Семейная система – Семья как система. Параметры семейной системы.

Содержание

Системная семейная психотерапия | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

История развития системной семейной психотерапии показывает, что эта область практики развивалась не так, как большинство психотерапевтических школ и подходов. Во многих психотерапевтических подходах описываются случаи работы с супружескими парами или с детско-родительским конфликтами. В “Руководстве по семейному консультированию и психотерапии” (Horne, Ohlsen, 1982) описывается работа с семьями в рамках различных психотерапевтических школ: трансактного анализа, гештальт-терапии, клиентоцентрированного подхода, адлерианской и рационально-эмотивной психотерапии, бихевиоральной психотерапии и НЛП.

В то же время развитие системной семейной психотерапии не связано с развитием индивидуальной психотерапии. “Исследование семьи как системы не имеет ни истории, ни общепринятых понятий, ни установленных открытий” (Spiegel, Bell, 1959). В своей монографии Эриксон и Хоган (Erickson, Hogan, 1972) утверждают, что их анализ литературы не выявил никаких данных о том, что системная семейная психотерапия “выросла” из каких бы то ни было ранее существующих теоретических положений в психотерапии.

Концептуальную основу системной семейной психотерапии составила кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого “организмического взгляда на мир”. Для этого взгляда характерны два положения: а) целое больше, чем сумма его частей; б) все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Таким образом, базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья — это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья — это “живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл” (Черников, 1997).

Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

Законы функционирования семейных систем

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза

psyjournal.ru

Чего не должны знать про вас дети

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других.

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Иерархия – один из параметров семейной системы, призванный устанавливать порядок, определять принадлежность, авторитет, власть в семье и степень влияния одного члена семьи на других. Одно из положений иерархии заключается в том, что в семье родители несут ответственность за детей и имеют всю власть в нуклеарной семье. 

Нарушения иерархии в семейной системе

Триангуляция — эмоциональный процесс между двумя людьми, который имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. В нарушенной семье, где внутренние границы размыты, родители могут иногда делать детей своими эмоциональными партнерами. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье равен родительскому.

Пример: «Дочь-подружка». Мама общается с дочерью на равных, как партнеры, как подруги, что приводит к психологическому дискомфорту у ребенка, к смешению ролей, к ослаблению силы ребенка. 

В норме сила ребенка должна направляться в социум, использоваться для общения со сверстниками, друзьями и сиблингами (братьями, сестрами). 

В случае, когда мама начинает делиться с дочкой тем, какие у неё плохие отношения с папой, как они конфликтуют, делится своими подозрениями относительно измен отца, в душе у ребенка начинает происходить сумятица. 

Когда мама становится дочери подругой, в глазах дочери это снижает ее авторитет и, как следствие, дочь непроизвольно эмоционально присоединяется к отцу. Ребенок не хочет слышать подобных вещей, ему тяжело слушать негативные вещи про одного из родителей. В результате дочь старается дистанцироваться от матери. То же происходит и в случае излишне доверительных, товарищеских отношениях одного из родителей с сыном.

Чего не должны знать про вас дети

Затрагивая тему избыточной откровенности в общении с детьми, следует сразу обозначить, чего в норме не должны знать дети.

Дети не должны знать про личные интимные подробности и тайны родителей. В первую очередь это касается сексуальных отношений.

Метафорически это звучит так: «Дверь супружеской спальни для детей должна быть плотно заперта»

Да, дети знают, что дверь эта есть, и на этом – всё. Также дети не должны знать о добрачных романах, отношениях, влюбленностях родителей. Рассказывая о своих добрачных отношениях детям, мать забирает силу отца и настраивает детей против себя. 

То же касается отца, дети не должны знать о его добрачных отношениях. Если имел место брак и дети спросили об этом, имеет смысл сообщить только факт брака и это не должно глубоко фиксироваться, дабы не вызвать тревогу у детей и их сомнения в устойчивости союза родителей.

Семейная система: Чего не должны знать про вас дети

Теперь вернемся к нарушениям иерархии в семейной системе.

Термин парентификация произошел от английского слова «parents» — родители. В буквальном смысле это означает, что дети функционально становятся родителями собственным родителям. Это вариант перевернутой иерархии часто возникает в случае алкоголизма, или наркомании одного или обоих родителей.

Пример: Если отец химически зависимый и в семье есть сын, то он часто замещает созависимой матери отца. Отец и мать в такой семье зачастую, инфантильные, поэтому ребенок вынужден стать единственным взрослым и нести ответственность за семью, ее существование и гомеостаз. Он принимает решения, он отвечает за границы семьи, делая их жесткими.

Жесткие границы в этом случае выглядят примерно так: никто не должен узнать, что отец зависимый, поэтому никого нельзя звать в дом, ни с кем нельзя делиться происходящим в семье. У такого ребенка, как правило, нет друзей, он ведет замкнутую «взрослую» жизнь. Это перевернутая иерархия, при которой статус ребенка в семье выше родительского.

Другой пример парентификации: в случае ранней смерти матери, дочь функционально заменяет ее и, как следствие, перестает быть дочерью. Она выполняет много домашних женских дел с раннего возраста, ухаживая за отцом и поддерживая его. Так и не познакомившись полноценно с ролью дочки, вырастая, она чаще всего становится функциональной мамой своему мужу.

Нарушение иерархии в сиблинговой подсистеме

Происходит как следствие парентификации, когда старший ребенок берет на себя ответственность за родительскую подсистему, он также берет ответственность и за детскую подсистему (младших детей). 

Или другой вариант: когда только в детской подсистеме нет иерархии, нет ведущего и ведомого, старшие и младшие дети на равных. Происходит это, когда один родитель жестко, авторитарно влияет на детей, объединяясь в коалицию с детской подсистемой и ослабляя тем самым другого родителя.

Пример: Папа, который проводит много времени со своими сыновьями разного возраста (спорт, шахматы, рыбалка), не дифференцируя их на старший-младший, а мама при этом находится вне их занятий. В таком случае мама, ощущая себя ослабленной, испытывает раздражение на коалицию отец-сыновья и ищет с кем создать свою коалицию, например со своими родителями или психотерапевтом.

Стоит отметить, что наряду с дисфункциональными коалициями, объединяющими родителя и ребенка, есть и здоровые варианты – это коалиции «по горизонтали», к ним относятся внутрисемейные коалиции между супругами и между сиблингами.

Уважаемые Родители! 

Когда вы «дружите» со своими детьми, когда вы жалуетесь им на свою взрослую жизнь, когда демонстрируете свою неспособность справиться со своими потерями и поражениями; 

Когда латаете детской душой бреши своего одиночества, когда вынуждаете ребенка покрывать ваши болезненные пристрастия; 

Когда, ведомые своим эгоизмом, пеняете на неблагодарность своего чада и требуете мзду за «бессонные ночи» в виде внимания или сочувствия — знайте, что тем самым вы лишаете своего ребенка не только родителя, коим вы, нарушая иерархию, быть не в состоянии. Вы лишаете ребенка его Жизни, потому что пока ребенок обслуживает ваши взрослые нужды и потребности, он не проживает свою детскую (или уже взрослую) жизнь. Знайте об этом. опубликовано econet.ru. 

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Семейная система. Ошибки и правила семейных систем

Семейная система. Ошибки и правила  в семейной системе обходятся нам очень дорого. Часто мы не видим влияние каждого члена семейной системы на происходящие в жизни события. Характер, поведение и мыслительные формы наших ближайших родственников, проявляющиеся в их, чаще всего, неосознаваемых психологических защитах, создают переплетения клубков различных жизненных ситуаций. Иногда достаточно одному члену семьи понять ошибочность своих поведенческих или мыслительных стратегий, и вся

семейная система может выровнять свои позиции и поправить не только материальное положение, но и всю родовую программу. Недооценивать системную роль каждого близкого родственника, значит, не понимать устройство правил и законов, по которым мы живем.

Ошибки семейной системы. В чем они могут проявляться? Чтобы это понять, давайте рассмотрим некоторые правила, по которым должна функционировать семейная система. И в данном случае именно “должна”, при всей нелюбви к этому слову психологически подкованных современников. Так как семейная система должна настроить саму себя на нормальное функционирование.

Правило иерархии. Род смотрит только вперед. Сила старших членов подчинена младшим, то есть, родители дают свою энергию молодому поколению. Пожилые  же члены семейной системы также отдают свои знания и опыт молодым. Отдают, но не навязывают. Отдают в безвозмездное пользование на благо всего рода. Забота, знания и все остальное является даром, подарком для младших членов семьи. Если же это дается с намерением получить обратно, то это называется “в долг”, а это значит, что мы сажаем собственных детей и внуков в долговую яму. Если же мы хотим добиться мира и согласия, если мы желаем счастья своим детям, то всю свою силу направляем на их благо и делаем это с легкостью и от души. Это очень важное правило. На нем основаны все остальные законы семьи.

Правило справедливого распределения заботы. Забота всегда распределяется по принципу “от сильного к слабому”. Она должна доставаться всегда тому, кто сейчас слабее, но распределять ее необходимо по справедливости. Так, если старый член семьи немощен, но молодой нуждается в поддержке, большее количество энергии необходимо направить на молодого. Так как, получив достаточное количество заботы, он встанет на ноги сам и поможет остальным. Молодое поколение – это генератор новый энергий, необходимых для продолжения рода. Если канал вливания новых энергий будет заблокирован, вместе с этим будет заблокировано само продолжение данного рода. В этом проявляется системность семьи.

Правило главенства старшего мужчины. Глава семьи – это старший по возрасту мужчина в этой семье. Лучше отдать ему все бразды правления, тогда будет понятен центр ответственности за семейную систему. И, таким образом, сама система будет иметь слаженную и организованную модель, в которой четко будет распределена ответственность за принятие решений. Тем самым высвобождая женскую энергию для создания красоты, гармонии и легких материй, таких как радость, здоровье, уют и планы на будущее. Женщина, обремененная ответственностью мужских решений и мыслей, не способна создавать вокруг себя хорошее настроение, необходимое для счастья и здоровья всех членов семейной системы. Отсюда вытекает следующее правило.

Правило воспитания мальчиков и девочек. Мальчика, прежде всего, необходимо научить ответственности за себя и своих близких. А девочке важно дать понимание, что она защищена. Для этого мальчика нужно вовремя сепарировать от матери (инициация в мужественность), а девочке отец должен показать, что в любой обстановке и ситуации у нее есть его плечо и поддержка (инициация в женственность). И здесь становится необходимым другое правило.

Правило любви. Мужчина и Женщина должны быть вместе только по любви. Никакие другие мотивы не свяжут их настолько крепко и справедливо, чтобы показать своим детям правильную модель семейной системы. Любая другая модель будет искаженной. Кроме того, без любви друг к другу, родители не смогут психологически грамотно и адекватно провести “обряды” инициации для своих сыновей и дочерей. И, наконец, основное и всеобщее правило, которое является законом не только для семейной системы, но и для отдельно взятой личности.

Правило психологически здоровой личности. Правило состоит в постулате: Быть честным с самим собой. “Когда человек лжет себе это болезнь. Внутренняя искренность является одним из условий здоровья. «С.Лазарев “Диагностика кармы”.

И еще одно правило

Правило системности входящего в семью члена. Новый член семьи становится частью семейной системы и влияет на изменения в ней наравне с другими. Это важно понимать родителям, когда их дети приводят в семью свою вторую половинку. Надо принять нового человека как родного и создать ему комфортные условия в новой семье. От этого улучшится климат во всей семейной системе.

Ошибки семейной системы. Если мы хотим здоровья и счастья для себя и своих близких, нам нужно соблюдать некие духовно-нравственные задачи, поставленные перед нами Высшим Разумом. Поверьте, это не так сложно как может показаться на первый взгляд. Они записаны в нашем духовно-нравственном коде (днк). Нам нужно больше чувствовать своих близких, связь с ними так глубока. Она уходит корнями в прошлое. И в наших силах правильно запрограммировать будущее своего рода и своей семьи.

 

Автор: Ольга Толмачева

mercabadom.ru

Семья как система: основы семейного благополучия

семья как система

Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы и члены вашей семьи похожи на единый организм? Между вами существует огромное количество незримых связей, и именно они объясняют то, что семья как система является целостной. Если что-то происходит с одним из вас, то это отражается на всех. И это не какая-то там магия, а вполне себе научный факт, который лег в основу целого направления в семейной психологии. Многие семейные консультанты используют системный подход в своей работе, и это действительно помогает многим семьям решить их проблемы. Прочитав эту статью, вы так же, как и они, сможете улучшить климат и взаимоотношения внутри вашей ячейки общества без обращения к психологу.

Особенности семейной системы

Семья как система обладает целым рядом свойств. Во-первых, семья – это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. В нее могут входить мама, папа, ребенок и другие члены, но она ими не исчерпывается: есть еще отношения между ними, семейная история, семейный климат, главные и второстепенные правила и семейные мифы. От всех этих вещей зависит качество жизни вашей и ваших домочадцев.

Внутри семьи существует огромное количество взаимосвязей. Это означает, что если вы хотите улучшить семейную атмосферу, вам надо изменить отношения и поведение всех домочадцев. Семья очень сильно влияет на жизнь и состояние ее членов. Это влияние настолько сильно, что каждый из них поодиночке может иметь одно намерение, а по факту получать что-то совершенно другое – что-то, что подчиняется законам данной конкретной семьи. Например, родители могут хотеть детям исключительно добра, но строить свои отношения с ними так, что дети вырастут несчастными или инфантильными.

Семье необходимо взаимодействие с окружающей средой. Согласитесь, современная семья просто не выживет, если мама не будет ходить за продуктами, отец – на работу, а дети в школу. В семьях, которые пытаются отделиться от общества и являются закрытыми, всегда полно различных проблем: наркомания, нервные расстройства, неудачи в личной жизни ее членов и многое другое.

Очень интересным является тот факт, что на вашу семью оказывает влияние не только реальность вокруг вас, но и семьи ваших с мужем родителей. Например, многие порядки и правила, которые, казалось бы, сами возникают в вашей жизни, на самом деле идут оттуда. На этой почве в молодых семьях часто возникают конфликты: жена привыкла, что в ее семье были одни традиции, а муж привык к совершенно другим. И каждому из них его способ жизни кажется единственно правильным. Разобраться в такой ситуации порой бывает очень нелегко даже со стороны.

Но это еще не самый страшный вариант. Гораздо хуже, если по наследству от родителей вашей семье достались такие неприятные явления как алкоголизм или психосоматические болезни.

Бывает и так, что в молодую семью переходят проблемы, нерешенные в старой. Например, у дочери были проблемы с ее отцом: они постоянно ссорились и никак не могли найти общий язык. Проходит время, она выходит замуж, но отношения со своим мужем она выстраивает по образу и подобию отношений, сложившихся с отцом. Не надо быть экстрасенсом, чтобы предугадать, что они не будут счастливыми.

Каждая семья имеет свои границы – это некие правила и предписания , в рамках которых она живет (кому, что и когда делать). Они могут быть внешними, отделяющими семью от окружающей реальности, и внутренними, отграничивающими семейные подсистемы друг от друга (супруги, дети и т.д. …). Границы могут быть жесткими и размытыми. Если внешние границы семьи жесткие, то все взаимодействия членов семьи с миром бывают жестко регламентированы: кто и как часто приходит в гости, можно ли бывать в обществе без супруга, насколько родители супругов могут вмешиваться в их жизнь и т.д. … Размытые внешние границы тоже не сулят ничего хорошего: дом очень часто превращается в проходной двор, а семейные нравы оказываются настолько свободными, что кого-то это может не устраивать.

Жесткие внутренние границы означают мало поддающиеся изменениям правила для всех членов семьи. Поведение каждого должно быть подчинено четкому расписанию, а любые отклонения будут осуждаться. Например, ребенку положено ложиться спать в десять часов, после чего он должен быть в кровати, и к нему никто не подойдет, что бы ни случилось. Размытые внутренние границы – это всегда полное отсутствие личностного пространства у членов семьи. Нет никакой возможности уединиться и побыть одному. Все, что происходит в одной подсистеме, тут же переходит в другую. Например, если у супругов проблемы и они поссорились, то ребенок сразу же начинает болеть.

Все семьи по большому счету подчиняются двум законам – закону развития и закону равновесия. Парадоксально, но они противоположны по направленности действия. Закон равновесия способствует сохранению существующего порядка вещей в семье любым путем. Даже если всем членам семьи очень плохо, они бессознательно будут вести себя так, чтобы сохранить этот порядок. Каждому может казаться, что лучше худая стабильность, чем внезапные перемены. Именно из-за этого во многих семьях, где есть очевидные проблемы, эти проблемы могут сохраняться годами, все сильнее и сильнее изматывая членов семьи. А закон развития состоит в том, что семья как функциональная система не стоит на месте, а пытается прожить свой собственный жизненный цикл. О том, какие стадии в него входят, будет написано чуть ниже. На стороне закона развития работают такие неизбежные вещи, как вступление в брак, рождение детей, процессы старения и умирания.

семья как функциональная система

Жизненный цикл семьи

Семья не возникает из ниоткуда и не уходит в никуда. Как уже говорилось, она похожа на организм, и, как любой организм, она обладает своим жизненным циклом. Семья рождается, растет, зреет и потихоньку отходит в небытие, являясь почвой для создания новых семей. Этот круг жизни бесконечен и непрерывен. Он включает в себя определенные стадии, через которые проходит практически каждая семья – конечно, если что-то резко не прервет ее существование:

  1. Стадия монады – добрачный период. Начинается он с обретения независимости парнем и девушкой. Они учатся общаться с противоположным полом и выбирают себе партнера. Каждый из людей, создающих в будущем семью, живет своей жизнью и приобретает свой собственный опыт. Иногда этот период затягивается, т.к. молодые люди не хотят вступать в брак из-за проблем внутри родительской семьи. А иногда, наоборот, торопятся, чтобы обрести независимость.
  2. Стадия диады. На этом этапе происходит заключение брака и осуществляется жизнь без детей. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами, о которых было написано выше: разные привычки, образ жизни и традиции. Они должны договориться, по каким правилам будет жить их семья и как изменится их социальный статус в связи с созданием семьи. Им также предстоит решить вопросы о семейных границах, привычках, образе жизни, ценностях и финансах. Все это невозможно без проведения огромного количества переговоров и установления множества соглашений.
  3. Стадия триады, когда появляется ребёнок. С одной стороны, это делает семью более устойчивой, а с другой – увеличивается дистанция между супругами за счёт большего внимания к ребёнку. Увеличивается нагрузка, которая ложится на плечи молодых родителей. Мать вынуждена мало спать и круглосуточно ухаживать за малышом, успевая содержать дом в чистоте и порядке. Для нее становится актуальной проблема самореализации: многим молодым матерям кажется, что жизнь проходит мимо в то время, как они сидят с ребенком. Отец, в свою очередь, должен больше работать, а после работы – сидеть с ребенком, давая жене время на другие дела.Усталость накапливается, и это неизбежно приводит к конфликтам. Очень плохо если ребенок нежеланный, а супруги еще не готовы к его появлению – в таком случае высока вероятность развода. Особенностью данного периода является становление родительских ролей. Их отличие от супружеских в том, что от роли мужа или жены можно отказаться, а роль родителя – навсегда.
  4. Стадия квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка – как будто младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. В таких семьях нередко возникают сильная ревность, напряжение и зависть. Старший ребенок сталкивается лицом к лицу с ситуацией, когда младшему достается всё, а ему – ничего. Родителям необходимо все подробно объяснить старшему ребенку: откуда появился младший, как к нему надо относиться и зачем нужны все эти перемены. Они должны будут организовать семейный быт таким образом, чтобы старший не ощущал себя забытым и нелюбимым.
  5. Стадия выхода в школу. Она начинается с походом младшего ребенка в первый класс. На этой стадии семья как воспитательная система проверяется на эффективность. Если в течение всего первого класса ребёнок справляется с нагрузкой, то это означает, что семья на находится на верном пути. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о проблемности семьи. Важно помнить, что семья долгое время может хорошо выполнять свои функции, а на какой-либо из стадий могут появиться проблемы. Родители решают ряд вопросов, связанных с ребенком: всестороннее развитие или выбор занятия по интересам и склонностям, приучение к домашним обязанностям, некоторое несоответствия реальности идеалам. Кроме того, родители впервые сталкиваются с тем, что их дети когда-нибудь их покинут, а они останутся наедине.
  6. Стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Этот период наполнен кризисами для всех членов семьи. Старшее поколение, или бабушки-дедушки, готовится к выходу на пенсию. Среднее, или родители-супруги, вступают в кризис середины жизни, связанный с подведением промежуточных итогов и переоценкой ценностей. Дети вступают в переходный возраст. Закон равновесия серьезно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильной является потребность в изменениях. С одной стороны, подросток ищет себя, постепенно становясь взрослым и независимым, с другой стороны, семья пытается сохранить его статус члена семьи. Соответственно, семья, в которой есть ребенок подросткового возраста, должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Также переходный возраст подростков сочетается с кризисом остальных членов семьи. В норме после прохождения через эту стадию ребенок частично отделяется от семьи.
  7. Стадия пожилой диады – синдром опустевшего гнезда. Дети все реже бывают дома, и может оказаться, что либо через них родители привыкли общаться друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Зачастую обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей. Решить эти проблемы сейчас гораздо сложнее, ведь и муж, и жена являются взрослыми людьми с устоявшимися привычками и взглядами. Характерными для этой стадии является переживание тревоги, утрата любви, разочарование в партнере. Из-за всего этого может произойти обострение существующих проблем, например, пьянства или походов “налево”.

    Синдром опустевшего гнезда – это сигнал о приближающейся старости. Бывает, что жизнь взрослых детей не соответствует ожиданиям родителей, что порождает еще большие разногласия. Часто семейный неурядицы осложняются выходом супругов на пенсию. У них внезапно образуется огромное количество свободного времени, которое они не знают, на что потратить.

    Женщины, как правило, лучше адаптируются к роли пенсионера, т.к. в их жизни происходит меньше изменений: мы все также остаемся хозяйками дома, отвечаем за семейные бюджет и досуг. Мужчина же обычно играет роль “кормильца”, а с выходом на пенсию эта роль утрачивает свое значение. Часто в семьях в этот период происходит тихая революция, в результате которой власть полностью переходит к жене. Это отрицательно сказывается на атмосфере в семье, т.к. происходит зацикливание на быте и рутине. Гармоничный вариант переживания “пенсионной” стадии – поиск новых сфер и возможностей для самореализации, уважение к поставленным другим супругом целям и его поддержка и помощь в их достижении.

  8. Стадия пожилой монады – после смерти одного из супругов. Это всегда тяжело переживается, поскольку это не просто потеря, а еще и напоминание о своей скорой смерти. Оставшийся в живых супруг должен приспособиться к жизни в одиночестве. Из-за этого приходится менять устоявшийся образ жизни и привычки. Психологи выделяют несколько довольно типичных вариантов образа жизни вдовы или вдовца.

    Первый вариант – это жизнь в прошлом: уход в воспоминания о том, как хорошо жилось, потеря цели в жизни и отказ от будущего, ведущие к одиночеству. Второй вариант – это жизнь в ожидании смерти: происходит подготовка к “встрече с супругом”, уход в религию, принятие и ожидание смерти. Третий вариант – эгоцентризм: человек концентрируется на собственном здоровье и благополучии, воплощении в жизнь своих желаний. Четвертый вариант – попытки самореализации в профессиональной или общественной деятельности. Пятый – в увеличении интенсивности общения с родными и близкими: друзьями, детьми и внуками, забота о них. Шестой – это повторный брак и создание новой семьи.

семья как воспитательная система

Особенности семейной жизни в России

Очень много книг по семейной психологии написано зарубежными авторами, и советы, озвученные в них, могут показаться очень и очень эффективными. Однако при чтении подобных работ нельзя забывать о специфике российской семьи, которая способна свести на нет многие теории западных психологов. В чем же заключаются особенности семьи, живущей в России?

  • На Западе принято считать, что семья – это мама, папа и дети. Бабушки, дедушки, дяди и тети живут отдельными семьями, и их влияние оказывается весьма ограниченным. У нас же, в большинстве случаев, всё происходит по-другому: эти родственники живут вместе, под одной крышей, да еще и на очень маленькой территории. Во главе семьи нередко стоят не отец или мать, а бабушка или дедушка, и все еще больше запутывается из-за материальной зависимости друг от друга.
  • Во многих поколениях наших семей отсутствуют мужчины. Они умирали на войне, гибнут от алкоголизма или же попросту бросают свои семьи. Из-за этого в российских семьях обычно преобладает женский тип воспитания, что, в частности, накладывает свой отпечаток на характер детей.
  • Благодаря советской идеологии, любые проявления индивидуальности долгое время были под запретом. Это нашло отражение и в семейном укладе: быт, ценности, нормы и правила построены так, что в семье становятся невозможными комфортная жизнь и удовлетворение своих личных нужд.
  • Из-за социальной нестабильности и общественных кризисов, в российской семье отсутствует ощущение безопасности и защищенности. Мы живем как на пороховой бочке, с мыслью о том, что завтра все может рухнуть. Из-за такого постоянного стресса нередко возникает агрессия друг к другу и стремление забыться в алкоголе.

Как создать здоровый семейный климат

Многие из вас согласятся с тем, что семья – это очень важная сфера в жизни человека. Но почему ее значение так велико? В нашей жизни масса всего такого, что кажется ценным, но важность семьи остается неизменной. Именно поэтому каждая из нас мечтает о том, чтобы в ее семье воцарились счастье, уют и благополучие. Что же может помочь в решении этой нелегкой задачи?

Не забывайте о порядке в семейных подсистемах. Супружеская подсистема возникает раньше родительской, соответственно, вы прежде всего супруги, а потом уже родители. Находите время для того, чтобы побыть вдвоем, сохраняйте интимность и любовь между вами.

Устанавливайте семейные границы – как внешние, так и внутренние. В идеале они должны быть гибкими. Например, вы не любите, когда друзья мужа приходят к вам неожиданно и целой толпой. Можно договориться, что они не будут так делать постоянно, но раз в месяц – можно. Или: ребенок спит отдельно в своей комнате, но когда ему грустно или страшно, он может приходить к вам. И так далее – любые правила могут быть гибкими и учитывать потребности всех членов семьи.

Помните об ответственности. Все, что происходит внутри вашей семьи – результат поведения всех ее членов, а не одного из них. Если у вас серьезные проблемы с мужем из-за того, что он постоянно проводит время вне семьи, скорее всего, вы его на это провоцируете. Не надо искать правых и виноватых – лучше обсудить эту проблему с мужем и начать ее решение прежде всего с себя.

Влезайте в “чужую” шкуру. Иногда нам кажется, что мы занимаем невыигрышное положение, в отличие от супруга. Например, сидим весь день с маленьким ребенком, готовим и прибираемся. А муж-то после работы идет гулять с друзьями! Но задумайтесь, ему ведь тоже нелегко: он переживает о том, как бы вас обеспечить и делает часть домашних дел. Может быть, он имеет право на небольшую передышку? Попробуйте не “пилить” его и понять, и он наверняка захочет вам отплатить тем же.

Никто из членов семьи не обязан быть идеальным и полностью соответствовать ожиданиям другого. Учитывайте это, когда требуете чего-то от ребенка или от мужа. Мыть руки перед едой – норма, которая не обсуждается, а вот с кем общаться или на кого пойти учиться – это вопросы, по которым каждый человек имеет право на собственное мнение.

jlady.ru

Психология семьи как система | Psylist.net

За последние 50 лет в семейном консультировании господствующим является системный подход, который рассматривает семью как систему. Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся семья в целом. Семейный консультант помогает семье в целом.

Самые распространённые направления – системное семейное консультирование и системная семейная терапия.

Теоретической основой системного взгляда на семью является общая теория систем, которая была разработана в 40-е годы Людвигом фон Берталамфи. Он утверждал, что большинство объектов окружающего мира представляют собой целесообразно организованные системы – организмический взгляд на мир. Таким же образом, как системы, функционирует человек и также различные социальные образования, в том числе и семья.

Постулаты этой теории систем:

  1. Целое больше, чем сумма составляющих его частей. Система описывается теми составными частями, из которых она состоит. Семья не состоит из мамы, папы и ребёнка. Все эти элементы присутствуют, но семья как система – нечто большее.
  2. Все элементы и процессы, происходящие внутри семьи, взаимно влияют и взаимообусловливают друг друга. Соответственно изменения, которые происходят в отдельном элементе системы могут вторично обусловливать изменения в других частях системы или в системе в целом. Влияя на ребёнка можно вызвать изменения во всех остальных участниках семьи.

С точки зрения теории системы семья представляет собой открытую систему. Закрытые системы – те, которые функционируют автономно. Открытые – которые для своей жизнедеятельности нуждаются в обмене с окружающей средой. Что-то нужно отдавать в окружающую среду и что-то из неё принимать. Чтобы семье выжить – она существует в социуме и она должна взаимодействовать с элементами социума. Если этого нет – системе начинает чего-то не хватать. Функции семьи могут нарушаться.

Кроме этого, семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи как системы.

Семья также является и первичной системой по отношению к каждому входящему в неё элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы – члены семьи. То что происходит в семье часто не зависит от намерений людей а регулируется свойствами системы как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются правилу функционирования систем. Семья первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Главный принцип – опосредованное воздействие. Это значит, что семья как система больше элементов из которых она состоит, также она больше и психолога, хотящего что-то изменить в ней (психолог). Воздействие на один из элементов получит противодействие, направленное чтобы снивелировать действие психолога. Наркомания – проблема системы а не индивидуума. Ненаркоман для семьи – аномалия и система пытается восстановить старый статус.

Поэтому все интервенции, которые используют люди для помощи, носят опосредованный характер. Фрейд (случай маленького Ганса) описал первым. Общение с одним членом семьи чтобы помочь другому. Агрессивность ребёнка может исчезнуть не путём прямого воздействия на ребёнка, но путём воздействия на родителей. Работа с детьми до 4-х лет мало целесообразна. Поэтому родители более подходящая среда для воздействия – опосредованный способ воздействия.

Семья является системой связанной с другими также и в продольном разрезе. Системы семьи жены взаимодействуют с системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье не изобретены заново, но приходят к нам из прошлых систем. Поэтому важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся записать и описать характер взаимоотношений людей в поколениях и выявить основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие-то нерешенные проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы поведения воспроизведутся в следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения стали сложными и он ушел из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.

Теория дифференциации: если есть дисфункция по вертикали (между поколениями), она обязательно воспроизведётся по горизонтали. Верджиния Сатир – первый психолог, ставший воздействовать на всю семью, а не по отдельности. Сальвадор Минухин – психология семьи. Он изучал структуру семьи и обнаружил, что структура отношений в семье серьёзно влияет на жизнедеятельность семьи и её деятельность. Динамика семейной жизни зависит от структуры отношений в семье. Коалиция – важнейший элемент взаимоотношений. Коалиция – образование, создаваемое внутри системы, которое в зависимости от их характеров может либо способствовать развитию семьи либо приводить к её дисфункции. Закономерность: вертикальные коалиции в семье являются дисфункциональными, горизонтальные – функциональными. Коалиция у мамы с бабушкой против мужа, феномен тёщи и пр. – дисфункциональная.

Во многих семьях структура взаимоотношений нарушена так, что одни элементы систем находятся близко, а другие дальше. Тактика сближения и воссоздание супружеской коалиции.

Существует 2 основных закона, которым семья как система подчиняется:

  1. Закон гомеостаза
  2. Закон развития

Оба эти закона существуют и действуют одновременно

Закон гомеостаза – любая система стремится сохранить существующее положение любым путём. Причем этот закон относится как к функциональным семьям, так и для дисфункциональных семей. Положение в семье мучительное, но она стремится сохранить это положение и делает его стабильным. Любые перемены пугают семью. Она считает, что перемены хуже чем существующее положение. Закон гомеостаза делает понятным, почему в семье многие годы могут сохраняться проблемы.

Закон развития – любая открытая система стремится развиваться и пройти свой путь от 0 до завершения. Источник творческих сил заложен внутри семьи. На уровне семьи закон развития проявляется в том, что семья как система должна прожить свой жизненный цикл, который представляет собой последовательную смену основных событий или стадий.

Грегори Бейтсон предложил свою классификацию стадий развития:

1 – стадия монады – добрачная стадия. Представлена индивидуальной жизнью каждого из людей, которые потом создадут семью. Молодой человек взрослеет, реализует правилами родительской семьи. Аналогичное с женской части.

2 стадия – стадия диады. Пара начинает жить вместе и сталкивается с проблемами. Она должна договориться, по каким правилам будут строить свою систему. Закон развития будет реализовываться, если произойдёт распределение обязанностей.

Здесь важно помнить, что есть правила лёгкие – внешние правила жизни и трудные правила, которые относятся к плохо осознаваемым правилам или правилам связанным с самооценкой. Пример, ситуации когда муж работает а жена нет – вопрос – как ей будут доставаться финансы или когда жена сталкивается с правилами семьи мужа (отмечать дни рождения бурно по понятиям жены и противоположное по мужу).

Дистанция между двумя в диаде очень близкая

3-я стадия – триады, когда появляется ребёнок. Это делает семейную структуру более устойчивой. С другой стороны триада отделяет супругов – дистанцирование, за счёт большего внимания к ребёнку. Говорят что появление ребёнка – это символический развод с мужем. Возникновение ребёнка изменяет функции, права и обязанности членов семьи. Нужно договориться о правилах новой жизни.

4-я стадия – квадрата, появление 2-го ребёнка. Новый член семьи выталкивает 1-го ребёнка. Синдром детронизации – младший свергает с трона старшего, лишая его полномочий единоличного обладания папой и мамой. Порождается сильная ревность, зависть и напряжение в семьях. Старший оказывается перед ситуацией, когда младшему всё а мне ничего. Здесь надо вновь договориться кто кого воспитывает и о том, что старший должен быть не забыт, распределение сил и средств и прийти к новым договорам.

5-я стадия выхода детей во внешний мир. Она начинается, когда в семье появляется первоклассник. Это серьёзная стадия, т.к. происходит проверка семьи как системы на эффективность использованных правил воспитания. Закономерность: если в течение всего 1-го класса ребёнок попадая в школу справляется с предъявляемыми требованиями, то это означает, что семья на данном этапе является функциональной. И наоборот, если в первом классе появляются проблемы, это говорит о дисфункциональности семьи. Важно помнить, что функциональность или дисфункциональность семьи не продолжается весь жизненный цикл. Она может быть функциональной на стадии диады и стать дисфункциональной на фоне триады.

Выход в школу оказывается проверкой для гиперсоциализированных семей также, т.е. семей которые живут по социальным правилам как все. Когда поведение ребёнка становится не стандартным, то он легко может превратиться в так называемый позор семьи. Обычно это связано с теми желаниями, которые оказались неисполненными у самих родителей. Ребёнком пытаются восполнить то, чего сами не могли иметь. Отношения в семье – отношения фрустрации. Благие побуждения не срабатывают.

6-я стадия взрослеющих детей подросткового возраста. Закон гомеостаза очень сильно расходится с законом развития. Семья пытается сохранить прежний статус, но сильными являются центробежные силы. Ребёнок ищет себё, становится взрослым, с другой стороны семья пытается сохранить его статус члена семьи. Возникает мораторий на идентичность, когда с помощью семьи ребёнок прекращает искать свою идентичность. Чтобы преодолеть эту стадию, важно изменить отношение к этому элементу. Семья – реанимобиль – это функциональная модель. Семья где есть подросток должна отпускать его во внешний мир, но при этом оставаться для него надёжным тылом, где он может залечить свои раны, рассказать обо всём. Если в семье есть коалиция мамы и сына против папы, она его не отпустит из семьи и т.п., то создать семью как надёжный тыл не удастся.

Также кризис подростков сочетается с кризисом 30-летних или 40-летних. Все элементы системы переживают нормативный кризис. Это стадия множественного кризиса системы. Семья считается функциональной, если после её прохождения происходит сепарация ребёнка от семьи. Полная сепарация является функциональной и частичная, когда остаётся зависимость от семьи.

7-я стадия – пожилой диады – все дети вышли из семьи (синдром пустого гнезда)

8-я стадия – пожилой монады – после смерти одного из супругов.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

psylist.net

Тема: «Параметры семейной системы» | Psylist.net

Выделяют шесть основных параметров семейной системы:

  1. Стереотипы взаимодействия
  2. Семейные правила
  3. Семейные мифы
  4. Границы семьи
  5. Стабилизаторы семьи
  6. Семейная история
1. Стереотипы взаимодействия семьи

Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (муж улыбается жене, а она в ответ показывает язык – преамбула к скандалу или сексу и пр.). Сообщением в семье является любое событие. Гром кастрюль на кухне может означать рассерженность мамы).

Типы сообщений:

  1. Одноуровневые (по одному каналу) – например, звук захлопнувшейся двери.
  2. Двухуровневые – звук захлопнувшейся двери, плюс крик в догонку.
  3. Многоуровневые.

Один уровень всегда является словесным, 2-й – невербальным

Двух и многоуровневые сообщения делятся на:

  1. Конгруэнтные (совпадающие).
  2. Неконгруэнтные (несовпадающие, расходящиеся).

Если содержание информации по 2-м каналам совпадает – конгруэнтные.

Как дела? – улыбка и «всё хорошо» – конгруэнтное сообщение. Если же говорит – «всё хорошо», а голову опускает – не конгруэнтное сообщение.

Эти взаимодействия (интеракции) часто бывают повторяющимися и те стереотипы, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

В функциональной семье большая часть стереотипов взаимодействия является функциональной (конгруэнтной).

Радость на лице, в голосе и словах, также и печаль – конгруэнтный характер. Когда стереотипы взаимодействия носят конгруэнтный характер, тогда все события в семье являются ясными и понятными, также и эмоции и взаимоотношения. При этом происходит свободный эмоциональный обмен, семья способна вырабатывать здравые решения, в ней царит мир и спокойствие.

Для проблемной семьи особый интерес представляет анализ патогенных (неконгруэнтных) стереотипов взаимодействия.

К примеру, подросток приходит домой, говорит что всё хорошо и при этом опускает голову вниз. Это повод к родительской тревоге, фантазиям о том, что случилось, недоверие, желание подтверждения того, что произошло. Нарастает эмоциональное напряжение, возникает семейная проблема. И если она есть у мамы, папы, сына и бабушки, они начинают обмениваться, напряжение кумулирует, возникает патогенный стереотип взаимодействия в семье. Никто ни у кого не находит поддержки. Подобные стереотипы ведут к серьёзным нарушениям взаимодействия в семье. Чем более дисфункциональной является семья, тем с большим объёмом неконгруэнтных стереотипов мы встречаемся.

Нужно наблюдать за взаимодействием в семье и выбирать неконгруентность, чтобы потом назначить правильную коррекцию. Стереотипы можно отследить только наблюдая за семьёй в целом. Самым значительным стереотипом является стереотип, описанный в конце 69-х годов группой Американских психологов под руководством Грегори Бейтсона. Они вначале исследовали формы общения в семьях с больным шизофренией. В результате они установили, что в каждой из этих семей встречается особый стереотип двойной связи.

Сущность двойной связи заключается в том, что к ребёнку постоянно поступают неконгруэнтные сообщения в ситуации, когда он не может выйти или отстраниться или проверить саму ситуацию взаимодействия. Матери на словах говорили детям, что они их любят, но не вербально это не подтверждалось. Ребёнок мал и не может проверить правильность послания. На одном уровне коммуникации показывается неприязнь, а на другом (словесном) говорится о любви.

Если ребёнок получает такое двойное послание, возникает состояние растерянности – какой части этого двойного послания верить? Соответственно ребёнок не может получить должной эмоциональной привязанности. Присоединюсь к «люблю» – она отодвинется. Присоединюсь к «отодвинется» – она меня наругает. Такой ребёнок оказывается в состоянии хронической растерянности. Шизофрения, в таком случае, своеобразный выход из состояния постоянной растерянности, посредством аутизма.

Консультант в этом случае, способствует трансформации неконгруентных стереотипов в конгруэнтные. Неконгруэнтные стереотипы – это очень сильная привычка, изменить её невозможно, пока не увидишь себя со стороны.

2. Семейные правила

В каждой семье существуют свои правила жизни. Они делятся на гласные и негласные, о которых все знают, по которым все живут, но которые не озвучиваются либо не сознаются. Если речь идёт о гласных правилах, то по ним договориться легко. Если они не озвучены, подчинения негласны, люди делают вид, что правил нет. Важно выявить не только гласные, но негласные правила.

Правила бывают ещё:

  1. Культуральными, которые существуют в конкретной культуре и принимаются многими семьями. Они известны всем членам семьи и всем семьям. Например, родители не должны заниматься сексом на глазах у детей.
  2. Уникальные правила касаются каждой отдельной семьи, возникают в силу уникальности истории семьи и известны только членам этой семьи. Часто они бывают негласными.

Правила касаются основных сфер жизнедеятельности семьи. Муж работает, жена домохозяйка. Правила касаются сферы досуга, домашнего хозяйства. Они способствуют распределению семейных ролей и функций.

Правила в каждой семье определяют место для члена семьи, которое он займёт в семейной иерархии. Новый элемент в этой структуре будет продвигаться по правилам. Правила распространяются на место детей в семье.

Совокупность всех семейных правил подчиняется закону гомеостаза (сохранения), который обеспечивает постоянство этих правил. Если кто-то может указать на это негласное семейное правило, может стать для семьи persona nongrata.

Правила нуждаются в изменении в соответствии с динамикой семейной жизни. Это болезненный процесс.

Правила семейной жизни касаются всех областей жизни. Часть вырабатывается внутри семьи (уникальные), часть вносится в семью культурально. Правила касаются распределения ролей в семье. Они достаточно противоречивы. С одной стороны, есть правило, что муж – глава семьи, с другой стороны – есть правило равноправия между мужчиной и женщиной. Правила определяют борьбу за власть внутри семьи и определяют семейную дисфункцию.

Правила можно разделить на:

  1. Функциональные.
  2. Дисфункциональные.

Дисфункционльным в правиле может быть его содержание. Те, кто позволяет совершать насилие в семье, устанавливают дисфункциональные правила. Дисфункциональные правила отличаются устойчивостью (ригидностью). Любое трудно изменяемое правило является дисфункциональным.

Функциональными являются те правила, которые можно менять. Чтобы помочь семье, нужно выявить дисфункциональные правила.

3. Семейные мифы.

Это сложное семейное знание, часто плохо осознаваемое, которое складывается из совокупности семейных правил, сформировавшихся в течение, как минимум, трех поколений и которые являются, как бы, продолжением фразы «Мы – это…» Обычно семейный миф пребывает в латентном состоянии. Он просыпается, когда:

  1. В семью входит посторонний человек.
  2. В моменты серьёзных социальных перемен.
  3. В ситуации с семейной дисфункцией.

Обычно в функциональной семье миф находится очень глубоко. Чем более семья становится дисфункциональной, тем больше начинает просыпаться миф. Миф не всегда является дисфункциональным. Он может быть вполне естественным и определяться теми условиями, где живёт семья. Но если в 1-м поколении он воспринимается нормально, то к третьему он может стать болезненным для кого-то из членов семьи.

Люди, находящиеся внутри мифа, как правило этот миф не осознают. Поскольку они находятся внутри мифа, то и реальность они начинают видеть в категориях этого мифа. Часто семейные мифы соответствуют известным древнегреческим мифам. В семьях живут Гераклы, Домоклы, Танталы и пр.

В зависимости от этапа развития мифа, семья может развиться из функциональной в дисфункциональную. Миф: «Мы – дружная семья…» в двух поколениях, в третьем поколении приводит к сложностям отделения детей от родителей.

4. Границы семьи

Любая семья – это система, а любая система имеет свою структуру и границы. Границы семьи тесно зависят от состояния границ больших социальных систем. Чем более открыты границы большей социальной системы (государства), тем более закрытыми являются границы меньшей социальной системы (семьи) и наоборот. 70 лет СССР был закрытым государством, при этом семьи были очень открытыми. Теперь система государства открылась и границы семьи стремительно закрываются. Формируется позитивное отношение к закрытым семейным системам. Но если границы семьи закрыты, то границы подсистемы (мамы, папы) всё более открываются. Для таких систем очень частыми являются вертикальные дисфункциональные коалиции (мама с дочкой против папы). Все вертикальные коалиции дисфункциональны, а горизонтальные – функциональные.

При консультировании важно ответить на вопрос – где границы, какие они, как они проходят, почему происходит перестройка.

Треугольник позволяет увидеть коалиции: вечерний треугольник и дневной треугольник. Например, в семье папа, мама, ребёнок и телевизор. Вечерний треугольник, когда ребёнок спит. Если папа с мамой не разговаривают, общение может идти через ребёнка. Когда ребёнок вечером усыпает, его место в треугольнике занимает телевизор.

Границы семьи видны с первого взгляда. Они хорошо видны на основании того, как семья взаимодействует с близкими семьями.

5. Стабилизаторы семьи

В каждой семье, как функциональной так и дисфункциональной имеются свои стабилизаторы:

  • формы активности
  • люди
  • материальные вещи и пр.

Они поддерживают жизнедеятельность семьи, продлевая её жизнь

Функциональные стабилизаторы:

  1. Общее место проживания
  2. Общие финансовые средства
  3. Общие формы активности и деятельности
  4. Общие развлечения и пр.

Дисфункциональные стабилизаторы – те, которые продлевают время жизни дисфункциональной семьи:

1. Дети
Они являются элементом семейной системы, растут и развиваются в ней. В функциональной семье они стабилизаторами не являются. Но в дисфункциональной, вместо того, чтобы семья тратила энергию на своё развитие, все элементы системы тратят массу энергии на сохранение семьи. Ребёнок своим присутствием заставляет семью не распадаться. Дети стали становиться такими стабилизаторами в последние 100 – 150 лет, что связано с увеличением продолжительности жизни. Раньше браки длились не более 20 лет, дети не успевали стать стабилизаторами.

В соответствии с законом гомеостаза семья пытается сохранить свою стабильность и ребёнок выполняет роль стабилизатора, удерживающего семью от распада.

2. Болезни
Как болезни, возникающие помимо влияния семейной системы (соматические), так и расстройства порождённые самой системой (психосоматические и психические). Если в семье появляется больной ребёнок, то он становится дисфункциональным стабилизатором системы. Аналогично, если в семье появляется психически больной. Могут возникать и различные психосоматические расстройства, которые также заставляют существовать семью достаточно долго.

3. Нарушения поведения
Существует достаточное количество семей, где дети убегают из дома, совершают мелкие кражи и пр. Это становится своеобразными стабилизаторами семьи. Эти нарушения поведения часто являются реакцией на дисфункциональность отношений в семье. Двойки в дневнике – часто бессознательное действие к тому, чтобы обратить внимание родителей на детей. Такой проблемный ребёнок продлевает время жизни дисфункциональной семьи.

4. Супружеские измены – при синдроме страха близости.

6. Семейная история

Многие дисфункциональные стереотипы в семье воспроизводятся в поколениях. Например, алкоголизм, суициды, лавеласы и пр.

Сегодня точно установлены генетические заболевания и просто стереотипы поведения с стереотипами наследования. Отсюда, семейные психологи интересуются семейной историей жизни изучаемой семьи и каждого из членов семьи, которую они составляют. Этот интерес помогает понять то актуальное неблагополучие, которое возникало. Одной из техник, по которой можно правильно узнать историю является техника генограмм. Её создал Мюрей Боуель – американский психолог. Эта техника позволяет записать не только структуру семьи, но и верифицировать тот или иной тип взаимоотношений в семьях. Кружок – обозначание женщины, квадрат – мужчина. Линия их соединения – брак. Дети обозначаются соответственно кружочком или квадратиком, внутри ставится возраст. Это даёт представление о характере отношений в семье. Если в семье кто-то умер, это обозначается перечеркнутым квадратом, ставятся даты жизни и смерти. Аборты и выкидыши – перечеркнутый треугольник. Развод обозначается двумя параллельными линиями. Восстановление брака – линия, повторно соединяющая квадрат и круг. Связь без брака – пунктирная линия. Также фиксируют и характер отношений – две параллельные линии при хороших отношениях, дистантные отношения – пунктирная линия. В семьях бывают симбиотические отношения – 3 параллельных линии. Это очень близкие отношения с выраженной эмоциональной зависимостью людей друг от друга. При увеличении межличностной дистанции – дети трудно переносят разлуку. Возникают различные невротические состояния, ребёнок становится более инфантильным, он не в состоянии начать и вести самостоятельную жизнь. Если 2 элемента обводятся пунктирной линией – имеется коалиция. Если есть коалиция симбиотическая связь – возникает дисфункция. Любая дисфункция по вертикали будет воспроизведена по горизонтали.

Две косые линии – отношения типа эмоционального разрыва. Конфликтные отношения в семьях изображаются волнистой линией.

Амбивалентные отношения – 2 параллельные линии, перекрещенные синусоидой – когда люди испытывают друг к другу сильные противоречивые отношения. Периоды близости чередуются с конфликтами.

На полях генограммы указаны имена, даты рождения и смерти и значительные даты в истории семьи (переезды, аресты и пр.) Если генограмму рассмотреть в трех поколениях, можно установить источник семейного мифа. Эта техника позволяет установить границы семьи, у кого были аналогичные стереотипы. Есть определённые закономерности, которые в семье воспроизводятся.

Техника генограммы позволяет также определить степень дифференциации в семье. Что такое дифференциация – это понятие определяющее характеристику индивидуальной психики и отражает степень разграниченности индивидуального и функционального. Чем ниже уровень дифференциации тем легче мыслительные процессы подпадают под власть эмоций. Тем выше зависимость поведения индивида от ситуации. Существует шкала дифференциации с 4-мя областями.

Крайняя область 0 – 25% – эмоции полностью доминируют над мыслительными процессами. Установки поведения полностью зависят от стереотипов. В стабильных условиях функционирует опираясь на здравый смысл, но при небольшом стрессе, эмоции приобретают над таким человеком полную власть.

При 25 – 50% человеком также преимущественно обладают эмоции, но они в большей мере являются приспособительными и в меньшей степени обусловлены средой. Здесь присутствует целенаправленное поведение, но человек чрезмерно зависим от мнения других. Каждый шаг человек сверяет со средой и не очень доверяет самому себе. Значимые поступки человек может не совершать, если среда посмотрит на это негативно.

50 – 70% интеллектуальные функции достаточно сформированы, чтобы не подпадать под эмоции. Они берут верх только при сильном стрессе. Большая часть человечества подпадает под этот параметр. Интеллект определяет принятие решений, а эмоции активно проявляются в близких отношениях.

Как это связано семьёй. Недифференцированность означает, что при взаимодействии в группе индивид легко вступает в эмоциональное слияние с другими. Человек, не способный отделить свой разум от эмоций не может этого отделить и в других, особенно в близких. Такой человек сам того не осознавая заряжает семью разными эмоциями. Такая семья называется эмоционально слитной. Семейная эго масса – не понятно, кто является источником эмоций. Эта эмоциональная слитность начинает сказываться и на модели индивидуального поведения и семейного тоже. Ребёнок в такой семье будет заражаться к примеру эмоциями мамы. Создав свою семью он будет стараться чрезмерно слиться с своей женой.

В слитных семьях взаимная эмоциональная вовлеченность столь велика, что они знают мысли друг друга и фантазии. Если такая сверхблизость наблюдается постоянно, это становится невыносимым. Такая сверхблизость характеризуется периодами отчуждений. То периоды сверхблизости, то отчуждения. Часто в таких амбивалентных семьях появляются дети – шизофреники. Выход из такой слитной семьи может осуществляться не путём сепарации, а путём эмоционального разрыва. Каждый является жизненно важным элементом друг для друга. Когда сын будет стремиться к отделению, мать будет стараться всеми силами его удержать. В лучшем случае его женят на ком-то. При такой слитности не возможно устанавливать дистанцию в семье на конечную величину. Не возможны сохранения отношений взрослого сына и матери. Возникает 2 варианта – либо состояние слияния и тогда симбиоз, либо ситуация разрыва и тогда дистанция становится бесконечной. Ситуация эмоционального разрыва оказывается не противоположностью, а её оборотной стороной, т.е. наоборот предполагает сверхблизость. Это значит, что такой сын может уйти от симбиоза с мамой может разорвать связь с мамой и уехать за тридевять земель. Но образ мамы он всё равно увезёт с собой. Эти отношения всё равно останутся в нём. И в новых отношениях с женой он всё равно будет продолжать воспроизводить отношения с матерью. Гены здесь ни при чем, только стереотип. Таким образом эта низкая дифференцированность на индивидуальном уровне приводит к тому, что семья также будет характеризовать с незрелостью, низкой стрессустойчивостью, зависимостью от массового сознания и мнении окружающих, нереалистической самооценкой. Сверхблизость будет чередоваться с отчуждённостью. Эмоциональное состояние семьи будет зависеть от одного и того же фактора. Жена в печали и муж приходя домой впадает в печаль, туда же впадают и дети без разбора к причинам. Семья будет характеризоваться устойчивостью к воздействию психолога, консервативностью Любые внешние воздействия для семьи могут оказаться фатальными. Это люди, которые друг без друга жить не могут. Отсюда невозможность приспосабливаться к изменениям, в том числе переходить из одной стадии семейной жизни в другую.

При анализе генограмм можно вполне выявить ещё одно ключевое понятие – треугольник. Это структура, включающая 3-х человек. Отличается большей степенью устойчивости. Очень часто внутри треугольника начинают образовываться коалиции, которые возникают следующим образом:

Если в какой-то семье чередуются сверхблизости с отчуждением, то на каком-то этапе может возникнуть ситуация эмоционального разрыва. Если эти отношения чем-то не стабилизировать, то весьма возможен распад семьи. Тогда находится третий участник, которого пара вовлекает в свои отношения и на которого может быть вылит избыток эмоций. Это названо триангуляцией семьи. Муж не может найти отношения с тёщей, жена оказывается объектом триангуляции – какой ты муж? какая ты жена?

При триангуляции вместо эмоционального обмена между супругами эмоциональные каналы между ними перекрываются, и открываются в отношении третьего человека. Эмоциональный обмен очень нарушается, третьего отпускают, когда мир, но когда конфликт нарастает подтягивют триангулированного члена семьи. По сути он живёт не для себя а для обслуживания дисфункции членов семьи. Это способ стабилизации семьи. Обычно такими являются наименее недифференцированные члены семьи – либо тёща, либо дети. Для треугольника могут использоваться не только люди, но и домашнее животное, либо хобби (рыбалка), религиозная деятельность, работаголизм, идеология (коммунистическая). При семейной терапии первое, что делает семья, она стремится триангулировать психолога, включить его в треугольник. Важно на это не поддаваться. Семейное консультирование всегда нейтральное и дистанцированное, сохраняя возможность позитивных действий в семье. Это сложно достичь, но важно соблюдать максимальную нейтральность.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

psylist.net

Про-мамаСемейная система. Уровни. Элементы. Характеристики.

Л. Петрановская

v      В любой семейной системе есть своя иерархия – оговоренные или подразумеваемые правила касательно того, кто «главнее», кто принимает решения, чье мнение учитывается в первую очередь. Правильная, естественная иерархия должна быть построена на здравом смысле, то есть «главнее» тот, кто старше, умнее, опытнее, от кого в большей степени зависит благосостояние семьи. В традиционных культурах это мужчина-добытчик, или женщина – организатор домашнего хозяйства, в современном мире два работающих супруга могут делить между собой место наверху семейной иерархии. При естественной иерархии семейная система устойчива и гармонична, каждый член семьи получает столько заботы, сколько ему нужно и имеет столько ответственности, сколько способен нести.

v      Нередко встречаются нарушения иерархии, например, всю семью фактически подчиняет себе капризный ребенок, становясь «семейным тираном», или властная бабушка руководит внуками через голову их родителей, или мужчина находится на положении одного из детей своей жены, или ребенок родителей-алкоголиков фактически становится их родителем и родителем своих младших братьев и сестер. Любое нарушение иерархии делает семейную систему негармоничной, провоцирует конфликты и недовольство. Тот, кто отказывается от ответственности, перекладывает ее на плечи других. Тот, кто забирает себе много власти, лишается права на проявление слабости и заботу.

v      Нарушения иерархии всегда отражаются на отношениях между поколениями в семье. Это может проявляться в виде постоянных конфликтов или в виде скрываемого (возможно, от самих себя) постоянного недовольства, напряжения, невозможности расслабленно, откровенно общаться с родителями или с детьми, раздражающее ощущение зависимости, слишком эмоциональные реакции на пустяковые, казалось бы, реплики или поступки.

v      С приходом в семью ребенка проблемы нарушения иерархии, если они есть, могут обостриться. Например, супруг, занимавший прежде положение ребенка, может быть недоволен,  что теперь придется быть более ответственным и менее зависимым. Бабушка, которая до сих пор считает свою дочь маленькой девочкой, может вмешиваться в ее отношения с ребенком. Проблемы нарушения иерархии могут принести в семью и сами дети. Например, девочка, которая фактически уже несколько лет была мамой для своего младшего брата, с трудом сможет вновь вернуться к положению ребенка и предоставить заботу о малыше воспитательнице.

v      Супруги, которые недовольны сложившейся в их семье иерархией, например, слишком большой властью —«избалованностью» — детей или постоянным давлением своих родителей, иногда считают, что достаточно завести ребенка – и все само собой изменится, дети станут менее эгоистичными, а родители наконец признают, что их взрослые дети уже выросли. Это иллюзия. Появление ребенка только обострит проблемы. Избалованные дети могут возненавидеть «пришельца», покушающегося на их привилегии, а властные бабашка  и дедушка примутся его воспитывать в своей манере, просто отодвинув воспитателей в сторону. Ребенок не может и не должен быть средством решения внутрисемейных проблем.

v      Гармоничная семейная система обладает значительной гибкостью, способности приспосабливаться к изменившейся ситуации, сохраняя вместе с тем по возможности все, что для членов семьи дорого и важно. Гибкость позволяет семье переживать критические ситуации, которых в жизни немало (переезд, изменение материального положения, изменение состава семьи и т. д.) Кризисом по сути является приход в семью любого нового человека, в особенности – ребенка. Изменится образ жизни, увеличится сфера ответственности, станет меньше времени на общение друг с другом. Ребенок, особенно не имеющий опыта жизни в семье или живший в неблагополучной семье, может с трудом приспосабливаться, не уметь строить отношения, завоевывать свое место в семье слишком нерешительно или, напротив, бесцеремонно.  Сможет ли семья измениться так, чтобы быть способной удовлетворить потребности ребенка и вместе с тем не потребовать от своих членов жертв, которые через некоторое время начнут казаться чрезмерными? Например, если супруги решают взять в семью ребенка, а потом муж ничего не меняет в своей жизни, продолжает все свое время посвящать работе, как делал это раньше, а с ребенком, имеющим трудности поведения, общается  весь день и решает все проблемы его жена.

v      Гибкость тоже не должна быть чрезмерной. Доведенная до крайности, она превращается в хаотичность, непредсказуемость. Таковы некоторые студенческие и богемные семьи, в которых никто не знает, что будет завтра, нет никаких устоявшихся традиций и правил, все зависти от настроения или спонтанного решения. Хаотичностью часто отличаются и семьи алкоголиков, и опты жизни в такой семь делает для ребенка очень трудным освоение правил, обязанностей, распорядка дня, необходимости делать что-либо регулярно, независимо от настроения. Даже благополучная во всех остальных отношениях семья, если она отличается хаотичностью, не может организовать свою жизнь, просто не справится с воспитанием ребенка, прежде всего с уходом за ним и с помощью в учебе. Ведь варить кашу и проверять уроки нужно каждый день.

v      Еще одна важная характеристика семьи – сплоченность, теплота отношений.  Это и взаимопонимание, и душевный комфорт в обществе друг друга, и готовность прийти на помощь. Сплоченность совершенно необходима семье, которая собирается взять ребенка. С одной стороны, чувство общности, взаимопомощь, поддержка позволят преодолеть трудности. С другой – сплоченность, близость, теплота – это то, ради чего в первую очередь ребенка устраивают в семью.

v      Вместе с тем встречаются семьи с избыточной сплоченностью, доходящей до слияния, слипания. В этих семьях все очень сильно привязаны друг к другу, но при этом отрицается права отдельного человек на свои интересы, на распоряжение собственной жизнью. Члены семьи не признают личных границ друг друга, права иметь свою территорию, свои тайны, свои интересы или отношения с другими людьми. Происходит «удушение любовью»,  формируется зависимость друг от друга. Такие семьи вообще с трудом принимают нового члена, а если берут ребенка, то сразу же предъявляют к нему требования «любить», «быть близким», «быть своим» и не готовы принять ни прошлых привязанностей ребенка, ни его права на определенную независимость.

v      Нередко супруги, чувствующие недостаток сплоченности, считают, что ее можно усилить, заведя ребенка. Это ошибка. Трудности взаимопонимания только усилятся в критической ситуации и семья.  скорее всего, окончательно распадется. Снова вывод: ребенок не может и не должен быть средством для улучшения отношений в семье.

v      Семья является очень удобной формой сосуществования людей потому, например, что в ней возможно эффективное разделение труда. Нет необходимости каждому отдельно готовить себе еду, выращивать овощи в огороде, приносить продукты и т. д. Каждый делает то, что у него лучше получается или что ему нравится. Примерно также обстоит дело с разделение психологических «обязанностей». В каждой семейной системе существует определенное разделение семейных ролей. Есть тот, кто всегда всех мирит, тот, кто принимает решения, тот, кто разрушает привычные стереотипы, тот, кто «отвечает» за отношения с окружением (соседями, родней), тот, кто планирует, тот, кто разряжает обстановку шуткой, тот, кто всегда недоволен и т. д. В гармоничной семье  распределение ролей помогает каждому найти свое, комфортное место в системе. При этом важно, чтобы семейная роль отвечала личным особенностям и потребностям человека, и каждый должен иметь возможность сменить свою роль, если это в данный момент ему нужно. Так, семейный «миротворец» тоже должен иметь возможность порой высказать претензии, а тот, кто обычно не унывает и всех подбадривает, тоже должен иметь право на плохое настроение и упадок сил и рассчитывать на поддержку семьи.

v      Проблемы начинаются тогда, когда какие-то обязанности никто не хочет выполнять – например, никто не хочет принимать решения. Или, напротив, на какую-то роль претендуют слишком многие, например, на роль семейного любимца. Встречаются также роли, которые сами по себе негармоничны, поскольку наносят вред их «исполнителю». Такова, например, роль «козла отпущения». которую часто играет в семье ребенок, особенно мальчик, или отец. Это тот, «из-за кого все», тот, кто все делает не так, с кем вечно случаются неприятности, кто всем создает проблемы. Семья постоянно жалуется на «козла отпущения», хотя как система заинтересована в нем – он позволяет остальным быть «хорошими» и быть «вместе» – против него. Негармонична и роль «семейного тирана». Хотя кажется, что в этом случае страдает не сам исполнитель, а все остальные, на самом деле не все так однозначно. «Тиран» лишается теплоты и права побыть иногда слабым, а остальных членов  семейной системы может вполне устраивать инфантильное, безответственное существование под его неограниченной властью.

v      Ребенку, который придет в семью, придется освоиться с распределением в ней ролей и сориентироваться, к кому идти с жалобами, от кого скрывать проделки, а с кем проводить выходной. Кроме того, ребенок сам должен найти свою роль в семье, и эта роль во многом определит его развитие. Для ребенка с трудным поведением очень велика вероятность получить роль если не «козла отпущения», то «нашей вечной семейной проблемы», или «воплощения семейных достижений», или «ужасной бедняжки, который пропал бы, если бы не мы». Все эти роли приводят не к лучшим результатам в развитии личности и становлении характера. 

v      Любая семья существует не сама о себе, а включена в цепь поколений. И то, как именно будет устроена и будет действовать данная семейная система во многом зависит от того, какие примеры, уроки, заветы, она получила от своих предков, то есть семейная система во многом определяется семейной историей. Если, например, в семье на протяжении нескольких поколений старший ребенок был нелюбимым и проблемным, а все родительские чаяния сосредоточивались на младшем. это может стать образцом для невольного подражания. Молодое поколение этой семьи, заводя собственные семьи, будет уже словно ожидать от старшего ребенка чего-то плохого – а такие ожидания родителей непременно оправдываются. Или, например, в нескольких поколениях отец по той или иной причине оставлял жену с ребенком. Такой сценарий может стать для семьи привычным и повторяться вновь и вновь. Тогда появление ребенка у бездетной супружеской пары может спровоцировать разрыв, особенно если без отцов выросли и муж, и жена – ведь они просто не знают, не представляют себе, как это жить отцу вместе с ребенком.

v      Семейная история – не приговор, в ней нет никакой мистики, никакого «родового проклятья». Просто опыт предков действует на нас на подсознательном уровне и подсказывает выходы из сложных ситуаций, которые в этот момент кажутся нам самыми простыми и естественными. Если знать об этом, то сила такого «внушения» сразу ослабевает  и мы начинаем мыслить более разумно и самостоятельно.

v      С другой стороны, семейная история служит для нас и источником силы. Когда мы впадаем в отчаяния от того, что у ребенка сплошные простуды или нам не хватает денег ему на модную одежду, достаточно вспомнить опыт своей бабушки, которая в полной бедности вырастила и поставила на ноги тяжело больного сына. Для семей, которые берут на воспитание ребенка, источником силы и поддержки может стать опыт воспитания приемных детей, который был в их семьях. Нередко именно люди, которые  сами в детстве попали в хорошую семью и были там счастливы, становятся прекрасными воспитателями для детей с тяжелым прошлым.

pro-mama.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *