Определение дисфункциональной и функциональной семьи. Функции семьи: эмоционально-психологическая, бытовая-экономическая, воспитательная, социальная, духовно-ценностная. Влияние дисфункциональной родительской семьи на формирование зависимости.
Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье. Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов. Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная. Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.
Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом: 1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»). 2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя. Задания к теме «Дисфункциональная семья»: 1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости. С уважением, практический психолог Денис Старков http://www.starkov.kiev.ua/
Рекомендуемые материалы по теме: Видеокурс лекций психолога Владимира Иванова «Алкоголизм и его излечение — подход 12 Шагов» Видеокурс лекций психолога Владимира Иванова «Созависимость и ее лечение»
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА |
www.sensecenter.com.ua
Признаки дисфункциональной семьи. Зависимость. Семейная болезнь
Признаки дисфункциональной семьи
(приводятся по книге Джона Бредшоу «Семья». Bradshaw J., 1988)
1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
2. Вакуум интимности.
3. Замороженные правила и роли.
4. Конфликтные взаимоотношения.
5. Недифферениированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»).
6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
8. Склонность к полярности чувств и суждений.
9. Закрытость системы.
10. Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них.
1. Взрослые – хозяева ребенка.
2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
4. Родители держат эмоциональную дистанцию.
5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей – угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).
Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением привил семьи, посягательством на святость власти родителей.
Пристрастие к власти, силе и насилию составляет болезненную (аддиктивную) характеристику дисфункциональной семьи. Насилие само по себе есть пристрастие (аддикция). Дети, перенесшие физическое или сексуальное насилие, выучили урок беспомощности. Рана психической травмы будет давать знать о себе всю жизнь. У таких детей может развиться пристрастие к виктимизаиии. Это болезненное неосознанное стремление попадать в положение жертвы. Они готовы стать рабами (См. вышеописанные типы «Избиваемая жена», «Жена-угодница»).
Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не могло бы разубедить ребенка и том, что родители хорошие.
Правила дисфункциональной семьи Клаудиа Блэк в своей книге «Это никогда со мной не случится» (Black С., 1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех «не»:
• не говори,
• не чувствуй,
• не доверяй.
Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической зашиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать. Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.
Таблица 3. Перечень отрицательных правил и отрицательных заявлений, распространенных в дисфункциональных семьях
Отрицательные правила | Отрицательные заявления |
Не выражай своих чувств | Постыдился бы |
Не злись | Ты недостаточно хорош(а) |
Не будь печальным | Лучше бы тебя у меня не было |
Не реви | Твои потребности неправильны |
Делай так, как я говорю, а не так, как я делаю. (Напр., не кричи, а сама кричит) | Торопись стать взрослым |
Будь хорошим, милым, безупречным | Будь послушным, не будь самостоятельным |
Избегай конфликтов, избегай ввязываться в конфликт | Будь мужчиной |
Не думай, не разговаривай, а выполняй мои приказы | Большие мальчики не плачут. Веди себя, как ведут хорошие девочки (милые дамы) |
Хорошо веди себя в школе | Не будь таким |
Не задавай вопросов | У тебя не может быть таких чувств |
Не предавай семью | Ты такой тупой (плохой) |
Не выноси сор из избы, не выдавай секретов семьи | Это из-за тебя |
Чтоб тебя не было слышно! | Ты нам всем обязан |
Никаких разговоров за спиной! | Конечно, мы тебя любим |
Не возражай мне | Я жизнью (карьерой) пожертвовала ради тебя. Если бы не вы (дети), я была бы счастлива |
Ты всегда должен хорошо выглядеть | Как ты мог это сделать мне? |
Я всегда права, ты всегда неправ | Мы не будем любить тебя, если ты… |
Всегда контролируй себя. | Ты меня с ума сведешь! |
Подумай о родителях | Ты никогда не доводишь дело до конца |
Не пьянство причина несчастий нашей семьи | Ты такой эгоист |
Не раскачивай лодку (сохраняй существующее положение вещей) | Нет, я из-за тебя скоро умру |
Это неправда | |
Я тебе точно обещаю (но обещания не выполняются) |
Выше приведены перечни отрицательных правил и отрицательных заявлений, которые характерны для дисфункциональных семей из книги Уитфилда «Исцеление внутреннего ребенка» (Whitfield Ch.L.,1983).
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Что такое дисфункциональная семья? — PRO-PSYCHOLOGY.RU сайт психолога Юлии Геннадьевны Горожанкиной
Большинство из нас выросло с уверенностью, что наша семья является «нормальной». И только с жизненным опытом можно прийти к пониманию того, что в нашем опыте было что-то необычное, то что уже сейчас, во взрослом возрасте воспринимается как «не норма».
Правда в том, что идеальных семей нет. Каждая семья в чем-то несовершенна. Несовершенство семьи и ее неблагополучие, порой видно только тем, кто в ней живет. Со стороны она может выглядеть очень даже благополучной и респектабельной, потому что никто не знает, что в ней творится за запертыми дверями.
Дети, которые вырастают в таких семьях могут и не догадываться о том, что это так жить не нормально, потому что не знают, как может быть по-другому. Паттерны нездоровых семей легче видеть на других примерах:
«Когда я был ребенком, я на самом деле им не был. Я был маленьким взрослым. Я готовил, убирал, помогал родителям, заботился о младших, хорошо учился, но внутри чувствовал себя слабым и пустым»
«Мои родители всегда много работали и меня часто оставляли одного. Мне было очень страшно. Но мне всегда говорили, что я уже большой. Мне нельзя было плакать, когда они уходили. Я чувствовал, что они меня не любит, что я им не нужен, иначе почему они меня постоянно бросают одного? Я никогда не был близок с людьми, и мне кажется я не знаю, как помочь другим приблизиться ко мне. Я не знаю, что это значит – близкие отношения. Я часто чувствую себя одиноко»
«Моя мать очень вспыльчива и непредсказуема. Любая мелочь может моментально ее вывести из себя. Она слишком любопытна – подслушивает разговоры, может искать в моих карманах. Мой отец очень терпеливый, но когда его чаша терпения переполняется, никому не поздоровится. Его глаза становятся жесткими, вздутые вены на шее, лицо становится красным от гнева. В моменты я боюсь его»
«Наверное, это такое счастье, когда тебя обнимают родители и ты можешь сказать им, как сильно ты их любишь. У меня никогда такого не было. Моя старшая сестра тоже, никогда не давала мне себя обнять. Мы касались друг друга только когда дрались или делали совместное фото. Когда меня обнимает моя младшая сестренка, я ее отталкиваю, хотя мне кажется, что больше нее меня никто не любит. Я никогда не знаю, как реагировать, когда другие люди ласковы со мной.
«Оба моих родителей сейчас мертвы. И только сейчас я могу перестать отрицать то, как ужасно они ко мне относились. Моя мать постоянно отвергала и ругала меня, я всегда был для нее недостаточно хорош. А мой, вечно занятый отец, избегал меня и игнорировал. У нас в семье не были никакой любви и внимания друг к другу. Я долгое время считал, что все это происходит потому что со мной что-то не так, что это я недостаточно хорош для них. Только сейчас я начинаю осознавать, то как все это повлияло на меня и мою жизнь»
Дисфункциональная семья – это семья где отношения между родителями и детьми являются натянутыми и противоестественными. Это не всегда крайнее неблагополучие, представляется: физическое насилие, сексуальное, отсутствие нормальных условий жизни у ребенка. Но это и те семьи, где дисфункцию гораздо труднее заметить, где шрамы в основном эмоциональные и весьма разрушительные для взрослого, выросшего в такой семье.
Здоровая семья – это безопасное убежище, где есть место открытости, непосредственности, где можно говорить свободно. В ней могут быть и выражения гнева, но есть еще и чувство, что тебя здесь любят и уважают.
Симптомы дисфункциональной семьи ( они могут быть не все сразу):
Отрицание. Отрицание – способ игнорировать или делать вид, что болезненная реальность не существует. Родители пытаются делать вид, что все нормально, когда в семье есть проблемы или кризисы: развод, болезнь, алкоголизм родителя. Они и не говорят о проблеме, и не решают ее. Такая ситуация заставляет детей сомневаться в себе и реальности.
С одной стороны, они чувствуют, что что-то происходит, порой небезопасное для них. С другой стороны, близкий взрослый делает вид, что все хорошо, ничего не происходит и бездействует. У ребенка, еще нет опыта в том, чтобы опираться на себя и свою внутреннюю реальность и таким образом он учиться не доверять себе, своему чувству самосохранения, а доверяя взрослому учится жить в травмирующей среде, словно она таковой не является. Такая ситуация заставляет детей сомневаться в себе, в своем восприятии и посылает сообщение о том, что они не могут говорит о чем-то странном и пугающем. Даже друг с другом.
Закрытость и тайны. Некоторые семьи изолированы и не общаются с другими семьями, потому что в них есть секреты и тайны, будь то наркомания, насилие, семейные скандалы. Замкнутая семья, не приглашает гостей, не говорит о себе в присутствии других людей. Потому что, если начать говорить о том, что происходит на самом деле, появляется много стыда – лучше помалкивать. И стыд может ощущаться детьми даже тогда, когда они не знают самого секрета, они бессознательно его считывают с поля матери и ближайшего окружения.
Проблемы общения. Это может принимать совершенно разные формы – от отсутствия общения к словесным оскорблениям. Ребенка не слушают, не понимают, не уважают, но оскорбляют и унижают. Дети боятся выражать свои мысли и чувства, потому что есть опыт того, когда их в этой попытке самовыражения обвиняли, стыдили или ругали.
Жесткие правила. В некоторых семьях, где есть физическое или психическое заболевание, где родители слишком слабы или безответственны, дети испытывают недостаток семейных правил и руководства и не чувствуют себя в безопасности и защищенными. В других – существуют очень много правил, часто невысказанных.
Родители принимают решение что дети должны делать, контролируют их увлечения, друзей, одежду. Естественная потребность в независимости и желание «Я сам» рассматриваются как бунт на корабле, непослушание, или наоборот, что предал и бросил.
Они запрещают говорить о таких вещах, которые считаются неуместными: секс, смерть, хромота дедушки, ворчливый характер бабушки. Некоторые не разрешают злиться, плакать, а другие и смеяться, недовольно шипя или крича о том, чтобы детская радость была тише. А еще вот это классическая реакция на звонкий детский смех: «Кто много смеется, тот много плакать будет», при чем говоря об этом в разгар самого веселья. Когда чувства не могут быть выражены, дети учатся такому самоконтролю, такому подавлению чувств, что потом, во взрослом возрасте, даже при всем желании спонтанность чувств обрести без помощи терапевта невозможно. Либо сами становятся чрезмерно контролирующими сначала детьми, а потом и взрослыми. Все, это конечно, способствует низкой самооценке.
Противоречивость. Еще хуже, чем жесткие правила – это часто меняющиеся и непоследовательные правила. Потому что дети никогда не знают, когда и за что могут быть наказаны. Правила, которые не имеют смысла — не справедливы в восприятия ребенка и жестоки. Это идеальная среда для развития выученной беспомощности и гнева, который никогда не может быть выражен. Дети находятся в постоянном страхе, ходят на цыпочках и чувствуют себя безнадежными, обиженными из-за непредсказуемости и несправедливости. Лучше замереть и вообще ничего не делать, тогда хоть как-то можно сохранить я, свое достоинство и чувство собственной ценности.
Смещенные семейные роли. Это происходит, когда один из родителей эмоционально или физически отсутствует или безответственен, и ребенок берет на себя родительские функции отсутствующего родителя. То есть становится спутником, другом, доверенным лицом своему родителю, психологическим мужем, женой. Дочь, которая постоянно готовит для отца вместо матери, и он обсуждает с ней всю свою жизнь, как это должен был бы делать с женой, выстраивая с ней эмоциональную связь. Маленький сын, который помогает матери, поддерживает как взрослый мужчина, потому что ей тяжело одной. Часто такие ситуации бывают после развода, но это происходит и в тех семьях, где родителям не хватает интимности друг с другом, близких душевных отношений.
Эти неуместные и психологически неподъемные для ребенка роли для него весьма разрушительны. Потому что теперь он должен действовать как маленький взрослый, подавляя свои потребности и чувства, или может чувствовать, что предает другого родителя.
Непредсказуемость. Люди чувствуют себя в безопасности, когда семейная жизнь предсказуема. Если ты ребенок и никогда не знаешь в каком настроении будет мама или папа, ты не сможешь быть спонтанным, свободным, естественным – всегда будет тревожно. Еще хуже, когда в семье творится хаос или она в постоянном кризисе – из-за болезни, измен, физического, эмоционального насилия. Вместо того, чтобы стать безопасным убежищем, семья становится зоной военных действий, которых невозможно избежать. Поскольку психологически такая ситуация для ребенка и его неокрепшей психики воспринимается как запредельная, он уходит в психосоматику, т.е. эмоционально не реагирует, но болеет, часто.
Неспособность решать проблемы. В дисфункциональных семьях – ничего не обсуждается, есть только обвинения, обиды и стены молчания. Ничего не решается.
pro-psychology.ru
Дисфункциональная семья
Признаки дисфункциональной семьи:
Отрицание проблем и поддержание «красивой картинки» (все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия)
Вакуум интимности
Замороженные правила и роли
Конфликтные взаимоотношения
Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»)
Границы личности членов семьи либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами
Склонность к поляризации чувств и суждений (все четко поделено на хорошее и плохое, правильное и неправильное, при этом многие правила противоречат друг другу)
Закрытость системы (семья не желает прислушиваться к чужому мнению и не рассматривает конструктивную критику в свой адрес)
Абсолютизирование воли, контроля
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них:
Взрослые — хозяева ребенка
Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно
Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых
Родители держат эмоциональную дистанцию
Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее
Коротко правила дисфункциональной семьи называют как правила трех «не»:
не говори
не чувствуй
не доверяй
Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей — угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети). Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением правил семьи, посягательством на святость власти родителей.
Причем все это родители делают не «со зла», просто в их семье тоже так было принято. Считается, что они как взрослые люди просто знают как лучше. Но при этом не учитывается личность ребенка, его особенности. В таких семьях воспитание — это процесс «одомашивания дикого ребенка», идеалом воспитания считается, что дети должны быть подобием родителей. Семья это одно целое, и все должны вести себя как надо, как «правильно». Если ребенок не хочет «гнуться» и вести себя так как надо, то его можно заставить с помощью морального или физического давления. Для большинства детей такое воспитание это психотравма, которое будет давать знать о себе всю жизнь, и к своим детям они будут относиться точно так же. Если родители очень жестко придерживаются такого «правильного воспитания», добиваясь полного послушания со стороны ребенка, при необходимости (во благо, естественно) жестоко морально или физически наказывая его, то он вырастает с психотравмой. Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не может разубедить его в том, что родители хорошие, и он когда создает свою семью, как правило, ведет себя по отношению к детям точно так же.
Наивысшая цель семейной психотерапии — измененить отношения в дисфункциональной семье на более здоровые,при этом и семья к другому полюсу, из дисфункциональной превращаясь в функциональную, становиться в целом более здоровой.
Признаки здоровой семьи
Если с дисфункциональными семьями все понятно, то с определением здоровой семьи всегда есть проблемы. С одной стороны, семья может быть очень заботлива к своим членам, а с другой — в ней может не хватать взаимного внимания и чувства близости. В мире не существует такой семьи, которая постоянно могла бы находиться в идеальном равновесии. В семьях всегда бывает больше или меньше свободы и зависимости. Трудно подобрать какие-то универсальные правила, как должна выглядеть здоровая семья, в каждом случае они индивидуальны. У каждого человека есть свое представление о нормальной семье. Тем не менее, можно попробовать указать некоторые признаки, которые признаются большинством специалистов. Признаки эти были найдены при изучении семей, где нет признаков нарушений, и существующие отношения устраивают всех. Вы можете их прочитать и, возможно, даже согласиться с ними. Что же это за приметы? В чем они проявляются? Итак, супруги:
слушают друг друга
имеют собственные чувства и мысли
обмениваются своими мыслями и приходят к согласию
спрашивают друг друга, прежде чем принимать решение
без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом
приспосабливаются друг к другу
борются за то, что «правильно» и «хорошо» для каждого из них
начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход
делятся своей болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, разнообразными потребностями и желаниями
умеют принимать «да» с благодарностью, а «нет» — легко и без обиды
переходят от одних переживаний к другим без «торможения»
отказываются от того, что невыполнимо
смеются над собой
влияют друг на друга
поддерживают интересы и проекты друг друга
гордятся достижениями друг друга или сострадают неудачам
уважают суверенитет друг друга и в тоже время приходят на помощь, если кто-то испытывает боль
помнят о проблемах другого, когда они принимают серьезный оборот
терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.
В здоровых семьях, где люди хорошо знают друг друга, они могут чувствовать, когда им надо объединиться, а когда побыть врозь. Пятилетний ребенок гораздо больше зависит от указаний родителей, чем пятнадцатилетний.В этих семьях подвижные и гибкие психологические границы. Члены семьи собираются вместе, чтобы поработать или развлечься. В то же время нет правила что все должны вести себя «как надо». В здоровой системе царят здравый смысл, солидарность, согласованность, ответственность и одновременно уважение к суверенитету и интересам каждого. В такой семье существует хорошая ритмичность — от объединения и близости к отделению и автономности.
Когда в семье все в порядке, родственники могут оставить друг друга в покое, но когда у них возникают трудности — стресс, болезнь и другие сложности, — они оказывают друг другу усиленную поддержку. Члены семьи могут подойти друг к другу, обсуждают свои проблемы, помогают друг другу в их решении, получают удовольствие от общения и легко отходят в сторону. Здоровая семья похожа на хорошо сыгранную команду.
Сделать из дисфункциональной семьи здоровую достаточно трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения — дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или «фамильный порок». Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознавание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.
Писарев Владлен
www.gestaltism.ru
Лекция 41. Дисфункциональная родительская семья
Лекция 41. Дисфункциональная родительская семья
- Подробности
- Категория: Видеокурс «Химическая Зависимость»
- Просмотров: 2814
Определение дисфункциональной и функциональной семьи. Функции семьи: эмоционально-психологическая, бытовая-экономическая, воспитательная, социальная, духовно-ценностная. Влияние дисфункциональной родительской семьи на формирование зависимости.
Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье.
Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов.
Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная.
Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.
Функциональная семья |
Дисфункциональная семья |
Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение семьей эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов. |
|
Теплая, поддерживающая атмосфера Преобладают положительные эмоции Эмоциональная открытость (открытое выражение эмоций) Право на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная разделенность |
Холодная, обвинительная атмосфера Преобладают негативные эмоции Эмоциональная закрытость (есть эмоции, которые выражать запрещено) Нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная слитность (вся семья по одному событию должна испытывать одинаковые эмоции) |
Бытовая-экономическая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья. |
|
Равномерное распределение обязанностей, участвуют все работоспособные
Выполняются все бытовые функции Достаточный доход семьи Санитария Договоренности по распределение обязанностей |
Неравномерное распределение обязанностей, участвуют не все работоспособные Выполняются не все функции быта Недостаточный доход семьи Антисанитария Нет договоренностей (диктат либо догадки) |
Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи |
|
Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.) Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка
Здоровые примеры для подражания
В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода |
Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность)
Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.) Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство |
Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи. |
|
Семья – открытая социальная система
Поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальные путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает) Поддержка в сложные периоды
|
Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими, либо ее отвергают другие) Отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку) Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды |
Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей |
|
В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности. На первом месте стоят общечеловеческие ценности, на втором культуральные, на третьем семейные.
Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково). Безусловная любовь, равная для всех членов Право и уважение личной территории Уважение прав другого на свой свободный выбор Главенство ценности всей семьи над ценностью отдельных членов |
В семье отсутствует воспитание ценностей, либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья, культ личности кого-то из родственников в семье). Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее) Условная любовь, нелюбовь, неравная любовь к разным членам Смешанные границы либо барьеры Неуважение права другого на свой свободный выбор Главенство ценности отдельных членов над ценностью всей семьи |
Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом:
1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»).
2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя.
Задания к теме «Дисфункциональная семья»:
1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости.
2. По каждой характеристик функциональной семьи опишите, как вы будете стараться поддерживать их в своей сегодняшней (или будущей) семье.
starkov.kiev.ua
Дисфункциональная семья
Говоря о дисфункциональной семье, психологи обычно имеют ввиду семью неблагополучную. Это семья, в которой осуществление необходимых базовых семейных функций по тем или иным причинам является нарушенным. Дисфункциональная семья не способна удовлетворить потребности своих членов в защите, комфорте, гармоничном развитии, воспитании и, как правило, материальном обеспечении. В дисфункциональной семье господствуют искаженные типы эмоционально-поведенческих сценарий и реакций, жизнедеятельность такой семьи, как правило, насыщена отрицательными эмоциями и негативной энергией.
Дисфункциональность семьи может передаваться по наследству. Как правило, здесь играют роль усвоение детьми неправильных жизненных сценариев своих родителей. Если мать не смогла создать счастливую семью, и, более того, сама тем или иным образом провоцировала конфликтные ситуации, так же может поступать и дочь, выстраивая свои семейные отношения. Не последнюю роль в создании дисгармоничной семейной обстановки может играть и алкоголизм одного из членов семьи. Это, как правило, один из распространенных факторов дисгармонии семейной жизни, который также может быть передан и усвоен по наследству.
В дисгармоничной семье все члены семьи могут вносить свою лепту в искаженное мироустройство семейного быта, а может быть и так, что дисгармонию создает один из членов семьи. Помимо вышеупомянутой проблемы алкоголизма здесь может играть роль и психическое заболевание, и просто проблемы с характером и воспитанием человека.
Также может быть и другая ситуация, когда общая дисфункциональность семьи переносится на одного из его членов и она становится своего рода «козлом отпущения» (например, якобы плохой сын, которого мать винит во всех своих бедах, хотя вина за построение дисгармоничной семьи лежит полностью на ней). Выраженная семейная дисфункция способствует формированию семейной роли «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий в ней наименьший социальный статус из-за разнообразных физических или психологических причин. В роли «носителя симптома» он выступает в качестве важного звена в сложном механизме патологической семейной адаптации.
Однако нередко соматические расстройства и поведенческие нарушения у члена семьи являются прямым следствием того, что он принадлежит к дисфункциональной семейной системе. Вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий она упорно старается сохранить привычные стандарты взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами. В результате такая семья может блокировать актуальные потребности самого слабого члена (чаще всего ребенка или подростка). И тогда у него возникает какое-либо заболевание (соматическое, психосоматическое, психическое) или поведенческое отклонение.
Ребенок как «носитель симптома» позволяет семье удерживать старые сложившиеся отношения. Например, если у него часто болит живот, членам семьи позволено его опекать, ограждать и жалеть. Если и он употребляет наркотики — семья должна его постоянно держать в центре внимания и строго контролировать. Такое симптоматическое поведение является непроизвольным, неосознанным и не поддается регуляции со стороны человека. Оно оказывает сравнительно сильное влияние на других людей и может быть условно выгодно не только пациенту, но и его близким. Носитель симптома выступает как «идентифицированный пациент» —член семьи, клинико-психологические и поведенческие проблемы которого заставляют родственников объединиться и обратиться за психологической помощью. Однако если семья рассматривается как саморегулирующаяся система, а симптом — как механизм регуляции, то в случае его ликвидации вся система окажется временно неподконтрольной и будет вынуждена перейти на другой уровень функционирования. Спецификой дисфункциональной семьи является ее статичность, желание сохранить статус-кво, поэтому нередко она неосознанно сопротивляется изменениям и старается сохранить симптом, несмотря на свое обращение к специалисту за помощью.
family-abc.ru
ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИВ числе первых к признакам дисфункциональной семьи можно отнести наличие у кого-то из членов семьи какого-то из типов зависимости, в том числе и тех ее разновидностей, которые с огромным трудом могут быть замечены даже самим страдающим ею человеком, например, зависимости от работы или от отношения к другому человеку. Если в семье есть такой тип зависимости у кого-то из членов семьи (родителей, детей или близких родственников), то такую семью можно прямо назвать нездоровой, дисфункциональной. Зависимый человек (даже если это и зависимость от работы или телевизора/компьютера) уделяет больше времени предмету своей зависимости, думает о нем и не может свободно контролировать свое поведение и распоряжаться собой, т.к. его зависимость становится в какой-то мере его хозяином и не дает ему нормально наслаждаться жизнью и уделять внимание другим членам семьи, дарить им свое тепло, любовь, поддержку, заботу и понимание. Он (она) просто не сможет этого сделать из-за своей болезни. Следующий признак — это неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей в семье (мамы или отца). Этот признак, как и первый, абсолютен. То есть любая неполная семья дисфункциональна, независимо от причин ее неполноты, от существующих отношений между ее оставшимися членами или достоинств (или недостатков) самих этих членов. Один родитель по определению не может дать ребенку полноты воспитания, которое могут дать только оба родителя. Это примерно то же самое, что и отсутствие у человека одной ноги или руки. Каким бы хорошим он ни был, насколько бы он ни был духовным и образованным, он все равно останется неполноценным человеком, который не сможет выполнять всех необходимых жизненных функций. То же и в семье, какими бы ни были члены семьи, они не смогут восполнить отсутствие недостающего члена семьи. Приемные родители как правило не могут дать детям того, что дают родные. Ребенок в подсознании все равно понимает, что это не родной человек и стремится найти своего, родного родителя. Хотя могут быть и исключения, но они очень редки. Да и потеря одного из родителя, неважно по какой причине (развод, смерть, уехал надолго в командировку) является тяжелой травмой для ребенка, влияющей и на его психику, и на самооценку и отношение к жизни тоже. Тяжелая соматическая или психическая хроническая болезнь кого-либо из членов семьи. Как и предыдущие, этот фактор определяет безусловную выключенность человека из семейной жизни. Болезнь любого члена семьи обязательно будет отражаться и на остальных. Здесь появятся и особые правила семьи типа: вести себя тише; не приводить друзей, когда у … приступ; не рассказывать другим о болезни…; следить за поведением или благополучием больного вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться жизнью в свое удовольствие. Это относится в основном к хроническим болезням, и если в семье будет создан благоприятный климат, если стрессовость этой ситуации уменьшена, то психологический вред от такой болезни может быть сведен к минимуму. Наличие в семье «секрета», «тайны». Этот признак относится уже не столько к причинам, как предыдущие, сколько к следствиям, симптомам дисфункциональности. Впрочем, «секрет», из какой бы области он ни был: работа отца, прошлые любовные похождения матери или национальность бабушки — это всегда не только признак отсутствия полной доверительности в отношениях, но и фактор, который эту доверительность ограничивает. Вообще замечено, что в семьях, где есть зависимость (например, отец пьет или сын колется), принято скрывать от других эту информацию. Не очень-то приятно рассказывать друзьям или коллегам по работе, что мама вчера пришла домой пьяная, или что брат сидел в туалете и кололся героином. Гораздо проще держать эту информацию в секрете. Еще тяжелее, если над ребенком в семье совершаются разные формы насилия, особенно сексуальные, и ребенок не может этим ни с кем поделиться, так как ему сказали, что если ты об этом кому-то расскажешь, то мы тебя любить не будем. И в итоге в семье накапливаются такие вот семейные тайны, которыми нельзя ни с кем поделиться, а значит и нельзя освободиться полностью от того стресса, которые они с собой несут и который будет разрушать членов семьи изнутри. Характерными признаками дисфункциональной семьи могут служить также установленные в ней негласные (неписаные) правила. Вот некоторые из них:— Не говорить о своих проблемах. Это может означать запрет на обсуждение своих проблем как вне семьи, так и в самой семье. Вообще, не обращай внимания на свои проблемы, трудности, неприятности. Старайся жить для других, не обращая внимания на себя и не заботясь о себе. Твои проблемы на самом деле никого не интересуют, есть намного более важные дела, чем твои проблемы. — Не выражать открыто своих чувств. Как часто вы слышали в семье: «Не плачь, ты же мальчик! Не злись, не кричи, не дурачься! Не прыгай от радости, не выражай своей обиды, гнева, страха!» В больных же семьях есть постоянные запреты на чувства и их проявления. — Избегать прямых высказываний, стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями, а потребностей — через манипуляции. Это значит, что такой человек не может просто прямо попросить кого-то о помощи, он будет делать это в обход. Например: «Знаешь, сегодня на улице так холодно, а форточка открыта и ее никто закрыть не может, я же так и простыть могу!» «Уже какой день никто мусор вынести не может. В этом доме вообще есть мужчины или все перевелись!» Можно же просто и прямо попросить — «Закрой форточку, пожалуйста. Вынеси мусор, если тебе не трудно». Пример непрямого общения: мама говорит сыну: «Скажи своей бабушке, чтобы она картошку почистила». В этом примере в семье никто никому ничего не говорит в лицо, но все говорится через посредников, через третьи лица. — Привычка строить нереальные планы и возлагать на людей и обстоятельства несбыточные надежды. Эту привычку можно назвать магическим мышлением. «Вот случится то-то, и все станет хорошо, все будут довольны и счастливы». Это и сверхразвитая мечтательность у членов семьи, причем она может быть и коллективная и индивидуальная. — Не говорить на определенные «табулированные темы». Самым распространенным «табу» является запрет на разговоры о сексуальных проблемах и потребностях. — «Делай, как я говорю, а не как я делаю». Это очень страшное и тяжелое правило, которое начинает сводить ребенка с ума. Например, мама говорит сыну, что шуметь нехорошо, надо вести себя тихо. И тут приходит домой пьяный папа и начинает орать на всех, громыхать и валять мебель. И непонятно — так все-таки можно шуметь или нет? — «Играть, развлекаться — это плохо, греховно». Например, когда ребёнку говорят: «Вот ты сейчас смеешься, а потом плакать же будешь! Не веселись так сильно, это не к добру! Ты не видишь, мне плохо, а ты тут прыгаешь, как глупый!» Такие правила или установки запрещают наслаждаться жизнью, радоваться ей. Запрещают смеяться громко, танцевать, прыгать и скакать от радости и просто валять дурака. Семья, где это делать в той или иной мере запрещается - это больная семья. — «Не выносить сор из избы», «не раскачивать лодку», то есть не напоминать о тех проблемах, о которых всем удалось хотя бы на время забыть. Это значит, что ни в коем случае нельзя обсуждать проблему, решать ее. И тем более нельзя ни в коем случае выносить проблему за пределы своей семьи, обращаться за помощью к специалистам или просто к друзьям. Не важно, бьют вас дома, насилуют или просто унижают постоянно, является ли член вашей семьи алкоголиком или наркоманам — обо всем это не должен знать никто ни в коем случае. Это такое табу, которое нельзя разглашать. Такое правило может убить всякую надежду на помощь, на решение серьезных проблем и улучшение жизни. Это очень опасное и вредное правило, старайтесь отделаться от него и делиться своими проблемами, проговаривать и прорабатывать их обязательно. Если вы выросли в дисфункциональной семье, это повлияло на формирование вашей личности и продолжает влиять на вас и сейчас, даже если вы не общаетесь с членами своей родительской семьи. Возможно, вам присущи характерные черты взрослого ребёнка из дисфункциональной семьи, и это ваша проблема. Ознакомьтесь с решением, которое мы предлагаем. Мы будем рады, если вы присоединитесь к нам. |
detki-v-setke.narod.ru