Дефектология тема Понятие ограниченных возможностей здоровья
11. Понятие ограниченных возможностей здоровья
Понятие «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ) Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Они могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии (нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, интеллекта, расстройства аутистического спектра и множественными нарушениями развития) в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей- инвалидов на образование, как основное и неотъемлемое условие их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, заявлено одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области образования. В соответствие с Конституцией РФ (от 12.12.1993 г.), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от 17.12.2010 г. № 1897), проектом Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2013 г.), Концепцией долгосрочного социально-экономического развитияРФ на период до 2020 года, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы и рядом других нормативно-законодательных документов федерального, регионального и локального уровней, основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов является создание в учебных заведениях условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Несмотря на наличие специализированных коррекционно-образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, сегодня становится актуальным в условиях образовательных учреждений общего типа обеспечить процесс интеграции (инклюзии) данных детей в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками через создание специальных (коррекционных) классов или непосредственного их включения в одни классы с детьми, не имеющими нарушений развития. Перспективность данной интеграции очевидна, учитывая существующую в стране тенденцию увеличения численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Так, по данным Федеральной службы государственной статистикив 1980 г. число данной категории детей составляло 53 тыс. человек, на начало 2012 г. – 560 тыс. человек; рост, таким образом, составил 956,6%. Исследования Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук (НЦЗД РАМН) показывают, что рост числа детей-инвалидов происходил преимущественно, за счѐт лиц подросткового возраста (10–16 лет включительно) и в результате тяжелого течения инфекционных заболеваний или соматической патологии случаев (34,5%). В частности, в структуре патологии, выявляемой у детей, как и в структуре причин инвалидности, ведущие ранговые места занимают травмы с отравлениями, болезни органов пищеварения и кожи, болезни нервной, костно-мышечной и мочеполовой систем, что требует принятия соответствующих предупреждающих и коррекционных мер по недопущению перехода ребенка с соматической патологией в класс ОВЗ и инвалидности.
infourok.ru
Дети с ОВЗ и дети инвалиды — в чем разница
Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение. Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).
Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда.
Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.
Станьте профессионалом в вопросах обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Зайдите сюда, чтобы подобрать курс, записаться и начать обучение.
Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.
Подробнее о понятиях ОВЗ и ребенок-инвалид можно узнать из статьи кандидата педагогических наук вот тут.
Дети с ОВЗ и инвалиды: различие понятий
В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.
Предложен следующий вариант разграничения понятий:
- Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
- Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.
Согласно статистике, около 40 тыс. российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ОВЗ, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше. Понимать,
При этом санитарными нормами закреплена пониженная наполняемость групп в детских садах, осуществляющих инклюзивное образование. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, в младших группах должно быть не более 10 детей, трое из которых имеют ограниченные возможности здоровья, а средних и старших группах не более 15 детей, где с ограниченными возможностями может быть только четверо.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
В 2016 году Минтруда и соцзащиты издал приказ №1024н определил семь основных категорий жизнедеятельности, которые служат критерием оценки группы инвалидности. К ним относят способность к общению, обучению, передвижению, самообслуживанию, ориентированию в пространстве и времени, труду и контролю над своим поведением, каждый из которых имеет три степени выраженности. Инвалидность устанавливается, если функциональные нарушения организма выражены второй и третьей степенью выраженности в диапазоне 40-100%.
Детская инвалидность
Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
- полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
- утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
То, в какой мере нарушены функции организма, влияет на присвоение малышу той или иной группы инвалидности.
Три группы инвалидности детей: классификация
I группа |
Потребность в социальной защите и резко выраженное ограничение любого вида жизнедеятельности в силу стойкого нарушения здоровья — ключевой критерий отнесения ребенка к первой группе инвалидности. Несовершеннолетний причисляется к I группе, когда не способен к:
|
II группа |
Ограничение одного или нескольких видов жизнедеятельности, социальная недостаточность, зависимость от других из-за расстройства функций организма — факторы отнесения ребенка ко II группе инвалидности. Показаниями является способность с помощью вспомогательных средств или других людей к:
Неспособность к:
|
III группа |
Умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности и потребность в социальной помощи, спровоцированные травмами, дефектами и заболеваниями. III группа инвалидности устанавливается, если с использованием вспомогательных средств ребенок способен:
|
Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
Ограниченные возможности здоровья
К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Статистика степеней нарушений функций организма:
- незначительные стойкие нарушения здоровья наблюдается у 30% детей;
- умеренные стойкие нарушения — у 60%;
- стойкие нарушения — у 80%;
- значительные нарушения — до 100%.
Категории детей с ОВЗ
Нарушения слуха | Несовершеннолетние со стойким двусторонним нарушением слуха (глухотой или тугоухостью). Общаться с ними с помощью речи сложно, в зависимости от степени выраженности патологии, малыши не воспринимают шепотную или даже речь разговорной громкости. |
Нарушения речи | Психофизические отклонения спровоцированы нарушениями речи. Функция общения и познания у них нарушена. Остальные физиологические показатели развития у них находятся в пределах биологической нормы. |
Нарушения зрения |
Слепые несовершеннолетние, которым зрение не помогает в в познавательной деятельности, с остротой зрения:
Слабовидящие с остротой зрения:
|
Нарушение опорно-двигательного аппарата | Дети с врожденными и приобретенными расстройствами двигательного спектра периферического и органического генеза. Они отличаются низким темпом движений, слабостью и малоподвижностью, проблемами с координацией, в силе чего нередко не могут двигаться. |
Задержка психического развития | Самое распространенное отклонение психического развития (80% всех детей с ОВЗ), к которому относят замедленное психическое развитие, интеллектуальную недостаточность, состояние незрелости эмоционально-волевой сферы. У малышей нарушена интеллектуальная работоспособность, наблюдаются стойкие, но негрубые нервно-психические расстройства. |
Умственная отсталость | Несовершеннолетние с необратимым стойким нарушением психического развития, которое спровоцировано органической недостаточностью ЦНС. |
Множественные системные нарушения, сочетанные нарушения | Если у ребенка диагностировано одно или более психофизических нарушений, у него фиксируются множественные нарушения развития. |
Аутизм у детей | Расстройства аутического спектра — это подвид нарушений психического развития, характеризующееся сложностями с коммуникацией и приобретением социальных навыков. Дети испытывают сложности в построении взаимоотношений с окружающей средой. |
Узнать больше об отличиях детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошколят можно в статьях:
1. Инклюзивное образование в ДОУ
2. Сопровождение ребенка инвалида в ДОУ: можно ли обязать родителя быть на занятии?
3. Дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями
4. Воспитание детей в детском саду с ОВЗ
www.resobr.ru
ОВЗ и инвалиды: в чем отличие
Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.
Понятие «дети-инвалиды»
К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:
- потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
- полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.
Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.
Правительство установило список болезней, травм, при которых лицу присваивают инвалидность. Ее можно получить при неуказанных патологиях, если доказать, что они препятствуют нормальной жизнедеятельности человека.
Понятие «Дети с ограниченными возможностями»
При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.
Как Вы относитесь к совместному обучению обычных детей с детьми инвалидами?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.Нормально, пусть развиваются как и все 67%, 147 голосов
147 голосов 67%
147 голосов — 67% из всех голосов
Отрицательно, для них должны быть отдельные школы 19%, 42 голоса
42 голоса 19%
42 голоса — 19% из всех голосов
Нейтрально 11%, 25 голосов
25 голосов 11%
25 голосов — 11% из всех голосов
Категорически нет, пусть обучаются дома 2%, 4 голоса
4 голоса 2%
4 голоса — 2% из всех голосов
Всего голосов: 218
08.12.2018
×
Вы или с вашего IP уже голосовали.При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:
- нарушение зрения;
- проблемы с функционированием органа слуха;
- дефекты речи;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- аутизм;
- отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
- нарушения в психическом развитии.
Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.
«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.
Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений.
Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.
Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.
«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».
Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ
Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.
Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.
Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.
Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.
Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:
- Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
- Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
- Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
- Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
- Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
- Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.
Ребенок-инвалид может обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять его. Но дополнительных условий для них не создается. Для них не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками, ни в чем не ограничивают.
Заключение
Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.
proinvalid.ru
Инвалиды, инвалидность, люди с ограниченными возможностями
Инвалиды — это ЛЮДИ с ограниченными возможностями.
Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать. Мы все знаем, что трудоустроиться в России хоть как-то инвалиду более чем трудно, что и говорить о возможности найти хорошую работу по душе, силам и оплате. Поэтому мы хотим предложить вашему вниманию рассказ-зарисовку о жизни инвалидов в США. Ее автор – Светлана Букина 17 лет живет в Соединенных Штатах Америки. Ее взгляд на проблему — это просто взгляд со стороны.
http://azbukivedi.livejournal.com/177988.html
Валиды
Мне потребовалось прожить в Америке несколько лет, чтобы сообразить, что слово «инвалид» — это написанное русскими буквами английское слово invalid. В словаре Мириам-Вебстер invalid определено следующим образом:
not valid: a: being without foundation or force in fact, truth, or law b: logically inconsequent — безосновательный, беззаконный, неподтверждённый фактами. Нелогичный. Инвалид – существительное. Мы можем сказать: «Вот идёт инвалид». В английском языке тоже есть подобное слово – cripple, но по степени неполиткорректности оно сравнится разве что с «негром». Это обзывалка, которую злые подростки выкрикивают вслед бедному мальчику на костылях в душещипательных романах.
Существительные определяют человека – урод, гений, идиот, герой. Американцы любят существительные-определения ничуть не меньше других народов, но вот инвалидов предпочитают называть “disabled persons”. Человек, возможности которого ограничены. Но сначала человек.
Я работаю в здании Национальной Обороны (National Guard), и инвалиды там – на каждом шагу. Речь не идёт о ветеранах войны, потерявших руки или ноги. Говорят, что их много, но я их не вижу. Сидят себе в своих «кубиках» и выполняют бумажную или компьютерную работу. Я о тех, кто был рождён с неким физическим или умственным недостатком, а чаще – и с тем, и с другим. Солдату без ноги или руки легко подыскать работу. Попробуйте подыскать работу глухонемому умственно отсталому корейцу или женщине в инвалидной коляске, у которой IQ дай Бог 75.
Кореец собирает у нас мусор из корзинок и выдаёт новые пакетики. Хороший парень, которого все любят, и выдвигают корзинки с мусором из-под столов при первых звуках его добродушного мычания. Женщина в коляске, на пару с полунемым мексиканцем, убирают наши туалеты. Как они это делают (особенно она, в коляске-то) я точно не знаю, но туалеты блестят. А в кафетерии половина сервировщиц явно не от мира сего, да ещё по-английски плохо говорят. Но проблем нет – ткнёшь пальцем, положат на тарелку. Кладут очень щедро, я вечно прошу снять немного мяса, мне столько не съесть. И всегда улыбаются. А в мини-кафешке на третьем этаже работает весёлый парень, совершенно слепой. Такие хот доги делает, что держись. За секунды. Вообще работает лучше и быстрее, чем большинство зрячих.
Эти люди не производят впечатление несчастных и убогих, да и не являются ими. У инвалидов в колясках специально оборудованные машины, или их развозит приспособленный под это дело микроавтобус. У всех – достойно оплачиваемая работа плюс очень приличные пенсии, отпуска и страховки (на государство работают, как никак). Про то, как им обустраивают квартиры, я знаю на примере собственной покойной бабушки, которой установили специальный телефон, когда она почти оглохла, а потом заменили на такой же, но с гигантскими кнопками, когда она почти ослепла. Да ещё принесли лупу, увеличивавшую каждую букву раз в сто, чтобы она могла читать. Когда ей ампутировали ногу, бабушку перевели в новую квартиру, где под раковинами было место, чтобы въезжать туда на инвалидной коляске, все прилавки были низкими, а ванная комната была оборудована вмонтированными в стену «хваталками», дабы удобно было пересаживаться с кресла на унитаз или в ванную.
Насмотревшись на этих людей, я стала без грусти наблюдать за умственно и физически отсталыми детьми. Садик, в который ходит мой младший сын, находится в отдельном крыле школы для таких детей. Каждое утро я вижу, как они выходят из автобусов или машин родителей – кто сам, кто с чьей-то помощью. Некоторые со стороны выглядят абсолютно нормально, по другим за версту видно, что с ними что-то не так. Но это обычные дети – швыряются снежками, смеются, корчат рожи, теряют варежки. Они учатся в прекрасно оборудованной школе, где преподают специалисты, которых минимум четыре года обучали тому, как с ними лучше обращаться и как лучше учить таких ребят.
Недавно мне привелось столкнуться по работе с мужчиной, назовём его Николай, приехавшим в Америку из Москвы несколько лет назад. Проговорив с ним некоторое время, я всё никак не могла взять в толк, что же толкнуло этого человека на эмиграцию. Сам – высококлассный специалист, программист, жена – тоже, и оба были хорошо устроены; старший сын заканчивал одну из лучших физматшкол в Москве. У них была прекрасная квартира, машина… К тому же люди русские, москвичи в Бог-знает-каком поколении, все родственники там остались, все друзья. Никак Николай не вписывался в образ типичного иммигранта. Тем не менее, он был именно иммигрантом: выиграл грин-карту, подал на гражданство, купил дом и возвращаться не собирался. Политика? Климат? Экология? Я терялась в догадках.
Пришлось спросить прямиком. «Так дочка у меня…» замялся мой новый знакомый. Дочку изуродовали при рождении – как-то неправильно вытащили щипцами. У девочки церебральный паралич в довольно серьёзной форме, она ходит на костылях (тех, что начинаются от локтя, подставки такие), должна носить специальную обувь и отстаёт в развитии на несколько лет.
В Москве у меня не было ни родственников, ни друзей с умственно или физически отсталыми детьми, поэтому то, что рассказал Николай, явилось откровением и вызвало лёгкий шок. Во-первых, девочку негде было учить. Дома – пожалуйста, а нормальных (читай: специальных) школ для них нет. То, что есть, лучше не упоминать. Жене пришлось бросить работу и обучать дочку дома. Да только как? Таких детей трудно учить традиционными способами, нужны специальные методы, определённый подход. Мало накопать информацию в Интернете — требуется особый талант. У жены-математика талантов было много, но вот этим конкретным Бог обделил. Женщина оставила перспективную и любимую работу и мыкалась с ребёнком-инвалидом, не зная, как с ней заниматься, и ощущая, что жизнь катится в тартарары.
Но это было только начало. Ребёнку полагались какие-то особые льготы, которые приходилось выбивать, унижаясь и проходя семь кругов бюрократического ада. Хуже всего были визиты к врачам. Девочка боялась их панически, орала, дрожала и билась в истерике. Ей каждый раз делали очень больно, со строгим видом объясняя маме, что так надо. Всё это – за очень приличные деньги, в частной клинике. Николай рассказал мне, что у дочери на много лет установилась фобия – она панически боялась всех людей в белых халатах. Потребовалось несколько месяцев здесь, в Америке, чтобы она начала отходить, и несколько лет, чтобы полностью доверять врачам.
Тем не менее, всего этого было недостаточно, чтобы толкнуть Николая на эмиграцию. Уж больно глубоко врос он в Россию корнями. Решение уехать было принято, когда дочка стала подрастать, и Николай с женой вдруг поняли, что в той стране у неё нет абсолютно никаких перспектив, нет надежды, уж простите за банальность, на светлое будущее. В Москве можно жить, если ты здоров и способен прилично зарабатывать. Человеку с серьёзной инвалидностью вкупе с умственной отсталостью там делать просто нечего. Они уехали ради дочери.
Не жалеют. Ностальгируют, конечно, любят свою Родину, ездят туда через два года на третий и российские паспорта берегут. О России Николай говорил только хорошее. Но жить предпочитает тут. Дочка в Америке расцвела, ходит в школу типа той, в которой садик моего сына, отстаёт в развитии всего на два-три года по сравнению с пятью ещё несколько лет назад, завела кучу подружек и научилась любить врачей и физиотерапевтов. Её обожает вся улица. Жена вышла на работу и воспряла духом.
Николай с семёй живёт не в мегаполисе типа Нью-Йорка или Вашингтона, а в небольшом городе в средне-американском штате. Штат называть не буду – там слишком мало русских, их легко узнают – но представьте себе Кентукки или Огайо. Подобные школы есть везде, при чём там работают не только учителя, но и психологи, и career counselors.
Кстати, о карьерах. The Americans with Disabilities Act не заставляет, как думают некоторые, принимать на работу инвалидов или гарантировать им трудоустройство. Там чётко написано, что от работника с инвалидностью ожидается ровно то же самое, что и от других. Я лично видела, и принимала участие в интервью, как на работу брали не глухого и не хромого (и не чёрного, кстати), а того, кто лучше подходил для открывшейся позиции. Решения всегда аргументировались, и проблем не возникало ни разу.
Оглохшему дирижёру, ослепшему фотографу или сломавшему спину грузчику придётся подыскать другую работу. А вот если спину сломал бухгалтер, то работодатель обязан предоставить ему доступ к рабочему месту – построить пандус для коляски, например, или поставить лифт. Парализованный бухгалтер ничуть не хуже здорового, но если его уволят или не наймут, при прочих равных, из-за того, что владельцу фирмы было лень строить пандус или жалко денег на специально оборудованную кабинку в туалете, то босса спокойно могут засудить.
Сначала многие плевались, но потом здания просто стали по-другому строить. А заодно старые модифицировать – так, на всякий случай. Бытиё определяет сознание. «Под инвалидов» сейчас оборудовано практически всё, везде. Выигрывают не только сами инвалиды, выигрывает общество. О тех, у кого только физические проблемы, даже речь не идёт – страна приобретает высококачественных специалистов в мириадах областей. В одном IBM, например, сотни парализованных, слепых, глухонемых и каких угодно ещё программистов и финансистов. Их работа оценивается ровно по тем же критериям, что и работа всех остальных. Один раз вложив деньги в инфраструктуру, компания пожинает плоды многие годы, получая квалифицированных и, главное, благодарных и верных фирме работников.
А как же быть с умственно отсталыми? Для тех, у кого всё в порядке с мобильностью, работ тоже полно. Но даже таким, как моющая наши туалеты женщина, находится работа. Удлините ей ёршик и щётку, и она отдраит туалет ничуть не хуже любой другой уборщицы. Можно укладывать еду в пакетики в супермаркетах или стричь газоны, выгуливать собак или следить за малышами. Одна из воспитательниц в садике сына – девушка с синдромом Дауна. Она, конечно, не главная воспитательница и не принимает серьёзных решений, но она очень тёплый и мягкий человек и успокаивает всех орущих малышей, никогда не раздражаясь и не повышая голос. Дети её обожают.
Давайте забудем на минутку о выгоде для общества. Конечно, благоустроенным людям не надо платить пособие по инвалидности из нашего общего кармана, да и с экономической точки зрения это хорошо, и с демографической. Но дело-то не только в этом. Отношение к старикам и инвалидам – одно из лучших определителей здоровья общества. Никакие экономические показатели, никакая военная мощь, никакой политический вес не скажут вам о стране того, что скажут кучка счастливых детишек с аутизмом, церебральным параличом, или синдромом Дауна, не говоря уж о не менее счастливой группе их родителей. Ведь Америка не только дала дочке Николая надежду на нормальную – и достойную – жизнь, она дала не меньше и её матери.
Медицина движется вперёд семимильными шагами. Всё больше больных детей доживают до взрослого возраста, а женщины рожают всё позже и позже, нравится нам это или нет. Количество детей с отклонениями вряд ли уменьшится, хотя раннее тестирование беременных позволяет пока держать его более или менее стабильным. Интересен тот факт, что всё больше и больше мам, узнав, что у их ребёнка синдром Дауна или какое-нибудь другое нарушение, предпочитают не делать аборты.
Конечно, физические проблемы и низкий IQ никуда не денутся, и на среднестатистическом уровне эти люди функционировать не будут. Но в одном можно быть уверенными: каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимум того, на что способны. Потому что a person with disability – это не инвалид. Это человек с набором проблем. И если ему помочь, он станет валидом.
* * *
Эта статья вошла в тридцатку самых обсуждаемых статей в блогосфере. А ведь она не содержит ничего такого, на что обычно клюет массовый читатель. Просто спокойный взгляд со стороны, просто зарисовка. Автор не ставил цели гордиться, красоваться, собирать сотни комментариев. В США все привыкли видеть инвалидов такими, какие они есть. Жизнь человека с ограниченными возможностями не становится сверхусилием. Наверно, поэтому у статьи было столько откликов из России.
Читаешь статью и понимаешь, как мы еще бесконечно далеки от такого социального комфорта. Порой не получается обычную детскую коляску в лифт втолкнуть, а про коляски для инвалидов и говорить не приходиться.
Год назад мы перевели один из популярных материалов нашего сайта «Пожалуйста, найдите меня, или нужны ли нам больные дети?»на английский язык Do We Need Sick Children? , статья была посвящена проблемам детей-инвалидов в России. Англоязычные читатели нас не поняли, им была совершенно непонятна проблематика статьи и обсуждаемые в ней проблемы. Вместо того, чтобы привлечь внимание к острой, как мы думали, проблеме, мы акцентировали ту тяжелейшую ситуацию, которая сложилась в Отечестве.
Однако некоторые сдвиги намечаются и у нас. О проблемах людей с ограниченными возможностями хотя бы начинают говорить. Все больше и больше пандусов, появляются большие вместительные лифты и туалеты для инвалидов. Пользоваться этими благами цивилизации инвалидам пока сложно, ведь дома, какие были такими и остались, равно как и общественный транспорт, метро и т.д.
Но, основная проблема, скорее всего, не в этом. Инвалиды так долго были изолированы от общества, что теперь встреча с ними для обычных людей подобна шоку. Человек долго с удивлением и любопытством разглядывает инвалида. Получается эдакий «зоопарк» среди людей. Но такая длительная изоляция от «иных» людей не пошла на пользу здоровому, так сказать, обществу. Мы совершенно не владеем знаниями и культурой поведения по отношению к инвалиду. Поэтому и ведем себя с ним дико и бестактно.
«...Я живу в России, мой ребенок — тяжелый инвалид. Плюс я живу в маленьком провинциальном городе, где для моего ребенка нет НИЧЕГО вообще. Ни лечения, ни обучения, ни какой-либо захудалой интеграции. Мы стараемся гулять с ребенком каждый день и каждый день и меня и ребенка осматривают прохожие с ног до головы, некоторые стараются пройти мимо 2-3 раза, если не удалось всё рассмотреть с первого раза.. Если кто-то видит, что я не могу провести коляску или застряла в сугробе, будут наблюдать, чем кончится дело, вывалю я ребенка на землю или нет, но никто не подойдет помочь… Когда у нас хватает наглости и мы заезжаем в кафе (единственное кафе в городе без ступенек, вход вровень с мостовой),то никто не сядет за наш столик, даже если свободных мест больше не будет.
И это Россия…наша страна… Родина наша.»
Что ответишь на это… Бесконечно грустно и бесконечно стыдно. Поэтому начинать решать проблемы социальной адаптации кого бы то ни было надо со здоровых людей, с себя и прямо сейчас. И, пока существуют такие ситуации, как в приведенном комментарии, никакие пандусы, подъемники, поручни и лифты не уменьшат пропасти между здоровым и больным, с обычными возможностями и ограниченными.
www.pravmir.ru
дети с ОВЗ и дет-инвалиды в 2019 году
Когда несколько лет назад моя подруга родила малыша и родившейся девочке была поставлена инвалидность, мы долго изучали законодательство в этой сфере. Таким детям полагаются государственные выплаты, а сами родители получают право на некоторые льготы. И чтобы всем этим воспользоваться, надо получить необходимые документы. Поэтому в рамках этой статьи я расскажу вам, какие статусы можно оформить детям, имеющим определенные отклонения в развитии, и чем эти статусы различаются.
Понятия
Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетний, которому устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность.
Но в то же время, согласно российскому законодательству, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.
Поэтому разберем каждое из этих понятий более подробно:
- Инвалидом признается любой малыш, не достигший совершеннолетия (18 лет), который имеет стойкое расстройство какой-либо функции организма. Данное расстройство должно быть спровоцировано полученной травмой, болезнью или получено малышом до рождения. Все эти функциональные расстройства должны приводить к ограничению нормальной жизнедеятельности малыша.
- ОВЗ – это определенные недостатки физического или психологического развития. Они препятствуют несовершеннолетнему получать образование и функционировать без предоставления ему особых условий.
То есть ОВЗ является более легкой формой отклонений, при которых малыш не полностью ограничен в свой жизнедеятельности, а только нуждается в предоставлении особых условий. Если у малыша имеются серьезные заболевания и отклонения, но ему не была предоставлена инвалидность, он признается больным, имеющим ОВЗ. А все дети, которым была установлена инвалидность, автоматически считаются имеющими ОВЗ. Поэтому не всегда данные понятия тождественны.
Инвалидность
Чтобы понимать, в каком случае малыш может претендовать на получение инвалидности, необходимо понимать, что такие дети:
- полностью или частично теряют возможность к самообслуживанию;
- утрачивают возможность обучаться, контролировать свое поведение либо передвигаться.
Если же малыш может получать знания, но ему требуются для этого специальные условия, то такому малышу не дадут инвалидность.
Значительной особенностью получения такого статуса в детском возрасте считается не только возможность получать пенсию на протяжении всего периода, но и впоследствии. Если после совершеннолетия ему будет также установлена определенная группа, то он будет относиться к категории больных, имеющих инвалидность с детства. А этот статус дает право человека претендовать на повышенные выплаты от государства, которые приравниваются к первой группе.
Малыши, имеющие только ОВЗ, впоследствии могут получить инвалидность, если их болезнь будет прогрессировать. Но если группа будет установлена после наступления совершеннолетия, то такой человек не получит статус о наличии инвалидности с детства.
Правительством установлен также определенный перечень заболеваний или травм, при наличии которых дети сразу получают инвалидность. Но ее можно оформить и при наличии других, не включенных в перечень болезней, если доказать, что они создают последствия, необходимые для назначения инвалидности.
ОВЗ
К ним относятся такие особенности детей, как:
- отклонения в зрении;
- нарушение функций слуха;
- нарушение речевого аппарата;
- проблемы с опорно-двигательными функциями человека;
- аутизм;
- плохо развивающиеся умственные способности, которые приводят к умственной отсталости малыша по сравнению с его сверстниками;
- отклонения в психическом развитии.
Такие дети поддаются обучению, но для этого им требуются вспомогательные аппараты либо специальные техники обучения. Будущее для этих детей еще не совсем потеряно, так как они могут получить необходимое образование и приспособиться к условиям жизни.
Для обучения таких детей специально разрабатываются особые программы. Все дети разделяются по определенным ограниченным возможностям и обучаются в составе небольших групп. Дошколят обязательно мотивируют в игровых формах обучения. А школьники могут проходить обучение на дому, чтобы иметь все необходимые условия.
Методы обучения малышей с ОВЗ
Министерством образования разработано множество программ, по которым может производиться обучение таких детей. В зависимости от особенностей каждого ребенка, компетентные люди должны назначить конкретный метод. Наиболее распространенными считаются следующие программы:
- Метод проектов. При нем обучение происходит на основании проектирования мыслей и желаний человека. Его приучают мыслить позитивно и добиваться своих желаний с помощью определенных действий.
- Индивидуальный маршрут. В этом случае схема обучения разрабатывается индивидуально для конкретного малыша с учетом всех его особенностей организма.
- Медико-психологическая программа. При ней создается специальная комиссия из педагогов, психолога и медиков. Они определяют состояние здоровья малыша и принимают индивидуальную программу развития.
- Психолого-педагогический метод. Под ним понимается диагностика дошкольников, чтобы своевременно провести квалифицированную помощь в коррекции развития детей.
- Дошкольное образование. Оно предоставляется не только здоровым детям, но и тем, кто имеет ОВЗ. Они также имеют равные права с остальными детьми. Им обеспечивается инклюзивное образование с учетом имеющихся у них индивидуальных возможностей.
- Интегрированное образование. Оно включает в себя некоторые особенности, которые не свойственны для здоровых детей. Одной из наиболее ярко выраженных особенностей можно назвать заниженную самооценку, которая неуклонно связана с имеющимся отклонением в здоровье. Такие дети обычно дистанцируются от коллектива, и им сложно в него интегрироваться. Поэтому воспитатели и педагоги должны помочь им подружиться с другими детьми, имеющими ограниченные возможности.
- Сопровождение педагогов при инклюзивном обучении. В этом случае дети с ОВЗ обучаются совместно со здоровыми сверстниками. А сами педагоги должны помогать таким детям интегрироваться в коллектив здоровых детей.
Такие дети не получают от государства денежные средства в виде пенсионных выплат, как инвалиды, но им предоставляются некоторые льготы, которыми они могут пользоваться наравне с инвалидами. Среди таких льгот и преимуществ можно отметить:
- Возможность получения бесплатных занятий с социальными педагогами, психологами и логопедами. Эти специалисты обычно должны заниматься с такими детьми 2-3 раза в неделю, чтобы улучшать их навыки и помогать им общаться с окружающими.
- Возможность претендовать на особый подход преподавателей при выставлении оценок их знаний. Обычно учебные заведения самостоятельно устанавливают свои правила. Но главным смыслом тут является выявление талантов у таких детей, а затем дальнейшее их развитие.
- Возможность сдачи выпускных льготных экзаменов. Ученик может сделать выбор, каким образом, он будет выпускаться из школы. Он может сдавать ЕГЭ, как и все здоровые ученики, либо может выбрать обычные экзамены, не дающие ему возможность поступить с этими результатами в вуз.
- Право на получение школьных обедов. Они предоставляются таким детям бесплатно.
- Недопустимо применение дисциплинарных взысканий к таким детям на протяжении всего учебного года, независимо от количества рецидивов.
Важно знать, что с каждым годом недуг ребенка может прогрессировать. И если еще год назад вам отказали в предоставлении инвалидности, то возможно, что спустя прошедшее время вашему ребенку ее предоставят. Существует 3 ступени, по которым осуществляется интеграция ограниченных возможностей:
- Недуг. В этом случае ребенок потерял определенную анатомическую возможность либо утратил функцию. Сюда относятся также и отклонения в психическом и физиологическом развитии.
- Вторая ступень. Когда перечисленные виды недугов не дают возможность выполнять ребенку определенный вид деятельности, который выполняют все остальные сверстники.
- Последняя ступень. Когда человек по причине данного недуга теряет возможность самостоятельно ухаживать за собой.
Именно при наличии последней степени устанавливается инвалидность. В любом случае для определения ОВЗ или инвалидности требуется прохождение специальной комиссии, которая выдает медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. На основании данного документа родители малыша могут оформить все положенные льготы и выплаты, а также получить социальную помощь.
grazhdaninu.com
Нозологические группы инвалидов: что это такое, классификация
Инвалидность, если исходить из разнообразия нарушений физического или психического здоровья, понятие довольно объемное. Описать особенности людей с ограниченными возможностями, не используя специальной классификации, весьма сложно. Поэтому для организации помощи, адаптации и реабилитации (медицинской и социальной) принято разделять таких пациентов на определенные категории, называющиеся нозологические группы инвалидов (НГИ).
Понятие нозологической группы инвалидности
НГИ подразумевает под собой классификацию, согласно которой люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подразделяются на категории, характеризующие их отклонение. Понятие состоит из двух слов, то есть это производное от «нозология» или наука о болезнях (в переводе с древнегреческого νόσος «болезнь» + λόγος «учение, слово») и инвалид (от латинского in – «не» + validus – «сильный»).
Под термином инвалидность подразумевается состояние человека, характеризующееся физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными отклонениями, ведущими к нарушению либо ограничению его жизнедеятельности. Нозология, в свою очередь, полностью описывает заболевание – его отличие от здоровья, причины и механизмы возникновения, особенности типичных проявлений и поражения органов, а также выздоровления и смерти.
Из всего вышеописанного следует, что нозологическая группа инвалидов – это совокупность людей, имеющих схожие признаки патологии или родственные заболевания. Кроме того, при работе с такими пациентами обязательно следует учитывать и классификацию инвалидности по тяжести проявлений, что является важным при разработке терапевтических и социально-адаптивных мероприятий для них.
В медицинской практике людей с ОВЗ принято разделять на 2 основные группы и 3, отличающиеся по степени выраженности присутствующей симптоматики. Так, к первым двум относятся врожденная инвалидность, причиной которой стало аномальное развитие плода в утробе матери либо родовая травма, и приобретенная – возникшая после рождения на фоне повреждения или заболевания.
ВТЭК или врачебно-трудовая экспертная комиссия у взрослых выделяет 3 следующие группы:
- 1-я – устанавливается больным, абсолютно утратившим трудоспособность, и нуждающимся в постоянном уходе;
- 2-я – присваивается пациентам с менее тяжелым состоянием, способных себя обслуживать, но не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в стандартных производственных условиях;
- 3-я – устанавливается людям, которые в состоянии работать в обычных производственных условиях в их облегченном варианте.
Ограничения функциональности инвалидов принято разделять по категориям, связанным с отклонениями деятельности той или иной системы. К ним относятся нарушения:
- двигательной (статодинамической) функции;
- сенсорной – зрения, обоняния, слуха, осязания;
- психической – мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, воли и эмоций;
- кровообращения, дыхания, выделения, обменных процессов, пищеварения и внутренней секреции.
Важно! Все особенности и разграничения инвалидности следует учитывать как для взрослых при трудовой или адаптивной деятельности, так и для детей при обучении или социализации, чтобы не привести в будущем к усугублению состояния.
Данное разделение инвалидов на различные группы является одним из самых емких и потому обширных. Благодаря ему, врач, увидев такую пометку в любом бланке, может получить приблизительную картину состояния пациента на текущий момент.
Нарушение зрения
Эта патология относится к сенсорным отклонениям, и является одной из основных разновидностей заболеваний, способных стать причиной получения группы инвалидности. По степени нарушения зрения выделяют несколько категорий пациентов:
- Слепые – больные с абсолютной потерей зрительных ощущений либо люди со светоощущением, то есть они неспособны видеть очертания объектов, а имеют возможность различать лишь присутствие света. Такая группа пациентов, в свою очередь, классифицируется на две степени: 1 – полная утрата зрительной функции и 2 – практическая слепота со светоощущением, и способностью видеть силуэты объектов.
- Слабовидящие – инвалиды, которым качество зрения дает возможность различать объекты, но при этом нечетко видеть их контуры.
Потеря зрения оказывает негативное влияние на большинство функций организма
Снижение качества зрения, в большинстве случаев сопровождается нарушением формирования пространственных образов, осуществления саморегуляции и самоконтроля, а также ухудшением точности движений тела и его координации. Кроме этого, отмечается изменение осанки, появление плоскостопия, и нередко слабость дыхательных мышц.
Сопутствующими патологиями при нарушении зрения, как правило, являются неврозы, болезни органов сердечно-сосудистой и дыхательной системы, и расстройства метаболических процессов. И также может наблюдаться снижение слуха, общее недоразвитие речевой функции, быстрая утомляемость, ДЦП (детский церебральный паралич) и иногда ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Факт! И. М. Сеченов утверждал, что двигательная согласованность рук и глаз человека формируется в детстве. «Рука выполняет функцию хватательного орудия, и при отсутствии зрительного руководства таким орудием служить не может».
Патологии слуха
Инвалиды со снижением качества слуха бывают: глухие (полная утрата слуховой функции) и слабослышащие. Глухие лишенные речи – это пациенты с врожденным отсутствием данного сенсора либо утратившие его в раннем детстве.
К глухим, но при этом имеющим речь в определенной степени, относятся пациенты, потерявшие слух в более позднем возрасте. Вследствие врожденной утраты слухового сенсора довольно часто развиваются патологические изменения функционирования вестибулярного аппарата, пространственной ориентации, ухудшается осанка. Кроме этого, формируется глухонемота и задержка в развитии способности к прямостоянию.
На фоне подобных нарушений, как вторичные патологии отмечаются психические отклонения – отставание функции мышления, проблемы с общением, скудность эмоций и плохая память. Слабослышащие, или люди с частичной утратой слуховой возможности, но при этом сохранившие речь, не испытывают трудностей, связанных со снижением умственных способностей.
Нарушение интеллекта
В основе признаков данной группы лежит недоразвитие различных аспектов психической функции: познавательных процессов, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т. д. Ведущая роль в отклонениях психики отводится задержке развития познавательной способности, типичной характеристикой которой считается умственная отсталость.
Интеллектуальная отсталость – это неполноценное формирование психических процессов либо их задержка, что в основном проявляется снижением способностей, характерных для определенного периода созревания. К ним относятся социальные, когнитивные, речевые и моторные способности, которые в результате составляют базовый фундамент личности, и дают возможность для дальнейшего развития.
У человека с патологическими отклонениями умственного развития практически всегда наблюдается расстройство познавательной активности. Снижается скорость и интенсивность нервных процессов, качество высших психических функций, а также нарушается аналитико-синтетическая деятельность. На фоне данных отклонений нередко формируется дисплазия (патологическое изменение клеток).
Начинаются проблемы с костной тканью, осанкой, развивается деформация скелета, стоп, что, в общем, характеризуется как физическая дисгармоничность сопровождающаяся нарушением координации движений. Кроме этого, у таких пациентов отмечаются прочие сенсорные аномалии, заболевания внутренних органов, врожденные пороки сердца и эндокринные патологии.
У детей с умеренной формой умственной отсталости в 90–100% наблюдается моторная недостаточность, страдает темп, точность и согласованность движений. Они неуклюжи, медлительны, и имеют недостаточно сформированные механизмы бросков, бега и прыжков.
Изменения со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Заболевания ОДА, способных привести к получению группы инвалидности, подразделяют на три вида:
- Патологии нервной системы – полиомиелит, ДЦП.
- Врожденные аномалии – вывих бедра, кривошея, артрогрипоз (врожденное уродство). Деформации и дефекты верхних и нижних конечностей – косолапость, аномалии развития пальцев стопы и кисти.
- Приобретенные болезни и повреждения – патологические изменения в результате травмы головного или спинного мозга, рук, ног, патологии конечностей, полиартрит, системные болезни скелета.
У пациентов с группой инвалидности по нарушению функционирования ОДА ведущим является дефект данной системы – недоразвитие, патология либо потеря тех или иных двигательных способностей. При заболеваниях ОДА церебрального происхождения, происходит снижение опороспособности, нарушение равновесия, координации, ориентировки в пространстве, вертикальной позы, макро- и микромоторики.
Зачастую диагностируется остеохондроз, остеопороз, контрактуры, мышечная гипотрофия и дисгармоничность физического развития. Кроме этого, присоединяются заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а также патологии внутренних органов. Нередко отмечается снижение качества зрения, слуха и интеллекта, что в результате ведет к низкой работоспособности.
При патологиях ОДА спинального происхождения диагностируется частичная либо абсолютная потеря чувствительности, движений, расстройство функционирования органов таза. Развиваются вегетативные дисфункции, образуются пролежни. Достаточно часто возникает остеопороз.
При поражении верхнего отдела (шейного) наблюдаются дыхательные и ортостатические нарушения. Развитие вялого паралича сопровождается мышечной атрофией, спастического – снижением подвижности суставов, появлением контрактур, повышением мышечного тонуса.
При патологиях ОДА в результате врожденных пороков либо ампутации утрачивается нормальная опороспособность и ходьба (при потере ног), осанка, координация движений, а также способность поддержания вертикальной позы. Зачастую при таких изменениях отмечается уменьшение сосудистого русла и массы тела.
В целом данные патологии сопровождаются дегенеративными изменениями костной и нервно-мышечной ткани, расстройством регуляторных механизмов, контрактур. Возникают дисфункции дыхания, кровообращения, пищеварения обменных процессов, в результате чего снижается работоспособность. Кроме всего вышеперечисленного, нередко присутствуют фантомные боли, доставляющие значительный дискомфорт пациентам.
Одним из видов поражения ОДА, ведущих к инвалидности являются насильственные движения или непроизвольные двигательные реакции (к примеру, тремор верхних конечностей). Они создают большие помехи для выполнения произвольных движений, и затрудняют овладение многими навыками двигательного аппарата.
Читайте также:
Нарушение речи
Речь – одна из самых важных социальных функций человека, осуществление которой обусловлено слаженной деятельностью головного мозга и множеством периферических нервов лица. В ее обеспечении, а также осуществлении чтения и письма, задействованы четыре анализатора: зрительный, слуховой, кинестетический и двигательный.
Для этого сложного процесса очень важна сохранность работоспособности всех участвующих мышц (гортани, челюстей, языка, неба), а также состояние рта, глотки и придаточных пазух носа, так называемых резонаторных полостей. Не менее значимым является координация дыхания и возможность качественного произношения.
Нозологические группы инвалидности
Речевые механизмы являются сложной и многоуровневой организацией, и изменение на любом участке данной цепи может привести к утрате либо снижению качества функции. Факторы, обуславливающие речевые аномалии, могут быть следующими:
- наследственная предрасположенность;
- генетические изменения;
- внутриутробная патология;
- неблагоприятное родоразрешение;
- заболевания первых лет жизни.
Речь может нарушаться как устная, так и письменная, причем сопровождаться подобные изменения могут патологиями зрения, слуха, интеллекта или ОДА. В зависимости от присутствующих сочетаний нередко возникают характерные виды общего недоразвития индивида. Присутствие различных форм речевых нарушений дает возможность сделать вывод об умственной отсталости человека.
Разнообразие и сочетание патологий, ведущих к инвалидности, к сожалению, очень велико, но благодаря данной классификации специалистам ВТЭК и другим врачам гораздо проще выделять основное заболевание у того или иного пациента. Это позволяет найти более быстрый и доступный способ организации медицинской помощи таким больным, а также их реабилитации и адаптации к повседневной жизни.
invalidu.com
Инвалиды среди нас — как правильно относиться к таким людям?
Взгляд на инвалидов с точки зрения религии
По улице медленно идет человек, нащупывая дорогу впереди себя белой тростью. Глаза его закрыты темными очками. Это слепой или слабовидящий человек. На остановке стоит группа людей – они оживленно общаются. Однако, слов мы не слышим – они оживленно жестикулируют, шевеля при этом губами. Это глухие или очень плохо слышащие люди, которые в силу этого врожденного дефекта не сумели научиться говорить и поэтому пользуются языком жестов.
Иногда мы видим человека, который передвигается в инвалидной коляске либо на костылях, или со специальной тростью. Все это инвалиды с тем или иным поражением двигательного аппарата – полностью парализованные, с ограниченными возможностями к передвижению и тому подобным.
Этих людей в мире довольно много – по статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) примерно 10% населения планеты (от 650 млн до 1 млрд человек) имеют ту или иную форму инвалидности. Кто-то из людей уже рождается с ограниченными возможностями (слепым, глухим, с парализованными конечностями или без каких-то частей тела), кто-то становится таким в результате болезни или несчастного случая.
Отношение общества к инвалидам
Отношение к подобным людям в различные исторические эпохи сильно отличалось. В древнем мире – в частности, в Древней Греции, где был культ физической силы и красоты тела, такие люди не считались полноценными гражданами. Философ Аристотель писал в своей работе «Политика»: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует».
В Древнем Риме также имело место умерщвление детей-уродов. Римский философ Сенека считал, что надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными, поскольку право на жизнь имеют только здоровые и красивые люди. Согласно римскому праву, слепые и глухие люди не могли оставлять завещание и быть наследниками чужого имущества.
В средние века в Европе отношение к инвалидам также было очень разным. Христианское учение призывало людей к любви и милосердию ко всем людям – в том числе и к больным, и убогим. Однако, простые люди в силу своих суеверий боялись и избегали инвалидов – как отмеченных печатью злых духов или наказанных Богом за грехи. Поэтому участь больных и калек в те времена была незавидной – они были исключены из общественной жизни и могли лишь просить милостыню, подвергаясь при этом насмешкам и презрению окружающих.
Отношение европейского общества к инвалидам меняется с эпохой Просвещения – в 17-18 веках. Тогда философы и гуманисты начинают продвигать идею, что ни одного человека нельзя исключать из общества – инвалидов следует развивать и включать в общественную жизнь по мере их возможности.
В 17 веке во Франции — под руководством аббата Шарля Мишеля де л’Эпе, а в Германии — под руководством Самуэля Гейнике был создан язык знаков, которые предназначался для помощи в общении глухим людям. Это была система условных жестов рук и пальцев, позволявшая передавать мысль.
В 1824 году французский учитель Луи Брайль, сам будучи слепым от рождения, придумал азбуку для слепых людей («шрифт Брайля») – в виде выпуклых точек – которой слепые и слабовидящие люди пользуются до сих пор. Тогда же – в 19 веке стали появляться первые школы для детей-инвалидов (по зрению, слуху, школы для умственно отсталых).
И только в 20 веке цивилизованное человечество вполне прониклось идеей о том, что инвалиды – такие же люди, как и все прочие, просто ограниченные в каких-то возможностях. Но это не делает их хуже других людей, они имеют такое же право, как и остальные люди, участвовать в обычной жизни – учиться, работать в меру сил, путешествовать. Мы со своей стороны должны помогать им в этом и облегчать им жизнь.
К примеру, в Татарстане действует Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» (Помощь), который занимается множеством благотворительных проектов, в том числе реабилитацией инвалидов. В январе месяце там стартовали новые курсы для слепых и слабовидящих людей.
По словам организаторов, проект «Видеть и слышать сердцем» «предполагает обучение чтению по системе Луи Брайля; обучение компьютерной грамотности с помощью специальной программы «Jaws»; психологическую реабилитацию; медицинскую помощь; культурную программу и экскурсии; спортивные мероприятия; занятия по ориентированию на местности; обучение домоводству; оказание юридической помощи; постреабилитационное сопровождение, содействие в трудоустройстве незрячих. При желании обучающиеся могут освоить арабскую графику и основы ислама». (Подробнее: Здоровых Всевышний испытывает через больных людей…).
Взгляд на инвалидов с точки зрения религии
Религии откровения подчеркивают необходимость милосердного и сострадательного отношения к инвалидам и неизлечимо больным людям. Болезнь – это не наказание и не проклятие. Всевышний допустил такие несчастья в их жизни по Своей воле и мудрости – которых мы до конца понять не можем.
Такие люди должны напоминать остальным – здоровым людям – о необходимости милосердия к окружающим, а также чтобы отучить нас жаловаться на жизнь – ведь если такие люди умеют наслаждаться радостями жизни, так тем более, нам грех жаловаться – что такое наши проблемы по сравнению с их несчастьем?
Как научиться быть благодарным даже тогда, когда все плохо?
Здоровые люди должны относиться к инвалидам тактично и внимательно. Ни в коем случае нельзя смеяться над ними, обижать их, пользуясь их болезнью и слабостью.
В библейском тексте говорится о запрете обижать подобных людей:
«Не злословь глухого (не говори о нем плохо, пользуясь тем, что он плохо слышит) и перед слепым не клади препятствия, и бойся Бога твоего» (Пятикнижие Моисея, книга Левит, 13:13).
В пророческом хадисе сказано о том, как мы можем облегчить жизнь инвалидам:
«(Необходимо) показать дорогу слепому, обратиться к глухому и немому так, чтобы они могли понять, привести нуждающегося в место, где он может получить то, в чем нуждается, помочь страждущим, бессильным, разобрать речь того, кто с трудом говорит – все это садака…» (Муснад имама Ахмада).
В другом хадисе говорится о том, что не следует глазеть на больных людей, привлекать внимание других к их недостаткам:
«Не смотрите долго на прокаженных» (Хайтами, Маджмуа аз-заваид).
Человек не виноват в своей болезни, и нужно вести себя с ним так, чтобы он не чувствовал, что чем-то отличается от других людей.
Некоторые сподвижники Пророка (мир ему) также были инвалидами – тем более, мусульманам в то время приходилось вести войны, так что среди них было много людей, которые были ранены и искалечены в сражениях (Подробнее: Отношение пророка Мухаммада (мир ему) к инвалидам).
Самый известный сподвижник с ограниченными возможностями – это слепой Абдуллах ибн Умм Мактум. О нем даже упоминается в Коране (сура Абаса 80:1-12). Пророк (мир ему) назначил его муэдзином – призывающим на молитву других мусульман. Сообщается, что он тринадцать раз он был имамом в намазе вместо Посланника Аллаха.
Женщина-сподвижница по имени Насиба осталась тяжело раненой после сражения при Ухуде – в котором она принимала участие. После битвы она долго болела – и, как передается, Пророк (мир ему) часто навещал ее и молился за нее. Во время правления халифа Абу Бакра Насиба, несмотря на преклонный возраст, приняла участие в битве при Йямаме, где лишилась руки. После сражения сам халиф навестил ее и велел выплачивать ей пенсию из казны мусульман.
Один из известных сподвижников, Абдуррахман ибн Ауф, остался калекой от ран, полученных в битве при Ухуде. Другой сподвижник Муаз ибн Джабаль был хромым, но несмотря на это Пророк (мир ему) назначил его наместником в Йемен.
Сподвижники Амр ибн Туфайль и Бара ибн Малик, как сообщается, имели хронические заболевания, Имран ибн Хусайин годами не вставал с постели. Передают, что сподвижник по имени Муайлиб страдал проказой.
Как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями?
Когда мы сталкиваемся с людьми с ограниченными возможностями, то чувствуем себя неловко – нам хочется помочь им, но по незнанию и неумению мы можем сделать что-то неправильно.
Вот общие правила, которые сформулировали сами люди с ограниченными возможностями и которые приняты Международным обществом инвалидов.
Во-первых, если хотите помочь человеку, спросите его – нужна ли ему помощь, и если вам ответят утвердительно, то делайте точно так, как он вам скажет. Не нужно навязывать помощь по своему усмотрению – ведь больной человек сам лучше знает, что ему нужно.
Общаясь с парализованными людьми или, к примеру, со слепыми или глухими, имейте в виду, что этот человек – не умственно отсталый, не нужно вести себя с ним снисходительно, как с ребенком, — он вполне разумен и способен понять вас так же, как здоровый человек.
Если вы общаетесь с человеком, которые ограничен в передвижении или вообще не может ходить:
Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Если беретесь сопровождать такого человека на какое-то мероприятие, заранее узнайте – насколько доступно это место для инвалида в коляске. Если есть какие-то препятствия, узнайте, как их можно устранить.
Если вы беретесь помочь слабовидящему или слепому человеку:
Если вы хотите помочь такому человеку пройти куда-то, не хватайте его за руку и не тащите, а просто направляйте его, куда ему нужно идти. Кратко описывайте местность – где вы находитесь. Заранее предупреждайте о препятствиях – ступеньках, лужах, ямах, низких притолоках и т.д. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
Если вы оказываетесь в одной компании с незрячим человеком, то назовите себя и тех, кто с вами пришел. Обращайтесь непосредственно к самому человеку, а не к его зрячему сопровождающему. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом. Когда вам нужно отойти, скажите человеку об этом – чтобы он не говорил в пустоту.
При общении со слабослышащими и глухими:
Имейте в виду, что некоторые плохо слышащие люди умеют читать по губам – а кто-то пользуется только языком жестов. Все это надо заранее узнать и учитывать при общении. Если человек может слышать речь – либо читает по губам, следует говорить громко и четко, глядя ему в лицо. Если человек может понимать только язык жестов, и вы общаетесь через переводчика, обращайтесь к самому человеку, а не к переводчику.
Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы его поняли, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли из его слов, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его. (Более подробно об этом можно прочитать здесь).
Если сомневаетесь, как правильно поступить в конкретном случае, используйте свой здравый смысл и способность к сочувствию. Представьте себя на месте этого человека и обращайтесь с ним так, как бы вы хотели, чтобы поступили с вами. Уважайте его так же, как вы хотите, чтобы уважали вас. Общайтесь с ним на равных, как с обычным человеком.
И напоследок, запомните очень хорошие слова, сказанные одной парализованной женщиной. Когда ее спросили, что ее больше всего раздражает в обращении с ней здоровых людей, она ответила: «Когда тебе начинают жаловаться на жизнь… Посмотрите на меня и поблагодарите Господа за свои мелкие неприятности!».
Кобулова Анна
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam-today.ru