Школа развивающего обучения в в давыдов: Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Содержание

принципы и отзывы родителей и учителей

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Евгения Климкович! Доброго времени суток желаю вам и предлагаю поближе познакомиться с одной из самых необычных программ обучения в начальной школе. Итак, сегодня свои тайны нам откроет школьная программа Эльконина Давыдова. По крайней мере, я на это надеюсь) Долго я собирала о ней информацию и в интернете, и из «первых уст» и результатами своих изысканий готова поделиться с вами.

А автор кто?

Судя по названию, ее авторами являются некто Эльконин и некто Давыдов. А кто же они такие?

Даниил Борисович Эльконин был известным советским психологом. Именно он является автором оригинального направления в  детской психологии. Родился Даниил Борисович в 1904 году, а скончался в 1984.

портрет-эльконина

Эльконин изучал проблемы, касающиеся детской игры, какое-то время работал учителем начальных классов, преподавал в педагогическом институте и на психологическом факультете МГУ, писал учебники русского языка для детишек Крайнего Севера и защитил диссертацию по теме развития речи младших школьников. Конечно, это не все его заслуги.

Основным его вкладом в педагогику стала как раз разработка новой системы развивающего обучения.

Интересно, что за не совсем стандартные взгляды Эльконина собирались репрессировать. Заседание, на котором должны были рассмотреть его «поведение» было назначено на 5 марта 1953 года. Но в этот день умер Сталин, и заседание сначала отложили, а потом и вовсе отменили.

Василий Васильевич Давыдов – это тоже знаменитый советский психолог и педагог. Родился в 1930 году, скончался в 1998.

портрет-давыдова

Он являлся академиком и вице-президентом Российской Академии образования, доктором психологических наук, профессором и учеником Д.Б. Эльконина, с которым не только работал, но и дружил до самых последних дней. Многие работы Давыдова были также посвящены развивающему обучению, и даже одна из экспериментальных московских школ № 91 применяла на практике его теоретические разработки.

Василий Васильевич неоднократно очень резко высказывался по поводу традиционной системы обучения школьников. Это, а также издание в 1981 году книги «Философско-психологические проблемы развития образования» привело к тому, что Давыдова исключили из партии, сняли с должности директора института педагогической психологии и запретили работать в школе № 91. Однако уже 1986 году он был награжден премией Ушинского за достижения в педагогике, восстановлен в партии и должности.

Система образования Эльконина Давыдова начала формироваться в 50-х годах прошлого века, в 80-90 начала применяться массово в школах, а в 1996 году была утверждена как одна из официальных программ обучения в начальных классах.

В настоящее время данная система обучения применяется в российских школах. В чем же ее необычность?

Оценивание без оценок

дневника-нет

Детки «эльконинцы» не получают оценок. Они ходят в школу не за пятерками, а за знаниями. У них даже дневников нет. Лично у меня возникает вполне нормальный вопрос, как понять усвоил ребенок хоть что-нибудь или совсем нет? Как оценить знания? Как оценить прогресс? Оказывается, можно обойтись и без привычной нам всем пятибалльной системы.

На уроках используется оценочная шкала или оценочная линейка. Выглядит она как палочка с крестиком.

оценочная-шкала-эльконина

Такая шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог  также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

обсуждение-с-учителем

Ну хорошо, учителя в этих крестиках разбираются, ученики тоже понимают что к чему. А что делать бедным родителям, которые точно знают, что пятерка – это классно, тройка – сойдет, а двойка – повод для серьезного разговора с сыном или дочкой? Как им контролировать процесс? Для этого учитель дает рекомендации родителям и представляет им портфолио ребенка, где собраны его творческие работы. Это портфолио и заменяет дневник.

А теперь давайте представим себе такую ситуацию, учится ребенок по Эльконину Давыдову, крестики ставит. Так проходит 4 года и вдруг случается что-то, что заставляет родителей перевести его в другую школу. А в новой школе по этой развивающей системе не обучают детей. И приходится ребенку учиться по простой классической программе. Что будет? Будет трудно. Тяжело детям перестраиваться. Так как кардинально отличается не только система оценивания, но и весь процесс обучения в целом. И это один из минусов данной программы.

Ну а раз уж речь зашла про минусы, то давайте и другие сразу рассмотрим.

Минусы

знак-минус

  1. Очень высокий и сложный уровень преподаваемых предметов. Например, в первом классе дети уже изучают принципы строения языка и разбирают вопросы о происхождении чисел… Конечно, знание таких глубоких основ поможет лучше усваивать правила, но вот нужно ли это детям в таком возрасте? Вопрос спорный.
  2. Полное несоответствие программы Эльконина Давыдова классическим системам обучения. Так что если вы уж отдали ребенка в такой развивающий класс, то постарайтесь сделать так, чтобы он и учился по данной системе вплоть до окончания школы. Ну или хотя бы класса до седьмого. Иначе ребенку будет ну очень сложно перестроиться.
  3. Детишки очень много работают в группах по 5 – 7 человек. Проводят различные исследования, обсуждают с учителем к каким выводам они пришли, а потом делают общий вывод. Нет, это не плохо. Но такой подход к обучению применяется практически во всех программах на сегодняшний день.

Было бы несправедливо о минусах сказать, а о плюсах не упомянуть. Итак, поговорим о хорошем.

Плюсы

знак-плюс

Многие плюсы вытекают как раз из минусов:

  1. Школьники, обучающиеся по системе Эльконина Давыдова, имеют очень глубокие знания. Они, например, точно знают, почему получится 42, если 6 умножить на 7. В то время, как большинство детей, обучающихся по традиционным программам, считают, что будет именно 42 потому, что так написано в таблице умножения.
  2. Ребята не получают оценок, значит и не стремятся к ним. Они стремятся к получению знаний, они учатся их добывать, обрабатывать информацию, отсеивать ненужное и вычленять важное. Они стремятся подняться на уровень выше, а потом еще и еще. У них высокая мотивация к учебе. Соответственно и учиться им интересно.у-мальчика-интерес-к-учебе
  3. Огромное внимание уделяется логическому мышлению и теоретическим знаниям.
  4. Дети умеют нестандартно мыслить, докапываться до сути проблемы или задачи, анализировать. Их мышление существенно отличается от мышления детей, «идущих» по «традиционке».
  5. При оценке работы ученика оценивается не общий и целый результат, а каждое его отдельное усилие. Допустим не смог решить пример правильно, но написал чисто и аккуратно? Значит, крестик поднимется немного выше по оценочной линейке. И это подстегивает ученика обращать внимание на все аспекты выполнения задания.

Программу Эльконина Давыдова часто называют «гениальной». Те методы и приемы, которые в ней используются, приводят к мощнейшему развитию ребенка.

Правда, только при одном условии, которое актуально для любой программы школьного обучения. Учитель должен точно понимать, что и зачем он делает. В общем, опять все упирается в учителя. А так как рассмотреть всех учителей работающих по этой развивающей системе возможным не представляется, то предлагаю рассмотреть повнимательней те методы и приемы обучения, которые они применяют (ну или должны применять) в своей работе.

Методы и приемы обучения

учитель-и-дети-смотрят-на-глобус

Они довольно интересны:

  • Во время урока учитель может ошибаться, намеренно, конечно. Это называется задания-ловушки. Если в традиционных программах дети должны верить учителю беспрекословно, потому как то, что он говорит – всегда верно. То здесь – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителю не может, любая информация будет считаться правильной, если только ты сам в этом убедился и все проверил лично. Так же такие ловушки привлекают внимание учеников.
  • Еще одна задача учителя — сделать так, чтобы ребенок на уроке чувствовал себя свободно и раскованно. Ведь только в таких «свободных» условиях может по полной проявиться полет мысли, творчества и фантазии.
  • На уроках часто применяются разного рода игры: дидактические, ролевые, сюжетные, деловые и т.п. Для детей раннего школьного возраста именно игра является самой подходящей средой для развития творческих и других способностей.дидактическая-игра-на-уроке
  • Каждый урок имеет свою сюжетную линию. Это как небольшой спектакль, очень яркий и интересный.
  • Для развития мышления применяется предметно-практическая деятельность. Это различные исследования, проведение опытов, измерений. Работа идет и в группах, и индивидуально.
  • Ну а основной задачей начального уровня образования по системе Эльконина Давыдова является пробуждение в ученике потребности учиться. Есть потребность кушать или пить? Есть! Вот также сильно ребенок должен стремиться к получению знаний и самосовершенствованию. В начальной школе такая потребность формируется, как и способность к самоизменению. А уже в более старших классах эта способность совершенствуется и реализуется.

Все это звучит очень даже неплохо, согласны? Но картина будет неполной без отзывов, как родителей, так и учителей.

Что думают учителя?

учительница-у-доски

Учителя думают по-разному. Некоторые хвалят программу, говорят, что она содержит специальный механизм развития, который очень пригодится в старших классах. Так же многие думают, что особо развитым деткам такая система необходима.

Очень хвалят русский язык, литературное чтение, окружающий мир. А вот о математике Александровой мнения не очень благоприятные, говорят, что уж слишком все сложно. В качестве еще одного минуса рассматривают отсутствие преемственности со средним звеном образовательного процесса.

Что думают родители?

родители-с-детьми-разглядывают-глобус

Мнения родителей прочувствовавших все прелести программы на собственной… на собственном опыте также разделились.

Некоторые ее хвалят, называют самой лучшей из имеющихся. Говорят, что она действительно развивает логическое мышление детей. Главное, чтобы детям хватило сил с ней справиться и чтобы учитель был грамотным специалистом.

Другие программой недовольны, особенно русским языком. Там есть проблемы с терминологией, которую родителям, учившимся по старым СССР-овским стандартам, понять практически невозможно. А это затрудняет родительское участие в процессе подготовки уроков. Также негативные отзывы имеются и про окружающий мир, который без интернета понять невозможно. Слишком уж сложно.

Также родители указывают на то, что на подготовку уроков по данной программе уходит слишком много времени.

Как видите, единого мнения нет. Сколько людей – столько и мнений, как говорится. А выбирать все равно нам. Хорошо, если такой выбор есть.

В следующем году мой младший сын отправляется в школу в 1 класс. Будет учиться по «Школе России». В нашей школе предлагают обучение по этой программе и еще по «Планете знаний». Мы идем, если честно, не столько на программу, сколько на учителя. Но если бы выбор был шире, то я наверно, выбрала бы для себя программу Занкова. О ней я писала здесь.

А сейчас предлагаю вам посмотреть видео о том, как проходит обычный урок в начальной школе по системе Эльконина Давыдова.

Также вы можете подробнее узнать о программах «Школа 2100» и «Начальная школа XXI века».

Друзья, а по какой программе учатся или только собираются учиться ваши детишки? Расскажете? Жду ваших комментариев.

Желаю вам всяческих успехов!

До новых встреч на страницах блога!

Всегда ваша Евгения Климкович

родители-с-детьми-разглядывают-глобус

Развивающее обучение по системе Давыдова — Студопедия

Система развивающего обучения В.В. Давыдова противопостав­лена им существующей системе обучения прежде всего по прин­ципиальному направлению познания, познавательной деятель­ности школьника. Как известно, существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от яв­ления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мыш­ление ребенка названо В.В. Давыдовым эмпирическим. В общем теоретическом контексте работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической раз­работки новой системы обучения с направлением, обратным тра­диционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретно­му, от системного к единичному.

Развивающееся в процессе тако­го обучения мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоре­тическим, а само такое обучение — развивающим. При этом В.В. Да­выдов опирается на исходные положения Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина относительно того, что ведущая значимость обу­чения в умственном развитии выражается прежде всего через со­держание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения. В.В. Давыдов приводит шесть основных различий эмпириче­ского и теоретического знания (где термин «знание» является об­щим для «абстракции», «обобщения», «понятия») {63, с. 129-130]:


Эмпирическое знание 1. Знание вырабатывает­ся в сравнении предметов, представлений о них; в ре­зультате в них выделяются общие свойства.Теоретическое знание 1. Знание возникает при анализе роли и функций неко­торого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генети­чески исходной основой всех проявлений системы. 
2. При сравнении выделя­ется некоторая совокупность предметов, относимых к оп­ределенному классу (на осно­ве формально общего свойст­ва, без раскрытия внутренней их связи).2. В процессе анализа рас­крывается генетически исход­ное отношение, всеобщее осно­вание, сущность целостной си­стемы. 
3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства.3. Знание, возникающее как мысленное преобразова­ние предметов, отражает их внутренние отношения и свя­зи, «выходя» за пределы пред­ставления. 
      
      
      
    

В.В. Давыдов приводит характеристику теоретического зна­ния, получаемого в результате содержательного абстрагирования и обобщения. Оно составляет основы развивающего обучения. Под­черкивается важность мыслительного действия анализа (и соот­ветственно синтеза), а не только сравнения и преобразования для установления генетически исходного основания и связи всех свойств для выявления и обработки обобщенного способа умст­венной деятельности.


Еще одно не менее важное отличие теоре­тического знания состоит в том, что при его формировании вскрываются, устанавливаются связи всеобщего и единичного, связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что пред­полагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). И третье, что необходимо подчеркнуть, — фор­ма существования теоретического знания. В теории В.В. Давы­дова это прежде всего способы умственной деятельности, обоб­щенные способы действий.

Такое понимание теоретического знания и основного направ­ления обучения как восхождения от абстрактного к конкретному основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов. Так, В.В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, на­глядности, преемственности, доступности, научности, утвержда­ет другую, собственно психолого-педагогическую их природу.

Во-первых, принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития. Во-вторых, принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием, «ког­да можно закономерно управлять темпами и содержанием раз­вития посредством организации обучающего воздействия». В-тре­тьих, принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности.

При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их про­исхождения как способов деятельности. Этот третий принцип по­служил основой (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов) для формирования новой модели обучения как преобразующе-воспроизводящей де­ятельности обучающихся. В-четвертых, принцип наглядности фик­сируется В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающийся должен выявить предмет и предста­вить его в виде модели. Это существенная характеристика пре­образующе-воспроизводящей деятельности обучения, когда мо­дельное, знаково-символическое представление ее процесса и ре­зультата занимают значительное место.

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе ус­воения содержания учебных предметов должно разрабатывать­ся в соответствии с ее структурой и особенностями. В.В. Давы­дов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный харак­тер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы.

2. Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают в процессе ана­лиза условий, их происхождения, благодаря которым они ста­новятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объ­екта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых пред­метных, графических или буквенных моделях, позволяющих изу­чать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетиче­ски исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в сис­теме частных знаний о нем в таком единстве, которое обес­печивает мысленные переходы от всеобщего к частному и об­ратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения дей­ствий в умственном планек выполнению их во внешнем пла­не и обратно» (выделено мною. — И.З.).

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Ра­зумовской, Г.Г. Гранин и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича, Б.Е. Хаева, а также в опыте рабо­ты Т.В. Некрасовой, Г.Н. Кудиной, Р.Г. Мильруда и др. В пред­ставленной Л.В. Тарасовым «Новой модели общего образования. Экология и диалектика», по сути, также используются основные положения развивающего обучения Д.В. Эльконина, В.В. Давы­дова. Все это свидетельствует о том, что развивающее обучение действительно представляет собой управление учителем психиче­ским развитием ученика, обладая потенциальными возможнос­тями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.

Приобретение человеком индивидуального опыта в социаль­ном окружении, в специальных образовательных учреждениях есть результат сложного взаимодействия развития, обучения, вос­питания, где развитие — конечная цель обучения, а оно само (вку­пе с воспитанием) — условие и основа развития, которое имеет свои уровни, линии и направления. Развивающее обучение есть продуктивная реализация принципа опережающего развитие обучения, по Л.С. Выготскому.

Литература

Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Выготский Л.С. Детская психология. Ч. 2: Вопросы детской (воз­растной) психологии // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. С. 9—97.

Хрестоматияпо возрастной и педагогической психологии //Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.

Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологиче­ские основы развивающего обучения. М., 1996.

6 главных вопросов о системе Эльконина-Давыдова

В 2014 году учебные пособия для системы Занкова исключили из перечня тех, которые ФГОС рекомендует использовать в школах. Получилось, что вот уже четыре года единственной одобренной развивающей программой остается система Эльконина-Давыдова. Она существует уже более 50 лет, но всё ещё вызывает множество вопросов. Для родителей, готовых к экспериментам, мы ответили на самые распространённые.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Кто такие Эльконин и Давыдов?

Даниил Эльконин — советский учёный, автор теории изучения детства, член-корреспондент Академии психологических наук. Свою работу он начал в Ленинградском государственном педагогическом институте. Вместе с выдающимся психологом Львом Выготским он занимался проблемами детской игры. В 1978 году вышла его монография «Психология игры», которая до сих пор остаётся базовой для детской психологии и педагогики.

Но самым большим вкладом Эльконина в советскую и мировую педагогику стала разработка и внедрение новой системы так называемого развивающего обучения. Термин ввёл Василий Давыдов — ученик Эльконина, советский педагог, психолог, вице-президент АПН СССР. Программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам были разработны по его теориями.

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984) и Василий Васильевич Давыдов (1930–1998)

Идеи образовательной системы развивающего обучения начали формироваться ещё в конце 1950-х годов. Тогда в педагогическом и психологическом сообществе активно критиковали содержание и методы традиционного обучения, а главной проблемой называли отсутствие связи между обучением и психологическим развитием детей.

В 1959 году в московской школе № 91 была образована лаборатория, где под руководством Эльконина и Давыдова занимались исследованием возможностей младших школьников. В 1963 году она получила статус экспериментального общеобразовательного учреждения Академии Педагогических наук РСФСР. Сегодня это обычная общеобразовательная школа, но она продолжает оставаться главной площадкой развивающего обучения. В отличие от других школ (а в Москве их около десятка), здесь учат по системе Эльконина-Давыдова не только с 1 по 4 класс.


2. В чём суть системы?

Главное отличие системы Эльконина-Давыдова от остальных — это содержание обучения. Оно основано на том, что у каждого изучаемого предмета есть своя история развития и ребёнок должен пройти все этапы.

Чтобы создать что-то новое, ребёнок должен сначала освоить всё то, что было разработано, узнано, придумано до него. Система развивающего обучения направлена на то, чтобы он получил этот культурный багаж.

«Школьный предмет в системе Эльконина-Давыдова — это не просто набор правил, это культурная деятельность человека, которая имеет свою историю и базовые понятия. Если ребёнок хочет прийти к культурной деятельности, то это путь. Независимо от иллюзий родителей по поводу „гуманитариев“, „технарей“, „визуалов“ и „левополушарных“ — всем, кто пройдёт этим путём, будет интересно смотреть на мир глазами химика, биолога, лингвиста», — так объясняет суть Анастасия Лобанова, методист школы № 2101, где ведётся обучение по системе Эльконина-Давыдова.


3. Чем отличается от обычной начальной школы?

Чаще всего знание в школе передаётся в готовом виде. В системе Эльконина-Давыдова учителя предлагают детям такие задания, которые позволяют самостоятельно понять основные принципы предмета, который они проходят. «Мы стремимся дать ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения или художественной композиции», — так объясняют суть системы родителям, которые решили отдать ребёнка в 91-ю школу.

Очень многое в развивающем обучении рассчитано на то, что задания делаются в паре, в группе. С этим связана одна из главных причин, почему детям из обычной школы бывает сложно влиться в систему Эльконина-Давыдова. Они часто оказываются не готовы к совместной работе, не умеют работать в группе без постоянного контроля учителя, воспринимают групповую работу как возможность расслабиться. Бывает, что боятся оказаться неправыми, показать, что не знают что-то.

Детям, которые начали учиться по системе Эльконина-Давыдова, тоже бывает непросто перейти в традиционную школу. Программа начальной школы серьёзно отличается от обычной. Например, в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики. Когда «обычные» дети складывают и вычитают в пределах десяти и закончили букварь, ученики системы Эльконина-Давыдова ещё сравнивают «больше-меньше» и учат буквы.

Система Эльконина-Давыдова не воспитывает у детей безоговорочного доверия к текстам и суждениям. Она приучает каждое мнение анализировать, задавая вопросы: «Всегда ли это так? Есть ли исключения из этого правила? Может ли быть по-другому?». Тексты в учебниках бывают сложными, неадаптированными.

Среди заданий в учебниках и рабочих тетрадях встречаются «ловушки» — намеренно сделанные ошибки

Они нужны для того, чтобы тренировать бдительность ребёнка и не позволить ему решать задачи по накатанной. Система учит его видеть чужие, а потом и свои ошибки.

Перед учителями стоит задача, чтобы у выпускников начальной школы сформировалась способность к рефлексии. Именно её считают основой теоретического мышления, которое состоит в умении отличать известное от неизвестного, понимании, каких знаний не хватает для решения задачи, и способности оценить свои действия и мысли со стороны. Учителя стремятся объяснить детям, что их точка зрения не может быть единственно верной.

Если ребёнок это освоил, значит, он обладает важным навыком — умеет учиться.


4. Правда, что в системе Эльконина-Давыдова не ставят оценки?

В школе № 91 до пятого класса детям действительно не ставят оценки в привычном понимании. Они есть в другом виде — это может быть процентная, стобалльная шкала или другие системы. Сами оценки не нужны, чтобы дать обратную связь. «Система оценивания может быть разной, зависеть от школы и педагогов. Но главное, что критерии должны быть понятны ребёнку, он должен знать, за что он получил ту или иную оценку. Тут не важно количество баллов. Если дети бегут учителю с вопросом: „Правильно я сделал?“ — значит, они не могу оценить себя и это не очень по-давыдовски», — объясняет Дмитрий Чумаченко, учитель математики школы № 2101.

Система учит ребёнка самостоятельно оценивать свою работу, видеть улучшения, которые происходят изо дня в день. Он сосредоточен не на «тройке» или «пятёрке», а на том, что сегодня стал делать что-то лучше, чем позавчера. Этому учатся и родители, которым нужно приложить усилия, чтобы перестать мыслить классической пятибальной шкалой. К ней, кстати, относятся и все флажки, звёздочки или утята, которые иногда ставят в начальной школе вместе цифровых отметок. Грустное лицо вместе привычной «двойки» не делает систему безоценочной.

Хотя оценки до 5 класса ученикам не ставят, перевестись в обычную школу всё равно можно. В таком случае учитель просто проставляет в дневник отметки, руководствуясь принятыми критериями.


5. Кому она подходит?

Девиз системы Эльконина-Давыдова — «мы должны научить всех». Пётр Гальперин, у которого учился Давыдов, считал, что педагог должен создать особые условия для обучения. Такие, при которых ребёнок не может не приобрести нужные навыки и знания. Поэтому никто не отбирает детей в первый класс по умественным способностям, но учителя стараются встретиться и пообщаться с родителями. Ведь ценности, которые лежат в основе системы Эльконина-Давыдова, могут расходиться с ценностями семьи.

Система обучения ориентирована на любого ребёнка, но не на любого взрослого

«Родители иногда приходят, опираясь на распространённые иллюзии, и оказываются не готовы к тому, что у нас всё не так, как они привыкли. Мы обязательно проводим дни открытых дверей, мастер-классы, урок для родителей, — рассказывает Анастасия Лобанова. — Мы можем вообще не знакомиться с детьми, иногда я впервые вижу их 1 сентября. Но на родителей я должна посмотреть, убедиться, что они правильно понимают, как и зачем выстроено развивающее обучение. Несовпадение ценностей семьи и школы может сделать обучение невозможным».

Считается, что школьники, учившиеся по системе Эльконина-Давыдова, лучше действуют в нестандартной ситуации. Они могут найти лучший способ решения проблемы, получить нужное знание, спрогнозировать развитие ситуации чаще и быстрее, чем школьники из традиционных школ. Но в тех областях, которые связаны только с усидчивостью, памятью и длительной работой, они часто показывают средние результаты.


6. За что её критикуют?

Сложность (и одновременно сила) системы Эльконина-Давыдова заключается в том, что в её основе лежат серьёзные психологические и философские основания. Помимо работ её авторов, она опирается на труды Льва Выготского, Алексея Леонтьева, Петра Гальперина, а также диалектику Гегеля и марксизм.

Учителя, привыкшие работать по традиционной системе, должны полностью переучиваться, а главное — пересматривать устоявшихся ценности и приоритеты.

Учителям сложно быть не истиной в последней инстанции, а лишь направлять

Их задача помогать в поиске, действительно стремиться научить ребёнка понимать, а не просто соответствовать формальным требованиям.

Сложно и родителям, им приходится менять свои взгляды. Например, многие современные мамы и папы хотят, чтобы ребёнок учился не сильно напрягаясь, чтобы ему было интересно. Если этого не происходит, родители винят учителя. В системе развивающего обучения считают, что ребёнок должен понимать ценность учёбы.

«Современные порывы родителей к тому, что ребёнку надо непрерывно показывать фокусы, приводят к тому, что дети не готовы к реальному научному методу. Учёба — это не только красивые опыты, когда всё взрывается и искрится. Это вдумчивое чтение текста, активная работа мысли. Она может быть интересной с самого начала, но чаще всего она станет интересной только в тот момент, когда ребёнок увидит предмет глазами культурного взрослого», — объясняет методист Анастасия Лобанова.

Ещё одна сложность для родителей — домашние задания. Они пытаются помочь и не могут — их учили по-другому. Но в системе Эльконина-Давыдова дети должны делать домашнее задание сами, это их зона ответственности. Многих родителей этому нужно специально учить.

Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)

Почему все так любят школы Эльконина-Давыдова?

Обучение в школах может строиться по нескольким программам, которые одобрило государство. И одна из них — система развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Можно сказать, среди множества она стоит особняком. Почему и что в ней такого особенного?

Работа в школах по системе развивающего обучения Эльконина-ДавыдоваРабота в школах по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Что это за система?

Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова существует более 50 лет. Её целью системы является формирование у учащихся основ теоретического мышления. Так, каждый предмет изучается под призмой исторического развития, а ученики постепенно проходят каждый из них.

Обучение по системе Эльконина-Давыдова часто строится на совместной работе (в парах или группах), в ходе которой ученики самостоятельно исследуют разные предметные области и выявляют закономерности.

Неожиданно, но учебники содержат ошибки, совершённые намеренно. Это помогает развивать у учеников критическое мышление и заставляет лишний раз усомниться в верности утверждения.

Также в детях воспитывают самоанализ и рефлексию, чтобы они могли самостоятельно оценивать уровень своих знаний и глубину своих мыслей.

Создатели системы развивающего обучения — В.В.Давыдов и Д.Б.ЭльконинСоздатели системы развивающего обучения — В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин

Если коротко, то в системе Эльконина-Давыдова знания не преподносятся учителем напрямую, ученики осваивают их своими силами, формируя в это время полезные жизненные навыки.

Каким должен быть учитель в школе с системой Эльконина-Давыдова?

Преподаватель, обучающий по Эльконину-Давыдову, точно отличается от классического учителя. И вот чем:

  • Учитель должен уметь помогать, направлять, курировать, а не выдавать истину в последней инстанции;
  • Учитель должен быть готовым поставить под сомнение устоявшиеся ценности;
  • Учитель должен уметь организовывать работу в классе таким образом, чтобы не ставить себя в центр внимания, однако и не терять контроль над соблюдением дисциплины и выполнением целей урока;
  • Учителю необходимо видеть особенности каждого ребёнка и уметь раскрывать их.

В каких школах преподают по системе Эльконина-Давыдова?

Перечислим некоторые школы, в которых работают по системе развивающего обучения.

Москва:

Санкт-Петербург:

Читайте также:

Учебно-методический материал на тему: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

Содержание

           Введение……………………………………………………………………3

  1. Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова……4
  2. Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.)  «Русский язык» в свете требований ФГОС………………6

Заключение………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………………………..12

Введение.

Современный этап педагогической практики – это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующий широкий спектр личностных качеств ребенка. Важным становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

На сегодняшний день существуют два типа моделей обучения —  традиционный  и  развивающий. Традиционные   программы : «Перспектива», «Начальная школа ХХIвека», «Перспективная начальная  школа», «Школа   России», «Школа 2100», «Гармония», «Классическая начальная школа». Обучение по двум программам — автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова — считается  развивающим.

Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом  — какую модель обучения выбрать и как  правильно выбрать. Начнут ли их первоклассники  учиться  по традиционной модели     или  по  развивающей? 

Термин «развивающего   обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее обучение отличается от  традиционного обучения объяснительно — сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ обучения  — система психологов Даниила Борисовича  Эльконина  и Василия Васильевича Давыдова. Многие называют ее гениальной, поскольку она согласована и непротиворечива.  Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему  развитию ученика,  поскольку ученик трудится  не на результат, а на свой личный  рост и достижение     высоких результатов в образовании, и, что  очень важно, оценивает себя сам.

  1. Основные характеристики системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:

1. Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.

Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения — формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.

  1. Основные положения учебно-методического комплекта (авторы В.В. Репкин и др.)  «Русский язык» в свете требований ФГОС

Учебно-методический комплект по русскому языку для начальной школы  составлен в соответствии с разработанной авторами программой обучения русскому языку (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), реализующей как познавательную, так и социокультурную линии.

Работая с учебниками, учащиеся усваивают основные понятия науки о языке, что позволят осознать наиболее общие закономерности родного языка – как общественного явления и как особой системы – и на этой основе овладеть приемами анализа языка, т.е. научиться его изучать. Содержание учебников ориентировано на формирование  в процессе усвоения знаний учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать и сохранять учебные цели, моделировать, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, определять границы своих собственных знаний. В процессе такого обучения у младших школьников формируются устойчивые познавательные интересы, развиваются их творческие способности, в том числе способность мыслить, воспитывается интерес к учению, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях общения, желание и умение учиться,  т. е. создаются условия для становления и развития личности ребенка.

Познавательная линия в содержании учебников органично связана с социокультурной. Овладение знаниями в области русского языка отвечает задачам речевого развития и формирования коммуникативных компетенций учащихся. На основе глубоких знаний о языке младшие школьники учатся использовать языковые средства осознанно, оценивать их соответствие языковым нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях речевого общения, что способствует развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры человека.

 Таким образом, обучение искусству связной речи в основных ее формах предстает в учебниках как самостоятельная, хотя и органично связанная с познавательной  задача. Предпосылкой для ее успешного решения является также то, что обучение русскому языку по системе  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова организовано как коллективно распределенная деятельность, подчиненная задачам формирования у школьников универсальных умений и навыков учебного сотрудничества (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации, доказательно отстаивать свою точку зрения, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад в совместную работу и др.). Такой подход отвечает требованиям стандарта, касающимся решения ряда практических задач, необходимого для достижения поставленных целей.

Все учебники для 1-4 классов (включая Букварь)  в анализируемом УМК имеют диалогический характер – каждая учебная задача возникает к нем как результат дискуссии между сквозными персонажами и формулируется в виде вопроса. Предполагается, что сюжеты проблемных ситуаций, предваряющих постановку учебной задачи,  могут быть использованы учителем в качестве некоего сценария на уроках соответствующего типа. Коллективно-распределенный характер учебной деятельности, использование учебного диалога как основной формы урока, задаваемой стилем изложения материала в данном УМК, ставит ученика перед необходимостью участия в обсуждении возникшей задачи и путей ее решения, т.е. порождает содержательные мотивы общения  на уроке. Развертывающаяся на этой основе общеклассная дискуссия ставит учащихся в ситуацию конкретной коммуникативной задачи, успешное решение которой требует учета и адекватной оценки всей совокупности условий общения, выбора соответствующих языковых средств, умения правильно использовать их. Вместе с тем, все более глубокое осознание языковых значений и средств их выражения в процессе изучения курса способствует интенсивному развитию «чувства языка», которое становится одним из существеннейших факторов развития речи.  

Задача начального обучения русскому (родному) языку — формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит детей в теорию родного языка. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Структура параграфа — основного компонента учебника в анализируемом УМК – последовательно отражает структуру учебной деятельности и воспроизводит  ее основные звенья: момент постановки задачи, этапы поиска общего способа ее решения, освоение данного способа и его конкретизацию на широком практическом материале, контроль и оценку.   Поэтому в каждом параграфе учебников для 1-4 классов четко выделены:

  1. мотивационный материал,  предваряющий основную часть параграфа, в котором представлена проблемная ситуация в виде сюжета с участием сквозных персонажей;
  2. система основных заданий, отражающих понятийную логику параграфа, выполнение которых приведет учащихся к решению поставленной учебной задачи;
  3. блок упражнений и заданий, содержащих отработочный и конкретизирующий найденный способ материал;
  4. разноуровневые контрольные задания, предназначенные для самостоятельного контроля и оценки ребенком своего владения открытым в данном параграфе способом, новыми знаниями.

 Контрольные задания намеренно включены в учебник, т.е. в обязательную часть комплекта, чтобы у каждого ребенка была возможность самопроверки  в индивидуальном режиме. В методическом пособии для учителя предлагается второй вариант контрольных заданий по каждому разделу. С помощью контрольных заданий учебника можно проверить не только усвоение ребенком нового изученного материала, но и уровень сформированности у него компонентов учебной деятельности  (универсальных учебных действий).

В учебниках для 1-4 классов рассматриваемого УМК имеется специальный раздел «Для любознательных», расширяющих лингвистический кругозор ребенка. В блоке упражнений также содержатся факультативные упражнения, с помощью которых учащиеся могут получить ответы на многие вопросы, возникающие у них по ходу изучения основного материала учебника. Эти упражнения имеют специальную маркировку. Предполагается, что дети могут обращаться к этим упражнениям по собственному желанию или использовать их для подготовки общеклассных проектов.

        В учебниках также маркированы упражнения, специально предназначенные для самостоятельной работы, упражнения для организации работы в классе в групповой форме — что создает условия для формирования умения учащихся вести диалог, обосновывать свою точку зрения. Отдельной маркировкой отмечены упражнения, которые рекомендуется выполнять в классе под руководством учителя – в них, как правило, содержится какое-то  уточнение, новый ракурс изучаемого способа или понятия.    

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что характеризуемый учебно-методический комплект может быть использован для обучения младших школьников русскому языку в переходный период как отвечающий в целом новым стандартам начального образования.

Заключение.

Основой концепции Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова является теория учебной деятельности и ее субъекта, то одна из главных общих целей заключается в потребности к самоизменению. Чтобы у школьников формировалась полноценная учебная деятельность, они должны систематически решать учебные задачи, главная способность которых состоит в том, что при их решении школьник побуждается к поиску, он ищет и находит общий способ подхода ко многим частным задачам. Усвоение теоретических знаний требует анализа школьниками существенных отношений изучаемых предметов и явлений. Поиск этих отношений предполагает выполнение школьниками анализа, планирования и рефлексии содержательного характера. Поэтому при усвоении теоретических знаний возникают условия развития именно этих мыслительных действий как важных компонентов теоретического мышления. Младший школьник в роли субъекта выполняет собственную учебную деятельность первоначально с другими и с помощью учителя. При этом он должен знать о своих ограниченных возможностях, стремиться и уметь преодолевать свою ограниченность, это означает, что ребенок должен рассматривать основание собственных действий и знаний, то есть рефлексировать.

Как отмечает В.В. Давыдов, приобретение потребности в учебной деятельности соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться, овладения учебными действиями формирует умение учиться. Выполняя учебную деятельность первоначально совместно, проводя диалоги, дискуссии о выборе лучшего пути поиска, в процессе которых и возникают зоны ближнего развития, школьники поддерживают друг друга в принятии и решении задачи. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает выполнять каждый, становясь индивидуальным ее субъектом.

Список использованной литературы.

  1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992.
  2. Калмина Н.И. Иду на урок, Омск: изд-во ООИПКРО, 2002
  3. Селевко Г.К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998

Программа Эльконина Давыдова

В поисках школы для своего ребёнка многие родители обращают внимание на практикуемые в них программы обучения. В начальных классах закладывается фундамент будущих знаний детей. От него зависит успешность дальнейшего образования. Одной из интересных образовательных методик обучения в начальных классах является программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Цель программы Эльконина Д.Б. и Давыдова В.В.

Несмотря на то, что программа Эльконина и Давыдова была разработана более 50 лет назад, она считается инновационной и относится к развивающему типу обучения. В 1996 году её был присвоен статус государственной. Целью программы является стимулирование у детей желания личностного роста и выработки способов самостоятельной оценки себя.

В процессе обучения у них, вместе с формированием познавательной самостоятельности, происходит развитие данных от природы способностей. Программа Эльконина и Давыдова позволяет сформировать у ребенка в процессе обучения устойчивые нравственные убеждения и активную жизненную позицию.

Основные принципы программы

В системе выделяют 5 основных принципов:

  • Методика направлена на объединение класса на совместное формирование целей и задач обучения.
  • Учащимся не выставляются оценки. Они самостоятельно оценивают уровень своих знаний.
  • Для каждой возрастной группы школьников подбирается своя методика обучения. Это повышает эффективность усвоения учебного материала.
  • Перечень предметных дисциплин формируется исходя из поставленных целей образовательного процесса.
  • Между педагогом и классом существует отличный от традиционного способ взаимодействия.

Обучение и воспитание в системе Эльконина-Давыдова являются взаимосвязанными процессами.

Особенности программы и УМК

Входящие в программу обучения Эльконина-Давыдова учебники включены в федеральный перечень. Согласно приказу №253 от 31.03.2014 г., они могут использоваться для ведения образовательного процесса в аккредитованных учебных заведениях, относящихся к начальной школе.

УМК системы выпускается издательством «Вита-Пресс». В него входят завершённые предметные линии учебной литературы:

  1. «Букварь» авторов: Репкина В.В, Восторговой Е.В. и Левина В.А.; «Русский язык» авторов: Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В.
  2. «Русский язык» авторов: Ломакович С.В., Тимченко Л.И.
  3. «Литературное чтение» автора Матвеевой Е.И.
  4. «Математика» Александровой Э.И. и учебник авторов: Давыдова В.В., Горбова С.Ф., Микулиной Г.Г. и О.В. Савельевой.
  5. «Окружающий мир» авторов: Чудиновой Е.В. и Букваревой Е.Н.
УМК Эльконина ДавыдоваУМК системы Эльконина Давыдова

Все учебники имеют электронную версию и имеют рабочие тетради, а также методические пособия.

Авторы программы

Даниил Эльконин и Василий Давыдов советские учёные. Эльконин является член-корреспондент Академии психологических наук. Он считается автором теории изучения детства. В 1978 году была издана его монография «Психология игры». До настоящего времени она является основой детской психологии и педагогики.

Эльконин Даниил БорисовичЭльконин Даниил Борисович

Василий Давыдов является учеником Эльконина. Советский педагог был Вице-президентом АПН СССР. Им был придуман термин «развивающее обучение», созданы учебные и методические пособия по различным школьным предметам.

Давыдов Василий ВасильевичДавыдов Василий Васильевич

Когда возникла программа Эльконина Давыдова

В 1958 году Эльконин создал экспериментальную исследовательскую лабораторию, получившую название «Психология младшего школьника». В 1976 она получила заказ на разработку новой системы начального школьного образования, которая была запущена в действие в 1991 года.

Через 3 года после внедрения новой системы обучения в школьную практику, Давыдов занялся её тиражированием в педагогической среде. В 1998 году разработчики программы обучения были награждены Государственной премией в области педагогики.

Плюсы и минусы программы

Система Эльконина-Давыдова широко применяется в начальных школах. К достоинствам программы относят:

  • Высокую эффективность развития и личностного роста ребёнка в процессе обучения.
  • В ходе освоения образовательной программы у детей усвоение теоретических знаний совмещается с развитием логического мышления и раскрытием творческого потенциала.
  • Навыки анализа и полученная в процессе обучения информация способствуют развитию масштабного мышления.

К недостаткам программы относят страх родителей перед адаптацией детей, обучавшихся по традиционной системе, при переходе на новую учебную программу. Пугает их и обучение без выставления ученикам оценок при глубоком изучении предметов.

Отзывы родителей и учителей

По отзывам родителей, которые можно найти в интернете, система обучения Эльконина-Давыдова сложнее общеобразовательной программы. Она позволяет эффективно раскрывать потенциал ребёнка. Неоднозначное отношение к программе можно услышать от педагогов. При множестве плюсов системы обучения, одним не нравится в ней курс математики, а других отсутствии преемственности с программой «Школа России».

Подготовка к программе Эльконина Д.Б. Давыдова В.В.

Родителям трудно разобраться в системе обучения Эльконина-Давыдова. Рекомендуется до начала школьного обучения отправить детей на специальные подготовительные курсы.

Остались вопросы или хотите поделится своим отзывом о программе? Обязательно напишите об этом в комментариях.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (из опыта работы)

СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА

Наша школа работает по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова с 1995 года.

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова существует более 45 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание.

С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения.

Созданная отечественными учеными, она вошла в практику школ России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Латвии. Вызывает огромный интерес у французских, немецких, голландских, канадских, норвежских и японских педагогов. В Норвегии развивающее обучение активно внедряется не только в начальном (как в основном сложилось в России), но и в среднем, старшем звене школы, в колледжах и университетах.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность (ЦУД), признаки которой познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленные на формирование универсальных учебных действий.

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко — основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.

Общая характеристика системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

В основу системы развивающего обучения легли результаты исследований психологических особенностей детей младшего школьного и подросткового возраста, проведенных выдающимся российским ученым Л.С. Выготским и его последователями.

Главные особенности системы

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:

  • изменение предметного содержания обучения. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В отличие от традиционной, эмпирической педагогической системы, здесь в основу изучаемых дисциплин положена система научных понятий;

  • отказ от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления;

  • освоение учащимися обобщенных способов действия. Это позволяет научиться школьникам решать большой круг частных задач за более короткий отрезок учебного времени;

  • переход на коллективно-распределенный тип деятельности между учителем и учащимися, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;

  • открытие в детях потенциальных интеллектуальных и личностных способностей.

На сегодняшний день система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова не имеет аналогов по эффективности обучения и выявлению творческих способностей детей.

Система развивающего обучения

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова в начальной школе:

  • формирует у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

  • воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации;

  • способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

  • развивает желание и умение учиться, которые обеспечивают развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, способствует решению задач профессионального и жизненного самоопределения.

Урок в системе развивающего обучения

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова:

  • особенностью урока развивающего обучения является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов;

  • знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии;

  • в результате обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин;

  • дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями;

  • домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках;

  • отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта.

Система развивающего обучения

Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова дает

УЧАЩИМСЯ:

  • развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения;

  • развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения;

  • активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности;

  • уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения.

Все это позволяет детям достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

УЧИТЕЛЯМ:

  • учитель, работающий в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, не носитель истины, а помощник в увлекательном процессе познания.

РОДИТЕЛЯМ:

Недостаток: система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова не имеет достойного продолжения в основной школе. После начальной школы ребенку придется перестраиваться на традиционное преподавание.

Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова проверена временем, завоевала всеобщее призвание. Развивающее обучение делает детей более уверенными и самостоятельными. Учащиеся, попав в новую ситуацию, не теряются, а самостоятельно анализируют сложившиеся обстоятельства и, как правило, находят пути преодоления трудностей.

Источники:

  1. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/educprocess/121.html — педагогический интернет-портал «О детстве»

  2. http://schoolguide.ru/index.php/progs/elkonindavydov.html — Школьный гид

Теория развивающего обучения Давыдова В.В.

Теория развивающего обучения В.В. Давыдова

Образовательная деятельность школьников, по мнению В.В. Давыдова, должна строиться по методу восхождения от абстрактного к конкретному. В качестве основного недостатка традиционного начального образования В. Давыдов отмечает направленность его содержания и методов на формирование у школьников основ эмпирического сознания и мышления.Подчеркивая важность развития эмпирического мышления, он утверждает, что это не самый эффективный способ умственного развития детей.

Традиционная система образования, основанная на эмпирическом подходе к формированию понятий и знаний, не позволяет в полной мере решать проблемы развития. В. В. Давыдов говорит, что визуальный образ помогает приобщить ребенка к существенным свойствам предмета. По мнению В. Давыдова, эмпирическое мышление отражает только внешние отношения, затрудняет проникновение в суть явлений.

Развивающее обучение должно быть основано на теоретическом мышлении, а его формирование осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. «Теоретическое мышление — это знание с минимумом визуально-образных опор, с максимумом словесных конструкций».

Рассматривая образовательную деятельность, В. Давыдов формулирует ряд логико-психологических положений, которые он предлагает использовать при определении содержания образования:

1. Изучение знаний общего и абстрактного характера предшествует ознакомлению студентов с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учениками из общего и абстрактного как из их собственного единого основания.

2. Знания, составляющие данный предмет или его основные разделы, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, в связи с чем они становятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников определенных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, генетически обнаружить исходное, существенное, универсальное отношение, определяющее содержание и структуру данных объекта знания в учебном материале.

4.Это соотношение ученики воспроизводят в специальных предметных, графических или алфавитных моделях, позволяя изучать его свойства в чистом виде.

5. Студенты должны уметь определять генетически исходное, универсальное отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемое вместе с этим в единстве, обеспечивающем ментальные переходы от общего к частному и наоборот.

6. Учащиеся должны уметь переходить от умственной деятельности к ее выполнению на внешнем плане и обратно.

Развивая идею Д.Б. Эльконина о том, что ведущая роль в развитии теоретического мышления отводится содержанию образования, производными от которого являются формы организации и методы обучения, Давыдов выдвигает следующие принципы развивающего обучения:

1. Содержание учебной деятельности младших школьников составляют научные концепции, создающие общий принцип решения задач.

2. Освоение научных понятий имеет такую ​​динамику: анализ условий их образования, объяснение общего принципа, его применение к частным частным случаям.

3. Теоретические знания формируют основу мышления и влияют на практическую реализацию деятельности.

4. Школьники осваивают научные концепции в процессе учебной деятельности. Их продуманные действия аналогичны исторически сложившимся способам деятельности человека.

Как и в предыдущем случае, все изложенные принципы были реализованы последователями В. Давыдова в учебных планах и методиках преподавания всех предметов, преподаваемых в начальной школе.Исследования, направленные на сравнение эффективности этой модели обучения с традиционным подходом, показали ряд ее преимуществ, которые привели к значительным изменениям в обучении и общем развитии младших школьников.

тематических картинок

.

История и перспективы — MCU

С 14 по 16 декабря Ассоциация развивающего образования и Институт системных проектов проведут научно-практическую конференцию «Развивающее обучение: история и перспективы». Конференция посвящена 60-летию системы развивающего образования Эльконина-Давыдова.

Система Эльконина-Давыдова была запущена в 1958 году, когда в школе № 91 была открыта младшая психологическая лаборатория.Первым возглавил лабораторию профессор Даниил Эльконин, позже — профессор Василий Давыдов. В 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана государством одной из трех национальных систем младшего образования.

Система развивающего обучения очень дальновидна, так как соответствует действующим образовательным стандартам и Концепции реформирования российской системы образования. Цели системы Эльконина-Давыдова соответствуют современным тенденциям в российском и международном образовании, которые включают инициативу, самостоятельность и ответственность, а также способность реализовать свой потенциал в современном мире.

График

14 и 15 декабря эксперты развивающего обучения расскажут о положительных результатах и ​​перспективах системы развивающего обучения.

16 декабря преподаватели Института системных проектов проведут для учащихся мастер-классы по различным школьным предметам. Среди лекторов — Борис Эльконин, Михаил Кларин, Владимир Львовский, Денис Минкин, Екатерина Асонова, Александр Малин, Светлана Кац, Татьяна Мысина и другие.

Как присоединиться к

Для студентов и сотрудников MCU, пожалуйста, зарегистрируйтесь здесь.

Вы также можете присоединиться к конференции онлайн 14 и 15 декабря.

Заведение

14—15 декабря
корп. Г-Д, Измайловское шоссе, 71, Москва

16 декабря
Школа No 1811, г. Москва, ул. Первомайская, 111/1,

Контакты

Координатор: Екатерина Губенко
Тел .: +7 (985) 972-99-32
E-mail: gubenko1983ev @ gmail.com

Для получения дополнительной информации посетите официальный сайт конференции.

.

Что такое развивающее образование? (с иллюстрациями)

Развивающее образование — это подход к образованию в сфере высшего образования, который направлен на то, чтобы помочь студентам полностью раскрыть свой потенциал. В то время как развивающее образование часто ориентировано на учащихся, которые борются с трудностями, оно применимо к учащимся всех уровней способностей. Во многих колледжах есть программы, которые предоставляют помощь студентам всех уровней, и можно найти педагогов по развитию, связанных с этими программами и работающих в профессиональных организациях, которые предназначены для развития этой области в образовательном сообществе.

Although developmental education is very focused on how students learn and improving student capabilities, it also encompasses other aspects of the student, including physical health and emotional well-being. Хотя развивающее образование очень сосредоточено на том, как учащиеся учатся и улучшают его способности, оно также охватывает другие аспекты учащегося, включая физическое здоровье и эмоциональное благополучие.

Принципы развивающего обучения уходят корнями в теорию обучения и психологию развития. Теория обучения включает в себя широкий спектр способов, которыми люди учатся и приобретают знания, а также то, как обучение можно улучшить и сделать доступным для людей, в то время как психология развития касается развития мозга и разума по мере взросления людей.Интеграция этих областей имеет решающее значение для того, чтобы помочь студентам эффективно учиться.

Developmental education applies to students of all ages and abilities. Развивающее обучение распространяется на учащихся всех возрастов и способностей.

Сторонники развивающего образования отмечают, что люди учатся самыми разными способами, и что при небольшой помощи учащиеся часто могут достичь высоких уровней успеваемости.Помощь может принимать различные формы, включая репетиторство и коучинг, специальные занятия, помощь в выполнении домашних заданий, консультации и условия для сдачи тестов. Педагоги по вопросам развития стараются избегать термина «лечебные» при обсуждении программ, в которых они работают, чтобы не стигматизировать или унижать учащихся. Помогая учащимся, которые могут испытывать трудности, педагоги по развитию могут дать этим учащимся шанс добиться успеха, вместо того, чтобы позволить им остаться на обочине.

Physical fitness and health play a role in developmental education, although this often takes a backseat to intellectual growth. Физическая подготовка и здоровье играют роль в развивающем образовании, хотя зачастую это отходит на второй план по сравнению с интеллектуальным ростом.

Успех в учебе очень важен для педагогов развивающего обучения, так как это очевидный прогресс, достигнутый учеником, зачисленным в программу развивающего образования. Чтобы увидеть, насколько успешен ученик, можно использовать ряд инструментов, в том числе просмотр результатов теста, изучение письменных работ и собеседование со студентом, чтобы увидеть, становится ли он или она более уверенным, способным и самоуверенным.Цели могут быть установлены для учащегося на ранней стадии, так что можно создать систему координат для оценки успеваемости.

Academic success is very important to developmental educators. Успех в учебе очень важен для педагогов, занимающихся вопросами развития.

Хотя развивающее образование очень сосредоточено на том, как учащиеся учатся и улучшают его способности, оно также охватывает другие аспекты учащегося, включая физическое здоровье и эмоциональное благополучие.Глядя на ученика в целом, преподаватели признают, что обучение не происходит в вакууме, и что важно решать такие вопросы, как семейная жизнь, когда имеешь дело с учеником, которому нужна дополнительная помощь. Иногда учащимся требуется гораздо больше помощи в решении социальных и психологических проблем, чем помощь в учебе, и подходы к развивающему обучению могут обеспечить эту необходимую поддержку.

Developmental education is an approach to education that is based on concepts from learning theory and developmental psychology and aimed at helping students reach their full potential for success. Развивающее образование — это подход к образованию, основанный на концепциях теории обучения и психологии развития и направленный на то, чтобы помочь учащимся полностью раскрыть свой потенциал для достижения успеха.Developmental education may focus on basic skills including reading comprehension. В процессе развивающего обучения основное внимание может уделяться основным навыкам, включая понимание прочитанного. Some educational programs are designed to help with skills development in young children. Некоторые образовательные программы предназначены для помощи в развитии навыков у маленьких детей..

Развивающее образование

Из-за законопроекта, принятого Законодательным собранием Флориды в 2013 году, недавние выпускники государственных средних школ Флориды и действующие военные теперь могут решить до регистрации, сдавать ли тест на готовность к послесреднему образованию (PERT) и развивающее образование. курсы.

Исключения для развивающего образования

Начиная с весны 2014 года, если вы поступили в девятый класс государственной школы Флориды в 2003 году или позже и получили стандартный аттестат средней школы Флориды, или если вы являетесь учеником, который служит действующим членом любого отделения США.S. Armed Services, вам не нужно будет проходить тест на определение уровня (P.E.R.T.) или записываться на развивающее обучение в любом учреждении системы колледжей Флориды, включая Государственный колледж Флориды в Джексонвилле (согласно Правилу Совета по образованию штата 6A-10.0315).

Если вы освобождены от прохождения тестирования и развивающего обучения, вы все равно можете выбрать аттестацию или можете записаться на развивающее обучение, и Колледж проведет оценку и инструктаж по вашему запросу.

Освобожденные студенты

Кто освобождается (может пропустить) от общепринятого тестирования и обучения развивающему образованию?

  • Первоначально поступающие в колледж, переведенные или зачисленные в настоящее время учащиеся, поступившие в девятый класс государственной средней школы Флориды в 2003-04 учебном году или в любой год после этого и получившие стандартный диплом средней школы Флориды
  • Студенты, впервые поступающие в колледж, переведенные или зачисленные в настоящее время, которые служат в качестве военнослужащих вооруженных сил США в соответствии с определением Министерства внутренней безопасности США.S. Гражданские и иммиграционные службы, раздел 392.1, в том числе:
    • Дежурное обучение
    • На службе в береговой охране в период военных действий
    • Ежегодная тренировка и посещаемость во время военной службы в военном училище
    • На действительной службе Национальная гвардия
    • Резервисты на действительной службе
    • Действует в боевом составе
Не освобожденные студенты

Кто не освобожден (не может пропустить) от общепринятого тестирования и обучения развивающему образованию?

  • Студенты, получившие аттестат об окончании средней школы или GED®
  • Перспективные студенты с двойным зачислением
  • Домашние школьники
  • Учащиеся, окончившие частную государственную среднюю школу
  • Учащиеся, окончившие частную среднюю школу в штате или за его пределами
  • Ветераны не освобождаются от уплаты налогов, если они не соответствуют другим критериям.
Варианты развивающего обучения

Даже если вы не имеете права на освобождение от прохождения теста на готовность к послесреднему образованию (P.E.R.T.), у вас все равно есть варианты, которые включают различные модели проведения курсов развития. Кроме того, если вы набираете очки в верхнем диапазоне P.E.R.T. При оценке степени по чтению, письму и математике вы можете иметь право на прямое поступление на начальные (зачетные единицы) курсы, которые соответствуют некоторым требованиям вашей программы обучения. Ваш консультант может предоставить вам дополнительную информацию.

GED® и GED Testing Service® являются зарегистрированными товарными знаками Американского совета по образованию (ACE). Их нельзя использовать или воспроизводить без письменного разрешения ACE или GED Testing Service. Бренды GED® и GED Testing Service® находятся в ведении GED Testing Service LLC по лицензии Американского совета по образованию.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о