Виды человеческой деятельности – Виды человеческой деятельности, их классификация

описание, особенности и интересные факты :: SYL.ru

Человек – существо социальное. Он не может в полной мере развиваться, не контактируя с другими людьми. Только постоянно обучаясь, мы становимся сильнее, получаем доступ к самым потаенным уголкам своей души. Виды человеческой деятельности тесно связаны с пониманием своего предопределения. Выбор жизненного пути зависит от характера, амбиций, условий жизни, готовности действовать, несмотря на значимые преграды, то есть определяется внешними и внутренними составляющими. Прилагая определенные усилия, мы имеем возможность полноценно двигаться вперед.

Рассмотрим основные виды человеческой деятельности. Стоит заметить, что не все они будут проявлены в жизни конкретного индивида, поскольку многое зависит от уровня сознания, от того, насколько личность готова принимать на себя ответственность. Какие виды человеческой деятельности существуют? Попробуем разобраться.

Игра

Представляет собой довольно занимательный компонент, непременно сопутствующий любому развитию. Игра как вид человеческой деятельности заслуживает особенного внимания. Ведь именно с нее начинается активный процесс познания окружающего мира. В противном случае вряд ли стало бы возможно чему-то научиться, проявить себя во внешнем мире. Если понаблюдать за играющим ребенком, то можно заметить одну интересную особенность: он моделирует разные ситуации, представляющие для него интерес, решает важные задачи. Огромная фантазия заставляет его придумывать сложные сюжетные ходы, сознание буквально фонтанирует идеями.

Увлеченность процессом игры помогает освободиться от тревожащих мыслей, научиться иначе смотреть на окружающую реальность. Этот вид деятельности выступает способом познания мира через проигрывание множества моделей и ролей. Главной особенностью является то, что в игре человек не боится принимать решения и действует интуитивно, опираясь на свое внутреннее видение.

Общение

Без этой составляющей ни один человек не смог бы обойтись. Общение – вид человеческой деятельности, который руководит всеми остальными процессами. Человеку необходимо взаимодействовать с окружающими, чтобы поддерживать адекватное представление о самом себе. Не случайно у людей, страдающих отсутствием общения, наблюдаются те или иные психологические затруднения. Все потому, что им не с кем поделиться своими мыслями и соображениями. Важно, чтобы в жизни каждого присутствовал такой человек, которому можно было бы без опаски и стеснения высказать свои страхи и сомнения.

Все виды человеческой деятельности тесным образом связаны между собой. Невозможно одно представить без другого. Взаимодействие с окружающими столь же необходимо, как и обучение, возможность проводить исследовательскую деятельность. Общение представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение глубинной потребности в признании и понимании. Установление теплых отношений невозможно без доверия.

Обучение

В идеале должно осуществляться всю жизнь для эффективного самосовершенствования. Обучение – это вид человеческой деятельности, направленный на получение новой информации, которая позже становится нашим знанием. В процессе приобретения новых навыков человек совершенствует свои способности, получает возможность полноценно работать над собой. Зрелая личность понимает необходимость таких изменений, поскольку нацелена на внутреннее преображение. В детском возрасте обучение подразумевает прежде всего получение новых знаний. Ребенку необходимо усвоить множество предметов, прежде чем он отправится во взрослую жизнь.

Во многих случаях эффективное обучение становится причиной для того, чтобы начать гордиться своими достижениями. Здесь у каждого будут индивидуальные заслуги. Отличительной особенностью является то обстоятельство, что для осуществления процесса обучения необходимо самостоятельно прилагать усилия, ведь знания не появятся сами собой.

Физический труд

Для многих это занятие является показателем полезного времяпрепровождения. Многие люди проникаются искренним уважением к тем личностям, которые занимаются данной деятельностью. Физический труд в обществе ценится и поощряется. Считается, что такая личность действительно честно зарабатывает деньги и потому может считаться благородной. Данный вид деятельности необходим еще и потому, что позволяет развиваться физически, оставаться выносливым. Это крайне важно в наше время стремительного развития гиподинамии. Люди, избравшие для себя такую деятельность, надолго сохраняют отличную физическую форму, могут справиться с любой непредвиденной ситуацией, если только она требует силы и активности.

Умственный труд

Данная деятельность является уделом людей утонченных и интеллигентных. Как правило, умственную деятельность выбирают для себя те личности, которые сосредоточены на выполнении интеллектуальной задачи. Этот вид человеческой деятельности во многом обусловливает научно-социальный прогресс. Чем больше личность занимается, тем скорее она развивается в какой-то значимой для себя отрасти. Развитие мысли происходит постепенно, под влиянием определенных составляющих.

Умственный труд всегда ценился, особенно в определенных кругах. Интеллектуальное сознание – это ищущий характер, который постоянно стремится к тому, чтобы выйти на понимание сложных вещей. Концентрируясь на главном, оно способно стать удивительным проводником в мир интеллектуальных составляющих. Чтобы заниматься умственной деятельностью, необходимо иметь определенный склад характера, постоянно работать над собой. Чем больше человек читает книг, изучает что-то, тем мощнее он развивается интеллектуально, и тем скорее расширяются его возможности.

Наука

Склонность к исследовательской работе во многом определяет склад характера. Наука – вид человеческой деятельности, которая требует развитого аналитического ума. Это обязательное условие. В противном случае деятельность не будет иметь значительного успеха. Главной особенностью является то, что все выводы и умозаключения делаются на основании логических составляющих. Занимаясь научной деятельностью, обязательно нужно что-то доказывать, опираясь на теоретические подходы ученых и их практические наработки. Здесь нельзя просто делать выводы, если они не подкреплены соответствующими знаниями. Наука требует максимальной четкости и точности. Невозможно действовать наобум, не имея представления о предмете своего исследования. Примечательно то, что научные деятели, привыкая строить сложные умозаключения, потом начинают относиться к жизни как к непрекращающейся цепочке предположений и заключений. От подобного мировоззрения очень сложно освободиться, принимая решение, основываясь на сугубо научном подходе. Все дело в том, что жизнь иногда оказывается намного сложнее, чем любая исследовательская работа.

Искусство

Представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд представителей интеллигенции. Способность понимать произведения искусства является показателем развития эстетического вкуса. Настоящие литературные произведения, картины великих мастеров и музыку могут оценить по достоинству далеко не все. Для этого нужно иметь утонченное мировосприятие и как минимум повышенный интерес к определенному виду искусства. Такие люди отличаются изысканным вкусом, у них часто обнаруживаются дополнительные таланты. Главной особенностью является то, что индивиды, увлекающиеся искусством, часто настолько погружаются в выдуманный мир, что перестают замечать окружающую реальность.

Искусство всегда требует от человека определенной самоотдачи. Ведь такая деятельность никогда не смогла бы развиваться, если бы ей не уделялось достаточно времени и внимания. Личность, увлеченная искусством, всегда чем-то жертвует ради того, чтобы заниматься любимым делом. Как правило, жизнь всегда направляет таких людей, помогает им постоянно ощущать непреходящий смысл совершаемых действий. У них обязательно имеется высокая цель, которая все оправдывает и допускает. Они действуют не ради денег, а во имя светлой идеи.

Торговля

Вид человеческой деятельности, который процветает с давних времен. Человек, выбравший для себя торговлю, как правило, высоко ценит собственный материальный достаток. Он способен оценить выгоду и заметить значимые перспективы в любой ситуации. В большинстве случаев люди значительно преуспевают в выбранном занятии, если у них имеется к этому склонность. Торговля является неотъемлемым элементом жизни. Такой человек отличается тем, что нацелен на получение материальных благ и ценностей. Для него имеет большое значение, какую одежду он носит, чем питается, насколько велико его благосостояние. Торговцы во многих вопросах действуют достаточно хладнокровно и целеустремленно. Они не поддаются влиянию эмоций и потому быстрее достигают значительных результатов. Представители других сфер могли бы с большим воодушевлением им позавидовать.

Маркетинг

Это направление, несомненно, берет свое начало из торговли. Маркетинг – вид человеческой деятельности, целиком направленный на получение материальной выгоды. Данная сфера предполагает, что личность умеет разбираться в сложных вопросах, действовать, опираясь на собственное перспективное планирование. Большое значение имеет такая вещь, как самоорганизация. Только полностью сосредоточившись на задаче, можно ее решить. Без грамотного планирования не обойтись. Маркетинг предполагает, что человек будет действовать четко и в согласии с требованиями современного общества.

Банальная ошибка может привести к непоправимым последствиям, поэтому здесь крайне важно самообладание, умение держать чувства под контролем. Конечно, это удается далеко не всем. Удачливый маркетолог – тот, что свободен от собственных сомнений и тревог. Главной отличительной особенностью такой личности является уверенность в себе. Ведь способность быстро принимать решения действительно ведет к успеху.

Творчество

Потребность в созидании заложена в каждом из нас. Другой вопрос заключается в том, работает ли личность над собой, готова ли уделять достаточно времени и внимания своему творчеству. Эта деятельность требует не просто большой самоотдачи, но еще и колоссальной выдержки и терпения. Порой требуется обладать сильной волей для того, чтобы что-то получилось. Творческий путь никогда нельзя назвать простым и легким. Порой личности необходимо пройти через множество испытаний, чтобы добиться успеха. Человек вынужден прилагать максимум усилий, поскольку только в этом случае он развивается, становится самодостаточным и уверенным в себе.

Самосовершенствование

Занимает особенную позицию в жизни личности. Если мы перестанем работать над собой, нам будет трудно совладать с собственными эмоциями. Такая личность начинает со временем деградировать, перестает развивать имеющиеся способности. Самосовершенствование является неотъемлемым элементом любой деятельности. Чем бы человек ни планировал заниматься, он обязательно должен уделять особое внимание своему внутреннему миру.

Работа с чувствами и эмоциями очень важна. Благодаря ей мы начинаем лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно.

Вместо заключения

Таким образом, основные виды человеческой деятельности – труд, игра, наука или искусство, и каждый заслуживает отдельного внимания. Важно, чтобы личность непременно развивалась, а не стояла на месте. Этому способствует полная самоотдача.

www.syl.ru

5.2. Виды человеческой деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такую задачу на практике выполнить сложно, так как число разнообразных потребностей велико, и они индивидуально варьируются.

В связи с этим необходимо определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описать систему человеческих потребностей, и, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три:

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.

Количество – число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными.

Под качеством потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей (или мотивов), можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификацию видов человеческой деятельности.

Второй путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, по видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это:

  • общение;

  • игра;

  • учение;

  • труд.

Они рассматриваются в качестве основных видов деятельности людей, обеспечивающих существование человека и формирование его как личности.

Общение – считается первым видом деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека. За ним следует игра, учение, труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, так как при включении и активном участии в них ребенка, происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение представляет собой вид деятельности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение может быть:

При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной (при помощи слов) или невербальной (при помощи жестов, мимики, пантомимики, поз) информацией.

При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Игра представляет собой вид деятельности, результатом которого не является производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры, как правило, у взрослых людей, имеют характер развлечения или используются для отдыха, релаксации. Для детей игры имеют важное развивающее значение.

Существует несколько типов игр:

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.

Групповые игры – включают несколько индивидов.

Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Учение представляет собой вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Учебная деятельность является средством психологического развития индивида. Учение может быть:

Организованное учение осуществляется в специальных образовательных учреждениях и имеет организованный, планомерный, целенаправленный характер.

Неорганизованное учение

может происходить попутно, сопровождая другие виды деятельности и давать дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Труд занимает особое место в человеческой деятельности. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда, которые в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Развитие человеческой деятельности предполагает следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

  1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

  2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

  3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

  4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

studfiles.net

3. Человеческая деятельность, ее особенности и виды.

Проявления человеческой сущности многообразны. Однако отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деятельность.

Деятельность – присущий только человеку способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Именно человеческая деятельность является основой единства биологического и социального в человеке.

Посредством деятельности человек изменяет условия своего существования, преобразует окружающий мир в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Человеческая деятельность невозможна в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективная, социальная. Вне деятельности невозможна ни жизнь общества, ни бытие каждого отдельного человека. В процессе человеческой деятельности создается мир материальной и духовной культуры и при этом сама деятельность является феноменом человеческой культуры.

Основными видами человеческой деятельности являются труд и творчество. Труд – это целесообразная материально-предметная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природной и социальной среды для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. Труд – это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми.

С трудовой деятельностью тесно связана деятельность творческая. Творчество – способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности, созидать новую реальность, соответствующую общественным потребностям. К творческой деятельности можно отнести научные исследования, создание произведений литературы и искусства и т.д.

Труд и творчество неразрывно связаны: материальный труд содержит в себе интеллектуальную составляющую, моральный и эстетический аспекты, т.е. элементы творчества. Человеческая деятельность играет важнейшую роль в формировании личности.

4. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности.

Следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

«Человек» – это общее, родовое понятие, оно указывает на наличие в мире такой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), которая отличается присущим только ей способом жизнедеятельности.

Понятие «индивид» указывает на отдельного, конкретного представителя человеческого рода, с его уникальными биологическими, психическими и социальными характеристиками.

Понятие «личность» подчеркивает социальную сущность индивида. Понятие «личность» обозначает целостность социальных свойств человека, характеризует индивида как продукт общественного развития, результат включенности в систему социальных отношений посредством общения и активной деятельности. Личность – это носитель правовых, этических, эстетических и иных социальных норм, это субъект познания и преобразования мира.

Понятия «человек» – «индивид» – «личность» диалектически взаимосвязаны: они соотносятся соответственно как общееединичноеособенное.

Понятие «личность» является интегрирующим, объединяющим в единое целое и биологическое, и психическое, и социальное в человеке. Поэтому в структуре личности можно выделить три уровня: биологический, психический, социальный.

Личность обладает морфологическими отличиями, особенностями своей телесной организации: фигурой, походкой, выражением лица, манерой говорить. Биологический уровень личности подчеркивает также тесную связь человека с окружающей его природной средой. Биологический компонент является необходимым условием обеспечения целостности личности, ее проявления.

Психологическим стержнем личности является ее характер, воля. Характер личности проявляется в достижении социально значимых целей, в соответствии выработанным обществом идеалам. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно общественное самоутверждение индивида как личности.

В то же время человек является личностью не по своей телесной или психической организации, а по социальным качествам. Личность формируется в процессе коллективной деятельности и общения. Эти факторы проявляются в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, процесс формирования социальных качеств, знаний и умений, необходимых для успешной реализации себя в данном обществе. Социализация – это процесс, играющий огромную роль в жизни как отдельной личности, так и общества. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать себя, свои способности в обществе. Для общества от успеха процесса социализации зависит, сумеет ли новое поколение перенять опыт, умения, ценности, достижения культуры старших поколений, сохранится ли преемственность в развитии общества.

Необходимым условием становления личности является формирование мировоззрения – системы взглядов на мир и место человека в нем. Только выработав определенное мировоззрение, личность получает возможность осознать смысл своего бытия в мире, возможность самоопределения в жизни, реализации своей сущности.

Личность включает в себя:

-общие черты, присущие ей как представителю человеческого рода,

-особенные признаки в качестве представителя определенного общества с его специфическими национальными чертами, социально-политическими особенностями, культурными традициями,

-уникальные индивидуальные особенности, обусловленные наследственными чертами, неповторимыми условиями микросреды, в которой личность формируется (семья, друзья, учебный или трудовой коллектив и т.п.), а также неповторимым индивидуальным опытом.

studfiles.net

Виды человеческой деятельности — Мегаобучалка

 

Конечно, нет человеческой деятельности вообще. Она существует в определенных формах. Попробуем их выделить и охарактеризовать. Это труд, общение, игра, творчество.

Начнем с труда. Выделим наиболее существенные признаки, по которым труд можно отличить от других форм человеческой деятельности.

1. Труд всегда связан с присутствием усилия, напряженности, преодолением какого-либо препятствия. Труд – это трудно.

2. Труд предполагает нацеленность на получение результата. Трудиться значит создавать какой-то продукт.

3. Особенность труда определяется характером его целей. Он направлен на обеспечение выживания или самосохранения. Конечно, со временем для выживания человеку требуется все больше и больше. Вряд ли современный человек представляет себе жизнь без сложной техники, без развитой системы социальных отношений. Поэтому в условия его выживания начинают входить не только потребности в пище, жилище и одежде, но и потребности в машинах, компьютерах, государстве, науке, искусстве. Это значит, что сфера труда расширяется. Он направляется не только на освоение природы, но и на изменения в самой общественной жизни. Но до тех пор, пока все эти стороны жизни рассматриваются как условия выживания человека, мы имеем дело с трудом. Поэтому, если преобразовательная деятельность человека направлена на создание предметов, которые должны обеспечить его выживание (будь то продукты питания или отношения между людьми), она является трудовой деятельностью. Эта сторона труда придает ему необходимый или вынужденный характер. Итак, если человек создает какие-то предметы, чтобы обеспечить свое выживание, значит, он трудится.

4. Труд связан с преобразовательным характером действий. В этом смысле животное не трудится, поскольку не осуществляет операций преобразования мира. Трудится только человек.

Второй вид отношения человека к миру, возникающий на базе деятельности — общение. Общение — это все способы связей людей друг с другом. Любовь, дружба, сотрудничество, конкуренция и т.д. относятся к видам общения. В нем может преобладать эмоциональное начало, что более типично для индивидуального общения. А вот взаимодействия людей как членов общества больше строятся на соответствии специально придуманным правилам или социальным нормам.



Кроме того, общение может выступать в качестве средства и цели. Мы помним, что от природы человек – это существо стадное или коллективное. Чтобы выжить, он должен сотрудничать с другими людьми, например, в добывании пищи, создании жилища и т.д. В этом случае общение приобретает характер средства, а окружающие интересуют лишь с точки зрения их пригодности для достижения поставленных задач. Нетрудно заметить, что такое общение носит вынужденный характер.

Но коллективность проявляется еще в одном свойстве — потребности в контакте с другими и ориентированности на сам контакт. Подчеркнем одно новое обстоятельство. Суть общения как цели состоит в том, что для человека становится важной сама близость других людей. Это значит, что он перестает рассматривать окружающих только как партнеров по совместному выживанию. Новизна проявляется в том, что теперь люди предстают интересными сами по себе, а не потому что могут быть чем-то полезны. Общение как цель предполагает, что стремлением человека становится связь с другими людьми, желание общаться, любить, дружить, помогать, сострадать, властвовать над другими и т.д.

Понятно, что общество наиболее заинтересовано в развитии этой формы общения. Ведь если человеку интересен другой человек сам по себе, тогда связь с ним лишена принуждения. Она свободна и поэтому более прочна. А тогда прочно и общество. К тому же, если эта связь осуществляется свободно, то человек удовлетворен жизнью в обществе.

Еще более ярко эти новые тенденции проявляются в таком виде человеческой активности, как «игра». Мы обычно связываем игру с периодом детства. Это в целом верно и позволяет нам выделить признаки, отличающие игру от труда и общения.

1. В отличие от труда это деятельность не вынужденная, а произвольная, можно сказать, беззаботная. Трудиться человек вынужден, в игру он волен играть или не играть. Произвольность означает возможность выбора в процессе осуществления каких-либо действий и отсутствие жесткой предопределенности в этих действиях.

2. Это деятельность бесцельная. Труд направлен на достижение результата или осуществление цели. Причем в труде цель и средства отличаются друг от друга. Ведь одно дело — строить дом, а другое — сам выстроенный дом как результат строительства. Целью игры является сама игра, поэтому в игре процесс и результат неразличимы, или решающее значение приобретает процесс, а не результат, или результат невозможно точно предсказать (игра на бирже). Всякий, наверное, замечал, что там, где начинают играть только ради того, чтобы выиграть, постепенно исчезает само очарование процесса игры.

3. Важное свойство игры состоит в ее вымышленном, фантазийном характере. Причем это свойство может прекрасно осознаваться человеком. Такое состояние обозначают словом «понарошку». Наиболее ярко это проявляется в театральном искусстве. В игре человек как бы обособляется от обычного серьезного мира и сознательно перемещает себя в мир имитации, условности, представляет, воображает себя кем-то другим, наделяет окружающие предметы совсем не тем смыслом, который они имеют в обычной жизни. Искусственность человеческого существования, т.е. сотворенность социальных норм, зависимость их осуществления от желания самого человека, здесь проявляется наиболее ярко.

Может показаться, что игра связана только с периодом детства или является чем-то малозначимым в жизни. Но если мы внимательно проанализируем способ человеческого существования, то увидим, что игры сохраняются во взрослом возрасте и не только в виде спортивных состязаний, праздников или в форме искусства. Многие стороны человеческой жизни сохраняют очень сильное игровое начало. Это проявляется, когда людям становится важным соблюдение правильности самого действия, например, в исполнении религиозных обрядов, ритуалов. Вымышленность или фантазийность ярко проявляется в украшении себя и своего рабочего места, в часто проявляющем стремлении воображать себя другим. Это значит, что игровые моменты пронизывают все сферы человеческой жизни, даже если она не выделяется в специальное время и место, даже если сами люди думают, что совершают серьезные вещи.

Поэтому мы смело можем сказать, если большее внимание начинает уделяться процессу, а не результату, если в процессе деятельности человек начинает воображать себя не тем, кем он является, тогда в этом виде действий сознательно или бессознательно усиливаются игровые моменты. Отметим, что игру не следует связывать с легкомысленностью или несерьезностью. Как вид человеческой активности это не развлечение, а особый способ человеческого бытия, проявляющийся в совокупности признаков, отличающих его от других видов деятельности.

Такая роль игры связана с взаимодействием природного и социального начал в человеческом существовании. Ведь человек вынужден сохранять себя не только как живое, но и как социальное существо. При этом ему часто приходится подавлять или ограничивать свои желания, эмоции. Такое положение дел наиболее ярко проявляется в труде. Но с другой стороны социальное существование никогда не будет прочным, если самими людьми воспринимается как тягота, отчуждение. Поэтому игра или игровые моменты в труде, общении являются воплощением связи природного и социального, чувств и разума. Игровое отношение способствует развитию удовлетворенности человека социальной жизнью.

Еще одна сфера человеческой активности – это творчество. Творчество есть создание новых, ранее не существовавших предметов. Ими могут быть материальные вещи, идеи, человеческие качества, отношения между людьми.

1. Первым признаком творчества является уникальность, неповторимость созданного предмета (искусство), либо уникальность и неповторимость самого действия, открытие, изобретение (наука). Естественно, что творчество имеет место не только в искусстве и науке. Даже в обычной повседневной жизни оно проявляется, когда человек хочет изменить нечто в своей одежде, привычках, характере.

2. В отличие от игры творчество предполагает ориентированность на результат, а не процесс. Это роднит творчество с трудом.

3. Но в отличие от труда творчество не носит вынужденный характер. Человек творит, если он создает новые предметы не для того, чтобы выжить, а чтобы получить удовлетворение от их создания и созерцания созданного.

В самом широком смысле творчеством является вся человеческая деятельность в целом, поскольку она является преобразованием природного мира и созданием мира искусственного. В более узком смысле творчество есть создание новых предметов с целью удовлетворения от их созидания.

Значение творчества состоит в том, что удовлетворенность человека от умения преобразовывать и создавать новые вещи, от созерцания созданных их предметов, от осознания того, что эти вещи могут принести удовлетворение другим людям, является залогом прочности социального существования и стремления человека его сохранять и совершенствовать. Творчество в наиболее яркой форме воплощает наслаждение человека своей специфичностью и удовлетворенность от ее реализации. Наконец, творчество соединяет природное — чувственность, эмоциональность и социальное, т.е. способность преобразовывать мир.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Деятельность есть характеристика специфики человеческого существования. Она представляет собой преобразовательное отношение к миру, является способом существования человечества и носит целеполагающий характер.

2. Деятельность является необходимым условием применения сознания, т.е. способности целеполагания, самосознания и мышления. Деятельность порождает опосредованное отношение человека к миру в отличие от непосредственности связи животного с миром. Она является основой универсальности человеческого существования, т.е. способности существовать повсюду. Деятельность порождает искусственность человеческого бытия, т.е. незакрепленность социальных навыков в видовой программе. Деятельность есть условие общественного характера человеческого существования.

3. Человеческое существование представляет собой противоречивое соединение деятельностной и поведенческой активности, что может порождать ситуацию отчуждения и ставит задачу не только сохранения и развития специфики человеческого бытия, но и поиска способов заинтересованности в нем.

4. Человеческое существование воплощается в формах труда, общения, игры и творчества, которые обеспечивают не только разнообразие способов связи человека с миром, но и его заинтересованность в сохранении и развитии деятельностного отношения.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое деятельность и каковы ее основные черты?

2. Почему отношение человека к миру мы называем опосредованным?

3. Назовите основные черты труда?

4. Чем труд, игра и творчество отличаются друг от друга?

 

СЛОВАРЬ

 

Деятельность – преобразовательное отношение к миру

Игра – вид человеческой активности, предполагающий ориентацию на сам процесс активности (а не результат), свободу выбора в его осуществлении и удовлетворенность от его осуществления

Мышление – способность разъединять (анализ) и соединять (синтез) объекты в своем сознании в соответствии с правилами рассуждения

Общение – все виды связей людей друг с другом (на уровне индивидов, групп, обществ)

Отчуждение – отношение человека к миру, когда его деятельность или продукты деятельности воспринимаются как сила враждебная, навязанная ему

Поведение – адаптивное (приспособительное) – отношение к миру

Самосознание – способность отличать себя и свои действия от состояний внешней среды

Творчество – вид человеческой деятельности, направленный на создание новых, до этого не существовавших, объектов с целью получить удовлетворение от их созидания

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на преобразование окружающего мира, с целью обеспечить выживание человека

Целеполагание (целесообразность) – способность создавать в своем сознании план, проект, образ желаемого предмета перед началом действия

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» или «нет»)

 

1. Человек более совершенное существо, чем животные

2. Сначала был труд, а потом благодаря труду сформировалось человеческое сознание

3. Вся человеческая активность носит деятельностный характер

4. Действия человека носят целесообразный характер, а действия животного — целенаправленный характер

5. Человеческие действия и человеческая деятельность – это не одно и то же

6. Человек отличается от животных тем, что преобразует окружающий мир

7. Человек не столько покорил природу, сколько отгородился от нее искусственной оболочкой

8. Как существо природное человек добр

9. Природа человека зла, о чем свидетельствует его потребительское отношение к природе

10. Эволюция человека свидетельствует о постепенном и неотвратимом преодолении природных качеств человека социальными

11. Поведение животного обусловлено только генетической программой, а поведение человека – еще и культурной программой

12. Деятельностное отношение человека к миру всегда носит прогрессивный характер, а поведенческое отношение свидетельствует о консерватизме и регрессе

13. Деятельность характеризует специфику человеческого существования

14. Животное приспосабливается к миру, а человек мир преобразует

15. Самосознание – это такое состояние, когда человек противопоставляет себя окружающим

16. Люди, которые жили общинами и могли выжить только сообща, не обладали самосознанием

17. К игре относятся действия, в которых решающее значение имеет процесс, а не результат

18. Животные не трудятся, потому что не преобразуют окружающий мир

19. Труд всегда связан с серьезным отношением человека к миру, а игра — с развлечением и несерьезностью

20. Труд – это преобразование окружающего мира по необходимости, а творчество – это свободное преобразование мира

21. Если художник пишет картину, чтобы заработать деньги и прокормить семью, он занимается трудом, а не творчеством

 

megaobuchalka.ru

Виды и развитие человеческой деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество — это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.

Под своеобразием потребности имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного

человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми — носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.

Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и т.п.).

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современ

ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средст

вом удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А. Н Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

studfiles.net

4.2. Виды и развитие человеческой деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Основные виды деятельности:

Первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека. Общение рассматривается как вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной и невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации.

Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальныеигры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые включают несколько индивидов.Предметныеигры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.Сюжетныеигры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.Ролевыеигры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. В-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности.

studfiles.net

II. Виды и развитие человеческой деятельности

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.

Под силой потребностиимеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал. Более сильная потребность является более значимой, возникает чаще, доминирует над другими потребностями и заставляет человека вести себя таким образом, чтобы в первую очередь была удовлетворена именно данная потребность.

Количество- это число разнообразных потребностей, имеющихся у человека и время от времени становящихся для него актуальными. Есть люди, у которых число потребностей относительно невелико, и они вполне успешно справляются с их систематическим удовлетворением, получая удовольствие от жизни. Но есть такие, которые имеют множество различных, порой противоречащих друг другу, несовместимых потребностей. Актуализация таких потребностей требует одновременного включения человека в различные виды деятельности, причем нередко возникают конфликты между разнонаправленными потребностями и ощущается дефицит времени, необходимого для их удовлетворения. Такие люди обычно жалуются на нехватку времени и испытывают неудовлетворение от жизни, в частности от того, что вовремя не успевают делать все дела.

Под своеобразием потребностиимеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей. Например, познавательная потребность одного человека может быть удовлетворена в результате систематического просмотра только развлекательных передач по телевидению. Другому для полного удовлетворения аналогичной потребности мало чтения газет, книг, прослушивания радио и просмотра телепередач. Третьему помимо перечисленного необходимо систематическое общение с людьми — носителями полезной информации познавательного характера, а также включение в интересную самостоятельную творческо-поисковую работу.

В соответствии с описанными параметрами, характеризующими систему человеческих потребностей, можно индивидуально представить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека и для групп людей. В этом случае по каждому из названных параметров и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификации видов человеческой деятельности.

Но есть и другой путь: обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это — общение, игра, учение итруд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельностилюдей.

Общение- первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственными опосредствованным, вербальными невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствованном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуществляют обмен информацией или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, факс и т.п.).

Игра- это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игр

по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

Учениевыступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют в виду следующие аспекты прогрессивного преобразованиядеятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд — те четыре основные вида деятельности, которые были кратко описаны выше. При этом каждый из названных видов деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры. Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации; знакомство с высшей математикой улучшает способность к количественным расчетам. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель.

Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине. В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

studfiles.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *