Сенсити́вность, сензити́вность или чувстви́тельность (лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную сенситивность (чувствительность).
Основные сведения
Повышенная чувствительность (сенситивность) зачастую сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сенситивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной недостаточности, тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний. С возрастом С. может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями.
Может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная С. представляет собой одну из форм конституциональных отношений.
Группы встречи (группы тренинга сенситивности) — это малые социальные группы, создаваемые в практике групповой психотерапии. Внимание участников сосредоточено на интенсивном межличностном взаимодействии. Под встречей понимается открытие человеком чего-либо нового в своей психологии, социальном окружении. Цели работы таких групп: снять психологические барьеры общения и смягчить действие механизмов психологической защиты, достичь необходимой степени доверия и открытости в межличностном общении, искренности и желания устранить трудности в общении.
Нечувствительность
В психологии термин чувствительность человека (а также связанный с ним антоним нечувствительность) обычно используется для описания соотношения между силой ощущения, вызываемой некоторым стимулом, и силой данного стимула. Данный термин применяется как в отношении физических ощущений, так и эмоциональных чувств.
Примеры нечувствительности:
- Отсутствие реакции на ситуацию, эмоции или поступки других людей.
- Отсутствие оценки чего-либо, безразличие.
- Отсутствие физических ощущений, отупение.
- Невнимание к другим людям, бестактность.
Повышенная чувствительность или сензитивность в психологии – это понятие неоднозначное. Все зависит от контекста применения. Термин может служить для описания характера, возрастных особенностей, метода активного взаимодействия с миром.
Содержание материала:
Определение сензитивности в психологии
Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».
В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.
В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям. Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту. Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.
Что такое сензитивные периоды
Понятие сезитивность используют для описания периодов развития малыша. Это явление считается универсальным, то есть проявляется в жизни всех детей, и в то же время индивидуальным. Момент его начала и окончания для каждого отдельного субъекта можно предсказать только теоретически.
Сензитивный период – наиболее благоприятное время для совершенствования определенных психологических навыков, приобретения новых знаний.
Подробное описание этого феномена можно встретить в трудах Марии Монтессори. Ее педагогическая методика свободного воспитания основана на помощи ребенку в овладении определенными навыками и знаниями.
Особенно бурное развитие происходит от рождения и до 6 лет, когда ребёнок преодолевает сразу несколько сензитивных периодов, он учится:
- говорить;
- ходить;
- двигаться и действовать;
- общаться в социуме;
- воспринимать порядок и окружающую действительность.
Характер и свойства личности
Сензитивный тип характера описывает чрезмерную, болезненную чувствительность человека ко всему происходящему. На такую личность любые внешние факторы очень сильно действуют – громкий звук, яркий свет, резкая речь. Для чувствительного человека любое грубое слово – это психологическая травма. Сильный звук и свет становится потрясением, он не может выносить чрезмерных нагрузок на работе и во время учебы, мучается и страдает.
Психологическая работа для таких людей всегда чрезмерна, они не выносят высокой требовательности, им очень тяжело жить. Если в семье такой родственник сосуществует рядом с эмоционально-вспыльчивым типом, то очень страдает. Сензитивные люди предпочитают во внешней жизни полутона, и это касается эмоций, нагрузок, отношений. Такие особенности нужно понимать и знать родным и близким.
Частой спутницей повышенной чувствительности является тревога. Страх всего нового, закрытость от незнакомых людей, опасения по поводу предстоящих испытаний – все это свойственно сенситивному человеку с меланхолическим темпераментом.
Другие черты характера:
- стеснительность;
- склонность к длительным переживаниям;
- низкая самооценка;
- заниженный уровень притязаний;
- робость;
- впечатлительность;
- повышенная моральная требовательность к самому себе.
При помощи сознательных усилий и психологических тренингов сензитивности излишне ранимый и уязвимый характер сглаживается. Это происходит благодаря формированию умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.
Возрастная чувствительность
Признаки возрастной чувствительности лучше исследовано у детей. Это явление, которое возникает на определенном этапе жизни, выражает различный уровень восприимчивости к влиянию внешних факторов.
Возрастная сензитивность характеризуется ограниченной продолжительностью. Определенный промежуток, когда проявляется это свойство наиболее ярко, называют сензитивным периодом. Начало и окончание этого промежутка времени не зависит от желания индивида и успешности усвоения знаний. Даже если необходимый навык и был развит, с возрастом происходит угасание способностей.
Родители не в силах ускорить наступление периода повышенной чувствительности у ребенка или отсрочить его окончание. Но, создав благоприятные условия для обучения в нужное время, они помогут реализоваться заложенному от природы потенциалу.
Некоторые исследователи (Кольцов, Эльконин, Ананьев) считают, что благоприятные периоды повышенной чувствительности сопровождают человека на протяжении всей жизни, при этом имеют волнообразный характер – время активного развития сменяется спадом.
Поведение в обществе
Все виды чувствительности реализуются в контакте с внешним миром или другими людьми.
Сенситивность, возникающая в период такого соприкосновения – это свойство личности, которое помогает быть внимательным к окружающим, уметь прогнозировать их поступки, поведение и реакции.
Выделяют 4 основных типа такой сензитивности:
- Наблюдательная с. – это способность видеть, слышать, созерцать другого человека. Умение запоминать внешнюю форму и высказывания, жесты, облик, делать определенные выводы и прогнозы на основе полученной информации.
- Теоретическая с. – имеет отношение к работе специалистов, которые помогают людям. Навыки связаны с выбором и использованием определенных теорий, наиболее подходящих для анализа конкретных случаев.
- Номотетическая с. – способность воспринимать других людей, как представителей социальных групп, к которым они принадлежат. Это позволяет определить круг общения, потребностей и интересов наблюдаемых личностей.
- Идеографическая с. – способность замечать отличительные черты характера и поведения других особ. Возможность прогнозировать дальнейшие действия и эмоции конкретного человека.
Повышенная чувствительность к внешнему миру и самому себе, как сознательно управляемый навык, полезна и достойна развития. В психологической практике популярны тренинги для совершенствования этого качества.
Причины повышенной и пониженной сензитивности
Частое применение шаблонов в оценке окружающей действительности является следствием пониженной сензитивности. Если воспринимать каждую новую ситуацию или человека в своей жизни через призму существующих установок, неизбежны ошибки и развитие неврозов. Только осмысление истинного положения вещей, понимание сущности другого индивида, позволяет преодолеть кризис.
Иное проявление пониженной индивидуальной сензитивности – это отсутствие восприятия себя самого. Способность замечать, считывать, воспринимать свои внутренние сигналы и реагировать на них определенным образом необходима для нормальной жизни. Иногда человек бывает дистанцирован от самого себя на уровне эмоций, тела и т. д. Такое состояние приводит к возникновению нервных заболеваний, депрессии, проблем в поведении. Человек способен развить чувствительность и осознать себя только после расстановки приоритетов и обозначения личных ценностей. По природе своей он может уделять внимание только тому, что является наиболее значимым в собственных глазах.
Итак, нормальная социальная сензитивность, позволяющая понять истинную суть вещей и стимулирующая развитие в детском возрасте, полезна и даже необходима. Как черта характера, повышенная чувствительность, выходящая за границы нормы, обычно искажает понимание себя и мира. Она формируется вследствие неправильного, авторитарного воспитания личности в детстве или является возрастной особенностью. Так, повышенной сензитивностью характера обладают подростки. Они обостренно воспринимают несправедливость, преувеличивают значение происходящего, не могут адекватно оценить себя и свои эмоции.
© Eternal Happiness/Pexels
04 февраля 2020
Нетерпимость к шуму, страх толпы, острое переживание любой неудачи и повышенная эмоциональность — все это могут испытывать высокочувствительные люди. Разбираемся, почему они такие и что знает о них наука.
«Ты принимаешь все слишком близко к сердцу» — эти слова слышал каждый, кого природа наделила высокой чувствительностью. Наука долго обходила вниманием тревоги и заботы ранимых людей, но в последние десять лет учение о чувствительности стало трендом, а под конец 2010-х перешло в мейнстрим. Одна из первых книг на эту тему «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире» психолога Элейн Эйрон сегодня стала почти классикой популярной литературы по психологии.
В западной прессе часто можно встретить аббревиатуры HSP и SPS. Первой называют высокочувствительных личностей (Highly Sensitive Person), а второй обозначают причину, которая делает их такими хрупкими. Центральная нервная система некоторых людей более чувствительна в буквальном смысле — она сильнее реагирует и глубже обрабатывает физические, эмоциональные и социальные стимулы. Этот феномен называют чувствительностью сенсорной обработки (Sensory Processing Sensitivity).
Чтобы понять, насколько вы чувствительны, можно пройти тест, который измеряет четыре параметра: глубину обработки информации, склонность к нервозности, эмоциональную реактивность и умение читать между строк (улавливать нюансы явлений, ситуаций, характеров).
Высокочувствительные люди чаще склонны предаваться рефлексии, сильнее переживают за других людей, себя, будущее и весь мир, им тяжело принимать решения, воспринимать критику, а еще они могут страдать в громкой и суетливой обстановке. Поэтому их даже называют «новыми интровертами», но не стоит путать понятия — чувствительные люди вполне могут быть экстравертами, просто они более остро реагируют на все, что происходит в мире. Отсюда не следует, что высокая чувствительность — недостаток. Это лишь особенность личности, которую можно сделать преимуществом.
От тревожности к ярким эмоциям
Эмоциональная реактивность говорит о способности более остро реагировать на внешние стимулы. Она может проявляться по-разному. С одной стороны, человек глубоко переживает неудачи и остро реагирует на грубые физические стимулы (неприятную музыку, толкотню, крики и т.п.). Но эта же реактивность помогает ярче переживать положительные эмоции и делает даже самую будничную жизнь более насыщенной. Концерты, фестивали, салюты и красочные шоу, путешествия и активные виды отдыха, душевные беседы с близкими людьми, духовные практики, простые радости вроде вкусной еды и крепких объятий — все это высокочувствительный человек проживает ярко, от всего сердца.
От нерешительности к взвешенности
По мнению Элейн Эйрон и ее коллег, высокочувствительным людям сложнее дается принятие решений. Определиться мешает излишнее внимание к деталям: человек закапывается в нюансах, составляет бесконечные списки «за» и «против», а в итоге скатывается в болезненную руминацию (прокручивание одних и тех же мыслей с негативным подтекстом). Если учесть, что многие чувствительные люди тяжело переносят критику, им особенно страшно принять неправильное решение.
Однако умение и стремление анализировать — полезный навык в жизни и на работе. Такой человек — ценный член команды, ведь именно он сможет кропотливо изучить все аспекты важного вопроса, просчитать риски и приметить незаметные другим нюансы. Благодаря своей внимательности к деталям высокочувствительные люди раньше других замечают перемены в поведении друга или партнера, в рабочей обстановке и ситуации на рынке.
© Guilherme Stecanella/Unsplash
От хрупкости к эмпатии
Среди высокочувствительных людей много интровертов, которые групповым активностям и шумным вечеринкам предпочитают уютное одиночество или камерное общество из двух-трех близких людей. Они часто выбирают сольные виды спорта, стараются ограждать себя от информационного шума (особенно от негатива). Многие из них не любят ужастики и психологические триллеры, тяжело переживают истории о насилии и в реальной жизни стараются избегать токсичных людей. А все потому, что высокочувствительные люди в большинстве своем потрясающие эмпаты. Обычно они обладают высоким эмоциональным интеллектом, умеют сопереживать, понимать и чувствовать эмоции другого человека с удивительной точностью.
Они те самые друзья и партнеры, которые понимают с полуслова, находят лучшие слова поддержки, разделяют горе и искренне радуются успеху близких людей. Хотя бы поэтому высокую чувствительность не стоит считать слабостью — ведь она помогает выстраивать близкие и доверительные отношения. А это, как доказывают многочисленные исследования, одна из главных составляющих здоровой и счастливой жизни.
О чем стоит позаботиться высокочувствительным людям (и всем остальным)
Чтобы жить в ладу с чувствительностью и ощущать только ее положительные стороны, имеет смысл подкорректировать образ жизни в соответствии с нуждами организма.
Во-первых, высыпаться. Чтобы не расшатывать и без того хрупкую нервную систему, чувствительным людям стоит соблюдать распорядок и гигиену сна. Известно, что некачественный сон может приводить к раздражительности, депрессивности и меланхолии — не стоит провоцировать хрупкий организм.
Во-вторых, следует ограничивать быстрые углеводы и кофеин. Сладости вызывают скачки сахара в крови и вместе с ними всплески энергии с резкими спадами. Такие энергетические американские горки могут приводить к сильным перепадам настроения. А кофеин и другие стимулирующие вещества могут провоцировать гиперэмоциональность и взвинченность.
В-третьих, надо научиться находить время для себя. Людям с повышенной чувствительностью стоит заранее планировать «расслабляющие активности» — время, за которое они смогут восстановить эмоциональные силы и перезагрузиться. Это может быть еженедельная горячая ванна, вечерние прогулки в тишине, утренняя йога или сезонные поездки в загородные отели. Отдельно стоит позаботиться об отдыхе после шумных праздников — дней рождений, корпоративов, Нового года и так далее.
В-четвертых, лучше окружать себя уютом. Высокочувствительные люди остро переживают не только ментальные, но и физические ощущения — тактильные, обонятельные и зрительные. Пушистый плед и другие приятные на ощупь ткани, мягкий приглушенный свет, ароматические свечи, нейтральные цвета в интерьере, красивые элементы декора, вкусная еда и напитки — все это может оказывать терапевтический эффект и помогает справиться с негативными эмоциями.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА
Экзаменационная работа по дошкольной сурдопедагогике.
Тема: «Понятие сензитивного периода в биологии, медицине, психологии, педагогике»
Подготовили:
студентки заочного отделения,
3 курса Лузик Е. В., Лукичева А. Н.
Санкт-Петербург
2012-2013 уч. год.
Сензитивностъ- это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.
Возрастная сензитивность — это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов.» «Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.» (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М.:Изд-во полит, лит.- 1990).
Сензитивные периоды — термин описывает периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Это периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики. Чрезмерно раннее начало обучения чему-либо может неблагоприятно сказаться на психическом развитии, так же как и очень позднее начало. Термин используется в различных областях научения, таких как формирование привязанности, овладение языковыми навыками С.п. не следует смешивать с критическими (переломными) периодами развития.. (М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г)
Сензитивный период в психологии: (от лат. sensus – чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.(Психология. Словарь под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)
Сензитивный период в педагогике – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды. Это период оптимальных возможностей для наиболее эффективного развития к.-л. Сторон психики (памяти, речи, мышления и т.д.), а также для обучения и воспитания. Так, в возрасте от 1 года до 5 лет особенно чувствительны к развитию фонематитческого слуха и усвоению языков, а по прошествии данного С.п. эта чувствительность несколько падает. Младшие школьники сенситивны к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста – такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность – содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Им умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. Младшие подростки сенситивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Старший школьный возраст сенситивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая взрослыми огромная внутренняя работа :поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.(Педагогика. Современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич; под общ.ред. А. П. Астахов .-Минск: Современная школа, 2010)
Сензитивные периоды в анатомии и физиологии – процесс возрастного развития; проявляется в наличии особых периодов, когда обостряется чувчтвительность к определенным влияниям окружающей среды. Так, нормальный для ребенка возраст развития речи – 1-3 года; для развития ритмики и пластики – 4-6 лет; навыков чтения – 5-8 лет; навыков письма – 6-8 лет; для развития абстрактного мышления 10-14 лет.(Человек. Анатомия, физиология и психология под ред. А. С. Батуев, Е. П. Ильина, Л. В. Соколовой.)
Биологи и психофизиологи подчеркивают значение критических, или сенситивных периодов, когда организм повышенно восприимчив к определенным внешним или внутренним факторам, воздействие коих именно в этой и никакой другой точке развития производит в нем важные необратимые изменения.
М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:
Стадии | Возраст | Описание |
«духовный эмбрион» | от 0 до 3 лет | В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям. |
«строитель самого себя» | от 3 до 6 лет | В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др. Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём. |
«исследователь» | от 6 до 9 лет | В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе. |
учёный | от 9 до 12 лет | В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами. |
Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:
Период | Возраст | Описание |
Период порядка | от 2 до 4 лет | Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами. |
Период движения | от рождения до 1,5 лет | Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба. |
Период маленьких предметов | от 1,5 до 4 лет | У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям. |
Период вежливости и этикета | от 2,5 до 6 лет | Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности. |
Период утончения чувств | от 2,5 до 6 лет | Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения. |
Период письма | от 3,5 до 4,5 лет | У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге. |
Период чтения | от 3 до 5,5 лет | У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов. |
Период языка | от рождения до 6 лет | Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям. |
Период пространственных отношений | от 4 до 6 лет | Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики. |
Период музыки | от 2 до 6 лет | Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии |
Период математики | от 4 до 6 лет | Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала. |
Период для эмоционального развития | Благоприятный период — 0 — 24 месяца |
И ещё несколько общих характеристик сензитивных периодов по М.Монтессори.
- Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
- Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Каждый сензитивный период это:
1. период особой чувствительности и психических отношений;
2. сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;
3. период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
4. страсть и приверженность;
5. проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
6. интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;
Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые:
Даниил Борисович Эльконин, Борис Герасимович Ананьев придерживаются следующей точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.
Лев Семенович Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития.
Борис Герасимович Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего — в аналитической деятельности мозга. «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».
Алексей Николаевич Леонтьев, рассматривая вопрос о «функциональных органах» как физиологической основе способностей: «Для некоторых функциональных органов могут быть довольно точно указаны так называемые сензитивные периоды, т. е. периоды, когда их формирование происходит наиболее быстро и особенно эффективно. Известно, например, что речевой слух, артикуляция и вообще речь формируются в раннем детстве необыкновенно легко, производя даже впечатление как бы спонтанного развертывания; с другой стороны, если в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется…».
Александр Владимирович Запорожец: «В каждом возрасте ребенок оказывается особо чувствительным, сенсибильным к определенного рода воздействиям, в связи с чем у него на данной генетической ступени, при наличии соответствующих социально-педагогических условий наиболее интенсивно развиваются определенные психические процессы и качества…». «Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, «сензитивностью», в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младших возрастах оказывается иногда более эффективным, чем в старших».
Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.
В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.
Период для: | Благоприятный период | Следующий благоприятный период | Дальнейший возможный благоприятный период |
эмоционального развития | 0 — 24 месяца | 2 — 5 лет | любой возраст |
двигательной активности | 0 — 24 месяца | 2 — 5 лет | уменьшается с возрастом |
развития зрения | 0 — 24 месяца | 2 — 5 лет |
|
способности говорить | 4 — 8 месяцев | 8 месяцев — 5 лет | любой возраст |
музыкальных способностей | 0 — 36 месяцев | 3 — 10 лет | любой возраст |
умственных способностей | 0 — 48 месяцев | 4 — 10 лет | любой возраст |
изучения иностранного языка | 5 — 10 лет |
|
Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:
Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;
Пиком — сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;
Спадом — более или менее медленным завершением.
Повышенная чувствительность — что это?
У каждого бывает момент особой чувствительности: несоразмерная обидчивость, ранимость, сомнения в своих силах и компетенции. А также — сентиментальность и слезливость, ощущение враждебности внешнего мира. И это вполне нормально. Обостренность чувств может быть вызвана жизненными кризисами или являться одной из основных черт психотипа человека.
Что такое повышенная чувствительность?
Чувствительность в психофизиологии неразрывно связана с органами чувств. Психолог и философ А.Н. Леонтьев доказал, что чувствительность, как ответ на внешние раздражители, связана с эмоцией и изначально составляла с ней единое целое. Повышенная чувствительность в этом смысле — необходимое свойство живого организма, улучшающее адаптацию к окружающему миру. Критерий появления психики как таковой. И — основа рефлексов.
В психологии чувствительность называется сенситивностью. Это проявление неуверенности в себе, ранимости, застенчивости, самокритичности, чувства неполноценности. Как и любая черта характера, помогает отнести личности человека к определенному психологическому типу. К примеру, психиатр А. Е. Личко выделял ее как одну из акцентуаций характера, которые считал «слабыми местами» психики.
Обостренная эмоциональная чувствительность действительно может мешать получать счастье от жизни.
Социальная сверхвысокая сенситивность предполагает: наличие самокритичности, постоянного самосравнения с более успешными людьми, боязнь общения и социальной активности. Непреодолимый страх перед любыми ситуациями, завышенные требования к себе и вытекающее из этого комплекс неполноценности.
Но следует отличать разрушительные последствия чувствительности, от положительных. Специалисты выделяют возрастную сенситивность, помогающую психическому созреванию у детей. Предполагается, что и во взрослом возрасте повышенная чувствительность во время кризисов определенных жизненных циклов (или возрастных) — благоприятные периоды для качественного изменения личности. Только если не копаться в удручающих мыслях, а с помощью обостренной впечатлительности и сильных переживаний, понять свои достижения и новые возможности.
Сенситивность состоит:
Из адекватного принятия всех сторон собственного характера.
Из способности замечать мелочи и детали в поведении других и понимать их значение. За внешними проявлениями видеть суть.
Из понимания типа жизненной ситуации, этикета и ролей в каждом конкретном случае. С помощью чувствительности и подключения опыта и логики.
Часто хотят развить чувствительность органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Чтобы расширить свои возможности. Возможно, и более тонкая «душевность», опирающаяся на подсознательные психологические механизмы — источник и катализатор творчества и креативности, повышенной радости и успеха в общении.
Причины повышенной сенситивности
Чрезмерная ранимость и обостренность восприятия может быть:
Постоянным свойством, возникшем в результате:
Жизненного опыта или воспитания. Неблагоприятная обстановка, обострившая предрасположенность. Это может быть, как недостаток любви или заботы со стороны родителей, эмоциональная отверженность, так и гиперопека. С годами такая сенситивность уменьшается.
Наследственности. У 20% людей ЦНС улавливает раздражения, которые большинство просто не замечает. Это связывают с влиянием особого гена, повышающего выработку «гормона стресса» — норадреналина, участвующего в передаче данных между нейронами. А также с высоким уровнем окситоцина, который как «гормон любви и привязанности» усиливает навыки «социальных рассуждений».
Временным усилением восприимчивости под влиянием:
Жизненных циклов, переломных моментов, кризисов.
Стрессов.
Депрессивных состояний.
Заболеваний: общих, неврологических и психических.
Целостно феномен сверхчувствительности не изучался. А фрагментарные наблюдения и исследования дают понять, что такая особенность может обеспечить состоятельность и успешность индивидуума. Если, конечно, не связана с психическими патологиями.
Как использовать сенситивность себе во благо?
Сенситивность, как часть эмоционального и социального интеллекта (умения «чувствовать среду») человека, помогает в коммуникации. Если не сопровождается боязнью нового, тревожностью, предубеждениями, страхами, болезненной интерпретацией прочувствованного.
Для того чтобы повышенная чувствительность работала на обладателя, а не против, следует учиться контролировать свои эмоции, оборачивать их из врагов в союзников, балансировать между тонкостью восприятия и уверенностью в себе, настойчивостью и здравым смыслам. Что следует делать, чтобы использовать сенситивность себе во благо?
Принять повышенную чувствительность как свою часть. Чем бы ни была она — врожденным свойством, результатом влияния среды или жизненного перелома. Осмыслить, что отрицать часть себя чревато психическими проблемами и психосоматическими расстройствами здоровья.
Провести самоанализ. Психологи советуют завести «эмоциональный дневник»:
В котором записывать свои ощущения в подробностях, а затем создавать ретроспективу: что привело к такой реакции.
Дать в нем названия захлестывающим чувствам, а затем, в течение 2—3 мин., вспомнить все события, которые «тянут» эти эмоции из прошлого. Затем проанализировать взаимосвязи и сделать выводы, что в подобных обстоятельствах предпринимать в следующий раз.
Разобрать конкретное событие, учитывая, что «показалось» — не всегда является тем, что есть. Не приписывайте свои мысли другим людям, их поступки и действия могут быть совершенно не связаны с вашей персоной.
Во время анализа ощущений не стоит заниматься самобичеванием и самокритикой. Близкому другу вы бы не высказали претензии, почему же к себе не отнестись так же? Если не удалось справиться с эмоциями, то попробуйте изменить отношение к ним. «Разрешить» их, оправдать. Или просто пожалеть себя.
Не позволяйте прикрепить к себе «ярлыки». Если кто-то назвал вас нерешительным, трусливым или «плаксой», не соглашайтесь. Переосмысливайте, поднимаясь над ситуацией. Возможно, в какие-то моменты такие черты характера проявляются, но в 90% случаев эта эмоция не является основной. Не зацикливайтесь на чужом мнении и не обижайтесь на высказывания других. Ставьте самооценки сами, давайте себе право эмоционально реагировать не так, как принято. В конце концов — все люди уникальны.
Если вы зависите от мнения близких, попытайтесь побороть созависимость. Говорите «нет», ставьте свои потребности в приоритет, тренируйте уверенность в себе, избавьтесь от «комплекса жертвы» и робости.
Учитесь концентрироваться и выделять из эмоционального вихря конкретные чувства. Чтобы разделять информационные потоки, ведь иногда возникшее ощущение может быть плодом домысливания, а не самой ситуации.
Определите какие физиологические изменения вызывает неконтролируемая эмоция. Идите «от обратного»: боритесь с ней, а не с чувством.
Не персонализируйте критические замечания. То, что при обостренной чувствительности воспринимается, как упрек, на самом деле может оказаться дельным замечанием, советом, который поможет в вашем росте. Учитесь определять конструктивную критику, а из ошибок — делать выводы, а не обобщения.
Вина, укоры и злость на себя — не лучшие мотиваторы. Попробуйте вместо слов «должен» и «следует» находить другие аргументы. Откорректируйте моральную требовательность к себе и окружающим.
Не делайте поспешных выводов, опираясь на захлестнувшие ощущения. Вместо домысливания, негативных внутренних диалогов, «логических скачков», попробуйте просто разговаривать с людьми о беспокоящих обстоятельствах.
Будьте активней в общении. Конкретней выражайте чувства и желания другим людям. Задавайте больше вопросов, чтобы сразу прояснять ситуацию и отношения.
Научитесь абстрагироваться. Попробуйте медитацию, ароматерапию.
При тревожности, раздражительности, беспокойстве — помогут эфирные масла базилика, илан-иланга, можжевельника, розы, лаванды, сандала.
При страхах и неуверенности в себе — чайное дерево, ветивер, роза, фиалка.
При депрессии — цитрусовые.
Используйте любимый запах в спокойные и счастливые минуты. А когда почувствуете отрицательные переживания, аромат поможет их снизить.
Прислушивайтесь к себе, ведь сенситивность — основа интуиции и чутья. Чтобы составить полное представление о человеке, приходится тратить много времени на контакты, обработку информации. Сенситивы разбираются в людях быстрее. Но при условии сознательной коррекции впечатлений. Барьеры, искажающие ответы на раздражители следует устранять. Если самостоятельно это не удается, то поход к психологу — будет верным решением, чтобы обрести гармонию и использовать чувствительность себе во благо.
- возрастная чувствительность
Medicine: age sensitivity
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- возрастная физиология
- возрастная шкала
Смотреть что такое «возрастная чувствительность» в других словарях:
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ — на яды, количественные и качественные особенности реагирования на воздействие ядов, характерные для организма определенного возраста. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю … Экологический словарь
ПАРАТУБЕРКУЛЁЗ — Рис. 1. Поперечный разрез подвздошной кишки коровы при паратуберкулёзе (утолщение стенки кишки и сужение её просвета). Рис. 1. Поперечный разрез подвздошной кишки коровы при паратуберкулёзе (утолщение стенки кишки и сужение её просвета).… … Ветеринарный энциклопедический словарь
AHАTOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ — возрастные особенности строения, функций дет. организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А. ф. о. д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно… … Российская педагогическая энциклопедия
Кожа — I Кожа (cutis) сложный орган, являющийся наружным покровом тела животных и человека, выполняющий разнообразные физиологические функции. АНАТОМИЯ И ГИСТОЛОГИЯ У человека площадь поверхности К. равна 1,5 2 м2 (в зависимости от роста, пола,… … Медицинская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера
Обоняние — Обоняние ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде для животных, живущих в ней)[источник не указан 672 дня]. У позвоночных органом обоняния является… … Википедия
Нюх — Обоняние ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде для животных, живущих в ней). У позвоночных органом обоняния является обонятельный эпителий, расположенный на верхней носовой… … Википедия
Обонятельная система человека — Обоняние ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде для животных, живущих в ней). У позвоночных органом обоняния является обонятельный эпителий, расположенный на верхней носовой… … Википедия
Обонятельный эпителий — Обоняние ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде для животных, живущих в ней). У позвоночных органом обоняния является обонятельный эпителий, расположенный на верхней носовой… … Википедия
Ста́рость. Старе́ние — Старость, старение. Старость закономерно наступающий период возрастного развития, заключительный этап онтогенеза. Старение неизбежный биологический разрушительный процесс, приводящий к постепенному снижению адаптационных возможностей организма;… … Медицинская энциклопедия
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора
У каждого бывает момент особой чувствительности: несоразмерная обидчивость, ранимость, сомнения в своих силах и компетенции. А также — сентиментальность и слезливость, ощущение враждебности внешнего мира. И это вполне нормально. Обостренность чувств может быть вызвана жизненными кризисами или являться одной из основных черт психотипа человека.
Она накопила пособие на поп-пироги и соду. Когда она ела конфеты, ей приходилось три раза в неделю. Она была злым вдохновителем за периодическими, таинственными исчезновениями всех ванн пирожных, морозившихся с кухонных шкафов. Когда наступила Пасха, она не дождалась завершения своей корзины сладостей и напала на своего брата. Сладкий котелок был настолько печально известен, что у ее матери были секретные пятна, чтобы скрыть конфеты вокруг дома.
Это был определенно образ жизни, — говорит Болдуин, теперь 31-летний внештатный иллюстратор в Бруклине. Но когда она стала старше, она разочаровалась в своей первой любви, сахаре. История Болдуина, вероятно, знакомая. Хотя мы не все так сильно поклонялись алтарю сахара, почти все люди заканчивают детскую любовь к конфетам к более сложным вкусам, чем взрослые, а затем снова к разным вкусам, как пожилые люди Это дано: наш вкус в пище меняется по мере того, как мы становимся старше. Но мало кто понимает, почему.
Что такое повышенная чувствительность?
Чувствительность в психофизиологии неразрывно связана с органами чувств. Психолог и философ А.Н. Леонтьев доказал, что чувствительность, как ответ на внешние раздражители, связана с эмоцией и изначально составляла с ней единое целое. Повышенная чувствительность в этом смысле — необходимое свойство живого организма, улучшающее адаптацию к окружающему миру. Критерий появления психики как таковой. И — основа рефлексов.
Если вы когда-либо вводили младенца в новый аромат детского питания, вы уже были пойманы в тайне того, почему конкретный человек любит или ненавидит определенную пищу. Вы можете сказать, что мы почти все начинаем с сил супергероев. Фактически, дети очень чувствительны, когда дело доходит до их чувств, особенно для цветов и текстуры. Но некоторые исследователи говорят, что дети обладают сверхмощным питанием, когда дело доходит до вкуса — особенно огорчительно, что является предупреждающей меткой природы черепа и скрещенных костей для потенциальных токсинов.
В психологии чувствительность называется сенситивностью. Это проявление неуверенности в себе, ранимости, застенчивости, самокритичности, чувства неполноценности. Как и любая черта характера, помогает отнести личности человека к определенному психологическому типу. К примеру, психиатр А. Е. Личко выделял ее как одну из акцентуаций характера, которые считал «слабыми местами» психики.
Благодарим эволюцию, которая одаренных людей обладает повышенной способностью избегать опасности, наиболее уязвимы. Беременные женщины также становятся более чувствительными к горечи. Даже самый чувствительный едок может преодолеть отвращение к еде, познакомившись с ней или из-за факторов, которые не имеют абсолютно никакого отношения к тому, сколько вкусовых рецепторов он все еще имеет во рту.
«Большой предиктор того, понравится ли кому-то что-то вроде горькой дыни или хмельного пива, не является их чувствительностью к горечи», Марсия Пелхат, сенсорный психолог из Центра химических веществ «Монелл». Это их воздействие на них, их мотивация, их интереса.
Обостренная эмоциональная чувствительность действительно может мешать получать счастье от жизни.
Болезненно чувствительных личностей даже положительные перемены приводят к эмоциональному напряжению и беспокойству.
Социальная сверхвысокая сенситивность предполагает: наличие самокритичности, постоянного самосравнения с более успешными людьми, боязнь общения и социальной активности. Непреодолимый страх перед любыми ситуациями, завышенные требования к себе и вытекающее из этого .
Выросла в пригороде Орегона, она ненавидела горькие продукты почти так же, как и все сладкие, и редко получала возможность попробовать продукты более экзотические, чем «красный соус», итальянский. Но как только она была вне дома с друзьями в колледже, ее кулинарные впечатления резко расширились. Она теперь считает вьетнамскую, корейскую и тайскую кухню среди своих любимых __-__ всех кухонь, которые она могла бы оценить почти так же, как воспоминания об этих первых, головокружительных днях независимости колледжа, что касается сложного баланса сладких, кислых, соленых, горьких и Умами вкусы этих культур благоприятствуют.
Но следует отличать разрушительные последствия чувствительности, от положительных. Специалисты выделяют возрастную сенситивность, помогающую психическому созреванию у детей. Предполагается, что и во взрослом возрасте повышенная чувствительность во время кризисов определенных жизненных циклов (или возрастных) — благоприятные периоды для качественного изменения личности. Только если не копаться в удручающих мыслях, а с помощью обостренной впечатлительности и сильных переживаний, понять свои достижения и новые возможности.
Миф: чувствительные люди – талантливые и умные
А что касается ее детства отвращение к горечи? Она теперь большой поклонник темной зелени и темного шоколада. «Для меня это было похоже на погружную терапию», — говорит она. Все начинается с того, что наши вкусовые рецепторы начинают переставать расти. Индивидуально каждый почерк вкуса проходит через постоянный цикл рождения, смерти и перерождения, который длится около двух недель. Здоровый язык отходит и рушится эти вкусовые рецепторы постоянно. Как только мы наступаем на средний возраст, почки продолжают умирать и теряться, но меньшее количество регенерируется с течением лет.
Сенситивность состоит:
- Из адекватного принятия всех сторон собственного характера.
- Из способности замечать мелочи и детали в поведении других и понимать их значение. За внешними проявлениями видеть суть.
- Из понимания типа жизненной ситуации, этикета и ролей в каждом конкретном случае. С помощью чувствительности и подключения опыта и логики.
Часто хотят развить чувствительность органов чувств: зрения, слуха, обоняния. Чтобы расширить свои возможности. Возможно, и более тонкая «душевность», опирающаяся на подсознательные психологические механизмы — источник и катализатор творчества и креативности, повышенной радости и успеха в общении.
«Старый миф о том, что люди в домах престарелых нуждаются в своих продуктах, недоработанных, ошибочен — им нужно больше по вкусу так же, как раньше», — говорит Марк Айнсворт, профессор кулинарного искусства в Кулинарном институте Америки. «Моя мать много питается на еде, потому что она нуждается в этом, чтобы сделать его вкусным привкусом».
И, да, наше чувство обоняния падает, когда мы попадаем в средний возраст, и теперь проводятся исследования, исследующие неврологию изменений. Проблема в том, что никто из нас не понимает, что мы теряем обоняние. «Как и Гаррисон Кейлор, говоря, что все дети выше среднего, практически все оценивают себя как средние или выше среднего по обонятельной чувствительности», — говорит Пелчат.
Причины повышенной сенситивности
Чрезмерная ранимость и обостренность восприятия может быть:
- Постоянным свойством, возникшем в результате:
- Жизненного опыта или воспитания. Неблагоприятная обстановка, обострившая предрасположенность. Это может быть, как недостаток любви или заботы со стороны родителей, эмоциональная отверженность, так и гиперопека. С годами такая сенситивность уменьшается.
- Наследственности. У 20% людей ЦНС улавливает раздражения, которые большинство просто не замечает. Это связывают с влиянием особого гена, повышающего выработку «гормона стресса» — норадреналина, участвующего в передаче данных между нейронами. А также с высоким уровнем окситоцина, который как «гормон любви и привязанности» усиливает навыки «социальных рассуждений».
- Временным усилением восприимчивости под влиянием:
- , переломных моментов, кризисов.
- Стрессов.
- Депрессивных состояний.
- Заболеваний: общих, неврологических и психических.
Целостно феномен сверхчувствительности не изучался. А фрагментарные наблюдения и исследования дают понять, что такая особенность может обеспечить состоятельность и успешность индивидуума. Если, конечно, не связана с психическими патологиями.
К тому времени, когда большинство из нас — 80, это так, как будто мы даже не обоняем, по крайней мере, когда речь идет о станда
Имеется мало данных о последствиях обрезания новорожденных для чувствительности полового члена у взрослых. Новое исследование, опубликованное в журнале The Journal of Urology ®, указывает на отсутствие различий в чувствительности полового члена к различным типам стимулов и участкам полового члена между обрезанными и здоровыми мужчинами. Кроме того, это исследование ставит под сомнение предыдущие исследования, предполагающие, что крайняя плоть является наиболее чувствительной и, в свою очередь, наиболее сексуально значимой частью полового члена взрослого человека.
Когда Американская академия педиатрии и Канадское педиатрическое общество недавно пересмотрели свою политику в отношении планового обрезания новорожденных, интерес общественности к этим затянувшимся дебатам возродился. Сосредоточившись на результатах для здоровья, особенно на защите от инфекций, передаваемых половым путем, а не на чувствительности полового члена, американское политическое заявление поддерживает регулярное обрезание новорожденных мужчин, в то время как политика Канады этого не делает.
Исследователи изучили две гипотезы, которые могли бы подтвердить снижение чувствительности полового члена: является ли обнаженная головка полового члена обрезанных мужчин менее чувствительной, чем у интактных мужчин (где предполагается кератинизация), и если сильно иннервируемая крайняя плоть более чувствительна, чем другие участки. полового члена.
«Мы непосредственно проверили, связано ли обрезание со снижением чувствительности полового члена, проверяя тактильное обнаружение, определение боли, определение тепла и пороги тепловой боли на нескольких участках полового члена между группами здоровых (неонатально) обрезанных и интактных мужчин», — пояснил ведущий автор Дженнифер Боссио, кандидат клинической психологии факультета психологии Королевского университета, Онтарио, Канада (работает с доктором Кэролайн Пукалл, доктором философии, и доктором Стивеном Стилом, доктором медицины). «Это исследование показывает, что обрезание новорожденных не связано с изменениями чувствительности полового члена, и дает предварительные доказательства того, что крайняя плоть не является самой чувствительной частью полового члена.»
В исследовании приняли участие 62 мужчины в возрасте от 18 до 37 лет (30 были обрезаны, 32 остались нетронутыми). Протоколы количественного сенсорного тестирования (QST) оценивали пороги прикосновения и боли, а также пороги обнаружения тепла и тепловой боли на контрольном участке (предплечье) и трех-четырех участках полового члена (головка полового члена, стержень средней линии, проксимальнее стержня средней линии и крайняя плоть, если таковая имеется) , Авторы сообщили, что стимулы боли, обнаружения тепла и тепловой боли, вероятно, активируют нервные волокна, более важные для сексуального удовольствия, чем пороги прикосновения, что было в центре внимания предыдущих исследований.
Хотя в предыдущем исследовании более низкие тактильные пороги были отмечены на головке полового члена у обрезанных мужчин, текущее исследование не обнаружило межгрупповых различий в чувствительности по четырем типам стимуляции, что не подтверждает широко принятую, но в значительной степени непроверенную гипотезу кератинизации.
Исследователи также обнаружили, что крайняя плоть имела такую же чувствительность, как и контрольный участок на предплечье, для любого тестируемого типа стимула. Учитывая, что другие половые органы (например,g., головка полового члена, стержень по средней линии) были более чувствительны к болевым раздражителям, чем предплечье, удаление сильно иннервируемой крайней плоти, по-видимому, не приводит к удалению наиболее чувствительной части полового члена.
Сексуальная функция оценивалась с помощью Международного индекса эректильной функции (IIEF), показателя сексуального функционирования мужчин за последние четыре недели, состоящего из 15 пунктов, по пяти областям эректильной функции: удовлетворенность половым актом, оргазмическая функция, сексуальное желание и общее удовлетворение. , Никаких различий между группами по любому из этих показателей не наблюдалось, что позволяет предположить, что сексуальное функционирование может не различаться в зависимости от статуса обрезания.
«Методология и результаты этого исследования основаны на предыдущих исследованиях и подразумевают, что если сексуальное функционирование связано со статусом обрезания, то эта взаимосвязь не является, вероятно, результатом снижения чувствительности полового члена в результате обрезания новорожденных», — отметила г-жа Боссио.
История Источник:
Материалы предоставлены Elsevier Health Sciences . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
,О консультационной психологии PsyD
Тип степени:
Доктор психологических наук
Расположение:
Интернет, аудитория и гибрид
Продолжительность:
Обычно 4–6 лет
Всего кредитов:
От 90 до 120 кредитов, но варьируется
Право на помощь:
Да, для аккредитованных программ
Психологи-консультанты работают лицом к лицу с отдельными людьми, парами, семьями и группами, чтобы помочь им определить и решить свои проблемы.Сюда могут входить такие проблемы, как расстройства психического здоровья, поведенческие проблемы, проблемы во взаимоотношениях и практически любые другие проблемы, которые могут повлиять на нашу повседневную жизнь. Обладая психотерапевтом в области консультирования по психологии, вы приобретете знания и опыт, необходимые для оценки пациентов, предоставления лечения и помощи широкому кругу групп населения.
Вы заинтересованы в том, чтобы использовать свой опыт, чтобы оказывать положительное влияние на повседневную жизнь людей? Читайте дальше, чтобы узнать, чего вы можете ожидать в отношении образования, трудоустройства и профессиональных возможностей, связанных с психотерапевтом в области консультирования по психологии.
Что такое психология консультирования?
Консультативная психология концентрируется на эмоциональных, социальных, физических, профессиональных и образовательных проблемах пациентов всех возрастов. Делает упор на помощь людям в улучшении их благосостояния, облегчении повседневных стрессов и разрешении личных и межличностных кризисов. Психология консультирования также включает вмешательства, связанные с психическими, эмоциональными, поведенческими и физическими расстройствами.
На практике психологи-консультанты используют устоявшуюся теорию и исследования, чтобы служить людям в самых разных условиях.В случае разнообразной популяции пациентов вмешательства определяются индивидуальными обстоятельствами. В зависимости от потребностей пациента лечение может быть краткосрочным или долгосрочным. Их можно использовать для решения проблем или установления целей. Лечение часто проводится один на один или в небольших группах.
Консультационная психология Программы психологии
Консультативная психология Программы PsyD делают упор на клиническую подготовку и применение исследований на практике. Психолог в области консультирования по психологии подготовит вас к проведению оценок и предоставлению услуг отдельным лицам и группам, занимающимся независимой практикой или в других неконтролируемых должностях. Эта степень, как и другие программы докторского уровня, может использоваться для удовлетворения образовательных требований для получения государственной лицензии.
Консультативная психология специализируется на многих областях. Возможности различаются в зависимости от программы, но некоторые общие концентрации включают:
- Старение и проблемы пожилого возраста
- Дети и подростки
- Производственные / организационные вопросы
- Брак и семья
- Спортивная психология
- Злоупотребление психоактивными веществами и наркомания
- Травмы и жестокое обращение
PhD vs.PsyD — В чем разница?
Кандидат психологических наук — еще одна степень, которая может дать вам право на получение лицензии. И докторская, и психологическая консультация по психологии может привести к получению государственной лицензии и аналогичным ролям, но программы различаются по направленности учебной программы.
Доктор философии делает упор на научные исследования и преподавание как на способ получения новых знаний в этой области. Учебная программа включает углубленное изучение статистики и методов исследования и требует от вас завершения и защиты диссертации.Докторская степень более уместна, если вы хотите продолжить карьеру в академических или исследовательских кругах.
Программа PsyD, с другой стороны, подчеркивает применение существующих знаний к клиническим услугам в частных, групповых или организационных условиях. Курсовая работа подчеркивает методы взаимодействия с отдельными людьми, семьями или группами. Вы можете предпочесть PsyD, если хотите работать с пациентами один на один, не тратя столько времени на исследования, которые делают упор на статистику и исследования.
Требования к поступающим
Требования к поступающим на получение степени психолога-консультанта PsyD различаются в зависимости от учреждения. Студенты обычно поступают со степенью магистра психологии, консультирования или другой смежной области. Если ваша степень не связана с областью, , вам, вероятно, придется пройти предварительные требования по человеческому развитию, психологии или статистике , прежде чем приступить к работе по курсу PsyD.
Принятие к участию в ведущей программе консультирования по психическим расстройствам может быть конкурентоспособным.Для большинства программ требуется следующее:
- Рекомендательные письма для учебы
- Образцы академических писем
- Личное собеседование
- Официальные академические справки
- Рекомендательные письма для специалистов
- Подтверждение профессионального опыта
- Эссе для конкретной школы
Есть ли требование о среднем балле?
Для многих программ консультирования по психологии требуется средний балл 3,0 или выше, , хотя для высококонкурентных школ нередко требуется 3.5 или выше. Кроме того, для некоторых программ требуется средний балл не ниже 3,2 для курсов психологии.
Вам нужно сдавать GRE?
Многие, но не все программы PsyD требуют, чтобы вы сдавали GRE и набирали определенные баллы для поступления. Эти требования различаются, поэтому лучше проверять конкретные критерии в каждой программе. Лучшие аспирантуры по психологии дают средние баллы около 160 из 170 по вербальному и количественному разделам и около 5 из 6 по аналитическому письму.В дополнение к общему GRE, некоторые программы PsyD также требуют, чтобы абитуриенты прошли предметный тест GRE Psychology.
Важно отметить, что программ, для которых требуется GRE, часто принимают только оценки за 5 лет до даты подачи заявки.
Можете ли вы получить без степени магистра?
Некоторые программы психологического консультирования PsyD позволяют поступать без степени магистра, хотя требуется степень бакалавра. Эти программы, известные как совместные программы или программы двойного диплома, позволяют вам получить степень магистра после получения определенного количества кредитов в докторской программе.
Сколько времени нужно, чтобы получить психотерапевт по психологии консультирования?
Большинство программ консультирования по психологии PsyD требует от 90 до 120 семестровых часов, или эквивалент четверти, хотя это время сильно варьируется в зависимости от учреждения. Программы, аккредитованные APA, должны включать не менее 3 академических лет полной занятости и 1-летнюю стажировку, поэтому 4 года — это минимальное время для завершения. Большинство программ PsyD обычно требуют от 4 до 6 лет очного обучения в течение всего года.
Кроме того, некоторые программы имеют ограничение на количество лет, в течение которых вам разрешено получить степень. Если вы не можете выполнить требования в пределах установленного лимита — часто 5 или 6 лет — вам нужно будет подать в школу прошение о продлении.
Ускоренные программы
Чтобы воспользоваться преимуществами ускоренных программ, вы, как правило, должны посещать полный рабочий день и применять переводные баллы с предыдущей степени магистра на ваш PsyD.Тем не менее, вам все равно нужно будет пройти аккредитованную программу как минимум 4 года.
Некоторые программы позволяют переводить до 24 кредитов из соответствующей дипломной работы , хотя часто существуют ограничения на то, как давно эти курсы были завершены.
Требования к образованию
Требования к образованию для получения психотерапевта по психологии консультирования включают курсовых работ по психологической науке и теории, а также возможности для практической клинической практики .Программы помогают студентам развить передовые навыки оценки, диагностики и лечения для широкого круга пациентов и условий. Некоторые программы позволяют студентам сконцентрироваться на конкретных группах населения или проблемах в своей элективной работе.
Все программы PsyD требуют стажировки, критерии которой зависят от программы. Кроме того, для некоторых программ PsyD требуется диссертация или эквивалентный дипломный проект, хотя это чаще встречается у докторов наук.
Основные классы
Общие базовые классы психотерапевта по психологии консультирования могут включать:
- Когнитивная оценка
- Диагностика и вмешательство
- Проблемы разнообразия
- Этика и профессиональные вопросы
- Оценка личности
- Качественное исследование
- Количественное исследование и статистический анализ
- Социальная и организационная психология
- Профессиональная оценка и профориентация
Требуется ли стажировка или другая работа на местах?
Чтобы получить степень , вам необходимо пройти стажировку, аккредитованную APA, которая включает в себя не менее 1 года опыта работы в психологии психолога-консультанта до выпуска .Этому часто предшествуют различные виды полевых исследований, призванные подготовить вас к опыту. Начиная с первого года обучения, вы можете рассчитывать на участие в практических занятиях, где вы будете наблюдать за профессионалами в этой области и вносить ограниченный вклад в применение того, что вы узнали в классе.
В зависимости от требований вашего штата вам также может потребоваться от 1 000 до 2 000 контролируемых часов постдокторской работы, чтобы претендовать на лицензию.
Есть ли какие-нибудь онлайн-программы?
Программы, которые предлагают онлайн-получение степени PsyD, позволяют вам выполнять некоторые из ваших курсовых работ вне учебной аудитории в удобное для вас время.Однако для получения PsyD требуется стажировка, а также контролируемые практики , поэтому онлайн-программа по-прежнему требует, чтобы вы проводили время в утвержденных местах, чтобы соответствовать этим критериям.
Как выбрать программу психологической консультации
При выборе программы психологического консультирования PsyD, убедитесь, что программа аккредитована APA, CPA или национальным агентством аккредитации , одобренным Американским советом профессиональной психологии (ABPP).Вы можете получить доступ к базе данных с возможностью поиска программ, аккредитованных APA, на веб-сайте организации.
Аккредитациягарантирует, что ваша программа соответствует стандартам качества, дает вам право на получение государственной лицензии и соответствует требованиям для профессиональной сертификации ABPP.
Выбор психологической консультации Программа PsyD включает изучение структуры, учебного плана и стоимости отдельной программы, чтобы определить, соответствует ли она вашим ресурсам и целям. Считайте:
- Предлагает ли эта программа области концентрации, которые я хочу изучать?
- Есть ли возможность для работающих студентов работать неполный рабочий день или онлайн?
- Требуется ли диссертация или завершающий проект?
- Каков средний размер класса?
- Как часто студенты проходят стажировку по своему выбору?
- Каковы показатели выпуска и трудоустройства?
- Насколько успешно выпускники сдают лицензионные и сертификационные экзамены?
- Могу ли я рассказать недавним выпускникам об их опыте?
- Какие виды финансовой помощи предлагаются?
Clinical vs.Консультативная психология
Различие между клинической психологией и психологией консультирования может сбивать с толку, поскольку профессионалы в обеих областях могут работать как исследователи и проводить психотерапию в одних и тех же условиях. Кроме того, клинические психологи и психологи-консультанты имеют право на получение лицензии в качестве независимых практикующих специалистов во всех 50 штатах.
Хотя компетенции, необходимые для клинических психологов и психологов-консультантов, как правило, одинаковы, есть нюансы, которые отличают эти специальности.Как правило, клинических психологов с большей вероятностью займутся вопросами, связанными с серьезными психическими заболеваниями, и лечением пациентов с длительными психопатологиями. Их пациенты, вероятно, будут бороться с такими состояниями, как посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное расстройство, шизофрения и тяжелая депрессия.
Напротив, психологов-консультантов чаще делают упор на здоровье и профилактику, работая со здоровыми пациентами, у которых меньше серьезных психологических проблем. Они часто лечат пациентов, которым требуется помощь в решении социальных, эмоциональных и физических проблем, связанных с семьей, школой или работой.Психологи-консультанты могут специализироваться в таких областях, как проблемы взаимоотношений, управление карьерой, злоупотребление психоактивными веществами или значительные изменения в жизни.
Где работают психологи-консультанты?
Психологи-консультанты могут работать учителями или исследователями, хотя большинство из них работают в качестве клинических практиков в независимой практике. Психологи-консультанты также предоставляют услуги по телефону:
- Деловые и производственные организации
- Учреждения семейного обслуживания
- Учреждения здравоохранения
- Центры психического здоровья
- Реабилитационные учреждения
- Консультационные центры при университетах
- Медицинские центры Управления по делам ветеранов
Заработная плата психолога-консультанта
Годовая зарплата психологов-консультантов зависит от географического положения, работодателя и уровня опыта.Бюро статистики труда США (BLS) не отслеживает зарплаты специально для психологов-консультантов. Вместо этого в BLS указана средняя годовая заработная плата всех клинических, консультационных и школьных психологов в размере 81 330 долларов.
Лицензирование и учетные данные
Чтобы работать психологом-консультантом, вы должны соответствовать требованиям для получения лицензии в штате, в котором вы работаете. Наличие лицензии необходимо, если вы хотите заниматься частной практикой или работать на другой должности без присмотра. В большинстве штатов для получения лицензии требуется наличие докторской степени и соответствие определенным требованиям, включая многочасовой опыт работы и сдачу экзаменов.
В большинстве штатов ваша докторская программа должна быть аккредитована Американской психологической ассоциацией (APA) или Канадской психологической ассоциацией (CPA). Часто приемлема программа, разработанная Ассоциацией психологических советов штатов и провинций (ASPPB).
После получения докторской степени по психологии все начинающие психологи должны сдать Экзамен по профессиональной практике в психологии (EPPP), проводимый ASPPB. Это национальный экзамен, обязательный для всех психологов страны. Он состоит из 225 вопросов с несколькими вариантами ответов и, как правило, должен быть сдан с оценкой не менее 500 из 800, хотя в вашем штате могут использоваться другие критерии.
Многие штаты также требуют от поступающих сдать дополнительный экзамен по юриспруденции, который охватывает конкретные законы и постановления, связанные с психологической практикой в этом штате.
Финансовая помощь психологу-консультанту
Стоимость получения сертификата PsyD в области консультирования по психологии зависит от типа школы, которую вы посещаете.Исследование APA, проведенное в 2016 году, показало, что средняя годовая плата за обучение по программам докторантуры составила:
- Государственный, внутри штата: 10 800 долларов
- Государственный, за пределами штата: 24000 долларов
- Частный: 33 698 долларов
Как правило, студенты-психотерапевты, изучающие психологическое консультирование, не имеют права на освобождение от оплаты за обучение или стажировку в научных исследованиях, поскольку такие возможности обычно предоставляются аспирантам. Однако вы можете компенсировать свои затраты на образование стипендиями или стипендиями. Эти награды могут быть краткосрочными или долгосрочными и, в случае стипендий, могут включать дополнительные стипендии и льготы.
Вы также можете подать заявление на получение других видов финансовой помощи. Первый шаг — определить ваше право на получение помощи по мере необходимости, заполнив Бесплатное заявление на получение федеральной помощи студентам (FAFSA) . Если вы имеете право на получение помощи, вы также можете иметь право работать неполный рабочий день на должностях, финансируемых Федеральной программой работы и учебы.
Если ваши финансовые ресурсы ограничены, важно исчерпать все потенциальные источники финансирования.Узнайте, имеете ли вы право на получение финансовых наград на основании академических заслуг или других критериев. Некоторые потенциальные источники включают:
- Финансовые вознаграждения от вашей школы или программы
- Государственные программы поощрения
- Частные предприятия
- Национальные и местные отделения психологических ассоциаций
- Профессиональные или общественные организации
- Нетрадиционные стипендии для студентов
- Возмещение стоимости обучения работодателем
- Военная или другая государственная служба стипендии
- Студенческие ссуды
Прощение студенческого кредита
Имея докторскую степень в области психологического консультирования, вы можете иметь право на прощение студенческого кредита, если вы соответствуете определенным требованиям.Эти требования включают наличие прямых студенческих ссуд, выплату не менее 120 выплат и работу на полную ставку в правительственном учреждении или некоммерческой организации. Другие критерии могут включать то, что вы работаете в сфере, где не хватает психологов-консультантов.
Программы прощения ссуд, финансируемые правительством США, включают:
Вы также можете иметь право на спонсируемые государством программы прощения ссуд, которые обычно имеют схожие критерии выплаты и приема на работу.Свяжитесь с Департаментом здравоохранения вашего штата, чтобы узнать об имеющихся программах.
Профессиональные организации
Присоединение к профессиональной организации поможет вам оставаться в курсе новостей отрасли, научных открытий и тенденций в практике. Эти группы часто предоставляют возможности для общения, профессионального развития и поиска работы. Некоторые известные организации включают:
- Американская ассоциация консультантов (ACA) : В состав ACA входят специалисты-консультанты из различных медицинских учреждений США.S. Организация способствует профессиональному развитию, защищает профессию и работает над установлением стандартов для защиты тех, кто пользуется консультационными услугами.
- Американская ассоциация консультантов по психическому здоровью (AMHCA) : AMHCA включает в себя лицензированных клинических консультантов по психическому здоровью в США. Он предлагает возможности для обучения, лидерства, защиты и сотрудничества.
- Международная ассоциация анализа поведения (ABAI) : ABAI поддерживает науку и практику поведенческого анализа.Участники делятся передовым опытом, результатами исследований, образовательными стратегиями и возможностями профессионального роста.
- Международная ассоциация когнитивной психотерапии (IACP) : IACP — это междисциплинарная организация, которая способствует развитию и использованию психотерапии как научной дисциплины и профессионального усилия. Организация продвигает образование, публикации в журналах и получение сертификатов членства.
- Общество консультативной психологии (APA Division 17) (SCP) : SCP — одно из более чем 54 подразделений APA, посвященных вспомогательным областям и другим актуальным областям в области психологии.SCP продвигает область психологического консультирования посредством совместных исследований, создания сетей и других возможностей профессионального развития в соответствии с миссией APA.
- Общество личности и социальной психологии (SPSP) : SPSP работает над продвижением науки, обучения и применения личности и социальной психологии. Организация продвигает образование, исследовательские публикации и поддержку членов.
Прочтите о различных подполях психологии и узнайте о различиях между ними.
Итак, вы знаете, что хотите заняться психологией. Но знаете ли вы, на чем хотите специализироваться?
Многие студенты в начале учебы тоже не знают, в какой подполе они хотят специализироваться. Но по мере того, как вы продвигаетесь в учебе, у вас будут появляться вдохновляющие преподаватели и определенные занятия, которые действительно вам понравятся.Как и большинство студентов-психологов, вы, естественно, найдете ту область, которая подходит именно вам.
Взгляните на некоторые из основных специальностей психологии ниже. Какой из них соответствует вашим желаниям и карьерным целям?
Клиническая психология
Клиническая психология — крупнейшая область психологии. Клинические психологи обычно работают в консультационных центрах, независимых или групповых практиках, больницах или клиниках. Они оценивают и лечат психические, эмоциональные и поведенческие расстройства.(PhD или PsyD)
Когнитивная и перцепционная психология
Когнитивные и перцептивные психологи изучают человеческое восприятие, мышление и память. (MS, PhD или PsyD)
Консультации по психологии
Психологи-консультанты используют различные методы, включая собеседование и тестирование, чтобы давать людям советы о том, как решать проблемы повседневной жизни. Они работают в таких условиях, как университетские консультационные центры, больницы, индивидуальные или групповые практики.В большинстве штатов люди со степенью магистра не могут иметь собственную частную практику. (MA, PsyD или PhD)
Психология развития
Психологи развития изучают физиологическое, когнитивное и социальное развитие, которое происходит на протяжении всей жизни. Некоторые специализируются на поведении в младенчестве, детстве и подростковом возрасте или на изменениях, которые происходят в зрелом или пожилом возрасте. (Доктор философии)
Психология образования
Педагогические психологи проводят исследования динамики класса, стиля преподавания и переменных обучения; разрабатывает учебные тесты, оценивает образовательные программы, выступает консультантом школ.(EdD, EdS, MEd или PhD)
Инженерная психология
Инженерные психологи проводят исследования о том, как люди лучше всего работают с машинами. (MS, PhD или PsyD)
Экспериментальная / исследовательская психология
Психологи-экспериментаторы или исследователи работают в университетах и частных исследовательских центрах, а также в коммерческих, некоммерческих и государственных организациях. Они изучают процессы поведения людей и животных, таких как крысы, обезьяны и голуби. (Доктор философии)
Судебная психология
Судебные психологи изучают проблемы профилактики правонарушений, программы реабилитации в тюрьмах, динамику зала судебных заседаний, психологию и право, отбирают кандидатов на работу в полиции.(Доктор философии)
Гериатрическая психология
Геропсихологи занимаются особыми проблемами пожилых людей. Появление и рост этих специальностей отражает растущее участие психологов в предоставлении прямых услуг особым группам пациентов. (Доктор философии)
Промышленная / организационная психология
Психологи I / O применяют психологические принципы и методы исследования на рабочем месте в интересах повышения производительности и качества работы и жизни.(Магистр или доктор философии)
Нейропсихология
Нейропсихологи изучают связь между мозгом и поведением. Они часто работают в программах по инсульту и травмам головы. (Доктор философии)
Школьная психология
Школьные психологи работают в начальных и средних школах или школьных округах, чтобы решать проблемы учащихся с обучением и поведением. (MA, EdS, EdD, PhD)
Социальная психология / Психология личности
Социальные психологи исследуют взаимодействие людей с другими людьми и с социальной средой.Они работают в сфере организационных консультаций, маркетинговых исследований, проектирования систем или в других областях прикладной психологии. (MA, PhD)
Психология спорта
Спортивные психологи помогают спортсменам сосредоточиться на целях соревнований, стать более мотивированными и научиться справляться с тревогой и страхом неудачи, которые часто сопровождают соревнования. (MS, PhD)
,