Виды социализации личности – виды, этапы и условия социализации

Содержание

виды, этапы и условия социализации

Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем. Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь. Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других. Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества. В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы. Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы. В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов. Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение. Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются. Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются. Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери. В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои. Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране. Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Стадии социализации и их факторы

Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.

В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.

  1. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
  2. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
  3. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.

Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.

Этапы социализации

Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

Этап адаптации

Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения. В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность. Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей. А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно. У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Этап индивидуализации

Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты. Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем. Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

Этап интеграции

Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее. Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников. Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.

Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа. К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.

Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.

Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации. Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.

psychologist.tips

Виды и формы социализации

Понятие социализации

Определение 1

Социализация – это двусторонний процесс. Во-первых, он направлен на непрерывную передачу обществом социальных норм, культурных ценностей и образцов человеческого поведения. Во-вторых, это – процесс постоянного усвоения индивидом в течение всей своей жизни (начиная с момента рождения) этих самых норм, ценностей и образцов поведения. Таким образом, в процессе социализации человек оказывается в постоянном взаимодействии с другими людьми, их взглядами, ценностно-ориентационной системой. Только свои навыки он должен вырабатывать на основе индивидуальных особенностей.

Термин «социализация» используется для обозначения процесса становления и развития личности еще с конца 19 века. Он был введен в научный оборот такими мыслителями, как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм и Г. Тард.

Социализация – это разносторонний и очень структурированный процесс, который обладает своими видами и уникальными формами.

Виды социализации

Так как социализация – это очень сложный и многогранный процесс, то его принято рассматривать через призму основных направлений (видов).

Поло-ролевая социализация. Ее смысл заключается в том, что, взрослея, человек последовательно осваивает разные роли. Например, мальчик-юноша-мужчина или девочка-девушка-женщина.

Семейно-бытовая социализация – в соответствие с полом и статусом в семье индивид выступает в роли матери, жены, мужа, отца, дочери, бабушки, сестры или брата.

Профессионально-трудовая – социализация в соответствие с выбранной профессией (врач, педагог, военный), а также в соответствие с занимаемой должностью (начальник, подчиненный).

Субкультурно-групповая – социализация в соответствие с тем, в какое неформальное или общественное объединение вступает человек. Например, байкер, панк, рокер и другое.

Виды социализации бывают разными также в зависимости от того, в какой период индивид принимает на себя ту или иную роль.

  1. Полная социализация личности – индивид целиком и полностью соответствует тем требованиям социальной группы, которые она выдвигает. Также он результативно выполняет свои функции без ущерба собственным интересам;
  2. Неполная (частичная) социализация индивида – соответствие навыков и умений выбранной социальной группе, но наличие противоречий с внутренними установками;
  3. Односторонняя социализация индивида – человек получает полный объем знаний и умений, а также развивает свои навыки, но только в одной сфере своей жизни. Например, успех только в карьере, или только в семейной жизни;
  4. Ресоциализация – индивид получает новые знания, заново формирует свои ценности, установки, при этом полностью отвергая все старое.

Формы социализации

В социологии исследователи выделяют две основные формы социализации:

  1. Направленная;
  2. Ненаправленная.

Направленная социализация (иначе ее называют стихийной) – это стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственно близком контакте со своим социальным окружением. Например, человек служит в армии, находясь в подчинении новым законам и правилам, и, по прошествии своей службы, он уже отмечает заново сформированные ценности, увлечения, умения и навыки, которые могут противоречить общим социальным нормам.

Направленная социализация – это не просто процесс, а целая система способов воздействия, которая специально разрабатывается обществом, принадлежащими ему институтами и организациями. Главная цель направленной социализации – формирование личности согласно преобладающим в данном обществе идеалам, целям и нормам.

Одним из способов направленной социализации является воспитание. Это планомерный и осознанный процесс, который оказывает воздействие на развивающуюся личность, на ее поведение, мировоззрение. Воспитание вырабатывает у нее конкретную систему понятий, принципов, ценностных ориентаций, которые затем определяют ее дальнейшую жизнь.

Ненаправленная социализация (также ее называют стихийной формой, которая охватывает каждого человека на первых этапах жизни) детерминируется микросоциальной средой. Например, принципами и ценностями, которые поддерживаются ближайшими к индивиду родственниками, а также сверстниками. Нередко эта форма социализации имеет немало уже устаревших и неактуальных шаблонов поведения, а также очень стереотипное мышление, которое навязывается индивиду. Таким образом, помимо положительного действия она также может оказать и негативное, быть ущербной для формирования человеческой личности, социальной группы этой личности в целом обществе. поэтому очень важно в процессе социализации позволить человеку раскрыть свои творческие умения и навыки, дать ему свободу мыслить нестандартно, привносить свои идеи и мнения в общество.

Отметим, что так же, как и ненаправленная социализация, направленная тоже не всегда ведет к положительному результату и воспитанию личности. Особенно это проявляется тогда, когда она используется в антигуманных целях, против человечества и человеческой воли. Например, в деятельности террористических организаций, многих деструктивных сект, насаждение фашистской или антисемитсткой идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию человеческой личности лишь в том случае, если она осуществляет свою деятельность согласно предписанным и принятым нравственным правилам и идеалам, а также соответствует моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократического общества.

Замечание 1

Обе формы социализации (направленная и ненаправленная) могут в определенных обстоятельствах согласовываться друг с другом, а могут наоборот вступать в противоречия. Если это происходит, то противоречия могут привести к конфликтным ситуациям, которые осложнят и затруднят процесс социализации личности, а могут вообще остановить его.

spravochnick.ru

Виды социализации. Понятие, факторы и этапы социализации личности :: SYL.ru

После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация

Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

Субкультурно-групповая социализация

В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Этапы социализации

Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

  • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
  • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
  • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.

  • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.

www.syl.ru

Виды социализации

Определение 1

Под социализацией в современной научной литературе понимается процесс приобретения личностью умений и навыков, необходимых для реализации полноценной жизнедеятельности в обществе, самореализации в нем; процесс усвоения личностью социального опыта, системы социальных взаимосвязей и взаимоотношений.

Основными социализирующими факторами выступают социальные группы и контексты: сверстники, семья, образовательные институты, СМИ, религия, клубы по интересам и пр.

В современной научной литературе выделяют несколько видов социализации.

Первичная социализация

Процессы первичной социализации осуществляются с момента рождения ребенка до формирования зрелой личности. Указанный период представляется чрезвычайно важным для личности, поскольку именно в это время формируются основы и предпосылки для реализации любых других видов социализации. Огромное значение для протекания данного вида социализации имеет социальный институт семьи, под влиянием которого личность черпает первые представления о социальном устройстве, социальных ценностях и нормах.

В дальнейшем основным социальным институтом, осуществляющим социализацию ребенка, выступает школа, образовательная среда, в которой детям приходится действовать в соответствии с новыми, изменившимися правилами, в новой обстановке. На данном этапе первичной социализации личность приобщается уже не к малой группе, но к большой.

Ресоциализация

Определение 2

Ресоциализация, вторичная социализация представляет собой процесс устранения сложившихся, отживших моделей поведения и приобретения новых.

В процессе ресоциализации личность переживает резкий разрыв с прошлым, чувствует необходимость приобщения к системе ценностей, которая радикально отличается от усвоенной и принятой раннее. Ресоциализация осуществляется на протяжении всей жизни личности.

Групповая социализация

Определение 3

Под групповой социализацией понимается процесс принятия личностью ценностей, моделей поведения конкретной социальной группы.

Другими словами, в основе понимания процессов групповой социализации – понятие группы.

В наиболее общем виде под группой понимается любая совокупность лиц, обладающая рядом признаков, включая следующие:

  1. Регулярное взаимодействие.
  2. Групповая самоидентификация.
  3. Идентификация группы как общности внешними по отношению к группе индивидуумами.
  4. Общность цели взаимодействия членов группы.
  5. Группа выступает единым субъектом действия.

Гендерная социализация

Определение 4

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения знаний, навыков, принятия социальных ролей, в соответствии с устоявшимися представлениями о социальном поведении женщин и мужчин, формирования гендерной идентичности.

Гендерная социализация представляет собой неотъемлемый компонент общих процессов приобщения личности к требованиям социума, продолжается на протяжении всей жизни личности.

Реализация гендерной социализации осуществляется поэтапно, включает две стадии:

  • адаптивная стадия, на которой осуществляется внешнее приспособление личности к существующим в обществе гендерным отношениям, ролям, нормам;
  • интериоризация – стадия сущностного усвоения мужских и женских ролей, гендерных ценностей и отношения.

Основными механизмами гендерной социализации выступают следующие:

  • дифференциальное усиление – поощрение приемлемого в рамках определенного социума гендерноролевого поведения и социальное неодобрение неприемлемых поведенческих гендерных моделей;
  • дифференциальное подражание – наследование моделей гендерноролевого поведения близких людей (членов семьи, сверстников и т. д.).

Замечание 1

Таким образом, социализация представляет собой процесс приобщения личности к жизни общества, принятия на себя всей совокупности социальных ролей, что позволяет выделить несколько типов социализации. Успешная реализации того или иного вида социализации обеспечивает успешность вхождения личность в общество на основании сформированности тех или иных моделей поведения, принятых в этом обществе.

spravochnick.ru

Виды и формы социализации личности

Социализация является сложным процессом приобретения социального опыта и усвоения социальных норм, необходимых для адаптации и функционирования в обществе.

Сложность социализации как процесса обуславливает многообразие ее видов и форм.
Рассмотрим основные из них.

Первичная и вторичная социализация

Наиболее часто встречается деление социализации на первичную и вторичную.

  • Первичная социализация начинается с момента рождения человека и заканчивается формированием личности и становлением взрослого человека. Для первичной социализации характерны самоиндентификация и индивидуализация человека, становление личности.
  • Вторичная социализация характеризуется ситуациями выбора для человека, профессиональной самоидентификацией и самореализацией в профессии, семье и т.д. Сюда же отнесем принятие себя человеком, накопление и передача социального опыта.

Десоциализация и ресоциализация

К числу особых видов социализации можно отнести десоциализацию и ресоциализацию.

Определение 1

Десоциализация – это выход или отстранение человека от социальной группы в результате потери усвоенных ранее ценностей и социальных норм.

Десоциализация может быть различной степени, от поверхностной до глубокой.

Определение 2

Ресоциализация – это формирование системы новых ценностей, нового социального мира взамен ранее утраченных.

Виды социализации по объему и содержанию усвоенной информации

  • Полная социализация заключается в усваивании человеком того объема знаний, который необходим ему для успешного взаимодействия с обществом.

    Иными словами, говорить о полной социализации возможного в случае абсолютного соответствия выполняемым функциям, задаваемых обществом, в котором проживает человек и требованиям социальной группы, к которой он относится. Полная социализация охватывает сексуальную, материальную и социальную сферу.

    Замечание 1

    Таким образом, для полной социализации человек должен иметь нормальное физическое и психическое развитие, достаточный уровень образования и социальный статус, семью и детей.

  • В случае, если в какой-либо области человек не отвечает принятой норме, следует говорить о неполной социализации. Аналогично с полной социализацией, неполная социализация означает, что часть объема информации, необходимой человеку для функционирования в группе, не усвоена.

  • Выделим также такой вид социализации как односторонняя социализация.

    В случае односторонней социализации человек усваивает нормы и знания какой-либо одной сферы, т. е социализируется либо в семье, либо на работе и т.д.

  • Еще одним видом социализации, выделяемым по объему усвоенной информации является актуальная социализация. Для актуальной социализации характерно усвоение того объема и содержания социального опыта, который соответствует социальной группе человека. Актуальная социализация дает возможность решать в первую очередь задачи, возникающие перед обществом, социальной группой в конкретный момент.

    Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

  • Отдельно можно выделить адекватную социализацию. Данный вид социализации характеризуется полным соответствием идеалов, правил поведения, знаний, которыми обладает человек, тем реальным объективным процессам, которыми он окружен.

Виды социализации по скорости протекания

Представления человека могут быть актуальными текущим задачам, но не адекватными процессу их протекания.

По скорости протекания выделяют быструю и медленную социализацию.

  • Быстрая социализация характеризуется быстрыми темпами усваивания информации, быстрым развитием. Наглядным примером быстрой социализации можно наблюдать в детстве. Ребенок очень активен в познании мира, за непродолжительное время он осваивает множество навыков, на период детства приходится становление личности почти на 70 %. Такие темпы развития, как в детстве, но в более взрослый период характерны для талантливых людей и вундеркиндов.
  • Медленная социализация, напротив, характеризуется низкими темпами усвоения информации и длительным процессом развития личности. Причины медленной социализации различны. Они могут быть как психофизиологическими, так и социальными. В первом случае мы говорим об особенностях развития, каких-либо отклонениях организма.

Замечание 2

Социальные причины кроются в изолированности ребенка, его педагогической запущенности, принуждении к какой-либо деятельности. Можно выделить также половые особенности социализации. Общеизвестным является факт о более быстром развитии девочек в сравнении с мальчиками.

Виды социализации по объему информации

Также можно выделить ограниченную и бесконечную социализацию.

Ограниченная социализация является таковой ввиду ограниченности объема социального опыта, который может быть воспринят нашим сознанием.

Опять же, в силу биологических и социальных особенностей возможности человека к принятию большого объема информации могут быть ограничены и неспособны быстро реагировать на изменившуюся ситуацию. Для достижения оптимальных результатов и успешного решения своих задач, такому человеку требуется больше времени и усилий.

Люди, которые склонны к медленной социализации, наиболее гармонично существуют в условиях стабильности, поскольку в таких условиях все процессы знакомы и требуют у них меньшее количество времени для принятия решения. Обойти особенности медленной социализации таким людям возможно через развитие уровня своего профессионализма, развития таких качеств как собранность, аккуратность, внимательность.

Бесконечная социализация практически не встречается, но теоретически допустима. Так, например, иногда пожилой человек, несмотря на возраст, сохраняет способность к восприятию нового объема знаний и быстрой реакции на изменения в его среде.

spravochnick.ru

Социализация личности — агенты, механизмы, факторы, виды и этапы социализации личности

Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация. Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.

Группы и этапы социализации

В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст). Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей. При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

Механизмы социализации

  • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
  • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
  • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
  • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
  • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Факторы социализации

Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа:

  • Микрофакторы — присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении)
  • Мезофакторы — социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
  • Макрофаткоры — принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Агенты социализации

Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т. д.).

При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

Похожие записи

www.i-goddess.ru

Виды социализации. Адаптация личности в обществе

Мы живем в динамичном обществе со своими правилами, нормами и требованиями. Приходя в этот мир, человек начинает общаться. Первые реакции у малышей на других людей возникают уже в возрасте 1,5-2 месяцев. А еще внутриутробно крохи реагируют на голоса близких: папы, мамы, толкаются в ответ на прикосновения к маминому животу. Это подтверждает то, что каждый человек — социальное существо, которое не может полноценно существовать без окружающих людей, общения и развития в социуме. Но процесс адаптации к установленным нормам и правилам не происходит сразу после рождения или за один-два дня. Он занимает большую часть нашей жизни и у каждого это бывает по-разному.

Это сложное преобразование личности, которое определяет ее адаптацию в обществе, развитие внутренних структур, внешних взаимодействий и т. д. Оно до сих пор изучается психологами, так как общество постоянно изменяется, как и требования к структурам личности. Поэтому, проходя этапы и виды социализации, человеку иногда необходима помощь или поддержка. Итак, какие же бывают виды привыкания личности к обществу и что это за процесс?

Социализация человека

Недаром это явление в социальной психологии назвали процессом, ведь оно не происходит за 5 минут. Оно может растянуться на всю жизнь, все зависит от окружения, к которому привыкает человек, и от структуры самой личности.

Результат взаимодействия человека и общества и есть процесс социализации. Когда индивид входит в определенную структуру, он вынужден привыкать и подчиняться ее правилам. То есть социум влияет на него. Но наравне с внутренними изменениями самого индивида происходит и изменение общества, так как он, будучи активной личностью, влияет на свое окружение. Результаты социализации видны в том, что во взаимном изменении появляется уникальность малой или большой группы общества, у человека формируются новые образцы поведения, нормы и ценности.

Процесс социализации личности длится в течение всей жизни, так как общество постоянно пребывает в динамике, претерпевает какие-то изменения, человек в обществе вынужден подстраиваться под вновь возникающие новые условия. Именно непрерывное обновление, принятие и идентификация с чем-то новым, определяет адаптацию индивида к окружающим его условиям.

Формы перенятия правил общества

Различают две основные формы адаптации человека к социуму и перенятия основных норм и правил.

  1. Ненаправленная социализация — это непосредственное получение качеств личности и некоторых черт характера в результате того, что человек постоянно пребывает в определенном окружении. Примеры социализации ненаправленной: каждый раз после принятия пищи ребенка в семье учат говорить «спасибо». У него формируется такое качество характера, как благодарность. Потом он уже будет неосознанно благодарить за подачу пищи в гостях, кафе или когда его чем-то угощают. Индивид перенимает социальные качества не только в семье, но также в кругу сверстников, коллег на работе, в окружении фанатов на стадионе и так далее.
  2. Направленная социализация — специально сформированная программа или система средств и мероприятий, которые призваны воздействовать на личность с основной целью — подстроить ее под доминирующие в обществе ценности, интересы и идеалы. Здесь основной процесс — воспитание. Адаптация ребенка к социуму будет затруднена без воспитания. Это спланированный процесс воздействия на поведение и сознание подрастающего поколения. Он необходим для того, чтобы у развивающейся личности формировались социальные установки, ценности, активная позиция деятельности в обществе.

Эти две формы могут дополнять друг друга, а могут противоречить. Ведь ненаправленная форма социализации предполагает влияние конкретной группы общества, а они бывают не только положительные. В этом случае активно должно включаться направленное воздействие на формирование ценностей человека, этим могут заниматься родители, школа.

Этапы приспособления к социуму

Человек в обществе адаптируется, проходя несколько этапов. Они взаимосвязаны между собой. Навыки, которые ребенок приобрел на предыдущем этапе, затем совершенствуются и являются базой для возникновения других характеристик социализации.

  1. Младенчество — этот этап охватывает первых 2 года малыша. Здесь важным фактором является его общение со значимыми взрослыми, которое окрашено положительными эмоциями. Ребенок учится реагировать на обращение к нему, различать негативные и позитивные эмоции. Это можно заметить по тому, как он нахмуривает бровки, когда к нему строго обращаются.
  2. Ранее детство (от 2 до 5 лет). Ребенок активно познает мир, наравне с этим учится взаимодействовать с предметами, манипулируя ими. Социализация происходит при правильном общении с родителями.
  3. Дошкольное детство (шесть-семь лет). Ведущим видом деятельности в этот период является игровая деятельность. Но на этом этапе процесс социализации личности ребенка происходит через усложненную игру — ролевую. Маленький член общества учится распределять и играть разные роли. Играя маму, ребенок учится вести себя, как она, повторяет некоторые ее словосочетания, наставляет «своего» малыша. Этим самым он начинает перенимать основные нормы и ценности прежде всего семьи.
  4. Ранний школьный возраст охватывает период от 7 до 11 лет. Кардинально изменяется социальная ситуация развития ребенка. В этот период он переосмысливает все, что знал из жизненного опыта, подкрепляет полученными знаниями. Особенности социализации в этом возрасте также состоят в том, что у ребенка изменяются авторитеты. Основным значимым взрослым в процессе адаптации к новым условиям является учитель. С ним ребенок общается и взаимодействует наравне, а иногда даже больше, чем с родителями.
  5. Подростковый период (12-14 лет). С помощью новых знаний, формирования своего мнения на основе понятийного мышления, а также активного взаимодействия со сверстниками, подросток продолжает привыкать к нормам и требованиям общества. В этом возрасте он может либо отрицать их, либо полноценно подчиняться им.
  6. Юношеский возраст с 14 до 18 лет. На этом этапе происходит несколько важных событий в жизни каждого юноши или девушки. Это половое созревание, при котором молодые люди приобщаются к миру взрослых людей; завершение учебы, при этом человек становится более самостоятельным. На этот период приходится формирование мировоззрения, изменение самооценки и, как следствие, самосознания. Созревают в психике основные жизненные принципы, самоуважение, ценностные ориентации.
  7. Поздняя юность (18-25 лет). Человек активно включается в трудовую деятельность. Некоторые продолжают учиться, получая профессию. Молодые люди постепенно узнают и перенимают социальные нормы общества, учатся взаимодействовать с другими, распределять трудовые обязанности и выполнять их. Личность развивается социально и профессионально.
  8. Зрелость (25-65 лет). Человек совершенствуется в трудовой деятельности и занимается самообразованием.
  9. Послетрудовая деятельность (65 и более лет). Человек выходит на пенсию, подводит некоторые итоги жизни. Реализует себя в разных направлениях (хозяйка, бабушка, дедушка, занятие самообразованием, консультирование в профессиональных вопросах).

Какие факторы влияют на привыкание личности к обществу?

Все виды социализации не могут осуществляться без определенных факторов. Они оказывают существенное влияние на адаптацию человека к общественным правилам. Благодаря этим факторам, человек может воспринимать и перенимать формы социальных норм, имея уже некоторое представление о моральных, правовых, эстетических, политических и религиозных правилах.

Основные факторы, влияющие на социализацию:

  • биологический — определяет разнообразие набора характеристик личности;
  • физическое окружение — личность также может формироваться под влиянием климата и других природных показателей, эти закономерности изучает этнопсихология;
  • культура — в каждом обществе есть своя культура, которая очень влияет на перенятие норм социума;
  • групповой опыт — здесь можно вспомнить теорию Юнга о коллективном бессознательном, в которой он также утверждал, что группы влияют на самосознание личности; в общении с разными людьми, воспринимая их реакции, человек учится взаимодействию в определенном окружении;
  • личный (индивидуальный) опыт — это уникальный фактор, так как каждая личность по-своему перенимает закономерности воспитания, особенности общественных норм, негативный и позитивный опыт и интегрирует его.

Виды социализации

Различают несколько дополнительных и два основных вида социализации:

  1. Первичная — восприятие общества в детстве. Ребенок познает социум через культурное положение семьи и восприятие мира значимыми взрослыми — родителями. Прививая основные ценности через закономерности воспитания, родители формируют первый опыт ребенка. Он переживает этот опыт как собственный и учится воспринимать другого через механизм идентичности. Через общение со значимыми взрослыми у ребенка формируются элементы оценки происходящего.
  2. Вторичная — не имеет окончания и длится столько, сколько человек входит в профессиональный круг, компании по интересам и другие малые и большие социальные группы. Здесь ребенок обучается разным ролям, учится воспринимать себя на основе того, какую роль ему нужно выполнять. Можно легко привести примеры социализации вторичной: ребенок дома выполняет роль сына, в школе ученика, в спортивном кружке — спортсмена. Но иногда мир вторичной адаптации к обществу противоречит первичной (того, что привито в детстве), например, ценности семьи не соответствуют интересам группы фанатов рок-музыки. В этом случае человеку приходится пройти через процесс самоидентификации (что подходит больше) и оттолкнуть какое-либо направление интересов.

Нужно отметить, что первичное восприятие общества реже корректируется, так как то, что заложено в детстве, сложно потом переформатировать, убрать из подсознания. Виды социализации не ограничиваются только первичной и вторичной. Есть еще понятие ресоциализации и десоциализации. Кроме этого, адаптация к социуму может проходить успешно и неуспешно.

Понятие ресоциализации

Этот процесс относится к видам получения знаний о нормах общества. Он означает резкую смену социальных условий, которые по-новому начинают влиять на человека, его представления и интересы. Он может проявляться во время длительной госпитализации или же при смене постоянного места проживания. Человек под воздействием новых условий опять начинает приспосабливаться к уже другой социальной ситуации.

Также это понятие используется для изменения восприятия человека обществом. Например, когда партнеры по работе воспринимают его как некомпетентного специалиста и постоянно приписывают ему этот образ. А он уже прошел курсы повышения квалификации или переподготовку и стал намного лучше работать. В этом случае важен процесс ресоциализации, то есть смена места или условий работы, чтобы этот человек мог лучше себя проявить.

Что такое десоциализация?

Это явление, которое выступает противоположностью социализации. В этом случае личность по ряду причин утрачивает общественные ценности и нормы, отчуждается от группы, в которую входит, и развивается депривация. При десоциализации человеку все сложнее реализовывать себя в обществе, и если ему не помочь, то ситуация будет ухудшаться.

Поэтому актуальным становится вопрос об успешной или неуспешной адаптации к социуму. Успешность этого процесса определяется гармонией между ожидаемым и реальным положением дел в семье, школе, обществе в целом. Неуспешная социализация возникает тогда, когда нормы и ценности, которые усвоил в свое время человек, не совпадают с нормами и ценностями окружающего мира.

Семья как первый институт перенятия норм общества

Социализация в семье действует с самого рождения, когда ребенок начинает контактировать с близкими людьми, реагирует на обращение к себе, улыбается и агукает. На семье лежит ответственность ввести нового человека в общество. Поэтому особое поручение этой малой ячейки социума — вырастить достойного члена общества. Окружающие близкие люди влияют на формирование духовной, моральной, физической составляющей. От того, как мама и папа относятся к разным явлениям окружающего мира, зависит и отношение ребенка к ним.

Именно в семье ребенок получает первый опыт построения межличностных отношений. Он видит и слышит, как общаются между собой родители, какие у них ценности и интересы. Еще малышом он начинает подражать поведению мамы или папы, перенимая их привычки, слова. Дети воспринимают словестную информацию приблизительно на 40%, если они слышат и видят, как поступают родители, вероятность их такого поведения составляет 60%. Но если ребенок слышит, как надо поступать, видит, что так ведут себя родители, и делает так вместе с ними, вероятность формирования такого навыка и следования ему в течение жизни составляет 80%! Поэтому поведение ребенка в подростковом возрасте и дальше в большей степени зависит от семьи. Только в процессе построения гармоничных взаимоотношений в семье может созреть полноценно развитая личность.

Школа как приспособление ребенка к социальным требованиям

В первые шесть лет ребенок получает важные для жизни навыки и умения. Он учится взаимодействовать с окружающими, выстраивает отношения и перенимает основные ценности семьи и нормы общества. Но как только он начинает посещать школу, социальная ситуация вокруг него изменяется. Появляются новые требования, прививаются нормы. Социализация школьников — это большой этап развития личности, в котором участие принимают уже не только родители. Здесь задействованы процессы воспитания, обучения, развития человека.

Школа создает базу для дальнейшего приспособления к обществу. Этот социальный институт не имеет права отказать в развитии ребенка, как это бывает в некоторых социальных группах (например, спортивной секции, где ребенок не подходит по определенным параметрам).

Социализация обучающихся очень зависит еще от одной значимой фигуры, которая занимает в этом периоде второе (иногда первое) место после родителей, — это учитель. Это не только главный персонаж педагогического процесса, но образец для подражания детей, особенно в младших классах. На первого учителя возлагается большая ответственность за разрешение различных проблем ребенка в школе, его адаптации к учебному процессу и классному коллективу. Все учителя отвечают также за решение учебных, социальных и воспитательных задач школы.

Социализация в школе имеет свои функции:

  • культурно-образовательное развитие личности, при котором формируются зрелые и грамотные люди, умеющие логично рассуждать и принимать решения;
  • регулятивно-воспитательная — формирование и воспитание положительного отношения к окружающей действительности, ценностных установок, мотивации деятельности и так далее;
  • коммуникативная — ребенок усваивает навыки ролевого поведения, учится общаться;
  • организационно-управленческая — помогает ученику организовать личное пространство, время;
  • социально-интегративная — помогает укрепить доверительные отношения, сплоченность коллектива.

Сверстники как значимые люди в социализации

Сверстники выделяются как отдельные агенты социализации личности. Почему они так важны для развития ребенка? В подростковом и более старшем возрасте человек испытывает потребность в интересующей его информации. Ее в полной мере могут предоставить не взрослые люди, а как раз сверстники. Поэтому формируются группы по интересам, в которых и продолжает развиваться личность. В таком взаимодействии подросток получает информацию об окружающих его людях, мире, расширяет представление о себе самом. Родители должны направлять ребенка, чтобы он не попал под влияние дезадаптированных субкультурных групп.

Результаты социализации — непрерывный процесс адаптации к изменяющимся условиям в обществе. С каждым новым этапом человек меняется, преобразуются его интересы и ценности. Поэтому важно окружать себя такими людьми, которые не повлияют на нас резко отрицательно. Особенно важно следить, как протекает адаптация ребенка к новым окружающим его условиям, способствовать развитию его интересов, прививать ценности, а также принимать активное участие в его успешной социализации.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о