Установки личности: Установка (психология) — Википедия – 19. УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ. Организационное поведение: Шпаргалка

Содержание

что это в психологии, структура и компоненты, примеры

Каждое общество имеет целый ряд определенных ценностей, которые формируются на протяжении многих лет. Например, к ним можно отнести свободу, честность, благородство, доброту или порядочность. Эти постулаты будут характеризовать определенного человека только в том случае, если индивид будет придерживаться этих правил поведения. В психологии этот феномен известен под термином «социальная установка».

Убеждения

Убеждения

Социальные установки в психологии

В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.

Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:

  1. «Социальная ценность». Этим термином стала называться социальная организация.
  2. «Аттитюд» или «социальная установка» – для характеристики личности.

После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.

Ф. Знанецкий и У. Томас

Ф. Знанецкий и У. Томас

Понятие и основные виды

Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.

Г. Олпорт

Г. Олпорт

В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

  1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
  2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
  3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
  4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
  5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

  • положительными или позитивными;
  • отрицательными или негативными;
  • нейтральными;
  • амбивалентными.

Основные функции социальных установок

Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:

  1. Утилитарная, адаптивная или инструментальная. Соц. установка занимает 1-е место среди важных аттитюдов. Механизм действия направлен на помощь индивиду достигать поставленных целей. Также функция способствует приспособлению индивида к обстановке, уменьшению потери и увеличению вознаграждения. Аттитюд влияет на идентификацию личности в группе.
  2. Эгозащитная. Способствует разрешению конфликтов внутри личности. Защищает индивида от травмирующей информации, которая может негативно сказаться на психике. Функция позволяет направить человека по более «щадящему» пути.
  3. Самореализующая. Помогает человеку раскрыть собственные способности и организовать поведение таким образом, чтобы удовлетворить необходимые потребности. Благодаря аттитюдам, индивид самореализуется и начинает понимать, какой личностью является.
  4. Организационная. Основное направление этой функции заключается в том, чтобы упорядочить окружающий мир. При помощи установок индивид оценивает полученные знания и соотносит их с собственными целями, интересами и мотивами. Аттитюд помогает изучать новую информацию в процессе социального познания. Это способствует решению многих проблем.

Структура и компоненты социальной установки

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.
Поведенческий компонент

Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Формирование социальных установок у человека

Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:

  1. До 12 лет у детей наблюдается формирование аттитюдов, которые идентичны с родительскими моделями.
  2. С 12 до 20 лет у девушек и юношей происходит усвоение социальных ролей. На фоне этого установки начинают приобретать наиболее конкретные формы.
  3. В период с 20 до 30 лет социальные ценности и мировоззрение кристаллизуются, на основе чего происходит формирование устойчивых психических новообразований – целого ряда различных убеждений.
  4. В возрасте от 30 лет и старше для аттитюдов характерны стабильность и фиксированность. Поэтому у зрелого человека изменить установки значительно труднее, чем в юности.

Благодаря знаниям об этапах формирования аттитюдов, в педагогике и обществознании выстраиваются целые программы, помогающие направить молодых людей по комфортному и общественно правильному жизненному пути.

Какие подходы используются

На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

  • когнитивный;
  • мотивационный;
  • структурный;
  • бихевиористский;
  • генетический.

При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

  • темпераментом;
  • интеллектуальными способностями;
  • биохимическими реакциями.

Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».

Врожденные и приобретенные формы поведения

Врожденные и приобретенные формы поведения

При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

  • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
  • позитивных подкреплений;
  • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.

Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.

Изменение социальных установок

В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.

Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.

Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.

Главными целями изменения установок считаются:

  • добавление знаний;
  • корректировка взглядов;
  • исправление отношений с другими людьми.

Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:

  • авторитетных личностей;
  • убеждений родителей;
  • средств массовой информации.

Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.

Изменение социального мировоззрения

Изменение социального мировоззрения

Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.

Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.

Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.

Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.

Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.

Видео

Социальная установка — Википедия

Социальная установка, или англиц. аттитю́д (attitude «отношение»), — предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом.[1]

В социальной психологии под социальной установкой понимается определённая диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учётом социального объекта.[2]

Аттитюд — это особый тип убеждения, представляющий собой сложившуюся оценку некоего объекта.

Важно разводить понятия «установка» (set), введённое и разрабатываемое в школе Д. Н. Узнадзе, и «социальная установка» (attitude). Принципиальным отличием социальной установки является то, что она понимается как состояние сознания человека и функционирует на уровне социума.

Понятие социальной установки является одним из центральных в социальной психологии, а её изучение представляет собой отдельную самостоятельную ветвь исследований.

Этапы развития представлений о социальной установке[править | править код]

Открытие феномена аттитюда[править | править код]

Понятие «аттитюд» было введено социологами У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году. В это время авторы проводили совместное исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое заключалось в изучении адаптации польских крестьян, иммигрировавших из Европы. В процессе исследования учёные установили, что адаптация происходит в результате тесной взаимозависимости между индивидом и социальной организацией. Таким образом, ими было предложено ввести понятия «социальные ценности» и «социальная установка» для обозначения социальной организации и для обозначения индивида соответственно. Томас и Знанецкий определили социальную установку как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Открытие феномена аттитюда произвело настоящий фурор в психологической науке. Этот период ознаменован активным ростом дискуссий вокруг феномена аттитюда, принимаются многочисленные попытки формулирования его чёткого определения.

Американский психолог Г. Олпорт провел обзор и анализ всех предложенных и имевшихся на тот момент дефиниций понятия аттитюда и в 1935 г. предложил свое определение данного феномена, основанное на проведенном обзоре. Автор определил аттитюд как «состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан».[3]

Вслед за этим активно велись предложения и поиск методов изучения аттитюдов.

Л. Терстоун и его сотрудники выполнили в конце 20-х — начале 30-х с помощью разработанной ими шкалы разных интервалов, базирующейся на методе экспертных оценок, серию исследований, посвящённых измерению отношения к войне, смертной казни, церкви, цензуре и другим общественным институтам, а также обычаям, традициям, проблемам расовой и национальной принадлежности. Разработка установочных шкал явилась огромным шагом в развитии социальной психологи и социологии, однако вскоре обнаружились трудности в использовании шкалы, которые упирались в неоднозначность самого понятия социальной установки и её структуры.

Следующим шагом в измерении установок явились шкалы Р. Лайкерта, предложившего альтернативу терстоуновской шкале. Задания для измерения аттитюдов теперь базировались на мнении испытуемых, а не на использования экспертных оценок.

1940—1950-е годы[править | править код]

В этот период происходит угасание интереса к феномену аттитюда, а также спад в исследованиях по данному вопросу. Однако в 1942 г. американский психолог М. Смит, описывая всю сложность феномена социальной установки, делает большой шаг на пути изучения социальной установки, определяя ее трёхкомпонентную структуру, включающую когнитивный компонент, аффективный и поведенческий.[4]

1950—1960-е годы[править | править код]

Возобновляется рост исследований аттитюдов. Наиболее волнующей областью в вопросе изучения социальной установки становится исследование процесса её изменения. В это время в Йельском университете проводится ряд исследований под руководством К. Ховланда на тему убеждающей коммуникации, делая акцент на изучение связи между компонентами аттитюда. Автор и его команда в своих исследованиях отталкивались от представлений о процессе изменения социальных установок.[5]

1970-е годы[править | править код]

Очередной спад активности, застой в области изучения аттитюда. Накопившийся за весь период изучения феномена социальной установки материал не представлялось возможным собрать воедино в целостную картину. Таким образом, этот этап явился периодом признания кризиса в изучении аттитюдов, переосмысления полученных знаний по вопросу социальной установки, переоценки имеющихся на тот момент противоречий.[5]

1980—1990-е годы[править | править код]

Интерес исследователей сосредотачивается на изучении аттитюдных систем как комплексных образованиях, которые включают в себя основные реакции человека на некоторый социальный объект.[6]

М. Смит в 1942 г. предложил трёхкомпонентную структуру аттитюда:

  • когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки)
  • аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта)
  • поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту)

Все элементы структуры находятся в тесной взаимосвязи между собой, и изменение одной из них влечёт за собой изменение других.

После описания Смитом данной классификации в научном сообществе возникло немало вопросов и споров относительно взаимосвязи выделенных трёх компонентов.

Проведенное в 1934 г. американским психологом Р. Лапьером исследование показало определённую степень несоответствия между поведением и аттитюдом. Главным выводом автора, получившее название «Парадокс Лапьера» стало то, что реальное поведение людей расходилось с их социальными установками, мнениями относительно объекта, что породило принятие активных мер по попыткам разрешить обнаруженное противоречие. Так, например, Д. Кац и Э. Стотленд предложили объяснить это через структуру аттитюда, а именно через влияние фактора ситуации на проявления того или иного компонента структуры социальной установки.

Принципиально иную точку зрения представил Дж. Бем, который говорил о том, что не аттитюд влияет на поведение, что разделяли большинство авторов, а что поведение оказывает воздействие на аттитюд. Автор объяснял это тем, что человек сначала наблюдает за поведением, и лишь после этого формируется установка, то есть люди как бы «выводят» свои установки исходя из наблюдения за собственным поведением.[7]

Функциональная теория М. Смита, Д. Брунера, Р. Уайта (1956)[править | править код]

1. Функция оценки объекта — упрощение оценки поступающей новой информации о социальном объекте.

2. Функция социального приспособления — опосредование межличностных отношений в группе; происходит идентификация с группой или противопоставление себя группе.

3. Функция экстернализации — воплощение в жизнь скрытых, глубинных мотивов человека.

Функции аттитюдов по Д. Кац (1960)[править | править код]

1. Приспособительная (инструментальная) — направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

2. Выражение ценностей — аттитюды выступают как средство выражения личности, самореализации.

3. Эго-защитная — способствуют разрешению внутренних конфликтов личности; защита от негативной информации, защита самооценки.

4. Организация знаний — организация представлений об окружающем мире.

Бихевиористский подход[править | править код]

В рамках данного подхода аттитюд понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Формирование аттитюда происходит практически без участия субъекта и может происходить за счет:

  • наблюдения субъекта за поведением других людей и его последствиями
  • положительного подкрепления
  • формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками
Мотивационный подход[править | править код]

В отличие от бихевиористкого подхода, здесь человек выступает как абсолютно рациональный субъект, активно «управляющий» формированием аттитюдов. Формирование происходит за счёт взвешивания всех «за» и «против» принятия нового аттитюда.[5]

Выделяют две теории, описывающие формирование аттитюда:

  • Теория когнитивного реагирования — формирование аттитюдов происходит в результате позитивного или негативного реагирования субъекта на новую позицию.
  • Теория ожидаемых преимуществ — формирование аттитюда происходит исходя из оценивания человеком собственной максимальной пользы от принятия или непринятия нового аттитюда.
Когнитивный подход[править | править код]

Подход включает в себя ряд теорий (теорию структурного баланса Ф. Хайдера, теорию коммуникативных актов Т. Ньюкома теорию конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Таннебаума, теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.[5] Таким образом, формирование аттитюдов происходит в результате стремления человека к разрешению возникших внутренних противоречий из-за несогласованности аттитюдов и когниций.

Структурный подход[править | править код]

Аттитюд представляется как функция структуры межличностных отношений.[8] Предлагается рассмотрение формирования аттитюдов исходя из взаимодействия с социумом, из тесноты межличностного общения, в том числе и из наблюдения за аттитюдами окружающих нас людей. Человек сравнивает свои собственные установки с установками окружающих, «корректируя» их в соответствии со значимостью той или иной группы для него.

Генетический подход[править | править код]

В рамках этого подхода существует предположение о том, что формирование аттитюдов косвенно может быть обусловлено генетическими особенностями, проявляющимися во врождённых различиях темперамента, интеллектуальных способностях, биохимических реакциях и т. д.. Такие «врожденные» аттитюды являются гораздо более прочными по отношению к «приобретенным».[5]

  1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Мещеряков Б., Зинченко В.. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  2. Smith М.В. Attitude Change// lnternational Encyclopedia of the Social Sciences / D. L. Sills. Crowell. — 1986.
  3. Allport G.W. Attitudes// The handbook of social psychology / C. Murchison. — Worcester: Clark University Press, 1935.
  4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США.. — М: Наука, 1979.
  5. 1 2 3 4 5 Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
  6. McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psychology / G. Lindzey, A. Aronson. — N.Y.,, 1985.
  7. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. — 5-е изд., испр. и доп. — М.,: Аспект Пресс, 2007.
  8. Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.. — М.:, 1972.
на русском язке
  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007.
  2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая О. А.. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.,2001 г.
  4. Дэвис Дж. Э. Социология установки // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: 2001.
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
  8. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979
на других языках
  1. Allport G. W. Attitudes// The handbook of social psychology / Ed. by C. Murchison,.Worcester. Clark University Press, 1935
  2. McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psychology/Ed. By G. Lindzey, A. Aronson. N.Y., 1985.
  3. Smith М. В. Attitude Change // lnternational Encyclopedia of the Social Sciences/Ed. by D. L. Sills. Crowell, 1968.

Установки личности — Саморазвитие, успех

Купить криптовалюту за рубли без посредников без комиссии на бирже №1

У процесса сознательного изменения установок личности шесть этапов.

Самая первая и самая легкая стадия – выявить проблемные чувства

Вторая – выявление проблемных поступков

Третий этап — выявите свое проблемное мышление

Четвертый этап – выявите правильное мышление

Пятый – публично заявите о том, что намерены отныне мыслить позитивно

Этап шестой – придумайте план, по которому вы осуществите переход к позитивному мышлению

 

Каждый раз, требуя от своих последователей жертвовать своим временем, лидер должен задуматься, спросить себя : «Справятся ли они?», то есть обладают ли они для этого необходимыми способностями? Также стоит задуматься: «А будут ли они вообще?», то есть обладают ли они твердой позицией. Он должен твердо знать, верно ли им выбрано время, есть ли условия, которые обеспечат перемены к лучшему.

Горячо ли желание людей измениться? Готовы ли они заплатить ту цену, которую от них потребуют предстоящие перемены? Какие должны быть установки личности? Если на эти вопросы человек ответит утвердительно, то это будет свидетельством того, что он полон решимости приступить к действиям. В таких условиях добиться успеха много шансов.

Победитель всегда мыслит «я смогу», «я сумею», «я добьюсь». А неудачники концентрируются на том, что они должны были сделать, но по ряду причин не сделали. Если мы не удовлетворены результатами нашей деятельности, то нам нужно изменить картину нашего разума.

Онкологи в Лондоне провели исследование, на которое ушло много лет. В нем были задействованы 57 женщин, больных раком груди и перенесших удаление молочной железы. Через 10 лет семь из десяти женщин, которые были полны надежды на выздоровление, жили полноценной жизнью, тогда как четыре из пяти утративших надежду и веру на выздоровление были давно мертвы. В науке есть целая отрасль, занимающаяся изучением надежды на исцеление и рядом других психологических установок. Называется эта наука психонейрофизиология. Ученые обнаружили и научно подтвердили, что больные с позитивной установкой выздоравливают быстрее и чаще, чем люди, утратившие надежду и радость жизни.

Как только вы стали менять образ своего мышления, не откладывая начинайте менять и свое поведение в целом. Начинайте действовать так, как действовал бы человек, которым вы хотите стать. Поступки, которыми вы раньше восхищались, видя, как их совершает кто-то другой, теперь должны стать вашими поступками.

Если человек не в силах изменить себя, свои привычки, он часто отговаривается, что у него нет мотивации. Но ведь мотивация – это не молния, никто не сунет эту мотивацию вам в руки и не скажет, как теперь быть. Вообще лучше забыть это слово, потому что оно является ловушкой. Например, если вам нужно сбросить вес или приучить себя каждый день измерять уровень сахара в крови, то делайте это без определенной мотивации. Делайте это просто потому, что так надо делать. Поверьте, как только вы начнете так поступать, мотивация тут же появится сама собой, и вам станет гораздо легче соблюдать новые правила вашей новой жизни.

Чувства быстрее возникают при помощи действия, а не наоборот – действие при помощи чувства. Поэтому нужно в первую очередь начать действие. Если вам известно, что вы должны сделать, то делайте это не откладывая. Сейчас. Немедленно. Сделайте, не ждите, пока на вас снизойдет какое-то озарение или благодать.

Родители должны уделять пристальное внимание формированию у своих детей позитивной позиции. Нужно не просто говорить им, чтобы они были доброжелательными и щедрыми, необходимо действовать над их поступками. Начать можно просто с того, чтобы в семье каждый день говорили друг другу теплые и ласковые слова, тогда это станет привычкой, станет образом мышления. Ребенок привыкнет говорить людям добрые слова и комплименты.

Позиция – это скорее привычка. Но эту привычку нужно обязательно приобрести. Повторяя какое-то действие, вы реализуете его в привычку. Существует один простой план для изменения неверной позиции, который под силу каждому. В первую очередь говорите верные слова, читайте правильные книги, слушайте нужные и правильные лекции, молитесь верными молитвами. Во-вторых, повторяйте первый из перечисленных пунктов каждый день, а не только тогда, когда этого хочется вам. И вскоре вы сможете заметить, как сильно начнет меняться ваша жизнь.

Скоро негативная позиция естественно будет вытеснена позитивной. Но помните – эта битва будет длиться всю жизнь! И пусть невозможно одержать окончательную победу, но бороться стоит. Чем безжалостнее вы будете выдирать сорняки неверных мыслей, менять их на верные и позитивные, тем сильнее измениться ваша личность.

В интервью одна пожилая дама рассказывала, что как только наступает весна, она вспоминает седого старика — своего деда, который каждый год шел на войну. А воевал он много лет с сорняком. У него были мелкие желтые цветы, и на вид он был вполне безобидным. Но если с ним не бороться так безжалостно, то он очень быстро захватит все поля в округе. Поэтому старик каждый год тратил много сил и времени на борьбу с этой напастью. Полностью искоренить его было невозможно, но контролировать хоть как-то разрастание удавалось неплохо.

Вскоре дама вышла замуж и уехала далеко. И вот уже живя с мужем, совсем в другом месте, она заметила, что и там на полях распускаются мелкие желтые цветочки. Пару лет она их просто игнорировала, но вскоре осознала, насколько был прав ее дед. И она стала бороться с этим врагом растительного происхождения, как и ее дед. Теперь женщина каждый год ходит по своему участку, по близлежащим территориям и выдирает эти сорняки. В память о своем деде.

Так и человек должен все время помнить о своих вредных привычках и безжалостно и безостановочно выдирать их из себя.

Социальные установки, как одна из основных социально-психологических характеристик личности

Социальные установки характеризуют личность с социально-психологической стороны. Это отношение субъекта к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Все исследователи единодушны в определении смысла данного термина.

Определение 1

Социальные установки — это социально-психологический фактор в развитии личности.

Существует единое определение социальной установки личности как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам. Однако этот термин в психологии имеет несколько значений с существенными различиями. Термин «attitude» в переводе на русский язык означает «пригодность», «соответствие».

Определение 2

Первоначальное значение — готовность человека к решению определенной задачи.

Объектами социальных установок являются люди, группы разной социальной направленности, текущие события, предметы материальной и духовной культуры. Социальная установка является важнейшим элементом характеристики личности и объясняет ее поведенческие действия в общественном процессе.

По прошествии времени значение термина «социальная установка» менялось. Понятие стали рассматривать как устойчивое отношение человека или объединения людей к чему-либо или к кому-либо. Внимательно изучив социальную установку, ученые пришли к выводу, что это явление сложное, относящееся к разряду психических состояний.

Трехмерная структура социальной установки

Как психическое состояние социальная установка представляет собой готовность человека к социальным действиям. Ученый М.Смит разработал и описал трехмерную структуру социальной установки, выделив в ней три компонента:

  • когнитивный;
  • аффективный;
  • поведенческий.
Определение 3

Когнитивный компонент — знание субъекта о том, к чему относится его социальная установка.

Определение 4

Аффективный компонент — эмоции, переживания, связанные с объектом, событием, процессом.

Определение 5

Поведенческий компонент социальной установки — реальные действия, действия, которые готов совершить человек, касающиеся рассматриваемого объекта.

Эти компоненты могут быть согласованы и не согласованы между собой. Если три составляющие не противоречат друг другу — это согласованные социальные установки. К примеру, позитивные знания, благоприятный эмоциональный фон и действия, охарактеризованные положительно, являются согласованной социальной установкой.

Несогласованная социальная установка включает в себя негативную информацию, положительное отношение и действия нейтрального характера.

Замечание 1

При согласованной социальной установке человек действует последовательно. Рассогласованная социальная установ

Психологические установки

Джеймс Спрингер и Джеймс Льюис – однояйцевые близнецы, которых разлучили вскоре после рождения. До определённого момента они не знали о существовании друг друга. Первых жен обоих братьев звали Линда, а вторых – Бетти. У братьев были схожие интересы. Первый Джеймс увлекался плотницким делом, а второй – механическим черчением. Оба были общительны, обладали примерно одинаковым уровнем гибкости и саморегуляции.

Когда Барбара Херберт и Дафна Гудшип, близнецы, разлученные при рождении, встретились в возрасте 39 лет, обе были одеты в бежевое платье и коричневый вельветовый жакет.

Эти невероятные примеры могут заставить нас верить в то, что личность человека – это что-то, вписанное в гены, что-то, неподвластное изменению. Если такие вещи, как выбор одежды или общительность запрограммированы, можно предположить, что все остальное тоже предрешено заранее. Тем не менее, все больше исследований подтверждают, что это не так. Личность и характер человека не были раз и навсегда заожены в гены человека, большая часть личности каждого человека – это гибкая и динамичная система (Mischel & Shoda, 1995), которая может меняться в течение жизни под воздействием опыта (Roberts, Walton, & Viechtbauer, 2006).

Кроме того, ученые начинают понимать, как изменить характер и способности человека. Говоря о личности человека, мы оперируем не только чертами характера, но и такими понятиями, как цели, стремления, интерпретация событий, копинг-стратегии. Кэрол Дуэк, профессор Стэндфордского Университета в своем исследовании «Управление восприятием – как установки влияют на способность меняться» фокусируется на установках и их влиянии на цели и устремления человека, а также на том, как эти установки влияют на эмоциональные реакции и поступки человека.

Олпорт (1964) определил личность в терминах устойчивых паттернов поведения и образа действий, которые присутствуют в различных ситуациях и областях жизни. Установки с их способностью изменять поведение и действия человека становятся ключевым понятием в определении личности.

Установки способны менять устойчивые образцы поведения и образа действий, изменяя характер и личность человека. Психологические установки человека включают в себя его представления о мире, о самом себе и о взаимоотношениях с другими людьми. Обычно они закладываются еще в детском возрасте. Многие специалисты в области личности уверены, что именно установки являются основой личности. Например, исследователь темперамента Мэри Ротбарт утверждает, что личность и характер человека состоят не только из темперамента и привычных паттернов поведения, но и из того, как человек воспринимает себя, окружающих людей и события.

Фокусирование на установках человека позволяет более точно ответить на следующие вопросы: какие личные факторы позволяют человеку быть успешным – расти над собой и учиться, строить благополучные отношения с другими, показывать хорошие результаты в школе и на работе, уметь заботиться о других и восстанавливаться после неудач? Психологические установки человека поддаются определению, измерению и преобразованию с целью изменения их влияния на жизнь человека. Определение черт характера также не представляет большого труда, однако данное определение не содержит в себе указаний на то, как человек может их изменить. Изменить психологические установки может быть нелегко, но они сообщают нам о том, с чего нужно начать.

Чтобы подтвердить данную теорию, Кэрол Дуэк проверила две базовые установки: первая – о том, может ли человек и его черты характера развиваться, а вторая – как установки влияют на отношения с другими людьми. Автор подчеркивает, что психологические установки и их влияние на жизнь человека содержат в себе важнейшие аспекты адаптивного функционирования и отражаются на всех областях жизни человека.

УСТАНОВКА НА РОСТ

Исследования Кэрол Дуэк показывают, что приобретенные психологические установки влияют на успех человека в жизни. Люди с установкой на данность уверены, что их качества, например, интеллект раз и навсегда заложены в них и не подлежат изменению. Люди с установкой на рост убеждены, что большинство их качеств можно развивать и что многое зависит от приложенных ими усилий и готовности обучаться.

Раннее исследование показывает, что люди с установкой на рост более открыты к обучению, готовы к сложным задачам и легче восстанавливаются после неудач (Dweck, 1999). Данная установка позволяет успешно справляться с такими событиями, как переход в другую школу (Blackwell, Trzesniewski, & Dweck, 2007), сложные деловые переговоры (Kray, 2007), разрешение конфликтов в романтических отношениях (Kammrath & Dweck, 2006). То есть установка на рост позитивно влияет на ключевые стороны жизни (учеба, карьера, личная жизнь) человека.

Любой человек может развить в себе установку на рост, которая позволяет увеличить мотивацию и лучше справляться со сложными задачами. В исследовании Аронсона, Фрида и Гуда (2002) студентам одного престижного университета показывали фильм о работе мозга, в котором обозначалось, что новые нейронные связи образуются в течение всей жизни в ответ на обучение. Кроме того, каждый студент из экспериментальной группы писал письмо студентам младшего курса о том, что мозг человека – это гибкая система, которая может развиваться на протяжении всей жизни в ответ на интеллектуальные усилия и упорную работу. В конце семестра студенты колледжа, которые узнали о способности мозга развиваться в течение всей жизни, показали  академические результаты, интерес к учебе и готовность упорно трудиться значительно выше, чем студенты, которым не был показан данный фильм.

Люди приобретают ту или иную установку в ответ на то, как их хвалят (Mueller & Dweck, 1998). Удивительно, но когда учеников хвалят за их интеллект, они приобретают установку на данность. Подобная похвала не только не повышает самооценку, но и делает их уязвимыми и заставляет избегать сложных задач. Как только ученики с установкой на данность встречаются с препятствием на своем пути, они теряют уверенность в себе, интерес к учебе и демонстрируют более слабые академические результаты. Когда учащихся хвалят за их усилие или выбор верной стратегии, они приобретают установку на рост: им хочется учиться, и они не пасуют перед первой же трудностью.

Таким образом, психологическая установка играет важную роль в стратегии решения сложных задач, саморегуляции и умению смиряться с неудачей и идти дальше. Изменение установки способно коренным образом изменить всю жизнь человека.

УСТАНОВКИ И ОТНОШЕНИЯ: ОЖИДАНИЯ ПРИНЯТИЯ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЯ

Почти шестьдесят лет назад Джон Боулби предположил, что дети еще в младенчестве усваивают ту ли иную модель привязанности. Именно эта модель ключевым образом влияет на представления человека об отношениях с другими людьми. Если привязанность ребенка со значимым взрослым была надежной, то у него больше шансов построить гармоничные отношения с другими людьми во взрослом возрасте. Если привязанность была ненадежной, велика вероятность того, что в будущем человек не сможет распознать и ответить на привязанность другого человека к себе.

Ожидания относительно положительных или отрицательных ответов со стороны других людей лежат в основе взаимоотношений взрослых людей. Джеральдин Доуни и ее коллеги доказали, что люди, которые тревожно ожидают отрицательных реакций со стороны других, строят ненадежные отношения, видят отвержение и угрозу привязанности даже там, где их нет, и в целом преуменьшают значимость отношений в жизни человека (Pietrzak, Downey, Ayduk, 2005). Психологическая установка влияет на то, насколько удовлетворяющими будут отношения человека с окружающими его людьми.

МИНИМАЛЬНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Изменение установок относительно собственного развития или отношений с другими людьми показало весьма значительные результаты при минимальных усилиях со стороны психотерапевта и клиента. Психотерапия, направленная на изменение установок, заключается в переосмыслении событий и в изменении собственных реакций на них. Данные вмешательства направлены на изменение установки человека, которая оказывает влияние на мотивационные, регуляторные и коммуникативные паттерны.

Кроме того, в ходе такой работы изменяются и черты характера, которые нередко рассматриваются как «относительно стабильные»: открытость к новому, тщательность, общительность, негативные реакции в ответ на ситуацию неуспеха.

Подводя итог, еще раз отметим, что психологические установки оказывают влияние на все области жизни. Изменение установок означает изменение характера человека, что, в свою очередь, означает изменение его жизни.

Оригинальная статья:  Carol S. Dweck . Modulating emotion perception – Can Personality Be Changed? The Role of Beliefs in Personality and Change. Current Directions in Psychological Science, December, 2008

Перевод: Елисеева Маргарита  Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психологическая установка, саморазвитие, самореализация, мотивация, изменения

Источник фото: powerthoughtsmeditationclub.com

Доступно для скачивания:

  • О роли установок в способности человека меняться

Социальные установки в психологии

Социальные установки

Определение 1

Социальная установка — это предрасположенность человека определенным образом что-то воспринимать и действовать каким-то определенным способом.

Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.

По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.

Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.

Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:

  • смысловом,
  • целевом,
  • операциональном.

Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.

Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.

Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.

Определение 2

Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.

Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.

Аттитюды имеют свои функции:

  • адаптивную или приспособительную функцию, при которой аттитюд направляет субъекта к объектам, являющимся целями достижения;
  • функцию знания – упрощенное указание аттитюда относительно способа поведения в отношении конкретного объекта;
  • функцию выражения или функцию саморегуляции – аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
  • функцию защиты при которой аттитюд помогает личности разрешить внутренний конфликт.

Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.

Установки и ролевое поведение

Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.

Определение 3

Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.

Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.

Замечание 1

Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.

Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.

Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.

При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты могут быть следующие:

  • возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
  • социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной

Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.

Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.

Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.

Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.

Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.

Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.

При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.

Изменение социальных установок

Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.

В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению. Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок. Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.

Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.

При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:

  • соседние установки меняются по эмоциональному знаку с (+) на (-) и по интенсивности, что возможно для периферийных установок;
  • возможное изменение степени важности, значимости установки;
  • изменение принципа связи между соседними установками.

Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.

Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.

Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.

Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.

Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.

Установки личности | Всё по специальности Менеджмент

Установки – чувства, ощущения, эмоции, определяющие восприятие людьми внешней среды и побуждающие их к определенным действиям.
Для организации важнейшими установками работника являются:
1. Удовлетворенность трудом – набор благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе труда и контроля его действий. Удовлетворенность складывается под действием следующих факторов:
— характер и содержательность работы,
— объем работы,
— условия работы,
— отношение с руководителем,
— отношение с коллегами,
— возможность конкретного роста,
— система оплаты труда,
— режим работы,
— правила принятые в организации.
Характер и содержание работы определяется следующими моментами:
— уровень стандартизации и специализации заданий: высокий уровень не вызывает удовлетворенности трудом, так же как и широкая специализация и размытые стандарты;
— ясность роли, ясность выполняемой работы и наличие обратной связи, позволяющей работнику оценить его результаты;
— наличие элемента вызова в работе – это позволяет проявить свои способности и возможности.
2. Вовлеченность в работу – степень, с которой работник отдается работе, считает ее важной составляющей своей жизни. Виды увлеченности:
— увлеченность работой вообще (трудоголизм),
— увлеченность конкретной работой: складывается из важности работы для организации, привлекательности работы, степени идентификации человека с данной работой.
При оценке увлеченности работой необходимо проводить оценку по всем этим составляющим. Человек, увлеченный работой, стремится к качественному ее выполнению, понимает необходимость постоянного совершенствования своих навыков.
3. Обязательность (лояльность) работника к организации – определяется идентификацией его с этой организацией. Лояльность складывается из трех моментов:
— насколько работник разделяет цели и ценности организации,
— насколько работник готов остаться в организации, даже когда ему это не выгодно,
— насколько работник готов пожертвовать своими интересами ради интересов организации.
Влияние установок сводится к тому, что если работник не удовлетворен работой, он не берет на себя обязательств перед организацией, это проявляется в психологическом и физическом уходе от организации. Это приводит к ухудшению результатов работы организации. Однако если работник удовлетворен работой, это не всегда сопровождается высокими результатами. Обычно он сохраняет уровень результата, вызывающего его удовлетворенность. Поэтому менеджер должен занимать следующую позицию: высокая производительность работы способствует формированию удовлетворенности трудом, а удовлетворенность вызывает соответствующую обязательность работника перед организацией и умножает усилия, направленные на выполнение работы, что приводит к соответствующим результатам для организации. Поэтому менеджер должен создавать условия для эффективной работы подчиненных.

Понравился данный материал?
Не стесняйся, поставь лайк, расскажи о нас своим друзьям, однокурсникам, короче, всем, кому был бы полезнен наш сайт! Тебе ничего не стоит, а нам приятно, что не зря стараемся 😉

Спасибо!

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *