Характеристика воображения: Характеристики воображения

Содержание

Характеристики воображения

К ведущим характеристикам воображения относятся яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.

Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения. Малыши порой путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями, персонажами. Фантазия заменяет.и замещает им реальную действительность в игре и некоторых видах продуктивной деятельности.

Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей. Чем полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем с большей легкостью она будет реализована в жизни. В то же время есть особый тип людей, называемых мечтателями, прожектерами, субъектами «не от мира сего», чье воображение резко отличается от действительности, сегодняшних реалий Жизни. В этом смысле реалистичность воображения противоположна фантастичности.

Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.

Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов. Подтверждением могут служить различные страхи невротиков, которые замещают реальные события их проигрыванием в своем воображении. Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей — грезы, эротические фантазии. Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.

На основе выделения ведущей модальности в процессах приема и переработки информации была осуществлена

классификация людей в рамках неиролингвистического программирования (НЛП). Согласно ей, у визуалистов преобладают зрительные образы, у кинестетиков — двигательные и тактильные, у аудиалистов — звуковые.

Тендерные исследования, направленные на изучение различий в воображении мужчин и женщин, показали, что представители «сильной половины человечества» в среднем обладают большей реалистичностью и контролируемостью образов воображения. Женщины же в целом имеют более высокие показатели по параметру яркости. В отношении степени активности — пассивности значимых различий обнаружено не было.

С возрастом повышается продуктивность процессов воображения. Л.С. Выготский экспериментально доказал справедливость этого положения. Убеждение в том, что дети обладают «лучшим» воображением, чем взрослые, несправедливо. Эта неверная точка зрения объясняется относительно более ранними сроками развития функции воображения по сравнению с другими психическими процессами, в частности логической памятью и мышлением. Отсутствие самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

В период юности продуктивность образной сферы существенно возрастает. Именно на этой стадии своего развития люди планируют будущее, у них наблюдается тяга к творчеству, а их творческий потенциал максимально высок.

Наличие у человека ряда личностных особенностей (невротических черт, внушаемости, аутичности и т.п.) накладывает отпечаток на протекание процессов воображения. Так, высокая внушаемость резко снижает активность и устойчивость образов воображения (например, целей, идеалов), делает их легко изменяемыми, корректируемыми со стороны других людей. А склонность уходить в себя (аутичность) тесно коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Но рассмотрение этих особенностей является задачей специальных разделов психологии. Заметим лишь, что психический склад личности проявляется не только в поведении, но и в особенностях протекания психических процессов, в частности воображения.

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ. Шпаргалка по общей психологии

48. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда – специфически человеческой деятельности – из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения создаются путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности человека.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (т.к. ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики). Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.

Загадочность этого феномена: до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.

Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности — составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут  изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктами подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека.

Шпаргалка 100 ответов по психологии

Страница 32 из 100

32. Общая характеристика воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о» раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.



1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.

Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. с. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ — Лекции. Курс «Общая психология»

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характеризуется неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средствомих удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.

Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Что такое воображение? — Docsity

Реферат по предмету ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ На тему Воображение Студент: Баскакова Виктория Сергеевна Тьютор: Полякова Ольга Борисовна 2018 Оглавление 1. Введение 2. Общая характеристика воображения 3. Функции 4. Виды 5. Воображение и стремление к достижению 6. Способы развития воображения 7. Репродуктивное воображение 8. Отличия 9. Функции репродуктивного воображения 10. Заключение 11. Список используемой литературы 12. Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.). Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи. 3. Функции 1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов. 2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий. 3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании. 4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование. 4. Виды Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает. ■ Активное воссоздающее строит образ по описанию. ■ Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало. Вся культура создана творческим воображением. Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне. ■ Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии. ■ Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы. 5.Воображение и стремление к достижению Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться. С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша. 6.Способы развития воображения 1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов. 2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы. 3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц. 4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности. 5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д. Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения, сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь. не меньшей степенью активности. Иначе эти талантливые люди просто каждый раз бы «изобретали свой велосипед». 9.Функции репродуктивного воображения Репродуктивное воображение, таким образом, позволяет человеку создать в своем сознании необходимую подготовку, эмоциональную и информационную базу для любых концептуальных прорывов, и служит надежной основой в практической плоскости применения и устоявшихся, и новых концепций. 10.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Следует отметить, что наряду с восприятием, памятью и мышлением, воображение играет важную роль в деятельности человека. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. С деятельностью воображения связано формирование ряда морально-психологических качеств человека – гуманности, чуткости, чувства обязанности и т.д. Функции воображения: создания новых образов – опережающее отражение действительности. Механизмы воображения: диссоциация впечатлений и элементов в новые комбинации. 11.Список используемой литературы: 1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») 2. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004, изд. «Рефл- бук». 3. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. -М.: 1989.

8 типов воображения

8 типов воображения

by Персонал TeachThought

Воображение имеет решающее значение для инноваций и обучения, но что именно?

Доктор Мюррей Хантер из Университета Малайзии Перлис объясняет, что воображение отчасти помогает восполнить пробелы в наших знаниях.

«Воображение — это способность формировать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или повествования о том, что не воспринимается нашими органами чувств.Воображение является проявлением нашей памяти и позволяет нам тщательно исследовать наше прошлое и строить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но которые могут существовать.

Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Воображение расширяет наш опыт и мысли, позволяя составить личное мировоззрение, которое снижает чувство неуверенности. Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в наших знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые раскрывают смысл двусмысленности ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, когда информация отсутствует, что является важной функцией управления нашей памятью.Это частично объясняет, почему люди по-разному реагируют на то, что они видят, из-за уникальных интерпретаций, которые они делают, основываясь на различных предшествующих знаниях и опыте. Воображение позволяет нам создавать новые значения из когнитивных сигналов или стимулов в окружающей среде, что в некоторых случаях может привести к новому пониманию ».

И, как объясняет доктор Хантер, это не всегда сознательный процесс.

«Недавние исследования показали, что мозг периодически меняет фазовую синхронизацию во время сознания человека10, когда активируются нейронные сети, и этих коротких периодов может быть достаточно, чтобы доминирующее левое полушарие уступило место правому полушарию, позволяя человеку видеть окружающую среду, проблема или вопрос с новой точки зрения.”

Ниже доктор Хантер предложил восемь типов воображения, которые мы используем ежедневно.

8 типов воображения

1. Эффективное воображение объединяет информацию для синергии новых концепций и идей.

2. Интеллектуальное (или конструктивное) воображение используется при рассмотрении и разработке гипотез на основе различных фрагментов информации или обдумывании различных вопросов значения, например, в областях философии, управления или политики и т. Д.

3. Воображение фантазии Воображение создает и развивает рассказы, картины, стихи, театральные постановки, построение эзотерики и т. Д.

4. Сочувствие Воображение помогает человеку эмоционально узнать, что другие переживают, исходя из их системы координат.

5. Стратегическое воображение касается видения «того, что могло бы быть» , способности распознавать и оценивать возможности, превращая их в мысленные сценарии…

6.Эмоциональное воображение связано с проявлением эмоциональных предрасположенностей и расширением их в эмоциональных сценариях.

7. Сны — это бессознательная форма воображения, состоящая из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих во время определенных стадий сна.

8. Реконструкция памяти — это процесс восстановления нашей памяти о людях, объектах и ​​событиях.

Здесь вы можете прочитать о взглядах доктора Хантера на различные типы воображения.

8 типов воображения

Характеристики творческих людей | Инновации и воображение в действии 2004

Что заставляет одного человека использовать свое воображение с большей вероятностью, чем другого? Не менее важно, что заставляет одного человека чувствовать, что ему или ей разрешено, или даже требуется, , чтобы быть творческим? Если для вашей организации важен творческий подход, как вы можете выбрать сотрудников, которые будут соответствовать вашим потребностям? Если вы нанимаете творческих людей, как вы можете гарантировать, что удовлетворяете их потребности и максимизируете их творческий и творческий потенциал? Чтобы понять ответы на эти вопросы, мы должны сначала изучить характеристики творческих людей с богатым воображением.

Мы рассмотрим четыре признанные характеристики творческих личностей, обладающих богатым воображением: мотивация, опыт, готовность к риску и социальные навыки.

1. Мотивация

Исследования показывают, что одним из основных атрибутов творческих людей является высокая степень самомотивации. Творческие личности также демонстрируют некоторую степень самоудовлетворения. Они либо чувствуют, что что-то изменили, либо могут изменить ход событий. Они хотят чувствовать, что способствуют успеху задачи.Они полны энтузиазма, привлечены задачей и чувствуют, что работают над чем-то важным. Их основная мотивация — не деньги (это не означает, что деньги для них не важны, просто другие потребности имеют приоритет).

Задача организации состоит в том, чтобы создать среду, которая позволяет каждому из ее членов видеть свою роль как нечто важное, а их участие имеет решающее значение. Не менее важно обеспечить систему признания, которая соответствует этим мотивационным факторам.

2. Опыт

Чтобы проявить творческий подход в организационной среде, необходимо некоторое понимание области знаний. Трудно проявить творческий подход без критической массы знаний, относящихся к конкретной области, сочетающих глубину опыта и актуальность с текущими проблемами.

Кроме того, опыт в одной области часто противопоставляется более широкому пониманию других областей, и это позволяет взять идею из одной ситуации и распространить ее на другую.

Поэтому важно, чтобы организация предоставляла своим сотрудникам возможности поддерживать и развивать свой уровень знаний и, таким образом, сохранять и развивать их способность к творчеству.

3. Принятие риска

Творческие люди рискуют. Чтобы быть творческим, требуется готовность попробовать что-то другое, увидеть что-то по-другому. Это означает, что и люди, и структуры должны быть достаточно гибкими, чтобы приспособиться к нетрадиционным подходам или идеям.Неспособность рисковать — это, пожалуй, самое большое препятствие для творчества и связанного с этим потенциального обучения. Этот вопрос будет рассмотрен более подробно позже.

4. Социальные навыки

Может показаться удивительным, что социальные навыки существенно влияют на нашу способность к воображению. Хотя затворнические, индивидуальные гении существуют, в целом творческие люди демонстрируют хорошие командные навыки. Они обладают широким кругозором, хорошими слушателями и способны способствовать хорошему взаимопониманию с другими.

Как указывалось выше, способность черпать идеи за пределами основной области знаний является важным элементом творчества. Эта способность усиливается за счет легкости построения отношений и получения от них доступа к знаниям, навыкам и поддержке, необходимым для инновационного процесса.

Требуется: Творческий человек

Мы ищем услуги творческого человека для работы в нашей организации.Успешный кандидат будет обладать активным воображением и будет поощряться к его использованию. Вы должны иметь способность мечтать и воображать, выходящие за рамки любых предполагаемых или текущих ограничений.

Постоянство является важным требованием, как и способность принимать неструктурированные среды. Все наши сотрудники должны получать удовольствие от своей работы и иметь высокий уровень самооценки и самоуважения », — мы ожидаем, что вы будете ценить себя так же высоко, как и мы.

Сотрудники должны иметь готовность задавать вопросы и не стесняться, испытывать радость от учебы и уверенность в том, чтобы просить о том, чего вы хотите.Кроме того, сотрудники должны понимать, что если вы просите, это не означает, что вы получите, но что ваш запрос будет рассмотрен по существу.

Эти критерии применимы ко всем сотрудникам на всех уровнях организации «творчество не наносит ущерба.

Творческое Я — Характеристики личности и творческий потенциал

Настойчивость — Творческие мысли останутся такими, если не будут реализованы.Творческая деятельность требует настойчивости. Чтобы реализовать творческий потенциал, нужно сделать следующий шаг — и, возможно, прыжок веры — и начать рисовать, рассказывать или разрабатывать новый дизайн сада — независимо от того, какое творческое занятие подпитывает вашу страсть.

Высокая энергия — Высокая энергия часто приходит с творческими поисками. Энергичные танцы со страстью, которые часто возникают в процессе творчества и подпитывают упорство, о котором мы только что говорили.

Независимость — Творчество требует разных действий и готовности идти против толпы и стоять в стороне от более общих идей, защищая при этом собственные идеи.

Принятие риска — Независимый человек по своей сути — это тот, кто идет на риск — большой или маленький. Творчество сопряжено с минимальным риском, в том числе интеллектуальным, социальным, психологическим, эмоциональным и, да, иногда даже физическим. Вспомните братьев Райт, Сезара Чавеса, Мари Кюри и Мартина Лютера Кинга-младшего

.

Открытость — Способность творческих людей быть независимыми и рисковать новыми идеями, по крайней мере, частично обусловлена ​​непредубежденностью.Творческие люди, как правило, обладают широким кругозором, готовы рассматривать возможности и способны терпеть двусмысленность при обдумывании идеи.

Любопытство — непредубежденность естественным образом ведет к любопытству и вопросам, а творческий импульс склоняет человека к исследованиям и исследованиям. «Как это работает?» «Почему это так?» «Как мы можем сделать это лучше?»

Чувство юмора / игривость — Юмор ассоциируется со способностью подходить к проблемам — и к жизни в целом — свежо, по-детски.Юмор в форме каламбуров, сатиры и фарса пробуждает воображение, подходя к темам с необычной стороны. (Изображение: Джон Вильгельм)

Влечение к сложности — Творчество — это не простая концепция или процесс. Часто творческие предприятия объединяют дисциплины, стили, материалы, методы, культуры, географию и временные периоды. Творческих людей, как правило, привлекает сложность, и они могут иногда стремиться сделать то, что простое, более сложным — добавить интереса и интриги.

Художественные интересы и эстетические перспективы — Михай Чиксентмихайи — выдающийся психолог, изучавший творческих людей и процессы, — обнаружил, что люди, занимающиеся творческой карьерой и творческими занятиями, имеют индивидуальные и ценностные различия по сравнению с другими.Например, чем оригинальнее работа студентки художественного факультета, тем более крайними являются ее стандарты личной эстетики. Точно так же многие творческие ученые ценят чувство эстетики выше коммерческого вознаграждения или признания.

Чувствительность и интенсивность — Я давно изучаю работу Казимира Домбровского, польского психолога и психиатра, который изучал развитие одаренной, талантливой и творческой молодежи. Он обнаружил, что эти молодые люди были гораздо более чувствительными и активными, чем их сверстники более типичного возраста.Домбровски называл эту чувствительность и интенсивность сверхвозбудимостью. Эти гипервозбудимости бывают пяти форм: психомоторные, чувственные, образные, интеллектуальные и эмоциональные. Эта способность интенсивно стимулироваться и оставаться в возбужденном состоянии дает топливо для творческих поисков.

Восприятие — Творческие личности, кажется, обладают повышенным восприятием — улучшенным восприятием и осознанием пяти чувств — возможно, зрение, обоняние, дегустация, осязание и слух с большей чувствительностью и интенсивностью.Кроме того, повышенное восприятие часто приносит с собой определенное острое осознание качеств и переживаний, которые другие могут не разделять. Часто это называют прозрением или интуицией.

Потребность в уединении и одиночестве –Творчество требует одиночества; время подумать, обдумать, представить, исследовать, возиться и позволить идеям зародиться. Мы должны стремиться беречь свое личное время, если хотим творить. И взрослые, и дети, как правило, в этот день и в этом возрасте слишком много расписываются. Но для творчества требуется неструктурированное время — время мечтать и удивляться.

Итак, теперь мне интересно, какое отношение эти качества имеют к вам и, возможно, к вашим партнерам, детям, друзьям и семьям. Будет ли размышление об этих качествах побуждать вас к дальнейшему исследованию собственного творческого потенциала? Сможете ли вы взглянуть на качества своих детей, семьи и друзей с несколько иной точки зрения? В любом случае, я надеюсь, что вы нашли интересную тему этого месяца, и если вы хотите узнать больше… конечно, у меня есть несколько рекомендаций по книгам и видео.

Желаю вам удачи — до следующего подключения в следующем месяце.Сьюзан

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : Этот пост основан на материалах журнала Raising Creative Kids , написанных Сьюзен Дэниэлс, доктором философии, и Дэниелом Б. Петерсом, доктором философии. Используется с разрешения.

Как воображение делает нас людьми — Science of Us

Фото: PeskyMonkey / Getty Images

Люди обладают невероятным творческим потенциалом. Наша способность создавать мегаполисы, двухэтажные самолеты, лекарства от сотен болезней, симфонии и игры в виртуальной реальности, среди других замечательных изобретений, свидетельствует о нашей способности воображать возможности и воплощать их в жизнь.Мы определили этот человеческий потенциал давно, когда назвали наш собственный вид «sapiens», что означает «мудрый».

И все же это прозвище, которому мы не всегда соответствуем. Напротив, есть соблазн взглянуть на человечество гораздо мрачнее. Сегодня изменение климата, созданное человеком, угрожает большинству форм жизни на Земле; жестокие конфликты из-за национализма, религии и власти бушуют почти на всех континентах; и ежедневные акты экономической и политической несправедливости происходят как в богатых, так и в бедных странах.Мы ведем войны, создаем и поддерживаем неравенство, причиняем несправедливость и ненужные страдания. Иногда кажется, что определяющей характеристикой человечества является не совсем изобретательность, а, скорее, наша способность использовать наши творческие инстинкты для жестокости.

Я столкнулся с этим, когда писал свою новую книгу The Creative Spark: How Imagination made Human Exceptional . В своем исследовании я рассмотрел сотни исследований из антропологии, нейробиологии и психологии, а также археологические и ископаемые данные, чтобы изучить выдающуюся роль творчества в эволюции нашего происхождения.В конце концов, я пришел к выводу, что в целом человеческое воображение приносит миру больше хороших результатов, чем плохих. Действительно, наш талант к творчеству делает людей исключительными. (Мы не самые хорошие и не самые отвратительные, но мы самые креативные.)

По правде говоря, люди обладают способностью к творчеству каждый день, но в современном мире мы часто не осознаем этого. Около 2 миллионов лет назад несколько групп маленьких прямостоячих приматов без клыков, без когтей, без рогов и без рогов отправились в своеобразное путешествие: они творчески сотрудничали так, как не было ни у одного другого существа.Они превращали камни в инструменты, исследовали новые продукты и способы их получения, отправлялись в новые земли и медленно переделывали мир вокруг себя. Эти первые инструменты, камни, искусно обработанные для резки, рубки и разбивания посуды, являются предками современных кухонных ножей, кухонных комбайнов и высокоскоростных блендеров. А те маленькие голые приматы, которые выжили вопреки всему, являются нашими предками.

Более 500 000 лет назад наши предки научились работать вместе, совместно и творчески охотиться, собирать и перерабатывать новые и более питательные продукты.300000 лет назад они приручили огонь и использовали его, чтобы изменить ночь на день, а сырое мясо — на филе миньон. Более 200000 лет назад наши предки раскрашивали себя красками и танцевали. 80 000 лет назад они вырезали замысловатые формы на яичной скорлупе и костях страуса. 30 000 лет назад они рисовали чудесные сцены на стенах пещер. 10–15 000 лет назад наши предки начали оседать, творчески изменяя ландшафты и тела растений и животных (одомашнивание!), Изменяя саму структуру глобальной экосистемы.Они создали поселки, города и нации, разработали крупномасштабные религии, экономики, войны и создали новые типы неравенства (пол, богатство, класс и этническая принадлежность). Внимательный взгляд на нашу эволюционную историю показывает нам, что совместное творчество, к лучшему или к худшему, было ключом к нашему успеху в прошлом и является ключом к нашему будущему.

Но для того, чтобы наилучшим образом использовать эту способность, нам нужно убрать шоры, которые носит большинство из нас. Многие люди убедились, что мы индивидуально бессильны, и забыли, что такое творчество и как его искра живет во всех нас.

Мы не самые милые и не самые отвратительные, но мы — самые креативные.

Творчество — это не личное дело одного человека или избранной группы людей. Речь идет не только о гениальности в искусстве или науке, или о действиях выдающихся художников, знаменитостей или политиков. Это даже не ограничивается работами особо оригинальных мыслителей. Творчество возникает из взаимосвязи идей, опыта и воображения.

Творчество — это двухэтапный процесс. Во-первых, это способность противостоять вызову или проработать идею или концепцию, представляя возможные результаты, не очевидные автоматически из имеющихся материалов и ситуации. Во-вторых, это способность воплотить этот воображаемый результат в материально звучащую реальность. Быть творческим — значит подключаться к нашему интеллектуальному пулу ресурсов, нашему опыту и нашим связям и использовать их для создания чего-то нового, пересмотренного, практичного или диковинного.Человеческое творчество — это наша способность перемещаться между сферами «того, что есть», и «того, что могло бы быть».

Мы даже настроены на это. Когда мы сотрудничаем, работаем, разрабатываем стратегию, воображаем или просто общаемся с одним или несколькими другими людьми, наше тело и разум получают выгоду. Если мы участвуем в деятельности, которая включает в себя нашу отчетливо человеческую способность воображать, создавать или наслаждаться чудесными образами, звуками, ощущениями и страстями, такими как музыка, театр, песни, рисование, поэзия, проза, живопись, плотницкие работы, приготовление отличного ужина Например, он стимулирует когнитивные и физиологические процессы, укрепляя наши творческие способности.

Мы творчески решаем проблемы почти каждый день. Будь то физическая лаборатория, мастерская художника, кухня ресторана, гараж механика, угловая кабинка или даже выяснение того, как продлить небольшую зарплату до конца месяца, мы, с помощью и без другие постоянно подключаются к нашей творческой искре. Это то, что позволило нам превзойти успешный вид и стать исключительным.

Не позволяйте 24-часовому новостному циклу и тяжелой рутине повседневной жизни вводить вас в заблуждение относительно того, что лежит в основе человеческого опыта.В целом люди творческие и коллективные, а не коррумпированные. Наше творчество привело к конфликтам и жестокости (и будет продолжать это делать), но большинство наших творческих и совместных действий имеют положительные результаты, и мы можем использовать их, чтобы компенсировать, изменить и смягчить негатив (или, по крайней мере, мы можем попытаться) . Именно творческие попытки, попытка перейти от «того, что есть» к «тому, что могло бы быть», делают людей исключительными, а иногда и достойными называться «sapiens».

разговорный агент — Валерия Мальтони

По-настоящему творческие люди смотрят на проблемы с другой стороны, они часто переосмысливают проблему, — говорит Тина Силиг, исполнительный директор программы Technology Ventures Стэнфордского университета.Например, вместо того, чтобы спрашивать вывод — какова сумма 5 + 5? Они бы посмотрели на уравнение, спросив, какие два числа в сумме дают 10? Она говорит:

Часто ответ заключается в задаваемом вами вопросе, поэтому, если вы не ставите под сомнение вопросы, которые задаете, вы не собираетесь предлагать инновационные решения.

Построение и переосмысление проблем — хороший способ расширить наше воображение, что является одной из шести характеристик по-настоящему творческих людей.Другой способ — соединять и комбинировать интересными и неожиданными способами.

Третий способ развить воображение — это оспаривать предположения, выходя за рамки первого правильного ответа. Второй ответ — мои любимые карты в приложении Dr. Roger von Oech Creative Whack Pack . Роджер является автором книги « Удар по голове », книги, которой в 2008 году исполнилось четверть века.

Мы привыкаем к удобному распорядку дня, и наше мышление становится негибким.Чтобы вернуть жизненную силу, нам нужен новый вызов. Например, Силиг попросил студентов задокументировать то, что они выбросили за один день, и использовать содержимое мусорного ведра, чтобы придумать что-то ценное.

Топливо для воображения — это знания — чем больше вы знаете, тем больше вам нужно работать с . Внимание — один из самых действенных способов познания мира:

« Чтобы проявить творческий подход, вы должны иметь глубокие знания в качестве отправной точки.Это не обязательно должно прямо совпадать с проблемами, которые вы пытаетесь решить. Фактически, некоторые из самых интересных инноваций исходят от тех, кто не входит в определенную область ».

Еще одна важная часть двигателя инноваций — это отношение. Обрести уверенность в себе, чтобы придумывать разные идеи, непросто, особенно когда мы боимся неудачи.

Настоящие предприниматели — мастерицы лоскутных одеял — они понимают, как использовать все имеющиеся в их распоряжении возможности, чтобы что-то произошло.Отношение — это искра, которая питает воображение движущимися знаниями. Это внутренняя часть инновационного двигателя.

Сколько из нас застряло в среде, не позволяющей проявить творческий потенциал? Наверное, многие из нас. Силиг разработал внешнюю сторону Innovation Engine для решения этой проблемы. Начиная с среды обитания, глядя на ресурсы и, наконец, рассматривая культуру.

Habitat включает людей, с которыми мы работаем, правила, награды и стимулы.Физическое пространство — одна из вещей, на которую мы не обращаем внимания. Говорит Силиг: Пространство, в котором мы работаем, — это сцена, на которой мы играем свою жизнь :

«Мы не можем создать среду, которая стимулирует воображение, если мы сначала не вообразим ее. В свою очередь, окружающая среда влияет на то, как мы думаем. Таким образом, то, как мы думаем, влияет на типы окружающей среды, которую мы создаем, а эти пространства и организация влияют на наше воображение ».

Затем идут ресурсы, и большая часть того, что у нас есть, выходит далеко за рамки денег, что обычно является препятствием для рассмотрения инноваций.Люди, а не деньги, являются важным компонентом инноваций в окружающей среде. Природные ресурсы, процессы и сообщество, на которое мы можем опираться, являются другими примерами неденежных ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении. Другими словами, нам нужно научиться довольствоваться тем, что у нас есть, лучше.

Наконец, что не менее важно, культура. То, как мы справляемся с неудачами, — важный аспект культуры. В InGenius: ускоренный курс творчества Силиг говорит:

«Есть огромная проблема со словом« провал », — говорит она.«Как ученый, когда я провожу эксперимент, который работает не так, как я ожидал, как я это называю? Данные. Это не неудача. На самом деле, одни из самых интересных научных исследований происходят в результате экспериментов, дающих неожиданные результаты. Главное — смотреть на вещи, которые не соответствуют ожиданиям, как на данные, которые дают интересные ключи к разгадке того, что происходит на самом деле. Если боишься неудачи, ничего нового не пробуешь ».

Одна из техник творчества, которую предлагает Силиг, работает в рамках ограничений:

«Если у вас есть миллион долларов, вы, вероятно, их потратите, — говорит она, — но если у вас меньше, вы можете придумать интересное и более эффективное решение.”

«Если у вас есть миллион долларов, вы, вероятно, их потратите, — говорит она, — но если у вас меньше, вы можете придумать интересное и более эффективное решение». — См. Больше на: http://www.creativitypost.com/create/tina_seeligs_insights_on_creativity#sthash.w1nEFT9Y.dpuf

.

Творчество действительно находит выход в ограниченном мире. Простая перемена слов может иметь большое значение, когда дело доходит до экспериментов и достижения цели, даже в строго регулируемых отраслях (где я провел много лет своей карьеры.) Добавьте «как» к вопросу: можем ли мы это сделать?

Модель

Seelig для творчества показывает, как личность и окружающая среда взаимосвязаны интересными и неочевидными способами и необходимы для творческого решения проблем. Посмотрите ее выступление ниже.

«Взаимодействие с миром требует творческого решения проблем каждый день. Каждое предложение, которое мы произносим, ​​уникально. У нас есть не только роботизированные ответы (…). Наш мозг — это творческая машина». — См. Больше на: http: //www.creativitypost.ru / create / tina_seeligs_insights_on_creativity # sthash.w1nEFT9Y.dpuf

Как и сэр Кен Робинсон, Силиг считает, что творчеству можно научить:

« Взаимодействие с миром требует творческого решения проблем каждый день. Каждое предложение, которое мы произносим, ​​уникально. У нас есть не только роботизированные ответы (…). Наш мозг — это машина творчества.

Объедините представление о творчестве как о процессе, а не о событии и шести характеристиках творческих людей, и вы получите оригинальные идеи, которые имеют ценность.

Открытость к восприятию черт личности

В психологии личность часто оценивается на основе пяти личностных факторов. К ним, как описано Лабораторией личности и социальной динамики Университета Орегона, относятся:

  • Экстраверсия (иногда называемая хирургической). Широкое измерение экстраверсии включает в себя более конкретные черты характера, такие как разговорчивость, энергичность и напористость.
  • Согласие. Обладает сочувствием, добротой и нежностью.
  • Добросовестность. Включает такие качества, как организованность, тщательность и подготовленность.
  • Невротизм (иногда обращенный вспять и называемый эмоциональной стабильностью). Включает в себя такие черты характера, как напряжение, уныние и тревожность.
  • Открытость к опыту (иногда называемая Интеллектом или Интеллектом / Воображением). Включает в себя такие качества, как широкие интересы, изобретательность и проницательность.

Что означает рейтинг вашей открытости опыту?

Открытый человек любит разнообразие в повседневной жизни и жаждет новизны.Им нравится, когда их разум и чувства стимулируются такими методами, как просмотр произведений искусства, прослушивание новой музыки, отведать блюда новой кухни, а также чтение литературы и стихов.

Человек с высокой открытостью к опыту — творческий, гибкий, любопытный и предприимчивый человек. Человек с низкой открытостью к опыту склонен наслаждаться структурой и рутиной.

Человек с низкой открытостью к опыту любит предсказуемость и обычно не задействует свое воображение на регулярной основе.Их убеждения обычно соответствуют статус-кво, а их выбор профессии, одежды и других покупок, как правило, соответствует общепринятым стандартам.

Личности большинства людей находятся где-то между этими двумя крайностями.

Как используется рейтинг открытости опыту?

Рейтинговые шкалы большой пятерки используются для оценки личности в различных целях. Например:

  • Для определения пригодности для конкретной работы
  • Для определения подходящих образовательных траекторий
  • Чтобы помочь подобрать людей для команд или отношений
  • Чтобы помочь предсказать реакцию человека на данную ситуацию

Людей, которые высоко ценят открытость опыту, часто считают хорошими лидерами.Такие качества, как креативность и гибкость, часто ассоциируются с генеральными директорами, успешными артистами и новаторскими мыслителями.

Хотя открытость опыту иногда называют Интеллектом / Воображением, в действительности рейтинг не коррелирует напрямую с интеллектуальными способностями (IQ). Однако это коррелирует с творчеством.

Открытость опыту также является важным качеством при рассмотрении отношений. Человек, жаждущий новизны, может не подойти тем, кто предпочитает структуру и последовательность.Кроме того, люди, которые высоко ценят открытость к опыту, склонны ценить искусство и приключения выше традиций и безопасности.

Повышение открытости к опыту

Открытость к опыту обычно возрастает в юности и достигает пика в молодом возрасте (18–25 лет). Родители подростков и подростков могут использовать этот естественный прирост, поощряя дивергентное мышление. Вы можете сделать это, сочиняя вместе стихи или сходя в художественный музей и рассказывая о том, что каждый из вас видит на картинах.

Однако исследования показывают, что открытость опыту может быть в некоторой степени унаследована. Она также формируется личным опытом и темпераментом. В то же время может случиться так, что когнитивная тренировка может повысить вашу открытость к опыту. Бросив себе вызов пробовать что-то новое, вы на самом деле можете стать более открытыми для опыта.

Большая пятерка личностных качеств

Наши личности — это сложные системы мыслей, чувств и поведения, которые описывают, как мы взаимодействуем с другими людьми и окружающим миром.На протяжении последнего столетия психологи и исследователи личности пытались упростить сложность личности, предположив, что большинство людей могут вписаться в определенную категорию, которая обычно отражает их предпочтения.

Психология личности стремится понять различия между личностными чертами и разработать системы для их научной оценки (John & Srivastava, 1999). Одна из наиболее популярных и признанных систем, называемая «Большая пятерка» (или «Большая пятерка»), охватывает эти пять «основных» личностных черт:

  • Экстраверсия — уровень общительности и энтузиазма
  • Доброжелательность — уровень дружелюбия и доброта
  • Добросовестность — уровень организованности и трудовой этики
  • Эмоциональная стабильность (также называемая невротизмом) — уровень спокойствия и умиротворения
  • Интеллект / воображение (также называемая Открытостью) — уровень творчества и любопытства

Другое Также были предложены и исследованы различные по сложности системы личности, в том числе трехфакторная теория Ганса Айзенка (психотизм, экстраверсия и невротизм), 16 личностных факторов Раймонда Кеттелла и исчерпывающий и исчерпывающий список из 4000 личностных качеств Гордона Олпорта.Однако большая пятерка привлекла внимание большинства исследователей, потому что это разумное число, которое большинство людей может быстро понять.

Черты «большой пятерки», по-видимому, придерживаются почти повсеместно, независимо от культуры (McCrae et al., 2005). Хотя генетика играет роль в определении личности, исследования не окончательно определили, какая часть вашей личности предопределена генетически, а какая является результатом факторов окружающей среды и воспитания. Многие исследователи полагают, что это примерно половина на половину, основываясь на имеющихся научных данных.

Хотя когда-то считалось, что однажды установившаяся личность остается стабильной на протяжении всей жизни, новые исследования показывают, что это не всегда так. «Наши данные свидетельствуют о том, что личность не« закреплена как гипс »в возрасте 30 лет; вместо этого он продолжает меняться, причем точный образец изменения зависит от признака »(Srivastava et al., 2003). Эти исследователи обнаружили, что «сознательность и доброжелательность возрастали в раннем и среднем взрослом возрасте с разной скоростью; Невротизм снизился у женщин, но не изменился у мужчин.”

Каждый из членов Большой пятерки оценивается по шкале, состоящей из двух противоположных крайностей. Большинство людей набирают где-то между двумя полюсами по каждой характеристике, подробно описанной ниже.

Экстраверсия

Экстраверсия (также иногда называемая экстраверсией) — это черта, которая описывает напористость человека, эмоциональное выражение и уровень комфорта в социальных ситуациях.

Тот, кто имеет высокие баллы по этому признаку, обычно считается более напористым, общительным и в целом разговорчивым.Другие считают, что человек, имеющий высокие баллы по этому признаку, общителен — он действительно преуспевает в социальных ситуациях (например, на встречах или вечеринках). Они, как правило, чувствуют себя комфортно, правильно выражая эмоции и высказывая свое мнение.

Тех, кто имеет низкие показатели экстраверсии, можно назвать интровертами. Такие люди склонны избегать социальных ситуаций, потому что им нужно уделять много энергии. Им менее комфортно вести светскую беседу, и они чувствуют себя более комфортно, слушая других, чем им нужно говорить или быть услышанными.

Высокий

  • Преуспевает в общении с другими людьми
  • Предпочитает быть с другими и знакомиться с новыми людьми
  • Любит начинать разговоры и разговаривать с другими
  • Имеет широкий круг друзей и знакомых
  • Легко найти заводить новых друзей
  • Иногда говорит что-то, прежде чем подумать о них
  • Нравится быть в центре внимания

Низкий

  • Чувствует себя истощенным после общения
  • Предпочитает побыть в одиночестве или в одиночестве
  • Не любит вести светскую беседу или начинать разговор
  • Обычно все обдумывает, прежде чем говорить
  • Не любит быть в центре внимания

Приятность

Приятность — это черта, которая описывает общую доброту человека, уровень привязанности, доверия и чувства альтруизма.

Человек с высокими показателями по этому признаку — это тот, кому комфортно быть добрым и дружелюбным по отношению к другим. Другие видят в таких людях услужливых и отзывчивых людей, а также людей, заслуживающих доверия и альтруистов.

Тот, кто имеет низкий балл по этому признаку, считается более склонным к манипуляциям и, как правило, менее дружелюбным по отношению к другим. Их также можно рассматривать как более склонных к конкуренции и менее склонных к сотрудничеству.

Высокий

  • Добрый и сострадательный по отношению к другим
  • Имеет большой интерес и хочет помочь другим
  • Сочувствует и заботится о других людях
  • Предпочитает сотрудничать и быть полезным

Низкий

  • Не заботится о чувствах и проблемах других людей
  • Не интересуется другими
  • Может восприниматься как оскорбляющий или пренебрежительный по отношению к другим
  • Может манипулировать
  • Предпочитает быть конкурентоспособным и упрямым

Добросовестность

Добросовестность — это черта, которая описывает способность человека проявлять целенаправленное поведение, контролировать свои импульсы и его общую внимательность.

Тот, кто имеет высокие баллы по этому признаку, предпочитает организованную деятельность, ориентированную на достижение цели. Другие считают их вдумчивыми, внимательными к деталям и с хорошим импульсным контролем — они обычно не действуют спонтанно. Тот, кто имеет высокие баллы по добросовестности, практикует осознанность — они живут настоящим моментом и понимают, что их поведение и выбор могут повлиять на других.

Людям с низким уровнем добросовестности труднее оставаться организованными и сосредоточенными на цели.Они склонны к беспорядку и не любят структуру и графики. Они не всегда ценят и не заботятся о том, как их поведение влияет на других.

Высокий

  • Ориентирован на цели и детали и хорошо организован
  • Не поддавайтесь импульсам
  • Выполняет важные дела вовремя
  • С удовольствием соблюдает график
  • Своевременно встречает других

Низкий

  • Не любит структуру и графики
  • Беспорядочный и менее ориентированный на детали
  • Не может вернуть вещи или вернуть их на место
  • Откладывает важные дела и редко заканчивает их вовремя
  • Не удается придерживаться к расписанию
  • Всегда опаздывает на встречи с другими

Эмоциональная стабильность (невротизм)

Эмоциональная стабильность (невротизм) — это характеристика, которая описывает общую эмоциональную стабильность человека.

Человек, имеющий высокие баллы по этому признаку, может восприниматься другими как угрюмый, раздражительный, тревожный и с черным облаком над головой. Их можно рассматривать как страдающих депрессией или перепадами настроения.

Человек с низкими показателями по этому признаку считается более эмоционально устойчивым и устойчивым. Другим они кажутся менее тревожными или капризными.

Высокий

  • Легче расстраивается
  • Кажется тревожным, раздражительным или капризным
  • Кажется, что всегда находится в стрессе
  • Постоянно беспокоит
  • Испытывает видимые перепады настроения
  • С трудом восстанавливается после
жизненных проблем

Низкий

  • Эмоционально стабильный и устойчивый
  • Хорошо справляется со стрессом
  • Редко чувствует грусть, уныние или депрессию
  • Расслаблен и не сильно беспокоит

Интеллект / Воображение (Открытость)

Интеллект / Воображение (Открытость) — это черта, которая описывает предпочтение человека воображению, художественной и интеллектуальной деятельности.

Люди, получившие высокие оценки по этому признаку, считаются другими интеллектуальными, творческими или артистичными. Они, как правило, всегда проявляют любопытство к окружающему миру и хотят узнавать что-то новое. Человек, который имеет высокие баллы по этому признаку, обычно имеет широкий круг интересов и может любить путешествовать, узнавать о других культурах и пробовать новый опыт.

Люди с низкими показателями по этому признаку предпочитают придерживаться того, что они знают, и не получают удовольствия от обучения или творчества.Им не нравится меняться, и они любят держаться поближе к дому. Обычно они борются с творческой деятельностью или абстрактным мышлением.

Высокий

  • Более творческий или интеллектуальный в центре внимания
  • Охватывает пробовать новое или посещать новые места
  • С удовольствием принимает новые вызовы
  • Абстрактные идеи приходят легче

Низкий

  • Более традиционные в думающий и менее творческий
  • Избегает изменений или новых идей
  • Не получает удовольствия от новых вещей или посещения новых мест
  • Имеет проблемы с абстрактными или теоретическими концепциями

Помните, черты личности — это просто общие категории — они на самом деле не определяют цельного человека, ни уловить сложность личности большинства людей.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *