Что такое рефлексировать: рефлексировать — Викисловарь

Содержание

рефлексировать — Викисловарь

 наст.прош.повелит.
Ярефлекси́руюрефлекси́ровал
рефлекси́ровала
 —
Тырефлекси́руешьрефлекси́ровал
рефлекси́ровала
рефлекси́руй
Он
Она
Оно
рефлекси́руетрефлекси́ровал
рефлекси́ровала
рефлекси́ровало
 —
Мырефлекси́руемрефлекси́ровали
Вырефлекси́руетерефлекси́ровалирефлекси́руйте
Онирефлекси́руютрефлекси́ровали —
Пр. действ. наст.рефлекси́рующий
Пр. действ. прош.рефлекси́ровавший
Деепр. наст.рефлекси́руя
Деепр. прош.рефлекси́ровав, рефлекси́ровавши
Будущеебуду/будешь… рефлекси́ровать

Рефлексировать — это… Что такое Рефлексировать?


Рефлексировать
рефлекси́ровать
I неперех.
II неперех.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

.

  • Рефлексивный
  • Рефлексировать

Смотреть что такое «Рефлексировать» в других словарях:

  • рефлексировать — размышлять Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Рефлексировать — I несов. неперех. Отвечать рефлексом [рефлекс I] на внешнее раздражение; реагировать, рефлектировать I. II несов. неперех. Быть рефлектёром; рефлектировать II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • рефлексировать — рефлекс ировать, рую, рует (к рефл екс) …   Русский орфографический словарь

  • рефлексировать — рую, руешь; нсв. Книжн. Анализировать свои переживания, размышлять о своих чувствах, связанных с чем л. Р. по поводу неудачи. Рефлексирующий юноша. // Осмысливать что л., размышлять, обобщая что л. Р. над стилем писателя …   Энциклопедический словарь

  • рефлексировать — рую, руешь а) нсв. книжн. Анализировать свои переживания, размышлять о своих чувствах, связанных с чем л. Рефлекси/ровать по поводу неудачи. Рефлексирующий юноша. б) отт. Осмысливать что л., размышлять, обобщая что л. Рефлекси/ровать над стилем… …   Словарь многих выражений

  • рефлексировать и рефлектировать — Вопрос Как правильно: «рефлексировать» или «рефлектировать»?      Глагол рефлектировать зафиксирован в БАС 1, МАС: 1) физиол.: отвечать рефлексом на что либо, реагировать на внешнее раздражение; 2) книжн.: анализировать свои мысли, переживания.… …   Словарь трудностей русского языка

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ( Qu est ce que la philosophie? , Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, что такое философия это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше… …   История Философии: Энциклопедия

  • БАШЛЯР — (Bachelard) Гастон (1884 1962) французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. термином ‘неорационализм’ не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости …   История Философии: Энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия


рефлексировать — это… Что такое рефлексировать?


рефлексировать

а) нсв.

книжн. Анализировать свои переживания, размышлять о своих чувствах, связанных с чем-л.

Рефлекси́ровать по поводу неудачи.

Рефлексирующий юноша.

б) отт. Осмысливать что-л., размышлять, обобщая что-л.

Рефлекси́ровать над стилем писателя.

Словарь многих выражений. 2014.

  • рефлексивный
  • рефлексия

Смотреть что такое «рефлексировать» в других словарях:

  • рефлексировать — размышлять Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Рефлексировать — I несов. неперех. Отвечать рефлексом [рефлекс I] на внешнее раздражение; реагировать, рефлектировать I. II несов. неперех. Быть рефлектёром; рефлектировать II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Рефлексировать — I несов. неперех. Отвечать рефлексом [рефлекс I] на внешнее раздражение; реагировать, рефлектировать I. II несов. неперех. Быть рефлектёром; рефлектировать II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • рефлексировать — рефлекс ировать, рую, рует (к рефл екс) …   Русский орфографический словарь

  • рефлексировать — рую, руешь; нсв. Книжн. Анализировать свои переживания, размышлять о своих чувствах, связанных с чем л. Р. по поводу неудачи. Рефлексирующий юноша. // Осмысливать что л., размышлять, обобщая что л. Р. над стилем писателя …   Энциклопедический словарь

  • рефлексировать и рефлектировать — Вопрос Как правильно: «рефлексировать» или «рефлектировать»?      Глагол рефлектировать зафиксирован в БАС 1, МАС: 1) физиол.: отвечать рефлексом на что либо, реагировать на внешнее раздражение; 2) книжн.: анализировать свои мысли, переживания.… …   Словарь трудностей русского языка

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ( Qu est ce que la philosophie? , Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, что такое философия это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше… …   История Философии: Энциклопедия

  • БАШЛЯР — (Bachelard) Гастон (1884 1962) французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. термином ‘неорационализм’ не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости …   История Философии: Энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия


что это простыми словами, когда нужна

Один из признаков, отличающих человека разумного от других живых существ, – это рефлексия. Человек развивается как личность благодаря умению понимать себя. А точнее, каков его внутренний мир.

В основе осознания своих чувств и переживаний лежит формула «Я – есть», хотя правильнее было бы сказать «Я есть такой!». В результате такого самонаблюдения приходит самопознание, и человек понимает причины своих внутренних проблем.

Начальное определение рефлексия получила благодаря философии. Представители этой науки так характеризовали мыслительную деятельность человека и считали это самым важным свойством сознания.

Что такое рефлексия как психический процесс?

Термин «рефлексия» (с ударением на второй слог) происходит от латинского слова reflexio, что означает «отражаю», «обращение назад».

Чеслав Мирский

В психологии есть мнение, что личность только в том случае может считаться полноценно развитой, если для индивида будут понятны границы его собственного «Я».

Рефлексия изучается несколькими науками, каждая из которых дает свое определение этого явления. В научном понимании это умение критически оценивать научные изыскания, в результате чего находится истина.

В психологии рефлексия это способность индивида:

  • сосредотачиваться на своих мыслях;
  • анализировать свое поведение;
  • оценивать свои поступки;
  • понимать свои ощущения и эмоции;
  • критически относиться к себе.

По словам Пьера де Шардена, рефлексия предполагает наличие знаний о себе и их осознание.

Авторы психологического словаря дают определение этого явления как мыслительного процесса, когда человек познает себя путем анализа своих чувств, переживаний, поведения и различных состояний.

Перу Сократа принадлежат слова «Познай самого себя!» Этот лозунг был написан на стене храма и стал призывом к исследованию человека. Несмотря на то, что понятие рефлексии – предмет изучения нескольких наук, наиболее часто его применяют в философии и психологии.

Виды

Рефлексия имеет разную направленность. На основании исследований выделяют такие виды рефлексии:

Ситуативная

Человек может анализировать происходящее с ним

Ретроспективная

Способность человека оценивать свой прошлый опыт с учетом всех ошибок, умение делать выводы

Перспективная

Умение прогнозировать свои действия, составлять планы

Формы

Характер проявления этого феномена определяет его форму. В зависимости от того, на какую область психической деятельности человека направлено его сознание во время этого психического процесса, выделяют такие формы рефлексии:

  1. Личностная.
    Осмысление и оценка внутреннего мира человека: идеалов, возможностей, потребностей и мотивов.
  2. Логическая.
    Анализ и оценка всего, что связано с процессами мышления, памятью и вниманием; важна для процесса обучения.
  3. Межличностная.
    Оценка отношений между людьми в разных ситуациях, анализ своей социальной деятельности, причин конфликтных ситуаций.
  4. Когнитивная.
    Анализ содержания и уровня полученных знаний; расширение кругозора, оценка собственных профессиональных навыков и возможностей развития карьеры.
  5. Социальная.
    Возможность осознавать отношение к индивиду окружающих, в результате чего он может корректировать свое поведение.

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

Чеслав Мирский

Рефлексия нужна каждому человеку. Это помогает достичь высот в профессии и взаимодействии с окружающими людьми.

В жизни важно научиться адекватно оценивать себя и стремиться стать лучше. Зная свои сильные и слабые стороны, легче адаптироваться в разных жизненных ситуациях.

Например, если человек знает, что он может быть несдержан, но хочет произвести хорошее впечатление и стать лучше, он попытается избежать конфликтных ситуаций, работая над собой. Для этого есть разные способы: посещать психотерапевта, читать книги по психологии, проходить тренинги.

Этот необходимый психический процесс выполняет важные функции:

  1. Познавательную.
    Желание изучать себя и анализировать свои действия. Эта функция помогает формированию в сознании индивида Я-концепции.
  2. Развивающая.
    Преобразовывает личность, создает установки для личностного роста, развития способностей.
  3. Регулятивная.
    Помогает регулировать свое поведение, совершенствовать характер, избавляться от пороков.
  4. Смыслотворческая.
    С помощью такой функции человек осмысленно совершает любое действие, может объяснить смысл своих поступков.
  5. Проектирования.
    Создание перспективы на основе анализа действий в прошлом с целью самосовершенствования.
  6. Обучающая.
    Делает возможным контроль уровня своих знаний и регуляцию образовательного процесса в плане усвоения нового материала.

Способность к рефлексии

На вопрос, имеет ли каждый человек такую способность, нельзя ответить утвердительно. Но развить в себе такое качество вполне возможно. По словам А.В.Карпова, если индивид может воссоздавать и подвергать анализу свои или чужие мысли, выделять в высказывании ключевые моменты и их последовательность, а затем их объективировать, то у него развита эта психологическая установка.

Что же на самом деле влияет на способность человека к рефлексии? Это:

  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • способность решать важные жизненные задачи;
  • желание переосмысливать свое поведение.

Развитие рефлексии

Развить в себе рефлексию может тот, кто стремится к самосовершенствованию. Она возможна при развитии таких навыков:

  1. Осознание того, какое место человек занимает в социальном окружении (самоидентификация).
  2. Умение посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих.
  3. Анализ своих действий и качеств, их оценка и сопоставление с уровнем требований современного общества.
  4. Самокритика (умение признавать собственные промахи и недостатки).

Самоидентификация

33.33%

Умение посмотреть на себя со стороны

33.33%

Сопоставление своих действий с уровнем требований общества

0%

Самокритика

33.33%

Проголосовало: 6

Этапы развития

Чеслав Мирский

Развитие многих человеческих способностей начинаются в раннем детстве. Рефлексивная деятельность – не исключение.

Первый этап начинается примерно в 3 года. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности и пытается всеми для него возможными способами доказать это взрослым. Он только начинает усваивать новые для него правила жизни в социуме. Но пока не может ни оценивать свои поступки, ни анализировать их. Ему пока недоступна самокритика.

Второй этап охватывает период обучения в младшей школе и частично в среднем звене (от 6 до 10 лет). В это время ребенок активно учится и овладевает навыками самоанализа и социальной рефлексии.

Третий этап — возраст с 11 до 15 лет считается подростковым. Это период, когда дети начинают критически относиться к себе: она недовольны своей внешностью, уровнем усвоения знаний. Нервная система подростков отличается неустойчивостью, что выражается в излишней эмоциональности, перепадах настроения. Именно в этом возрасте особенно важно, чтобы взрослые поддерживали своего ребенка. Это способствует адекватному развитию навыков рефлексии.

Четвертый этап – юность, он длится от 16 до 20 лет. Юноши и девушки этого возраста в полной мере проявляют способность к объективной оценке своей деятельности. Эта способность совершенствуется с накопленным опытом по мере освоения новых видов деятельности.

Развитие у взрослых

Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.

Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.

Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.

Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.

Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».

Отсутствие рефлексии

Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него отсутствует рефлексия. В таком случае он может воспринимать окружающее как опасность для себя и пытаться всеми способами защититься от всех и вся. Часто такие люди становятся закрытыми для своих близких. Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

Иногда у человека может возникнуть ощущение пустоты, депрессивное настроение. Он становится пассивным, отрешенным от внешнего мира. У него отсутствуют всяческие интересы и мотивы.

В современной педагогике есть мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом процесса обучения. Поэтому в таком случае говорить о личностно ориентированном воспитании и обучении нельзя. В связи с этим остро встает проблема еще с начальной школы обращать внимание на развитие у детей способности к рефлексии.

Примеры рефлексии из жизни

Самый простой пример: поведение разных людей в очередях. Для одних это пытка, для других – нормальное времяпрепровождение, общение с окружающими. При виде очереди каждый решает для себя, будет ли он стоять или уйдет. Но среди тех, кто будет стоять, есть слишком агрессивные, эмоциональные, а есть тихие, незаметные.

При высоком уровне рефлексии человек не будет в своих неудачах обвинять внешние обстоятельства.

Другой пример рефлексии: учитель анализирует проведенный урок. Это нужно для улучшения качества обучения. Не всегда удается воплотить все задуманное за 45 минут. Поэтому использование разных методов и приемов позволит в будущем избежать ошибок.

Чеслав Мирский

Важно обращению к рефлексии нужно учить и детей. Ребенок должен понимать, какие знания ему пригодятся в будущем. Если он научится правильно оценивать свои действия, то обучение станет интереснее. Человеку свойственно совершать ошибки. Рефлексия помогает сделать так, чтобы их было меньше. Рефлексируя, человек внутренне растет, совершенствуется. Для этого не нужно скрываться от внешнего мира. Следует анализировать действия, эмоции, искать причины конфликтов и делать правильные выводы.

Статья мне нравится2Статья не нравится
определение в психологии, виды, формы и способы развития

Значение термина рефлексииРефлексия является одним из наиболее уникальных качеств человека, делающим его высшим существом среди прочих живых существ. Этот феномен находится в фокусе специалистов из многих сфер деятельности – философии, психологии, педагогики и т.д. Рассмотрим, что такое рефлексия и рефлексивность, а также ее значение для личности и как развить эту способность.

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского слова reflecto – обращать назад, от которого образовано французское слово reflexio — размышление. Само понятие рефлексии имеет множество определений, заслуживающих внимания.

Рефлексия – это способность направлять мыслительный процесс на собственное сознание, поведение, накопленные знания, совершенные и будущие действия. Говоря простым языком, рефлексия является способностью человека заглянуть в себя. Причем заглянуть можно не только в свое, но и в чужое сознание.

Рефлексировать – это фокусироваться и осмысливать содержание собственного сознания.

Рефлексивность – означает способность индивида выйти за рамки своего «я», размышлять, анализировать и делать выводы, сравнивать свое «я» с другими. Это уникальная возможность критически посмотреть на себя со стороны.

Впервые понятие рефлексии появилось в философии, но на данный момент является широко используемым в различных сферах.

Виды

Понятие рефлексии весьма сложное и требуется классификация, чтобы разложить все по полочкам.

Какие бывают виды рефлексии:

  1. Личностная Р. – самоанализ или изучения собственного «Я»;
  2. Коммуникативная Р. – анализ взаимоотношений с другими людьми;
  3. Кооперативная Р. – анализ совместной деятельности для достижения поставленной цели;
  4. Интеллектуальная – обращение внимания на какие-либо знания и способов их применения;
  5. Экзистенциональная Р.– глубокие внутренние мысли человека;
  6. Саногенная Р.– направлена на контроль эмоций для снятия лишнего стресса , минимизации страданий и переживаний.

Существуют и другие виды рефлексии в зависимости от объекта и цели рефлексивной деятельности.

Формы

У мыслительного феномена также различают формы, в зависимости от того, какой конкретно промежуток времени взят за основу.

Формы рефлексии:

  1. Ситуативная – реакция на происходящее прямо сейчас;
  2. Ретроспективная – анализ прошлого;
  3. Перспективная – мечты, планы, цели, шаги и т.д.

Интересный тест

Рефлексия деятельностиВ подтверждение наличия у человека возможности обратить мысли на чужое сознание приведем один из известных тестов.

Трем тестируемым демонстрируют реквизиты: 3 черных и 2 белых колпака. После чего одевают им повязки на глаза и черные колпаки. При этом сообщают, что у любого из них на голове может быть одет либо черный, либо белый колпак.

Затем повязки снимаются, а тестируемым дают задание:

  1. Поднять руку, если видишь хотя бы один черный колпак;
  2. Выйти из комнаты, если догадаешься, какой колпак на тебе.

В результате все сразу поднимают руку, но потом наступает заминка. В конце концов, кто-то выходит из комнаты.

Здесь и проявляется рефлексия относительно чужого мышления: «Я в белом колпаке?», «Нет, будь он белым, то один из двух других участников увидел бы, что третий тянет руку, так как видит черный колпак лишь на нем самом. Но тогда он бы вышел, но он сидит. Значит, я в черном колпаке!»

Догадаться о цвете колпака помогла уникальная способность рассуждать за двух других участников сразу. У того, кто первым вышел более развита рефлексивность, нежели у других.

Рефлексия в психологии

В психологии рефлексия играет ключевую роль, поскольку является одной из форм самоанализа. Рефлексия в психологии – это обращение сознания индивида к анализу собственных мыслей и совершенных поступков.

Первым, кто начал работать с этим понятием в психологии является А. Буземан. Он же предложил выделить рефлексию в самостоятельный раздел. Определение рефлексии по Буземану – это любое перенесение переживаний с мира внешнего на мир внутренний, то есть себя.

С.Л. Рубинштейн утверждал, что формирования полноценной зрелой личности возможно только посредством осознания индивидом границ собственного «я». Этот процесс подразумевает способность к самоанализу.

Рефлексивный акт – это остановка всего потока автоматически текущих мыслительных процессов и состояния. Происходит своеобразный переход от автоматизма до осознанности, процесс осознания личностью своего внутреннего мира – психического и духовного. Плодом такой деятельность является формирования у индивида только ему присущего уникального способа думать и жить.

Зачем нужна рефлексия?

Что дает рефлексивная деятельность человеку:

  • Цель рефлексии на урокеконтроль собственного мышления;
  • оценка, критика и анализ своих мыслей на логичность и обоснованность;
  • вычленение токсичных и бесполезных мыслей для последующей санации;
  • преобразовать скрытые мысли в явные для глубокого самопознания;
  • осмысление своего поведения в конкретных ситуациях;
  • выбор собственной позиции вместо колебаний и многое другое.

Из вышеизложенного становился ясно, что рефлексируя, человек растет в понимании себя, самоконтроле и самое главное – способен к переменам.

Если человек нерефлексивен, то он делает одни и те же действия, совершает одни и те же ошибки машинально. Как говорил Энштейн: «производить ежедневно одинаковые действия, ожидая разных результатов — это безумие». Это красочное и точнейшее определение человека с низкой рефлексией.

Более того, без самоанализа сбои в мышлении будут накапливаться подобно снежному кому.

Как развить рефлексию

Лучшее, что можно сделать для развития рефлексии – это практиковать ее. Для этого есть множество способов:

  1. Просто контактировать с этим миром и проводить активное время, а затем провести анализ минувшего дня;
  2. Пообщаться с кем-то мыслящим иначе или прочесть что-то необычное для себя;
  3. Уделить время глубокому размышлению над конкретным объектом;
  4. Составить список важнейших вопросов и проанализировать его.

Нельзя выбрать один лишь способ – использовать нужно все, но в разных пропорциях. Далее подробнее о каждом из них.

Не избегать внешнего мира

Понятие термина рефлексияРефлексировать – означает реагировать на внешнее воздействие. Каждый день человек сталкивается с трудностями, конфликтами, сомнениями, выбором, мнениями, критикой и т.д.

Чем больше человек переживает таких внешних раздражителей, тем его сильнее растягивается его границы. Соответственно и диапазон рефлексии будет шире, глубже и богаче. Вот и первая возможность развить рефлексию – не нужно прятаться от внешнего мира и контрактов.

После насыщенного дня можно воспроизводить все прошедшее в голове словно кинофильм. Попутно сделать выводы, подумать каковы были ваши мысли или каковы мысли другого яркого персонажа дня. Найти ошибки и подумать, как их избежать — это привычка успешного человека.

Проточная вода

Озеро имеет особенность застаиваться, так и человек, который постоянно общается в одном и том же кругу. Но проточная вода — свежая и чистая. Отличная тренировка рефлексии – общение с человеком, который имеет прямо противоположную точку зрения и способ жизни.

Не менее полезно прочесть необычную литературу, посмотреть фильм из той категории, которую постоянно игнорировал. Это не означает нарочито смотреть ужасы, но выйти за пределы наскучившего сериала и мелодрам. Существует множество хороших жанров, которые полны новой информации.

Остановить и подумай

В век соцсетей люди стали питаться информацией, не пережевывая ее. Все это напоминает МакДоналдьс, пища из которого не славится своей пользой — быстрые калории и тучность. Здесь массы новостей, картинок, роликов, лайфхаков, страшилок, комментариев и прочего. Большинство из этого мусорная информация, не приносящая никакой пользы.

Ученые, которые исследуют мозг заявляют, что для человека весьма вреден такой информационный «винегрет». Ни один из компонентов не усваивается, но создает только шум и помехи в мышлении. Наш мозг устроен для сосредоточенного размышления над чем-нибудь одним.

В качестве тренировки рефлексии полезно подумать над прочитанной книгой, фильмом, диалогом, прошлым или какой-либо будущей задачей. Следует выбрать что-то одно и детально «разжевать» это:

  • Полезная ли это вещь?
  • Что нового я узнал?
  • Как мне это использовать?
  • Симпатичен ли мне этот персонаж?
  • На кого похожу я из этой книги?

Все это приносит удовольствие, расслабляет, делает умнее и учит сосредотачиваться.

Листок с вопросами

Выписывайте на лист или в блокнот наиболее значимые вопросы, которые волновали вас на протяжении всей жизни. Затем составленный список сортируем по группам:

  1. Как определяется рефлексияВопросы о смысле бытия;
  2. О предназначении;
  3. Об отношениях с другими людьми;
  4. О духовном мире;
  5. О прошлом;
  6. О будущем;
  7. О вещах материальных и т.д.

Теперь нужно посчитать, что превалирует в этом списке. Этот эксперимент может рассказать о личности то, о чем она и не догадывалась.

Рефлексия является мощнейшим источником познания. Она является толчком к изменениям и прогрессу. Важнейшая способность рефлексивной деятельности в том, чтобы от автоматизма перейти к осознанности. Привычка к осознанности приносит намного больше плода, нежели жизнь на «автопилоте».

рефлексировать — это… Что такое рефлексировать?


рефлексировать

РЕФЛЕКСИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; нсв. Книжн. Анализировать свои переживания, размышлять о своих чувствах, связанных с чем-л. Р. по поводу неудачи. Рефлексирующий юноша. // Осмысливать что-л., размышлять, обобщая что-л. Р. над стилем писателя.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • рефлексивный
  • рефлексный

Смотреть что такое «рефлексировать» в других словарях:

  • рефлексировать — размышлять Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • Рефлексировать — I несов. неперех. Отвечать рефлексом [рефлекс I] на внешнее раздражение; реагировать, рефлектировать I. II несов. неперех. Быть рефлектёром; рефлектировать II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Рефлексировать — I несов. неперех. Отвечать рефлексом [рефлекс I] на внешнее раздражение; реагировать, рефлектировать I. II несов. неперех. Быть рефлектёром; рефлектировать II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • рефлексировать — рефлекс ировать, рую, рует (к рефл екс) …   Русский орфографический словарь

  • рефлексировать — рую, руешь а) нсв. книжн. Анализировать свои переживания, размышлять о своих чувствах, связанных с чем л. Рефлекси/ровать по поводу неудачи. Рефлексирующий юноша. б) отт. Осмысливать что л., размышлять, обобщая что л. Рефлекси/ровать над стилем… …   Словарь многих выражений

  • рефлексировать и рефлектировать — Вопрос Как правильно: «рефлексировать» или «рефлектировать»?      Глагол рефлектировать зафиксирован в БАС 1, МАС: 1) физиол.: отвечать рефлексом на что либо, реагировать на внешнее раздражение; 2) книжн.: анализировать свои мысли, переживания.… …   Словарь трудностей русского языка

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ’ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?’ (‘Qu est ce que la philosophie?’, Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, ‘что такое философия’ это такой вопрос, который ‘задают, скрывая беспокойство, ближе к… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? — ( Qu est ce que la philosophie? , Les Editions de Minuit, 1991) книга Делеза и Гваттари. По мысли авторов, обозначенной во Введении, что такое философия это такой вопрос, который задают, скрывая беспокойство, ближе к полуночи, когда больше… …   История Философии: Энциклопедия

  • БАШЛЯР — (Bachelard) Гастон (1884 1962) французский философ, методолог, культуролог, психолог. Основоположник неореализма как направления (подхода) в философии науки. Сам Б. термином ‘неорационализм’ не пользовался, обозначая свою концепцию (в зависимости …   История Философии: Энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия


Рефлексия – что это такое простыми словами

Содержание статьи:

Что такое рефлексия, что говорит об этом психология и как рефлексировать с пользой

Неожиданно, но считается, что именно умение рефлексировать выделяет человека из ряда млекопитающих. Это связано со способностью человека осознавать себя, знать чувства и желания.

Центральной идеей рефлексии является «Я есть». Успешное становление человека как личности напрямую зависит от того, насколько он осознает свой внутренний мир. Познание самого себя заключается в самонаблюдение.

Правильнее было бы говорить «рефлЕксия», при этом ударение падает на вторую Е. Происхождение термина связано с латынью, reflecto – обращение назад.

Рефлексия – способность давать верную характеристику поступкам, контролируя эмоциональный настрой м осуществляя контроль при проявлении чувств, приходить к правильным решениям, то есть умение направлять свои мысли и внимание внутрь себя.

Это переосмысление внутреннего «Я», критическое отношение к себе, сравнивая с другими и своего соответствия принятым нормам и правилам. Рефлексируя начинаешь наблюдать за собой со стороны.

Считается, что рефлексия вышла из философии. Которая обозначает ее как инструмент познания бытия человека. Среди древних философов считалось, что это единственно возможный способ отказаться от навязчивых мыслей, предрассудков различных стереотипов.

Фотография Рефлексия

Мыслю не мыслю

Французский католический философ и теолог Пьер де Шарден к рефлексии относился более широко чем просто знания, а и возможность их осознать. И подчеркивал, что доступно это лишь человеку, считающемуся высшим созданием на планете. В целом философские взгляды мыслителей схожи между собой.

В психологии рефлексию рассматривают как центральную ось самоанализа.

В психологии является базовым понятием, составляющим основу самоанализа, позволяющее расширить сознание. Рассмотрим такой вариант, если человеку самому сложно разобраться в следующей проблеме, что причинной негативного настроения есть постоянные мысли о негативе, другие люди навряд ли смогут помочь в этом.

Посиделки под деревом

Действие в рефлексии заключается в возможности силой воли прекратить обилие мыслей, воспринимая себя в существующей реальности.

Рефлексировать – уметь размышлять, анализировать, самопознавать себя. Можно научиться избегать ошибок, ответить на многие важные для себя вопросы (житейского или психологического толка), если правильно анализировать.

В результате человек учится рационально мыслить (рефлексировать), не считаясь с домыслами и фантазиями, и еще:

  • подвергать анализу и самоконтролю свое мышление;
  • давать оценку своему отношению к ситуации;
  • избегать негативных мыслей;
  • вырабатывает способность осознанного выбора;
  • открыв новые возможности.

Слаборазвитая рефлексия подталкивает индивида ежедневно допускать однотипные ошибки, каждый раз огорчаясь.

Так же «рефлексировать» применительно к субъекту, склонному сильно воспринимать все на свой счет, копаться в себе, чрезмерному волнению.

Услышав фразу о дураках вокруг, такой человек принимает это на себя, ища в себе отрицательные черты. Такого нужно избегать, нельзя все воспринимать буквально, всегда нужна мера. Невозможно иметь сильное желание что-то поменять в лучшую сторону, и ничего не делая продолжать жить в том же режиме – получите только неудовлетворенность.

Особенно считается важной конструктивная рефлексия, благодаря которой делаются верные выводы, используя их в дальнейшем позволит избежать шаблонных неудач.

Крайний вред приносит деструктивная рефлексия, при зацикливании на проблеме, на своем «не верном» поведении склонно изматывать человека. Иногда избавиться от преследующего чувства вины практически невозможно, за исключением гештальт-терапии.

Данное новшество пришло к нам из капиталистических стран. Тем самым желая вызвать чувство вина за социалистическое прошлое, забыв о своих темных пятнах истории. И не стоит на этом зацикливаться.

Рефлексия многообразна

В настоящее время наука определяет 7 способов:

  • коммуникативная (решение находится во взаимодействии с социумом),
  • связанная с личностью (необходимость коррекции сознания),
  • с интеллектуальными процессами (способствует вариативному мышлению, несколько решений одной проблемы),
  • сугубо философствующая (предается мыслям о жизни),
  • социальная (о себе мыслями других),
  • научная (посвящена исследованию новых способов, методов и теоретических аргументаций).

Известны 3 формы, и зависят от направления внимания:

  • ситуационная (размышление о происходящем в данное время и в данном месте),
  • ретроспективная (связана с опытом из прошлого, выводы делаются на анализе прошедших событиях),
  • перспективная (связана с загадыванием на будущее, настраивает на возможные предстоящие событиям).

Научитесь рефлексировать

Научиться рефлексировать несложно: следуйте представленным ниже рекомендациям, изучите задания, постоянно их выполняйте.

Что произошло, и в связи с чем это случилось необходимо анализировать.

Важно чтоб анализ был объективным: посмотреть на поступки со стороны, без предвзятости, не давая положительной или отрицательной оценки. В одном случае не позволяет увидеть промах, в другом, вызывает страх перед новым.

Смотря на себя со стороны озадачьтесь:

  • можно ли по другому поступить (несколько возможных вариантов),
  • а что можно избежать,
  • или вообще не делать,
  • может чем-то дополнить.

Могут возникнуть еще вопросы, главное рассмотреть ситуацию в различных ракурсах, тем самым выходя за ограничивающие сознание рамки и усовершенствуя подобные навыки в будущем.

Расширьте свое общение с окружающими, улучшая тем самым коммуникативный опыт, достигаете большего при понимании других.

Больше узнавайте окружающих людей, отличающихся от Вас. Ведь только познавая неиспытанное ранее становимся более гибкими. Делайте свои предположения и сверяйте их с реальностью, тренируя таким образом свой навык адекватно оценивать окружающую действительность.

Вечером «прокрутите» мысленно весь день.

Вспомните что хорошего или негативного произошло за минувший день. Почему случилось то или иное, вспоминая каждую мелочь. Сможете со временем правильно устанавливать связь между событиями и причинами, послужившими их возникновению.

Тогда однажды Вам не придется ужаснуться, придя в себя, и увидев не ту действительность, которая казалась. Не наступит депрессия или разочарование – да поможет Вам рефлексия!

отражают | смысл отражения в словаре современного английского Longman
Present
I, вы, мы, они, они отражают
он, она, это отражает
> Посмотреть больше
Прошлое
Я, ты, он, она, мы, они, они, они отражено
Настоящее совершенное
Я, ты, мы, они отразили
он, она, это отразила
Прошлое идеально , это, мы, они будут отражать
Будущее совершенное
Я, вы, он, она, это, мы, они, они, они будут отражать
> Смотреть меньше
настоящее
I отражают
он, она отражает
> Посмотреть больше
вы, мы, они отражают
в прошлом
Я, он, она, это отражало
вы, мы, они отражали присутствуют
Я, ты, мы, они, отражали
он, она, это отражали
Прошлое совершенное
Я, ты, он, она, это мы, они отражали
Будущее
Я, ты, он, она, это, мы, они, они, они, они, они, они, будут отражать
Будущее совершенство
Я, ты, он , она, это, мы, они будут отражать
> Смотреть меньше

определение отражения от бесплатного словаря

Например, это не случайно, что вы находитесь здесь сейчас, когда кто-то задумывается. «Потому что, если вы размышляете мгновение, вы увидите, что, хотя легко выбрать, какими добродетелями мы бы обладали, наша жена, почти невозможно представить те недостатки, которые мы желали бы в ней, которые, я думаю, большинство влюбленных признали бы, добавили пикантности к любимому человеку, это очаровательное своенравное несовершенство, которое парадоксальным образом делает ее совершенной. Я проснулся от радости и начал размышлять о славном карьера до меня.Нам говорят, что старейшие жители Перу не перестают быть взволнованными землетрясениями, но они, вероятно, видят за каждым шоком и отражают, что есть еще много чего. Сон, в который я сейчас погрузился, освежил меня; и когда я проснулся, я снова почувствовал себя так, словно принадлежал к расе таких же людей, как и я, и начал размышлять о том, что прошло с большим самообладанием; и все же слова злодея звучали в моих ушах, словно смертельный звон; они казались сном, но все же отчетливым и гнетущим как реальность.Ибо подумай, во всей твоей печали, По какому пути пойдут наши печали; Чьи мозги отражают наше безумие, Или кого трясут наши ужасы. И поэтому, когда я размышляю над этим, я почти испытываю соблазн сказать, что в своем сердце я раскаиваюсь, что принял эту профессию странствующего рыцаря в столь отвратительном веке, как мы живем в сейчас; хотя никакая опасность не может заставить меня бояться, тем не менее это заставляет меня испытывать некоторое беспокойство, полагая, что порошок и свинец могут лишить меня возможности сделать себя знаменитым и известным на всем протяжении известной земли силой моей руки и лезвия моего меча.«Задумайся, — сказал он, — размышляй, пока не стало слишком поздно. И здесь, читатель, мы должны строго предостеречь тебя, чтобы ты не воспользовался случаем из-за плохого поведения такого негодяя, как этот, чтобы поразмышлять о столь достойном и благородном Тело мужчины, как и офицеры нашей армии в целом. Каково было его удивление, когда в зеркале отразилось не его собственное лицо, а лицо молодой девушки, прекрасной, как утро! Но оказалось, что я не отразил Достаточно на все последствия этого шага. Большое зеркало над буфетом, отражает стол и компанию.,

отражать — WordReference.com Словарь английского языка


WordReference Random House Словарь американского английского для учащихся © 2020
re • flect / rɪˈflɛkt / США произношение вер.
  1. Оптика для поворота или отбрасывания (свет, тепло, звук и т. Д.) С поверхности: [~ + объект] Зеркало идеально отражало его изображение.[нет объекта] Эта тусклая поверхность не отражает.
  2. , чтобы выразить;
    show: [~ + object] Партия, похоже, отражает взгляды своего лидера.
  3. подумать;
    размышляйте или медитируйте: [~ (+ on + object)] Он сидел там, размышляя о том, что пошло не так. [No object] потребовалось время, чтобы остановиться и задуматься.
  4. отражают, [~ + on + object]
    • , чтобы служить или склонны обвинять или дискредитировать: его преступления отражаются на всей общине.
    • , чтобы служить, чтобы дать определенный аспект или впечатление: это достижение хорошо отражается на ваших способностях.
• • • • • • • • • • • •
• • • • • • • • • • • • • • Смотрите -flect-. WordReference Случайный дом Unabridged словарь американского английского языка © 2020
re • flect (ri flekt ), США произношение v.t.
  1. Оптика для отбрасывания (свет, тепло, звук и т. Д.) С поверхности: зеркало отражало свет на стену.
  2. вернуть или показать изображение;
    зеркало.
  3. (акта или его результата), чтобы служить, чтобы разыграть или принести (кредит, дискредитация и т. Д.)) на своего исполнителя.
  4. для воспроизведения;
    шоу: последователи, отражающие взгляды лидера.
  5. бросить или отбросить назад;
    причина для возвращения или восстановления: ее горечь отражает мрак всей ее семьи.

против
  1. для поворота или отбрасывания, как свет.
  2. Оптика для отбрасывания света, обогрева и т. Д.
  3. Оптика
  4. для отражения или отражения.
  5. , чтобы вернуть или показать изображение.
  6. думать, размышлять или размышлять: размышлять о своих достоинствах и недостатках.
  7. , чтобы служить или иметь тенденцию приносить упрек или дискредитировать ассоциацией: его преступления отражаются на всей общине.
  8. , чтобы служить, чтобы дать определенный аспект или впечатление: тест хорошо отражается на ваших способностях.
• 9002 ′ ed • ly, adv.
ре • флект изд., н.
• • • • • • • • • • • • •
• 9002 ′ • • прил.
• 9002 ′ • • Adv.
  • Латинская Reflectere отогнуть назад, эквивалент. re- re- + flectere to bend
  • Middle English Reflectcten 1350–1400
    • 4. См. Соответствующую запись в Неограниченном манифесте.
    • 6. См. Соответствующую запись в Unabridged отскок.
    • 10. См. Соответствующую запись в «Неограниченный» размышлять, размышлять, размышлять, размышлять, размышлять, размышлять.См. , исследование 1 .

Краткий словарь английского языка Collins © HarperCollins Publishers ::

отражают / rɪˈflɛkt / vb
  1. , чтобы подвергнуться или вызвать процесс, в котором свет, другое электромагнитное излучение, звук, частицы и т. Д. Отбрасываются назад после воздействия на поверхность
  2. (зеркала и т. Д.), Образуя образ (чего-то) с помощью отражения
  3. (переходный), чтобы показать или выразить: его тактика отражает его стремление к власти
  4. (переходный), чтобы в результате
  5. (intr; после или после), чтобы заставить быть определенным образом: ее поведение хорошо отражается на ее
  6. (за ним следуют, на или после) разыгрывать бесчестие, дискредитацию и т. д. (на)
  7. (непереходный) обычно сопровождается: думать, размышлять или размышлять
Этимология: 15-й век: от латинского Reflectctere до изгиба, от re- + Flectere до изгиба; смотри flex

« отражает » также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

Reflecting — Эффективные навыки общения

Какими бы хорошими вы ни были ваши навыки слушания, единственный человек, который может сказать вам, правильно ли вы поняли, — это говорящий. Поэтому, как расширение хороших навыков слушания, вам необходимо развить способность отражать слова и чувства и уточнить, правильно ли вы их поняли.

Часто важно, чтобы вы и докладчик согласились с тем, что то, что вы понимаете, является истинным представлением того, что должно было быть сказано.

Помимо понимания и отражения устных сообщений говорящего, важно попытаться понять эмоции — на этой странице объясняется, как эффективно использовать рефлексию, чтобы помочь вам лучше понять не только то, что говорится, но и содержание, чувства и смысл сообщений.


Что такое отражение?

Отражение — это процесс перефразирования и повторения чувств и слов говорящего. Цели отражения:

  • Позволить говорящему «услышать» свои мысли и сосредоточиться на том, что они говорят и чувствуют.
  • Показать говорящему, что вы пытаетесь воспринимать мир таким, каким он его видит, и что вы делаете все возможное, чтобы понять его послания.
  • Чтобы поощрить их продолжать говорить.

«Размышление» не подразумевает, что вы задаете вопросы, вводите новую тему или ведете разговор в другом направлении. Спикерам помогают размышления, поскольку они не только позволяют им чувствовать себя понятыми, но и дают им возможность сосредоточить свои идеи.Это, в свою очередь, помогает им направлять свои мысли и побуждает их продолжать говорить.


Две основные техники отражения:

Зеркальное отражение

Зеркальное отображение — это простая форма отражения, включающая повторение почти в точности того, что говорит говорящий.

Зеркалирование должно быть коротким и простым. Обычно достаточно просто повторить ключевые слова или несколько последних произнесенных слов. Это показывает, что вы пытаетесь понять круг ведения докладчика, и действует как побуждение его или ее продолжить.Будьте внимательны, чтобы не перезаряжаться, так как это может вызвать раздражение и, следовательно, отвлечь внимание от сообщения.

Перефразируя

Перефразирование включает использование других слов, чтобы отразить то, что сказал говорящий. Перефразирование показывает не только то, что вы слушаете, но и то, что вы пытаетесь понять, что говорит говорящий.

Часто случается, что люди «слышат то, что ожидают услышать» из-за предположений, стереотипов или предрассудков. Перефразируя, крайне важно, чтобы вы не представляли свои собственные идеи и не ставили под сомнение мысли, чувства или действия ораторов.Ваши ответы должны быть не директивными и не осуждающими.

Очень трудно противостоять искушению задавать вопросы, и когда эта техника впервые используется, рефлексия может показаться очень неестественной и неестественной. Вы должны практиковать этот навык, чтобы чувствовать себя комфортно.


Отражение содержания, чувств и смысла

Самая непосредственная часть сообщения говорящего — это содержание, иными словами, те аспекты, которые касаются информации, действий, событий и опыта в их словесном выражении.

Отражение содержания помогает сосредоточить внимание на ситуации, но в то же время также важно отразить чувств, и эмоций, выраженных , чтобы более полно понять смысл.

Это помогает говорящему владеть и принимать свои собственные чувства, так как довольно часто говорящий может говорить о них, как будто они принадлежат кому-то другому, например, используя «вы чувствуете вину», а не «я чувствую вину».

Квалифицированный слушатель сможет отразить чувства говорящего на основе телесных сигналов (невербальных), а также устных сообщений.Иногда неуместно задавать такие прямые вопросы, как «Как вы себя чувствуете?» Сильные эмоции, такие как любовь и ненависть, легко определить, в то время как такие чувства, как привязанность, чувство вины и растерянность, намного тоньше. Слушатель должен уметь распознавать такие чувства как по словам, так и по невербальным сигналам, например, по языку тела, тональности голоса и т. Д.

Помимо того, какие эмоции испытывает говорящий, слушателю необходимо отразить степень интенсивности этих эмоций.Например:

Интенсивность эмоций
«Ты чувствуешь немного грустный / злой?
«Ты чувствуешь вполне беспомощен / подавлен? »
«Ты чувствуешь очень подчеркнул?
«Ты чувствуешь чрезвычайно смущен?

Отражение должно сочетать в себе содержание и чувство, чтобы по-настоящему отражать смысл сказанного говорящим.Например:

Спикер:

«Я просто не понимаю своего босса. В одну минуту он говорит одно, а в следующую — противоположное.

Слушатель:

«Ты смущен им?»

Отражающее значение позволяет слушателю отражать переживания говорящего и эмоциональную реакцию на эти переживания. Он связывает содержание и ощущения компонентов того, что сказал говорящий.

Вас также могут заинтересовать наши страницы: Что такое Эмпатия? и Понимание других .

Руководство по отражению


  • Будьте естественны.
  • Прислушайтесь к основному сообщению — примите во внимание содержание, чувства и значение, выраженные говорящим.
  • Перефразируйте то, что вам сказали, в простых терминах.
  • Когда вы отдыхаете, ищите невербальные, а также словесные сигналы, которые подтверждают или опровергают точность вашего перефразирования.(Обратите внимание, что некоторые ораторы могут притворяться, что вы поняли это правильно, потому что они чувствуют, что не могут заявить о себе и не согласны с вами.)
  • Не задавайте вопросов динамику без необходимости.
  • Не добавляйте к смыслу говорящего.
  • Не бери тему говорящего в новом направлении.
  • Всегда будь не директивным и не сужденным.

Advanced Communication Skills - The Skills You Need Guide to Interpersonal Skills

Дальнейшее чтение необходимых навыков


Наши коммуникационные навыки Электронные книги

Узнайте больше о ключевых навыках общения, необходимых для эффективного общения.

Наши электронные книги идеально подходят для тех, кто хочет узнать или развить свои навыки общения, и полны простой для понимания практической информации и упражнений.


,

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *