Роршаха тест: пройти онлайн бесплатно без смс и регистрации

Содержание

Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове / AdMe

Швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест для исследования психики человека, основанный на чернильных кляксах. Метод интересен тем, что изображения подстегивают воображение на свободные ассоциации, по содержанию сравнимые со сновидениями. На основе сюжетов, возникаемых в голове испытуемого, можно многое рассказать о его личности. Так же, как и на полотне «Черный квадрат», в карточках Роршаха каждый увидит свой смысл. У интерпретации теста множество нюансов, поэтому мы все упростили, чтобы его можно было пройти за пару минут.

AdMe.ru предлагает рассмотреть 3 карточки Роршаха и лучше узнать себя через призму знаменитых клякс.

Поочередно посмотрите на 3 карточки: что вы видите на них?

1.

2.

3.

А теперь выберите ответ, соответствующий тому, что вы рассмотрели на карточках:

  • Вы представили один целостный образ. Это значит, что вы легко можете абстрагироваться и не останавливаться на чем-то одном. Вам свойственно быстро улавливать скрытый смысл и находить непохожие друг на друга решения. Таким умениям можно позавидовать.
  • Ваше внимание остановилось на определенной детали. Тип вашего восприятия — аналитический. Вы стремитесь вникать во все подробности, скрупулезно изучать информацию и анализировать все детали.
  • Вы мысленно дорисовали деталь кляксы. Это показатель вашего сопротивления, желания сделать все наоборот. Такое поведение проявляется от негативного отношения к людям и жизни в целом.
  • Первое, на что вы обратили внимание, — это цвет. Ваша жизнь построена на эмоциях, а из-за нескольких неудач подряд вы можете быстро потерять интерес к жизни. Такое явление в психологии называется «суженность сознания» — неумение охватить всю полноту связей.
  • Первое, на что вы обратили внимание, — это форма. Вы относитесь к тому типу людей, у кого разум преобладает над чувствами. Такие люди склонны подавлять свои чувства, они боятся показывать свои страхи и давать волю эмоциям. Вас можно сравнить с вымышленным героем из супергеройской картины «Хранители». В одном из эпизодов герою было предложено пройти тест Роршаха, где вместо действительности он выдавал «правильные» ответы.
  • То, что вы увидели на кляксах, находится в движении. Вы придерживаетесь только внутренних мотивов, быстро перерабатываете и запоминаете новую информацию, легко меняете собственные убеждения. В общем, вы полностью контролируете себя и свои мысли.

Интересно, что история теста начинается с 1911 года, когда впервые был введен термин «шизофрения». А свои первые наблюдения швейцарский психолог начал с детской игры на основе чернильных пятен «Klecksographie». К слову, это еще раз доказывает, что взрослые — это всего лишь подросшие дети.

А что увидели вы? Делитесь своими результатами в комментариях.

Тест Роршаха

Тест Роршаха — это один из самых известных проективных тестов в мире. Психологи используют тест Роршаха, чтобы определить особенности процессов мышления респондента и оценить его эмоциональное функционирование. Этот тест часто используется для распознавания расстройств мышления и различных психических отклонений. Тест Роршаха также используется в судебной медицине и по делам опеки для того, чтобы определить общий уровень адаптации респондента к обществу.

Что Ваши ассоциации могут рассказать о Вас? Для каждого следующего рисунка выберите вариант, который больше всего напоминает то, что Вы видите.

Тест Роршаха (IDR-RIT©) является собственностью IDRlabs International. Хотя тест IDR-RIT использует чернильные пятна Роршаха, он не связан с Германом Роршахом или с Международным сообществом Роршаха и проективных методов. Его также не следует путать с другими тестами Роршаха. Он не имеет никакого отношения к вышеназванным лицам или организациям. Этот тест не нарушает никаких прав собственности.

Этот тест Роршаха разработали с помощью профессиональных аналитиков, которые имели опыт работы в сфере организационной психологии. Он использует настоящие психометрические данные, чтобы определить особенности процессов мышления респондентов и оценить общий уровень их благополучия. Этот тест опирается на следующие работы: Iwasa, K. & Ogawa, T. (2013). Rorschach texture responses are related to adult attachment via tactile imagery and emotion. Rorschachiana, 34 (2), 115-136. Miguel, F. K. & Pessotto, F. (2016). Projective aspects on cognitive performance: Distortions in emotional perception correlate with personality.

Psicologia: Reflexão e Crítica, 29 (1), 17 Tibon-Czopp, S. & Weiner, I.B. (2016). The Rorschach Inkblot Method: Theory. Rorschach Assessment of Adolescents. Advancing Responsible Adolescent Development. Springer, New York, NY.

Тесты Роршаха, независимо от того, являются ли они профессиональными тестированиями, которые использовались в научных исследованиях, или же бесплатными онлайн-тестами вроде этого, выступают лишь показателями, которые помогают узнать больше о Ваших процессах мышления и о Вашем общем уровне адаптации к обществу. В общем, ни один из существующих проективных тестов не может распознать Ваши процессы мышления с полной точностью и надежностью, и ни один тест этого типа не может заменить углубленное изучение соответствующих теорий и моделей функционирования Вашего ума. Для того, чтобы узнать больше информации о тесте Роршаха, ознакомьтесь, пожалуйста, с материалами на сайте Международного общества Роршаха и проективных методов.

Разработчики этого бесплатного теста Роршаха являются дипломированными специалистами, которые имели опыт работы с многочисленными психологическими, политическими тестами, а также работали на профессиональном уровне с тестированием типологии личности. Перед прохождением нашего бесплатного онлайн-теста обратите, пожалуйста, внимание, что результаты предоставляются «как есть» и не должны толковаться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Для получения дополнительной информации о нашем онлайн-тесте ознакомьтесь, пожалуйста, с нашими Условиями предоставления услуг.

Тесты Роршаха: рентген для подсознания

«Этот город боится меня. Я видел его истинное лицо: улицы — продолжение сточных канав, а канавы заполнены кровью». Роршах, самый брутальный из героев вселенной комикса «Хранители» и единственный герой поп-культуры, назван по имени швейцарского психиатра. DC/Dave Gibbons

Ровно 100 лет назад швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах (Hermann Rorschach, 8 ноября 1884 года, Цюрих — 2 апреля 1922 года, Херизау) опубликовал психодиагностический тест для исследования личности, с помощью которого, как утверждалось, можно проникнуть в самые сокровенные глубины человеческого сознания. Сегодня тест Роршаха стал явлением не только политики и бизнеса, но даже поп-культуры, вспомним

РоршахаВнешняя ссылка: только другого — персонажа вселенной комикса Алана Мура «Хранители».

Этот контент был опубликован 31 марта 2021 года — 07:00

Дамион Серлс (Damion Searls)

Доступно на 8 других языках

Русскоязычную версию материала подготовил Игорь Петров.

Но начать можно с холодной войны, которая началась в мире после войны горячей, то есть Второй мировой. Она была еще и войной умов, и войной за умы. В США на волне маккартизма объявляли сумасшедшими всех, кто сочувствовал коммунистам. Пытаясь проникнуть в глубины «советского разума», там активно использовали тесты Роршаха. Считалось, что они способы прояснить логику «хомо советикуса» и выявить основные логические механизмы функционирования сознания людей, образующих в своей совокупности «новую историческую общность, советский народ», равно как и вообще «внеевропейскую» и, скажем, «африканскую» загадочную душу. 

Одновременно в период с 1941 по 1968 годы в научной периодике США было опубликовано около пяти тысяч статей, содержащих анализ результатов этнографических исследований, проведенных при помощи «Клякс Роршаха». Объектами этих исследований были самые разные культуры и народности, от индейцев на американском Западе до малых народностей, живущих на островах в Микронезии. Война во Вьетнаме стала еще одним полем приложения такого инструмента, как пятна Роршаха. В 1966 году Уолтер Х. Слот (Walter H. Slote), старший научный сотрудник Института Восточной Азии Колумбийского университета (East Asian Institute of Columbia University), был специально направлен в Сайгон на семь недель с целью «выяснить основы вьетнамской идентичности», и опять же при помощи тестов Роршаха. Цель — вести идеологическую обработку вьетнамцев в духе демократии и прогресса не просто так, а на основании научного метода. 

Небанальный метод

Вряд ли Герман Роршах, придумавший метод чернильных пятен в 1917 году и опубликовавший его в виде научного труда в 1921 году, представлял себе, сколь широкой окажется сфера приложения его небанального метода. От таких вариантов он просто бы перевернулся в гробу. При этом сам он, будучи последователем учения Фрейда, отнюдь не был догматиком. Среди его учителей был, например, Карл Юнг, автор учения о глубинной психологии. Юнг разработал «ассоциативный тест 100 слов», эмпирический метод изучения человеческого бессознательного и аналитический инструмент обнаружения скрытых комплексов. Но при этом Герман Роршах был еще и художником.

Уже в средней школе он выделялся на общем фоне своими талантами рисовальщика. У него даже прозвище было соответствующее: «Клякса». Будучи, как бы сейчас сказали, «визуальным человеком», воспринимавшим мир через изображение, он лучше других понимал, что каждый человек смотрит на мир по-своему и что видит он его также своим собственным уникальным образом. И если Фрейд и его последователи все время предлагали пациентам «поговорить», видя в вербализации скрытых травм путь к исцелению, то Роршах, хотя и с оглядкой на метод словесных ассоциаций Юнга, но предлагал «порисовать», потому что, с его точки зрения, для изучения человека и его психики важно не только то, что человек говорит, но и то, что он видит, точнее, то, как он интерпретирует увиденное. 

Классический тест РоршахаВнешняя ссылка построен на десяти чернильных пятнах, симметрично расположенных относительно вертикальной оси. Каждая такая двойная фигура служит стимулом для свободных ассоциаций испытуемого. Пять из них — черно-белые, два — черно-красные и три — просто пестрые. Психолог показывает карточки в строгой последовательности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?».

Бред Питт? Нет, Герман Роршах! Akg-images

Основное внимание Герман Роршах уделял процессам распознавания тех или иных конкретных объектов при восприятии пятен, а проявления нарушений восприятия у больных стали для него критериями дифференцирования таких ответов от ответов здоровых людей. Особенности восприятия испытуемого проявляли себя не только в содержании ответа, но и в формальных его характеристиках. Эти характеристики включали локализацию названного испытуемым объекта в поле пятна, а также те особенности самих пятен, которые выбирались пациентом для формирования ответа. Пятна, которые использовал Роршах, не были аморфными. Да, их окружала особая аура сновидческого. Но он при этом специально сделал некоторые области пятен более определенными по контурам, чтобы они более точно напоминали совершенно конкретные объекты.

Герман Роршах справедливо полагал, что люди не только по-разному смотрят на мир, но и неодинаково видят его. И что если психически больные искаженно воспринимают хорошо знакомые объекты, то они также будут давать совершенно иные ответы при идентификации именно тех областей пятна, которые имели более определенные контуры. Вот, например, карточка Номер 4, так называемая «отцовская» (см. фото ниже). Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к властным авторитетам и вычленить основные особенности его воспитания.

А вы что тут видите? Stanley Goldblatt / Photo Researchers, Inc.

Но не слишком ли это все произвольно и субъективно? Ведь, как известно, иногда сигара — это просто сигара! Если в одном из пятен вы видите свою мать, это вовсе не значит, что у вас Эдипов комплекс. Чтобы создать такие карточки, требовался художник. Для их толкования нужен был научный метод. Там есть пятно, и почти все говорят, что оно похоже на летучую мышь или мотылька. А вы? Вы повторяете очевидное, то, что говорят все, или вы настаиваете на своей оригинальности? Пытаясь создать научную систему, Роршах создал рейтинговую методику оценок, присваивая ответам определенное число баллов, основанное, в частности, на частоте использования пациентами таких родовых понятий, как «целое», «деталь» и «движение».

Эксперты затем могли рассчитывать коэффициенты и отслеживать закономерности. (Позже на этой основе была создана единая «интегративная система» с опорой на целый ряд критериев, здесь можно прочитать подробнееВнешняя ссылка — прим. ред.). Сам Роршах не успел из-за ранней смерти до конца развить свой метод и сформировать связную теорию, но он сам называл свои карточки «перцептивным экспериментом» с целью диагностики шизофрении. Он понимал, что для психологов его карточки будут слишком эмоциональны, а для психоаналитиков — слишком узкоструктурированными.

В одном из своих писем в 1921 году он указывал: «Психологи находят мои тесты слишком психоаналитическими, и аналитики часто не понимают (сути метода), продолжая делать акцент на интерпретациях, не будучи в состоянии обратить адекватное внимание на чисто формальные аспекты. В итоге совершенно неважно то, как этот метод работает, главное, что с его помощью можно ставить удивительно точные диагнозы. Отсюда и растущее его неприятие среди специалистов». После того как Герман Роршах внезапно в 1922 году умер в возрасте всего 37 лет от банального перитонита, связанного с аппендицитом, его тесты оказались как бы подвешенными в воздухе, и каждый использовал их по своему усмотрению. 

Роршах за рубежом

На своей родине в Швейцарии карточки Роршаха в основном применялись в качестве инструмента для оценки профессиональных качеств и компетенций личности. В Германии, где Роршах своими тестами скорее нажил себе среди ведущих психологов массу врагов, чем друзей, карточки со странными пятнами превратились в некоторого рода маргиналии. В 1925 году японский психолог Юзабуро Учида (Yuzaburo Uchida) обнаружил монографию Германа Роршаха «Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов)» (издание на русском языкеВнешняя ссылка: Москва: Когито-Центр, 2003 год) в одном из токийских книжных магазинов, и уже через четыре года пятна Роршаха стали стандартом в методологии японских психологов. 

Там есть пятно, и почти все говорят, что оно похоже на летучую мышь или мотылька. А вы? Вы повторяете очевидное, то, что говорят все, или вы настаиваете на своей оригинальности?

End of insertion

Совершенно особые и глубокие связи были у Роршаха с Россией. В 1906 году он совершил свою первую поездку в Россию, выучил язык и читал в подлиннике Толстого и особенно Достоевского, а также активно знакомился с передовой литературой на русском языке по психологии и психиатрии, переводил на немецкий Леонида Андреева. В 1910 году Герман Роршах женился на Ольге Николаевне Штемпелин, русской студентке, учившейся в Швейцарии. В 1909 году он второй раз приехал в Россию для знакомства с семьей невесты. В этот период в России Г. Роршах некоторое время вел частный психиатрический прием, знакомился с передовыми русскими психиатрами и психотерапевтами. 

Позже он опубликовал на немецком языке около трёх десятков отзывов и рецензий на статьи и книги русских психиатров. В декабре 1913 года Герман Роршах вновь приехал в Россию, где работал в качестве врача-психотерапевта в частном санатории на подмосковной станции Крюково. По словам одного из его биографов, он был, может быть наряду с Паулем Целаном и Райнером Мария Рильке, большим поклонником России, каких было мало тогда в Западной Европе (здесь подробнееВнешняя ссылка). 

Рентген для бессознательного

К середине 20 века пятна Роршаха стали своего рода массовым «рентгеновским аппаратом» для просвечивания человеческого бессознательного, тем более, что они были куда дешевле многомесячных терапевтических сессий на кушетке, а также явлением, оказавшим влияние на изобразительный инструментарий самых разных жанров массовой культуры, включая фильмы в стиле нуар, сериалы, рекламную продукцию и даже музыкальные клипы, прежде всего, разумеется, в США. Не обошлось и без откровенной вульгаризации метода Роршаха: многие пытались его использовать не только для выявления психических заболеваний, но и для «чтения мыслей». 

Во время Второй мировой войны в армии США тесты Роршаха использовали для анализа психологического состояния военных пилотов и для отсеивания тех, кто «проваливал» тест. Порой таким отсеянным пилотам грозила электрошоковая терапия. Сам Роршах вряд ли приветствовал бы такое применение своего метода:с его точки зрения, тесты не были предназначены на роль сита или фильтра. В одном из писем он указывал: «…когда я представляю себе какого-то молодого человека, который, возможно, с самого раннего возраста мечтал поступить в университет, но которому было бы отказано в этом на основании его „неудачного“ прохождения теста, то у меня, естественно, перехватывает дыхание». 

Нью-Йорк, 1984 год, 13-летний подросток проходит тест Роршаха. Barbara Rios / Photo Researchers, Inc.

В 1966 году уже упомянутый американский психиатр Уолтер Слот, изучая менталитет жителей Вьетнама, пришел к выводу о том, что в ходе его формирования ведущую роль играют семейные ценности и что семья является основной координатной сеткой для формирования данной личностью набора своих социальных действий в рамках данного социального биотопа. По его мнению, во вьетнамской культуре авторитарные родители оказывались объектом идеализации, а вся естественная враждебность к ним системно подавлялась и на самом деле вьетнамцы просто «ищут себе в качестве ориентира добрую, любящую фигуру отца», и таким отцом для них мог бы стать образ Соединенных Штатов Америки.

Насколько это было действительно так, сказать сложно. Многие вьетнамцы имели очевидные политические, исторические или военные причины ненавидеть Америку. Статья на первой полосе газеты «Вашингтон Пост» в 1966 году называла работу Слота «почти гипнотически потрясающей», а чиновники в Сайгоне сочли ее «необычайно проницательной и убедительной». Очевидно, именно это в Вашингтоне и хотели услышать. Однако такие способы использования теста Роршаха были подвергнуты справедливой критике. К тому моменту также стало ясно, что подходы к тесту как таковому значительно разнятся между собой. Собственно, «тест Роршаха» стал скорее неким конструктом, а не реальностью, и в рамках каждого из основных подходов был создан полностью свой собственный вариант теста. 

Внешний контент

Отсюда и попытки использовать его в прикладных целях в роли сита или фильтра отбора, а также метода проникнуть в то, «как мыслит враг». Поэтому позже исследование наследия Роршаха было поставлено на систематическую основуВнешняя ссылка. В 1968 году в США был организован Научно-исследовательский центр Роршаха с целью поиска ответов на следующие важные вопросы: «Какой из подходов к тесту отвечает максимальной эмпирической надежности»? и «Какой из подходов наиболее эффективен при использовании в клинической практике»? 

ЛИТЕРАТУРА

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л.: Медицина, 1983. 

Белый Б.И. Тест Роршаха: практика и теория /Под ред. Л.Н. Собчик.- СПб.: Дорваль, 1992. 

Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты. Рабочая ссылкаВнешняя ссылка

Как работает тест Роршаха и кем был его автор. В кн.: Пол Клейнман. Психология. Люди, концепции, эксперименты. Изд. «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2016. Цит. по: Афиша-Дейли. 2 июня 2015 года, рабочая ссылкаВнешняя ссылка

Weiner I.B. Principles of Rorschach interpretation. — Mahwah, New Jersey: LEA, 1998. — 426 p.

Damion Searls. The inkblots : Hermann Rorschach, his iconic test & the power of seeing. London: Simon & Schuster, 2017.

Iris Blum, Peter Witschi (Hrsg.): Olga und Hermann Rorschach. Ein ungewöhnliches Psychiater-Ehepaar (= Das Land Appenzell 37). Appenzeller Verlag, Herisau 2008.

Manfred Reitz: Die Psychologie der Kleckse. In: Die pharmazeutische Industrie. 70, Nr. 11, 2008.

Huldrych M. Koelbing: Rorschach, Hermann. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 22, Duncker & Humblot, Berlin 2005.

End of insertion

Сегодня существует консенсус насчет того, что тест Роршаха действительно дает хорошие результаты в клинической психиатрии, но при его адекватном использовании. Большое исследование, опубликованное в США в 2013 году, подтвердило, что применение теста в том смысле и в том порядке, в котором его задумывал сам Герман Роршах, может рассматриваться в качестве научно подтвержденного метода, построенного на так называемой «проективной гипотезе». 

Она предполагает, что реакции испытуемого пациента на стимульный материал малоструктурированного характера очень точно отражают внутреннюю психологическую организацию пациента, его потребности, скрытые мотивы, чувства, конфликты и комплексы. Проективные тесты получили сейчас широкое распространение в клинической практике, а тот факт, что такой визуальный материал обладает высокой чувствительностью даже к самым скрытым психопатологическим особенностям, теперь получил научную поддержку экспертного сообщества. В качестве же основания для каких-то конкретных, да еще заранее предписанных выводов тест непригоден.

А душа человека? Она как была потемками, так и осталась! 

Статья в этом материале

Ключевые слова:

Тест Роршаха: психодиагностика в современном искусстве — Статьи — Новости

А насколько мы с вами нормальны?

Австралийская художница Си Джей Хендри (Cj Hendry) приглашает всех желающих посетить ее выставку, пространство и экспонаты которой напоминают отделение психиатрической клиники. Белый надувной интерьер занял 279 метров площади заброшенного бруклинского склада в Нью-Йорке. В безумном убежище развешаны цветные тесты Роршаха — известного швейцарского психиатра. Картинки с зеркальным изображением могут многое сказать о том, кто смотрит и анализирует их.

Для справки: Тест Роршаха был опубликован в 1921 году швейцарским психологом и психиатром Германом Роршахом (Hermann Rorschach). Это исследование еще называют «Пятна Роршаха». Тест помогает в исследовании психики и ее отклонений. Испытуемому предлагается описать десять симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая фигура способна стимулировать свободные ассоциации, которые произносит человек, рассматривая каждую из картинок. По ним специалист может оценить психический статус человека.

 

Изчив эту тему, Хендри разработала пространство, в котором можно прикоснуться к эстетике с зыбкой гранью между нормальным и иным восприятиями. Надувные белые стены и потолок, и правда, похожи на психиатрическое отделение. 

В зале развешаны красочные, гиперреалистические изображения, которые создала сама художница. Влажную краску она нанесла на белую бумагу и сложила ее по центру, в результате получился симметричные рисунки, похожие на тестовые чернильные фигуры доктора Роршаха. 

«Это стилизованное психиатрическое отделение имитирует детскую страну чудес с хрупкими образами и прыгающими замками», — сказала Хендри. Такое игривое прикосновение в сочетании с психологическими моментами характеризует концепцию проекта. 

Для полного погружения в захватывающую идею на входе в выставочное пространство посетителям надевают браслет, на котром написано «Психологический институт Роршаха». Однако, в реальности такого института не сущетвует. 

Надувной дом был сшит в соответствии с габаритами склада. Его высота 4 метра. Одновременно в нем могут разместиться до 100 человек. Выставка демонстируется на Плимут-стрит в центре Бруклина до 21 апреля. 

А что видите вы на этих изображениях Си Джей Хендри?

Пишите в комментариях. Обсудим, сравним, пофантазируем!

Фото: deenez 

История науки: пятна Роршаха — Индикатор

8 ноября 1884 года родился швейцарский психиатр и психоаналитик, автор одного из самых известных личностных тестов Герман Роршах. У большинства людей, слышавших когда-либо фамилию Роршах, она ассоциируется с тестом и пятнами. Правильная ли это связь? Сам автор теста ответил бы, что, когда дело касается ассоциаций, правильного ответа нет.

Изучение биографии Роршаха так или иначе приводит к мысли, что вся его недолгая жизнь (а прожил он всего 37 лет) крутилась вокруг его странных рисунков.

Отец Германа был учителем рисования, который поощрял в сыне увлечение искусством. Да так, что тот немало раздумывал, с чем связать свою судьбу — с наукой или живописью. Однако, прежде чем сделать такой выбор, нужно было закончить школу. Герман учился прилежно и не хулиганил. Зато очень любил популярное среди детей того времени развлечение — вылить немного чернил на бумагу так, чтобы получилась клякса. А можно еще сложить лист пополам, тогда выйдет причудливое симметричное пятно. (Что-то напоминает, правда?) За это увлечение при вступлении в студенческий союз (аналог современных американских студенческих братств) Герману торжественно присвоили прозвище «Клякса». Однако для того чтобы найденная форма теста получила содержание в виде методики толкования результатов, должны были пройти годы. Герман изучал медицину в Цюрихе, во время учебы познакомился с представителями русской общины этого города и даже съездил ненадолго в Россию. Пока он учился в Цюрихе, произошло и еще одно важное для его истории событие — распространение в университетской среде учения Зигмунда Фрейда, психоанализа. Идеи знаменитого венца оказали на юношу большое воздействие. Многие свои труды Роршах посвятил изучению бессознательного.

После окончания университета Герман поступил на службу в психиатрическую лечебницу, работа в которой дала ему много пищи для размышлений. Там же он готовил свою диссертацию — «О рефлекторных галлюцинациях и родственных им явлениях». Примерно в этот период появляется и свидетельство того, что Роршах берется за разработку своих знаменитых тестов. Об этом он рассказал своему другу, учителю, жившему неподалеку. Герман объявил, что опробовал новый метод на своих пациентах, и друг предложил попробовать дать тест его ученикам. Роршах пытался найти связь между тем, как школьники проходили тест, и тем, насколько талантливыми они считались. Вероятно, удовлетворивших его результатов Роршах не получил, потому что вскоре эти эксперименты были заброшены.

Психологический тест с кляксами Роршаха

Не поленитесь выполнить это задание, и вы узнаете не только скрытые черты своего характера, но и сможете лучше разобраться со своими психологическими проблемами.

Тест Роршаха впервые использовали для психоанализа в 20 годах прошлого века. С тех пор он неоднократно подтвердил свою эффективность, и помог психологам в работе с пациентами.

Как выполнять тест с черными пятнами Роршаха

В этой интерпретации теста на определение характера, вы должны после просмотра картинки с 2 изображениями чернильных пятен, ответить на вопрос: на каком изображении просто пятно, а на каком можно рассмотреть поцелуй.

Чтобы результаты получились максимально точными, соблюдайте такие правила:

• Не отвлекайтесь в процессе выполнения теста;
• Изображение не рассматривайте долго, а давайте ответ через 2 – 3 секунды;
• Не проходите задание повторно.

Если вам понятны условия прохождения теста Роршаха с черными чернильными пятнами, приступайте к его выполнению.

Посмотрите на 2 картинки изображения.

Определите, на какой из них изображен поцелуй, и получите расшифровку своего варианта ответа.

1. На двух изображениях вы увидели только кляксы. Такой ответ указывает на мягкость характера и коммуникабельность. Вы всегда ищете мирные пути решения конфликтов, не любите ругаться и выяснять отношения.

2. На левой картинке вы рассмотрели поцелуй, а на правой кляксу. Это говорит о хорошо развитой коммуникабельности, яркости характера и позитивном взгляде на жизнь. Своей харизмой вы притягиваете внимание окружающих и вызываете доверие.

3. На правом изображении — поцелуй, а на левом клякса. Такой ответ указывает на хорошо развитый интеллект и способность к обучению.

Вы не перестаете учиться новому на протяжении всей жизни, и получаете удовольствие от этого процесса. Обладаете аналитическим складом ума и привыкли все анализировать.

4. На 2 изображениях вам удалось рассмотреть поцелуй. Это указывает не впечатлительность и мягкость характера. Вас легко обидеть или вывести из состояния душевного равновесия. Часто такие люди оказываются не приспособленными к окружающему миру и остаются непонятыми.

Пройдя тест на определение характера Роршаха с кляксами, посоветуйте выполнить это задание своим знакомым. Его результаты для них также станут полезными.

Если Вам понравился тест, сохраните к себе и поделитесь с друзьями!

Источник: testpokartinke.ru


Узнай свои психические расстройства при помощи теста Роршаха

1 Минутный Тест Роршаха, Который Многое О Вас Расскажет

Для исследования личности или нарушений личности психологи и специалисты из других областей используют тест Роршаха, который еще иногда называют тестом клякс. Так и есть, как бы это ни выглядело забавно, но тест Роршаха основан на использовании при тестировании пятен и клякс.
Почему они? А ответ очень прост – потому что бессмысленные на первый взгляд кляксы вызывают у вас какие-либо ассоциации, на основе которых и можно делать заключения.

Итак, прохождение теста Роршаха заключается в объяснении своих ассоциаций, которые появляются у испытуемого во время просмотра клякс. На основании полученных интерпретаций психолог делает выводы о состоянии вашей личности и наличии возможных отклонений. Психологи по этому поводу говорят, что в кляксах каждый из нас «видит» себя, а потому описывает себя, смотря в каждое из десяти предложенных пятен.

1. Посмотри на кляксу Роршаха

2. Запомни первую ассоциацию

3. Прочти значение…

1. Мордочка кота или лисицы.
Это самая распространенная ассоциация. Если вы увидели лисицу или кота (именно морду) — значит, вы относительно здоровы, то есть тест Роршаха отклонений не выявляет и вы относитесь к 85% людей.

2. Бабочка
Если вы видите бабочку, это может свидетельствовать о легком состоянии когнитивного диссонанса внутри вас. Как правило, бабочку видят впечатлительные молодые люди до 20 лет, склонные к размышлениям и поверхостным депрессиям. Бабочка является символом гармонии, которой не хватает тому, кто видит ее в кляксе

3. Летучая мышь
Летучую мышь могут видеть люди, склонные к агрессии и жестокости. Андрей Чикатило на тесте Роршаха видел летучую мышь. Могут развиться садистские наклонности.

4. Шкура животного
Шкура «какого-то» животного — медведя, тигра, волка и пр. — свидетельствует об очень крепкой и здоровой психике. Как правило, шкуры видят люди, хорошо знающие, чего они хотят и как этого добиться, люди с устойчивой системой ценностей (педагоги, церковные служители, вегетарианцы, религиозные фанатики и просто набожные люди). Шкура зверя символизирует победу над диким животным — то есть, победу над своими сомнениями

5. Краб
Краба видят люди, склонные к истерии, неврозам и тревожным расстройствам.

6. Два медведя на фонтане
Довольно редкая, но не единичная ассоциация. Может свидетельствовать о шизофреническом типе личности и о болезни шизофрении. Ни в коем случае тест Роршаха не может поставить диагноз, к тому же такой серьезный, как шизофрения. Двух медведей на фонтане могут видеть как шизофреники, так и просто люди с отлично развитым воображением.

Остальные ассоциации рассматриваются специалистами индивидуально и требуют особой трактовки.

По информации — http://interesbook.ru/

 

 

 

Оценка

с использованием теста Роршаха

Наконец, книга о Роршахе для использования в повседневной клинической практике. Оценка с использованием теста Роршаха представляет собой долгожданное противоядие от поколений громоздких систем подсчета очков. Написанный в доступном стиле, он содержит убедительные инструкции по администрированию, ориентированной на человека интерпретации и сообщению результатов в отчетах об испытаниях.
—Лон Гизер, доктор философии
Independent Practice, Верхний Монклер, штат Нью-Джерси, и редактор, Evocative Images: Thematic Apperception Test and the Art of Projection

Чока и Россини разработали своевременную и эффективную технику Роршаха, которая является ясной, лаконичной и доступной.
—Гэри Грот-Марнат, доктор философии, ABPP, ABAP
Pacifica Graduate Institute, Санта-Барбара, Калифорния

В непринужденной, беззаботной и легко читаемой прозе Чока и Россини полагаются на свои годы клинической проницательности с Роршахом, чтобы предложить модификации двух доминирующих систем, используемых сегодня, чтобы помочь клиницистам упростить администрирование, кодирование и интерпретацию и поиск «человек, стоящий за счетом».
— Грегори Дж. Мейер, доктор философии
Профессор, факультет психологии, Толедский университет, Толедо, Огайо

Это важная книга для всех психологов-оценщиков.Самая важная особенность состоит в том, что это заставит любого профессионального читателя внимательно подумать о Роршахе. Это важный шаг в исследованиях Роршаха.
— Барри Ритцлер, доктор философии
Почетный профессор Университета Лонг-Айленда, Бруклин, штат Нью-Йорк, и бывший президент Общества оценки личности

Хорошие вещи приходят в маленьких упаковках. Это плодородный камень с низким уровнем лямбда: краткий, но богато разнообразный, экономичный, но эрудированный, полностью пропитанный смешанной мудростью. Не боясь раскачивать лодку, обязательно борясь с Призраком Кронбаха (добиваясь частичного тейкдауна), Чока и Россини представляют альтернативную, сокращенную процедуру с четырьмя картами (по прозвищу «Херм», конечно).Это руководство для всех, кто желает преобразить Роршах в 21 веке. Чока и Россини оживят ваш Erlebnistyp !
—Чарльз А. Петерсон, доктор философии, ABAP, LP
Независимая практика, Сент-Пол, Миннесота

Тест Роршаха — обзор

1 Современные подходы и современные тенденции

Современные подходы к оценке личности восходят к попыткам конца 19 — начала 20 веков оценить интеллект, темперамент и уязвимость к психическим заболеваниям.В то время как Фрэнсис Гальтон был сторонником измерения как интеллектуальных способностей, так и характера, Альфред Бине заложил основы для давней традиции коэффициента интеллекта, а Эмиль Крепелин и Карл Густав Юнг указали на словесные ассоциации как на распространенный метод обнаружения и анализа психических расстройств. и комплексы. Лист личных данных Вудворта, появившийся в 1918 году, представляет собой самую раннюю модель самостоятельного отчета с бумагой и карандашом для оценки личности, в то время как тест Роршаха, появившийся двумя годами позже, остается самым известным образцом проективных методов. , которые были разработаны, чтобы обойти психологические защиты, которые, в принципе, могут сделать недействительными ответы на тестовые задания с бумагой и карандашом для самостоятельного отчета.

Два основных направления исследований закладывают основу для дальнейшего развития оценки личности. Один в первую очередь был сосредоточен на межиндивидуальных генетических различиях, тогда как другой был в основном сосредоточен на внутренней динамике индивидуальности. Исследователи, которые оценивали фенотипические индивидуальные различия, а именно черты, мотивы и установки, рассматривали личность как архитектуру тенденций и привычек. Напротив, теоретики, занимающиеся внутренней динамикой личности, воспринимали личность как систему, обслуживающую адаптацию, и указывали на внутренние силы, внешнее давление и защитные механизмы, которые лежат в основе индивидуального развития личности и формируют ее отличительные особенности функционирования.

В последующие десятилетия инвентаризация характеристик самооценки широко использовалась в различных контекстах для описания и прогнозирования производительности и адаптации. Проективные методы, такие как тесты Роршаха и тематический тест апперцепции (ТАТ), чаще использовались в клинических условиях. Оба были в значительной степени одобрены учеными и практиками, независимо от их теоретической ориентации. Хотя еще не существовало уникальной науки о личности, наибольший прогресс был достигнут благодаря работе в области психометрии, включая распространение методов факторного анализа на изучение компонентов личности.

Таким образом, к середине 20-го века оценка личности могла рассчитывать не только на широкий спектр инструментов, но и на постоянный объем знаний об источниках данных и качестве измерений. Стало ясно, что для выявления аспектов личности следует полагаться на разные источники данных, такие как поведенческие наблюдения, самоотчеты, психофизиологические показатели и рассказы, и что альтернативные инструменты могут быть по-разному подходящими для захвата общих и уникальных черт личности. индивидуума, чтобы оценить различные конструкции или применить к разным группам населения или в разных условиях.В этом отношении плодотворный вклад Кеттелла в психометрию и статистику, а также Кронбаха и Мила в качество личностных показателей и в различные методы проверки их достоверности и надежности был долговременным и влиятельным.

Однако сложность методов не могла решить все споры на теоретическом уровне. Сегодня, хотя психология личности является хорошо известной областью научных исследований, желанная идея уникальной науки о личности, в которой множественные вклады социальных, когнитивных, психодинамических и диспозиционных ориентаций объединяются синтетическим путем в служении совокупным знаниям, далека от того, чтобы быть полностью достигнуто.Вместо этого можно обнаружить ряд отдельных широких тенденций в теории и оценке, каждая из которых может утверждать, что достигла научного прогресса.

Одна из таких тенденций обращается к субъекту как к активному интерпретатору своего мира. Когнитивные и аффективные революции в конечном итоге привели к лучшему пониманию роли системы «Я» в обеспечении единства, непрерывности и согласованности индивидуального опыта. Новое представление о личности как об агенте, способном делать вещи в соответствии со своими ожиданиями и стандартами, и как о социальной конструкции, встроенной в сеть межличностных отношений, получило широкое признание.Это расширило традиционный взгляд на личность как опосредованную систему, дополнительно подчеркнуло важность непрерывных взаимодействий индивида и окружающей среды, переориентировало изучение индивидуальных различий с глобальных диспозиций на контекстуализированные поведенческие стратегии и указывало на системы, которые в основном учитывают приписывание значений. и регулирование действия, поскольку они действуют и развиваются в течение жизни.

Еще одна область продвижения связана с оценкой личностных качеств, проявившихся в раннем возрасте.Начались исследования темперамента с целью оценки конкретных биологических систем, участвующих в генерации и регуляции эмоционального опыта. Большая часть этой работы продемонстрировала, что оценка темперамента должна учитывать не только биологию личности, но и социальные контексты, в которых человек действует, особенно потому, что природа и значение мер биологической реакции могут меняться от одного контекста к другому.

Исследования эмоционального, социального и практического интеллекта сблизили традиции исследования интеллекта и личности, которые часто развивались по разным направлениям, первые из которых фокусировались на когнитивных способностях и решении проблем, а вторые — на межличностных отношениях и социальном поведении.Открытие когнитивного бессознательного, а именно множества явлений, связанных с автоматическими и неявными формами знания, дало новый импульс изучению информационных и мотивационных процессов, которые действуют за пределами индивидуального осознания.

Изучение систем «я» привело к сосредоточению внимания на саморепрезентациях, убеждениях в себе и механизмах саморегулирования, поскольку они действуют согласованно, чтобы обеспечить единство и согласованность индивидуального опыта и поведения. Эти изменения в теоретизировании личности неизбежно привели к новым целям оценки, таким как оценка навыков и знаний, лежащих в основе явных поведенческих компетенций, и дали импульс разработке новых процедур и инструментов, включая когнитивные методы для измерения индивидуальных различий в доступности знаний и биопсихологические методы для выявления систем мозга в функционировании личности.

Этому прогрессу в значительной степени способствовали крупные достижения в области нейробиологии, которые позволили расширить знания о функционировании мозга, а также технологические устройства, которые позволяют более близкий доступ к биологическим механизмам, лежащим в основе мысли, аффекта и действия. Кроме того, доступ к большим и разнообразным группам населения и компьютерной психометрии еще больше расширил сферу процесса оценки личности.

Тест Роршаха — Международное общество проективных методов Роршаха

Тест Роршаха позволяет исследовать психологические механизмы человека, как в его нынешнем функционировании, так и в его психической структуре.Этот тест используется во всем мире в самых разных областях психологии: в основном в клинических, образовательных, организационных и судебно-медицинских учреждениях.

Происхождение

Современник К. Юнг, швейцарский психиатр Герман Роршах отметил, что пациенты с шизофренией имеют необычный способ восприятия объектов, которые были представлены в неоднозначных образах. Систематическое исследование того, как формы воспринимались чернильными пятнами многочисленными пациентами и не пациентами, привело его к описанию различных типов процессов восприятия и установлению связи между этими процессами и психологическими особенностями и / или некоторыми психическими расстройствами.

Например, он установил параллель между в основном глобальным подходом к пятнам и способностью к синтезу (в отличие от более аналитического ума, который отражается в более детальном подходе к пятнам), между чувствительностью к серому и черному цветам и депрессивные наклонности, или между соотношением хорошо воспринимаемых предметов и качеством контакта с реальностью.

Роршах предложил типологию, различающую три основных способа отношения к миру: интроверсивность, экстрансивность и амбициозность.Эти типы соответствуют тому, как люди связывают, разделяют или смешивают эмоции и мысли в своих обычных умственных операциях.

В отличие от своих предшественников, Герман Роршах не рассматривал свой тест по чернильным пятнам как способ раскрыть способности людей к воображению. Он даже считал, что воображение сыграло скромную роль в процессе ответа. Его интересовал акт восприятия, раскрывающий психологические механизмы человека в их отношении к миру. Его оригинальная и блестящая идея заключалась в том, чтобы сосредоточить анализ ответов не на их содержании, а на том, как человек относится к пятнам: как они очерчивают формы и используют фактические характеристики пятен (цвета, оттенки, формы) и как близко или далеко ответы от общепринятого восприятия.

Сегодня

Внезапная смерть Германа Роршаха в 1922 году прервала его текущую работу, но техника, которую он так уникально исследовал, была затем широко расширена. Спустя почти столетие после публикации его монографии тест Роршаха используют, изучают и разрабатывают психологи со всего мира.

Роршах Х. Психодиагностика. Берн: Бирхер; 1921

планшетов для психодиагностических тестов Роршаха | ПАР

Этот полный набор из 10 пластинок психодиагностических тестов, разработанный Германом Роршахом, составляет тест Роршаха с чернильными пятнами.Баллы основаны на ответах экзаменуемого на каждое пятно.

Особенности и преимущества

  • Измеряет структуру и динамику личности, включая когнитивные, аффективные / эмоциональные, функционирование эго, защиты, конфликты и механизмы преодоления.
  • Предназначен в первую очередь для взрослых, хотя нормативные данные доступны также для подростков и детей.
  • Часть ассоциации требует 10-15 минут; часть запроса требует еще 20-30 минут; оценка и интерпретация могут занять до 2 часов в зависимости от количества и сложности ответов.

Примечание: Rorschach является зарегистрированным товарным знаком Verlag Hans Huber AG, Берн, Швейцария. Тестовые планшеты Роршаха ® и Миниатюрные тестовые планшеты Роршаха ® © Verlag Hans Huber AG, Берн, Швейцария, 1921, 1948, 1994. Воспроизведено с разрешения.

Руководства, книги и оборудование

0420-ТС

Планшеты для психодиагностических тестов Роршаха (набор из 10)

Примечание. Скидки по программе обучения и для аспирантов не распространяются на перечисленные выше товары.

Что не так с тестом Роршаха: наука противостоит спорному тесту чернильными пятнами

С момента своего создания более восьмидесяти лет назад знаменитый тест Роршаха стал символом клинической психологии и массовой культуры. Ежегодно проводится более миллиона раз во всем мире, тест Роршаха используется для оценки личности и психических заболеваний в широком диапазоне обстоятельств: споры об опеке над детьми, решения о размещении в учебных заведениях, процедуры трудоустройства и увольнения, определения условно-досрочного освобождения и даже расследования жестокого обращения с детьми. обвинения.Огромная сила теста формирует жизни сотен тысяч людей — часто без их ведома. В 1970-х этот заведомо субъективный тест якобы был систематизирован и улучшен. Но является ли Роршах чем-то большим, чем современный вариант чтения на чайном листе?

Что не так с Роршахом? ставит под сомнение обоснованность и полезность формулы Роршаха и объясняет, почему психологи продолжают судить о людях по их реакции на чернильные пятна, несмотря на полвека в основном отрицательных научных данных.

Что не так с Роршахом? предлагает провокационную критику одного из наиболее широко применяемых и влиятельных — и все еще остро спорных — психологических тестов в современном мире. Обсуждая более чем пятидесятилетние клинические и научные исследования, авторы предоставляют убедительные научные доказательства того, что тест Роршаха имеет относительно небольшую ценность для диагностики психических заболеваний, оценки личности, прогнозирования поведения или выявления сексуального насилия или других травм. В этом увлекательном романном рассказе о происхождении и истории Роршаха авторы подробно описывают множество научных доказательств того, что тест имеет сомнительную полезность для принятия решений в реальном мире.

Что не так с Роршахом? представляет убедительно аргументированные доводы против использования теста в зале суда или в кабинете для консультаций — и раскрывает сильные психологические, экономические и политические силы, которые продолжают поддерживать Роршаха, несмотря на исследования, выявившие его недостатки и опасности.

Джеймс М. Вуд (Эль-Пасо, Техас) — адъюнкт-профессор факультета психологии Техасского университета в Эль-Пасо.

М. Тереза ​​Незворски (Даллас, Техас) — доцент кафедры психологии Техасского университета в Далласе.

Скотт О. Лилиенфельд (Атланта, Джорджия) — адъюнкт-профессор психологии Университета Эмори в Атланте.

Ховард Н. Гарб (Питтсбург, Пенсильвания) работает на факультете Питтсбургского университета и является автором книги «Изучение клинициста: исследование суждений и психологическая оценка».

Тест Роршаха «История проективного тестирования»

ИСТОКИ ТЕСТА РОРШАХА

Герман Роршах

Герман Роршах написал Psychodiagnostik в 1921 году.В нем изложены методы психологического проективного теста «Тест Роршаха». Тест Роршаха — это эксперимент, который измеряет интерпретацию чернильных пятен. Тест состоит из десяти цифр, напечатанных на десяти отдельных карточках, каждая из которых «удовлетворяет как определенным, так и общим требованиям». (Роршах, 1921). Пять карт черно-белые, а остальные пять — цветные. Процедура включает в себя представление испытуемому десяти карточек и вопрос о том, что он видит, а также о конкретных особенностях, на основании которых испытуемый пришел к такому выводу.Предмет интерпретации форм — это восприятие, а не воображение. Оценка зависит от качества ответов (, т.е. , насколько часто или необычно, внимание к деталям, ответы целиком или части и т. Д.). (Торн и Торн, 2005, с. 505).

В первоначальном исследовании Роршаха приняли участие 405 человек. Роршах разделил людей, которые не были пациентами, на две категории: образованные и необразованные. Роршах подчеркнул необходимость дальнейших экспериментов и исследований.В 1922 году он умер, не дожив до этого.

Хотя тест Роршаха может помочь в описании, это не диагностический тест. Описания помогают составить представление о личности пациента.

INKBLOTS
Википедия вызвала споры в психологическом сообществе, когда на веб-сайте появился весь набор изображений Роршаха, изменивший результат будущих тестов, в которых пациенты уже подвергаются воздействию чернильных пятен. На веб-сайте каждое изображение появляется с набором популярных ответов.«Поскольку срок действия авторских прав на тестовые изображения истек, усилия по удалению изображений тщетны, и они становятся частью общественного достояния». (Мясник 2010).

РОРШАХ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ

Основанная в 1920 году, клиника Тависток в Лондоне — одна из первых амбулаторных клиник, в которых использовалась психотерапия, вдохновленная психоаналитической теорией. В 1933 году детский психотерапевт Теодора Алкок принесла методику Роршаха в тавистокскую клинику. Позже, работая в Тавистокском институте человеческих отношений, Олкок начал обучать других применять и оценивать технику Роршаха.В 1963 году она опубликовала «Роршах на практике ». (Маккарти Вудс, 2006).

Хотя тест Роршаха не был диагностическим инструментом, когда он был впервые представлен в Соединенном Королевстве, он был инструментом для определения того, были ли «трудности пациента психотическими, невротическими или органическими по своей природе». (Маккарти Вудс, 2006). После Второй мировой войны многие психологи, работавшие с Министерством обороны, использовали тест Роршаха — наряду с другими тестами — для отбора и наблюдения за военным персоналом.

Основанный доктором Джеймсом Эрлом в 1942 году, Британский форум Роршаха, переименованный в 1970 году в Британское общество проективной психологии и изучения личности, помог популяризировать технику Роршаха, а также поддержать целостность и стандарты теста. Популярность теста Роршаха в Соединенном Королевстве начала снижаться примерно в 1970-х годах, когда эти методы подверглись критике как «ненаучные». За это время стала популярна поведенческая терапия. (Маккарти Вудс, 2006)

ТЕСТ РОРШАХА В США

Во время учебы в Швейцарии Дэвид Леви наткнулся на тест Роршаха и привез его в Соединенные Штаты, когда вернулся домой.В 1934 году Сэмюэл Бек, студент Леви в Колумбийском университете, изучил реакцию детей на тест Роршаха в качестве своей диссертации. Маргарита Герц, еще одна студентка Колумбийского университета, последовала примеру Бека, изучив Роршаха на другой выборке детей. Ни Бек, ни Герц мало что добавили к Роршаху. Однако оба опубликовали статьи о своих исследованиях и вызвали интерес к тесту Роршаха в Соединенных Штатах. (Миллион, Гроссман и Мигер, 2004 г.).

В 1934 году Бруно Клопфер, научный сотрудник Колумбийского университета, взял семинар, который познакомил его с тестом Роршаха.Считая систему оценок Роршаха неадекватной, Клопфер начал добавлять новые коды в 1935 году. Год спустя Клопфер создал «Исследовательский обмен Роршаха» (позже переименованный в «Журнал проективных методов» и снова в «Журнал оценки личности»), посвященный информационному бюллетеню. к тесту Роршаха и новым разработкам. (Миллион, Гроссман и Мигер, 2004 г.). Зигунт Пиотроски, входящий в исследовательскую группу Клопфера, независимо от Роршаха проводил исследования пациентов с черепно-мозговой травмой.(Вайнер и Грин, 2008 г.).

В 1946 году Дэвид Рапапорт вместе с Роем Шафер разработал систему Rapaport-Schafer в качестве альтернативной системы подсчета очков для теста Роршаха. (Вайнер и Грин, 2008 г.). К 1950 году для Роршаха существовало пять отдельных систем подсчета очков. Лишь в 1974 году Джон Экснер опубликовал Комплексную систему оценок Роршаха, которая широко используется сегодня.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ EXNER

В начале 1960-х Джон Экснер и его коллеги рассмотрели пять индивидуальных методик оценки Роршаха, чтобы определить, какая из них лучше.Исследования Экснера заложили основу для создания Комплексной системы Роршаха. Экснер обнаружил три проблемы с предыдущими пятью методами подсчета очков:

“а. разногласия среди авторов системы о том, как и что набрать

г. отсутствие общих процедур толкования

г. отсутствие психометрически обоснованных норм, эквивалентных тем, которые сопровождают измерения когнитивных способностей »(Flanagan, 2006).

В 1974 году Экснер опубликовал свою Комплексную систему подсчета очков, которая объединила и упорядочила предыдущие пять индивидуальных методов подсчета очков.(Фланаган, 2006). CS (Комплексная система) конкретна и подробно описана в инструкциях по кодированию, которые гарантируют, что ответы пациента кодируются одинаково в каждом случае. (Вайнер и Грин, 2008 г.)


Gnarls Barkley — Crazy
Загружено с сайта AtlanticRecords. — Смотрите последние избранные музыкальные видеоклипы.

(Эмили Бонд)

Артикулы:

Мясник, Дж. Н. (2010). Оценка личности с девятнадцатого до начала
двадцать первого века: прошлые достижения и современные вызовы. Ежегодный обзор клинической психологии
, Том 6, , 1-20. DOI: 10.1146 /
annurev.clinpsy.121208.131420

Фланаган Р. (2006). Роршах: комплексная система (4-е изд.). Журнал
Psychoeducational Assessment, 24 , 166-171. DOI: 1-.1177 / 0734282905285790

Маккарти Вудс, Дж. (2008). История Роршаха в Соединенном Королевстве.
Rorschachiana, 29 , 64-80.DOI: 10.1027 / 1192-5604.29.1.64

миллионов, Т., Гроссман, С., Мигер, С. Э. (2004). Мастера разума:
Изучение истории психических заболеваний с древних времен до новых
Millennium . Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc.

Вайнер, И. Б., и Грин, Р. Л. (без даты). Справочник по оценке личности .
(оригинальная работа опубликована в 2008 г.) Получено с http://books.google.com/
booksid = HcLSuFEYRo8C & printsec = frontcover & source = gbs_atb # v = onepage & q = Rorschach & f = false

Тест Роршаха на 100

В 2021 году исполняется 100 лет со дня публикации текста Германа Роршаха «Психодиагностика», 174-страничной монографии, в которой обсуждались его исследования и включались 10 карточек, которые стали основой его знаменитого теста.К сожалению, на следующий год Роршах преждевременно скончался от разрыва аппендикса, но «Королева испытаний» жила, вызывая интерес и споры.

История

Мэри Раштон Баркас, психиатр из Модсли, представила тест в этой стране вскоре после публикации Psychodiagnostics . Она написала рецензию на книгу Германа Роршаха в Британском психиатрическом журнале в 1925 году. Оттуда тест был распространен другими.Например, Гордон и Норман сообщили об использовании теста Роршаха для тестирования «умственно отсталых» в British Medical Journal в 1931 году.

В 1930-х годах тест Роршаха был принят детским психотерапевтом Теодорой Алькок и двумя психиатрами, доктором Джеймс Эрл и доктор Эрик Трист из клиники Тависток в Лондоне. Два университетских психолога-исследователя изучали этот тест в этот ранний период. В 1932 году Оскар Озер из Кембриджской психологической лаборатории подготовил две исследовательские работы, а в 1933 году Филипп Вернон, недавний выпускник Кембриджа, опубликовал четыре статьи о Роршахе.

Согласно Хаббарду и Хегарти (2016), контекст военного времени и эвакуация детей из Лондона сформировали теорию привязанности Боулби, но первая опубликованная статья Олкока, The Bombed child and the Rorschach test , опубликованная в British Medical Journal в 1941 году также сыграл важную роль (см. Вставку ниже). Примерно в то же время профессор Борис Семёнов, психолог, работающий на кафедре психологии Эдинбургского университета, узнал о «тарелках» Роршаха вместе с немецким изданием Psychodiagnostik , когда они были доставлены в университет (Semeonoff, 1971). ).Когда разразилась Вторая мировая война, он входил в отборочную комиссию британского военного ведомства. В рамках процесса отбора для получения звания офицера военной службы кандидатам проводились психологические тесты, в том числе тест Роршаха, метод объектных отношений (ORT) и тест тематической апперцепции (TAT). Хотя профессор Семёнов не управлял самим Роршахом, он сообщил: «Я помню, что меня очень впечатлила информация, которую, как утверждалось, мог дать Роршах» (Semeonoff, 1971).

С 1948 года и далее Теодора Алкок вместе со своими коллегами в Тавистокской клинике и Тавистокском институте человеческих отношений в Лондоне активно преподавала методику Роршаха до выхода на пенсию в 1968 году. В 1950-х годах преподавание в Роршахе было также доступно. в больнице Модсли для стажеров по клинической психологии.

Как руководитель учебного курса по клинической психологии в Эдинбургском университете профессор Семёнов продвигал ценность теста Роршаха и других проективных тестов для изучения личности.Работая в качестве внешнего экзаменатора на факультетах психологии в различных университетах Великобритании, он понял, что студенты-психологи очень мало знают о проективных методах. Он считал, что это было следствием того, что те, кто преподавал психологию в университетах, сами имели очень мало знаний о проективных тестах и, следовательно, не могли проводить обучение по этому предмету. Это привело его к написанию книги под названием Projective Techniques , опубликованной в 1976 году.

Доктор Эрл основал Британский форум Роршаха в 1942 году, который превратился в Британское общество проективной психологии с целью поддержания профессиональных стандартов. Эта организация делилась знаниями о Роршахе в Великобритании и за рубежом посредством встреч, конференций и публикации журнала. Британский форум Роршаха принимал у себя Международный конгресс Международного общества Роршаха в Лондоне в 1968 году (McCarthy Woods, 2008).

После Второй мировой войны тест Роршаха стал самым популярным в клинической практике США. Напротив, в Великобритании тест упал. Это совпало с общим сокращением психометрического тестирования, расширением возможностей психологов работать терапевтами и тем фактом, что со временем стало меньше людей, которые могли бы проводить обучение в Роршахе. В результате, в отличие от других стран мира, экзамен Роршаха не входит в учебные планы программ обучения клинической психологии в Великобритании.Когда в 1998 году, за год до смерти, профессор Семеонов давал интервью в статье, опубликованной Томми МакКеем в журнале «Психолог » в 1999 году, он прокомментировал , : «Эта страна всегда отличалась как от Соединенных Штатов, так и от континентальной Европы.

Роршах в клинической практике сегодня

Многие британские психологи считают, что метод Роршаха не имеет психометрической достоверности и устарел, сравнивая его с чайным листом. чтение.Поэтому может показаться сюрпризом узнать, что за пределами этой страны тест Роршаха по-прежнему широко используется во всем мире. Международное общество Роршаха состоит из 27 обществ со всех уголков земного шара, включая Аргентину, Чешскую Республику, Японию, Мексику и Турцию. Они рассматривают тест как оценку личности, основанную на результатах, предлагая массив информации, который не предоставляет ни один тест с самоотчетом.

Роршах следует стандартизированному методу администрирования, и для интерпретации результатов используются нормы.Администрирование осуществляется в два этапа; на первом этапе, известном как этап свободных ассоциаций, человеку по очереди показывают десять чернильных пятен Роршаха и спрашивают: «Что это может быть?». На втором этапе, известном как этап запроса, все ответы пересматриваются; оценщик спрашивает человека, где они видели то, что видели, и что было такого в пятне, что сделало его таким для них. Все ответы записываются дословно.

Затем администратор кодирует ответы, которые анализируются с использованием ряда алгоритмов и интерпретируются путем сравнения результатов с нормативной выборкой.Хотя содержание ответа принимается во внимание, тест больше похож на задачу по решению проблем; людям показывают чернильное пятно, и они должны использовать свои собственные внутренние ресурсы, чтобы разобраться в этом. Кодирование и интерпретация будут учитывать факторы, например, использовал ли человек весь блот или только его часть, чтобы сформировать свой ответ? Они составляли единое целое? Они сосредоточились на форме, цвете или оттенке? Увидели ли они то, что видит большинство людей, или что-то необычное?

Тест основан на нормативной выборке, поэтому ожидается, что участники увидят определенные вещи в некоторых пятнах, и у нас есть некоторые нормативные данные для этой страны (Carstairs et al., 2018). Например, ожидается, что на некоторых пластинах будут люди; различные интерпретации могут быть получены, если человек не видит никакого человеческого содержания. Дальнейшие интерпретации касаются того, что делают человеческие фигуры: сотрудничают ли они или соревнуются?

Результаты предоставляют информацию о том, как люди обращают внимание на мир и как они воспринимают и думают об объектах своего внимания. Он дает информацию о том, как люди справляются с чувствами, и о ясности их мыслительных процессов.Роршах оценивает имеющиеся у людей адаптивные ресурсы для того, чтобы справляться с потребностями и справляться со стрессом, а также то, как они справляются с эмоциональными ситуациями. Тест также касается того, как люди воспринимают и относятся к другим и к себе.

Комплексная система

Хотя Герман Роршах разработал оригинальный тест, его преждевременная кончина означала, что его работа была взята на вооружение другими, которые экспериментировали с ним, изменив процедуру в соответствии со своей теоретической ориентацией.Чернильные пятна остались прежними, но многие подходы использовались и используются до сих пор. Это создало проблемы для обучения и распространения результатов исследования, и возникло множество различных систем.

В 1970-х годах американский психолог Джон Экснер создал то, что известно как Комплексная система. Он объединил различные системы оценки и интерпретации, чтобы создать свой собственный стандартизированный метод теста чернильных пятен Роршаха, и дал тесту строгие психометрические характеристики (Exner, 2003).В 1980-х и 1990-х годах Комплексная система была подхвачена многими психологами по всему миру, и она получила широкое признание и исследование.

В 2003 году Джеймс Вуд и его коллеги опубликовали книгу с провокационным названием «Что не так с тестом Роршаха?» (Wood, Nezworski, Lillenfield & Garb, 2003), в котором они подвергли сомнению достоверность и надежность теста. Большая часть их критики была ошибочной (Gacono & Barton Evans, 2008) и фактически послужила катализатором в продвижении попыток улучшить психометрическую строгость теста, включая публикацию Белой книги Общества оценки личности в 2005 году.Это стало результатом обзора группы под руководством Роберта Розенталя, которой было поручено предоставить независимую оценку действительности тестов Роршаха и MMPI-2. Был сделан вывод о том, что величина валидности обоих тестов была «настолько хороша, насколько можно было ожидать от личностных тестов».

С тех пор исследования комплексной системы показали, что она имеет высокие коэффициенты корреляции для межэкспертной надежности (Meyer, Mihura & Smith, 2005) и хорошую надежность повторного тестирования.Исследования валидности Комплексной системы Роршаха показали, что она способна выявлять аффективные расстройства и расстройства совладания с депрессивными людьми (Hartmann et al. , 2003), а также нарушения восприятия и мышления (Kleiger, 2017). Это также полезно при оценке подростков (Tibon-Czopp & Weiner, 2016) и в понимании пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (Kaser-Boyd & Evans, 2008) и психопатией (Gacono & Meloy, 2009). Он может предоставить ценную информацию для планирования лечения и прогнозов относительно способности человека получить пользу от психотерапии (Nygren, 2004).

Однако, как и любой психометрический инструмент, прибор Роршаха не лишен недостатков. Сгенерированная информация отображается в виде так называемого структурного резюме, и оно является сложным и обширным. Кроме того, Комплексная система не использует стандартизированные оценки, а вместо этого использует набор соотношений, индексов и комбинаций; следовательно, научиться интерпретировать структурное резюме — сложная задача, которая может отпугнуть новичка. Освоение этого требует от нас, психологов, значительных затрат времени и энергии.Это требует целеустремленности и преданности делу, а также постоянного надзора.

В настоящее время комплексная система Exner соперничает с другой системой, разработанной недавно, известной как система оценки эффективности Роршаха (или R-PAS), и ведутся споры об относительных достоинствах этих двух систем. R-PAS (Meyer et al, 2011) был разработан отчасти из-за желания упростить задачу интерпретации. Существует также Французская школа (также известная как Парижская школа), которая следует психоаналитической структуре (Verdon & Azoulay, 2020), а в Японии, помимо Комплексной системы, есть еще три школы: Катагучи, Университет Нагоя и Осака. Университетские школы.Другими словами, эксперты Роршаха со всего мира продолжают разрабатывать тест по-разному, демонстрируя, насколько плодотворны оригинальные идеи Германа Роршаха!

Клинические применения

Психометрическое тестирование является неотъемлемой частью психологической оценки человека, с которым он работает, и мы знакомы с общим языком, используемым в личностных тестах самооценки. Владение языком корреляции между оценками и переменными имеет решающее значение.Например, когда Питер, который был описан как отключенный и чрезмерно бдительный, пришел в клинику, чтобы его оценить по вопросу о паранойе, зная, что шкала паранойи в Опроснике оценки личности (PAI) имеет сильную корреляцию с Миннесотским многофазным опросником личности. (MMPI-2) Шкала параноидальных личностей полезна в мультиинструментальной оценке, основанной на методах самоотчета. Однако перевод информации, полученной на основе этих результатов тестов, во что-то значимое, что может быть использовано в терапии, оказывается трудным с одной только этой информацией.

Тест Роршаха, требующий высокого уровня психометрической компетентности, значительно отличается от знакомых тестов самоотчета по используемому типу языка. Когда оценщик овладевает языком формы, движения, цвета и оттенков как детерминант того, как такой человек, как Питер, воспринимает мир, появляются возможности для вывода и синтеза данных в отношении его паранойи или другого возможного состояния. Мы можем видеть мир таким, каким его видит Петр, мы более глубоко понимаем, как он воспринимает себя по отношению к другим.Затем мы можем применить более тонкий язык к его чувствам и его внутреннему миру и применить это понимание в терапевтической жизни, чтобы помочь ему почувствовать себя лучше, чтобы он мог улучшить свои способности к отношениям.

Ответы на тест Роршаха говорят нам кое-что об отношениях и проблемах человека, которые этот человек может не осознавать в себе полностью или неохотно или неспособен выразить более прямо (Weiner, 2005). Поскольку тест Роршаха не полагается на чтение или письмо, он полезен для людей с проблемами грамотности и / или неспособностью к обучению и помогает клиентам, которые борются с разговорным подходом интервью, выражать себя более свободно, чем они могли бы в противном случае (Peden, 2010) .Он может количественно оценить неявные психологические процессы, недоступные с помощью анкет или интервью, измеряющих самоатрибуцию (Bornstein, 2001). Это означает, что данные Роршаха полезно комбинировать с различными источниками данных, такими как интервью или данные анкет.

В зале суда очень ценен тест, не основанный на самоотчетах и ​​обеспечивающий надежные психометрические данные. В настоящее время проводится ряд исследований по использованию шкалы Роршаха при оценке родителей в суде, как в отношении опеки над детьми, так и в судебных процессах по уходу за детьми (Erard, 2005; Carstairs, 2011).Судебная интерпретация теста Роршаха может помочь в оценке тех аспектов психологического функционирования, которые относятся, среди прочего, к насилию и враждебности, риску, антиобщественному отношению и импульсивности (de Ruiter & Kaser-Boyd, 2015), что делает его весьма применимым в криминальной сфере. случаи.

Уникальный тест

В этом году мы отмечаем важную веху в истории психологии — столетие со дня публикации теста Роршаха. Этот уникальный тест имеет прочную эмпирическую основу.Он предоставляет подробное и всестороннее психологическое описание людей, которых мы оцениваем, что делает его бесценным в нашем сборнике тестов в клинических и судебно-медицинских учреждениях.

Узнайте больше в нашем архиве

Узнайте больше о Британском обществе Роршаха. Изображение выше — их логотип.

Британское общество Роршаха проведет свою ежегодную презентацию дела в среду, 17, 9, 9, 9, 992 февраля 2021 года, с 16:00 до 18:00, которая будет проводиться онлайн.Один случай будет представлен членами, который предоставит возможность обсудить, как данные Роршаха способствуют формулированию и пониманию функционирования личности экзаменуемого в свете вопроса о направлении. Д-р Жюстин Маккарти Вудс, д-р Кари Карстерс и д-р Марк Десотельс поделятся некоторыми предварительными мыслями по этому делу, а затем обсуждение будет открыто для аудитории.

Это мероприятие является бесплатным для всех членов Британского общества Роршаха. Приглашаются к нам, не являющиеся членами, и их попросят заплатить 20 фунтов стерлингов с человека.

С любыми вопросами и для регистрации обращайтесь к доктору Карстэйрсу по телефону [адрес электронной почты защищен] или 02083251697.

ВСТАВКА: Взорванный ребенок и тест Роршаха

Вклад Теодоры Алькок, «Взорванный ребенок» и тест Роршаха », был опубликован в 1941 году в Британском медицинском журнале . Она рассказала о том, как дети, пережившие бомбардировки во время Второй мировой войны, часто реагировали на красную часть карточки II, которая относилась к пожарам и взрывам и включала затенение, которое она связала с «ментальной« дымкой или туманом », созданной тревогой».Она представила данные Роршаха по 19 детям в возрасте от 3 до 16 лет и прокомментировала данные теста на «серьезную эндогенную тревогу, вызванную травматическим опытом».

Затенение относится к ответам, которые включают градации пятен от более светлого до более темного серого и черного. В своей статье 1941 года мисс Олкок упомянула об использовании системы подсчета очков, которую разработал Бруно Клопфер. Клопфер был немецким психологом, родившимся в 1900 году, который покинул Германию в 1933 году, провел год в Швейцарии, где он учился в Цюрихе с Карлом Юнгом и где он узнал о Роршахе.Затем он поселился в США, где он стал президентом Общества проективных методов в 1947 году до своей смерти в 1971 году. Его система была одной из пяти систем, которые Экснер изучал при разработке Комплексной системы, впервые опубликованной в 1974 году, в которой тип затенения, о котором упоминал Алкок, оценивается как Y или диффузное затенение. Экснер писал об этой переменной, что она «связана с чувствами, вызванными чувством беспомощности или неспособностью ответить. Когда эти чувства усиливаются, они обычно проявляются в виде опасений, беспокойства или печали и могут быть очень разрушительными » (Exner, 2003, стр.266).

Мисс Олкок также сослалась на другую статью, сделанную в том же году доктором Монсом, который сообщил о схожих результатах, также в British Medical Journal . Доктор Монс был помощником школьного врача и психологом в общежитиях для трудных детей. Он работал с «прежде хорошими и умными детьми», которые после эвакуации становились «непослушными, деструктивными, озорными, ленивыми, прогуливающими школу и, короче говоря, неуправляемыми». Он прокомментировал, как эти дети чувствовали себя несостоятельными со стороны взрослых, которые должны были защищать их, добавив: «Смерть стала личной проблемой, и родительский авторитет больше не является надежным щитом от этой прямой угрозы исчезновения.

Основываясь на том, что он признал, это были предварительные данные о 23 мальчиках, подвергшихся бомбардировке, по сравнению с 32 мальчиками, которые не подвергались такому воздействию, заявил он, «ребенок, шокированный рейдом, проявляет себя как клинический субъект в тесте Роршаха примерно в 65 лет. % случаев ». Он добавил, что тест Роршаха не патогномоничен, но дает «личностную картину», и прокомментировал, как сочетание бомбежек и эвакуации привело к «непослушному» поведению.

Современному психологу Роршаха интересно увидеть этот ранний эксперимент в том, что мы теперь считаем случаями посттравматического стрессового расстройства.Результаты Монса и Алкока согласуются с работой Армстронга и Лёвенштейна (1990), которые разработали Индекс содержания травм (TCI). Этот индекс основан на показателях пола, крови, анатомии, патологии и агрессивного поведения по Комплексной системе Exner, разделенных на общее количество ответов (TC / R). Предполагалось, что TC / R, равное 0,3 и выше, указывает на травматическое вторжение. Эта работа была предвосхищена Ван дер Колком и Дьюси (1989), которые изучили 13 мужчин-ветеранов Вьетнама с Роршахом и обнаружили, что их результаты испытаний содержат навязчивый травмирующий материал.Ряд исследований, проведенных с 1990 года, продемонстрировали сильную эмпирическую поддержку TCI.

Список литературы

Алкок, А. Т. (1941). Подорванный ребенок и тест Роршаха. British Medical Journal , 29 ноября, 787.

Armstrong, J.G. И Лёвенштейн Р. Дж. (1990). Характеристики пациентов с множественной личностью и диссоциативными расстройствами при психологическом тестировании. Журнал нервных и психических заболеваний, 178, 448-454.

Борнштейн, Р.Ф. (2001). Клиническая полезность метода чернильных пятен Роршаха: переосмысление дискуссии. Журнал оценки личности, 77, 39-47.

Карстэйрс, К. (2011). Оценка Роршаха родительских способностей: тематическое исследование. Rorschachiana, 32, 91-116.

Карстэйрс, Кари, Хартли, Сара, Педен, Эндрю, Маккарти Вудс, Жюстин, ван Граан, Андре, Андроникоф, Энн и Фонтан, Патрик. (2018). Нормативное исследование в Англии с Комплексной системой Роршаха. Rorschachiana, 39, 105-134. https://doi.org/10.1027/1192-5604/a000103

Де Руйтер, К., и Касер-Бойд, Н. (2015). Судебно-психологическая экспертиза на практике: примеры из практики. Нью-Йорк: Рутледж

Эрард Р. Э. (2005). Что Роршах может внести в оценку опеки над детьми и времени на воспитание детей. Журнал опеки над детьми , 2 , 119-142.

Экснер, Дж. Э. (2003). Роршах: Комплексная система, Vol.1: Основные основы (4-е изд.). Нью-Йорк: Вили.

Гаконо, К. Б. и Бартон Эванс, Ф. (ред.) (2008). Справочник по судебно-медицинской оценке Роршаха . Махва, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

Гаконо, К. Б., и Мелой, Дж. Р. (2009). Оценка антисоциальных и психопатических личностей. В J. Butcher (Ed.), Оксфордский справочник по оценке личности (стр. 567-581). Лондон, Англия: Издательство Оксфордского университета.

Hartmann, E., Wing, C., Берг, М., Сэтер, Л. (2003). Депрессия и уязвимость по методу Роршаха. Журнал оценки личности, 81 (3), 242-255.

Хаббард, Кэтрин и Хегарти, Питер (2016). Кляксы и все такое: история чернильного теста Роршаха в Великобритании. Журнал истории поведенческих наук, 52, 146-166.

Касер-Бойд, Н., и Эванс, Ф. Б. (2008). Оценка Роршаха психологической травмы. В К. Б. Гаконо, Ф. Б.Эванс, Н. Казер-Бойд и Л. А. Гаконо (ред.). Справочник по судебно-медицинской оценке Роршаха. Нью-Йорк: Рутледж.

Клейгер, Дж. (2017). Оценка психотических явлений по методу Роршаха: клинические, концептуальные и эмпирические разработки. Routledge / Taylor & Francis Group.

Маккарти Вудс, Жюстин (2008). История Роршаха в Соединенном Королевстве. Роршакьяна, 29, 64-80.

Маккей Т. (1999). В присутствии отличного психолога… Бориса Семёнова. Психолог, 12, 406-440.

Мейер, Дж., Михура, Дж. И Смит, Б. (2005) Межклиническая надежность интерпретации Роршаха в четырех наборах данных. Журнал оценки личности, 84 (3), 296-314.

Мейер, Г., Вильоне, Д., Михура, Дж., Эрард, Р., и Эрдберг, П. (2011). Система оценки результатов Роршаха: администрирование, кодирование, интерпретация и техническое руководство. Толедо, Огайо: Система оценки результатов Роршаха.

Монс, В. Э. Р. (1941). Воздушные налеты и ребенок. Британский медицинский журнал , 1 ноября, 625-626.

Нигрен, Марианна (2004). Различия в переменных Роршаха комплексной системы между группами, различающимися терапевтической пригодностью. Роршакиана, 26, 110–146.

Педен, А. (2010). Почему я использую тест Роршаха. Форум клинической психологии, 211, 35-37.

Семёнов Б. (1971). Роршах и развитие проективной психологии: личный взгляд. Британский журнал проективной психологии и исследования личности, 16, 5-10.

Общество оценки личности (2005). Статус Роршаха в клинической и судебно-медицинской практике: официальное заявление Попечительского совета Общества оценки личности. Журнал оценки личности, 85, 219-237.

Тибон-Чопп, С., и Вайнер, Ирвинг Б. (2016). Оценка подростков по методу Роршаха: теория, исследования и практика. Нью-Йорк: Спрингер.

Ван дер Колк, Бессель А. и Дьюси, Чарльз П. (1989). Психологическая обработка травматического опыта: паттерны Роршаха при посттравматическом стрессе. Журнал травматического стресса, 2, 259-274.

Вердон, Б., и Азулай, К. (2020). Психоанализ и проективные методы оценки личности. Оксфорд: Хогрефе.

Вайнер, Ирвинг Б. (2005). Оценка Роршаха в делах об опеке над детьми.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *