Косвенная агрессия в психологии – Понятие «агрессия» в психологии

Понятие «агрессия» в психологии

Подробности
Категория: Каталог статей
Дата публикации
Просмотров: 6445

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт,стрессы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Физическая агрессия 

— использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы.  Физическая  агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Первая — физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая — физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Третья — физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

 

 

Вербальная агрессия 

— символическая форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

 

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия 

— агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.)  – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но  самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения  или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

НЕГАТИВИЗМ

Негативизм(англ. negativism; от лат. negatio — отрицание)— лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования — способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см.

Негативизм детский).

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср.Настойчивость).

 

psihologn.org

косвенная агрессия — это… Что такое косвенная агрессия?


косвенная агрессия
Этимология.

Происходит от лат. aggressiо — нападение.

Категория.

Форма агрессивного поведения.

Специфика.

При косвенной агрессии направленность против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

  • Кос (Kohs) Сэмуэль Калман
  • Коффка (Koffka) Курт

Смотреть что такое «косвенная агрессия» в других словарях:

  • КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они… …   Юридическая энциклопедия

  • Косвенная Агрессия — агрессивное поведение, направленность которого против какого то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии …   Психологический словарь

  • Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо …   Психология человека: словарь терминов

  • КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ — КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ …   Юридическая энциклопедия

  • АГРЕССИЯ — (лат. aggressio нападение) в международном праве противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Определении агрессии», согласно ст. 1 которого агрессией… …   Юридическая энциклопедия

  • Агрессия косвенная, смещённая — непрямая агрессия, агрессивные действия, адресованные объектам, принадлежащим или дорогим тому или иному лицу (лицам), на которого агрессия в конечном счёте направлена. Это, в частности вандализм (от лат. Vandali племена, известные своими… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Агрессия (политика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия. Агрессия (от лат. aggressio  нападение)  понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним… …   Википедия

  • Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… …   Словарь по педагогической психологии

psychology.academic.ru

«Косвенная» подростковая агрессия выгоднее прямой // Александр Марков ≪ Scisne?

Подростковая агрессия, направленная преимущественно на сверстников своего пола, — универсальное явление, характерное практически для всех человеческих культур. Склонность к такому поведению могла закрепиться под действием полового отбора, если она повышала шансы на успех в конкуренции за партнеров. Канадские психологи, наблюдавшие в течение года за 310 подростками, исследовали взаимосвязь агрессии и популярности у противоположного пола. Дизайн исследования позволил внести ключевые поправки (на возраст, внешнюю привлекательность и др.), выделив «в чистом виде» искомую взаимосвязь. Оказалось, что «косвенная» агрессия, не связанная с физическим насилием, действительно способствует успеху в отношениях с представителями противоположного пола как у мальчиков, так и у девочек. Склонность инициировать драки, наоборот, снижает популярность мальчиков и не влияет на успешность девочек. Подростки, часто становящиеся жертвами агрессии, испытывают трудности в личной жизни. Результаты в целом соответствуют гипотезе о подростковой агрессии как адаптации, развившейся под действием полового отбора, с поправкой на то, что в современном западном обществе физическая агрессия рассматривается как неприемлемое поведение.

Многие психологи допускают, что повышенный уровень агрессии у подростков может быть адаптацией, повышающей (или повышавшей в прошлом) шансы на успех в конкуренции с представителями своего пола за статус и доступ к потенциальным партнерам противоположного пола. По понятным причинам, именно в подростковом возрасте такая конкуренция особенно актуальна (когда все разобьются на пары и займут какое-то место под солнцем, для многих станет важнее сохранить статус-кво). В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные факты и теоретические построения (см., например: Griskevicius et al., 2009. Aggress to impress: Hostility as an evolved context-dependent strategy, PDF, 189 Кб). Агрессивное поведение подростков в большинстве случаев направлено на сверстников своего пола, то есть мальчики задирают мальчиков, девочки — девочек, что логично, если речь идет о конкуренции (Gallup et al., 2009. Peer victimization in adolescence has different effects on the sexual behavior of male and female college students).

У большинства млекопитающих о потомстве заботятся только самки, поэтому женский репродуктивный потенциал оказывается в дефиците, а мужской — в избытке, что подталкивает самок к разборчивости, а самцов — к жестокой конкуренции друг с другом. Но люди склонны к формированию устойчивых пар, и многие мужчины вкладывают в выращивание потомства немало своих ресурсов. В такой ситуации, согласно теории, оба пола будут и проявлять разборчивость, и конкурировать за особо ценных партнеров. Всё это у людей, конечно же, наблюдается, о чем свидетельствует не только житейский опыт, но и результаты специальных исследований.

Что касается агрессии по отношению к представителям своего пола, то она является универсальным и неотъемлемым компонентом конкуренции за статус и партнеров у многих животных. У людей, по-видимому, тоже. Впрочем, вопрос о том, эффективна ли агрессия как средство повышения приспособленности у современной молодежи, остается открытым. В подобных исследованиях очень много «подводных камней»: трудно учесть все значимые факторы, трудно объективно оценить ключевые параметры, трудно определить направленность причинно-следственных связей, порождающих обнаруженные корреляции.

Канадские психологи опубликовали в журнале Evolutionary psychology результаты исследования, в котором оценивалось влияние агрессивного поведения подростков на успешность в отношениях. Авторы попытались решить ряд сложных методологических проблем, затрудняющих интерпретацию результатов других исследований такого рода.

Проверялось два предположения: о том, что агрессия по отношению к сверстникам повышает успешность в личной жизни (гипотеза 1), и о том, что у жертв такой агрессии успешность снижается (гипотеза 2). Успешность оценивали по наличию у подростка партнера для свиданий (dating partner) в два момента времени: в начале исследования и в конце (спустя год). По отдельности рассматривали прямую агрессию (драки, угрозы) и косвенную агрессию (целенаправленное нанесение ущерба репутации и общественному статусу сверстника). К косвенной агрессии относится, например, распространение компрометирующих слухов, настраивание других против кого-то, демонстративное игнорирование, бойкотирование и т. п.

В исследовании участвовали ученики 6–9 классов из пяти школ маленького канадского городка — в общей сложности 310 школьников в возрасте от 11 до 14 лет. Всем участникам пришлось дважды — в начале исследования и спустя год — ответить на кучу вопросов о себе и своих одноклассниках. Ключевые параметры, интересовавшие исследователей (как часто подросток совершал агрессивные действия и становился их жертвой), оценивались параллельно двумя способами: по самооценке школьника и по мнению о нем одноклассников. Школьники должны были, помимо прочего, указать, кого из одноклассников они считают самыми популярными и привлекательными внешне.

Поскольку опрос проводился дважды с интервалом в год, авторы смогли оценить влияние агрессивности школьника в момент времени T1 на то, встречается ли он с кем-нибудь в момент времени T2 (спустя год), внеся при этом поправку на то, был ли у него уже партнер для свиданий в момент Т1. Такой дизайн эксперимента позволяет более уверенно говорить о направленности причинно-следственной связи, поскольку то, что было раньше, может влиять на позднейшие события, но не наоборот.

Полученный массив данных был подвергнут сложному статистическому анализу. После внесения всех необходимых поправок (в том числе на возраст, привлекательность, популярность и наличие партнера в момент Т1) результаты получились следующие.

1) Чем выше склонность к косвенной агрессии в момент T1, тем выше вероятность наличия партнера в момент T2, причем эта связь статистически достоверна как для мальчиков, так и для девочек. Иными словами, самые коварные школьники, склонные третировать одноклассников (но без физического насилия!), оказались наиболее успешными в личной жизни. Этот вывод подтверждает гипотезу 1 (согласно которой агрессия повышает приспособленность).

2) Склонность к прямой физической агрессии не влияет на успешность девочек и отрицательно сказывается на успешности мальчиков. Этот вывод не зависит от того, как оценивается агрессивность: по собственным словам школьника или по мнению о нем сверстников. Получается, что с точки зрения успеха в отношениях интриганом быть выгоднее, чем драчуном. Казалось бы, этот результат противоречит гипотезе 1. С другой стороны, это может быть следствием существующих в современном западном обществе моральных норм, согласно которым физическое насилие по отношению к членам своей социальной группы считается неприемлемым и должно всячески пресекаться.

Когда сформировались эти нормы, всегда ли они эффективны, для всех ли человеческих культур характерны — сложные вопросы, требующие специального изучения. Возможно, механизмы подавления внутригрупповой агрессии начали формироваться у наших предков уже очень давно, в связи с переходом к социальной моногамии (см.: Семейные отношения — ключ к пониманию эволюции человека). Хотя, конечно, нельзя забывать, что прямая физическая агрессия как средство конкуренции за партнера или статус практиковалась людьми (особенно мужчинами) во все времена. Такое поведение не может быть просто атавизмом: в некоторых ситуациях оно, безусловно, дает адаптивное преимущество. С другой стороны, в современном обществе оно часто выглядит именно как атавизм. Между прочим, недавно было показано, что мужчины имеют совершенно превратное представление о том, как женщины относятся к проявлениям агрессии с их стороны. Мужчины думают, что женщины предпочитают мужчин, склонных к агрессивному поведению в конфликтной ситуации, хотя в действительности большинство женщин отдают предпочтение неагрессивным мужчинам. И чем сильнее это заблуждение у конкретного мужчины, тем агрессивнее он себя ведет (Vandello et al., 2009. Men’s misperceptions about the acceptability and attractiveness of aggression).

3) То, насколько подросток страдает от агрессии сверстников (по его собственной оценке), отрицательно сказывается на вероятности того, что через год он будет с кем-то встречаться. Это справедливо и для мальчиков, и для девочек. Данный результат согласуется с гипотезой 2. С другой стороны, то, как одноклассники оценивают степень «забитости» данного школьника, не коррелирует с его успешностью через год. Может быть, несовпадение результатов, основанных на самооценке и мнении одноклассников, говорит о том, что подростки недостаточно чутки к своим сверстникам и не замечают чужих страданий. Или это значит, что успешность снижается не столько из-за объективных фактов агрессии, сколько из-за силы вызываемых ими отрицательных эмоций, стресса, отчаяния, разочарования в себе. Данный результат согласуется с выводами прежних исследований, показавших, что жертвы подростковой агрессии (прямой или косвенной) обладают целым рядом маркеров «пониженной приспособленности», таких как беспокойство, депрессия, пониженная самооценка, чувство отверженности и одиночества, проблемы со здоровьем и учебой и так далее, вплоть до самоубийства (Swearer et al., 2010. What Can Be Done About School Bullying? Linking Research to Educational Practice).

В целом полученные результаты хорошо укладываются в рамки эволюционно-психологических представлений, согласно которым склонность к подростковой агрессии является адаптацией, повышающей приспособленность (успешность) агрессора и снижающей приспособленность его конкурентов. Авторы отдают себе отчет в ограничениях работы: в частности, подростков не спрашивали об их сексуальной жизни и оценивали «приспособленность» только по тому, встречаются ли они с кем-то. Что ж, в таких областях всё равно требуются десятки разнообразных исследований, выполненных с использованием разных методик и выборок, прежде чем вопрос можно будет считать решенным. Несомненным достоинством статьи, находящейся в открытом доступе, является увлекательный литобзор и громадный список литературы. Он показывает, какие усилия прикладывают ученые для понимания подростковой агрессии и ее эволюционных корней.

Источник: Steven Arnocky, Tracy Vaillancourt. A multi-informant longitudinal study on the relationship between aggression, peer victimization, and dating status in adolescence // Evolutionary Psychology. 2012. V. 10. No. 2. P. 253–270.

Александр Марков
«Элементы»

scisne.net

Пассивная агрессия, скрытая агрессия и манипуляции

Есть такие знания, которые жизненно необходимы. Пока человек не имеет представление о каком-то явлении, пока у него отсутствует понятийный аппарат, то явление может с ним происходить, но понимания о том, что происходит не будет. Знания о манипуляциях и пассивной агрессии жизненно необходимые знания, которым следует обучать даже детей. я настоятельно рекомендую книги: Джорж Саймон «Кто в овечьей шкуре?» и Альберт Бернстайн «Эмоциональные вампиры».

«Манипуляторы относятся к такому типу людей, которые готовы приложить любые усилия, чтобы добиться цели, но делают все возможное, чтобы скрыть свои агрессивные намерения.[…]

Когда эмоциональные страдания заставляют жертв скрытой агрессии впервые обратится за помощью, они обычно слабо представляют себе, почему им так плохо: просто ощущают смятение, тревогу или подавленность. Однако постепенно к ним приходит понимание того, что сводит их с ума присутствие в жизни определенного человека. Они не доверяют этому человеку, но не в силах объяснить почему. Они сердятся на него, но при этом сами испытывают чувство вины. Они пытаются конфликтовать с ним из-за его поведения, но в конечном итоге сами оказываются в глухой обороне. Люди чувствуют подавленность и отчаяние, потому что идут на уступки, хотя собирались настаивать на своем, и говорят «да», когда хотят сказать «нет», и все попытки изменить положение вещей оказываются тщетны. Контакт с таким человеком всегда вызывает у них чувство смятения, ощущение, что их использовали. […]

Скрытая и пассивная агрессия
Пассивная агрессия, как и подразумевает само словосочетание, — это агрессия в бездействии. Примерами пассивной агрессии могут служить разнообразные способы эмоциональной «мести» другому человеку — отказ сотрудничать с ним, бойкот, проявление обиды и недовольства, жалобы и нытье, намеренная «забывчивость» из-за того, что вы сердитесь или не считаете себя обязанными идти навстречу, и тому подобное.
Скрытая агрессия, напротив весьма деятельна, хотя и выглядит завуалированной. Когда кто-то действует скрыто-агрессивно, он использует расчетливые и хитроумные способы добиться своего или получить нужную реакцию, но при этом искусно прячет свои намерения. [….]

Чрезвычайно важно научится видеть в манипулятивном поведении присущую ему агрессивность и узнавать хитроумные приемы, с помощью которых манипуляторы направляют свою агрессию в нашу сторону. […]

Мы заранее запрограммированы верить, что проблемное поведение проявляется лишь тогда, когда внутри человека бушует буря эмоций или он чем-то серьезно встревожен. Нас учили, что люди ведут себя агрессивно только в ответ на нападение в той или иной форме. Поэтому даже тогда, когда наше чутье говорит нам , что кто-то атакует нас без весомых причин, просто пытаясь взять над нами верх, мы не готовы внять предупреждениям внутреннего голоса. Как правило, мы озадаченно пытаемся понять, что же так сильно досадило этому человеку, заставив вести его столь неуравновешенно. Мы с головой уходим в анализ ситуации, вместо того, чтобы просто отвечать на нападение. Нам почти никогда не приходит в голову, что это может быть всего-навсего стремление человека отвоевать то, что ему нужно, настоять на своем или стать хозяином положения. И когда мы видим в нем прежде всего пострадавшего, мы вязнем в попытках понять его, вместо того, чтобы позаботится о себе.[…]

Как распознать приемы манипуляций и контроля *

Преуменьшение.
Этот прием представляет собой уникальный сплав отрицания с рационализацией. С его помощью агрессор пытается убедить окружающих, что его поведение не столь пагубно и безответственно, как кто-либо может подумать.Это попытка сделать муху из слона. Преуменьшение отчетливо высвечивает разницу между невротиком и личностью с расстройством характера. Невротик часто делает слона из мухи,т.е.»катострофизирует» происходящее. Индивидуум с расстройствами характера чаще стремится представить свои неправомерные действия как нечто незначительное.Цель этого приема — заставить человека, который пытается сопротивляться манипулятору, счесть свою критику слишком жесткой и преувеличенной, а оценку ситуации — несправедливой. Преуменьшение — это не столько способ успокоить себя по поводу собственного поведения, сколько проманипулировать вашим впечатлением об этом поведении. Они не хотят, чтобы вы видели в них отъявленных мерзавцев.Важно помнить, что их самих вполне устраивает их агрессивный образ действий, так что главная задача здесь — убедить вас, что в их поведении нет ничего предосудительного.

Ложь.
Манипуляторы и другие личности с расстройствами характера отшлифовали ложь до степени высокого искусства.. Важно помнить, что личности с расстройствами характера лгут часто, порой просто из спортивного интереса, и делают это охотно даже тогда, когда вполне можно было бы обойтись правдой. Ложь умолчанием — весьма неуловимая разновидность лжи, используемая манипуляторами. Тоже самое можно сказать про ложь искажением. Манипулятор придерживает важную часть правды или искажает какие-то существенные элементы, чтобы оставить вас в неведении. Один из самых незаметных разновидностей искажения — расплывчатость. Это излюбленная тактика манипуляторов. Они тщательно выстраивают рассказ, чтобы создать впечатление, что вы владеете информацией, но при этом опускают важные детали, которые позволили бы вам восстановить всю картину.

Отрицание.

Отрицание — это отказ агрессора признать свои вредоносные или причиняющие боль поступки, которые он со всей очевидностью совершил. Таким образом он лжет (и себе, и окружающим) о своих агрессивных намерениях. Прием «Кто — я?!» заставляет жертву, пытающуюся противостоять агрессору, усомниться в обоснованности своих действий. Кроме того, агрессор тем самым выдает себе разрешение продолжать в том же духе. Манипулятивный прием отрицания — это маневр, посредством которого агрессор вынуждает окружающих остановиться, отступить и, возможно, даже обвинить себя в несправедливости.

Выборочная невнимательность.
Агрессор игнорирует предупреждения, просьбы, желания окружающих и, говоря шире, вообще все, что может отвлечь его от осуществления своих намерений. Используя прием «Не хочу об этом слышать!», агрессор, как правило, прекрасно знает, что вам от него нужно. С помощью этого приема он активно сопротивляется попыткам привлечь его внимание и вынудить воздержаться от поведения, которое нуждается в коррекции.

Рационализация.

Рационализация — это попытка агрессора оправдать свое поведение, которое, как ему прекрасно известно, было неуместным и зловредным. Этот прием может быть весьма эффективным, особенно если объяснение или оправдание звучит достаточно осмысленно для того, чтобы любой добропорядочный человек в него поверил. Рационализация не только устраняет внутренние препятствия, приглушая угрызения совести которые могли возникнуть у агрессора, но и позволяет ему избежать обвинений со стороны других людей. Если агрессору удается убедить вас, что его действия оправданны, это развязывает ему руки и позволяет без помех продолжить движение к цели.

Уклонение.
Движущуюся цель труднее поразить. Когда мы пытаемся прижать манипулятора к стене, либо удержать обсуждение на чем-то, что нас не устраивает, он блестяще меняет тему, уклоняется и юлит. Фокусники давно знают, что если отвлечь внимание зрителя, можно совершенно незаметно спрятать что-либо в карман или извлечь оттуда. Манипуляторы используют приемы отвлечения внимания и уклонения, чтобы сбить нас с толку, не дать нам сосредоточиться на их поведении и спокойно продолжать реализацию своих скрытых намерений. Порой это происходит неуловимо. Вы можете спорить с манипулятором по очень важному вопросу, а минуту спустя поймать себя на том, что непостижимым образом сползли к обсуждению совершенно другой темы.

Увиливание.
С помощью этого приема, тесно связанного с уклонением, манипулятор пытается не позволить загнать себя в угол, давая на прямой вопрос беспорядочные ответы или как-то иначе замыливая тему. Неявным, но действенным вариантом увиливания является намеренная расплывчатость . Скрыто-агрессивные личности мастерски дают расплывчатые ответы на простые, «в лоб», вопросы. Здесь нужно держать ухо востро: порой расплывчатость неочевидна, и вам кажется, что вы получили ответ, хотя это не так.

Скрытая угроза.
Агрессоры часто угрожают своим жертвам, чтобы поддерживать состояние тревоги, запуганности и готовности подчиняться. Они выдвигают встречные доводы с такой силой и страстью, что заставляют оппонента уходить в глухую оборону. Что касается скрыто-агрессивных личностей, то они запугивают своих жертв преимущественно завуалированными угрозами.Это позволяет вынудить окружающих защищаться, не угрожая открыто и не демонстрируя явной враждебности.Для скрыто-агрессивных личностей важно получать свое, сохраняя при этом лицо.

Вызывание чувства вины.
Это один из двух излюбленных приемов в арсенале скрыто-агрессивных личностей (второй — взывание к совести). Это особая разновидность запугивания. Агрессивные личности прекрасно знают, что прочие люди (особенно невротики) сильно отличаются от них устройством совести. Они знают также, что полноценной совести сопутствует развитая способность испытывать стыд и чувство вины. Манипуляторы мастерски используют свои знания, чтобы выставить себя более добропорядочными по сравнению с жертвой и тем самым загнать ее в подчиненное положение, заставив тревожиться и сомневаться в себе. Чем совестливее потенциальная жертва, тем эффективнее чувство вины в качестве оружия.
Агрессивные личности всех мастей часто и действенно используют давление на чувство вины для манипуляции, что это служит прекрасной иллюстрацией фундаментальных различий в характере между ними и всеми прочими типами личности (особенно невротиками). Манипулятору достаточно лишь намекнуть совестливому человеку, что тот недостаточно заботлив, слишком себялюбив и т.п.,- и жертва немедленно начинает чувствовать себя ужасно. Напротив, совестливый человек может до посинения пытаться заставить манипулятора (или агрессивную личность, или личность с расстройством характера) почувствовать угрызения совести, признать неправомерность своих действий, взять на себя ответственность — все будет тщетно.

Укоризна, или взывание к совести.
Это способ усилить неуверенность в себе или страх другого человека с помощью неявного сарказма и унизительной критики. Скрыто-агрессивные личности используют этот прием, чтобы противник почувствовал себя неполноценным, недостойным и в итоге пошел на уступки. Это хороший способ сформировать у слабой стороны неизбывное ощущение своей неполноценности, что позволяет агрессору сохранять господствующее положение сколь угодно долго.
Скрыто-агрессивные личности умело используют взывание к совести в его наиболее незаметной форме. Иногда этот прием проскальзывает лишь во взгляде или интонации. С помощью риторических замечаний, тонкого сарказма и других методов они могут заставить вас почувствовать жгучий стыд за одну лишь попытку бросить им вызов.

Исполнение роли жертвы.
Суть этого приема — выставить себя жертвой обстоятельств или чьих-то действий, чтобы вызвать сочувствие, пробудить жалость и тем самым получить что-то от окружающих. Одна из закономерностей, на которые опираются скрыто-агрессивные личности состоит в том, что менее враждебные и бесчувственные люди обычно не могут смотреть, как кто-то страдает. Итак, этот прием очень прост: убеди свою жертву в том, что ты тем или иным образом страдаешь, — и она попытается облегчить твои муки. Легкость, с которой можно играть на сочувствии совестливых, чувствительных, заботливых дюдей, — их слабое место.

Очернение жертвы.
Этот прием часто используется в паре с исполнением роли жертвы. Агрессор применяет его, чтобы сделать вид, что лишь отвечает на агрессию со стороны истинной жертвы — то есть защищается. Это помогает агрессору вынудить жертву обороняться. Прием очернения жертвы — наиболее мощный инструмент для того, чтобы заставить кого-то бессознательно защищаться и вместе с тем замаскировать собственные агрессивные намерения и поступки.

Маскировка под служение.
Скрыто-агрессивные личности используют этот прием, чтобы спрятать корыстные планы под маской служения благородной цели. Это распространенная, но трудно распознаваемая тактика.Под прекрытием тяжкого труда ради чужого блага скрыто-агрессивные личности протаскивают собственное честолюбие, жажду власти и стремление занять господствующее положение.

Проецирование вины (обвинение других).
Агрессивные личности всегда ищут способы переложить ответственность за свое агрессивное поведение на других. Скрыто-агрессивные личности не только прекрасно умеют находить козлов отпущения, но делают это настолько неуловимо, что их сложно поймать за руку.

Показная невинность.
Манипулятор демонстрирует показную невинность, когда пытается убедить вас, что любой причиненный им ущерб был нечаянным или что он вовсе не совершал того, в чем его упрекают. Этот прием выстроен так, чтобы заставить вас усомниться в своей оценке ситуации и, возможно, даже в здравости своего рассудка. Иногда эта тактика столь утонченна, что проявляется лишь как выражение удивления или негодования на лице манипулятора в тот момент, когда он противостоит вам. Но даже выражение лица призвано заставить вас задуматься задним числом, правы ли вы, указывая этому человеку на его дурное поведение.

Показное неведение или смущение.
Этот прием тесно связан с показной невинностью и выглядит следующим образом: манипулятор действует так, будто он в курсе того, о чем вы говорите, или сбит с толку тем важным вопросом, к которому вы стараетесь привлечь его внимание. Тем самым манипулятор «валяет дурака», пытаясь вынудить вас усомниться в своем здравомыслии. К показному неведению или смущению склонны прибегать все типы личностей с расстройствами характера. Это очень действенный способ завуалировать свою злонамеренность. Помните о том, что все личности с расстройством характера (а особенно агрессивные личности) — это очень целеустремленные индивидуумы, которые стремятся во чтобы то не стало осуществить свои намерения и используют описанные приемы сознательно, расчетливо и умышленно. Хотя они часто заявляют, что «не знают», что вы имеет в виду, когда предъявляете им эти претензии, или «совершенно не понимают», почему совершили тот поступок, который вы сочли оскорбительным, важно не попадаться на эту уловку мнимой неосведомленности.

Демонстративный гнев.
Согласно устоявшемуся мнению, гнев — непроизвольная эмоциональная реакция, которая предшествует агрессии. Но намеренная демонстрация гнева может быть очень действенным и хорошо просчитанным инструментом запугивания, принуждения и в конечном итоге манипуляции.
Более того, если речь идет о поведении агрессивной личности, будет ошибкой считать, что гнев обязательно предшествует агрессии. Агрессивные личности прибегают к открытому выражению гнева, чтобы запугивать других и манипулировать ими. Изначально у них нет гнева. Они просто хотят то, что хотят, и впадают в ярость тогда, когда им этого не дают. В этом случае они начинают использовать любые приемы, чтобы убрать с пути помеху.Иногда самым действенным приемом оказывается демонстрация достаточного эмоционального накала и бешенства, чтобы шокировать другого человека и заставить его подчинится.» (с)

Из книги Д. Саймона «Кто в овечьей шкуре?»

* приведено с моими сокращениями.

От себя добавлю.
Читая книгу Саймона впервые я ловила себя на мысли, а как понять кто манипулятор, а кто жертва? Часто сталкиваюсь с таким феноменом как «у каждого своя правда».
Сейчас у меня есть ответ на этот вопрос. В межличностных отношениях двоих людей можно определить какие у кого социальные роли. Например мать-дочь, муж-жена, свекровь-сноха, подруга-подруга, начальник-подчинены, бабушка-внук и т.д. У каждой роли есть очевидный набор функций, свойственных только этой роли. Тот, кто не выполняет функции в соответствии со свой социальной ролью, тот манипулирует.

Например, у ребенка проблемы с успеваемостью в школе. Домашние задания узнает мама, уроки помогает делать бабушка (практически сама делает) — манипулирует в данном случае ребенок. Другое дело, что в этой истории это зачем-то надо кому-то из членов семейной системы. Но об этом в другой раз.

Позаботьтесь о себе!

femina-vita.livejournal.com

Косвенная Агрессия — это… Что такое Косвенная Агрессия?


Косвенная Агрессия
Косвенная агрессия — агрессивное — поведение, направленность которого против какого — то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Психологический словарь. 2000.

  • Кос Сэмуэль Калман
  • Космическая Психология

Смотреть что такое «Косвенная Агрессия» в других словарях:

  • КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они… …   Юридическая энциклопедия

  • косвенная агрессия — Этимология. Происходит от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. При косвенной агрессии направленность против какого то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо …   Психология человека: словарь терминов

  • КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ — КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ …   Юридическая энциклопедия

  • АГРЕССИЯ — (лат. aggressio нападение) в международном праве противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Определении агрессии», согласно ст. 1 которого агрессией… …   Юридическая энциклопедия

  • Агрессия косвенная, смещённая — непрямая агрессия, агрессивные действия, адресованные объектам, принадлежащим или дорогим тому или иному лицу (лицам), на которого агрессия в конечном счёте направлена. Это, в частности вандализм (от лат. Vandali племена, известные своими… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Агрессия (политика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия. Агрессия (от лат. aggressio  нападение)  понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним… …   Википедия

  • Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… …   Словарь по педагогической психологии

dic.academic.ru

КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — это… Что такое КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ?


КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ

КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого-либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они организуются определенным государством либо действуют от его имени или по его поручению. На К.а. не распространяется норма международного права, в соответствии с которой государство вправе уклониться от ответственности за действия лиц, не обладающих качеством его органа. К К.а. нередко относят действия, предусмотренные ст. 3 (g) Определения агрессии 1974 г., а именно засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно актам агрессии, или значительное участие государства в подобных действиях. Совет Безопасности ООН вправе определить, что другие случаи К.а. тж. представляют собой агрессию, согласно положениям Устава ООН.

Юридическая энциклопедия. 2015.

  • КОРЫСТЬ
  • КОСВЕННАЯ РЕКЛАМА

Смотреть что такое «КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ» в других словарях:

  • Косвенная Агрессия — агрессивное поведение, направленность которого против какого то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии …   Психологический словарь

  • косвенная агрессия — Этимология. Происходит от лат. aggressiо нападение. Категория. Форма агрессивного поведения. Специфика. При косвенной агрессии направленность против какого то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо …   Психология человека: словарь терминов

  • КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ — в международном праве агрессия, совершаемая вооруженными бандами, группами, регулярными силами или наемниками, формально не входящими в состав регулярных вооруженных сил какого либо государства или скрывающими свою принадлежность к ним, хотя они… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • АГРЕССИЯ КОСВЕННАЯ — КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ …   Юридическая энциклопедия

  • АГРЕССИЯ — (лат. aggressio нападение) в международном праве противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Определении агрессии», согласно ст. 1 которого агрессией… …   Юридическая энциклопедия

  • Агрессия косвенная, смещённая — непрямая агрессия, агрессивные действия, адресованные объектам, принадлежащим или дорогим тому или иному лицу (лицам), на которого агрессия в конечном счёте направлена. Это, в частности вандализм (от лат. Vandali племена, известные своими… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Агрессия (политика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Агрессия. Агрессия (от лат. aggressio  нападение)  понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним… …   Википедия

  • Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Агрессия — (отлат. aggredi нападать) 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев… …   Словарь по педагогической психологии

yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru

Скрытая агрессия: что это такое?

Евгения Немировская, психолог

Скрытые послания

— Ой, ты поправилась, все в порядке? — С чего ты взяла? — Ты такая нервная! Волнуюсь за тебя! — Ну что ты рыдаешь? У тебя дома еще сто таких машинок, подумаешь, сломалась. — Я всегда думала, что ты выше этого… — Как вас зовут? Екатерина, вы сказали? Катенька, а скажите-ка мне…

Довольно часто мы слышим такие «странные» фразы — от мужа, близких, друзей. А еще эта «странность» может выражаться вот так: сделать вид, что не услышал важную просьбу. Сделать вид, что не понял, чего хочет ребенок. «Не увидел» срочное смс или письмо. «Случайно» испортил вещь обидчика и «от всей души» принес свои извинения: «Да ладно, это такие пустяки…» Пообещал — и не сделал. Этот список можно продолжать бесконечно: саботаж, обесценивание, уменьшение значимости, негативизм, уход от прямого разговора, колкость под видом заботы, манипуляции, умышленное затягивание или неисполнение договоренностей, презрение, сарказм — все это типичные проявления скрытой или пассивной агрессии.

Такая агрессия не проявляется открыто, и может казаться, что происходящее — просто игра слов или обстоятельств, однако, если эта агрессия направлена на нас, мы безошибочно это чувствуем. Важные признаки: после общения остаются смятение, злость, тревога, подавленность, чувство вины и другие неприятные ощущения.

В психологии даже описан пассивно-агрессивный и скрыто-агрессивный типы личности, такие проявления принимают форму психического расстройства. Этим людям и их близким можно только посочувствовать — и им не просто, и рядом с ними сложно.

Зачем нам агрессия?

Агрессия — явление о двух сторонах. Это то, что разрушает и защищает. Моя агрессия защищает мои границы и нарушает чужие, и, наоборот, чужая агрессия нарушает мои границы и защищает собственные. Агрессия роднит нас с миром животных, ее биологический смысл заключается в выживании вида: агрессия поддерживает дистанцию между особями и разграничивает территорию. Определенный уровень агрессии нужен любому человеку, для того чтобы защищать личное: имущество, территорию, интеллектуальную собственность, тело, ценности — от проникновения другого. И нападать в случае необходимости.

Проявлений агрессии у людей бесконечное множество. При прямой агрессии цель не скрывается, действия — намеренные.

Это вовсе не означает обязательного нападения, прямая агрессия вполне может быть выражена и словами (хотя, если слова не работают, мы вполне используем приемы из животного мира и можем рычать, кусаться и драться). Косвенная агрессия направлена на принадлежащие, дорогие вещи или людей тех, кому эта агрессия адресована. Яркий пример — вандализм. А пассивная агрессия — это подавленное выражение гнева в социально приемлемой форме: человек вроде «ничего такого» не делает или не говорит, наоборот, не высказывает открытого недовольства, а тщательно маскирует его, а скрытая агрессия очень деятельна, хотя и завуалирована.

Последние два вида агрессии часто «объединяют» в одну — пассивную агрессию. Не прямое выражение агрессии очень удобно — можно выражать свое мнения без риска получить отпор или отвержение. Хотя, если подумать, то выгода здесь скорее сиюминутная: если общаться из этой позиции постоянно, есть все шансы на отвержение — вряд ли другая сторона захочет продолжать общение в том же духе.

Давайте сравним. Вот мама говорит дочке:

«Мне не нравится, когда ты берешь мои вещи. Пожалуйста, впредь не бери их без моего разрешения». Или так: «Мое платье тебе совершенно не идет — ты выглядишь в нем толстой, впрочем, как и в остальных моих вещах».

В первом случае мать прямо защищает свое имущество от покушений дочери. Во втором случае мать все так же недовольна тем, что дочь взяла ее платье, однако выступает здесь в роли пассивного агрессора и выражает свое недовольство обходными путями. Мы используем пассивную агрессию, когда не можем сделать или сказать что-то прямо. Вопрос в том, почему мы не можем так сделать?

Откуда она берется

Итак, агрессия нам нужна в первую очередь для того, чтобы защищать свои границы. Однако проявление прямой агрессии в нашем обществе не принято и осуждается. Более того, часто взрослые требуют от детей вовсе не проявлять агрессии — быть послушными, не обижать других, делиться своими игрушками, подавлять приступы гнева. К сожалению, эти требования, выполнение которых может радовать родителей и избавлять их от мучительного чувства стыда за свое чадо, наносят значительный вред самому ребенку!

Ему необходимо научиться защищать себя и свое имущество, и стоит обучить его адекватным формам этой защиты, а пока это невозможно — заручиться терпением и напоминать себе о том, что ребенок пока не в состоянии сказать: «К сожалению, я не могу с тобой поделиться сейчас, я сам хочу в это играть», поэтому он выражает это так, как может — хватает с плачем «мое, не дам!».

Запрет на естественные для ребенка реакции почти неизбежно приведет к тому, что он станет пассивным или скрытым агрессором: учится добиваться своих целей окольными путями, а несогласие и гнев не выражает прямо, а проявляет пассивными или скрытыми способами.

Вместо того чтобы сказать, что он не хочет есть суп, он будет ковыряться в тарелке, отвлекаться, размазывать его по столу, проливать или веселиться, желая «наказать» родителя и не решаясь выразить свое нежелание открыто. Такой сценарий закрепляется, ребенок начинает использовать его по любому поводу и продолжает это делать, когда вырастает.

Культурные коды вносят свой вклад в проявления скрытой или пассивной агрессии. Например, установка, что девушка должна быть скромной и женственной, должна намекать, а не просить, а мужчина должен догадываться, чего же она хочет. Или идея «со взрослым нужно разговаривать вежливо», которая подразумевает невозможность возражать или хотя бы не соглашаться, и еще многое, знакомое нам с детства: «Хорошие дети такого не говорят», «Если ты так говоришь, значит, ты не любишь маму».

Пассивная или скрытая агрессия рождается там, где человек не может выражать свой гнев открыто, поэтому гнев просачивается исподтишка.

Пассивный или скрытый агрессор — это человек, который:

  • Испытывает сложности в общении, не может или не умеет открыто выяснять отношения.

  • Он боится конфликтов — ведь если все ссорятся, значит, отношения испорчены, его больше не будут любить.

  • Не отказывается выполнить просьбу, не берет паузу на размышление, но откладывает или вовсе не выполняет обещанное.

  • Не чувствует себя виноватым и не извиняется, видит и представляет ситуацию так, как будто всегда виноват другой.

  • Не проявляет инициативу — не звонит и не пишет первый, не высказывает свое мнение или его мнение очень общее и неясное.

  • Терпит обиды, а потом бесконечно жалуется и за спиной третирует обидчика.

  • Не говорит о своих желаниях и потребностях окружающим — им надо о них догадаться и сделать то, что нужно.

www.goodhouse.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *