Тест хочу могу надо выбор профессии – Как выбрать профессию — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

Содержание

Как выбрать профессию — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

Как выбрать профессию

Многие, можно даже сказать все, люди рано или поздно задаются вопросами «Кем быть?», «Где учиться?», «Как выбрать профессию?». Действительно, старшекласснику-выпускнику очень сложно самостоятельно ответить на эти и другие похожие вопросы, если ему заранее не помогли определиться с желаниями, предпочтительной сферой деятельности родители или школа. Несмотря на то, что существует огромное количество материалов по профориентации и профессиональному самоопределению в интернете и печатных изданиях, все они хаотично разбросаны и необходимо провести самостоятельную кропотливую работу по формированию цельной картины. Так и мучаются люди в попытках найти идеальную работу, чтобы и удовольствие от процесса труда получать, и заработная плата была на достойном уровне. Чтобы не допустить досадных ошибок при поиске подходящей профессии рекомендуем ознакомиться со статьёй Типичные ошибки выбора профессии.

В этом материале мы подробно расскажем о нелёгком процессе выбора профессии, разных подходах и направлениях, рассмотрим разные классификации профессий и выведем простые шаги, которые помогут выбрать профессию правильно.

Формула выбора профессии «Хочу — Могу — Надо»

Наверняка Вы уже встречали известную формулу выбора профессии «Хочу – Могу – Надо», но знаете ли Вы, что именно скрывается за каждым из этих слов?

ХОЧУ

Необходимо чётко знать свои интересы, желания и цели. Ни одним из пунктов формулы пренебрегать нельзя, но этим особенно, так как правильная мотивация и интерес это основа всей будущей жизни как профессионала в своём деле. Работа должна приносить удовольствие и никакая мотивация со стороны в виде заработной платы или социального пакета не смогут изменить тот простой факт, что придётся ходить на работу как на каторгу и каждый день с нетерпением ожидать когда же, наконец, наступит пятница. Понятно, что с таким отношением достичь значительных высот в карьере вряд ли удастся или будет стоить несоизмеримых с наградой физических и эмоциональных затрат.

Не спорим, это очень сложный вопрос для самостоятельного решения, но от него зависит многое, поэтому стоит поднапрячься и приложить максимум усилий. В этом могут помочь разнообразные тесты на профориентацию, которые доступны как в интернете, так и в печатном виде. Как вариант, подобные психологические тесты для детей и взрослых можно бесплатно пройти на этом сайте в соответствующем разделе или просто продолжить чтение статьи, задав себе пару вопросов, а матрица выбора профессии Г.В. Резапкиной поможет определиться со специальностью.

Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

Возможные варианты ответов включают в себя:

1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми, такими как: ученики, студенты, покупатели, клиенты, пациенты, зрители и т.д.

2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков: текст, формулы, языки программирования, иностранные языки, схемы, чертежи.

3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования. Обычно связана с такими понятиями, как: деньги, кредиты, акции, лимиты, фонды, инкассация, бухгалтерское дело.

4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями. Управление, стройка, разработка и т.д. В качестве деятельности выступают: станки, механизмы, здания, приборы, машины.

5. Искусство – творческие профессии, занимающиеся театром, литературой, музыкой, балетом, живописью, кино.

6. Животные и растения – работа с животными любых видов (служебные, дикие, домашние, промысловые) и растениями (декоративными, дикорастущими, сельскохозяйственными)

7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции: изделия из металла, ткани, дерева, камня, предметы обихода, лекарства и множество других.

8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, леса, реки, водоёмы, горы, земли, месторождения.

Вопрос №2: Как хочется работать?

1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

Честно ответив самому себе на эти два вопроса, можно быстро определить рекомендуемые профессии, которые вполне могут оказаться интересными и заслуживающими внимания. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов на таблице «Матрица выбора профессий».

Человек

Информация

Финансы

Техника

Искусство

Животные и растения

Изделия и продукты

Природные ресурсы

Управление

Администратор
Менеджер по персоналу
Секретарь

Системный администратор
Маркетолог
Диспетчер

Консультант
Финансист
Экономист

Водитель
Штурман авиации
Машинист
Техник

Режиссёр
Дирижёр
Балетмейстер
Продюсер

Зооинженер
Фермер
Дрессировщик
Почвовед

Менеджер по продажам
Товаровед
Логистик
Мерчендайзер

Инженер по кадастру
Геодезист
Техник-энергетик

Обслуживание

Продавец
Менеджер по туризму
Социальный работник
Медицинский работник

Оператор связи
Информатик
Гид-переводчик
Менеджер по рекламе

Инкассатор
Бухгалтер
Брокер
Кассир

Электромонтёр
Слесарь
Инженер
Механик

Дизайнер
Оператор
Экскурсовод
Парикмахер

Агрохимик
Зоотехник
Животновод
Растениевод

Продавец
Экспедитор
Товаровед

Мелиоратор
Эколог
Озеленитель

Обучение и воспитание

Воспитатель
Тренер
Педагог
Психолог

Филолог
Лингвист

Консультант

Инструктор по вождению

Учитель музыки
Учитель живописи

Дрессировщик
Жокей
Берейтор
Кинолог

Учитель труда

Эколог

Производство и добыча

Программист
Веб-дизайнер
Верстальщик
Кинооператор

Финансист
Экономист
Бухгалтер
Кассир

Строитель
Электрик
Слесарь
Фрезеровщик
Токарь

Ювелир
Резчик по дереву
Вышивальщица

Агроном
Зооинженер
Селекционер
Животновод
Растениевод

Провизор
Инженер-технолог
Повар
Слесарь
Токарь
Швея

Горный инженер
Гидролог
Гидрогеолог
Горнорабочий

Конструирование

Имиджмейкер
Генетик
Пластический хирург

Переводчик
Корреспондент
Журналист
Веб-дизайнер
Программист
Картограф

Аналитик
Экономист
Финансист

Конструктор
Механик

Композитор
Режиссёр
Дизайнер
Модельер
Артист
Художник
Музыкант

Селекционер
Флорист
Агротехник
Ландшафтный дизайнер

Архитектор
Инженер-технолог
Модельер
Закройщик
Монтажник

Горный инженер
Ландшафтный дизайнер
Инженер-гидролог
Озеленитель

Исследование

Психолог
Физиолог
Социолог
Следователь
Лаборант

Социолог
Математик
Историк
Маркетолог
Статистик
Аналитик

Аудитор
Экономист
Аналитик

Инженер-технолог
Инженер-математик
испытатель
Хронометражист
Метролог

Киновед
Искусствовед
Литературовед
Культуролог

Биолог
Микробиолог
Зоопсихолог
Зооинженер
Лаборант-эколог

Санитарный врач
Лаборант
Товаровед
Дегустатор
Технолог

Почвовед
Метеоролог
Геолог
Гидрогеолог

Защита

Адвокат
Военный
Сотрудник полиции
Врач
Спасатель

Программист
Нотариус
Документовед

Страховой агент
Юрисконсульт
Инкассатор

Инспектор по ТБ
Взрывотехник
Испытатель
Пожарный
Водолаз

Каскадёр
Постановщик трюков
Реставратор
Музейный работник

Егерь
Лесничий
Ветеринар

Таможенник
Врач-эпидемиолог
Врач-диетолог
Лаборант

Мелиоратор
Эколог
Метеоролог

Контроль и оценка

Прокурор
Врач-эпидемиолог
Ревизор
Аудитор

Программист
Редактор
Корректор
Оператор

Аудитор
Бухгалтер
Контролёр
Налоговый инспектор

Инженер-технолог
Инспектор по ТБ
Контролёр
Сотрудник ГИБДД

Редактор
Критик
Музейный работник
Оценщик

Зооинженер
Агроном
Охотовед
Агротехник
Зоолаборант

Санитарный инспектор
Контролёр
Риэлтор
Метролог
Таможенник

Радиолог
Эколог
Метеоролог

Понятно, что абсолютно все профессии найти на ней не получится, но общее направление поисков будет очевидным. Подробнее познакомиться с заинтересовавшими направлениями и специальностями можно в нашем Каталоге профессий.

МОГУ

Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к не менее важному компоненту формулы решения вопроса «Как выбрать профессию» – своим возможностям, как физическим, так и психологическим. Для того, чтобы сделать правильный выбор профессии необходимо тщательно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то значительно увеличивается вероятность не поступить в вуз или техникум на выбранную специальность или устроиться на работу в хорошую компанию. Если же удалось отучиться и трудоустроиться, то для достижения профессиональных успехов, а значит повышения заработной платы и продвижения по службе придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых имеются соответствующие задатки и предрасположенности. Даже просто держаться на одном с ними уровне может оказаться затруднительным и требующим большого количества сил.

Можно выделить несколько основных направлений, которые помогут определить собственные возможности.

Состояние здоровья

Самый банальный пункт, который, тем не менее, часто забывают. Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. В снайперы не возьмут человека, который носит очки, а людям с дальтонизмом вряд ли получиться стать всемирно известными дизайнерами или даже просто получить водительские специальности.

Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

Личностные качества и психологические особенности

Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогут психологические тесты, беседы с психологами-профконсультантами или простые вопросы к друзьям и знакомым.

При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в удовлетворении от работы и её комфортности. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе.

Профессиональные предрасположенности и способности

Сюда относятся любые умения, которые получаются лучше других людей и проще для освоения именно Вам: рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные. Тот факт, что для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии.

Профессиональная квалификация и опыт

Для тех, кто уже получил образование и работал по выбранной специальности, возможно, имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов.

Учитывая всё вышеперечисленное, при знакомстве с той или иной профессией будет несложно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

НАДО

Согласитесь, будет не очень умно выбрать профессию, которая не востребована на рынке труда или, что ещё хуже, постепенно теряет свою значимость и уходит в небытие. В формуле выбора профессии компонент «НАДО» выступает в качестве востребованности профессии на рынке труда. Точно предсказать перспективность профессии через несколько лет довольно сложно, но общие тенденции вполне возможно. Для этого можно почитать мнения специалистов, посмотреть государственные образовательные планы, найти соответствующую аналитику и составить своё мнение.

Рынок труда всегда находится в движении, с развитием технологий появляются новые профессии и постепенно отмирают старые. Даже после получения образования и успешной работы необходимо совершенствоваться и повышать свою квалификацию, чтобы оставаться конкурентоспособным и успешным специалистом в своей профессиональной области. Если же исключить «НАДО» при выборе профессии, то найти работу по специальности может оказаться затруднительно.

Результат формулы выбора профессии

Правильно оценив все компоненты формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе шанс неправильного выбора профессии значительно уменьшится, а достигнуть профессионального успеха и стать востребованным специалистом будет проще. Вы найдёте такую профессию, которая будет одновременно:

  • Интересной для вас (ХОЧУ)
  • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ)
  • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО)

Исключение же хоть одного из параметров формулы приводит к различным неблагоприятным последствиям, от невозможности получения удовлетворения от работы до значительно затруднённого трудоустройства по специальности.

Простые шаги выбора профессии

Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться алгоритмом выбора профессии и за семь несложных шагов значительно сузить перечень возможных профессий.

1. Составить список требований к идеальной профессии.

Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться определить желаемую профессию. Можно начать с нижеперечисленных требований и расширить список своими.

  • Условия работы
  • Направление деятельности
  • Уровень заработной платы
  • Уровень требуемого обучения
  • Содержание и характер работы
  • Сложность трудоустройства по специальности
  • Сфера деятельности
  • Любые другие важные для Вас требования

2. Определить степень значимости каждого требования.

Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 или разбить любым другим удобным для себя способом на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других. Возможно получится избавиться от тех или иных требований, которые показались важными лишь на первый взгляд.

3. Составить список интересных профессий

Для знакомства с миром профессий можно использовать наш Каталог профессий или воспользоваться любым другим. В книжных магазинах продаются специальные справочники с подробным описанием существующих на рынке труда профессий. Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы получить такую специальность и начать карьеру в этой сфере.

4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

Следует помнить, что кроме списка Ваших требований к идеальной профессии существуют и требования самих профессий. Учитывайте свои личные таланты и способности, а также физические особенности. Возможно, что в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

5. Проанализировать результаты

На основе предыдущих пунктов определите несколько наиболее подходящих профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей или ярмарки вакансий. Совсем хорошо, если удастся побеседовать со специалистом в данной отрасли.

6. Проверить результаты

Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, учителями, психологом-профконсультантом. Узнайте их мнение и аргументы в пользу той или иной профессии. Можно пройти профориентационные психологические тесты для подтверждения правильности выбора.

7. Определить шаги к получению профессии

Если удалось твёрдо определиться с одной или несколькими идеальными профессиями, то можно смело начинать искать информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки стоит развить, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда и т.д.

Ещё один простой способ выбрать профессию

Приведём ещё один несложный способ как выбрать подходящую профессию. Для него потребуется всего лишь чистый лист бумаги и ручка.

Нарисуйте в центре листа себя или большую красивую букву «Я». Затем, как лучи от солнца, напишите вокруг свои любимые занятия и увлечения. Это могут быть уроки, хобби, просто приятные и простые занятия, совсем не обязательно связанные с миром профессий. Чем больше таких лучиков получится, тем лучше.

Дальше самое сложное, но и самое интересное – к каждому получившемуся лучу придумайте несколько подходящих профессий. Если возникнут сложности, то можно поискать информацию в интернете, журналах, газетах, спросить совета у друзей и родителей.

Таким нехитрым образом получится список профессий, которые могут Вам подойти. Выберите из них от 5 до 10 наиболее интересных и узнайте о них как можно больше: необходимое образование, средний уровень зарплаты, требования компаний-работодателей и т.п. Можно добавить список подходящих учебных заведений и подходящих курсов для развития профессионально важных качеств.

Проверьте правильность выбора с помощью мнения значимых для Вас людей (родители, учителя, друзья и т.п.), прохождения тестов на профориентацию, консультацией с хорошим психологом-профконсультантом.

Заключение

Не забывайте, что решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» и подобных это только первый шаг на пути к успешной карьере, но именно от него зависит будущая успешность и востребованность как профессионала.

Также не стоит забывать, что многие профессии находятся на стыке разных дисциплин и необходимо хорошо разбираться во всех из них. Ещё одним немаловажным фактором, который стоит учитывать, является то, что профессиональные требования и обязанности значительно меняются по мере карьерного роста. Несомненно, можно попробовать себя сразу же в роли руководителя, но это будет менее эффективно, чем пройти весь путь до него с низов и зная всю работу изнутри. Помните, что на кону будут стоять Ваши репутация, время и деньги.

Надеемся, что информация из статьи «Как выбрать профессию» окажется Вам полезной и поможет легко определиться с профессией. Любой самостоятельный выбор стоит проверить и обсудить с практикующими профессионалами. В каждом городе и почти каждом учебном заведении есть отделы профориентации, куда можно обратиться за беседой или прохождением специализированных профориентационных тестов.

Станете ли Вы человеком, который получает удовольствие от работы, стремительно растёт по карьерной лестнице и успешно реализует себя в условиях современного общества зависит только от Вас и Ваших первых шагов в выборе желаемой и перспективной сферы деятельности. От всей души желаем удачного определения трудового пути и пусть Ваша работа будет любимой!

proforientatsia.ru

Профориентация. Хочу, могу, надо.

Категория: Профориентация (Персональная страница Шалда Т.А.)


  В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат три компонента — желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).







ХОЧУ


интересы человека к каким-то видам работы


профессиональные мотивы


(то, что заставляет


человека работать)


Например:


написание текстов, произведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.


Например:желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, стремление сохранить здоровье и не утруждать себя излишним трудом, потребность в творчестве, самовыражении, и т. д.


Для определения своих интересов предлагаю пройти онлайн тесты:


Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)


30 вопросов, 5 мин.



(Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личности.)


Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)


96 вопросов, 15 мин.



(Тест позволяет выявить интересы личности в профессиональной сфере. Для того, чтобы определить Ваши ведущие интересы, рекомендуется серьезно подойти к каждому ответу и постараться как можно точнее ответить)


Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши


(в модификации Г. В. Резапкиной)


24 вопроса, 15 мин.




(Данная методика применяется для оценки склонностей респондентов к различным сферам профессиональной деятельности, таким, как искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, производство товаров и услуг.)


 


Для определения профессиональных мотивов предлагаю пройти онлайн тесты:


Определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной)


40 вопросов, 5 мин.



(Методика для выявления степени выраженности социально-психологических установок (ориентация на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм, власть или деньги)).



 


После определения типа будущей профессии по методике  Е.А. КЛИМОВА

вы можете выбрать профессии в соответствии с классификацией Е.А. Климова  http://www.shkolniky.ru/klimov


 


 


«Могу»— личностные особенности человека, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. 


 






МОГУ


Способности— это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.


Темпера́мент— устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.


Выделяют следующие виды способностей:


1.     умственные и специальные


2.     учебные и творческие


3.     математические


4.     конструктивно-технические


5.     музыкальные


6.     литературные


7.     физические способности


Типы темперамента:


Холерик— быстрый, порывистый, неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.


Флегматик— неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.


Сангвиник— живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, ему становится скучно.


Меланхолик— склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.


Для определения своих личностных особенностей предлагаю пройти онлайн тесты:


— Профессиональный тест на темперамент 


http://test.msk.ru/menu/lichnost.htm


 (С учетом экстраверсии, интроверсии и нейротизма вы сможете определить свой тип темперамента, узнать об особенностях своего поведения и характера, заглянуть в потаенные уголки своего внутреннего мира, а так же определить уровень эмоциональной устойчивости и напряженности.)


— 16-факторный тест Кеттелла


http://test.msk.ru/menu/lichnost.htm


 (16-факторный тест-опросник Кеттелла является одним из часто используемых анкетных методов оценки психологических особенностей личности. Благодаря данному тесту можно узнать особенности характера и выявить скрытые склонности и интересы личности.)


Цветовой тест Люшера



http://test.msk.ru/menu/lichnost.htm


 (В 1948 году психолог Макс Люшер создал тест, который перевернул мир психологии. На сегодняшний день этот тест входит в тройку самых точных психологических тестов, его применяют практикующие врачи-психотерапевты, психологи, а также работодатели в серьёзных крупных компаниях и организациях.) 


Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)


http://prevolio.com/tests.aspx


(Согласно теории Джона Холланда, большинство людей принадлежат к одному из шести типов личности. Люди, которые выбрали себе профессию, подходящую их типу, с большей вероятностью будут довольны работой и добьются профессиональных успехов. Данный тест позволяет определить ваш тип личности по Холланду, и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.)


 


 


 





НАДО


востребованность конкретной профессии на рынке труда.


Для ознакомления с рейтингом профессий (самые востребованные, самые престижные, самые высокооплачиваемые, непопулярные профессии и др.) предлагаю посетить сайт:



 


Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо».


Хочу– ваши желания, интересы, стремления.


Могу– ваши таланты, способности, состояние здоровья.


Надо– состояние рынка труда, востребованность профессий.


 



Также вы можете пройти комплексное тестирование на сайте:  http://www.proftester.ru/index.php


Комплекс включает в себя следующие тесты:


·  Дифференциально-диагностический опросник


·  Опросник профессиональной готовности


·  Опросник профессиональной направленности Д. Голанда 



 


 


 


 


Удачи в профессиональном самоопределении!

www.kolpduc.tom.ru

Профориентационные тесты. ГУО «Филатовский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа»


ТЕСТ «ПРОФПРИГОДНОСТЬ»




1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы:


а) выспаться;


б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;


в) оказаться в кругу друзей.


2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:


а) удочку, набор для вышивания, книгу;


б) коньки, лыжи, велосипед;


в) турпутёвку или билет на интересное представление.


3. Отправляться в путешествие лучше всего:


а) в одиночку;


б) с семьёй или друзьями;


в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.


4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:


а) почувствовал бы полную свободу;


б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;


в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.


5. В своё свободное время ты любишь:


а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;


б) рисовать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;


в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, проводить время с друзьями. 


Подсчитайте количество набранных баллов:


за ответ “а” – 1 балл,


“б” – 2 балла,


 “в” – 3 балла.


Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист или психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике, специальность программиста, слесаря и токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, покой, не любите шумных, незнакомых компаний.


Если вы набрали от 9 до 12 очков, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессий здесь практически не ограничен!


Ну а если в вашем активе от 13 до15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, диллера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.




 ТЕСТ «ХОЧУ, МОГУ, НАДО»


                       


1.Выберите утверждения, которые относятся к фактору «надо»


2. Выберите утверждения, которые относятся к фактору «хочу»


3. Выберите утверждения, которые относятся к фактору «могу»


Ответы:


1. Социальный заказ, положение на рынке труда.


2. Интересы, склонности.


3.Уровень материального обеспечения семьи.


4. Свои сильные и слабые стороны.


5. Состояние здоровья.


6. Желание профессии.


7. Специальность, которую вы хотите


8. Условия оплаты труда в данной сфере.


9. Успехи в учебе и потенциальные способности.


10. Интерес к конкретной профессии.


11. Местная инфраструктура профессионального образования.


12. Природные задатки, способности.


1. «надо» — 1, 3, 8, 11


2. «хочу» — 6, 7, 10


3. «могу» — 2, 4, 5, 9, 12




Тест по выявлению организаторских способностей 


Инструкция:


Определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.




1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?


2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?


3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?


4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?


5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?


6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?


7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?


8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?


9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу? 


10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?


11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?


12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?


13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?


14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?


15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)? 


16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?


17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?


18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?


19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?


20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?




После того, как вы ответите на предложенные вопросы, посчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.




Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов — о среднем; ниже 13 баллов — о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.

filatovo.schools.by

Профориентация. Хочу, могу, надо

Родительская категория: Центр профориентации школьников «Вектор»

Категория: Мероприятия


 


Профориентация


Тот, кто не знает, в какую гавань он плывёт,


для того нет попутного ветра.


 


(Сенека)


 


 


 


 


 


 


 


 


Уважаемые старшеклассники!


 


 


  Многое в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. А одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии.   В мире существует более 50 тыс. профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем?


Я предлагаю на этой странице найти ответы на некоторые ваши вопросы по профориентации.


Профориентация(лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.


 


  В основе профессионального успеха, удовлетворённости работой лежат три компонента — желание человека заниматься выбранным делом («хочу»), его способность выполнять данную работу («могу») и востребованность этого вида деятельности на рынке труда («надо»).







ХОЧУ


интересы человека к каким-то видам работы


профессиональные мотивы


(то, что заставляет


человека работать)


Например:


написание текстов, произведение расчётов, совершенствование физической формы и т. д.


Например:желание общаться, желание помогать другим, стремление к признанию своих достижений, стремление сохранить здоровье и не утруждать себя излишним трудом, потребность в творчестве, самовыражении, и т. д.


Для определения своих интересов предлагаю пройти онлайн тесты:


Определение типа будущей профессии (методика Е.А. Климова)


30 вопросов, 5 мин.



(Методика Е.А. Климова основана на классификации профессиональных интересов личности и на основании этого позволяет установить область будущей профессии (специальности). Климов выделяет пять типов личности.)


Карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока)


96 вопросов, 15 мин.



(Тест позволяет выявить интересы личности в профессиональной сфере. Для того, чтобы определить Ваши ведущие интересы, рекомендуется серьезно подойти к каждому ответу и постараться как можно точнее ответить)


Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши


(в модификации Г. В. Резапкиной)


24 вопроса, 15 мин.




(Данная методика применяется для оценки склонностей респондентов к различным сферам профессиональной деятельности, таким, как искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, производство товаров и услуг.)


 


Для определения профессиональных мотивов предлагаю пройти онлайн тесты:


Определение социально-психологических установок личности (методика О.Ф.Потемкиной)


40 вопросов, 5 мин.



(Методика для выявления степени выраженности социально-психологических установок (ориентация на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм, власть или деньги)).



 


После определения типа будущей профессии по методике  Е.А. КЛИМОВА

вы можете выбрать профессии в соответствии с классификацией Е.А. Климова  http://www.shkolniky.ru/klimov


 


 


«Могу»— личностные особенности человека, позволяющие ему делать что-то лучше, чем другим. 


 






МОГУ


Способности— это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.


Темпера́мент— устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека, и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.


Выделяют следующие виды способностей:


1.     умственные и специальные


2.     учебные и творческие


3.     математические


4.     конструктивно-технические


5.     музыкальные


6.     литературные


7.     физические способности


Типы темперамента:


Холерик— быстрый, порывистый, неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.


Флегматик— неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.


Сангвиник— живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, ему становится скучно.


Меланхолик— склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.


Для определения своих личностных особенностей предлагаю пройти онлайн тесты:


— Профессиональный тест на темперамент 


http://test.msk.ru/menu/lichnost.htm


 (С учетом экстраверсии, интроверсии и нейротизма вы сможете определить свой тип темперамента, узнать об особенностях своего поведения и характера, заглянуть в потаенные уголки своего внутреннего мира, а так же определить уровень эмоциональной устойчивости и напряженности.)


— 16-факторный тест Кеттелла


http://test.msk.ru/menu/lichnost.htm


 (16-факторный тест-опросник Кеттелла является одним из часто используемых анкетных методов оценки психологических особенностей личности. Благодаря данному тесту можно узнать особенности характера и выявить скрытые склонности и интересы личности.)


Цветовой тест Люшера



http://test.msk.ru/menu/lichnost.htm


 (В 1948 году психолог Макс Люшер создал тест, который перевернул мир психологии. На сегодняшний день этот тест входит в тройку самых точных психологических тестов, его применяют практикующие врачи-психотерапевты, психологи, а также работодатели в серьёзных крупных компаниях и организациях.) 


Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда)


http://prevolio.com/tests.aspx


(Согласно теории Джона Холланда, большинство людей принадлежат к одному из шести типов личности. Люди, которые выбрали себе профессию, подходящую их типу, с большей вероятностью будут довольны работой и добьются профессиональных успехов. Данный тест позволяет определить ваш тип личности по Холланду, и рекомендует профессии, предпочтительные для этого типа.)


 


 


 





НАДО


востребованность конкретной профессии на рынке труда.


Для ознакомления с рейтингом профессий (самые востребованные, самые престижные, самые высокооплачиваемые, непопулярные профессии и др.) предлагаю посетить сайт:



 


Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу», «могу», «надо».


Хочу– ваши желания, интересы, стремления.


Могу– ваши таланты, способности, состояние здоровья.


Надо– состояние рынка труда, востребованность профессий.


 



Также вы можете пройти комплексное тестирование на сайте:  http://www.proftester.ru/index.php


Комплекс включает в себя следующие тесты:


·  Дифференциально-диагностический опросник


·  Опросник профессиональной готовности


·  Опросник профессиональной направленности Д. Голанда 



 


 


 


 


Удачи в профессиональном самоопределении!

kolpduc.tom.ru

Хочу, могу, надо — правила выбора. Как их совместить в жизни и быть счастливым

Главная деятельность взрослого человека – трудовая. Работа занимает большую часть жизни. Естественно, хочется заниматься любимым делом, но так бывает не всегда. Не каждый человек находит баланс между «хочу», «могу» и «надо». Но психологи утверждают, что это возможно. Стать счастливым может каждый человек.

Хочу, могу, надо: что значит

Каждое слово само по себе вроде бы понятно, но давайте подумаем, как именно они определяются и взаимодействуют между собой:

  • Хочу – это то, что вы любите делать.
  • Могу – это то, что вы умеете делать или чему можете научиться; то, что получается.
  • Надо – то, что от вас требуется; за что хорошо платят или хвалят, вознаграждают, социально одобряют.

Другими словами, это характеризуется так:

  • «хочу» определяет интересы и склонности;
  • «могу» – знания, умения, навыки, способности, возможности, в том числе физические и психические особенности;
  • «надо» – социальные ожидания, требования общества, спрос окружения, рынка труда.

Какие результаты дают разные соединения этих элементов:

  • Хочу + могу = счастлив, но беден.
  • Хочу + надо = жизнь в мечтах.
  • Могу + надо = богатая, но несчастная, скучная жизнь.
  • Хочу + могу + надо = успех и счастье в жизни.

Этот принцип актуален для любой сферы: семья, работа, жизнь в целом. Но особое внимание правилам выбора отводится в сфере профессионального определения.

Хочу, могу, надо в профессии

Существует немало методик для определения профессионального «хочу, могу, надо».  Для диагностики «хочу», то есть интересов и склонностей можно использовать следующие методики:

  • Карта интересов в модификации А. Е. Голомштока. Тест из 96 вопросов позволяет точно и всесторонне определить интересы личности.
  • Тест профессиональных склонностей Л. Йовайши. Опросник из 24 вопросов позволяет определить сферу профессий, к которым человек склонен.
  • Методика О. Ф. Потемкиной для определения социально-психологических установок. Тест из 40 вопросов позволяет определить мотивы личности: направленность на результат или содержание, альтруизм или эгоизм, материальные или духовные блага и т. д.

Для определения «могу», то есть личностных особенностей подойдет любой тест на определение темперамента, например, Формула Белова. Для определения способностей подойдет Оксфордский тест на определение способностей личности.

Для определения «надо» придется заняться аналитикой. Если мы говорим о профессии, то нужно оценить рынок труда, спрос, составить список востребованных профессий, изучить их особенности, требования к кандидатам. А затем сравнить требования профессии со своими интересами и способностями.

Все представленные методики подходят как для первичного определения подростков, так и для переподготовки, вторичного профессионального определения взрослых людей.

Психолог Соломин Игорь Леонидович разработал единую методику диагностики «хочу, могу и надо» – анкета «Ориентация». Предлагаю подробнее с ней познакомиться.

Часть первая: хочу

Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Часть вторая: я могу

Оцените каждое выражение от 0 до 3, где 0 – совершенно неверно, 1 – отчасти так, 2 – верно, 3 – совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

Обратите внимание, что результаты показывают представления клиента о его способностях. Они могут расходиться с действительностью. Может потребоваться дополнительная диагностика или обсуждение результатов с психологом, специалистом по профориентации.

Подведение итогов

В первой и второй части определите группу профессий, в которой набралось большее количество баллов. Типы профессий обозначены цифрами и буквами. Цифры – предмет труда, буквы – характер труда:

  • тип № 1 – «человек-человек»;
  • № 2 – «человек-техника»;
  • № 3 – «человек-информация»;
  • № 4 – «человек-искусство»;
  • № 5 – «человек-природа».
  • Класс А – исполнительские профессии.
  • Класс Б – творческие профессии.

В итоге в первой и второй части нужно выбрать один тип и одни класс профессий, в которых клиент набрал большее количество баллов. Важно оценить соответствие «хочу» и «могу», найти баланс между ними и профессию, подходящую под оба параметра. Дальше выбор профессии осуществляется по классической карте профессий Е. А. Климова.

«Надо», то есть востребованность профессии придется оценивать самостоятельно. Для этого проведите исследование актуального рынка труда.

Чтобы быть счастливым в жизни, мало правильно выбрать профессию. Нужно, чтобы «хочу», «могу» и «должен» совпадали во всем.

Хочу, могу, надо в жизни: рекомендации психолога

Если мы говорим о жизни, а не о профессии, то «хочу, могу, надо» трактуется так:

  • Хочу – ваши желания.
  • Могу – навыки.
  • Надо (должен) – жизненные принципы.

Прямо сейчас составьте три списка, соответствующие вашим желаниям, навыкам и принципам. Теперь проанализируйте их. Как правило, путь к счастью лежит не через кардинальную смену пунктов, а через их новое восприятие, другую формулировку.

Примеры трансформации для «хочу»:

  • вместо «хочу быть идеальным» – «хочу нравиться себе»;
  • «хочу быть богатым» – «хочу стать хорошим, востребованным профессионалом»;
  • «хочу найти человека для любви» – «хочу стать человеком, способным любить».

Примеры трансформации для «могу»:

  • «я умею много работать» – «я умею эффективно работать»;
  • «я умею делать вид, что …» – «я умею…»;
  • «я умею терпеть» – «я умею выходить из трудных ситуаций, предотвращать попадание в них».

Примеры трансформации для «должен»:

  • «никогда не лгать» – «стараться говорить правду»;
  • «я должен хорошо зарабатывать» – «я по возможности должен хорошо зарабатывать»;
  • «я должен любить жизнь во всех ее проявлениях» – «я должен принимать жизнь во всех ее проявлениях»;
  • «я должен видеть хорошее в плохом» – «я должен видеть полезное в плохом»;
  • «я должен всегда работать и быть продуктивным» – «я по возможности должен быть продуктивным».

Думаю, суть ясна, как правильно трансформировать фразы. А также я уверена, вы заметили, что это не только трансформация слов, но и работа над мышлением. Недостаточно назвать свое «хочу, могу, надо» и найти некий баланс между ними. Нужно работать над каждым из элементов, притом постоянно. И во всей жизни это сделать сложнее, чем только в профессиональной сфере.

psychologist.tips

План-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме: «ФОРМУЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА г. НЕРЮНГРИ

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку 2013 года.

Номинация: «Урок»

Конспект учебного занятия 
«Формула выбора профессии «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Правила выбора профессии»

Автор: педагог-психолог,
педагог дополнительного образования
Копылова Татьяна Николаевна

г. Нерюнгри, 2013 год


Пояснительная записка

Объединение: профориентационный клуб «Твой выбор»

Возраст детей: 14-16 лет

Место занятия в образовательной программе:  Изучение нового материала

Цель: осознание  подростком оснований для выбора профессии (как выбираем).

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закрепить знание формулы выбора профессии;
  • познакомить воспитанников с правилами выбора профессии.

Развивающие задачи:

  • сформировать у обучающихся умение определять  «поля» выбора (из чего выбираем) причины.

Воспитательные задачи:

  • прививать чувство ответственности к выбору профессии.

Формируемые компетенции:

  • личностные компетенции (самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность)
  • профессиональные компетенции.

Оборудование:

  • Распечатанные на принтере  карточки (правила выбора профессии)

(Приложение 1), буклеты(Приложение 2).

Методы обучения:

1.Словесные методы обучения (мини-лекция, дискуссия, обмен мнениями, впечатлениями, диалог).

2. Метод игры (развивающие).

3. Практический (упражнения).

4.Наглядный метод обучения (карточки с ситуациями, буклеты)

Педагогические технологии:

  • Игровые технологии.
  • Тренинговые технологии.

Краткая аннотация:

Данное занятие реализуется в рамках авторской общеобразовательной программы дополнительного образования «Профессиональный выбор». Программа рассматривает проблемы профессионального самоопределения подростков и предполагает проведение диагностической, развивающей, информационно-просветительской и обучающей работы со старшеклассниками. Основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Результаты апробации развивающих занятий с элементами тренинга по программе «Профессиональный выбор» подтверждают факт, что данная программа достаточно успешно способствует профессиональному самоопределению старшеклассников. Построение личного профессионального плана проявляется, как в достоверном росте композиционных оценок показателей построения профессионального плана, так и по показателям, входящим в его структуру. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о высоком активизирующем эффекте использования групповой работы элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений в комплексе с психодиагностикой и индивидуальными консультациями, дающих живые примеры и для лекций, и для разборов ситуаций.

Программа «Профессиональный выбор» имеет социально-педагогическую направленность.

Цель программы: осознание личностных особенностей обучающихся и соотнесение их с требованиями будущей профессии, создать условия, стимулирующие развитие профессиональной зрелости и личной профессиональной перспективы воспитанника.

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширение кругозора и увеличение информации об отраслях и профессиях, о требованиях к кадрам;
  • дать старшеклассникам представление об основах стратегии выбора профессии;
  • помочь подросткам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Развивающие:

  • Развитие качеств личности, нужных для получения будущей профессии, сочетания личных интересов и потребностей общества, самоутверждения и принятия оптимального решения в жизненном самоопределении;
  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста и психологической готовности подростка к профессиональной карьере;
  • Определить уровень развития различных сторон личности;
  • Выявить первичные профессиональные намерения и их динамику;
  • Выявить интересы, склонности и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого;
  • Определить выраженность и структуру способностей.

Воспитывающие:

  • Воспитание положительного отношения к себе и формирование у воспитанников ценностно-нравственной основы выбора.

Данная программа реализуется на базе МБОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри в профориентационном клубе «Твой выбор».

Программа ориентирована на учащихся 9 — 11-х классов и реализуется в течение одного года. Группы формируются из подростков (14-16 лет) различных школ. Численность групп составляет 12-15 человек. Занятия проводятся в отдельном кабинете, в основном группа работает в кругу. Срок реализации программы 216 часов, из них:

Групповые занятия — 144 часа. Продолжительность каждого занятия — 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Индивидуальная работа с воспитанниками – 72 часа. Индивидуальные консультации проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 1-2 часа, по запросу воспитанников и  родителей.

Программа состоит из двух блоков:

  • Блок I «Успех в выборе профессии»;
  • Блок II «Профессиональный выбор».

Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Цель: создание позитивного настроя на занятие (разминка, куда включены игры и упражнения на разогрев группы и настрой на работу).

Приветствие участниками друг, с другом. Упражнение: «Давайте поздороваемся!».

— Ребята, поздоровайтесь  друг с другом по цепочке, произнося приветствия или приятное пожелание.

 -Привет, Слава, ты как всегда энергичен и весел.

 -Рада тебя видеть, Маша! Желаю тебе сегодня с занятия уйти в хорошем настроении!

-Я рад видеть тебя, и хочу тебе сказать, что ты выглядишь великолепно.

(обучающиеся выполняют упражнение на приветствие)

Слайд 1

Сообщение темы занятия

Психолог: Ребята, тема нашего занятия: «Формула выбора профессии. «ХОЧУ-МОГУ-НАДО».  Правила выбора профессии».

Слайд 2

Основной этап.

2. Изучение нового материала.

Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать выбор «в яблочко».Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня, 

Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности. 

Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь  выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.

Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений  и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.

Надо – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.

Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них:

 На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно.

Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?

На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи.

На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен.

Рекомендации педагогам: в целях активизации творческого процесса, после рассмотрения блока теоретической информации организовать и провести игру (упражнение) на «разогрев» и «настройку».

Игра « Телеграф»

Психолог: Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй — первого и третьего, третий — второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаёшь (хлопок).

3. Закрепление пройденного материала.

Психолог: Для закрепления теоретического материала предлагаю вам такое задание, цель которого осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и  «должен».

Напишите на листке пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться.

(Самостоятельная работа воспитанников).

1.Что изменилось?

2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу».

3.Как меняется ваше мнение к деятельности?

Рекомендации педагогам: необходимо обратить внимание при выполнении задания не все обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и  в ходе обсуждения разобрать утверждения.

Слайд 3 (рекомендации)

3. Практическая работа.

Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии.

Учащиеся формулируют правила:

  1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию.
  2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).
  3. Выбрать наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучить выбранную профессию.
  5. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.
  7. Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве. 

Слайд 4

Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (ЗОНА ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРФЕССИИ).

Слайд 5

Рекомендации педагогам: как показывает практика проведения подобных занятий, выполнение учащимися заданий (тестов) оказывается малоэффективным делом, если ведущий не заинтересовывает подростков, не создает и не поддерживает на занятиях благоприятный психоэмоциональный фон. Поэтому должно быть включение в занятие игровых моментов.

Игра «Летает, не летает»

Психолог: Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если — нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.

Самолёт

Пароход

Планер

Комод

Стол

Оса

Гранат

Агат

Топор

Орёл

Коса

Пчела

Стрекоза

Глаза

Муха

Вертолёт

Ручка

Заяц

Скворец

Стул

Фанера

Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.

Рекомендации педагогам: обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает — не летает» — фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять напряжение.

4. Подведение итогов.

Ответы учащихся на вопросы педагога:

  • О чем мы с вами сегодня говорили?
  • Что важного я сегодня узнал (а)?
  • Что пригодится мне в будущем?
  • Какие правила выбора профессии тебе известны?
  • Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?
  • Почему важно узнать о профессии как можно больше?
  • Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии?
  • В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле.

(Ответы детей)

Правила выбора профессии  вы уже знаете, а советы,  которых надо придерживаться при выборе профессии я предлагаю вам прочесть  в буклете.

5.Рефлексия. 

Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий, получить обратную связь.

Данный этап состоит из двух: ответы учащихся на вопросы педагога и ритуал прощания.

Слайд 6

Вопросы для рефлексии:

  • Как я оцениваю занятие?
  • Моя работа на занятии?
  • Работа педагога?

Рекомендации педагогам: обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первых занятиях прививаются навыки рефлексии.

Ритуал прощания: упражнение «Спасибо за приятное занятие». Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова. 

Инструкция: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!».

Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите, церемонию вместе говоря: « До свиданияяяяя!!!!»

(ритуал прощания)

Рекомендации педагогам: использовать упражнения для ритуала прощания необходимы, они дают положительные эмоции, и желание снова встретится на занятии.

Можно использовать и другие упражнения для ритуала прощания, но в нашем объединении это упражнение стало традиционным.

Литература

  1. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1995
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М.: ВАКО, 2005.
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
  5. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. пособие. – М.: Глобус, 2006
  6. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.

nsportal.ru

онлайн тест, способы, чтобы определить свою профессию.

«Когда вырастешь, кем ты хочешь стать?» — этот вопрос задают родители своим детям из поколения в поколение. Хорошо, если ребенок с детства интересуется медициной или конструкторами. Но часто бывает так, что за 10 лет учебы он так и не может определиться с профессией. Как быть в такой ситуации?

Профессия это..

Профессия — это род деятельности человека, требующий определенных знаний, навыков и подготовки. Профессия определяет характер работы человека, а специальность — вид деятельности в рамках одной профессии. Например, врач — это профессия, а терапевт — это специальность. От уровня подготовки (квалификации) зависит должность — наименование должности в документах.

От выбора профессии зависит многое. Удовлетворенность работой, уровень дохода, здоровье, жизненное благополучие. Человек, который занимается нелюбимым делом, рано или поздно начинает жаловаться, что «работа достала, стала не интересной» или к ней «душа не лежит».

Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит выбрать занятие по душе, которое будет приносить удовлетворение.

Человек должен сознательно ответить на такие вопросы:

  • Что я хочу дела?
  • Что я могу делать?
  • Хватит ли сил длительно заниматься выбранной деятельностью?

Выбор профессии для жизни, с чего стоит начать поиски

Американский консультант Дейл Карнеги написал как-то: «Единственный способ стать состоятельным человеком — это заниматься тем, что интересно». Поэтому первым делом следует разобраться в своих интересах.

Когда человек увлечен, он:

  • не работает через силу;
  • быстро обучается;
  • показывает хорошие результаты;
  • проявляет творческий подход;
  • получает удовольствие.

Людям, находящимся в поиске, психологи рекомендуют честно ответить на простой вопрос: «Чем бы вы занимались, если бы не думали о зарабатывании денег?». Многих этот вопрос ставит в тупик.

Интересная работа развивает способности и таланты человека. Это как вкусная «еда» для мозга, которая полностью удовлетворяет потребность в саморазвитии и самореализации. Карьерный рост — это приятный бонус правильно выбранного направления движения. Даже самая интересная работа рано или поздно перестает насыщать. Такая ситуация происходит обычно раз в 5-7 лет. Психологи рекомендуют в такие моменты менять место работы или род деятельности.

У каждой должности есть список требований, предъявляемый к специалисту. Он называется профессиограммой. Это психологический портрет должности, который включает в себя перечень способностей и качеств, необходимых для успешной работы. Без них добиться успеха в выбранной деятельности будет трудно. Например, чтобы стать музыкантом, важно обладать музыкальным слухом, четко различать ноты и их частоты. Иначе стать профессиональным музыкантом не получится.

Любая способность является результатом взаимодействия задатков и среды обитания. Если гены исправить никак не получится, то развить определенные навыки можно.

Заключительный этап в выборе профессии — определение степени развития навыков. Здесь без помощи психологов не обойтись. Знание «сильных» и «слабых» сторон повышает осознанность выбора, позволяет прогнозировать дальнейшую карьеру.

Какую профессию выбрать, чтобы хорошо зарабатывать

Отслеживать ситуацию на рынке труда нужно для того, чтобы понимать, какие профессии востребованы, какую сферу деятельности выбрать в случае изменения требований рынка.

Прежде всего получите высшее образование. Среднее образование является хорошим подспорьем, но настоящую уверенность в карьерном росте не дает. Об этом свидетельствует статистика: годовой доход специалиста с образованием увеличивается в полтора раза. За всю карьеру заработок может увеличиться на 75%.

По данным Минтруда, каждый второй магистр, который не смог найти работу, закончил экономический или юридический факультет. Число бюджетных мест в ВУЗах по этим направлениям сокращается. Но это не значит, что в экономистах и юристах больше страна не нуждается. Найти толкового экономиста на производственное предприятие — это большая проблема.

Указанная статистика — это пережиток 90-х годов. С развитием компьютеризации и появлением частного бизнеса все стремились получить техническое и финансовое образование. Сегодня, когда финансовые схемы построены, появляются компании самого разного профиля. Индустриальному обществу нужны гуманитарии, чтобы общаться с людьми и предлагать им возможности для гармоничного развития.

Чтобы оставаться высокооплачиваемым специалистом, важно получить хорошее образование, нарабатывать и развивать профессиональные навыки.

Как определиться с профессией, если нравится не одно направление или специальность

Разрывайте «узкие рамки». Если принятие важного решение сводится к ответу “да или нет”, то необходимо искать компромисс. Если человек отказывается покупать автомобиль в кредит, это еще не значит, что он вынужден будет кататься на метро всю жизнь. Иногда лучше купить более дешевый автомобиль или найти работу рядом с домом. Выбор призвания не должен ограничиваться только одной профессией. Сначала стоит освоить одну (наиболее интересную на данный момент), а затем изучать следующую.

Расширяйте выбор. Допустим, к выбору специальности вы подошли осознанно, и еще в 5 классе определились с университетом. Но к моменту окончания школы ВУЗ стал менее престижным, появились новые учебные заведения. Как быть в таком случае? Не привязываться к одному месту работы, проанализировать учебные программы в нескольких учреждениях.
Метод исчезновения. Представьте, что ВУЗ, в который вы планировали поступать, закрыли. Что вы будете делать в этом случае? Определились? Действуйте!

Как выбрать профессию по душе

Чтобы найти занятие по душе, выполните три пункта:

1) Перечислите все, чем вам нравится заниматься, чему ежедневно вы готовы с удовольствием посвящать уйму времени. Важно искренне ответить на поставленный вопрос и перечислить все виды деятельности: общение, поиск информации, игра на гитаре и т. д. Занятие должно нравиться не только на словах, но и на деле, вызывать удовольствие, поднимать настроение.

2) Изучите себя максимально объективно, но без самокритики. Подумайте, на какую работу, из тех, что вам нравятся, вы можете претендовать уже сейчас? В какой сфере деятельности вас хвалят? Оцените работу также с географической точки зрения. Готовы ли вы рано вставать, чтобы добраться в офис?

3) Самый важный этап — определить какой вы. Все способности и навыки нужно уметь красиво преподнести. Характеристика “лучший бухгалтер” мало кого заинтересует, ведь все познается в сравнении. Зато «вечно бодрый диспетчер» быстрее найдет работу.

Бесплатный тест, чтобы правильно выбрать будущую профессию

Для прохождения следующего теста на профессиограмму, потребуется карандаш и лист бумаги. В каждом пункте нужно выбрать один вариант ответа.
1.Как вы проводите досуг?

а) Общаетесь с друзьями.

б) Читаете журналы, газеты, новости, смотрите информационные программы.

в) Ходите за покупками, сравниваете цены.

г) Чините, конструируете что-то, устанавливаете компьютерные программы.

д) Посещаете культурные мероприятия.
2. Что для вас главное в работе?

а) Сплоченный коллектив.

б) Возможность обучения, познания чего-то нового.

в) Стабильный доход, карьерный рост.

г) Возможность что-то улучшать.

д) Творчество.
3. Что для вас главное в жизни?

а) Отношения.

б) Познание.

в) Финансовая стабильность.

г) Модернизация.

д) Возможность творить.
4. Что для вас главное в человеке?

а) Доброта и сострадание.

б) Ум.

в) Честность.

г) Трудолюбие.

д) Наличие воображения.

5. Чем бы вы занимались бесплатно?

а) Работали с людьми.

б) Изучали что-то новое.

в) Ничего.

г) Изобретали что-то новое.

д) Творили!

Теперь осталось выбрать часто встречаемые варианты ответов

А — Для вас важна работа с людьми. Это может быть образование, медицина и даже закон и порядок.

Б — Для вас важна информация. Нужно выбирать профессии, связанные с наукой, изучением языков, схем, формул и т. д.

В — Ваша сфера — финансы. Вы хорошо управляете деньгами.

Г — Вам нужно выбирать деятельность, связанную с технологиями: архитектор, конструктор, программист, инженер и так далее.

Д — Вы творческий человек. Можете рисовать, петь, играть в кино — выбор за вами.

Не могу определиться с выбором профессии, что делать

В европейских странах развитию детей уделяют большое внимание. Ученики в школе сами выбирают интересные им предметы и развивают свои сильные стороны. А то, что не могут объяснить родители, детально рассказывают профессиональные коучеры. Они проводят тренинги и тесты с ребенком, чтобы определить, на каких сферах деятельности ему лучше всего сосредоточиться.

Российская система образования построена иначе. Часто молодые люди к моменту окончания школы не знают, чем хотят заниматься в будущем. В лучшем случае идут по стопам родителей. Хорошо, если выбранное направление соответствует их собственным интересам. На практике это не всегда так.

Советы психологов

  • Стремитесь к переменам. Изменение рынка труда стимулирует появление смежных и новых специальностей. Их освоение сделает вас ценным и востребованным специалистом.
  • Работа в первую очередь должна быть интересной, а потом уже престижной. Иначе есть шанс получить «модную», но не приносящую удовольствия специальность.
  • За легкостью экранного образа скрывается тяжелый труд актера. Это применимо ко всем специальностям. Узнать все особенности работы можно только из “первых рук”.
  • Работа, не соответствующая уровню физического развития, может наносить ущерб организму.
  • У каждого человека есть право на ошибку.

Самые частые ошибки, которые не стоит допускать

Профессия выбирают один раз и на всю жизнь. В любой сфере происходит смена должностей с ростом квалификации. Специалистам, которые хотят развиваться в выбранной области, придется осваивать смежные специальности. Первая профессия может пригодиться в самой неожиданной ситуации. Например, юристу, полученное ранее образование искусствоведа, поможет разобраться в антикварных ценностях.

Выбор специальности под влиянием кого-либо хорошо, если желание продолжить семейное дело, является искренним порывом человека. Ориентируясь на родственников или сверстников, надо понимать, что все люди разные. Если Вася идет служить в пожарную академию, потому что он любит рисковать, то вам, рассудительному человеку, эта профессия может не подойти.

Перенос отношения к специалисту на саму работу. При выборе профессии следует учитывать особенности вида деятельности. Если вам нравится душевный преподаватель по математике, это не значит, что вам нравится предмет сам по себе.

Увлечение внешней стороной профессии. Актеры не только позируют перед фотокамерами и раздают автографы. Они еще долго создают сценический образ. Журналисты тоже не всегда выступают в телепередачах. Сначала они перерабатывают массу информации в архиве и общаются с людьми, чтобы подготовить 10-минутный ролик, который потом озвучит другой диктор.

Нежелание разбираться в личных качествах и физических особенностях. Определить сильные и слабые стороны помогут не только психологи, но и друзья, родственники. Но даже наличие навыков не является гарантией освоение профессии, если у человека имеются прямые противопоказания. Например, в летчики не берут людей со слабым сердцем.

Лучше освоить одну профессию на всю жизнь или же регулярно пробовать себя в новых сферах

Людям с большим опытом проще найти работу. Речь идет об освоении не одной специальности, а нескольких. Зачем тратить силы и время на то, что может не пригодиться в жизни?

  • Во-первых, никто не знает, что будет в будущем.
  • Во-вторых, в жизни может возникнуть ситуация, когда профессиональные навыки не потребуются. Тогда у вас будет запасной вариант.
  • В-третьих, если вы захотите стать предпринимателем, то вам потребуются навыки всех смежных специальностей: от бухгалтера до делопроизводителя.
  • Поэтому чем больше опыта работы будет, тем лучше. Человек, который освоил несколько видов деятельности, является более конкурентоспособным на рынке труда.

alfaman.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о