Семья в современном обществе сообщение – Доклад «Семья в современном обществе»

Семья в современном обществе


ТОП 10:

Понятие семьи.Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, воспитании детей. Семья удовлетворяет важнейшую потребность отдельных людей и общества в целом в воспроизведении рода. Она играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

При определении родства исходят из двух критериев. Во-первых, имеет место супружеское родство. Мужчина и женщина, вступая в брак и образуя семью, становятся родственниками друг другу не по крови, а по брачному союзу. В этот же круг с образованием семьи входят и родственники супругов (отцы и матери, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры и т.д.). Происходит своеобразное слияние двух семей. Во-вторых, родство может иметь характер кровнородственной связи. Такая связь существует между родителями и детьми, между братьями и сестрами, двоюродными родственниками. Соединение этих двух типов родства выражается единым термином – «родня».

Семья – это «маленькая страна» со своими законами, правами и обязанностями, финансами, заботами о материальном благосостоянии. Здесь выполняются такие важные социальные функции, как власть и управление, образование и воспитание, разделение труда, хозяйственная деятельность, сохранение культурных традиций, связь поколений и т.д. Поэтому общество и государство придают важное значение упрочению семейных отношений, видя в них основу своей устойчивости. Для того, чтобы укрепить позиции семьи, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребенка выплачиваются единовременные денежные пособия, суммы которых возрастают с каждым последующим ребенком.

Ядром семьи, её основой являются супружеские, брачные отношения. Брак – это исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Государство торжественно оформляет появление каждой новой семьи, помогает ей преодолевать трудности, регулирует отношения, заботится о детях.

Схема: Структура семьи.По числу родителей семьи подразделяются на полные (при наличии обоих родителей) и неполные (при отсутствии одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (в ее состав входят родители и дети) и расширенную (включая бабушек и дедушек). По выбору места жительства семьи подразделяются на те, в которых молодожены живут с родителями мужа или жены, и те, в которых молодожены живут отдельно от родителей.

Функции семьи.В людях заложен инстинкт отцовства и материнства, потребность иметь детей. Поэтому рождение ребенка – самое важное событие в семье. Репродуктивная(от лат. reproduction) функция семьи состоит в биологическом воспроизводстве человека как вида Homo sapiens. Ребенок дает и матери, и отцу высокие чувства, которых ничем другим не компенсировать. «Жизнь без детей, что земля без цветов» – говорит народная мудрость. Дети выступают главной ценностью не только семьи, но и всего общества уже по той причине, что без них нет будущего ни у рода, ни у народа, ни у государства.

С данной функцией тесно связана воспитательно-регулятивная

функция. Она состоит в воспитании детей, определении норм поведения членов семьи в различных сферах жизни. Воспитание детей в семье — большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных качеств).

Хозяйственно-бытовая функция семьи связана с обеспечением материальных условий жизнедеятельности домочадцев и ведением домашнего хозяйства. Она подразделяется на функцию производства, распределения и потребления материальных благ в рамках семьи, а также на функцию наследования семейного имущества. Семья – это не только отношения между родственниками, но и само место проживания, хозяйственная деятельность, бытовые условия жизни. В доиндустриальных обществах двор крестьянина, мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно служили и местом проживания семьи. В индустриальных же обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно отделились друг от друга. Многие стороны быта современной семьи насыщаются техникой: активно используются стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, радиоаппаратура и т.д.

Рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция семьи проявляется в обеспечении её членам комфорта и домашнего уюта, в организации рационального досуга и отдыха, в создании условий для укрепления здоровья. Большинство родителей трудятся на производстве или в учреждениях, дети учатся в школе, а отдыхать все приходят домой, в семью.Правда, для работающих на производстве мам дома зачастую начинается не отдых, а «вторая смена» в рамках выполнения хозяйственно-бытовой функции: приготовить ужин, постирать бельё, навести порядок в квартире. А ведь мамам тоже надо отдохнуть. Поэтому им должны помогать и папы, и дети.

Эмоционально-психологическая функция семьи состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в любви и дружбе, в уважении и признании, эмоциональной поддержке и психологической защите, в формировании чувства защищенности. В древности для человека самым страшным наказанием было изгнание из рода, лишение его поддержки родичей. Одиночество и для современного человека остаётся очень болезненным состоянием, которого все стараются избегать. В семье человек обретает близких, дорогих, родных, любимых людей. В хорошей семье все любимы и значимы. Члены семьи вместе переживают радости и горести, решают жизненные проблемы, поощряют успехи детей.

Связь поколений.В понятие поколения вкладывают различный смысл.Например, родители, дети, внуки — это три последовательных поколения. Промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называется продолжительностью поколения (в среднем это около 30 лет). Вместе живущие поколения людей образуют возрастную структуру населения города, области, страны. В историко-культурных исследованиях понятие поколения чаше всего имеет символический смысл. Оно характеризует здесь участников или современников важных исторических событий. Например, говорят о поколении Великой Отечественной войны, поколении людей эпохи «перестройки».

Связь поколений особенно ярко проявляется в семье. От поколения к поколению передается накопленный обществом багаж культуры: жизненный опыт и знания, житейская мудрость и религиозные верования, моральные нормы. Здесь дети получают первый опыт взаимодействия с другими людьми на основе общих норм поведения, обычаев, традиций и ритуалов.

Современные тенденции развития семьи.

В наши дни наметились две основные тенденции в развитии семейных отношений. Первая связана с сохранением, укреплением или даже возрождением традиционной семьи, где основная роль принадлежит мужу. Он является хозяином, собственником имущества, обеспечивает экономическую самостоятельность семьи. Все остальные члены семьи должны беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства.

Вместе с тем все чаще встречаются семьи, в которых отношения между мужем и женой строятся на основе равенства, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей. Здесь женщины активно участвуют в жизни общества, в экономическом обеспечении семьи и играют важную роль в принятии семейных решений. Широкое распространение данного типа семейных отношений, с одной стороны, способствовало росту самосознания женщины, ее социальному и культурному развитию. С другой стороны, предпочтение, отдаваемое личной свободе, порой наносит ущерб взаимной ответственности супругов и сплоченности семьи. Уменьшается число лиц, официально вступающих в брак, ослабевает прочность семейных отношений, увеличивается количество разводов. Часто люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют, или же брачные отношения юридически оформляются тогда, когда появляются дети.

Каждый из двух типов семей обладает своими достоинствами и своими недостатками. В традиционной семье больше порядка и стабильности, зато в семье нового типа больше эмоций и свободы. Основой удачного супружества может быть как первый, так и второй тип семейных отношений. Но при одном условии: если оба супруга нацелены на один и тот же тип отношений. Проблемы возникают при столкновении разных представлений о том, какой должна быть семья. Даже если будущая семья представляется как нечто среднее между описанными типами, с признаками и одного, и другого (а таких семей немало сегодня), то для прочности брака необходимо, чтобы все-таки в конкретных сферах отношений было сходство взглядов и ожиданий между супругами. Если ожидания оправдываются, а представления не расходятся, особых разногласий у членов семьи не будет.

Для современной семьи характерна нуклеаризация, т.е. стремлениемолодых супругов жить отдельно от родителей. Часто это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстрее идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни. Меньшая зависимость от родителей способствует формированию ответственности. Вместе с тем такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Экономические преобразования в обществе способствуют его дифференциации, появлению новых типов семей. Понятно, что семья бизнесмена отличается от семьи безработного. В семьях людей, поглощенных бизнесом, дети материально обеспечены, но часто лишены духовно-нравственного общения с родителями, родители поручают воспитание детей нянькам, гувернанткам и остаются чуждыми для них. В семьях фермеров дети обычно раньше, чем в других семьях, вовлекаются в трудовую деятельность.

Если раньше семья создавалась преимущественно для продолжения рода, передачи накопленных прежними поколениями материальных ценностей, более экономного расходования сил и средств на жилищное обеспечение, то сегодня семья — это, прежде всего, духовное сообщество, содружество во имя интересной, культурной и богатой впечатлениями жизни. Семья создает чувство устойчивости в бурно изменяющемся мире, помогает сообща выработать тактику поведения в обществе и определить жизненные перспективы.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете слова: «семья — ячейка общества»?

2. Расположите перечисленные в параграфе функции семьи в порядке их значимости в современном обществе. Поясните свое мнение.

3. В чем состоят преимущества многодетной семьи? Какие меры предпринимает наше государство для поддержки многодетных семей?

4. Какой мотив заключения брака в наше время является ведущим? Почему вы так считаете?

5. Что вы понимаете под ценностями семейной жизни? Приведите примеры из жизни вашей семьи, ближайшего окружения.

6. Охарактеризуйте роль семьи в современном обществе. Как вы понимаете утверждение: «здоровье общества» зависит от «здоровья семьи»?

 

Демографические процессы.

Демографическая структура общества и ее динамика. Демография – это наука о процессах и закономерностях воспроизводства населения, его размещения, изменения, численности, происходящего в определенных общественно-исторических условиях. Демография исследует не только влияние социально-экономических процессов на воспроизводство населения, но и обратное влияние изменения народонаселения на развитие общества. Народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающих на определенной территории. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д.

Демографическая структура общества понимается как распределенность населения по определенным группам: поло-возрастным, поселенческим и т.д. Важными демографическими показателями являются общая численность населения, его плотность, темпы роста, соотношение между мужчинами и женщинами в разных возрастных слоях, состояние здоровья, миграционная подвижность. Воспроизводство населения происходит вследствие естественной смены поколений на основе рождаемости и смертности, перехода людей из одних демографических групп в другие по мере изменения их возраста, семейного положения и числа детей (демографическая мобильность).

Сведения о естественном движении населения вследствие рождений и смертей, о браках и разводах даёт текущий учёт этих событий, основанный на регистрации актов гражданского состояния. Перемещение населения – миграция – устанавливается путём регистрации перемены людьми места жительства. Сведения по группам, полу, возрасту, образованию, национальности, занятиям людей и т. д., получают при переписях населения, которые дают как бы моментальную фотографию демографической ситуации в стране. Переписи проводятся на определённый момент, централизованно, по единой программе. Данные о демографических показателях публикуются в специальных журналах, статистических сборниках, демографических ежегодниках, выпускаемых во многих странах мира.

Изменение народонаселения тесно связано со всеми сферами жизни общества, в первую очередь с экономикой. Однако нет прямой зависимости между ростом материального благосостояния и рождаемостью. Уровень рождаемости бывает чрезвычайно высоким при низком экономическом развитии общества. Наоборот, снижение рождаемости обычно отмечается в странах и регионах со средним уровнем благосостояния, а затем иногда вновь обнаруживается тенденция к некоторому ее повышению по мере перехода к высокому уровню жизни.

От общей численности населения, его плотности, уровня образования и культуры, состояния здоровья людей во многом зависит ускорение или замедление темпов экономического развития страны, региона. Для нормального развития общества неблагоприятны как очень высокие, так и очень низкие темпы роста народонаселения. Наиболее негативным является устойчивое превышение смертности над рождаемостью, что в долгосрочной перспективе ставит нацию под угрозу исчезновения. Отрицательно влияет на развитие общества старение населения, нарушение пропорций между мужской и женской частями населения.

Важной для общества является забота о здоровье населения. От состояния здоровья зависит и производительность труда, и социальный оптимизм. В развивающихся странах основными причинами высокой смертности являются инфекционные и паразитарные заболевания, которые убивают ежегодно десятки миллионов человек, а также плохое питание и неблагоприятная окружающая среда. Только грязная вода является причиной примерно 1 млрд. случаев желудочно-кишечных заболеваний ежегодно. В промышленно развитых странах весьма широко распространены болезни системы кровообращения (около 6 млн. смертей ежегодно), часто обусловленные неправильным питанием и нездоровым образом жизни. Следующее место занимают онкологические заболевания, которые во многих случаях связаны с экологическими проблемами. Как в развитых, так и в развивающихся странах угроза здоровью обычно наиболее высока среди самого бедного, в том числе сельского населения и особенно среди детей. В мире в наши дни только небольшая часть детей рождается полностью здоровыми.

Если в развитых странах один врач приходится примерно на 400 человек, то в развивающихся странах – на 7 тыс. человек. В некоторых африканских странах этот показатель еще хуже: один врач почти на 40 тыс. человек. Медицинские услуги в развитых странах в основном доступны населению, однако даже здесь неравенство в области охраны здоровья выражено достаточно резко. В США число людей, не имеющих медицинской страховки, приближается к 40 млн. человек.

Проблемы миграции населения. Миграция – это перемещение людей из страны в страну, из одного района в другой, из города в деревню и обратно. Различают также иммиграцию и эмиграцию. Эмиграция – выезд за пределы страны на длительный срок для постоянного проживания. Иммиграция, наоборот, представляет собой въезд в страну из-за рубежа.

Миграционные процессы происходят под влиянием различных факторов: стихийных природных факторов (землетрясений, наводнений, изменений экологического характера), этнических конфликтов, войн, неблагоприятной экономической ситуации. Так, после выхода Пакистана из состава Индии около 7 млн. человек оказались беженцами, покинувшими родные места. Влияет на миграцию населения и политика государства. К примеру, осуществление руководством СССР политики индустриализации страны способствовало миграции сельского населения в город, в результате чего доля городского населения резко выросла. В бывшем СССР происходило значительное перемещение людей в Сибирь, на Дальний Восток. Население вновь осваиваемых земель росло в основном за счет жителей Центральной России, а также белорусского и украинского крестьянства.

В миграционную политику государств входит решение задач расселения людей на новых местах жительства, обеспечение их трудоустройства, должных бытовых и культурных условий жизни. Эти задачи становятся особенно сложными, если иммигранты – это представители совсем других этноконфессиональных общностей, язык, религия, культурные стереотипы которых резко отличают их от коренного населения страны. С серьезными проблемами в этом плане столкнулись многие страны Западной Европы.

В Республике Беларусь внутренние миграционные процессы резко усилились после происшедшей в апреле 1986 г. катастрофы на Чернобыльской АЭС, потребовавшей отселения огромного количества людей из зараженных радиацией районов страны. В разные годы у нас преобладала либо эмиграция, либо иммиграция. В последнее время внешняя миграция имеет в целом положительное сальдо: приезжает для жизни и работы в нашу страну несколько больше людей, чем покидает ее.

Очень важны качественные показатели внешней миграции. Для страны весьма неблагоприятно, когда ее покидают молодые люди, а также люди с высоким уровнем образования, высококлассные специалисты. Политика нашего государства нацелена на то, чтобы заинтересовать таких людей работать в своей стране.

Пути решения демографических проблем современного общества.Демографическая ситуация в современном мире достаточно сложная, а в чем-то даже тревожная. Это связано с непрерывным увеличением численности населения нашей планеты. Примерно 7 тыс. лет назад, в эпоху неолита, на Земле проживало, по мнению ученых, не более 10 млн. человек. К началу XIX в. эта цифра приблизилась к миллиарду. Двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е гг. XX в., а в наши дни население Земли составляет значительно больше 6 млрд. человек. Согласно прогнозам специалистов ООН к концу первой четверти XXI в. численность жителей Земли может составить около 9 млрд. человек. В дальнейшем рост населения нашей планеты замедлится.

При этом население разных регионов планеты растет весьма неравномерно. В развитых странах, таких как Голландия, Франция, Дания, Германия, в последнее время не обеспечивается простое воспроизводство населения. В то же время прирост населения в развивающихся странах за последние 25 лет века составил более 2 млрд. чел. На развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки приходится свыше 9/10 прироста мирового населения. «Демографическим взрывом» встревожены ученые, обеспокоены правительства многих стран с высокой рождаемостью. Подавляющее большинство населения этих стран не имеют нормальных условий жизни (нехватка продуктов питания и питьевой воды, отсутствие элементарной медицинской помощи, острая жилищная проблема и др.). О бедственном положении развивающихся стран говорит тот факт, что смертность детей до одного года в них в несколько раз выше, чем в развитых странах.

Очевидно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня многие развивающиеся страны столкнулись с проблемой голода. Но, по прогнозам ученых, рождаемость достигнет простого воспроизводства (т. е. замены поколений без роста численности людей) в Латинской Америке не ранее 2035 г., в Южной Азии — не ранее 2060 г., в Африке — не ранее 2070 г. Между тем решать демографическую проблему необходимо уже сейчас, ибо дальнейший рост численности населения едва ли посилен для планеты, биосфера которой не в состоянии обеспечить подобное количество людей необходимым для жизни продовольствием.

Ученые-демографы указывают также на неблагоприятные качественные изменения структуры мирового населения, происходящие в результате «демографического взрыва» второй половины XX в. В этой структуре растет количество людей малообразованных, неустроенных, не имеющих конструктивных жизненных ориентиров и привычки к соблюдению норм цивилизованного поведения. Возникает угроза ослабления трудовой этики и широкого распространения таких антисоциальных явлений, как наркомания, бродяжничество, преступность.

Важнейшим показателем зрелости социального развития является продолжительность жизни. В среднем в развитых странах она составляет 73 года, в развивающихся – гораздо ниже. Если доля населения развивающихся стран в общей численности населения планеты составляла в 1950г. – 2/3, в 1975г.- 3/4, в 2000г. – 4/5, то, по прогнозам, к середине XXI в. будет составлять уже 9/10.

В современном мире все больше растет понимание необходимости совместных усилий в решении демографических проблем. Настоятельно необходимым становится создание такой системы международных отношений, которая бы способствовала экономическому, социальному и культурному прогрессу всех стран и народов мира. Для обеспечения простого воспроизводства народонаселения необходимо, чтобы в каждой семье рождалось в среднем 2–3 ребенка.

Для современного возрастного состава Беларуси характерно увеличение доли лиц в старших возрастах и снижение доли детей. Каждый пятый житель республики находится в пенсионном возрасте. Этот возрастной состав сложился, главным образом, вследствие снижения уровня рождаемости. Кроме того, сильное влияние на него оказали последствия Второй мировой войны. Эта война не только унесла миллионы жизней, но и породила так называемые «демографические волны», т.е. привела к уменьшению числа детей в возрастных слоях людей, родившихся в годы войны, а также у их детей и внуков. В последнее время рождаемость несколько увеличилась, но она еще не превышает смертность.

Вопросы и задания.

1. Что изучает демография?

2. Какие основные факторы влияют на демографическую структуру общества?

3. Как получают достоверные сведения о демографической структуре общества?

4. Можно ли, на ваш взгляд, говорить об оптимальной численности населения той или иной страны? Мира в целом?

5. Под влиянием каких факторов происходит миграция населения в современном мире? Какие миграционные процессы происходят в Республике Беларусь?

6. В чем суть демографических проблем современного общества? Как они проявляются в нашей стране?

 




infopedia.su

11 класс. ОБЖ. Семья в современном обществе. Законодательство о семье — Семья в современном обществе.

Комментарии преподавателя

Брак – это не только сексуальный, но и хозяйственно-бытовой союз.

Семейно-брачные отношения имеют давнюю историю и традиции. Впервые их законодательные основы были закреплены в римском праве. Римское право выделило институт семьи и брака, юридические понятия личных и имущественных отношений супругов, родителей и детей, усыновление, опеку и попечительство.

В России существенное воздействие на развитие семейного права оказало принятие христианства, признающего брак таинством и рассматривающего семью как основу развития общества.

В настоящее время в большинстве случае общество в той или иной форме регламентирует отношения между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные рамки института брака. Формой такой регламентации выступает регистрация брака.

Коренным образом меняется и характер внутрисемейных связей и отношений. Структура семьи с подчинённым положением женщины и непререкаемым авторитетом отца-хозяина уступает место новым человеческим отношениям, основанным на чувствах привязанности, духовной близости, взаимном уважении и взаимопомощи. Эти положения находят своё закрепление в законодательных актах.

29 декабря 1995 г. Федеральным законом №223-ФЗ был принят Семейный кодекс Российской Федерации, который был введён в действие с 1 марта 1996 г.

Основные цели нового семейного законодательства – укрепление семьи, защита прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях развития нашего общества, обеспечение гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан, а также установление мер, принуждающих граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей.

Здоровый образ жизни – семейная традиция

Семейный кодекс закрепил и развил такие положения семейного права, как заключение и расторжение брака, усыновление, опека и попечительство, приёмная семья, с учётом нового законодательства, регулирующего семейные отношения.

Принятие Семейного кодекса является значительным шагом на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям.

В настоящее время основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

  • установление порядка и условий вступления в брак;

  • личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновлёнными;

  • определение нормы и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассмотрим некоторые положения Семейного кодекса, которые необходимо знать, по нашему мнению, каждому гражданину Российской Федерации.

Семейное законодательство (глава 1)

Статья 1 Кодекса закрепляет, что «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

Семейным кодексом установлено, что браком признаётся только тот брак, который зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния.

Условия и порядок заключения брака (глава 3)

Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации брака.

Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в ЗАГС.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Брак не может быть заключён, если хотя бы одно лицо из заключающих брак уже состоит в другом зарегистрированном браке. Не допускается заключение брака между близкими родственниками.

В Российской Федерации установлен единый минимальный брачный возраст в восемнадцать лет для мужчин и для женщин. Предельный возраст для вступления в брак не установлен.

  1. Выводы.

www.kursoteka.ru

Семья в современном обществе

 

Семья и брак в современном обществе являются не такими ценными понятиями, как раньше. Но это не значит, что они абсолютно обесценены, или что умаление их как ценности оправдано. Ни для кого не секрет, что ежегодно количество разводов в урбанизированных городах растет, и, исходя из этого, можно предположить, что наша цивилизация достигла той стадии, когда брак в представлении многих является не целью, а средством. Поскольку цели – более стабильное понятие, которое редко подвергается изменениям, а средства – наоборот, удобнее менять в зависимости от обстоятельств, то отсюда и вырисовывается печальная статистика: один брак можно легко заменить другим, мораль «незаменимых людей нет» также в этой категории, а то, что дети остаются расти без отца или матери уже, к сожалению, норма нашего времени.

Для того чтобы прояснить ситуацию и сделать правильные выводы, определим основные функции семьи в современности.

Семья в современном обществе и репродуктивная функция

Суть этой функции в продолжении рода. На сегодняшний момент в развитых странах существует демографическая проблема. Именно прочные брачные связи способны решить ее, когда дети рождаются в семье с официально зарегистрированными отношениями. Однако далеко не все способны содержать большое количество детей, из-за чего реализуются программы финансовой помощи многодетным матерям и отцам. Из-за резких изменений на рынке труда, в производственной и экономической сферах, происходит снижение уровня дохода многих граждан, что становится препятствием для реализации полноценных семейных отношений. Зачастую женщины должны работать наравне с мужчинами, что и приводит к снижению рождаемости и распаду брачных уз. Чаще всего проблемы семьи в современном обществе вызваны именно отсутствием возможности иметь детей (по финансовым причинам или из-за проблем со здоровьем), или нежеланием их, которое основано на психологических опасениях.

Также препятствует реализации репродуктивной функции семьи ранние браки, в которых молодожены еще сами в некоторой степени нуждаются в поддержке и защите так же, как и дети. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь, и так достаточно сложны, а когда молодая семья сталкивается с дополнительными, в виде ведения быта и решения финансовых вопросов, то, безусловно, это иногда провоцирует развод, если людей не устраивает роль иждивенцев или если она для них просто неприемлема.

Также к проблемам репродуктивной функции относится вопрос о внебрачных детях, многих из которых отправляют в дома малютки из-за того, что матери неспособны их самостоятельно содержать.

Семья в современном обществе и воспитательная функция

Семья в идеальном понимании ассоциируется со стабильностью. Именно поэтому она является (опять же, в идеальном варианте) гарантом обеспечения хорошего потомства, которое вырастает в хороших условиях под наблюдением и защитой родителей. С появлением государственного устройства, законодательная база также включает в себя ряд прав и обязанностей, посвященных брачным узам, которые обеспечивают достойное существования детям, рожденным в семье.

Если бы люди постоянно меняли брачных партнеров, то детям, рождаемым в этих связях, было бы гораздо сложнее окрепнуть из-за отсутствия поддержки одного из родителей. К сожалению, в современном обществе это явление встречается все чаще.

Реализация воспитательной функции усложняется тем, что в большинстве современных семей партнеры, как правило, равны, но на женщине лежит больше обязанностей из-за необходимости зарабатывать деньги и одновременно воспитывать детей вместе с ведением быта.

Еще хуже, когда дети предоставлены сами себе из-за постоянной занятости родителей.

Семья в современном обществе и восстановительная функция

Многие специалисты придерживаются того мнения, что брак является половиной успеха в карьере. Поскольку человек – социальное существо, и ему необходимо делиться своими переживаниями, просить совета, то значит, очень важно, когда рядом есть те, кто готов поддержать в трудную минуту и с кем установлены доверительные отношения.

Семья в современном обществе, к счастью, до сих пор полноценно выполняет эту функцию в большинстве случаев. Мало кто соглашается заключать брак с тем, кому он не доверяет или вовсе в нем не нуждается.

И все же, есть несколько трудностей, с которыми сталкиваются семьи, реализуя эту функцию. Они связаны с общей культурой семейных отношений, которую сформировать тем труднее, чем распространеннее в обществе низменные ценности, поощряющие постоянную смену партнеров, провозглашающие деньги как главную ценность жизни, от чего страдают как женщины, ударившиеся в феминизм, так и мужчины, которые опасаются, что от них партнеру нужна лишь эта «главная» ценность. Наверняка в этом случае человечность и развитая нравственность способны сделать из семьи крепкую, сплоченную группу и достойную ячейку общества без брошенных детей и одиноких матерей.

 

fb.ru

54. Значение и функции семьи в современном обществе.

Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества. Брак представляет собой начало и ядро семьи.

Первая функция (репродуктивная) — это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:

детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек; профессионализм — родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;

прагматизм — все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи. Специалисты утверждают, что хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. 55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов

Под конфликтом в социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия. Широкая распространенность этого явления и обостренное внимание к нему со стороны общества способствовали возникновению социологии конфликта как одной из специальных, частных социологических теорий.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

1. Важнейшая функция семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.

2. Следующая важнейшая функция семьи — функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

3. Следующая важнейшая функция семьи — экономическая и хозяйственно-бытовая.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес.

55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов.

Значительное внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли (XVI в.) в работах, посвященных Римской истории. Рассматривая конфликты разного уровня, он отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Английский экономист А.Смит в конце XVIII века обосновал тезис о том, что в основе конфликтов лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Существенный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одной из их причин он назвал социальную поляризацию общества.

В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликты — это неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались такие разные по своей ориентации ученые, как М. Вебер и К. Маркс. Марксизм с позиции материалистического понимания истории рассматривал конфликты как порождение прежде всего социального неравенства, проявляющееся в классовой борьбе и революциях.

Функции социальных конфликтов:

1) Позитивные:

• информирование о наличии социальной напряженности;

• стимулирование социальных изменений;

• снятие социальной напряженности.

2) Негативные:

• создание стрессовых ситуаций;

• дезорганизация социальной жизни;

• разрушение социальной системы.

studfiles.net

Семья в современном обществе

                       Федеральное агентство по образованию

                  Государственное образовательное  учреждение

                      высшего профессионального образования

             «Ижевский Государственный технический  университет» 
 
 
 

                                               РЕФЕРАТ

                                   по предмету «Социология»

                      На тему: «Семья в современном  обществе» 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                               Валиева Э.Ф., студент группы 2-52-3 

Проверил:                                                Печерских С.П., к.ф.н.,доцент кафедры

                                                                    «Политология, социология и право» 
 
 
 
 
 

                                              Ижевск, 2010г.

                                                 Содержание

  1. Значимость института семьи для различных групп людей…………..4
  2. Типы семьи. Соответствие между запросом к типу семьи и реализацией………………………………………………………………6
  3. Социальные проблемы современной семьи……………………………9
  4. Семья в демографической ситуации……………………………………15

    Список  литературы…………………………………………………………20

 

Введение

  Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой  разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.

     Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья — важнейший  институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей.

    Для  написания реферата я  выбрала  данную тему, так как считаю, что  семья занимает огромное место  в жизни  любого человека. Значит, проблемы семьи в современном обществе касаются каждого из нас. К сожалению, не все этого понимают и считают, что проблемы решатся сами с собой или никогда их не коснутся.

   В этом  реферате я попытаюсь рассмотреть  различную литературу современных социологов, чтобы узнать непосредственно что-то новое про семейные отношения, так же попытаюсь разобраться в некоторых проблемах  этого социального института. Ведь мне это очень понадобится, когда я буду строить свою семью.

  Тема моего  реферата, бесспорно, была и будет актуальна всегда. Времена меняются, и иногда, кажется, что для нынешнего поколения построение семьи становится, не так важно как было раньше и на это существуют причины. Обо всем этом есть множество точек зрения, их я попытаюсь также рассмотреть.

  Цель реферата  – определить значение семьи  в современном обществе, рассмотреть,  типы семьи и социальные проблемы ,существующие в семейных отношениях. 
 
 
 
 
 

    Значимость  института семьи  для различных  групп людей

Происходящие  в России процессы изменения повседневной жизни россиян в ходе трансформации российского общества затрагивают процессы, сопряженные с трансформацией института семьи и определяющие так называемую демографическую модернизацию, для которой характерно, что «все помыслы человека сосредоточены на самореализации, свободе выбора, личном развитии и индивидуальном стиле жизни, эмансипации, и это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах родительства». Будучи связанным с нуклеаризацией семьи, увеличением возраста вступления в брак и отсрочкой в рождении детей, модификацией форм брака и родительства, этот процесс актуален для большинства стран мира. Для обозначения этих изменений и описания состояния института семьи используются разнообразные термины: кризис, эволюция, модернизация, трансформация. С нашей точки зрения, более обоснованно говорить не столько о кризисе семьи, сколько либо о кризисе института брака, что более узко, либо о трансформации семьи при отсутствии нормативных ее моделей. Ведь, как показывают исследования и в России и за рубежом, несмотря на модификацию ценностных установок, в частности рост ценности индивидуализма, значимости карьеры и самореализации, семья не перестает быть не просто важной, но очень важной ценностью. Семейная ситуация способна определять поведение индивида во всех остальных сферах — способствовать или препятствовать трудовой активности, стимулировать тот или иной тип потребления, опредeлять психологическое самочувствие человека и тем самым влиять на состояние его здоровья.

В настоящее  время среди россиян 14% холосты  или не замужем и никогда не состояли в браке, 59% имеют официального и 6% гражданского супруга, 2% не состоят  в браке, но имеют постоянного  партнера, 9% разведены и 10% вдовствуют. Так как в России численность мужчин меньше, чем женщин, соответственно мужчины чаще женщин вступают в брак повторно, что уже отмечалось рядом исследователей.

 Согласно  данным исследования повседневности, 88% отмечают, что семья для них  очень важна, 11% — что скорее важна. Для большинства она, безусловно, важнее, чем работа. В этих условиях не удивительно, что россияне примерно в той же мере ощущают чувство общности с семьей (56%), что и жители, например, Германии (59%) или Польши (57%). При этом наибольшая ценность семьи в ряду других устойчиво фиксируется в рамках различных исследований как в России так и за рубежом и, как отмечает О. Здравомыслова, «при всей очевидности перемен (в общественной жизни — Ю. Л.), затронувших все без исключения европейские страны, ни в одной из них семья не утратила своей первостепенной значимости. Более того, в ряду таких ценностей, как работа, семья, друзья, свободное время, политика, религия, семья ценится выше всего».

Несколько выше семью как таковую ценят  женщины. Ее значимость нарастает с увеличением возраста: семья очень важна для 82% россиян моложе 22 лет, 88% 31 — 50 лет и 93% старше 60 лет. Последние чаще других нуждаются в поддержке именно со стороны членов семьи. Интересно, что чуть большую важность семья имеет в относительно благополучных, с точки зрения уровня жизни, слоях населения. Так, она очень важна для 82% представителей 1 — 3 страт и 87 — 90% представителей  4 — 10 страт. Возможно, что в более благополучных слоях она реже воспринимается как обуза. Она очень важна для 93% тех, кто считает, что уже создал счастливую семью, и 78 — 80% тех, кто еще только хотел бы ее создать. Среди тех, кто оценивает отношения в своей семье как хорошие, 92% отмечают, что она для них очень важна, а среди тех, кто оценивает как плохие — 72%.

Таким образом, семья для большинства  является значимым институтом. Некоторая  вариация степени важности определяется, в первую очередь, тем, насколько  удачно семейная жизнь сложилась  у них самих. Остальные факторы — пол, возраст, уровень жизни — хотя и влияют на оценку важности, имеют меньшее значение. Только 2% россиян говорят, что в их планах не было создания счастливой семьи. Чаще всего отрицательно оценивают свои возможности вдовствующие (29%) и разведенные (38%), что в целом объяснимо тем, что, с одной стороны, с увеличением возраста (а он для разведенных и вдовых заметно выше, чем, к примеру, для не состоявших в браке) сложнее найти супруга, а с другой, — что прошлый не совсем удачный опыт дестимулирует новые попытки. При этом вызывает опасение пессимизм 14% никогда не вступавших в брак, находящихся в гражданском браке или имеющих постоянного партнера (почти половина из них в возрасте до 31 года). Для состоящих в браке доля тех, кто говорит, что хотел бы иметь счастливую семью, но вряд ли у него это получится, составляет всего 8%. В целом россияне довольны отношениями в своих семьях: более половины оценивают их как хорошие и лишь 6% — плохие. Оценка ситуации в семье не зависит от того, собственная ли это семья или так называемая родительская семья [1, стр. 69].

 

Типы  семьи. Соответствие между запросом к  типу семьи и реализацией 

Итак, семья  как таковая не утрачивает своей  ценности для россиян и остается областью приложения усилий для достижения успеха, но при этом обретает новые  формы. Образование новых и модификация старых форм семей с соответствующими типами отношений — проблематика, активно дискутируемая в работах демографов и социологов, в том числе российских Абстрагируясь от трансформации форм брачности, остановимся на том, каковы же желаемые и реализуемые отношения главенства/подчинения в российских семьях. Какая семья нужна современным россиянам?

Примерно  в равной степени среди российского  населения распространен запрос на 3 типа семьи: патерналистскую (быть главой семьи и принимать важные для нее решения должен старший в семье мужчина), прагматическую (главой должен быть член семьи, способный лучше ориентироваться в современной ситуации и принять правильное с точки зрения интересов семьи решение) и консенсусную (главы вообще не должно быть, важные для семьи решения должны приниматься совместно, а мелкие — в соответствии с существующим разделением обязанностей) и не пользуется популярностью утилитаристская модель (главой должен быть тот, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет). В селах и поселках с традиционным укладом жизни наиболее часто встречаются приверженцы патерналистской модели, в то время как в мегаполисах с их высоким уровнем динамизма жизни, наиболее распространена прагматическая модель.

Запрос  к типу семьи у мужчин и женщин несколько различен: наиболее популярная модель среди женщин — консенсусная (34%), среди мужчин — патерналистская (34%). У не состоящих в браке наблюдается та же тенденция. Подобное несоответствие не предопределяет возникновения конфликтов в браке. После вступления в брак россияне обоих полов чаще говорят о предпочтительности прагматической модели семьи и реже — утилитаристской, смягчая свои позиции и «идя на сближение». Следовательно, брак вносит коррективы в установки на тип семьи, снижая диссонанс между мужчинами и женщинами. Если же говорить о возрастных особенностях отношения к распределению ролей в семье, то значимо выделяются на общем фоне только россияне старше 50 лет: они чаще говорят о том, что главой должен быть мужчина.

Требования  к типу семьи зависят и от уровня жизни респондентов. Так, в 1 — 2 стратах мужчины демонстрируют запрос на патерналистскую модель отношений, видимо, в связи с потребностью чувствовать себя «хозяином положения» для компенсации через свое место в семье приниженного положения в обществе, а женщины — на консенсусную. Дисбаланс несколько сокращается в 3 — 8 стратах, а в 9 — 10 стратах, т.е. в наиболее благополучных слоях, существует наименьшая рассогласованность запросов к типу семьи, и женщины чувствуют себя наиболее комфортно

Интересно, что запрос женщин на тот или иной тип семьи при переходе от бедных к более благополучным слоям  меняется скорее в пользу прагматической модели. Мужчины менее склонны  к патерналистской модели распределения  ролей в семье. Т.о. в благополучных слоях процесс сближения установок мужчин и женщин на тип семьи идет более быстро. 

Россияне  до 30 лет демонстрируют большую  несогласованность запросов на желательный  тип семьи у мужчин и женщин, чем в старших возрастах. Более  трети молодых мужчин из 1 — 2 страт (35%) придерживается патерналистской модели, в то время как более половины женщин — консенсусной. Несколько меньшая рассогласованность среди молодежи разного пола из более благополучных страт. Среди молодых женщин из 9 — 10 страт резко вырастает расположенность к утилитаристской модели семьи, т.е. в их глазах становится правомерным главенство в семье того, кто вносит наибольший вклад в семейный бюджет. Этот процесс фиксировался исследовательским коллективом  ИС РАН уже в 2002 г.

Как решается в семьях вопрос управления семейными финансами? В 33% деньгами при любых видах трат распоряжается в основном женщина, в 8% — мужчина. В 22% семей — женщина и в 3% семей — мужчина отвечают за текущие расходы, а крупные траты планируются ими вместе. Еще 28% планируют все расходы совместно и их деньги находятся в общем пользовании, 6% имеют раздельные бюджеты и каждый тратит то, что получает.

Таким образом, более чем в половине случаев женщина играет ключевую роль в распоряжении семейным бюджетом. Стоит отметить, что в семьях сторонников патерналистской модели управление финансами осуществляется обычно при непосредственном участии женщин, в трети случаев она реализует его всецело самостоятельно. Сторонники утилитаристкой модели в половине случаев передают право траты денег женщине. В семьях, считающих, что главой должен быть тот, кто лучше ориентируется в текущей ситуации, распоряжение деньгами происходит в основном либо совместно, либо осуществляется женщиной. Сторонники же консенсусной модели принимают решения относительно семейных трат совместно, и это единственная группа, где представления о распределении ролей и реальное поведение ее членов в значительной степени совпадают.

Таким образом, наибольшее соответствие между  запросом на тип отношений в семье  и его реализацией наблюдается у россиян, которые нацелены на полноправное партнерство. В целом же, полученные данные позволяют говорить о том, что переход от традиционных для России патерналистских отношений к новым формам, очевидно отражает идущий процесс трансформации внутрисемейных отношений. При этом в данной сфере общественной жизни фиксируются очаги локализованного возрождения спроса на традиционалистские установки [1, стр 70-71].

stud24.ru

«Роль семьи в современном обществе»

Выступление на общешкольном родительском собрании

«Роль семьи в современном обществе»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Социализирующие функции семьи

Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах её влияние остаётся ведущим, но перестаёт быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребёнка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идёт необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребёнок усваивает атрибуты приписываемого ему пола. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков к учёбе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвёртых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идёт о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье обусловлены атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания ли которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребёнком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы её результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25 % семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15 % — формируют правонарушителей.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приёмов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жёсткости-мягкости» стиль может быть определён как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребёнок сопротивляется, его наказывают.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой — может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить тёплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец — более авторитарен, мать — демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность ребёнка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребёнка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение — один из основных факторов формирования личности ребёнка. Именно доверительное общение в семье является важным условием для благоприятного психоэмоционального состояния ребенка.

Я хочу сейчас обратиться к родителям подростков. Воспитание подростков — дело весьма непростое. Некоторые из коммуникативных тактик могут применяться в течение долгого периода времени, чтобы снять стресс у подростка. Если вы подозреваете, что ваш ребенок находится в состоянии депрессии или же у ребенка появилось несвойственное ему поведение, найдите время, чтобы внимательно выслушать его. Если вы не думаете, что проблема серьезная, то помните, она может быть очень серьезной для того, кто еще растет и развивается. Очень важно поддерживать открытую связь, даже если ребенок этого (как ему кажется) не хочет. Избегайте говорить вашему ребенку, что ему делать; вместо этого, слушайте его внимательно, и вы сможете обнаружить причину возникшей проблемы.
Если вы чувствуете, что не можете вывести вашего ребенка на откровенный разговор, или вы сомневаетесь, то вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту психологической службы.

А в заключении, я хотела бы вам прочитать притчу о Разумном воспитании.

Притча о Разумном воспитании

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

— Учитель, как следует мне воспитывать сына, в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец, — если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв власть над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Ну а если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.

Уважаемые родители! Удачи вам в воспитании ваших детей! Спасибо за внимание.

multiurok.ru

Особенности современной семьи её роль в обществе — доклад

 Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МБОУ СОШ №83

 

                                                 Образовательная область: обществознание

Предмет: введение в обществознание

 

 

 

 

 

«Особенности  современной семьи её роль в обществе»

 

 

Исполнитель: Миненко Виктория

ученица 9 «б» класса

Руководитель: Есаулкова Светлана Александровна

Учитель обществознания высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2011г.        

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Структура, сущность и функции семьи……………………….4

1.1. Современная семья…………………………………………………..4  

1.2.  Функции семьи……………………………………………………….

Глава 2.  Семейное воспитание, как важный элемент развития современного общества………………………………………………………..10

2.1. Общее понятие семейного воспитания…………………………….10

2.2. Роль семьи в нравственном воспитании детей…………………….13

2.3. Проблемы семьи в современном обществе………………………..17

Заключение……………………………………………………………….19   

Список литературы……………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

Я считаю, что выбранная мною тема «Особенности современной семьи её роль в  обществе», актуальна в наше время, так как проблемы, возникающие в обществе, непосредственно связаны с семьей. Независимо от социально-экономических условий и государственных режимов  семья всегда являлась основой общества. Семья есть самое первоначальное общество, где формируются духовные начала и основы нравственности каждой конкретной личности.

       В  семье  человек получает воспитание и начинает развивать в себе правильное представление о  жизни в целом. Семья является малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп –  в группу  сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

 Общественные пороки, такие  как наркомания, пьянство, отказ  от своих детей и престарелых  родителей, и многие другие подвергают семью к разрушению.

То, что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет  в течение всей  жизни. В семье  закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу  он уже более чем наполовину сформировался  как личность. Поэтому работая над этой темой, я поставила следующие задачи:

— рассмотреть сущность, структуру и функции семьи;

— выделить особенности современной  семьи;

— познакомиться с проблемами  современной семьи;

— определить роль семьи в  современном обществе.

 

Изучению современной семьи  в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей  стране, так и за рубежом. Большинство  отечественных исследователей отмечает, что переход нашей страны в  условия качественно новых экономических  отношений повлиял на формирование семьи, т.к. семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью. Проблемы  семьи  и  детей  —   это   проблемы   общества.   Поэтому необходимо глубоко изучать способно ли общество помочь семье в реализации ее основных функций, и как семья влияет на общество?

 

 

 

Глава 1. Структура, сущность и функции семьи.

 

1.1. Современная  семья.

 

   С момента своего возникновения семья, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая  группа,  члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной  ответственностью  и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций  и  образцов поведения, регламентирующих взаимодействие  между  супругами,  родителями  и детьми, детей между собой. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей [5].

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Брак — это исторически  меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм.

   Семья —  важнейший институт  социализации  подрастающих  поколений.  Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков,  юношей, качество  которой  определяется  рядом  параметров  конкретной  семьи.   Это следующие параметры:

   Демографический — структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей  и  детей;  полная  или  неполная; однодетная, мало- или многодетная).

   Социально-культурный — образовательный уровень родителей,  их  участие в жизни общества.

   Социально-экономический  —  имущественные характеристики   и   занятость родителей на работе.

   Технико-гигиенический  —  условия проживания,  оборудованность   жилища, особенности образа жизни.

                Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией,  но  и что для нас  еще важнее — коренным изменением своих эмоционально — психологических  функций.  Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий  меняются,  становясь  все более  эмоционально-психологическими,   т.е.   определяемыми   глубиной   их привязанности друг к другу, ибо для все большего  числа  людей  именно  дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее.

   Исследователи считают, что в силу стабильности и преемственности традиций и социальных ролей, именно традиционная патриархальная семья выполняет задачи социализации наиболее успешно. С другой стороны, в традиционной семье «самость» отдельного члена если не игнорируется, то, по крайней мере, рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно- этическими нормами не только данной семьи, но и той социальной группы, к которой семья себя причисляет [1].

  С другой стороны, уже созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в современном обществе, среди которых приводятся следующие:

–рост алкоголизации общества;

–конфликт поколений, вынужденных  жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу в условиях потери власти отца;

–анахронизм в распределении домашних обязанностей, когда муж в условиях города утратил свои традиционно  мужские семейные роли, а женщина  приплюсовала к ним необходимость  трудиться в общественном секторе;

–культурный анахронизм в отношениях между супругами, неумение решать спорные вопросы без конфликтов;

-гедонистические установки человека, испытавшего «одиночество в толпе».

 В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность,- смена акцентов в системе «общество – семья — человек». Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности. Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом.         Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

Дети рано приобретают высокий  статус  в  семье.  Дети  нередко  имеют  более высокий уровень  образования, они имеют возможность  проводить  большую  часть свободного времени вне семьи. Это время  они наполняют  занятиями,  принятыми  среди  сверстников,  и  далеко  не  всегда   заботятся   об   одобрении   их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня  часто не  срабатывает  —  на  смену  ему  должен  приходить  авторитет   личности родителей.

 

 

1.2. Функции семьи.

 

               Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость [4].

Функции семьи –  это способы проявления её активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

— экономическая функция – семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно  связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная  власть, встречаются редко, зато появились  семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

—  репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

 —  воспитательная   функция   –   в семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Успех выполнения воспитательной функции семьи зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. “Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания.

— коммуникативная функция —  все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции:

referat911.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *