Понятие внутренняя картина болезни ввел: Недопустимое название — Циклопедия

Содержание

Внутренняя картина болезни в терапевтической практике

Библиографическое описание:

Бахтояров, С. Е. Внутренняя картина болезни в терапевтической практике / С. Е. Бахтояров, Н. В. Латцердс. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/52/2481/ (дата обращения: 08.09.2021).

Важнейшим с психологической и психотерапевтической точки зрения явлением, с которым сталкивается практический врач в своей деятельности, является т.н. внутренняя (субъективная) картина болезни [2, 3, 4, 5, 6]. В первую очередь, важность её обусловливается тем, что именно внутренняя картина болезни «стоит за» теми жалобами, с которыми больной обращается за медицинской помощью, именно она во многом определяет его отношение к проводимому лечению.

У каждого человека всегда есть собственное представление о своем состоянии при возникновении болезни. Кто лучше нас самих может понять мельчайшие изменения, происходящие внутри. Даже не имея медицинского образования, человек на основании доступных ему собственных ощущений и умозаключений часто самостоятельно решает, принимать ему лекарство или нет, а если принимать, то каким образом. Исходя из внутренних ощущений, формируется отношение к предлагаемому лечению и в дальнейшем – желание пациента следовать рекомендациям врача.

В этом кроется основная проблема: на сколько готов больной доверить себя врачу, и какой глубины этот лимит доверия. Так, в хирургии и кардиологии примерно каждый седьмой пациент отказывается от полного объема предложенной ему терапии [1]. Более всего эта проблема касается пациентов, вынужденных принимать лекарственные препараты в течение длительного времени или пожизненно.

К. Ясперс в работе «Общая психопатология» ввел термин «осознание болезни». Данное понятие применимо к тем ситуациям, когда больной чувствует, что болен, претерпел изменения (и в какой-то форме выражает свое чувство), но его сознание не распространяется на все множество симптомов и на болезнь в целом.

А. Гольдшейдер назвал всю сумму ощущений, переживаний больного вместе с его собственными представлениями о своей болезни аутопластической картиной болезни. Он относил к ней не только субъективные симптомы больного, но и ряд сведений о болезни, которыми располагает больной из прежнего своего знакомства с медициной, из литературы, из сравнения себя с аналогичными больными и т. д.

Большой вклад в изучение проблемы самосознания болезни внес Р.А. Лурия, сформулировав понятие внутренней картины болезни (ВКБ). Он именовал ею «все то, что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только местных болезненных, но и его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, все то, что связано для больного с его приходом к врачу, – весь тот незримый, но масштабный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм». Р.А. Лурия подчеркивал, что изучение внутренней картины болезни является результатом психологического контакта двух личностей – врача и больного [5].

Категория отношения к болезни основывается на концепции В.Н. Мясищева, в которой личность представляется как система отношений, а отношение рассматривается в составе трех компонентов: эмоционального, поведенческого и когнитивного. Это понятие, по мнению А.Е. Личко и Н.Я. Иванова, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины болезни: это и знание болезни, ее осознание личностью, понимание роли и влияния болезни на жизненное функционирование, эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью. Отношение к болезни, как всякое отношение, является индивидуальным, избирательным, сознательным (или способным к осознанию), т. е. отражает индивидуальный или личностный уровень.

Р. Конечный и М. Боухал отмечают, что картина болезни зависит от влияния ряда факторов: характера болезни (острая или хроническая), наличия или отсутствия болей, косметических дефектов и т.д., обстоятельств, в которых протекает болезнь (появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности, в ближайшем социальном окружении и т. д.), преморбидной личности, социального положения больного [4].

Как свидетельствуют клинические факты и результаты исследований, структура внутренней картины болезни может быть различной у больных разных нозологических форм. Количественное соотношение различных составляющих внутренней картины болезни зависит и от преморбидных особенностей личности. Неодинаково представлены в сознании отдельные элементы внутренней картины болезни. Наблюдается определенная динамика внутренней картины болезни с различным соотношением ее элементов на разных этапах заболевания. Различная по структуре и динамике внутренняя картина болезни создает специфические и чрезвычайно важные условия развития перестройки личности заболевшего. Для гармонизации психоэмоционального состояния и поведения пациента требуется специфическое воздействие на его личность, систему отношений, включая отношение к болезни. Такое специфическое воздействие может оказать врач-терапевт, применяя специфические психотерапевтические приемы, доступные в обычной терапевтической практике на внутреннюю картину болезни пациента, что будет оптимизировать отношение больного к лечению. Понятие внутренней картины болезни охватывает разнообразные стороны субъективной стороны заболевания. Это сложное структурированное образование включает, по крайней мере, четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего (Николаева В.В.): чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационно-волевой [6]. Голубев В.М. рассматривает приёмы коррекции ВКБ на каждом из уровней, остановимся на некоторых из них [2, 3].

Чувственный уровень ВКБ и приемы его коррекции. Чувственная, сензитивная сторона внутренней картины болезни может быть определена как совокупность связанных с болезнью изменений интегральной схемы тела, болями, изменениями в различных видах чувствительности, ограничения подвижности. Наряду с воздействием медикаментов, физиотерапии и пр., иногда возникает необходимость в психотерапевтическом вмешательстве со стороны лечащего врача. Такое вмешательство осуществляется, в основном, с использованием метода психотерапевтической беседы – либо проводящейся отдельно, либо, вероятнее, в структуре планового осмотра больного. Темы такого рода бесед могут быть сведены к разъяснению пациенту причин и механизмов его болезненных ощущений и подтверждению его самоидентичности, которая может деформироваться и искажаться в процессе болезни. Разьяснение может устранить неясность и провоцируемую ею тревогу. Полезно привлекать такие приёмы, как обращение к больному по его личному имени (имени-отчеству), опора на его «догоспитальный» опыт – иными словами, любые способы привлечения внимания пациента к его собственной личности, сохраняющей свою идентичность независимо от наличия болезни. Следует отметить, что обращение по фамилии, а тем более обезличенное «больной» – не просто невежливо, но может быть и вредным для больного, неявным образом подрывая его самоидентичность.

По мнению Голубева М.Н. лечащему врачу небесполезно владеть и некоторыми приёмами прямого психотерапевтического воздействия на болезненные ощущения. В первую очередь, к таковым относятся методы косвенного внушения с опорой на получаемую больным медикаментозную терапию. Например, чрезвычайно полезно «подкрепить» воздействие назначаемого лекарства произнесённой с уверенной авторитетной интонацией фразой вида: «После приёма этого лекарства вы, Иван Иванович, скоро почувствуете, что боль отступает». Во многих случаях для облегчения боли весьма эффективен следующий приём: больного просят прикрыть глаза и представить себе тот цвет, который, по его мнению соответствует его болевому ощущению. Затем больного просят усилием воли плавно, постепенно изменить представленный цвет на какой-либо другой (обычно контрастный – красный на зелёный и т.п.) Вместе с изменением воображаемого цвета снижается и острота переживания боли. Трансформировать можно не только цвет, но и другие воображаемые характеристики того или иного ощущения. При диффузных неострых болях также полезно использовать методы релаксации [2, 3].

Эмоциональная сторона ВКБ и её коррекция. Типичными эмоциональными ответами на болезнь являются: депрессия – стойкое снижение настроения, ведущее к понижению умственной и двигательной активности, и тревога – неясно опредмеченный или вовсе беспредметный страх, направленный в будущее. Также нередко встречаются и специфические страхи (фобии). Чаще же всего эмоциональное состояние больного складывается из всех трёх перечисленных вариантов в разных пропорциях. Приемы релаксации (целенаправленного расслабления), оказывающие нормотимическое (нормализующее настроение) и анксиолитическое (противотревожное) воздействие могут быть рекомендованы лечащим врачом и не требуют от него в применении специальной психотерапевтической подготовки. Большинство приёмов релаксации основаны на т.н. кататимии скелетной мускулатуры – т.е. взаимозависимости между эмоциональным состоянием и состоянием мышц (в первую очередь, мышечным тонусом). Типичными примерами релаксационных техник являются: аутогенная тренировка по Шульцу и прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону. Непосредственным результатом применения этих методик является временное вхождение пациента в т.н. состояние релаксации. Отложенный же результат, как и у любой релаксационной техники – общая нормализация настроения [2, 3].

Интеллектуальная сторона ВКБ и ее коррекция. Интеллектуальная, когнитивная сторона внутренней картины болезни имеет сложную внутреннюю структуру, происходя из разнообразных источников: рационализации больным своих болезненных ощущений на основе «наивной» морфологии и физиологии, сведений о болезни, почерпнутых из популярной литературы и устных сообщений знакомых, соседей по больничной палате и т.п. (эти сообщения, в свою очередь, также могут быть основаны как на литературных данных, так и на «наивной» морфологии и физиологии), и, наконец, сообщений лечащего врача о диагнозе и прогнозе заболевания (ятрогенная составляющая рационально-информативной стороны ВКБ) [2, 3].

Психотерапевтическое воздействие на рационально-информативную сторону внутренней картины болезни практически полностью исчерпывается методом психотерапевтической беседы, включающей разъяснение диагноза и прогноза заболевания и, в случае надобности, элементы внушения в бодрствующем состоянии (например, в некоторых случаях достаточно произнести прогноз уверенным, авторитетным тоном – и подробное, «рациональное» его обоснование больному не потребуется).

Мотивационно-волевая сторона ВКБ и приемы её коррекции. Волевая сторона ВКБ представляет собой сознательный, волевой ответ личности на факт заболевания.

Психотерапевтическая работа лечащего врача с волевой стороной внутренней картины болезни состоит в рациональном её прояснении в рамках терапевтической беседы – в направленном привлечении внимания больного к вопросам сознательно-волевого ответа на заболевание и его значимости для успешности лечения, в разъяснении различий между эмоциональным и волевым ответом на болезнь [2, 3].

Таким образом, психотерапевтическая составляющая органично вплетается в деятельность лечащего врача, будучи представлена, в основном, психотерапевтической беседой, встраивающейся в структуру обычного общения между врачом и пациентом в рамках первичных и дальнейших плановых осмотров больного. От врача требуется лишь осознанное и структурированное применение метода психотерапевтической беседы для диагностики и коррекции внутренней картины болезни у пациента – и, в случае надобности, ряда частных психотерапевтических приёмов, воздействующих на частные составляющие ВКБ.

Литература:

  1. Бородин В.И., Пучков И.И. Факторы, обуславливающие отказы от психофармакотерапии больных с депрессивными расстройствами. Психиат. и психофармакотер. 2004; 6 (5).

  2. Голубев М.В. Когнитивно-поведенческая психотерапия при ранней стадии хронических сосудистых заболеваний головного мозга: автореф. дис. … д-ра мед. н.: 14.00.13, 19.00.04 / Ин-т повышения квалификации Федер. мед.-биол. агентства России: М., 2009.

  3. Голубев М.В. Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии: учеб.-метод. материалы / М.В. Голубев. – Моск. гос. соц. ун-т; Акад. соц. работы. – М., 2003. – 31 с.

  4. Конечный Р., Боухал, М. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал.-Прага, Авиценум, 1983. – 405 с.

  5. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и ятрогенные заболевания. 4-е изд. М.: Медицина, – 112 с.

  6. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М.: Изд. Моск. ун-та, 1987. – 168 с.

Особенности внутренней картины болезни пациентов, оперированных по поводу рака щитовидной железы / 4-й номер / 2009 год

Тип реагирования на болезньГруппа IГруппа IIχ2P
Кол-воКол-во
Гармоничный (Г)086,410,011
Тревожный (Т)29226,340,001
Ипохондрический (И)310,260,613
Меланхолический (М)000,001,000
Апатический (А)420,170,678
Неврастенический (Н)22210,030,861
Обсессивно-фобический (О)770,001,000
Сенситивный (С)7153,310,069
Эгоцентрический (Я)604,310,038
Эйфорический (Ф)11713,890,001
Анозогнозический (З)3102,980,084
Эргопатический (Р)230,001,000
Паранойяльный (П)640,110,745

Формирование внутренней картины здоровья детей 4-6 лет

Здоровье является важнейшим компонентом, одной из главных ценностей человека. Понимание внутренних резервов, духовного и физического состояний, умение регулировать их способствуют реализации человека, его хорошему самочувствию. Актуальность работы заключается в том, что в современности наблюдается тенденция снижения уровня здоровья, и нужно уже в детстве формировать внутреннюю картину здоровья ребёнка, его отношение к здоровью как к ценности, важно, чтобы у него сложилось понимание, что такое здоровье и как его поддерживать.

Для начала рассмотрим теоретические подходы учёных к определению понятия ВКЗ – внутренней картины здоровья. Появлению этого термина предшествовало возникновение противоположного понятия – ВКБ, которое ввел А.Р. Лурия в 1935 году. Он определял внутреннюю картину болезни, как совокупность ощущений и переживаний больного, связанных не только с физической болью, но и с пониманием общего самочувствия, представлением о своей болезни, её причинах и последствиях.

 

В 1983 году В. М. Смирнов и Т. В. Резникова аналогично понятию «внутренняя картина болезни» ввели понятие «внутренняя картина здоровья» — некий эталон здорового человека. Эту идею развивал в своих работах В.Е. Каган. Он считал, что ВКБ является частным случаем ВКЗ, поскольку второе понятие определяет переживание человеком своего состояние как здоровья, так и болезни. [3] Отечественный психолог, Б. Г. Ананьев, представлял ВКЗ как определённое отношение человека к своему здоровью, выраженное в осмыслении его как ценности и стремлении к его совершенствованию. По его мнению, внутренняя картина здоровья включает совокупность биологических, психических и духовных возможностей, не только знания о них, но еще и реализацию этих внутренних запасов. ВКЗ не является врожденной составляющей, а формируется как личностное образование [1]

В статье современных психологов, А. В. Ярмак и О. Г. Япаровой, описаны уровни, составляющие внутреннюю картину здоровья:

  1. Когнитивный уровень – теоретическая составляющая ВКЗ, включающая представления, суждения, мнения о причинах, сущности, последствиях, методах сохранения и укрепления здоровья.
  2. Эмоциональный уровень – чувственная составляющая ВКЗ, охватывающая переживание здорового самочувствия на основе ощущений, которые формируют эмоциональное состояние; виды эмоциональных реакций на проявления здоровья.
  3. Поведенческий уровень – действенная составляющая ВКЗ, представляющая собой поступки и действия здорового человека, которые ориентированы на сохранение и поддержание здоровья.

Все эти уровни взаимосвязаны, и нарушение даже 1 уровня приводит к отклонению ВКЗ и может привести к заболеванию. Люди, имеющие более структурированную и хорошо организованную внутреннюю картину здоровья, меньше болеют или быстрее выздоравливают. По мнению этих психологов, ВКЗ зависит от действительного физического состояния человека, общества и людей, которые его окружают, а также от личностных особенностей индивида. [2]

И.В. Цветкова, размышляя о формировании ВКЗ, говорит о важности социума, где задаются идеалы и эталоны, а также о значимости для ребёнка взаимодействия с близкими взрослыми, путем которого интериоризируются социально приемлемые способы контроля и регуляции здоровья. [6] И.М. Шишкова определяет начало формирования ВКЗ ребёнка в 4-5лет и от того, насколько хорошо организован и соблюдён режим дня, какое внимание взрослые уделяют здоровью ребёнка, как они вместе ведут здоровый образ жизни, зависит психологический и физический комфорт ребёнка, его расположение духа и состояние здоровья. Важную роль при этом играют как родители, так и воспитатели дошкольного образовательного учреждения. [8] И. И. Мамайчук также отмечает, что важное место в изучении ВКЗ ребенка имеет исследование личности и социальной ситуации развития, которая оказывает непосредственное влияние на формирование жизненных ориентиров и ценностей, в том числе и здоровья, как главной ценности. Таким образом, сделав обзор литературы и рассмотрев мнения разных авторов относительно понятия «внутренняя картина здоровья», мы можем выявить следующие общие положения: ВКЗ – многокомпонентное, сложное образование, которое формируется, как под влиянием внешних факторов (общества, суждений значимых людей, социального опыта), так и внутренних (личностно-психологические особенности). Все вышерассмотренные позиции психологов сходятся в том, что ВКЗ – это не только понимание человеком своего телесного состояния, но и осознание, реализация внутренних резервов духовных и физических возможностей. Это отношение человека к своему здоровью и совершение действий, направленных на его укрепление и поддержание. Понимание здоровья как ценности и формирование ВКЗ у ребёнка осуществляется благодаря социальной ситуации развития и имеет своеобразие в определённый возрастной период.

Мы провели исследование с целью выявить уровень сформированности внутренней картины здоровья у детей 4-6 лет. Экспериментальная часть проводилась на базе дошкольного отделения ГБОУ СОШ №21 им. Э.П. Шаффе. В ходе индивидуальной беседы детям нужно было дать, как можно больше ответов, на вопрос: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Ответы мы интерпретировали следующим образом: по 2 балла выставляется в том случае, если из ответа можно сделать вывод о том, что 1) нужно двигаться; 2) правильно питаться; 3) соблюдать режим дня; 4) соблюдать правила личной гигиены; 5) не причинять вред здоровью (употребление алкоголя, никотина и т.п.). Отрицательные баллы (-1 балл) ставятся, если ребенок утверждает, что нужно лечиться у врача или пить таблетки. Сформированной будет считаться внутренняя картина здоровья, если ребенок 4-х лет наберет не менее 4 баллов, 5 лет – не менее 6 баллов, 6 и 7 лет – не менее 10 баллов.

Из 20 исследуемых детей ВКЗ сформирована только у 5 (25%): у двоих детей 4-летнего возраста, у одного 5-летнего возраста, у двоих 6-летнего возраста. В ответах остальных детей либо преобладали отрицательные тенденции: «надо пойти сдать кровь», «выпить лекарства», либо было недостаточно положительных ответов, чтобы говорить о сформированности ВКЗ.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что у 15 детей (75%) недостаточный уровень сформированности внутренней картины здоровья. Поэтому мы разработали рекомендации для родителей, которые смогут улучшить ситуацию.

Очень часто родители хотят, чтобы ребенок посещал большое количество занятий, направленных на физическое развитие, но, в то же время, сами не уделяют внимание укреплению своего здоровья, и ребенок видит их свободное времяпровождение на диване перед телевизором или за компьютером. Личный пример взрослых, а особенно родителей, которые являются эталоном и образцом для подражания, является основой формирования ВКЗ у детей. По возможности, следуют включиться в процесс вместе с ребенком, и тогда он будет с большим желанием делать то, что его порой не заставить. Это может быть: небольшая утренняя гимнастика, желательно, под музыку (5-7 минут); дыхательная гимнастика (2-4 мин.); гимнастика для глаз (1-3 мин.); массаж ушных раковин (1-3 мин.); тропа здоровья – ходьба по массажным дорожкам (2-4 мин.); вечерняя пробежка в зеленой зоне (10-20 мин.); совместное посещение занятий (бассейн, танцы, спорт), например, дети и родители могут заниматься в одной секции, но в разное время; чтение учебно-методических детских книг, связанных с заботой о своем здоровье, например, С. Козлова «Я и мое тело» (серия из 3х книг, которые расширят представления детей о том, что такое человеческий организм, помогут узнать себя и осознанно относиться к своему здоровью); чтение художественных детских книг, в которых герои укрепляют свое здоровье или наоборот, например, Р. Кудашова «Петушок», С. Кардашова «Наш доктор», беседа о прочитанном; разыгрывание с игрушками ситуаций, связанных с ЗОЖ или к чему может привести неправильное поведение героев, например, кукла Маша ест много конфет и…, побуждение ребенка к активному включению в эту деятельность; создание положительного эмоционального фона во время посещения детских театров, цирков, праздничных мероприятий; обязательное посещение музея гигиены (6-8 лет), желательно с экскурсией для детей.

Библиографический список

  1. Ананьев Б. Г. Основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – С. 118–121.
  2. Ермак А. В., Япарова О. Г. Проблема формирования внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVII междунар. науч. -практ. конф. Часть I. – 2012. – Режим доступа: https: //sibac. info/conf/pedagog/xvii/28457 (Дата обращения: 5.11. 2018)
  3. Каган В. Е. Внутренняя картина здоровья – термин или концепция? [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 1992. – Режим доступа: http://www.voppsy. ru/issues/1993/931/931086. htm (Дата обращения: 5.11. 2018)
  4. Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания – 4-е изд. – М.: Медицина, 1977. – С. 37–52.
  5. Урунтаева Г. А. Детская психология: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
  6. Цветкова И. В. Проблема психологического изучения внутренней картины здоровья [Электронный ресурс] // Психологические исследования. – 2012. – № 1 (21). – Режим доступа: http://psystudy. ru/num/2012n1-21/612-tsvetkova21. html (Дата обращения: 5.11. 2018)
  7. Челпанов В. Б. Феномены внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья как конкурирующие и взаимодополняющие психические реальности [Электронный ресурс] // Ученые записки. – 2009. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp? id=12875608 (Дата обращения: 5.11. 2018)
  8. Шишкова И. М. Понятие о внутренней картине здоровья [Электронный ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2017. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp? id=28792003 (Дата обращения: 5.11. 2018)
< Предыдущая   Следующая >