1 Сентября — День знаний, праздничное, торжественное событие для первоклассников, да и для большинства младших школьников — долгожданный день встречи с друзьями. Хотя уже в начальной школе дети начинают тревожиться и опасаться начала занятий: оправдают ли они надежды родителей, смогут ли хорошо учиться, найдут ли новых приятелей и не рассорятся ли с имеющимися? В подростковом возрасте, особенно, если уже есть негативный опыт контакта с образовательной системой, проблемы обостряются. Школьная тревожность у подростков может перерастать в депрессию и отказ от посещения занятий. Почему возникают школьные неврозы и как распознать симптомы заранее?
Что влияет на развитие негативного отношения к школе у подростков?
Какими бы незначительными на взгляд взрослых казались проблемы подросткового возраста, они могут значительно влиять на самочувствие, мотивацию и здоровье детей в целом. Вспоминая свои переживания об учебных или личных неудачах, родители отлично понимают, насколько мимолетными и несущественными оказались в итоге двойки и пропущенные свидания. А вот о том, как важно было достижение желанной встречи или каким сильным был страх перед контрольной — забывают. А также уже не помнят, насколько причудливой была логика, как выстраивались причинно-следственные цепочки в детском возрасте.
Кажется, что подростки — не самые сложные существа для понимания, мы все там были. Однако не стоит относиться снисходительно, любой человек, даже еще несовершеннолетний, проживает свою жизнь здесь и сейчас, и его сиюминутные сложности отражаются на настоящем и будущем.
Какие же самые распространенные причины кроются под нежеланием идти в школу в подростковом возрасте?
Социальный статус
Подростковый возраст, в отличие от младшего школьного периода, характеризуется особой чувствительностью к межличностным отношениям. Подростки исключительно сенситивны к социальному статусу — личному и групповому. Хотя дома тинейджер провозглашает себя взрослым и независимым, он нуждается в признании группы сверстников, принадлежности к определенным социальным кластерам. Если признания одноклассников, той группы, с которой он проводит наибольшую часть социальной активности, нет, это в большинстве случаев значительно влияет на самооценку, самочувствие подростка и может приводить к депрессии.
Младшие подростки не так чувствительны к межполовым отношениям, а вот несколько старший возраст уже выраженно реагирует на отсутствие взаимности со стороны милого сердцу сверстника. И этот фактор тоже влияет и на самочувствие, и на социальный статус ученика.
Школьные отметки
Несмотря на то, что большинство родителей не самых успешных учеников считает, что их подростки совершенно не интересуются учебой и не переживают из-за очередной двойки, это практически никогда не соответствует действительности. Школьные отметки — тоже фактор, влияющий как на самооценку, так и на статус в классе. Пусть показное равнодушие школьника не обманывает: не переживают из-за плохой успеваемости и не радуются хорошим отметкам крайне редкие в наших школах экземпляры.
Семья как стрессогенный фактор
Проблемы мира взрослых, ссоры, переживания, даже тщательно скрываемые от ребенка, влияют на его ощущение безопасности. Хотя подростки и пытаются дистанцировать себя от родителей, семья для них по-прежнему — основа мироздания. Конфликты взрослых между собой или родителя и ребенка могут стать фактором развития депрессии. Это особенно сложно понять, так как подростковый возраст — время максимализмов, показного отрицания ценности и авторитета родителей в сочетании с повышенной потребностью в корректном руководстве и уязвимостью психики.
Если ребенок категорически не желает идти в школу после каникул, стоит задуматься и тщательно проанализировать: чем так прекрасна внеучебная жизнь и ужасна школа? При этом надо помнить, что лень, которую в качестве основной причины приводят многие родители, это не изначальный свойство человека, а следствие негативных процессов. Ребенку может быть тяжело учиться из-за недостаточного базиса знаний, из-за отношения сверстников, учителей, из-за гнетущих проблем дома или из-за развития депрессии на фоне влияния этих факторов.
Проявления депрессии у школьников
Депрессия может развиться в любом возрасте, и это не сиюминутное плохое настроение или каприз. При формировании депрессивного состояния даже взрослому практически невозможно «взять себя в руки» и заняться саморегуляцией. Подростки — одна из наиболее уязвимых возрастных групп.
Пик подростковых депрессий приходится на старшие классы, причем девочки подвержены ей сильнее мальчиков. Эта тенденция достаточно молода: раньше соотношение полов среди подростков с депрессией было достаточно сбалансированным, однако в последние годы и изменение роли женщины в обществе, и требования к ней со стороны средств массовой информации вызвали значительный рост тревожности у девушек.
Что относят к проявлениям депрессии в подростковом возрасте? Большинство симптомов можно заметить самостоятельно, в их число входят:
- замкнутость, нежелание разговаривать, причем не только с родителями при прямом контакте, но и с друзьями, знакомыми в соцсетях, по телефону, в мессенджерах;
- трудности концентрации: рассеянность, невозможность сосредоточиться даже на простых и привычных действиях приводят к забывчивости, длительному времени над домашним заданием, неспособности вовремя и правильно собрать учебники и спортивную форму на завтра, купить хлеб по дороге из школы и так далее;
- изменения аппетита. Хотя подростки и так склонны к различным колебаниям вкусовых предпочтений, но во время депрессии они принимают длительный и устойчивый характер. Чаще при депрессиях аппетит снижается, но может и значительно усиливаться;
- проблемы со сном: сложности с засыпанием, прерывистый сон, ранний подъем и невозможность заснуть после;
- общее самочувствие: жалобы на усталость, головные боли, спазмы в желудке, мышцах, суставах, общее ощущение разбитости и отсутствия жизненных сил при полном соматическом здоровье — так тоже может проявляться депрессия;
- чувство вины, снижение самооценки можно определить как по нежеланию совершать активные действия, особенно связанные с соревнованиями или оценкой деятельности результатов, так и по высказываниям ребенка.
Стоит помнить, что окончательно диагностировать депрессию может только специалист, он же определяет необходимость и методы терапии. Однако внимательное отношение к ребенку, поддержка и участие — часть лечения при любом диагнозе и необходимая составляющая отношений при отсутствии каких-либо заболеваний.
Профилактика депрессий подросткового возраста
Психогенная депрессия, в отличие от эндогенной, поддается профилактике без применения медикаментов. Среди общедоступных рецептов профилактики стоит выделить два направления: физическая активность и психическая устойчивость.
Физические нагрузки, как бы удивительно это не звучало, используются для «преодоления уныния» еще со времен Горация: каждый день бег трусцой по часу, таков древнегреческий рецепт терапии легких форм депрессий и их профилактики. Физическая активность действительно помогает повышать и сохранять хорошее настроение, работая на биохимическом уровне: насыщая ткани и органы кислородом и способствуя выработке эндорфина, «гормона счастья».
Вид физической активности можно подбирать в соответствии с предпочтениями тинейджера: модные танцевальные секции, гимнастика цигун, йога, занятия боксом или прогулки с собаками. Что угодно, лишь бы подросток двигался сам, а не картинкой на экране.
Второй фактор профилактики — формирование психической устойчивости к негативным событиям. «Не обращать внимания на слова этих дураков», «не бояться, а просто ответить у доски» и прочие умения не позволять окружающему миру оказывать сильное влияние на собственное настроение не формируются после родительских императивов. Для устойчивой позиции необходимы психические ресурсы. Чем помогает себе восстанавливаться родитель после конфликта на работе или финансовых неурядиц? Есть ли у ребенка такой же круг общения, как у папы с друзьями на футболе? Знает ли тинейджер, что его способности к программированию намного более значимы, чем «кривые руки» при сколачивании табуретки на уроке труда, поэтому на такие замечания можно реагировать не обидой, а недоумением?
Уважительное отношение, выделение главного и второстепенного в возможностях и ограничениях подростка и предоставление ему возможности выбирать свой вариант самореализации вместо навязываемой школой и сверстниками системы оценки личности помогают восстанавливать ресурсы и спокойнее относиться к учебным неурядицам. Да, может быть, в школу первого сентября тинейджер, предпочитающий внеучебные виды деятельности, не побежит с радостью, но категорического отказа тоже уже не выскажет. У него будут силы и ресурсы закончить процесс учебы и выдержать это испытание на взрослость.
Прежде чем искать решение, стоит прислушаться к себе и разобраться, чем именно вызвано ощущение тупика. Уже в зависимости от этого можно выбирать методы выхода из такого состояния. Вот возможные варианты.
1. Дело вообще не в учебе
В первую очередь стоит исключить возможность клинической депрессии. Для этого надо убедиться, что упадок сил и мотивации касается только занятий и не затрагивает другие стороны жизни. Если проблемы с учебой сочетаются с пониженной самооценкой, усиленной самокритикой, ухудшением сна и аппетита и общим падением энергетического тонуса, лучше проверить свое психическое состояние у специалиста.
Что делать: клиническую депрессию (если это действительно она) можно лечить антидепрессантами или психотерапией. Однако лекарства нельзя выбирать самостоятельно: их должен назначить психотерапевт или невролог. Сегодня существует множество разных препаратов, в том числе и безрецептурных, и только специалист понимает, кому и какие средства помогут.
2. Вы изучаете не то
Возможно, выбор образования навязан родителями, учителями или представлением об «идеальном себе», даже если оно не вполне соответствует реальным способностям и интересам. Например, человек изучает программирование, потому что это модно и перспективно, а не потому, что ему это действительно нравится или у него есть талант в этой области. При этом у него имеются литературные способности, но он относится к ним несерьезно и не развивает, поскольку «это непрактично». В такой ситуации мотивация вначале может быть достаточно высокой, но затем психика начнет сопротивляться.
Что делать: понять, к чему лежит душа. Иногда это можно сделать только на практике, понемногу пробуя разное (например, читая книги и проходя различные онлайн-курсы, расспрашивая студентов, которые учатся на интересных для вас факультетах). Но если вы все еще учитесь в школе и уверены, что почти все предметы — чушь, а ваша судьба — быть рок-звездой, вам, скорее всего, не повезло с учителями, и к той же «скучной» физике или «непонятной» литературе на самом деле можно подойти с другой стороны. Ведь рок-звезда, в конечном итоге, вовсе не обязана быть глупой.
3. Вы изучаете не так
Система образования несовершенна, а на уровне школы она еще и очень негибкая: мы не выбираем, с кем, как и в каком темпе учиться. При этом все люди очень разные — кто-то легко вписывается в рамки стандартной программы, а кому-то нужен индивидуальный подход. Это не повод комплексовать: многие великие ученые плохо учились в школе, а у нобелевского лауреата Бунина была двойка по литературе. Но нужно разобраться, что именно мешает получать удовольствие от учебы. Например, это может быть:
- Темп. Некоторые дети и молодые люди все схватывают на лету, и им скучно дожидаться, пока подтянутся остальные. Другие, наоборот, «слоупочат», но зато очень глубоко осмысляют все услышанное — стремительное скольжение «по верхам» может вызвать у них только раздражение. Что делать: если вы сильно опережаете ровесников, лучше перевестись в специализированный класс или другую школу (а в вузе — просить у преподавателя дополнительную литературу и задания). Если отстаете, не стоит гнаться за «пятерками» по всем предметам — лучше сделать упор на нескольких самых интересных, но зато изучать их вдумчиво. Пригодится репетитор, который будет работать в комфортном для вас темпе.
- Отсутствие нормального диалога. Российская система образования, к сожалению, учит не столько думать cамостоятельно, сколько знать готовые ответы на определенные вопросы. Личное мнение ученика интересует далеко не всех педагогов. А если человек чувствует, что ему есть, что сказать, но его не хотят слушать, мотивация учиться падает. Ведь настоящая учеба — это не просто тупая «зубрежка», а осмысление и соотнесение всего услышанного с собственным опытом и картиной мира, возможность убедиться в справедливости полученной информации или, наоборот, поставить ее под сомнение. Без этого образовательный процесс остается чистой формальностью. Что делать: можно предложить педагогу включить в занятия больше обсуждений (в школе будет проще протолкнуть эту идею через родителей), а если это совсем не вариант, важно найти единомышленников, с которыми можно было бы поделиться соображениями о любимом предмете. Это могут быть одноклассники, другие учителя, друзья или кружок по интересам.
- Способ оценки. Если любопытный, нестандартно мыслящий, но не очень организованный ученик обнаруживает, что посещаемость и заучивание фактов и определений — самый верный путь к «пятерке», он может потерять интерес к обучению: не очень приятно видеть, как менее способных, но более «правильных» ровесников оценивают выше тебя. Что делать: попробовать выстроить альтернативную систему вознаграждения и поощрять самого себя за интересные гипотезы и открытия. А еще лучше найти того, кто оценит ваш подход к предмету — например, пообщаться с более креативным педагогом или записаться на участие в олимпиаде.
- Несоответствие уровня сложности. Слишком легкие задания расхолаживают, слишком трудные — лишают веры в свои силы. Что делать: продумывая учебную нагрузку, важно одновременно не бояться трудностей и не скатиться в перфекционизм. В идеале задания должны быть непростыми, но решаемыми без надрыва — тогда прогресс будет постепенным, и вы все время будете видеть результат, но не измотаете себя. В другом случае стоит скорректировать программу или вообще поменять учебное заведение.
- Непонимание конечной цели. Во время любого обучения важно время от времени задавать себе вопрос «А чем это поможет мне в жизни?», и если ответа на этот вопрос нет, человеку наверняка захочется переключиться с «невнятных» предметов на что-то более дельное. Подвох в том, что польза не обязательно может заключаться в прямом практическом применении. Скажем, понимание русской классики в карман не положишь, но литература развивает мышление, воображение и эмпатию — очевидно полезные навыки. А какой-нибудь «скучный» иностранный язык играет другими красками, если его знание помогает понимать тексты любимого музыканта. Что делать: тут не стоит рассчитывать на то, что вас по умолчанию замотивирует кто-то извне. Если непонятно, зачем все это, можно лишний раз поинтересоваться у педагога, за что он полюбил свой предмет. А еще лучше — у интересного и авторитетного человека, который тоже что-то находит в этой теме. Можно поискать точки соприкосновения между предметом и своими интересами: например, если вам смертельно скучен русский язык, но нравится биология и все, что связано с мозгом, стоит погуглить про нейролингвистику (наука о том, какие механизмы в мозгу связаны с языком и речью).
Артем Кондрашкин,
подростковый психолог, тренер центра «Перекресток»
Что такое подростковая депрессия? Каковы ее основные симптомы, как понять, что перед нами именно депрессия, а не «переходный возраст», утомление, уход в себя — то, что в целом свойственно подросткам?
Депрессия — это расстройство психики. Мы можем говорить о депрессии, когда сочетаются три компонента. Эмоциональный компонент — это нарушение настроения, чаще всего устойчиво низкое настроение. Когнитивный компонент — то, что связано с мыслительным процессом: при депрессии снижается темп мышления, способность концентрировать внимание, способность вообще решать какие-то острые вопросы. И поведенческий компонент, который влияет на наши действия: нарушение режима еды — человек может начинать слишком много или слишком мало есть; нарушение сна — может пропадать сон или, наоборот, ребенок может безостановочно спать и не высыпаться все равно, а также других форм поведения.
Наблюдается, в целом, сниженная активность, неспособность что-либо делать и тем более получать от этого удовольствие. Но депрессия — это не просто ситуативная усталость или грусть. Депрессия — это когда усталость и грусть превращаются в стойкую часть жизни. Мы должны забеспокоиться и заподозрить депрессию, если эти состояния наблюдаются в течение двух недель. Однако диагноз может поставить только врач — психиатр или психотерапевт.
Есть ли различие между взрослой и подростковой депрессией?
Депрессия будет проявляться и протекать по-разному у любых двух разных людей. Чаще всего мы работаем не с какой-то там стандартной депрессией, а с людьми, которые переживают ее, — потому что все депрессию переживают по-своему. У всех разные механизмы регуляции, темп преодоления этого состояния. Но, если говорить о взрослой и подростковой депрессии в целом, то разница тут есть. Она связана с тем, что дети более подвержены этому расстройству, поскольку у них в целом меньше опыта переживания сложных состояний, слабее развиты механизмы эмоциональной регуляции. У взрослых больше ресурсов.
Еще они отличаются по тому, как это замечается со стороны, — у подростков вообще психологический фон часто нестабильный, им бывает грустно и без депрессии.
Родители чаще всего замечают, что с ребенком что-то не так, когда у него появляются устойчивые сложности, связанные со школой: он либо отказывается туда ходить, либо у него существенно падает успеваемость без каких-то внешних причин, либо появляется апатия, и он ничего не хочет. Также внимание обращают на признаки, связанные с когнитивной сферой: ему все сложнее дается, чем раньше. Часто это можно перепутать с усталостью или упрекнуть ребенка в недостатке силы воли, лени, избалованности. Но это не имеет никакого отношения ни к лени, ни к избалованности.
депрессия — опасное состояние, потому что внешне будто бы ничего страшного не происходит
Отчего у подростков случается это заболевание? Какие внешние факторы могут подтолкнуть к ней: стресс, перегрузки, отношения со сверстниками и учителями, конфликты с родителями?
Есть теория, что все депрессии можно условно разделить на экзогенные — то есть те, которые развиваются под действием внешних факторов. И эндогенные — под воздействием внутренних факторов. Это дискуссионный вопрос, но на самом деле действительно существует много внешних факторов, которые могут вызывать депрессию. Есть легко понимаемые стрессовые ситуации, на которые у ребенка может не хватить ресурсов и которые способствуют возникновению депрессии. Например, развод — большой стресс для детей, у них часто не хватает навыков для того, чтобы справиться с ним, и тогда депрессия становится своего рода защитным механизмом. Это могут быть стрессы, связанные с переездом, со сменой школы. Ситуации утраты — причем как значимые с точки зрения родителей (скажем, умер кто-то из родственников, и в этом случае родитель понимает, почему ребенок расстроился), так и совершенно что-то незначимое. Умер любимый виртуальный зверек, казалось бы, какая-то ерунда, но и это тоже может спровоцировать депрессию.
Но чаще всего это не одно событие, а их сочетание. Точно так же, как с воспитанием ребенка, на которое оказывает влияние не какой-то отдельный поступок родителей, а общий стиль этих поступков, то, как они сочетаются друг с другом.
Огромное количество стрессов у подростков связано с отношениями: нет друзей — стресс, есть друзья, но с ними конфликт или они предали или ты их предал, совершил какой-то плохой поступок, — опять стресс. Любовные отношения: безответная любовь, любовь, которая получила ответ, но все идет непросто, любовь, которая закончилась или не закончилась, но появилась какая-то новая симпатия и так далее. Изоляция и одиночество, школьная травля и преследование.
У подростков очень сложная, противоречивая и подвижная социальная сфера, и там огромное количество стрессов, которые могут вызывать депрессию. Однако при этом важно понимать, что часто депрессия довольно непредсказуема, потому что она может возникать из-за того, из-за чего мы не ждали. В том числе по внутренним причинам, например, от приема определенных лекарств.
Чем опасно это состояние?
Депрессия — опасное состояние, потому что внешне будто бы ничего страшного не происходит: ну, грустный, ну, пассивный, вялый, не соображает. Но в ситуации худшего исхода это состояние может быть смертельно опасным — при депрессии возрастает суицидальный риск.
Депрессия разрушает жизнь, нарушается нормальное, адаптивное функционирование, физических сил и энергии становится очень мало. Даже простые бытовые вещи, когда депрессия тяжелая, начинают вызывать реальные сложности. И это трудно понять родителям: что значит, почистить зубы сложно? Или встать с дивана? Просто капризы. Но уровень сил при депрессии действительно минимальный. Депрессия протекает очень разнообразно, есть разные формы, в том числе нетипичные, с маниакальным состоянием, когда много энергии, идей, беспорядочной активности. В том числе могут проявляться и вспышки агрессии, тревожность.
сегодня депрессия молодеет
Какова роль и возможности родителя, педагогов и школьных психологов в распознании депрессии у ребенка и какие первые шаги каждого из них должны быть?
Родителям сложно с таким ребенком, поскольку депрессия требует много внимания и особенного подхода. В этой ситуации для родителей важно обеспечить себе возможность получать поддержку, начиная от информационной — требуются адекватные четкие данные о том, что происходит с моим ребенком, как с этим справляться, как долго это будет происходить, когда отправлять в школу, когда нет. Если есть контакт с учителями, то родители должны действовать с ними согласовано.
Большая роль в помощи при депрессии у подростка отводится его сверстникам и друзьям. В западных программах профилактики большое внимание уделяется тому, чтобы обучать самих детей замечать у друзей такие состояния. Их учат, как реагировать, как предложить помощь, куда обратиться за ней, как сказать: я за тебя переживаю. Потому что чаще всего первыми замечают, что что-то не так, именно друзья.
Как справиться с подростковой депрессией?
Есть разные мнения. В основном, специалисты сходятся на том, что лучше всего сочетать медицинскую терапию: антидепрессанты, которые выписывает врач-психиатр, — и психотерапию. Для того чтобы сделать подростка сильным перед лицом депрессии, ему нужно дать такие важные навыки, как способность распознавать и выражать свои чувства, и, наоборот, немного отстраняться от эмоций, не давать им себя захватывать.
Депрессия — это излечимое заболевание. Оно довольно хорошо изучено, мы хорошо представляем себе, как с ним работать. Хотя, чем моложе человек, тем запутаннее его история болезни, а сегодня депрессия молодеет.
Среди психических заболеваний депрессия — самое распространенное, и она встречается все чаще. В таких случаях всегда есть вопрос — это действительно эпидемия или это связано с гипердиагностикой? Правда, наверное, посередине. Но если мы будем искать причины распространения депрессии в современном мире, мы их, конечно, найдем: изменились отношения между людьми, сегодня не так много прочных позитивных отношений, темп жизни ускорился, мы стали куда больше ждать и требовать от детей.
Главное средство для профилактики депрессии — это создать вокруг ребенка сеть прочных, поддерживающих, позитивных отношений. То, что помогает справляться со стрессами жизни, в том числе в эмоциональной. В центре «Перекресток» ведутся программы поддержки подростков и их родителей, которые столкнулись с депрессией.
ее знакомые винят во всем дистанционку
Учительница русского языка из поселковой школы самовольно ушла из жизни в разгар летних каникул. На прощание с ней пришли 80 человек. Что стало причиной поступка — депрессия, болезнь или непомерная нагрузка в связи с дистанционным обучением — разбирались корреспонденты КП-Новосибирск.
«ОБЪЯСНИТЬ НИЧЕГО НЕ МОГУ»
Трагедия произошла в ночь на 14 июля и потрясла жителей Коченевского района — одна из педагогов средней школы внезапно ушла из жизни. 45-летняя Антонина Большакова* работала в родной школе всю свою взрослую жизнь, готовила медалистов и победителей олимпиад по русскому языку. Родители до сих пор в шоке — женщина не имела вредных привычек, боролась за каждого ребенка и вытягивала даже сельских двоечников, помогая поступить в вуз. Коллеги ее уважали, а с учениками конфликтов не было.
— Антонина Николаевна очень любила поселок и вернулась в родную школу сразу после института. Не думаю, что причина такого ухода кроется в профессиональной деятельности, но и объяснить ничего не могу, — призналась КП-Новосибирск одна из коллег учительницы.
Церемония прощания собрала 80 человек, среди скорбящих было множество школьников — дети плакали рядом с закрытым гробом.
Погибшая учительница (слева) считалась самой ответственной в школе. Фото: предоставлено Валентиной СЕСЕРОВОЙ.
ДЕПРЕССИЯ НА ДИСТАНЦИОНКЕ
Родители называют погибшую учителем от Бога, но что же заставило женщину оставить школу, а также мужа и сына-подростка? Возможно, продолжительная депрессия.
— Думаю, слом произошел именно после пандемии, из-за перегрузки на работе. Она не смогла поделиться внутренними переживаниями, все-таки она привыкла решать чужие проблемы, а не говорить о своих. Это был эмоциональный срыв. В последнее время она стремилась к философии, хотела навести порядок в своей голове, думала, что справится. Я говорила ей о том, что нужно отдохнуть на природе, что ей необходимо выплеснуть все то, что накопилось негативного. Вдобавок влияло еще и замкнутое помещение, она не любила рамки и боялась закрытых пространств, — рассказала КП-Новосибирск близкая подруга погибшей Валентина Сесерова.
Другие учителя анонимно подтвердили: введение дистанционного обучения из-за коронавируса потребовало от сельских педагогов серьезных усилий. В деревнях новый формат давался сложнее, чем в городе. У некоторых школьников дома нет интернета, это тоже добавляло трудностей.
— На нас легла огромная нагрузка. Мы работали практически круглосуточно, особенно учителя русского языка. Это не те часы, которые были у нас по урокам, — мы теперь должны были еще и очень много проверять, — объяснила коллега погибшего педагога.
Ученики уважали и даже немного побаивались Антонину Николаевну, а из всех домашних заданий спешили сначала сделать русский язык.
— Некоторых детей пугали дисциплина и требовательность. Она была строгой к детям и к себе, но все ее ученики сдавали ЕГЭ и ОГЭ на хорошие баллы. На дистанционном обучении она скинула нам программу — Антонина Николаевна сама сочиняла тесты и высылала нам. Мы готовились к ОГЭ, — поделилась с КП-Новосибирск ученица девятого класса.
Антонина Николаевна готовила из сельских детей медалистов, поступающих на бюджет. Фото: предоставлено героями публикации.
НИ РАЗУ НЕ ВЫХОДИЛА НА БОЛЬНИЧНЫЙ
Директор школы по телефону прокомментировать трагедию не смог. В управлении образования администрации Коченевского района тоже отказались рассказать о причинах поступка и попросили направить официальный запрос. Но школьный психолог с трудом верит, что депрессия могла быть вызвана только работой:
— Это очень большая потеря для школы, Антонина Николаевна была одним из лучших специалистов. Очень любила школу. Но я не думаю, что причиной могли быть трудности, связанные с дистанционным образованием. Скорее, сработал накопительный эффект. Учительница в течение 25 лет ни разу даже на больничный не выходила — настолько была ответственной.
В поселке сейчас строят версии, говорят, что после введения режима самоизоляции учительница обратилась за помощью к врачам, в больнице могли выявить тяжелое заболевание. Вдруг это, а не нагрузка на работе, легло в основу депрессии и привело к трагедии?
Что же стало истинной причиной смерти учителя — теперь выясняют следователи.
— Назначена доследственная проверка по факту гибели женщины, — прокомментировала КП-Новосибирск Анастасия Кулешова, старший помощник руководителя СКР по Новосибирской области.
* Имя и фамилия изменены из этических соображений.
К ЧИТАТЕЛЯМ
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:
Редакция: (383) 289-91-00
Viber/WhatsApp: 8-923-145-11-03
Почта: [email protected]
Во втором учебном полугодии в моем кабинете начинается сначала слабый, а к весне усиливающийся поток родителей выпускников и самих подростков с жалобами на слабость, внезапно появившуюся слезливость, непонятные головные боли. Дети, которые до сих пор радовали родительские сердца упорным постижением всяческих наук, перестают интересоваться чем бы то ни было, ложатся на диван, отворачиваются к стене и перестают выходить на связь.
Подростковая депрессия у всех на слуху. А вот слово «сепарационная» вызывает вопросы. Постараюсь объяснить.
Подростковая (сепарационная) депрессия – это состояние, при котором наблюдаются ухудшение самочувствия по трем направлениям: снижение настроения (подавленность, вялость, слезливость, утомляемость, печаль, тоска), расстройство сна (не может заснуть вечером, плохо встает утром, просыпается ночью (обычно часа в четыре) и не может потом заснуть обратно), расстройство аппетита (перестает есть или, наоборот, «жрет, как не в себя». Не путать с нормальным волчьим аппетитом, сопровождающим бешеный рост. Т.е., если ребенок ест много, вы не успеваете забивать холодильник, но он при этом бодр и весел, а только прибавляет по размеру в месяц, в основном в росте и в ноге, — все в порядке, расслабьтесь).
Причиной этого расстройства обычно является сочетание нескольких факторов: наследственность (тут все понятно, если у родителей было – у детей, скорее всего, тоже проявится, но не у всех и не обязательно), бурная гормональная перестройка (главное слово «бурная», взрывная, т.е. лег спать детеныш, а проснулся уже подросток со всеми бонусами), хронический стресс, связанный с перегрузками.
Вот тут надо остановиться подробно.
Два важных рубежа должны взять наши дети как раз в самый разгар пубертата: ГИА и ЕГЭ. А, как мы все имеем счастье наблюдать, вокруг довольно банального и не слишком сложного экзамена накручивается просто тайфун тревоги и завышенных ожиданий. «Это главный экзамен в вашей жизни!! То, как вы сдадите ЕГЭ, определит всю вашу дальнейшую карьеру!». Почему? Отчего так?
На самом деле, ничего ЕГЭ не определяет. Если бы над нашими детьми не висел постоянно дамоклов меч «забреют лоб и пойдешь служить», то есть, не сдашь экзамен – погибнешь, стали бы мы так убиваться насчет поступления в институт? Ну, не поступил в этот год – поступит на следующий, пойдет работать, как раз будет время понять, чего хочется в жизни.
Но нет. Нам (родителям) очень страшно, поэтому мы всячески стараемся подстелить соломки и отвести беду руками репетиторов, дополнительных занятий, уроками до полуночи.
Хотя, с физиологической точки зрения, самое полезное для детей в этом возрасте – много работать на свежем воздухе, женихаться и заниматься самопознанием.
И, как ни странно, поздно ложиться и поздно вставать. Не говоря уже о том, что, на самом деле, совсем не всем людям нужно высшее образование, и большинство населения осознает свое истинное предназначение ближе к 35 годам, 80% выпускников вузов никогда не работают по специальности, обозначенной в дипломе. Скажем честно: четыре или шесть лет в институте – это просто способ легально продлить детство и убрать миллионную армию молодых людей с рынка труда.
Так что, дорогие родители, вторая по значимости причина возникновения депрессии у подростков – наши с вами тревоги и (завышенные) ожидания.
Кроме того, мы подталкиваем детей к выходу из нашего теплого, уютного, безопасного гнезда в сторону непредсказуемого, возможно жестокого, и уж точно ни капли не дружелюбного внешнего мира.
Мы говорим «определись с профессией», «реши, кем ты хочешь быть» — а он слышит «стань взрослым, слезь с нашей шеи, иди сражайся с драконами».
Ему страшно, его разрывает два противоположно направленных влечения: к свободе и к безопасности. Если бы можно было остаться дома, но иметь все права взрослого!
Родителям тоже как-то зябко и тревожно, поэтому их послания слегка противоречивы: мы хотим, чтобы ты был взрослым и ответственным, но проверяем уроки и бежим за лифтом по лестнице «надень шапку!». Если добавить, что у самих родителей в это время (как правило) кризис среднего возраста… Хорошо, если в семье есть надежные представители старшего поколения, которые помогут удержать руль.
Как распознать
Главное, на что стоит обратить внимание, как уже было сказано выше, на большую депрессивную триаду: сон, аппетит, настроение.
Перемежающиеся головные боли непонятного происхождения, тошнота и боль в животе, постоянные ОРВИ могут быть соматическими (телесными) проявлениями депрессии. У девочек очень часты проявления того, что участковые врачи называют «вегето-сосудистой дистонии»: экстремально низкие показатели артериального давления, сердцебиения, потливость. Да, если девушка прибавила за год 10-15 см в росте, у неё неустойчивый месячный цикл, она бледная и под глазами тени, время от времени валится в обморок, можно назвать это ВСД. А можно – панической атакой.
Так что, уважаемые родители, если это состояние продолжается дольше месяца-двух, я бы показала ребенка специалисту, в идеале – невропатологу или психотерапевту. Ваша проблема может быть решена приемом специальных препаратов, но назначать их должен врач. Не слушайте тех, кто говорит «да попей ты ново-пассит (валерьянку, пустырник, настойку пиона и пр.), все и пройдет. Вряд ли, а время упустите.
Еще очень помогает посещение остеопата и курс массажа, по очень простой причине: мозг начинает получать нормальное питание, ему становится «веселей», ребенок быстрее и лучше восстанавливается после нагрузок.
Что вредит и усугубляет
Тут я Америку не открою: гаджеты. Да, мы все знаем, как трудно вырвать из рук чадушка смартфончик или планшет в два часа ночи. Ищите способы, ставьте прерыватель на точку доступа, вводите комендантский час. Но будьте непоколебимы: ночь существует, чтобы спать. Не можешь заснуть – почитай книжку (бумажную), прими теплый душ, выпей молока с медом. Но я не дам тебе окончательно загубить твое хрупкое здоровье. Можешь начинать на меня злиться. Я переживу.
Депрессия боится солнечного света. Поэтому используйте любой предлог и любую возможность, чтобы ваш подросток бывал на улице днем. Посылайте его за младшей сестрой в садик, в дальний магазин за хлебушком, пешком до метро. Ходить тоже очень важно, сгорают лишние негативные эмоции.
Безудержная тяга к сладкому, особенно к молочному шоколаду, тоже может быть проявлением дисбаланса в организме. С другой стороны, в период повышенных умственных нагрузок мозгу нужно дополнительное питание. Предложите вашему подросшему ученику провести эксперимент с наблюдением: когда тебе хочется сладкого, попробуй заменить его: мясом, яйцом, орехами, фруктовыми чипсами, бананом. Ему может банально не хватать цинка и магний, которые, помимо всего прочего, отвечают и за иммунитет. В любом случае, большая миска зерновых хлопьев с шоколадным молоком должна примирить его с несовершенством мира.
Почитайте мануалы в картинках о депрессии. Не думайте, что это «от лени», «надо взять себя в руки», «да на тебе пахать можно!». Ему и правда очень плохо. Если состояние подавленности и бессилия длится больше 6 недель – это серьезный повод обращаться за помощью к специалистам. И я всеми руками за терапию, медикаменты плюс разговоры могут сильно улучшить состояние всей вашей семьи.
Источник
Когда подростки терпят неудачу или плохо ведут себя в школе, родители могут реагировать с понятным разочарованием и пробовать разные стратегии, от взяточничества до наказания, чтобы заставить своего подростка изменить ситуацию. Когда все рушится, напряжение возрастает, и все раздражаются и не могут найти причину – и решить – проблемы в школе.
Депрессия, а не преднамеренность или лень. Приблизительно от 4% до 12% школьников (в зависимости от их возраста) соответствуют критериям депрессии, и поскольку депрессия – это не только домашний опыт, вероятно, это также повлияет на успеваемость подростков в школе. Подростки, страдающие депрессией, обычно испытывают трудности с окончанием школы и подвергаются риску нехватки учебы и неудачи Без ранней диагностики и лечения у подростков, вероятно, будет отрицательный цикл депрессии> школьная неудача> повышенная депрессия из-за неудачи.
Школьные неудачи негативно влияют на самооценку подростков. Подавленный подросток имеет право работать со своими академическими и интеллектуальными способностями. Он редко выполнил домашнее задание, и его оценки, скорее всего, упадут, потому что он устал и ему трудно сосредоточиться. Что еще хуже, его учителя не знают симптомов депрессии.
Школа также может стать источником стресса для ваших подростков. Для подростков с депрессией школа может быть основной ситуацией, в которой к ней предъявляются значительные требования. Если вашему ребенку трудно присоединиться к группе сверстников, это может привести к значительному социальному стрессу.
Депрессия может повлиять на ваших подростков в следующих областях в школе:
Как распознать депрессию и помочь подростку с ней справиться, рассказала Елена Сизикова, психолог семейного центра «Кутузовский», работающего при активной поддержке Департамента соцзащиты города Москвы.
— Какие симптомы должны насторожить родителей?
— Нарушение сна: бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности с концентрацией. Испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении: гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или, наоборот, казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.
— Чем опасно такое состояние?
— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.
— Как этого не допустить? Что делать, если появились такие симптомы?
— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.
Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Главное — это стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.
— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?
— Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс: тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.
— Вы сказали, что не нужно избегать конфликтов, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?
— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Это просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор. Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми: взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.
Как правильно говорить с подростком
Если вы слышите от ребенка, что он ненавидит учебу, класс, то ни в коем случае не нужно говорить: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!». На эту фразу лучшим ответом будет: «Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
На фразу «Все кажется таким безнадежным…» важно ответить примерно так: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь». И никогда не отвечайте на нее: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
На слова «Всем было бы лучше без меня!» лучше всего отреагировать так: «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». И ни в коем случае не так: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
Если вы услышите от подростка, что не понимаете его, обязательно скажите: «Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». Никогда не говорите ему слова: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»На фразу «Я совершил ужасный поступок…» лучше отреагировать так: «Давай сядем и поговорим об этом». Не стоит говорить: «Что посеешь, то и пожнешь!»
И крайне важно поддержать подростка. Поэтому на слова «А если у меня не получится?» нужно отвечать: «Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное». И никогда — «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»
Есть много способов поговорить о депрессии с семьей и друзьями, но наиболее важным для меня является то, чтобы люди знали, что бояться нечего. Подобно тому, как людям часто бывает очень трудно говорить о смерти, многие также считают депрессию сложной темой.
Очень важно, чтобы ученики знали, что семья, друзья и учителя знают, что депрессия является следствием целого ряда различных факторов, и им просто нужно понимать и представлять.
В фильме «Маленькая мисс Саншайн» есть замечательная сцена, в которой главный герой, Дуэйн, узнает, что он дальтоник и не может осуществить свою мечту стать летчиком военно-воздушных сил. Что больше всего помогает Дуэйну, так это то, что его младшая сестра сидит рядом с ним и кладет голову ему на плечо. Она просто присутствует. Для семьи, друзей и учителей важно знать, что это присутствие и сострадание — самая важная вещь.
Можно говорить друзьям о депрессии, если это помогает ученику чувствовать, что его понимают и поддерживают, и также хорошо, если ученик хочет иметь место, чтобы иметь возможность решить эти проблемы по-своему.
Сьюзен Лихтфусс:Если вам неудобно говорить с друзьями о своих чувствах депрессии, важно найти человека, с которым вам удобно доверять, например взрослого, которому вы доверяете. Не держите свои чувства депрессии при себе.
Доктор АлсиВажно донести до друзей, что депрессия иногда мешает быть социальным из-за того, как она поглощает энергию и интерес.Полезно сообщить друзьям, что это не личное — это часть внутреннего процесса. Депрессия часто действует, заставляя кого-то отступать и отступать, чтобы он мог понять, что происходит со всеми чувствами, которые он не смог проявить.
Сьюзен Лихтфусс:Иногда люди изолируют себя, потому что у них слишком сильная внутренняя боль, чтобы притворяться, что они в порядке.Они могут быть не в состоянии понять вещи. Это может быть предупреждением о самоубийстве. Если вы чувствуете себя подавленным своими чувствами депрессии, вы не должны держать их при себе. Найдите доверенного взрослого, которому можно доверять, обратитесь за помощью в центр психиатрической помощи в вашем кампусе или позвоните по горячей линии самоубийства (1-800-273-8255), если вам нужно немедленно поговорить с кем-то.
Доктор АлсиМожет быть полезно поговорить с профессорами, если вы чувствуете себя комфортно и безопасно с ними, и если вы думаете, что это может помочь объяснить некоторые из ваших проблем в классе, или если вы хотите, чтобы кто-то еще в вашей группе поддержки помогал вам через.Кто-то вроде учителя, который понимает и находится в вашем углу, может иметь очень большое значение!
Доктор АлсиДепрессия может быть очень изнурительной и может сильно мешать академической деятельности. Совершенно понятно и разумно искать приспособления, когда вы действительно боретесь. Лучший способ — обратиться в офис служб по вопросам инвалидности и / или в консультационный центр, чтобы согласовать план, соответствующий вашим эмоциональным и академическим целям.
,Руководство для студентов колледжа по депрессии
К сожалению, депрессия не редкость. Американская психиатрическая ассоциация (APA) сообщает, что каждый шестой человек в какой-то момент жизни испытывает депрессию. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 300 миллионов человек в мире живут с депрессией. Национальный альянс по психическим заболеваниям сообщает, что 75% всех психических заболеваний начинаются к 24 годам.
Депрессия определяется APA как продолжительное чувство грусти от умеренной до тяжелой и / или потеря интереса к некогда приятным занятиям.Это может вызвать многочисленные проблемы, включая проблемы со сном, потерю аппетита или увеличение веса, а также трудности при выполнении повседневных задач. Для студентов колледжа с депрессией болезнь может повлиять на способность сосредоточиться, учиться и успешно выполнять задания и тесты, необходимые для получения диплома.
Депрессия может ударить в любой момент в чьей-либо жизни. В этом руководстве объясняются общие причины и признаки депрессии, как искать лечение депрессии, а также ресурсы для студентов колледжа, которые испытывают это психическое расстройство.
Распространенные причины депрессии
Депрессия может быть вызвана как генетическими, так и внешними факторами. Общие причины депрессии, указанные APA, включают:
- Биохимия , что означает, что химические вещества в мозге могут повлиять на вероятность возникновения депрессии у человека.
- Генетика , потому что депрессия может быть унаследована. Идентичные исследования близнецов показали 70% вероятности того, что у идентичного близнеца будет депрессия, когда у другого близнеца депрессия.
- Личность , так как люди с личностными характеристиками, такими как низкая самооценка, пессимистический взгляд на жизнь и низкая способность справляться со стрессом, чаще испытывают депрессию.
- Внешние факторы , такие как подверженность насилию, насилию или значительным убыткам.
стрессовый для всех типов студентов. Основные жизненные события, даже положительные, такие как начало колледжа, могут быть трудно адаптироваться.
Признаки депрессии в колледже
Каждый может время от времени сталкиваться с симптомами депрессии.Однако индикатор депрессии — это когда симптомы затягиваются и мешают повседневному функционированию в течение пары недель или дольше. Врачи и психиатры исповедуют
.Депрессия
Депрессия — это распространенное заболевание во всем мире, в котором пострадали более 264 миллионов человек (1). Депрессия отличается от обычных колебаний настроения и кратковременных эмоциональных реакций на вызовы в повседневной жизни. Особенно, когда длительно и с умеренной или серьезной интенсивностью, депрессия может стать серьезным состоянием здоровья. Это может привести к тому, что пострадавший сильно пострадает и плохо функционирует на работе, в школе и в семье. В худшем случае депрессия может привести к самоубийству.Ежегодно от самоубийств умирает около 800 000 человек. Самоубийство является второй по значимости причиной смерти среди 15-29-летних.
Несмотря на то, что существуют известные эффективные методы лечения психических расстройств, от 76% до 85% людей в странах с низким и средним уровнем дохода не получают лечения от своего расстройства (2). Препятствия для эффективного ухода включают в себя нехватку ресурсов, нехватку квалифицированных медицинских работников и социальную стигму, связанную с психическими расстройствами. Еще одним препятствием для эффективного ухода является неточная оценка.В странах с любым уровнем дохода людям, страдающим депрессией, часто ставят неправильный диагноз, а другим, у которых нет этого расстройства, слишком часто неправильно диагностируют и назначают антидепрессанты.
Бремя депрессии и других психических расстройств растет во всем мире. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения, принятая в мае 2013 г., призывает к всестороннему, скоординированному реагированию на психические расстройства на уровне страны. \ NТипы и симптомы
В зависимости от количества и степени выраженности симптомов можно классифицировать депрессивный эпизод. как мягкий, умеренный или тяжелый.
Ключевое различие также делается между депрессией у людей, которые имеют или не имеют истории маниакальных эпизодов. Оба типа депрессии могут быть хроническими (то есть в течение длительного периода) с рецидивами, особенно если они не проходят лечение.
Рецидивирующее депрессивное расстройство: Это расстройство включает повторные депрессивные эпизоды. Во время этих эпизодов человек испытывает подавленное настроение, потерю интереса и удовольствия и снижение энергии, что приводит к снижению активности в течение по крайней мере двух недель.Многие люди с депрессией также страдают от симптомов тревоги, нарушения сна и аппетита и могут испытывать чувство вины или низкую самооценку, плохую концентрацию и даже симптомы, которые не могут быть объяснены медицинским диагнозом.
В зависимости от количества и тяжести симптомов депрессивный эпизод можно отнести к категории легких, умеренных или тяжелых. Человек с легким депрессивным эпизодом будет иметь некоторые трудности с продолжением обычной работы и социальной деятельности, но, вероятно, не прекратит функционировать полностью.Во время тяжелого депрессивного эпизода маловероятно, что страдалец сможет продолжать заниматься социальной, рабочей или домашней деятельностью, кроме как в ограниченной степени.
Биполярное аффективное расстройство: Этот тип депрессии обычно состоит из маниакальных и депрессивных эпизодов, разделенных периодами нормального настроения. Маниакальные эпизоды включают повышенное или раздражительное настроение, чрезмерную активность, давление речи, завышенную самооценку и снижение потребности во сне.
Способствующие факторы и профилактика
Депрессия является результатом сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов.Люди, которые пережили неблагоприятные жизненные события (безработица, тяжелая утрата, психологическая травма), более склонны к развитию депрессии. Депрессия, в свою очередь, может привести к усилению стресса и дисфункции и ухудшить жизненную ситуацию пострадавшего и саму депрессию.
Существует взаимосвязь между депрессией и физическим здоровьем. Например, сердечно-сосудистые заболевания могут привести к депрессии и наоборот.
Профилактические программы показали снижение депрессии. Эффективные общественные подходы к профилактике депрессии включают школьные программы для улучшения модели позитивного мышления у детей и подростков.Вмешательства для родителей детей с поведенческими проблемами могут уменьшить симптомы депрессии у родителей и улучшить результаты для их детей. Программы упражнений для пожилых людей также могут быть эффективными в профилактике депрессии. \ NДиагностика и лечение
Существуют эффективные методы лечения умеренной и тяжелой депрессии. Медицинские работники могут предлагать психологические методы лечения, такие как поведенческая активация, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и межличностная психотерапия (ИПТ), или антидепрессанты, такие как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и трициклические антидепрессанты (ТСА).Медицинские работники должны помнить о возможных неблагоприятных последствиях, связанных с приемом антидепрессантов, способностью оказывать вмешательство (с точки зрения опыта и / или доступности лечения) и индивидуальными предпочтениями. Различные форматы психологического лечения для рассмотрения включают индивидуальное и / или групповое психологическое лечение лицом к лицу, проводимое профессионалами и находящимися под наблюдением непрофессионалами. \ NПсихосоциальное лечение также эффективно при легкой депрессии.Антидепрессанты могут быть эффективной формой лечения умеренно-тяжелой депрессии, но не являются первой линией лечения случаев легкой депрессии. Они не должны использоваться для лечения депрессии у детей и не являются первой линией лечения у подростков, среди которых их следует применять с особой осторожностью.
Реакция ВОЗ
Депрессия является одним из приоритетных состояний, охватываемых Программой действий ВОЗ по охране психического здоровья (mhGAP). Программа направлена на то, чтобы помочь странам расширить услуги для людей с психическими, неврологическими расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, посредством помощи, предоставляемой работниками здравоохранения, которые не являются специалистами в области психического здоровья.ВОЗ разработала краткие руководства по психологическому вмешательству при депрессии, которые могут быть прочитаны непрофессионалами. Примером является «Управление проблемами плюс», в котором описывается использование поведенческой активации, тренировка расслабления, лечение для решения проблем и усиление социальной поддержки. Более того, в руководстве «Групповая межличностная терапия (IPT) для депрессии» описано групповое лечение депрессии. Наконец, Thinking Healthy охватывает использование когнитивно-поведенческой терапии при перинатальной депрессии.
Справочная информация
1.Сотрудники GBD 2017 по заболеваемости и травмам и распространенности. (2018). Глобальная, региональная и национальная заболеваемость, распространенность и годы жизни с инвалидностью для 354 болезней и травм в 195 странах и территориях, 1990–2017 годы: систематический анализ для исследования глобального бремени болезней 2017 года. The Lancet. DOI.
2. Wang et al. Использование служб охраны психического здоровья при тревожных расстройствах, расстройствах настроения и психических расстройствах в 17 странах в рамках всемирных исследований ВОЗ по охране психического здоровья. Ланцет. 2007; 370 (9590): 841-50.
«,» datePublished «:» 2020-01-30T10: 17: 00.0000000 + 00: 00 «,» image «:» https://www.who.int/images/default-source/imported/depression- world-health-day.jpg? sfvrsn = 9925e07a_0 «,» publisher «: {» @ type «:» Organization «,» name «:» Всемирная организация здравоохранения: WHO «,» logo «: {» @ type «:» ImageObject » «URL»: «http://www.who.int/Images/SchemaOrg/schemaOrgLogo.jpg», «ширина»: 250, «высота»: 60}}, «dateModified»:» 2020-01- 30T10: 17: 00,0000000 + 00: 00″ , «mainEntityOfPage»: «https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/depression», «@context»: «HTTP: // схемы ,орг», «@ типа»: «Статья»}; ,Каждый пятый директор школы перегружен стрессом на рабочем месте, опрос показал, что, по словам эксперта, результаты указывают на «надвигающийся кризис».
Ключевые моменты:
- Обследование показало, что почти половина руководителей столкнулась с угрозами насилия на работе
- Каждый третий испытал фактическое насилие
- Половина всех руководителей работали 56 часов в неделю, 27% работали до 65 часов
Результаты Основного обзора состояния здоровья и благополучия 2017 года показали, что почти половина респондентов сталкивались с угрозами насилия на работе, а каждый третий сталкивался с фактическим насилием.
Цифры были самыми высокими с тех пор, как семь лет назад началось национальное исследование.
Чуть менее 2800 директоров, заместителей и помощников директоров со всей страны приняли участие в последнем опросе, который был проведен учеными из Австралийского католического университета (ACU) и при поддержке школьных ассоциаций и профсоюзов учителей.
Руководители школ из всех секторов были представлены.
Обследование показало, что более половины всех директоров работали более 56 часов в неделю, а 27 процентов работали до 65 часов в неделю.
Директора сообщили о более высоком уровне выгорания, чем население в целом, вдвое больше проблем со сном из-за стресса и были более подвержены риску депрессии.
Хотя уровень удовлетворенности работой в целом был высоким, учителя во всех секторах сказали, что не чувствуют поддержки со стороны своих работодателей.
Большое количество работы и нехватка времени, чтобы сосредоточиться на преподавании и обучении, были двумя основными причинами стресса.
Принципалы заявили, что бюрократизм и растущие требования к ответственности, предъявляемые правительствами, препятствуют преподаванию и обучению в классе.
ACU Доцент кафедры лидерства в сфере образования Филипп Райли, главный исследователь в опросе, сказал, что результаты показали, что требования по найму на работу директоров не являются приемлемыми.
«Когда у каждого пятого руководителя есть серьезные признаки дистресса, у нас возникает системная проблема, а не индивидуальная проблема», — сказал доктор Райли.
«Они платят очень много с точки зрения их общего здоровья и, конечно, их психического здоровья».
Д-р Райли сказал, что самым тревожным выводом было то, что директора школ оценили уровень поддержки, которую они получили от своего работодателя, ниже, чем один, по шкале от одного до 10.
Они также выразили разочарование политическим и бюрократическим вмешательством в работу педагогов.
Если вам или кому-либо из ваших знакомых нужна помощь:
«Политики любят говорить, что собираются радикально изменить образование к лучшему», — сказал доктор Райли.
«То, что это обычно означает, — чертовски много дополнительной работы для принципалов без реальных реальных изменений.
» Вместо того, чтобы доверять принципалам, которые делают свою работу честно и честно, она была заменена массивными контрольными списками, которые они тратят много времени на заполнение.
«Мы действительно находимся в точке, где у нас надвигающийся кризис, я думаю, с точки зрения школьного лидерства.
» И мы должны это решить. Прежде всего, нужно сказать, что у нас серьезная проблема, и нам нужно изменить способ, которым мы разработали эту работу.
«Практически невозможно стать директором школы и выжить в течение долгой карьеры».
В 2014 году родители и ученики были шокированы самоубийством популярного директора Мельбурнской школы доктора Марка Томпсона.
18-месячное исследование WorkCover показало, что стресс, связанный с работой, способствовал смерти.
Бесплатные проверки состояния здоровья для викторианских директоров школ
Сегодня правительство Виктории объявит о запуске программы бесплатных проверок здоровья для директоров школ.
Проверки являются добровольными и конфиденциальными.
Викторианский директор школы Гленн Батлер проверил свое кровяное давление. (ABC News: Scott Jewel)Гленн Батлер, директор начальной школы Маунт-Вью в Глен-Уэверли на востоке Мельбурна, принял участие в одной из первых проверок здоровья вчера.
Они включают патологические тесты, которые измеряют холестерин, функцию печени и почек, скрининговые опросники по психическому здоровью и выявление факторов риска.
Принципалы затем связываются для дальнейшего контроля со своим обычным врачом общей практики, если это необходимо.
После того, как г-н Батлер принял первоначальный вопросник, он сказал, что ему позвонили.
«Мне было ясно, что бывают случаи, когда я испытываю очень высокую степень стресса», — сказал Батлер.
«Часто, когда плавание идет гладко и все работает гармонично, это очень приятная работа, но бывают критические времена, когда стрессы и тревоги действительно накапливаются друг на друге.«
Г-н Батлер сказал, что хочет показать пример всем учителям в своей школе.
« Я действительно призываю всех моих учителей и руководителей средних школ разработать здоровую диету, уделять время в течение недели регулярным физическим упражнениям и перерывам но также делайте простые вещи, такие как приходить в комнату для персонала и смеяться друг с другом во время перерыва на перерыв и в обеденный перерыв », — сказал он.
« В конце концов, все в сообществе получат выгоду, потому что у вас будет гораздо более эффективный и высоко заряженные учителя, которым нравится работа, и директора, которые увлечены, но способны и постоянно заряжены работой.«
.