Социограммы: Приложение 4. Варианты изображения социограмм

Содержание

Приложение 4. Варианты изображения социограмм

В настоящее время используются социограммы самого различного вида .

Социограмма – это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.

1. Символика социограмм

Схема вариантов неформальных связей двух лиц

1. Односторонне-положительная диада, активен А:

2. Взаимно-положительная диада, активны оба:

3. Односторонне отрицательная диада, активен В:

4. Взаимно-отрицательная диада, активны оба:

А

В

Положительный выбор, совершенный А

А

В

Отрицательный выбор, совершенный B

А

В

Взаимная положительная связь А и B

А

В

Взаимная отрицательная связь А и B

2. Наиболее характерные для социограмм структуры

Виды взаимосвязи в малой группе:

а — диада, б — триада, в — тетрада, г — «цепочка», д — «звезда»

3. Взаимодействие индивидов в триаде

4. Социограмма по типу «мишень»

5. Социограмма локограммного вида, в которых схема расположения членов группы является моделью их действительного расположения во время работы либо во время социо­метрического опроса.

6. Социограммы свободного вида

Коммуникативный взаимооценочный критерий:

Кто, по вашему мнению, может быть достойным стать солистом (солисткой) коллектива?

Коммуникативный ролевой

Кого бы вы назначили старостой коллектива?

Коммуникативный неформальный отрицательный критерий

У кого, по твоему мнению, меньше всего друзей в классе?

Коммуникативный неформальный положительный критерий

У кого, по твоему мнению, больше всего друзей в классе?

Коммуникативный неформальный положительный критерий

Кому из одноклассников ты бы доверил уход за своим домашним питомцем на месяц, пока ты в отъезде?

Гностический критерий

Кто, по твоему мнению, выберет тебя соседом за партой?

Гностически критерий

Кто, как ты думаешь, поздравит с Новым годом тебя?

Восьмиконечной звездой обозначены респонденты, получившие наибольшее количество выборов

Неформально-коммуникативный критерий

К кому из своих одноклассников ты обратился (лась) бы за советом в трудной жизненной ситуации?

Восьмиконечной звездой обозначены респонденты, получившие

наибольшее количество выборов, овалом – наименьшее

Неформально-коммуникативный критерий

Как ты думаешь, у кого из твоих одноклассников меньше всего друзей в классе?

Стрелки на социограмме обозначают отрицательные выборы.

→ негативный односторонний выбор

Свободная социограмма

Формально-коммуникативный критерий с требованием ранжирования. Кого среди своих одногруппников вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?

Неформально-коммуникативный отрицательный критерий с требованием ранжирования.

Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы не хотели продолжать совместно учиться в новом коллективе?

Неформально-коммуникативный положительный критерий.

Представьте, что Вы выиграли четыре билета на кинопремьеру. Кого из своих одногруппников Вы позовёте с собой?

Неформально-коммуникативный положительный критерий

Вы плывете на круизном лайнере, который терпит крушение. У вас есть всего одна шлюпка на четверых человек. Кого из одноклассников вы возьмете с собой.


Составление социограмм

Социограмма- это графическое выражение математической обработки результатов социометрического теста при исследовании межличностных отношений между членами малой группы, это способ изображения структуры взаимоотношений. При построение социограмм следует помнить следующий принцип – символы надо размещать так, чтобы обеспечить максимальное удобство для анализа и рассмотрения социограмм.1

4.1. Свободная или произвольная социограмма.

4.2. Круговая социограмма.

4.3. Концентрическая социограмма.

4 – лидер

2,3,7,1 – предпочитаемый выбор

6 — принятый член

5,8 – изолированный

Таблица индивидуальных индексов

Социометрический

статус

Индекс

социальной

изоляции

Индекс

эмоциональной

экспансивности

Индекс объёма взаимодействия

Индекс

когерентности

1

3/7=0,43

0,57

0,29

0

0

2

2/7=0,29

0,71

0,43

0,07

0,33

3

2/7=0, 29

0,71

0, 14

0,07

0,33

4

5/7=0, 71

0,29

0, 29

0,13

0,67

5

0

1

0,14

0

0

6

1/7=0, 14

0,86

0,43

0,07

0,33

7

5/7=0,71

0,71

0,43

0,07

0,33

8

0

1

0

0

0

  1. Социометрический статус

Полученный выбор каждого члена группы

Sj (R) =

n — 1

n – число индивидов в группе

  1. Индекс социальной изоляции

Вычисляется по формуле:

1 — Sj (R)

Sj(R) — социометрический статус

  1. Индекс эмоциональной экспансивности

Xi(R)

E i (R) =

n — 1

X

i(R) –число отдельных выборов каждого члена группы

n – число индивидов в группе

  1. Индекс объёма взаимодействия

Vi ( R ) = ½* (E i (R) + Sj (R) )

Взаимный выбор каждого члена группы

Vi ( R ) =

Все сделанные выборы

  1. Индекс когерентности

ωi(R )

Wi ( R ) =

Xi(R)

Xi(R) – число взаимных выборов каждого члена группы

ωi(R ) – число всех взаимных выборов

Вычисление групповых индексов

1. Индекс плотности группы

P (R) =N/n 2

N – взаимный контакт группы

n – число индивидов в группе

Следовательно, P (R)= 3/64 = 0,047

2.Индекс сплочённости группы

Сплочённость – черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия её членов, является обобщённым показателем их духовной общности и единства. Для членов малой группы сама по себе сплочённость – привлекательная цель и ценность, групповое состояние, к которому надо стремиться. 2

Wi(R)

W (R) =

Xi(R)

Xi(R)– число всех выборов

Wi (R)– число взаимных выборов

Следовательно, W (R) = 3/15 =0,1

3.Индекс групповой интеграции

Групповая интеграция – согласованность, упорядочённость и стабильность и стабильность системы внутригрупповых процессов. 3

Y (R) = 1/ j + 1

j – количество индивидов, не получивших ни одного выбора

Следовательно, Y ( R) = 0,5

Вычисление подструктур на основе статуса

Социометрический статус – характеристика, отражающая реальную роль каждого члена малой группы, а также дающая определённое представление об общих его индивидуально — и социально-психологических особенностях.

Статус вычисляется с использованием метода социометрии по результатам суммы положительных и отрицательных выборов, получаемых членом группы в ходе проводимого опроса, и имеет определённый «вес», отражающий место человека в социально-психологической иерархии группы.

Как правило, в группе выделяют:

  • социометрических «звёзд», которыми являются наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии

  • высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных индивидов, определяемых по числу положительных выборов и не имеющих большого числа выборов отрицательных

  • изолированных членов группы, у которых отсутствуют любые выборы (как положительные, так и отрицательные)

  • членов группы, которыми пренебрегают, имеющих большое количество отрицательных выборов и малое число выборов положительных

  • отверженных членов группы («изгоев»), имеющие по результатам социометрии только отрицательные выборы

Социометрический статус члена группы — величина достаточно устойчивая. Он не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но и очень часто переходит с человеком в другую группу. Объясняется это тем, что статус- категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением.

На основе своих вычислений, я выявила:

S R = -1

Статус « отрицательная звезда»

-1< S R < 0

Отвергаемые члены группы

S R = 0

Изолированный член группы

2

0 < S R < 0, 25

Принятый член группы

3, №4 ,№6 , №8

0, 25 < S R < 0, 5

Предпочитаемый член группы

1 №7

0, 5 < S R <0, 75

Лидер

5

0, 75 < S R <1, 0

Звезда

Социограмма

СОЦИОГРАММА (от лат societas — общество и греч. gramma — черта, линия) — графическое выражение математической обработки результатов, получаемых с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах (см. Социометрия). С. наглядно показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых), «париев» (от к-рых все отказываются) и иерархию промежуточных звеньев между этими полюсами. Поскольку социометрический анализ в целом может дать только самое общее описание сети коммуникаций, возникающих в любой малой группе, С. отражает лишь картину эмоциональных предпочтений внутри группы. С. позволяет наглядно представить структуру отношений в группе, сделать предположения о стиле лидерства, о мере организованности группы в целом. При построении С. пользуются понятиями: выбор, взаимный выбор, ожидаемый выбор, отклонение, взаимное отклонение, ожидаемое отклонение. Различают коллективные и индивидуальные С.

Среди коллективных С. наиболее распространенными являются С., разработанные создателем этого метода Дж. Морено. В этих С. члены группы графически размещаются в зависимости от их популярности: в центре либо на периферии; при этом С. отражает практически все связи, объединяющие субъектов (типичные конфигурации взаимоотношений: цепи, треугольники, квадраты и т. д.). Этот способ, однако, обладает существенным недостатком — при численности группы в 15 и более человек графическое изображение связей становится практически неразличимым. При проведении социометри-ческих исследований делались попытки стандартизировать и рационализировать построение С. Определенный прогресс в этой области связан с разработкой и широким внедрением в экспериментальную практику социограмм-мишеней. При их построении учитывается разделение группы на «популярных», «средних» и «непопулярных» членов;
каждый из них в соответствии с этим делением помещается в опре деленный круг С.-мишени, представляющей собою несколько концентрических окружностей. Для одной группы обычно составляют несколько коллективных С. Индивидуальные С. позволяют сделать более глубокий и развернутый анализ положения конкретного члена в группе (например, отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы, выделить «отверженного» или «изолированного» индивида).

Социограмма как графическое выражение взаимоотношений. Примеры социограмм.

Межличностными взаимоотношениями занимается микросоциоло­гия (Морено), называемая также теорией малых общественных групп. Структура и развитие этих групп, например, семьи, класса в школе или мастерской, канцелярии определяются социометрически. С помощью анкет, разговоров и наблюдения можно регистрировать, например, вза­имные симпатии, антипатии, уважение между членами группы. Взаимо­отношения между членами можно графически, схематически выразить с помощью социограммы (рис. 32, 33, 34).

Например, автократическая социограмма демонстрирует рассажи­вание детей в школьной столовой учительницей так, чтобы здесь было как можно меньше беспокойства, причем она не принимает во внимание желание и выбор детей, вытекающие из взаимных симпатий и антипа­тий.

Свободная социограмма (laissez faire) является отображением спон­танной тенденции отдельных лиц притягиваться к наиболее любимым членам группы. Но ситуация в школьной столовой, где у каждого стола имеется только четыре места, не позволяет осуществить эту тенденцию, поскольку невозможно сделать так, чтобы все сидели с двумя или с тре­мя самыми любимими индивидами за столом.

Рис. 33 Социограмма по Морено.

Демократическая социограмма учитывает различные желания чле­нов группы так, чтобы и относительно изолированные члены группы могли встретиться с желаемыми лицами. Можно, например, выбрать та­кую методику: каждое лицо должно указать по порядку трех других лиц, с которыми оно хотело бы сидеть за столом. На основе математической обработки составляется демократическая социограмма так, чтобы с ка­ждым сидело хотя бы одно из тех лиц, которое было написано на первом или каком-нибудь другом месте по порядку.

Рис.34 Социограмма по Морено.

Социометрия применяется в социальной психологии, педагогике, психологии труда и в групповой психотерапии. Было установлено, что нарушение взаимоотношений между рабочими в мастерской часто больше снижает производительность труда работника и продуктивность мастерской, чем технические неполадки.

С методической и психологической точек зрения теория и практика Морено являются, без сомнения, очень ценными. Однако остается про­блематичным его стремление расширить метод и теорию микросоцио­логии на область макросоциологических отношений, классовой борьбы и международных отношений. Разумеется, можно с помощью социоме­трических методов психологических мероприятий в небольших группах ослабить внешние формы классовых столкновений, например, на капи­талистическом предприятии. Но вряд ли от них можно ожидать устране­ния классовых и других более глубоких общественных противоречий и кризисов. Тем не менее является оправданным представление о том, что массово проводимая групповая психотерапия могла бы решить про­блему войны и мира.

Наряду с Морено вопросами взаимоотношений занимался и Салливен. Он принес в эту область ряд новых сведений. Однако он так же, как и Морено, забывает о значении личности, вступающей во взаимоотно­шения с другими, около которой создаются дальнейшие взаимоотноше­ния. Этот подход проявляется особенно в том, что Салливен определяет личность как совокупность интерперсональных взаимоотношений.

 

5. Способы обработки социометрических данных — Социометрические методы в психологии

5. Способы обработки социометрических данных

 

Существует три основных способа обработки социометрических данных: табличный, графический и математический.

Табличный способ заключается в построении социоматрицы – специальной таблицы, в которую заносятся все данные о выборах в группе (табл. 2). Обычно социоматрица строится отдельно для каждого критерия (эмоционального и деятельностного). Положительные и отрицательные выборы можно заносить в одну таблицу. Можно строить и суммарные социоматрицы сразу по нескольким критериям, однако для этого потребуется специальные навыки и повышенная внимательность. Социоматрица позволяет произвести количественный подсчет выборов, что сразу дает представление о ранжировании членов группы по числу предпочтений и отклонений.

Таблица 2

Образец социоматрицы

Кто

выбирает

Кого выбирают

Итого отдано выборов

1.     

2.     

3.     

4.     

5.     

6.     

7.     

8.     

9.     

полож.

отриц.

всего

1

п. ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      2

с.е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       3

и.л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      4

х.я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       5

о.б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.      6

л.и.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       7

о.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      8

г.с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       9

и.к.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получено выборов

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если в опросе проводилось ранжирование выборов, то необходимо добавить в таблицу строку «Точный подсчет», при этом используется следующая схема: за предпочтение, сделанное в первую очередь приписывается максимальное количество баллов, равное числу ограничения выборов; за каждый последующий – на один балл меньше. Например, если ограничение составило три, то первому выбору приписывается три балла, второму – два, третьему – один балл. В таблице 3 приведен пример с подсчетом выборов при ограничении с числом два, следовательно, при точном подсчете за «выбор в первую очередь» присваивается 2 балла, а за «выбор во вторую очередь» – один балл.

Таблица 3

Пример социоматрицы для группы численностью 10 чел.

Деловой критерий  – «С кем из твоей группы ты стал бы готовить доклад на конференцию? В первую очередь, во вторую очередь»

№№

Кто выбирает

Кого выбирают

Отдано выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

павел

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

2

2

игорь

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

3

федор

 

 

 

2

1

 

 

 

 

 

2

4

андрей

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

2

5

григорий

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

2

6

олег

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

2

7

роман

 

 

 

 

 

1

 

 

 

2

2

8

устин

 

 

1

2

 

 

 

 

 

 

2

9

дмитрий

 

 

 

 

 

2

1

 

 

 

2

10

алексей

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

Всего получено выборов

0

0

4

3

2

4

3

0

1

1

18

Точный подсчет

0

0

8

3

3

6

6

0

1

1

36

          

Данные социоматрицы позволяют выявить определенные статусные позиции членов группы: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные. «Звезды» – те, кто получает наибольшее количество выборов в группе и, следовательно, имеют наивысший социометрический статус в группу, в нашем случае (см. табл. 3) это Федор и Олег, которые имеют по четыре выбора. В разряд «предпочитаемые» вошли три человека, имеющие по 2–3 выбора. К «принятым» относятся те, кто получил один выбор, изолированных по данному критерию в рассматриваемой группе два человека. Следует подчеркнуть, что все категории позиций получены как следствие использования определенного критерия и, на основании только лишь данных социометрии психолог не может делать выводы об окончательном распределении статусов в группе, навешивая «ярлыки» на участников группы. Применение других критериев может дать иную картину внутригрупповой дифференциации. В рассматриваемом случае не выделяется категория «отвергаемые», так как применялся только положительный критерий.

Задача определения статуса не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Она усложняется в ситуации, когда количество положительных и отрицательных выборов уравновешивается. Предлагаемые в литературе ориентиры в основном касаются распределения положительных выборов, а сочетание их с отрицательными не рассматривается. Так, Я.Л. Коломинский предлагает на примере анализа школьных классов считать, что «звезды» получают 6 и более выборов, «предпочитаемые»  – 3 – 5 выборов, «принятые»  – 1 – 2 выбора [5]. Однако существует и более точная схема подсчета. На симпозиуме по изучению коллективов социометрическими методами (Тарту  1968 г.) была  принята следующая схема соотнесения количества предпочтений каждой ролевой позиции[12]. Сначала необходимо определить число m по формуле:

m= R / N,

где R  – общее количество сделанных положительных выборов;

N  –число членов группы;

m  – среднее количество выборов.

Отнесение в ту или иную группу происходит на основании социоматрицы. Социометрическому статусу (St) в данном случае соответствует количество полученных выборов (табл. 4).

Таблица 4

Границы социометрического статуса

Название группы

Число выборов

Звезды

St ³ m + 2s

Предпочитаемые

St > m + 1s

Принятые

St = m – 1s

Изолированные непринятые)

St < m – 1s

Пренебрегаемые

St < m – 2s

Сигма (s) – квадратическое отклонение.

По результатам социометрии можно выделить микрогруппы. Для этого в таблицу, аналогичную таблице 3, в первую строчку вписываются фамилия и номер любого члена группы, имеющего взаимный выбор (а в 1-й столбец – также его номер). Допустим, номер 1 – Надежда (см. табл. 5). В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 7; 16). Выборы помечаются крестиками, взаимные – звездочками. Затем вписываются те, кто находится во взаимном выборе со вторым записанным, с третьим и так далее до тех пор, пока эта цепь не обрывается. Далее формируется следующая подгруппа. Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаимные выборы, и так далее. Последними заносятся те, кто их не имеет.

Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из левого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек.

В таблице 5 хорошо видны две подгруппы, тяготеющих друг к другу людей в коллективе.

Таблица 5

Выделение микрогрупп в социоматрице

Кто  выбирает

Кого выбирает

1

4

7

11

9

8

3

5

6

10

2

1

Надежда

Ш

*

*

*

 

 

 

 

 

 

 

4

Егор

*

Х

 

 

*

 

 

 

 

 

 

7

Тамара

*

 

Х

 

 

*

*

 

 

 

 

11

Катерина

*

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

9

Ольга

 

*

 

 

Х

*

 

 

 

 

 

8

Леонид

+

 

*

 

 

Х

 

 

 

 

 

3

Дмитрий

 

 

*

 

 

+

Х

*

 

 

 

5

Ульяна

 

 

 

 

 

 

*

Х

*

 

 

6

Николай

 

 

 

 

 

 

 

*

Х

+

 

10

Александр

 

+

 

 

 

 

+

 

 

Х

*

2

Михаил

 

 

 

 

 

+

 

 

 

*

Х

 

Следующий способ обработки данных – графический. Он заключается в построении социограммы. Социограмма – схематическое изображение реакций членов группы друг на друга, устанавливаемых на основании выбора, то есть при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью специальных знаков (условных обозначений). Социограмма служит для представления структуры группы на плоскости. По всей видимости, возможно и пространственное, объемное расположение структурных единиц и их взаимосвязей, в этом смысле некоторые игровые социометрические процедуры напоминают моделирование объемной социограммы (см. раздел «Другие варианты»).

Виды социограмм. Обычно используются три вида социограмм: произвольные, локограммные, и концентрические.

1. Социограмма произвольного вида показывает комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов. В такой социограмме употребляются следующие условные обозначения:

 

положительный выбор

взаимный положительный выбор

——————-

отрицательный выбор

участник группы женского пола

участник группы мужского пола

В зависимости от количества связей в социограмме могут быть выделены определенные элементы структуры: изолированные, диады, триады, тетрады и другие. Изолированный элемент – это индивид, не связанный с другими. Связь между двумя элементами обозначается как диада, эта структура встречается во всех группах и характеризует наиболее устойчивые доверительные связи между двумя людьми. Триады, тетрады и другие виды связей, состоящие из большего числа элементов, часто составляют «ядра» коллективов или являются отдельными группировками внутри группы. Почти все элементы внутри этих структур симметрично связаны между собой.

На основании данных таблицы 3, можно построить социограмму такого типа (рис.1).

Рис.1. Пример социограммы произвольного вида

Построение социограммы требует от социометриста терпения и тщательности, не раз приходится перестраивать социограмму, которая должна как можно более близко показывать имеющиеся в коллективе группировки, наличие зон напряженности. Сначала на чертеже помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры. Как правило, в группе не бывает одного общепризнанного лидера, к которому тяготели бы все члены, на социограмме должно быть в наглядной форме показано расположение полюсов притяжения отталкивания  в группе. Так, на рис. 1 хорошо заметно образование двух подгрупп: ядром первой подгруппы являются участники с номерами 6, 9 и 7, ядром второй – участники 3, 4 и 5. Участнику №1 хочется примкнуть к «лидерам» обеих группировок, однако он остается непризнанным ими. Участники №2 и №8 тяготеют к различным подгруппам. Возможность построения на плоскости сил отталкивания, при наличии отрицательного критерия, позволила бы прояснить, где возникает напряженность: внутри подгрупп или между этими подгруппами.

Социограмма локограммного вида располагает на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении. Локограммная социограмма для рассмотренной выше группы представлена на рис. 2, прямоугольники обозначают в данном случае столы в аудитории.

Рис. 2. Пример социограммы локограммного вида

 

На локограммной социограмме также видно расположение подгрупп. Очень часто люди в помещении, являющимся местом их работы или учебы, занимают пространство близкое к тем, кто им наиболее симпатичен. В научно-популярной психологической литературе можно встретить мнение, что место человека в пространстве помещения связано с его личностными качествами, например, слева сидят, те, кто наиболее критичен, или с положением в группе, например, в центре сидят лидеры группы, а аутсайдеры занимают «камчатку». Эта упрощенная трактовка сложных процессов, которые происходят в группе, может сбить неопытного социометриста с толку. Большое количество переменных влияет на процесс местонахождения: отношение к процессу деятельности; люди сидят не там, где им хотелось бы, а там, где досталось место; вовлеченность  в жизнь группы на этом отрезке времени; школьная привычка сидеть у окна (как посадила первая учительница), взаимные симпатии и антипатии и так далее.

Концентрические или мишеневые социограммы располагают всех членов группы на концентрических окружностях, каждая из которых соответствует описанным выше групповым позициям: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергаемые. Такая социограмма может быть удобна для анализа отношений в многочисленных группах, например школьных классах по 35-40 человек, однако, она не всегда  позволяет достаточно полно раскрыть взаимосвязи и образование подгрупп. Во внутренний круг социограммы попадают «звезды», в следующий за ним – «предпочитаемые», далее – «принятые», «изолированные». Если в исследовании использовался отрицательный критерий, то можно нарисовать еще один внешний круг для «отвергаемых». Однако при построении кругов часто возникают сложности, особенно если члены группы имеют и отрицательные, и положительные выборы. В такой ситуации явно проявляется ограниченность мишеневой социограммы, из всех видов социограмм эта является наименее предпочтительной. Кроме того, сам вид социограммы задает для психолога «ярлыковое» мышление, побуждающее его делать поспешные, часто неверные выводы о структуре взаимоотношений в группе и статусе того или иного члена группы. На рис. 3 приводится социограмма по данным таблицы 3. Иногда на такой социограмме также, как и на других социограммах, стрелками показывают взаимные предпочтения и отвержения.

 

Рис. 3. Пример концентрической социограммы

        

Построенная концентрическая социограмма позволяет определить уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Это понятие было введено Я.Л.Коломинским, который предложил выделить три градации УБВ: высокий, средний, низкий. Если обозначить, что

I градация  – «звезды»,

II градация  – «предпочитаемые»,

III градация   – «принятые»,

IV градация   – «изолированные»,

то уровень благополучия взаимоотношений необходимо соотнести со следующими условиями.

 

УБВ

Условия

высокий

I + II >   III + IV

средний

I + II  =  III + IV

низкий

I + II  <  III + IV

Это означает, что если в первую и вторую градацию попало больше человек, чем в третью и четвертую, то есть количество предпочитаемых и звезд составляет подавляющую часть группы, то уровень благополучия можно считать высоким. Такое определение уровня благополучия взаимоотношений  – процедура не математическая и не лишенная недостатков. Как известно средних значений должно быть большинство, а условие, задающее равенство встречается на самом деле довольно редко, поэтому прибегать к индексу УБВ в научно-практических исследованиях вряд ли стоит.

Все рассмотренные выше социограммы называются групповыми, однако, при необходимости может быть построена и индивидуальная социограмма, на которой схематически изображаются предпочтения и отклонения, сделанные каким-то членом группы.

Математические индексы. Математические способы обработки данных заключаются в подсчете математических показателей, которые можно разделить на индексы групповые и индивидуальные. Наиболее используемые показатели  – индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Необходимость их применения чаще диктуется какими-то исследовательскими целями, чем практическими задачами. Математическая обработка позволяет сравнивать различные по составу группы, проводить корреляционные процедуры, статистический анализ данных.

Индивидуальные индексы. Индекс социометрического статуса является показателем предпочтения или какого-либо члена группы со стороны остальных ее участников. Статусом в социальной психологии называется положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус, то есть различное влияние на собратьев по группе. Социометрический статус отражает положение субъекта в сфере неформальных межличностных отношений в группе, его показатель (количество предпочтений) может в значительной мере расходиться с официальным статусом человека в группе. Количество предпочтений указывает на величину положительного социометрического статуса (S i +). Количество  отвержений обычно связывают с понятием отрицательного статуса (S i -), однако, на наш взгляд более корректно было бы говорить об индексе отвержения. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

         Индекс социометрического статуса i – члена группы определяется по формуле:

        S (Ri+)

Si + = ___________  ,

       N – 1

где Ri+  – полученные i-членом положительные выборы, S  – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N  – число членов группы.

         Индекс отвержения i – члена группы определяется по формуле:

        S (Ri )

Si  – = ____________   ,

     N — 1

где Ri   – все полученные i-членом отрицательные выборы.

 

Существует также и такой вариант подсчета индекса социометрического статуса, в котором учитываются и положительные и отрицательные выборы.

    S (Ri + + Ri )

Si = _____________________

N — 1

Если в процедуре социометрии не учитывается ранжирование выборов, их точный подсчет, то величина социометрического статуса колеблется от нуля (отсутствие выборов) до единицы (все члены группы оказывают предпочтение).

                                              

Второй вид персональных индексов – эмоциональная экспансивность, которая выражается в количестве всех совершаемых выборов, как положительных, так и отрицательных, неким субъектом в группе. С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении, однако, этот индекс теряет свое диагностическое значение в случае параметрической процедуры социометрического исследования. Социометрическое ограничение уравнивает субъектов в проявлении их эмоциональной экспансивности. Если лимит выборов отсутствует, то индекс экспансивности можно трактовать как величину активности субъекта в сфере внутригрупповых отношений. Положительная эмоциональная экспансивность характеризует позитивное отношение к группе, силу притяжения индивида к группе. Отрицательная эмоциональная экспансивность может выявлять силу отталкивания индивида от группы. Расчет этого индекса производится по сумме всех сделанных выборов i-членом группы. Возможен одновременный учет и положительных, и отрицательных выборов, или отдельный подсчет позитивной и негативной экспансивности.

Индекс позитивной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле:

          S (хi+)

Еi+ = __________  ,

           N – 1

 

 

где хi+ – число сделанных положительных выборов.

 

Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле:

         S (хi)

Еi =_________       ,

          N – 1

где хi – число сделанных отрицательных выборов.

 

Групповые индексы. На основании данных социоматрицы можно подсчитать групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы.

Индекс групповой сплоченности выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей. Психологический смысл этого индекса заключается в наличии или отсутствии взаимности в момент совершения выборов в группе. Чем больше взаимных выборов в группе, чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность. Конечно, проявления сплоченности в группе шире, как и само понятие сплоченности, под которым понимают один из элементов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Социометрическая сплоченность является на самом деле лишь одним из показателей групповой сплоченности.

Обычно выделяют две основы тяготения к группе: мотивационную и эмоциональную. Мотивационная основа тяготения субъекта к группе включает в себя совокупность его потребностей и ценностей, учитывает насколько характеристики группы соответствуют и отвечают  этим потребностям. Эмоциональная составляющая проявляется в межличностных симпатиях, в характере взаимодействия индивидов. Именно такой компонент измеряет индекс групповой сплоченности в социометрии. Возможно, поэтому некоторые авторы избегают употреблять термин «индекс сплоченности», заменяя его «коэффициентом взаимности». В отечественной психологии существует трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, в русле этой концепции используются другие методы измерения сплоченности коллектива.

Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывается по следующей формуле:

          S (А+)

Сгр= –––––––––    ,

      1/2 S (А)

где Сгр – групповая сплоченность, S (А+) – сумма всех взаимных положительных выборов в группе, S (А) – количество всех сделанных выборов в группе. Если все выборы в группе взаимные, то индекс достигнет своего максимального значения, то есть единицы. Если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то величина групповой сплоченности будет равна нулю.

В примере на рис. 1 мы можем найти 5 взаимных выборов, общее количество выборов  – 18, следовательно, индекс сплоченности 

Сгр = 5/9 = 0, 56.

Это означает, что более половины выборов, сделанных в группе, носят характер взаимности.

При необходимости можно также подсчитать индекс групповой экспансивности, на его величину влияет количество всех сделанных в группе выборов.   Однако, он мало информативен, если мы используем социометрическое ограничение, то есть прибегаем к параметрической процедуре опроса.

В литературе можно найти описание и других индексов, конструировать их можно практически в любом количестве согласно задачам конкретного исследования. Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, так как позволяют использовать для ее обработки количественные методы математической статистики, однако, надо с большой тщательностью относиться к интерпретации этих индексов, при расчете которых создается иллюзия получения точного объективного знания. Необходимо внимательно относиться к обобщению полученных результатов и дополнять их данными других исследований межличностных отношений и способов общения в группе.

        

 

9

Социограмма

Нужна помощь в написании работы?

Социограмма схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерии. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).

Рис.1

— объект связей в группе ( i-член)

 
 

— субъект связей в группе (j-член)

 
 

—    совмещение объекта и субъекта в

поведении одной личности (ij-член)

—положительный выбор, совершенный А-членом

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

       
   

— отрицательный выбор, совершенный В-членом

       
   

—  взаимная положительная связь А- и В-членов

— взаимная отрицательная связь А- и В-членов

—    уровень связи (член А выбран в первую

очередь, член С — во вторую)

       
   
 
 

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

 

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость Поделись с друзьями

Сравнительный онтокинезиологический анализ сводной социограммы и спортограммы велосипедного спорта

Сравнительный онтокинезиологический анализ сводной социограммы и спортограммы велосипедного спорта

Проректор по социально-воспитательной работе, развитию спорта и внешним связям, кандидат педагогических наук, доцент,  заслуженный тренер России М. М. Ковылин

Ключевые слова: онтокинезиологический анализ, сводная социограмма, спортограмма велосипедного спорта, механизм спортизации.

Обращаясь к анализу содержания книги В.К. Бальсевича «Очерки по возрастной кинезиологии человека», мы исходим из научной гипотезы о том, что «в процессе физической активности  происходят существенные изменения морфологического и функционального порядка, характер влияния которых неоднозначен для разных систем организма и неодинаков в разные периоды онтогенеза» [2, c. 33].

Онтокинезиологический материал при необходимой и достаточной полноте сбора и обобщения информации , на наш взгляд, способен стать морфологической, физиологической и биомеханической основой сводной разновозрастной и разнополовой социограммы, позволяющей разработать интегративную характеристику влияния занятий физкультурно-спортивной деятельностью на личность человека на всем протяжении его онтогенеза. Целью такой социограммы выступает выявление основных морфофункциональных биодинамических параметров двигательной активности, оптимальных для различного возраста и пола, а также научно обоснованное представление о том, как физкультурно-спортивное тренирующее, стимулирующее воздействие может способствовать наращению и сохранению онтокинезиологического потенциала человека. Говоря проще и образнее, онтокинезиологическая разработка В. К. Бальсевича и других авторов дает ответ на вопрос о том, что из себя представляет «здоровое тело» как потенциальное вместилище «здравого ума и бодрого духа», причем на разных этапах человеческой жизни.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: монография / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с., ил.

2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009 – 220 с., ил.

3. Захаров А.А. Велосипедный спорт (гонки на шоссе): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / А.А. Захаров. – М.: Советский спорт, 2008. – 160 с.

Информация для связи с автором: телефон – 8-903-155-98-68, e-mail: [email protected]

Что такое социограмма | EdrawMax Интернет

Что такое социограмма?

Графическое изображение межличностных отношений внутри постоянного коллектива — это социограмма . Другими словами, социограмма объясняет, как люди в этой группе (например, в рабочих группах, школьных классах, конференц-группах и т. Д.) Реагируют друг на друга. Таким образом, можно представить себе и наметить положительные и отрицательные отношения, а также доминирующие симпатии и антипатии внутри членов группы.

Социограмма — это визуальное представление отношений между определенной группой. Социограмма имеет функцию раскрытия основных отношений между людьми. Вы можете использовать социограмму для улучшения интерпретации социального поведения. Таким образом, социограмма делает структуры внутри этой группы измеримыми и является одним из важнейших методов представления социометрии, методом эмпирического социального исследования.

Сценарии применения социограмм

  • Социограммы для малых групп также могут быть получены путем прямого наблюдения, но для широкой групповой визуализации полезны опросы, в которых задаются вопросы об отношениях человека с другими членами группы.
  • Социограммы часто используются в промышленности для получения знаний, которые могут помочь создать более эффективные методы контактов, повысить успешное вовлечение участников в инициативы и способствовать развитию культуры творчества.
  • Социограмма в последние годы в основном используется в школьных классах. Это используется учителями для графического отображения взаимоотношений и разногласий своих учеников, а затем для использования полученной информации для управления общественным процессом в рамках учебной программы.

Преимущества использования социограммы

  • Вы можете использовать социограмму для улучшения интерпретации социального поведения. Для построения социограммы необходимо вычислить либо положительный, либо отрицательный параметр.
  • Социограммы можно использовать, чтобы помочь учителям выявить важные проблемы в классе, социальных группах, изменениях в структуре групп и других уравнениях между учениками.
  • Для организаций социограмм используются для оценки взаимодействия между командами и регионами.
  • Он будет служить основой для роста бизнеса, командного коучинга и даже индивидуального коучинга — в измененной форме.
  • В зоне семинара социограмма также может помочь представить групповые взаимодействия и межличностные отношения.

Типы социограмм

  1. Эгоцентрическая социограмма
  2. Визуализируйте все случаи, связанные с одним конкретным случаем (эго).Диаграмма состоит из вершин (представляющих случаи) и ребер (показывающих взаимосвязь). Эго представлено в форме звезды. Отношения отмечены падежами.

  3. Сетевая социограмма
  4. Визуализируйте сообщество дел, чтобы увидеть, как они связаны друг с другом. Эта форма социограммы может включать отдельные случаи. Схема состоит из вершин (корпусов) и ободков (отношений). Отмечены взаимосвязи между случаями, и эта форма социограммы может включать единичные случаи.

Символы социограммы

Показанные выше строки партнерства являются рекомендациями. При необходимости они могут быть изготовлены и дополнены индивидуально. Цветовое расположение линий или их рисунков определяет индивидуальную реакцию одного человека на другого члена группы.

Например, пунктирная или пунктирная линия перед другим человеком отражает «страх», тонкая линия означает «раздражение», а толстая черная линия — «доминирование» над другим.Символика действует только как намек. Между тем, быстро распространяется ряд других важных значков.

Как пользоваться социограммой?

  1. Определите, кто будет задействован
  2. Сначала вы определите, какие люди должны быть включены в социограмму . Будут ли это только члены созданной совместной команды / группы или в нее должны входить члены другой участвующей команды? Это зависит от того, какую проблему должна рассматривать социограмма.

    Имеет смысл ограничиться текущей группой, чтобы подвести итоги и зарегистрировать процесс сообщества в группах или школьных классах. Он также имеет тенденцию выявлять напряженность, партнерские отношения и небольшие вечеринки.

  3. Задайте правильные вопросы
  4. Вопросы должны быть четко сформулированы таким образом, чтобы четко выражать симпатию или отвращение. Информационное значение одной социограммы, которая изначально является всего лишь моментальным снимком, меньше, чем важность множества социограмм, которые воссоздаются через некоторое время.Только тогда он сможет учесть развитие внутри группы. Несколько примеров —

  • С чем бы я хотел поговорить непринужденно?
  • Кому я могу открыть секрет?
  • Как бы я хотел быть для меня частью рабочей группы?
  • С кем бы я хотел сотрудничать в проекте XY?
  • На кого я могу рассчитывать в сложной командной ситуации (например, если группа меня ударит)?
  • Оценка
  • Для оценки очень важно, чтобы выводы делались не только на основе представлений.Выбор ответа всегда ограничен заранее. Поэтому после этого будут проведены дополнительные интервью или будет засвидетельствован контакт участников. Кроме того, требуется строгая осторожность и отсутствие маргинализации.

    Как создать социограмму?

    • Шаг 1 Откройте EdrawMax и выберите пустой холст.
    • Step 2 Используйте широкий спектр символов из доступных библиотек для создания своей социограммы.
    • Step 3 Добавьте свой текст и создайте социограмму в соответствии с требованиями. Вы также можете использовать значки из множества доступных вариантов.
    • Шаг 4 Сохраните диаграмму и экспортируйте ее в файл любого типа. Поскольку EdrawMax совместим с несколькими типами файлов.

    Пример социограммы

    В приведенном выше примере мы видим простую социограмму динамики семьи.Символы используются для обозначения отношений, которые они разделяют друг с другом.

    В этом примере проиллюстрирована социальная жизнь разработчика программного обеспечения (включая личную и профессиональную).

    Ключевые выводы

    Социограмма — это набор графиков, представляющих отношения между людьми в группе для построения диаграммы социальной сети группы. Социограммы для небольших групп чаще всего могут быть созданы прямым и четким наблюдением.

    Но для больших групп картографирование выгодно от опросов, в которых задаются вопросы об отношениях человека с другими членами группы в группе. EdrawMax имеет возможность выбора различных шаблонов и иллюстраций, которые позволяют быстро создать социограмму и сэкономить драгоценное время.

    Как использовать социограммы для поддержки детей, которые пытаются найти друзей

    Ребенок-интроверт, экстраверт и амбиверт

    Вы экстраверт или интроверт?

    Это ваше представление о небесах — свернуться калачиком с хорошей книгой? Или танцевать всю ночь напролет в ночном клубе с сотнями других людей? В какой момент нашей жизни начинают проявляться эти социальные предпочтения?

    Примерно в возрасте трех / четырех лет дети становятся более общительными в своих играх. Их социальные установки и подходы влияют на то, как они относятся к другим. Успешная групповая динамика делает нас счастливыми, неудачная — несчастными, независимо от нашего возраста. Ясно, что нам нужно сделать поддержку социальных отношений в центре раннего образования.

    Социальное отношение ребенка подчеркивает его социальные потребности. Ребенку-интроверту нужно больше времени, чтобы осмыслить то, что он думает, прежде чем он начнет общаться, и, вероятно, он предпочтет играть индивидуально или в небольших группах.Дети-экстраверты кажутся более уверенными и напористыми. Они, как правило, легче взаимодействуют. Наконец, амбивертированные дети представляют собой смесь двух; им нравится не только одиночество, но и компания других. Амбиверты составляют примерно от половины до двух третей населения, среди остальных — интроверты и экстраверты.

    Наш мир склонен поощрять экстравертизм, тогда как интровертизм рассматривается как слабость или проблема. Независимо от темперамента и личности, каждый ребенок должен чувствовать поддержку, оценку и уважение. Наша работа — побуждать детей к здоровому и приятному общению, которое лучше всего им подходит. как нам это сделать?

    Социограммы

    Социограммы — это визуальные представления межличностных отношений в группе или классе. Когда детская игра становится интерактивной (обычно в возрасте около четырех лет), социограммы становятся полезным инструментом для выявления детей, которые могут быть социально изолированы и нуждаются в некоторой помощи для инициирования взаимодействия или для выявления несбалансированных дружеских отношений.

    Взгляните на социограмму ниже. Стрелки показывают, кто инициирует взаимодействие с кем / кто с кем любит играть. Обратите внимание, что Лиза инициирует взаимодействие / любит играть с другими, но не получает ответа. Ее не ценят как партнера по игре. Это необходимо решить.

    Социограмму (см. Выше) может создать:

    • Наблюдение за тем, кто с кем инициирует взаимодействие (вербальное, невербальное). Несколько социограмм в течение одного сеанса создадут картину социального поведения конкретного ребенка или группы.
    • Спросите детей (когда с ними нет других детей), с кем им нравится играть. Этот метод может быть менее надежным для детей младшего возраста, поскольку они вполне могут назвать имя ребенка, с которым только что играли. Записав все имена, которые дают дети, можно создавать социограмму. Это «разовая» социограмма.

    Создайте социограмму в соответствии с тем методом, который, по вашему мнению, будет наиболее эффективным в ваших условиях.

    Что дальше?

    Часто социограммы просто подтверждают то, что мы уже знаем.В других случаях становятся очевидными менее заметные модели социального поведения / предпочтений в дружбе.

    Обсудите результаты с коллегами. Каковы социальные паттерны ориентированного ребенка? Говорит ли ребенок со взрослыми больше, чем с детьми? Они остаются с одним ребенком / группой всю сессию или переходят от одного к другому? Есть ли новые дружеские отношения или разногласия?

    Могут быть созданы эффективные стратегии для поддержки детей, которым сложно взаимодействовать / строить дружеские отношения. Ключевым моментом является моделирование и поощрение здорового взаимодействия: «Сэм и Лиза, мне нравится, как вы играете вместе с пластилином. У вас такая веселая игра! »

    Очень привлекательные занятия вовлекут самых застенчивых детей в групповую ситуацию, если «призыв» будет достаточно заманчивым.

    Важно отметить, что в здоровой эмоциональной среде дети могут расслабиться в социальных группах, которые им подходят. Не у каждого ребенка будут десятки друзей. У некоторых будет всего один или два.Именно качество такой дружбы делает детей счастливыми благодаря позитивному общению.

    Хорошей практикой является создание регулярных социограмм за семестр для создания надежных данных о социальном поведении ребенка. Внимательно отмечая дружбу и взаимодействие и следуя этим эффективным стратегиям, взрослые создают благоприятную среду обучения, тем самым поощряя социальную компетентность и сплоченность наших самых маленьких детей.

    Об авторе

    Хелен Гарнетт — мать четверых детей, преданный своему делу и опытный консультант по работе с детьми младшего возраста. В 2005 году она стала соучредителем дошкольного учреждения и страстно заботится о маленьких детях и их связях. В результате она написала книгу « Развитие сочувствия в ранние годы: руководство для практикующих ». Она также является соавтором учебной программы для детей младшего возраста и инструмента оценки, который в настоящее время внедряется в Индии. Хелен также входит в команду Think Equal, глобальную инициативу, возглавляемую Лесли Удвин, которая развивает сочувствие в дошкольных учреждениях и школах по всему миру.

    Просмотры сообщений: 5 592

    Социограмма: определение и примеры — видео и стенограмма урока

    Как создать социограмму?

    Прежде чем вы начнете создавать социограмму учеников в вашем классе, вы должны сначала придумать критерий , который вы хотите измерить.Критерий, который вы используете, обычно — это вопрос о конкретном типе социального взаимодействия. Критерий может быть как положительным, так и отрицательным.

    Положительные критерии — это критерии, которые просят учащихся выбрать то, что им нравится, или в чем они хотели бы участвовать вместе с другими. Отрицательные критерии просят учащихся выбрать то, что им не понравится. Отрицательные критерии используются для обнаружения сопротивления или неприятия в межличностных отношениях.

    Примеры положительных критериев, которые можно использовать для создания социограммы:

    • С какими тремя одноклассниками вы больше всего хотели бы поехать в отпуск?
    • Какие три одноклассника ваши лучшие друзья?
    • Какие три одноклассника вам нравятся больше всего?

    Примеры отрицательных критериев, которые можно использовать для создания социограммы:

    • С какими тремя одноклассниками вам меньше всего понравилось бы поехать в отпуск?
    • С какими тремя одноклассниками вам меньше всего нравится находиться рядом?
    • С какими тремя одноклассниками вы меньше всего хотели бы оказаться на острове?

    После того, как все ваши ученики ответят на вопрос, вы табулируете результаты и используете их для создания социограммы.

    Пример социограммы

    Предположим, вы решили попросить своих учеников выбрать трех одноклассников, которые являются их лучшими друзьями.

    В этом списке показаны ваши результаты:

    Этот список содержит трех лучших друзей, которых выбрал каждый человек.

    Предположим, вы также спросили своих учеников, с какими тремя одноклассниками они меньше всего хотели бы поехать на каникулы. В этом списке показаны ваши результаты:

    В этом списке представлены три человека, с которыми каждый меньше всего хотел бы поехать в отпуск.

    Вы создаете две социограммы на основе этой информации, одну для положительного критерия и одну для отрицательного критерия. Вы замечаете, что все студенты выбрали Майка или Оливию в качестве своих ближайших друзей, поэтому вы решаете поместить Майка и Оливию в центр своей социограммы.

    Эта социограмма построена по положительному критерию.
    Эта социограмма построена с использованием отрицательного критерия.

    Как использовать социограмму

    Вы находите интересным, что все женщины выбрали Майка на основе отрицательного критерия, а все мужчины выбрали Оливию на основе отрицательного критерия, тем более что Оливия и Майк кажутся лидерами среди своих сверстников того же пола. Вы решаете встретиться с Майком и Оливией. Вы узнаете, что Майк и Оливия встречались раньше, но Майк бросил Оливию ради девочки из другой школы.Это вызвало неприязнь между парой.

    Поскольку Оливия является лидером среди женщин, а Майк — лидером среди мужчин, это вызвало напряженность между мужчинами и женщинами в классе, что объясняет, почему они стали враждебно настроены друг к другу. Вы решаете провести посредничество между Майком и Оливией, чтобы помочь им решить их проблемы.

    Вы также заметили, что Лиза, кажется, социально изолирована. Ни один из людей, которых она выбрала в качестве своих лучших друзей, не ответил ей взаимностью.Фактически, двое из этих людей выбрали Лизу как человека, с которым они не хотели бы проводить время. Вы можете решить обучить Лизу социальным навыкам, чтобы улучшить восприятие ее окружающими.

    Вы можете распределить своих учеников по разным группам, где мужчины и женщины должны работать вместе и сотрудничать друг с другом, включая Лизу. Вы также можете решить установить хорошие отношения с руководителями класса Оливией и Майком. Это упростит вам задачу побудить руководителей принять новые изменения и правила в классе, чтобы они, в свою очередь, могли повлиять на других, чтобы те поверили им.

    Социограммы — это не просто инструменты, которые используются в классах. Социограммы также полезны для:

    • Отображение отношений между вымышленными персонажами, например, в романе, пьесе или телешоу
    • Отображение отношений между группой сотрудников
    • Анализ социальных сетей организации
    • Выявление группировок в школе или организации

    Краткое содержание урока

    Социограмма — это визуальное изображение отношений между определенной группой. Цель социограммы — раскрыть основные отношения между людьми. Социограмму можно использовать, чтобы лучше понять групповое поведение.

    Чтобы создать социограмму, вам нужен положительный или отрицательный критерий для измерения. Социограммы могут помочь учителям определять проблемы, социальные группы в классе, вносить изменения в структуру групп и многое другое. Социограммы также можно использовать для демонстрации отношений практически в любой обстановке, включая организации, школы и классы.

    Результаты обучения

    Завершив этот урок, вы должны быть готовы:

    • Определить социограмму
    • Опишите, как создать социограмму
    • Подробное описание использования положительного или отрицательного критерия
    • Различать цель и способы использования социограммы

    Инструменты для социограммы Робина Банерджи

    Инструменты для социограммы Робина Банерджи

    Социограмма Робина Банерджи Инструменты

    Что такое социограмма?

    • Социограмма — это визуальное представление межличностных отношений. отношения внутри группы.
    • Это может быть особенно полезно в образовательном контексте, чтобы чтобы помочь учителям и другим сотрудникам больше узнать о сверстниках учеников отношения. Часто это полезная отправная точка для выявление и удовлетворение социальных и эмоциональных потребностей учеников.
    • Социограммы составлены по номинациям учащихся одноклассники в ответ на вопросы. Точная формулировка вопросы могут варьироваться в зависимости от интересов, но общий сценарий включает в себя просьбу учеников назначить трех одноклассников, с которыми им больше всего нравится играть / проводить свободное время и трое одноклассников, с которыми им меньше всего нравится играть / проводить свободное время.
    • Учет положительных и отрицательных номинаций, полученных каждой ученик помогает сотрудникам осознавать закономерности принятия и отклонения в группе сверстников. Социограмма выявляет группу сверстников динамика класса или другой школьной группы в наглядном и доступном способ.

    Примечание. Инструменты социограммы на этом веб-сайте основаны на более чем трех десятилетиях работы над социометрическими процедурами и обеспечивают простую реализацию очень широко используемых процедур назначения для определения уровней принятия и неприятия в группе сверстников.Дополнительную информацию о социометрических подходах к отношениям детей со сверстниками можно найти в следующих примерах:

    Банерджи Р. (2002). Влияние аудитории на самопрезентацию в детстве. Социального развития, 11, 487-507

    Банерджи Р., Уотлинг Д. и Капути М. (2011). Отношения со сверстниками и понимание faux pas: продольные доказательства двунаправленных ассоциаций. Развитие ребенка, 82, 1887–1905.

    Капути, М., Лечче, С., Паньен, А., & Банерджи, Р. (2012). Продольные эффекты теории разума на более поздние отношения со сверстниками: роль просоциального поведения. Психология развития, 48, 257-270

    Кой, Дж. Д. и Додж, К. А. (1983). Преемственность и изменения в социальном статусе детей: пятилетнее лонгитюдное исследование. Merrill-Palmer Quarterly, 29 , 261-282

    Кой, Дж. Д., Додж, К. А., и Коппотелли, Х. (1982). Размеры и типы социального статуса: возрастная перспектива. Психология развития , 18 , 557-570.

    Гиффорд-Смит, М. Э., и Браунелл, К. А. (2003). Отношения со сверстниками в детстве: социальное принятие, дружба и сети сверстников. Журнал школьной психологии , 41 , 235-284.

    Ньюкомб А.Ф., Буковски В.М. и Патти Л. (1993). Отношения детей со сверстниками: метааналитический обзор популярных, отвергнутых, игнорируемых, противоречивых и средних социометрических статусов. Психологический бюллетень , 113 (1), 99-128.




    Что такое социограмма? (Текущая страница)

    Проведение социометрического опроса (Следующая страница)

    Создание социограммы

    Перейти к Робину Домашняя страница Банерджи
    Электронная почта : [email protected] ac.uk

    Создайте социограмму в мгновение ока с Sometics

    Мы так радуемся некому! С ним вся наша работа становится проще! … Спасибо!!

    Алехандра Фраусто Альфаро, Academia Maddox, Estado de México

    Sometics позволяет мне как исследователю быстро и легко получить обзор участвующего класса.Sometics экономит мне столько времени!

    Amber de Wilde, Vrije Universiteit, Амстердам

    Я использую вашу программу в течение последнего года или около того, и она мне очень нравится. Это отличный инструмент, который помог нашим учителям понять динамику своего класса и внести коррективы в свое обучение на основе данных, предоставленных тестом.

    Оливия Палермо, Парк Квинс Сент-Джозеф, Парк Куинс

    Это фантастика!! Я классный руководитель, и я всегда делал свои социограммы вручную на листе бумаги — это УДИВИТЕЛЬНО !!

    RSU 26 RSU 26, RSU 26, Коринф

    Мы впервые пользуемся вашим сайтом и считаем его чрезвычайно полезным !…Спасибо, доктор Кристин Лэнг

    Christine Lang, Vienna International Scho, Вена

    Такой лаконичный и простой в использовании. Быстрые результаты сразу. 4 вопроса — вот из чего я хотел собрать данные.Результаты помогут наладить позитивные отношения в классе и увидеть, какова динамика.

    Bernadette Habkouk, St Patrick’s, Асквит

    Впечатлен компоновкой и функциональностью

    Germana Kerr, TBAP — CSS ITP, Лондон

    Преподавание клинической психологии — Семейные социограммы

    Преподавание клинической психологии — Семейные социограммы

    Семейные социограммы

    Я начинаю это упражнение с объяснения того, как работают социограммы. Круги представляют людей в группе. Сплошная линия со стрелкой на конце означает, что одному человеку «нравится» другой или он чувствует себя близким (на обоих концах могут быть стрелки, если чувства взаимны). Прерывистая линия (или, на диаграмме выше, светлоокрашенная линия) представляет человека, которому «не нравится» или который находится в конфликте с другим.

    Образцы, созданные линиями, указывают на образцы взаимоотношений и подгрупп внутри группы, а также на общую сплоченность группы.Итак, на иллюстрации справа есть союз между B и C, подгруппой A-D-E, конфликты между A и B и C и D, а B служит мостом между группами диад и триад. Общая сплоченность группы умеренная

    Я даю студентам раздаточный материал с четырьмя примерами социограмм, подобными приведенному выше (вот pdf-файл этого раздаточного материала). После того, как мы обсудим эти примеры и все поймут, как работают социограммы, мы готовы перейти к следующему шагу.

    Затем я прошу студентов нарисовать социограмму своей семьи. Когда они закончат, я предлагаю им пройти по комнате и сравнить свои социограммы с социограммами других студентов. Чем они похожи и отличаются по размеру семьи, составу, моделям «нравится» и «не нравится», разделению на подгруппы и т. Д. Я призываю их говорить друг с другом о своей семейной структуре и своем положении в семье.

    Вот некоторые другие моменты, связанные с рисунком социограммы, которые могут иметь значение для выявления чувств и отношения человека к своей семье:

    • Какие круги вы нарисовали первыми?
    • Как соотносятся размеры кругов друг с другом?
    • Как круги расположены относительно друг друга (близко, далеко, сверху, снизу или рядом друг с другом)?
    • Насколько сложен или прост рисунок или его части?
    • Было что-нибудь стерто или изменено?
    • Есть ли в рисунке какие-либо другие узоры или текстуры, которые могут иметь психологическое значение? Держите рисунок на расстоянии вытянутой руки, прищуривайте глаза и смотрите на него. Эта «техника прищуривания » может иногда выделять узоры или текстуры, которые вы могли пропустить.

    назад на страницу «Упражнения в классе»
    назад на домашнюю страницу преподавания клинической психологии

    Преподавание клинической психологии — Семейные социограммы

    Социограммы — это визуальное представление отношений в группе. В схематической версии социограммы круги представляют людей в группе.Сплошная линия со стрелкой на конце означает, что одному человеку «нравится» другой или он чувствует себя близким (на обоих концах могут быть стрелки, если чувства взаимны). Прерывистая линия (или, на диаграмме выше, светлоокрашенная линия) представляет человека, которому «не нравится» или который находится в конфликте с другим.

    Образцы, созданные линиями, указывают на образцы взаимоотношений и подгрупп внутри группы, а также на общую сплоченность группы. Итак, на иллюстрации справа есть союз между B и C, подгруппой A-D-E, конфликты между A и B и C и D, а B служит мостом между группами диад и триад. Общая сплоченность группы умеренная.

    Я даю студентам раздаточный материал с четырьмя примерами социограмм, подобными приведенному на этой странице. После того, как мы обсудим эти примеры и все поймут, как работают социограммы, мы готовы перейти к следующему шагу.

    Затем я прошу студентов нарисовать социограмму своей семьи. Когда они закончат, я предлагаю им пройти по комнате и сравнить свои социограммы с социограммами других студентов. Чем они похожи и различаются по размеру семьи, составу, шаблонам «нравится» и «не нравится», разделению на подгруппы и т. Д.Я призываю их поговорить друг с другом о своей семейной структуре и своем положении в семье. В моем курсе групповой динамики я прошу студентов нарисовать социограмму своей группы и сравнить ее с социограммой своей семьи. Это упражнение помогает ученикам увидеть, как они склонны воссоздавать семейные стереотипы в своей группе сверстников.

    Вот некоторые другие моменты, связанные с рисунком социограммы, которые могут иметь значение для выявления чувств и отношения человека к своей семье:

    • Какие круги вы нарисовали первыми?
    • Как соотносятся размеры кругов друг с другом?
    • Как круги расположены относительно друг друга (близко, далеко, сверху, снизу или рядом друг с другом)?
    • Насколько сложен или прост рисунок или его части?
    • Было что-нибудь стерто или изменено?
    • Есть ли в рисунке какие-либо другие узоры или текстуры, которые могут иметь психологическое значение? Держите рисунок на расстоянии вытянутой руки, прищуривайте глаза и смотрите на него. Эта «техника прищуривания» может иногда выделять узоры или текстуры, которые вы могли пропустить.

    Физические социограммы

    В моем курсе групповой динамики я применяю концепцию социограммы более физически. Я говорю группе студентов сесть так, чтобы физическое расстояние равнялось ощущению близости. Они устраиваются так, чтобы физически были ближе к людям, которых они хорошо знают, и дальше от людей, которых они не знают. Чтобы еще больше прояснить межличностные связи, они могут возложить руки на плечи людей, к которым они чувствуют себя наиболее близкими.После завершения социограммы мы обсуждаем то, что мы видим, в том числе модели подгрупп, то, как подгруппы соотносятся друг с другом, людей, которые кажутся изолированными, общую структуру класса и то, что мы чувствовали при создании социограммы. Я делаю снимок социограммы, которую мы создаем в начале семестра, и еще одну в конце семестра, чтобы мы могли увидеть, как изменились модели взаимоотношений.

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован.