Что такое семья определение обществознание 5 класс – 5

Семья. Видеоурок. Обществознание 5 Класс

Этим уроком мы начинаем цикл, посвященный такому социальному явлению, как семья. Мы рассмотрим понятие о семье, поговорим о том, почему семья так важна для сохранения стабильности в обществе. Также мы выясним, как государство поддерживает молодые семьи, каковы права ребенка в семье, почему некоторых взрослых могут лишить родительских прав.

«Семья – это та первичная среда, где человек должен

учиться творить добро»

(Я.Л. Сухомлинский)

На наших уроках мы уже не раз упоминали, что человек – это существо биосоциальное, то есть у него есть биологическая и социальная составляющая. Причем когда мы говорим о социуме, то имеем в виду, как правило, всех людей, объединенных какими-то признаками. Но, помимо того, что мы живем в обществе, мы живем еще и локальными маленькими группами. Эти группы имеют очень большое значение в нашей жизни, потому что это узкий круг близких или родных нам людей, которые составляют наше постоянное окружение. Эти узкие группы называются семьями.

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью (рис. 1).

Рис. 1. Семья (Источник)

В семью, как правило, входят родители, бабушки и дедушки и, соответственно, дети. Это стандартный образ семьи, хотя, конечно, это явление гораздо более разнообразно, и семья может насчитывать большее количество членов.

У семьи есть несколько задач, для решения которых она и создается. Одной из самых важных задач семьи является ведение совместного хозяйства. Члены семьи объединяют свои усилия по решению каких-то важных хозяйственных задач. Они объединяют свои материальные возможности, потому что вместе жить легче, дешевле и комфортнее, чем поодиночке. Также они объединяют и свои физические возможности, так как совместно люди имеют большую силу. В семье объединяются и интеллектуальные возможности ее членов, так как один человек, как правило, имеет всего одну точку зрения касательно какого-то вопроса, а сообща можно рассматривать проблему с разных сторон, находить оптимальное решение вопроса.

Семья состоит либо из кровных родственников, либо из близких людей. Кровным родством называется связь между родителями и их детьми. Кровные родственники — лица, имеющие одного общего предка. Это, в соответствии с п. 2 статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общего отца или мать) братья и сестры. Например, ваши папа и мама не являются друг для друга кровными родственниками, потому что они создали семью, не будучи людьми родными, образно выражаясь, в их жилах течет «разная кровь». Они стали родными, уже живя в семье, потому что до этого они принадлежали другим семьям. Папа и мама между собой являются близкими родственниками.

Близкие родственники не имеют общих предков, но являются членами одной семьи (рис. 2). Запомните это различие, так как в дальнейшем в курсе обществознания вы будете изучать право, в том числе и Семейный кодекс. Там это различие имеет существенное значение, так как влияет на решение многих юридических проблем, связанных с семьей.

Рис. 2. Близкие родственники (Источник)

Если же уйти от юридической стороны вопроса, то мы должны на первое место ставить чувства людей, потому что, создавая семью, мы, прежде всего, ориентируемся на то, как мы друг к другу относимся. Странной или даже невозможной была бы ситуация, если бы люди не любили друг друга или даже испытывали по отношению друг к другу негативные эмоции и вдруг стали бы совместно жить. Вряд ли такие люди смогли бы найти общие интересы, а их жизнь обогатилась бы от совместного проживания. При этом, конечно, семья – это неоднородное понятие. С одной стороны, мужчина и женщина вступают в брак и создают семью. У них рождаются дети, они могут жить совместно со своими родителями, и тогда получается, что у них формируется та самая классическая семья, о которой мы уже упоминали несколько выше.

Но возможны и другие варианты семьи. Например, между собой объединяются сестры, которые живут со своим племянником или своими родителями. Тогда семья создается не на основании брака, а на основании именно кровного родства, и смысл данной семьи в том, чтобы поддерживать отношения друг с другом, вести совместное хозяйство, быть с родными людьми рядом, потому что так каждому человеку легче.

Это естественное желание человека облегчить себе жизнь, в том числе эмоционально, создав нормальную эмоциональную среду, на самом деле является, в том числе, и государственной задачей. Дело в том, что семья – это основа любого общества, именно с семьи начинается формирование общества в целом. Главная задача семьи заключается в том, чтобы не остановился род человеческий, чтобы люди продолжали рождаться. Поэтому брак между мужчиной и женщиной совершенно обязателен. Но для государства важно вообще, чтобы люди жили семейно, потому что, создав эти маленькие ячейки,

interneturok.ru

Урок обществознания 5 класс тема «Семья и семейные отношения»

Методическая разработка урока обществознания по ФГОС по теме «Cемья и семейные отношения «. 5-й класс

Подготовила: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 5 г.Донецка Ростовской области И.Н. Алиева

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Цель урока

Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

План урока

1. Создание семьи.

2. Права детей и обязанности родителей.

3. Виды семей

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.

Получат возможность научиться:

составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение
к процессу познания

Оборудование: Презентация к уроку; учебник Обществознание 5 класс под редакцией Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; рабочие листы, семейные фотографии

Эпиграф:

«Свет в окне – пусть не гаснет никогда»


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.

КРУГ РАДОСТИ. Сегодня мы начнем наш урок необычным способом! Чтобы настроиться на работу, и начать урок с хорошим настроением!

(Упражнение) «Групповое приветствие»:

Дети образуют круг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяет сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

— 

А теперь присаживаемся на свои места, начнем урок.

2. Актуализация знаний

— Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

3. Построение учебной задачи

-Какова же тема урока? ( Ученики называют тему: Семья и семейные отношения.)

Демонстрируется слайд). Возьмите рабочие листы и запишите дату и ему урока.

А что мы должны узнать сегодня? (дети перечисляют). Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока.

Цель урока

  1. Узнать, что такое семья и семейные отношения

— А эпиграфом нашего урока станут слова «Свет в окне – пусть не гаснет никогда»


Что означают эти слова?

Послушайте притчу:

«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

Вопрос классу — Свет в окне дома…Какие чувства он вызывал или вызывает у вас? (предполагаемые ответы детей)

— Радость что вас ждут.

— Облегчение: «Ну, вот я и дома»

— Раздражение: «Ну что им от меня надо, чего им не спится?»

Боязнь: «Как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала».

Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи.

Семья – это великий дар. У каждого из вас есть семья, родные и близкие люди. Слово «семья» входят в наше подсознание с первых лет жизни. Так что же означает это слово?

Учащимся предлагается подобрать ассоциации к слову семья (кластер)- приводят ассоциации

Семья- это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), связанная общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Запишите в рабочий лист.

-Как вы думаете, почему семь (7)- Я?

Издревле семьи были большие и дружные

Изучение нового материала

План урока:

1. Создание семьи.

2. Права детей и обязанности родителей.

3. Виды семей

. Итак, ребята, приступаем (учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

I. Создание семьи:

1. Особенности отличия семьи от другого коллектива? (введение общего хозяйства, проживание в одном доме, общий бюджет, чувство любви и привязанности)

2. Как образуются семьи? Главное предназначение семьи? (брак, желание помогать друг другу, забота о малых детях и стариках. Продолжение рода.)

Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.

Семья

  • Рождение детей

  • Воспитание нового поколения

  • Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь

  • Физическая, экономическая, психологическая защита

  • Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)

Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.

3. Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.

(Проводится дискуссия.)

— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.

(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)

  • Государство

  • Строит детские сады

  • Материально обеспечивает школы

  • Заботится о благополучии семей

  • Выплачивает материнский капитал

  • Осуществляет помощь многодетным семьям

  • Помогает семьям приобрести жилье

Итак, любое государство в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений. Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хаммурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.

II. Права детей и обязанности родителей:

1.В каких законах нашей страны прописаны права детей и обязанности родителей? (Семейный кодекс, Конституция)

2.Какие права ты имеешь? (стр. 28 учебника)

3. Какие обязанности должны выполнять родители? Что бывает, если родители их не выполняют? (воспитываться в семье, общаться с ребенком, защищать права и интересы детей, обеспечивать потребности в питании, образовании, одежде, отдыхе, лечении и т.д.; лишение родительских прав)

III. Виды семей

1. Дать характеристику двухпоколенной семьи

2. Дать характеристику трехпоколенной семьи

3. Определить, какая семья является неполной

Заполните таблицу.

Виды семей

Вид семьи

Характеристика

Двухпоколенная

В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети

Трехпоколенная

В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки

Четырехпоколенная

В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки

Неполная семья

По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей

(Проверка выполнения задания.)

Физкультминутка:

В понедельник я купался, (изображают плавание) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

А во вторник- рисовал. (изображают плавание) Целый день я отдыхал. (руки под щеку- засыпают)

В среду долго умывался (Умываются), Вы достать хотите крышу?

А в четверг в футбол играл.(бег на месте) Потянитесь вверх повыше

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгают) 1,2,3, корпус влево поверни, и руками помогай, (руки вверх)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте) Поясницу разминай (повороты в сторону)

Руки в стороны потянем (потягивания в стороны)

И на место снова сядем

-Ребята, послушайте какие еще есть определения термину семья.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья- это важно, семья-это сложно,

Но жить одному без семьи не возможно!

2. Контроль знаний

— А теперь, ребята, мы с вами закрепим полученные знания.

1. Беседа по вопросам

— Что такое семья? Чем семья отличается от другого коллектива?

— Главное предназначение семьи?

— Виды семей?

2. Строительство «Дома счастья»

К большому нашему сожалению в семьях бывают и проблемы. Например-невысокий уровень доходов семьи, невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей.

Но мы с вами сейчас постараемся построить «Дом счастья». ( 8 человек подходят к учителю и на доску приклеивают по 1 листу «кирпичику», крышу приклеивает учитель)

Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).

Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.

Следующий кирпичик «Сотрудничество».

Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».

Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.

Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Выкладываем кирпичик «Здоровье».

Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.

Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

«Счастье – это когда тебя понимают».

Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.

Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.

«Тайна сия великая есть» говорили древние о любви.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».

Вот мы и построили дом.

3.Викторина.

  • Что означает слово «фамилия»?

  • Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).

  • Назовите папу и маму одним словом? (родители).

  • Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).

  • Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).

  • Девочкина дочка? (кукла).

  • Учреждение куда отдают неграмотных? (школа).

  • Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)

  • При помощи чего можно сделать из Бабы – Яги Василису Прекрасную? (косметика).

  1. Домашнее задание

  1. § 3, задания на рабочем листе

  2. По выбору:

  • Подготовить загадки или стихи о семье

  • Написать сочинение на тему « Я и моя семья»

  • Нарисовать иллюстрации к любым правам ребенка

  • Нарисовать свое генеалогическое древо

  1. Итоги урока. Рефлексия

Оценки: Учащиеся, поясняя, сами себе выставляют оценки

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Дом, как известно всем давно –

Это не стены, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым

Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

— Я желаю каждому из вас построить в будущем такой же дом своей семьи.

Молодцы, ребята. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за внимание.

infourok.ru

§3. Семья и семейные отношения

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Какое значение семья имеет в жизни человека?




2. Какие семьи бывают? Чем отличаются двухпоколенные семьи от трехпоколенных?



3. Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.



4. Проанализируй свое отношение к пожилым членам семьи: всегда ли ты внимателен, заботлив? Какие семейные дела ты можешь делать вместо них?

Мое отношение к пожилым членам семьи уважительное. Да, я всегда внимательна. Я помогаю им тем, что помогаю донести тяжелые пакеты из магазина, мою посуду, помогаю в приготовлении еды.


В КЛАССЕ И ДОМА


1*. Расспроси своих родителей о том, как они познакомились. Какие события в своей семейной жизни считают самыми важными?




2. Есть такое выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.» Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел еще научиться?



3. Проведите работу в парах. Прочитайте стихотворение, подготовьте совместные ответы на вопросы: «О какой особенности семьи говорит поэт?» «Что является опорой в жизни каждого человека?».



4. Используя справочную литературу или материалы интернета, объясни значение слов «свекровь», «золовка», «тесть», «невестка», «сват», «сватья».



5*. Выскажи свое мнение: кого называют домочадцами? Это слово старинное или современное? Проверь свой ответ по словарям
Домочадцами называют всю семью, а точнее всех, кто проживает в определенном доме или квартире. Скорее всего, это слово старинное, но является ходовым и в современном мире.

poobschestvu.ru

План-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему: Урок «Семья и семейные отношения»

Семья и семейные отношения.

Цели: 

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
  2. объяснить, зачем люди создают семьи;
  3.  охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;
  4. раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.

Задачи  урока:  

 Предметные: давать характеристику семейных отношений

 Метапредметные: — сформировать  навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;

 Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.  

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.

Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.        

— Что за цветок у меня в руке?

Сейчас вы будете отрывать лепесточек и  читать слово. Остальные запоминают все слова.

СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

— Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности.

— А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране  с 8 июля.  

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, зачем создаются семьи, что будет, если семья не выполняет своих обязанностей, и какие бывают семьи.

Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья?

Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.

Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

— Ну что ты так долго? Посмотрел?

— Да!

— Ну и как там у них?

— У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?

Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.

Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки  к пенсии матери.

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?

А теперь давайте отгадаем загадки

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша… (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)

 

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.

Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.  

Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.         

Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?

А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?

Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.

Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.

Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.

Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей.

Семьи,  в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются…. Трехпоколенными

Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.

У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. (Приложение 2) Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.

Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? Трехпоколенная.

Вова, мама Таня – неполная

Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.

Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.  

Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча

  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.
  2. Государство никак не заботится о семье.
  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.
  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.
  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.
  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 

Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.

Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).

  1. РЕФЛЕКСИЯ

И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. (Приложение 3)

nsportal.ru

Какие бывают семьи. Видеоурок. Обществознание 5 Класс

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какими бывают семьи. Мы рассмотрим, какими бывают семьи по признаку поколенности, почему в наше время наиболее распространены семьи из двух поколений. Также мы коснемся такой острой социальной проблемы как неполные семьи, поговорим о том, как сохранить авторитет в семье.

На прошлом занятии мы говорили о том, что семьи могут состоять только из кровных родственников (например, тети и племянник), а могут состоять и из близких и кровных родственников или же просто только из близких людей. Напомним, что близкими родственниками являются муж и жена, что, в общем-то, совершенно логично: поскольку эти люди создают семью, они изначально не родственники друг для друга.

Но людей между собой объединяет не только кровное родство, бывают разнообразные семьи по составу. Безусловно, каждая семья создается по какому-то собственному сценарию и имеет свои особенности. Но, так или иначе, все семейные союзы можно классифицировать по определенным признакам. Такими признаками являются признаки поколенности. Если семья состоит только из мужа и жены, то такой союз называется союзом одного поколения. Смысл здесь заключается в том, какого возраста люди. Если мы говорим о семье, состоящей из родителей и их детей, то мы говорим о двухпоколенной семье, ведь в ней имеются представители двух возрастных поколений (рис. 1). Дети – это люди одной ментальности, одних взглядов на жизнь. Они выросли на общих книгах, фильмах, мультиках. Вы, например, наверняка смотрели мультики с компьютерной анимацией японского или американского производства. Ваши родители тоже смотрели мультики, но советского производства; современные мультфильмы вовсе не показались бы им интересными. Это совершенно нормально, так было всегда. Разница между поколениями и определяет смысл семейных отношений. Всегда старшее поколение более консервативно, а младшее – более радикально.

Рис. 1. Семья из двух поколений (Источник)

Семьи, состоящие из двух поколений, – это общий стандарт, они наиболее распространены у нас в стране. Но далеко не всегда бывает так. Иногда в семье живут три поколения родственников: родители с их детьми, а также бабушка и дедушка (рис. 2). Передача опыта между поколениями при такой ситуации значительно более широкая: бабушка и дедушка – это люди, которые имеют гораздо больше жизненного опыта, чем ваши родители и порой любят своих внуков больше, чем родители своих детей. Во всяком случае, проявляют свою любовь к внукам бабушка и дедушка очень активно: всегда готовы порадовать внуков угощением, сделать им подарок, переживают за их здоровье и т. д. Трехпоколенные семьи были достаточно популярны в дореволюционной России, так как около 90 % населения составляло крестьянство, в котором были сильны патриархальные отношения. Отсюда и тяга к созданию больших семей. Сейчас общество, конечно, существенно изменилось. Изменилось наше представление о религии, о том, как должен жить современный человек, чтобы чувствовать себя комфортно, какими должны быть жизненные удобства. Поэтому сейчас большие семьи не так часто встречаются. Но все-таки, когда семья ощущает свое единство, единство связи между поколениями, это очень большой плюс, потому что от бабушки и дедушки внуки воспринимают все то тепло, весь тот опыт, который те смогли вобрать в себя за долгие годы жизни.

Рис. 2. Трехпоколенные семьи (Источник)

Конечно, иногда в семьях бывают проблемы. Нельзя сказать, что абсолютно все семьи живут дружно и счастливо. Случается так, что семьи по тем или иным причинам распадаются. Вы наверняка слышали о таком социальном явлении, как развод. Развод – это формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. В результате каких-то событий люди разъезжаются, перестают жить вместе. Такие семьи, где супруги живут порознь, называются неполными. Дело в том, что, как правило, у родителей есть дети. В результате того, что семья распадается, дети лишены внимания и заботы одного из родителей, отсюда и возникает неполнота семьи (рис. 3). Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Однако это не означает, что семья перестает быть семьей. Если родители – ответственные люди, а именно такими они и должны быть, то они в любом случае будут заботиться о своих детях вне зависимости от того, проживают они друг с другом или нет, вне зависимости от того, какие у них самих отношения. Потому что дети – это некий краеугольный камень в основании семьи. Дети – это то общее начало, которое обязательно будет скреплять пусть даже не семейные отношения в рамках совместного быта, но семейные отношения в рамках кровнородственных связей, потому что дети выступают кровными родственниками по отношению к обоим из родителей. К сожалению, в России статистика разводов сейчас растет, и это пугающая тенденция. Государство старается прилагать усилия, чтобы остан

interneturok.ru

«Семья»- 5 класс ФГОС

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Что является опорой в жизни каждого человека?

1. Что такое семья?

2. Зачем люди создают семьи?

3. Как и почему государство заботится о семье?

4. Какие бывают семьи?

Что такое семья?

— это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Желание заботиться друг о друге

Взаимное чувство любви

  • Главное предназначение семьи. 2. Что для этого делает государство

3.Главная обязанность семьи

4. Что для этого делает государство?

5. Какие существуют государственные программы?

6.Семейный кодекс Российской Федерации

СЕМЬЯ- объединяет _____________ и ______________ людей.

Несёт ответственность за ________, ___________, _______________ за внимательное и _________________

отношение к ________________

поколению.

videouroki.net

Семья. Семейные отношения — Обществознание

СЕМЬЯ

Семья

и семейные отношения

Как вы думаете,

какую тему мы сегодня

будем изучать?

«Любая дорога начинается

с первых шагов,

здание – с фундамента,

а человек становится человеком только в семье»

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Согласны ли вы с ними?

Как вы думаете,

на какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока:

  • Что такое семья?
  • Зачем люди создают семью?
  • Что семья дает человеку?
  • Что человек дает семье?
  • Нужна ли семья ребенку?
  • Какие бывают семьи?
  • Зачем нужна семья государству?
  • Как государство поддерживает семью?
  • Все ли семьи выполняют свои обязанности?

Кого объединяет СЕМЬЯ ?

Попробуйте самостоятельно определить:

Что такое СЕМЬЯ ?

Семья

– это группа людей, основанная на кровном или близком родстве

муж и жена

мать и дети

Подберите слова – ассоциации

к слову СЕМЬЯ

Какой вывод вы можете сделать?

Происхождение термина

«Семья»

Предположите – откуда происходит слово «семья»

Происхождение термина

«Семья»

Слово восходит к корню «сем» , имеющему отношение к семени и продолжению рода

Происхождение термина

«Семья»

Исходя из происхождения слова,

определите САМУЮ ГЛАВНУЮ функцию семьи

Главное предназначение семьи – продолжение рода, появление новых поколений, развитие общества

Зачем еще

люди создают семьи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру «Перевоплощение».

Разделитесь на три группы.

Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья от имени детей,

вторая группа – от имени родителей,

третья группа – от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

Игра: Расставьте этапы рождения семьи в правильной последовательности

  • Обязанности по отношению к детям
  • Брак
  • Обязанности относительно друг друга
  • Рождение детей
  • Воспитание внуков
  • Встреча

6 2 1 4 3 5

В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах).

Условия заключения брака:

  • достижение брачного возраста-18 лет;
  • взаимное добровольное согласие;
  • отсутствие других браков;
  • отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак

Семьи образуются по-разному. Рассмотрите и «прочитайте» схему

Семья

Семья образуется,

Объединение на родственной основе (бабушка и внуки и т. д.)

когда мужчина и женщина вступают в брак

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей

Основа такой семьи: желание помогать

друг другу,

заботиться о малых детях и стариках

На каких чувствах, отношениях должна строиться семья?

  • Любовь
  • Уважение
  • Взаимопонимание;
  • Взаимопомощь;
  • Терпение;
  • Умение прощать
  • … и многое другое…

Должно ли государство заботиться о благополучии семей?

Семья и государство

  • Статья 38 Конституции РФ

Семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – право и обязанность родителей.

Дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Какие бывают семьи?

Заполните таблицу, делая выводы

из рассказа учителя и изображений на слайдах:

По числу детей

По родственной структуре

По количеству родителей

1. По числу детей

3

1

2

2. По количеству поколений в семье

2

1

3

3. По количеству родителей

2

1

Виды семьи

Сравните результаты своей работы с таблицей.

Что не получилось? Почему?

По числу детей

По количеству поколений

Многодетные

По количеству родителей

Однопоколенные

Малодетные

Двухпоколенные

Полные

Бездетные

Неполные

Многопоколенные

Предположите, какое главное предназначение имеет семья,

с точки зрения государства.

Семья является обязательной частью любого общества, любого государства.

Представьте себе соты пчелиного улья.

Так и государство состоит

из множества ячеек – семей

Все ли семьи выполняют свои обязанности?

Родители (или один из них), ненадлежаще выполняющие свои обязанности, могут быть лишены родительских прав , если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей или злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают на них вредное влияние своим аморальным, антиобщественным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей. Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей.

День матери

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ задания:

  • Рассказать о праздниках

(2 минуты — когда празднуется в России, празднуется ли в других странах, какие обычаи есть в этот день и т.д.)

  • День матери – Лиза О.
  • День отца – Вася
  • День семьи, любви и верности – Катя

День отца

Картинная галерея

  • Знакома ли вам такая семейная сцена?
  • Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми?
  • Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми?
  • Какие чувства испытывают дети к своей матери?

Давайте повторим главное

Заполните пропуски в тексте:

Семья объединяет людей, которые являются кровными _______________ ( например ________________) или близкими людьми ( например ____________ ). Члены семьи живут в ___________, ведут общее ___________, имеют общее ____________. Они вместе воспитывают ______ и проводят свободное время.

родственниками

родители и дети

муж и жена

одном доме

хозяйство

имущество

детей

Давайте повторим главное

Заполните пропуски в тексте:

Двухпоколенная семья состоит из _________________.

Трёхпоколенная семья состоит из

___________________________________

_________________.

Семья, в которой по какой-либо причине нет одного из родителей называется __________.

родителей и детей

родителей, детей, родителей родителей (бабушек-дедушек)

неполной

Оцени свою работу на уроке:

я активно участвовал в работе на всех этапах урока, думал и размышлял, высказывал своё мнение, справлялся со всеми заданиями.

8

7

6

5

4

я не участвовал в работе

почти во время всего урока,

не старался, не размышлял,

не пытался формулировать и высказывать своё мнение, с заданиями не справлялся.

3

2

Сегодня на уроке…

Чуть не уснул,

потому что….

Чувствовал себя замечательно, потому что…

Узнал много нового,

потому что…

Чувствовал себя неуютно,

потому что…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • УСТНО: §3 – читать, запоминать информацию, выполнять задания в тексте, учить термины

2. ПИСЬМЕННО (на выбор) задания на стр.32

  • ИНДИВИДУАЛЬНО –
  • Найти пословицы о семье
  • Рассказать о праздниках, посвященных семье

(до 2 минут — когда празднуется в России, празднуется ли в других странах, какие обычаи есть в этот день и т.д.) Помните, что пара слайдов презентации не только сделает ваше выступление интереснее, но и добавит балл к отметке)))

  • День матери –
  • День отца –
  • День семьи, любви и верности –

Список использованных источников:

1.Учебник для общеобразовательных организаций 5 класс( Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой) «Просвещение», 2013

2. Изображения:

http://sadikshkola.ru/d/321750/d/1.gif

http://new.stihi.ru/pics/2015/09/08/1794.jpg

www.homes4saleasheville.com/wp-content/uploads/2013/07/canstockphoto5711928.jpg

https://wiki.mininuniver.ru/images/thumb/a/ac/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE.jpg/800px-%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE.jpg

http://www.easybranches.com/wp-content/uploads/2013/10/a52e9__Family-Easy-Branches.png

http://ruinformer.com/uploads/_pages/10288/semja.jpg

http://internetivi.ru/uploads/posts/2014-01/1388822347_1356538028_fotolia_8648041_subscription_l_0.jpg

http://wikna.org/wp-content/uploads/2013/10/parent-to-newborn.jpg

http://mostcenter.ru/wp-content/uploads/2016/02/kak-vyrastit-iz-rebenka-schastlivogo-cheloveka.jpg

https://cdn5.imgbb.ru/community/180/1800477/201604/265fa49876b27d839c0181f359c241de.jpg

http://mobis-game.ru/prefix/39a590eae60319c0a38fa6ab330d3345.jpg

http://media-cache-ec0.pinimg.com/1200x/bc/16/dd/bc16dd9f25d3c622bd551dad797da578.jpg

http://www.ng.ru/upload/resize_cache/iblock/4b1/130_83_1/13-13-1.jpg

http://occultizm.net/uploads/posts/2014-06/1401595917_jazycheskie-prazdniki-v-iyune.jpg

https://klimbim2014.files.wordpress.com/2015/05/1914-family-nicholas-ii-of-russia.jpg

http://ibabulya.ru/wp-content/uploads/2016/04/54348-transportnoy-nakladnoy-pri-eksporte-v-kazahstan-avtomobilnym-transportom-pokupatelem.jpg

http://medi-sos.ru/prostatit/wp-content/uploads/2016/04/35670090-medovyy-massazh-pri-prostatite.jpg

http://3.404content.com/resize/730x-/1/F1/FE/905565078606578886/fullsize.jpg

http://i.voffka.com/pic/08img_set/100ru5_003.jpg

https://birthnavigators.files.wordpress.com/2011/06/neanderthal_family.jpg

http://gs.delfi.lt/images/pix/file45550871_7e3c9a03.jpg

http://cdnblog.inetproduce.ru/2013/01/semya.jpg

http://sageinhome.com/wp-content/uploads/2013/10/iStock_000012918581Small.jpg

http://yuzha.ru/userfiles/news/images/2/12(1).jpg

http://www.dmsh30kurort.ru/public/users/43/271.jpg

http://cs636628.vk.me/v636628801/6eb2/Q-nDnTpmrBs.jpg

http://alfa-nik.org/wp-content/uploads/2012/08/1-46-300×198.jpg

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8

multiurok.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *