилия для того, чтобы желание могло исполниться.
  • Интересы определяют потребности человека, помогают ему выстроить направленность таким образом, чтобы она приносила ожидаемые плоды. Интересы помогают определиться и понять, чего же на самом деле желает человек, скорректировать его деятельность (читать про интересы человека).
  • Склонности характеризуют направленность личности на то или иное занятие.
  • Идеалы являются значимой характеристикой мировоззрения человека. На самом деле именно идеалы способны вести вперед, на их ценности мы ориентируемся, когда принимаем важные решения (читать про идеалы человека).
  • Мировоззрение помогает личности выстроить систему взглядов на самого себя, общество и мир вокруг (читать про мировоззрение человека).
  • Убеждения представляют собой систему мотивов, которые руководят любыми действиями индивида. Они призваны помогать человеку в различных ситуациях поступать определенным образом (читать про убеждения человека).

Все формы направленности личности теснейшим образом связаны между собой. Не пройдя одну ступень, было бы невозможно выйти на следующую. Восприятие и направленность личности зависят от индивидуальных усилий человека и особенностей его психического состояния. От того, насколько сильно человек мотивирован, зависит его работоспособность и вера в собственные возможности.

Направленность и мотивы деятельности личности

Степень успешности решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько сама личность хорошо мотивирована в получении благоприятного результата. Существует несколько факторов, которые оказывают огромное влияние на любую деятельность, осуществляемую человеком.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внешней называется мотивация, направленная на внешние события и окружающих людей. Скажем, если требуется немедленно подготовить доклад по истории только потому, чтобы получить одобрение руководителя и закрыть сессию, то налицо внешняя мотивация. В том случае, когда необходимо выполнить исследовательскую работу потому, что она представляет научный или творческий интерес самого исследователя, то говорят о внутренней мотивации.

Надо сказать, что внутренняя мотивация гораздо сильнее внешней, ведь она побуждает личность к саморазвитию, каким – то новым свершениям, открытиям.

Осознанность – неосознанность мотивов

Когда есть четкое понимание того, зачем выполняется та или иная деятельность, эффективность от ее выполнения возрастает в несколько раз. Монотонный труд, лишенный особого смысла и значения, только навевает тоску и уныние. Бывает, что личность долгое время не может осознать истинные мотивы своих поступков и это приводит ее к заблуждению.

Интересы и значимые потребности

Действуя из собственных интересов, личность всегда повышает свою эффективность труда. Иными словами, когда то, чем мы занимаемся, будоражит воображение, вызывает приятные чувства, и работается гораздо лучше. Удовлетворяя потребности в признании, одобрении со стороны коллектива, самореализации личность возрастает, учится и расширяет собственные возможности. Появляются новые перспективы для дальнейшего продвижения и развития. Когда выполняемая деятельность никак не связана с ведущими потребностями, не удовлетворены личная и духовная составляющие, человек постепенно начинает сомневаться в себе, его силы со временем уменьшаются.

Умение ставить цель

К чему бы мы ни стремились, крайне важно с самого начала правильно определить направленность, конечную цель, понять, чего хотим достичь в результате. Необходимо также задать соответствующий ритм движению и поддерживать его на протяжении всего периода – тогда любая работа будет эффективной. Умение видеть конечный результат деятельности поможет заранее спрогнозировать возможные трудности для того, чтобы вовремя с ними справиться. Неплохо было бы держать в голове так называемый идеал достижения, то есть отслеживать, насколько текущая реальность соответствует заданному образцу.

Уверенность в себе

Никакое дело не может совершаться, если личность не уверена в собственных силах. Даже если человек обладает редкими и исключительными талантами, он не сможет достичь успеха, пока будет заниматься самобичеванием, сомневаться в том, что у него все получится. Уверенность в себе является необходимым инструментом для выстраивания крепких и доверительных отношений с окружающим миром. Воспитать в себе уверенность можно, но только тогда, когда человек готов посвятить время работе с чувствами, проработке вопросов образования, получать новые знания – этого нельзя избежать.

Профессиональная направленность личности

Каждая из профессий, известных людям, предполагает, что человек, претендующий на ту или иную должность, должен обладать соответствующими качествами характера. Ведь принимая решения, действуя на рабочем месте, от нас часто требуется высокая концентрация внимания (читать про внимание человека), большая стрессоустойчивость и т.д. Если эти качества останутся неразвитыми, личность не справится с обязанностями. Профессиональная направленность представляет собой целую систему мотивов, которые движут человеком.

Ниже приведена классификация типов личности с характеристиками, показывающими, в какой сфере она скорее добьется успеха.

  • Реалистический тип. Это люди с устойчивой нервной системой. Они стремятся во всем к максимальной точности и предпочитают работать с реальными объектами. Чаще всего, они занимаются физическим трудом. Подходящие профессии: техники, механики, строители, моряки.
  • Конвенциальный тип. К этой группе можно отнести людей, которые ориентированы на точность и аккуратность. Они замечательные исполнители, любят делать все в сроки. Часто занимаются деятельностью, требующей большой сосредоточенности и внимательности. Профессии: библиотекарь, экономист, бухгалтер, товаровед.
  • Интеллектуальный тип. Это настоящие мыслители. Люди данного типа могут подолгу сидеть на одном месте, погруженные в размышления. Они строят далеко идущие планы на будущее, тщательно планируют свою деятельность. Больше всего их привлекает исследовательская работа, позволяющая приблизиться к раскрытию истины, какого – то отдельного закона. Профессии: преподаватель, ученый, писатель.
  • Предприимчивый тип. Здесь можно встретить отличных руководителей, которые любят управлять и во всем стремятся занять лидирующую позицию. Стремление к первенству определяет их личный успех. Профессии: руководитель предприятий, бизнесмен, администратор.
  • Социальный тип. Эти люди отличаются открытым сердцем и готовностью заботиться о других. Профессиональную деятельность они строят таким образом, чтобы помочь как можно большему количеству людей. У них сильно развито чувство ответственности, гуманизм, сопереживание. Профессии: врач, ветеринар, социальный работник, педагог, воспитатель.
  • Артистический тип. Здесь находятся, пожалуй, самые непредсказуемые люди, которым трудно выдерживать в работе определенный график. В деятельности они ориентируются скорее на собственные чувства, не любят рамки, высоко ценят свободу и независимость. Профессии: актер, художник, поэт, дизайнер.

Таким образом, направленность личности целиком и полностью определяет ее успешность. Диагностика направленности личности  во многом зависит от того, насколько сам человек удовлетворен тем, чем он занимается.

psyh.info

Типы социальной направленности — Психологос

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Рекомендуются профессии научного характера: ботаник, астроном, математик, физик и т.д.

3.Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог и т.д.

4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип — избирает цели. которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Рекомендуются профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.д.

6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Рекомендуются творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество и т.д.

Инструкция.

Цель данного теста — определить тип социально-профессиональной направленности личности.

Вам предлагаются различные пары профессий. В каждой паре необходимо найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Из двух предложенных профессий надо обязательно выбрать одну более предпочтительную. Не спешите, подумайте. Всего 42 пары профессий.

Тут можно пройти тест.

www.psychologos.ru

виды, формы и их характеристики

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

  • Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.

headlife.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о