1. Семья, типы и функции
Можно выделить три основные структурные составляющие современной семьи:
— Родственная (сложная) — клан родственников с их супругами и детьми. Это наиболее редко встречающийся вид семьи в наше время;
— Нуклеарная (массовая семья) — состоит из одной брачной пары. Эта семья автономна и малодетна;
— Неполная — быстро распространяющаяся в современном обществе модель семейных отношений. Состоит из одного родителя и детей (преимущественно одного ребенка).
Что же все-таки понимается под термином «семья» на новом этапе развития человечества? А.Г. Харчев определял семью как «малую социальную группу, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства». Но в последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается ряд негативных тенденций, которые не могут дать этому определению реализовать себя в полной мере. Они выражаются в следующем:
1) Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;
2) Увеличение так называемых “легкомысленных”, необдуманных браков;
3) Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;
4) Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;
5) Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;
6) Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;
7) Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;
8) Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;
9) Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.
1.1.Типы семей.
1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.
2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.
3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.
4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками (или без них).
5. Семьи, состоящие из матери с детьми.
6. Семьи, состоящие из матери (отца) с детьми.
7. Семьи, состоящие из матери с детьми с одним из родителей матери (отца).
8. Семьи, состоящие из отца с детьми, с одним из родителей отца (матери).
9. Прочие семьи.
Основными в России являются семьи, обозначенные в пунктах 1 и 5, т.е. нуклеарные и неполные.
1.2Функции семьи.
Семья выполняет различные функции. Функции семьи связаны с потребностями общества и личности. Знание функций семьи чрезвычайно важно. Через функции, с одной стороны, можно понять сущность семьи как социального явления и тем самым определить характер взаимосвязи семьи и общества, с другой можно проанализировать деятельность семьи как малой социальной группы, и тогда проявляется роль функции как главной составляющей стабильности брака.
В зависимости от типа семья выполняет следующие функции:
1) Репродуктивная.
С точки зрения общества функция деторождения — это воспроизводство следующего поколения, производство рабочей силы. Сколько же в семье должно быть детей, чтобы функцию деторождения считать выполненной? Первый ребенок нужен супругам для самоутверждения, для завоевания определенного социального статуса в обществе, для укрепления брака и, наконец, просто для создания семьи. Но для пользы самой же семьи желательно иметь несколько детей, чтобы внимание родственников и родителей не концентрировалось лишь на одном ребенке. Иначе, таким образом, можно воспитать нахлебника и вымогателя.
Сейчас в нашей стране (да и, пожалуй, во всем мире) наблюдается процесс массового снижения детности семьи.
2) Воспитательная.
Панкова Л.М. говорит, что «с точки зрения общества функция воспитания сводится к социализации личности, к подготовке определенного, заданного эпохой типа личности с определенным набором личных качеств, необходимых для реализации личности в этом обществе. С точки зрения семьи как малой социальной группы функция воспитания — это весь процесс взращивания ребенка в семье, создание условий для его гармонического развития, объединение трех поколений в ходе самого воспитания, это наращивание опыта взросления с учетом традиций прошлого». Семьей создается нравственная основа будущей жизни подрастающего поколения. Ребенок — явление социальное. Отношение ребенка к среде, в которой он живет, и среды к ребенку проявляется в переживаниях и деятельности самого ребенка. В связи с этим воспитательная деятельность семьи — это, прежде всего, создание условий для взращивания ребенка: материальные основания, эмоциональный фон, духовный мир. Воспитательная деятельность определяет все другие виды деятельности. Она тесно связана с хозяйственно-экономической функцией.
3) Хозяйственно-экономическая функция.
Семья связана с распределением материальных благ. Как подфункцию здесь можно рассматривать содержание детей, поддержание стариков, ведение домашнего хозяйства. Как социальный институт, осуществляя хозяйственно-экономическую функцию, семья вплетается в экономическую структуру общественного производства, становится ее подсистемой.
Как малая социальная группа, осуществляя хозяйственно-бытовую функцию, семья берет на себя часть обязанностей общества по обслуживанию населения. Сегодня это обслуживание часто осуществляется посредством семьи, в рамках семьи, за счет семьи (стирка, уборка, мелкий бытовой ремонт и т.д.).
Без осуществления семьей этой функции, невозможно было бы осуществить ни одну из указанных функций в том виде, который они сейчас из себя представляют.
4) Четвертая функция семьи — это функция общения.
Функция общения состоит из постоянных эмоционально насыщенных контактов, взаимоподдержки, взаимодоверия всех членов семьи, обеспечивая личности психологический комфорт.
Общение в семье — это жизнь самой семьи. Без общения семья не может существовать.
studfile.net
3. Функции и виды семей
В современной социологии семьи существует несколько подходов к выделению функций семьи. В частности А.Г. Харчев выделяет специфические и неспецифические функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации).
Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
Еще один подход к анализу функций семьи с точки зрения осознания роли различных функций семьи для человека и общества был представлен М.С. Мацковским. Он отражает сущность каждой функции семьи на уровне института и на уровне микрогруппы (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Содержание функций семьи на уровне социального института и на уровне микрогруппы
Функция семьи | Общественная значимость | Индивидуальная значимость |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализация в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность между супругами, родителями и детьми, старшим и средним поколениями | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношения между членами семьи |
Духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга | Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабильность индивидов, их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки. Удовлетворение потребности в счастье, любви |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |
Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.
1. В зависимости от линии наследования
Патрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу.
Матрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по матери.
2. По критерию власти в семье
Патриархальная семья – семья, где отец является главой.
Матриархальная семья – семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
Эгалитарная семья – семья, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
3. По пространственно-территориальной локализации
Патрилокальная семья – семья, в которой молодожены переходят жить в дом отца мужа.
Матрилокальная семья – семья, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.
Унилокальная семья – семья, где молодожены селятся у кого-либо из родителей не по традиции и обычаю, а по необходимости.
Эванкюлелокальная семья – семья, проживающая в доме родных дяди-тети.
Неолокальная семья – семья, имеющая возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.
4. По количеству поколений, проживающих совместно
Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей, т.е. из двух поколений.
Расширенная семья – семья, объединяющая две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений.
5. По количеству детей
Малодетная семья – семья, где 1–2 ребенка, т.е. население не воспроизводится, а лишь замещается.
Среднедетная семья – семья, где 3–4 ребенка, т.е. детей достаточно для расширенного воспроизводства.
Многодетная семья – семья, где 5 и более детей, т.е детей больше, чем надо для расширенного воспроизводства.
6. По количеству родителей
Полная семья – семья с двумя родителями.
Неполная семья – семья с одним родителем.
7. С учетом изменений в семье во времени («жизненный цикл семьи»)
Конкретных теорий много, остановимся на выделении жизненных этапов в семье с позиции Х. Мердера и Р. Хилла, у которых основным критерием периодизации являются задачи, которые решает семья на различных этапах своего развития:
1. Семья молодоженов (без детей).
2. Семья после появления первого ребенка.
3. Семья, в которой ребенок поступает в школу.
4. Семья в которой младший ребенок поступает в школу, а мать приступает к работе.
5. Семья, от которой отделился последний ребенок.
6. Семья бабушки и дедушки.
studfile.net
Типы семей
Различные типы (категории) семей по-разному проявляются в тех или иных сферах семейных отношений. По-своему изменяются они под воздействием многообразных факторов современного бытия.
Социально-педагогическая работа с семьей требует широких и глубоких знаний о социально-психологических процессах, отличающих одну категорию семей от другой. Учет этих особенностей и опора на многообразие типологий позволяет социальному педагогу и социальному работнику создавать систему представлений и знаний о контингенте семей, с которыми они работают, или об отдельной семье, относящейся к тому или иному типу, иметь картину важнейших характеристик и более «профессионально» оценивать семейные проблемы.
Существует множество типологий семьи. Рассмотрим основные из них.
Типология семьи по семейному стажу:
1.Молодая семья. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.
Существует три основных вида молодых семей.
Первый вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж.
Второй вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности. Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие
Третий вид – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью.
2.Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.
3.Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.
Типология семьи по количеству детей:
Бездетная или инфертильная семья. Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.
Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.
Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:
семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;
семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;
семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;
семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.
Типология семьи по составу:
1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.
2.«Материнская семья»(семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.
3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:
женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;
мужчина с детьми женится на женщине без детей;
оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.
Типология по качеству жизнедеятельности семьи:
Семьи безработных граждан. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.
Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности. Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).
Типология семьи по видам отношений между супругами:
1.Семья с отношениями сотрудничествахарактеризуется взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и детьми. Это идеальный случай семейных взаимоотношений.
2.Семья с паритетными отношениямипредполагает ровные «союзнические» отношения между ее членами, основанные на взаимной выгоде. В конфликтной ситуации такая семья руководствуется принципом равенства и равноправия сторон. Однако для такой семьи характерны избыточное взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств.
3.Семья с состязательным видом отношенийотличается желанием супругов добиться большего и лучшего для семьи в благожелательном соперничестве.
4.В семье с конкурентными отношениямисупруги направляют всю свою энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и даже подавляя их по закону «семейных джунглей». В семье возникают противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга.
Типология по стилям семейных взаимоотношений:
Семья с демократическим стилемвзаимоотношений характеризуется сотрудничеством, взаимопомощью, развитой культурой чувств и эмоций, подлинным и полным равноправием всех участников семейного союза.
Семья с авторитарным стилем взаимоотношений – это, прежде всего, безапелляционные и бесцеремонные отношения между супругами, родителей к детям. В таких семьях процветают жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. У детей из таких семей часто развиваются психогенные заболевания.
Семья с попустительским стилемвзаимоотношений характеризуется по существу отсутствием всяких отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам друг друга, что находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации детьми таких же «принципов», либо в их полномотказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.
Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза:
Гармоничнымсемейным союзом следует считать тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех её членов.
Дисгармоничныйсемейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.
Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний:
Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны, события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных лет.
В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.
Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся. Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством ответственности.
Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и о людях как носителях зла.
Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви. Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия.
Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью.
Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка – единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои нереализованные чувства.
Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок.
studfile.net
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ СЕМЬИ. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА. — КиберПедия
Семья – это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья, как считает В.Н. Дружинин, для человека – главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.
Наряду с понятием семья в психологической литературе рассматриваются понятия брак и супружество. В обыденном сознании понятия брак и семья могут отождествляться, но в науке их принято разграничивать. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами.
А.Г. Харчев определяет брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности. Голод определяет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.
Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье [2;16;23]. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.
В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» [43, с.8]. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы:
1. Родственные или брачные связи между её членами.
2. Общность быта.
3. Особые эмоциональные, этические, правовые отношения.
4. Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают).
5. Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия.
6. Повышенная эмоциональная значимость семейных событий
В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях [23;25]:
1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
2) это внешнее проявление свойств семьи в системе её взаимосвязей с обществом;
3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности [25, с.33-34]:
1. Репродуктивная.
2. Воспитательная.
3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг).
4. Экономическая (получение материальных средств).
5. Сфера первичного социального контроля.
6. Сфера духовного общения.
7. Социально-статусная.
8. Досуговая.
9. Эмоциональная.
10. Сексуальная.
Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом [10, с. 9-10]:
1. Порождение и воспитание детей.
2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества.
3. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.
4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
8. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей.
9. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях.
10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
12. Рекреативная – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний.
По мнению Гребенникова И.В. [9] основными функциями семьи являются:
1. Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода.
2. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности.
3. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи.
4. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.
Виды семьи:
В первой классификации основанием для выделения разных типов являются различия в семейных структурах. При этом типы семей выделяются с учетом следующих критериев.
1. Принадлежность супругов к определенной социальной общности.
Форма брака – эндогамия – схожий уровень образования, социально-экономический статус, вероисповедание и т.п. Форма брака – экзогамия – различный уровень образования, неодинаковый социально-экономический статус и т.д.
2. Количество брачных партнеров.
Моногамия – брак, заключенный между одним мужчиной и одной женщиной. Классический вариант – пожизненное единобрачие. Рассматривают серийную моногамию – брак между одним мужчиной и одной женщиной, но в течение жизни насчитывается у того и (или) другого партнера более одного супружеского союза. Полигамия – брак, включающий несколько партнеров. Рассматривают два варианта полигамии:
1) полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами.
2) полиандрия(многомужество) – брак одной женщины с несколькими мужчинами.
3. Юридическое оформление брачных отношений.
1) Официальный (формальный) или зарегистрированный – это брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. В официальном браке ответственность мужа и жены за качество семейной жизни закрепляется перед законом, государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.
2) Фактическийили гражданский – это брак по факту.
В России все большее количество молодых людей предпочитает не вступать в официальный брак в самом начале своих отношений.
4. Структура власти в семье (специфика внутрисемейного лидерства).
С учетом данного критерия выделяют следующие типы семей:
1) традиционно патриархальная.
Муж – глава, хозяин, добытчик, кормилец; выражена зависимость жены от мужа; детей от родителей.
2) традиционно матриархальная.
В такой семье персональное главенство принадлежит женщине.
3) неопатриархальная.
Стратегическим и деловым лидером выступает муж, несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел. Тактическим и эмоциональным лидером является жена, вырабатывает краткосрочные планы, выстраивает отношения между членами семьи.
4) неоматриархальная.
Противоположный вариант: стратегическим и деловым лидером выступает жена, тактическим и эмоциональным лидером является муж. Общая черта последних двух типов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния.
5) эгалитарная семья.
Для такой семьи характерно полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех вопросах семейной жизни.
cyberpedia.su
Типы семьи. Структура семьи.
При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
В зависимости от количества партнёров:
В зависимости от пола партнёров:
разнополая семья — «традиционная» семья, образованная одним мужчиной и одной женщиной;
однополая семья — семья, образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами).
В зависимости от количества детей:
бездетная, или инфертильная семья;
однодетная семья;
малодетная семья;
среднедетная семья;
многодетная семья.
В зависимости от состава:
простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимости от места человека в семье:
родительская — это семья, в которой человек рождается
репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам
В зависимости от проживания семьи:
матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
Структура – размер, состав семьи – зависит от способа организации и обеспечения единства ее основных элементов, распределения половозрастных ролей в семье. Характер структуры семьи определяется характером социально-исторических условий: неравноправие женщины в обществе приводит к неравноправию ее в семье. Иерархичность отношений в обществе приводит к иерархичности отношений в семье. Семейная власть может строиться на разнообразном эжкономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия (от приказов до вежливых дружеских советов) и в традиционном представлении структуры можно выделить 2 типа семейных отношений. Первый – авторитарный (лидерство), где руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье. Примером может служить патриархальная семья в дореволюционной России, где глава семьи (дед, старший брат) распоряжался всем имуществом, руководил хозяйственными работами, распределял обязанности, разрешал конфликты в семье. Эта форма отношений предполагает иерархичность отношений: глава семьи – мужчина, женщина подчиняется ему, младшее поколение – старшему. Особой близости, любви такие отношения не вызывали. Второй – демократический (партнерство), который предполагает равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем, более прогрессивный. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со сложностью социально-экономического положения в стране, особенно в семьях с маленькими детьми, в руках женщины все больше сосредотачивается управление домашним хозяйством (распоряжается бюджетом, распределяет обязанности между остальными членами семьи) и с усилением роли женщины в обществе все больше роль управления семьей феминизируется. В то же время это сочетается во многих семьях с традиционным распределением семейных ролей: муж (отец) – добытчик и кормилец; жена (мать) – домохозяйка и воспитатель детей. Повышение роли отца прочно устанавливает власть мужчины в семье, что должно отразиться в будущем на усилении сыновней ориентации к семейным ролям. Большинство американских ученых одобряют классификацию типов семей по П.Хербсту (США). Первый тип – автономный. У мужа и жены равные отношения к жизни и различные ценностные позиции. Решения в семье принимают сообща, и они носят компромиссный характер. Второй тип – господствующую роль играет мужчина, личные особенности его характера. Его мировоззрение и отношение к жизни являются определяющими для всех членов семьи. Женщина выполняет женские обязанности. Третий тип – решающую роль играет женщина, но роль мужчины высока, решения принимаются на основе признания права каждого супруга на самостоятельное решение. Современные социально-экономические условия в обществе привели к изменению социальной структуры семьи, к высокой степени ее социальной неоднородности, что выражается в разном социальном статусе членов семьи. При недостаточно высоком культурном потенциале родителей не всегда обеспечивается передача его младшему поколению. Со сменой поколений часто утрачиваются духовные и культурные ценности семьи. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушению ее функций.
studfile.net
Сфера семейной деятельности | Типы функций | ||
Общественные | Индивидуальные | ||
1. Репродуктивная | Биологическое воспроизводство населения | Удовлетворение потребности в детях | |
2. Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества | Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях | |
3. Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми | Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим | |
4. Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги) | |
5. Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи | |
6. Духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке | |
7. Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении | |
8. Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов. | |
9. Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви | |
10. Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения | |
studfile.net
52.Типы и виды семей, особенности их влияния на ребёнка
Типы и виды семей.
Признаки:
1) по количеству детей:
• Бездетные
• Однодетные
• Малодетные
• Многодетные
2) по числу поколений
• Однопоколенные
• Двухпоколенные
• Межпоколенные
3) по признакам полноты
• Полные
• Неполные
• Внебрачные
4) по характеру взаимоотношений
• идеальные
• средние
• негативные
5) по устойчивости семейных отношений
• гармоничные
• распадающиеся
• распавшиеся
• неполные
6) по уровню благополучия
• благополучные
• неблагополучные
7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а такде по степени их напряженности и последствию влияния на детей:
• семьи, уважающие детей – отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях
• отзывчивые – отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители решают что нужно детям
• материально ориентированные – главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо
• враждебные семьи – детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи
• антисоциальные семьи – временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся.
Особенности, характеризующие современную семью:
1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание
2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи
3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей
4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот.
Типы семейного воспитания, особенности их влияния на ребёнка.
В практике семейного воспитания выделяются три основных стиля (вида) семейных отношений.
Авторитарный стиль отношений родителей к детям характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные атрибуты этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Родительские требования могут вызывать или протест и агрессивность, или апатию и пассивность. Разновидностями такого стиля отношений род к ребенку являются «авторитет подавления» и «авторитет расстояния и чванства» (А. С. Макаренко). В первом случае — это деспотические отношения, основными чертами которого выступают жестокость и «террор». Во втором случае родители, в результате сложившихся обстоятельств или «в целях воспитания» стараются быть подальше от детей, поручив воспитание другим людям (бабушкам, няням и др.). Обычно это приводит сначала к отчуждению ребенка, а затем к непослушанию и трудновоспитуемости..
Попустительский (либеральный) стиль предполагает всепрощение, терпимость в отношениях с детьми. Источником этого стиля является чрезмерная родительская любовь. Суть такого «авторитета любви» (А, С. Макаренко) заключается в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. При этом воспитывается человек эгоистичный, лицемерный, расчетливый, умеющий подстраиваться к людям.
Демократичный стиль характеризуется гибкостью. Родители мотивируют свои требования и поступки, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность мыслей и поступков. Это наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей и детей, при котором они испытывают потребность в общении друг с другом, проявляют доверие, откровенность. Важно, что родители умеют понять мир ребенка, его возрастные потребности и интересы.
В семейной педагогике выделяют несколько типов неправильного воспитания в семье.
1. Безнадзорность, бесконтрольность как тип (дефект) воспитания встречается при излишней занятости родителей своими делами. Родители не уделяют должного внимания детям, которые предоставлены самим себе. Такая ситуация вызывает у детей чувство обиды и одиночества. Нередко это приводит к различным нару ям личностного развития и проявлениям девиантного поведения подростка.
2. Гиперопека как тип воспитания характеризуется тем, что вся жизнь ребёнка находится под неустанным надзором, Ребенок ограничен запретами, вынужден без конца выслушивать и выполнять строгие приказы родителей. Результат такого воспитания — нерешительная, безынициативная, боязливая, неуверенная в себе личность. Вместе с тем в подростковом это может вылиться в «бунт» против родительского диктата («Другим все дозволено, а мне?!»). В этом случае подросток может специально нарушать убегать из дома и т. п. Разновидностью гиперопеки является воспитание пот «кумир семьи». В данном случае в семье принято восхищаться любыми проявлениями ребенка. Жизнь семьи, на первый взгляд, полностью подчинена (причинами этого могут быть соперничество взрослых в семье или отсутствие истинного единства в семье; во втором случае семью объединяет общая о ребенке). Ребенок привыкает быть в центре внимания, его просьбы немедленно выполняются. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, эгоцентричным. Повзрослев, он не в состоянии оценить свои возможности, одолеть эгоцентризм, он не находит понимания и в группе сверстников. Если же ребенок не всеобщий, а чей-то личный кумир («маменькин сынок», «папенькина дочка», «бабушкино сокровище»), то он чувствует отношение одного из родных и остро ощущает холодность другого.
3. Воспитание по типу «Золушки» реализуется в обстановке эмоциональной отверженности, холодности, безразличия. Хотя окружающим может казаться, родители достаточно внимательны и добры к нему, ребенок чувствует, что отец не любят его, тяготятся им. Нередко при этом из ребенка делают безотказного исполнителя домашних обязанностей, а все лучшее (поощрения и пр.) достаются другим членам семьи (взрослым или детям). Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности Он вырастает приниженным, неуверенным в себе, несамостоятельным, завистливым!
4. «Жесткое воспитание» характеризуется тем, что за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. Нередко родители, реализующие такой тип воспитания, действуют методами физического наказания, вызывающими у ребенка физические, психические, нравственные страдания, Результатом такого воспитания, как известно, являются жестокость, грубость, лживость, озлобленность, мстительность, агрессивность, приспособленчество и другие личностные и поведенческие нарушения развития.
5. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются непосильные для его возраста заботы и обязанности. В итоге у ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие близких.
studfile.net