Практическая логика. Упражнения для детей 5-6 лет | Материнство
Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.
1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.
2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.
3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.
Скоро в школу. Фото — фотобанк Лори
Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.
В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.
В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:
- классифицировать предметы;
- сравнить предметы;
- устанавливать последовательность событий;
- тренировать память;
- делать выводы.
Длительность занятий — 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!
Задания
1) Подбери противоположные слова по смыслу:
чёрный — …
большой — …
веселый — …
хороший — …
горький — …
широкий — …
высокий — …
добрый — …
холодный — …
умный — …
быстрый — …
2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
Кого в реке больше: окуней или рыб?
Чего в огороде больше: капусты или овощей?
Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
3) Закончи предложения:
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг — это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца — это…
Москва, Новгород, Санкт-Петербург — это…
Утро, вечер, день, ночь — это…
Катя, Миша, Петя, Ира — это…
Собака, кошка, мышка — это…
Ромашка, колокольчмк, роза — это…
А,Б,В,Г,Д — это…
4) Слушай внимательно! Дополни предложения:
Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет ……… поезда.
Если сестра старше брата, то брат ………. сестры.
Если стол выше стула, то стул …….. стола.
Если кошка больше мышки, то мышка ……. кошки.
Если река шире ручья, то ручей …….. реки.
5) Придумай правильную закономерность.
Птица — перья. Рыба — ……
Осень — дождь. Зима — ……
Человек — руки. Собака — ……
Утро — завтрак. Вечер — ……
Яблоко — фрукт. Помидор — ……
6) Что лишнее?
Кресло, стул, шкаф, телевизор.
Петух, павлин, ворона, бабочка.
Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
Солнце, лампа, люстра, фонарь.
7) Какие это профессии?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поёт песни?
Кто лечит людей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто летает в космос?
Кто управляет самолетом?
Кто водит автобус?
Кто управляет поездом?
Кто дрессирует животных?
8) Логические задачи
Что длится длится: год или 12 месяцев?
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки — яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?
Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?
Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?
Логика 5-6 лет
Выполнение упражнений на развитие логики у детей 5—6 лет — один из основных этапов подготовки к школе. В своих рассуждениях ребенок с ранних лет учится анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. По мере взросления дошкольника используемых им мыслительных приемов становится больше. А это значит, что логику у детей 5 лет можно и нужно развивать; правильно подобранные задания помогут улучшить показатели мышления в 3—4 раза.
Первые способности анализировать окружающие предметы появляются у малыша примерно к году, когда он с успехом собирает цветные колечки в пирамиду или, к примеру, вынимает палочки из коробки. В возрасте 5 лет ребенок уже способен справляться с задачами не только в процессе практических действий, как совсем маленькие дети, но и в уме, опираясь на логику. Мышление дошкольников можно охарактеризовать как наглядно-образное. Переход к решению задач на логику у детей 5—6 лет значительно упрощается, если малыш совершает действия не с реальными предметами, а с моделями. В качестве примера здесь можно привести процесс сбора игрушечного домика по определенной схеме или поиск вещи по плану комнаты.
К концу дошкольного периода мышление детей приобретает словесно-логический характер. Все эти важные нюансы учитывают наши специалисты при разработке заданий для развития логики у детей 6 лет. Мы стремились, чтобы упражнения соответствовали особенностям восприятия информации у дошкольников определенного возраста и при этом были увлекательными, интересными и максимально полезными. Чтобы помочь дошкольнику в усвоении информации, мы добавили картинку и озвученный текст для каждого онлайн-задания на развитие логики у детей 5—6 лет. Справляясь с упражнениями, малыш получает виртуальные награды за достигнутые результаты: кубки, медали и т. д. Они позволяют повысить интерес ребенка к самостоятельным занятиям.
Развивающие игры для детей 6 лет на логику в домашних условиях
Практически любые виды активности дошкольника, будь то лепка, рисование, чтение, общение и т. п., активизируют мыслительные процессы. Именно поэтому развивать логическое мышление можно и нужно в домашних условиях на примере самых простых и привычных ситуаций. К примеру, если дошкольник разбросал игрушки по комнате, попросите его собрать их не просто так, а сложив похожие по группам. Затем предложите малышу объяснить, почему он сделал именно так.
Навык сравнения можно тренировать и по дороге домой из детского сада. Предложите ребенку найти, чем отличаются между собой разные деревья, строения, транспорт и т. д.
Приведем и более сложные развивающие игры на логику для детей 5 лет. Прочитайте малышу сказку, а затем вместе перескажите и подробно разберите ее содержание. Затем попросите ребенка выделить, к примеру, наиболее хитрых героев. При этом обратите внимание дошкольника на то, что не все находчивые персонажи являются добрыми. С помощью подобных задач-вопросов на развитие логики дети 5—6 лет учатся классифицировать предметы и явления по переменным признакам.
Приведем еще один пример. Возьмите три игрушки: тигра, корову и зайца. Разделите их на две группы таким образом, чтобы тигр и заяц оказались вместе, а корова — отдельно. Затем предложите малышу объяснить, по какому принципу созданы группы. Выполняя такие задания, ребенок учится анализировать, классифицировать, обобщать понятия.
А сделать занятия по развитию логики увлекательными вам поможет сайт «Разумейкин»!
Картотека (старшая группа): Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду.
Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы.
Выполнила: Скуратова Юлия Сергеевна.
Игра «Найди варианты».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.
Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
• Если два больше одного, то один… (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая… (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно — вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
— Это круг больше красного? (Да.)
— Он больше синего? (Да.)
— Больше желтого? (Нет.)
— Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает…».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
— Что бывает низким (высоким)?
— Что бывает красным (белым, желтым)?
— Что бывает длинным (коротким)?
Игра «Отгадай фигуру по загадке»
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.
1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.
Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.
2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).
Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме — пятиугольная, по цвету — зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.
Игровое упражнение «Что лишнее»?
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.
Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:
— Почему она лишняя?
— Чем отличается эта фигура от всех остальных?
Игра «ДА-НЕТ-КА»
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе метода исключения и умения выполнять классификацию геометрических фигур.
Перед тем как играть дети должны ответить на два вопроса:
— На какие две группы можно разбить все эти фигуры?
— Чем отличаются эти две группы.
Ход игры.
Дети загадывают любую из фигур. Водящий с помощью всего трёх вопросов должен её отгадать. Отвечать на вопросы можно лишь двумя словами — «да» или «нет».
Алгоритм отгадывания задаёт педагог, рассуждая вслух. Например, дети загадали большой красный треугольник.
— Сначала я попробую отгадать цвет этой фигуры. Эта фигура синяя?
— Нет.
— Значит, она красная. Попробую отгадать форму. Эта фигура треугольная?
— Да.
— Это могут быть два красных треугольника, отличающиеся размером. Эта фигура маленькая?
— Нет.
— Значит, это большой красный треугольник.
Игра «ПУМ-ПУМ»
Количество участников: 6-7 человек.
Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур
- 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;
- 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;
- 2 треугольника: большой желтый и маленький красный
Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».
Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.
Игра «Теремок»
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один из детей заселяется в теремок первым, а остальные должны к нему подселиться. Каждый приходящий в теремок может попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет, заселившегося первым. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?». Тот кто назовёт общий признак – заселяется в теремок.
Например, первый выбрал машину.
— Тук-тук. Кто в теремке живет?
— Это я, машина.
— А я стол. Пусти меня к себе жить?
— Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
— Я похож на тебя тем, что я служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы). Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме-гараже, и я живу в доме (в комнате). У тебя четыре колеса, а у меня четыре ножки. Машина может ездить, и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет
Кадр из мультфильма «Гадкий я»Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.
1. Устные игры
Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.
- Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
- Придумывайте новые концовки для известных сказок.
- Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
- Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
- Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.
2. Смотри-бери-пиши-рисуй
Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.
Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
- составляйте рассказы по картинкам;
- разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
3. Настольные игры
Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.
- Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
- Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
- С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.
4. Конструирование
Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.
Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.
5. Загадки и головоломки
Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.
Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).
6. Шахматные задачи
Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.
Поставь мат чёрному Королю в один ход:
Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.
7. Логические задачи
Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.
Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:
Занимательная логика и математика для развития мышления у детей 5-12 летА также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.
ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!
Картотека игр и задач на развитие логического мышления детей 5-7 лет
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №101»
Картотека
загадок и задач на развитие логического мышления детей 5-7 лет
Развитие логического мышления через загадки и задачи.
В воспитании и обучении дошкольников большое значение принадлежит занимательным играм и задачам. Они интересны для детей, захватывают их, а чтобы найти верный ответ, надо подумать.
Логические задачи — это упражнения, которые развивают мышление, умение думать, улавливать связь между понятиями. Такие задачи учат детей связывать причину и последствия, учат угадывать результат.
Задачи — шутки на сообразительность и смекалку
1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?
2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3. На одном берегу утята на другом — цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
5. Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый, третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
6. По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей. Всем было хорошо. Как звали капитана?
7. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?
8. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей?
9. Что едят крокодилы на северном полюсе?
10. Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю.
Сколько детей видела собачка?
11. На столе лежало 2 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?
12. На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарки?
13. Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
14. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?
15. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой крылышками. Который быстрее доплывет?
16. Упали два горшка железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
17. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
18. Сели на воду 3 воробья. Один улетел, сколько осталось?
19. Кто громче замычит петух или корова?
20. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.
Математические загадки:
4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
Для пяти мальчиков – пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)
Для формирование пространственных представлений, загадки:
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (морковь.)
Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно (глаза.)
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
Если правая рука справа, то левая… (слева.)
Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.)
Математические задачи в стихотворной форме:
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
ЗАДАНИЯ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
Сколько орехов в пустом стакане? (Стакан пустой, значит, в нем ничего нет.)
По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули и глубину. Сколько акул плавало в море? (9 акул, только они нырнули.)
В вазе — 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов вазе? (В вазе было 3 тюльпана.)
7 мальчиков расчистили по одной дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? (7 дорожек.)
2 брата нарисовали по 2 рисунка в подарок дедушке. Сколько рисунков получил дедушка? (4 рисунка.)
Сестра и брат получили по 4 яблока. Сестра съела 3 яблока, брат — 2 яблока. У кого яблок осталось больше? (У того, кто съел меньше.)
Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3 внука — объяснить ответ.)
Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Во дворе 4 кошки — объяснить ответ на наглядном материале.)
Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле? (8 бельчат — объяснить.)
Карандаш разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (Сделали 2 разреза.)
Веревку разрезали в 5 местах. Сколько частей получилось! (Получилось 6 частей.)
Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12 глаз.)
Дети собрали в парке осенний букет. В нем было 5 кленовых, 4 березовых, 2 дубовых, 1 осиновый лист. Со скольких разных деревьев были листья в букете? (С 4 деревьев.)
Шли 3 поросенка. Один — впереди двух, один — между двумя, а один — позади двух.
Как шли поросята? (Друг за другом.)
Загадки на логику для детей: дошкольникам, 1-5 класс
Загадки для дошкольников (5-7 лет)
Коллекция тематических логических загадок расширяется и пополняется: про животных и птиц, про овощи и фрукты, растения и природу, про спорт, детский сад и школу, для Дня рождения и Нового года и многое другое.
Бывает маленьким, большим. Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий непременно найдет иголку в стоге сена.
Самый доступный нам транспорт, в котором ноги наездника служат мотором.
Это ленточка такая — шелковисто-расписная,
Но руками не возьмешь и в косички не вплетешь.
В чистом поле, вдоль местечка, вьется змейкой, а не речка.
Где король и королева ходят вправо, ходят влево,
Ходят — прямо, ходят — косо, ходят — молча, без вопросов.
Даже целый день подряд по желанию ребят?
Любят, с искренностью всей, в дом пускать они гостей.
Но в гостях, скажу вам сразу, сами не были ни разу.
Кто говорить готов в горах на всех на свете языках?
Какая коровка, скажите, пока еще никому не дала молока?
Присмотритесь, у малютки нет пальто и нету куртки,
Нету брюк, рубашки нет – только лишь один берет.
— А откуда он? Откуда?
— Как откуда? С ветки дуба.
На окошке, а не кошка. Не еж, а в руки не возьмешь.
Она летает, а гнезд не вьет. Она не плачет, а слезы льет.
Игры логические для детей 4-5-6-7 лет онлайн бесплатно на мышление
Самые прикольные Логические игры для детей 3-4-5-6-7 лет онлайн на нашем сайте. Необходимо развивать логическое мышление у ребёнка с самого детства. Игры предложенные в разделе — Игры на развитие логики и мышления помогут вам в этом! Увлекательные логические игры онлайн помогут научить ребёнка сравнивать и анализировать, полученную информацию, и устанавливать простые закономерности. Умение логически мыслить в дальнейшем пригодится ребёнку, не только при решении разных школьных задач, но и поможет найти выход в сложных жизненных ситуациях.Бесплатные игры на мышление помогут ребёнку, научится выделять главное, обобщать информацию и делать соответствующие выводы. Постепенно наши игры на логику помогут развить у ребёнка умение здраво рассуждать самостоятельно, что важно для полноценного развития. Не забывайте, что помимо обучающей пользы, играя вы прекрасно проведёте время!
Логические игры научат нестандартно мыслить и решать трудные задачи с помощью логики. Представляется очень важным вовремя научить ребенка логике, а что с этим справится лучше, чем специальные игры? Тем более вам не придется опасаться, что на сайте ребенок увидит взрослый контент или ненормативную лексику в рекламе. Развивающие логику игрушки помогут в развитие умственных способностей, а именно: анализировать, устанавливать закономерности, сопоставлять полученную информацию, а также сравнивать какие-либо объекты. В будущем данные навыки сослужат отличную службу для ребенка не только в школе, но и при решении сложных жизненных ситуаций.
Наши логические игрушки научат детей 4-5-6-7-8-9-10 лет не только обобщать информацию, но и выделять из нее главные части, научат делать верные умозаключения и неординарно мыслить. Это очень важно, так как в школах сейчас программа построена на мышление по шаблону, учителя учат мыслить как все. В логических играх такого нет. Постепенно игры разовьют у вашего ребенка умение мыслить и рассуждать самостоятельно, без помощи родителей или учителей, придадут ему больше самостоятельности, что очень важно для всестороннего развития. Тем более, данные игры это совмещения приятного с полезным. Здесь ребенок сможет не только развиваться, но и отдыхать от изнуряющих занятий в школе и кружках.
Развитие речи у детей: от 0 до 6 лет
Последнее обновление
Развитие речи вашего ребенка является одним из важнейших этапов развития, который готовит его к эффективному общению по мере взросления. Понимание того, как вы можете помочь своему ребенку достичь этого, может иметь важное значение для создания прочного фундамента, который поможет ему в этом процессе.
Умение общаться с другими с помощью слов и предложений — это навык, который ваш ребенок усваивает посредством активного слушания в раннем детстве.Этот навык может помочь ему выразить себя на более поздних этапах и стать прочной основой для грамотности и общения.
Этапы развития речи в раннем детстве
Развитие речи у детей происходит постепенно и поэтапно с детства. Ниже перечислены различные стадии развития речи с раннего детства.
От трех до двенадцати месяцев
Ваш ребенок имеет базовое представление об эмоциях, таких как любовь, гнев и привязанность, и отвечает на них своим уникальным воркованием и лепетом.На этом этапе, если вы заметили, что лепет напоминает какое-то слово, вы можете поощрить его говорить. Лепет может быть важным аспектом развития речи, поскольку это первый способ общения вашего ребенка. На этом этапе ваш ребенок будет реагировать на то, как его зовут по имени, и даже может произносить простые слова, такие как «ба», «ма», «да» и т. Д., Поскольку их легче произносить.
От двенадцати до восемнадцати месяцев
К этому моменту ваш ребенок должен уметь произносить отдельные слова и будет пытаться имитировать то, что вы говорите.Он также будет стараться чаще общаться, и важно, чтобы вы поощряли его, отвечая ему. Вам также нужно будет поговорить с ним, чтобы помочь ему усвоить новые слова и предложения.
От восемнадцати месяцев до двух лет
К этому возрасту ваш ребенок будет включать больше слов в свой словарный запас. Он понимает и произносит около 300 слов, а также пытается составить короткие предложения. Хотя языковое развитие у каждого ребенка разное, если ваш ребенок не умел говорить простые слова на этом этапе, вам необходимо проконсультироваться со специалистом для получения дополнительных рекомендаций.
От двух до трех лет
Словарный запас вашего ребенка еще больше увеличится, и он сможет говорить более длинные предложения. Он также сможет лучше понять то, что вы говорите. Его коммуникативные способности улучшатся, и другие смогут понять, что он говорит. Он также может выполнять несколько задач одновременно, играя и говоря.
От трех до пяти лет
По мере того, как его любопытство растет, вы можете ожидать, что ваш ребенок будет задавать вам много вопросов и говорить более сложные предложения.Он сможет понимать более сложную грамматику и использовать ее в разговоре. Это может быть прекрасное время, чтобы побудить его читать книги и расширить свой словарный запас, а также улучшить грамматику.
От пяти до шести лет
К настоящему времени ваш ребенок может понять, что говорит его учитель, и связно отвечает на него. Он также должен уметь распознавать больше слов и использовать их в предложениях. Чтение ему книги и интеллектуальное общение с ним может помочь ему улучшить свой словарный запас и грамматику.
Эффективные способы поощрения развития речи у детей
На этих этапах вы можете вовлекать ребенка в различные простые и веселые занятия, чтобы развивать его язык. Вот несколько занятий для развития речи в раннем детстве.
1. Читай ему книги
Чтение сказок на ночь — один из лучших способов познакомить ребенка с новыми словами. Вы можете практиковать это с самого раннего возраста и превратить это в привычку.
2. Разговаривайте с умом
Даже если ваш ребенок не может эффективно отвечать, вы все равно можете говорить с ним так, как будто он вас понимает.Он будет вас слушать и может даже попытаться дать правильный ответ.
3. Слушать музыку
Прослушивание и пение стихов может помочь ему уловить определенные слова и понять их ритм.
4. Повторить
Возьмите за привычку повторять то, что ваш ребенок говорит, с правильным произношением и грамматикой, а не критиковать его за это.
5. Ограничить использование компьютеров и телевидения
Согласно некоторым исследованиям, избыток экранного времени связан с задержкой языкового развития.Поэтому разрешайте ребенку смотреть только те занятия, которые позволят ему улучшить свой язык.
6. Возьмите ребенка с собой
Посещение нового окружения может удовлетворить любопытство вашего ребенка, и он захочет узнать, как называются новые вещи вокруг него. Это может стать отличным способом пополнить свой словарный запас.
7. Рассказывайте о вещах, которые интересуют вашего ребенка.
Это может побудить его принять активное участие в разговоре и больше говорить.
8. Постепенно вводите новые слова
Не пытайтесь залить его словами.Шаг за шагом добавляйте новые слова к разговору, чтобы он понял и сохранил их значение.
В чем разница между языком и речью?
Слова, которые ваш ребенок понимает и использует во время общения, образуют язык. Это включает в себя умение писать так же, как и говорить. С другой стороны, речь — это способность вашего ребенка создавать звуки, образующие слова.
Признаки задержки развития детей
У вашего ребенка может быть задержка в развитии в изучении своего языка, если наблюдаются следующие признаки:
- Он не бормочет и не пытается говорить
- Он не сказал «мама», «дада» или других простых фраз.
- Он не указывает на вещи и не пытается назвать их имена
- Он не научился говорить ни одного слова
- Он не использовал жесты, не указывал и не размахивал руками
- Он не реагирует на простые инструкции
- Он не подражает словам или действиям
- Он не мог соединять слова вместе, чтобы образовать простые фразы
- Часто заикается
- Он не может эффективно взаимодействовать с другими
- Он не использует такие местоимения, как «я», «меня», «ты».
Изучение языка в раннем детстве важно для того, чтобы ваш ребенок понимал, что ему говорят, и был в состоянии ответить.Это также является ключевым аспектом общения, обучения и даже его будущих отношений. Как только ваш ребенок научится использовать слова в соответствии с их значением и назначением, он сможет лучше выражать свои мысли. Это повысит его уверенность в себе и поможет выразить свое мнение более четко. Если вы заметили, что ваш ребенок не может хорошо общаться или говорить простые слова, вам нужно будет проконсультироваться со специалистом, чтобы понять причину и назначить ему необходимую терапию.
Также читайте: Советы по развитию личности для детей
.Когнитивное развитие у детей 6-7 лет | Scholastic
Время от 6 до 8 лет — это время огромных когнитивных изменений для детей. Они переходят из дошкольного возраста в среднее детство, от жизни, где преобладают фантазии, к жизни, которой начинают управлять логика и разум. Они начинают видеть себя более автономными людьми, способными самостоятельно решать основные проблемы. Когда они начинают обращать внимание на «правильный» способ делать что-либо, они вкладывают больше времени и энергии в выполнение задач ожидаемым образом.Однако, как и дошкольники, они по-прежнему предпочитают структурированные занятия открытым предприятиям и по-прежнему нуждаются в постоянном руководстве со стороны взрослых.
Ищете книги и идеи для чтения? Подпишитесь на на нашу рассылку Scholastic Parents.
Дети в возрасте 6 лет находятся на последних этапах предоперационного периода Piaget, времени, в течение которого дети учатся использовать язык. Конец предоперационного периода отмечен интуитивным усвоением ребенком логических концепций на ограниченных, осязаемых аренах, в то время как восприятие продолжает доминировать в других сферах.Например, до того, как ребенку исполнится 7 лет, он обычно может сохранять числа — понимая, что два ряда (одинакового количества) пенсов останутся равными, даже если один будет визуально длиннее другого. Однако этот же ребенок не сможет сохранить массу и, следовательно, будет ошибаться в своем восприятии, что у более толстого шарика больше, чем у раскатанного «хот-дога», даже если с самого начала будет показано, что оба они равны.
Еще одним отличительным признаком завершения предоперационной стадии (около 7 лет) является способность манипулировать символическими элементами, такими как контроль над письменным языком и символической игрой.Завершение этого этапа означает, что дети теперь могут мысленно манипулировать информацией, и — начало , чтобы принять точку зрения другого человека или сделать вывод о том, что думает другой человек, спонтанно и независимо. На полное развитие этих способностей уйдет еще несколько лет. Конец предоперационного периода знаменует упадок (хотя и не исчезновение) детского эгоцентризма (его уверенности в том, что то, что он думает и чувствует, также ощущают все остальные). Способность (начать) принимать точку зрения другого человека означает, что дети по-новому понимают, что другие люди думают иначе, чем они, что другие люди могут буквально и образно «видеть» вещи по-другому.В результате они могут начать ролевую игру и принимать разные образы (например, реалистично, но причудливо разыгрывать роль мамочек). Поддержите способность вашего ребенка воспринимать перспективу с помощью этих забавных игр: приложения «Монстр съел мою домашнюю работу» для iPad или онлайн-пазлов с оптическими иллюзиями.
Несмотря на эти достижения, дети этого возраста по-прежнему остаются волшебными в своем мышлении. Их давний эгоцентризм часто проявляется в их запутанных историях и двусмысленных отсылках (например, «Он тот, за кем она охотится», без включения достаточно конкретных упоминаний, чтобы слушатель мог четко идентифицировать персонажей / события).Шестилетние и семилетние дети по-прежнему демонстрируют то, что Пиаже называл анимизмом — верой в то, что неодушевленные предметы или животные думают и чувствуют себя как люди. Хотя некоторые из этих представлений на самом деле подпитывают творчество, поддержка развития схемы вашего ребенка (ее фундаментальных знаний) о животных и местах обитания — прекрасный способ улучшить его мышление и понимание мира. Один из способов сделать и то, и другое — позволить вашему ребенку применить фактическое мышление к своему воображению, где ваш ребенок использует логику и схему, чтобы определить, что нужно животному, отдельно и независимо от того, что может понадобиться людям.
Приблизительно в возрасте 7 лет дети входят в период, который Пиаже назвал конкретным операционным периодом, который длится примерно до 12 лет. Именно в это время дети лучше понимают и легче справляются с умственными операциями (например, могут думать о том, как подойти к проблеме и рассмотреть различные результаты). На самых ранних стадиях этой фазы семилетние дети демонстрируют начало логических рассуждений (например, оправдания своего мышления) и только учатся связно организовывать мысли.Их логические мысли ограничены реальными физическими объектами, и им не хватает способности управлять абстрактными рассуждениями или гипотетическими соображениями.
Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, не происходит в вакууме; каждый «домен» влияет на другие. Одно место, где это блестяще видно, — это работы Льва Выготского, российского исследователя начала ХХ века. Теории Выготского подчеркивают императивную роль социального взаимодействия и культурного контекста в когнитивном развитии.Согласно его работе, взаимодействие детей со знающими людьми может способствовать развитию мышления и обучения, что было бы невозможно в те же сроки без этого. Таким образом, 6–7-летние дети из-за увеличения числа структурированных социальных взаимодействий в формальном школьном образовании являются главными кандидатами на получение пользы от контекстуализированного обучения Выготского.
Дополнительные когнитивные навыки, развивающиеся в этом возрасте, — это способность отличать фантазию от реальности, описывать сходство между двумя объектами и применять творческое мышление для решения проблем.Улучшенная память, концентрация внимания и больший контроль над импульсами также вступают в силу. Хотите испытать навыки своего ребенка? Попробуйте эту игру на память. Эти новые навыки в сочетании с началом более сложного мышления позволяют детям проявлять настойчивость и стойкость при работе над проектом. Они могут использовать свои знания о процедурах, чтобы планировать наперед, и начинают задавать вопросы на более высоком уровне (например, «Если все твердое, жидкое или газообразное, что такое зыбучие пески?»). Замечательный способ поддержать эти навыки — игра в шахматы.Чтобы помочь вашему ребенку освоить эту универсальную игру, он может играть против компьютера или других детей по всему миру в безопасной среде онлайн.
В этом возрасте у детей также начинает развиваться метапознание — их способность знать, что им нужно делать, чтобы лучше учиться или понимать (например, перечитать отрывок, задать вопрос). Они также начинают понимать постоянный характер предметов. Например, в 6 лет многие дети считают, что можно превратить кошку в скунса, нарисовав белую полосу на ее спине.К 8 они понимают, что существует неизменная сущность предметов, на которую не влияют физические изменения. В 6 лет ребенок может решить математическую задачу, не осознавая, что ответ неизменен каждый раз, когда вы с ним сталкиваетесь. Таким образом, 5 + 6 всегда будет равно 11, и, следовательно, это факт, который можно выучить и сохранить, в отличие от необходимости повторно решать каждый раз, когда возникает проблема. Эта способность удерживать и манипулировать пониманием объекта или сути проблемы является одним из навыков, который определяет этот период в отличие от дошкольного возраста.
.Логические рассуждения у детей раннего возраста
Мыслительный процесс ребенка индивидуален в своих проявлениях. Некоторые дети могут все понять с первого раза, в то время как другим нужно повторять одно и то же много раз, прежде чем они вспомнят. Логическое мышление детей зависит от быстрого мышления, навыков решения задач в различных областях, логических рассуждений, а также изучения и анализа новых знаний. Ученые говорят, что такие качества и задатки передаются генетически.Они считают, что наследственность влияет на 70% способностей ребенка. Эти факты не означают, что у ребенка нет необходимости развивать мышление. Ведь есть еще 30%, которые доступны малышу и его родителям.
Основы логического мышления у детей раннего возраста — практические действия. В этом возрасте происходит быстрое расширение круга умственных проблем (задач) и повышение самостоятельности мышления ребенка. Психологические исследования логического мышления у детей раннего возраста (дошкольников) показывают изменение роли мыслительного действия по отношению к практическому.
Дети 3-4 лет могут использовать действия, неадекватные задаче. Они немедленно начинают принимать меры по решению проблемы, используя метод неизбирательных проб и ошибок. Младший дошкольник обычно не анализирует условия задачи. Поэтому ребенок не может критически оценивать результаты. Логические рассуждения начинают работать только после попыток решить проблему практическими действиями.
У детей 5-6 лет логическое мышление начинает работать с понимания проблемы и поиска путей ее решения.Дети этой возрастной группы используют речь как основу для логических рассуждений. Они начинают спорить, а затем предпринимают действия для решения интеллектуальных проблем. Таким образом, мышление дошкольника постепенно переходит от действия к произношению и логическому рассуждению (Goel, 2010).
Каждый родитель хочет облегчить школьную жизнь своему ребенку. В помощь юному гению папы и мамы должны научить малыша использовать резервы его памяти. Природа подарила человеку великий дар — способность запоминать.
Логические рассуждения развивают 4 типа памяти:
- Моторная память или память движений.
- Вербально-логическая память, помогающая закрепить и усвоить услышанную информацию.
- Зрительно-образная память, которая помогает запоминать формы, лица, цвета и визуальные образы.
- Эмоциональная память, которая помогает запечатлеть чувства или события, связанные с ними (Марковиц, 1996).
Для развития логического мышления ребенка, а также для достижения лучшего результата в усвоении нового материала ребенок должен уметь использовать все эти типы памяти одновременно.Ребенок пытается узнать, что к чему, почему и для чего. Он выясняет ряд моделей общения, причин и следствий. Он учится рассуждать и делать выводы. Чем раньше родители начнут развивать логическое мышление ребенка, совершенствуя мыслительные операции, тем выше будет у него уровень познавательной активности, интереса к интеллектуальным проблемам. Логическое рассуждение ребенка включает в себя несколько мыслительных операций:
- Сравнение. Это самая простая и понятная операция.Родители должны научить ребенка сравнивать предметы, находить сходства и различия. Они могут это делать, например, в платьях кукол, в форме предметов, в цветах окружающего мира.
- Анализ. Эта операция состоит из выделения частей одного объекта. Например, родители могут спросить ребенка: из чего состоит предмет; что нарисовано на картинке; какое платье на кукле…
- Синтез. Эта операция противоположна анализу. Он используется для объединения частей в единое целое.Эта операция синтеза — ключевая идея всех головоломок.
- Установление причинно-следственных связей. Ребенок учится связывать причину и следствие. Для этой операции родители могут использовать наблюдение за внешним миром, действиями людей и чтение рассказов и сказок с сюжетом.
Операция обобщения — самая сложная логическая операция для маленьких детей. Дети испытывают трудности с выводами. Логические операции составляют основу хорошего мышления.Если развивать у ребенка способность мыслить, он все очень быстро поймет, и процесс обучения пройдет легко и непринужденно.
Стоит сказать, что словесные и логические рассуждения играют очень важную роль в развитии ребенка. Примерно в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться два новых типа рассуждений — словесно-логический и абстрактный. Его успех в школе зависит от уровня развития этих типов рассуждений (Donaldson, 2003).
Недостаточное развитие словесно-логических рассуждений приводит к затруднениям в совершении каких-либо логических действий (анализ, синтез, выделение основных дел, делая выводы) и операций со словами.Упражнения для развития этого типа рассуждения направлены на формирование у ребенка способности систематизировать слова в определенном смысле, способности различать родовые и аспектные концепции, развитие вербального индуктивного мышления, синтеза и способности к абстракции. Следует отметить, что чем выше уровень синтеза, тем выше способность ребенка к абстракции.
Здесь также дается описание логических задач — это специальный раздел по развитию словесно-логического мышления, который включает в себя ряд различных упражнений.Логическая проблема предполагает процесс рассуждения, связанный с использованием понятий, логических структур, существующих на основе языковых ресурсов.
В ходе таких рассуждений происходит переключение с одной оценки на другую, их отношения через посредничество содержания одной оценки содержанием другой и, следовательно, формулируется вывод. Как отметил психолог С.Л. Рубинштейн, «в заключение… знание производится косвенно через знание без каких-либо заимствований в каждом случае из прямого опыта» (Марковиц, 1996).
Развивая словесные и логические рассуждения посредством решения логических задач, необходимо выбирать задачи, требующие индуктивного (от единицы к общему), дедуктивного (от общего к единице) и переводческого (от единицы к единице или от общего к общему, когда посылка и заключение являются оценкой одного и того же сходства) выводы.
Переводный вывод можно использовать как первый этап обучения решению логических задач. Это проблема, в которой отсутствие или наличие одного из двух возможных признаков одного из двух обсуждаемых объектов помогает сделать вывод, соответственно, о наличии или отсутствии этого признака у другого объекта.Например, «Собачка Стеллы маленькая и пушистая; Рэйчел большая и пушистая. Что в них общего? Что отличается?»
Если у ребенка недостаточно развиты абстрактные логические рассуждения, он плохо представляет абстракции, которые не могут быть восприняты органами чувств (например, уравнение, квадрат и т. Д.). Действие этого типа рассуждений основано на концепции. Понятия отражают сущность предметов и могут быть выражены словами или другими знаками. Обычно этот тип рассуждений только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, но задачи, требующие решения в абстрактно-логической сфере, уже включены в школьную программу.Это определяет трудности, которые испытывают дети в процессе усвоения школьного материала. Предлагаемые здесь упражнения не просто развивают абстрактные логические рассуждения, но их содержание соответствует основным характеристикам этого типа рассуждений (Диас, 1990).
Эти задачи включают в себя способ формирования способности обеспечивать существенные свойства (атрибуты) конкретных объектов и абстрагирование от вторичных качеств, способность отделять форму понятия от его содержания и устанавливать отношения между понятиями (логическая ассоциация), способность формирования операционного смысла.
Есть несколько способов развить логику у детей: предложения, математические игры, творческие способности и другие (Piaget, 2002).
Развитие логики через предложения
Это упражнение подходит для детей до трех лет. Взрослые в расслабленной форме начинают предложение и предлагают ребенку его закончить. Лучше использовать этот способ при ходьбе с целью, чтобы предложенная ребенку фраза как-то была связана с окружающей действительностью. Такой тест интеллекта поможет развить у детей логику, наблюдательность и ассоциативное мышление.
Развитие логики с помощью математических игр
Необходимо усложнить задачу детям старше трех лет. Математика и логика тесно взаимосвязаны; следовательно, можно использовать игру с математическим уклоном для развития логики. Детям можно предложить специальные карточки с изображениями птиц, животных, предметов, чтобы расположить их в порядке возрастания или убывания — в зависимости от количества символов или предметов на каждой.
Развитие логики через творчество
Логическое мышление у детей формируется на уроках чтения, арифметики.Творчество также способствует развитию логики, заставляя мозг работать и находить верное решение. Для этих целей отлично подойдут пазлы, мозаика, раскраски, аппликации, лепка фигур из глины, роспись и многое другое. Увлеченно собирая пазлы или мозаику, ребенок тренирует свою память, решает головоломки, ранжируя в своей голове логический вывод: фрагмент от белого к белому, зеленый — к зеленому и т.д. (Counihan, 2008).
Разнообразные занятия по развитию логики
Бывает, что ребенку быстро надоедает одна игра или головоломка, и он теряет к ней интерес.Родители должны позаботиться об этом заранее, время от времени приобретая новые развлекательные игры и развивающие игрушки для детей. Тогда ребенок будет рад развивать логику, занимаясь новыми увлечениями, что поможет ему в школьном возрасте лучше учиться, думать и действовать последовательно.
Приступать к развитию логического мышления у ребенка необходимо с раннего возраста. Это поможет ему и дальше грамотно выражать себя и убедительно аргументировать свою позицию. Следует помнить, что способности, которыми обладает каждый человек, даны от природы с рождения.Если родители будут их правильно развивать, то у детей будут другие способности. Но здесь также важно не опоздать с формированием основы этого будущего дара. Образование родителей и учителей в значительной степени влияет на развитие или разрушение способностей детей. Талант может быть в любом ребенке! Дети легко воспринимают новое и впитывают любую информацию, как губки. Человеческий мозг развивается не только с возрастом, но и тогда, когда вы активно работаете. Родители, развивая в своем ребенке логическое мышление или другие важные качества, должны помнить о самом главном.Основная миссия всех родителей в мире — раскрыть личность своего ребенка, чтобы он был реализован и счастлив в этом мире!
Артикул:
Каунихан, М. (2008). «Если р, то q». . . и все это: логические элементы в рассуждениях и дискурсе. Журнал логики, языка и информации, 17 (4), 391-415.
Диас, М. Г. и Харрис, П. Л. (1990). Влияние воображения на рассуждения маленьких детей. Британский журнал психологии развития, 8 (4), 305-318.
Дональдсон, М. (2003). Исследование детского мышления. п. 177.
Гоэль, В., Вартанян, О. (2010). Отрицательные эмоции могут ослабить влияние убеждений на логические рассуждения. Познание и эмоции, 25 (1), 121–131.
Марковиц, Х., Венет, М., Жанво-Бреннан, Г. и Мальфаит, Н. (1996). Рассуждения у детей раннего возраста: фантазия и информационный поиск. Развитие ребенка, 67 (6), 2857–2872.
Пиаже, Дж. (2002). Суждение и рассуждение у ребенка. п. 2.
Дети
.когнитивного развития в возрасте 3-5 лет | Scholastic
Дошкольный период — это время быстрого роста по ряду показателей развития, не последней из которых являются мыслительные способности или познавательные способности детей. В течение этого периода времени дети учатся использовать символическое мышление, отличительными чертами которого являются использование языка и символов, а также более продвинутые ролевые игры. Дети этого возраста демонстрируют концентрацию мысли, то есть их внимание ограничено одним аспектом ситуации или объекта.Способности запоминания приходят в онлайн, и дети показывают свои собственные способы категоризации, рассуждения и решения проблем.
Память
Память — это способность собирать, хранить и вызывать информацию или события во времени. Только в возрасте 3 лет дети могут делать это надежно, хотя они лучше распознают, чем вспоминают, и они не проявляют способности спонтанно использовать мнемонические стратегии для помощи в запоминании в течение ряда лет. Дошкольники используют язык для кодирования и сравнения информации для последующего поиска; таким образом, разговор о событиях увеличивает память о них у детей.Хотите работать над акустикой и памятью одновременно? Посмотрите эту веселую игру с Клиффордом.
Воспоминания легче вспомнить, когда ребенок является участником, а не наблюдателем, или когда что-то производит значительное впечатление. Способность детей создавать мысленные образы людей или событий также улучшает память. Помогите своему ребенку научиться создавать и поддерживать изображения с помощью этих забавных головоломок.
Дети склонны использовать распорядок дня, чтобы определить понимание событий и вспомнить последовательность, но чувство времени у дошкольников очень общее (напр.g., они могут использовать слово «вчера» для обозначения месяца назад). Хотите развить у своего ребенка навыки построения последовательности? Попробуйте эту интерактивную игру. В результате их относительно слабой памяти они могут многократно слышать одну и ту же историю снова и снова и получать удовольствие от каждого пересказа, как если бы это был первый раз.
Выготский
Российский исследователь Лев Выготский полагал, что познание продвигается через социальные взаимодействия и решение проблем. Работа Выготского демонстрирует, что при поддержке более осведомленного другого (МКО) (взрослого или более опытного сверстника) способности детей заметно возрастают, если взаимодействие не было слишком развитым для нынешнего уровня навыков ребенка.Он считал, что правильный уровень проблем будет в «зоне ближайшего развития (ZPD) ребенка», которая будет оптимизирована с помощью строительных лесов (поддержка и руководство, которые MKO предоставит, не взяв на себя ответственность).
Выготский также заметил, что по мере того, как дети двигались к самостоятельности, решая сложные задачи, они разговаривали сами с собой. Этот разговор с самим собой, называемый частной речью, очень распространен у детей в возрасте от 3 до 7 лет. После этого он трансформируется во внутреннюю речь или внутреннее мышление, хотя, вероятно, всплывет снова при выполнении сложных или запутанных задач.По словам Выготского, такое использование языка детьми является основой их управляющих навыков, включая внимание, запоминание, планирование, контроль над импульсами и т. Д.
Дошкольное мышление
Дошкольники твердо находятся на стадии, которую Пиаже называет дооперационным (до логическим) периодом (от 2 до 7). В то время как нынешние исследователи задаются вопросом, настолько ли нелогичны дошкольники, как утверждает Пиаже, любой, кто проводил с ними время, знает, что они думают иначе, чем взрослые! Примечательно, что они не могут отменить действия (например,g., поймите, что если 3 + 3 = 6, то 6-3 = 3, или опасаясь, что если сломают кость, ее нельзя будет исправить). Вдобавок они не могут сохранять (распознавать, что объекты, которые меняют форму, не меняются в количестве). В своем знаменитом эксперименте по сохранению пенсов Пиаже продемонстрировал, что примерно до 6-летнего возраста дети будут говорить, что в разложенном ряду пенсов больше, чем в ряду с (равным числом) более сжатых вместе пенсов, даже если они сами подсчитывают каждый пенни. строка. Пиаже объясняет это противоречие, заявляя, что детская логика в этот период времени управляется восприятием, а не рассуждениями.
Идея центрирования на основе восприятия распространяется не только на сохранение, но и на более широкое мировосприятие дошкольников. В целом дети этого возраста эгоцентричны; они не могут спонтанно и независимо изменяться со своей точки зрения. Например, дети могут сказать, что трава растет, чтобы им не пораниться при падении, или потому, что они любят шоколад, все должны. В качестве расширения они считают, что все разделяют ту же точку зрения, что и они, поэтому, конечно, они должны получить файлы cookie, если они так думают, все делают.В качестве компонента эгоцентрического мышления дошкольники проявляют анимизм, веру в то, что природа и предметы изобилуют человеческими характеристиками (например, когда ваш ребенок говорит, что земля заставила их упасть). Возможность децентрирования — один из признаков завершения предоперационного этапа.
Нелогичное мышление детей распространяется на разные области. Например, по своим способностям классификации они еще не могут понять, что один объект можно классифицировать несколькими способами. Например, дети могут сказать, что в классе с совместным обучением девочек больше, чем детей, или что им не нужны фрукты на закуску, им нужна груша.Таким же образом они часто чрезмерно обобщают названия категорий. Например, ребенок может называть всех животных с четырьмя ногами «собаками» или всех людей с седыми волосами «бабушкой».
Кроме того, дошкольники часто полагаются на трансдуктивное мышление, в соответствии с которым они верят, что сходство между двумя объектами или последовательность событий свидетельствует о наличии причины и следствия. Например, если ребенок видит своего учителя в школе утром и снова, когда он уходит, он может думать, что его учитель должен там жить.Точно так же, если их друг итальянец ест пасту, они могут полагать, что поедание пасты сделает кого-то итальянцем. На этих примерах мы видим, как мысли дошкольников преобладают над их восприятием. В дополнение к этому дошкольники демонстрируют магическое мышление, в соответствии с которым они верят, что если они чего-то хотят, у них есть сила сделать это, включая случайное желание причинить вред брату или сестре или стать причиной развода своих родителей. Попробуйте Flabby Physics, чтобы узнать, как развить у вашего ребенка чувство причины и следствия.
Использование символов
Время от 3 до 5 — это суть развития символов у маленьких детей. Использование символов влечет за собой возможность использовать одну вещь для обозначения другой, например, чтобы буквы «собака» представляли реальную собаку, иметь рисунок / карту для обозначения местоположения или использовать шашку для обозначения cookie в игре. Дошкольники учатся мысленно использовать и представлять материальные объекты через изображения, слова и рисунки. Развивайте у ребенка навыки рисования с помощью этих бесплатных забавных приложений: GlowFree или DoodleBuddy.Хотя дети еще не могут манипулировать этими символами или представлять абстрактные идеи, способность использовать символы, а не участвовать в простой двигательной игре, является определяющей характеристикой дошкольного периода.
На самом деле игра с воображением связана с когнитивным ростом и достижением. Например, дошкольники, которые участвуют в более сложных ролевых играх, демонстрируют высокий уровень общего интеллектуального развития и считаются более социально компетентными учителями. Дети, которые заводят воображаемых друзей, которые ранее были бы отмечены как подверженные риску дезадаптации, демонстрируют более развитые умственные представления и большую общительность со своими сверстниками, чем те, кто этого не делает.
Хотя нельзя отрицать уникальную перспективу, с которой дошкольники смотрят на мир, существуют контексты и области, в которых эти маленькие дети действительно мыслят логически. Ключом к этой «скрытой способности» является количество знаний или опыта, которые ребенок имеет в определенной области или области обучения. Важно отметить, что способ приобретения этих знаний — через инвестиции, участие, исследования и открытия — является средством, с помощью которого дошкольники развивают свои навыки мышления и рассуждения.
.