Отвечает Ирина Чаузова, тьютор:
Тьютор сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы учащегося.
Что это значит? Тьютор работает с образованием человека, но в более широком смысле слова «образование», чем школа и университет. В основе тьюторства лежит личностно ориентированный подход, то есть в совместной работе важно найти личные интересы и смыслы тьюторанта и строить образовательный путь в зависимости от них.
Строить образовательный путь — это помочь человеку сориентироваться в окружающем мире (или школьной среде), продумать последовательность шагов своего образования и реализовать их (навигация), а в дальнейшем суметь перенести этот опыт на другие ситуации (масштабировать).
Кроме того, одним из ключевых моментов в тьюторской работе является передача авторства своей жизни ребенку (развитие субъектности). То есть постепенно инициатива тьютора становится все меньше, а в большей степени появляется опора на внутренний потенциал тьюторанта, развивается самостоятельность в принятии решений и ответственность за них.
В России наиболее распространены варианты тьюторского сопровождения вне школы, в рамках школы, а также в инклюзивном образовании. У каждого из них есть свои особенности.
Тьютор в инклюзивном образовании помогает учащимся с ограниченными возможностями включиться в школьную среду, чтобы она была для них наиболее полезной и доступной, то есть в каждом случае находит индивидуальные решения для ребенка.
В варианте, когда тьюторское сопровождение есть в школе у всех учащихся, основной задачей работы является навигация в сложной школьной жизни. Именно поэтому тьюторы подходят не для любой школы, а только для той, где есть много событий — учебных и неучебных, различные направления деятельности, сложное расписание, большие возможности для выбора и т.д. (так называемая избыточная среда). И это словно модель современного мира, где много неопределенности и неоднозначности. На этом примере тьюторы помогают ученикам уметь действовать в таких условиях, принимать решения и формировать свою учебную программу в зависимости от своих же целей (будь то изучение русского языка, исследование влияния антисептиков на бактерии, поступление в университет или выбор профессии).
Тьюторы вне школьной системы обычно решают схожие задачи. И если нет избыточной среды в школе, они помогают сориентироваться в более широком круге возможностей и найти необходимые ресурсы. И уже в зависимости от этого простроить образовательный путь, например, дополнив школьную программу, или сменив школу, или полностью изменив формат получения образования.
Отвечает ли тьютор на все детско-подростковые вопросы и помогают ли решать их? С одной стороны, основной задачей тьютора является работа именно в образовательном поле. Но с другой, тьютор ориентирован на работу с личностью, на поиск и раскрытие истинных смыслов и интересов человека, они являются основанием для построения образовательного пути. И в этом ракурсе в течение работы действительно получается затрагивать многие темы, помогать искать ответы на различные вопросы, волнующие ребенка. И это важная составляющая тьюторского сопровождения, поскольку расширение для учащихся образовательного контекста невозможно, если темой разговора тьютора и тьюторанта остается только школьная учеба.
Кто такой тьютор и зачем он нужен ребёнку
Прежде чем перейти к содержанию первой встречи с тьютором, напомним, кто это.
Тьютор — это специалист с высшим психолого-педагогическим образованием, который на основе интересов и предрасположенностей ребёнка помогает сформировать его индивидуальный образовательный маршрут.
Миссия тьютора многогранна. Тьюторская программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда» направлена на самоопределение, целеполагание и профориентацию. А ещё наши тьюторы учат ребят учиться и помогают им отыскать внутреннюю мотивацию к получению знаний.
Тьютора необходимо отличать от других специалистов, которые тоже проводят индивидуальные встречи с детьми — психологов, дефектологов, репетиторов и, конечно же, кураторов. Если тьютор помогает ставить цели, то куратор поддерживает на пути к их достижению.
Кому необходим тьютор?
- Тому, кто хочет научиться ставить цели и выстраивать путь к их достижению.
- Тому, кто не знает свои сильные стороны и как их развивать.
- Подросткам, которые хотят определить спектр интересов и, возможно, будущую профессию.
- Школьникам, которые хотят научиться учиться и работать с информацией.
Теперь, когда роль тьютора ясна, давайте рассмотрим, как проводится первая консультация.
Как проходит первая встреча с тьютором
Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере и не нужно тратить время на дорогу.
Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора.
Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.
Знакомство
Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем он увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.
Выявление сильных сторон ребёнка
Для этого используется японская философия икигай и «паутинка навыков».
Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки, в чём он силён, что любит и так далее.
«Путинка навыков» — во время которого, ребёнок отвечает на вопрос «Что я умею хорошо».
Эти и другие техники позволяют тьюторанту получит конструктивную развивающую обратную связь, расширить знания о самом себе и узнать св
Тьютор — это… Что такое Тьютор?
Тью́тор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Историческая справка
В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.
Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.
Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
Сравнение позиций тьютора и учителя
Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.
В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.
Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин)
Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс — учитель. Учитель (позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов)
Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.
Библиография
- Ковалева Т.М. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова и др.— Москва. 2009.
Ссылки
Кто такие тьюторы и для чего они нужны
Наставник, инструктор, личный куратор — так можно перевести на русский язык это слово. На Западе услуги таких специалистов востребованы уже давно, а в российской образовательной системе они появились чуть больше 20 лет назад. Есть они и в нескольких столичных школах. Речь о тьюторах — людях, чья работа, если описывать ее максимально упрощенно, — учить других учиться. Кто такой тьютор? Как и с кем он работает? Почему его работа нужна и важна? Об это мы поговорили со студенткой магистерской программы «Тьюторство в образовании» МГПУ и практикующим тьютором Екатериной Кузнецовой.
Екатерина Кузнецова, студент тьюторской магистратуры, тьютор краткосрочной программы наставничества (совместный проект Межрегиональной тьюторской ассоциации и Агентства стратегических инициатив), тьютор «Школы на Хавской»
Зачем нужен тьютор
Тьютор — это специалист по индивидуализации в образовании, посредник между учеником и образовательной системой. Базовая задача тьютора — помочь человеку проявить и лучше узнать себя в процессе обучающей деятельности, научиться делать выбор, осознавать свои поступки и их последствия, найти свой интерес и его реализовывать.
Тьютор анализирует интересы и проблемы своего подопечного, отмечает, к чему у него есть склонности, а что дается ему с трудом. Задача такого специалиста — помочь другому человеку превратить обучение в продуктивный и интересный процесс. Учеба в школе или занятия в детском саду, выбор будущей профессии, переориентация на другую специальность, реализация исследовательской работы — во всех этих случаях тьютор может стать консультантом и хорошим помощником.
С кем работает тьютор
Тьютор может работать с людьми любого возраста, от дошкольников до взрослых — все зависит от его профессиональной специализации. И в каждом случае такая работа будет иметь свою специфику.
Например, если говорить об одаренных детях, то бывает так, что они быстро развиваются и достигают успехов в одном направлении, при этом все остальное — и не только учеба — остается «за бортом». Тьютор помогает ребенку понять, как ему реализовать свою одаренность не в ущерб другим дисциплинам и личной жизни, как найти баланс и гармонично выстроить образовательный процесс.
Детям, у которых есть проблемы с обучением, тьютор помогает гармонизировать этот процесс, создать комфортную среду. Он в индивидуальном порядке разъясняет какие-то темы, поддерживает стремление к учебе, учит решать возникающие проблемы. Тьютор должен уметь находить сильные стороны своих подопечных и помогать их развивать.
Тьютор — это не репетитор
На родине тьюторства, в Великобритании, такие специалисты — часто носители предметного знания, от владения музыкальным инструментом до тайм-менеджмента. Это не профессора, не преподаватели, а помощники: они помогают студентам более успешно овладевать этими знаниями.
В России ситуация несколько другая. В магистратуре нас учат в первую очередь гуманистическому подходу к процессу обучения и определенным тьюторским технологиям. У нас нет жестких требований по поводу того, что тьютор должен быть педагогом-предметником.
Репетитора можно сравнить с тьютором, если он в работе ориентируется на интересы, потребности и особенности каждого конкретного ученика. То есть он не просто использует индивидуальный подход, а корректирует содержание занятий в зависимости от стремлений ребенка, расширяет его представление о своей предметной сфере, задает в ней ориентиры, помогает искать ресурсы.
Как работает тьютор
Есть классическая схема тьюторской деятельности: создание избыточной образовательной среды — навигация — масштабирование, и во главе угла здесь — интерес ребенка. Сначала мы анализируем образовательную среду, а это не только школа, но и все пространство вокруг тьюторанта, потому что дети учатся и познают мир постоянно. Мы выявляем ресурсы этой среды, осуществляем навигацию. На последнем этапе мы помогаем ребенку осознать, как ему дальше развиваться, как использовать полученные знания и навыки.
Ребенок может сам не понимать, что ему нравится, что интересно, что у него получается лучше всего. Тьютор анализирует его жизнь, его учебу, пространство, в котором малыш живет, чтобы помочь ему самому найти ответы на эти вопросы. Я работаю в основном со старшеклассниками, помогаю им с профориентацией. Инструменты работы могут быть очень разными, например, мы создаем ментальные карты, рисуем таблицы, делаем коллажи, отражающие сферы интереса подростков, анализируем медиапространство и так далее. Еще мы встречаемся с людьми, которые профессионально занимаются тем, что интересует моего тьюторанта. Это дает ему возможность получить информацию о профессии из первых уст.
Во время индивидуальных встреч мы много разговариваем, но в идеале тьютор должен отойти от системы «вопрос-ответ». Важно создать такой формат работы, чтобы у тьюторанта была возможность взглянуть на себя со стороны, самому заметить, что ему нравится, чтобы он прислушивался к себе, анализировал свой прогресс, учился понимать, что для него действительно важно и интересно.
Мне приходилось работать с детьми 3−5 лет, и я могу сказать, что это маленькие люди, уже способные к осознанности. Моя задача была помочь им понять, что им интересно, какие формы работы им подходят, в какой обстановке они будут продуктивно учиться, в чем их сильные и слабые стороны. Вместе мы снимали видео, делали театрализованные постановки, рукодельничали, читали и писали. Тьютор должен не только научить ребенка работать с его слабыми сторонами и опираться на сильные, но рассказать родителям, что им нужно с этим делать.
Результаты работы тьютора
Каким будет итог хорошей работы тьютора? После нее дети умеют прислушиваться к себе, видеть, что им интересно, учатся делать выбор и реализовывать себя. Хорошая работа должна быть построена так, чтобы расширять кругозор ребенка, стимулировать его желание учиться. В занятиях с дошкольниками очень важно поддержать, не заглушить их естественный познавательный интерес, который есть у каждого малыша. В силах тьютора сделать так, чтобы ребенок не просто посещал занятия и осваиивал программу, а в самых разных формах получал знания и уделял внимание тому, что ему интересно.
Кто может быть тьютором
Тьютор — это дипломированный специалист, который прошел серьезную подготовку. Уже 8 лет работает программа тьюторской магистратуры в МПГУ. В 2017 году открылась магистратура в Московском городском педагогическом университете, а также совместная интернатура по дистанционному тьюторскому сопровождению МТА и Ассоциации развивающего обучения (МАРО). В нескольких регионах уже открылись программы бакалавриата и магистратуры по этому направлению. В дальнейшем планируется открытие новых магистерских программ для обучения более узких специалистов, которые будут работать целенаправленно с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности. На данный момент работают курсы повышения квалификации, Московский тьюторский центр, Межрегиональная тьюторская ассоциация, в которые можно вступить.
Читайте также:
Зачем вашим детям учить математику?
5 эффективных приемов для развития памяти
Первый познавательный новогодний календарь: весь декабрь «О!» дарит подарки
Беседовала: Оксана Дьяченко
Фото: Evgeny Atamanenko/FamVeld/ESB Professional/Sharomka/Shutterstock.com
Кто и как может стать тьютором?
Итак, тьютор – это проводник, провожатый по миру либо знаний, либо профессий, либо хобби, который расскажет, какие внутренние и внешние ресурсы можно использовать или создать человеку, чтобы выбрать или сменить профессию, развиваться дальше. В информационном обществе он необходим, так же как интернет и другие современные средства коммуникации. Разница в том, что он соединяет человека с собой, со своим и/или чужим опытом.
Тьютор может прийти на подмогу родителям дошкольника в выборе детского сада(Вальдорфский, Монтессори и другие) или развивающих занятий, начнёт учить ребёнка прислушиваться к себе, ценить свои особенности, подкреплять оценки делами. Тьютор служит поддержкой школьнику в желании узнать и выбрать внешкольные и школьные занятия, учит формулировать потребности, ценить свой опыт. Тьютор помогает старшекласснику составить индивидуальную образовательно-практическую траекторию, научит различать внутреннее и внешнее влияние на личность и подтверждать практическими делами самооценку. Тьютор содействует профессиональной ориентации, но, скорее, ориентирует на ВУЗ и бакалавриат, потому что в современном динамичном мире трудно предугадать, какая специальность возникнет через 4–6 лет и как изменится сам тьюторант на практике. Поэтому важнее представлять себе все пути поступления в ВУЗ: ЕГЭ, олимпиады, льготы. Тьютор окажет помощь при выборе магистратуры и обозначит разные пути поступления – экзамены, олипиады, конференции, гранты. Тьютор выведет из затруднения, когда специалист начинает свой профессиональный путь или меняет его на любом этапе жизни. Тьютор может оказать поддержку людям серебряного возраста, которые думают о новой работе или хобби, побуждая вспомнить мечты и нереализованные ещё способности.
Кто же те умные, добрые, опытные, тонко чувствующие, образованные люди, которые смогут стать тьюторами и будут служить конкретному человеку, а в итоге, подрастающему поколению и всему народу? Какому тьютору мы готовы вверить свою судьбу?
Никакому. Мы же не доверяем свою судьбу интернету или фэйсбуку. Ведь те же высокие требования можно предъявить ко многим профессиям – учителю, няне, водителю, президенту. Только к другим специальностям мы привыкли и иногда даже готовы смириться с явным непрофессионализмом. Мы сами несём ответственность за свою судьбу и можем выбирать, в какой информации нуждаемся в конкретной ситуации. Если нам понадобится психолог, чтобы разобраться в себе, – тьютор, который даже обладает психологическими знаниями, подскажет варианты: почитать самому, выбрать методику, коллективные или индивидуальные занятия. Например, для поступления в МГУ нужна сумма баллов трёх ЕГЭ и ДВИ – дополнительного внутреннего испытания. Но если абитуриент занимает призовое место на олимпиаде «Ломоносов», внутренний экзамен он не пишет и получает 100 баллов за него. Именно это произошло с моей ученицей в этом году. И хотя она сильно недооценивала себя, всё же решила попробовать свои силы на олимпиаде, заняла второе место и поступила на бюджетное отделение МГУ. Другие ученики делают ставку на стобалльный ЕГЭ. Тьютор снимает страх «главного шага», «важного выбора», организует опыт принятия и реализации решений, осознание, что всё поправимо.
И так же, как есть домашнее обучение, найдутся родители, которые, почитав нужную литературу, станут прекрасными тьюторами своему ребёнку, познакомят со своими друзьями разных профессий, не станут удерживать от опыта армии, например. И так же, как весь мир удивился, узнав, кому доверил своё лечение Стив Джобс, будут люди, которые самостоятельно выстраивают знакомство с темой и реальные шаги. Неизбежно неспециалисты сами строят себе дома, рожают вне больниц, т.е. отталкиваются от чужого опыта с разным результатом. И даже если тьютор нас устраивает, мы можем сами решить не следовать конкретному совету.
Напротив, излишняя доверчивость тьюторанта к советам тьютора может оцениваться как неудача тьютора, профессиональная ошибка. В книге Татьяны Михайловны Ковалёвой и её коллег «Профессия тьютор» чётко сказано, что тьютор не может работать без контроля. Супервизор фиксирует советы тьютора и следит, чтобы тьютор предлагал разнообразные траектории развития ситуации и преодолевал мессианский комплекс. А критерии успешности тьютора на разных этапах разные, но итоговый, как считает Татьяна Михайловна, – самоактуализация тьюторанта. Один из самых ярких примеров людей, которых я имела честь сопровождать некоторую часть их жизни, – юноша, который несправедливо был поставлен на учёт в детской комнате милиции в 8 классе, увлёкся правом в 9, в 10 классе победил а Москве, а в 11 – на всероссийской олимпиаде по праву, был зачислен в МГУ безотносительно ЕГЭ и ДВИ – и стал юристом. Человек преодолел навязанную ему роль.
Как можно получить специальность тьютора в Москве? В Московской высшей школе социальных и экономических наук(Шанинке) в рамках бакалавриата существует курс Веры Владимировны Пчелиновой «Карьерное консультирование и профессиональная ориентация». В 2016–2017 учебном году на факультете практической психологии открывается новая специализация «Карьерное и профориентационное консультирование». Вера Владимировна делится своими методиками по работе с людьми разных возрастов. Именно она рассказала, что в Москве у некоторых ребят роль тьютора играет нанятый родителями водитель машины, который целый день проводит с ребёнком, выбирая не только музыку. Вера Владимировна развивает научную школу академика Е.А.Климова, на чьи подходы опирается и книга Т.М.Ковалёвой.
Очная бюджетная магистратура «Тьюторство в сфере образования» есть в МПГУ, где кафедрой индивидуализации и тьюторства заведует Татьяна Михайловна Ковалёва, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. И кроме того, с 18 октября по 25 декабря пройдут курсы «100 часов для тьюторов–практиков» двух специализаций: тьютор детских групповых тьюторских программ и тьютор, реализующий услуги индивидуального тьюторского сопровождения детей(от 5 до 18 лет) в открытом образовательном пространстве. Режим работы – два часа теории по вторникам и пять часов тренингов по воскресеньям – как нельзя лучше погрузит в специальность, необходимость которой становится всё более очевидной.
Таким образом, происходит становление новой творческой профессии информационного общества – тьютор. Поскольку в результате взаимодействия тьютора и тьюторанта каждый раз возникает неповторимый путь познания и практической проверки знаний о себе и о мире, творцами себя и друг друга выступают обе стороны. По масштабам изменений в обществе этот процесс сравним с возникновение ITсферы. Если бы тридцать лет назад кто-нибудь спросил, откуда возьмутся специалисты по программному обеспечению и системным блокам, PR и аналитике, интернет-продажам и венчурному бизнесу, мы бы очень удивились самим вопросам. Но технические коммуникации заработали. И теперь мы сами или с помощью навигаторов (один из которых – тьютор) можем наполнить их индивидуальным творческим содержанием, множеством случайных и системных связей, а можем игнорировать. В самом деле можем?
Источник: Сноб
Предисловие
Предлагаемая читателю книга представляет собой сборник эссе, или, если угодно, зарисовок, посвященных различным аспектам деятельности тьютора. Во многом это авторский взгляд на тьюторство, на принципиальные проблемы профессионального становления тьютора, на то, какие мягкие навыки (soft skills) должен развивать в себе тьютор, и как это можно делать.
Многие из этих аспектов активно разрабатывались автором в ходе проведения тьюторских метапредметных лагерей «Вперед, в будущее» (директором всех этих лагерей была автор книги М. А. Мансветова). Особенно ярко проблематика тьюторского профессионализма, тьюторских soft skills была высвечена в ходе подготовки и проведения АНО ДПО «Сетевой институт ПрЭСТО» и Межрегиональной тьюторской ассоциацией всероссийских мероприятий: двух конкурсов «Тьютор года» (2015, 2017) и форума «Тьюторский сейшн» (2016).
Как сделать так, чтобы знакомство прошло естественно? Как быть, если тьюторант разрабатывает проект, который точно ему не по силам? Как отучить себя подсказывать? Когда можно считать завершенной тьюторскую транзакцию? Как проводить рефлексию реализации замысла? Как избавиться от проявлений жестокости/жалости в отношении тьюторанта? — Это лишь часть вопросов, которые обсуждаются в книге Марии Мансветовой. Выбранная автором стилистика не предполагает однозначных ответов. Скорее автор высказывает собственную точку зрения и предлагает читателю самостоятельно поразмышлять.
Книга содержит большое количество авторских упражнений по развитию тьюторских мягких навыков.
Мне представляется, что эта книга может быть интересна и начинающим тьюторам, и тем, кто уже считает себя профессионалом. Всегда имеет смысл поразмышлять о себе, о собственных границах и векторах развития.
В. Р. Имакаев
Право на ошибку
Представим ситуацию. Лагерь. Тьюториал. Тьюторант Петр проектирует то, как он будет проводить «Мафию на новый лад». Тьюторант с увлечением рассказывает про игру, какая она классная, про то, что «…надо нарисовать карточек 20 штук…», про то, что вечером он уже сделает «…объявление про игру…» и уже даже ее проведет в форме «…турнира для 24 человек…». В общем, по мнению Петра, проект намечается просто «Уау!».
Тьютор в это время чуть ли не до зубного скрежета ощущает, что не получится так — времени свободного у Петра часа полтора максимум, другие ребята заняты в своих проектах, вечером уже сложно собрать людей в таком большом количестве — более 20 человек. Тьютор точно понимает, Петр находится в иллюзии успешности своего проекта.
Достаточно типичная ситуация. Тьютор в силу своего жизненного и профессионального опыта, видит, что тьюторант вот-вот «вляпается» в свои ошибочные, иллюзорные представления, завышает свой масштаб возможностей и вообще плохо представляет, что же должно случиться организационно, чтобы проект оказался успешным.
Данная ситуация требует от тьютора умения находить баланс между безопасностью тьюторанта и пользой для него от переноса внутренней картинки в реальность (задумал — сделал — отрефлексировал, что получилось).
На что можно обратить внимание тьютору?
Первое.
Тьюториал — место безопасного обсуждения
Тьюторант имеет возможность ПРОГОВОРИТЬ любые, даже самые фантастические, варианты своих действий. Тьютор слушает, тьютор уточняет, тьютор ставит «зеркало». В примере с Петром — тьютор возвращает тьюторанту: «Я слышу, что ты за сегодняшний день собираешься нарисовать 20 карточек, сделать вечером объявление и через 20 минут после него провести турнир для 24 человек». Отражение. Тьюторант смотрит в это отражение, слушает себя и получает возможность дополнить свою картинку теми действиями, которые ему кажутся наиболее желательными, эффективными и достаточными.
Второе.
Тьюторант имеет право сделать плохо.
На тьюториале обсуждаются идеи и мысли тьюторанта, а не интересные ответные предложения тьютора.
Огромный соблазн, через который проходят практически все без исключения тьюторы, — немного подправить /улучшить/дополнить /украсить замысел тьюторанта. Так, чтобы у него (у тьюторанта) всё получилось хорошо.
Тьютор должен отдавать себе отчет в том, что он не «продаёт» тьюторанту свои «предложения по исправлению» задуманного, а помогает нащупать собственные.
Третье.
Тьюторант должен научиться оценивать уровень безопасности намеченных действий.
Такие вопросы помогут увидеть риски: «Я развиваюсь в своих действиях или надрываюсь? Насколько я безопасен себе? Насколько я обеспечиваю безопасность других, занятых в моем проекте?»
Соответственно тьютор отслеживает:
— находится ли программа действий в зоне ближайшего развития тьюторанта;
— минимизированы ли риски ухудшения психического и физического здоровья тьюторанта;
— насколько продумана безопасность людей, которые могут попасть в зону действий тьюторанта.
Четвертое.
Тьюториал — честный разговор.
Тьютор видит, тьюторант не замечает, что границы безопасности нарушаются. Тьютор спокойно, выдерживая тьюторскую интонацию, обсуждает с тьюторантом «опасные места». Вернемся к нашему тьюторанту.
Проверяем личную планку: «Петр, тебе важно хоть как-то реализовать проект или ты хочешь выполнить все свои условия — 20 карточек, 24 человека, турнир, игра сегодня вечером?»
Уточняем адекватность восприятия времени: «Сколько тебе надо времени, чтобы нарисовать карточки? Что будешь делать, если увидишь — времени не хватает?»
Уточняем важность количества людей «Если придет меньше человек, что делать будешь? А если больше? Есть ли какие-нибудь действия, которые помогут тебе набрать необходимое количество человек?»
И так далее…
Пятое.
Тьюториал провоцирует на развитие.
Мертвый проект тот, в котором нет права на ошибку, в котором все продумано, все предусмотрено, все безопасно, а иногда даже уже отработано.
Живым проект становится тогда, когда внутренняя картинка будущего у тьюторанта живая, интригующая, частично непроявленная, оставляющая место для развития и рвущаяся проявиться в реальности.
Уход от трех «Ж»
Начинающие тьюторы зачастую сталкиваются с тремя внутренними состояниями, мешающими эффективной работе с тьюторантом: с желанием посоветовать, жесткостью и жалостью.
Первое «Ж»
Желание посоветовать
Обычно первым возникает желание советовать. Его корни понятны. Практически любой взрослый имеет больший опыт, больший набор реакций и состояний, совершил большее количество ошибок и получил больше травматического опыта чем ребенок. И поэтому у него возникает естественное желание рассказать, как будет более правильно с его позиции, безопаснее, менее травматично.
НО… За кажущейся схожестью обстоятельств и правильностью решений у каждого человека, будь то ребенок или взрослый, стоит своё. Свой личный набор фактов, внутренних качеств, окружающих людей, внешних проявлений и внутренних сюжетов.
Например, тьюторант Алёна рассказывает тьютору Ольге, что хочет провести конкурс талантов. Ольга по своей основной профессии — педагог-организатор. Алёна многое не учитывает и не видит, по мнению педагога-организатора Ольги. А вот тьютор Ольга осознает значимость первых самостоятельных шагов в организации чего-либо.
Когда мы советуем, мы отбираем у человека возможность опираться на себя, развивать внутренние качества, делать более эффективным опыт решений и их последствий, по сути воспитываем иждивенческую позицию в другом.
Когда у тьютора возникает желание посоветовать, он должен понимать, зачем? Что мной движет?
Причин может быть много:
— по привычке советовать ребенку,
— из желания показаться знающим и умеющим,
— из желания обезопасить,
— из чувства собственной нереализованности,
— из нежелания дать ребенку возможность получить свой опыт,
— из-за страха внешней оценки некомпетентных действий ребенка и переноса этой оценки на действия тьютора и т. д.
Здесь важна честность с самим собой. Внутреннему «дому советов» полезно поотвечать на вопросы: «Кому и какую пользу принесет мой совет?», «Имеет ли другой человек, тьюторант, право на свои решения, свои ошибки, свои находки и свой опыт?»
Если тьютор начинает советовать — он переходит из позиции тьютора в позицию консультанта.
Упражнение
Вспомните что-нибудь, в чем вы умеете делать хорошо. Запишите в центр листа. Например, умею организовывать концерты. Обведите свою запись. С левой стороны от этой записи напишите все, что можете посоветовать по этому вопросу. С правой стороны от записи напишите вопросы, возможно перефразированные из советов, или любые вопросы, которые придут в голову относительно вашего умения.
Возьмите еще один лист. Запишите в центр, чтобы вы хотели СДЕЛАТЬ, но пока не представляете, как. Справа запишите советы. Слева вопросы. Сравните два листа. В чем сила вопросов?
____________________________&&&____________________________
Второе «Ж»
Жесткость
Другой полюс советов — ЖЕСТКОСТЬ. Раз нельзя советовать, нельзя быть обычным взрослым, тогда вообще ничего не покажу и не расскажу тьюторанту. И тьютор начинает блокировать не только свои слова, но и свои эмоции, чувства, свое «Я». Между тьютором и тьюторантом начинает нарастать напряжение. Тьютор становится все более жестким и отстраненным, тьюторант перестает ощущать в себе заинтересованность и начинает пытаться разорвать контакт.
На помощь приходит понимание разницы между отстраненностью, отчужденностью, неэмоциональностью и спокойной теплотой, дающей другому человеку свободно раскрываться и двигаться в своем поле.
Я могу с каменным лицом и отсутствующей интонацией о чем-то спрашивать, а по факту допрашивать человека. А могу в теплом спокойном, реально увлеченном внимании интересоваться человеком.
Упражнение
Попробуйте утром перед зеркалом спросить себя — как дела, чем сегодня займемся? Сначала жестко и безучастно спросить, а потом то же самое мягко и увлеченно. Внутреннее сравнение расскажет о многом.
____________________________&&&____________________________
Третье «Ж»
Жалость
И вот наступает долгожданное состояние, когда тьютор уже научился давать возможность другому поразмышлять, подумать здесь и теперь над ответом. И тут приходит третье Ж — ЖАЛОСТЬ. Особо острые приступы случаются тогда, когда начинающий тьютор наблюдает за действиями более опытного.
Тьюторанта становится невыносимо ЖАЛКО. Возникает ощущение, что над тьюторантом издеваются, мучают и заставляют его сформулировать свои мысли и решения. Хочется тьюторанта защитить, обнять, приласкать и сказать, что будет все хорошо, и рассказать уже, как надо.
Здесь важно разделить негативное — ЖАЛКО и позитивное — ПОДДЕРЖАТЬ.
Жалость говорит о том, что мы относимся к человеку как к слабому, маленькому, неспособному к внутренним прорывам и самостоятельным шагам.
Поддержка — нормальная человеческая реакция, которую важно правильно оформить, не блокируя самодвижение человека.
Доброжелательный тон, теплый взгляд, слова, вселяющие уверенность «ты сможешь сам», «у тебя получится», «Я с тобой рядом», «я тебя слышу», «я верю в тебя», «давай попробуем еще раз разобраться» «и еще раз…» «и еще». До тех пор, пока тьюторант не вспыхнет снова «я понял!!!» или «давай оставим этот вопрос пока открытым, ты в спокойной обстановке его обдумаешь, возможно придут новые мысли и варианты».
Упражнение
Придумайте и по возможности запишите окончания фраз (не менее 7 к каждой фразе):
Мне тебя жалко, потому что ты….
Я тебя поддерживаю, потому что ты…
Отнесите к себе эти фразы. Найдите такие обороты, которые вас укрепляют. Что дает жалость? Что дает поддержка?
____________________________&&&____________________________
он-лайн репетиторств
Станьте онлайн-репетитором с Tutor.com
Наши преподаватели — это преподаватели, профессора, адъюнкты, аспиранты и профессионалы отрасли, которые увлечены своими областями знаний и стремятся помочь студентам учиться.
Просмотреть все учебные предметыНаши студенты варьируются от детского сада до колледжа для взрослых. Они делятся положительными отзывами о своем опыте онлайн-обучения каждый день.
Посмотреть отзывы студентовНаша онлайн-платформа обучения делает общение со студентами (и получение дополнительного дохода!) Простым, удобным и гибким.
- Войдите, когда будете доступны.
- Репетитор удаленно из любого места.
- Получайте оплату по регулярному расписанию, счет не требуется.
* Жители Калифорнии, пожалуйста, нажмите здесь, чтобы просмотреть Уведомление о конфиденциальности потребителя в Калифорнии
** Обратите внимание, что в настоящее время мы принимаем заявки только из США, за исключением Нью-Мексико. Вы можете проверить в будущем, чтобы увидеть, если это изменится.
Вопросы? Нажмите здесь, чтобы связаться со службой поддержки.
Товарищество по трудоустройству военных супругов
Военное партнерство по трудоустройству супругов (MSEP) — это профессиональное партнерство, связывающее военных супругов с работодателями, которые взяли на себя обязательства по набору, найму, продвижению по службе и удержанию военных супругов. Tutor.com стремится нанимать военных супругов, особенно в качестве наставников, которые могут выбирать свое расписание и работать удаленно.
Tutor.com является работодателем равных возможностей. Все решения о найме подчиняются иммиграционным законам, относящимся к требованиям разрешения на работу.Tutor.com рассматривает кандидатов на все должности, независимо от расы, цвета кожи, религии, национального происхождения, пола, возраста, семейного положения, инвалидности, статуса ветерана, сексуальной ориентации или любых других характеристик, защищенных применимым местным, государственным или федеральным законодательством.
,Онлайн-репетиторство — Получить репетитора
Обнаружена ошибка PHP
Важность: Уведомление
Сообщение: неопределенная переменная: тема
Имя файла: main / _free_session_dialog.php
Номер строки: 26
Backtrace:
Файл: /var/www/html/application/views/main/_free_session_dialog.php
Строка: 26
Функция: _error_handler
Файл: / var / www / html / application / views / layouts / main_layout_new.php
линия: 182
функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/core/MY_Controller.php
Строка: 22
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/controllers/Main.php
Строка: 66
Функция: _load_view
Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 339
Функция: require_once
Обнаружена ошибка PHP
Важность: Уведомление
Сообщение: неопределенная переменная: тема
Имя файла: main / _free_session_dialog.php
Номер строки: 26
Backtrace:
Файл: /var/www/html/application/views/main/_free_session_dialog.php
Строка: 26
Функция: _error_handler
Файл: /var/www/html/application/views/layouts/main_layout_new.php
Строка: 182
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/core/MY_Controller.php
Строка: 22
Функция: просмотр
Файл: / var / www / html / application / controllers / Main.php
линия: 66
функция: _load_view
Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 339
Функция: require_once
Обнаружена ошибка PHP
Важность: Уведомление
Сообщение: неопределенная переменная: тема
Имя файла: main / _free_session_dialog.php
Номер строки: 26
Backtrace:
Файл: / var / www / html / application / views / main / _free_session_dialog.php
линия: 26
функция: _error_handler
Файл: /var/www/html/application/views/layouts/main_layout_new.php
Строка: 182
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/core/MY_Controller.php
Строка: 22
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/controllers/Main.php
Строка: 66
Функция: _load_view
Файл: / var / www / html / index.php
линия: 339
функция: require_once
Обнаружена ошибка PHP
Важность: Уведомление
Сообщение: неопределенная переменная: тема
Имя файла: main / _free_session_dialog.php
Номер строки: 26
Backtrace:
Файл: /var/www/html/application/views/main/_free_session_dialog.php
Строка: 26
Функция: _error_handler
Файл: / var / www / html / application / views / layouts / main_layout_new.php
линия: 182
функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/core/MY_Controller.php
Строка: 22
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/controllers/Main.php
Строка: 66
Функция: _load_view
Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 339
Функция: require_once
Обнаружена ошибка PHP
Важность: Уведомление
Сообщение: неопределенная переменная: тема
Имя файла: main / _free_session_dialog.php
Номер строки: 26
Backtrace:
Файл: /var/www/html/application/views/main/_free_session_dialog.php
Строка: 26
Функция: _error_handler
Файл: /var/www/html/application/views/layouts/main_layout_new.php
Строка: 182
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/core/MY_Controller.php
Строка: 22
Функция: просмотр
Файл: / var / www / html / application / controllers / Main.php
линия: 66
функция: _load_view
Файл: /var/www/html/index.php
Строка: 339
Функция: require_once
Обнаружена ошибка PHP
Важность: Уведомление
Сообщение: неопределенная переменная: тема
Имя файла: main / _free_session_dialog.php
Номер строки: 26
Backtrace:
Файл: / var / www / html / application / views / main / _free_session_dialog.php
линия: 26
функция: _error_handler
Файл: /var/www/html/application/views/layouts/main_layout_new.php
Строка: 182
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/core/MY_Controller.php
Строка: 22
Функция: просмотр
Файл: /var/www/html/application/controllers/Main.php
Строка: 66
Функция: _load_view
Файл: / var / www / html / index.php
линия: 339
функция: require_once