«Мышление и его виды» | СГЭУ
Вопрос: Что такое мышление?
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Вопрос: Какие виды мышления есть?
Классификация по результатам мышления
Классификация по уровню психических процессов
Другие виды:
Вопрос: формы мышления?
Понятие, суждение, умозаключение (вывод)
Умозаключение является наиболее сложной формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода (способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.
Дедуктивное умозаключение (от лат. deductio — выведение) — ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному (от общего к единичному), здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.
Индуктивное умозаключение (от лат. inductio — наведение) — рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.
Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).
Суждение, как наименьшую единицу логического мышления, выделил Платон. Аристотель в свою очередь показал, что только в наиболее общих суждениях, истинных для всех объектов данного класса, могут выражаться законы природы и общества. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать строгого логического вывода. Строгий логический вывод может быть получен только методом дедукции. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) и «Золото — драгоценный металл» (малая посылка), — взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два изолированных предложения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод — «Следовательно, золото не ржавеет». Этот вывод не требует непременного личного опыта, т.к. он получен при помощи объективного логического средства — силлогизма. Все другие типы рассуждений, т.е. индукция и аналогия, с точки зрения истинности вывода куда менее ясны. Только силлогизм является истинной основой логического мышления. Благодаря силлогизмам и другим логическим формам мышление становится доказательным, убедительным и непротиворечивым.
Наиболее известные методы мышления:
Дискурсивные | Продуктивные (творческие) |
Логический | Дивергентный |
Диалектический | Латеральный |
Аналитический | Радиантный |
Научный | Эвристические |
Системный | ТРИЗ |
Вопрос: какие операции выполняет мышление?
Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация
Анализ и синтез
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.
Сравнение
Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.
Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.
Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.
Абстрагирование
Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.
Конкретизация
Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.
Вопрос: индивидуальные особенности мышления
Мышление имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Особенности индивидуального мышления проявляются в разных соотношениях видов и форм, операций и процедур мыслительной деятельности. Важнейшими качествами мышления являются следующие.
Самостоятельность мышления — умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Инициативность — постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.
Глубина — способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.
Широта — способность видеть проблемы многосторонне; во взаимосвязи с другими явлениями.
Быстрота — скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.
Оригинальность — способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.
Пытливость — потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.
Критичность — объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.
Торопливость — непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Мышление носит потребностно-мотивированный и целенаправленный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.
Основные признаки мышления
Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. Сюда в первую очередь относятся — опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и произвольность.
Опосредованность. Мышление предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Другими словами, мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление — это, по сути, все то, что человек впитал в себя из этого мира, своеобразная «модель вселенной внутри нас». Только лишь используя накопленный человечеством интеллектуальный опыт, индивид оказывается в состоянии сам привносить вклад в эту «копилку» общественного разума. «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» — эти вечные слова И. Ньютона точно выражают идею опосредованности мышления. Конечно же, мышление самым тесным образом связано с языком и речью.
Таким образом, мышление человека социально обусловлено. Оно формируется лишь в среде себе подобных, где имеется возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними. Известны факты, что реальные, а не сказочные дети-Маугли так и не достигали нормального уровня мышления, свойственного их сверстникам, именно из-за продолжительной отстраненности от социального окружения.
Мышление позволяет человеку познать не только то, что воспринимается непосредственно через его органы чувств, но и то, что недоступно им. Это осуществляется косвенным образом через специфические мыслительные операции, через вспомогательные-технические средства и др. Для обнаружения самолета в воздухе авиадиспетчеру не нужно устремлять свой взор вверх и вдаль, откуда доносится звук моторов, напрягая при этом до нижнего порога свой слух. Координаты местонахождения воздушного лайнера он определяет опосредованно через мысленный анализ текущего состояния так называемой «информационной модели» обстановки, включенной между ним и реальным объектом, и формирования на ее основе «концептуальной модели» — «умственной картины» процесса обнаружения.
Обобщенность. Мьшление представляет собой обобщенное познание существенных свойств и явлении окружающей действительности, а также связей и отношении, существующих между ними. Обобщение является одним из средств мыслительной деятельности. В самом общем виде суть обобщения заключается в распространении принципа или концепции на новые объекты (события области). Объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения), либо по множеству признаков (сложные обобщения).
Результатом мышления является сжатая, обобщенная «модель» действительности, которая порождается благодаря мысленной переработке человеком многих информационных источников самой различной природы. Знания, которые приобретаются человеком в результате мыслительного процесса, всегда касаются самых общих и существенных характеристик того объекта, на который они направлены. Когда мы про произносим слово «самолет», то объединяем (обобщаем) в огромный класс множество крылатых летательных объектов, различающихся между собой формой. размером, дальностью полета, грузоподъемностью и назначением и т.п. При этом основанием для обобщения является наличие у летательного аппарата крыльев двигателей, аппаратуры управления полетом.
Целенаправленность и произвольность. Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Там, где нет цели, вызванной некоторой насущной потребностью, отсутствует проблемная ситуация для ее разрешения. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.
Мышление всегда направлено навстречу цели. Так, потребность в изменении интерьера своей квартиры порождает цель такой перестановки мебели, переноса некоторых стенных перегородок, преобразования системы освещения, которые удовлетворяли бы критериям удобства их использования и эстетического восприятия. Здесь, конечно же, возникает ряд противоречивых условий (шкаф не вписывается в новую архитектуру комнаты, привычные люстры не дают требуемого освещения, комната отдыха оказывается не защищенной от посторонних звуков). Но вот мысленное решение найдено. Далее в свои права должна вступать воля, верная напарница мышления. Мышление без воли очень редко приводит к достижению цели. Мыслить — значит действовать.
Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между сознаваемым и бессознательным. Это, например, просматривается на соотношении основных и побочных результатов мыслительной деятельности. Путь к основному результату, конечно, направляется и корректируется осознанной целью, анализом промежуточных результатов решаемых задач. Побочные же результаты лишены речевого оформления и осознанности. Но тем не менее они участвуют в движении мысли к намеченной цели Более того, побочные результаты могут приобрети статус основных (как это нередко наблюдается в научных исследованиях). И тогда они уходят под «покровительство» сознания и уже сами могут порождать побочные продукты мышления.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление— понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления).
Аутистическое мышление – грезоподобная форма, оно подчинено аффектам (я швейцария потому что должна быть свободной),
Эмоциональное мышление — на первом плане стоят потребности практические — потребности чувства и воли, в отличие от судящего мышления, в котором на первом плане, так сказать, в фокусе нашего внимания познавательный интерес как таковой,
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека
В данной статье уточнено понятие «мышление». Выделены основные определения мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскрыта сущность самих понятий «мышление», «творческое мышление».
Ключевые слова: мышление, творческое мышление, психология, познавательный процесс, психический процесс.
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления [4, с. 22].
Одним из ведущих процессов является мышление. Оно есть процесс не только обобщенного, но и опосредованного познания, т. е. в процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его орудия. Для того чтобы осознать, что железо тверже дерева, необходимо сравнить их между собой. Точно так же, глядя на воду и на деревянный брусок, мы можем сказать, что из них тяжелее. Для этого нам надо бросить брусок в воду и посмотреть, утонет он или поплывет, т. е. мы определяем тяжесть дерева посредством его сравнения с водой, опосредованно. Его твердость проверяется посредством железного топора, который рубит дерево, в то время как стекло разбивается при соприкосновении с ним. Это дает нам понимание того, что стекло более хрупко, а железо более твердо, чем твердо.
Из этого примера, кроме того, видно, что первые орудия труда (топор, нож, плуг и т. д.) были в то же время первыми орудиями мышления, так как при их помощи устанавливались и проверялись отношения между предметами. Эти орудия являлись первой абстракцией, так как в утверждении, что, например, топор можно делать из железа или стали, но не из стекла или глины, уже содержится обобщенный результат мышления, абстрагированный от непосредственного опыта, полученного кем-то. Данный опыт передается следующим поколениями и виде орудий, и в виде слов, которые составляют содержание сознания и отдельного человека, и культуры данного общества. Именно образцы поведения в разных ситуациях, трудовая деятельность, нормы общения, герои художественных произведений подтверждают индивидуальные обобщения и служат тем надличностным опытом, который, как и логика, помогает в различных видах мышления объективировать индивидуальный опыт [1, с. 56].
Мы называем человека разумным животным, и представители традиционного интеллектуализма всегда с особенным упорствомподчеркивали тот факт, что животные совершенно лишены разума. Тем не менее вовсе не так легко определить, что такое разум и чем отличается своеобразный умственный процесс, называемый мышлением, от ряда мыслей, который может вести к таким же результатам, что и мышление.
Большая часть умственных процессов, состоящих из цепи образов, связанных один с другим, представляют собой нечто аналогичное самопроизвольной смене образов в грезах, какой, по видимому, обладают высшие животные. Но и такой способ мышления ведет к разумным выводам, как теоретическим, так и практическим. Связь между терминами при таком процессе мысли выражается или в «смежности», или в «сходстве», и при соединении обоих родов этой связи наше мышление едва ли может очень бессвязным. Вообще говоря, при подобном непроизводительном мышлении термины, сочетающиеся между собой, представляют конкретные эмпирические образы, а не абстракции. Солнечный закат может вызвать в нас образ корабельной палубы, с которой мы видели его прошлым летом, спутников по путешествию, прибытие в порт etc, и тот же образ заката может навести нас на мысль о солнечных мифах, о погребальных кострах Геркулеса и Гектора, о Гомере, о том, умел ли он писать,о греческой азбуке etc. Если в нашем мышлении преобладают обыденные ассоциации по смежности, то мы обладаем прозаическим умом, если в данном лице часто непроизвольно возникают необыкновенные ассоциации по сходству и смежности, то мы называем его одаренным фантазией, поэтическим талантом, остроумием.
Если в этом умственном процессе играет роль отвлеченное свойство, то оно лишь на «мгновение» привлекает наше внимание, а затем сменяется чем-нибудь иным и никогда не отличается большой степенью абстракции. Так, например, размышляя о солнечных мифах, мы можем мельком с восторгом подумать об изяществе образов в уме первобытного человека или на мгновение вспомнить с пренебрежением об умственной узости современных толкователей мифов. Но в общем мы больше думаем о непосредственно воспринимаемых из действительного или возможного опыта конкретных впечатлениях, чем об отвлеченных свойствах.
Во всех этих случаях наши умственные процессы могут быть вполне разумны, но все же они не представляют здесь мышления в строгом смысле слова. В мышлении, хотя выводы могут быть конкретными, они не вызываются непосредственно другими конкретными образами, как это бывает при цепи мыслей, связанных простыми ассоциациями. Эти конкретные выводы связаны с предшествующими конкретными образами при посредстве промежуточных ступеней, общих, отвлеченных признаков, отчетливо выделяемых нами из опыта и подвергаемых особому анализу.
Великая разница между простыми умственными процессами, заключающимися в вызывании одного конкретного образа минувшего опыта с помощью другого, и мышлением в строгом смысле слова defacto заключается в следующем: эмпирические умственные процессы только репродуктивны, мышление же — продуктивно. Мыслитель, придя в столкновение с конкретными данными, которых он никогда раньше не видел и о которых ничего не слышал, спустя немного времени, если способность мышления в нем действительно велика, сумеет из этих данных сделать такие выводы, которые совершенно загладят его незнакомство с данной конкретной областью. Мышление выручает нас при непредвиденном стечении обстоятельств, при которых вся наша обыденная «ассоциационная мудрость» и наше «воспитание», разделяемые нами с животными, оказываются бессильными [6, 121].
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно всегда связано с наличием проблемной ситуации и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не тольво в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которы, чаще всего, непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера [3, с. 211].
Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т. е. ситуация для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
Существуют различные определения понятия «мышление». Мышление (по определению С. Л. Рубинштейна) — это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности. По мнению С. Л. Рубинштейна, задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. К. К. Платонов и Г. Г. Голубев определяют мышление как процесс отражения общих свойств предметов и явлений, нахождения закономерных связей и отношений между ними. Иными словами, мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Таким образом, ими отмечаются основные признаки мышления: обобщенность и опосредованность. Обобщенность означает, что в результате человек получает информацию, являющуюся следствием переработки многочисленных сведений, полученных от разных объектов, и суммирующую в сжатой форме существенные признаки этих объектов. Второй признак — опосредованное отражение действительности — означает, что мышление позволяет выявить и понять то, что непосредственно не действует на анализаторы и становится доступным только благодаря косвенным признакам. Мышление человека происходит посредством понятий, каждое из которых выражается посредством слов, речи. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на 188 раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Формой существования понятия является слово [5, с. 76].
Таким образом, мышление является высшим познавательным процессом, который представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Литература:
- Григорович Л. А. Педагогика и психология. — М., 2011. — с. 126.
- Марцинковская Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — с. 201–202.
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — с.800.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, — с.262.
- 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психология. — СПб., 1998.
- Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухов — М.: Книга по Требованию, 2013. — с. 305.
Основные термины (генерируются автоматически): мышление, высший познавательный процесс, мышление человека, образ, процесс, процесс мышления, связь, творческое отражение, мыслительный процесс, особый род.
Общие закономерности мышления
Общие закономерности мышления
Мышление это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какойто проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализсинтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какойлибо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чемто новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.
Проблема особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих практических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незнании).
Проблема это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление это познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какойлибо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ выделение тех сторон объекта, которые существенны для решения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.
Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.
Анализ вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность избирательное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления антиципация предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решению отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего.
источник неизвестен
Мышление как опосредованное и обобщенное познание окружающего мира
С помощью органов чувств мы воспринимаем действительность непосредственно. Например, мы смотрим на стену и видим ее цвет; мы определяем размер двух разных карандашей, лежащих перед нами; мы воспринимаем данную фигуру как треугольник. Мы можем непосредственно определить, какая сегодня погода: вышли на улицу или на балкон и узнали, холодно или тепло. Но можно определить погоду и не выходя из дома, косвенным путем, использовав с этой целью термометр. Видя, на каком делении стоит ртуть, мы определим, тепло или холодно сейчас на улице. В этом случае мы исходим из того, что существует зависимость между высотой ртутного столба и температурой воздуха (между высотой карандаша, например, и температурой воздуха связи нет).
Таким образом, термометр является средством, позволяющим нам ответить на вопрос: какая погода? И узнали мы о температуре воздуха не непосредственно с помощью ощущений и восприятий, а опосредованно. Барометр помогает нам узнать об атмосферном давлении, так как существует связь между атмосферным давлением и показанием стрелки барометра. Такого рода познание не является непосредственным показанием наших анализаторов, а является опосредованным познанием.
Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятии — в совокупности всех этих качеств, признаков, то посредством мышления осуществляется отражение таких особенностей, свойств, признаков и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств.
Еще один пример. Можно измерить высоту дерева? Можно, но непосредственно измерить его высоту линейкой — и трудно, и долго. Тогда человек в час, когда длина его тени равна его росту, измеряет тень дерева и таким способом, посредством длины тени, узнает о высоте дерева, т.е. узнает опосредствованно. И знание, полученное этим путем, является опосредствованным знанием, а процесс приобретения этого знания, представляющий собой процесс мышления, оказывается опосредствованным познанием действительности.
Жизнь все время ставит такие задачи, которые нельзя решить, опираясь только на восприятие окружающих предметов и явлений или на припоминание того, что уже было воспринято раньше. На многие вопросы надо искать ответы косвенным путем, делая выводы из уже имеющихся знаний. Мысля, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через посредство других, ранее усвоенных знаний. Именно при этом становится возможным понять то, чего человек сам не может видеть, слышать, ощущать, чувственно воспринимать и представлять. Например, врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни. Он делает вывод из них в соответствии со знаниями, полученными прежде.
Таким образом, поиск ответа, который не может быть получен прямо из восприятий или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляет собой мыслительную деятельность. И наиболее существенной особенностью процессов мышления является то, что человек выходит за пределы своего непосредственного опыта. Опосредованный характер мышления дает нам возможность значительно расширить познание действительности. Область того, что мы мыслим, шире того, что мы воспринимаем. Опираясь на восприятие, но выходя за его пределы, мы познаем в итоге мышления далекое прошлое земли, развитие растительного и животного мира, историю человечества, открываем новые законы и пр. В результате всех этих рассуждений мы можем сказать теперь, что мышление — это опосредственное познание (или отражение) действительности.
Но мышление не только опосредованное, но и обобщенное познание (отражение) окружающего мира.
Ощущения и восприятия дают нам знание единичного — отдельных предметов и явлений (или их сторон, свойств, качеств) реального мира. Такое знание никак не может быть достаточным. Жизнь, практика требуют умения предвидеть результаты наших действий, последствий различных явлений, событий, нами воспринимаемых. Знание единичного не дает достаточного основания для предвидения. Каждый, даже самый простой, вывод требует каких-то знаний и сделанных прежде обобщений. Общее свойство применяется и к данному случаю. Вот, например, лист бумаги. Что с ним произойдет, если его бросить в огонь? Сгорит. Почему мы это знаем, ведь этот лист мы не бросали в огонь. Но мы много раз видели, как горит бумага. Обобщили эти факты и теперь знаем. А если бы нам показали лист из неизвестного материала? Мы бы так уверенно не ответили. Следовательно, чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы, явления, факты и, исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других подобных единичных предметов, явлений и фактов.
Обобщенное отражение (познание) действительности — важнейший признак мышления.
Не всегда и опыт человека может дать достаточный материал для обобщения. Люди в своей деятельности постоянно опираются на общий опыт, усвоенный от других, обобщенный и закрепленный в языке. Обобщения отражают общие и потому наиболее существенные свойства предметов и явлений, их общие и поэтому закономерные связи. Обобщая, мы познаем сущность предмета. Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей.
Итак, мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с. С. 170-173.
Тест по теме «Психология. Мышление и интеллект. Тест для самопроверки»
16 вопросов
Показать Скрыть правильные ответыВопрос:
Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это …
Варианты ответа:
- анализ
- сравнение
- классификация
- абстракция
Вопрос:
Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях – это …
Варианты ответа:
- мышление
- интеллект
- эвристика
- гипотеза
Вопрос:
К.Спирмен разработал … теорию интеллекта
Варианты ответа:
- однофакторную
- двухфакторную
- трёхфакторную
- четырёхфакторную
Вопрос:
В умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами проявляется такое качество мышления, как …
Варианты ответа:
- быстрота
- гибкость
- самостоятельность
- широта
Вопрос:
Идея количественного определения интеллектуального развития детей с помощью тестов принадлежит…
Варианты ответа:
- Дж. Равену
- Г. Айзенку
- Дж. Кеттеллу
- А. Бине
Вопрос:
Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется … мышлением.
Варианты ответа:
- наглядно-действительным
- наглядно-образным
- словесно-логическим
- абстрактным
Вопрос:
Считается доказанным, что наиболее поздним продуктом исторического развития мышления является …. мышление
Варианты ответа:
- наглядно-действительное
- наглядно-образное
- словесно-логическое
- интуитивное
Вопрос:
Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как …
Варианты ответа:
- обобщение
- сравнение
- классификация
- абстрагирование
Вопрос:
Форма мышления, выделяющая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется …
Варианты ответа:
- понятием
- суждением
- умозаключением
- рассуждением
Вопрос:
Центральной особенностью допонятийного мышления ( по Ж.Пиаже) является…
Варианты ответа:
- эгоизм
- эгоцентризм
- логичность
- использование понятий
Вопрос:
Конвергентное и дивергентное мышление выделил
Варианты ответа:
- П. Торенс
- Дж. Гилфорд
- Ж. Годфруа
- Ж. Пиаже
Вопрос:
Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как …
Варианты ответа:
- анализ
- синтез
- обобщение
- классификация
Вопрос:
Умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как …
Варианты ответа:
- ширина
- глубина
- самостоятельность
- гибкость
Вопрос:
В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов проявляется такое качество мышления, как…
Варианты ответа:
- широта
- глубина
- самостоятельность
- гибкость
Вопрос:
Теоретическое и практическое мышление различают по …
Варианты ответа:
- типу решаемых задач
- характеру обобщений
- активности субъекта
- ведущему анализатору
Вопрос:
Обобщенность, отвлеченность, абстрактность является существенными характеристиками … мышления
Варианты ответа:
- понятийного
- наглядно-действенного
- практического
- наглядно-образного
Чрезмерное обобщение и социальная тревога
Если у вас социальное тревожное расстройство, вы можете бороться с негативным мышлением. Многие люди с социальной тревожностью думают о чрезмерном обобщении, когнитивном искажении, которое может усугубить тревогу, депрессию и страх.
Узнайте больше о чрезмерном обобщении и о том, как управлять им и минимизировать беспокойство.
Что такое чрезмерное обобщение?
Чрезмерное обобщение часто затрагивает людей, страдающих депрессией или тревожными расстройствами.Это образ мышления, при котором вы применяете один опыт ко всем событиям, в том числе в будущем.
Например, если вы однажды произнесли плохую речь, вы можете подумать: «Я всегда ошибаюсь в речах. Я никогда не могу выступить публично, не испортившись».
Если вы испытываете чрезмерное обобщение, вы можете рассматривать любой негативный опыт как часть неизбежной модели ошибок. При социальной тревоге это может сильно повлиять на вашу жизнь и затруднить распорядок дня.
Чрезмерное обобщение может ухудшить ваши мысли, заставляя вас чувствовать, что вы все недолюбливаете и что вы ничего не можете сделать правильно.
Самоограничивающееся чрезмерное обобщение — это когда вы не позволяете себе реализовать свой собственный потенциал. Это распространенные мысли вроде «Я недостаточно хорош» или «Я никогда не смогу этого сделать». Они могут удержать вас от риска или следующих шагов, которые навредят вашей карьере и общественной жизни.
Но хотя чрезмерное обобщение может быть очень тревожным симптомом, с ним можно справиться и уменьшить тревогу, переосмыслив свое восприятие.
Рефрейминг сверхобобщений
Рефрейминг — это процесс, в ходе которого вы определяете негативные или бесполезные мысли и заменяете их позитивными и вдохновляющими. Это способ изменить ваш взгляд на что-либо.
Рефрейминг может быть мощным инструментом в борьбе с чрезмерными обобщениями и социальной тревогой. Это довольно простой процесс, который может уменьшить ваши симптомы.
Определите модели мышления
Распознавайте, когда вы отрицательно думаете о себе или не занимаетесь делами, потому что думаете, что потерпите неудачу.Будьте внимательнее к своим мыслям. Вы можете даже попробовать записать их в дневник. Как только вы начнете их записывать, вы можете заметить закономерности.
Смотри внимательно
Присмотритесь к записанным мыслям и спросите себя: «Это правда?» Бросьте вызов мыслям, когда вы их просматриваете. Будет ли кто-нибудь так же относиться к вашим мыслям? Например, вы можете обнаружить, что никто не заметил, что вы нервничаете, когда проводите эту презентацию. Признавайте свои достижения, моменты, когда вы преуспели, и моменты, когда вы веселились с друзьями.
Замени свои мысли
Когда вы думаете о негативных мыслях, используйте разговор с самим собой, чтобы мыслить более позитивно. Может быть, вы всегда думаете: «Я ужасный оратор и всегда лажаю!» Попробуйте заменить эту мысль словами «Я более подготовлен и готов выступить с отличной речью». Рефрейминг с позитивом может противостоять социальной тревоге и помочь вам с презентацией. Смотрите на события, которые вызывают у вас беспокойство, как на вызов, а не как на угрозу.
Чрезмерное обобщение может быть изнурительным симптомом социальной тревожности.Они ограничивают ваше взаимодействие с другими людьми и могут помешать вам достичь того, чем вы хотите заниматься в своей жизни. Управление чрезмерным обобщением часто осуществляется в контексте когнитивно-поведенческой терапии с участием квалифицированного терапевта, который может помочь с позитивным рефреймингом, чтобы вы могли управлять своими симптомами и уменьшить социальную тревогу.
Роль обобщения в продвинутом математическом мышлении |
Обобщение и абстракция играют важную роль в умах студентов-математиков, изучающих концепции более высокого уровня.Во второй главе книги Спрингера Advanced Mathematical Thinking Томми Дрейфус определяет обобщение как вывод или индукцию от чего-то особенного к чему-то общему посредством рассмотрения общих вещей и расширения областей их достоверности. Проводя собственные курсы математики, мы ищем возможности для введения обобщения и абстракции, чтобы помочь нашим ученикам лучше понять закономерность, лежащую в основе того, что они изучают.
Дрейфус говорит, что многочисленные математические объекты, такие как уравнения, числа и функции, могут быть выражены в классе в контексте обобщения, чтобы учащиеся чувствовали себя более комфортно при изучении предстоящих математических тем.Но для обобщения концепций студентам может потребоваться больше умственных усилий, и, судя по моему опыту преподавания, студенты, как правило, не изо всех сил стараются обобщить математические концепции, если они не получают хороших указаний от своего учителя. Я считаю, что студенты не рождаются математиками, но они рождаются с мозгом, который можно творчески развивать, продолжая практику обобщения, которое затем может привести к абстракции.
Например, когда я преподавал Calculus II осенью 2015 года, на уроке курса Telescoping and Geometric Series я учил своих студентов, как использовать обобщение, начав с простого примера нахождения первых частичных сумм для 1+. 2 + 3 + 4 + 5 +.., а затем я говорил о связи между частичными суммами и бесконечными рядами. Этот метод знакомит студентов с математической концепцией, начиная с чего-то простого и легкого, а затем продвигаясь к более общим основам.
Аналогичным образом, в примере метода промывки, который я описал в моем предыдущем посте здесь, в студенческом блоге AMS Grad, я могу начать с обзора объемов дисков, шайб и кожухов, а в конце использовать реальный пример, чтобы облегчить им определение объема данной области.Таким образом, мы можем помочь студентам начать формировать свои собственные обобщения, обучая их реконструировать эту конкретную концепцию таким образом, чтобы это было легко понять.
Применение обобщения на уроках математики дает несколько преимуществ, и его положительное влияние на преподавание и обучение является основным способом предоставить нашим ученикам инструменты, необходимые для успешного продвинутого мышления в математике.
Есть ли у вас примеры того, как вы помогли своим ученикам лучше понять сложную абстрактную или общую математическую концепцию? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!
Информация о Мухаммеде Каабаре
Мохаммед Каабар — член математического факультета (профессор) округа муниципальных колледжей Риверсайд.Он является автором книг (Дружественное введение в дифференциальные уравнения) и (Первый курс линейной алгебры), а его исследовательские интересы включают численный анализ, дифференциальные уравнения, линейную алгебру и вещественный анализ. Он является приглашенным членом Технического программного комитета (TPC) на многих конференциях, таких как ICECCS 14, ENCINS 15, eQeSS 15, SSCC 15, ICSoEB 15, CCA 14, WSMEAP 14, EECSI 14, JIEEEC 13 и WCEEENG 12. Он бывший редактор блога Американского математического общества (AMS), а также он является сертифицированным рецензентом и членом редакционного совета по математике в Мультимедийном образовательном ресурсе для обучения и онлайн-преподавания (MERLOT), который является программой системы Университета штата Калифорния в партнерстве с образовательные учреждения, профессиональные общества и промышленность.Примеры обобщения
В повседневном языке обобщение определяется как широкое утверждение или идея, которая применяется к группе людей или вещей. Часто обобщения не совсем верны, потому что обычно есть примеры отдельных лиц или ситуаций, в которых обобщение неприменимо. В этом отношении обобщения могут быть похожи на стереотипы в том смысле, что они иногда оскорбительны.
Общие положения
- Все родители стараются усложнить жизнь своим детям.
- Каждый продавец лжет, чтобы заработать больше денег на продаже.
- Домашнее задание очень легко.
- Домашнее задание очень сложно.
- В США холоднее, чем в Европе.
- Все женщины хотят иметь большие семьи.
- Все мужчины боятся обязательств.
- Лучший способ найти новых друзей — это просто начать разговаривать с людьми.
- На самом деле никто не верит, что Земля плоская.
- Большинство политиков жадны и склонны к манипуляциям.
- Ни один американец не думает, что остаться в Ираке — лучшее решение.
- Кошки злее собак.
- Собаки умнее кошек.
- Большинство людей находят церковь скучной.
- Всем нравится немного азарта и разнообразия в жизни.
- Только дурак поверит тому, что говорится в рекламе.
- Научиться водить машину несложно.
- Колледж — единственный способ получить должное образование.
- Каждый, кто учится в колледже, является элитарным.
- Богатые люди жадные.
- Бедные люди ленивы.
- Мужчинам не нравится делать покупки в витринах.
- В наши дни все циники.
- Никто не смог бы преодолеть марафон без соответствующей подготовки.
- Дети не могут ценить искусство.
- Детей нужно видеть, а не слышать.
- Если вы верите, что можете это сделать, вы всегда добьетесь успеха.
- Успех достигается благодаря удаче.
- Джентльмены с таким воспитанием заслуживают доверия.
- Никто не рождается злым.
- Все любят поездку в тематический парк летом.
- Полицейские коррумпированы.
- Полицейские — герои.
- Девочки не любят играть с машинами, как мальчики.
- Мальчикам не нравится играть в куклы, как девочкам.
- Единственный способ выучить другой язык — это посетить страну, в которой на нем говорят.
- Никогда не стоит пить кофе после полудня.
- Чтобы быть автором, нужно иметь большой словарный запас.
- Только мертвая рыба плывет по течению.
- У всех преступников беспокойное прошлое.
- Все преступники могут быть реабилитированы.
- Никто на самом деле не думает, что миру наступит конец.
- Все любят драму.
- Фотографы не могут заработать много денег в этом хозяйстве.
- Продолжительные поездки на работу делают человека менее продуктивным.
- Готовить несложно; все, что вам нужно, — это правильные ингредиенты.
- Кто угодно может научиться готовить, если только попробует.
- Все любят доставку цветов и коробку конфет.
- Все женщины хотят, чтобы мужчины были романтичными.
- Ваша семья всегда будет рядом.
- Друзья — это люди, которые никогда не подведут, несмотря ни на что.
- Все люди хотят одного и того же — денег, власти и славы.
- Футболисты — заносчивые, задиристые люди.
- Все ботаники вырастут и станут богатыми.
- Красивые люди всегда заносчивы.
- Люди с избыточным весом всегда переедают.
- Заказчик всегда прав.
Это лишь некоторые из множества существующих обобщений. Как видите, обобщение — это утверждение, которое часто верно, но не во всех случаях полностью. В следующий раз, когда вы обнаружите, что делаете слишком широкое заявление о теме или группе людей, остановитесь и подумайте, делаете ли вы обобщение самостоятельно и уверены ли вы, что это то, что вы хотите сделать.
Teaching London Computing: A RESOURCE HUB от CAS LONDON и CS4FN
Обобщение — это способ быстрого решения новых проблем, основанных на ранее решенных нами проблемах.Мы можем взять алгоритм, который решает какую-то конкретную проблему, и адаптировать его так, чтобы он решал целый класс подобных проблем. Затем всякий раз, когда нам нужно решить новую проблему такого рода, мы просто применяем это общее решение.
Например, ученик использует черепаху, чтобы нарисовать серию фигур, таких как квадрат и треугольник. Ученик пишет компьютерную программу, чтобы нарисовать две фигуры. Затем они хотят нарисовать восьмиугольник и 10-гранную форму. Работая с квадратом и треугольником, они замечают, что существует связь между количеством сторон в форме и задействованными углами.Затем они могут написать алгоритм, который выражает эту взаимосвязь и использует его для рисования любого правильного многоугольника.
Следующие ссылки на статьи cs4fn, иллюстрирующие обобщение.
- Проводите как можно меньше времени в путешествиях и оставляйте больше для наблюдения за китами
Колодец для наблюдения за китами [cs4fn-pdf]
- Ромашки обычно имеют 34, 55 или 89 лепестков — все числа Фибоначчи.
Она любит меня… Она меня не любит [cs4fn-pdf]
- Глядя на картинку с цифровой камеры или цифровой фильм, все это всего лишь 11001100011 — вряд ли вдохновляет, и я действительно не понимаю, что это значит!
Изобразите это? JPEG It! [cs4fn-pdf]
- Однако оказывается, что некоторые миссии действительно невозможны для компьютеров, и даже Том Круз не смог бы что-то изменить, даже если бы ему дали неограниченное время.
Миссия невыполнима [cs4fn-pdf]
- Как вы могли бы заняться разработкой компьютерных судей?
Строго X-фактор [cs4fn-pdf]
- Код, скрытый при вязании, и что может случиться, когда компьютеры научатся его читать.
Вязальщицы и кодировщики: разлучены при рождении? [cs4fn-pdf]
- Если люди когда-нибудь захотят полюбить роботов и жить с ними, нам нужно понимать друг друга.
Как забить голову робототехникой? [cs4fn-pdf]
Машина эмоций [cs4fn-pdf] - Будущее кино и телевидения — это не фильмы, это потоки цифр.Оба будут цифровыми … Итак, какой же тогда ваш любимый MPEG?
MPEG: Волшебные фильмы [cs4fn-link]
- Одна из самых отвратительных ошибок в компьютерном программном обеспечении может быть вызвана чем-то, что называется переполнением стека, когда компьютер выскакивает или выталкивает из своей текущей позиции, куда указывает указатель стека, и выстреливает из конца стека, как фокусник, считающий больше 52 открытки.
Уловка Джонни Болла «Две ошибки делают правильные» [cs4fn-link]
- Как компьютер мог научиться распознавать человеческие эмоции по словам?
Компьютеры, считывающие эмоции [cs4fn-pdf]
- Не могли бы вы сделать самый мощный компьютер из когда-либо созданных… из шоколадных конфет? На самом деле это довольно просто.Вам просто нужно иметь достаточно шоколадных конфет (и немного леденцов). Это одно из важнейших достижений информатики.
Шоколадные машины Тьюринга [cs4fn-pdf]
- Сжатие данных помогает получить информацию достаточно маленького размера для быстрой передачи, поэтому мы можем загружать тексты, фильмы и музыку.
Маленькие данные: сжатие Вики Поллард [cs4fn-link]
- Вместо того, чтобы учиться пользоваться своими компьютерами, они должны будут узнать, как вы хотели бы их использовать.
Создание компьютеров, которые заботятся о вас [cs4fn-pdf]
- Используя умные методы компьютерного зрения, теперь ваши ингредиенты могут указывать вам, как их следует готовить на кухне.
Готовим компьютерный стиль [cs4fn-pdf]
- Большинство компьютеров решают проблему нехватки памяти с помощью оборудования «виртуальной памяти». Что такое виртуальная память? Это просто умный способ создать видимость, что у вас больше памяти, чем на самом деле.
Raspberry Pi: как сделать компьютер за 25 долларов? [cs4fn-link]
- Грейс Хоппер известна не только словом «ошибка».Она была одним из самых влиятельных пионеров в области компьютерной техники и, возможно, реализовала самую важную идею помощи программистам в написании больших программ без ошибок.
Извините за ошибку: Грейс Хоппер [cs4fn-link]
- Люди отлично справляются с несколькими задачами, поэтому, когда повар становится более уверенным, они начинают перекрывать некоторые задачи, проверяя, что делать дальше, возможно, помешивая кастрюлю, или оставляя соус на медленном огне, нарезая травы. Компьютеры делают похожие вещи.
Рататуй: Крысы, выполняющие массовые параллельные вычисления [cs4fn-link]
- В реальной жизни связь — это еда, но в сети связи — это ссылки.
Как природа устроена как Google [cs4fn-link]
- Вы ремонтируете отель и устанавливаете новые замки с карточками, а не с ключами. Ваша первая мысль — подключить все двери к компьютерной сети. Это сработает?
Двери отелей и алгоритмы кодирования ключей [cs4fn-link]
- Технологии меняют общество. Будь то огонь, колеса, оружие или небоскребы — все это сильно изменило то, как мы работаем, живем и играем. Компьютерные технологии ускоряют изменения и ставят перед обществом совершенно новые проблемы.
Основы компьютеров и общества [cs4fn-link]
- С момента появления микропроцессоров Intel в 1971 году электронные компьютеры нашли применение во многих сферах нашей повседневной жизни. В настоящее время маловероятно, что большинство людей в развитом мире проживут день без использования компьютера. Итак, каковы последствия этой технологической революции, которая приносит пользу нашему обществу и наносит ему ущерб?
Так в чем проблема? Влияние компьютеров [cs4fn-link]
- Представьте, что вы сидите с ноутбуком на берегу реки, протекающей через центр города.По обе стороны реки растут деревья, украшенные огнями. А теперь представьте, что все источники света составляют гигантский экран компьютера, который может отображать изображения или сообщения в 3D. И вы их контролируете …
Светлячок [cs4fn-pdf]
Другие наши ресурсы, в том числе буклеты с описанием связанных вычислений, можно найти в нашем разделе ресурсов. Вы также можете просмотреть ресурсы для учителей cs4fn или просмотреть последний журнал cs4fn.
Предполагается, что:
- Учителя начального общества обращают внимание на надписи на значках из ряда от розового до фиолетового.
- Учителя средних школ обращают внимание на обозначения значков из ряда от фиолетового до черного.
- Белый ряд совпадает с квалификационными спецификациями KS4.
Нравится:
Нравится Загрузка …
Что такое чрезмерное обобщение? | Психология сегодня
В прошлом месяце я писал о катастрофизации и о том, что это один из типов мышления, наиболее часто связанных с гневом. Это часть серии, которую я делаю, о том, почему мы злимся, и о мыслях, которые, как правило, возникают.
Во второй части я хочу остановиться на другом из этих типов мышления: чрезмерном обобщении.
Вы когда-нибудь вели машину — возможно, даже немного опаздываете — и вас останавливали на красный свет только для того, чтобы сказать что-то вроде: «Почему я всегда включаю каждый красный свет?»
Если это так, то вы похожи на многих людей, которые используют такие слова, как «всегда» и «каждый», когда вы оцениваете события, даже если эти слова, вероятно, не совсем точны. Другими словами, хотя вы можете быть остановлены множеством красных огней, вы, вероятно, не всегда останавливаетесь на каждом из них.
Это пример чрезмерного обобщения, когда вы используете слишком широкий язык в наших оценках событий или людей. Вы действительно можете услышать чрезмерное обобщение в языке, который люди используют, когда говорят о провокациях. Они используют такие слова, как «всегда», «никогда», «все» и «никто». Этот тип мышления и язык имеют значение, потому что, как только вы говорите, что с вами всегда что-то происходит, вы начинаете реагировать на последовательность событий, а не только на одно событие, которое только что произошло.
Например, представьте, что вы идете на важную встречу, а небольшая группа людей медленно идет по коридору перед вами.Это наверняка может быть неприятным переживанием, но если ваша интерпретация такова: «Почему все ходят так медленно?» вы, вероятно, разозлитесь еще больше, потому что теперь вы разочарованы не только этой небольшой группой людей перед вами, но и всеми.
Это может звучать так, как будто я здесь секу волосы, но это не так. Эта тенденция к чрезмерному обобщению злит нас еще больше, чем когда мы используем более реалистичный и точный язык (Martin & Dahlen, 2007; 2011; Martin & Vieaux, 2013).Люди, склонные к чрезмерному обобщению, обычно злятся больше, чем другие, они выражают этот гнев менее здоровыми способами и страдают от более серьезных последствий в результате своего гнева.
Итак, что вы можете с этим поделать? Вот несколько вариантов:
1. Продумайте точность утверждения. Когда вы ловите себя на словах типа «всегда» или «никогда», остановитесь и спросите, что эти слова точны. Ваш супруг действительно никогда раньше не покупал вам цветы? Заведение быстрого питания у вашего дома всегда портит вам заказ? Если эти слова верны, во что бы то ни стало, рассердитесь (и, возможно, даже подумайте о том, чтобы что-то с этим сделать, поскольку гнев может быть здоровым мотиватором).
2. Замените этот слишком широкий язык чем-нибудь более реалистичным. Как только вы поймете, что ваши дети не всегда забывают смывать воду в туалете, замените этот язык чем-нибудь более точным. Даже легкий переход от «он всегда забывает купить молоко» к «он часто забывает купить молоко» может привести к изменению гнева.
3. Не сворачивайте и выкройку. Иногда существуют законные образцы плохого обращения, и сводить их к минимуму вредно для здоровья. Например, если ваш партнер постоянно отменяет ваши планы на ужин в последнюю минуту (т.д., не всегда, но часто), вполне разумно признать эту закономерность и ответить разочарованием.
4. Продолжайте практиковаться. Эти сдвиги в мышлении требуют времени, и нереально думать, что вы можете изменить свой стиль интерпретации в одночасье. Это может занять некоторое время, так что продолжайте практиковаться.
Генерализованное тревожное расстройство — Симптомы и причины
Обзор
Время от времени испытывать беспокойство — это нормально, особенно если ваша жизнь полна стрессов.Однако чрезмерная постоянная тревога и беспокойство, которые трудно контролировать и которые мешают повседневной деятельности, могут быть признаком генерализованного тревожного расстройства.
Возможно развитие генерализованного тревожного расстройства в детстве или у взрослого. У генерализованного тревожного расстройства есть симптомы, похожие на паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство и другие типы тревожности, но все они разные состояния.
Жизнь с генерализованным тревожным расстройством может быть долгой проблемой.Во многих случаях это происходит вместе с другими тревожными расстройствами или расстройствами настроения. В большинстве случаев генерализованное тревожное расстройство проходит с помощью психотерапии или лекарств. Также может помочь изменение образа жизни, обучение навыкам преодоления трудностей и использование техник релаксации.
Помощь при генерализованном тревожном расстройстве в клинике Мэйо
Симптомы
Симптомы генерализованного тревожного расстройства могут быть разными.Они могут включать:
- Постоянное беспокойство или беспокойство по поводу ряда областей, несоразмерных влиянию событий
- Чрезмерное обдумывание планов и решений для всех возможных наихудших исходов
- Восприятие ситуаций и событий как угрожающих, даже если они не являются
- Неопределенность при обработке
- Нерешительность и боязнь принять неверное решение
- Неспособность избавиться от беспокойства или избавиться от него
- Неспособность расслабиться, чувство беспокойства и нервозности
- Затруднение с концентрацией внимания или ощущение, что ваш ум «пустеет»
Физические признаки и симптомы могут включать:
- Усталость
- Проблемы со сном
- Мышечное напряжение или мышечные боли
- Дрожь, дергание
- Нервозность или способность легко вздрогнуть
- Потливость
- Тошнота, диарея или синдром раздраженного кишечника
- Раздражительность
Бывают случаи, когда ваши заботы не полностью поглощают вас, но вы все равно испытываете беспокойство, даже если для этого нет видимой причины.Например, вы можете сильно беспокоиться о своей безопасности или безопасности своих близких, или у вас может быть общее ощущение, что вот-вот произойдет что-то плохое.
Ваше беспокойство, беспокойство или физические симптомы причиняют вам значительные неудобства в обществе, работе или в других сферах вашей жизни. Беспокойство может переходить от одного беспокойства к другому и может меняться со временем и с возрастом.
Симптомы у детей и подростков
Дети и подростки могут беспокоиться так же, как и взрослые, но также могут чрезмерно беспокоиться о:
- Успеваемость в школе или на спортивных мероприятиях
- Безопасность членов семьи
- Прибытие в срок (пунктуальность)
- Землетрясения, ядерная война или другие катастрофические события
Ребенок или подросток с чрезмерным беспокойством может:
- Чувствую себя чрезмерно озабоченным, чтобы поместиться в
- Будьте перфекционистом
- Повторить задачи, потому что они не идеальны с первого раза
- Тратить много времени на выполнение домашних заданий
- Недоверие
- Стремиться к одобрению
- Требуется много уверенности в производительности
- У вас частые боли в животе или другие проблемы со здоровьем
- Избегайте посещения школы или избегайте социальных ситуаций
Когда обращаться к врачу
Некоторое беспокойство — это нормально, но обратитесь к врачу, если:
- Вы чувствуете, что слишком много волнуетесь, и это мешает вашей работе, отношениям или другим частям вашей жизни
- Вы чувствуете себя подавленным или раздражительным, испытываете проблемы с употреблением алкоголя или наркотиков, или у вас есть другие проблемы с психическим здоровьем наряду с тревогой
- У вас есть суицидальные мысли или поведение — немедленно обратитесь за неотложной помощью
Ваши заботы вряд ли исчезнут сами по себе, и со временем они могут усугубиться.Постарайтесь обратиться за профессиональной помощью до того, как ваше беспокойство станет серьезным — его легче вылечить на ранней стадии.
Причины
Как и многие психические расстройства, причина генерализованного тревожного расстройства, вероятно, возникает из-за сложного взаимодействия биологических факторов и факторов окружающей среды, которые могут включать:
- Различия в химическом составе и функциях мозга
- Генетика
- Различия в восприятии угроз
- Развитие и личность
Факторы риска
Генерализованное тревожное расстройство у женщин диагностируется несколько чаще, чем у мужчин.Следующие факторы могут повысить риск развития генерализованного тревожного расстройства:
- Личность. Человек с робким или негативным темпераментом, избегающий всего опасного, может быть более склонен к генерализованному тревожному расстройству, чем другие.
- Генетика. Генерализованное тревожное расстройство может передаваться по наследству.
- Впечатления. Люди с генерализованным тревожным расстройством могут иметь в анамнезе значительные жизненные изменения, травматические или негативные переживания в детстве или недавнее травмирующее или негативное событие.Хронические медицинские заболевания или другие расстройства психического здоровья могут повысить риск.
Осложнения
Генерализованное тревожное расстройство может привести к инвалидности. Может:
- Ухудшение способности выполнять задачи быстро и эффективно из-за проблем с концентрацией внимания
- Не торопитесь и сосредоточьтесь на других делах
- Наслаждайтесь энергией
- Увеличьте риск депрессии
Генерализованное тревожное расстройство также может приводить к другим состояниям физического здоровья или ухудшать их, например:
- Проблемы с пищеварением или кишечником, такие как синдром раздраженного кишечника или язвы
- Головные боли и мигрени
- Хроническая боль и болезнь
- Проблемы со сном и бессонница
- Проблемы со здоровьем сердца
Генерализованное тревожное расстройство часто возникает вместе с другими проблемами психического здоровья, что затрудняет диагностику и лечение.Некоторые расстройства психического здоровья, которые обычно возникают при генерализованном тревожном расстройстве, включают:
- Фобии
- Паническое расстройство
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- Депрессия
- Суицидальные мысли или самоубийство
- Злоупотребление психоактивными веществами
Профилактика
Невозможно с уверенностью предсказать, что может вызвать у кого-то развитие генерализованного тревожного расстройства, но вы можете предпринять шаги, чтобы уменьшить влияние симптомов, если вы испытываете тревогу:
- Обратитесь за помощью пораньше. Беспокойство, как и многие другие психические расстройства, может быть труднее вылечить, если вы подождете.
- Вести дневник. Отслеживание вашей личной жизни может помочь вам и вашему специалисту в области психического здоровья определить, что вызывает у вас стресс, а что помогает вам чувствовать себя лучше.
- Расставьте приоритеты в своей жизни. Вы можете уменьшить беспокойство, тщательно управляя своим временем и энергией.
- Избегайте употребления вредных веществ. Употребление алкоголя, наркотиков и даже никотина или кофеина может вызывать или усугублять беспокойство.Если вы пристрастились к любому из этих веществ, отказ от курения может вызвать у вас беспокойство. Если вы не можете бросить курить самостоятельно, обратитесь к врачу или найдите программу лечения или группу поддержки, которые помогут вам.
13 октября 2017 г.
Covid-19 и критическое мышление
Написано Шарон Шварце, доктором философии, из отдела философии и либеральных исследований Кабрини
Кризис covid-19 очень огорчает всех нас, вас и меня.Это нас расстраивает, потому что мы не знаем, как предвидеть будущее — будущее мира и наше личное будущее. Мы не можем строить планы. Наши ожидания не оправдались. Мы очень несчастны, не зная, что принесет будущее, и не знаем, к каким последствиям принесут наши собственные действия. Мы хотим получить приятные впечатления, а не неприятные. Но мы не знаем, чего ожидать.
Это потому, что наши индуктивные рассуждения, которые помогают нам предвидеть будущее, ошибочны.Помните принцип индукции : что будущее будет похоже на прошлое? Проблема в том, что у нас никогда не было такого прошлого! Вы также должны помнить, что этот принцип не имеет оправдания вне цикла. Просто потому, что в прошлом будущее было похоже на прошлое, не гарантирует , что грядущее будущее также будет похоже на прошлое. А теперь это не так. У нас никогда не было такого вируса короны, от которого люди так болеют. Мы не знаем, чего ожидать, и поэтому не знаем, как принимать решения или строить планы.Это делает нас тревожными и несчастными. Иными словами, у нас есть настоящее, достаточно непохожее на любое недавнее прошлое, так что наши обычные ожидания на будущее не оправдались, и мы расстроены.
Итак, как критическое мышление может помочь нам в эти времена? Конечно, критическое мышление не может избавить от covid-19 и хаоса, который он вызывает. Что он может сделать, так это помочь нам понять, что произошло, и предложить способы справиться и улучшить текущую ситуацию. Индуктивное мышление лежит в основе проблемы и является инструментом, который наши лидеры и ученые используют, чтобы предвидеть и улучшать будущее.Они собирают следов , то есть отметки, которые они находят в мире, которые указывают на то, что что-то (новое) происходит. К ним относятся смертельные случаи и количество смертей, патогены (микробы), которые они находят на этих телах, телесные изменения у больных (затрудненное дыхание, боль в горле, лихорадка) и места поражения. Затем они ищут среди этих трасс паттерна . Они видят, что люди, как правило, заболевают после прикосновения к чему-то, с чем контактировал больной.Им необходимо знать паттерны , чтобы они могли прервать эти паттерны и остановить распространение болезни.
Затем они используют индукцию , а именно три типа индуктивного рассуждения:
- Они рассуждают, используя обобщения . Они видят закономерность, согласно которой пожилые люди умирают от covid-19 чаще, чем молодые люди, и делают обобщение о том, что covid-19 более опасен для пожилых людей или людей с сопутствующими заболеваниями.Они обобщают, что люди могут заразиться от людей без симптомов и т. Д. Эти обобщения не обязательно универсальны (они не примерно все , а примерно или ).
- Они рассуждают по аналогии. Они смотрят на прошлые пандемии, чтобы увидеть, как они распространяются. Они видят, что это событие имеет аналогичные свойства с другими пандемиями, и полагают, что оно будет иметь и другие свойства. Они смотрят на другие вирусы короны (они вызывают простуду) и изучают их известное поведение.По аналогии они рассуждают, что этот вирус короны будет вести себя примерно так же. Конечно, они также должны посмотреть, на чем заканчивается сходство. Например, почему этот вирус короны убивает больше людей, чем простуда? Микроскопический анализ показывает некоторые отличия. Эти различия помогут создать противоядие или вакцину от COVID-19.
- Они рассуждают, используя причинно-следственные связи. То есть они считают, что вирус covid-19 вызывает симптомов, доставляющих столько страданий.Между вирусом и болезнью существует необходимая связь . Всякий раз, когда происходит A, случается B. Теперь мы знаем, что не все, кто является носителем вируса, заболевают, но мы знаем, что каждый, кто является носителем вируса, может передать его другому человеку, который, скорее всего, заболеет. Мы не знаем точно, почему некоторые (удачливые) люди не испытывают симптомов, но мы знаем, что вирус является причиной болезни. (Так же, как сигареты вызывают рак, но не все, кто курит, заболевают раком.) Мы также знаем, что соблюдение правил гигиены и дезинфекция может стать причиной смерти вируса . Нам это так же важно знать.
Мы также знаем, , используя все три процесса рассуждения , что будущая вакцина необходима для преодоления этого бедствия. Мы знаем, что большинство людей, вакцинированных против других болезней, не заболевают этими болезнями или заболевают ими в очень легкой форме. Это использование обобщений, аналогий и причинных рассуждений. Мы все с нетерпением ждем этого дня !!
Теперь давайте воспользуемся этим примером, чтобы в более общем плане поговорить о корреляциях .Корреляция — это когда два события постоянно происходят вместе, например, контакт с больным человеком, а затем сам заболел. Некоторые корреляции возникают обязательно, потому что, как мы предполагаем, между ними существует причинная связь. Если первое событие происходит, то второе событие должно произойти . Например, если вы подверглись воздействию covid-19, вы заболеете или у вас очень сильная иммунная система, которая может бороться с этим захватчиком. Одно из этих двух событий должно произойти. Между ними имеется необходимое соединение .
Некоторые события случайно происходят вместе. Это случайных корреляции . Существует случайная корреляция между тем, что вы студент Университета Кабрини, и здоровьем (по крайней мере, я на это надеюсь). Дело не в том, что вы не могли заболеть, просто вы одновременно и студент Кабрини, и не больны. И мы надеемся, что между ними по-прежнему существует довольно высокая корреляция! Это различие важно для понимания причинных рассуждений. Когда исследователи ищут вакцину, они хотят убедиться, что вакцина вызывает отсутствие болезней, и это не просто случайность, что те, кто получил ее, остались здоровыми.
Материал в этом объявлении должен помочь вам понять, почему индуктивное мышление так важно и почему так важно критическое мышление. Мы надеемся, что у наших ученых есть хорошие индуктивные рассуждения. Они известны этим. Наши политики нет!
Также следует иметь в виду, что индуктивное рассуждение — это всегда подтверждения, а не доказательства.