Урок по русскому языку «Слова, отвечающие на вопросы кто? или что?»
Проект урока по русскому языку.
Разработал учитель начальных классов
МБОУ СШ №7 г. Рославля:
Борисова Елена Александровна
Проект урока русского языка в 1 классе по теме: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?»
(по курсу: «Русский язык», авторы Л.В.Кибирева , О.А.Клейнфельд, Т.И.Мелихова, УМК «Начальная инновационная школа»
Тип урока: Изучение нового материала
Цели:
1) -познакомить со словами, отвечающими на вопрос кто ? что?
-формировать умение отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, опираясь на их значение;
-отрабатывать навык орфографического письма;
2)развивать познавательный интерес учащихся, умение слушать товарища, приходить к единому мнению, умение работать в паре;
3) воспитывать любовь к семье.
Оборудование: «Русский язык», учебник для1 класса общеобразовательных учреждений Л.В.Кибирева, О.А.Клейнфельд, Т.И.Мелихова,2-е издание М,:ООО»Русское слово, учебник 2013 год.
-толковый словарь, орфографический словарь
-мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Проверьте готовность к уроку: наличие учебника, тетради, школьные принадлежности.
2.Мотивационный момент.
Мне хочется начать наш урок с улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Посмотрите вокруг, какие предметы нас окружают? Назовите слова, которые обозначают эти предметы. Слова могут отвечать на вопросы кто? и что? А вы хотите узнать какие это слова? А теперь настроимся на работу.
3.Актуализация опорных знаний и умений.
Мы сейчас учимся в школе. Она стала для вас вторым домом. Но у каждого человека есть дом, где он живёт вместе с семьёй. Что для вас означает слово «семья»? Примерные слова: (запись на доске в столбик ).
(Применение технологии развития критического мышления. Приём кластер.)
Мама
папа
бабушка
дедушка
сестра
брат
МЫ перечислили членов семьи, а на доске записали слова.
(слайд № 1-Семья)
-Верно, семья — это близкие люди, которые живут с вами в доме. Дома бывают разные. У каждого в доме есть комнаты, в которых находятся вещи. Это мебель, игрушки, предметы интерьера. (слайд №2-комната с вещами). Назовите предметы, которые есть в вашей комнате ? (запись в столбик)
(На доске записали слова, обозначающие эти предметы)
Кукла
стол
компьютер
телевизор
4.Создание проблемной ситуации.
-Давайте внимательно перечитаем эти слова и попробуем к ним задать вопросы. (кто? -бабушка, что ? -телевизор).
-Предположите тему урока.
-Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (Слайд №3)
-Чему мы будем учиться? (Ставить вопросы к словам кто? что?
Слайд №4-2 картинки: снежок возле дома и собака возле дома
-Составим предложение. Снежок лежит возле дома (Запись на доске)
— В этом предложении говорится о ком? или о чём?
— Какой вопрос зададим к первому слову? (Что?)
— Почему? (Обозначает неживой предмет). («лёгкий снег», комочек снега)
— А можно ответить, что в этом предложении говорится о ком?
— Какой вопрос зададим к первому слову? (Кто?)
— Почему? (Обозначает живой предмет. Кличка собаки.)
— Когда мы задаём к слову вопрос кто?
— Когда мы задаём вопрос что?
Продолжите предложение: Если слово обозначает живой предмет то…., (задаём вопрос кто?, если неживой – что?)
5.Изучение нового материала.
— Мы начали урок с разговора о доме. А в народе говорят: Дома и стены помогают.
Откройте учебник на странице 14. Прочитаем пословицу ещё раз.
-Как вы понимаете смысл пословицы? (Ученики переписывают с учебника в тетрадь)
— А сейчас мы отправимся в гости к одной семье,
Работа в тетради.
Упр. 17. Дети читают задание:
-Рассмотри рисунок комнаты. Кто в ней живёт: взрослый человек или ребёнок? Почему ты так думаешь? Спроси у соседа по парте, кто есть в комнате, а он пусть спросит у тебя, что есть в комнате. (Работа в парах)
-Какие предметы электротехники есть на рисунке? (телевизор, компьютер)
Запишем эти слова в тетрадь, запомним как они пишутся.
Учитель предлагает детям ознакомиться со значением и написанием слов, используя словари (орфографический и толковый). Задайте вопросы к словам. Докажите, что к этим словам нужно поставить вопрос что?
Самостоятельная работа.
-Напиши, кто и что есть у тебя дома.
У меня есть (кто?) собака, кошка, попугай.
Дома у меня есть (что?) телевизор, картина, стол
Взаимопроверка.
-Как назвать одним словом слова отвечающие на эти вопросы? (Предметы)
Чтение правила стр. 14.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? или что?обозначают предметы.
6.Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре! Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать!
Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья!
Перечислите всех живущих в этой квартире. На какой вопрос отвечают все эти слова?
7.Закрепление нового материала.
Работа в группах. (Признак деления: дни рождения по временам года)
(У обучающих есть памятка работы в группах.)
«Мини-игра «Угадай словечко»! (Слайд №5)
На первой картинке мама, цветы, на второй- кот, картина, на третьей-мама кормит рыбок в аквариуме, картина, кресло, на четвёртой- папа мастерит кормушку для птиц.
1.Я задумываю слово, которое отвечает на вопрос кто? (Отвечает 1группа)
2.Я задумываю слово, отвечает на вопрос что? ( Отвечает 2 группа)
3. Я задумала слово на вопрос кто? (Отвечает 3 группа)
4.Я задумала слово, отвечающее на вопрос что? (Отвечает 4 группа)
-Ребята, что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?, на вопрос что?
Выполнение упражнения №18, с 15
8.Итог урока
Рассмотри схему. Расскажи, какие слова отвечают на вопросы кто? , а какие – на вопрос что? Что обозначают все эти слова?
-Приведи свои примеры слов. С любыми тремя из них составь предложения.
Письменно выберите любую группу слов, спишите, приведите свой пример. Составьте предложение с этим примером.
8.Рефлексия (Слайд №6)
Прочитайте пословицу, объясни её смысл.
Мой дом- моя крепость.
-Вспомним, что они обозначают?
Создание проблемной ситуации— нет слова , отвечающего на вопрос кто ?
Самооценка (смайлики, цветовые сигналы)
Пропедевтика.
-Вы все хорошо сегодня работали, говорили о семье, о доме, все вы умники и умницы. Я думаю, что вы хотите узнать, как скоро мы будем называть такие слова, обозначающие предметы.
Чтение правила на стр. 15.
Слова, которые обозначают предметы — это имена существительные.
Имя существительное — это часть речи.
Слайд №7 (Молодцы)
Кто в семье главнее – ребенок или родители? | Дом и семья
А уже чуть позднее родители смогут понять, как же они ошибаются, ведь подобная позиция не пойдет на благо любимого ребенка.
Дети являются частью семьи — это жизненная закономерность. А когда ребенок превращается в маленького короля, правителя семьи, то в первую очередь пострадает от этого он сам. И маме с папой останется только, горестно вздыхая о детско-родительских отношениях, сетовать окружающим, что ведь мы всё только для него, а он…
Ставить главой семьи несознательное, пусть и очень любимое, создание — безответственно. Если капризы и прихоти малыша становятся превыше желаний всех остальных членов семейства, это будет означать для ребенка, что он может поступать так, как ему заблагорассудится, ведь ограничений нет. Ребенок буден лишен всевозможных жизненных неудобств.
Но родители упускают из виду факт, что малыш еще сам не осознает, чего ему хочется, а чего нет. Сейчас он захочет обедать пирожными, и родители тот же час преподносят ему их на блюдечке. А потом он скажет, что ненавидит пирожные, и мама с папой будут носиться, сбиваясь с ног, в поисках того, чего желает их чадо.
В таком случае малыш не ощущает себя как часть семьи, он не осознает, что находится в коллективе, в котором хочет быть любое человеческое создание. Ребенок будет чувствовать себя выше семьи, и ему будет очень одиноко. Поэтому он не сможет сконцентрироваться и разобраться в своих желаниях, не сможет найти свое место в мире. Такое положение будет преследовать его потом всю жизнь.
А что будет дальше — и так ясно. Добавятся невозможность и дискомфорт в общении с другими детками, а во взрослом возрасте — и в социуме в целом. И все потому, что угождать ему никто не станет, как это делали вы. А у него уже выработалась привычка. У него возникнут трудности в садике, так как ему не захочется делиться игрушками, да и правила, установленные кем-то другим, ему тоже не придутся по душе. В школе станет еще тяжелее, там дети довольно жестоки с жадинами и выскочками. Перспективы не самые лучшие. Фото: Depositphotos
Чтобы избежать всего вышеперечисленного, надо приучить малыша с раннего возраста к тому, что он является частичкой вашей семьи, такой же, как и все остальные ее члены. Он должен понимать, что его взгляды и желания уважают, но не более, чем желания окружающих.
Для ребенка постарше — свои правила. На его «хочу гулять» должно последовать объяснение, что сначала вы закончите все свои дела, а потом уже отправитесь с ним на прогулку. Хорошо, если вы приучите ребенка помогать вам по домашнему хозяйству. Главное, чтобы он чувствовал себя частью семьи. Раз все работают, то он тоже должен работать. Так он будет с вами наравне.
Очень важно показать ребенку, что он должен уметь делиться. Будьте для него примером — поделитесь с ним какой-нибудь своей вещью. А затем попросите у него, чтобы и он вам что-то дал из своего.
Правила вашей семьи должны быть приняты малышом, чтобы избежать в дальнейшем дискомфорта в окружающей его среде. Именно вами закладываются подобные навыки.
Что еще почитать по теме?
Родителям на заметку. Как воспитать счастливого ребенка?
Ребенок кусается и бьет маму. Что делать?
Как стать хорошими родителями? Семь правил гармоничного воспитания
shkolazhizni.ru
Для чего нужна семья? Часть 1 | Дом и семья
Вопросов возникает много, и для их решения стоит оглядеться и постараться увидеть те фактические моменты, которые стоят за созданием семьи.
Итак…
1. «Эмоциональное убежище»
Так получилось, что эта функция семьи оказалась первым пунктом. Может быть, и неслучайно, потому что она относится к разряду «новых». В том плане, что в последние десятилетия люди предъявляют к семейным отношениям всё более высокие запросы по части удовлетворения своих эмоциональных потребностей.
Если вы возьмёте для анализа поколение своих бабушек и дедушек (и тем более, прабабушек и прадедушек), то сможете обнаружить интересную тенденцию. В те времена функция «эмоционального убежища» в браке была для людей не так важна, как сейчас. Сейчас кого ни спроси, все в супружеском союзе хотят ощущать себя нужными, ценными, незаменимыми. Жаждут признания, уважения, симпатии и эмоциональной поддержки от супруга и других членов семьи.
И если сейчас без этого «набора» большинство людей просто не готовы создать семью, то раньше на первых ролях чаще стояли другие ценности:
- «Он надежный, уважаемый человек».
- «На него можно положиться».
- «Хороший семьянин».
- «Отличная хозяйка и мать».
- «Мудрая скромная женщина».
- И так далее…
Кто-то из вас может сказать, что эти ценности в ходу и поныне. И это действительно так. Просто изменился процент тех, кто сейчас придает им столь же высокое значение, как люди, жившие 2−3 поколения назад.
И, надо сказать, рост именно этой тенденции (страстного желания получить в браке «эмоциональное убежище») нередко приводит к быстром развалу супружеских союзов. Но это отдельная тема, которая требует детального рассмотрения. Фото: Depositphotos
2. Реализация стремления быть матерью / отцом
В голове и душе психически здорового человека практически всегда возникает желание реализовать себя как родителя. Это обычная психологическая и социальная потребность, в процессе которой взрослые люди добровольно принимают на себя обязательства по уходу и воспитанию своих детей.
Данное стремление можно назвать одной из высоких форм инстинкта продолжения рода, при которой основная энергия человека идет на поддержание своего потомства. Фото: Depositphotos
3. Удобство
Одна из очевидных и очень утилитарных функций — это удобство. В грамотно отлаженном семейном механизме человеку жить удобнее, чем вне его.
Когда люди связывают свои жизни, то уже не все обязанности ложатся на плечи одного человека. Он перестает быть одиночкой, и основная ценность заключается во взаимной помощи, а также в разделении дел между супругами (а впоследствии — и между детьми).
В противовес «эмоциональному убежищу» удобство, как функцию семьи, можно условно отнести к «старым». Ведь если раньше у людей было мало возможностей облегчить себе быт и ведение хозяйства, то за последние десятилетия был совершён огромный технологический рывок, позволяющий жить удобно даже заядлым одиночкам.
Конечно, говорить о полном исчезновении этой функции будет неразумно, однако её влияние стало меньше, чем раньше. Фото: Depositphotos
4. Реализация сексуального инстинкта
Кто-то скажет, что иметь сексуальные контакты можно и без создания семьи. Безусловно. Однако в семье мы получаем социально одобряемую реализацию этого природного инстинкта, что психологически важно для большинства людей (вспомните, как общество относится к людям, ведущим беспорядочную половую жизнь).
Плюс к этому, в семье уровень реализации сексуальных связей, как правило, выше и позволяет супругам придавать самому процессу смысл, который зачастую отсутствует при внебрачных связях. Фото: Depositphotos
5. Разделение ценностей
Речь, конечно, не о разделе имущества. Каждому человеку рано или поздно захочется, чтобы рядом был близкий человек, который разделит его взгляд на мир, его ценности и установки.
В идеальном случае, людям следует вступать в брак только в том случае, если у них уже сейчас совпадают жизненные ценности. Именно поэтому столь важен изначально грамотный выбор. Он позволяет одним махом перекрыть множество потенциальных противоречий между супругами, которые могли бы возникнуть в будущем.
Как простейший пример: для него важнейшая ценность — независимость и свобода, для неё — дети и домашнее общение. К какому итогу придут эти люди, если соединят свои судьбы? Неизвестно. Однако точно можно сказать, что это будет либо разрыв (они просто хотят проживать жизнь по-разному), либо корректировка ценностей (у одного или обоих супругов), что позволит им не просто сохранить брак, но и остаться в нём счастливыми.
Поэтому наличие и формирование общих ценностей в семье — одна из важнейших её функций, которая объединяет всех её членов. Фото: Depositphotos
6. Доверие
Семья — это то место, где человек рассчитывает доверять и пользоваться доверием.
С детства нас учат никому не доверять: незнакомым дядям, незнакомым тетям, Дедам Морозам и Снегурочкам, а также участковому милиционеру, который совсем не участковый и совсем не милиционер.
Но суть не в этом. С детства мы усваиваем модель, что доверять никому нельзя, даже если очень хочется. А потому жизнь обязательно подкинет нам ситуации, когда мы утвердимся в этом убеждении ещё больше…
Но внутри-то мы всё равно хотим хоть кому-то, но доверять. Конечно, не всем, но ведь должен же быть кто-то, кто не предаст нас и кого не предадим мы. Это и есть доверие.
Устаешь везде видеть конкурентов, врагов, соперников и потенциальных завистников. Хочешь довериться другому человеку и не прогадать. Хочешь довериться и быть уверенными. Это то, что может дать нам хорошая семья. Фото: Depositphotos
7. Поддержка и защита в трудную минуту
Люди слабы настолько, насколько сильно их эго. И почти все хотят, чтобы любимый человек поддержал и защитил в трудную минуту.
Когда страдаешь от действий или слов другого человека, обычно сам прекрасно знаешь, если был неправ. Но это неважно. Эго просит заступничества у партнера. И если не его одобрения, то хотя бы понимания.
Женщина сорвалась и сказала кому-то лишнее в пылу ссоры. В ответ получила противодействие.
Теперь вопрос: неужто она хочет, чтобы муж давал ей наставления, как она неправа и как она сама спровоцировала этот конфликт?
Она же не дура. Она прекрасно понимает, когда и что она спровоцировала или не спровоцировала. Но сейчас это не важно. Она ждет поддержки и защиты. Или хотя бы отсутствия осуждения.
И все в глубине души хотят поддержки, даже если правда не на их стороне. Поэтому, даже если партнер не прав, нужно постараться его поддержать и только потом, наедине, прояснить ситуацию и ваше истинное отношение к ней.
Продолжение следует…
shkolazhizni.ru