Тьюториал это в образовании – Тьюториал как основная форма взаимодействия тьютора с обучающимися

Содержание

Тьюториал как основная форма взаимодействия тьютора с обучающимися

Тьюториал как основная форма взаимодействия тьютора с обучающимися

Логинов Дмитрий Александрович, магистр,

заместитель директора по УВР МОУ «Гимназия № 7», учитель биологии и химии, педагог-психолог, тьютор

г. Саратов

В последнее время все чаще теоретики и практики в сфере образования ведут речь о построении системы тьюторского сопровождения образовательного процесса, об этом же мы можем прочитать в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов». В чем же специфика деятельности субъектов образовательной деятельности в условиях индивидуализации процесса образования?

Учитель, тьютор, учитель с тьюторской компетенцией…

Учитель сегодня – не самый умный, не самый успешный, но он – человек с определенной жизненной позицией, философией жизни, показывающий через свой субъективный опыт как создавать свою философию жизни, как выстраивать систему целей и идти к их достижению. Он не навязывает, не настаивает, а лишь создает условия, среду, в которых обучающийся имеет возможность сделать выбор и самоопределиться. Данную позицию педагога поддерживает не только здравый смысл в современных социально-экономических условиях, но и введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, предполагающих новые подходы в построении образовательного пространства, с опорой на принципы системно-деятельностного подхода и в единстве урочной и внеурочной деятельности. В свою очередь практика внеурочной деятельности и дополнительного образования, имея потенциал для вариативного построения образовательного процесса, его индивидуализации через построение индивидуальной образовательной траектории (маршрута) направлена на создание условий для осознания целей в процессе самообразования.

У Эриха Фромма есть очень подходящее для характеристики современного учителя понятие – «экзистенциальный авторитет», подразумевающее опору авторитета не только на способности выполнять определенные социальные функции, а в равной мере и на личностные качества человека, который достиг высокой степени личного совершенства. Педагог сегодня не просто сообщает систему академических знаний, он учит делать выбор, ставить цели, помогает выстраивать траекторию достижения цели и сопровождает эту траекторию обучающегося.

При этом речь идет не о каждом педагоге, а, прежде всего, о педагоге-тьюторе и педагоге с тьюторской компетенцией. Для понимания определимся понятиями «тьютор» и «тьюторская компетентность»: тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы; в свою очередь тьюторская компетентность– это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы[1].

Если нас, учителей, спросить «Что является Вашей основной формой работы с обучающимися?» мы безоговорочно ответим, что это «Урок». Но если мы говорим о том, что тьютор – это самостоятельная педагогическая профессия, то целесообразно обозначить ведущую форму работы тьютора с тьюторантами (обучающимися). И тут во многих статьях, книгах, посвященных тьюторству в образовании, возникает такая форма как тьюториал.

Понимая, что тьюторское сопровождение – это, прежде всего, работа с картой возможностей и расширением границ коллективного и индивидуального действия, целесообразно выстраивать встречи с обучающимися именно в этом ключе: создать условия для построения карты возможностей, ее осознания и возможность сочетания ее с картами возможностей других. И вот, как раз, это сочетание, интеграция, индивидуальных карт возможностей позволяет расширить границы действия индивида, соотнести это действие с личными целями и в создавшейся избыточной среде сделать выбор.

Рассматривая тьюториал как ведущую форму работы тьютора с обучающимися (тьюторантами), стоит ориентировать его на создание пространства для осознания, для построения собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными интересами, глубинными мотивами, т.е. среду и ситуацию самоопределения.

Итак, выстраивание взаимодействия с тьюторантами (обучающимися) осуществляется в реализации последовательности следующих типовых задач тьютора: знакомство (вхождение в деятельность), активизация («размораживание»), организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, организация обратной связи и рефлексии.

Этапы тьюториала

1. ЗНАКОМСТВО (ВХОЖДЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ). Есть несколько тактик знакомства: идентификация, стереотипизация, эмпатия и социально-психологическая рефлексия.

Игры и упражнения на знакомство

1. «Общее имя». Удобно проводить при первом знакомстве. Тьютор говорит участникам: «Чтобы нам познакомиться быстрее, можно назвать общее имя. Это просто: одновременно со всеми каждый называет свое имя». Получается громкое и веселое имя, состоящее из звукосочетаний различных имен.

2. «Математика». Сидящие по кругу называют цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет свое имя и встает (он больше не участвует в игре). И так далее пока каждый не представится.

3. «Снежный ком». Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.

4. «Имя с признаком». Помимо своего имени надо назвать и качество, которое тебе подходит, чтобы оно начиналось на первую букву имени, например: Вера – верность, Сергей – смелый и т.д. Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас).

5. «Я больше всего люблю». Участникам предлагается изобразит жестами то, что они больше всего любят. Это может быть не только предмет, но и некоторая деятельность (чтение, рисование, занятие спортом и т.п.), а также люди, животные.

6. «Я не умею». Группа садится кругом (так чтобы все друг друга видели) и по очереди рассказывает о себе, начиная со слов: «Я не умею…». Тьютор после высказывания участника может задать возникшие вопросы. После того как выступили все участники, могут задавать вопросы все желающие (тем, к кому они появились во время проведения упражнения). Задача тьютора наблюдать и анализировать выступления. Кто-то из участников действительно старается быть искренним, признаться в своих неумениях (которые часто означают, что человек желает этому научиться), а кто-то постарается показать себя с лучшей стороны, не желая раскрываться(соответственно, высказывания «Я не умею стирать» и «Я не умею лгать» явно отличаются по информационной нагрузке). Задача тьютора – организовать свободный, интересный диалог.

2. «РАЗМОРАЖИВАНИЕ». Этот этап тьюториала предполагает создание такой атмосферы на занятии, когда каждый из тьюторантов сможет активизироваться, освободившись от зажатости, на этом же этапе решается вопрос мотивации к деятельности через создание ситуации противоречия, осознания личной заинтересованности тьюторантом (обучающимся). То есть можно смело говорить, что на данном этапе реализуется работа по целеполаганию. В качестве техник тут можно назвать и традиционные психологические разминки, например, при первой встрече возможен такой вариант: предлагается каждому члену группы представиться. Представляясь,участник называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению, называет свое хобби, девиз жизни. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы. Если же мы говорим о системе тьюториалов, то на последующих в качестве разминок целесообразно использовать упражнения на сплочение группы, например, упражнение «Социометрия»:  участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» (варианты: «Те у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.

В качестве другого способа построения целеполагания и мотивации в начале тьюториала могут быть рассмотрены сказки и притчи и их обсуждение. Этот прием часто используется в работе психологов-тренеров – коучей. Суть приема заключается в том, что тьюторантам (обучающимся) предлагается некоторая сказка или притча (она выбирается в зависимости от цели тьюториала), после чего следует обсуждение, на основе анализа сказки (притчи) по заранее продуманным вопросам.

В качестве примера пердставим притчу «Спасти одну звезду»[2], которая может стать началом тьюториала, посвященному виденью и постановке личных целей, созданию ресурсной карты тьюторанта.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

—        Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

—        Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

—        Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды». 

В качестве рефлексивных вопросов к этой притче могут быть предложены:

— Кого или что можно назвать «морской звездой», которую вы хотели бы спасти?

— Как много значит для того, кого Вы «пытаетесь спасти» то, что Вы делаете?

— К какой цели вы сейчас стремитесь?

— На какие небольшие задачи ее можно разбить?

— Что Вы намерены делать каждый день, чтобы достичь цели?

— Что случиться, если Вы опустите руки хотя бы на день? Сколько «звёзд» вы не успеете за это время спасти?

— Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь — и завершить его?

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬТОРИАЛА. После того как возникла некая ситуация заинтересованности, виденья личных целей, запускается основная работа тьюториала, например, деятельность по составлению ресурсной карты тьюторантов (обучающихся) или же работа по планированию этапов конкретного проекта, обсуждение его продукта (если речь идет о создании системы тьюторалов в поддержку конкретного проекта обучающихся).

На этом этапе тьюториала, после обозначения проблемы, решение которой должно осуществляться, составляется совместный план тьюториала, этапы которого фиксируются на доске (ватмане).

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Говоря об осуществлении деятельности на тьюториале, о том, что субъектная активность тьютораната и системно-деятельностный подход есть непременные условия его реализации, предполагается построение сменяющих друг друга форм работы. Тьюторанты обсуждают что-то в микрогруппах, работают индивидуально, затем это все обсуждаются на общем круглом столе, после чего, переходя к следующему пункту плана тьюториала, вновь формируются микрогруппы или пары и т.д. По завершении каждого из вида деятельности организуется рефлексия: чему научились; какова польза от этого; где и как это можно использовать?

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Как и любая выстроенная целенаправленно и продуктивно деятельность, тьюториал завершается рефлексией, суть которой ¬ выявить эффективность тьюториала, то есть насколько он был полезен каждому из тьюторантов (обучающихся). Именно итоги рефлексии могут стать основанием для целеполагания и планирования деятельности на следующем тьюториале. Кроме того, разворачиваясь в логической последовательности: проблема — почему это произошло — что делать, — этап рефлексии позволяет осуществлять работу по эффективному выходу из сложившихся затруднений. Возможно, что представленная модель тьюториала и не является идеальной, но опыт работы и результаты экспериментальной деятельности по внедрению тьюторского сопровождения в образовательный процесс показывают, что тьюториал, как форма работы тьютора с учащимися, позволяет достигать цель и задачи, стоящие перед обучением в современной школе.

Из практики: тюториал «ГИА как праздник»

В качестве примера предлагаем сценарий тьютоииала для обучающихся 9-х классов «ГИА как праздник». Основной целью данной встречи тьютора и тьюторантов является деятельности по формированию позитивной мотивации в отношении подготовки к сдаче экзамена.

1. Знакомство (вхождение в деятельность). Дорогие ребята. Мне приятно видеть вас в стенах Тьюторского центра лицея. Настал тот момент, когда нужно мобилизовать все силы для того, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. Может быть, кому-то из вас кажется, что вы абсолютно готовы к экзаменам. Такая уверенность в себе, в своих силах  похвальна, если только она основана на реальных, уже существующих отличных результатах. Но есть среди вас, наверняка, и такие ребята, кто сомневается в своих знаниях и силах. А еще, я думаю, есть те, кто просто рассчитывает на удачу.

2. «Размораживание». Сравните два синквейна:

Синквейн 1

ГИА – событие:

— ответственное, серьёзное;

— напрягает, волнует, стимулирует;

— вдохновляет на достижение успеха;

— праздник.

Синквейн 2

ГИА — событие:

— страшное, серьёзное;

— напрягает, раздражает, пугает;

— отнимает много времени и сил;

— проблема.

Какой из синквейнов соответствует вашему настроению на сегодняшний день? Предлагаю вам внимательнее рассмотреть первый вариант и придумать название нашему сегодняшнему тьюториалу.

3. Организация изучения.

– Чему сегодня будет посвящен наш тьюториал?

Обучающиеся (тьюторанты) высказывают предположения. Тьютор отбирает наиболее подходящее и фиксирует его на доске.

– Итак, тема сегодняшнего тьюториала: « ГИА – праздник».

– Что такое ГИА с точки зрения законодательства?

– Можно ли говорить, что ГИА – это итог вашей работы за 9 лет? Это серьезное событие, а к любому серьезному событию необходимо серьезно готовиться. Почему?

– Что необходимо вам для такой серьезной работы как подготовка к экзаменам?

Предлагаю  каждому из вас составить для себя «Умную карту».

«Умная карта» – эффективный и популярный метод написания информации среди успешных людей. Она создается по принципу работы нашего мышления, что способствует скорейшему запоминанию информации. Рисуем окружность, в центре которой записываем цель: ГИА – праздник. От кружка рисуем лучи и  записываем все слова, которые имеют отношение к  ГИА. Пишем, что нужно для успешной сдачи экзаменов, что есть на сегодняшний день и то, что мешает. Нужно следующее:  осознание важности события, время, здоровье, поддержка близких людей, вера в свои силы…Нужны хорошие знания. Что имеем на сегодня? У нас есть определенные знания, умения и навыки, здоровье, желание, помощь друзей. Есть учебники, интернет, хорошие бытовые условия… Что мешает? Не хватает времени, часто болит голова, мучает страх, нет веры в свои силы, лень, не хватает сил, кажется, что ничего не знаю. Таким образом, у нас появилась определенная картинка.

Давайте остановимся на каждом из этих моментов.

Важность события. У каждого из нас много планов, целей и задач. Все они делятся на разные категории: близкие – далекие, очень важные – не очень важные, легковыполнимые – трудновыполнимые. Каждому нужно задать  самому себе вопросы и найти ответы на вопросы: «Что будет со МНОЙ, если Я сдам ГИА отлично? Какие перспективы передо МНОЙ открываются? Что будет со МНОЙ, если Я не сдам или плохо сдам ГИА?» От ответов  на эти вопросы будет зависеть ваше дальнейшее поведение.

Здоровье и время. Учитывая тот факт, что учебная нагрузка на вас достаточно  велика, дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой к экзаменам, может отрицательно сказаться на здоровье. Для того чтобы этого не случилось, нужно очень внимательно пересмотреть свое планирование. Обязательно нужно спать не менее 9 часов в сутки, не менее 4х раз в день есть здоровую и полноценную пищу и заниматься физкультурой. В период подготовки к экзаменам нужно тщательно расписывать каждый свой день, планировать и ежедневно подводить итоги.

Как определить степень подготовленности к экзамену? Нужно провести «ревизию» в знаниях. Взять лист бумаги, расчертить на колонки и озаглавить их:

  • Знаю, умею, могу.
  • Слабо знаю, умею, могу.
  • Совсем не знаю, не умею, не могу.

В каждой колонке нужно ежедневно записывать то, что ты обнаружил, листая свои учебники, свои плюсы и минусы.

Каждому из вас нужно расписать для себя задания, определить время на выполнение. Подойти к учителю или тьютору, если нужна консультация по предмету. И учить, учить, учить, пока все пробелы в знаниях не будут ликвидированы. Это называется «учиться по Индивидуальному образовательному маршруту» (ИОМ). ИОМ – это результат выбора человеком основных ориентиров самовоспитания, самообучения и саморазвития, определение целей и ожидаемого результата – образовательного продукта – на основании направленности  своих интересов и склонностей, а также социального и государственного заказов.

Главное, что нужно осознать: только каждый из нас сам способен изменить ситуацию в лучшую сторону, сам управляет своим процессом подготовки к экзаменам.

Например, вы отметили такое препятствие как лень как мешающий подготовке фактор. Лень нужно постараться укротить.

Сформируем несколько подходов.

– Предлагаю сформулировать несколько советов каждому, кто страдает этим «недугом» – ленью.

– Начни с малого: протри пыль, прочитай небольшую новость на иностранном языке, прогуляйся до ближайшего магазина. Эти небольшие дела взбодрят тебя.

– Поощряй себя. Определи для себя объем работ и установи вознаграждение – чай с конфеткой или 15 минут перерыва на игру.

– Всю работу подели на части и вознаграждай себя за каждую хорошо выполненную часть.

– Соблюдай расписание. Установи четкие временные рамки. Расписание составь максимально подробно.

– Мотивируй себя. Четко представь себе последствия от сделанной или не сделанной работы. И правильно расставь приоритеты.

Одно из современных учений в психологии гласит: в любой жизненной ситуации оценивай себя как удачливого, всеми любимого и уважаемого человека и сообщай об этом миру и, в первую очередь, себе. Это поможет тебе быстрее освоить правильные нормы поведения, обрести чувство гармонии с жизнью, своим восприятием себя в этом мире  сформируешь успешную ситуацию. Мотивация для девушки, например, может состоять из следующих фраз, которые нужно повторять, если вдруг совсем пропала вера в себя и свои силы: Я умная. Я сильная. Я стильная. Я трудолюбивая. Я успешная. Я справлюсь. Я красивая. Я смелая. Я добрая. Я всё делаю правильно. Я веду себя достойно. Я спокойна и сдержанна. Я ценю себя. Я – Личность. Я хорошо готовлю. Я умею красиво танцевать. У меня красивая фигура. У меня хорошие друзья. Я учусь в престижном лицее. У меня порядок в мыслях и в делах.

Обратите внимание на советы от тьютора

– Ключом к успеху является  твоё умение письменно формулировать цели и планы их достижения.

– Всегда работай, опираясь на список дел. Составляй его, сортируй дела и выполняй самое важное. Каждое воскресенье составляй план на следующую неделю, продумывай расписание на каждый день накануне вечером.

– Устанавливай высокие стандарты. Рассматривай себя как образец для подражания.

– Хорошо помогает каждому свой совет дня. Это может быть любая фраза или цитата, которая в данный момент оказалась для вас моральной поддержкой.

Например: «Самодисциплина – это способность заставить себя выполнять то, что ты должен делать, когда ты должен это делать, независимо от того, хочется тебе  этого или нет».

Хорошо, если каждый день каждый из вас будет определять для себя пословицу дня. Например: «Кто хочет, тот может»,  «Делу — время, потехе – час»,   «Дорогу осилит идущий»,  «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Сделал дело – гуляй смело», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и другие.


[1] Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М. Ковалева; отв. ред. А.А. Теров, О.Ю. Жилина.  М.: АПКиППРО.  2009.  188 с.  С. 5-11.

[2] Паркин М. Сказки для коучинга: Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и малыми группами.  М.: ООО «Издательство «Добрая книга».  2009.  304 с.  С. 140-141.

nsportal.ru

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах

Слово «тьютор» (англ. tutor — наставник) уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Профессиональное сообщество России занимается тьюторством уже 25 лет, но родительский интерес к нему возник буквально вчера. Он обусловлен естественным желанием мам и пап выбрать идеальную образовательную траекторию для своего ребёнка. Роли тьютора в современном образовательном процессе была посвящена встреча Клуба экспертов образования, на которой выступила Татьяна Ковалёва. «Мел» публикует ключевые тезисы её выступления.

Татьяна Ковалёва

1. Кто такой тьютор

Тьюторство многими воспринимается как совершенно новое явление в процессе образования, а между тем оно существовало ещё в XII веке. Исторически название «тьютор» возникло в Оксфорде и Кембридже, в системе частных университетов Англии. Были профессора, которые читали лекции, были ассистенты профессоров, которые проводили занятия. И были такие люди, которые каждому студенту помогали выстраивать его индивидуальную образовательную программу — собственно, тьюторы.

2. Тьюторство в России

Когда мы только начинали этим заниматься, долго искали правильное слово. Ведь тьютор — новое слово для России, многих раздражающее. Как точнее определить деятельность тьютора и можно ли это английское слово заменить каким-то еще? Мы не могли назвать этого педагога ни наставником, ни гувернером, кстати, тоже словом далеко не русским. Поэтому не стали ничего выдумывать, а деятельность определили как сопровождение. Но сопровождение как бы сбоку: ты что-то делаешь, а я тебя сопровождаю, чтобы твое движение становилось более осознанным и менее хаотичным.

Это и есть сопровождающая педагогика. Педагоги, сопровождающие человека в действии, и называются тьюторами

На заре тьюторства мы попали в книжную пустыню. Ведь всегда легче на что-то опираться, когда это вводится в традицию. Возьмем, например, систему развивающего обучения. Выготский сказал, Эльконин подтвердил, Давыдов добавил, Леоньтев написал. А у нас нет опоры, потому что не было тьюторской профессии.

12 признаков хорошего учителя

Мы сделали своё издательство, стали переводить и писать книги сами и создавать библиотеку тьюторства. Профессия как таковая была введена с 2008 года. В МГПУ проходят курсы повышения квалификации, существует магистратура. Можно поступить на очную и заочную формы обучения и получать магистерский диплом тьютора.

3. Чем тьютор отличается от учителя

Учитель работает с одновозрастным или с разновозрастным коллективом и всех чему-то учит. Тьютор — это специфический педагог, который не занимается фронтально. И это средовой человек. Учитель может учить где угодно. Тьютор работает там, где устроена соответствующая среда.

Эта среда должна быть:

— Вариативной. Разные варианты чего-либо: сдачи экзаменов, изучения предметов, проведения исследований.

— Не структурированной. У нас сейчас происходит так: мы одной рукой вводим вариативность, другой ее забираем, навязывая свои советы. Пусть ребенок сам выбирает, надо чем ему работать, а потом анализирует. Нет ничего важнее пробы и опыта.

— Избыточной. Человек должен видеть и знать, что мир разный и реагирует по-разному;

— Открытой. Мы подстраиваемся под ребят, спрашивая у них, что бы им хотелось.

— Провокативной. Тьютор должен так организовать среду, чтобы через последующую рефлексию человек понял, что ему ближе. При этом тьютор себя не выпячивает, он только устраивает среду так, что она провоцирует.

Если ребенок не хочет ходить на занятия, задача тьютора раскрутить его интерес и вернуть в образовательную среду. Существуют разные технологии, через которые можно заглядывать в будущее и масштабировать интерес ребенка.

4. Ключевое понятие тьюторства — «забота о себе»

Мы сейчас не понимаем, на что делать ставку в образовании ребенка. И в этот момент переходности важно довериться самому ребенку. Он, не зная, чувствует. Откуда берется интерес — неизвестно. Вот когда детей-тройняшек приводят в песочницу, то один делает куличики, второй катает машинку, а третий — строит домик. Стихийные интересы у всех разные. К сожалению, культура субъективности у нас была потеряна. И тьюторство возникло как педагогика субъективности.

В каждом человеке есть что-то, чего он о себе не знает. И надо создать такую среду, где это проявится

Если процесс индивидуализации человека важен — появляется тьютор и сопровождает. Но важно не запутаться в понятиях — «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход — это подход, предполагающий, что взрослый подбирает в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания. А индивидуализация — это культура заботы о себе. Умение самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, действовать самостоятельно и инициативно. Если, например, ребенок участвует в командной работе, он должен понимать, как правильнее лично он должен вложиться для достижения результата, в чем он силен и уникален.

Так ли полезна работа в команде на самом деле

Учитель передает стандарт. Есть место стандарту, но в это же время должно быть место тому, на что отзывается душа. Не во второй половине дня, во время внеурочной деятельности, а прямо сейчас, в основное учебное время.

Французский философ Мишель Фуко обсуждал такое понятие — «забота о себе». Есть культура заботы о себе.

Вы должны понимать, в чем сильны, в чем слабы. И эта культура заботы о себе должна входить в образование и поддерживаться тьютором

Начиная с трех лет и в идеале — без возрастных ограничений. На западе существуют университеты серебряного возраста. С людьми 70+ работают тьюторы. Там есть удивительные технологии — рестарты. Ведь после шестидесяти хочется качественно жить и делать то, о чем всегда мечтал, но не хватало времени или по каким-то причинам не сложилось.

Если мы теряем эту «заботу о себе», мы становимся массой. И вот тьютор это тот человек, который призван это не допустить.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как сделать из троечника отличника на домашнем обучении

5 советов для родителей девочки-подростка

Есть ли место шестидесятникам в школьной программе

mel.fm

Тьюторство в образовании — это… Что такое тьюторство в дошкольном образовании

Сейчас все стараются адаптировать условия образования и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В современном обществе люди пытаются максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями. Для этого на всех ступенях образования вводятся инклюзивные технологии, которые позволяют ребенку социализироваться. И один из таких методов — это тьюторство в образовании.

Что это такое

Тьюторство в образовании — это сопровождение семей или детей, у которых имеются особые потребности в обучении и воспитании. Внедрение данного вида деятельности является важным шагом в их социализации. Так же тьюторство широко используется для сопровождения проблемных семей, в том числе и для детей с девиантным поведением.

Само слово «тьютор» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «домашний учитель». И это принципиальное различие: такой человек отличается от привычных педагогов дошкольных и школьных учреждений. Так как одной из первостепенных его задач является защита ребенка и помощь в его социализации.

Тьюторство в образовании — это закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку и скорректировать его развитие.

Основные аспекты

Несмотря на то что данный вид педагогической деятельности появился относительно недавно, ее стараются внедрить в образовательные институты. Но сложность этой профессии заключается в том, что на тьютора не учат в вузах, хотя специальность совсем не такая простая, как может показаться на первый взгляд:

  1. Тьютор помогает решить проблему с обучением, которая часто возникает из-за того, что учебная программа не учитывает индивидуальные особенности ребенка. Все это влияет на успеваемость, усвоение материала и поведение ребенка на занятиях.
  2. Тьютор должен помочь личностному развитию ребенка и раскрытию его потенциала. Он должен суметь заинтересовать, найти нестандартные подходы, расширить поле исследовательской деятельности своего подопечного.
  3. Тьютор сопровождает его на всем образовательном пути. Поэтому можно сказать, что этот вид деятельности нацелен на достижение конечного результата.

Как видно из всего вышеперечисленного, тьюторство в образовании — это не простая поддержка детей или семей. Это помощь ребенку в учебе, культурном и личностном развитии.

Технология тьюторства

Названный вид педагогической деятельности относится к гуманитарному сопровождению ребенка. Основная технология в тьюторстве — педагогическая поддержка и учебно-воспитательное взаимодействие. Под этим подразумевается, что ребенок совершает действие, а тьютор создает необходимые для этого условия.

Используются следующие методики:

  • разбор практических ситуаций;
  • демонстрация окружающим достигнутых результатов;
  • дебаты — эта методика широко используется в занятиях с подростками, для которых важно формирование соревновательного и коммуникативного навыка.

Реализуются перечисленные методики при помощи следующих технологий:

  • составления портфолио;
  • групповой и индивидуальной консультации;
  • проведения тренингов;
  • применения информационных технологий.

Рассмотрев, что такое тьюторство, и какими методами оно осуществляется, следует более подробно проанализировать эту педагогическую деятельность в дошкольных и школьных учреждениях.

Работа тьютора в ДОУ

Введение сопровождения еще на этапе раннего развития ребенка помогает скорректировать и предупредить дальнейшие проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе обучения. Именно в дошкольном возрасте тьютор закладывает основы для успешного освоения социальных норм и личностного развития.

Тьюторство в дошкольном образовании подразумевает активное участие и родителей, потому что для малышей главным ориентиром являются взрослые. Глядя на их модель поведения, ребенок перенимает некоторые их особенности. И задача тьютора состоит в том, чтобы увидеть возможные трудности в развитии и скорректировать их.

Тьютор разрабатывает индивидуальный маршрут с учетом всех особенностей подопечного. Он должен включать разнообразные способы исследовательской и познавательной деятельности, чтобы стимулировать у малыша интерес к самостоятельному получению знаний.

Сопровождение в школьных учреждениях

Тьюторство в школе подразумевает интеграцию в коллективе детей с особыми потребностями в обучении. Такое сопровождение помогает особым детям социализироваться в обществе. А у детей, окружающих такого ребенка, воспитывается чувство толерантности, ответственности и заботы по отношению к сверстникам и другим людям.

Закрепление за ребенком педагога-тьютора не означает, что он ежеминутно опекает ученика. Наоборот, он стремится поддерживать в нем самостоятельность. Это не школьный учитель (его задачей не является преподавание) и не психолог, задача которого состоит в том, чтобы скорректировать психическое развитие и создать нужную атмосферу для ученика.

Тьютор, скорее, — это друг, который помогает раскрыться творческому потенциалу подопечного, преодолеть неуверенность в себе, скорректировать проблемы в обучении. Для этого и разрабатывается индивидуальная программа с учетом всех особенностей ребенка. При этом не стоит забывать, что тьютор должен взаимодействовать с учителями и другими специалистами (психологом, логопедом) и родителями, чтобы добиться нужного результата.

Проблемы тьюторского сопровождения

В современном образовании наличие во всех образовательных институтах (ДОУ, школе) педагога-тьютора позволило бы решить многие проблемы в обучении и социализации детей. Но почему-то такая практика существует не во всех учреждениях. Дело в том, что положение этого педагога достаточно шатко и неопределенно в образовательном сообществе.

Самая главная проблема — это отсутствие программ, по которым готовили бы тьюторов. Так как они работают с детьми, имеющими особые потребности в развитии, то нельзя, чтобы в этой сфере работали неквалифицированные педагоги. И них должно быть, как минимум, педагогическое образование, потому что такой специалист должен знать все закономерности физического и психического развития ребенка, а также методики взаимодействия с детьми и родителями.

К сожалению, в детских садах и школах не прописаны должностные инструкции для тьютора, и чаще всего наличие этой должности даже не предусмотрено в штате. Все это, конечно, не создает благоприятную рабочую обстановку для педагога.

Кто может работать тьютором

Несмотря на то что пока профессиональные учреждения названных специалистов не готовят, необходимость в них с развитием инклюзивного образования возрастает. Тьютором может стать любой человек, имеющий педагогическое образование. Очень важно и наличие определенных личностных качеств: желания помогать, готовности к постоянному саморазвитию, ответственности, любви к детям.

Тьютор должен уметь находить подход к каждому ребенку и способствовать раскрытию его личностного потенциала, успешному взаимодействию с окружающими людьми. Тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.

fb.ru

Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором? Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний.  Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

         Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов,  связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

         Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог — тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].

         Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.  Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт  в данной области знаний [2].

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности  индивидуальной и групповой работы.

         Тренинг

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

  Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

         Образовательное событие

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу,  экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие  включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Методы тьюторского сопровождения:

— методы практикоориентированной деятельности

— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

— методы активного обучения,

— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

 — методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

 2.2.Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

 

 – «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

 — «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

 — «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

  Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

•               проектной технологии;

•               технологии работы с портфолио;

•               технологии группового и индивидуального консультирования;

•               тренинговой технологии;

•               технологии профильных и профессиональных проб;

•               активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

•               информационных технологий.

infourok.ru

Тьютор как педагогическая специальность в системе профессионального образования — Организация учебного процесса

Александра Верхозина

Факультет Истории и права, 3 курс


Содержание статьи

Современные предпосылки тьюторства


Одно из распространенных направлений реформирования современного образования связано с введением новых профессий и педагогических специальностей. Сегодня мир отличается ростом самосознания, актуальным становится право на индивидуальную траекторию развития. Главным источником совершенствования образования становятся компьютерные инновации. Современный студент показывает неповторимость в способах приобретения знаний, навыков и умений. С одной стороны, он является обучающимся с большими интеллектуальными и познавательными способностями, с другой – нередко это безучастный, получающий информацию человек, не проявляющий тяги к знанию.

Сейчас главной целью образования становится необходимость воспитать выпускника, которому возможно придётся не раз в жизни поменять свои жизненные стратегии, профессиональные обязанности, что на данном этапе развития общества сменяются ситуативно, как индивидуальные, а не имеющие регламентированной «формы». Образование не может не быть индивидуализированным, это меняет взгляд на педагогические отношения. Из просветительской модели происходит трансформация в сопровождающую [1]. Исходя из вышесказанного, введение принципа индивидуализации образования, является более чем актуальным вопросом современности. Поэтому сегодня появляются предпосылки для развития тьюторства как педагогической деятельности, отличающейся индивидуализированностью взаимодействия преподавателя с обучающимся.

Возникновение тьюторства


Институт тьюторства сформировался ещё в 12 веке в английских университетах и имел отпечаток монашеского, особого значения. Это обосновывается тем, что учебные заведения создавались на исторической основе монастырской жизни.

Тьюторство зародилось в старейших университетах, таких, как Кембридж и Оксфорд, которые являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.

К XVII в. тьютор становится основной фигурой учебного процесса, заменяя профессуру в организации индивидуальной учебной работы: сплотив возле себя одного или двух студентов, определивших его своим наставником, он выбирал объём и круг необходимых для воспитанников знаний и самостоятельно принимал экзамены и зачёты по итогам освоения выданных им же материалов. Джон Локк – знаменитый английский педагог, живший в XVII в. – указывал, что тьютор не только обеспечивает усвоение учеником знаний: «Задача тьютора – развить потенциальные возможности ребенка, что подготовило бы к делу его жизни. Тьюторское образование – это процесс формирования характера, построение склада ума и тела. Цель тьютора – не столько научить ребенка всему, что известно, сколько воспитать его в любви и уважении к знанию». Иначе говоря, в этот период тьютор стал преподавателем и воспитателем, производившим «уникальный», «единичный» образовательный продукт, который невозможно было измерить никакими стандартами, и в принципе не мог быть воспроизведён кем-либо ещё.

Трактовки тьюторства в современном образовании


Нельзя сказать, что данная профессия стала чем-то новым для России. Так, ещё в 2007 году организовали «Межрегиональную тьюторскую ассоциацию». Её появление связано с поиском новых образовательных технологий, непрерывным образованием личности, потребностью в самореализации.

Известно множество вариантов определения слова «тьютор». Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor – наставник, домашний учитель, репетитор, опекун. Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор – лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача – быть знающим наставником своих воспитанников [2].

Исследователи выделяют три главные составляющие современного понимание термина тьюторство [3].

1. Тьюторство – поддержка (вид педагогической деятельности, нацеленный на формирование самостоятельности и независимости субъекта в решении образовательных задач).

2. Тьюторство – сопровождение (помощь направленная на воплощение индивидуальных образовательных программ, проектных работ, исследовательской деятельности).

3. Тьюторство – фасилитация (деятельность направленная на помощь в профессиональном, культурном и личностном самоопределении).

Данная специальность внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», она утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ (5 мая 2008 г., №216), и тьюторы уже работают российских в образовательных организациях. Однако на сегодняшний день тьюторство еще не имеет стандартизированного описания специфики как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к осуществлению. До сих пор актуальны вопросы: кто же такой тьютор, и чем он отличается от учителя? Импортируется ли эта профессия из зарубежных образовательных систем или вырастет из нашей почвы?

Основные виды тьюторства в высшем образовании


В настоящее время в российской образовательной системе тьютор, в европейском понимании этого термина, отсутствует. Однако в высшей школе его функции частично реализуются участниками данного процесса – самими студентами, активами студенческого самоуправления, преподавателями и научными руководителями различных проектов.

Существует несколько направлений, где тьютор может найти своё применение, в зависимости от своего педагогического опыта и уровня квалификации. Перечислим и кратко охарактеризуем виды тьюторской деятельности, встречающейся в вузах.

«Тьютор-стажёр». Им может стать студент старших курсов, активист студенческого самоуправления. Они оказывают помощь абитуриентам, студентам младших курсов в адаптации к процессу обучения, вовлекают во внеучебную работу и помогают освоить университетское пространство.

«Академический тьютор» – магистр с обязательной тьюторской подготовкой, работа которого направлена на разработку и реализацию индивидуального учебного плана, что является актуальным при введении кредитно модульной системы обучения.

«Тьютор-наставник» – прошедший тьюторскую подготовку выпускник вуза, возможно, имеющий учёную степень. Основной задачей тьютера этого уровня будет сопровождение и помощь в процессе формирования личных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

«Тьютор-супервизор» – профессор, непосредственной задачей которого становится «усиление» рефлексии и организацию работы тьюторов, формирование, поддержку и выявления специфического стиля педагога.

Перспективы развития тьюторства в российском профессиональном образовании


Тьютор – это педагог, однако особый педагог, цель которого заключается в помощи студенту научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных задач. Он стремиться направить своего подопечного к свободе и самостоятельности, учит понимать свои возможности, чтобы действовать эффективно и успешно.

Тьюторская деятельность, как становящаяся и инновационная, предполагает определение перечня функций и обязанностей согласно определённым целям и задачам.

Исходя из нормативно-правовых документов, разработанных Межрегиональной тьюторской ассоциацией, главной целью деятельности тьютора в процессе обучения является «…профессиональная педагогическая организация реализации и формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), постройка избыточной прогрессивной образовательной среды и других условий для положительной реализации ИОП».

Так как образовательные потребности студентов разнообразны в одних учебных учреждениях развивается направление тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, в других — сопровождение дистанционного обучения, в третьих особое внимание уделяется сопровождению внеучебной деятельности.

Все эти направления характеризуются своими особенностями и потребностями, но общие понимание целей и идей тьюторства объединяет их. Во взаимодействии студента и тьютора лежит субъективная активность учеников, основными аспектами ответственности тьютора в процессе образования становятся…

— помощь в определении личного участия обучающегося в разработке индивидуальной образовательной программы;

— помощь в адаптации первокурсников (абитуриентов) к новой учебной среде;

— помощь в организации самостоятельной работы;

— помощь при усвоении общих и профессиональных компетенций;

— контроль учебных проектов, исследований, участия в олимпиадах;

— контроль за усвоением профессиональных навыков при прохождении практики;

— помощь в подготовке дипломной работы.

Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет формирование индивидуальной образовательной программы для студентов. Индивидуализация такого плана, предполагает закрепление главного выбора содержания образования за студентом. Тьютор не должен выбирать цели за студентов, он помогает увидеть обучающимся альтернативные пути их движения, оказывает помощь в развитии необходимых личных черт и компетенций [3].

Выводы


Нужен ли тьютор в российской образовательной системе? На данный момент сложно однозначно ответить на поставленный вопрос, принимая во внимания своеобразие отечественной системы образования. Да и сами студенты ещё не готовы нести ответственность за свои образовательные потребности. Однако и преподаватели также не готовы передать ответственность за конечные итоги образовательного процесса в руки обучающихся. Такая тенденция объясняется традиционной авторитарно-знаниевой системой приобретения знаний, доминирующей в российском образовании.

Тем не менее, современное общество нуждается в специалистах самостоятельных, креативных, обладающих широким и полным набором профессиональных компетенций. И вполне вероятно, внедрение института тьюторства, поможет решить данную задачу.
 



Использованные источники
1. Чиркова Н.В. «Тьютор» versus «учитель»? // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Вып. 2. С. 38.
2. Терминология в системе дополнительного профессионального образования : словарь. – М.: ИПК госслужбы. – 2001. – 107 с.
3. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю. Д. Кокамбо, О. В. Скоробогатова // Вестник Амурского государственного университета. – 2013. – Вып. 60: Сер.: Гуманитар. науки. С. 110-115.

si-sv.com

Педагогическая мастерская «Тьюторство в образовании».

Приятно всех видеть на педагогической мастерской «Тьюторство в образовании».

Перед тем как мы начнем, я хотела бы узнать, что вы ждете от нее… Мы, организаторы, ждем интересных ответов, дискуссии, вашей активности и понимания. Работать сегодня мы будем в группах.

СЛАЙД 2

Я бы сначала хотела остановиться на слове образование. Кто помнит определение? Перед вами несколько высказываний. Давайте скажем, как их все понимаем? Тогда скажите, кого мы называем образованным человеком? Образование. У каждого из нас образованный ассоциируется с чем-то своим. Как вы думаете, как этого достичь? Кто в этом может помочь? Передавая знания, умения, навыки мы можем это сделать на уроке?

Какими качествами должен обладать учитель?

СЛАЙД №3

Недавно в нашу жизнь вошло еще одно понятие. Тьютор.

СЛАЙД №4

Ввожу понятие тьютор, тьюторская деятельность…, вектор тьюторского действия.

Перейдем к первому вопросу.

X – социальный;
Y – предметный;
Z – антропологический.

Рис. Ресурсная модель тьюторского сопровождения

Рассмотрим каждый из векторов тьюторского действия подробнее.

Х – социальный вектор тьюторского действия.

Он предполагает работу со множеством образовательных предложений, связанных с инфраструктурой тех или иных учебных заведений.

Зачастую учащийся даже не знает обо всех существующих в ОУ возможностях. Задача тьютора состоит в том, чтобы вместе со своим подопечным увидеть и проанализировать всю инфраструктурную карту для реализации индивидуальной образовательной программы.

Y – предметный вектор тьюторского действия.

Этот вектор указывает на направленность работы тьютора с «предметным материалом», выбранным его подопечным. Так как границы той или иной дисциплины всегда в большей или меньшей степени условны, то при работе с предметом, осваиваемым учеником (биология, математика, литература и т.п.), зачастую необходимо привлекать сведения из других областей науки. Таким образом расширяются границы самого предметного знания, что становится направлением специальных тьюторских консультаций и вносит коррективы в реализацию индивидуальной образовательной программы каждого воспитанника.

Z – антропологический вектор тьюторского действия.

Говоря о реализации собственной индивидуальной образовательной программы, каждый учащийся должен понимать, что именно от него хотят и на какие свои качества он уже может опереться. Тьютор в этом случае лишь помогает увидеть и обсудить антропологические требования индивидуальной образовательной программы. Конечный же выбор всегда остается за воспитанником.

Работа тьютора в каждом из указанных нами выше направлений (социальном, предметном, антропологическом) позволяет увидеть молодому человеку свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать его потенциал для построения собственной индивидуальной образовательной программы.

С точки зрения социального подхода, в сфере образования всегда выделялись две цели:

  •  заказ государства – установление четких приоритетов в содержании образования.

  •  частный (внутренний) заказ – осмысленный ответ самого молодого человека на вопрос: «Чему и зачем я намерен учиться?»

Вторая из них долгое время фактически не учитывалась при организации учебного процесса в отличие от первой, которая разрабатывалась на протяжении всего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.

В связи с этим создание качественных характеристик образования является мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет увидеть актуальность проблемы тьюторства.

Для этого каждому молодому человеку надлежит овладеть культурой выбора и соорганизации различных предложений в собственную образовательную программу.

Этим специалистом, на наш взгляд, является тьютор

СЛАЙД №5

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов,  связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося. Групповая тьюторская консультация — педагог — тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.

Тьюториал — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения.  Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт  в данной области знаний 

Тренинг — одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. 

Образовательное событие — форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу,  экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие  включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

СЛАЙД №6

Познакомимся с формами и приемами работы по тьюторскому сопровождению.

multiurok.ru

Кто такие тьюторы и для чего они нужны


Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — учить других учиться. Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.

Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»

Зачем нужен тьютор

Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, осознавать свои поступки и их последствия, найти свой интерес и его реализовывать.

Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, выбор будущей профессии, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.

С кем работает тьютор

Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.

Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.

Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.

Тьютор — это не репетитор

На родине тьюторства, в Великобритании, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.

В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.

Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.

Как работает тьютор

Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.

Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.

Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.

Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, какие формы работы им подходят, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.

Результаты работы тьютора

Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.

Кто может быть тьютором

Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.

Читайте также:

Зачем вашим детям учить математику?

5 эффективных приемов для развития памяти

Первый познавательный новогодний календарь: весь декабрь «О!» дарит подарки

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Evgeny Atamanenko/FamVeld/ESB Professional/Sharomka/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *